Финский ас Эйно Илмари Юутилайнен

Финский военный лётчик Эйно Илмарии Юутилайнен признан самым результативным летчиком-истребителем не только в финской авиации, но и в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии. В течение всей боевой карьеры он ни разу не был сбит противником. Летал на самолётах Fokker D.XXI, Brewster Buffalo и Messerschmitt Bf.109.

Эйно Илмари Юутилайнен (Eino Ilmari Juutilainen) родил­ся 21 февраля 1914 года в поселке Лиекса (Выборгская губерния). Его отец работал на железной дороге, в железнодорожной катастрофе потерял обе ноги. Позднее семья переехала в Сортавалу, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Однажды кто-то из старших товарищей дал ему книгу «The Red Fighter Pilot» лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтхофена. Прочитав ее, Илмари твердо решил стать летчиком.
Летом 1932 года Юутилайнен был призван на действительную военную службу. В качестве помощника механика он был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолетов. В 1933 году Илмари поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолета. В 1936 году Юутилайнену удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), в 14 км севернее г. Лапуа. Из четырех месяцев обучения в школе ISK будущий лучший ас финской авиации двадцать семь дней провел на гауптвахте. Десять суток Юутилайнен «заработал» лично за полеты на слишком малой высоте, а остальные — отсидел за других. Будучи, старшим курса, он отвечал за проступки всего курса в целом, главным из которых было чрезмерное употребление спиртных напитков, хотя при этом сам Юутилайнен был трезвенником. Даже после того, как обучение в авиашколе закончилось и курсанты покинули ее, Юутилайнен еще неделю находился на гауптвахте, отсиживая назначенный ему срок. 1 мая 1937 года Юутилайтен, в звании сержанта, прибыл в «As5», располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Виипури. Первоначально он летал на самолете-разведчике, но в 1938 году был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве летчика-истребителя. 3 марта 1939 года Юутилайнен был переведен в эскадрилью LеLv 24 под командованием лейтенанта Эйно Луукканена, получив самолет Fokker D.XXI. 
30 ноября 1939 года началась Зимняя война. Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 года над Карельским перешейком, сбив на «Фоккере» с бортовым номером «FR-106» бомбардировщик ДБ-3. 31 декабря, в бою над северным берегом Ладожского озера, он сбил И-16, который пытался зайти в хвост «Фоккеру» лейтенанта Кархунена. В тот же день Юутилайнена повысили в звании: он стал стафф-сержантом. Через 25 дней летчик получил очередное воинское звание мастер-сержанта, 1 марта 1940 года — уорент-офицера. Всего в ходе Зимней войны Юутилайнен совершил 115 боевых вылетов, но смог одержать только две победы.
Продолжительную войну, которая началась 25 июня 1941 года, Юутилайнен встретил летая на Brewster Buffalo 239 с бортовым номером «BW-364» в составе 3/LeLv 24. Пер­вый воздушный бой в новой войне летчик провел 9 июля 1941 года. В этом бою он сбил две «Чайки». 12 августа Юути­лайнен первый раз в своей карьере одержал в одном бое­вом вылете три победы. Сбив в этом бою три И-153, прапорщик Юутилайнен довел общее число своих побед до десяти. Второй подобный результат летчик про­демонстрировал 26 сентября на том же самом Брюстере «BW-364». 26 апреля 1942 года Юутилайнен получил крест Маннергейма (№ 56) за 20 сбитых самолетов противни­ка. 18 августа в ходе большого боя, проходившего над Финским заливом между о. Сейскари и Кронштадтом, Юутилайнен сбил три И-16, после чего общее число его побед достигло тридцати. Ас в третий раз одержал «тройную» победу в одном вылете. 20 октября прапорщик Юутилайнен преследовал над Финским заливом Пе-2, когда прямо перед ним из облаков неожиданно появился Не-111. Первоначально он подумал, что это немецкий бомбардировщик, но после того, как бортстрелки «Юнкерса» начали стрелять по его «Брюстеру», Юутилайнен решил открыть ответный огонь. К этому моменту он уже видел, что самолет не имеет никаких опознавательных знаков.
Заставив замолчать верхнего бортстрелка, Юутилайнен один за другим поджег оба двигателя, после чего «Юнкерc» пошел вниз. Из него успели выпрыгнуть на парашютах три человека, но их поиски не дали никакого результата. Поскольку Люфтваффе не заявили о потере своего самолета над Финским заливом, было решено, что это был трофейный Не-111, использовавшийся советской авиацией.
23 декабря 1942 года прапорщик Юутилайнен сбил в районе Ораниенбаума один Р-40. Эта победа стала тридцать шестой и последней победой Юутилайнена, которую он одержал в составе 3/LeLv24. Львиную часть их этих побед он сбил в 181-м боевом вылете, выполнен­ном на «Брюстере». 8 февраля 1943 года Юутилайнена переве­ли в l/LeLv 34 капитана Эрви. Эта эскадрилья первой в финской авиации была оснащена немецкими истребителями Bf-109G-2. В новом для себя подразделе­нии «Иллу» сначала летал на Bf.109G-2 с бортовым кодом «МТ-212», позже на этом самолете в бою с Пе-2 погиб 2 июня 1944 года уоррент-офицер Ойва Туоминен (44 победы). Вместо «212-го» Юутилайнену дали «мессершмитт» с бортовым кодом «МТ-222» — на этой машине, через три дня после гибели Туоминена, он сделал четвертый «хет-трик». 23 марта 1943 года пара капитан Ерви — прапорщик Юутилайнен перехватила в районе о. Суурсаари Пе-2, который возвращался после разведывательного полета над территорией Финляндии. В результате, сбив в 14:30 советский самолет-разведчик, Юутилайнен записал на счет l/LeLv 34 первую победу. 2 июня 1943 года он сбил над Финским заливом еще один Пе-2, одержав свою 44-ю победу. Получив с близкого расстояния серию попаданий 20-мм снарядов, советский самолет взорвался в воздухе. Юутилайнен не успел отвернуть, и его Bf-109G-2 МТ-212 столкнулся с разлетающимися обломками Пе-2. «Мессершмитг» получил сильные повреждения и, не дотянув до финского побережья, Юутилайнен совершил вынужденную посадку на воду. Истребитель утонул, а самого Юутилайнена подобрал спасательный катер. Число побед Юутилайнена продолжало расти, в т. ч. 5 июля, 10 июля и 27 октября 1943 года он сбил по три советских самолета. Сбив 6 марта 1944 года в бою над о. Сейскари два Пе-2 и один Як-7, Юутилайнен довел общее число своих побед до 61-й. 9 июня он сначала на Bf-109G-6 MT-426 в ходе одного вылета сбил три советских самолета, а затем позднее в тот же дедь на МТ-424 — еще один Ил-2. 20 июня, в ходе трех вылетов, Юутилайнен одержал пять побед, а 26 июня на Bf-109G-6 МТ-422 — еще три.
28 июня 1944 года прапорщик Илмари Юутилайнен за 75 побед был во второй раз награжден Крестом Маннергейма 2-го класса. Юутилайнен и Ханс Винд стали пер­выми, удостоенными чести стать «дважды Героями Финляндии». Все­го за войну два раза крест Маннергейма получило шесть человек, вклю­чая Юутилайнен и Винда.
30 июня с 10:45 по 12:00 в бою в районе Тали — Ихантала прапорщик Юутилайнен сбил два Р-39, два Як-9 и по одному Ил-2 и Ла-5, став вторым финским пилотом после Йормы Сарванто, одержавшим в одном вылете сразу шесть побед. На следую­щий день «Иллу» сбил три самолета в двух вылетах, 5 июля — три победы в одном вылете. 3 сентября, за сутки до вступления в силу соглашения о прекращении огня, Юутилайнен сбил транспортный Ли-2. Илмари Юутилайнен в 437 боевых вылетах сбил 94 самолета — лучший результат войны в Европе, если не учитывать достижения «белокурых бестий» из ягдгешвадеров. Cреди всех побед в этой войне у Юутилайнена имеются заявки на P-51 Mustang и P-38 Lightning. Но, вероятно, имеет место неточность в идентификации сбитых самолетов.

16 мая 1947 года прапорщик Юутилайнен вышел в отставку. Он купил списанный легкий самолет De Havilland «Tiger Moth», восстановил его, и в течение десяти лет участвовал в различных авиашоу. На сельских ярмарках он устраивал десятиминутные полеты для всех желающих, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Всегда находились те, кто хотел полетать вместе со знаменитым летчиком и кавалером двух Крестов Маннергейма. Умер лучший финский ас 21 февраля 1999 года, в день своего 85-летия.

http://clubs.ya.ru/4611686018427454210/replies.xml?item_no=2…

Источники:
Михаил Зефиров. «Асы Второй мировой. Союзники Люфтваффе»
Война в воздухе № 21. Финские асы против «Сталинских соколов»
Война в воздухе № 105. ВВС Финляндии 1939-1945
Война в воздухе № 84. Brewster «Buffalo»

aviator.guru

Читать книгу Я бил «сталинских соколов». Лучший финский ас Второй Мировой Илмари Ютилайнена : онлайн чтение

Илмари Ютилайнен

Я бил «сталинских соколов»

Лучший финский ас Второй Мировой

Горячие финские соколы

(предисловие переводчика)

Наверное, Илмари Ютилайнен является одной из самых интересных фигур среди асов Второй мировой войны, что уже можно считать достижением, ведь биография каждого из них напоминает авантюрный роман, причем не обязательно со счастливым концом. 94 победы! Ни разу не был сбит сам! И вообще, для нашего героя все кончилось благополучно. Он не погиб, как лучший японский ас Нисидзава, не оказался в русских лагерях, как лучший немецкий ас Хартман, ну а жизнь в первые послевоенные годы в Финляндии если и не была малиной земляничной, то уж наверняка не походила на то, что творилось в Венгрии, Польше, Румынии.

Поэтому не слишком удивительно, что, как только развеялся пороховой дым над полями европейских битв, Ютилайнен решил описать свои военные приключения. Действительно, они того заслуживают, ведь он оказался самым результативным из уцелевших асов Оси. Мало того, Ютилайнен был дважды награжден высшей наградой Финляндии – Крестом Маннергейма. Кроме него такой чести удостоились еще три человека, но даже здесь Илмари сумел выделиться. Он оказался единственным неофицером в этой компании. Генерал-майор, полковник, капитан (кстати, этот – тоже летчик-истребитель, второй по результативности финский ас Ханс Винд) и… Вот здесь у нас возникает первая сложность: как правильно перевести на русский звание Ютилайнена? Некоторые авторы, ничтоже сумняшеся, превращают его в прапорщика, что не верно ни с какой стороны. Действительно, система воинских званий Финляндии оказалась сложным гибридом английской, немецкой и русской систем. Например, от русской были взяты три лейтенантских звания. Отсюда встречающийся в тексте «младший лейтенант», что является эквивалентом финского Aliluutnantti. А прапорщик… У финнов имеется Vдnrikki, в котором нетрудно разглядеть немецкого фенриха. Так вот, последнее звание Ютилайнена, с которым он уволился из финских ВВС, звучало как Lentдjдmestari, то есть «мастер-летчик». Весьма специфическое звание, которое считается старшим из сержантских, нечто вроде мастер-сержанта, но все-таки не дотягивающим до английских уоррент-офицеров, примерного эквивалента

сегодняшнего прапорщика.


Крест Маннергейма II класса

Нам придется сделать еще один экскурс в историю. Дело в том, что опознавательным знаком финских ВВС являлась синяя свастика, что в свое время считалось несомненным доказательством фашистских убеждений финнов. Увы, она появилась в финских ВВС буквально в момент их зарождения. 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Розен подарил белой армии Маннергейма свой первый самолет со свастикой на борту, и эта эмблема по приказу Маннергейма вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики. Таким образом именно с этого события финская авиация ведет историю, 6 марта отмечается как День Военно-воздушных сил Финляндии. А синяя свастика – хакаристи – красовалась на гербе фон Розенов неизвестно сколько веков. В результате и сегодня хакаристи можно увидеть на знамени финских ВВС.


Илмари Ютилайнен

«Согласно разъяснению на сайте Сил обороны Финляндии, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов была принята в качестве символа ВВС Финляндии еще в 1918 году. Хотя по условиям мирного договора после окончания Войны-продолжения в 1945 году финны должны были отказаться от ее использования, но сделано это не было. Вид нынешнего флага установлен указом президента У.К. Кекконена от 8.11.1957 года. В разъяснении на сайте Сил обороны подчеркнуто, что, в отличие от нацистской, финская свастика строго вертикальна». Для справки – Урхо Калева Кекконен всегда считался лучшим другом СССР и был одним из основателей Движения неприсоединения.

Но перейдем, однако, к военным подвигам нашего героя. Считается, что Ютилайнен сбил 94 самолета с какой-то дробью. Об этой дроби он рассказывает в своем интервью, которое дал в 1999 году американскому журналу «Милитэри хистори», вы можете прочитать это интервью в приложениях. Там же он грустно замечает, что еще около 30 побед так и остались неподтвержденными. Воистину справедлива пословица: «Нигде так не врут, как перед выборами, на войне и после охоты». Но для начала приведем список его побед.


В сумме как раз 94 самолета. Но даже первый взгляд на этот список заставляет оторопеть. Ладно, предположим, что горячий финский сокол даже в суматохе воздушного боя влет определил тонкие различия между Ла-5 и Ла-7. Как ни странно, вполне можно допустить, что он встречал в небе Карелии «Харрикейны» и «Аэрокобры». Можно поверить в рассказ о сбитом «Хейнкеле» без опознавательных знаков. Помните эпизод из мемуаров Покрышкина, где он рассказывает о том, как на Кубани его полк столкнулся с «яком», который использовали немцы? Но вот включение в число сбитых трех типов самолетов вызывает сильнейшие сомнения, нет, не так – откровенное неверие.

Начнем с самого простого. Никто так и не сумел догадаться, что за самолет выступал под видом «Лайтнинга». Не было в советской авиации двухбалочных самолетов, а американцы не поставили нам в годы войны ни одного «Лайтнинга». Единственный, который уже после войны испытывали в Жуковском, был привезен в 1945 году из Чехии, где он совершил вынужденную посадку. Единственное предположение, которое можно высказать, – трофейный разведчик FW-189. Но дело портит место боя. Что несчастной «раме», советской или немецкой, делать над Финским заливом? Впрочем, самое простое объяснение – помстилось. Почитайте описание этого боя. Якобы «Лайтнинг» шел в компании пикировщиков Пе-2, имеющих двухкилевое хвостовое оперение, между прочим. Вот и привиделись летчику не только два киля, но и две балки. Никакого другого варианта я предложить не могу.

Столь же мифической является встреча с другим американским истребителем – «Мустангом». Американцы передали Советскому Союзу целых 10 «Мустангов», которые, как нетрудно догадаться, так и остались в различных авиационных ННИ и КБ, никто не собирался передавать их в строевые части. Можно предположить, что летчик спутал их с каким-либо из советских истребителей.

Точно такой же фантастикой являются и два сбитых «Спитфайра». Хотя первые «Спитфайры» действительно появились на Восточном фронте в 1942 году, это была эскадрилья фоторазведчиков с английскими летчиками, она действовала в Заполярье. А вот истребители «Спитфайры» VB начали прибывать в Советский Союз только весной 1943 года. Известный немецкий ас Гюнтер Ралль описывает свое изумление, когда он столкнулся с ними в небе над Кубанью. Но осенью 1942 года под Ленинградом их не было и быть не могло. Но самое смешное, что командир Ютилайнена майор Эйно Луукканен тоже записал на свой счет «Спитфайр», сбитый в октябре 1942 года. То есть обман зрения был довольно распространенным явлением среди финских асов. Можно сослаться на личный счет того же Луукканена. Вот он считал, что 20 июня 1944 года сбил такую диковину, как ближний бомбардировщик Як-4! Найти его было ничуть не проще, чем отыскать «Лайтнинг». Самолет строился очень малой серией, и практически все машины были уничтожены еще летом 1941 года. Рассказывают (но можно ли верить этим рассказам?), что один Як-4 из 118 го ОРАП ВВС Северного флота все-таки летал вплоть до 1945 года. Вот такие странные победы одерживали финские летчики!

Наверное, не стоит обвинять финнов в том, что они приписали себе мифические победы, вполне вероятно, что какие-то самолеты в эти дни были сбиты. Но явно не те, которые они себе приписали. А ведь говорится: единожды солгавши, кто тебе поверит?


Сейчас, наверное, самое время немного поговорить о том, как именно воевали эти самые финские летчики-истребители. Даже при беглом прочтении книги бросаются в глаза многочисленные отличия от описания действий немецкой и советской авиации. Прежде всего это, как бы ни было обидно финнам, их откровенная нищета. Ну что поделаешь, если самым крупным соединением оказывается эскадрилья Lentolaivue, или LeLv. Финские истребители действуют вообще парами и звеньями в лучшем случае. И уж совсем странно смотрятся рассказы о том, как пилоты по очереди летают на одном и том же самолете, потому что машин на всех не хватает. Какое там массированное использование авиации, авиадивизии или корпуса! Про воздушные армии финны не смели и мечтать. Еще одна малозаметная деталь, говорящая о плачевном состоянии финских ВВС. Вы прочитаете, как Ютилайнен дважды летал в Германию, чтобы получить переданные немцами «Мессершмитты». Ну где еще такое видано, боевых летчиков снимать с фронта?! Обычно этим занимаются перегонные команды.

Еще одна особенность действий финской авиации – приверженность к полетам на малых высотах и вообще на бреющем. Конечно, все можно списать на мрачную прибалтийскую погоду, я-то ее прекрасно знаю, двадцать лет там прожил. Но уверяю вас, тучи на высоте 100 метров над Финским заливом ходят далеко не каждый день. Судя по описаниям, Ютилайнен вообще не использовал излюбленный тактический прием многих летчиков – набор высоты, атака сверху с пикирования с последующим уходом опять-таки на большую высоту. Если почитать эту книгу повнимательней, то становится видно, что даже на Ме 109, который прекрасно действовал на больших высотах, Ютилайнен предпочитал не подниматься выше километра, а основной высотой полета для него были вообще 500 метров. И сравните это с действиями того же Хартмана, который постоянно пишет, что подходил к району боя на высоте 5–6 километров.

Также несколько удивляет пристрастие Ютилайнена к маневренному бою на виражах, или, как любят писать американцы, «собачьей свалке». Конечно, даже среди немецких асов, сбивших по 100 самолетов и больше, такие тоже встречались, но большинство из них подобных схваток избегали. Они не без оснований полагали, что такая схватка сродни лотерее, в которой совсем не обязательно выиграешь.

Буйная фантазия горячих финских соколов проявляется еще в одном эпизоде. Обратите внимание, пару раз Ютилайнен упоминает скорость, которую развивал его «Мессершмитт» во время пикирования. Я просто остолбенел, глядя на эти цифры. Но нет, эти же цифры возникли и в интервью, которое появилось через 40 лет после написания книги. Я честно пытался понять, что же автор имеет в виду, потому что самая разнузданная фантазия не позволяет представить винтовой истребитель, который развивает скорость 1000 км/ч, пусть даже во время пикирования. Я пытался найти хоть какое-то решение загадки, пересчитывал скорости и так и этак. Не получилось. Тем более что если посмотреть в мануал самолета Me-109G-2, то можно без труда увидеть величину максимальной скорости на пикировании – 750 км/ч. Пусть эта фантастика так и останется на совести автора.

Ну и в полном блеске фантазия автора разворачивается, когда он начинает рассказывать о воздушных боях. Знаете, сразу хочется громко воскликнуть: «Не верю!» Нет, даже так: «НЕ ВЕРЮ-У-У!!!» Это когда начинаются россказни о том, как четверка отважных финских летчиков атаковала сто советских бомбардировщиков, шедших под прикрытием ста истребителей. Я понимаю, в финском оригинале книга называлась «Punalentдjien Kiusana», или «Как мы били красных летчиков», но завираться до такой степени просто неприлично. Однако, как говорится, все течет, но в финской военной истории ничего не меняется. В предисловии к американскому изданию, которое носит менее вызывающее название «Дважды рыцарь», экс-командующий финскими ВВС генерал-лейтенант Никунен с серьезным видом рассуждает о том, что на старых истребителях «Фоккер» D.XXI финны сбивали по 16 советских самолетов на один свой потерянный. Когда финские соколы пересели на «Брюстер» В-239, он же «Буффало», их успехи взлетают на головокружительную высоту, теперь соотношение потерь равняется 32 к 1. Как ни странно, переход на истребители Me-109G только ухудшил результативность финских асов, теперь коэффициент успешности понижается до 25 к 1. Такие буйные фантазии заставляют сомневаться в достоверности книги в целом.

И все-таки кое в чем эта книга, безусловно, полезна. Во всяком случае, повседневный быт и немудрящие развлечения фронтовых летчиков Ютилайнен описывает достоверно и с изрядной долей юмора. По ходу дела он чуть ли не единственным из всех пилотов объясняет, как соотнести количество боевых вылетов с продолжительностью военных действий. Остальные летчики, что немецкие, что советские, обходят эту деталь молчанием. Действительно, если война на Восточном фронте продолжалась 1400 дней и за это время какой-то пилот совершил 800 вылетов, причем в периоды крупных сражений приходилось летать по два-три раза в день, чем летчик занимался все остальное время? Так вот, Ютилайнен откровенно признает, что бывали периоды, когда за месяц он не совершал ни одного вылета. Охота, рыбалка, сауна, крепкий здоровый сон – и ничего более.


В заключение добавлю, что примечания переводчика выделены в тексте курсивом, потому что иногда приходилось давать слишком обширные пояснения, чтобы их можно было втиснуть в сноску внизу страницы.

«Зимняя война»



Иммола

Мрачные тучи войны наплывали с юга на небо Финляндии. Боеготовность нашей эскадрильи быстро улучшалась. Когда начались переговоры в Москве (финны все еще пытались избежать войны), эскадрилья была переведена из Утти на авиабазу Иммола. Именно из Иммолы мы начали боевое патрулирование и разведывательные полеты вдоль Карельского перешейка, тщательно стараясь не пересекать границу Советского Союза. Звено лейтенанта Вуорела получило приказ перебазироваться на аэродром Суур-Мерийоки для защиты города Выборга (Виипури) от возможных воздушных налетов.

Время летело стремительно. Лейтенант Эйно Эйкка Луукканен стал нашим командиром звена, а лейтенант Антти Хуханантти был назначен его заместителем. Наше свободное время уходило на залихватские скачки и охоту, после которых мы расслаблялись в сауне. Наш боевой дух был очень высоким, несмотря на то что все понимали: война стоит у порога и нам придется драться против очень сильного врага.

Находясь в увольнении в городе Иматра, мы встретили штабных офицеров из штаба армии «Каннас». Они прямо-таки лучились уверенностью, что заметно приободрило и нас.

Утром 30 ноября 1939 года я следил за строительством бункера, когда примчался командир звена и сообщил, что началась война. В 09.25 все наше звено находилось в воздухе и мчалось к городу Выборгу, который, как сообщили, подвергся налету советских бомбардировщиков. Трудно было поверить, что война действительно началась!

Когда мы оказались над Выборгом, то увидели на земле пожары, которые вспыхнули во время налета. Зенитные батареи вели огонь по удаляющимся бомбардировщикам, и в небе разворачивались черные клубки разрывов. Мы гнались за бомбардировщиками до Койвисто, где они скрылись в толстом слое облаков. Наши тихоходные истребители «Фоккер» D.XXI не могли перехватить их. Вражеские бомбардировщики были опознаны как двухмоторные самолеты Туполева СБ-2.

Мы продолжали патрулировать над Карельским перешейком до тех пор, пока не кончилось горючее, но противника больше не видели.

Этой ночью в казарме было много шума, пока шло оживленное обсуждение атаки, но ни у одного из нас не хватило духа отправиться в город в увольнение. Во время дополнительного обучения перед началом войны мы отпустили усы, но теперь сбрили их, «чтобы выглядеть прилично в случае гибели»!

На следующее утро мы поднялись еще до рассвета, чтобы подготовить истребители к вылету в утренних сумерках. Мы опробовали моторы и проверили наши пулеметы и кислородные маски. Самолеты находились в готовности к немедленному взлету. Чтобы предохранить истребители от сильного холода, мы закрывали их брезентом и подогревали электрическими отопителями. Кроме того, мы держали стержни электрических ТЭНов в масляных бачках, чтобы не дать маслу загустеть. Благодаря высокому уровню готовности, как только прозвучал сигнал тревоги, 8 истребителей нашего звена сумели стартовать буквально в считаные секунды.

В первый день войны произошло одно событие, которое страшно нас всех поразило. Мастер-летчик Уутту, летавший на старом биплане «Бульдог», в воздухе был атакован звеном советских истребителей И-16 «Рата». Уутту делал все, что только мог, чтобы уйти от огня атакующих, которые носились вокруг его самолета, как стайка маленьких поросят. Когда русский ведущий стрелял, его ведомые тоже стреляли, не глядя, находится ли цель у них на прицелах. Нам это показалось очень странной тактикой боя, которая требовала невероятной меткости прицеливания, чтобы быть хоть сколько-то эффективной.

Наконец Уутту, который долгое время успешно уворачивался, все-таки получил несколько пуль в фюзеляж позади кабины, которые заклинили рулевые тяги. Его самолет пошел вниз, потеряв управление. Он падал прямо в дремучий карельский лес, но в последнюю минуту пилот рванул на себя ручку управления что было сил. Самолет вышел из пике и тут же шлепнулся на небольшую полянку в гуще леса. Следующее, что понял Уутту: он сидит на дымящемся обрубке дерева. Земля вокруг него взрывалась от пулеметных очередей, которые выпускали советские самолеты, пытаясь его прикончить.

Вскоре после этого примчался финский патруль, и его командир, полагая, что Уутту русский, крикнул ему по-русски: «Руки вверх!» Уутту решил подыграть ему и тоже по-русски ответил: «Да-да». У него забрали пистолет и препроводили для допроса в ближайший штаб. Армейский майор допрашивал его на русском, а Уутту отвечал на своем варианте русского языка. Наконец его истинная национальность прояснилась, когда пилота попросили назвать его часть и место рождения. Сразу после этого обращение изменилось на самое что ни на есть сердечное, ему предложили коньяк и сигару, а потом штабная машина доставила его на базу. Единственным сувениром, который Уутту вынес из этого приключения, была шишка на голове.

1 декабря наш командир звена вылетел со своей парой на патрулирование, но затем наступил период плохой погоды. Только 18 декабря мы сумели возобновить полеты. Туман держал на земле и нас, и противника. Это было очень скверное время. Каждое утро мы ждали прогноза погоды, но лишь в очередной раз узнавали, что только матушка-природа в силах что-то изменить.

18 декабря мы получили сообщение, что советские самолеты-корректировщики Р-5 направляют огонь артиллерии на наши укрепления в Сааренпяя. Мы получили задание отогнать этих наблюдателей. Мы взлетели – командир звена Луукканен и я в качестве ведомого – и направились к Сааренпяя. После прибытия к цели мы несколько раз пролетели над указанным районом на высоте 300 футов, покачивая крыльями, чтобы показать финским артиллеристам, что мы свои. Никаких вражеских самолетов не было видно, но чуть раньше советские бомбардировщики совершили налет на крепость.

Во время последнего прохода над укреплениями по нам открыли огонь наши же зенитки. Луукканен летел чуть впереди меня, когда я увидел струю трассирующих пуль, приближающуюся к нему. Его топливный бак был пробит, и я заметил струю бензина, бьющую из самолета. Он повернул к базе, и я сопровождал его, пока мы не пересекли береговую линию. В этот момент он передал мне, чтобы я в одиночку продолжал выполнение задания, а сам пошел на аэродром. Он был очень зол!

Луукканен добрался до железнодорожной станции Кавантсаари, где совершил вынужденную посадку на вспаханное поле.

Тем временем я продолжал полет. Так как нигде поблизости самолетов не было видно, я направился к Териоки. Единственными, кого мне удалось увидеть, были три советских солдата на берегу. Они бросились врассыпную, когда я прошел над ними на бреющем и дал длинную очередь из пулеметов. Когда я полетел домой, наши собственные солдаты обстреляли меня, словно дикую утку. Они с одинаковой энергией палили по любому замеченному самолету, как чужому, так и своему. Судя по всему, им гораздо больше хотелось пострелять по самолету, чем разбирать, чей он.

Когда я пролетал над лесной просекой, меня уже подкарауливала новая группа стрелков. Кусты можжевельника, казалось, расцвели от вспышек выстрелов… направленных прямо в меня. Мой самолет получил три попадания. Одна пуля пробила крыло, а две других – фюзеляж чуть справа от меня. Я поспешно бросил самолет к краю просеки, перескочил через амбар на опушке леса и умчался домой без новых происшествий.

19 декабря состоялся наш первый настоящий воздушный бой. Мы взлетели звеном, но так как у меня возникли проблемы с запуском мотора, я чуть отстал от остальных. Судя по всему, нам предстояла хорошая охота, так как в эфире зазвучали многочисленные сообщения о вражеских самолетах. Когда я приблизился к Антреа, то услышал рапорт: от Хейниоки к Антреа летят 3 вражеских бомбардировщика. Я повернул туда, где они были замечены, и примерно через полминуты увидел 3 приближающихся бомбардировщика Ил-3.

И вот теперь впервые я должен был схватиться с врагом. Я находился на 1500 футов выше бомбардировщиков. Они заметили меня, лишь когда я уже начал боевой разворот. Как раз над артиллерийским лагерем Кексгольма я пристроился к ним сзади. Бомбардировщики поспешно сбросили бомбы на лес возле реки Вуокса и повернули обратно. Я оказался позади левого бомбардировщика и с дистанции 100 метров открыл огонь по нему, убив бортстрелка. Затем я подлетел к головному бомбардировщику и всадил ему очередь в фюзеляж. Наконец я пристроился в хвост к третьему бомбардировщику и открыл огонь по стрелку, убив его. Теперь ответного огня не было.

После этого я подошел к головному бомбардировщику и с дистанции от 10 до 20 метров начал расстреливать его моторы, которые сразу задымились. Топливные баки находились в крыле рядом с моторами. Затем я зашел в хвост бомбардировщику на другом фланге и дал такую же очередь. Эту же тактику я применил и при атаке третьего бомбардировщика. Я мог видеть, как пропеллеры вертятся все медленнее и скорость бомбардировщиков падает. Я гнался за ними до Рауту, но так и не сумел поджечь ни одного, хотя израсходовал 2200 патронов. Бомбардировщики превратились в решето, пробоины были видны и в крыльях, и в фюзеляжах. Судя по всему, пилот головного самолета был ранен, так как совершенно неожиданно бомбардировщик клюнул носом и вошел в вертикальное пике. Из самолета никто не выпрыгнул, и он врезался в землю, загоревшись лишь после этого. Остальные два бомбардировщика уходили с пологим снижением, и я ничего не мог с ними сделать, так как у меня не осталось ни одного патрона.

Во время обратного полета я встретил 9 вражеских бомбардировщиков возле Антреа, но, к моему страшному разочарованию, моим единственным оружием в этот момент остался пистолет.

Это был мой первый воздушный бой с красными летчиками. Никаких особых впечатлений из этого боя я не вынес. Все проходило точно так же, как на учениях… а учениями нас донимали так долго именно для того, чтобы подготовить к бою.

21 декабря группа вражеских бомбардировщиков внезапно появилась над нашей базой на высоте 20 000 футов, и началась лихорадочная гонка. Бомбы уже начали рваться на краю аэродрома, когда наши самолеты разбегались для взлета. Меня мучил лишь один вопрос: кто из нас первым атакует эти бомбардировщики? В воздухе уже находились другие звенья нашей эскадрильи, однако они болтались где-то вдалеке.

Мне повезло первому из нашего звена подняться в воздух, и я успел схватиться с бомбардировщиками еще до того, как они оказались над Энсо. Подойдя на дистанцию стрельбы, я обнаружил, что работает только один из моих пулеметов. Хотя я сумел добиться нескольких попаданий в бомбардировщик и он задымился, все-таки он остался в строю. К тому времени, когда прибыли остальные самолеты нашего звена и тоже начали стрелять, я потерял из вида свою жертву. Было очевидно, что вражеские пилоты твердо соблюдают летную дисциплину и держатся вместе, чтобы поддерживать огнем друг друга. Когда был поврежден один из советских бомбардировщиков и начал терять скорость, все остальные тоже притормозили, чтобы поврежденный самолет сумел остаться в строю. За время войны мы не раз видели нечто подобное.

В первой фазе «зимней войны» советские бомбардировщики летали без истребительного прикрытия. Позднее они стали прихватывать с собой большое количество истребителей. Типичной информацией о налете стало сообщение: «К Анреа приближаются 100 бомбардировщиков, их сопровождают 100 истребителей». Мы начали использовать новую тактику. Первое звено, которое появлялось в районе боя, связывало истребители сопровождения. Остальные звенья, прибывшие позднее, перехватывали бомбардировщики. Собственно, другого выбора у нас и не было.

Так как мы испытывали острую нехватку истребителей для перехвата больших групп бомбардировщиков, мы были просто вынуждены действовать звеньями.

23 декабря наша армия провела пробную атаку в секторе Сумма, и наша эскадрилья получила задание очистить воздух в период с 10.00 до 11.00. Для решения этой задачи были задействованы почти все наши истребители, и наша группа состояла из 18 «Фоккеров».

Мы кружили некоторое время над районом боя под огнем нервничающих русских зениток, а потом заметили приближающийся с востока одиночный корректировщик Р-5. Я посмотрел на часы, когда мы бросились в атаку. Нам потребовалось ровно 55 секунд, после чего мы вернулись обратно в строй. Мы сбили корректировщик над Лейпясуо, и он рухнул на землю, объятый пламенем. Наше звено атаковало его сзади, и лейтенанты Хуханантти и Луукканен дали по две очереди каждый. Все выглядело так, словно гигантский кулак ударил по самолету и швырнул его, словно горящий факел, на искрящийся снег возле Лейпясуо. Высокий столб огня и черного дыма поднялся над местом катастрофы, а мы вернулись к выполнению основного задания.

Затем, когда мы находились над озером Муолаа, то заметили 3 бомбардировщика, летящих на высоте 14 000 футов к Выборгу. Началось состязание между нами за право произвести первый выстрел. Я пристроился позади бомбардировщика на правом фланге строя и открыл огонь с дистанции 50 метров. Левый мотор бомбардировщика загорелся. До этого момента тесный строй бомбардировщиков довольно эффективно прикрывал огнем хвостовые сектора, но теперь бортстрелок атакованного самолета потерял выдержку и начал обстреливать меня. Я укрылся за вертикальным килем бомбардировщика. Мы смотрели в глаза друг другу с расстояния менее 20 метров. Стрелок сильно побледнел, но его лицо выражало решительность. Его трассирующие пули летели в меня, а пулемет напоминал газовую горелку. Я еще успел подумать: «Я не позволю тебе слишком долго стрелять в меня» – и дал длинную очередь по фюзеляжу бомбардировщика из всех своих четырех пулеметов.

Стрелок не обратил внимания на мою пальбу, хотя я точно знал, что добился попаданий. Я передвинулся поближе к мотору, глянул на бортстрелка, но как раз в это мгновение к моему самолету устремилась светящаяся очередь. Я снова выстрелил и поджег ему мотор. Затем точно таким же образом я поджег второй мотор. Хотя по обе стороны фюзеляжа тянулись длинные языки огня, лизавшие самолет, стрелок продолжал палить. Внезапно бомбардировщик свалился в вертикальное пике. И лишь теперь бортстрелок решил выпрыгнуть с парашютом. Пилот и штурман разбились вместе с бомбардировщиком возле Кархусуо. Стрелок падал, не раскрывая парашюта, до высоты 3000 футов и лишь потом дернул кольцо. Крепкие нервы были у этого парня!

Мастер-летчики Паппа Туркка и Викки Пытсия тем временем атаковали два других бомбардировщика, и те закувыркались вниз, охваченные огнем, вместе с моим. Все звено было уничтожено буквально за пару минут.

Бортстрелок левого бомбардировщика, который сбил Пытсия, тоже успел выпрыгнуть. Позднее мы узнали, что это был майор. Когда он спускался на парашюте, то застрелился, только чтобы не попасть в плен!

Глянув вправо, я увидел несколько десятков самолетов, несущихся прямо на нас. Это были советские истребители И-16. Это было начало гигантской катавасии. В этот момент в воздухе находилось всего 5 наших самолетов и по 5 советских истребителей на каждого из нас. Над нами закружился «Испанский цирк», советская тактика, отработанная во время Гражданской войны в Испании. В любой момент хотя бы один из советских истребителей атаковал нас. Единственным способом противодействовать этой тактике было дать полный газ и изо всех сил потянуть ручку управления на себя, при этом вращая головой, как на шарнире. Пилоту приходилось следить за всеми самолетами в круге и, как только кто-то выходил в атаку, круто разворачиваться ему навстречу.

В разгар схватки я вдруг увидел проскочивший прямо передо мной И-16. Это случилось в промежутке между двумя моими маневрами уклонения, и я решил, что пришло время и этому товарищу получить свое! Я поднял нос самолета вверх, чтобы последовать за ним, но как раз в этот момент мой мотор заглох! Тогда я быстро бросил свой истребитель в вертикальное пике и направился к вершинам деревьев. Пикировочные характеристики «Фоккера» были лучше, чем у И-16. В вертикальном пике «Фоккер» быстро разгонялся до предельной скорости 500 км/ч.

После того как я выровнял самолет, оказалось, что мотор снова заработал. Поэтому я сумел приземлиться возле маленькой деревушки Хейнйоки. Мой истребитель имел лыжи, а не колеса, поэтому посадка завершилась успешно. Когда я проверил самолет, оказалось, что ручка прогрева мотора передвинулась в неправильное положение. Маленькая деревянная пробка, которой я заклинил ручку, чтобы она не двигалась, выпала. С учетом этого печального опыта дальше я стал приматывать пробку кусочком шпагата.

Оставив свой «Фоккер», я направился к ближайшей ферме. Когда я добрался туда, то обнаружил, что двери не заперты, а в комнатах тепло, однако никого не увидел. Рядом был еще один дом, поэтому я пошел туда. Открыв дверь, я обнаружил, что комната полна народа. Старики, женщины и дети в испуге уставились на мой летный комбинезон. На нем не было никаких знаков различия, чтобы определить мою национальность. Я решил пошутить и приветствовал их стандартным: «Траствуйт», сказав это по-русски. Однако когда я увидел их ужас, то сразу перешел на привычный финский: «Кто вы? Как вы? Не бойтесь. Я только совершил вынужденную посадку, и если вы мне немного поможете, тогда я смогу улететь».

Я знал, что теперь, когда температура мотора стабилизировалась, он запустится легко. Поэтому мы все вместе пошли к истребителю. По пути нас посреди поля перехватили несколько вооруженных бойцов национальной гвардии. Когда они увидели меня среди группы стариков и женщин, один из них подошел ко мне и схватил за плечо, крикнув: «Хорошо придумано, мошенник! Здорово!» Они заметили, как мы атаковали группу бомбардировщиков, и видели, что мы сбили несколько самолетов. Этот боец продолжил: «Тебе очень повезло, сынок». Тогда я поинтересовался, почему же.

iknigi.net

Юутилайнен, Илмари Википедия

Эйно Илмари Юутилайнен
фин. Eino Ilmari Juutilainen
Дата рождения 21 февраля 1914(1914-02-21)
Место рождения Лиекса,
Великое княжество Финляндское,
Российская империя
Дата смерти 21 февраля 1999(1999-02-21) (85 лет)
Место смерти Туусула, Финляндия
Принадлежность Финляндия
Род войск авиация
Годы службы 1932 – 1947
Звание хорунжий
Сражения/войны Советско-финская война,
Вторая мировая война
Награды и премии
В отставке частный пилот
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Юутилайнен, Илмари — Howling Pixel

Эйно Илмари Юутилайнен (фин. Eino Ilmari Juutilainen; 21 февраля 1914, Лиекса, Великое княжество Финляндское, Российская империя[1], — 21 февраля 1999, Туусула, Финляндия) — финский военный лётчик, признанный самым результативным лётчиком-истребителем в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии — в 1939—1944 годах сбил 94 советских самолета, два из которых — во время советско-финской войны. Также является наиболее результативным пилотом среди летавших на Brewster F2A Buffalo — 35 побед.

Биография

Родился в семье железнодорожника. Позднее семья переехала в Сортавала, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Прочитав книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтгофена, Илмари тоже решил стать лётчиком. Летом 1932 был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолётов. В 1933 поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолёта.

В 1936 ему удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (фин. Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), возле города Лапуа.

1 мая 1937 года Юутилайнен в звании сержанта прибыл в «As5», располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Выборга. Первоначально летал на самолёте-разведчике, затем в 1938 году был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве лётчика-истребителя.

Советско-финская война (1939—1940)

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 года, сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3. 31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней — 25 января 1940 года — звание старшины. 1 марта 1941 года Юутилайнену было присвоено звание прапорщика.

Является одним из четырех финнов, дважды награждённых крестом Маннергейма II класса (и единственным среди них, не имеющим офицерского звания).

С 1947 года в отставке, работал частным пилотом.

Оставил воспоминания «Я бил „сталинских соколов“».

Тип и номер самолетаПериодЧисло побед лично/в группе
Fokker D.XXI01.12.39—13.03.402/1
Brewster B-239 BW-36425.06.41—06.02.4335
Bf.109 G-2 MT-7, MT-22205.06.43—06.03.4416
Bf.109 G-6 МТ-426, МТ-45705.44—09.4435

Как и японский ас Сакаи ни разу не потерял в бою своего ведомого.

Библиография

Ютилайнен, Илмари. Я бил «сталинских соколов» / Пер. А. Г. Больных. — М.: Яуза-пресс, 2013. — 256 с. — (Свастика против звезды. Откровения гитлеровцев). — 2500 экз. — ISBN 978-5-9955-0506-8.

См. также

Примечания

  1. ↑ ныне — Северная Карелия (провинция Финляндии)

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Эйно Илмари Юутилайнен — ну вот , приплыли ….. — LiveJournal

что бы снять некоторые вопросы Финляндия не приняла нацисткой идеологии в качестве условия для совместных военных действий с Германией.И в отличие от СССР никаких военных договоров с Германией не заключала( и по этому никакой капитуляции Финляндии не было).Финляндия сохранила демократическую форму правления и всю войну оставалась западным правовым государством.Эйно Юутилайнен был самым результативным летчиком-истребителем не только в финской авиации, но и в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии Эйно Илмари Юутилайнен родился 21 февраля 1914 г. в поселке Лиекса («ieksa), в 51 км юго-восточнее г. Нурмес, на восточном берегу оз. Пиелинен. Его отец работал на железной дороге и затем в железнодорожной катастрофе потерял обе ноги. Позднее семья переехала в Сортавалу, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Однажды кто-то из старших товарищей дал ему книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтхофена. Прочитав ее, Илмари тоже решил стать летчиком.

Летом 1932 г Юутилайнен был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолетов. В 1933 г. он поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолета. В 1936 г. Юутилайнену удалось добиться направления в авиашколу финской авиации.1 мая 1937 г. Юутилайтен в звании сержанта прибыл в «As5, располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Виипури. Первоначально он летал на самолете-разведчике, но затем в 1938 г. был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве летчика-истребителя. 3 марта 1939 г. Юутилайнен был включен в состав 3/»»v24 под командованием лейтенанта Эйно Луукканена.

30 ноября 1939 года СССР нападает на Финляндию.

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 г., сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3.31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16, который пытался зайти в хвост «Фоккеру» лейтенанта Кархунена. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней — 25 января 1940 г. — звание старшины

мир был недолгим 25 июня советская авиация бомбит Хельсинки ( без объявления войны) 9 июля 1941 г. Юутилайнен продолжил счет своих побед, сбив два И-153. В 04.00 в воздух поднялись двенадцать «Брюстеров» из 3/»»v24 и 4/»»v24 во главе с майором Магнуссоном, и в 05 10 девять из них над г. Лахденпохья вступили в бой с пятнадцатью И-153.

Brewster B-239 BW-364 Эйно Юутилайнена

Всего в 1939 — 44 гг. Юутилайнен совершил 437 боевых вылетов: 115 — на «Фоккерах» D.XXI, 181 — на «Брюстерах-239» и 141 — на «Мессершмиттах». При этом истребители, на которых он летал, в ходе боев не получили ни одного попадания.

Мессершмитт Bf.109 16 мая 1947 г. прапорщик Юутилайнен вышел в отставку. Он купил списанный легкий самолет Де Хэвилленд «Мот» и, восстановив его, затем в течение десяти лет участвовал в различных авиа-шоу. На сельских ярмарках он устраивал десятиминутные полеты для всех желающих, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Всегда находились те, кто хотел полетать вместе со знаменитым летчиком и кавалером двух Крестов Маннергейма.

Илмари Эйно Юутилайнен умер 21 февраля 1999 г., в день своего 85-летия. Вот такие простые парни не дали превратить свою страну в ещё один нищий,дотационный регион нечерноземья.источники http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilot/utilanen.html http://www.solonin.org/book_25-iyunya-glupost-ili http://www.solonin.org/book_mozgoimenie-falshivaya

xaxa.livejournal.com

Eino «Eikka» Ilmari Juutilainen — Финский Ас.

 Пилот финской истребительной авиации. Служил в составе LLv 24, LLv 34.Совершил 437 боевых вылетов. На его счету 94 воздушных победы. Дважды награжден Крестом Маннергейма.
В течение всей боевой карьеры ни разу не был сбит противником. Вышел в отставку на полный пенсион 16 мая 1947 г. Стал летать на небольших самолетиках, регулярно принимая участия в разнообразных авиашоу.
Умер лучший финский ас в 21 февраля 1999 г.

Эйно Илмари Юутилайнен родился 21 февраля 1914 г. в восточно-финляндском местечке Лиекса (Lieksa). В 1935 г. поступил на службу в ВВС. 1 мая, будучи сержантом, получил назначение в дислоцированную на авиабазе LAs 5 разведывательную эскадрилью.
Юутилайнена отобрали для переучивания на летчика-истребителя. После переподготовки он 3 марта 1939 г. получил назначение в 3/LLv 24, вооруженную истребителями Фоккер D.XXI.
30 ноября 1939 г. началась Зимняя война. Первый воздушный бой Юутилайнен провел 19 декабря 1939 г. — сбил бомбардировщик СБ (по данным FAF: Finnish Air Force — бомбардировщик ДБ-3). За время Зимней войны Эйно Илмари Юутилайнен совершил 115 боевых вылетов. В последний день уходящего 1939 г. он на Фоккере с бортовым кодом «FR-106» сбил И-16. Кроме этих двух личных побед он имел и одну победу в группе. На этом этабе службы успехи Юутилайнена не были выдающимися.
31 декабря 1939 г. Юутилайнена получил звание стафф-сержанта. Через 25 дней летчик получил очередное воинское звание мастер-сержанта, 1 марта 1940 г. — уооррент-офицера.
Продолжительную войну (или «Континентальную, как ее называли финны), которая началась 25 июня 1941 г., Юутилайнен встретил, летая на Брюстере с бортовым номером «BW-364» в составе 3/LLv 24. Первый воздушный бой в новой войне летчик провел 9 июля 1941 г. В этом бою он сбил две «Чайки» И-153.
12 августа Юутилайнен первый раз в своей карьере одержал в одном боевом вылете три победы (все три сбитых самолета — истребители И-153). Второй подобный результат летчик продемонстрировал 26 сентября на том же самом Брюстере «BW-364».
26 апреля 1942 г. Юутилайнен получил крест Маннергейма (№ 56) за 20 сбитых самолетов противника. 
18 августа ас в третий раз одержал «тройную» победу в одном вылете. До февраля 1943 года он одержал 35 воздушных побед. Среди сбитых были И-16, И-153, МиГ-3, Пе-2, «Кертисс» Р-40, «Харрикейн» и даже He-111 с красными звездами, заявленный Юутилайненом 20 октября 1942 года.
В-целом, среди всех побед в этой войне у Юутилайнена имеются заявки не только на сбитый «советский HE-111», но и на P-51 Мустанг и P-38 Лайтнинг. Но таких самолетов в то время не было в небе над Финляндией. Вероятно, имеет место неточность в идентификации сбитых самолетов. Хотя такие ошибки дали повод многим послевоенным историкам для занижения результатов не только лично Юутилайнена, но и других финских летчиков.
8 февраля 1943 г. Юутилайнена перевели в 1/LLv 34. К этому времени на его счету значилось 36 побед. Львиную часть их этих побед он сбил в 181-ом боевом вылете, выполненном на Брюстере.
В новом для себя подразделении Юутилайнен сначала летал на Bf-109G-2 с бортовым кодом «МТ-212», позже на этом самолете в бою с Пе-2 погиб 2 июня 1944 г. уоррент-офицер Ойва Туоминен (44 победы). Вместо «212-го» Юутилайнену дали мессершмитт с бортовым кодом «МТ-222». На этой машине через три дня после гибели Туоминена он в четвертый раз одержал тройную победу.
10 июля после трех очередных побед в воздушных боях, Юутилайнен стал первым в рейтинге асов ВВС Финляндии (эти три советских самолета Юутилайнен сбил на Bf-109G-2 с бортовым кодом «МТ-217»).
27 октября 1943 г. финский ас №1 сбил три истребителя Ла-5; 6 марта — опять три победы в одном боевом вылете: два Пе-2 и Як-9.
Летая на Bf-109G-2 Юутилайнен менее чем за год (до марта 1944 года) довел счет своих побед до 57.
На мессершмитт Bf-109G-6 с бортовым кодом «МТ-426» Юутилайнен пересел 30 мая 1944 г., а через десять дней летчик вновь сбил три советских самолета в одном боевом вылете. Во втором за день вылете Юутилайнен сбил штурмовик Ил-2 (во втором вылете ас вел бой на BF-109G-6 «МТ-424»). 20 июня Юутилайнен сбил пять самолетов в трех вылетах. 26 июня — очередная тройная победа на Bf-109G-6 «МТ-422».
Через два дня Эйно Илмари Юутилайнен второй раз был награжден крестом Маннергейма за 75 побед в воздушных боях. Юутилайнен и Ханс Винд стали первыми, удостоенными чести стать «дважды Героями Финляндии». Всего за войну два раза крест Маннергейма получило шесть человек, включая Юутилайнена и Винда. 
На мессершмитте с бортовым кодом «МТ-426» Юутилайнен 30 июня 1944 г. повторил успех Йормы Сарванто (Jorma Kalevi Sarvanto) — шесть сбитых в одном вылете: два Як-9, две «Аэрокобры», один Ил-2 и один Ла-5. На следующий день он сбил три самолета в двух вылетах, 5 июля — три победы в одном вылете. 3 сентября 1944 г., за сутки до вступления в силу соглашения о прекращении огня, Юутилайнен сбил транспортный Ли-2. Всего на самолете Bf-109G-6 Юутилайнен сбил 35 самолетов.
Эйно Илмари Юутилайнен в двух войнах в 437 боевых вылетах сбил 94 самолета плюс за ним числится одна групповая победа — лучший результат войны в Европе, если не учитывать достижения немецких истребителей. Всего в 1939 — 44 гг. Юутилайнен совершил 437 боевых вылетов: 115 — на «Фоккерах» D.XXI, 181 — на «Брюстерах-239» и 141 — на «Мессершмиттах». При этом в течение всей боевой карьеры он ни разу не был сбит противником. При этом истребители, на которых он летал, в ходе боев не получили ни одного попадания.

Юуутилайнен вышел в отставку на полный пенсион 16 мая 1947 г. Он стал летать на небольших самолетиках, регулярно принимая участия в разнообразных авиашоу. Умер лучший финский ас в 21 февраля 1999 г. в Туусула (Tuusula).

selmanuk.livejournal.com

📌 Юутилайнен, Илмари — это… 🎓 Что такое Юутилайнен, Илмари?

Эйно Илмари Юутилайнен (фин. Eino Ilmari Juutilainen; 21 февраля 1914(19140221), Лиекса, Выборгская губерния, Российская империя[1] — 21 февраля 1999) — финский военный лётчик, признанный самым результативным лётчиком-истребителем в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии — в 1939—1944 годах сбил 94 советских самолета, два из которых — во время Советско-финской войны.

Биография

Родился в семье железнодорожника. Позднее семья переехала в Сортавала, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Прочитав книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтгофена, Илмари тоже решил стать лётчиком. Летом 1932 был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолётов. В 1933 поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолёта.

В 1936 ему удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (фин. Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), возле города Лапуа.

1 мая 1937 года Юутилайтен в звании сержанта прибыл в «As5», располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Выборга. Первоначально летал на самолёте-разведчике, затем в 1938 году был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве лётчика-истребителя.

Советско-финская война (1939—1940)

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 года, сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3. 31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней — 25 января 1940 года — звание старшины. 1 марта 1941 года Юутилайнену было присвоено звание прапорщика.

С 1947 года в отставке, работал частным пилотом.

Тип и номер самолетаПериодЧисло побед лично/в группе
Fokker D.XXI01.12.39—13.03.402/1
Brewster B-239 BW-36425.06.41—06.02.4335
Bf.109 G-2 MT-7, MT-22205.06.43—06.03.4416
Bf.109 G-6 МТ-426, МТ-45705.44—09.4435

Как и японский ас Сакаи, ни разу не потерял в бою своего ведомого.

Примечания

См. также

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *