технические характеристики, грузоподъемность и ТТХ двигателя
Советский грузовой автомобиль ЗиЛ-131 с военной рессорой по праву называется легендой. Эти машины успешно используются для разных задач по сей день, не уступая современным аналогам. Успех грузовика заключается в превосходных технических характеристиках.
История автомобиля ЗиЛ-131
ЗиЛ-131 начал разрабатываться совместно с модернизацией грузового автомобиля ЗиЛ-151.
- Перед началом разработки были созданы два грузовика Зис-128 и Зис-128А, которые использовались, как подопытные варианты для отработки различных решений. В итоге появился первый опытный экземпляр Зил-131 в 1956 году.
- Новая машина была во многом унифицирована в соответствии с гражданским ЗиЛ-130. Конструкторами разрабатывалось два варианта: первый (ЗиЛ-131) — это тягач для артиллерии, а второй (ЗиЛ-131А) комплектовался тентом для доставки вооруженного состава. В самом начале разработки, инженеры не внесли подкачку колес при движении машины.
- В роли силового агрегата на опытных грузовиках выступал шестицилиндровый двигатель ЗиЛ-Э130, который также был опытным вариантом. В итоге он не был запущен в серийное производство и 131-ый ЗиЛ начали оснащать двигателем с ЗиЛ-130.
- Одним из самых важных условий являлась повышенная проходимость по бродам. По этой причине трансмиссионные узлы герметизировались специальной пастой. В конструкции использовалась такая электроника, которая могла работать во влажных условиях. Также она имела дополнительную защиту.
- ЗиЛ-131 и 131А испытывались в 1959 году. Министерство обороны решило отказаться от тягача и взять на вооружение ЗиЛ-131А, который в дальнейшем был переименован в ЗиЛ-131. В 1971 году 131А получила гражданская версия.
- Технически освоить машину было не просто, и первая партия была отправлена лишь в 1966 году. Грузовики собирали до 1994 года в Москве. Помимо завода в Москве, они собирались в Новоуральском машиностроительном заводе УАМЗ.
Начиная с 1994 года, в свет вышли улучшенные варианты с другой кабиной и различными вариантами моторов. Производство было закончено в 2016 году.

Внешний вид и кабина
Большая часть грузовиков ЗиЛ имели капотный вариант расположения двигат
militaryexp.com
| Коленчатый вал |
Стальной, кованый, пятиопорный, с отверстиями для смазывания шатунных шеек; шатунные шейки с грязеуплотнителями |
| Маховик |
Чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для пуска двигателя от стартера |
|
Распределительный вал |
Стальной, пятиопорный |
|
Фазы газораспределения: |
|
|
открытие впускного клапана |
31° до ВМТ |
|
закрытие впускного клапана |
83° после НМТ |
|
открытие выпускного клапана |
67° до НМТ |
|
закрытие выпускного клапана |
47° после ВМТ |
|
Привод распределительного вала |
Парой косозубых шестерен. Ведомая шестерня чугунная |
| Клапаны |
Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, с охлаждением жидким натрием, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного вращения клапана во время работы |
| Толкатели |
Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна |
|
Коромысла клапанов |
Стальные, с бронзовой втулкой |
| Смазочная система |
Смешанная под давлением, разбрызгиванием и самотеком с охлаждением масла в радиаторе |
| Масляный насос | Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров; маслоприемник неподвижный |
|
Фильтр очистки масла |
Центробежный с реактивным приводом ротора |
|
Масляный радиатор |
Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором |
|
Вентиляция картера |
Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через фильтр вентиляции картера двигателя (маслозалнвную горловину) |
| Система питания |
Принудительная подача топлива |
| Топливный бак |
Два, вместимостью 170 л, установлены под платформой на левом и правом лонжероне |
everest-autokam.ru
| 1966–1986 | |
| основные | |
|---|---|
| расположение руля | слева |
| количество дверей | 2 |
| количество мест | |
| всего | 3 |
| конструкция | рамная |
| геометрия | |
| габариты | |
| длина | 6 900 мм |
| ширина | 2 500 мм |
| высота | 2 975 мм |
| колёсная база | 3 975 мм |
| колея | |
| передняя | 1 820 мм |
| задняя | 1 820 мм |
| дорожный просвет | |
| стандарт | 330 мм |
| масса | |
| снаряженная | 6 135 кг |
| полная | 10 185 кг |
| двигатель | |
| название | ЗиЛ-130 |
| тип | Поршневой |
| расположение | спереди, продольно |
| система питания | карбюратор |
| материал блока | |
| цилиндры/клапаны | V8/2 |
| объем | 5 966 см³ |
| мощность | |
| мощность | 150 л.с. |
| в диапазоне от | 3 200 об/мин |
| крутящий момент | |
| крутящий момент | 402 Нм |
| в диапазоне от | 1 600 об/мин |
| в диапазоне до | 1 800 об/мин |
| степень сжатия | 6,5 |
| топливо | А-80 |
| турбонаддув | нет |
| охлаждение | жидкостное |
| трансмиссия | |
| привод | полный |
| коробка передач | МКПП 5 |
| сцепление | Однодисковое, сухое |
| подвеска и рулевое управление | |
| передняя подвеска | |
| стабилизатор поперечной устойчивости | нет |
| тип передней подвески (уст.) | Зависимая |
| тип задней подвески (уст.) | Зависимая |
| динамические характеристики | |
| максимальная скорость | 80 км/ч |
| эксплуатационные характеристики | |
| объем топливного бака | 170+170 л |
| расход топлива | |
| Неустановленный метод | |
| на трассе | 40 л/100км |
| Система «старт-стоп» | нет |
| грузоподъемность | 5 000 кг |
| масса буксируемого прицепа | 4 000 кг |
| разворот | |
| диаметр | 20,4 м |
| тормозная система | |
| передние тормоза | |
| тип | барабанные |
| задние тормоза | |
| тип | барабанные |
| колёса и диски | |
| материал дисков | сталь |
| передние | ?J × 20 ???/?? R20 |
| задние | ?J × 20 ???/?? R20 |
| место производства | Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР |
www.autowp.ru
Армейский автомобиль ЗИЛ-131, СССР | Энциклопедия оружия
Описание
p>ЗиЛ-131 представляет собой дальнейшее развитие конструкции армейского грузового автомобиля в классе грузоподъемности до 5 тонн. На машине установлен восьмицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 150 л. с. Все колеса автомобиля — ведущие односкатные переменного давления. Необходимый уровень давления в шинах поддерживается с помощью централизованной системы регулирования давления воздуха. Грузовик оснащен «проходными» задними мостами, что позволило уменьшить количество карданных валов. Привод к передним колесам — отключаемый. Машина имеет экранированное электрооборудование.По сравнению с ЗиЛ-157 изменен дизайн кабины водителя. По значительной части узлов и агрегатов автомобиль ЗиЛ-131 унифицирован с коммерческим грузовиком ЗиЛ-130.
ЗиЛ-131 выпускался серийно с 1967 по 1994 годы и являлся самым массовым типом армейского грузовика в Вооруженных Силах СССР в семидесятые и восьмидесятые годы.
Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования.
В середине восьмидесятых годов машина была модернизирована и стала называться ЗиЛ-131Н.
ТТХ
|
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
| Колесаня формула | 4х4 |
| Грузоподъемность на шоссе/грунте | 5000/3500 кг |
| Снаряженная масса | 6760 кг |
| Габариты | 7040х2500х2480 мм |
| Колесная база | 4,6 м |
| Колея передняя | 1820 мм |
| Дорожный просвет | 340 мм |
| Двигатель | карбюраторный, жидкостного охлаждения |
| Число цилиндров | 8 |
| Рабочий объем двигателя | 5,996 л |
| Номинальная мощность | 150 л. с. при 3200 об/мин |
| Максимальная скорость | 80 км/ч |
| Запас хода | 850 км |
war-arms.info
