Партия Великое Отечество

Уважаемые единомышленники! Прошло более полугода с момента проведения Съезда Партии, на котором было избрано новое руководство Партии во главе с председателем А.И. Завьяловым. Идея сохранения Партии, которая была им озвучена, была поддержана делегатами съезда. В том числе и нами – В.П.

Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» является партией патриотов-государственников, которым не безразлична судьба России и которые готовы делать всё для укрепления национального суверенитета, улучшения уровня жизни населения и усилению влияния страны на мировой арене. Основной целью в партии всегда ставилась борьба за власть законными способами, то есть путем участия в выборах.

Обращение Председателя Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» Андрея Ивановича Завьялова к членам Партии и ответы на часто задаваемые вопросы по ситуации в Партии Великое Отечество.  

27 июля в Москве состоялась IV Общероссийская конференция непарламентских партий «Вечевой колокол». В работе конференции приняли участие руководители всероссийских партий: ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО; Ветераны России; Защитники Отечества; Малого бизнеса России; Социальной защиты; Родителей Будущего; Возрождения села. В повестку дня вошли следующие вопросы: О выдвижении непарламентскими партиями, входящими в Межпартийную коалицию непарламентских партий «Народная альтернатива», кандидатов в депутаты региональных и местных органов законодательной власти и в главы субъектов Российской Федерации на выборах в Единый день голосования 08 сентября 2019 года, о взаимной поддержке непарламентскими партиями выдвинутых ими кандидатов на предстоящих выборах.

Избирательная компания 2019 года в самом разгаре. Кандидаты усиленно готовятся к единому дню голосования- 8 сентября. ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО активно принимает участие в данном мероприятии. Главная цель любой избирательной компании — это продвижение программы своей партии, встреча с избирателями, агитация и пропаганда.

4 июля в помещении Донской Государственной Публичной Библиотеки состоялась учредительная конференция Общественного Совета  Ростова — на — Дону.
Инициаторами этого события явились региональные отделения ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО (Партия ПВО) и ООД ПАТРИОТЫ ВЕЛИКОГО ОТЕЧЕСТВА (Движение ПВО). Предшествовала этому событию более чем полугодовая работа: проведены беседы и консультации примерно со 150-ю общественными, политическими, научными, творческими  структурами, ТОС, правоведами, защитниками прав потребителей, депутатами, обманутыми дольщиками, НКО социальной направленности, экологическими формированиями, группами воссоздания СССР, просто активными гражданами и т.д.

20 июня 2019 года руководитель Регионального отделения ПВО  Республике Башкортостан Александр Геннадьевич Моржиков принял участие в ежегодной встрече Председателя республиканского парламента Константина Борисовича Толкачева с руководителями региональных отделений политических партий. В мероприятии приняли участие, председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан Илона Анатольевна Макаренко, председатель Межпартийного совета региональных отделений политических партий Республики Башкортостан Валерий Османович Аббасов, координатор Межпартийного совета региональных отделений политических партий Республики Башкортостан Максим Петрович Божко (ПВО), представители Администрации Главы, Правительства Республики, депутаты Государственного Собрания, руководители 24 региональных отделений политических партий.

В Республике Крым 20 июня 2019 года прошло общее Собрание о выдвижении кандидата в депутаты на выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Аршинцевскому одномандатному избирательному округу-№10 На Собрании присутствовал представитель территориальной избирательной комиссии города Керчи и 9 (девять) членов РО Республики Крым ВПП партии » Партия Великое Отечество» Единогласно в тайном голосовании выбрали кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Аршинцевскому одномандатному избирательному округу-№10 в лице Николаева Анатолия Петровича.

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на Общее собрание Регионального отделения в г. Керчь
Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» Место проведения:

г. Керчь ул. Рыбаков д.2 кв. 40 Дата проведения: 20 июня 2019 г.
Время: в 16.00 Повестка дня: 1. Об избрании председателя и секретаря Общего собрания.

В Избирательной комиссии Курской области состоялся семинар-совещание с представителями региональных отделений политических партий. В центре внимания — вопросы, связанные с особенностями проведения выборов в единый день голосования 8 сентября 2019 года. В работе совещания принял участие секретарь регионального отделения в Курской области ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО Сергеев Сергей Александрович.

В рамках подготовки и проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым и представительных органов муниципальных образований второго созыва в Избирательной комиссии Республики Крым состоялся обучающий семинар с представителями региональных отделений политических партий по вопросам представления в соответствующие избирательные комиссии документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов; порядка подготовки документов кандидатов, списка кандидатов с использованием специализированного программного изделия «Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах».

xn--80aealaaatcuj2bbdbr2agjd6hzh.xn--p1ai

ПАТРИОТЫ ВЕЛИКОГО ОТЕЧЕСТВА — Общероссийское общественное движение

Уважаемые товарищи, жители Петербурга! В 2019 году в нашем городе пройдут выборы муниципальных депутатов. Общественное движение «Патриоты Великого Отечества» (ПВО) инициирует создание предвыборной платформы ГОЛ «Государство. Общество. Личность», для объединения здоровых сил нашего города, желающих сделать Петербург еще более красивым, удобным и современным.

Добрый день, друзья! Представляем Вам наших товарищей — кандидатов в Муниципальные депутаты от Предвыборной платформы «Государство. Общество. Личность», за которых можно и нужно голосовать 8 сентября 2019 года. Выберите своих представителей во власти! Дмитриева Наталия Евгеньевна — МО Смольнинское Родионов Александр Владимирович — МО Парголово Малич Татьяна Александровна — МО Муринское городское поселение Арабов Александр Иванович — МО Гавань Ефимов Александр Николаевич — МО Пискаревка Ахматов Олег Владиславович — МО Остров Декабристов Беляев Василий Сергеевич — МО Юго-Запад Миронов Артем Алексеевич — МО Остров Декабристов Вологжанин Вячеслав Сергеевич — МО Васильевский Рыбин Вадим Викторович — МО Гавань Менькова Татьяна Евгеньевна — МО Оккервиль В ближайшем времени мы с коллегами опубликуем полный список зарегистрированных кандидатов в Муниципальные депутаты, за которых советуем Вам голосовать!

На муниципальных выборах в Петербурге 2019 закончилась активная пора регистрации, однако многие кандидаты, получившие отказы от своих ИКМО, до сих пор продолжают отстаивать свои избирательные права всеми законными способами. Районы и муниципалитеты очень разные, в одних – все делается исключительно по закону, в других – один за одним выносятся незаконные решения.

На минувшей неделе участники общественного движения «Патриоты Великого Отечества» посетили митинг либеральных сил в Санкт-Петербурге. Организаторы назвали его митингом «против полицейского произвола», хотя если кто и творил произвол, то сами организаторы Как и на прошлом митинге, на который пришли члены ПВО «за свободные выборы» борцы «за свободу слова» слова нам так и не предоставили, несмотря на обещания, возмущенные крики рядовых участников митинга и явное несоответствие такой позиции публично декларируемым либеральным ценностям.

Добрый день, друзья! Как известно, в Петербурге 8 сентября состоится единый день голосования — горожане выберут своих представителей в муниципальной власти. Представляем Вам кандидатов от Предвыборной платформы ГОЛ (Государство. Общество. Личность) Начинаем знакомить Вас с нашими коллегами — зарегистрированными кандидатами и теми, кто еще борется за свое право ими стать.

Неделю назад мы с коллегами по общественному движению «Патриоты Великого Отечества» ходили на митинг «за честные выборы». Те люди, которые «приватизировали» названия «независимые кандидаты», «оппозиция», «борцы за демократию» — слова на митинге нам не дали. А когда наш коллега Анатолий Петрунин вышел на сцену высказать нашу общую точку зрения, слова ему не дали.

31 июля 2019 года в центре Барнаула состоялся пикет против принудительного внедрения электронных паспортов и недавнего законопроекта Правительства о создании единой базы данных обо всех гражданах России организованный Алтайским отделением Всероссийского движения «Патриоты Великого Отечества». Пикетчики вышли на улицу с плакатами следующего содержания: «60 % россиян против электронных паспортов», «Цифровое досье – возможный источник злоупотреблений», «Тотальность ведет к тоталитаризму», «Требуем общественного диалога по вопросам цифровизации» и др.

3 августа 2019 года кандидаты в муниципальные депутаты от предвыборной платформы ГОЛ (Государство. Общество. Личность) вместе с Н.В. Стариковым посетили митинг «солидарности с Москвой», который прошел на площади Ленина в Санкт-Петербурге. Напомним, что мы с коллегами посещали митинг «за свободные выборы» 24 июля, на котором те же организаторы, такие как Красимир Врански, выступающие за свободу слова, нам слово решили не давать.

1 августа 2019 года состоялась встреча с нашими товарищами — зарегистрированными кандидатами Предвыборной платформы ГОЛ (Государство. Общество. Личность) На сегодняшний день 60 наших единомышленников уже зарегистрированы! Еще несколько человек продолжают бороться за свое право стать кандидатом в муниципальные депутаты. Сложный этап регистрации позади.

Представляем Вам нашу программу, с которой мы идем на муниципальные выборы 2019 в Петербурге. Скачать версию для печати

Об информационной ошибке, возникшей в результате неосторожного обращения с информацией или ее намеренного искажения в СМИ. 17 июля 2019 года в Новосибирске закончилась кампания по выдвижению кандидатов на пост мэра. В одной из своих статей, информационный ресурс РБК, неосторожно оперируя информацией, вольно или невольно ввел читателей и избирателей в заблуждение.

Добрый день, уважаемые друзья! Делимся с Вами последними новостями. Позади сложный и очень важный период регистрации кандидатов в муниципальные депутаты на муниципальные выборы 2019 в Петербурге. Не все шло гладко. Некоторые наши единомышленники столкнулись с трудностями при подаче документов, такими как искусственная очередь, закрытые двери Избирательной комиссии в рабочее время и многими другими.

pvo.center

Партия Великое Отечество

Уважаемые единомышленники! Прошло более полугода с момента проведения Съезда Партии, на котором было избрано новое руководство Партии во главе с председателем А.И. Завьяловым. Идея сохранения Партии, которая была им озвучена, была поддержана делегатами съезда. В том числе и нами – В.П.

Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» является партией патриотов-государственников, которым не безразлична судьба России и которые готовы делать всё для укрепления национального суверенитета, улучшения уровня жизни населения и усилению влияния страны на мировой арене. Основной целью в партии всегда ставилась борьба за власть законными способами, то есть путем участия в выборах.

Обращение Председателя Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» Андрея Ивановича Завьялова к членам Партии и ответы на часто задаваемые вопросы по ситуации в Партии Великое Отечество.  

27 июля в Москве состоялась IV Общероссийская конференция непарламентских партий «Вечевой колокол». В работе конференции приняли участие руководители всероссийских партий: ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО; Ветераны России; Защитники Отечества; Малого бизнеса России; Социальной защиты; Родителей Будущего; Возрождения села. В повестку дня вошли следующие вопросы: О выдвижении непарламентскими партиями, входящими в Межпартийную коалицию непарламентских партий «Народная альтернатива», кандидатов в депутаты региональных и местных органов законодательной власти и в главы субъектов Российской Федерации на выборах в Единый день голосования 08 сентября 2019 года, о взаимной поддержке непарламентскими партиями выдвинутых ими кандидатов на предстоящих выборах.

Избирательная компания 2019 года в самом разгаре. Кандидаты усиленно готовятся к единому дню голосования- 8 сентября. ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО активно принимает участие в данном мероприятии. Главная цель любой избирательной компании — это продвижение программы своей партии, встреча с избирателями, агитация и пропаганда.

4 июля в помещении Донской Государственной Публичной Библиотеки состоялась учредительная конференция Общественного Совета  Ростова — на — Дону.
Инициаторами этого события явились региональные отделения ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО (Партия ПВО) и ООД ПАТРИОТЫ ВЕЛИКОГО ОТЕЧЕСТВА (Движение ПВО). Предшествовала этому событию более чем полугодовая работа: проведены беседы и консультации примерно со 150-ю общественными, политическими, научными, творческими  структурами, ТОС, правоведами, защитниками прав потребителей, депутатами, обманутыми дольщиками, НКО социальной направленности, экологическими формированиями, группами воссоздания СССР, просто активными гражданами и т.д.

20 июня 2019 года руководитель Регионального отделения ПВО  Республике Башкортостан Александр Геннадьевич Моржиков принял участие в ежегодной встрече Председателя республиканского парламента Константина Борисовича Толкачева с руководителями региональных отделений политических партий. В мероприятии приняли участие, председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан Илона Анатольевна Макаренко, председатель Межпартийного совета региональных отделений политических партий Республики Башкортостан Валерий Османович Аббасов, координатор Межпартийного совета региональных отделений политических партий Республики Башкортостан Максим Петрович Божко (ПВО), представители Администрации Главы, Правительства Республики, депутаты Государственного Собрания, руководители 24 региональных отделений политических партий.

В Республике Крым 20 июня 2019 года прошло общее Собрание о выдвижении кандидата в депутаты на выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Аршинцевскому одномандатному избирательному округу-№10 На Собрании присутствовал представитель территориальной избирательной комиссии города Керчи и 9 (девять) членов РО Республики Крым ВПП партии » Партия Великое Отечество» Единогласно в тайном голосовании выбрали кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Аршинцевскому одномандатному избирательному округу-№10 в лице Николаева Анатолия Петровича.

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на Общее собрание Регионального отделения в г. Керчь
Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» Место проведения:
г. Керчь ул. Рыбаков д.2 кв. 40 Дата проведения: 20 июня 2019 г.
Время: в 16.00 Повестка дня: 1. Об избрании председателя и секретаря Общего собрания.

В Избирательной комиссии Курской области состоялся семинар-совещание с представителями региональных отделений политических партий. В центре внимания — вопросы, связанные с особенностями проведения выборов в единый день голосования 8 сентября 2019 года. В работе совещания принял участие секретарь регионального отделения в Курской области ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО Сергеев Сергей Александрович.

В рамках подготовки и проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым и представительных органов муниципальных образований второго созыва в Избирательной комиссии Республики Крым состоялся обучающий семинар с представителями региональных отделений политических партий по вопросам представления в соответствующие избирательные комиссии документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов; порядка подготовки документов кандидатов, списка кандидатов с использованием специализированного программного изделия «Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах».

pvo-party.ru

Войсковая ПВО: в чём причина её развала

Анализируя имеющуюся в открытой прессе информацию о планах закупки вооружений в рамках ГПВ 2011–2020 годов и о содержании программы ГОЗ, нельзя не опечалиться и без того незавидной судьбой войсковой ПВО.

О ВОЙСКОВОЙ ПВО ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

• В СМИ много информации о приоритете развития средств ПВО в рамках спланированного на ближайшее десятилетие государственного оборонного заказа. Раскрыты масштабы ускоренного перевооружения на зенитные ракетные системы С-400, а с 2015 года – на С-500, и финансовые затраты на реализацию данной программы. До 2020 года в состав ВКО, по утверждению прессы, войдут 56 комплексов С-400. Планируется закупка новейших зенитных ракетных систем С-500 для оснащения 10 дивизионов. При этом доля современных средств ПВО в российской армии к 2020 году достигнет не менее 75%.

• Первое, что смущает или вызывает, по меньшей мере, удивление, это что такие сведения публикуются в открытой печати. Еще 5–10 лет назад нельзя было даже представить такого масштаба гласности и открытости. Обнародовать планы развития систем вооружения по всем видам и родам войск на 10-летнюю перспективу – это нечто новое, не укладывающееся пока в сознании. Однако и к этому можно привыкнуть. Другой вопрос – целесообразность проведения таких колоссальных затрат именно на производство ЗРС С-400 и разработку ЗРС С-500.

Основное, что тревожит: а где же войсковая ПВО? Где ее место в ГПВ, в проекте перевооружения ВС на ближайшие 10 лет? Из публикуемых сведений, выступлений военных руководителей становится ясно: войсковая ПВО в плане перспектив вновь оказалась где-то на задворках. Иногда в общем перечне мероприятий перевооружения Сухопутных войск промелькнет информация о проведении модернизации ЗРС «Тор-М2», и все. Зато громко рекламируется поставка в Сухопутные войска разрабатываемой ЗРС «Панцирь-С».

• Нигде ни строчки о развитии, финансировании поставок основного вооружения войсковой ПВО: С-300В(ВМД), «Бук-М2(М3), «Тунгуска» и др. А между тем войсковая ПВО в ходе происходящего создания единой системы ВКО РФ должна стать одной из важнейших ее составляющих.

• Отметим, что в регламентирующих документах Минобороны еще до оглашения задачи создания ВКО определялось важное место войсковой ПВО: «Система ПВО должна быть структурирована на трех уровнях:

а) стратегическая ПРО с элементами защиты от крылатых и баллистических ракет;
б) объектовая ПВО, прикрывающая наиболее значимые в военном, политическом и гуманитарном отношениях объекты инфраструктуры;
в) ПВО Сухопутных войск, нейтрализующая попытки противника добиться господства в воздухе над полем боя».

• В ходе предстоящего создания единой системы ВКО РФ войска ПВО Сухопутных войск должны стать одной из важнейших ее составляющих, решая во взаимодействии с другими структурными элементами ВКО задачи противовоздушной и нестратегической противоракетной обороны объектов инфраструктуры страны, группировок войск (сил) и объектов ВС.

• Почему же войсковая ПВО оказалась «забытой»? Нужна ли она вообще кому-либо? Какое место в отражении ударов на современных стратегических воздушно-космических направлениях (СВКН) она занимает сегодня со своими соединениями, частями и подразделениями?

ВСЕПОГОДНАЯ ГРОЗНАЯ СИЛА

• Оставим в прошлом ушедшие счастливые времена, когда войсковая ПВО представляла собой нужный стране род войск, имеющий в своем составе многочисленную группировку зенитно-ракетных и радиотехнических соединений, частей и подразделений, оснащенную лучшими в мире (без всякого преувеличения) образцами ВВТ.

• В 80-е годы в войска каждые два-три года поступали новые ЗРК и ЗРС, системы управления, радиотехнические системы или их модернизированные варианты. Род войск обладал четкой организационно-штатной структурой, способной решать сложнейшие задачи прикрытия войск на поле боя, имел собственную многоступенчатую систему подготовки специалистов различной квалификации.

• В Сухопутных войсках сформировалась стройная система ПВО, представляющая собой сложную иерархическую структуру, включающую в себя системы войск ПВО округа (в военное время – фронта), армии, дивизии, полка. Комплексами войсковой ПВО также были оснащены береговые войска ВМФ, десантные войска (кстати, сохранившиеся в лучшей степени в нынешних условиях и даже развивающиеся сегодня). Система войсковой ПВО была грозной силой, способной надежно защитить войска на поле боя от ударов с воздуха.

Число поражающих зенитных целевых каналов в мотострелковом (танковом) полку доходило до 20, в мотострелковой (танковой) дивизии их было до 100, в общевойсковой (танковой) армии – 300–500. Войска ПВО военного округа (фронта) насчитывали до 1,5–2 тыс. целевых каналов, из которых до 40% были всепогодными.

• С высокой вероятностью поражения зенитными комплексами войсковой ПВО уничтожаются не только самолеты, штурмовики, вертолеты, но и все типы малоразмерных скоростных воздушных целей, включая БПЛА, управляемые ракеты, снаряды, УАБ и другие составляющие высокоточного оружия (ВТО). Эффективная поверхность рассеяния таких целей составляет всего лишь десятые доли квадратного метра. С такими малоразмерными, скоростными, маловысотными целями способны успешно бороться только зенитные комплексы войсковой ПВО, которые конструировались и разрабатывались для решения именно этих задач. А ведь одних только боевых вертолетов у наших «партнеров» НАТО в Европе насчитывается около 2 тыс. единиц.

• Таким образом, система войсковой ПВО была вполне самостоятельным родом войск, оснащенным самым современным эффективным зенитным ракетным вооружением, решающим сложные задачи прикрытия войск на поле боя в сложной динамической обстановке. ЗРК войсковой ПВО способны вести поражающий огонь в движении и с короткой остановки.

• Мобильные, следующие непосредственно в боевых порядках прикрываемых войск (благодаря гусеничным шасси), с коротким временем занятия позиций, с малым временем реакции, с высокими показателями эффективности стрельбы – вот далеко не полный перечень достоинств уникальных свойств ВВТ войсковой ПВО.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОЙСКОВОЙ ПВО СЕГОДНЯ – ВЫЖИТЬ

• В ходе проводимых в ВС реформ не осталась в стороне и войсковая ПВО. Справедливости ради надо сказать, что род войск не исчез бесследно из состава Сухопутных войск, как, например, армейская авиация, и не подвергся радикальному сокращению. Следует заметить, что и в советское время войсковая ПВО служила предметом вожделения нашего «старшего брата» – Войск ПВО Союза. В разные исторические периоды нас объединяли и снова разъединяли, подчиняли и переподчиняли, пытались унифицировать подготовку офицерских кадров и т.д.

Сегодня бывшие Войска ПВО СССР влачат жалкое существование (как и войсковая ПВО) в новом виде Вооруженных сил – ВВС и ПВО, переживая не лучшие свои времена, подвергаясь многоэтапному сокращению. Эти сокращения привели к переходу от сплошного, с многократным перекрытием, радиолокационного поля над всей территорией России – к очаговому над Москвой и несколькими крупными городами и важными объектами. Практически утрачено маловысотное поле даже на важных оперативно-стратегических направлениях. Самые многочисленные зенитные ракетные части и соединения с еще неплохим вооружением советского периода (С-75, С-125, С-200, С-З00ПТ) практически расформированы. Это неплохо, если была бы замена на новое, более эффективное зенитное ракетное вооружение. Однако где это новое, перспективное?

• Тут бы спросить нынешнего монополиста в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, а стало быть, и заказов вооружения – ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»: где ЗРК С-400? Поступившие за последние годы в войска единичные экземпляры с едва-едва модернизированной ракетой – это ли не мышь, рожденная горой?

Сегодня соотношение численности офицеров ВВС к офицерам ПВО за неполные 14 лет существования ВВС и ПВО составляет 7:1. Под вопрос поставлено существование Военной академии ВКО в Твери. Некого готовить. Однако пусть сегодняшняя ПВО в ВВС решает свои проблемы, пожелаем ей успехов. Тем более эти проблемы наши, общие, если заботиться о защите российского неба.

ЛУКАВЫЙ СПИСОК: ЖИЛЬЕ-2000, 500 ДНЕЙ И ПВО-2020

• Изрядно потрепанная, неоднократно сокращенная и до сих пор сокращаемая, существует ПВО и поныне. Несколько лет назад пришлось передать несколько зенитных ракетных бригад из войсковой ПВО вечному сопернику – в ВВС и ПВО. Казалось бы, внешне благовидная цель, которую преследовала еще с советских времен «большая» ПВО, стремясь поглотить «младшего брата» в качестве углубления взаимодействия и разумного объединения усилий, что превратилась во вполне банальную задачу – сохранить свою численность за счет других и выжить самому.

• Вечная мечта «старшего брата» стала сбываться: часть зрбр войсковой ПВО была передана в «большую» ПВО, где эти бригады сегодня расформированы или снижены в статусе до полков. В этот же период на самом высоком уровне в Минобороны решался вопрос о передаче подготовки слушателей Военной академии войсковой ПВО в Тверь. Однако разумные возражения возобладали, несмотря на активные старания реформаторов.

Практически расформированы радиотехнические подразделения, части и соединения войсковой ПВО. Из трех десятков отдельных армейских радиотехнических батальонов не осталось ни одного. Окружные (фронтовые) радиотехнические бригады расформированы. Подготовка офицеров РТВ в Военной академии войсковой ПВО прекращена, специальность утрачена, а со временем с уходом специалистов она будет потеряна на долгие годы.

• Правда, в результате ряда ухищрений несколько радиотехнических батальонов удалось уберечь, введя их в штаты зенитных ракетных бригад. Ведь задачи разведки воздушного противника в противовоздушном бою никто не отменял. Значительному сокращению подверглись зенитные ракетные части и соединения войсковой ПВО, однако их структуру в составе общевойсковых (танковых) формирований удалось сохранить.

• Во вновь образованных округах имеется комплект войск ПВО СВ, включающий в себя: командные пункты ПВО; зенитные ракетные бригады С-300В(ВМ), «Бук-М2(3)»; зенитные ракетные дивизионы общевойсковых соединений, вооруженные ЗРС «Тор-М1(М2)», ЗРК «Оса-АКМ», «Стрела-10М», ЗПРК «Тунгуска-М», ЗСУ-23-4 «Шилка», ПЗРК «Игла». В каждом формировании войсковой ПВО имеются радиотехнические подразделения с комплектом РЛС различных модификаций.

Систему подготовки специалистов составляют Военная академия войсковой ПВО, учебные центры подготовки младших специалистов, учебный полигон, учебные зенитные полки. Для развертывания частей войсковой ПВО в военное время содержатся подразделения хранения ВВТ.

Суммарная численность целевых каналов в войсковой ПВО по сравнению с дореформенным периодом сократилась в разы.

В двух новых округах нет даже минимально необходимых зенитных ракетных бригад, также их нет и в двух общевойсковых объединениях.

Парк вооружения катастрофически устарел, более 80% образцов вооружения находятся в эксплуатации более 20 лет.

Естественная убыль ВВТ составляет до 10% в год.

• Лет пять назад на военно-научной конференции, посвященной решению проблем войсковой ПВО, ее тогдашний начальник в своем объективном докладе поведал в присутствии ряда представителей СМИ о плачевном состоянии рода войск, о его неспособности противостоять современному воздушному противнику. Как возмутился и удивился тогда журналистский мир! Интернет переполнился сенсационными (казалось бы) открытиями, а газеты – обличительными статьями с гневными требованиями. Разговорчивый начальник незамедлительно получил «по полной программе» за смелые высказывания от своего вышестоящего командира за правду, никому тогда не нужную.

Прошло несколько лет. И что же? Что-либо изменилось в содержании ВВТ, его обновлении, развитии? Нет, положение стало еще печальнее. Сегодня доля современных образцов ВВТ в войсковой ПВО составляет менее 2% (сравните с планируемыми 75% в ВВС и ПВО к 2020 году).

• Однако не все так плохо. На одном из сайтов Минобороны появилась, наконец, информация о развитии войсковой ПВО. Согласно замыслам, в ближайшие 10 лет наступит благоденствие: будут развернуты новые формирования, произойдет закупка нового вооружения и поставка в войска. Доля современных образцов ВВТ достигнет одной трети, количество исправных образцов составит 70%.

• Однако сколько в своей жизни мы видели обещаний светлого будущего? Вспомним утверждение некогда незыблемого, а ныне гонимого классика: «Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме»! Несколько поколений примеряло на себя эту мечту, стремясь сдвинуть временные рамки, попасть в это поколение. Программа построения коммунизма, продовольственная программа, «Жилье-2000», 500 дней.

• Чего только не переживали мы в этой жизни! Вот и говорят теперь с возмущением руководители своему народу: «Вам столько НАОБЕЩАНО, и все мало?» А с жильем для офицеров? Несколько лет назад на самом высоком уровне было заявлено, что к 2010 году все офицеры будут обеспечены постоянным жильем.

• Да, жилье стало строиться усиленными темпами, многие офицеры после долгих десятилетних ожиданий наконец-то получили крышу над головой. Затем прозвучали новые обещания предоставления жилья к 2011, 2012, 2013 годам. Годы идут, обещания тоже. Остается только надеяться. Опять нам руководители многого наобещали, включая небывалые зарплаты в 2012 году, даже не верится в очередной раз. Народ (читай, электорат) радуется, когда власть говорит, что вот-вот, совсем скоро МЫ станем жить лучше. Хочется только робко, застенчиво спросить: а мы?

МОЖЕТ ЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДИКТОВАТЬ СТРАТЕГИЮ?

• Достоинствами нашего действительно лучшего в мире зенитного ракетного оружия являются его высокая эффективность и способность к проведению глубокой модернизации, адаптация к новым приемам и способам действий развивающихся СВКН и средствам его огневого и радиоэлектронного противодействия, возможность внедрения в аппаратуру новейших достижений науки и технических новинок. Поэтому все ЗРС и ЗРК, состоящие на вооружении, постоянно модернизируются, совершенствуются и потому отвечают требованиям времени. Это – ЗРС С-300ВМД, «Бук-М3», ЗРС «Тор-М2У».

Однако серийной, массовой поставки в войска этих комплексов нет и в обозримом будущем, к сожалению, не предвидится. Причина на первый взгляд банальная: нет средств. Однако печально то, что все вопросы финансирования, развития и поставки, сопровождения эксплуатации, ремонта и утилизации вооружения ПВО и нестратегической ПРО для всех видов и родов войск ВС находятся в ведении одной организации – ОАО «Алмаз-Антей».

• Концерн ПВО «Алмаз-Антей» был создан в 2002 году, по сути, став монополистом, занимающим привилегированное положение на рынке вооружения, получившим право на установление своих правил в данной области. Войсковая ПВО в новом концерне из «младшего брата» превратилась в пасынка, а то и в изгоя. С самого начала образования концерна его руководство отдает преимущество в финансировании НИОКР по разработке ЗРК и ЗРС С-400, С-500, «Панцирь» и др., напрочь позабыв о ЗРК и ЗРС войсковой ПВО.

• Вспоминается личная встреча с генеральным конструктором НИЭМИ, Героем Социалистического Труда, кавалером нескольких орденов Вениамином Павловичем Ефремовым. Еще в 2001 году этот гениальный создатель уникальных систем «Круг», «Оса», «Тор», С-300В предвидел проблемы в развитии ЗРК и ЗРС для войсковой ПВО, связанные с планируемым созданием концерна «Алмаз-Антей». С болью в сердце, со слезами на глазах Вениамин Павлович поведал о фактическом прекращении финансирования разработок перспективных ЗРК и ЗРС, проводимых в НИЭМИ.

• Все средства ушли на С-400 и «Панцирь», и практически ничего не осталось на С-300 и «Тор». Герой труда сумел побывать у президента на приеме, где рассказал о проблемах НИЭМИ, попросил разобраться в этих проблемах и помочь. С тех пор прошло много лет. Герой давно уже в мире ином, а воз и ныне там.

Почему войсковая ПВО вынуждена бороться за выживание? Может, она не нужна никому? Несколько лет назад на одном из совещаний в Минобороны крупный военный руководитель (ныне бывший) произнес примечательную, по своей сути совершенно безграмотную фразу: «Две системы ПВО страна не потянет». Помилуйте, о каких двух системах ПВО идет речь?

Это же две совершенно независимые системы, каждая из которых призвана решать практически разные задачи! Каждая из них должна развиваться, совершенствоваться, оснащаться самым передовым современным вооружением, а не соперничать друг с другом и выживать за счет сокращения или ликвидации конкурента, а точнее, партнера по несчастью.

• Конкуренция нужна, только в хорошем смысле, на этапах разработки, конструирования, генерирования идей, внедрения лучших современных разработок, производства образцов ЗРК и ЗРС, а не в вопросах лоббирования заказов, финансирования, оттеснения, очернения опасного соперника.

• В последние несколько лет в систему вооружения войсковой ПВО настойчиво «внедряется» разработанный в концерне «Алмаз-Антей» ЗРПК «Панцирь-С». Хороший, современный комплекс, широко разрекламированный, получивший даже заказ на поставку за рубеж. Однако посмотрим на это последнее достижение чуть пристальнее.

• Комплекс «Панцирь-С» разрабатывается вот уже на протяжении двух десятилетий, финансирование разработок то прерывалось, то возобновлялось, сроки завершения работ неоднократно срывались, тем не менее, ЗРПК до сих пор на вооружение не принят. Использование в комплексе «Панцирь-С» локатора миллиметрового диапазона волн значительно снижает возможности по сопровождению целей и ЗУР в сложных метеоусловиях (туман, изморось, снег, дождь, пыль, песок и т.п.). Помехозащищенность и живучесть ниже, чем в комплексе «Тор-М2У».

• Специфические методы наведения ЗУР для ведения эффективной стрельбы по низколетящим целям в ЗРПК не предусмотрены. Радиоэлектронная аппаратура ЗРПК выполнена на импортной элементной базе. Даже неспециалист может предположить, что произойдет с началом боевых действий. В лучшем случае эта элементная база просто откажется работать.

А колесная (не гусеничная) база, а большие габариты ЗРПК (высота почти 6 метров)? На передний край такой комплекс не поставишь, следовательно, требуемый вынос зоны поражения не обеспечивается, прикрытие рот, батальонов первой линии, ведущих бой, будет решать кто-то другой? К сожалению, это далеко не полный перечень критических замечаний в адрес ЗРПК.

• Разработчики «Панциря» в своих планах предусматривают увеличение зоны поражения до 50 км. Но это будет уже совсем другой ЗРПК! Нужна более мощная передающая система, антенну надо поднимать еще выше, ракета полетит дальше с более мощным двигателем и т.д. Значит, нужны новые бюджетные вливания, новые финансовые поступления. Резонный вопрос: зачем изобретать велосипед, когда уже практически имеется ЗРС «Тор-М2У» с гораздо лучшими ТТХ?

В новой модификации ЗРС «Тор-М2У» в два раза увеличено число целевых каналов и боезапас ЗУР, находящийся на боевой машине, в 1,2–1,4 раза возросли параметры зоны поражения, темп стрельбы стал выше. Уже проведены боевые стрельбы, в процессе которых подтвердились высокие огневые возможности модернизированного комплекса. Неслучайно разработчики ЗРПК «Панцирь-С» категорически уклоняются от проведения полигонных испытаний с боевыми стрельбами совместно с ЗРС «Тор-М2У», заведомо уступая по многим показателям.

ЦЕЛЬ НЕ ЖДЕТ, А ОГРЫЗАЕТСЯ

• Регулярно, когда замышляются крупномасштабные проекты по разработке систем ПВО, воображение обывателя поражается цифрами досягаемости комплексом. Так было с системой С-400, потом нас восхитили тактико-техническими характеристиками С-500. Продолжение следует.

• Затраты на создание таких систем – фантастические. Пусть обойдемся без создания такого мощнейшего загоризонтного локатора: используем информацию от существующей информационно-управляющей системы (ИУС) из той же группировки РКО. Также наверняка не нужен передатчик: координаты поражаемых целей даст ИУС. Но без системы управления, без новой ракеты не обойтись.

• Обеспечить управляемый полет ракеты на дальность 400 км и более с наведением на цель, гарантируя ее надежное поражение – невероятно сложная задача. А цель к тому же маневрирует, ставит всевозможные помехи, огрызается огнем – не хочет быть уничтоженной. Недаром с проблемой создания ракеты с заданными ТТХ даже для системы С-400 до сих пор не справились! Тем не менее, сделан уже замах (надо полагать, в большей степени – финансовый) на разработку ЗУР для С-500! Нет сомнения, задача поставлена и должна быть решена.

• А между тем далеко не секрет, что в «ПК «Концерн «Антей» еще несколько лет назад были разработаны модернизированные системы С-300ВМ и С-300ВМД с двумя видами ракет: ЗУР большой дальности с возможностью направленного подрыва в районе цели и высотная ЗУР без провалов в зоне поражения на высотах в атмосфере и в ближнем космосе. Эти ракеты еще пять лет назад прошли успешные испытания на полигоне, подтвердив заданные ТТХ. Причем эти ТТХ превосходят заявленные (однако, не реализованные до сих пор) в эскизном проекте для ЗРС С-400 при трехкратной экономии финансовых затрат.

Другой вопрос, по каким воздушным целям будет работать чудо-комплекс С-500? Понятно, весь диапазон низколетящих малоразмерных целей, самолетов тактической авиации отметаем сразу. Не для того тратятся миллиарды. Стратегические бомбардировщики до рубежа пуска ими крылатых ракет? Сами крылатые ракеты? Воздушные командные пункты, самолеты ДРЛО? Поражающие элементы ПРО в Европе?

• С-500 предназначается именно для уничтожения этих типов СВКН. Кроме того, в рамках решения задач ВКО система предназначается для поражения баллистических ракет и спутников. Эти задачи чрезвычайно важные и сложные.

А задачи прикрытия войск на поле боя, даже если С-400 получит наконец-то свою ракету с запланированными ТТХ, при появлении разрабатываемого С-500, все равно достанутся войсковой ПВО. Нет, не обойтись без нее, как бы ни хотелось. Совсем недавно один крупный военачальник, размышляя в очередной раз над проблемой совмещения «большой» и «малой» ПВО, сказал: «А не пытаемся ли мы скрестить ежа с ужом»? Правильно! И не надо пытаться!

• Надо создавать интегрированную систему ПВО (сегодня в рамках ВКО) с развитием входящих в нее подсистем, каждая из которых в тесном взаимодействии с другими составными частями решает свои, присущие только ей задачи (в пределах боевых возможностей), в интересах надежной защиты территории страны, важных объектов, войск на поле боя от ударов СВКН с различных высот, в том числе и из космоса.

• Здесь необходимо плодотворное сотрудничество всех ведомств, а не их недружественное соперничество. Нужны регулярные поступления бюджетных средств, а не индивидуальные вынужденные попытки разработчиков выжить за счет размещения заказов на поставку новых образцов ВВТ за рубеж. Вооружаем зарубежье, в том числе и «партнеров», а про свою заждавшуюся нового вооружения армию вспомним когда?

Так нужна ли России войсковая ПВО? По всей видимости, нужна, хотя сегодня она сокращена до предела, основная масса ВВТ выслужила установленные сроки эксплуатации. Новейшие образцы поступают в войска в единичных экземплярах. Финансирование новых разработок ВВТ практически прекращено. При таком отношении лет через 10–15 войсковая ПВО вымрет сама вместе с нынешними проблемами.

/А.Д.Гаврилов — генерал-лейтенант, доктор военных наук, nvo.ng.ru/

army-news.ru

Единая система противовоздушной обороны — какой ей быть

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2010, стр. 69-77

Единая система противовоздушной обороны — какой ей быть?

Полковник в отставке В. А. СУББОТИН,

кандидат военных наук

Полковник запаса A.M. ШАВЕЛКИН,

кандидат военных наук

СУББОТИН Виталий Антонович родился 15 июня 1930 года в селе Краснотуранске Красноярского края. Окончил Томское зенитно-артиллерийское училище (1951), Военную артиллерийскую командную академию (1964). Служил на командных и штабных должностях в разных регионах страны и за рубежом (СГВ). Большая часть службы связана с Московским Военным округом, а после окончания адъюнктуры — с Военной академией имени М.В. Фрунзе, где последовательно занимал должности преподавателя, старшего преподавателя и заместителя начальника кафедры. После увольнения в запас работает научным сотрудником в ЦНИИ Министерства обороны РФ. Автор пяти книг и более двухсот печатных статей на военную и военно-историческую тематику. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За доблестный труд в ВОВ» и другими медалями. Полковник в отставке. Кандидат военных наук, доцент.

ШАВЕЛКИН Анатолий Михайлович родился 7 июля 1954 года в селе Большое Тесово Можайского района Московской области. Окончил Смоленское высшее зенитное ракетное командное училище (1975), Военную академию ПВО Сухопутных войск имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского (1988), адъюнктуру Военной академии имени М.В. Фрунзе (1996). С 1999 по 2010 год — начальник кафедры ПВО Общевойсковой академии ВС РФ. После увольнения в запас — профессор кафедры ПВО Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ». Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За боевые заслуги» и другими медалями. Полковник запаса, кандидат военных наук, профессор, член-корреспондент АВН РФ.

АННОТАЦИЯ. На основе анализа процессов реформирования ПВО РФ, истории и тенденций ее развития, требований к ней, раскрываются условия и пути создания единой системы ПВО РФ на базе существующих ведомственных структур: войск ПВО и истребительной авиации ВВС, войсковой ПВО, формирований РЭБ и сил ПВО ВМФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воздушный противник, военно-воздушные силы, вооружение и военная техника, единая система ПВО, истребительная авиация, противовоздушная оборона, средства воздушного нападения, стратегическое направление, Сухопутные войска.

SUMMARY. Based on the analysis of the processes of reforming the Air Defence of Russia, the history and development trends, the requirements to it the authors reveal the conditions and ways of creating an Integrated Air Defence System of Russia on the basis of existing departmental structures: the Air Defence Forces and the Air Force’s Fighter Aviation, Army Air Defence, electronic warfare units and Air Defence Forces of the Navy.

KEYWORDS: air enemy, Air Force, armament and military equipment, Integrated Air Defence System, Fighter Aviation, Air Defence, means of air attack, strategic direction, Land Force.

Внимание, которое уделяется развитию средств воздушного нападения (СВН) в развитых странах мира, а также опыт их боевого применения свидетельствуют: воздушное пространство становится главным театром военных действий. Удары с воздуха по жизненно важным объектам и группировкам войск противника становятся наиболее действенными формами достижения успеха и влияют не только на ход, но и на исход войны в целом.

О взглядах военного руководства США на ведение современной войны откровенно высказался бывший главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал У. Кларк. Подчеркивая главенство ударов с воздуха, их превентивность, он особо выделяет первые удары по противнику с воздуха, которые должны фактически решить задачи войны: «Первый удар должен быть мощным и окончательно выводящим из строя системы управления и контроля, а также ПВО противника. Разрушь все это одним ударом, не дай противнику предугадать истинную мощь возможных (последующих. — Авт.) ударов и подготовиться к их отражению и сломи его волю к сопротивлению».

Одним из основных условий завоевания господства в воздухе является полное подавление противовоздушной обороны противника. Говоря о легкости победы в Ираке, У. Кларк, подчеркивает: «Самое главное, система ПВО Ирака была абсолютно не готова: расположение радаров и командных центров были очень уязвимы… А без прочной и эффективной системы ПВО все остальное можно потерять очень легко».

Реализуя свои взгляды, США и ведущие страны НАТО наращивают и объединяют усилия войск, действующих в космосе, в воздушном пространстве, на земле и море, развивают и совершенствуют боевое применение стратегической, тактической и армейской авиации, БЛА, баллистических ракет. Особое внимание уделяется развитию и производству крылатых ракет (КР), которые становятся одним из основных средств поражения в бесконтактных войнах. Они способны применяться избирательно, массово и поражать важные объекты, расположенные в глубине любой страны. Так, в ходе одного из массированных ракетно-авиационных ударов США в Ираке было выпущено более 1300 бомб и ракет и 320 крылатых ракет.

Что имеют ВС РФ для организации отпора современным СВН, оснащенным высокоточными и эффективными средствами поражения?

В развитии отечественной ПВО всегда доминировал принцип ее соответствия уровню боевых возможностей СВН вероятного противника. Но СВН в своем развитии всегда опережали средства ПВО. Поэтому совершенствование средств ПВО, как и способов борьбы с воздушным противником (ВП), чаще всего было ответным шагом на рост его боевой мощи.

В ходе эволюции средств и способов борьбы с СВН в ВС нашей страны сложилась стройная и оптимальная структура противовоздушной обороны. До конца 90-х годов ПВО СССР (РФ) состояла из автономных структур: войска ПВО страны, войсковую ПВО, ИА ВВС и ПВО ВМФ. В процессе 90-летнего развития каждая из них доказала свою исключительность и незаменимость, заняв отдельную нишу в общей системе ПВО государства. Все они выполняли специфические задачи, и ликвидация любой подрывала не только боеспособность вида ВС, но и безопасность государства в целом.

В то же время разрозненность их действий была главным недостатком отечественной противовоздушной обороны. Руководство страны и ВС понимало эту проблему и неоднократно предпринимало попытки к ее разрешению. Помимо оперативных и стратегических шагов по совершенствованию совместного применения видовых систем ПВО и их более тесному взаимодействию, не менее четырех раз принимались кардинальные решения по структурному преобразованию и объединению сил ПВО в различных вариантах. Но каждый раз вновь образованная структура не отвечала ни требованиям, ни возможностям созданной системы ПВО, ни условиям ее функционирования.

Несмотря на то, что к концу 80-х годов ПВО страны была представлена рядом ведомственных структур, даже в таком виде она создавала непреодолимую преграду СВН США и НАТО в реализации их агрессивных планов. Но объединение возможностей этих структур могло дать дополнительный и ощутимый эффект, а потому становилось актуальной научно-практической задачей.

Известно, что средства ПВО являются наукоемкими, высокотехнологичными, а значит, и наиболее затратными для государства. Поэтому как во времена СССР, так и сейчас руководство страны неоднократно пыталось и пытается снизить расходы на ВС, прежде всего за счет реформирования ПВО. Но эти преобразования осуществлялись на основе волевых решений и велись без должной подготовки, предварительных исследований и апробаций. Отсюда, многократные «шараханья», выразившиеся в объединениях и последующих разъединениях структур ПВО, их переподчинениях, необоснованных переложениях функций с ликвидацией «лишних» звеньев. Однако жизнь заставляла все расставлять по своим прежним местам и объективная тенденция развития ПВО вновь восстанавливалась. Оставались лишь невосполнимыми многомиллиардные расходы, потраченные на скороспелые и необоснованные эксперименты.

Наиболее ярким и масштабным примером этого было объединение в 1980 году войск ПВО страны и войсковой ПВО. Тогда силы и средства войск ПВО страны, находившиеся на территории приграничных военных округов, были переформированы и вместе с истребительной авиацией переданы в состав военных округов. На командующих военными округами была возложена ответственность за противовоздушную оборону войск и объектов страны, расположенных в границах округа, за боевое применение войск ПВО, их боевое дежурство, мобилизационную готовность и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью новой структуры.

Как и предполагалось, такое объединение не дало ожидаемых результатов и через пять лет все вернулось в исходное состояние. Слишком много у объединявшихся структур было различий: в задачах, возможностях управления, боевом применении, вооружении. Негативную роль в этом процессе сыграли технические факторы (разные системы вооружения и низкий уровень автоматизации управления), ведомственные интересы, а также отсутствие консолидирующего органа в Министерстве обороны.

Со сменой в России общественного строя вновь возник соблазн сокращения расходов на оборону за счет системы ПВО государства. За популярным лозунгом «реорганизации ВС по образу западных стран» крылись все те же ведомственные и деструктивные интересы.

Отдельные возражения специалистов против скоропалительных и непродуманных действий по реформированию ПВО государства не были услышаны. В результате была разрушена устоявшаяся система ПВО.

Руководству страны и ВС не удалось четко определиться с реформированием ПВО РФ, сформулировать его суть и убедить общественность в целесообразности проводимых мероприятий. Тогда казалось, что ликвидация войск ПВО как вида ВС и включение их в состав ВВС и РВСН (ВКВ) упрочит и оптимизирует структуру ВС, объединит усилия по борьбе с ВП, значительно сократит расходы военного бюджета. Этого не произошло, так как вновь не было проведено глубоких исследований задуманных преобразований и их возможных результатов. Не были учтены особенности современных войн и тенденции развития военного искусства.

Фактически был проигнорирован опыт и тенденции развития противовоздушной обороны нашей страны. В результате система ПВО РФ оказалась не просто ослабленной, а подошла к конечному рубежу своего развала. Сейчас это признают не только военные специалисты, но и руководители, отвечающие за ее укрепление. Так, главком ВВС генерал-полковник А.Н. Зелин заявил: «…Нынешнее состояние ВКО оценивается как критическое. С полной ответственностью могу констатировать, что именно угрозы РФ в воздушно-космическом пространстве, являются наиболее значимыми в общей системе военной безопасности…».

Прогноз противников объединения полностью оправдался. Включение формирований ПВО в состав ВВС никакого качественного улучшения системы ПВО государства не дало. А, наоборот, по мнению многих специалистов, оно ослабило ее, нарушив структуру и взаимосвязи между ведомственными компонентами. Действительно, войска ПВО и ВВС мало что связывает. Они — две разнопрофильные структуры, хотя и действуют в едином воздушном пространстве. Их ничто не объединяет, кроме части задач, выполняемых ИА и обеспечения безопасности полетов авиации. К тому же появление промежуточной инстанции в управлении противовоздушной обороной в лице руководящих органов ВВС ничего, кроме вреда, не принесет. Руководству ВВС такой альянс также мало что дает, хотя оно (в том числе и предшествующие ему поколения руководителей) долгие годы вынашивало планы подчинения себе войск ПВО. На наш взгляд, у них и без ПВО проблем предостаточно. Наглядным примером этому могут служить действия наших ВВС в период отражения нападения Грузии на Южную Осетию, когда в простейших условиях боевой обстановки они, не достигнув требуемой эффективности, сами понесли неоправданные потери.

В настоящее время требуется восстановление войск ПВО страны как самостоятельного компонента ВС, с выводом их из состава ВВС. На базе этой структуры необходимо приступить к созданию единой системы ПВО РФ, с включением в нее ИА ВВС, войсковой ПВО и сил ПВО ВМФ.

Нельзя слепо перенимать опыт США, в структуру ВС которых заложена агрессивная направленность. Боевой состав и возможности их ВВС не сравнимы с нашими. Для США создание надежной ПВО менее актуально, чем создание ПРО. А наличие большого арсенала неядерных средств поражения, в том числе дальнобойных и высокоточных, создает им благоприятные условия для завоевания господства в воздухе и решения военных задач бесконтактным способом.

Несмотря на пагубность объединения ВВС и ПВО, продолжаются попытки дальнейшего разрушения остатков системы ПВО РФ за счет дезорганизации и значительного ослабления других структур ПВО. В частности, речь идет о войсковой ПВО, которая до настоящего времени еще сохраняет свой облик и значение.

В некоторых источниках навязывается мысль о «параллельности» в ВС РФ двух систем — ПВО ВВС и войсковой ПВО, их дублировании друг друга, а следовательно, о ненужности или сокращении последней. Так, в статье «Противовоздушная оборона бьет по своим» говорится: «Только очень богатое государство может позволить себе иметь в области ПВО две системы подготовки кадров, две сложившихся школы боевой подготовки, два разных подхода к формированию тактико-технических заданий на образцы вооружения и военной техники…». В таком «открытии» просматривается не просто дилетантский подход, а полное незнание предназначения этих двух структур.

Никогда эти две структуры не действовали параллельно и не дублировались. Они всегда функционировали в разных областях, взаимно дополняя друг друга. Войска ПВО (ныне входящие в ВВС) выполняют задачи прикрытия важных объектов страны, а войсковая ПВО — группировки войск на поле боя. У них разное предназначение, разный воздушный противник, разные тактика и оперативное применение, свое вооружение, своя специфика подготовки кадров и т. д. Об этом свидетельствует приведенный выше пример неудачного объединения войск ПВО страны и войсковой ПВО в 1980 году.

Создается впечатление, что сторонники идеи ликвидации «параллельности» видят в общности этих структур наличие одноименных слов в их названии — «противовоздушная оборона». Мы можем выдать им еще одну идею: объединить РВСН и ракетные войска, входящие в состав формирований СВ — у них также присутствуют в названии одинаковые слова «ракетные войска».

На наш взгляд, ликвидаторы «параллельности» не в ладах с историей отечественной ПВО, опытом ее развития. В противном случае они бы видели, что у нас это уже было, притом с вытекающими трагическими последствиями. Верна истина, утверждающая о том, что, не зная прошлого, невозможно познать настоящее и предвидеть будущее. Обратимся за примером к истории.

В годы, предшествовавшие ВОВ, противовоздушную оборону войск и объектов тыла предусматривалось выполнять совместными усилиями войск ПВО территории страны, истребительной авиации ВВС и войсковой ПВО. При этом приоритет в борьбе с ВП отводился истребительной авиации и войскам ПВО территории страны. Они в первую очередь оснащались новым вооружением и военной техникой (ВВТ) и были более многочисленными.

В 1940-1941 годах была проведена реорганизация ПВО страны. Вся территория страны была разделена на зоны ПВО, которые создавались в границах военных округов. Зона представляла собой оперативное объединение ПВО. В ее состав входили все силы и средства ПВО, расположенные на территории округа.

Основная задача зон ПВО заключалась в прикрытии на главных оперативных и стратегических направлениях группировок войск, важнейших железнодорожных узлов, коммуникаций, крупных промышленных и административных центров.

Эти меры с позиции защиты объектов можно считать положительными, так как они учитывали возможности авиации противника по прорыву в тыл страны. Однако для прикрытия войск приграничных военных округов это сыграло в последующем трагическую роль. С целью экономии средств и ликвидации «параллельности» (термин современных сторонников объединения) на войска ПВО территории страны (зон ПВО) была возложена также задача прикрытия группировок войск — оперативного звена военных округов (в будущем фронтов), так называемого «фронтового и армейского тыла».

Войсковая ПВО (зенитные артиллерийские дивизионы и батареи, зенитные пулеметные роты и взводы), должна была прикрывать войска в тактической зоне, т. е. полки, дивизии и частично корпуса.

С началом войны силы и средства ПВО территории страны, составлявшие основу зон ПВО, были изъяты из фронтов и направлены по своему предназначению: для непосредственного прикрытия важных объектов страны. В результате войска фронтов остались неприкрытыми от ударов противника с воздуха. Истребительная авиация, понесшая большие потери в первые дни от внезапных и массированных ударов Германии с воздуха, оказалась не способной осуществлять прикрытие войск, а войсковая ПВО — слабой и малочисленной, притом без средств прикрытия оперативного звена («армейского и фронтового тыла»).

Таким образом, основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской авиацией легла на немногочисленную войсковую ПВО только тактического звена.

А планами фашистского командования предусматривалось с началом войны основные усилия ВВС направить на разгром группировок войск и нашей авиации. Удары по промышленным центрам предполагалось провести не ранее, чем будут достигнуты оперативные цели, поставленные сухопутным войскам.

Исходя из этого авиация противника большей своей частью использовалась для действий по нашим войскам на поле боя и в прифронтовой полосе. 80 % сил авиации действовало по войскам и объектам их тыла (на глубину 250-300 км от линии фронта) и лишь около 15% — по объектам в глубине территории страны.

Создалось крайне тяжелое положение. Фашистская авиация действовала почти безнаказанно, и потребовались огромные усилия руководства страны по созданию новых формирований войсковой ПВО и укомплектованию их боевой техникой. О тяжелых последствиях недостаточно продуманных реформ системы ПВО говорят официальные документы того времени: «Наши стрелковые дивизии продолжают оставаться совершенно не защищенными от воздушного противника. Очень трудно наземным войскам вести оборонительный бой в то время, когда обнаглевший воздушный противник своими действиями с малых высот наносит поражение и парализует действия плохо обученных и сколоченных дивизий. То же будет повторяться и в наших будущих наступательных операциях. Войскам нужны в большом количестве зенитные средства с большим количеством снарядов…».

Экскурс в историю позволяет учесть ошибки прошлого и увидеть позитивные тенденции развития. Опыт, как известно, нам дается в качестве примера для действий, а если он еще совпадает с практикой, то становится объективным и проверенным источником поступательного движения.

А теперь зададимся вопросом: в современных условиях воздушный противник стал слабее или он не будет наносить удары по войскам на поле боя и по важным объектам в глубине территории страны? Ответ очевиден. Поэтому, реформируя структуры ПВО, необходимо думать, что они создаются для войны, а не для удобства содержания в мирное время и экономии на этом материальных средств.

К сожалению, словесные атаки сторонников «параллелизма» начали воплощаться в практические действия. Начиная с 2005 года стали передаваться в ВВС соединения войсковой ПВО, оснащенные ЗРС С-300В и ЗРК «Бук», т. е. вновь, как это было 55 лет назад, приступили к ликвидации войсковой ПВО в оперативном звене Сухопутных войск. На очереди просматриваются и другие преобразования. Иначе говоря, опять наступаем на те же грабли.

Авторы таких преобразований наивно полагают, что в объединенной группировке сил ПВО на стратегическом направлении (СН) оперативное звено войск СВ (ОСК, ОК) будет надежно прикрыто силами и средствами ПВО ВВС. Да, они могут участвовать в защите группировок войск, если военные действия развернутся в районе, где силы и средства ПВО ВВС выполняют свои задачи по прикрытию важных объектов страны в прифронтовой полосе. Специально выделять силы и средства для прикрытия группировок войск на СН или переносить усилия (осуществлять маневр) на это и на другое направление едва ли будет возможно: слишком многие важные объекты в глубине страны нуждаются в надежном прикрытии с первых же часов любой войны или вооруженного конфликта. Тем более если судить по материалам открытой печати, реальные боевые возможности современной ПВО ВВС по защите объектов страны от ударов ВП составляют менее 50% от требуемых.

Успех группировок СВ в ходе выполнения боевых задач зависит прежде всего от надежности ПВО. Каким бы современным и эффективным оружием не были оснащены войска, при слабом их прикрытии они понесут потери и не смогут реализовать свои потенциальные возможности. Войсковая ПВО развивалась в русле оперативного искусства и тактики СВ и в результате длительного процесса становления вошла во все их структуры. Боевые действия по ПВО стали частью общевойскового боя (операции). Необходимость реализации таких действий потребовала создания своей системы противовоздушной обороны в составе подсистем разведки ВП и оповещения о нем войск, управления и зенитного ракетно-артиллерийского прикрытия. Боевые действия ее войск всегда предусматривалось вести в тесном взаимодействии с ИА.

В соответствии с характером и объемом задач, решаемых соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО, определился типаж их ВВТ. Сложившаяся еще до начала 2000-х годов система вооружения войсковой ПВО, в целом и сейчас отвечающая предъявляемым к ней требованиям, являлась сбалансированной по составу и типажу средств управления, разведки и огневых средств, что позволяет создавать устойчивые группировки. При этом комплексы (системы) различного назначения, разных возможностей, дополняют друг друга, создают многоэшелонированную и всевысотную систему прикрытия войск от ударов СВН на всю глубину оперативного построения.

В прежней системе (до реформы 2008 года) первый эшелон представляли полковые средства ПВО, задача которых состояла в ведении борьбы с низколетящими целями, в том числе со штурмовой и армейской авиацией противника, КР и БЛА. Второй эшелон базировался на дивизионных средствах ПВО. Он усиливал действия первого эшелона ПВО и уничтожал ВП в диапазоне малых и средних высот. Основными его целями являлись самолеты тактической (палубной) авиации, КР, УР, УАБ, УАК, БЛА. Эшелон средств ПВО оперативного звена прикрывал группировки войск и объекты тыла фронта, армии (корпуса), а также наращивал противовоздушную оборону тактического звена на средних и больших высотах, не допускал пролета ВП в глубь территории страны. Целями его средств поражения являлись самолеты тактической и стратегической авиации, БР оперативно-тактического и тактического назначения, КР, самолеты ДРЛО, разведки и наведения ударных комплексов и постановщики помех. Как видим, войсковая ПВО без оперативного звена (зенитные ракетные и радиотехнические соединения и части) перестает быть таковой, поскольку оставшиеся силы и средства способны бороться лишь с частью СВН, которые могут наносить удары по войскам с малых и средних высот.

Проводимые в настоящее время преобразования в СВ, ВДВ и в береговых войсках ВМФ, требуют реконструкции войсковой ПВО в соответствии с изменением их облика. При этом должны быть сохранены сложившиеся принципы ее боевого применения. На наш взгляд, целесообразно сохранить также устоявшуюся организационную структуру (батарея, дивизион, бригада), которая наиболее полно реализует возможности ВВТ войсковой ПВО. Также видится целесообразным создание дополнительно к имеющимся силам (в зависимости от СН) нескольких соединений (частей) типа бригада (полк), вооруженных комплексами средней дальности и дальнего действия и резерва в составе нескольких соединений (частей), но смешанного состава ЗРК. Основными задачами таких соединений (частей) будут: усиление прикрытия войск на главных направлениях; воспрещение ведения противником воздушной разведки; уничтожение СВН на дальних подступах и во всем диапазоне высот их действий, в том числе самолетов ДРЛО, разведки и наведения ударных комплексов и постановщиков помех; ведение противоракетной обороны наиболее важных объектов; восстановление нарушенной системы ПВО.

Первоочередной задачей повышения уровня противовоздушной обороны России, решение которой в настоящее время является наиболее актуальным, следует считать объединение в единую систему войск ПВО ВВС, войсковой ПВО, истребительной авиации ВВС, сил и средств ПВО ВМФ. Проблемы объединения существуют уже много десятилетий, однако ранее в их основу закладывалось структурное объединение разноведомственных сил и средств. Этот способ создания общей системы ПВО страны не прижился и был отвергнут практикой.

Целью нового объединения является организация единой системы ПВО (ЕС ПВО) не в масштабе государства, а в регионах или на СН за счет интеграции разновидовых и разноведомственных сил и средств под единым командованием.

Мы думаем, что при современном росте роли СВН целесообразность сосредоточения под единым органом управления всех сил и средств, непосредственно ведущих борьбу с воздушным противником, в том числе и РЭБ, не будет вызывать сомнений. Это качественно новый подход к интеграции разнородных сил и средств ПВО в единую систему, отвергающий их структурное объединение.

Условиями жизнедеятельности такой системы являются: дальнейшее развитие и укрепление мощи объединяемых структур; наличие централизованного управления, позволяющего осуществлять тесное взаимодействие всех сил и средств ПВО; создание единого информационного поля; унификация образцов ВВТ, бесперебойное материально-техническое обеспечение.

Основой ЕС ПВО следует считать совокупность информационно-управляющих, огневых средств и средств радиоэлектронного подавления, обеспечивающих комплексное поражение СВН. Базой этой системы должно быть единое информационное поле, построенное на сетецентрических принципах. Без наличия такого поля ЕС ПВО теряет свой смысл и сущность.

В структуре современной ПВО основным источником информации о ВП являются средства радиолокационной разведки. Их устойчивая и непрерывная работа считается залогом активности системы ПВО. Не случайно, что в планах прорыва ПВО противником радиолокационные комплексы считаются первоочередными объектами поражения. В последних войнах в Ираке и Югославии любое их включение засекалось радиотехническими средствами разведки (прежде всего из космоса), и в течение нескольких минут по ним наносились удары противорадиолокационными ракетами (ПРР). В результате такого огневого и радиоэлектронного подавления система ПВО была ослеплена и потеряла свою эффективность.

В современных условиях радиолокационное поле уже не может гарантированно обеспечить пункты управления и огневые средства ПВО достаточной информацией. Требуется создание более совершенных средств разведки ВП и способов их применения, разработка новых образцов, построенных на иных принципах обнаружения. Однако это возможно лишь в перспективе. В настоящее время выход виден в создании единого информационного поля, объединяющего разнотипные и разновидовые средства обнаружения СВН и действующие в границах СН.

К таким средствам следует отнести радиолокационные комплексы ВВС, войсковой ПВО, РЭБ, посты пассивной радиотехнической, оптико-электронной и визуальной разведки, а также средства разведки космического базирования.

Единое информационное поле требует качественно нового уровня оперативной, тактической и технической совместимости систем (средств) разведки, боевого управления и средств поражения в рамках единой информационно-управляющей инфраструктуры. Его создание должно обеспечивать комплек-сирование разведывательных данных из разнородных источников, автоматизацию процессов обработки поступающей информации и формирование общей базы разведывательных сведений с распределенным доступом к ней. Из этого следует необходимость унификации всех наземных средств передачи, сбора, обработки поступающей информации, в результате обобщения которой увеличивается ее полнота и достоверность, исключается избыточность. Поэтому все средства разведки, образующие информационное поле, должны быть объединены идеологией информационно-логического и технического сопряжения. Выдавая разнородную информацию на пункты управления (потребителям), они должны каждый в своем канале обобщать и гарантировать ее достоверность.

Таким образом, для создания информационного поля необходимы различные источники разведки, наличие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивый сбор и передачу данных о воздушной обстановке, их обработку и возможность непосредственного доступа к ним любых потребителей.

Реализация комплексного использования средств разведки возможна лишь при развитой автоматизированной системе управления (АСУ) разведкой, которая должна быть структурным элементом единой системы управления войсками на GH (ТВД). Комплексы АСУ информационного поля должны строиться на принципах унификации технических средств, объединенных общим протоколом, применении единого (настраиваемого) программного обеспечения, модульного построения, адаптивности к меняющейся обстановке.

Сложной проблемой в функционировании ЕС ПВО является управление объединенной группировкой сил и средств разных видов и родов войск. Хотя во взаимодействии войск ПВО и ИА имеются наработки и значительный опыт в виде единых органов управления (объединенных и совмещенных командных пунктов), для требований единой системы ПВО он не в полной мере приемлем, главным образом по причинам информационной несовместимости АСУ разнородных структур. Работы, ведущиеся в этом направлении, вселяют уверенность, что данная проблема в ближайшие годы будет решена.

Важным условием, влияющим на эффективное функционирования ЕС ПВО, является унификация вооружения, предусматривающая создание системы оружия для боевого применения во всех ведомственных структурах ПВО, единых узлов и механизмов. Главным в такой системе должен быть принцип модульности. Построение системы оружия на модульном принципе дает возможность использовать базовые элементы для создания образцов ВВТ как для войск ПВО ВВС, так и для войсковой ПВО и ПВО ВМФ. Это позволит значительно сократить номенклатуру зенитного и радиолокационного вооружения во всех ведомственных структурах ПВО.

Модульный принцип создания единой системы оружия обеспечивает возможность борьбы с различными целями, межвидовую и внутрисистемную унификацию. Это, в свою очередь, способствует сокращению типажа, удешевлению серийности производства и повышению эксплуатационных характеристик.

Унификация ВВТ ПВО и модульность построения систем не должны исключать создание других, специальных систем оружия, выполняющих специфические задачи. К сожалению, уже в настоящее время под маркой «унификация» разрабатываются образцы ВВТ, которые приемлемы в основном для ПВО ВВС, но не подходят для войсковой ПВО. В результате игнорируются требования к ВВТ ПВО СВ, ВДВ и береговых войск, что ведет не к усилению, а к ослаблению их защиты от ударов с воздуха. Это особенно видно сейчас, когда подходит к концу ресурс модернизации уникальных зенитных и радиолокационных комплексов войсковой ПВО. Последующее их поколение должно бы не только приумножить их уникальность, но и придать им больше возможностей в борьбе с ВТО как в СВ, так и в других видах (родах) войск. ВТО показало себя самым эффективным средством в завоевании господства в воздухе. Поэтому организация борьбы с ним является актуальной проблемой не только сегодня, но и в обозримой перспективе. Активными средствами поражения атакующих элементов ВТО должны быть именно комплексы, применяемые в войсковой ПВО. Уже с этих позиций на развитие зенитных и радиолокационных комплексов, обеспечивающих их работу, необходимо уделять больше внимания.

Бурное развитие СВН в развитых странах мира превратило их в главную ударную силу, а воздушная сфера превращается в своеобразный театр военных действий, в котором будут задействованы все виды ВС. В результате, противовоздушная оборона приобретает общевойсковой характер. Группировки войск ПВО, образующих единую систему, уничтожают СВН в воздушном пространстве; ВВС, РВСН, силы ВМФ, РВиА СВ наносят удары по пунктам управления, авиабазам (аэродромам, площадкам базирования АА) противника, позициям БР, КР и артиллерии, надводным и подводным кораблям-носителям БР и КР; части РЭБ осуществляют подавление бортовых электронных систем авиации, сетей управления войсками и оружием. Общим для всех является и «пассивная» противовоздушная оборона, заключающаяся в проведении комплекса мероприятий по защите от разведки и ударов СВН с воздуха. К ним следует отнести маневр, смену позиций (мест базирования объектов), маскировку, инженерное, фортификационное оборудование и другие меры защиты.

Исходя из сказанного, современная противовоздушная оборона должна представлять собой комплекс мероприятий и боевых действий (стратегического, оперативного, тактического масштабов), проводимых силами и средствами видов ВС (родов войск) с целью нанести воздушному противнику поражение, не допустить или максимально ослабить его удары по объектам страны и войскам, сохранить их целостность и обеспечить успешное выполнение ими боевых задач.

Комплексное решение задач противовоздушной обороны возможно лишь при координации действий разновидовых и разнородных сил Генеральным штабом, при общем руководстве ими общевойсковыми командующими и их штабами. Это позволит обеспечить не только тесное взаимодействие всех сил, но и централизованное управление ими в ходе операций.

Таким образом, основными направлениями развития противовоздушной обороны РФ, на наш взгляд, являются:

дальнейшее развитие ведомственных структур (ПВО ВВС (войск ПВО страны), войсковой ПВО, ИА ВВС, сил ПВО ВМФ с наличием в их составе формирований РЭБ) и объединение их на региональном уровне (на СН) в Единую систему ПВО;

создание на базе унифицированной АСУ единого разведывательно-информационного поля, объединяющего возможности всех источников, способных вести разведку в воздушном пространстве;

межвидовая и внутрисистемная унификация ВВТ и создание на ее базе единой системы оружия ПВО, построенного на модульном принципе с учетом специфики видов ВС;

создание в Министерстве обороны центра ПВО с задачами координации функционирования видов ВС (родов войск) в ЕС ПВО;

заблаговременное создание объединенных группировок сил и средств ПВО для действий на стратегических направлениях, подчинение их общевойсковому командующему и организация им планомерной и целенаправленной оперативной (боевой) подготовки;

создание единого органа управления ПВО при командующем войсками на СН, осуществляющего непосредственную подготовку и боевое применение объединенной группировки сил и средств ПВО;

систематическое (плановое) проведение мероприятий по отработке вопросов управления объединенной группировкой ВВС и ПВО и взаимодействия ее компонентов в ходе боевой и оперативной подготовки войск.

В статье не рассматривается космическая сфера, тесно связанная с воздушным пространством. Авторы считают, что эта важнейшая часть воздушно-космической обороны требует отдельного анализа.

Кларк У. Как победить в современной войне, М.:Изд. «Алышна Бизнес Букс». 2004. С. 51.

Там же. С. 51.

Зелин А.Н. Роль ВКО в обеспечении национальной безопасности//Независимое военное обозрение. 2008. 21 января

Тимофеев М. Противовоздушная оборона бьет по своим // Независимое военное обозрение. 2003, № 22.

Совершенно секретно! Только для командования! М.: Наука, 1967. С. 167.

Из доклада начальника артиллерии Красной Армии Верховному Главнокомандующему 17.8.1941. Архив штаба артиллерии Советской армии, ф. 1, оп. 522сс, арх. 1-4, л. 318.


militaryarticle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *