Юрий Никулин — война, цирк, фильмы, телевидение. Чем для него был Ленинград — 18 декабря 2021

Афиша Plus

Кино
Куда пойдем сегодня

18 декабря 2021, 12:33

5 комментариевдокументальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTube

Поделиться

В день юбилея знаменитого артиста «Фонтанка» вспоминает, какую роль в его жизни сыграл Ленинград

18 декабря 1921 года родился любимый миллионами советских и российских зрителей артист, клоун, комик Юрий Никулин. Хотя его знают и ценят во всех частях страны и за её пределами, основные вехи биографии Никулина связаны с Москвой: там он учился, играл в картинах «Мосфильма» и работал в Цирке на Цветном бульваре. Но и для Ленинграда Юрий Владимирович человек не чужой. В день юбилея вспоминаем, как он служил в армии под Сестрорецком, оборонял Ленинград во время войны, выходил на манеж Цирка на Фонтанке и участвовал в съёмках на «Ленфильме» и Ленинградском телевидении.

Армия

В армию Никулин ушёл 18 ноября 1939 года — за месяц до совершеннолетия. Молоденьких солдат «сгрузили» в поезд и повезли куда-то на север. Воркута? Мурманск? Оказалось, в Ленинград.

Узнав, где им с товарищами придётся служить, Юрий Владимирович обрадовался. Но его пыл тут же остудили, сообщив, что город на военном положении: ожидался конфликт с Финляндией.

С вокзала отправились пешком на железнодорожную станцию Ланская. Там Никулин и остальные прошли санобработку, получили форму. Три дня карантина, и снова в путь: будущего Балбеса из комедий Гайдая ждала шестая батарея второго дивизиона 115-го зенитно-артиллерийского полка.

30 ноября 1939 года — начало советско-финской войны. В составе своей зенитной батареи Никулин охранял воздушные подступы к Ленинграду неподалёку от Сестрорецка. Зима в тот год выдалась суровой: протягивая линию связи, шагая на лыжах по льду Финского залива, Юрий Владимирович неосмотрительно прилёг отдохнуть, заснул в снегу и заработал обморожение ног — к счастью, без долгосрочных печальных последствий.

В начале 1940 года линию Маннергейма прорвали, и война с Финляндией закончилась. У бойцов появилось время на развлечения и досуг.

Никулин любил проводить увольнительные в Ленинграде. Там он ходил в кино — в частности, в кинотеатр «Титан» на Невском и в «Молодёжный» на Садовой улице. Конечно, бывал в цирке. А однажды по случаю вместе с состоятельным другом семьи отобедал в ресторане «Универсаль» — некогда модном месте неподалёку от Московского вокзала.

Иногда навещал дальних родственников, которые жили на Советском проспекте. Во время одного из визитов, весной 1941 года, Никулин поделился с роднёй «инсайдерской» информацией: скоро начнётся война с Германией. Родственников это насмешило — какая война? Недавно с Германией был подписан пакт о ненападении.

Война

В мае 1941 года старослужащий Никулин проводил последние — как он тогда думал — армейские деньки на наблюдательном пункте неподалёку от станции Репино. Демобилизация, возвращение домой — 22 июня стало ясно, что всё это придётся отложить на неопределённый срок.

Большую часть военных лет Никулин сражался под Ленинградом. Сначала в том же полку, где начинал службу в армии, но в 1943-м, пережив контузию и пролечившись в госпитале, получил назначение в 72-й отдельный зенитный дивизион в Колпино. Там он стал командиром отделения разведки, а затем помощником командира взвода.

Война в воспоминаниях Никулина сохранилась без прикрас. Помнил он и блокаду. Родственники, которые привечали его на Советском проспекте (такое название носил Суворовский) и не верили, что Германия нападёт, почти все её не пережили. Несколько раз солдат Никулин и сам был на волосок от гибели, но спасался. Потом говорил — повезло, родился в рубашке.

Но бывало и хорошее. Дважды, оказавшись с поручением в Ленинграде, Никулин находил время заглянуть в «Молодёжный» (находился в «доме с четырьмя колоннами» на Садовой улице), чтобы посмотреть комедию «Джордж из Динки-джаза». Правда, оба раза не досмотрел — один раз из-за артобстрела, а в другой раз из-за бомбёжки. И всё-таки фильм произвёл впечатление: в мирное время, по примеру главного героя, Юрий Владимирович долго, но, к сожалению, безуспешно пытался выучиться игре на банджо.

Где бы ни доводилось воевать Никулину — близ Выборга, под Пулково или в районе Пушкина, — он всегда развлекал однополчан песнями или анекдотами, которых знал множество. По заданию командования организовывал концерты самодеятельности, в которых был и главным актёром, и конферансье, и певцом, и — уже тогда — клоуном. Сам сочинял клоунады, сам делал костюмы, сам же и выступал в паре с товарищем, Ефимом Лейбовичем.

Победу Юрий Владимирович встретил в звании старшего сержанта и с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В августе 2021 года в честь Никулина-воина переименовали часть сквера Пограничников в Сестрорецке — теперь это сквер Юрия Никулина.

Цирк

В 1949 году, когда Никулин работал в Цирке на Фонтанке, на представление пришёл тот самый Ефим Лейбович, с которым в войну они были клоунской парой во фронтовой самодеятельности. Посмотрев половину выступления, Лейбович заглянул за кулисы и честно сказал: не понравилось — в армии было живее и смешнее, а тут не то.

Что ж, после войны у Юрия Владимировича и впрямь началась совсем другая жизнь. Выучившись цирковому мастерству, он приступил к работе на вторых ролях у тогдашней суперзвезды — клоуна Карандаша (артист Михаил Румянцев), который вскоре вывез Никулина на гастроли в Ленинград.

Чего только не приходилось делать — например, ездить в Ботанический сад и просить у сторожа бертолетову соль, которая нужна была Румянцеву, чтобы делать взрывающиеся хлопушки. Зато можно было наблюдать за работой мастеров — не только за Карандашом, но и за дуэтом Демаша и Мозеля, классической парой-буфф, которая тоже в то время работала в Ленинграде.

В 1956-м, уйдя от Карандаша вместе с партнёром Михаилом Шуйдиным, Юрий Владимирович снова оказался на Фонтанке — выступал в программе иллюзиониста Эмиля Кио. А в 1958 году Никулина и Шуйдина, уже самих по себе, пригласил отработать сезон в Ленинградском цирке его тогдашний художественный руководитель Георгий Венецианов. Им нужно было заполнять паузы в режиме «весь вечер на манеже». Раньше такого делать не приходилось, клоуны сомневались: получится ли? Венецианов настаивал, напоминал, что не боги горшки обжигают. Попробовали — получилось.

Затем Венецианов позвал их поработать ещё раз. И ещё. Выступая не только как худрук, но и как наставник, он помогал Шуйдину с Никулиным разрабатывать программу — уникальный репертуар клоунад и реприз. В том, что их творческий дуэт состоялся и в своё время был очень популярен, немалая заслуга Венецианова и Цирка на Фонтанке.

Интересно, что в качестве клоунов в Ленинграде Никулин с Шуйдиным появлялись не только на манеже, но и в Мариинском театре. Правда, всего однажды — в рамках городской конференции устроили концерт мастеров искусств, на котором клоуны представляли цирк.

Не всем идея позвать циркачей в тогдашний Театр оперы и балета имени Кирова пришлась по душе. Кто-то сказал за кулисами, что клоуны в Мариинке — это позор. Никулин огорчился, потом поделился этим с Венециановым. Георгий Семёнович утешил его, поделившись соображением: и в Мариинском театре есть свои дураки.

Телевидение

В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке. Как раз тогда Ленинградская студия телевидения решила подготовить документальный телефильм под названием «Мы идём в цирк».

документальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTubeдокументальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTubeдокументальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTubeдокументальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTubeдокументальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTube

Поделиться

Вряд ли это было совпадением. В самом начале, на титрах, когда даже ещё не появилось название фильма, уже во множестве мелькали портреты Никулина. Первый кадр ленты: диктор Сергей Тулупников разглядывает афишу вечернего представления, на которой, конечно же, Никулин. В 1964 году он уже снялся и у Гайдая, и в популярных «Когда деревья были большими» и «Ко мне, Мухтар!». И на ТВ, и в цирке понимали, кого зритель захочет видеть прежде всего.

— С этими артистами, Серёжа, вы хорошо знакомы, — хитро улыбается директор цирка Владимир Цветков, заводя Тулупникова в клоунскую гримёрку.

— Не только я, но и вся наша многомилионная армия телезрителей, — соглашается ведущий.

— Садитесь, пожалуйста, — приглашает Никулин.

Тулупников опускается на стул. Никулин:

— Только там змея, осторожно.

Тулупников испуганно вскакивает, Никулин довольно смеётся. Резиновая гадюка по имени Катя потом появится на манеже и благодаря ловкости артистических рук будет сама собой ползать, а потом, к радости публики, даже улетит в зал — прямо в одного из зрителей. Во избежание несчастных случаев здесь использовали «подсадку»: зрителем был «свой», который заранее садился на одно из мест, а при встрече с Катей делал вид, что в ужасе, чтобы публике было смешнее.

Есть в фильме и другие миниатюры — например, сатирическая, про бюрократа (Шуйдин), который требует у пришедшего наниматься на работу Никулина самые немыслимые справки. И тот каждый раз вынимает их из кармана, приговаривая: «Пожалуйста». Бюрократа это бесит: он любит, когда люди мучаются от того, что у них нет нужных документов.

— Застрелюсь! — кричит бюрократ.

— Пожалуйста, — соглашается Никулин и даёт ему вынутый из кармана пистолет.

В 1995 году, когда Юрий Владимирович уже не выступал и не снимался в кино, но часто появлялся в телепередачах, он дал интервью для фильма, который снимался на петербургском телевидении, — «Ожидание концерта» (1995) об Утёсове. С Утёсовым они были знакомы.

Режиссёр Валерий Наумов постарался, чтобы рассказы звучали неформально, оставляя ощущение живой беседы. Для этого он оставлял возникающие в процессе съёмок оговорки или казусы. Вот в начале беседы с Никулиным что-то пошло не так, погас свет, и изображение пропало. Слышно, как стукаются и звенят какие-то стекляшки. Из темноты голос Никулина с лёгкой ехидцей:

— Упал оператор.

Потом Никулин поёт «Раскинулось море широко», рассказывает анекдот про Карузо и вспоминает о самом большом потрясении в жизни Утёсова — с его собственных слов.

Леонид Осипович давал концерт в Одессе. После выступления в отличном настроении собирался отправиться в гости к друзьям. Но тут появилась незнакомая женщина с ребёнком на руках.

— Лёвик, — сказала женщина ребёнку, — смотри, это знаменитый Утёсов. Лёвик, запомни. Когда ты вырастешь, он уже умрёт!

После такого общаться с друзьями и веселиться Утёсову надолго расхотелось.

Кино

В качестве киноартиста Юрий Владимирович работал в основном со столичными киностудиями — «Мосфильмом», студией им. Горького и другими. Но и в истории ленинградского кино он оставил особый след, сыграв Лопатина в «Двадцать дней без войны» (1976) Алексея Германа.

«Двадцать дней без войны»Фото: скриншот видео / YouTube«Двадцать дней без войны»Фото: скриншот видео / YouTube«Двадцать дней без войны»Фото: скриншот видео / YouTube«Двадцать дней без войны»Фото: скриншот видео / YouTube«Двадцать дней без войны»Фото: скриншот видео / YouTube

Поделиться

Когда Никулину позвонил писатель Израиль Меттер и рассказал, что Герман собирается делать на «Ленфильме» постановку по Константину Симонову и думает взять его на главную роль, Никулин и не поверил, и не захотел — сам он себя Лопатиным не видел. Меттер убеждал не отказываться — уверял, что Герман режиссёр способный.

Через несколько дней позвонил сам Алексей Герман. Никулин снова попытался отбояриться, объяснял, что не годится по возрасту (Лопатин в книге младше Никулина) и по темпераменту, и вообще ему сейчас хочется ещё раз сыграть в комедии. Но «способный режиссёр» делал вид, что не слышит возражений. В итоге Никулин уступил и согласился приехать на «Ленфильм» на пробы.

Пробы были тяжёлыми — чрезвычайно дотошный Герман не мог, например, просто взять форму тех лет, которая подходит Никулину по размеру. Он пробовал разные шинели в течение многих часов, пока не находился вариант, который действительно лучше прочих. То же самое с очками — по воспоминанием жены Никулина, для проб Алексей Юрьевич приготовил столько старых очков, что казалось, будто он собрал их у всех без исключения стариков Ленинграда.

Не легче были и сами съёмки, участие в которых Никулин всё-таки принял. На это решение даже больше, чем Герман, бравший артиста измором, повлиял Константин Симонов, который в личной беседе с Юрием Владимировичем дал понять, что согласен с режиссёром: Никулин — идеальный Лопатин. И когда после того, как работа над фильмом уже началась, худсовет, отсмотрев снятый материал, потребовал от Германа заменить Никулина, потому что он «похож на алкаша», Симонов устроил скандал. Константин Михайлович был членом ЦК КПСС, и с его аргументом, что это же он придумал Лопатина, вот и ему решать, как герой должен выглядеть, пришлось считаться.

Страстная увлечённость Германа реализмом не оставляла нервной системе артистов шансов. Так, сцены в поезде снимались не в тёплом студийном павильоне, а в настоящем продуваемом вагоне времён войны. На экране — около десяти минут, а в жизни — больше месяца напряжённой работы.

Случалось, что Никулин не выдерживал и делился с Германом тем, что накипело у него, Людмилы Гурченко и других участников съёмок, иногда на повышенных тонах. Но от полноценного бунта его удерживала мысль: а что, если Герман прав и именно так и надо? Позднее, посмотрев «Двадцать дней без войны», Никулин признал: их актёрские страдания были ненапрасны.

Как и когда-то во время войны, Юрий Владимирович старался поднимать общий боевой дух при помощи шуток. Узнав, что им с Гурченко придётся сниматься в сцене свидания полуобнажёнными (позднее режиссёр передумал, и в фильме всё более чем целомудренно), на следующий день он постучался к актрисе в трусах и майке, а когда та открыла, объявил: «Начнём приучать друг друга к нашим телам. Я первый».

А во время работы над сценой, где Гурченко говорит: «Обними меня, у тебя такие сильные руки», Никулин как-то раз сострил в ответ: «Ты бы знала, какие у меня ноги».

Но на экране Лопатин не шутит. Смотреть фильм в первый раз для тех, кто хорошо знает Никулина по комедиям, занятие необычное. Уводя от привычных образов, разными способами давая выход ранее незнакомым оттенкам, полутонам и вариантам существования на экране, Герман, должно быть, отчасти помогал прорваться наружу и внутреннему миру Никулина.

Юрий Владимирович вспоминал: когда на «Ленфильме», на пробах, он надел лопатинские очки, то впервые заметил, что стал похож на отца. Не исключено, что и в этом, кроме прочего, ценность «Двадцати дней без войны». С одной стороны, благодаря фильму почитатели таланта артиста лучше узнали Никулина. С другой стороны, и Никулин выяснил кое-что новое про самого себя.

Глеб Колондо, специально для «Фонтанки.ру»

документальный телефильм «Мы идём в цирк»Фото: скриншот видео / YouTube

По теме

  • В Петербурге открыли выставку вещей и фотографий Юрия Никулина

    03 ноября 2022, 21:12

  • Въезжающих в поселок Тельмана встречает Юрий Никулин. Муниципалы нарисовали граффити на трансформаторной будке

    19 декабря 2018, 14:18

  • В Москве умерла вдова Юрия Никулина

    26 октября 2014, 17:17

  • В Баку поставят памятник Юрию Никулину

    04 мая 2010, 08:32

УДИВЛЕНИЕ0

ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 5

читать все комментариидобавить комментарий
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс. Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

5

Новости компаний

«Триумфальный Петербург» — музыка XVIII века. Как это было?

Экипаж арт-проекта «Triumph» приглашает вас в путешествие на театрально-музыкальной машине времени по истории и культуре Санкт-Петербурга от его основания до создания первой русской оперы «Жизнь за царя». За основу путешествия будет взята именно история культуры «града Петра», не только укрепившая Санкт-Петербург в звании «культурной столицы» России, но также сделавшая его одной из триумфальных столиц Европы и мира. Как отдыхали? Где и чем развлекались? Как просвещались? Что слушали жители молодого Петербурга? Какие культурные и событийные. ..

Музыкальная феерия Петербурга в Эрмитажном театре

В новом 2023 году, арт-проект «Triumph» вместе с оркестром Мариинского театра вновь покажут спектакль «Триумфальный Петербург» на сцене Эрмитажного театра. Идея спектакля — погрузить зрителей в историю города, показать значимые события, происходившие от основания города до конца Российской Империи. На спектакле можно будет увидеть и услышать рассказы как о городе, так и о выдающихся личностях, которые повлияли не только на ход истории Петербурга, но и на историю всей великой державы. Музыкальная составляющая спектакля будет представлена…

Когда музей закрыт. Петербуржцев приглашают на концерты в Манеж

МТС представляет серию музыкальных концертов и аудиовизуальных перфомансов в рамках проекта МТС Live Sessions(16+), которые пройдут в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге. В пространстве одного из крупнейших выставочных залов России выступят Тося Чайкина, POLE и Zventa Sventana. Проект «МТС Live Sessions» нацелен на знакомство массового зрителя с многогранностью и разнообразием музыкальных жанров и других форм искусства через живые выступления артистов на известных творческих площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Вот уже второй раз проект проходит…

ТОП 5

1

Бастрыкин поручил найти уголовную управу на иностранцев, которые держат в страхе школьников на севере Петербурга

96 593

962

«Аж окна дрожали». Из Пулково в понедельник проводили неожиданный бомбардировщик

79 534

913

Die Zeit: Прокуратура ФРГ нашла связанное с Украиной судно, причастное к взрыву «Северных потоков»

64 800

734

«Новочеркасская» «захлебнулась» людьми. Рассказываем, что случилось

61 291

685

Самые влиятельные и обаятельные. Топ-200 женских компаний Петербурга

59 700

45

Новости компаний

«Какое пиво? Война началась!» Как служил Юрий Никулин

Юрий Никулин, ушедший из жизни 21 августа 1997 года, любим широкой публикой за свои блестящие комедийные образы и роли. Однако в его карьере особняком стоят фильмы о Великой Отечественной — актер прошел всю войну, дослужившись от рядового до старшего сержанта, и был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». «Газеты.Ru» рассказывает о том, как началась война для народного артиста СССР.

После окончания московской средней школы в №346 будущая звезда «оттепельного» кино Юрий Никулин был призван на военную службу в 115-й зенитно-артиллерийский полк. Шел 1939-й год.

«Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель… Смешное и трагическое — две сестры, сопровождающие нас по жизни. Вспоминая все веселое и все грустное, что было в эти трудные годы — второго больше, но первое дольше сохраняется в памяти, — я и постараюсь рассказать о минувших событиях так, как тогда их воспринимал…» — писал он в своих воспоминаниях.

Молодых призывников привезли в Ленинград, и в ответ на дружное ликование начальство объяснило, что город готовится к войне, а на границе с Финляндией — напряженная обстановка. После инцидента на советско-финской границе, командование приняло решение о переходе в наступление. Началась артподготовка, в сторону нового врага полетели бомбардировщики и истребители. Наблюдательный пункт от батареи Никулина выставили в поселке Куоккала, который позднее был переименован в Репино — в честь русского художника, чья усадьба «Пенаты» была расположена поблизости.

close

Андрей Миронов и Юрий Никулин. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», 1969 год Юрий Никулин в школьные годы, 1935 год Артист цирка Юрий Владимирович Никулин, 1971 год Народный артист СССР Юрий Никулин, 1964 год Юрий Никулин в роли Балбеса, Наталья Варлей в роли Нины и Георгий Вицин в роли Труса в кинофильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год

Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже

Смотреть фото

Начальство объявило о запрете на потребление продуктов, которые солдаты найдут в финских домах, так как все они якобы были отравлены. Оцепенение в стройные ряды сослуживцев внес бочонок с медом, присланный с наблюдательного пункта: «Все стояли и смотрели на него со страхом. Обстановку разрядил длинный белобрысый разведчик Валя Метлов. Он зачерпнул мед столовой ложкой, отправил его в рот, а затем, облизнув ложку, авторитетно заявил: Не отравлено».

Батарея Никулина стояла под Сестрорецком. Когда советские войска прорвали финскую оборону в марте 1940 года, его часть оставили там же. В начале 1941-го на батарею приехал батальонный комиссар, который объявил об угрозы войны, назвав врагом номер один — Германию.

«Все мы с удивлением и недоверием слушали Спиридонова. Как же так? Только что с Германией мы подписали договор о ненападении, и вдруг разговор о близкой войне», — делился своими мыслями Никулин.

В Ленинграде жили его дальние родственники, которых он стал навещать в увольнительных. Они удивлялись его военной форме. Однажды один из гостей, заинтересованный международным положением, обратился к молодому солдату:

«— Интересно, что думает на этот счет военный? — Война будет, — сказал я спокойно, — ожидается в этом году. — Интересно, с кем же? — С Германией, — ответил я. Мой ответ вызвал у всех ироническую улыбку, а Борис (троюродный брат, — «Газета.Ru») сказал: «Войны не может быть. Надо газеты читать. У нас же договор с Германией»

У полковника, который жил на их наблюдательном пункте, служила домработница. Они с Никулиным «переглядывались, улыбались при встрече». Молодой солдат раздумывал о том, чтобы начать за ней ухаживать — следующая увольнительная приходилась на воскресенье, и они хотели провести его вместе. Но встретиться им в этот день не удалось, 22 июня 1941 года стало первым днем Великой Отечественной войны.

В ночь на 22 июня прервалась связь с дивизионным командованием. На своей линии солдаты аварии не обнаружили. Утром — после завтрака — Никулин с другом отправились на станцию с трехлитровым бидоном «покупать для всех пива».

«Подходим к станции, а нас останавливает пожилой мужчина и спрашивает: — Товарищи военные, правду говорят, что война началась? — От вас первого слышим, — спокойно отвечаем мы. — Никакой войны нет. Видите — за пивом идем. Какая уж тут война! — сказали мы и улыбнулись»

Уже на станции они увидели, как люди с растерянными лицами слушали у столба с громкоговорителем выступление Вячеслава Молотова. Поняв, что произошло, они немедленно отправились обратно: «Прибегаем совершенно мокрыми на наблюдательный пункт и видим сидящего на крыльце дома сержанта Крапивина. Он спокойно курил. Заметив нас, спросил: — Ну, где пиво? — Какое пиво?! Война началась! — ошарашили мы его»

На рассвете его однополчане увидели самолеты люфтваффе «Юнкерс Ju 88», которые шли на бреющем полете. Батарея Никулина первой в полку открыла огонь по воздушным силам противника. Уже после боевого крещения многие солдаты со смехом вспоминали детали отражения вражеской атаки, выходя из нервного шока.

«За годы войны я не раз видел, как люди, вылезая из щелей, стряхивая с себя комья земли и осознавая, что все обошлось благополучно — нет убитых и техника цела, — начинали громко смеяться. А многие изображали в лицах, кто и как вел себя во время боя», — вспоминал Никулин спустя много лет.

Мечты, связанные с демобилизацией, пришлось позабыть. Он с грустью думал о собранном чемоданчике, куда уложил записную книжку с анекдотами, книги, фотографии и письма из дома. Первые двое суток никто в 115-м зенитно-артиллерийском полку не спал.

***

3-го мая 1945 года полк Никулина занял латышский поселок Джуксте и стали ожидать общего наступления советских войск по всему фронту, о котором уже предупредили 8 мая. Наутро его с семью однополчанами, спавшими вповалку в землянке, с дикими криками растолкал разведчик Бороздинов.

«Мы смотрели на него и думали — уж не свихнулся ли он? Оказывается, Бороздинов кричал «ура». Он первым узнал от дежурного телефониста о том, что подписан акт о капитуляции фашистских войск. Так пришла победа», — написал Никулин в воспоминаниях.

Алкоголя, чтобы отпраздновать победу не было. От нахлынувшего счастья солдаты стреляли в воздух из автоматов, пистолетов и винтовок так, что «все небо искрилось от трассирующих пуль».

«Недалеко от нас стоял полуразвалившийся сарай. Поджечь его! Многим это решение пришло одновременно… Мы подожгли сарай и прыгали вокруг него — как сумасшедшие. Прыгали, возбужденные от радости…»

О радости того дня осталась запись в журнале боевых действий, одна из последних — в ней говорилось о капитуляции войск противника и подводился итог нецелевому расходу боеприпасов для салюта по случаю окончания войны. По-военному строгое числовое выражение счастья для его полка оказалось таким — восемь залпов и 32 снаряда.

Yuriy Nikulin — IMDb

  • Biography
  • Awards
  • Trivia

IMDbPro

Play trailer1

:

25

Kapitan Krokus (1991)

1 Video

99+ Photos

Yuri Nikulin was российский киноактер, юморист, мим и цирковой клоун который также был художественным руководителем Московского цирка и популярного телешоу хозяин.

Никулин Юрий Владимирович родился 18 декабря 1921 года в г. Демидов, Смоленская губерния, Центральная Россия. Его отец, Владимир Андреевич Никулин, писатель и режиссер, работавший в театр и цирк. Юрий Никулин унаследовал таланты отца и мечта стать актером. Вторая мировая война изменила его планы. был призван в Советскую Армию в 1939 и служил в танковой части до 1946 года. После войны он вышел другим человеком. Он не мог получить в любой советской актерской школе несколько лет, пока не пошел в Московский цирк. Туда он был принят после того, как представил пантомиму как клоун. Он окончил цирковое училище в 1950 году и начал свою актерская карьера клоуна в Московском государственном цирке.

Юрий Никулин стал известен по ролям в комедиях от режиссер Леонид Гайдай. Их сотрудничество с 1961 по 1971 год было одним из самое продуктивное партнерство актера и режиссера в истории российского фильм. Их комедии были самыми кассовыми хитами в истории. Россия и бывший Советский Союз с приемом 222 800 000 человек.

в первые 15 мес. Алмазная рука (1969) был самым кассовым российским боксёром №1. офис когда-либо был хитом с более чем 76 700 000 театральных посещений в Советский Союз в 1969 году. В общероссийском опросе 1995 года The Diamond Arm (1969) с Юрием Никулиным в главной роли был признан лучшей русской комедией всех времен.

Непринужденный стиль и точная подача Никулина, а также его мастерство времени и его веселые маски сделали его выдающимся комиком, пожалуй, лучший российский комик. Никулин показал свой диапазон в Разнообразие жанров от комедии фарса до романтики и военной драмы. Его самыми популярными партнерами по фильму были Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Наталья Варлей, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Александр Демьяненко, Леонид Куравлёв, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Николай Бурляев, Виктор Павлов, Борис Новиков, Владимир Этуш, Савелий Крамаров, Николай Гринько и многие другие известные российские актеры.

Юрий Никулин получил признание публики и критиков за свои ведущие и второстепенные роли в таких фильмах, как «Андрей Рублев» (1961) режиссера Андрей Тарковский, «Они сражались за Родину» (1975) режиссера Сергея Бондарчука, «Старики-разбойники» (1971) режиссера режиссёр Эльдар Рязанов, ‘Чучело’ (1983) режиссёра Ролана Быкова, ‘Когда дерево были большими» (1961) режиссера Льва Кулиджанова, «12 стульев» режиссера Леонид Гайдай, «Двадцать дней без войны» (1976) режиссера Алексея Германа и многие другие памятные работы в кино. Запись Никулина музыкальной темы из «Бриллиантовой руки» (1969), особенно его произнесение таких строк, как «Нам все равно» и «Мы бесстрашные» сделали его популярным хитом в 60-х и 70-х годах СССР. Союз.

Никулин был одним из очень немногих комиков, которые могли продолжать смеяться в перед лицом советской системы, не опасаясь наказания. Даже самые жесткие сторонники жесткой линии знали, что без его юмора повседневная жизнь многие миллионы были бы совершенно невыносимы. Его подлинный талант выдержал худшие времена страны с улыбкой. Он мог заставить людей улыбаться в любое время и в любом месте; даже после распада СССР, когда кровавый коммунизм сменился не менее кровавым русским капитализм. В течение 1990-х Никулин вел «Белый попугай». Parrot), весёлое телешоу, в котором он собрал сливки российские юмористы.

Московский государственный цирк на Цветном бульваре был основным местом работы Юрий Никулин, где его карьера насчитывает около 50 лет. Он был удостоен почетного звания Народного артиста и получил многочисленные награды за его актерские достижения. Юрий Никулин умер после операции на открытом сердце 21 августа 1997 года в Москве, а похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря среди могил Антона Чехова, Михаила Александровича Булгакова, Николая Гоголя, Никиты Хрущева, Сергея Бондарчука, Анатолия Папанова и других Корифеи и исторические деятели русской культуры.

Borndecment 18, 1921

Didaugust 21, 1997 (75)

  • Награды
    • 2 выигрыш

Photo200

, известный для

. Ы и другие приключения Шурика

Двенадцать стульев

Кредиты

Актер

Дополнительная съемочная группа

  • Фаворит

    1
  • Head Circus Consultant

Саундтрек

Videos1

Трейлер 1:25

Kapitan Krokus

Личные данные

. добавить отсутствующий контент

Еще для изучения

Недавно просмотренные

У вас нет недавно просмотренных страниц

Юрий Никулин: что с ним стало на Зимней войне

Другое 01.02.20 Юрий Никулин: что с ним стало в Зимнюю войну

по воспоминаниям Юрия Никулина и тексту его биографа Иевы Поярской, о советско-финляндской войне будущему комедийному актеру так и не пришлось сниматься на врага и вообще участвовать в бою. Но потопом не был бы Никулин, если бы я не упомянул, что его кабинет был полон самых разных, часто забавных, событий.

Его назвали несовершеннолетним

Юрий Никулин фактически призван сразу после окончания учебы, в 17 лет. Совершеннолетним он стал только через месяц после начала службы в армии. Сам художник писал об этом в своей биографической книге «Почти серьезно», но не обращал внимания на это обстоятельство.
Фактически за 2,5 месяца до призыва Юрия Никулина на срочную службу в Красную Армию в СССР был принят закон «О всеобщей воинской обязанности» по статье 14 которого в армию забирали юношей, которых в году (с 1 января по 31 декабрь) было 18 лет. Никулин был призван 18 ноября, за 12 дней до начала советско-финляндской войны. А 18 декабря, отмечая 18-летие, выпил всем солдатам положенные по 100 граммов (сначала побрезговал, поменял водку на сало, выданное солдатам вместе со спиртовым «пайком»). Война с Финляндией на тот момент шла уже больше двух недель.

Смеялись надо мной

Новобранец Юрий Никулин, по собственным воспоминаниям, производил впечатление храброго воина в мешковатом снаряжении, запутавшейся в полу шинели, выглядел комично – все смеялись над новобранцем. Но Никулин, как всякий интеллигентный человек, был самоироничен и смеялся вместе со всеми. Еще со службы в армии он начал собирать свой знаменитый сборник анекдотов и как весельчак быстро стал душой любой компании. Кто служил, тот поймет, как ценятся в армии солдаты. Особенно на войне.

Разыскивается комсомолец

Никулина зачислен в зенитно-артиллерийский полк, охранявший подступы к Ленинграду. Перед прибытием в военную часть новобранцы настраивались на то, что им следует морально подготовиться к предстоящей советско-финляндской кампании – на границе с Финляндией было неспокойно.
Когда в конце ноября солдаты сообщили о «военной агрессии со стороны Финляндии», Никулин вызвался вступить в комсомол, чтобы «идти в бой комсомольцем».
из-за невозможности действительно укутать портянки комсомолец Юрий Никулин на советско-финляндской войне сильно обморозил ноги, это происшествие впоследствии сказалось на здоровье на всю оставшуюся жизнь, тогда ноги стали мерзнуть даже в небольшой мороз. Как писал в своих воспоминаниях Никулин, зимой он протянул линию от своей батареи до наблюдательного пункта протяженностью 2 км (биограф Никулина Иева Пожарская говорила, что НП располагался в Куоккале, прославившейся ленинианой — в этом деревня до Октябрьской революции в деревне «Ваза» прятала будущего вождя мирового пролетариата). 901:23 Идти по льду Финского залива на лыжах с двумя тяжелыми катушками было трудно, солдат Никулин устал и сел на снег, заснул. Мороз более 30 градусов, и солдаты чувствовали и ноги буквально задеревенели. Нашли где-то коммуникатор охранники, проезжавшие мимо на снегоходе. Батарея медиков констатировала обморожение.

Бои шли близко

Война была в пределах слышимости батареи, где служил Никулин – в нескольких километрах была линия Маннергейма, которую советские войска прорвали в феврале 1940.
Непосредственно в боевом ведомстве обороны, где служил Юрий Никулин, в советско-финляндской кампании участия не принимал. Во всяком случае, ни в воспоминаниях художника, ни в книге Иевы Пожарской об этом ничего не сказано.