Самый безопасный пассажирский лайнер Ил-18
Западное наименование Coot (Простак) лайнера Ил-18 говорит само за себя — это действительно был чрезвычайно простой самолёт без особой отделки, но значительно расширивший географию полётов советской гражданской авиации.
История создания
В середине 50-х годов прошлого века авиаперевозки настолько выросли, что стало совершенно очевидно — поршневые самолёты не справляются с нарастающим потоком пассажиров и требуются более вместительные и скоростные лайнеры, оборудованные газотурбинными двигателями.
В КБ С.В. Ильюшина приступили к разработке самолёта с турбовинтовой силовой установкой и в августе 1956 года был готов эскизный проект. Строительство первого прототипа началось в том же году осенью и летом 1957 года опытный самолёт был готов. Машина под обозначением Ил-18 была осмотрена членами правительства и лично Н.С. Хрущёвым. Первый секретарь московского горкома КПСС Е.А. Фурцева предложила дать лайнеру собственное имя «Москва», оно прижилось и стало популярным в народе.
4 июля 1957 года опытный образец лайнера впервые оторвался от бетонной полосы Центрального аэродрома г. Москвы и перелетел на авиационную базу в Жуковском, пробыв в воздухе около двух часов. Для того времени по всем параметрам Ил-18 стал самым современным самолётом, но его внешний вид несколько разочаровывал неаккуратностью выполненного стыка между отсеком антенны бортового локатора и герметичной частью фюзеляжа. Силовая установка из четырёх двигателей НК-4 страдала повышенной дымностью, но несмотря на все недостатки этот лайнер стал классикой мировой авиации.
Ил-18, взлёт
Первая серийная модель Ил-18А пролетала немного, уже в 1959 году в связи с частыми отказами двигателей НК-4 эксплуатацию этих машин запретили, но к этому времени уже серийно выпускался Ил-18Б с моторами АИ-20К и повышенной грузоподъёмностью до 14 тонн. В модификации Ил-18Е, построенной в 1965 году, количество мест для пассажиров увеличили до 120 и улучшили комфорт в пассажирском салоне. Ставшую последней, модель Ил-18Д оснастили более мощными двигателями АИ-20М и увеличили дальность, разместив ещё два топливных бака в центроплане. Пассажирский лайнер Ил-18 по всем параметрам был для того времени одним из лидеров мировой авиации, это первый советский пассажирский самолёт, который по заслугам оценили на мировом рынке. Недаром более семнадцати фирм на западе закупили у Советского Союза свыше сотни лайнеров Ил-18.
Конструкция самолёта Ил-18
Аэродинамическая схема Ил-18 – это моноплан с крылом низкого расположения трапециевидной формы, с четырьмя двигателями, расположенными на крыле и традиционным хвостовым оперением. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, выпускающиеся на угол 400, в процессе эксплуатации угол отклонения решили оставить на уровне 300.
Весь планер самолёта выполнен из пластичного материала — дуралюмина Д-16. Герметизированная часть корпуса включала в себя кабину лётчиков и пассажирский салон.
На первых серийных самолётах Ил-18А стояли двигатели НК-4, позже от них отказались и оснастили лайнер экономичными и более мощными моторами АИ-20К. Воздушный винт АВ-68 и турбина двигателя имели постоянные обороты на всех режимах, мощность зависела от угла поворота лопасти и количества подаваемого топлива.
Ил-18 в небе
Безопасность сохранялась даже при отказе одного двигателя на взлёте с последующим набором высоты до 8 тыс. метров и продолжением полёта, в случае выхода из строя двух двигателей Ил-18 продолжал горизонтальный полёт, но на меньшем по высоте эшелоне.
В Ил-18 применялась трёхопорная схема шасси, передняя стойка на рулении управлялась от отдельного штурвальчика, установленного на колонке основного штурвала командира корабля. Основные стойки представляли собой четырёхколёсные тормозные тележки, амортизаторы и параметры колёс всех опор позволяли выполнять взлёт и посадку с грунтовых полос, что для того времени было весьма актуально. Так как все стойки убирались вперёд по полёту, в случае отказа гидравлической системы, выпустить шасси можно было, используя энергию набегающего потока воздуха, что существенно повышало безопасность полёта.
Отдельно надо сказать о пассажирском салоне Ил-18. В компоновке всех трёх салонов расположение кресел было однотипное, без каких-либо выделявшихся мест с диванчиками или образовывавших купе. В основе интерьера салона разработчики ориентировались на принцип «приятной простоты», который действовал на ранних машинах ОКБ С.В. Ильюшина.
Салон Ил-18
В отделке бортов, плафонов, багажных полок, потолка салона, оконных панелей и обивке кресел чувствовалась рука отличного дизайнера, они отличались простотой, изяществом линий и искусно подобранной цветовой гаммой. Салон естественно хорошо освещался из больших иллюминаторов.
Над пассажирами на нижней поверхности багажных полок размещалось напротив каждого ряда кресел индивидуальное освещение, регулируемый обдув прохладным воздухом и кнопка вызова стюардессы. Съёмные панели потолка и бортов были обтянуты павилоном с красивым узором, придававший нарядный вид всему салону.
Впервые на Ил-18 использовали в отделке кресел новый материал — поролон, это вкупе с другими изменениями конструкции кресел, сделало их значительно легче. В карман на спинке каждого кресла положили съёмный столик и литературу с информацией.
Также были отделаны кухня-буфет, гардеробы, багажное отделение и туалеты. По такому же принципу стали оформляться салоны других отечественных самолётов и, в конце концов, это стало общепринятым стандартом.
Ил-18
Лётно-технические характеристики лайнера
- Экипаж — 5 чел
- Максимальная скорость — 690 км/ч
- Скорость крейсерского режима — 630 км/ч
- Дальность — 3600 км
- Практический потолок — 10 тыс. м
- Вес неснаряженного самолёта — 33760 кг
- Максимальный взлётный вес — 64 т
- Длина самолёта — 35,9 м
- Высота самолёта — 10,17 м
- Размах крыла — 37,42 м
- Двигатели — 4 х ТВД АИ-20М
- Тяга на взлётном режиме — 4 х 4250 л.с.
- Количество пассажиров — 100–122 чел
- Полезная нагрузка — 13,5 т.
Кабина пилота
Интересные факты
- По официальным данным, на 2010 год 100 машин Ил-18 в мире разбились или не подлежат восстановлению, катастрофы привели к гибели 2352 человек.
- Статистика показывает, что на территории Советского Союза, позднее РФ и СНГ лётных происшествий из-за отказов двигателей и систем самолёта
Ил-18 не зафиксировано, всего по 1977 год произошло 16 катастроф и пять из них случились при посадках в СМУ в горах. - В среде пилотов Ил-18 носил прозвище «Дельфин» из-за характерной формы носового обтекателя РЛС.
- Ил-18 был героем эпизодов многих художественных фильмов, он появлялся на экранах в 12 кинокартинах.
- Владимир Высоцкий упомянул Ил-18 в песне «Ещё бы не бояться мне полётов».
- В 20 городах, пять из них в Западной Европе, остальные на территории бывшего СССР, стоят памятники легендарному пассажирскому лайнеру Ил-18.
Ил-18
Благодаря своей экономичности, комфортабельности и безопасности Ил-18 долгое время являлся главным пассажирским самолётом СССР для авиалиний средней протяженности. Производство Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Далее приоритет отдавался в пользу разработке реактивных самолётов. Несмотря на это некоторое количество Ил-18 активно находится в эксплуатации по сей день.
aviarf.ru
Ил-18 Фото. Видео. Характеристики. Скорость. Вес
Впервые пассажирский самолет с таким названием был построен летом 1946 г. Его силовая установка состояла из четырех поршневых двигателей АШ-73. Летные испытания самолета, рассчитанного на 60 мест, проводил летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Опыт создания и испытания самолета Ил-18 с поршневыми двигателями оказал значительное влияние на проектирование турбовинтового самолета Ил-18, который сохранил название своего предшественника, но, по существу, является совершенно новым самолетом.
Самолет Ил-18 — видео
Первоначально разрабатывался вариант пассажирского самолета Ил-16 со стреловидным крылом и оперением и оснащенного четырьмя ТРД АМ-11, установленными в корне крыла. В ОКБ уже начали разработку рабочих чертежей, провели обширный комплекс аэродинамических исследований, но затем все работы были свернуты и тема закрыта. Причиной стал пассажирский самолет Ту-104, который в 1955 г. начал летные испытания.
Вопрос о создании гражданских самолетов для авиалиний Аэрофлота обсуждался на заседаниях правительства с участием главных конструкторов, вначале было принято решение создать многоцелевой самолет, используемый как пассажирский и как*.транспортный. С.В. Ильюшин отстаивал идею специализированного пассажирского самолета с присущей ему классической схемой, позволяющей создать высокоэффективную машину, полагая, что летные характеристики многоцелевого самолета будут хуже. Эта идея была признана правильной, и ОКБ С.В. Ильюшина приступило к созданию такого самолета на основании постановления Правительства СССР от 25 мая 1956 г.
Самолет Ил-18 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-4. Тягу двигателей выбирали, исходя из условия полета при отказе одного или двух двигателей. Совершенная для того времени аэродинамическая компоновка самолета обеспечила ему высокие летно-технические характеристики. Ил-18 был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 т коммерческого груза, имел два салона, на 10 и 65 мест соответственно, разделенных буфетом.
Постройка первого опытного самолета началась в сентябре 1956 г. и менее чем за год была завершена. В июне 1957 г. самолет продемонстрировали Н.С. Хрущеву, и по предложению Е.А. Фурцевой машина получила название «Москва».
Первый полет самолет совершил 4 июля 1957 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем В.К. Коккинаки. После окончания государственных испытаний начались заводские испытания серийного самолета с двигателями АИ-20. Серийное производство было начато в ноябре 1957 г. (выпустили 567 машин). За создание самолета Ил-18 в 1960 г. семь человек были удостоены Ленинской премии, в том числе С.В. Ильюшин и В.К. Коккинаки. В разные годы на этом самолете было установлено множество мировых рекордов по скорости и дальности полета.
Модификации
Ил-18 «Салон» — Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А. Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
Ил-18 «Полоса» — Опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965 году переоборудован 1 самолёт.
Ил-18А — Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958—59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б.
Ил-18Б — Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958—1959 гг. построено 64 машины.
Ил-18В — Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами.
Ил-18В-26А (Ил-18Д) — Самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду.
Ил-18Гр — Грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс.
Ил-18ГрМ — Грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). Разработан в 1978 году. В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д.
Ил-18Д — Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д.
Ил-18Д «Помор» — Самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.
Ил-18ДЦ «Циклон» — Самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.
Ил-18ДОРР — Самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.
Ил-18Е — Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 годах было выпущено 23 машины.
Ил-18ЛЛ — Летающая лаборатория. В ЛИИ им. М. М. Громова переоборудовано несколько самолётов.
Ил-18РТ (Ил-18СИП) — Самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В.
Ил-18РТЛ — Прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М. М. Громова.
Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) — Транспортный и санитарный. Отличался отсутствием кресел, туалетов и гардеробов. Первый полёт 29 февраля 1960 года. Переоборудовался из пассажирских самолётов.
Ил-18ТД — Транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году.
Ил-18УШ — Учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов.
Тактико-технические характеристики Ил-18
— Начало эксплуатации: 20 апреля 1959 года
— Всего построено: более 800
Экипаж Ил-18
— 4—5 человек
Вместимость Ил-18
— 80–122 пассажиров
Грузоподъёмность Ил-18
— до 15 т (в грузовом варианте)
Скорость Ил-18
— Крейсерская скорость: 570—630 (истинная) км/ч
— Максимальная скорость: 610 (приборная, при экстренном снижении) км/ч
— Длина разбега: 1000 м
— Длина пробега: 800 м
Дальность полёта Ил-18
— 6500 (с остатком топлива на 1 час полёта) км
Практический потолок Ил-18
— более 12 000 м, 10 000 м (для полётов с пассажирами) м
Габаритные размеры Ил-18
— Длина: 35,90 м
— Высота: 10,17 м
— Максимальный диаметр фюзеляжа: 3,5 м
— Размах крыла: 37,4 м
— Площадь крыла: 140 м²
— Шасси: убирающееся, трёхопорное
Вес Ил-18
— Пустой: 32,245–33,76 т
— Максимальная взлётная масса: 59–67 т
— Максимальная посадочная масса: 48–53 т
Двигатели Ил-18
— 4 × АИ-20М
— Тяга (мощность): 4 × 4252 л. с.
— Запас топлива: 30 (для варианта «Д») т
Расход топлива Ил-18
— первый час – 2600, далее от 2200 до 1500 кг/ч
Фото Ил-18
Кабина Ил-18
Салон Ил-18
Добавить комментарий
oruzhie.info
Обзор самолета Ил-18: история создания и лётно-технические характеристики
29.04.2019
Ил-18 является турбовинтовым средне- и дальнемагистральным пассажирским самолётом. Был разработан опытно-конструкторским бюро Ильюшина в 1957 году.
История разработки и эксплуатации Ил-18
В 1950-х годах не только в советской, но и мировой гражданской авиации наступил период, когда возникла реальная угроза того, что эра поршневых самолётов подойдёт к концу. Так, имевшиеся в СССР пассажирские самолёты с поршневыми двигателями (например, Ли-2) уже не удовлетворяли всё возрастающий спрос на авиаперевозки. В первую очередь это касалось объёма рейсов, который был ничтожно мал, особенно на фоне недавно окончившейся Второй мировой войны, благодаря которой количество военных самолётов в несколько раз превышало количество пассажирских. Именно в этой связи уже в начале 50-х в наиболее экономически сильных странах началось создание пассажирских самолётов нового, послевоенного поколения.
В СССР созданием нового лайнера параллельно занимались ОКБ Туполева и Ильюшина. При этом мнение о будущем самолёте у них несколько отличалось: так, в опытно-конструкторском бюро Туполева приступили к созданию реактивного пассажирского лайнера (первого в стране) на основе бомбардировщика Ту-16, в то время как в бюро Ильюшина было принято решение о создании турбовинтового самолёта. Советское же руководство благосклонно отнеслось к обеим разработкам.
Весной 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании турбовинтового самолёта Ил-18 – именно такое название получил проект ОКБ Ильюшина. Разработка самолёта и постройка первого его опытного образца шли весьма быстро, так что уже летом следующего, 1957 года самолёт был представлен партийной элите и членам правительства Советского Союза. Машины была достаточно тепло принята Н. С. Хрущёвым и получила имя собственное: «Москва».
Уже в июле того же года Ил-18 совершил и первый полёт. Также в это время продолжались испытания самолёта с целью определить лучшие двигатели для него. В их процессе окончательный выбор пал на турбовинтовые АИ-20, которые были наиболее надёжными, мощными и экономичными для самолёта. После этого началось серийное производство самолёта.
Уже в 1959 году, пройдя все необходимые наземные и лётные испытания, Ил-18 начал активно эксплуатироваться на внутренних авиалиниях средней и дальней протяжённости в Советском Союзе. Самолёт был неприхотлив в использовании, достаточно надёжен и в то же время не требовал длинных взлётно-посадочных полос, что позволяло ему оставаться основным среднемагистральных пассажирским лайнером в СССР вплоть до 1970-х годов. Также Ил-18 активно поставлялся для стран социалистического лагеря, а также для стран дружественного к СССР курса. При этом лайнер также был положительно встречен тамошними пассажирами и специалистами.
В то же время продолжались активные работы по усовершенствованию Ил-18 и созданию его новых модификаций с улучшенными характеристиками. Так, в 1958 году был разработан Ил-18А, и запущенный в серийное производство. Двумя годами позже был разработан Ил-18В с усовершенствованной системой бортовой электроники. Также создавались грузовые модификации самолёта и даже военные варианты.
К середине 1970-х годов объёмы серийного производства Ил-18 начали серьёзно снижаться. Будучи основным среднемагистральным лайнером на внутренних авиалиниях, Ил-18 начал массово заменяться на более современные и мощные Ил-62 и Ту-154. В основном это было связано с тем, что советская промышленность взяла курс в основном на производство реактивных самолётов вместо турбовинтовых. Также сказывалось и моральное устаревание самолёта, а весь потенциал его модификаций был исчерпан.
Тем не менее, ряд самолётов Ил-18 всё-таки смог «пережить» их массовое списание, имевшее место в конце 70-х – начале 80-х годов. По состоянию на 2010 год в эксплуатации находилось десять Ил-18 в таких странах, как Россия, Украина, КНДР, Шри-Ланка и Сомали.
Обзор Ил-18 и его характеристики
Ил-18 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. Аэродинамическая схема самолёта – нормальная. При этом крыло Ил-18 не стреловидное, а практически перпендикулярно фюзеляжу. Тем не менее, конструкция лайнера, как форма крыла, были скрупулёзно рассчитаны, благодаря чему самолёт получил весьма неплохие скоростные характеристики, а также высокую надёжность и устойчивость в полёте.
Силовая установка Ил-18 представлена 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20 (в первых моделях также применялись НК-4), которые установлены под крылом.
Лётно-технические характеристики пассажирского самолёта Ил-18:
- Длина: 35,9 м.
- Высота: 10,2 м.
- Вес пустого: 33 760 кг.
- Размах крыла: 37,4 м.
- Площадь крыла: 140 кв. м.
- Крейсерская скорость: 625 км/ч.
- Максимальная скорость: 685 км/ч.
- Потолок: 10 000 м.
- Дальность полета с максимальной загрузкой: 4 300 км.
- Двигатели: 4 х АИ-20.
- Тяга: 4 x 4250 л. с.
- Количество пассажирских мест: 120.
- Максимальный взлетный вес: 64 000 кг.
- Максимальная коммерческая загрузка: 13 500 кг.
- Емкость баков с топливом: 23 700 л.
- Максимальная дальность полета: 7 100 км.
- Длина разбега: 1000 м.
- Длина пробега: 800 м.
- Длина салона: 24 м.
- Ширина салона: 3,2 м.
- Высота салона: 2 м.
Модификации самолёта
Всего за 20 с лишним лет разработок и серийного производства Ил-18 создавались и были построены следующие его модификации:
- Ил-18А – первая серийная модификация Ил-18, оборудованная турбовинтовыми двигателями НК-4.
- Ил-18 «Салон» — модификация самолёта, предназначенная для первых лиц государства. При этом в данную модель переоборудовались варианты Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
- Ил-18 «Полоса» — опытный вариант, оборудованный комплексом для автоматизированного взлёта, полёта и посадки Ил-18.
- Ил-18Б – модификация Ил-18, оборудованная более мощными и экономичными двигателями АИ-20.
- Ил-18В – модификация самолёта с изменённой компоновкой (три пассажирских салона).
- Ил-18Д – модификация Ил-18, оборудованная топливными баками повышенного объёма и обладающая таким образом увеличенной дальностью полёта. Пассажирский салон имеет 20 пассажирских мест. В основном применялся для полётов на Северный полюс. Другой обозначение – Ил-18-26А.
- Ил-18Гр – грузовая модификация самолёта. С 1978 года в данную модель начали переоборудоваться пассажирские варианты Ил-18.
- Ил-18ГрМ – вторая грузовая модификация Ил-18. Имеет увеличенную грузоподъёмность, а также большую дверь в левом борту для более удобной загрузки.
- Ил-18Д – более усовершенствованный Ил-18, оборудованный более совершенными двигателями АИ-20М и имеющий увеличенную дальность полёта, а также большую грузоподъёмность.
- Ил-18Д «Помор» — самолёт, оборудованный для ведения рыбной разведки.
- Ил-18ДЦ «Циклон» — модификация Ил-18, предназначенная для ведения метеорологической разведки.
- Ил-18ДОРР – самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов.
- Ил-18Е – модификация Ил-18 с увеличенной пассажировместимостью (до 110 человек), а также более комфортным салоном.
- Ил-18ЛЛ – самолёт – летающая лаборатория.
- Ил-18РТ – самолёт, используемый в качестве измерительного пункта для регистрации телеметрической информации. Другое обозначение – Ил-18СИП.
- Ил-18РТЛ – самолёт, являвшийся прототипом Ил-18РТ.
- Ил-18Т – транспортно-санитарная модификация самолёта Ил-18. Другие названия: Ил-18АТ, Ил-18БТ, Ил-18ВТ.
- Ил-18ТД – транспортно-десантная модификация Ил-18. Оборудована рампой для выпуска десантного подразделения.
- Ил-18УШ – модификация самолёта Ил-18, предназначенная для подготовки штурманского состава для ВВС России.
Заключение
Благодаря своим уникальным характеристикам (неприхотливости в обслуживании, надёжности в эксплуатации и экономичности) Ил-18 на долгое время стал основным среднемагистральным пассажирским лайнером в Советском Союзе. Однако ввиду того, что промышленность СССР уже в 1970-е годы взяла курс на производство в основном реактивных самолётов, его эпоха закончилась. Тем не менее, большое количество модификаций Ил-18, а также тот факт, что и сегодня ещё ряд машин находится в эксплуатации, позволяет с уверенностью сказать, что данный самолёт оставил важный след в истории отечественной авиации.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Кабина Ил-18. — igor113 — LiveJournal
Немного по кабинам пока есть силы. Как то раз удалось нам с Андреем Ивановым побывать на борту Ил-18. Оттуда я привез эти фотографии кабины.
Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Первый советский турбовинтовой лайнер; другой «первенец», Ту-114, совершил первый полет на полгода позже.
Мне за свое детство неоднократно приходилось летать на Ил-18 по маршруту Хабаровск-Петропавловск-Камчатский и Магадан-Петропавловск-Камчатский. Очень хороший самолет,но болтало в нем над морем…. Укачивало половину самолета,как сейчас помню для борьбы с этим разносили соленые зеленые помидоры и ведь помогало.
и других источников найденных мною в инете и литературе.
И снова большое количество одинаковых фотографий снятых разными объективами.
общий вид кабины. Здесь слегка пошире и посветлей чем в Ил-14,но родовые черты прослеживаются.
боковая панель КВСа,где то там кнопочка отсечки топлива,КВС на запуске постоянно ею работает,чтобы не превысить температуру в турбине.
Рабочее место второго пилота.
верхняя панель
РУДы,автопилот,триммера,выпуск закрылков и шасси и много еще чего на этой колонке между пилотами
приборы контроля двигателей АИ-20,тут их 4 по 4252 лс каждый,тут же расходомер и количество топлива. На некоторых самолетах баки на 30 тыс литров керосина.
За КВСом рабочее место штурмана,некоторые приборы вылезают к КВСу
Вот рабочее место штурмана
общий вид кабины
рабочее место радиста
штурвал,красная кнопка отключение автопилота
рядом штурвальчик для управления носовой стойкой на рулении, у второго пилота такого нет
управление автопилотом
наддув,отопление и вентиляция кабин
оно же
Фото 43.
сигнализация состояния люков
пожарный щиток
общий вид кабины
еще более общий,видно место борт инженера между пилотами
рабочее место штурмана
борт радиста
серьезное оборудование у штурмана:-)))
аварийное отключение автопилота пиропатроном?:-)))
центральная колонка,а что такое аварийный тормоз?
а что это за зеленая педалька у кресла КВСа?
общий вид кабины
кислород
КВ станция?
Метео радар?
рабочее место КВСа
любопытный индикатор кислорода
авиационные часы
все для штурмана
командная станция и похоже запись на черный ящик?
Фото 41.
а что это за странная индикация?
управление противообледенительными системами
кислородные редукторы?
педальный узел
крупнее,он гораздо элегантнее чем на Ил-14
боковая панель квса
штурвал КВСа
современная антенна GPS:-))?
вентиляция
громкоговорители в салоне
Фото 54.
триммер
а тут все почти как у Ил-14
кресло второго пилота
подсветка приборов в кабине
Андрей Иванов в кабине самолета
а в руке он держал айпад с РЛЭ Ил-18 и изучал,изучал…
и попутно мне рассказывал где и что,но я почти все забыл.Всего было построено 678 самолетов в различных модификациях.На данный момент в летающем состоянии по всему миру более 50 бортов. В основном у вояк в нашей стране. Такой бы в коллекцию Альбатрос Аэро!!!
ЛТХ:
Модификация Ил-18Д
Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.0
Масса, кг
пустого самолета 35000
максимальная взлетная 64000
Внутреннее топливо, л 22700 + 7300 опционально в баках на концах крыльев
Тип двигателя 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4252
Максимальная скорость, км/ч 685
Крейсерская скорость, км/ч 625
Практическая дальность, км 6500
Дальность действия, км 3700
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: 120 пассажиров или 13500 кг груза
igor113.livejournal.com
Ильюшин Ил-18. Фото и видео. Характеристики. История.
Ил-18 (по кодировке НАТО: «Простак» (Coot)) — пассажирский самолёт для авиационных линий средней дальности, сделанный по схеме турбовинтового четырёхмоторного низкоплана. Однокилевое оперение. Первый турбовинтовой советский лайнер.
История создания
В 1950-х годах, когда стало очевидно, что пассажирские самолёты, снабженные поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрый рост авиационных перевозок, возникла потребность в скоростных и вместительных самолётах, снабженных газотурбинными моторами. В ОКБ имени Туполева пошли путем создания на основании Ту-16 реактивного бомбардировщика Ту-104 пассажирского самолёта. В конструкторском бюро Ильюшина решили конструировать пассажирский самолёт, снабженный ТВД.
25.05.1956 года приняли постановление Совета Министров Советского Союза номер 703—404 о создании Ил18 пассажирского самолёта с четырьмя турбовинтовыми моторами. Эскизный проект Ил18 утвердил С. В. Ильюшин 26.08.195, в сентябре 1956 началось строительство первого эуспериментального образца. В июне 1957 на Центральном аэродроме Москвы состоялся смотр руководителями правительства и партии во главе с Хрущёвым Н. С. первого Ил18, по предложению Первого секретаря городского Московского комитета КПСС Фурцевой Е. А. самолёту дали имя «Москва».
Опытный экземпляр совершил первый полёт 04.07.1957, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе М. В. в город Жуковский (длительность полёта — 1 час 57 минут). В испытаниях принимали участие самолёты, снабжённые моторами АИ-20 и НК-4. Итоги испытаний показали, что АИ20 конструкции Ивченко А. Г. более надёжен, поэтому его избрали для монтажа на серийные самолёты.
Экспериментальные самолёты рассчитывались на 75 человек. В 1958 году создали вариант Ил18А, имеющий взлётную массу 58 тонн и увеличенный до 89 мест пассажирский салон. Это была первая модель в серии. Из-за ненадёжной работы мотора с января 1959 года использование самолётов Ил18А с моторами НК-4 было прекращено. Модификация Ил8Б с увеличенной до 14 тонн коммерческой нагрузкой и большей взлётной массой (61,5тонн) появилась в том же 1958 году. 20.04.1959 прошли два первых пассажирских рейса Ил18 по маршруту Адлер-Москва и АлмаАта-Москва.
В 1960 году создали Ил18В, отличающийся от варианта Ил18Б увеличенным уровнем удобств и применением отличного пилотажно-навигационного оборудования.
В ОКБ в 1965 году был спроектирован самолёт Ил18Е, который был рассчитан на 120 мест и имел ещё более комфортный салон. Последняя пассажирская модель — самолёт Ил18Д, на котором вместо ТВД АИ20К использовались АИ20М, добавлены в центроплане крыла топливные баки, а также вмонтирована система контроля захода на посадку. Благодаря дополнительному топливу увеличена дальность полёта.
Салон Ил-18
Помимо пассажирских самолётов, были созданы в ОКБ и другие варианты: грузовые, служебные, патрульные, в том числе:
противолодочный Ил38;
самолёт РЭБ Ил20;
воздушный командный пункт Ил22;
самолёт для ледовой разведки Ил24.
Один из самолётов Ил-18В переоборудовали для полётов в Антарктиду: в пассажирскую кабину установили дополнительные баки с топливом , что дало возможность увекличить запас топлива (31 тысяча литров). Необходимо заметить, что эстафету «Москва—Антарктида» обслуживали, как правило, самолёты Ил18, летавшие в небе Африки, выполняя попутно грузовые и пассажирские перевозки на региональных авиационных линиях.
В 1958—1959 годах на самолётах Ил18 установили двадцать мировых рекордов по высоте и дальности полёта с разной полезной нагрузкой.
Самолёты Ил18 ввиду своей экономичности, уровня комфорта и безопасности вызвали на мировом рынке интерес, поэтому большинство зарубежных компаний купили данные самолёты. Он стал первым пассажирским советским самолётом, который пользовался широким спросом на мировом уровне: для семнадцати иностранных компаний построили свыше 100 самолётов.
Серийно выпускался на заводе номер 30 «Знамя труда», который располагался на Ходынском поле вблизи Центрального аэродрома в Москве с 1959 по 1978 год.
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла.
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Из-за возникновения во время полета внутри фюзеляжа избыточного давления необходимо было адаптировать конструкцию под усталостные напряжения. Особенно тщательно рассматривали проблемы повторных нагрузок и усталостной прочности, ведь в то время разбился британский самолет «Комета» вследствие усталостного разрушения обшивки фюзеляжа.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
Схема салона Ил-18
Характеристики Ил-18:
Длина: 35.9м.
Высота: 10.2м.
Вес пустого: 33760кг.
Размах крыла: 37.4м.
Площадь крыла: 140.0кв.м.
Крейсерская скорость: 625км./ч.
Максимальная скорость: 685км./ч.
Потолок: 10000м.
Дальность полета с максимальной загрузкой: 4300км.
Двигатели: 4хАИ-20М.
Тяга: 4×4250л.с.
Количество пассажирских мест: 120мест.
Максимальный взлетный вес: 64000кг.
Максимальная коммерческая загрузка: 13 500кг.
Емкость баков с топливом: 23700л.
Максимальная дальность полета: 7100км.
Длина разбега: 1000м.
Длина пробега: 800м.
Длина салона: 24.0м.
Ширина салона: 3.23м.
Высота салона: 2.00м.
Самолет ОКБ Ильюшина
Другие самолеты
avia.pro