РемБат: ТРМ-80

Шасси Трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности КОМ-1
Кузов КМ-131, переработанный для подвижных танкоремонтных мастерских
Габаритные размеры мастерской в походном положении, мм:
    длина 7470
    ширина 2570
    высота 3100
    Масса (при полной заправке, без экипажа), кг 10200
Внутренние размеры кузова, мм:
    длина 4000
    ширина 2250
    высота 1800
    Внутренний объем кузова, м3 15,5
Вписываемость в железнодорожный габарит
Вписывается в га­барит 02-Т
Питание электроэнергией:
    силового оборудования От электросварочно-силовой установки или от постороннего источника электроэнергии
    освещение От электросварочно-силовой установки мастерской или от постороннего источника электроэнергии через понижающий трансформатор ОСО-0,25 кВт
    дежурного освещения От аккумуляторных батарей кузова
Углы проходимости (въезда) мастерской, град
    передний 36
    задний 40
Наибольшая преодолеваемая глубина брода с твердым дном, м 1,4
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч 80
Зяпас хода по шоссе, км 650—750
Средний расход топлива на 100 км по шоссе, л 50
Максимальная мощность двигателя при 3200 об/мин, л.с 150
Вместимость топливных баков, л 340
Мощность силового генератора ЕС-52-4У2 при напряжении 230 В, кВт 5
Сварочный генератор ГД-304:
    напряжение холостого хода на крутопадающих характеристиках, В 75—80
    пределы регулирования сварочного тока, А 15-300
Преобразователь ИЭ-9401:
    Напряжение, В 36
    частота, Гц 200
    мощность (отдаваемая), кВ-А 4
    мощность (потребляемая), кВт 5,8
Машина ручная шлифовальная электрическая ИЭ-2004:
    диаметр шлифовального круга, мм 150
    напряжение, В 36
    частота, Гц 200
Машина ручная сверлильная электрическая ИЭ-1021:
    напряжение, В 36
    частота, Гц 200
    диаметр сверления максимальный, мм 14
Устройство для подзарядки аккумуляторных батарей ремонтируемого объекта Сварочный генератор ГД-304 на жестких характеристиках
    напряжение заряда, В  28—32
    способ регулировки величины зарядного на­пряжения Ручной, реостатом
    изменение величины зарядного тока, А До 120
Выпрямитель Полупроводниковый
    напряжение питания, В 380/220
    максимальный ток нагрузки, А 25
    напряжение холостого хода, В 29,5
    напряжение при максимальном токе нагрузки, В. Не менее 24
Радиостанция Р-123М
Переговорное устройство Р-124
Кран-стрела:
    грузоподъемность, кгс 1500
    вылет крюка, мм 2400
    высота подъема крюка, мм 3500

rem-battalion.ru

Подвижные средства технического обслуживания и ремонта. Часть 3

В Афганистане пришлось вести боевые действия на местности абсолютно не пригодной для применения бронетанковой технички и выполнять задачи, к которым они никогда не готовились. Бронетехника в основном применялись в качестве мобильных огневых точек на блокпостах. Кроме того, их привлекали для сопровождения колонн. Т-62Д, БМП-2Д, БТР-60, БТР-70 и БТР-80 достойно выполняли боевые задачи в тяжелейших условиях, сохранив тысячи солдатских жизней. В условиях современного боя танк является мощным огневым средством и хорошим средством защиты, но у танка имеются и серьезные недостатки: это зоны, поражение которых возможно даже легким противотанковым оружием пехоты; наличие сотен литров дизельного топлива и масла, сотен килограммов боеприпасов. Однако критическая оценка слабых мест и принятие соответствую-
щих мер могут в значительной степени повысить живучесть танков и сохранить жизни экипажам. Повышение живучести можно провести как на оборонных предприятиях, так и своими силами в войсках с помощью подвижных ремонтных мастерски. По опыту ввода и обустройства советских войск в Афганистане были сделаны вполне определенные выводы. Все колесные ТРМ на базе ЗиЛ-131 оказались неприспособленными для обеспечения боевых действий войск в условиях Афганистана (горно-пустынная местность, крайне узкие горные дороги с очень крутыми подъемами, спусками и поворотами, барханные пески, песчаные бури и т.п). Все это приводило к тому, что ТРМ практически в ходе боевых действий не использовались, а для организации технического обеспечения задействовали одну из боевых машин мотострелковой роты (БМП или БТР), с необходимым
инструментом и запасными частями. Всвязи с этим колесные ТРМ на базе ЗиЛ-131 не поспевали за боевыми подразделениями, особенно за БМП, следовательно, их или не брали с собой, или оставляли на одном из блокпостов. Во-вторых, приходилось вместо ТРМ использовать одну из боевых машин роты, что снижало ее боевые возможности, а в-третьих, выделение средств из ремроты полка значительно уменьшало ее производственный потенциал и она зачастую не могла выполнить стоящие перед ней задачи восстановления ВВТ на месте постоянной дислокации.
В связи с этим с середины 1980-х годов в армии возникла потребность в мастерских на новом более
совершенном шасси. Выбор был сделан в пользу шасси Урал-4320 и КамАЗ-4310.
Со второй половины 80-х годов на заводе началась работа по подготовке производства мастерских на
шасси Урал-4320.

fishki.net

ТРМ-80 ТО И ИЭ

Введение

1. Назначение мастерской

2. Техническая характеристика мастерской

3. Общее описание мастерской

3.1. Шасси

3.2. Кузов

3.3. Размещение оборудования мастерской

3.4. Общие указания по эксплуатации, мер безопасности и обслуживанию мастерской

4. Электрооборудование

4.1. Электросварочно-силовая установка

4.1.1. Сварочный генератор ГД-304

4.1.2. Генератор переменного тока ЕС-52-4У2

4.1.3. Привод электросварочно-силовой установки

4.1.4. Регулятор оборотов

4.2. Главный щит

4.3. Панель ввода и выводов

4.4. Сеть сварочного тока

4.5. Сеть переменного тока напряжением 380/220 В

4.6. Сеть напряжением 24 В

4.6.1. Сеть постоянного тока напряжением 24 В

4.6.2. Сеть переменного тока напряжением 24 В

4.6.3. Щит светомаскировки

4.7. Сеть переменного трехфазного тока напряжением 36 В, частотой 200 Гц

4.8. Прибор контроля изоляции

4.9. Эксплуатация электрооборудования

4.9.1. Меры безопасности, при эксплуатации электрооборудования мастерской

4.9.2. Порядок оказания первой помощи при поражении электри¬ческим током

4.9.3. Эксплуатация электросварочно-силовой установки

4.10. Подключение мастерской к внешнему источнику тока

4.11. Возможные неисправности электросварочно-силовой установки и их устранение

4.12. Техническое обслуживание электрооборудования

5. Оборудование мастерской и правила его эксплуатации

5.1. Оборудование для элсктродуговой сварки металлов

5.1.1. Горелка для аргоно-дуговой сварки вольфрамовым электродом

5.1.2. Баллон для аргона

6.1.3. Редуктор

5.1.4. Инструмент и принадлежности

5.2. Кран-стрела

5.2.1. Техническая характеристика

5.2.2. Устройство крана-стрелы

5.2.3. Эксплуатация крана-стрелы

5.2.4. Техническое обслуживание крана-стрелы

5.3. Палатка

5.4. Гидравлический домкрат

5.4.1. Техническая характеристика домкрата

5.4.2. Устройство п работа домкрата

5.4.3. Эксплуатация домкрата

5.4.4. Возможные неисправности домкрата и их устранение

5.4.5. Техническое обслуживание домкрата

5.5. Сверлильная машина ИЭ-1021

5.5.1. Назначение сверлильной машины

5.5.2. Техническая характеристика сверлильной машины

5.5.3. Устройство сверлильной машины ИЭ-1021

5.5.4. Эксплуатация сверлильной машины

5.5.5. Техническое обслуживание сверлильной машины

5.6. Электрическая шлифовальная машина ИЭ-2004

5.6.1. Техническая характеристика шлифовальной машины

5.6.2. Устройство электрической шлифовальной машины

5.6.3. Правила эксплуатации электрической шлифовальной машины

5.6.4. Техническое обслуживание шлифовальной машины

5.6.5. Возможные неисправности электроинструмента и их устранение

5.7. Инструмент, приспособления и принадлежности для обслуживания и ремонта бронетанковой техники

5.7.1. Специальный инструмент и приспособления для войскового ремонта бронетанковой техники

5.7.2. Слесарно-монтажный, режущий и измерительный инструмент

5.7.3. Комплект приборов и инструмента электрика

5.7.4. Комплект ручного механизированного инструмента

5.8. Обогревательная печь

6. Средства связи

6.1. Особенности эксплуатации радиостанции

-6.2. Порядок работы па радиостанции

6.3. Характерные неисправности радиостанции и переговорного устрой¬ства и их устранение

7. Средства защиты от оружия массового поражения

7.1. Фильтровентиляционная установка ФВУА-1 ООН-24

7.1.1. Назначение и принцип работы

7.1.2. Правила эксплуатации фильтровентиляционной установки

7.1.3. Техническое обслуживание фильтровентиляцнонной установки

7.1.4. Возможные неисправности и их устранение

7.2. Дозиметрический прибор

7.3. Автомобильный комплект для специальной обработки военной техники

8. Основные сведения по технологии сварки алюминиевых сплавов

8.1. Подготовка узлов и сварочных материалов к сварке

8.2. Технология подготовки сварочной проволоки

8.3. Ручная сварка вольфрамовым электродом

8.4. Сборка деталей и узлов под сварку

8.5. Общие указания по сварке

8.6. Контроль качеству сварных швов и исправление дефектов

9. Развертывание и свертывание мастерской

9.1. Развертывание сварочных постов мастерской

9.1.1. Пост для ручной электродуговой сварки стали

9.1.2. Пост для ручной аргоно-дуговой сварки вольфрамовым

электродом

9.2. Свертывание мастерской

10. Меры пожарной безопасности

10.1. Правила пользования огнетушителем ОУ-2

11. Транспортирование мастерской

11.1. Перемещение мастерской своим ходом

11.2. Транспортирование мастерской железнодорожным или водным транспортом

12. Хранение мастерской

 

rem-battalion.ru

Полевые ремонтные мастерские. Автомобили Советской Армии 1946-1991

Полевые ремонтные мастерские

К необъятному семейству всевозможных средств обслуживания и ремонта в полевых условиях различных видов автомобильной, бронетанковой и инженерной техники, их агрегатов и вооружения относились многочисленные автономные универсальные и специализированные мастерские на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131Н с коробками отбора мощности, лебедками, типовыми цельнометаллическими кузовами КМ-131 или бескаркасными К-131 и специальными прицепами. Основу ремонтных средств составляли системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ первого модернизированного семейства ПАРМ-1А, а также более совершенные комплекты ПАРМ-2 и ПАРМ-3М второго и третьего поколений с рационализированным составом оборудования. Они выпускались в 1970 – 1980-е годы в кузовах КМ-131 образца 1970 года и К-131 образца 1981 года. Им на смену пришли новые усиленные герметизированные кузова КМ-131 образца 1991 года с новыми системами герметизации, отопления и очистки воздуха. Все они были максимально приспособлены к установке тяжелого оборудования, длительной автономной работе в наиболее неблагоприятных условиях, оснащались системами энергоснабжения и жизнеобеспечения, переговорным устройством с кабиной водителя, радиостанцией и обогреваемой палаткой для работы вне автомобиля.

Мастерская МТО-70 комплекса ПАРМ-1А в цельнометаллическом кузове. 1972 год.

В состав ремонтных комплексов ПАРМ входило многочисленное семейство мастерских технического обслуживания МТО-70 и МТО-80 двух поколений разного уровня и назначения, которые могли работать совместно с другими средствами ПАРМ или самостоятельно. Они служили для регулярного обслуживания и проведения мелкого ремонта различных видов колесной и гусеничной техники, их различных агрегатов и систем вооружения, и в зависимости от назначения имели разную комплектацию. Основу семейства МТО составляли многопрофильная автомобильная мастерская МТО-АМ и ее специализированные варианты МТО-АТ-М1 для многоцелевых военных автомобилей, МТО-4ОС для четырехосной техники и автотракторная версия МТО-АТ. Для обслуживания инженерной, автомобильной и другой военной техники служила мастерская МТО-И. Узкоспециализированными являлись мастерские для обслуживания артиллерийского и бронетанкового вооружения МТО-АР и МТО-БТ и их различных систем. К этой же гамме относились средства обслуживания шасси подвижных ракетных систем, например, МТО-АТГ-М1 гусеничных зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и «Тунгуска».

В комплектацию машин семейства МТО входили диагностические и контрольные стенды, приборы и комплекты инструментов, легкое слесарное, сверлильное, шлифовальное, сварочное, электротехническое, столярное, малярное, зарядочное, заправочное и моечное оборудование с питанием от собственного электрогенератора мощностью до 12 кВт, а также смонтированный на переднем бампере съемный стреловой кран грузоподъемностью 1,5 т с высотой подъема груза 3,7 м и тросовым приводом от лебедки автомобиля.

В комплексы ПАРМ входили также многочисленные соответственно укомплектованные многоцелевые и специализированные мастерские для проведения любых работ по текущему и среднему ремонту практически всех средств транспорта, боевой техники и вооружения, состоявших на вооружении. С середины 1960-х годов к наиболее распространенным относились универсальные ремонтно-механические мастерские МРМ с более тяжелым станочным оборудованием для ремонта автомобильной, тракторной и специальной военной техники, включая вооружение. В 1980-е годы в войска поступил модернизированный вариант МРМ-М2 с более совершенным оборудованием. Для ремонта автотехники служила профильная мастерская МРС-АТ комплекса ПАРМ-3М, выполнявшая полный цикл работ в полевых условиях от слесарных до зарядки аккумуляторных батарей. Ее разновидностью являлась сварочная мастерская автомобильная МС-А, выпускавшаяся с 1970-х годов Центральным ремонтным заводом № 258 РВСН СССР из города Батайск Ростовской области и выполнявшая комплекс сварочных работ при ремонте деталей из конструкционных, броневых и высоколегированных сталей, алюминиевых и прочих сплавов. Танкоремонтные мастерские ТРМ-70 и ТРМ-80 образца 1970 и 1980 годов служили для текущего и среднего ремонта всех видов бронетанковой техники. Другими профильными ремонтными и вспомогательными средствами были мастерская МЭС для обслуживания и ремонта электрического, инфракрасного и навигационного оборудования бронетанковых войск; станция для ремонта и зарядки аккумуляторов СРЗ-А-М1 с 30-киловаттным электрогенератором и мастерская МРИВ со станочным оборудованием для обслуживания и ремонта инженерной техники и вооружения. К другим средствам комплексов ПАРМ относились электрогазосварочная мастерская ЭГСМ-70, для ремонта электрооборудования и систем питания МЭСП-АТ, ремонтно-зарядная станция ПРЗС-70 и другие. В комплекты ПАРМ-1А и ПАРМ-2 входил транспортный автомобиль АТ-1, представлявший собой доработанный бортовой грузовик 131-й серии с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, приспособленными для перевозки вспомогательного имущества и материалов.

ЗИЛ-131 в варианте транспортного автомобиля АТ-1 с прицепом ПТ-1 из состава комплексов ПАРМ.

Комплектация разных видов мастерских комплексов ПАРМ соответствовала их назначению и включала специальное оборудование, соответствовавшее их профилю. В состав различных ремонтных средств входили токарно-винторезные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и заточные станки, слесарно-механическое оснащение, сварочное и кузнечное оборудование с горном и наковальней, водяная мотопомпа, различные приборы, инструмент, материалы и запасные части. Источниками электроэнергии являлись собственные генераторные станции мощностью 12 – 16 кВт, передвижные электростанции или промышленная сеть переменного тока напряжением 380 – 400 В. Внутри кузовов обычно размещали 3 – 5 рабочих мест, и еще 6 – 9 мест находились под открытым небом, под навесами или в палатках. Для отдыха персонала на верстаках оборудовали спальные места и на покатых частях потолка подвешивали гамаки. Полная масса мастерских на шасси ЗИЛ-131 в среднем составляла 10 т, время их развертывания – 25 – 30 минут. Максимальная скорость движения – 60 – 80 км/ч, запас хода до 800 км.

В инженерных частях использовалась собственная автономная полевая ремонтная инженерная мастерская АПРИМ-2, переставленная в конце 1960-х годов с шасси ЗИЛ-157 на автомобили серии 131 и получившая новые электросварочный агрегат АДБ-306 на прицепе и генератор мощностью 9,6 кВт с приводом от двигателей ГАЗ-320 (32 л.с.) или ГАЗ-321 (45 л.с.), унифицированных с моторами легковых машин «Волга». С 1984 года выпускался модернизированный вариант АПРИМ-М с дополнительными шлифовальным станком и гидропрессом.

Для проведения текущего ремонта наземного артиллерийского и простого ракетного вооружения, их узлов и боеприпасов служили комплексы дивизионных артиллерийских мастерских ДАРМ-70 и ДАРМ-85 образца 1970 и 1985 годов. В их состав входили ремонтно-слесарная мастерская МРС-АР, ремонтно-механические МРМ-АР, МРС-АРМ-2 и МРМ-М3 разной комплектации, мастерские для ремонта оптических приборов ОП и ОП-М, оптико-электронных приборов ОЭ и ОП-П и стрелкового вооружения МРС-ОР, а также мастерские ремонта боеприпасов Н-1Л и обслуживания вооружения МТО-ВМ. Для доставки вспомогательного оборудования в комплексах ДАРМ применяли транспортные автомобили ТА-5 и ТА-6М на базе бортового ЗИЛ-131.

В Войсках связи, ВВС, ПВО и РВСН использовались многофункциональные контрольно-ремонтные автомобильные станции КРАС, состоявшие из 23 профильных мастерских разной комплектации. Они служили для проведения различных видов технического обслуживания, регламентных работ, контроля, регулировки и ремонта зенитных, противотанковых и зенитно-ракетных систем, механической, электрической, наземной и авиационной радиотехнической и специальной военной аппаратуры. Мастерские первого выпуска размещались в кузовах КУНГ-1М, поздние варианты – в кузовах К-131 и КМ-131. Друг от друга они отличались комплектацией, а мастерские серии КРАС-1 снабжались монтажными площадками на крыше и телескопической мачтой.

К прочим ремонтным средствам относились машина обслуживания вертолетов и самолетов МОВС, аппаратная технического обслуживания АТО-3 или автономная ремонтно-измерительная мастерская для проведения ремонта средств связи тактического звена армии, мастерская радиотехническая МРТС с двухосным прицепом-электростанцией, передвижная ремонтно-химическая мастерская ПРХМ-Д для обслуживания и ремонта оборудования, приборов и вооружения дивизионов радиационной, химической и бактериологической защиты. В 1969 году на вооружение был принят комплекс подвижных ремонтных мастерских службы горючего ПРМ-СГ на трех автомобилях ЗИЛ-131 с кузовами-фургонами и на одном бортовом грузовике с лебедкой, служивший для ремонта различных насосов, фильтров, паровых котлов, трубопроводов, металлических и резинотканевых резервуаров и тары. Мастерские для испытаний и обслуживания ракетного вооружения относились к средствам обеспечения ракетных комплексов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Е. Кочнев — «Автомобили Советской Армии 1946-1991». Ч.38

Полевые ремонтные мастерские


  К необъятному семейству всевозможных средств обслуживания и ремонта в полевых условиях различных видов автомобильной, бронетанковой и инженерной техники, их агрегатов и вооружения относились многочисленные автономные универсальные и специализированные мастерские на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131Н с коробками отбора мощности, лебедками, типовыми цельнометаллическими кузовами КМ-131 или бескаркасными К-131 и специальными прицепами. Основу ремонтных средств составляли системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ первого модернизированного семейства ПАРМ-1А, а также более совершенные комплекты ПАРМ-2 и ПАРМ-3М второго и третьего поколений с рационализированным составом оборудования. Они выпускались в 1970 – 1980-е годы в кузовах КМ-131 образца 1970 года и К-131 образца 1981 года. Им на смену пришли новые усиленные герметизированные кузова КМ-131 образца 1991 года с новыми системами герметизации, отопления и очистки воздуха. Все они были максимально приспособлены к установке тяжелого оборудования, длительной автономной работе в наиболее неблагоприятных условиях, оснащались системами энергоснабжения и жизнеобеспечения, переговорным устройством с кабиной водителя, радиостанцией и обогреваемой палаткой для работы вне автомобиля.

  Мастерская МТО-70 комплекса ПАРМ-1А в цельнометаллическом кузове. 1972 год.

  В состав ремонтных комплексов ПАРМ входило многочисленное семейство мастерских технического обслуживания МТО-70 и МТО-80 двух поколений разного уровня и назначения, которые могли работать совместно с другими средствами ПАРМ или самостоятельно. Они служили для регулярного обслуживания и проведения мелкого ремонта различных видов колесной и гусеничной техники, их различных агрегатов и систем вооружения, и в зависимости от назначения имели разную комплектацию. Основу семейства МТО составляли многопрофильная автомобильная мастерская МТО-АМ и ее специализированные варианты МТО-АТ-М1 для многоцелевых военных автомобилей, МТО-4ОС для четырехосной техники и автотракторная версия МТО-АТ. Для обслуживания инженерной, автомобильной и другой военной техники служила мастерская МТО-И. Узкоспециализированными являлись мастерские для обслуживания артиллерийского и бронетанкового вооружения МТО-АР и МТО-БТ и их различных систем. К этой же гамме относились средства обслуживания шасси подвижных ракетных систем, например, МТО-АТГ-М1 гусеничных зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и «Тунгуска».

  В комплектацию машин семейства МТО входили диагностические и контрольные стенды, приборы и комплекты инструментов, легкое слесарное, сверлильное, шлифовальное, сварочное, электротехническое, столярное, малярное, зарядочное, заправочное и моечное оборудование с питанием от собственного электрогенератора мощностью до 12 кВт, а также смонтированный на переднем бампере съемный стреловой кран грузоподъемностью 1,5 т с высотой подъема груза 3,7 м и тросовым приводом от лебедки автомобиля.

  В комплексы ПАРМ входили также многочисленные соответственно укомплектованные многоцелевые и специализированные мастерские для проведения любых работ по текущему и среднему ремонту практически всех средств транспорта, боевой техники и вооружения, состоявших на вооружении. С середины 1960-х годов к наиболее распространенным относились универсальные ремонтно-механические мастерские МРМ с более тяжелым станочным оборудованием для ремонта автомобильной, тракторной и специальной военной техники, включая вооружение. В 1980-е годы в войска поступил модернизированный вариант МРМ-М2 с более совершенным оборудованием. Для ремонта автотехники служила профильная мастерская МРС-АТ комплекса ПАРМ-3М, выполнявшая полный цикл работ в полевых условиях от слесарных до зарядки аккумуляторных батарей. Ее разновидностью являлась сварочная мастерская автомобильная МС-А, выпускавшаяся с 1970-х годов Центральным ремонтным заводом № 258 РВСН СССР из города Батайск Ростовской области и выполнявшая комплекс сварочных работ при ремонте деталей из конструкционных, броневых и высоколегированных сталей, алюминиевых и прочих сплавов. Танкоремонтные мастерские ТРМ-70 и ТРМ-80 образца 1970 и 1980 годов служили для текущего и среднего ремонта всех видов бронетанковой техники. Другими профильными ремонтными и вспомогательными средствами были мастерская МЭС для обслуживания и ремонта электрического, инфракрасного и навигационного оборудования бронетанковых войск; станция для ремонта и зарядки аккумуляторов СРЗ-А-М1 с 30-киловаттным электрогенератором и мастерская МРИВ со станочным оборудованием для обслуживания и ремонта инженерной техники и вооружения. К другим средствам комплексов ПАРМ относились электрогазосварочная мастерская ЭГСМ-70, для ремонта электрооборудования и систем питания МЭСП-АТ, ремонтно-зарядная станция ПРЗС-70 и другие. В комплекты ПАРМ-1А и ПАРМ-2 входил транспортный автомобиль АТ-1, представлявший собой доработанный бортовой грузовик 131-й серии с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, приспособленными для перевозки вспомогательного имущества и материалов.



  ЗИЛ-131 в варианте транспортного автомобиля АТ-1 с прицепом ПТ-1 из состава комплексов ПАРМ.

  Комплектация разных видов мастерских комплексов ПАРМ соответствовала их назначению и включала специальное оборудование, соответствовавшее их профилю. В состав различных ремонтных средств входили токарно-винторезные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и заточные станки, слесарно-механическое оснащение, сварочное и кузнечное оборудование с горном и наковальней, водяная мотопомпа, различные приборы, инструмент, материалы и запасные части. Источниками электроэнергии являлись собственные генераторные станции мощностью 12 – 16 кВт, передвижные электростанции или промышленная сеть переменного тока напряжением 380 – 400 В. Внутри кузовов обычно размещали 3 – 5 рабочих мест, и еще 6 – 9 мест находились под открытым небом, под навесами или в палатках. Для отдыха персонала на верстаках оборудовали спальные места и на покатых частях потолка подвешивали гамаки. Полная масса мастерских на шасси ЗИЛ-131 в среднем составляла 10 т, время их развертывания – 25 – 30 минут. Максимальная скорость движения – 60 – 80 км/ч, запас хода до 800 км.

  В инженерных частях использовалась собственная автономная полевая ремонтная инженерная мастерская АПРИМ-2, переставленная в конце 1960-х годов с шасси ЗИЛ-157 на автомобили серии 131 и получившая новые электросварочный агрегат АДБ-306 на прицепе и генератор мощностью 9,6 кВт с приводом от двигателей ГАЗ-320 (32 л.с.) или ГАЗ-321 (45 л.с.), унифицированных с моторами легковых машин «Волга». С 1984 года выпускался модернизированный вариант АПРИМ-М с дополнительными шлифовальным станком и гидропрессом.

  Для проведения текущего ремонта наземного артиллерийского и простого ракетного вооружения, их узлов и боеприпасов служили комплексы дивизионных артиллерийских мастерских ДАРМ-70 иДАРМ-85 образца 1970 и 1985 годов. В их состав входили ремонтно-слесарная мастерская МРС-АР, ремонтно-механические МРМ-АР, МРС-АРМ-2 и МРМ-М3 разной комплектации, мастерские для ремонта оптических приборов ОП и ОП-М, оптико-электронных приборов ОЭ и ОП-П и стрелкового вооружения МРС-ОР, а также мастерские ремонта боеприпасов Н-1Л и обслуживания вооружения МТО-ВМ. Для доставки вспомогательного оборудования в комплексах ДАРМ применяли транспортные автомобили ТА-5 и ТА-6М на базе бортового ЗИЛ-131.

  В Войсках связи, ВВС, ПВО и РВСН использовались многофункциональные контрольно-ремонтные автомобильные станции КРАС, состоявшие из 23 профильных мастерских разной комплектации. Они служили для проведения различных видов технического обслуживания, регламентных работ, контроля, регулировки и ремонта зенитных, противотанковых и зенитно-ракетных систем, механической, электрической, наземной и авиационной радиотехнической и специальной военной аппаратуры. Мастерские первого выпуска размещались в кузовах КУНГ-1М, поздние варианты – в кузовах К-131 и КМ-131. Друг от друга они отличались комплектацией, а мастерские серии КРАС-1 снабжались монтажными площадками на крыше и телескопической мачтой.

  К прочим ремонтным средствам относились машина обслуживания вертолетов и самолетов МОВС, аппаратная технического обслуживания АТО-3 или автономная ремонтно-измерительная мастерская для проведения ремонта средств связи тактического звена армии, мастерская радиотехническая МРТС с двухосным прицепом-электростанцией, передвижная ремонтно-химическая мастерская ПРХМ-Ддля обслуживания и ремонта оборудования, приборов и вооружения дивизионов радиационной, химической и бактериологической защиты. В 1969 году на вооружение был принят комплекс подвижных ремонтных мастерских службы горючего ПРМ-СГ на трех автомобилях ЗИЛ-131 с кузовами-фургонами и на одном бортовом грузовике с лебедкой, служивший для ремонта различных насосов, фильтров, паровых котлов, трубопроводов, металлических и резинотканевых резервуаров и тары. Мастерские для испытаний и обслуживания ракетного вооружения относились к средствам обеспечения ракетных комплексов.



Автоцистерны и топливозаправщики

  В семейство различных автоцистерн на шасси ЗИЛ-131 входили самые простые модели двойного назначения, а также унифицированные военные топливозаправщики АТЗ-4-131 и АТЗ-4,4-131 и маслозаправщик МЗ-131.

  АЦ-4,0-131 – многоцелевая автоцистерна двойного назначения на шасси ЗИЛ-131 со стальным резервуаром вместимостью 4100 л и сливом топлива самотеком. Принята на вооружение в 1971 году и состояла в подразделениях материального обеспечения для хранения, транспортировки и перекачивания нефтепродуктов. Оснащалась вихревым насосом СВН-80 производительностью 500 л/мин с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, боковой кабиной управления, продольными цилиндрическими пеналами или ящиками для хранения рукавов, фильтром предварительной очистки и системой контроля. Полная масса машины – 10 365 кг.

  АЦ-4,3-131 (АЦЗ-4,3-131) – автоцистерна-заправщик двойного назначения на шасси ЗИЛ-131 с рамным 4300-литровым резервуаром из алюминиевого сплава и задней кабиной управления. Принята на вооружение в апреле 1970 года и выпускалась до 1973 года. Применялась для транспортировки, перекачивания топлива и одновременной заправки до четырех единиц колесной или гусеничной техники с замером выдаваемых количеств. На машине были смонтированы вихревой насос СВН-80, фильтр тонкой очистки, два топливных счетчика-литрометра, трубопроводы и раздаточные рукава с кранами, боковые пеналы для рукавов. Управление всеми операциями ручное из кабины управления, установленной между кабиной водителя и цистерной. Полная масса – 10 510 кг.



  Заправочная автоцистерна АЦ-4,0-131 на шасси ЗИЛ-131 с насосным оборудованием. 1971 год.

  АТЗ-4,4-131 – армейский топливозаправщик на шасси ЗИЛ-131 со стальной несущей цистерной с эксплуатационной емкостью 4400 л. Принят на вооружение 21 января 1975 года. По общей конструкции и комплектации был унифицирован с заправщиком АТЗ-4-131 и служил для одновременной заправки четырех потребителей.

  АТЗ-4-131 (АТЗ-4,1-131) – многоцелевой армейский топливозаправщик на шасси ЗИЛ-131 со стальной цистерной вместимостью 4148 л. Принят на вооружение в июле

  1976 года и выпускался с того же года Реутовским заводом стройоборудования. По общей конструкции и оснащению был унифицирован с заправщиком АТЗ-4,4-131. Снаряженная масса машины – 7040 кг, полная – 10 370 кг.

Автомобильная техника аэродромных служб

  В 1960-е годы на автомобиле ЗИЛ-131 монтировалось аэродромное оборудование, переставленное с шасси ЗИЛ-157, в том числе компрессорная станция УКС-400В и воздухозаправщик ВЗ-20-350. В последующие годы специально для ЗИЛ-131 были созданы новые надстройки: моторный подогреватель УМП-350-131, электрические пусковые агрегаты АПА-50М и АПА-80, авиационный кондиционер АМК-24/56 для подготовки высотного снаряжения летчиков, тепловые машины ТМ-131 и ВМ-63 для удаления наледи с самолетов, средства проверки гидравлических систем самолетов и зарядки их кислородом.

  УМП-350-131 – серийный аэродромный унифицированный моторный подогреватель с тепловой производительностью 350 килокалорий в час на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н. Был разработан по заказу ВВС СССР и выпускался с 1970 года прилукским заводом «Пожмашина». Служил для одновременного обогрева четырех двигателей летательных аппаратов, их кабин, салонов или отсеков, а в летнее время использовался для продувки и вентиляции самолетных кабин. Его оборудование размещалось внутри цельнометаллического кузова с дверками для доступа к рабочим органам и забора атмосферного воздуха. К горячим стенкам калорифера, работавшего на авиационном керосине, воздух засасывался центробежным вентилятором и далее подавался по пяти напорным рукавам к обогревавшимся объектам. Топливо для него хранилось в двух 450-литровых баках. Управление всеми операциями осуществлялось со щитка приборов в кабине водителя. Снаряженная масса машины – 8850 кг.

  АПА-50М – аэродромный пусковой агрегат на шасси ЗИЛ-131 для электрического запуска авиационных двигателей, проверки и питания самолетных систем. Смонтирован в цельнометаллическом кузове с периферийными ящиками для оборудования, кабелей и пультов управления. В его центральной части находился 200-сильный дизельный двигатель У1Д6 с однодисковым сцеплением и раздаточной коробкой для привода четырех электрогенераторов суммарной мощностью до 70 кВт, вырабатывавших постоянный и переменный ток напряжением от 28,5 до 208 В. В левом продольном отсеке кузова помещалась выдвижная телескопическая стрела с электроприводом для подачи тяжелых силовых кабелей к самолету. Масса машины в снаряженном состоянии составляла 10 550 кг. Новый пусковой агрегат АПА-80 новосибирского завода «Электроагрегат» снабжался вспомогательным 210-сильным дизелем КамАЗ-740 для привода генераторов, двумя поворотными стрелами для перемещения кабелей и был приспособлен для работы при температуре до – 50 °C. Установка ЭГУ-50/210-131 с низким металлическим кузовом с боковыми дверцами, откидными панелями крыши и задним блоком управления служила для электростартерного запуска летательных аппаратов, обеспечивала их питание при профилактических и ремонтных работах на аэродроме и дозаправку гидравлических и электрических систем.



  Пусковой агрегат АПА-50М с автономным дизелем в 200 л.с. и генераторами мощностью 70 кВт.
  Для проверки и дозаправки гидравлических систем летательных аппаратов служила передвижная установка УПГ-300 (А-28М), внешне сходная с машиной АПА-50М, но оснащенная автономным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 V8 мощностью 180 л.с. для привода трех гидронасосов, заправочным и контрольным оборудованием. Функции прежнего воздухозаправщика ВЗ-20-350 выполняла новая кислородно-зарядная станция АКЗС-75М-131 с 18 газовыми 50-литровыми баллонами и компрессором для перекачивания медицинского кислорода в бортовые системы самолетов. В кузове К-131 размещалось оборудование автомобильной углекислотно-зарядной станции АУЗС-2М-131 с 24 баллонами и пневматическим компрессором для заполнения бортовых огнетушителей.

  Установка УПГ-300 для проверки и заправки самолетных гидросистем с автономным мотором в 180 л.с.

Средства обеспечения ракетных комплексов

  С началом серийного производства автомобиля ЗИЛ-131 в области спецнадстроек для снабжения и обслуживания ракетных комплексов также наблюдалась тенденция к перестановке на них уже освоенных систем для грузовиков ЗИЛ-157. Однако жесткие требования к новым средствам обеспечения уже во второй половине 1960-х годов привели к созданию модернизированных и новых установок третьего поколения. Их основу составляли доработанные заправщики ракетным топливом 9Г29М и окислителем 9Г30М, применявшиеся в составе мобильного ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» и в других системах, а также заправщики кислородом 9Г22 и 9Г22М для гусеничных зенитно-ракетных установок комплексов «Круг». Для заправки ракетных систем сжатым воздухом использовалась многоцелевая компрессорная станция УКС-400В, переставленная с ЗИЛ-157 и состоявшая на вооружении бригад комплекса 9К72 и дивизионов зенитно-ракетных систем С-200. В кузове КУНГ-1 размещалась машина горизонтальных испытаний 9В11М оперативно-тактических ракет Р-11 и Р-17. С 1967 года в составе гусеничного зенитно-ракетного комплекса 2К12 «Куб» находились контрольно-измерительная станция 2В7 и контрольно-испытательная 2В8 на базе ЗИЛ-131.

  Для подвижного оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» были созданы собственные машины горизонтальных испытаний 2В11М1 и автономных 9В41М. Последняя машина размещалась в модернизированном кузове КУНГ-1МД с навесом над кабиной, двойной крышей и узкими боковыми окнами, установленном на шасси ЗИЛ-131 с четырьмя домкратами. В состав комплекса входил также ракетно-сборочный комплект «Целина-1А» из четырех машин со специальными вместительными глухими кузовами с автономными агрегатами питания, системами подогрева и поддержания определенного температурного режима. Машина-хранилище 9Ф223 применялась для транспортировки ядерных боеголовок ракет 9М21, в фургонах 9Ф225 и 9Ф226 помещались аппаратная и сборочный зал для проверки и комплектации ракет, а на машине 9Ф449 перевозили расходные материалы и запасные части.

  В 1970-е годы, с расширением номенклатуры ракетных систем и постановкой на вооружение новых ракетных комплексов, существенно расширилась и гамма средств для проведения их контроля, сборки, испытаний и обслуживания на разных стадиях подготовки ракет к заправке и запуску, смонтированных в типовых кузовах-фургонах К-131 или КМ-131 на шасси ЗИЛ-131 с одноосными прицепами для транспортировки автономного электроагрегата. К ним относились машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции 9В95М1 гусеничного зенитно-ракетного комплекса 9К37 «Бук», машины 9В210М и 9В210М3 обслуживания зенитных комплексов «Оса» и «Оса-АКМ» соответственно, автоматизированные контрольно-испытательные машины (АКИМ) 9В819 и 9В819-1 с прицепами для регламентной проверки и испытания ракет 9М79 и 9М79-1 тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка-У», установленные в кузовах КМ-131 с домкратами для вывешивания станции. С левой стороны кузова монтировалась трубчатая откидная рампа с ложементом для крепления обслуживаемой ракеты. Автономная бензиновая электростанция мощностью 12 кВт перевозилась на одноосном прицепе. Длина автопоезда составляла 10,8 м, полная масса – 11 972 кг. Машины 9В844 и 9В944М служили для технического обслуживания комплексов «Точка» и «Точка-У» и размещались в кузовах КМ-131 с одним боковым окном, двумя верхними световыми люками и боковой откидной рампой для установки и обслуживания ракеты.



  ЗИЛ-131 с лебедкой и гидрокраном в варианте транспортной машины 5Ю81М комплекса С-200.

  На автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом-фургоном КУНГ-1МД базировалась модернизированная многоцелевая машина 2Щ1-М2 для доставки запасных частей. Для перевозки наборов такелажного оборудования для работы с ракетами и боеголовками комплекса «Куб» использовались технологические машины МС-1760 и МС-1761М на шасси ЗИЛ-131 со специально дооборудованными бортовыми кузовами с тентами и рабочей площадкой на крыше кабины. В состав зенитного комплекса 9К33 «Оса» входил транспортный бортовой автомобиль 9Ф16 с гидрокраном-манипулятором и двумя гидравлическими опорами. Аналогичная машина 5Ю81М служила для перегрузки имущества комплекса С-200. Для проведения обмывочно-нейтрализационных операций всех ракетных комплексов применялась модернизированная машина 8Т311М.

[Предыдущие части]


Продолжение следует

sibnarkomat.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *