Технические характеристики ЗИЛ-131, габариты, грузоподъемность
Статья обновлена 13.02.2019
Среди наиболее востребованных моделей транспортных автомобилей, выпускаемых еще в советское время, особого упоминания заслуживает ЗИЛ 131-ой модели. Технические характеристики ЗИЛ 131 делают автомобиль идеальным решением для транспортировки грузов в бездорожье, что особенно актуально для российских условий.
Описание ЗИЛ-131
Прежде чем изучить расход топлива ЗИЛ 131 и другие характеристики автомобиля, целесообразно более подробно ознакомиться с историей создания, особенностями модели. Подобный грузовик обладает трехосной конструкцией, отличается от большинства аналогов высоким уровнем проходимости. Благодаря надежности, неприхотливости, он повсеместно использовался Советскими вооруженными силами.
Массовый выпуск модели продолжался с 1966 года, когда она была впервые спроектирована, вплоть до 1994 года. Конструкция автомобиля основана на более ранней модели серии под номером 130, которая была доработана для большего соответствия поставленным задачам.
Среди многочисленных изменений целесообразно упомянуть модифицированное базовое шасси, что позволило улучшить характеристики.
Грузовой автомобиль ЗИЛ
Существенной переработке подвергся также силовой агрегат, конструкция рамы, а также интерьер кабины водителя, за счет чего возросла грузоподъемность, мощность автомобиля, а его эксплуатация стала более комфортной. Несмотря на постоянное совершенствование данной модели, её выпуск был прекращен в 1994 году, однако благодаря длительному сроку службы и надежности военный грузовик повсеместно используется до сих пор.
Технические характеристики автомобиля
Именно технические характеристики двигателя ЗИЛ 131, а также других составных элементов его конструкции стали причиной столь большой популярности грузовика среди потребителей. Благодаря дорожному просвету, который достигает 33 см, удается без особых проблем преодолевать даже серьезные препятствия, что особенно важно при эксплуатации на дорогах низкого качества.
Среди ключевых рабочих показателей грузовика упоминания заслуживают:
- габариты (ДхШхВ) — 7,04х2,5х2,97 м;
- максимальная грузоподъемность — 5 тонн;
- вес в полном снаряжении — 10,427 тонн;
- коробка передач — механическая, пятиступенчатая;
- тип двигателя — ЗИЛ-5081, оснащенный 8 цилиндрами общим рабочим объемом 5,97л;
- мощность двигателя — 150 л.
с.; - максимальная скорость движения — 85 км/ч;
- тип охлаждения — жидкостное.
Сравнительно небольшой вес раздатки, а также вес шасси позволяют автомобилю уверенно чувствовать себя на дороге, совершать необходимые маневры в условиях небольшого свободного пространства. Лебедка, предусмотренная некоторыми модификациями, увеличивает массу машины. Вес двигателя довольно велик, что затрудняет его самостоятельный ремонт.
Расход топлива
Рассматривая технические характеристики кунга ЗИЛ 131, которые использовались для армейских мастерских, лабораторий и других видов спецтранспорта, целесообразно изучить расход топлива данной модели. Автомобиль крайне неприхотлив в эксплуатации и предполагает возможность заправки топливом с октановым числом от 76 и выше.
Его ТТХ, в частности расход топлива, напрямую зависит от типа использования — при стандартном движении или в составе специального автопоезда. В первом случае расход не превышает 35 литров на 100 км, а во втором несколько возрастает — до 47 л на 100 км.
Подобные значения не позволяют назвать транспортное средство чрезмерно экономным, однако это компенсируется низкой стоимостью используемого топлива.
Схема автомобиля
Устройство ЗИЛ-131
Конструкция автомобиля крайне проста и надежна, а грамотный подбор материалов изготовления позволил снизить вес моста и других элементов. Среди ключевых составляющих данного транспортного средства целесообразно отметить следующие компоненты:
- двигатель. 8-цилиндровый с карбюратором. Оснащен специальным устройством для включения холостых оборотов в принудительном режиме;
- трансмиссия. МКПП с 5 передачами и 3 карданными валами;
- электрооборудование — простейшая световая и звуковая система подачи сигналов и освещения;
- пневмосистема — независимые задний и передний мост.
Тормозная система и рулевое управление существенно уступают по эффективности более современным аналогам, однако отличаются простотой и надежностью.
Обзор модификаций
Поскольку модель стала одним из самых популярных грузовиков данного производителя, со временем она обзавелась множеством модификаций, которые были разработаны для решения конкретных задач или повышения общих эксплуатационных характеристик. Среди самых востребованных упоминания заслуживают:
- 131А — спецверсия, где электрооборудование не было экранировано, отсутствовала центральная скамейка, а также особая фара-искатель;
- 131В — седельная версия машины с укороченной рамой, прицепным устройством, двумя комплектами запаски;
- 131Д — агрегат самосвального типа;
- 131С, 131АС — модификации, предназначенные для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Дополнительные источники отопления, морозоустойчивые материалы;
- 131Х — версия для тропических широт;
- 131Н — модернизированная версия с улучшенным мотором и современными материалами.
Существует еще множество других специализированных модификаций, которые получили менее широкое распространение.
Заключение
Данный грузовик по праву считается легендарным, поскольку его конструкция и технические характеристики позволяют его использовать спустя много лет после выпуска. Обилие модификаций, умеренный расход топлива и неприхотливость в обслуживании позволяет подобрать вариант для решения конкретных задач.
Читайте еще:Технические характеристики двигателя ЗИЛ-131 | АвтоКАМ
Главная » ЗИЛ
Рубрика: ЗИЛАвтор: Главный редактор
| Модель и тип | ЗИЛ-5081. |
Расположение цилиндров | Под углом 90° |
Число цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 100X95 |
Рабочий объем цилиндров, л | 6 |
Степень сжатия | 7,1 |
Номинальная мощность при 3200 мин, кВт (л. с.) | 110(150) |
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин, Н*м (кгс*м) | 402(41) |
Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт*ч) | 299(220) |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Нумерация цилиндров (по коду автомобиля): | |
| правая группа | 1-2-3-4 |
| левая группа | 5-6-7-8 |
| Блок цилиндров | Чугунный, со съемными «мокрыми» гильзами, с резиновыми уплотнительными кольцами в нижней их части |
Головки цилиндров | Две, из алюминиевого сплава, с винтовыми впускными каналами, с вставными седлами и направляющими втулками клапанов |
| Поршни | Из алюминиевого сплава |
Поршневые кольца | Два компрессионных — из высокопрочного чугуна (верхнее хромированное) и одно маслосъемное — стальное, составное, хромированное |
Поршневые пальцы | Стальные, плавающие, пустотелые |
| Шатуны | Стальные, двутаврового сечения, со смазыванием поршневого пальца разбрызгиванием |
Шатунные и коренные подшипники | Тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — сталеалюминиевые (стальная лента, алюминиевый сплав) |
| Коленчатый вал | Стальной, кованый, пятиопорный, с отверстиями для смазывания шатунных шеек; шатунные шейки с грязеуплотнителями |
| Маховик | Чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для пуска двигателя от стартера |
Распределительный вал | Стальной, пятиопорный |
Фазы газораспределения: | |
открытие впускного клапана | 31° до ВМТ |
закрытие впускного клапана | 83° после НМТ |
открытие выпускного клапана | 67° до НМТ |
закрытие выпускного клапана | 47° после ВМТ |
Привод распределительного вала | Парой косозубых шестерен. |
| Клапаны | Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, с охлаждением жидким натрием, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного вращения клапана во время работы |
| Толкатели | Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна |
Коромысла клапанов | Стальные, с бронзовой втулкой |
| Смазочная система | Смешанная под давлением, разбрызгиванием и самотеком с охлаждением масла в радиаторе |
| Масляный насос | Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров; маслоприемник неподвижный |
Фильтр очистки масла | Центробежный с реактивным приводом ротора |
Масляный радиатор | Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором |
Вентиляция картера | Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через фильтр вентиляции картера двигателя (маслозалнвную горловину) |
| Система питания | Принудительная подача топлива |
| Топливный бак | Два, вместимостью 170 л, установлены под платформой на левом и правом лонжероне |
| Топливный насос | Б10, диафрагменный с рычагом для ручной подкачки топлива |
Подогрев топливной смеси | Во впускном трубопроводе, имеющем жидкостную полость для подогрева смеси |
Фильтры очистки топлива: магистральный фильтр-отстойник | Щелевой, расположен на кронштейне топливного бака |
тонкой очистки | С керамическим фильтрующим элементом |
| топливного бака | Сетчатый, расположен на приемной трубе |
| Карбюратор | К-88АТ, двухкамерный, с падающим потоком смеси, имеет ускорительный насос и экономайзер |
Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя | Центробежно-ваккумный (центробежный преобразователь и исполнительный мембранный механизм с пневматическим приводом) |
| Воздушный фильтр | ВПМ-3, инерционно-масляный, с трехступенчатой очисткой воздуха |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией |
| Радиатор | Трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный |
| Термостат | С твердым наполнителем, типа ТС-108-04 |
Жалюзи | Створчатые, вертикальные; управляются из кабины водителя |
| Жидкостный насос | Центробежный, приводится ремнем вместе с вентилятором от шкива коленчатого вала |
| Вентилятор | Шестилопастный |
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Этот российский шестиколесный грузовик был ракетницей в индийской армии | Fast Track
Во время холодной войны, хотя прямых столкновений не было, Советский Союз и США соревновались друг с другом даже в науке и технике.
Секретные отчеты Центрального разведывательного управления (ЦРУ), раскрывающие подготовку России к войне, сейчас рассекречены и находятся в открытом доступе.
Доклад 1982 года о грузовиках Советского Союза. Известным именем, упомянутым в отчете, был ЗиЛ. ЗиЛ или Завод имени Лихачева был советским аналогом Rolls-Royce, производившим роскошные автомобили. Автомобили ЗиЛ использовались видными государственными деятелями России. Эти автомобили с сиденьями с электрическим управлением, кассетным плеером и другими функциями были выпущены в небольшом количестве. Основной продукцией ЗиЛа были грузовики; они были построены как для населения, так и для военных.
Шестиколесные внедорожники постепенно исчезли с рынка. Но один такой грузовик был найден в штате Керала. Грузовик ЗиЛ 131 с регистрационным номером Тамил Наду был замечен во время предыдущей поездки.
С клеймом «Сделано в СССР», которое видно даже на шинах, высота грузовика составляет 2,97 метра; как минимум на метр выше среднего человека.
Он сидит на огромных 20-дюймовых шинах. Поскольку это шестиколесный привод, он может преодолевать любые поверхности. Другие особенности включают маленькие круглые фары, боковое зеркало, выступающее как рога какого-то животного, и запасное колесо между пассажирским салоном и кузовом. ЗиЛ написано русскими буквами на капоте, который напоминает большой нос.
Двигатель и технические характеристики
Грузовики этой серии оснащены бензиновыми двигателями объемом 7,0 литров; они генерируют 150 л.с. мощности. Автомобили способны преодолевать бездорожье с нагрузкой 3,5 тонны и путешествовать по дорогам с нагрузкой 5 тонн. Однако максимальная скорость ограничена на отметке 80 км/ч. Двигатель работает в паре с пятиступенчатой коробкой передач и обеспечивает пробег менее 4 км/ч.
Высокий клиренс в 315 мм и сцепление с дорогой, обеспечиваемое системой полного привода, позволяют грузовику преодолевать любые препятствия. Говорят, что грузовик может преодолевать подъемы под углом 41 градус.
Он имеет семь метров в длину и весит семь тонн, а его топливный бак составляет 340 литров в двух баках.
Вам буквально понадобится лестница, чтобы взобраться на водительское сиденье. Грузовик имеет левосторонний руль и легкий трехспицевый руль. На корпусе несколько метров, что может сбить с толку. В салоне могут разместиться три человека. «Запуск двигателя» написано по-английски, а все остальное — русскими буквами. По оценкам, за 23 года было продано около 10 миллионов грузовиков ЗиЛ.
Грузовик ЗиЛ, замеченный на границе Керала-Тамилнад, был бывшим в употреблении автомобилем индийской армии. Такие модели, как 131 и 157, до сих пор используются в индийской армии. Грузовик 1967, проданный с аукциона в 1982 году. Это был не обычный военный грузовик, а мобильная ракетная установка.
Грузовик принадлежит уроженцу Валаяра Дорайсвами Навину, автолюбителю. Он получил грузовик в очень плохом состоянии от автомобильного дилера, который приобрел его на армейском аукционе. Он не требует особого ухода, утверждает Навин.
Грузовик имеет двухосную подвеску с одной листовой рессорой. У него даже есть система замены спущенных шин, которую обычно можно увидеть в супер роскошных автомобилях. Навин утверждает, что сидеть за рулем намного проще, чем в современных автомобилях.
131 — легенда автопрома
ЗИЛ-131 — автомобиль с военной осанкой
Люди старшего поколения, служившие в Советской Армии, хорошо помнят и знают, что это за грузовик. Ведь значительная часть этих машин производилась именно для военных нужд, что, естественно, сказывалось на их технических характеристиках.
Производство в промышленных масштабах было налажено в 1966 году. Затем, после принятия в 1959 из 21 внеочередного съезда КПСС очередной семилетки наметилась тенденция отставания отечественного автомобилестроения от автомобилестроения Запада. Поэтому на разработку новой машины с высоким показателем проходимости было брошено много сил и денег.
Новый грузовик настолько понравился военным, что его выпуск прекратился в 1986 году.
Однако он дал толчок к развитию богатого «детища», на основе модификаций этого автомобиля было построено огромное количество различных моделей.
ЗИЛ-131. Технические характеристики
В качестве двигателя был выбран испытанный на предыдущем автомобиле ЗИЛ-130 бензиновая V-образная «восьмерка» (8-цидинровая). Однако инженеры внесли в него полезное изменение – был установлен предпусковой подогреватель, ускоривший запуск силового агрегата при низких температурах окружающего воздуха.
Практически заново шасси. ЗИЛ-131 получил три оси, все ведущие. Однако конструкторы постоянно делали только две задние, передняя включается автоматически или принудительно с помощью электропривода.
Передачу крутящего момента от двигателя к 5-ступенчатой механической коробке передач обеспечивает механизм сухого однодискового сцепления.
Для облегчения работы водителя в сложных дорожных условиях автомобиль оснащен гидроусилителем руля.
Тормозная система пневматическая.
Хорошо зарекомендовавшая себя подвеска. Его основу составляют полуэллиптические рессоры, сглаживать колебания которых им помогают гидравлические амортизаторы. У ЗИЛ-131 система подвески за годы эксплуатации автомобилей заслужила множество положительных отзывов.
Надежный помощник солдата…
На базе шасси ЗИЛ-131 было построено множество модификаций. Например, устанавливались системы залпового огня, походные ремонтные мастерские или бочки с горючим. Топливозаправщики особенно понравились военно-воздушным силам, поэтому в каждом аэропорту стояли эти машины.
Помимо Советского Союза, эта модель эксплуатировалась на территории многих стран Азии, Африки и Европы, так как большое количество автомобилей экспортировалось.
… и предприниматель
После распада СССР автомобили стали массово выкупать для своих нужд коммерческие структуры. С грузовиков сняли ненужную для мирного человека технику, и они продолжали возить «дежурство».

с.;
1000401, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный
Ведомая шестерня чугунная