все решает русская скорость и огневая мощь

В начале декабря CNN взорвалось новостью: «Пентагон готовит корабли против России». Американские «ястребы» прямо заявляли — армада США возьмет курс прямиком в Черное море. Их цель — приструнить зарвавшихся россиян, которые посмели законно приструнить украинских нарушителей в Керченском проливе. Некоторые военные эксперты предположили, что «под паруса» может встать знаменитый 6-й флот США.

Однако все эти милитаристские заявления пока — сотрясание воздуха. Не исключено, что «горячие головы» остудила российская субмарина, которая по некоторым данным, взяла курс в Атлантику. Речь идет о подводном ракетном крейсере проекта «Ясень-М», который одним залпом способен пустить ко дну любой авианосец.

Впрочем, наметившееся «шапкозакидательство» может не пройти. Если флот США все-таки решится взять курс к черноморским берегам, их с вероятностью 99% будет сопровождать новейшая американская субмарина SSN-774 Virginia («Вирджиния»). И не одна. И тогда большой вопрос — не превратится ли наш «Ясень-М» из охотника в добычу?

Тихоходный хищник против убийцы-экспресса

SSN-774 «Вирджиния» как проект увидела свет в 1999 году. Ее задача — заменить постепенно стареющий SSN-688 «Лос-Анджелес». Первая «Вирджиния» вошла в строй американских ВМС в 2004 году.

В это же время в России приступили к «разморозке» проекта субмарины четвертого поколения под шифром «Ясень». Он должен был заменить россыпь подлодок, построенных в 70-80 годы: проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Долгожданного первенца нового 885-го проекта под именем К-560 «Северодвинск» флот получил в 2014 году.

На первый взгляд подводные лодки-атомоходы «Ясень-М» и «Вирджиния» — сестры-близнецы. Обе — многоцелевые субмарины, главная задача которых  — вражеские корабли и подлодки.

Однако при ближайшем рассмотрении они очень разные. «Ясень-М» типичный перехватчик — на большой скорости он способен настигнуть даже самые скоростные авианосцы, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Американская «Вирджиния» более тихоходна — она предпочитает подкрасться за счет повышенной шумозащищенности и ударить из черной глубины. Также она способна проводить и диверсионные операции на мелководье — корабль имеет шлюзовую камеру для «морских котиков». Кроме этого, ее чрево может нести необитаемые подводные аппараты и даже сверхмалую подводную лодку.

Разница задач сказывается и на экипажах: у российского подводного крейсера 64 человека против 135 американских.

Победная ставка на новацию

«Звездно-полосатая» SSN-774 «Вирджиния» выполнена по привычной, но уже устаревшей схеме одного цельного корпуса. Такая архаика надиктована экономией. Таким образом «Вирджиния» получилась компактной — водоизмещение всего 7.900 тонн. Для подводной охотницы это, скорее, плюс — при хорошей энергетической установке она легче, а значит — быстрее и маневреннее. Вдобавок, уменьшенный размер усиливает скрытность.

Впрочем, нетипичное желание для оборонки «дяди Сэма» сохранить доллар обернулось потерей — «Вирджиния» из-за корпуса-«недоросля» лишилась целого ряда встраиваемых агрегатов и технологий. Так, новейшая звукоизоляция, которая должна была «глушить» работу механизмов, просто не влезла в отсеки.

«Ясень-М» — подводный зверь совсем в другой шкуре. Корпус российского атомохода из маломагнитной стали будто вложен в носовой части в футляр из специального легкого сплава. Так увеличена обтекаемость и уменьшен подводный шум.

Кроме этого, двойной корпус увеличил внутренний объем российской субмарины. Это позволило разместить «заглушки» на все потенциально шумное на борту, чего из-за тесноты не удалось на североамериканском конкуренте. Теперь турбины, механизмы рулей, различные тяги и валы, шумят гораздо меньше. Плюс корпус «Ясеня» облепили шумогасящей резиной — гидролокаторам «нащупать» огромную российскую лодку водоизмещением в 14 тысяч тонн стало вдвое труднее.

Но главная отличительная черта всего проекта 885 — это «нос» «Ясеня». Мощные гидроакустические комплексы «Иртыш-Амфора» лишили лодку подводной классики — торпедные аппараты ушли на борта.

В итоге, если суммировать все факторы, то российский «Ясень-М» безоговорочно опережает «Вирджинию».

Неравная борьба «ядерных» сердец

Обе подлодки — атомоходы с реакторами нового поколения. Повышенная продолжительность «жизни» активной зоны и паротурбинные установки в виде модулей-блоков серьезно удешевили «сердце» лодок и сделали их обслуживание проще.

Атомный реактор США GE S9G  выглядит технологичнее своего российского коллеги. Он не требует перезарядки после «износа» активной зоны, а утилизируется вместе субмариной — срок его службы по документам равен 33 годам жизни самой «Вирджинии». Собственно, это и есть преимущество — не нужно прерывать боевое патрулирование для перезарядки ядерного топлива в спецбазах.

«Ясень-М» такой роскоши лишен. Российская силовая установка ОК-650В — классический водо-водяной реактор. Правда, он тоже «не лыком шит» — русское атомное сердце помощнее «звездно-полосатого» коллеги. Реактор на россиянине способен «раскочегариться» до 200 мегаватт. Номинал американца — всего 150 мегаватт. С такими показателями «Вирджиния» под водой может позволить себе всего 25-27 узлов. «Ясень-М» в режиме «педаль в пол» способен ускориться до рекордных 35 узлов. В пересчете на «земную» скорость — до 65 км в час.

Но американские инженеры от этих разительных отличий отмахиваются и утешаются объяснением: «Специализация наших лодок — охота за субмаринами врага и диверсионные спецоперации, а для этого скорость не главное». Перед «Ясень-М» цель несколько другая — помимо вражеских субмарин, ему нужно «отработать» по тем же авианосцам, которые как раз и могут скользить по волнам со скоростью в 30 узлов.

Такую солидную разницу в скоростях дает разница в движителях. «Ясень-М» вновь делает упор на классику: один вал вращает один мощный винт. Американцы на «Вирджинии» применили смелую новинку — две турбины работают на специальный водометный движитель, собранный по принципу «архимедова винта». Вращаясь, он выталкивает воду, за счет чего движется вперед или назад, в зависимости от режима. Такая установка идеальна для бесшумности. Но цена за это — низкая скорость хода.

Впрочем, российские инженеры ради тишины на «Ясене-М» пошли на хитрость — на малых скоростях используется гребной электродвигатель. Основная тяговая сила через спецмуфту подключается только на высокоскоростных режимах. Так был нивелирован шумящий винт на малом и среднем ходу.

Следующий важный параметр — глубина погружения — как и скорость, тоже остается за российским «Ясенем». Наша субмарина способна занырнуть на полкилометра! Если поднапряжется, то и до всех 600 метров. Правда, частью характеристик придется поплатиться. «Вирджиния» даже на пределе ниже 300 метров погрузиться не сможет.

Итак, если суммировать все вводные по силовой установке и глубине погружения, то «Ясень-М» безоговорочно на целый корпус вырывается вперед. Впрочем, параметр безшумности пока все так же лучше у SSN-774 «Вирджинии».

Глаза и уши подводников

С самого начала «Вирджинию» планировали сделать самой «глазастой» и «слухастой» подводной лодкой в мире. Для этого в первые субмарины устанавливали гидроакустический комплекс AN/BQQ-10, который способен распознать такого же малошумного конкурента вроде «Борея» или того же «Ясеня» в радиусе до 230 километров. Но из-за тесноты носового отсека пришлось установить компактную AN/BQG-5A. Теперь американская субмарина может распознать подлодку, если та находится не дальше 160 километров.

Про гидроакустику «Ясеня-М» из-за секретности известно немного. Некоторые военные эксперты и электронные СМИ утверждают, что новейшая российская субмарина несет гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он способен засечь североамериканский «Seawolf» или нашего конкурента «Вирджинию» в радиусе 320 километров!

Правда, в ряде источников эту информацию опровергают и, напротив, принижают возможности обнаружения «Иртыш-Амфора-Б-055» до скромных 100 километров.

А вот вопрос связи на российской подлодке ни одним экспертом не оспаривается. Встроенные и буксируемые антенны способны дать устойчивый сигнал на расстоянии в 10 км. До «Ясеня» советские и российские субмарины по параметру связи всегда уступали западным конкурентам.

Теперь, казалось бы, в номинации «гидроакустика и связь» самое время объявить ничью. Однако североамериканский хищник внезапно выставляет свой «джокер» — вместо традиционного телескопа на «Вирджинии» работает телемачта, которая передает картинку в реальном 3D прямо на экраны — и всплывать больше не надо! Наращивает преимущество датчик инфракрасного наблюдения и  лазер-дальномер. Все это дает SSN-774 «Вирджинии» внезапный дополнительный бал в споре с российским «Ясенем».

Крушащий русский кулак из глубин

На «сладкое» будет вооружение наших подводных убийц. Для большинства ракеты «Томагавк» — поистине неприятный «десерт». На «Вирджинии» в зависимости от модификации стоит «пачка», напоминающая револьверный барабан, из 12 или 14 этих крылатых ракет нового поколения. Их «козырь» — способность прямо в полете менять цель и барражировать в ожидании новых целеуказаний.

Если для намеченной цели мощь «Томагавка» избыточна, то в дело можно пустить крылатого собрата поменьше. Малые ракеты «Гарпун» с фугасом в 225 кг «накроют» любой надводный объект на расстоянии до 220 километров.

Но главный ударный упор у SSN-774 «Вирджинии» — 26 полуторатонных торпед Gould Mark 48. Они готовы устремиться к надводным или подводным кораблям на скорости в 100 км в час. Дальность — до 50 км. Уклониться от Mark 48 крайне трудно — если она потеряла цель из виду, то переключается на самостоятельный поиск, захват и атаку цели.

У «Ясеня-М» все наоборот. Главная огневая мощь российской подлодки — восемь вертикальных пусковых установок. Там до поры покоятся 32 крылатые ракеты П-800 «Оникс», противокорабельные тактические Х-35 или «Калибры».

Впрочем, даже обычные торпеды «Ясеня» способны «наделать шума». Так, 30 еще советских 533-мм торпед УСЭТ-80 гарантированно дырявят, точно фольгу, многослойную броню любого западного эсминца, крейсера или авианосца. С ними российская подлодка может вести подводную дуэль сразу с двумя-тремя субмаринами противника.

Когда качество может уступить численности

В нашем «бумажном» противостоянии подлодок проекта «Ясень-М» и SSN-774 Virginia сложилась интересная ситуация. С одной стороны мощь оружия и скорость российской субмарины неоспорима — наш подводный ракетный крейсер при схватке «лоб в лоб» имеет больше шансов против «Вирджинии» вместе с авианосной группой американцев. Однако в схватку подлодок внезапно вмешивается численный фактор. Это значит, что «Ясень-М» на равных с армадой из 16 «Вирджиний» тягаться пока не может. Как будет дальше, посмотрим.

zvezdaweekly.ru

«Ясень» готов, на очереди «Ясень-М» — 29 Июля 2010

К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки Ленинградское (позднее — Санкт-Петербургское) МБМ «Малахит” приступило в конце 1980-х годов. Главным конструктором АПЛ стал Б.Н. Пядов.

Основным оружием новой подводной лодки, в соответствии с первоначальными планами, должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс «Оникс”, разрабатывавшийся с середины 1980-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора ГА. Ефремова.

После распада Варшавского договора, а затем — и Советского Союза, геополитическая обстановка в мире существенно изменилась, что не могло не наложить свой отпечаток и на планы в области подводного кораблестроения. Новая военно-стратегическая ситуация и изменение характера угроз потребовали адекватного реагирования со стороны ВМФ.

Кораблями, способными решать задачи в изменившихся геополитических и военно-экономических условиях, должны были стать многоцелевые подводные лодки 4-го поколения проекта 885 (шифр «Ясень”).

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки о 885-го проекта СПМБМ » Малахит” совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор” и 28—м НИИ ВМФ выполнил ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс”, оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия, что существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям.

По теме «Сопряжение” было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети из ПЭВМ всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль” началась работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 км. Это потребовало разработки алгоритмов обработки сигналов, учитывающих особенности распространения их в различных гидроакустических условиях.

Закладка головной АПЛ 885-го проекта, получившей название «Северодвинск”, состоялась 21 декабря 1993 г. на «Северном машиностроительном предприятии” (г. Северодвинск).

АПЛ «Северодвинск” — полуторокорпусного типа, выполненная по одновальной схеме. Прочный корпус изготовлен из высокопрочной стали. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа. В центральной части корпуса лодки размещен ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами.

Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой 4-го поколения, выполненной по интегральной компоновочной схеме (моноблок). Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме (в корпусе моноблока), а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. В связи с тем, что доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, затруднен, подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. Установка удовлетворяет всем современным требованиям по ядерной безопасности.

По сообщению ряда Российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства.

Корабль оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс” со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение АПЛ размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс” (по сообщениям Российских средств массовой информации — 24 ПКР, по три в каждой шахте), противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

По сообщению печати, максимальная дальность стрельбы новыми Российскими крылатыми ракетами, проходящими в настоящее время летные испытания и способными нести как ядерные, так и неядерные БЧ, превышает 5000 км. КР имеют минимальный уровень радиолокационной заметности (соизмеримый с сотыми долями метра) и сверхвысокую точность попадания (порядка 5 м).

650-мм и 533-мм торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности лодки и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из них могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые Екатеринбургским ОКБ «Новатор” (генеральный директор Павел Каменев). О возможностях этих ракет можно составить представление по информации об их экспортных вариантах, представленной на страницах открытой Российской печати.

ОКБ «Новатор” разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э (являющаяся развитием КР «Гранат”) состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой” средствами ПВО ближнего рубежа надводных кораблей. ПКР длиной 8,22 м и стартовой массой 2300 кг имеет дальность стрельбы более 220 км (из них 20 км — на сверхзвуковом режиме). Масса БЧ составляет 200 кг.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 (длина 6,20 м, стартовая масса 1780 кг) отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей дальностью (до 300 км) и более мощной БЧ (400 кг).

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства — ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотометра при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Вышеперечисленные ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа «Северодвинск”, оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника. По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ 885-го проекта будет соизмерим с уровнем американской АПЛ «Си Вульф” (специалисты затрудняются отдать пальму первенства той или иной подводной лодке). В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности, чем ее американский аналог.

Со ссылкой на военно-морскую разведку США сообщалось, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом АПЛ «Северодвинск”, обладающим еще большей, чем проект 885, скрытностью, превосходящей уровень скрытности американских лодок типа «Си Вульф”.


warcyb.org.ru

Первый «Ясень-М»: в Сети появились фото атомного подводного крейсера «Казань»

Впервые обнародованы кадры достраивающейся подлодки модернизированного проекта 08851.

Специалисты Центра анализа стратегий и технологий опубликовали на своей странице bmpd в социальной сети Livejournal снимки новейшей многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) К-561 «Казань», которая в данный момент достраивается на спусковом плавучем доке «Сухона» инженерами «Серного машиностроительного предприятия» (СМП). Данный атомный крейсер является вторым представителем проекта «Ясень» и первым модернизированного проекта 08851 (шифр «Ясень-М»).

Проект данного крейсера разработан конструкторами Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Закладка «Казани» состоялась еще 24 июля 2009-го года в Северодвинске. И только весной этого года ПЛАРК была спущена на воду. Представители главного военного ведомства страны предполагают, что новая подлодка будет передана ВМФ в первом квартале 2018-го года (хотя по условиям контракта церемония передачи была намечена на декабрь нынешнего года).

Ранее подробности проекта «Ясень-М» не раскрывались, однако, судя по фотографиям, разработчики К-561 решили пойти по пути строительства подводного ракетного крейсера проекта 09552 (шифр «Борей-А») «Князь Владимир». Ограждения выдвижных устройств обеих субмарин получили характерный для американских подлодок типа Seawolf и Virginia «наплыв» в передней части. Ранее отечественные подлодки такого класса отличались «скошенной» формой ОВУ. Многие эксперты отмечают, что такая конструкция выбрана с целью уменьшения уровня шумности.

Материал подготовил Петр Архипов

Автор: ПолитРоссия

politros.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *