Христианские аналоги старославянских праздников, или почему церковь не смогла победить масленицу и Ивана Купалу
Христианство, введенное на Руси Князем Владимиром в 988 году, фактически положило конец развитию Солнечного культа. Новая религия еще долго не могла вытеснить остатки язычества из сознания народа. Одни славяне оставались верны Даждьбогу, Хорсу и Перуну, другие — смешивали две веры, «сливая» своих богов с христианскими святыми, третьи — поклонялись домовым. Появился такой термин как двоеверие, с которым долгое время боролось духовенство. Чтобы «стереть» древнеславянские традиции, церковные и светские власти запрещали старые праздники на официальном уровне или пытались подгонять их под себя.
Запрет старых праздников и славянского календаря
Крещение Руси./Фото: phototass3.cdnvideo.ru
И по сей день в России христианство мирно уживается с отголосками языческих верований. К примеру, марийцам удалось сохранить исконные народные традиции, несмотря на многовековое православное господствование в России. Формально они считаются христианами, но по сути остались многобожниками. Отдельные этнические группы, например, чимари, можно назвать непререкаемыми язычниками. Они принципиально не крестятся и не принимают религию, навязанную иноверцами.
В период становления христианства двоеверие на Руси было обычным явлением, и далеко не всегда оно носило характер мирного сосуществования.
Развитие христианства в тот период характеризуется высокой терпимостью к устоявшимся народным традициям. Но несмотря на это, княжеская власть применяла силу к защитникам язычества, например, если те запугивали людей и начинали сеять смуту.
После принятия православия на Руси одновременно действовали 2 системы летоисчисления — старая и новая. Ни церкви, ни власти не нравилось, что праздники отмечаются по двум календарям. Особое недовольство вызывала путаница в создании летописей. Одни летописцы работали по славянскому календарю, другие — вели записи по новой системе.
Чтобы согласовать порядок летоисчисления по отношению к юлианскому календарю, приказом Ивана III в 1384 г. (в Лето 6856 с сотворения мира) была утверждена дата празднования Новолетия — 1 марта. С этого момента все летописцы, в том числе и Нестор работали только по юлианской системе летоисчисления. Но даже после запрета старого календаря народ продолжал отмечать Славянский Новый год (1 сентября). В ответ на гонения и запреты на Руси участились смуты, люди не хотели полностью отказываться от традиций и боролись за сохранение древнего культа. Иван III был вынужден принять указ почитать наряду с христианством и старую языческую веру предков. Двоеверие официально существовало на Руси вплоть до XVII века.
Чтобы искоренить языческий культ мирным путем и объединить как можно больше славян в общей религии, церковь начала «подгонять» календарь под повседневную жизнь людей и подменять старые обычаи христианскими праздниками. Такая подмена привела к смешению христианской веры и языческих обрядов, люди стали отмечать церковные праздники, почитая православных святых, но продолжали соблюдать традиции старой веры предков.
День Иоанна Крестителя
Пускание венков по воде в День Ивана Купалы./Фото: i.mycdn.me
Православный праздник Ивана Купалы пришел на замену древнеславянского Дня Купайлы. Празднование летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы — это древнейшая языческая традиция, когда в ночь с 6 по 7 июля люди прославляли Бога летнего солнца (Купайлы), вступившего в свои права после весны.
Христианский праздник Ивана Купалы (7 июля) получил свое название в честь Иоанна Крестителя, купавшего Иисуса Христа в реке Иордан во время его Крещения.
В отличие от славянского праздника в честь Купайлы, день Иоанна Крестителя не имеет никакого отношения к Богу солнца, а отмечать его полагается в храме и с молитвами. Но даже после официальной отмены дня Купайлы и принятия нового праздника так и не удалось искоренить многовековые славянские традиции. Несмотря на осуждения со стороны церкви, в этот день до сих пор совершаются массовые гуляния с прыжками через костры, пусканием свечей и венков по реке и другими символическими действиями.
Рождество Пресвятой Богородицы
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»./Фото: i.pinimg.com
До принятия христианства на Руси, 22 сентября славяне традиционно встречали День Осеннего Равноденствия (Овсень или Вересень) и благодарили Бога осеннего солнца за щедрый урожай.
В период развития Христианства вместо Овсеня на Руси стали отмечать церковный праздник — день Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 21 сентября. Считается, что Богородица покровительствует земледельцам, посылает благополучие в семье и помогает матерям. У восточных славян этот день был также посвящен празднованию завершения полевых работ. Только вместо Бога осеннего солнца за собранный урожай чествовали и благодарили Богородицу.
Рождество Христово
Рождественские колядки./Фото: podolfitness.com.ua
Во всем мире Рождество Христово отмечают 25 декабря. Русская церковь празднует этот день по старому стилю (Юлианскому) — 7 января. Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира.
С давних времен 25 декабря славяне чествовали солнечного бога Коляду и приветствовали новое солнце, которое рождалось после зимнего солнцеворота. В день Рождества солнца-младенца люди (преимущественно деревенские жители) устраивали прыжки через костер, пели песни-колядки и обходили соседние дворы с фигуркой солнца.
С приходом Христианства день Коляды поменялся на Рождество Христово, но обрядовая часть древнеславянского праздника сохранялись вплоть до наших дней.
Сырная седмица
Чучело Марены как главный символ прощания с зимой./Фото: misanec.ru
Православная Масленица (сырная седмица) произошла от старославянской Комоедицы. Праздничные мероприятия начинались за 7 дней до равноденствия и продолжались еще неделю после него. По одному из поверий, название праздника произошло от слова «комы» — круглые хлебцы или блины, которые пекли старшие женщины в семьях. По другой легенде, первый блин приносили медведю. В древности медведей звали комами, отсюда и появилась известная поговорка «первый блин — кому (комам)».
В весенний праздник славяне устраивали массовые гуляния, чтобы задобрить Бога солнца и попросить хороший урожай. У капища накрывались большие столы, а обязательным блюдом были круглые блины и лепешки в форме солнца. Еще один важный атрибут — чучело Марены, сожжение которой символизировало окончательный уход злой и холодной зимы.
С этим праздником церковь боролась особенно активно, но безуспешно, поэтому решила адаптировать его под себя и в XVI веке ввела 7-дневную Масленицу.
Языческая Комоедица выпадала на период поста, когда любые увеселительные мероприятия запрещались церковью. Духовенство «передвинуло» свою сырную седмицу ближе к началу года, тем самым отведя этому празднику неделю перед постом. В результате традиционные двухнедельные мероприятия в честь Комоедицы сократились до 7 дней. Таким образом был введен новый православный праздник взамен старого языческого, но стереть его традиции так и не удалось. Об этом свидетельствуют ежегодные масленичные гуляния по всей России, которые точь-в-точь повторяют обряды Комоедицы.
День Ильи-Пророка
Изображение Пророка Илии на огненной колеснице./Фото: zovut.com
2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до н.э. Наравне с Николаем Угодником он принадлежит к числу самых популярных святых, считается покровителем плодородия и урожая.
До принятия христианства славяне отмечали Перунов День, который впоследствии и «трансформировался» в День Пророка Илии, вобрав в себя многие древнеславянские традиции. Илья, признанный повелителем грома, небесного огня и дождя, органично заменил рожденного Сварогом громовержца Перуна. На основе этого сходства образов иконописцы часто изображали Илию на золотой колеснице с огненными конями, летящими вверх.
В этот день не совершалось каких-либо знаковых обрядов, но издавна в праздник Перуна (Илии-Пророка) люди откладывали любую работу, чтобы выразить почтение покровителю плодородия и избежать наказания в виде дождя и грома.
Из политических мотивов даже христианскому византийскому императору
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Армянские национальные праздники от язычества до христианства
Армянские национальные праздники в разное время имели разные проявления и значения. Однако корни этих праздников настолько глубоко засели в самосознании народа, что даже религиозные и политические изменения не смогли повлиять на них. Армянская культура с древнейших времён до наших дней отличается множеством уникальных национальных праздников. Все мы отмечаем эти праздники как христианские и церковные, но большинство этих праздников восходит к дохристианским временам. В этой статье мы попытались выделить несколько национальных праздников, которые прошли долгий путь от язычества до христианства.
Пасха и богиня Анаит
Во всём христианском мире Пасха считается праздником воскресения Христа. На армянском этот праздник называется Затик. Это название происходит от слова “зател” (отделять), что означает отделяться и уйти от греха. Затик считается одним из пяти Господских праздников. В этот день весь христианский мир отмечает Воскресение Христово.
Однако в Армении корни Пасхи намного старше. Раньше Пасха считалась праздником весеннего сева и была посвящена богине Анаит, которая была покровительницей плодородия родной земли.
Богиня Анаит
Согласно легенде, когда после потопа арийцы поселились в Араратской долине, они заметили, что ростки и цветы полностью покрыты серостью. Предок арийцев Ман приносит жертв богине Анаит с просьбой прогнать мрак и вернуть им тысячи красок природы. Но Анаит отвечает, что только жар-птица способна вернуть краски природе: она поёт своим волшебным голосом, несёт разноцветные яйца и таким образом возвращает природе её краски. Но жар-птица спрятана в подземном королевстве, и Ман должен освободить и вернуть её.
Ман возвращается в Арарат вместе с жар-птицей. Он отпускает её на землю, и та начинает петь, излучая различные цвета и неся разноцветные яйца. Затем Анаит, прибыв в Арарат, собирает разноцветные яйца и осыпает ими всю долину. После этого, Анаит поручает жар-птице построить гнездо на горе Арарат и постоянно одаривать страну яркими красками.
Армянские национальные праздники – Затик (Армянская Пасха)
С этого дня арийцы радостно возделывают землю, а дети, молодые невесты и девушки до позднего вечера поют, танцуют и играют с яйцами.
В отличие от христиан, которые красят пасхальные яйца в тёмно-красный цвет (как символ пролитой крови Христа), арийцы красили их во всевозможные цвета. Для них Пасха была праздником возрождения жизни и весеннего пробуждения природы.
Вардавар и богиня Астхик
Вардавар в христианском мире известен как день Преображения Христа, который отмечается на 98-й день после воскресения Христа. Во время этого праздника люди по традиции обливают друг друга водой, выпускают в небо голубей, которые символизируют Потоп, спасение семьи Ноя и голубя Ноя.
В период язычества праздник Вардавар был посвящён богине Астхик. В армянской мифологии Астхик являлась богиней любви и красоты, а также была возлюбленной бога грома Ваагна.
Армянские национальные праздники – Богиня Астхик
Согласно легенде, Астхик родилась из морской пены, и где бы она ни ходила, она оставляла за собой следы крови, на месте которых росли розы. Также богиня Астхик осыпала с неба розы и наделяла армянских девушек неземной красотой. Роза на армянском – это “вард”. Вардавар был одним из самых любимых праздников языческих армян. Они отмечали его с большим размахом. В этот день все брызгали друг в друга воду и делились любовью и красотой. Во время праздника они восхваляли Астхик и дарили друг другу символ праздника – розу.
Согласно одной из арийских легенд, бог подземелья похищает Астхик. После этого в арийцах умирает любовь и красота, их души наполняются ненавистью. Все становятся некрасивыми и жестокими. Но Ваагн, победив чудовище, освобождает богиню Астхик и, обойдя весь армянский мир, опрыскивает арийцев розовой водой и снова наделяет всех любовью богини Астхик.
Армянские национальные праздники – Вардавар / Фото: Мэрия Эчмиадзина
В старину люди праздновали Вардавар на берегах рек и озёр, там, где было много воды. Вардавар также считался днём поклонения водной стихии. Среди армян было распространено множество ритуалов, связанных с водой и дождём. Вода ассоциировалась с синим цветом, который был символом ясности и чистоты. Согласно эпосу “Давид Сасунский”, армяне поклонялись воде и считали себя сотворёнными из воды (Санасар и Багдасар).
Вардавар также считается праздником яблока. Существовала традиция не есть яблоки до Вардавара. И только в день Вардавара, после благословения урожая, можно было собрать и использовать яблоки.
Богородица и Анаит
Все знакомы с праздником Успения Пресвятой Богородицы или Освящением винограда. Этот праздник тоже является одним из пяти Господских праздников Армянской Апостольской церкви.
Согласно легенде, Дева Мария посещает могилу сына в течение 12 лет после распятия Христа и молится. Но однажды во время одной из молитв её посещает ангел Гавриил и сообщает Богородице о её успении в небеса.
Армянские национальные праздники – Освящение винограда
В Армении, после принятия христианства, Пресвятой Богородице были приписаны все качества богини Анаит. Храмы Анаит превратились в церкви Богородицы. Праздники, посвящённые Анаит, превратились в праздники Богородицы, ведь в своё время именно в богине Анаит были собраны все достоинства женственности и материнства.
Традиции освящения винограда были намного старше христианства и были связаны с празднованием Навасарда – армянского Нового года. Раньше Освящение винограда тоже было посвящено богине Анаит. Этот день отмечался как праздник урожая. Первый плод освящённого винограда дарили Анаит.
Навасард – Армянский Новый год
На армянских полях и садах проводили обряд прославления, после которого начинался сбор урожая. В празднике принимали участие все. Праздник сопровождался песнями, танцами и играми.
После принятия христианства день Освящения винограда связали с днём Успения Пресвятой Богородицы. Однако в этот день в церкви освящается только виноград, так как он считается одним из благороднейших фруктов, а также из винограда готовится вино для литургии.
Трндез
Армянская Апостольская церковь каждый год, через 40 дней после Рождества Христова, отмечает Трндез. Этот праздник считается приглашением для всех пойти навстречу Господу.
В древности Трндез был праздником, посвященным огню. Согласно древним армянским представлениям, горящее во время Трндеза пламя согревало солнце, тем самым смягчая холода и ускоряя приход весны. Так как армяне считали себя сыновьями Солнца, они также поклонялись земному виду солнца – огню. Во время праздника наши предки, перепрыгивая через огонь, взаимодействовали с этой природной стихией.
Армянские национальные праздники – Трндез
В период язычества люди делали предсказания, смотря на дым костра. С помощью дыма люди предсказывали, каким будет урожай этого года. По направлению дыма пытались угадать, откуда появятся жених или невеста. Огонь Трндеза разжигали в основном с помощью колосьев пшеницы. Пока разгорался огонь, женщины приносили на подносах праздничные блюда: блюдо из муки жареной пшеницы, изюм, смесь поджаренных злаков, грецкий орех, жареный нут. С подносами они кружились у костра, а часть этих блюд сыпали на огонь. Если прыгая через костёр подол одежды по неосторожности зажигался, это считалось признаком успеха.
Армянские национальные праздники / Автор иллюстрации: Тамара Кахванцян
У жителей Мусалера существовал обычай, согласно которому хозяйка дома во время Трндеза открывала дверь и окна дома, выгоняла зиму и приглашала весну.
По словам Григора Татеваци, огонь несёт в себе следующий смысл: “Разжигая костёр, христиане просят огня Божьей любви и ставят огонь на службу Богу”.
Цахказард или Царзардар
За неделю до Пасхи Армянская Апостольская церковь отмечает Цахказард. Он символизирует вход Господень в Иерусалим. В этот день открывается ризница церкви, и люди относят домой ветви освящённой ивы или оливкового дерева. Люди хранят эти ветви дома или в амбаре, чтобы год был полон добра и богатства, и чтобы болезни ушли.
Однако, ещё в языческие времена люди праздновали Царзардар, посвящённый поклонению дереву. Тогда этот праздник был связан с пробуждением природы, приходом весны и с божеством воскресшей природы под покровительством Ара Прекрасного. В древние времена армянский народ поклонялся некоторым деревьям, таким как ива, платан, ладанник, дуб. Они были символом вечности вселенной, плодородия, древа жизни.
Армянские национальные праздники / Фото: Argishti house
В древности во время праздника Царзардар священное и символическое дерево украшали разноцветными кусочками ткани и разными плодами. В некоторых местах деревья украшали яйцами, которые служили защитой от зла.
Во время праздника Царзардар также совершался обряд вызывания дождя с помощью кукол Нури. Девушки делали куклу, носили её из дома в дом и просили Нури полить засохшую землю дождём. Также есть мнение, что эта кукла символизировала богиню воды Наре, а праздник Царзардар был посвящён именно ей, так как вода является тем жизненным элементом, без которого природа не может ожить.
Во времена язычества большинство национальных праздников было посвящено поклонению богам и разным элементам природы. Несмотря на то, что с принятием христианства многие из праздников получили новое название и смысл, ряд существующих в них обычаев всё ещё сохраняет свою ценность. Однако как и в прошлом, так и сейчас, у праздников та же функция – объединение людей вокруг национальной идеи праздника и ритуала.
Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.
Сабалан: история восхождения
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/9716ce2f-b7a2-42c0-aa67-03191907adad1.jpg?fit=932%2C756&ssl=1 756 932 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2022-09-22 16:40:232022-12-01 17:03:46Сабалан: история восхожденияТоп 5 осенних походов в Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/գլխավոր-նկար-աշնանային-Ռուսերեն.jpg?fit=932%2C756&ssl=1 756 932 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2022-09-20 17:06:222022-10-06 13:33:50Топ 5 осенних походов в АрменииТоп 5 походов Армении
https://i0. wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/Топ-5-походов.jpg?fit=932%2C756&ssl=1 756 932 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2022-09-14 14:06:452022-09-22 17:37:59Топ 5 походов Армении7 дней в Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/07/week-in-armenia-rus-2.jpg?fit=940%2C760&ssl=1 760 940 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2021-07-02 13:48:352021-07-13 10:41:577 дней в АрменииВода как достопримечательность Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/water-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1 760 940 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2021-06-25 12:28:282021-06-28 10:26:54Вода как достопримечательность АрменииОзеро Арпи
https://i0.Топ-7 горных озёр Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/mountain-lakes-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1 760 940 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2021-06-11 13:24:382021-06-15 14:08:21Топ-7 горных озёр АрменииТоп-5 водопадов в Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/top-5-waterfalls.jpg?fit=940%2C760&ssl=1 760 940 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2021-06-04 15:25:022021-06-04 17:52:45Топ-5 водопадов в АрменииАртени
https://i0. wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/Артени-блог.jpg?fit=940%2C760&ssl=1 760 940 armeniangeographic https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png armeniangeographic2021-06-02 12:24:582021-06-02 12:25:43Артени7 языческих праздников, которые мы отмечаем и сегодня | Сквозь Вечность Туры
Праздники языческого происхождения:
- Рождество
- Новый год
- Пасха
- Римская версия Хэллоуина
- 1 мая — День труда
- Крещение или День Трех Королей
- Канун Святого Иоанна
Когда мы слышим или читаем о языческих религий и традиций
Но если мы достаточно любопытны, чтобы просто коснуться поверхности наших «современных» традиций, мы можем быть очень удивлены, обнаружив, что на самом деле нет ничего нового в большинстве праздников, которые мы отмечаем каждый год . Что касается празднеств, обрядов и традиций, то мы буквально ничего не изобретали. Мы продолжаем делать то же самое, что древние римляне делали 2000 лет назад — мы просто называем их другими именами.
Если бы кто-то искренне пожелал вам «весёлого Dies Natalis Solis Invicti », что бы вы ответили? Или что, если кто-нибудь настойчиво спросит вас о ваших планах относительно Kalendae Ianuariae ? Это не звонит в колокол, не так ли? Dies Natalis Solis Invicti и Kalendae Ianuariae , также известные как Рождество и Новый год, — это лишь два из многих праздников, которые мы до сих пор с радостью отмечаем и которые на самом деле восходят к Древнему Риму.
Но почему многие праздники пережили , пусть и в «ребрендинговых» формах? Когда император Феодосий издал Фессалоникийский эдикт в 380 году нашей эры, язычество было объявлено вне закона, а христианская религия стала единственной официальной религией Римской империи. Но для многих римлян, остававшихся преданными Юпитеру и его мифологической команде, переход к новой монотеистической религии был далеко не легким.
И вот Церковь решила заменить важнейшие языческие праздники новыми христианскими праздниками в те же даты — поскольку календарь оставался почти таким же, как и раньше, бывшему языческому населению было намного легче приспособиться к этой новой вере.
Именно таким образом была установлена дата Рождества 25 декабря, чтобы заменить старый Праздник Бога Солнца, и то же самое произошло со многими другими праздниками. Эта стратегия сработала настолько хорошо, что по прошествии столетий даже память о первоначальных языческих празднествах потускнела и была почти полностью забыта.
Но эта захватывающая история по-прежнему очевидна повсюду в Италии, если вы знаете, где искать, и во время наших экскурсий по Риму под руководством экспертов мы любим помогать вам раскрывать эти скрытые истории. Итак, давайте на мгновение отложим в сторону наши праздники, какими мы всегда их знали, и заново откроем для себя эти древние традиции – у нас с ними гораздо больше общего, чем вы думаете!
1.
РождествоМы уже знаем, как мы празднуем 25 декабря , но как древние римляне праздновали свою языческую версию Рождества?
Для древнего римлянина 25 декабря было временем празднования Sol Invictus , Непокоренного Солнца. Бог Солнца почитался под разными именами на огромной территории Римской империи и стал самым важным богом в 3 веке нашей эры. Император Аврелиан построил большой храм для Бога Солнца в Риме и торжественно открыл его прямо 25 декабря 274 года нашей эры. Неудивительно, что самый большой праздник бога Солнца пришелся на этот день в начале зимнего времени: фактически 21 декабря, с зимним солнцестоянием, солнце «побеждает» в битве с тьмой, а световой день медленно увеличивается. . Вот почему такая своеобразная дата, ознаменованная победой света, была занята днями рождения многих богов: Диониса, Геракла, Адониса, Митры и даже Таммуза, древнего месопотамского бога плодородия.
Но 25 декабря было лишь последним днем более чем недельных празднований в Риме, известных как Сатурналии , ведущих к Dies Natalis Solis Invicti, дню рождения Солнца. Начиная с 17 декабря Сатурналии включали множество банкетов и всевозможных вечеринок с семьей и друзьями. В это время все социальные правила были изменены на противоположные, как и на Карнавале , но наиболее важным аспектом Сатурналий был традиционный обмен подарками (как и в наши дни). Самыми популярными подарками по этому случаю были маленькие фигурки богов, сделанные из глины, которые обычно ставили на домашний алтарь: это могло быть источником итальянской традиции Рождества.
Откройте для себя историю Сатурналий в руинах храма Сатурна в нашем туре Римский форум .
2. Новый год
Также для римлян Новый год был очень важной датой, но самое интересное, что изначально римский год начинался не 1 января, а в марте . Это произошло главным образом потому, что март был месяцем, посвященным Марсу, римскому богу войны, который также считался божественным отцом Ромула, основателя Рима. Из-за чрезвычайных обстоятельств военного времени в 153 году до нашей эры консул Квинт Фульвий Нобилиор впервые в истории в исключительных случаях перенес день Нового года на 1 января.
Однако именно Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. со своим юлианским календарем навсегда установил праздник 1 января. Начало года было посвящено очень своеобразному римскому богу: Янусу. Согласно мифологии, Янус был двуликим богом дверей (на самом деле его имя Янус происходит от ianua , «дверь» на латыни), начала и перехода: поэтому первый месяц года, январь , был назван в его честь. В день Нового года римляне совершали процессию на вершину Капитолийского холма, где жрецы приносили в жертву белого быка, чтобы попросить защиты у богов на новый год. Кроме того, первосвященник, Pontifex Maximus, предлагал Янусу пирог из муки, злаков, сыра, яиц и оливкового масла, чтобы вызвать благосклонность бога.
Затем люди праздновали, пируя вместе и надев что-то красное, что должно было принести удачу, здоровье и плодородие .
3. Пасха
Пасха — очень своеобразный христианский праздник, который не приходится на конкретную дату, как все остальные праздники, а основан на лунном цикле : на самом деле он приходится в первое весеннее воскресенье после новолуния. Еврейские корни христианского праздника Пасхи широко известны: христианский праздник на самом деле связан с праздник Песах , который берет свое начало в исходе евреев из Египта.
Но многие традиции, связанные с Пасхой, имеют совершенно иное (и языческое) происхождение: собственно, само слово «Пасха» происходит от имени Эостры , германской богини Весны. Знаменитые пасхальные яйца и пасхальный кролик, который должен доставлять детям конфеты, изначально ассоциировались с Эостре как символы возрождения и плодородия.
А как насчет римлян?
У римлян был весенний праздник примерно 15 марта, посвященный Анне Перенне , довольно малоизвестной богине, которую по-разному отождествляли с луной или с какой-то этрусской богиней-матерью . Самое главное, она была божеством круга года, учитывая, что ее праздник приходился прямо на первый день года по первоначальному римскому календарю. Было принято отмечать трапезу с семьей и друзьями, особенно в лесу, посвященном Анне Перенне. По этому случаю римляне выпивали много вина, так как считалось, что каждая чаша продлевает их жизнь на один полный год. Традиционный способ почитания богини, так как она также ассоциировалась с идея плодородия и возрождения заключалась в том, чтобы пары занимались любовью у реки.
4. Римская версия Хэллоуина
Всем известно, что традиции Хэллоуина произошли от древнего кельтского праздника Самайн , но знаете ли вы, что у римлян было что-то очень похожее и, возможно, даже более жуткое?
В настоящее время у нас есть только один день, посвященный памяти умерших , 2 ноября, в то время как у римлян было несколько случаев в течение года, чтобы попытаться воссоединиться со своими умершими близкими. В феврале неделя с 13 по 22 число была полностью посвящена посещению мертвых, принесению еды в могилы (эта церемония получила название 9 числа). 0006 Feralia , из fero , принести) или даже пообедать у могилы, чтобы составить покойнику хорошую компанию.
Кроме того, у римлян было принято оставлять на могилах черные бобы, символизирующие их слезы.
Также римляне считали, что для того, чтобы быть в мире, мертвые должны время от времени посещать мир живых. Вот почему в некоторые дни они открывали вход в Мундус , глубокую яму, которая, как считалось, была входом в подземный мир, чтобы позволить мертвым получить доступ к миру живых.
Узнайте больше о древних традициях, связанных со смертью и поминовением, в нашем увлекательном туре по Подземному Риму!
5. 1 мая — День труда
Как известно большинству людей, День труда — это праздник, учрежденный в 1894 году в честь рабочих движений и профсоюзов, которые улучшили условия жизни миллионов рабочих. Это кажется очень современным, не так ли? Но это не так! На самом деле 1 мая широко праздновалось и в древние времена. У римлян 1 мая было посвящено Майя , древняя богиня, связанная со стихией огня и плодородием. Весь месяц был — и до сих пор — назван в ее честь.
Интересно, что Майя считалась богиней-матерью, и именно поэтому после христианизации Римской империи Церковь решила преобразовать древний праздник Майи в праздник, посвященный другой небесной матери, Деве Марии .
6. Крещение или День Трех Королей
Каждое 6 января большинство христианских церквей отмечают праздник Богоявления, вспоминая посещение царями-волхвами Младенца Иисуса или, согласно восточной традиции, день крещения Иисуса.
Ритуалы, связанные с этим праздником , различаются от страны к стране и включают в себя традиционные торты, такие как Торт Трех Королей, нанесение мелом на двери дома инициалов королей-волхвов или просто посещение мессы. В Италии Богоявление очень популярно, особенно среди детей, так как оно связано с особым характером итальянского фольклора: Бефана .
Бефана, чье имя на самом деле порча мира Эпифания , маленькая старая ведьма, живущая в горах. В ночь перед праздником она летает на метле и доставляет маленькие подарки, в основном конфеты, хорошим детям: непослушные дети получают только уголь (хотя сейчас уголь делается из сахара, к счастью для непослушных детей). !).
Но кто такая Бефана на самом деле?
Согласно итальянской традиции, ей было 9 лет.0006 дама, которая указала царям-волхвам правильное направление для Вифлеема, но если мы вернемся к римским временам, мы найдем несколько очень интересных преданий, которые могут объяснить, откуда изначально пришли Бефана.
Римляне верили, что в течение двенадцати ночей после зимнего солнцестояния богиня луны Диана в сопровождении двух малоизвестных божеств, Сатии и Изобилия, соответственно, олицетворений сытости и изобилия, летала над полями, чтобы сделать их плодородными. Более того, сам год представлялся старухой, возможно, представляющей саму Мать-природу. Перед смертью она все равно сделает последний подарок людям в виде семян и еды, как обещание, что она родится снова весной.
Судя по всему, она тоже будет доставлять уголь, но не в наказание непослушным детям, а как символ тепла .
Рождество — одно из лучших времен года для посещения Рима: присоединяйтесь к нашему туру «Рим в сумерках» в праздничный сезон, чтобы открыть для себя Вечный город, эффектно освещенный праздничными огнями.
7. Канун Святого Иоанна
Святой Иоанн Креститель имеет несколько интересных рекордов среди святых: он не только наиболее представленный святой во всей истории религиозного искусства, но и единственный святой, которого прославляют на дату его рождения вместо даты его смерти.
Он действительно очень особенный святой , поскольку он подготовил путь для Иисуса, который также был его двоюродным братом. Как и в случае с Иисусом, праздник святого Иоанна приходился на солнцестояние: как рождение Иисуса 25 декабря знаменует возрождение Солнца , так и день рождения Иоанна 24 июня знаменует собой начало заходящего солнца.
Сочельник Святого Иоанна — один из древнейших христианских праздников: на самом деле христиане празднуют его в эту дату как минимум с IV века. В каждой стране есть свой способ празднования Святого Иоанна, но есть некоторые повторяющиеся элементы, такие как традиционные домашние блюда, такие как ирландское «Гуди», костры или травы, такие как так называемый зверобой, которые должны быть собраны в канун Святого Иоанна, чтобы отпугнуть злых духов.
Но что делали римляне в тот самый день?
В ночь с на 24 июня года римляне собирались вокруг костров в сельской местности и всю ночь танцевали, пировали и пили в честь Фортуны, богини удачи.
Она была очень популярной богиней, особенно среди бедняков, которые постоянно пытались угодить ей предложениями или жертвами, надеясь на удачу: но Фортуна была коварной богиней, которой было очень трудно угодить.
Это всего лишь семь основных праздников, основанных на римских традициях, которые мы отмечаем до сих пор, но их гораздо больше… более чем достаточно, чтобы мы поняли, что нет ничего нового под солнцем!
Если эта статья показалась вам интересной, обязательно ознакомьтесь с полным спектром туров, которые мы предлагаем в Италии на нашем сайте — наши опытные гиды помогут оживить эти увлекательные места!
Автор Франческа Романа Валенте, археолог и лицензированный гид в Риме
7 Языческие праздники, принятые христианством
Язычество — древняя религия, которая была распространена в Риме до того, как христианство было принято в качестве официальной римской религии. В отличие от христианства, язычники верили в то, что несколько богов управляют определенными аспектами жизни. И из этих верований произошли языческие праздники. Языческие праздники — это дни празднований, которые язычники часто посвящали своим многочисленным богам или празднованию различных слоев общества среди своих последователей.
Итак, вы можете подумать: «W какие языческие праздники переняли христиане, которые также праздновали древние римляне? Возможно, вас удивят некоторые дни в этом списке! Некоторые из самых популярных языческих праздников включают Рождество, Новый год, Пасху, римскую версию Хэллоуина, 1 мая (День труда), Крещение и канун Святого Иоанна.
Пришло время более подробно рассмотреть некоторые из этих популярных праздников, которые отмечают христиане во всем мире. Давайте рассмотрим 7 самых популярных языческих праздников, принятых христианством.
Рождество
Sol Invictus, бог солнца Римской империи. Хотя римляне не праздновали Рождество в том виде, в каком мы его знаем, они праздновали рождение бога солнца 25 декабря.Все мы знаем о Рождестве и о том, почему его отмечают, верно? Рождение Иисуса Христа, спасителя и тезки христианства. Но это христианская версия праздника. Чтобы узнать, как Рождество праздновалось как языческий праздник древними римлянами, исповедовавшими политеизм, нам нужно вернуться в 3 век.
Раньше для язычников Рождество было празднованием бога солнца Sol Invictus. В конце 3-го века римский император Аврелиан построил массивный храм, чтобы угодить Sol Invictus, и он был открыт, как вы уже догадались, 25 декабря. Итак, как языческий праздник Рождество — это празднование «рождения» бога солнца Sol Invictus. Эти древние римляне знали этот день как Dies Natalis Solis Invicti, что переводится как «день рождения Непобедимого Солнца».
25 декабря считалось днем рождения бога солнца из-за его близости к зимнему солнцестоянию. Как вы, возможно, знаете, зимнее солнцестояние (21 декабря) — самый короткий день в году, после которого дни становятся все более и более солнечными. По этой причине древние римляне считали, что это время, когда солнце побеждает в битве с тьмой, отсюда и название Непобедимое Солнце.
С зимним солнцестоянием как истинным фокусом языческий праздник Рождества длился неделю, разделяя солнцестояние и добавляя четыре дня до и четыре дня после. Итак, языческое празднование началось 17 декабря, накануне солнцестояния. После того, как Непобедимое Солнце выиграло битву 21 числа, четыре дня спустя празднование закончилось и завершилось ликованием и обменом подарками 25 декабря. Это немного отличается от того, что празднуют на Рождество в наши дни!
День Нового года
Статуя Юлия Цезаря, создавшего юлианский календарь в 46 г. до н.э., по которому 1 января было днем Нового года.Сегодня мы все празднуем Новый год как первый день нового года (шокирует, мы знаем). Каждый хочет отпраздновать возможность нового года вперед и оглянуться на предыдущий год, хороший или плохой. Хотя этот праздник был принят христианством и большинством других религий и конфессий, во времена Древнего Рима празднование не всегда приходилось на 1 января. Давайте вернемся более чем на 2000 лет назад, чтобы увидеть, как раньше отмечался этот языческий праздник и как он изменился за эти годы.
Первый день нового года даже не всегда был в январе. Это может показаться немного странным, ведь январь — первый день месяца, верно? Что ж, так было не всегда. Во времена Древнего Рима язычники праздновали начало нового года в марте. Это потому, что месяц март посвящен римскому богу войны Марсу. В древнеримской мифологии Марс — небесный отец Ромула. А поскольку Ромул был основателем Рима, Марс пользовался большим уважением. Таким образом, считалось, что новый год начинался в марте.
Это не менялось до 153 г. до н.э., когда римский консул Квинт Фульвий Нобилиор был вынужден перенести Новый год на 1 января из-за смягчающих обстоятельств, вызванных войной. Это не было широко принято в Древнем Риме, и только когда Юлий Цезарь представил свой юлианский календарь в 46 г. до н.э., 1 января официально было установлено как день Нового года. Это потому, что тезка января, Янус, происходит от латинского слова «дверь».
Как бог дверей Янус считался олицетворением новых начинаний и новых возможностей, поэтому было логично, что в первый день его месяца будет отмечаться новый год. На протяжении всего периода принятия христианства в Древнем Риме день Нового года оставался 1 января, и эта традиция сохранилась более двух тысячелетий.
Пасха
Древнеримская языческая статуя, символизирующая плодородие и возрождение.Одним из самых популярных праздников, отмечаемых христианами всего мира, является Пасха. Празднование дня, когда Иисус воскрес из мертвых, это один из самых важных дней христианского календаря. Но христианство — не единственная религия, отмечающая этот праздник, и тот факт, что он не приходится каждый год на одну и ту же дату, восходит к его языческим корням.
То, как христиане сегодня празднуют Пасху, представляет собой комбинацию Великого поста, за которым следует Страстная неделя. Кульминацией всего является пасхальное воскресенье в ознаменование дня воскресения Иисуса. Но в Древнем Риме Пасху праздновали по другой причине: она была основана на лунном цикле, который приходится на первое воскресенье весны после новолуния. Пасха не только следует лунному циклу, но и получила свое название от Эостры, богини весны.
Даже кажущийся безобидным пасхальный кролик и все пасхальные яйца, которые мы знаем и любим, имеют языческое происхождение, восходящее к древнему обществу. Яйца, связанные с Пасхой, изначально ассоциировались с Эостре как символы возрождения и плодородия. Так что, как видите, Пасху не всегда праздновали так, как мы все знаем ее сегодня. За последние пару тысяч лет праздник превратился из своего языческого происхождения в то, что мы все видим сегодня как версию, принятую христианством.
Римская версия Хэллоуина
Хэллоуин — любимый праздник людей всех возрастов во всем мире. Дети разыгрывают трюки или угощения в своих креативных костюмах. Взрослые наряжаются и посещают вечеринки, чтобы отлично провести время. Веселый праздник, правда? За исключением того, что Хэллоуин, который известен большинству людей (31 октября), даже не является настоящим праздником христианства, не говоря уже о гораздо более жуткой версии Хэллоуина времен Древнего Рима.
Начнем с того, что христианский праздник, созданный в память о усопших, — 2 ноября и известен как День поминовения усопших. Хэллоуин на самом деле «Всех Святых; Ева», названный так из-за 1 ноября, Дня всех святых (или Дня всех святых). Поэтому, когда мы думаем о Хэллоуине, почти никто не думает о христианском праздновании Дня поминовения усопших, но это то, что было заимствовано из язычества!
В Древнем Риме их традиции были гораздо более жуткими, чем просто поминовение тех, кто ушел. Язычники несколько раз в течение года чествовали тех, кто погиб. Например, больше недели в феврале (13-22) было посвящено умершим. В эти дни римляне приносили еду на могилы близких в качестве подношения и даже сидели и обедали у могил вместе с духами своих близких.
Мало того, римляне даже верили, что мертвым время от времени нужен доступ в мир живых. Так они откроют врата между подземным миром и миром живых, чтобы мертвые могли ходить среди нас. Если это звучит немного жутко, это потому, что это так! Таким образом, христианское празднование Хэллоуина очень отличается от оригинальной языческой версии, и обе они сильно отличаются от того, что большинство людей думают о сегодняшнем Хэллоуине!
1 мая — 1 мая
Фреска Девы Марии в Соборе Святого Иоанна Крестителя, Турин.Когда вы просматриваете этот список, Первомай может показаться вам странным включением в этот список, поскольку в Великобритании он в основном отмечается как Международный день трудящихся или День труда.
Но какое отношение Первомай имеет к религии? Что ж, праздник 1 мая восходит к Древнему Риму, а позже христиане переняли и трансформировали праздник. Согласно языческим верованиям, 1 мая был днем, посвященным богине плодородия и стихии огня Майе. Как вы могли догадаться по имени, Майя — тезка месяца май, точно так же, как Янус выше — тезка января.
Поскольку эти боги и богини имели такое большое значение для древних римлян, первые дни месяца отмечались в их честь. 1 мая не стало исключением.
Когда христианство стало официальной религией Рима, празднование 1 мая было изменено, чтобы придать больше смысла новой религии. Поскольку Майя считалась материнской фигурой среди римских богов и богинь, празднование 1 мая превратилось в празднование самой материнской фигуры христианства, самой Девы Марии. Несмотря на то, что 1 мая больше не отмечается в честь Майи, эта концепция была принята христианами и использовалась для почитания материнской фигуры их религии.
Крещение или День Трех Королей
Мозаика, изображающая трех волхвов, приносящих дары. Мозаика находится в соборе Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия.Богоявление — или День Трех Королей — широко известный праздник среди современных христиан, а древние римляне отмечали его ежегодно 6 января. Для тех, кто не знает, что такое Крещение, это, по сути, празднование дня, когда три царя-волхва посетили младенца Иисуса после его рождения; в других частях мира он также считается днем крещения Иисуса. Особенно в итальянской культуре Крещение — один из самых важных дней в году.
В Италии Крещение считается самым важным днем курортного сезона. Да, это означает, что это даже больше, чем Рождество. В итальянской культуре большинство семей не обмениваются подарками на Рождество, как во многих других частях мира, а вместо этого ждут до 6 января, чтобы дарить подарки. Это потому, что именно тогда считается, что Бефана — ведьма — ездит на своей метле и дает подарки хорошим детям и уголь непослушным.
Звучит знакомо, правда?
Фонтан Дианы, римской богини охоты.Но языческие истоки праздника не имеют ничего общего с ведьмой, летающей над страной и раздающей дары или уголь, но для Древних римлян он все же был важен. Для римлян 6 января праздновалось после двенадцати ночей после зимнего солнцестояния. В это время считалось, что римскую богиню луны Диану сопровождали олицетворения сытости и изобилия.
Эти божества летали над полями и делали их плодородными на год вперед. Они верили, что наступающий год был олицетворением пожилой женщины, которая на последнем издыхании будет давать пищу и семена итальянскому народу, чтобы обеспечить их в течение всего года. Отсюда и пошла легенда о Бефане для итальянских детей, которая, конечно, тоже очень похожа на Деда Мороза!
Канун Святого Иоанна
Хотя канун Святого Иоанна может быть менее известен даже среди христиан в современном мире, это один из старейших христианских праздников, отмечаемый с 4 века или раньше.
Эта древняя христианская традиция отмечается каждый год 24 июня в память о жизни святого Иоанна Крестителя. Одного из самых известных святых всех времен, Иоанна Крестителя, можно найти во всем мире в произведениях искусства, университетах и даже в качестве тезки многих начальных школ. Крещение Христа в часовне Святого Иоанна Крестителя, базилика Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим, Италия.Но что странно в этом празднике, так это то, что это единственный праздник, который отмечает день рождения святого, а не дату его смерти. Правильно, только один. Его день важен в христианстве из-за сходства между собой и Рождеством. А поскольку считается, что Иоанн Креститель был двоюродным братом Иисуса, важность кануна дня святого Иоанна еще более преобладает.
Подобно тому, как Рождество празднуется после возрождения солнца после зимнего солнцестояния (как вы читали выше), канун Святого Иоанна используется для обозначения заката солнца после летнего солнцестояния. Однако в Древнем Риме канун Святого Иоанна не праздновался как день рождения Иоанна Крестителя, и языческое происхождение 24 июня сильно отличается от христианской версии.