Полевые ремонтные мастерские / Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131 / ЗИЛ-131 (1956/1967-1990 гг.) / ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / Арсенал-Инфо.рф
Полевые ремонтные мастерские
К необъятному семейству всевозможных средств обслуживания и ремонта в полевых условиях различных видов автомобильной, бронетанковой и инженерной техники, их агрегатов и вооружения относились многочисленные автономные универсальные и специализированные мастерские на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131Н с коробками отбора мощности, лебедками, типовыми цельнометаллическими кузовами КМ-131 или бескаркасными К-131 и специальными прицепами. Основу ремонтных средств составляли системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ первого модернизированного семейства ПАРМ-1А, а также более совершенные комплекты ПАРМ-2 и ПАРМ-3М второго и третьего поколений с рационализированным составом оборудования. Они выпускались в 1970 – 1980-е годы в кузовах КМ-131 образца 1970 года и К-131 образца 1981 года. Им на смену пришли новые усиленные герметизированные кузова КМ-131 образца 1991 года с новыми системами герметизации, отопления и очистки воздуха. Все они были максимально приспособлены к установке тяжелого оборудования, длительной автономной работе в наиболее неблагоприятных условиях, оснащались системами энергоснабжения и жизнеобеспечения, переговорным устройством с кабиной водителя, радиостанцией и обогреваемой палаткой для работы вне автомобиля.
Мастерская МТО-70 комплекса ПАРМ-1А в цельнометаллическом кузове. 1972 год.
В состав ремонтных комплексов ПАРМ входило многочисленное семейство мастерских технического обслуживания МТО-70 и МТО-80 двух поколений разного уровня и назначения, которые могли работать совместно с другими средствами ПАРМ или самостоятельно. Они служили для регулярного обслуживания и проведения мелкого ремонта различных видов колесной и гусеничной техники, их различных агрегатов и систем вооружения, и в зависимости от назначения имели разную комплектацию.
В комплектацию машин семейства МТО входили диагностические и контрольные стенды, приборы и комплекты инструментов, легкое слесарное, сверлильное, шлифовальное, сварочное, электротехническое, столярное, малярное, зарядочное, заправочное и моечное оборудование с питанием от собственного электрогенератора мощностью до 12 кВт, а также смонтированный на переднем бампере съемный стреловой кран грузоподъемностью 1,5 т с высотой подъема груза 3,7 м и тросовым приводом от лебедки автомобиля.
В комплексы ПАРМ входили также многочисленные соответственно укомплектованные многоцелевые и специализированные мастерские для проведения любых работ по текущему и среднему ремонту практически всех средств транспорта, боевой техники и вооружения, состоявших на вооружении. С середины 1960-х годов к наиболее распространенным относились универсальные ремонтно-механические мастерские МРМ с более тяжелым станочным оборудованием для ремонта автомобильной, тракторной и специальной военной техники, включая вооружение. В 1980-е годы в войска поступил модернизированный вариант МРМ-М2 с более совершенным оборудованием. Для ремонта автотехники служила профильная мастерская
МРС-АТ комплекса ПАРМ-3М, выполнявшая полный цикл работ в полевых условиях от слесарных до зарядки аккумуляторных батарей. Ее разновидностью являлась сварочная мастерская автомобильная МС-А, выпускавшаяся с 1970-х годов Центральным ремонтным заводом № 258 РВСН СССР из города Батайск Ростовской области и выполнявшая комплекс сварочных работ при ремонте деталей из конструкционных, броневых и высоколегированных сталей, алюминиевых и прочих сплавов.

ЗИЛ-131 в варианте транспортного автомобиля АТ-1 с прицепом ПТ-1 из состава комплексов ПАРМ.
Комплектация разных видов мастерских комплексов ПАРМ соответствовала их назначению и включала специальное оборудование, соответствовавшее их профилю. В состав различных ремонтных средств входили токарно-винторезные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и заточные станки, слесарно-механическое оснащение, сварочное и кузнечное оборудование с горном и наковальней, водяная мотопомпа, различные приборы, инструмент, материалы и запасные части. Источниками электроэнергии являлись собственные генераторные станции мощностью 12 – 16 кВт, передвижные электростанции или промышленная сеть переменного тока напряжением 380 – 400 В. Внутри кузовов обычно размещали 3 – 5 рабочих мест, и еще 6 – 9 мест находились под открытым небом, под навесами или в палатках. Для отдыха персонала на верстаках оборудовали спальные места и на покатых частях потолка подвешивали гамаки. Полная масса мастерских на шасси ЗИЛ-131 в среднем составляла 10 т, время их развертывания – 25 – 30 минут.
В инженерных частях использовалась собственная автономная полевая ремонтная инженерная мастерская
Для проведения текущего ремонта наземного артиллерийского и простого ракетного вооружения, их узлов и боеприпасов служили комплексы дивизионных артиллерийских мастерских ДАРМ-70 и ДАРМ-85 образца 1970 и 1985 годов. В их состав входили ремонтно-слесарная мастерская МРС-АР, ремонтно-механические МРМ-АР, МРС-АРМ-2 и МРМ-М3 разной комплектации, мастерские для ремонта оптических приборов ОП и ОП-М, оптико-электронных приборов ОЭ и ОП-П и стрелкового вооружения МРС-ОР, а также мастерские ремонта боеприпасов Н-1Л и обслуживания вооружения МТО-ВМ.
В Войсках связи, ВВС, ПВО и РВСН использовались многофункциональные контрольно-ремонтные автомобильные станции КРАС, состоявшие из 23 профильных мастерских разной комплектации. Они служили для проведения различных видов технического обслуживания, регламентных работ, контроля, регулировки и ремонта зенитных, противотанковых и зенитно-ракетных систем, механической, электрической, наземной и авиационной радиотехнической и специальной военной аппаратуры. Мастерские первого выпуска размещались в кузовах КУНГ-1М, поздние варианты – в кузовах К-131 и КМ-131. Друг от друга они отличались комплектацией, а мастерские серии КРАС-1 снабжались монтажными площадками на крыше и телескопической мачтой.
К прочим ремонтным средствам относились машина обслуживания вертолетов и самолетов МОВС, аппаратная технического обслуживания АТО-3 или автономная ремонтно-измерительная мастерская для проведения ремонта средств связи тактического звена армии, мастерская радиотехническая МРТС с двухосным прицепом-электростанцией, передвижная ремонтно-химическая мастерская ПРХМ-Д для обслуживания и ремонта оборудования, приборов и вооружения дивизионов радиационной, химической и бактериологической защиты. В 1969 году на вооружение был принят комплекс подвижных ремонтных мастерских службы горючего ПРМ-СГ на трех автомобилях ЗИЛ-131 с кузовами-фургонами и на одном бортовом грузовике с лебедкой, служивший для ремонта различных насосов, фильтров, паровых котлов, трубопроводов, металлических и резинотканевых резервуаров и тары. Мастерские для испытаний и обслуживания ракетного вооружения относились к средствам обеспечения ракетных комплексов.
Похожие книги из библиотеки
Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе
Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.
Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.
Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.
Неизвестный Яковлев. «Железный» авиаконструктор
«Конструктор должен быть железным», – писал А.С. Яковлев в газете «Правда» летом 1944 года. Не за это ли качество его возвысил Сталин, разглядевший в молодом авиагении родственную душу и назначивший его замнаркома авиационной промышленности в возрасте 33 лет? Однако за близость к власти всегда приходится платить высокую цену – вот и Яковлев нажил массу врагов, за глаза обвинявших его в «чрезвычайной требовательности, доходившей до грубости», «интриганстве» и беззастенчивом использовании «административного ресурса», и эти упреки можно услышать по сей день. Впрочем, даже недруги не отрицают его таланта и огромного вклада яковлевского ОКБ в отечественное самолетостроение.
От первых авиэток и неудачного бомбардировщика Як-2/Як-4 до лучшего советского истребителя начала войны Як-1; от «заслуженного фронтовика» Як-9 до непревзойденного Як-3, удостоенного почетного прозвища «Победа»; от реактивного первенца Як-15 до барражирующего перехватчика Як-25 и многоцелевого Як-28; от учебно-тренировочных машин до пассажирских авиалайнеров Як-40 и Як-42; от вертолетов до первого сверхзвукового самолета вертикального взлета Як-141, ставшего вершиной деятельности яковлевского КБ, – эта книга восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора во всей ее полноте, без «белых пятен» и купюр, не замалчивая провалов и катастроф, не занижая побед и заслуг Александра Сергеевича Яковлева перед Отечеством, дважды удостоившим его звания Героя Социалистического Труда.
Советские танковые армии в бою
Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.
Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.
Снайперская война
Впервые в отечественной литературе!
Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.
Вакансии компании 90 Экспериментальный Завод
История завода официально началась 25 июля 1929 года. Так, 87 лет назад на базе ремонтной мастерской совхоза «Птичное» (Наро-Фоминский район) было создано предприятие по производству сельскохозяйственного оборудования. Позднее организация была отделена от совхоза и в 1932 году передана в управление Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ).
Рабочие завода на фоне инкубатора, начало 1930-х Один из первых цехов завода, 1930-е
- Новая специализация была обретена в 1933 году. По решению ЦК РКИ Наркомзема СССР организация вошла в состав Треста ремонтных предприятий и получила название «Красно-Пахорский ремонтный завод».
В то же время произошёл переход к производству подвижных ремонтных средств для различных видов техники. С 1935 года завод трудился на благо Советской армии и выполнял специальные заказы для управлений РККА (ВВС, Артиллерийского, Санитарного, Картографического). С 1937 года осуществляется выпуск мастерских для ремонта бронетанковой техники типа «А».
- Нельзя не отметить роль завода в обороноспособности Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны. В военный период предприятием было изготовлено 5748 подвижных ремонтных мастерских на базе автомобильной техники. За вклад в борьбу с гитлеровскими захватчиками более двухсот работников были награждены соответствующими орденами и медалями. В 1941 – 1942 гг. предприятие передано в ведение Главного автобронетанкового управления Красной Армии МО СССР и переименовано в «Автобронетанковый ремонтный завод №90», с того времени оно официально подчинено вооруженным силам.
Ремонт танка Т-34-76 в полевых условиях, Белорусский фронт. Июнь 1944 года
- В послевоенное время спектр производимого оборудования и техники регулярно расширялся. В период с 1946 по 1980 гг. начался выпуск мастерских типа ТРМ-А-49, ТРМ-Б-49, электрогазосварочных мастерских, подвижных станций для зарядки и ремонта аккумуляторов, мастерских по ремонту оптики. Одна из основных задач предприятия – испытание усовершенствованных типов мастерских для обслуживания бронетанковой и автомобильной техники (на базе шасси ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131). В 80-е годы «90 экспериментальный завод» освоил производство комплектов командно-штабных машин на базе шасси УРАЛ-37
Танкоремонтная мастерская ТРМ-Б-49
- Благодаря профессионализму и трудовой дисциплине персонала завод внес существенный вклад в техническое оснащение отечественных войск. Подвижные ремонтные мастерские стали незаменимой опорой в эксплуатации автобронетанковой техники СССР и России.
Деятельность предприятия по достоинству была оценена зарубежными партнёрами: с 1970 по 2000 гг. «Бронетанковый ремонтный завод № 90» экспортировал продукцию в более чем 30 стран мира.
- В 1990-е и 2000-е годы предприятие (с 2001 года – ФГУП «90 экспериментальный завод») продолжило активную производственно-испытательную деятельность: разрабатывались мастерские для ремонта и обслуживания последнего поколения (КМ-4320М, ТРМ-95У, МЭС-95 на шасси автомобиля УРАЛ-43203, а также ТРМ-80, МТО-80, ТРМ-90У, МЭС на шасси автомобилей ЗИЛ-433422 и ЗИЛ-131). В эксплуатацию введены участки технического обслуживания в универсальных кузовах-фургонах КМ-131К и КМ-4320К без шасси.
Мастерская ТРМ-80
- С 2007 года предприятие выведено из состава Министерства обороны и реорганизовано в АО. Сейчас «90 экспериментальный завод», расположенный в поселке Птичное уже почти 90 лет, можно считать «ветераном» отечественной военной промышленности.
Организация находится в стадии активной модернизации: современная политика его руководства сочетает в себе традиции стабильно качественного производства и прогрессивные экономические решения. В перспективе у завода — «долгожителя» – очередная веха промышленной истории, разработка и испытание новых видов техники, а также расширение сферы предлагаемых услуг.
Здесь пока нет отзывов, но ваш может стать первым
Ваши отзывы помогают людям принимать взвешенные карьерные решения
Оставить отзыв
Компания не разместила информацию об открытых вакансиях.
Притворись Путиным в собственном российском грузовике
Автор Софи Смит
Автомобильные аукционы Восточной Англии. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
Как вы представляете себе образ Путина, хмурого и мускулистого в кабине крепкого российского армейского грузовика?
Что ж, вы можете, если у вас есть лишние 10 000 фунтов стерлингов и место для парковки грузовика.
Для East Anglian Motor Auctions в Уаймондхеме автомобиль советской эпохи будет продан с молотка на следующем аукционе заводов и машин, который состоится в четверг, 6 сентября.
Грузовик 1978 года выпуска, ласково известный как ЗИЛ 131, является универсальной машиной общего назначения. Грузовик имеет шесть колес и весит три с половиной тонны.
Дамиан Томас из East Anglian Motor Auctions охарактеризовал грузовик как «особенно редкую и интересную модель», добавив: «Если переоборудовать, это будет невероятный кемпер, способный преодолевать самую сложную местность».
Восточно-английские автомобильные аукционы. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
Тристрам Белемор-Смит, аукционист, сказал: «Мы получили его, потому что парень пришел с улицы и забронировал его. Это первое, что было для меня.
«Я думаю, что это составит около 8-10 000 фунтов стерлингов».
Ричард Мур из компании Richard Moore Engineering в марте занимается продажей российской военной техники.
Он сказал: «Это довольно необычно найти на британском аукционе. В стране их несколько, наверное, 100 или около того, и 95 процентов происходят отсюда, что означает, что они были привезены некоторое время назад.
Восточно-английские автомобильные аукционы. Военный автомобиль Зил 131. Фото: ANTONY KELLY (Изображение: Archant Norfolk 2018)
«Сколько они будут стоить, судить довольно сложно, они могут стоить 3 000 или 12 000 фунтов — это зависит от того, сколько люди готовы платить.
«Один факт, который приходит на ум, это то, что он расходует семь миль на галлон бензина».
Г-н Мур добавил: «ЗИЛы были хлебом с маслом для вооруженных сил Советского Союза. Таких грузовиков было построено около миллиона. Когда холодная война закончилась, Советы оставили большую часть своего оборудования в частях Восточной Европы. Этот, вероятно, прибыл из Чехословакии.
— С радиоблоком, устройством радиоглушения и антенной на крыше его, вероятно, использовали для подачи сигналов.