Как точить ножи на японском водном камне?
Правильный заточной материал – это далеко не все, что понадобится при заточке. Чтобы заточка была выполнена хорошо и долго держалась, к ней нужно подойти с терпением и только после изучения того, с чем предстоит работать. Тогда даже совсем зеленый новичок сможет качественно заточить нож – благо, современные инструменты к этому располагают.
Кратко о водном камне
Если вы уже неплохо знакомы с тем, что собой представляет этот заточной инструмент, данную главу можно пропустить и сразу ознакомиться с качественными водными камнями или перейти к технике заточки.
Пожалуй, японские водные камни на данный момент являются уникальным по качеству инструментом в заточной индустрии. Аналога им пока нет и не предвидится: при том, что они так же хорошо справляются с износостойкими сталями*, как алмазные бруски, они прекрасно делают дополнительную работу по доводке и правке, чего привычные нам средства заточки делать не могут.
Что такое доводка, как она делается и зачем нужна? В процессе заточки мы снимаем сталь, формируя четкий профиль клинка, – две сходящихся под острым углом плоскости резания, или подводы. Но при этом на них остаются мелкие царапины, которые служат источником микротрещин и повреждений режущей кромки. Чтобы продлить долговечность заточки, эти грани необходимо отполировать самыми мелкозернистыми из имеющихся камней. Но водные камни предлагают не просто мельчайшую фракцию. После вымачивания в воде (от 5 до 25 минут в зависимости от зернистости) при первых шагах заточки на их поверхности образуется мягкая суспензия, которая как раз и полирует формирующие поверхности – подводы. Экспериментально подтверждено, что хорошо отполированные японскими водными камнями подводы «живут» в несколько раз дольше тех, что не доводились или доводились стропами.
Чтобы упростить пользователю поиск нужных камней, производители выпускают сразу всю линейку с разными показателями зернистости, обязательно помечают эти показатели на брусках. Для удобства пользователей зачастую склеивают два камня наиболее распространенной зернистости в один блок (мелко- и среднезернистый, средне- и крупнозернистый). Это очень удобно, ведь для полного цикла заточки нам понадобится, как правило, 2–3 камня.
* Дело в том, что в основе и затупления, и заточки лежит один и тот же процесс – постепенное истирание режущей кромки при столкновении с абразивными материалами. Разница лишь в том, что при затуплении абразивный материал воздействует сразу на всю поверхность подводов перпендикулярно плоскости реза, в то время как при заточке воздействие абразивных материалов происходит попеременно на подводы под определенными углами.
Подготовка к заточке
Итак, с сутью самого камня мы разобрались. Теперь поговорим о том, как нам подготовиться к заточке.
Водный камень на то и водный, что он предполагает работу в увлаженном состоянии, т. е. требует вымачивания. Нам понадобится обычная чистая вода и широкая удобная посуда, куда мы поместим камень. Если у него крупные зерна, то он быстро пропитается водой, так как полости между зернами будут крупными. У камней с мелкими зернами, как правило, более высокая плотность, они долго будут лежать в воде и выпускать пузырьки воздуха. Именно прекращение появления пузырьков подскажет нам, что камень готов к заточке. Поэтому хорошо, если емкость будет прозрачной: так мы лучше проследим за исчезновением воздушных пузырьков и готовности камня к работе. Желательно, чтобы для камней разной зернистости использовались разные емкости. Тогда крупные частицы, отделившиеся с суспензией, не засорят полости в мелкозернистых камнях.
Пока камень вымачивается, подготовим рабочую поверхность и настроимся на заточку. Прежде всего помните, что вам должно быть удобно. Уберите со стола все лишнее, разложите на поверхности резиновый лист или, что еще лучше, установите специальный держатель для водного камня. Это не пустая прихоть: камень должен быть жестко зафиксирован во время заточки. Но новом камне аккуратно скруглите боковые грани другим камнем – если рука дрогнет, то они могут повредить заточку. Если вы уже перешли к доводке, то наведите на поверхности суспензию мягким камнем – куском Нагуры, например.
Теперь окиньте нож взглядом и визуально разделите его на несколько сегментов – обычно от трех до пяти, по участкам, которые отличаются изгибом; это пята, брюшко, подъем, часть около острия. Можно, конечно, точить «одним махом», но придется, во-первых, постоянно менять нажим (иначе ближе к острию вы снимете больше металла), во-вторых, изменять линию движения и угол наклона клинка. Рациональные японцы – сторонники сегментарной заточки. Каждый сегмент они визуально наделяют перпендикулярной линией и ведут по ней нож во время заточки.
Если у вас есть только «голый» камень без приспособления, которое и удерживает камень, и фиксирует нужный угол заточки, можно обзавестись девайсом попроще – фасонным зажимом, который крепится на обушок и не дает поднять или опустить его больше, чем следует. Либо прижать к обуху мелкую монетку, по положению которой относительно поверхности камня отслеживать постоянный угол.
Удобнее всего обзавестись таким приспособлением, которое будет фиксировать и сам камень, и постоянный заданный угол заточки
О чем нужно помнить в ходе заточки
Итак, все подготовлено, теперь приступаем к работе, следуя пошаговой инструкции.
- Располагаем вымоченный водный камень на резиновой подкладке или в фиксаторе так, чтобы вам было удобно с ним работать. Здесь единого стандарта нет, все обусловлено только вашим личным комфортом.
- При необходимости крепим на обух зажим, если таковой имеется, и укладываем нож на камень подводами. Точить можно как режущей кромкой от себя, так и к себе, однако практика показывает, что первый вариант удобнее.
- Начинаем заточку от условного первого сегмента, располагающегося у острия. Удерживаем рукоять одной рукой, а другую помещаем на плоскость клинка и используем для контроля угла и силы прижимания к камню. Прижимаем (не очень сильно, особенно ослабляем хватку к концу заточки) клинок безымянным, средним и указательным пальцами, а большой кладем на обух и начинаем плавное движение.
- «Ювелирная» работа по заточке самого острия делается с помощью прижатия острия к камню большим или указательным пальцем.
- Когда по всей длине того участка, который вы затачиваете, образовался равномерный заусенец, можно переходить к следующему участку. Заусенец выглядит как инородное неблестящее образование вдоль режущей кромки под самым подводом.
- Когда одинаковый заусенец образуется по всей длине лезвия, можно переходить на другую сторону и начинать повторять все действия с другой стороны, если профиль клинка симметричный. На асимметричном заусенец можно просто аккуратно поправить в другую сторону. Заусенец «перевалится», но уменьшится. На самом деле переваливать его можно просто бесконечно, он будет стремиться к нулю, но никогда в него не превратится: для тренировок это очень благодатная почва. Сталь чаще всего тягучая, и заусенец представляет собой именно вытянутую эластичную структуру, которую можно вернуть на законное место инструментами для правки (гладкими мусатами, а также подручными приспособлениями – с помощью куска плотной джинсы или бумаги).
- Приемлемым можно назвать заусенец, который «убирается» правкой. Это достигается при переходе с крупнозернистых абразивных камней на мелкозернистые камни – правочные и доводочные. Но сперва надо убрать с подводов оставшиеся после крупного камня риски камнем средней зернистости. Иначе кромка не будет долговечной. Если после правки на подводах нет рисок (они гладко отполированы), а режущей кромки не видно, то все сделано правильно.
Порядок работы с водным камнем – от вымачивания до удаления заусенца, в данном случае на плотной бумаге
Ну а в ответ на главный вопрос статьи можно только сказать – нужно точить, точить и точить. Мастерство достигается только практикой.
www.tojiro.ru
Заточка и правка на японских водяных камнях
(рассказывает Андрей Козловский)
Главным отличием японских водных камней от их европейских и российских собратьев является «мягкость» заточки, что определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Японские водные камни предназначены для ручной работы и используются исключительно с водой. Вследствие большой мягкости бруски стачиваются быстро, постоянно обнажая новые абразивные зерна, а на поверхности бруска сработанные зерна вместе с водой образуют суспензию, которую ни в коем случае убирать не надо. Обычно вместе с японскими камнями (особенно мелкозернистыми) поставляется маленький камешек Nagura для создания предварительной суспензии.
Японские водные камни
Японский водный камень с Naguro
Поскольку водные камни (особенно крупнозернисые) подвергаются быстрому износу их поверхность надо периодически восстанавливать.
Для этого существуют специальные правочные камни.
Черный — для крупнозернистых, светло-голубой для мелкозернистых.
Японские водные камни в зависимости от величены абразива могут иметь значения от 80 до 10 000 и более (я слышал о 12 000, 15 000 и 30 000).
Я лично считаю, что применение камней более 8 000 смысла не имеет и они могут применяться в исключительных случаях, когда пользователь ясно сознает, зачем ему это надо.
Итак, камни с зернистостью от 80 до 400 применяются при обдирочных операциях — ремонтные работы, связанные с большим съемом металла, таких как восстановление геометрии клинка, ремонт сколов и т.д.
Для удаления следов обдирочных операций и предварительной заточки необходимы камни с зернистостью от 600 до 1200-2000.
Камни с зернистостью от 3000 до 5000 используют при чистовой заточке и доводке.
Начиная с 6000 и выше это уже финишная и суперфинишная доводка.
Всегда надо стремиться, чтобы последующий камень примерно превышал вдвое предыдущий (т.е. 100-220-400-800 и т.д.).
Если нож слегка затупился, то для его правки, как советует американский мастер Murray Carter, можно использовать два камня: #1000 и #6000.
Если присутствует сильный износ и необходим ремонт, то начинать надо с #100-#120, затем #180-#220 и далее 400-700-1000-3000-5000–8000.
Чем больше вы используете камней, тем легче будет работа и качественнее результат. Как правило, большая часть времени тратится на начальные операции. На финишных операциях сила как таковая не требуется, надо усиливать внимание и, если вы устали, лучше отдохнуть.
Все водные камни перед работой надо замочить в чистой воде на время от 10 минут (для крупнозернистых камней) до получаса (для мелкозернистых). Время контролируется по пузырькам воздуха, которые выделяются из камня.
Лучше иметь отдельные емкости для каждого вида камней, чтобы частицы более крупного абразива не попали на более мелкий.
Затем камень вынимают и устанавливают на держатель (которых имеется очень много — от специальных резиновых до просто влажного полотенца, а некоторые используют тиски с резиновыми губками). На мелкозернистых камнях перед работой надо создать слой суспензии с помощью вспомогательного камня Naguro. Теперь камень готов к использованию.
Для задания определенного угла можно подложить под лезвие монетку или две, или положиться на вашу твердость рук, задав и поддерживая угол интуитивно, или воспользоваться специальным приспособлением для задания угла заточки, которое, одеваясь на обух ножа, задает определенный угол заточки, как правило, 15 градусов.
Ну, а дальше начинаем заточку, держа нож под углом 45 градусов к продольной оси бруска. С течением времени, вы уже сможете обходится без всяких приспособ для задания углов. И здесь еще важно, что называется, «поймать темп». Но это приходит с опытом.
В ходе заточки количество суспезии будет все время возрастать. Смывать ее не надо, необходимо следить только, чтобы она оставалась влажной стряхивая воду с пальцев или воспользовавшись специальным разбрызгивателем.
Проверить остроту ножа можно резкой листа газеты на весу. Если удается лист «нашинковать» и лезвие нигде не цыпляет и лапша легко слетает с клинка — все в порядке. Но сначала надо посмотреть на освещенную режущую кромку — острое лезвие не дает бликов по длине.
Если вы хорошо заточили нож можно попытаться проверить его геометрию — как хорошо нож режет. Возьмите несколько шефов или Gyuto и начните ими резать яблоки пополам и на четвертинки. Вы сразу почувствуете разницу. И если заточить остро можно практически любой нож, то заставить его резать…
У меня по этому тесту в победителях оказываются два ножа — один производства Murray Carter, второй — Геннадия Прокопенкова. Картера — чуть лучше. Попрубуйте сами.
Приведу фотографию моего рабочего места по заточке:
Японские мастера рекомендуют для заточки и правки пользоваться синтетическим водными камнями вплоть до #5000-#6000, а финишную обработку проводить на японских водных натуральных камнях.
Для натуральных японских водных камней неприменим термин «зернистость». Можно только сказать, «этот камень примерно соотвествует #5000-#6000», но это будет только приблизительно соответствовать истине.
Поэтому при покупке натурального камня надо очень четко описать продавцу свои задачи (какие ножи вы собираетесь точить, какие операции ими выполнять, какой техникой нарезки вы владеете и какие камни у вас уже имеются). И продавец постарается подобрать камень под ВАС. Учитывая достаточно высокую стоимость натуральных камней, здесь имеется некий элемент риска.
В то же время непревзойденных результатов в заточке и полировке добиваются именно на натуральных камнях. Они тоже бывают разные. Во-первых, есть камни грубые (arato, в основном песчаники), средние (nakado — кварцевые трахиты, туфы, андезиты) и финишные (awasedo — кремнистые сланцы и глины). Как я уже отмечал, в основном используются финишные камни (так как на них можно достичь более качественных результатов), а работу arato и nakado замечательно выполняют синтетические, причем стоят они значительно дешевле.
Надо очень внимательно осматривать камень на наличие трещин (что практически невозможно при покупках через интернет-магазины). Обычно боковые поверхности камня покрывают специальным лаком Urushi, но можно использовать и европейские (финские) водостойкие лаки.
У меня был камень Atogoyama Asagi с небольшой продольной трещиной, которую я не сразу заметил и при погружении в воду на второй раз он развалился на две части. Хорошо еще, что камень был большой и я смог выравнять оба куска, получив два рабочих камня.
Зато теперь я очень внимательно отношусь к малейшим трещинкам и слежу, чтобы боковые стороны всегда были покрыты лаком.
Наилучшие камни добываются в горах близ города Киото.
Здесь на снимке камни Tsukuba, Asagi и Suita.
Названия камней довольно запутаны. Как правило, присутствует название шахты и страты (слоя), откуда добыты камни (Nakayama, Oohira, Oozuki, Shinden и т.д.), ну и разные поэтические фантазии и сравнения.
Так, название Suita можно связать с понятием «соты» (Su — по японски), действительно при сильном увеличении под микроскопом поверхность камня напоминает пчелиные соты.
Uguisu по японски называется соловей, а название камня произошло из-за соответствия цвета камня цвету соловья, Asagi — желтовато-серый или серо-голубой — здесь просто соответствие цветов.
На финишных камнях (кроме камней Suita) надо перед работой создать суспензию. Для этой цели используются специальные камни нагура (все как и с синтетичесими камнями, но здесь камни нагура натуральные).
Финишные камни с нагурой:
Существуют разные школы и техники работы на натуральных водных камнях.
Так, известный японский мастер Iwasaki san (он известен своими бритвами) рекомендует при заточке на одном финишном камне использовать последовательно разные нагура — cначала более грубый Botan, затем средний Tenjou или Mejiro и в заключение Koma.
Самая последняя финишная полировка проводится на чистом камне без суспензии.
С другой стороны, ученик Iwasaki san и один из лучших мастеров Японии Iizuka Tokifusa (Shigefusa) вообще не использует нагуру (он чаще всего использует камни Suita). В общем, чтобы постичь все тонкости полировки, нужен не один год… Но пытаться точить на японских натуральных камнях надо.
Можно еще отметить, что многие названия как камней, так и нагуры не общеупотребительные во всей Японии.
Мне кажется, что результат работы на натуральном камне превосходит результат на синтетическом из-за их различной природы.
В синтетике четко заданы размеры частичек абразива и они не меняются в процессе работы, в то время как у натуральных камней частички в суспензии постоянно дробятся, да еще и суспензия задается разными нагурами…
Точно никто не знает, но результат наличествует.
Кроме камней для заточки имеются так называемые камни «Fingerstones».
Это небольшие камешки различного вида и свойств служат для полировки собственно лезвия ножа с целью выделить наиболее интересные и красивые области (касуми, хамон на ножах хонияки, просто структуру стали). Эти камни имеют свои названия: Uchigomori (Hazuya), Nakayama (Chizuya), Hakka и т.д.
Иногда их еще раз специально дробят, наклеивают на пальцы и производят полировку.
www.cookingknife.ru
Водные японские камни для заточки камней
После приобретения водных камней из Японии стоит воспользоваться рекомендациями опытных мастеров, чтобы процедура заточки ножей стала для вас увлекательным занятием.
Специалисты, ежедневно пользующиеся камнями для оказания услуги обточки ножей, считают, что выполнение этой процедуры под силу каждому человеку. Просто нужно научиться ими пользоваться хотя бы на начальном уровне и не забывать правильно ухаживать. При грамотном обращении с камнями ножи всегда будут с качественно режущей кромкой.
Независимо от того, из какой стали изготовлен нож, его заточка с помощью японских камней позволит добиться требуемого эффекта. Для пользователей ножей подойдут синтетические камни компаний King, Kasumi, Naniwa и Suehiro. Важно купить водные камни именно японского производства, поэтому при покупке рекомендуется ознакомиться с их маркировкой. О японском происхождении изделия вам скажет надпись «Made in Japan».
Существует несколько видов наборов, состоящих из водных камней. Покупатели выбирают их согласно своим финансовым возможностям, предполагаемому назначению изделий.
Такие наборы представлены производителями в одном из 3-х вариантов:
- Поддерживающий.
Позволяет добиваться отличной остроты отточенности ножей.
- Базовый.
Используется при работе с ножами, у которых не испорчена режущая кромка.
- Полный.
Камни из этого набора помогают сформировать, отремонтировать, выполнить чистовую заточку и полировку кромки режущей части ножа.
К числу поддерживающих остроту заточенных ножей относят камни с мелкой зернистостью (маркировка #5000 — #8000). Такие бруски изнашиваются незначительно, позволяют ножу получить зеркальную острую кромку. Особенно хороши заточные камни компании Naniwa, отличающиеся деликатностью обработки режущей кромки.
Ножи могут прослужить долго, если периодически подвергать их правке на высококачественных камнях с мелкой зернистостью. Лицам, планирующим самим обтачивать притупившиеся ножи, стоит остановиться на базовых наборах, где камни имеют зернистость #1000, #3000 и #6000. Первый из них (#1000) называют базовым, потому что применяется при незначительных дефектах режущей кромки, когда необходимо избавиться от последствий использования грубого абразива. Ими проводится начальная заточка, благодаря которой нож становится достаточно острым.
Второй тип (камни с #3000) актуален, если предстоит начальная полировка кромки ножа. При желании можно опробовать действие японских камней, купив сначала один из них, желательно остановиться именно на этом изделии. Его использование позволит добиться значительной остроты ножа, но это ещё не предел. Наилучший результат даст применение камней, имеющих зернистость #6000, которые считаются финишными.
Тем, кто желает обзавестись своей компактной точильной мастерской, можно посоветовать приобретение базового набора (п.2). Потом дополнить его финишными камнями (п.1), а также приобрести «обдирочные» экземпляры с зернистостью от #120 до #600.
Покупать камни, способные снимать много металла, следует тем, кто намерен заниматься перетачиванием или ремонтом сложных ножей (с большими сколами, замятиями). Европейские ножи лучше обдирать с помощью алмазных камней в силу их большей агрессивности. Японский же клинок, более твёрдый, имеющий малые углы заточки, должен обрабатываться более деликатным водным камнем. Чтобы заниматься заточкой высшего уровня, следует добавить в набор камни, у которых зернистость составляет #10000. Они подойдут даже для правки опасных бритв.
Выбирая любой камень, стоит задуматься об его параметрах (площадь, толщина). Наиболее «профессиональной» серией считаются крупные камни. В этом есть смысл, так как частое пользование водными камнями вызывает их ускоренное изнашивание. Поэтому обратите внимание на этот момент, и приобретайте камни достаточной толщины.
Помните о необходимости ухаживать за камнями, особенно их периодической правке, используя специальное приспособление, снимать фаски по рёбрам, не допуская, чтобы края лезвия выкрашивались. По окончании работ любой камень нужно отмывать, просушивать аккуратно хранить. Места для работы должны быть правильно оборудованы. То есть необходимо подготовить хорошо освещённый участок стола с подложкой под камни, ёмкостью, где они будут замачиваться.
Если водные камни планируется применять в домашних условиях, то производить их подбор нужно в зависимости от предполагаемой частоты обточки, размеров ножей, имеющихся у вас в наличии. Выбирать камень следует согласно размеру клинка. Например, при самом большом экземпляре в вашем комплекте ножей, имеющем клинок 20-26 см, можно приобрести камень с параметрами 210х70 мм. При наличии ножей, чьи размеры не превышают 15 см, покупки меньшего камня (170х50 мм) будет достаточно.
Водные камни, которые будут использоваться часто, следует брать с большей толщиной. Так, хорошим вариантом будут долгоиграющие изделия марки QA-0111 от компании Tojiro. Что касается финишных камней, то они редко предлагаются с большой толщиной в силу малого износа и высокой стоимости.
Достоинств у японских водных камней множество, но самое важное -способность оттачивать до остроты бритвы лезвия даже тех ножей, которые не поддавались обработке другими средствами. Водник идеально обточит любой нож, вне зависимости от его состояния!
tochilka.pro
Водные камни: учимся точить правильно
Если вы выбрали для себя в качестве инструмента заточки ножей японские водные камни, вам нужно сразу же понять две вещи. Во-первых, заточка режущих инструментов таким способом – это просто здорово! Вы сможете наточить свои инструменты просто до невероятной остроты, а заодно и постичь некоторые моменты японской культуры, традиций ножевого производства. Япония – страна особенная, и открывать странички ее истории и традиций всегда интересно. Ну, а во-вторых, будьте готовы учиться. Учиться правильно точить ножи, выдерживать угол наклона клинка, учиться терпению и выдержке. Ведь на водных японских камнях нельзя наточить клинок за пару минут. Но зато и конечный результат может быть просто идеальным!
Для того чтобы не делать стереотипные, распространенные ошибки в обращении с водными камнями, прислушайтесь к некоторым советам опытных мастеров, которые ежедневно точат клинки на японских водных камнях. По мнению ряда российских мастеров, освоивших технику заточки клинков на японских водных камнях, начитать общение с этими заточными предметами каждому новичку необходимо с теории. Поняв основы работы с камнями, освоить на практике заточку будет намного легче. Кроме этого, следует помнить, что водные камни требуют постоянного ухода. Правильное обращение с камнями дадут вам эффективные результаты.
«В народе» бытует мнение, что на камнях точат только японские кухонные ножи и традиционные катаны. Это абсолютная чушь. На японском водном камне качественно заточить можно любой клинок, независимо от его происхождения и марки стали. Начинающим лучше приобрести синтетические водные камни, они дешевле и однороднее. С ними проще будет освоить заточку, их не так жалко расходовать на обучение. Качественные синтетические водные камни производятся под марками Kasumi, King, Naniwa, Suehiro и так далее. Особое внимание следует обратить на маркировку камня, она должна быть понятной. И очень желательно, чтобы камни все-таки были сделаны в Японии, тогда у новичка выработается правильное представление о качестве водных камней.
В зависимости от того, какую сумму вы готовы потратить на приобретение камней, делается выбор. Как минимум, вам нужно приобрести камни для поддержания остроты предварительно наточенных режущих инструментов. Более дорогим будет комплект камней для базовой подточки и правки (при этом режущая кромка должна быть не испорченной). Наиболее дорогим вариантом станет приобретение полного комплекта камней для формирования и ремонта режущей кромки, а также чистовой заточки и финишной обработки режущей кромки (правки и полировки).
Для первого варианта подойдет пара мелкозернистых камней с маркировкой 5000-8000. Камни с таким мелким зерном изнашиваются мало, они снимают очень немного металла с клинка и дают зеркальную поверхность режущей кромки. Не экономьте на камне! Купите мелкозернистый камень хорошего качества, так как на финишном этапе все недостатки абразива буквально «вылезают» наружу, проявляются в полной мере. Качественные камни от Nawina или Kasumi вас не подведут! С такими камнями вы всегда сможете подправить режущие кромки ножей, продлевая таким образом интервалы между полноценными заточками в разы!
Если вы решили самостоятельно точить затупленные ножи (с неповрежденными режущими кромками), вам следует приобрести комплект из трех (как минимум) камней, с зернистостью 1000, 3000 и 6000-8000. Тысячный камень используется для первичной чистовой заточки. Также этот камень применяют, если нужно сгладить, убрать следы более грубых абразивов на клинке (при сильных повреждениях режущей кромки, об этом мы поговорим позже). Камень с зернистостью 1000 будем считать базовым. После заточки режущей кромки на этом камне, острота ее будет уже достаточно высокой. Камень с зернистостью 3000 используется для начальной полировки режущей кромки. В принципе, чтобы понять процесс заточки и получить первые хорошие результаты, камней 1000 и 3000 может быть достаточно. Но чтобы получить настоящую остроту, требуется финишная полировка. Ощущения «острый», «очень острый» и «идеально острый» довольно размытые, но они обязательно со временем у вас появятся, и вы поймете, что двух камней для идеального результата явно недостаточно.
Финишный камень с зернистостью 6000-8000 мы уже обсуждали выше. Качество этого абразива должно быть самым высоким.
Для серьезной комплектации мини точильной мастерской необходимо приобрести полноценный набор камней. Это можно сделать на основе предыдущего комплекта из трех водных камней, добавив к такому набору грубый обдирочный камень с зернистостью 120-600. Эти камни предназначены для снятия большого количества металла. С их помощью можно изменить угол заточки, сформировать или отремонтировать режущую кромку, исправить недочеты и повреждения. Поэтому следует изначально приобретать хорошие камни с крупным зерном. В противном случае вам придется все время их править. В результате обдирочные камни быстро будут изнашиваться и требовать замены. Ножи с клинками из относительно мягких сталей (так называемых «европейских» ножей) можно «обмануть», используя в работе с ними на начальной стадии вместо грубых водных камней алмазные. Алмазные камни более долговечные, нежели водные абразивы, и они более агрессивные. При работе с твердыми клинками японских ножей (с твердостью от 60-61 единицы по шкале Роквелла и выше) настоятельно рекомендуется использование только водных точильных камней.
Некоторые мастера заточки предпочитают разделить начальный уровень обработки режущей кромки на два этапа, используя вместо одного обдирочного камня два: с зернистостью 120-180 и 400-600. Также, чтобы повысить потенциал вашего комплекта, стоит докупить камень с зернистостью 10000-12000. На таких абразивах можно править опасные бритвы. Ряд мастеров считают, что при подборе комплекта камней для заточки, следует выбирать зернистость (камней) так, чтобы каждый последующий камень минимум вдвое превышал по номеру своего предшественника. То есть, приблизительно так: 200-400-1000-3000-6000-12000.
Несколько слов о габаритах водных камней. Серьезный подход требует приобретения камней значительного размера и толщины. Такие водные камни справедливо относят к профессиональной серии, так как регулярное их использование и значительный износ обуславливают необходимость солидной толщины. Для правки изношенных камней применяются специальные правила (правочные камни). Они бывают двух типов: для крупнозернистых водных камней и для мелкозернистых абразивов. Уход за камнями заключается в их регулярной правке (приведение рабочей поверхности в плоское состояние) и снятии фасок на ребрах, предотвращающих выкрашивание. Также после выполнения работ с камнями их нужно омыть, убрать частички металла, просушить и правильно (аккуратно) хранить.
Для выполнения самой заточки вам потребуется рабочее место, например, стол с достаточной площадью. Рабочее место нужно хорошо осветить. Для размещения камня потребуется подложка (если камень был приобретен без подставки) и емкость, для замачивания камня в чистой воде перед использованием. Оптимальным считается наличие отдельной емкости для замачивания под каждый камень. Это более удобно и исключает попадание на камень с мелкой зернистостью частичек крупного абразива (это может испортить вашу работу). Предварительное замачивание крупнозернистых абразивов должно длиться не менее 10 минут, для мелкозернистых время замачивания – не менее 30 минут.
Какого размера приобретать камни? Этот важный вопрос задают себе многие новички. Камни, как минимум, должны соответствовать габаритам ваших ножей. Если ваш самый длинный нож имеет клинок длиной до 26 см включительно, то вам потребуются камни размером 21х7 см. Если же у вас в «арсенале» только небольшие ножи, скажем, самый длинный имеет клинок в 13 см, то камней размером 15х5 см будет достаточно. То есть, старайтесь, чтобы длина водного камня немного была больше, чем длина клинка самого большого вашего ножа. Камни, на которые выпадает наибольшая часть нагрузки, должны быть максимально толстыми. Финишные камни толстыми практически никогда не бывают. Но это и не требуется, их износ минимален.
Для точного соблюдения угла заточки вам потребуется специальное приспособление, которое надевается на обух ножа. Не стоит полагаться на ваш глазомер и твердость рук, по крайней мере, на начальной стадии обучения. Со временем к вам придет интуитивное ощущение угла заточки, и подставки на обух вам больше не понадобятся.
Камень разместите на подставку (держатель). Если у вас такого нет, на первых порах можно использовать влажное полотенце, но подставку для камней приобрести все же нужно. Некоторые мастера используют специальные тиски с резиновыми губками, в которых зажимают камни. Вы можете использовать любую удобную вам подставку, выбор – дело личного вкуса, он не принципиален.
Процедура заточки начинается с образования суспензии на рабочем камне. Так как бруски водных японских камней достаточно мягки, они быстро стачиваются, обнажая новые зерна абразива. Отработанные же зерна с водой создают на поверхности камня суспензию, которая способствует равномерной и правильной заточке (ее ни в коем случае нельзя смывать). Как правило, с японскими водными камнями поставляется в комплекте маленький камень Nagura, с помощью которого и создают предварительную суспензию.
Нож следует разместить под углом приблизительно в 45 градусов к продольной оси точильного камня. Начинайте точить, проводя клинком по камню режущей кромкой вперед. Движения могут быть как от себя, так и на себя. Существует масса приверженцев того или иного способа, некоторые даже считают, что лезвием можно проводить по камню как «на» режущую кромку, так и «от» нее. Классической считается проводка только «на» режущую кромку. Проводите лезвием по камню так, чтобы за один проход вы, перемещая клинок, проводили режущей кромкой по абразиву по всей ее протяженности – от рукоятки ножа до острия.
В процессе заточки режущей кромки количество суспензии будет расти. Ее не нужно смывать. Требуется только следить, чтобы она не высыхала. Сбрызгивайте ее водой (пальцами или с помощью разбрызгивателя).
Остроту режущей кромки следует проверять визуально и на рез. Визуально – значит осветить режущую кромку и посмотреть, видна ли она. Затупленная режущая кромка бликует, а острая просто не видна. На рез проще всего проверить листом газеты на весу. Если лист легко «шинкуется», и клинок нигде не цепляет бумагу – значит, режущая кромка хорошо наточена.
Если вы решили всерьез заняться заточкой ножей на водных камнях, прислушайтесь к советам опытных японских мастеров. Они рекомендуют использовать для финишной обработки натуральные водные камни. Конечно, такие абразивы стоят дороже, чем синтетика, но результат работы на них неизменно лучше.
Помните, что натуральные камни не имеют такого термина, как «зернистость». Размер зерна у таких абразивов измеряется в мешах (определяются пропускной способностью камня к воде). Можно лишь приблизительно сказать о японских натуральных камнях, что какой-то из них приблизительно соответствует зернистости синтетического камня в 3000 или в 5000. Поэтому, приобретая натуральный водный камень, нужно очень четко представлять, что вам нужно, и так же четко объяснять свои пожелания продавцу.
Покупая натуральный водный камень, внимательно осматривайте его на предмет трещин (их не должно быть). Боковые поверхности камней, как правило, покрывают специальным лаком. Камень с трещиной в процессе работы просто развалится на части.
Существует линейная зависимость качества конечного результата и количества используемых для заточки камней (чем больше камней, тем лучше результат). Начальные операции требуют больше времени и усилий, чем финишные. Финальная доводка режущей кромки на натуральном водном камне выполняется без суспензии на чистом камне.
И последнее: наточить нож до бритвенной остроты лучше всего сможет водный камень. Это аксиома. К тому же водные камни точат любые клинки: от мягких «пластилиновых» лезвий до дамаска с самым твердым сердечником.
extrematika.ru
Правильная заточка японских ножей
Тупой нож – это очень опасно. Мы прикладываем усилие при работе с ним, и клинок, срываясь, нередко травмирует нас. Первое правило безопасного обращения с ножом – держать его острым: во-первых, на него не придется давить с силой, во-вторых, к постоянно заточенному клинку мы подсознательно проявляем больше уважения и, соответственно, осторожности.
Как часто нужна заточка и нельзя ли обойтись правкой?
Если мы говорим о японском ноже, то срок его службы от заточки до заточки – не менее одного года при активном целевом использовании. Это не означает, что за ножом не нужно ухаживать: он просто требует правки, а не заточки.
Вообще, можно довольно четко определить три степени износа режущей кромки:
- Деформация лезвия, когда оно, в принципе, остается острым, но его просто неравномерно уводит в сторону, и для продолжения работы с ним его необходимо выпрямить.
- Затупление кромки, то есть ее закругление до той степени, когда работать с ней уже тяжело.
- Сильный износ с деформациями, сколами и выбоинами на режущей кромке. Этот вид повреждения требует серьезного ремонта.
Так вот, японскому ножу по большей части нужна именно правка с помощью мусата, а раз в год – заточка, желательно на водном камне. Ремонт клинку, который используют по назначению, скорее всего, не понадобится всю вашу жизнь.
Правка мусатом
Внешне мусат похож на напильник, но не плоский, а имеющий круглое или овальное сечение. В отличие от диска на точильном станке, он бережнее расходует материал клинка и, скорее, выпрямляет, чем стачивает режущую кромку. Подходящий для правки японских ножей мусат почти гладкий на ощупь, может быть, только слегка шершавый. Лезвие нужно прижать под острым углом к мусату и сделать несколько (от 10 до максимум 20) движений от себя или к себе.
Мусат для правки кухонного ножа
Заточка японских ножей на станке
Если говорить об обычном наждачном станке, то заточка настоящего японского ножа на нем – мероприятие нежелательное и почти варварское. Соблюсти одновременно верную силу нажима и правильный угол в 15-18 градусов (а для некоторых видов кухонных ножей и того меньше) удается не каждому: есть серьезный риск превратить шедевр в обычный предмет хозяйственно-бытового назначения европейского образца.
Как это происходит? Если с неправильным углом заточки нет ничего непонятного, то насчет нажима стоит пояснить, как он может понизить прочность стали. Когда на режущую кромку действуют одновременно высокое давление и большая скорость вращения диска, происходит так называемый отпуск стали. Вообще, понятие отпуска в металлургии обозначает процесс обработки стали, с помощью которого она закаляется. Но повторный высокотемпературный отпуск, да еще такой неконтролируемый, почти наверняка приведет к рекристаллизации и, соответственно, понижению марки стали, условно говоря, с 60 HRC до 40 HRC.
Если других вариантов все же нет и пользоваться придется обычным наждачным станком, следует соблюдать несколько правил:
- установить скорость вращения диска не более чем на 150 оборотов в минуту;
- зафиксировать нож, чтобы он не «гулял» и соблюдался нужный угол;
- постоянно охлаждать диск (желательно в ванночке с водой).
Диск при этом должен быть мелкоабразивным электрокорундовым.
***
Тем, у кого дома есть несколько качественных японских ножей, рекомендуется приобрести специальный станок для их заточки – его стоимость сравнима с ценой среднего ножа. Он снимает со своего хозяина все заботы о том, как не погубить нож при заточке.
Заточка японских ножей на водном камне
Бюджетный, да и в целом лучший вариант для заточки японского кухонного ножа – это заточка на водном камне. Так он называется из-за необходимости по-особому подготавливать его перед работой – опускать в воду и дожидаться, пока он пропитается. Понять, что это произошло, легко: перестают выделяться пузырьки воздуха.
Водный камень с двумя слоями: маркировка 1000 и 4000
Уникальность этого приспособления заключается в его структуре: отработанные зерна абразива на его поверхности в сочетании с водой образуют мягкую суспензию, которая дополнительно полирует кромку, а заточка выполняется все новыми обнажающимися слоями зерен. Бруски водных камней обычно состоят из двух слоев, маркированных разными цифрами: они означают число абразивных зерен на квадратном миллиметре (от 80 до 5000, редко – выше).
Чем меньше это значение, тем крупнее зерна, соответственно, тем грубее будет заточка. Поэтому заточку сильно затупленного лезвия мы начинаем с минимальных значений. Для ножей, которым необходима не столько заточка, сколько правка, значение будет больше.
Точно определить, брусок с какой маркировкой вам нужен, поможет следующая таблица.
Значения маркировки | Операция |
До 400 | Ремонтные работы, связанные с устранением сколов и выбоин на режущей кромке |
До 2000 | Смягчение следов предыдущей операции, предварительная (черновая) заточка |
До 5000 | Чистовая заточка и шлифовка режущей кромки |
От 5000 | Редкое значение, фигурирует под названием «суперфиниш» и имеет, скорее, эстетическое значение |
Теперь, собственно, процесс заточки. Когда нужный камень выбран и вымочен, его фиксируют на столе любым удобным способом. Придерживать его рукой не получится, так как тому, кто занимается заточкой, понадобятся обе руки: одной мы направляем движение, другой прижимаем клинок на том участке, где необходимо заточить режущую кромку. Обычно таких участков пять-шесть. После того как они заточены с одной стороны, мы переходим к другой и делаем на ней то же самое: держим нож одной рукой (если профиль позволяет, можно вообще практически уложить клинок на камень под очень малым углом), большим пальцем другой руки надавливаем на нужный участок. Затем обе стороны обрабатываем на камне с большим значением зернистости.
Если кромка одинаково ровно поблескивает по всей длине клинка, а при повороте ножа с одной стороны на другую ее вообще не видно, все сделано верно. Непрофессионалы могут воспользоваться маркером, чтобы окрасить ровно ту поверхность, которую необходимо сточить.
Проверяются японские ножи привычным нам способом – разрезанием бумаги на весу или рубкой журнала, свернутого в трубочку и стоящего на столе. Если все в порядке, то об обстоятельной заточке можно забыть еще примерно на год.
www.tojiro.ru
Заточка для японских кухонных ножей
Причиной столь устойчивой популярности японских ножей является сочетание высокоуглеродистой качественной стали в составе и их несравненных режущих свойств. Заточка японских ножей является завершающей стадией их изготовления и очень ответственным мероприятием. Со временем любое лезвие имеет свойство затупляться, а своевременная заточка станет гарантией долговечности и функциональности клинка.
Далеко не каждый человек может самостоятельно заточить настоящий японский нож. В Стране Восходящего Солнца для этого есть специальные мастера, труд которых высоко оплачивается. Провести заточку японских ножей в Москве можно в мастерских, оснащенных специальными приспособлениями. Только опытный мастер, знакомый с основными видами японских ножей и их спецификой способен восстановить режущие свойства лезвия без потери его уникальности.
Когда точить нож?
Хороший клинок долго сохраняет свою первоначальную остроту: особенно если речь о японских изделиях. Преждевременное притупление ножа становится следствием его использования не по назначению. В идеале иметь на кухне набор ножей для разных продуктов. Если инструмент предназначен для рыбы, не стоит использовать его для нарезки овощей и хлеба. В коллекции Samura есть много наборов: от традиционных японских (Okinawa с ножами деба, янаги-ба и накири) до адаптированных под европейцев Samura Golf, Samura 67 и других, состоящих в основном из универсальных инструментов для резки овощей, рыбы, мяса, хлеба.
Еще одна причина быстрого затупления лезвия – несоблюдение правил ухода за ножом. Необходимо мыть нож после каждого использования, а хранить его только после тщательной сушки.
Итак, с правилами эксплуатации разобрались. Если им следовать, заточка потребуется не чаще одного раза в месяц при условии интенсивной эксплуатации. Чтобы проверить остроту клинка, можно воспользоваться классическим тестом от японских самураев. Попробуйте провести лезвием вдоль волосков на руке. Ели нож легко их срезает, можно смело говорить об отличном качестве его заточки.
Если речь о поварском ноже, о затуплении лезвия говорят проблемы с нарезанием продуктов. Например, клинок для рыбы перестает резать ее ровными и тонкими слайсами. Если филе начинается расслаиваться, время доверить нож профессиональному мастеру по заточке. Кстати, найти такого специалиста не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Частота заточки ножей и виды деформаций
Средний срок сохранения первоначальной заточки японского ножа – около года. При соблюдении правил эксплуатации и ухода достаточно будет периодической правки (около раза в месяц), а с полноценной заточкой лезвия можно подождать.
Есть три основных вида деформации режущей кромки (по степени износа):
- Сохранение остроты лезвия при нарушении направления резки. Это связано с деформацией клинка, отклонением его режущей части в сторону. Чтобы исправить проблему, достаточно выпрямить клинок: заточка в этом случае не требуется.
- Затупление режущей части клинка, затрудняющее резку продуктов. Не стоит ждать: как только нож перестал хорошо выполнять свои функции, следует отнести его мастеру.
- Наличие серьезных деформаций на лезвии. Сколы и крупные заусенцы можно исправить с помощью более сложного ремонта и последующей заточки ножа.
Для моделей Samura достаточно периодической правки с использованием мусата (примерно 1 раз в месяц) и профессиональной заточки (1 раз в год) на водных камнях. Если вы соблюдаете правила эксплуатации ножа, ремонтировать его вам не придется.
Кстати, без надобности выполнять заточку не только не имеет смысла, но и небезопасно для прибора. Интенсивное и очень частое воздействие на лезвие камнем постепенно его истончает, уменьшая срок эксплуатации ножа.
Как заточить японский нож? 3 способа
Есть два основных варианта заточки клинков: вручную и на механизированном станке. Японские мастера заточки ножей используют при работе натуральные водные камни разной зернистости, работая исключительно вручную. Этот способ является наиболее трудоемким, требует высокого профессионализма мастера, но позволяет достичь лучшего и долгоиграющего результата.
Править нож можно с помощью мусата, станка и водного камня.
Использование мусата
Этот инструмент имеет продолговатую форму, напоминает напильник, но не плоский, а с сечением. Принцип его работы обеспечивает бережную заточку лезвия клинка. Он практически не стачивает кромку, больше выпрямляя ее, в отличие от механизированного станка. Заточка японских кухонных ножей с помощью мусата предполагает использование мелкозернистого, лишь слегка шершавого инструмента. Точить лезвие нужно под одним углом, прижимая его к мусату и выполняя поступательные движения (10-20, в зависимости от степени затупления кромки).
На механическом станке
Наждачный станок и японский клинок – вещи несовместимые. Дело в том, что механическое устройство ограничивает возможность точного соблюдения угла заточки японских ножей, важнейшего критерия качества заточки. Использование механического устройства повышает риск превращения дорогого инструмента в обычный бытовой предмет.
Нарушение угла заточки – это не единственный фактор «против» точильных станков. Дело в том, что установить оптимальное усилие нажатия на клинок практически невозможно. При воздействии на лезвия высокого давления и сильного механического воздействия возникает такое понятие, как отпуск стали. Это неконтролируемое повышение ее температуры, приводящее к снижению твердости на несколько величин. Таким образом, при заточке ножа на механическом оборудовании есть риск снижения твердости лезвия на несколько величин.
Использование водного камня
Это самый лучший способ обработки лезвия японского ножа. Проверенный временем, эффективный и безопасный. Уникальность водных камней заключается в их зернистой структуре. Опущенный в воду камень образуем на поверхности особую суспензию, которая полирует кромку лезвия, снимая с него тонкий слой металла.
Водные камни бывают однослойными и комбинированные. Первые имеют однородную зернистость с каждой стороны: например, точильный камень «Nakatomi» с зернистостью 1000 единиц. Многослойный брусок состоит из нескольких зон с разной зернистостью: в нашем каталоге величины пишутся через «/»: например, камень «Samura» #2000/#5000.
Комбинированные бруски позволяют проводить поэтапную заточку, некоторые – даже полировку ножа.
Технология использования водного камня
Базовые правила:
- Соблюдение заводского угла заточки японских кухонных ножей. Значительные отклонения недопустимы.
- Необходимо предварительно намочить камень и дождаться выхода пузырьков с его поверхности.
- Воздействие бруска на лезвие не должно быть интенсивным. От силы механического давления нож не заточится быстрее, а камень может испортиться.
- Равномерная заточка каждой рабочей зоны лезвия.
Полноценная заточка включает в себя несколько этапов, основанных на использовании точильных брусков с разной зернистостью.
Сначала берут брусок 400-600 grit. С его помощью устраняют серьезные механические повреждения: царапины, выступы, сколы. Далее приступают к основному этапу заточки. Для европейских ножей подойдет брусок зернистостью около 700 grit, тогда как для японских следует брать камень от 1000 grit и более. После основной проработки клинка переходим к финишному этапу, для этого используем брусок зернистостью от 3000 до 5000 единиц. Такой камень выравнивает результаты предыдущих обработок, делает поверхность кромки максимально острой и симметричной.
Если после этого проведена полировка поверхности, будет еще лучше: для этого используем брусок зернистостью от 5000 grit. Для полировки подойдет модель SWS-8000 #8000.
Принцип заточки лезвия на каждом этапе схож, его освоение требует лишь практики. Режущую часть ножа условно делим на несколько рабочих зон. Каждый участок обрабатываем по очереди, под углом 45 градусов. Чтобы заточить кончик ножа, прижмите его пальцем к плоскости бруска. В процессе работы нельзя менять первичный угол заточки. Он отличается в зависимости от типа ножа и его производителя, может составлять от 15 до 40 градусов. Новичкам особенно важно зафиксировать спусковую часть клинка на камне. Для этого можно использовать специальные клипсы. Они помогают следовать первичному углу заточки и предотвращают образование асимметрии. После обработки каждой зоны меняем камень на более зернистый и действуем по той же схеме.
www.samura.ru
Японские водные камни для заточки ножей
Японские водные камни отличаются от отечественных и западных аналогов. Прежде всего это относится к их мягкости. Она определяется с помощью объемов связок и пор, а также абразивных зерен.
Общие сведения
Искусственные твердые абразивы из Северной Америки или Европы чаще всего ориентированы на механическое оборудование и промышленное производство. Они применяются с непрерывным охлаждением или сухими. Высокая производительность труда является следствием автоматизации процессов шлифовки и заточки. Это также относится к среднему качеству обрабатываемой поверхности, так как она изобилует прожогами и микротрещинами.
Ручная заточка инструмента: особенности
В этом случае твердый абразив быстро забивается из-за стружки. Таким образом происходит его засаливание. Из-за этого фактора такая заточка инструмента осуществляется с достаточно низкой скоростью. В соответствии с европейскими традициями устранение дефектов происходит на завершающей стадии электрическим методом или с помощью полировальных пластов.
Заточка на японских водных камнях
Эти шлифовальные бруски являются хорошо приспособленными к ручной работе. Они используются исключительно с водой. Приспособления очень мягкие и стачиваются быстрее. При этом постепенно обнажаются новые зерна абразива. Одновременно с этим на поверхности бруска образуется суспензия. Это происходит в результате взаимодействия сработанных зерен с жидкостью. Известно, что японские водные камни изнашиваются значительно быстрее. Однако они способны обеспечить высокую стабильную производительность. При этом должна быть высокая чистота обработки поверхности.
Главные различия
При применении брусков малой зернистости обеспечивается относительно быстрая доводка режущей кромки до отличного состояния. Полированные пласты, войлочные круги, правочные стропы и другие традиционные западные аксессуары не используются. Водные камни для заточки ножей отличаются высокой производительностью. Однако она уступает в скорости съема алмазным элементам. Но они, в свою очередь, отличаются более ограниченным диапазоном зернистости. Кроме того, следует выделить завершающие стадии заточки. В данном случае очень легко переусердствовать и чрезмерно истончить лезвие.
Маркировка
Она основывается на зернистости, которой обладают водные камни для заточки ножей. Маркировка характеризует число отверстий, приходящихся на один квадратный дюйм сита, на котором произошло оседание фракции зерен в соответствии с определенным интервалом. Абразив можно получить с помощью просеивания. При этом средний размер зерна – не меньше 50 микрон. Более мелкие абразивы просеиваются с помощью других методов. В данном случае имеется в виду воздушный сепарационный и гидравлический способ.
Определение количества шлифовальных элементов
Все зависит от задачи, которая поставлена перед точильщиком. Мелкозернистые японские водные камни (#6000) подойдут для правки и доводки. Для проведения легкого заострения потребуются другие элементы. Нож предварительно поправляется на бруске, который имеет зернистость до #5000. Для обычной заточки характерны другие параметры — #600-2000. Лезвие может быть сильно изношено, иметь забоины или иные повреждения. В этом случае для удаления дефектов используются крупнозернистые заточные камни.
Максимальная острота
Ее также можно назвать бритвенной. Для этого требуются высочайшие индивидуальные навыки в области доводки и заточки. Однако такая острота требуется не на каждом лезвии и далеко не всегда. Пытаться навести ее на мягковатой нержавейке – бесполезная затея. Дело в том, что в данном случае эффект крайне недолговечен. Мягкие ножи, которые изготовлены из низкоуглеродных сталей, могут быть исправлены с помощью мусата. Стоит отметить, что для качественного твердого изделия этого будет недостаточно. Таким образом, при покупке хорошего ножа на средствах заточки экономить нецелесообразно.
Замена элементов
Это нужно делать чаще. Для подтверждения можно прибегнуть к простому расчету. Благодаря этому экономится абразив и время. Если плавно и постепенно снижать зернистость, то следы от предыдущего, более крупного камня, будут устранены довольно быстро. Таким образом, обеспечивается хорошая чистота поверхности, а также повышается долговечность бруска и его ресурс. Набор, который включает в себя от 5 до 7 камней, обойдется совсем не дешево. Однако лезвия крайне редко доводятся до такого состояния, когда для их исправления требуется полный арсенал. Для того чтобы поддерживать изделия в хорошей форме, как правило, достаточно всего 2-3 мелкозернистых бруска. Также потребуется один полировальный.
Бытовое использование
В настоящее время наиболее популярны комбинированные японские точильные камни, которые продаются по доступной цене. Они состоят из двух половинок разной зернистости, скрепленных при помощи водостойкого клея.
Принципы работы
Каждый водный камень для заточки должен быть предварительно замочен. Рекомендуется использование глубоких пластмассовых емкостей. Лучше, чтобы они были прозрачными. Будет хорошо, если для каждого вида камней будет предусмотрена отдельная емкость. Благодаря этому частицы крупного абразива не станут попадать на мелкий. Для определения времени замачивания нужно обратить внимание на пузырьки воздуха, которые выделяет камень точильный водный. Пористые и крупные элементы в процессе впитывания жидкости выпускают их около 5 минут. Мелким, имеющим среднюю зернистость, для насыщения требуется больше времени – до 15 минут. Мелкозернистые плотные японские водные камни замачиваются дольше всех. Время их насыщения может составлять до 20 минут. После этого требуется установка камня на подставку. Основные требования к ней – обеспечение устойчивого положения бруска и исключение его перемещения во время работы. Стоит помнить о том, что для проведения заточки потребуются обе руки. Мелкозернистые элементы предполагают создание слоя суспензии непосредственно перед правкой. Целесообразно использование бруска Nagura.
Обработка сильно затупленного и поврежденного лезвия
Требуется крупнозернистый абразив — #80-400. Прежде всего, следует начать с удаления забоин. Для этого производится устранение остатков лезвия. Материал должен быть убран по всей длине. Таким образом геометрия клинка не будет искажена. Нужно делать так, пока повреждения полностью не устранятся. Появляется прямая грань. Далее требуется оценка равномерности ее толщины. Она может «плавать». В этом случае необходимо восстановление профиля клинка. Работа ведется со спусками. Следует убрать излишки материала. После того как эта работа будет закончена, ширина грани должна быть постоянной по всей длине клинка. Толщина выбирается в соответствии с назначением ножа. Далее подходит очередь предварительной заточки. Таким образом, будут выявлены места спуска, которые еще нуждаются в поправке.
Практические рекомендации
Количество суспензии возрастает в процессе полировки и шлифовки. Не нужно допускать того, чтобы она слишком загустела. Ее смывание также не требуется. Японцы производят периодическое увлажнение суспензии. Для этого кончики пальцев окунаются в воду, и последняя стряхивается на брусок. Также можно воспользоваться одноразовым шприцем или бытовым пульверизатором. Важно по случайности не допустить ее полного смывания.
Рекомендуется использование всей площади бруска. При работе с крупнозернистым абразивом в ходе интенсивного съема металла необходимо внимательно следить за износом. В основном больше всех рискует средняя часть бруска. Таким образом, искажается рабочая плоскость, а режущая кромка заваливается. С этим явлением можно справиться разными способами. Японцы изготавливают для этого специальные камни. Их основой являются твердые износостойкие сорта абразива. Такие камни имеют ряд параллельных пропилов. Они-то и участвуют в процессе выравнивания изношенного камня. Восстановление должно производиться вместе с водой. Затем абразив необходимо тщательно промыть. Для этого используется щетка, которая предназначена для удаления застрявших частиц.Хранение
Бруски следует держать в индивидуальной таре. Она может быть как картонной, так и пластиковой. Допустимо хранить в воде средне- и крупнозернистые камни в том случае, если они используются регулярно – около одного раза в неделю. Бруски, которые применяются реже, необходимо тщательно высушивать после работы. Оставлять на холоде мокрый брусок нельзя. Замерзшая вода может поспособствовать его разрушению. Регулярная правка пойдет на пользу бруску. Этот процесс упрощает уход за ним, а также снижает неравномерность износа. Сколы краев камня можно предотвратить. Для этого периодически во время работы (в соответствии с износом) на его грани должна быть наведена неширокая фаска. Необходимый угол – 45 градусов. Тонкий камень точильный водный рекомендуется наклеить на ровный кусок древесины или органического стекла. Это делается при помощи водостойкого клея. Таким образом срок службы бруска будет продлен.
fb.ru