пора на пенсию? » Военное обозрение

Сам смысл военной авиации лежал в создании бомбардировщиков. Именно атака объектов и группировок войск с воздуха являлась главной целью. Уже потом конструкторы задумались о создании истребителей для завоевания господства в воздухе. До появления бомбардировщиков это господство было никому не нужно.


Да и сейчас бомбардировщики можно отнести к основной боевой единице ВВС. Правда, теперь они стали сложнее и умнее. Точнее, это уже не «Илья Муромец».

Бомбардировщик Илья Муромец

Теперь это истребители-бомбардировщики. Они могут эффективно поражать как наземные цели, так и постоять за себя. Снижение количества классических перехватчиков, или истребителей, началось активно с уходом со сцены СССР. Теперь в небе нет серьезных бойцов, поэтому современные машины стараются делать более универсальными. Например, F/A-18SH, F-16, F-35, F-15SE — все истребители-бомбардировщики. По своей сути, если грубо обобщать, то схожи они с Су-34, Миг-35.

Остался и отдельный класс более классических бомберов. Такие, как B-2, B-52, Ту-95, Ту-22М3, Ту-160 и т.д. Их основной недостаток заключается в том, что они не могут постоять за себя в воздушном бою, но есть и свои плюсы.

Однако из общего ряда все же необходимо выделить именно Ту-22М3. Он является дальним бомбардировщиком, а не стратегическим. Дальняя авиация — вообще, вещь особенная для нашей истории. В то время как Запад с течением времени и развитием технологий ушел к стратегам, мы продолжали совершенствовать дальние бомбардировщики параллельно со стратегическими. Сейчас дальняя авиация есть только у двух стран — это Китай с копией нашего Ту-16 и, естественно, ВКС РФ с Ту-22М3.


Китайская копия Ту-16 (Xian H-6)

Так зачем нам нужна дальняя авиация, когда весь запад от нее отказался? Во времена Союза это была безусловно грозная сила. И с появлением Ту-22 она только увеличилась. Первые Ту-22 и современные Ту-22М3 являются совершенно разными машинами (хоть и со схожими индексами). Опустим этапы развития Ту-22 и перейдем сразу к Ту-22М3.

Первый полет Ту-22М3 состоялся в 1977 г. Серийное производство началось в 1978, и продолжалось до 1993 года. По своим задачам это был даже не бомбардировщик, он, скорее, ракетоносец. Главной его задачей была «доставка» ракет Х-22. В стандартной загрузке Ту-22М3 должен был нести две ракеты под крылом с каждой стороны, но также мог взять и еще одну под фюзеляж.


Крепление ракет Х-22 под фюзеляжем Ту-22М3

Х-22 были различных модификаций: с активной головкой самонаведения (противокорабельная), с пассивной головкой (противорадарная модификация) и с наведением по ИНС (прародитель современных Калибров и Томагавков). Особенностью этих ракет была огромная для того времени дальность — 400 км, а по некоторым данным, до 600 км! Естественно, для их наведения требовалась серьезная разведка и внешнее ЦУ, с чем в Союзе проблем тоже не было (например Ту-95РЦ)! Еще одним огромным преимуществом Х-22 являлась сверхзвуковая скорость полета. Для ПВО того времени она оставалась весьма крепким орешком.

Первые недостатки Х-22 начали проявляться уже в 80-х. При всей уникальности этой ракеты ее разработка стартовала в 1958г, и создание ПКР с АРЛГСН для того времени являлось задачей весьма нетривиальной. Даже сейчас во многих ракетах (справедливости ради — не ПКР, а, скорее, ЗУР) применение АРЛГСН не всегда имеет место быть ввиду сложности реализации и повышения массы. Поэтому в 80-х уже появились вопросы по поводу помехозащищенности Х-22. Но, это отнюдь не должно было поставить крест на ее применении. В качестве примера можно вспомнить Фоклендскую войну. Аргентина забросала неразорвавшейся «чугуниной» хваленый флот Ее Величества. Будь у них пару эскадрилий Ту-22М3 с Х-22, Фокленды имели бы другого хозяина, а Лондон стал районом Аргентины.

Однако в реальных боевых действиях Ту-22М3 с ракетой Х-22 особо не отметился. Дорогой уникальный ракетоносец в основном выполнял функции простого бомбовоза. Способность нести ФАБ скорее являлась приятным преимуществом, нежели основной задачей. Часто Ту-22М3 применяли в Афганистане, в местах, где фронтовым бомбардировщикам было тяжело дотянуться. Особенно следует отметить, когда Ту-22М3 «ровнял с землей» горы Афгана при выводе советских войск, прикрывая наши караваны. И все это время сложнейшую и интеллектуальную машину применяли в качестве развоза «чугунины».

Следует также упомянуть о применении Ту-22М3 в Чечне, особо интересно, что он сбрасывал осветительные бомбы. Ну и, конечно, апогей — это применение Ту-22М3 в Грузии, что закончилось весьма печально.

Теперь поговорим: нужен ли нам сейчас Ту-22М3? Нужен ли он был в девяностых и сейчас, в двадцать первом веке? Определенно, для продолжения его жизненного цикла необходима модернизация. Она должна была заключаться в появлении новой ракеты Х-32. Но так ли она уникальна и нова? Х-32 — это не что иное, как развитие Х-22 при сохранении всей ее архаичности и недостатках для современного времени. Меньшее из зол — это помехозащищенность. Возможно, на Х-32 планировалось применение достаточно современной АРЛГСН, например, от ракеты Х-35. Но там по-прежнему остается ЖРД. А это, пожалуй, самое глупое решение для современной ракеты. Сложность эксплуатации ЖРД заключается в высокой токсичности компонентов, опасности возгорания при соприкосновении с окислителем, необходимости постоянного и квалифицированного обслуживания. По затратам это не идет ни в какие сравнения не только с твердотопливным двигателем, но и с малогабаритным ТРД. ЖРД на ПКР можно встретить разве, что у Китая (но они и летают на Ту-16), которые они постепенно снимают с дежурства (подробнее о ПКР Китая тут: Часть 1-я, Часть 2-я), и, может, у Северной Кореи. Весь современный мир давно отказался от таких двигателей.


Ракета Х-35

Другой проблемой Х-32 является профиль полета. Для достижения заявленных характеристик по дальности ей необходимо идти на огромной высоте в разреженных слоях атмосферы. Даже псевдокомбинированный профиль полета является все равно чрезмерно высоким, так как ракеты атакуют корабль пикированием. А высотный полет является для современных систем ПВО подарком на «блюдечке с голубой каемочкой». К тому же эта почти шеститонная туша, несущаяся на фоне космоса, будет менее опасной, чем катер с РПГ-7 для современного эсминца или фрегата.


Профиль полета ракет Х-22/32

В качестве развития Ту-22М3 был осуществлен вариант с размещением на нем аэробаллистических ракет Х-15, которые обладают уже современным твердотопливным двигателем. К тому же их можно разместить во внутренних отсеках Ту-22М3. Казалось бы, достаточно современное решение, но обратимся к мировому опыту. Ее аналогом является AGM-69A SRAM, разрабатывавшаяся в 60-х годах в США. А для ее замены разработали AGM-131 SRAM II в конце 80-х. Однако эта ракета не пошла в серию. Одна из причин — окончание холодной войны. Но есть и еще одна причина — это развитие систем ПВО. Как AGM-131, так и Х-15 обладают баллистической траекторией полета, что является неплохим подарком для современных радаров.


Размещение ракет Х-15 в бомбоотсеке Ту-22М3


Прототип ракеты AGM-131a SRAM II

Стоит рассмотреть и вариант оснащения Ту-22М3 современными крылатыми ракетами Х-101/102, которые полностью подходят по массогабаритным характеристикам к «Тушке». Однако встает один нюанс — дальность полета Ту-22М3 существенно меньше, чем у стратегического Ту-160. Ракеты, в отличие от «Белого лебедя», будут на внешней подвеске, и поэтому также внесут вклад в снижении радиуса действия. А штанги дозаправки на Ту-22М3 нет. Однако даже его оснащение штангой дозаправки не спасет принципиально ситуацию. Причина в том, что он является двухдвигательным, а это сильно влияет на безопасность полета над океаном. По аналогии, в гражданской авиации есть понятие ETOPS, которое определяет, на какое расстояние максимально может удаляться самолет от ближайшего аэродрома (параметр дается в минутах полета). Только современные самолеты с современными двигателями смогли дотянуть до более-менее значимых значений по ETOPS (помимо прочего, это требует и высокой квалификации обслуживающего персонала). В военной авиации такого понятия нет, но вполне понятно, что старый самолет с не самыми современными двигателями не сможет обеспечить требуемой безопасности. Конечно, выполнение боевой задачи может быть важнее жизни, но теория японских камикадзе очень далека от идеальности! По Х-101/102 нельзя не отметить и более щепетильный момент. При их размещении на Ту-22М3 он автоматически попадает под договор СНВ. И при переходе «Тушек» в разряд носителей ядерных ракет количество реальных боеголовок потребуется уменьшить (следует из договора СНВ).


Ракета Х-101/102

Так что же можно сделать для продления жизненного цикла Ту-22М3? Его нужно было адаптировать под современные типы ракет, коих у нас предостаточно. Например, он мог стать носителем П-700. С учетом ее веса, который примерно в два раза меньше, чем у Х-22. Можно предположить возможность размещения на подкрылевой подвеске по две ракеты с каждой стороны, и минимум одну под фюзеляжем. Но П-700 тоже не идеальный вариант. Лучше поставить «Калибр» ЗМ-54 с маловысотным профилем полета и сверхзвуковой боевой частью. По аналогии с 3М-14, у неэкспортного варианта потенциал по дальности может быть как минимум не хуже Х-22 (естественно при внешнем ЦУ).


Ракета 3М-54 «Калибр»

Но все это для Ту-22М3 являлось бы пустой тратой бюджетных средств ввиду неэффективности самого самолета в современных условиях. Оправдать такую модернизацию можно было бы, если Ту-22М3 еще выпускался, но для современной России это не только невозможно, но и совершенно не нужно. Модернизация оставшегося парка тоже весьма спорный вопрос. Для начала, по данным из открытых источников, в летном состоянии находятся порядка 40 «Тушек». Все остальные списываются ввиду выхода ресурса. При их производстве еще никто не задумывался о величине ЭПР. Огромная машина прекрасно видна на радарах. Блоки маловысотного полета со всех Ту-22М3 сняты. Комплекс РЭБ Ту-22М3 имел много проблем при доводке, поэтому групповые вылеты должны были прикрывать самолеты РЭБ Ту-16П, которых уже давно нет в строю. Версия полноценного самолета РЭБ на базе Ту-22М3 не была сделана.

Помимо этого, каждый вылет Ту-22М3, должны сопровождать самолеты прикрытия, так как «Тушка» постоять за себя не может. Примером может стать компания в Сирии, где Туполей прикрывали Су-30СМ. В этой связи встает вопрос о единственном преимуществе Ту-22М3 — его дальности полета. Если его в любом случае должны прикрывать самолеты сопровождения, у которых дальность полета меньше. Т.е. либо самолеты сопровождения должен встречать дозаправщик, либо они должны базироваться ближе к цели, чем аэродром вылета «Тушки» (что и было в Сирии). Тогда в чем преимущество дальности?

Помимо этого, нести тяжелые противокорабельные ракеты может теперь не только Ту-22М3. Фронтовая авиация не стоит на месте, и со времен Афгана ушла далеко вперед. К примеру, Су-30СМ прекрасно справляется с доставкой П-700. Теоретически Су-34, ну, или Су-35С, смогут нести две-три ракеты 3М-54. Останется вопрос по дальности. Перегонная дальность «Тушки» составляет порядка 7000 км, дальность Су-34 с одним ПТБ примерно 4500 км. Разница конечно есть, но самое то главное, что Су-34 может сам за себя постоять. Или на его месте может оказаться, к примеру, Су-35С с дальностью в 4000 км с одним ПТБ, который уж наверняка за себя постоит. При этом на Су-35 можно повесить, помимо двух ПКР «Калибр», еще пару РВВ-СД и две РВВ-МД, вдобавок еще и контейнеры РЭБ «Хабина». Посчитать дальность со всеми обвесами невозможно, да и никто не даст таких данных. Но не стоит забывать, что и дальность Ту-22М3 сильно упадет, так как ракеты тоже будут на внешней подвеске, а НК-25 ввиду почтенного возраста имеет не дюжий аппетит!

Куда в итоге пошла модернизация Ту-22М3? Установка комплекса «Гефест» (СВП-24-22) для навигации и формирования режимов прицеливания. Помогла точнее кидать ФАБы в Сирии. И снова дорогой и сложный ракетоносец выступал в роли доставки «чугунных» болванок на головы террористов. Не такую судьбу готовили для него создатели. Летный час машины такого класса стоит бешеных денег, он гораздо дороже в эксплуатации, чем Су-34. Время работы инженерного состава гораздо больше, на час полета, чем у фронтовых бомбардировщиков. Как минимум, экипаж на два человека больше.


Мониторы СВП-24-22 в кабине Ту-22М3

Помимо этого, он обладает весьма спорными для современного времени двигателями. НК-25 создан на основе старенького НК-144. Но НК-25 является еще и трехвальным двигателем. На такое усложнение конструкции, пошли ввиду отсутствия, на то время, более оптимальных технологий для повышения мощности. Диагностика трехвальных двигателей является весьма не тривиальной задачей, из-за сложности доступа ко многим узлам, а особенно опорам. При этом из открытых источников, НК-25 имеет весьма скромный ресурс — порядка 1500ч. Для сравнения, Двигатель F-135 при весе на тонну меньше выдает почти сопоставимую тягу на бесфорсажном режиме (увеличить форсаж гораздо проще, чем бесфорсажный режим, поэтому его не берем в расчет), имеет в разы более простую конструкцию турбины и является двухвальным.

Все это напрямую сказывается на стоимости обслуживания «Тушки».


Разрез турбины двигателя НК-25

Так куда можно было перенаправить деньги, улетающие на обслуживание парка Ту-22М3? Например, на закупку Су-34, доведения их БРЭО до возможности применения ПКР «Калибр». Такой вариант, при куче плюсов имеет только недостаток в качестве дальности, о котором уже говорили выше. А кто может гораздо «дешевле» сыпать ФАБы, чем ракетоносец Ту-22М3? Ну, например, Ил-112, или МТС (работы по нему приостановлены, но это другая история), по крайней мере, это будет куда дешевле с сопоставимой эффективностью (подробнее о применении транспортников в качестве бомбардировщиков Бомбардировщики Антонова). Достаточно поставить НКПБ-6, ну, или контейнер ЦУ (чем черт не шутит!) При этом они еще и как воздух нужны нашей военно-транспортной авиации.

Военно-транспортный самолет Ил-112


Прицел НКПБ-6 от военно-транспортного самолета Ан-26

А нужна ли вообще современная дальняя авиация России? Ключевое тут именно «современная», а не Ту-22М3. Конечно, нужна, вот только с совершенно другим самолетом. Пусть не будет для читателей серьезным шоком, но прототипом должен послужить американский экспериментальный YF-23. Именно он, но в масштабе. Конструкция килей позволяет выходить на сверхзвуковой полет, при сохранении малой заметности для радаров. Эдакий компромисс между летающим крылом и сверхзвуком. Между движками нужно увеличить расстояние, для длинного отсека вооружения, в который смогли бы поместить две ракеты «Калибр» или П-700. Дополнительно пару боковых отсеков под РВВ-СД и РВВ-МД, БРЛС АФАР «Белка», встроенный контейнер ЦУ («аля» EOTS JSF). И движки даже почти есть — Р79В-300, форсажную тягу которых планировалось довести до 20 тонн. Но это все мечты, это все в другой раз и в другой стране.

Автор выражает благодарность Сергею Ивановичу (ССИ) и Сергею Линнику (Bongo) за консультации.


,

По материалам:
http://www.airwar.ru/
http://aviation.gb7.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryrussia.ru/

topwar.ru

Оружие для Ту-22М3. Вчера, сегодня и завтра » Военное обозрение

В составе российской дальней авиации служит несколько десятков бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Эти самолеты способны нести различное ракетное и бомбовое вооружение, пригодное для поражения широкого круга целей. Несмотря на солидный возраст, бомбардировщики сохраняют весьма высокий боевой потенциал, а реализуемая в настоящее время программа модернизации расширяет их возможности. Кроме прочего, текущий проект обновления техники позволяет расширить номенклатуру вооружений.

Несколько лет назад российская авиационная промышленность начала реализацию проекта Ту-22М3М. Он предусматривает проведение капитального ремонта техники с одновременной установкой ряда новых систем и приборов. Согласно данным прошлых лет, по результатам этой программы воздушно-космические силы до 2020 года получат три десятка обновленных самолетов. Вместе с рядом прочих бортовых систем замене подлежат приборы для управления вооружением, что понятным образом сказывается на боевых возможностях техники. Рассмотрим современную номенклатуру боеприпасов для Ту-22М3 / М3М.



Ту-22М3 на взлете. Фото ПАО «Туполев» / tupolev.ru

Свободнопадающие бомбы

Ту-22М3 с самого начала имел возможность несения и применения свободнопадающих авиационных бомб разного калибра. Внутри грузоотсека и на паре внешних держателей типа МБД3-У-9М самолет может нести до 24 т авиабомб. Максимальное количество бомб зависит от их типа и, соответственно, габаритов. Так, в случае с ФАБ-250 на внутренней и внешней подвеске самолета помещается 69 бомб; ФАБ-1500 перевозятся только в количестве 8 единиц. Максимальный калибр бомбы внутри грузоотсека – 9000 кг. При эксплуатации в авиации ВМФ те же держатели могут использоваться вместе с морскими минами разных типов.

Текущий проект модернизации Ту-22М3 предусматривает замену приборов прицельно-навигационного комплекса. Согласно новому проекту, самолеты получают аппаратуру типа СВП-24-22 «Гефест». В составе этого комплекта имеются различные приборы для сбора и обработки данных, применение которых позволяет повысить эффективность удара свободнопадающими бомбами втрое. Новая аппаратура увеличивает дальность обнаружения цели и облегчает ее обнаружение. Также она обеспечивает правильный выход на цель со своевременным сбросом бомб. Согласно открытым данным, применение «Гефеста» позволяет свободнопадающим бомбам показывать характеристики на уровне корректируемых.


Грузоотсек самолета со свободнопадающими бомбами. Фото Oruzhie.info

Впервые Ту-22М3 применили свободнопадающие бомбы в середине восьмидесятых годов в Афганистане. В дальнейшем такая боевая нагрузка использовалась во время войн в Чечне и Южной Осетии. Осенью 2015 года Ту-22М3 были привлечены к уничтожению объектов террористов в Сирии. Там же впервые в условиях реальной операции были использованы комплексы СВП-24-22, что позволило улучшить результаты бомбометания.

Противокорабельные ракеты

Самолеты линейки Ту-22М, в том числе «М3» изначально разрабатывались с учетом использования противокорабельной крылатой ракеты Х-22. Ту-22М3 может нести до трех таких ракет. При этом одна в полуутопленном положении помещается в грузоотсеке, а две другие подвешиваются под крылом. Бомбардировщик может нести и применять ракеты Х-22 всех существующих модификаций, имеющих разный состав собственного оборудования и отличающиеся возможности.


Ту-22М3 сбрасывает бомбы на цель в Сирии. Фото Минобороны РФ

Ракеты Х-22 всех модификаций имеют веретенообразный корпус, треугольное среднерасположенное крыло и хвостовое оперение со стабилизатором и складным килем. Изделие оснащается жидкостным ракетным двигателем, обеспечивающим разгон до скоростей порядка М=3,5-4,5. Максимальная дальность полета задана на уровне 300 км. Для ракет Х-22 были разработаны фугасно-кумулятивная боевая часть массой 1 т и специальный боезаряд мощностью до 1 Мт. Длина ракеты – около 11,6 м, размах крыла – 3 м. Стартовая масса – менее 5,8 т.

В рамках общего семейства были созданы несколько вариантов ракеты с отличающимися системами самонаведения. Прежде всего, использовались радиолокационные ГСН активного и пассивного типа. Также имелись модификации с наведением на источник радиосигнала или с управлением инерциальной навигационной системой. По мере развития исходного проекта наращивались скорость и дальность полета, а также менялись варианты боевой части.

Официально ракеты Х-22 разных модификаций до сих пор состоят на вооружении, но их потенциал к настоящему времени резко сократился. Главной проблемой такого оружия считается его низкая стойкость к средствам радиоэлектронной борьбы. Так, головки самонаведения старых ракет работают только на одной частоте, что облегчает их подавление. Впрочем, несколько месяцев назад стало известно, что некоторое количество Х-22 пройдет модернизацию и вернется в строй. Запланированное обновление предусматривает установку новой аппаратуры, отвечающей современным требованиям.


Ракета Х-22 под грузоотсеком бомбардировщика, 1984 г. Фото Wikimedia Commons

Понимая проблемы имеющейся Х-22, советские военные еще в конце восьмидесятых годов заказали разработку ее улучшенной версии. Испытания глубоко модернизированной ракеты начались в 1998 году, а на вооружение она поступила только в 2016-м. Этот вариант оружия для Ту-22М3 известен под названием Х-32.

Новая ракета Х-32 сохранила только планер и некоторые другие устройства базового изделия, тогда как другие были разработаны заново. В этом проекте используется более мощный двигатель, соединенный с топливными баками большей емкости. Были уменьшены габариты и масса боевой части. При этом кардинальной переработке подверглась бортовая электроника. Теперь используется головка самонаведения, включающая инерциальные навигационные приборы и собственный помехозащищенный радиолокатор. Старый автопилот заменили системой автоматического управления.

По известным данным, противокорабельная ракета Х-32 имеет примерно такие же тактико-технические характеристики, что и предыдущая Х-22. Однако применение новой силовой установки и переработанных систем наведения дает значительные преимущества разного рода. В частности, есть основания полагать, что Х-32 не только оказывается защищена от средств РЭБ противника, но и способна атаковать цель, используя профили полета, затрудняющие ее перехват.


Х-22 под самолетом, вид с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons

Насколько известно, бомбардировщики Ту-22М3 ни разу не применяли противокорабельные ракеты Х-22 и Х-32 против реальных целей. Такое оружие использовалось только на испытаниях и в ходе учений. По всей видимости, устаревшей Х-22 уже никогда не придется атаковать реальные корабли противника, тогда как современная Х-32 все еще может найти свое место в боевых действиях.

Аэробаллистическая ракета «воздух-поверхность»

В течение некоторого времени бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 имели управляемые ракеты для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Для решения таких задач предлагалось использовать баллистические ракеты воздушного базирования семейства Х-15. Однако несколько лет назад такие ракеты были сняты с вооружения, в результате чего Ту-22М3 потеряли часть своего боевого потенциала.


Вариант комбинированной боевой нагрузки, включающий ракеты Х-22 и бомбы. Фото Aviation.ru

Аэробаллистические ракеты Х-15 отличались от противокорабельных Х-22 меньшими габаритами, что положительным образом сказалось на боевых возможностях их носителей. Один Ту-22М3 мог нести шесть таких ракет на барабанной пусковой установке МКУ-6-1 внутри фюзеляжа, а также четыре изделия на установке ПУ-1 под крылом. Для управления таким ракетным вооружением использовались соответствующие приборы из состава прицельно-навигационного комплекса.

Ракеты Х-15 имели цилиндрический корпус с оживальным головным обтекателем и хвостовым оперением, включающим три плоскости. Хвостовая часть корпуса отдавалась под двухкамерный твердотопливный двигатель. Передние отсеки вмещали боевую часть и приборы управления, зависевшие от модификации ракеты. Все версии изделия имели длину 4,78 м при диаметре 455 мм и размахе оперения 920 мм. Стартовая масса – чуть менее 1200 кг, из которых 150 кг приходилось на боевую часть. Дальность стрельбы ограничивалась 30 км. Высота баллистической траектории могла достигать 40 км.

Семейство ракет Х-15 состояло из трех изделий с разными возможностями. Базовая Х-15 имела только инерциальную систему управления и несла специальную боевую часть мощностью 300 кт. Ракета Х-15П получила осколочно-фугасную боевую часть и пассивную радиолокационную систему наведения. Последняя должна была обеспечивать коррекцию траектории на нисходящем участке. Ракета «П» предназначалась для уничтожения радиолокационных систем противника. Корабли предлагалось атаковать с применением ракеты Х-15С, оснащенной кумулятивно-фугасной боевой частью. Такое оружие оснащалось активной радиолокационной ГСН, а также отличалось уменьшенной дальностью полета – не более 150 км.


Ту-22М3М с ракетами Х-32. Фото Airwar.ru

Ракеты Х-15 были приняты на вооружение в 1980 году и в течение нескольких десятилетий оставались в строю. Сравнительно недавно от них отказались в связи с моральным и физическим устареванием. Номенклатура совместимых боеприпасов для Ту-22М3 сократилась. Вместе с этим бомбардировщики потеряли часть своих боевых возможностей.

Гиперзвуковой «Кинжал»

В начале марта стало известно о существовании нового отечественного авиационного средства поражения – гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал». Тогда же были показаны кадры с летных испытаний перспективного оружия. Согласно опубликованным данным, первым носителем новой ракеты должен был стать специально доработанный перехватчик МиГ-31. Через несколько месяцев стало известно, что носителем «Кинжала» в ближайшем будущем станет и Ту-22М3.


Ракета Х-15 в музее. Фото Rbase.new-factoria.ru

В самом начале июля отечественные средства массовой информации, ссылаясь на неназванные источники в оборонной промышленности, рассказали о скором начале новых испытаний ракеты Х-47М2 «Кинжал». Целью этих проверок станет отработка применения нового оружия дальним бомбардировщиком Ту-22М3. Сообщалось, что такой самолет способен нести сразу несколько ракет нового типа. Впрочем, какие-либо иные подробности многообещающего проекта на тот момент не приводились.

Вскоре появились новые данные, раскрывающие тактико-технические характеристики оружия. Неназванный представитель промышленности рассказал российской прессе о боевом радиусе новых комплексов. По его словам, дальность применения ракеты «Кинжал» с истребителем МиГ-31 достигает 2 тыс. км, а с бомбардировщиком Ту-22М3 – 3 тыс. км. При этом было указано, что в указанные числа входят как дальность полета самой ракеты, так и боевой радиус носителя.

Согласно доступным данным, изделие Х-47М2 представляет собой аэробаллистическую ракету, предназначенную для поражения сухопутных и надводных объектов. В некоторых источниках упоминается, что это изделие могло быть создано на базе одной из ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер». Важнейшими особенностями «Кинжала» являются профиль полета и развиваемая скорость. За счет разгона после старта ракета должна выходить на баллистическую траекторию. Максимальная скорость полета может составлять 10-12 тыс. км/ч. Такие характеристики делают крайне сложным или даже невозможным своевременное обнаружение и поражение ракеты средствами ПВО.


Барабанная установка с ракетами Х-15. Фото Rbase.new-factoria.ru

По официальным данным, еще в прошлом году ракета «Кинжал» с носителем в виде МиГ-31 поступила на опытное дежурство в частях Южного военного округа. Вариант ракетного комплекса на основе бомбардировщика Ту-22М3 пока не выходил на испытания, но его проверки должны состояться в самое ближайшее время. По их результатам, в распоряжении воздушно-космических сил может появиться уникальный инструмент для нанесения ударов.

Вчера, сегодня и завтра

Строительство бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 стартовало в конце семидесятых годов, и за несколько лет эти машины заняли важнейшее место в структуре советской дальней авиации. С самого начала они имели возможность атаки разнообразных наземных и надводных целей, для чего могли применять ракетное и бомбовое вооружение разных типов. В целом, такое положение вещей сохраняется до сих пор, однако за прошедшие десятилетия произошли заметные и существенные изменения.


Ракета Х-47М2 «Кинжал» на самолете МиГ-31. Фото Kremlin.ru

В первые годы службы бомбардировщики могли уничтожать наземные объекты при помощи ракет Х-15 и бомб различных типов. Для атаки кораблей у них были ракеты Х-22. В дальнейшем Х-22 морально устарели на фоне развития средств РЭБ, а Х-15 вовсе были сняты с вооружения. Применение свободнопадающих бомб, в свою очередь, имело ограниченную результативность. Подобная ситуация сохранялась в течение нескольких лет, но затем начала меняться.

Ту-22М3 в новейшей версии «М3М» сохраняет способность применения свободнопадающих бомб, но новая аппаратура в разы повышает точность таких ударов. Устаревшая ракета Х-22 заменяется современной Х-32 с улучшенной бортовой аппаратурой. Самолет восстановил свой потенциал, причем часть его новых возможностей уже была проверена не только на полигоне, но и в условиях реального конфликта. В обозримом будущем номенклатура вооружений пополнится новейшей аэробаллистической ракетой Х-47М2, которая может считаться современной заменой для снятой с вооружения Х-15. Это оружие снова позволит Ту-22М3 атаковать наземные объекты при помощи управляемых ракет.

Таким образом, в течение нескольких следующих лет модернизированный самолет Ту-22М3М вновь станет универсальным средством для ударов по разным целям на удалении в тысячи километров. К сожалению, новую модернизацию пройдет далеко не весь парк имеющихся Ту-22М3, но и три десятка обновленных машин смогут внести существенный вклад в обороноспособность страны. Малое количество носителей в таком случае будет компенсироваться высокой эффективностью оружия, способного решать широкий круг боевых задач.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://tupolev.ru/
http://mil.ru/
http://kremlin.ru/
http://tass.ru/
http://vz.ru/

topwar.ru

Вместо ПАК ДА будет запущена в производство новая версия Ту-22М

Как сообщается в статье «Au lieu de PAK DA, la Russie va créer une nouvelle version du Backfire bombardier» во французском журнале «Aéronautique Militaire» со ссылкой на инсайдерские источники в российской авиационной промышленности, программа создания перспективного российского стратегического бомбардировщика, известная как ПАК ДА (Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации), хотя и осталась в недавно принятой Государственной программе вооружений на 2018-2027 годы, однако была существенно сдвинута по срокам и сокращена по объемам финансирования.

Постройка и начало испытаний первых опытных образцов ПАК ДА теперь перенесено за пределы новой ГПВ и ожидается ориентировочно не ранее 2030 года, а то и позднее. Это связано также с реалистичной оценкой сроков создания для ПАК ДА перспективного двигателя «Изделие 80» в классе тяги 25 тонн, до сих пор остающегося на эскизной стадии, а также с необходимостью решения ряда проблем по приданию самолету малозаметности.

Ввиду переноса сроков создания ПАК ДА, в ГПВ-2027 была включена программа восстановления в модифицированном виде серийного производства дальних бомбардировщиков Ту-22М (известных на Западе как Backfire), что должно поддержать потенциал российской дальней авиации на ближайшие 20-25 лет. Возобновление производства самолетов планируется на Казанском авиационном заводе ПАО «Туполев», ставшего фактически подразделением по дальней авиации российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Таким образом, это будет вторая программа восстановления производства бомбардировщиков советской разработки на Казанском авиационном заводе после недавно принятой программы восстановления там выпуска стратегических бомбардировщиков Ту-160 в варианте Ту-160М2.

Сообщалось, что исследование возможности создания модифицированной версии бомбардировщика Ту-22М было начато еще в соответствии с принятой в 2010 году нынешней Государственной программой вооружений на 2011-2020 годы (НИР «Магнитка»), а сама программа разработки и восстановления производства модифицированной версии самолета была включена в новую ГПВ-2027 при активном лоббировании вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, усиленно поддержавшего этот проект. Один из источников в российской авиационной промышленности по этому поводу сказал, что «Рогозин обожает все советское». Одобрению данной программы способствовало также активное использование самолетов Ту-22М3 в российской военной кампании в Сирии.

В ПАО «Туполев» проект радикальной модернизации Ту-22М обозначается как «Изделие 345» (также используется индекс «45-30»), в связи с чем самолет, возможно, получит официальный индекс Ту-345 (шифр «145» имел при разработке оригинальный самолет Ту-22М, шифр «245» использовался в 1990-е годы для создания оставшегося на бумаге предыдущего модифицированного варианта с индексом Ту-22М5). При создании нового варианта будут активно использованы наработки по проекту Ту-22М3М модернизации строевых самолетов Ту-22М3 ВКС России (по новой ГПВ предусматривается финансирование модернизации в Ту-22М3М 36 строевых машин).

Источники сообщают, что самолет «345» сохранит в основном планер бомбардировщика Ту-22М3, но вместо двигателей НК-25 будет оснащен двумя двигателями НК-32 серии 02. Производство этих двигателей сейчас восстанавливается на ПАО «Кузнецов» в Самаре для ремоторизации нынешних бомбардировщиков Ту-160 и оснащения бомбардировщиков Ту-160М2 новой постройки.  Двигатель НК-32 серии 02 имеет схожую с НК-25 тягу (около 25 тонн на форсаже), но гораздо лучшую экономичность и больший ресурс. Вопрос замены на Ту-22М3 двигателей НК-25 на НК-32 рассматривался еще в 1980-е годы, и опытный самолет модификации Ту-22М4, на которой планировалась установка двигателей НК-32 (правда на этом образце так и не установленных) совершил первый полет еще в 1990 году.

Бомбардировщики Ту-22М3 на модернизации в цеху Казанского авиационного завода ПАО «Туполев»

Самолет «345» будет иметь экипаж всего из двух человек (вместо четырех на Ту-22М) и будет штатно оснащаться убираемой штангой для дозаправки в воздухе, кроме того рассматривается возможность применения на нем комформных топливных баков сверху планера. В сочетании с более экономичными двигателями НК-32 это позволит значительно повысить дальность самолета, доведя ее в перегоночном варианте (без дозаправки в воздухе) якобы до 9-10 тысяч км (по сравнению с 6800 км у Ту-22М3).

Предположительно, «345» должен получить бортовое радиоэлектронное оборудование, в целом аналогичное модернизированному самолету Ту-160М2 (и, видимо, Ту-22М3М). В состав вооружения войдут крылатые ракеты как имеющихся типов (Х-55/Х-555, Х-101/Х-102, Х-32), так и перспективные ракетные системы «Кинжал», ГЗУР и Х-50, а также широкий спектр управляемых и неуправляемых авиационных бомб. Самолет будет носителем ядерного вооружения, в том числе на стратегическую дальность. Вероятно, объем бомбоотсека будет увеличен. Утверждается. что самолет должен получить перспективную систему передачи данных, которая позволит применять ракетное и высокоточное бомбовое оружие, получая точное целеуказание в реальном масштабе времени, в том числе с портативных наземных и морских терминалов.

В настоящее время на Казанском авиационном заводе находятся минимум четыре недостроенных законсервированных планера самолетов Ту-22М3, которые и будут использованы для строительства прототипов и предсерийных образцов восстановленного бомбардировщика. Первый прототип «345» таким образом может быть поднят в воздух уже в 2021 году. Серийное производство может быть организовано в Казани с 2026-2027 годов темпом до трех-четырех самолетов в год.

В статье отмечается, что данная программа восстановления производства Ту-22М отражает общие тенденции в российской авиационной промышленности, все более тяготеющей к «ревитализации» выпуска самолетов советской разработки (или их глубоких модернизаций) вместо создания принципиально новых платформ.

————————
3.04.18. От Редакции «Армейского вестника»:
Приносим наши извинения! Портал bmpd.livejournal.com сообщил, что данный материал является первоапрельской шуткой (на наш взгляд, не очень уместной по теме материала).

/По материалам bmpd.livejournal.com/

army-news.ru

Ту-22М3М: новый старый «Туполев» | Армейский вестник

На этой неделе вообще много новостей про Дальнюю авиацию, так, состоялись очередные учения ДА, в ходе которых более 10 бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС/МСМ и заправщиков Ил-78М оперировали над водами Северного Ледовитого океана, а 2 впервые за долгие годы и после реконструкции сели на аэродроме подскока в Анадыре. Но показ нового Ту-22М3М, конечно, куда интереснее.

16 августа 2018 г., как и обещали заранее, в Казани состоялась выкатка первого дальнего бомбардировщика Ту-22М3М нового, намного более глубокого этапа модернизации. Вскоре машина приступит к летным испытаниям, а между тем уже готовятся модернизировать и следующие машины. Всего по планам с 2021 г. должно было быть модернизировано до этого уровня как минимум 30 таких бомбардировщиков из чуть более 60 имеющихся в строевых частях.

Ту-22М3 уже подвергались некоторой минимальной модернизации вроде установки на некоторых машинах специальной вычислительной подсистемы СВП-24-22 (еще в 2013 г. ее получили минимум 3 машины) или обеспечения применения новой гиперзвуковой ПКР Х-32. Авиакомплекс в составе модернизированного самолета и нового вооружения, обозначенный в документах как «объект 45.03М — изделие 9-А-2362 с ТК-56» был принят на вооружение в 2016 г. В отношении этих машин в печати использовался индекс Ту-22М3М, впрочем, «настоящий» М3М показали именно сегодня. Ходят смутные слухи, что в дальнейшем эту машину могут назвать Ту-22М7, хотя не исключено, что так будут называться машины не с отремонтированными и модернизированными двигателями НК-25, а ремоторизованные на выпускаемые уже НК-32-1 (сер. 3) для тяжелых бомбардировщиков Ту-160, Ту-160М1 и Ту-160М2. Планы такой ремоторизации существуют, хотя в первую очередь новые двигатели будут уходить «Белым Лебедям», а не «Бэкфайрам».

Модернизацию Ту-22М3, а точнее, развитие, затеяли еще при Союзе. Ту-22М4 был создан еще при Союзе, но был построен только 1 самолет, а модернизация М5 уже постсоветская, но воплощена в реальность так и не была, куда подевался М6, неизвестно, но и он, возможно, разрабатывался. Работы по комплексу Ту-22М4 начались в середине 80-х годов, до 1987 года эта тема как глубокая модернизация Ту-22М называлась Ту-32. На самолете заменялся прицельно-навигационный комплекс, новая БРЛС «Обзор» от Ту-160, новый бортовой комплекс обороны (БКО), новые оптические прицелы, единый комплекс связи и боевого управления, вводился наддув топливных баков азотом (как на Ту-160). Планировалось использование корректируемых бомб и управляемых ракет в дополнение к «привычному» вооружению ракетоносца — обычным и специальным авиабомбам, противокорабельным ракетами большой дальности оперативного назначения и аэробаллистическим ракетам.

Но в 1991 году по причине сокращения ассигнований на оборону работы по теме были свернуты в пользу более дешевой программы «малой модернизации» серийных Ту-22M3 под модернизированные пилотажно-навигационный комплекс и систему управления ракетным оружием. Построенный же опытный самолет Ту-22М4 использовался для проведения работ по дальнейшей модернизации комплекса. Затем в 1994 году в ОКБ им. Туполева в инициативном порядке был разработан проект дальнейшей модернизации серийного Ту-22М3 и развития темы Ту-22М4. Повышение боевой эффективности комплекса предполагалось за счет увеличения номенклатуры и обновления состава систем вооружения с упором на высокоточное оружие, дальнейшей модернизации БРЭО; снижения сигнатур заметности самолета, улучшения аэродинамического качества самолета (модификация обводов крыла, улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей).

В планируемый состав комплекса ракетного вооружения предполагалось включить перспективные ПКР и УР «воздух-воздух» и корректируемые авиабомбы. В состав модернизируемого БРЭО предполагалось ввести: новейший прицельно-навигационный комплекс, модернизируемую систему управления вооружением (СУВ), БРЛС «Обзор» или новую станцию, модернизированный комплекс связи, модернизированный БКО или же новый комплекс РЭП или новый перспективный комплекс. Планировались работы по планеру. Это и был Ту-22М5, но он не был реализован.

И вот мы имеем очередной по счету «подход к снаряду». Итак, что же на нем появилось нового, на этом новом выкаченном борту? Конечно, внутрь не влезешь, но из того, что уже объявлено, и того, что удалось разглядеть… Кроме уже упомянутой операции с двигателем, сразу же бросилось в глаза обилие стеклопластиковых обтекателей антенн там, где их раньше не было. Безусловно, абсолютное большинство из них прикрывают антенны нового мощного бортового комплекса обороны, который занял в том числе и место, где располагалась 23-мм турельная пушечная установка и ее радиоприцел — все равно они не нужны этому самолету. Причем обтекатель там немаленький, мощное что-то под ним находится.

Обтекатель антенн на месте пушечной установки.

Известно о замене практически всей авионики, о новом информационно-управляющем поле кабины, об «интеллектуальной» системе общения экипажа и машины. Заменена прицельно-навигационная система, система управления двигателями, БРЛС, и вообще, как сообщается, «борт» машины унифицирован с тем, что на финальной версии модернизации Ту-160 (Ту-160М, не путать с самолетами новой постройки Ту-160М2, которых еще нет, есть опытный прототип, достроенный из задела).

Вооружен новый ракетоносец будет как ПКР Х-32, так и аэробаллистическим «Кинжалом», а также крылатой ракетой воздушного базирования «средней дальности» (ранее известной как Х-СД — «средняя дальность») Х-50, она же «изделие 715», в револьверной пусковой установке. «Средняя» у ней дальность только в сравнении со своей старшей сестрой Х-101 — сообщается о 3000-км дальности неядерной ракеты против 4500 у «101-й». Х-50, в отличие от Х-101/102, как предполагается, будет только неядерной, чтобы иметь возможность применения с самолетов оперативно-тактической авиации, вроде Су-34 или Су-30СМ, но без включения их в состав засчитываемых по Договору СНВ-3 носителей. Возможны и другие варианты оснащения, например, оперативно-тактической УР Х-59МК2, корректируемыми авиабомбами, кассетами, свободно падающими бомбами, в том числе и «специальными».

Всех очень заинтересовал таинственный выступ на носу бомбардировщика. Сразу появились предположения что это или нечто, скрывающее один из элементов БКО, или же обтекатель, скрывающий штангу дозаправки в воздухе. На первый вариант хоть похоже, но не очень, и вот почему: именно в этом примерно месте у всех «Бэкфайров», имевших, в отличие от Ту-22М3, штангу-приемник дозаправки в воздухе, она и располагалась. Но на обтекатель, под которым штанга находится сейчас — тоже не очень похоже. Скорее всего, это обтекатель, скрывающий место установки убираемой штанги в будущем.

Вот этот таинственный выступ.

Но позвольте, спросит искушенный читатель. Ведь «Бэкфайр» (это название и в ВКС прижилось, еще с советских времен, причем несмотря на то, что оно натовское) лишен штанги по настоянию американцев и после долгих с ними переговоров, чтобы не нарушал Договор ОСВ, да и под СНВ-3 он с ней бы подпадал. Причем американцы, понимая, что конструктивно он сохранил эту способность (Ту-22М2 полностью, а Ту-22М3, скорее, теоретически) дозаправляться в воздухе, потребовали, чтобы и на учебных Ту-134УБЛ штанг не было, а то будут хитрые русские учить экипажи дозаправляться на них, а так — не смогут. Что же, теперь Ту-22М3М будет тяжелым стратегическим бомбардировщиком и значиться в списке носителей СНВ-3?

Весьма вероятно, что так, но ничего страшного в этом нет. Подпадут под это только модернизированные машины, и от 30 лишних носителей, зачтенных в Договоре, РФ ни холодно, ни жарко, потому что запас по недостающим носителям у нас более 150 штук, которые мы не добираем до разрешенных 700 размещенных носителей. За ними будет зачтено 30 боезарядов, как за любым бомбардировщиком, по 1 заряду на самолет учитывается в этом договоре. Тоже, в общем, не страшно.

Но это в случае, если СНВ-3, заканчивающий действие в 2021 г., будет продлен. Несмотря на красивые речи об этом после саммита Путина и Трампа, слишком многие действия РФ в сфере СЯС показывают, что на такой сценарий у нас не очень-то и рассчитывают. Например, заказ целых 6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Борей-А» в дополнение к построенным и строящимся крейсерам. Это уже показывает вкупе с планами по модернизации РВСН, что мы рассчитываем совсем не другой примерный уровень по числу носителей и боезарядов в следующем десятилетии. Хотя заключения нового Договора также нельзя исключать.

И недаром серийные поставки начнутся в основном с 2021 г., когда проблема так или иначе может решиться — окончанием действия СНВ-3 или заключением нового соглашения с новыми условиями учета. В этом случае самолет может еще более доступный ему арсенал вооружения, ведь ограничений-то не будет, хоть Х-102 вешай. Но это, конечно, предположения, а как на самом деле у нас «разрулят» вопрос с этими бомбардировщиками, мы через несколько лет узнаем.

/Я. Вяткин, topwar.ru/

army-news.ru

Выкатка первого модернизированного дальнего бомбардировщика Ту-22М3М

1. Памятник у КАЗ — Ту-22М3

В ходе глубокой модернизации на Ту-22М3М был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, самолет получил новое навигационное,  связное,  прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы. Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолетом, упростить его техническое обслуживание и предполетную подготовку. Бортовое радиоэлектронное оборудование Ту-22М3М унифицировано с аналогичными системами Ту-160М.

Модернизированный самолет был также оснащен новой информационно-управляющей системой (ИУС) с цифровой индикацией в кабине и функциями интеллектуальной поддержки действий экипажа.

Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса.

2. Трудовой коллектив КАЗ и приглашенные гости в ожидании начала торжественной церемонии

3. Почетные гости мероприятия — заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, командующий Дальней авиацией Воздушно-космических сил России Сергей Кобылаш, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов, директор КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» Николай Савицких.

4. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов

5. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров

6. Командующий Дальней авиацией Воздушно-космических сил России Сергей Кобылаш

7.

8. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь

9.

10. Начало торжественной выкатки Ту-22М3М

11. Ту22М3М — дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик, новая модификация Ту-22М3. Вооружение – управляемые ракеты, свободнопадающие и управляемые бомбы. Всего на Казанском авиационном заводе было построено около 500 самолётов Ту-22М различных модификаций.

12. Как сообщают СМИ, первый полет новой машины должен состояться в сентябре текущего года.

13. Планируется, что до уровня Ту-22М3М будут модернизированы 30 самолетов российских ВКС.

14. Для модернизации будут браться строевые Ту-22М3, которые получат новую авионику, прицельно-навигационный комплекс и другое бортовое радиоэлектронное оборудование. Будет улучшена эргономика кабины. Его радиоэлектронное оборудование и двигатели будут такими же, как у новейшего Ту-160М2 (новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО «Кузнецов»).

15. Во время испытаний первого Ту-22М3М «обкатку» на нем пройдет оборудование для стратегического ракетоносца Ту-160М. По словам командующего дальней авиацией РФ генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, это сделано для того, чтобы полностью проверить новые системы в воздухе и при необходимости исправить все возникшие недочеты и «болезни роста», чтобы затем устанавливать на воспроизводимый Ту-160 только проверенное оборудование.

Кобылаш также рассказал, что Ту-22М3М в результате модернизации получил улучшение всех характеристик, в том числе увеличена дальность его полета. «Машина на самом деле интересная. В основном все в ней переведено на цифровую основу, улучшены характеристики навигационного, бомбардировочного и ракетного вооружения, увеличена дальность этого самолета», — сказал он. Глубокая модернизация Ту-22М3М наделяет этот самолет «абсолютно другими возможностями» по сравнению с нынешними строевыми бомбардировщиками.

16. Фото на память

bmpd.livejournal.com

Модернизированный Ту-22М3 — убийца ПРО » Военное обозрение

20 декабря прошлого года командующий дальней авиации генерал-майор А. Жихарев на пресс-конференции рассказал о планах командования ВВС относительно парка тяжелых самолетов. В частности, утверждалось, что дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 пройдут капитальный ремонт и модернизацию.
На днях появились первые крохи информации о конкретных действиях в области улучшения материальной части. Обновлению подвергнется вся электроника самолетов Ту-22М3. Производиться оно будет в два этапа. Сначала заменят только ряд оборудования на новое, современное и совместимое с имеющимся. В ходе второго шага оставшиеся старые системы снимут и на их место установят новые. В первую очередь будет заменено прицельно-навигационное оборудование. Скорее всего, эта часть БРЭО будет совместима с современными спутниковыми навигационными системами, в том числе и с ГЛОНАСС. Силовая установка Ту-22М3 по-прежнему будет иметь в своем составе два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами НК-25 (максимальная тяга 2х25000 кгс). Зато будет расширена номенклатура совместимого с самолетом вооружения.

Конкретные названия новых систем, которые будут устанавливаться на ракетоносцы, по понятным причинам не называются. Тем не менее, «Известия» со ссылкой на неких представителей оборонных предприятий, занятых в модернизации, пишут о примерном результате работ. Различия между обновленным Ту-22М3 и исходным будут почти такими же, как и у Ту-22М3 и его предшественника – Ту-22. Также «Известия» приводят и возможное название модернизированных самолетов: Ту-22М3М. Сравнение Ту-22 и «22М», конечно, выглядит весьма и весьма образным, но оно не совсем корректно. Дело в том, что Ту-22М отличался от предшественника и авионикой, и двигателями, и даже конструкцией. Первые отличия, на которое сразу обращаешь внимание, заключаются в крыле изменяемой стреловидности и двигателях, размещенных внутри фюзеляжа, а не за его пределами у основания киля. Уже сейчас можно утверждать, что конструкция Ту-22М3 при модернизации не претерпит серьезных изменений. Так что источник «Известий», как говорится, ради красного словца немного пренебрег фактами. Что же до обозначения новых машин, то официальной информации на этот счет пока не было. Таким образом, обновленные машины могут в итоге получить еще одну литеру «М» в названии, а могут и поменять цифру: например, стать Ту-22М4 (реальный проект середины 80-х, предусматривавший установку двигателей НК-32 и нового БРЭО; был построен один прототип, а в 1991 году проект закрыли).

В качестве основного оружия для обновленных Ту-22М3 называется перспективная ракета Х-32. Она является дальнейшим развитием существующей крылатой ракеты Х-22. По Х-32 крайне мало информации, что можно объяснить секретностью работ, но примерный ее облик уже понятен. Масса и габариты ракеты Х-32 будут не сильно отличаться от предшественницы (отсюда можно сделать вывод об аналогичных боевых частях), но получит новые двигатель и электронику. За счет этого дальность полета увеличится предположительно до 800-1000 км, а крейсерская скорость ракеты превысит значение в 3200-3500 км/ч. Новые головки самонаведения, как ожидается, будет работать по прежним принципам (активная и пассивная радиолокационная), но станут менее подверженными воздействию средств радиоэлектронной борьбы противника. Если готовая Х-32 будет иметь такие же массогабаритные параметры, как и Х-22, то самолет сможет нести 2-3 такие ракеты (три ракеты – максимально возможная нагрузка, накладывающая определенные ограничения на параметры полета, заправку и т.д.). Само собой, помимо новых ракет обновленные Ту-22М3 смогут нести и использовать весь спектр вооружения, применявшегося до модернизации, как то управляемые ракеты Х-15, морские мины различных типов и авиабомбы калибра до 9000 кг в различных конфигурациях (например, 69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500).

Сроки и объем модернизации самолетов пока не совсем ясны. «Известия» указывают цифру в 30 самолетов до 2020 года. Учитывая общее количество имеющихся Ту-22М3 – полторы сотни бортов – такой объем выглядит недостаточным. Хотя нельзя исключать вероятность того, что источник газеты и сам не располагал всей необходимой информации. В то же время, 30 самолетов могут быть «пилотной» партией, прошедшей первый этап модернизации, о котором в декабре говорил Жихарев. В таком случае до пресловутого 2020 года авиационная промышленность вполне успеет обновить если не все имеющиеся Ту-22М3, то, как минимум, большую их часть.

Авионика обновленных самолетов, как утверждалось в декабре и как говорится сейчас, значительно облегчит работу летчиков. Известно, что бомбардировщик получит т.н. «стеклянную кабину», а прицельно-навигационный комплекс станет работать по принципу «запустил – забыл». Жидкокристаллические дисплеи в кабинах летчиков и штурманов выглядят вполне современно и логично, а вот «забывание» о пуске ракеты пока выглядит сомнительным. Дело в том, что после отцепки ракеты с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения самолет должен еще некоторое время продолжать полет в направлении цели, чтобы «подсвечивать» своей собственной РЛС цель: ракета, в свою очередь, наводится по отраженному от цели сигналу. Таким образом, если Ту-22М3 после модернизации и впрямь получат такую нужную и приятную возможность «запустил – забыл», стоит ожидать действительно кардинального обновления используемых ракет. Однако, независимо от обновления номенклатуры вооружений, переучивание строевых летчиков на модернизированные самолеты не должно быть длительным и дорогим, ведь основные принципы работы с оборудованием самолета останутся прежними. Но, надо заметить, штурманам и операторам, скорее всего, придется осваивать немало новых систем и аппаратов, ведь обновление авионики в основном коснется именно их рабочих мест.

К сожалению, пока информации о планах и ходе модернизации «Туполевых» крайне мало, да и не вся она может оказаться правильной. Кроме того, программа обновления самолетов может измениться уже в ходе ее модернизации. Тем не менее, как видно, отечественные ВВС в ближайшее время получат самолеты, прошедшие ремонт и получившие самое новое оборудование. Даже сам этот факт, особенно на фоне предыдущих годов, не может не радовать.

topwar.ru

Дальний бомбардировщик Ту-22М3 получит новую ракету

В скором времени должны начаться испытания ракеты «воздух-поверхность», разработку которой долгое время держали в секрете. Известно, что она имеет заводское название «изделие 715» и индекс 9А5150. Ракета предназначена для сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3. Она должна существенно повысить его боевые возможности, приблизив по дальности пуска к ракетоносцу Ту-160. А, может быть, основная ракета «Белого лебедя» Х-101, имеющая дальность 5500 км, уступит по этому параметру «изделию 715» мировое первенство.

Необходимость проведения данной работы назрела уже давно. Бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла несколько раз модернизировался и к настоящему моменту достиг уровня современного ракетоносца, способного выполнять боевые задания при активном противодействии сил ПВО противника. В условиях сильного воздействия радиопомех он наносит мощные удары высокоточными ракетами Х-32. Причем ракета может оснащаться не только осколочно-фугасной боевой частью, но и ядерной. И это не тактическое, а стратегическое оружие — максимальная мощность ядерной ракеты достигает мегатонны. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка — 24 тонны.

Но при этом по дальности запуска ракет Ту-22М3 сильно уступает нашим главным самолетам стратегической авиации — Ту-96 и Ту-160. Ракета Х-32, в прошлом году заменившая морально состарившуюся ракету Х-22, имеет дальность лишь 1000 км. Это на 4500 км меньше, чем у ракет Х-101/Х-102, к которым Ту-22М3 не приспособлен. Это предопределено конструкцией бомбоотсека «двадцать второго».

Однако и с Х-32 также не все прекрасно. Бомбардировщик может нести по максимуму, то есть до 24 тонн, авиационные бомбы. Но на боевое задание он может взять только две ракеты Х-32, размещаемые на внешней подвеске. Если же увеличить количество ракет под крыльями, то это приведет к существенному уменьшению дальности полета. И это дело невозможно выправить при помощи дозаправки самолета в воздухе. Дело в том, что по договору ОСВ-2 в 80-е годы с Ту-22М3 сняли оборудование дозаправки. К тому же с солидной ракетной внешней подвеской пострадают и скоростные качества самолета. То есть Дальняя авиация вынужденно использует бомбардировщик не с полной нагрузкой, на которую он способен.

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 с ракетами Х-32 на внешней подвеске.

Новая ракета должна выправить положение. Но для этого конструкторам КБ «Радуга» пришлось проявить максимум изобретательности и использовать для создания «изделия 715» самые последние технологические достижения. Такой информации нет, но, несомненно, в ходе разработки было получено немало патентов и авторских свидетельств на изобретения.

Ракета стала, можно сказать, компактной. Есть сведения, что в длину она меньше пяти метров. В то время как продольный размер Х-32 превышает 11 метров. И к тому же новая ракета по сравнению с Х-32 изрядно «похудела». Это означает, что появилась возможность качественного скачка по части расположения ракеты в бомбардировщике. Именно внутри, а не на подвесках. Дело в том, что в Ту-160 и Ту-95 используется револьверное расположение ракет Х-101 внутри фюзеляжа в ракетном отсеке. Ракеты устанавливаются в барабане, имеющим такой же принцип действия, как и револьверный барабан с патронами. Во время запуска ракет барабан пошагово поворачивается, и ракеты последовательно отправляются к цели.

Такая компоновка не ухудшает аэродинамических качеств самолета и, следовательно, позволяет экономно расходовать топливо, а также максимально использовать возможности сверхзвукового полета. Что, как было сказано, особенно важно для «однозаправочного» Ту-22М3.

Конструкция бомбардировщика не позволяет устанавливать во внутренних отсеках револьверную пусковую установку, снаряженная не только 11-метровыми Х-32, но даже и 8-метровыми Х-101. А при использовании новой ракеты удастся разместить ракетный револьвер внутри фюзеляжа.

Надо сказать, что «револьвер» для Ту-22М3 — дело не новое. Пусковая установка такого типа появилась в начале 80-х годов и была предназначена для сверхзвуковых аэробаллистических ракет Х-15. Они вполне вписывались в фюзеляж, имея длину 4,87 м и диаметр 0,45 м. Боевая часть имела массу 150 кг. Был ядерный вариант мощностью 300 кт. Ракета, поднявшись на высоту до 40 км, при пикировании на цель на финальном участке маршрута разгонялась до скорости в 5 М. Дальность Х-15 была 300 км. Однако эти ракеты уже сняты с вооружения. Их заменили на не менее скоростные Х-22, а с прошлого года на Х-32. Дальность при этом возросла более чем в три раза.

Разумеется, конструкторы «изделия 715», одновременно увеличивая дальность и уменьшая габариты, добиться сверхзвукового полета не могли даже теоретически. Собственно, и Х-101 — ракета не скоростная. На маршевом участке она летит со скоростью порядка 0,65 М, на финише ускоряется до 0,85 М. Ее главное достоинство (помимо дальности) в другом. Ракета имеет целый набор мощных средств, позволяющих прорывать противоракетную оборону противника. Тут и малозаметность — ЭПР 0,01 кв.м. И комбинированный профиль полета — от низкого до высоты в 10 км. И эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы. При этом круговое вероятное отклонение от цели на полной дистанции в 5500 км равно 5 метрам. Столь высокая точность достигается за счет комбинированной системы наведения.

Эксперты предполагают, что по дальности и прочим характеристикам «изделие 715» если и будет уступать Х-101, то незначительно. Но, конечно, ударная мощь будет отличаться. Х-101 имеет массу боевой части в 400 кг. Столько в новую ракету «не влезет».

В результате принятия на вооружение «изделия 715» высокоточный боекомплект бомбардировщика не только возрастет, но и окажется сбалансированным. Так, у Ту-22М3 появится возможность, не приближаясь к зоне ПВО, предварительно обработать «малютками» радары и ЗРК, а потом, подойдя поближе, нанести удары по стратегическим объектам мощными сверхзвуковыми ракетами.

Бомбардировщиком, похожим на Ту-22М3, в ВВС США должен был стать самолет с изменяемой геометрией крыла B-1. Первая модификация — B-1A — таковой и стала. Такая же сверхзвуковая скорость — 2300 км/ч, примерно такая же дальность и потолок. Правда, полезная нагрузка выше на целых 10 тонн — 34 тонны. Однако были выпущены лишь 4 машины, после чего резко изменилась концепция. И на вооружение в 1984 году (на год позже, чем Ту-22М3) был принят бомбардировщик B-1B. Максимальную скорость на форсаже решили снизить до 1,25 М. А ракетно-бомбовую нагрузку увеличить до невероятных размеров. В характеристиках на самолет значатся 34 тонны в бомбоотсеке и еще 26 тонн на внешних подвесках. Разумеется, с такой «нечеловеческой» нагрузкой бомбардировщик не эксплуатируют, поскольку он имел бы скорость довоенных самолетов и мизерную дальность.

Вооружение американского бомбардировщика представляют в основном бомбы, как корректируемые, так и свободно падающие. Ракета одна — AGM-158 JASSM. Она размещается точно так же, как предполагается размещать «изделие 715» в Ту-22М3. В трех бомбоотсеках находятся три «револьвера», каждый рассчитан на 8 ракет. В общей сложности — 24 ракеты.

По своим габаритам AGM-158 близка к предполагаемым размерам создаваемой в России ракете. Но масса боевой части у нее определенно больше. В связи с чем невелика дальность полета на дозвуковой скорости.

В заключением приведем характеристики следующих ракет: Х-15 «бывшая ракета Ту-22М3), Х-32 (нынешняя сверхзвуковая), Х-101 (ракета, которая для данного бомбардировщика является слишком большой), AGM-158.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *