Адмирал Исороку Ямамото — жизнь и служба адмирала японского флота
Исороку ЯмамотоГоды жизни | 1884 — 1943 |
Место рождения | г. Нагаока, преф. Ниигата |
Гражданство | Японская Империя |
Годы службы | 1901 — 1943 |
Основные события
Вершина карьеры
- Адмирал флота
- Главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи
Награды
- Орден Хризантемы
- Орден Цветов павловнии
- Орден Священного сокровища 1 класса
- Орден Золотого коршуна 1 степени
- Орден Золотого коршуна 2 степени
- Орден Заслуг Красного Креста
- Орден Благодатных (Попутных) Облаков 1 степени (Маньчжоу-го)
- Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями и Мечами
- Кавалер Большого креста ордена Заслуг германского орла
- Кавалер Большого креста ордена Короны Италии
Биография
Исороку Ямамото родился 4 апреля 1884 года в г. Нагаока японской префектуры Ниигата в семье старого, но обедневшего самурайского рода. Имя Исороку, данное при рождении, в переводе со старояпонского обозначало возраст его отца на тот момент, а именно 56 лет. Фамилию Ямамото получил в 1916 году, когда был усыновлён одноименной семьёй. В 24 года Исороку женился. У него было два сына и две дочери.
Русско-японская война
В 1904 году Исороку окончил Академию военно-морского Флота и был отправлен служить на крейсер Nissin в звании кадета. Участвуя в Цусимском сражении, он был ранен при взрыве орудия, в результате чего лишился двух пальцев на левой руке.
Межвоенный период
В 1914 году Ямамото закончил Военно-морской колледж высшего командного состава. Первым кораблем, которым он командовал, стал крейсер Isuzu в 1928 году. Затем Исороку стал заниматься морской авиацией и в декабре 1928 года получил под свое командование авианосец Akagi. В 1930 году, после получения звания контр-адмирала, принимал участие в Лондонской конференции по разоружению в качестве военного эксперта при дипломатической делегации Японии.
Исороку не скрывал свое негативное отношение к идеи войны с США, берлинскому пакту и вторжению в Маньчжурию. Это послужило поводом для неприязни со стороны многих высокопоставленных лиц Японской империи.
Если разовьётся военный конфликт между Японией и Соединёнными Штатами, будет недостаточно захвата Гуама и Филиппин, и даже Гавайских островов и Сан-Франциско. Нам будет нужно маршировать до самого Вашингтона и подписать капитуляцию Америки в Белом доме. Я сомневаюсь, что наши политики (которые говорят о японо-американской войне с такой беззаботностью) уверены в победе и готовы принести нужные жертвы. |
Однако, профессиональные качества Ямамото и его хорошее отношение к подчиненным позволили сделать карьеру во флоте, несмотря на существующие разногласия. 30 августа 1939 года Исороку был назначен главнокомандующим Объединённым флотом.
Вторая мировая война
Ямамото сыграл очень важную роль в Второй мировой войне в целом и в том, как в неё вступила Япония в частности. Именно он разработал план нападения на Пёрл-Харбор и добился его воплощения в жизнь. Несмотря на свое отношение к предстоящей войне, он понимал, что не в силах предотвратить неизбежное. Поэтому, будучи преданным офицером, постарался сделать всё чтобы Япония имела шанс победить. Создание первого Воздушного Флота из 6 самых крупных авианосцев, влияние на военно-морскую стратегию Японии, вклад в развитие авиации — это только часть заслуг Ямамото.
Гибель
Влияние Ямамото на ход войны и боевой дух флота было настолько высоко, что в апреле 1943 года по приказу Рузвельта был осуществлен план по его устранению. Расшифровав радиопереговоры о планах перемещения адмирала, 18 апреля американцы отправили эскадрилью истребителей на перехват бомбардировщика, на котором перемещался Исороку во время инспекции войск на Соломоновых островах. Группа прикрытия не смогла противостоять превосходящим силам врага и самолет адмирала был сбит и взорвался, упав в джунгли.
Хронология получения званий
Образ в искусстве и медиа
См. также
Литература и источники информации
- Хироюки Агава Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор.. — Центрполиграф, 2003. — ISBN 5-9524-0195-3
- Хаттори Такусиро Япония в войне 1941-1945. — Полигон, 2003. — 131 с. — ISBN 5-89173-144-4
Ссылки
Галерея изображения
во время русско-японской войны (1905 г.)
На Nagato в начале 1940х гг.
Последнее фото (апрель 1943 г.)
Надгробный камень
wiki.wargaming.net
Коллекция «Ямамото Исороку» — Global wiki. Wargaming.net
0
Броненосный крейсер Nisshin
Nisshin был одним из десяти знаменитых броненосных крейсеров типа Garibaldi, построенных в Италии, а служивших в четырёх флотах мира. Заложенный по заказу Аргентины, крейсер в преддверии конфликта на Дальнем Востоке предлагали купить России, однако после её отказа будущий Nisshin в спешном порядке приобрела Япония. При скорости около 20 узлов корабль был защищён 152-мм броневым поясом и вооружён четырьмя 203-мм и четырнадцатью 152-мм орудиями.
Неукомплектованный крейсер в экстренном порядке вместе со своим систершипом перегнали в Японию, куда он прибыл в феврале 1904 года в первые дни войны с Россией. Спустя два месяца Nisshin уже принимал участие в боевых операциях. В январе 1905 года Исороку Такано, только что окончивший Военно-морскую академию, был назначен на Nisshin артиллерийским офицером. Состоявшееся в мае того же года Цусимское сражение стало первым серьёзным испытанием для будущего флотоводца.
Бронепалубный крейсер Soya
Бывший русский крейсер «Варяг», затопленный экипажем после боя с эскадрой адмирала Уриу в январе 1904 года, был поднят японцами, переименован в Soya и, после длительного ремонта и модернизации, в 1907 году введён ими в состав флота. Водоизмещение крейсера составляло 6500 т., скорость хода после модернизации энергетической установки – 22,7 узла. Вооружение: 12 русских 152-мм орудий и 12 английских 76-мм пушек.
Soya входил в состав учебной эскадры, главным предназначением которой была практическая подготовка будущих офицеров Императорского флота. Лейтенант Такано служил на кораблях эскадры в качестве офицера-инструктора с июня 1908 по июль 1910 года, сначала на крейсере Aso (бывший русский «Баян»), а с июля 1909 года – на крейсере Soya. За это время ему довелось поучаствовать в больших манёврах флота и в двух продолжительных заграничных плаваниях с посещением портов Северной Америки, Австралии и стран Юго-Восточной Азии. 2
Лёгкий крейсер Kitakami
Лёгкие крейсера типа Kuma были спроектированы в Японии в конце Первой мировой войны в ответ на строительство американских крейсеров типа Omaha. Четвёртым кораблём в серии стал Kitakami. Водоизмещение его при вступлении в строй в 1921 году составляло 5500 тонн, скорость – более 35 узлов, основное вооружение – семь 140-мм орудий и четыре двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Вернувшись из США, где он находился в качестве военного представителя, капитан 2 ранга Ямамото в августе 1921 года был назначен старшим офицером на только что вступивший в строй лёгкий крейсер Kitakami. Карьера талантливого офицера складывалась таким образом, что он редко задерживался на одной и той же должности, и вот уже в декабре 1921 год спустя лишь четыре месяца Ямамото был назначен инструктором Высшей военно-морской академии Императорского флота Японии, которую сам же закончил за несколько лет до этого.
Авианосец Akagi
Akagi изначально был заложен как линейный крейсер, однако после Вашингтонской конференции, на которой были введены жёсткие рамки на строительство новых линкоров, было решено достроить корабль в качестве авианосца. Вступил в строй в 1927 году. Водоизмещение, до модернизации 1935 года, – около 27000 т., скорость хода – 31 узел, броневой пояс – 152 мм, авиагруппа – 60 самолётов. Десять 200-мм орудий составляли в первые годы службы основное артиллерийское вооружение корабля.
После непродолжительного командования лёгким крейсером Isuzu Исороку Ямамото в декабре 1928 года был назначен командиром авианосца Akagi – на тот момент одного из крупнейших кораблей в своём классе. Будучи поборником строгой дисциплины, Ямамото, тем не менее, быстро завоевал любовь и уважение всей команды.4
Авианосец Kaga
5
Линейный корабль Nagato
Nagato проектировался в годы Первой мировой войны в соответствии с концепцией «быстроходного линкора». Основное вооружение его должны были составить восемь 410-мм орудий, созданные в ответ на появление в Великобритании и США новых мощных корабельных артиллерийских систем. Главный броневой пояс линкораимел толщину 300 мм. В 1920 году Nagato вступил в строй, а в середине 1930-х годов прошёл масштабную модернизацию.
6
Линейный корабль Yamato
Легендарный суперлинкор проектировался в середине 1930-х годов с целью превзойти все линкоры потенциальных противников, в первую очередь США, которые могли быть построены в ближайшие десять лет. Строился Yamato в обстановке строжайшей секретности, вступив в строй в первые недели войны на Тихом океане в декабре 1941 г.
Адмирал Ямамото перенёс свой флаг на завершавший дооборудование Yamato в феврале 1942 года. В течение целого года он руководил действиями Объединённого флота с борта самого большого военного корабля в мире. В конце мая 1942 года японские линейные корабли во главе с Yamato вышли в море для поддержки ударного авианосного соединения под Мидуэем. Операция «Ми» завершилась гибелью четырёх японских авианосцев, обозначив конец победоносного наступления Японии по Тихому океану. На борту Yamato адмиралу Ямамото пришлось пережить горечь ещё одного поражения – кампании на Гуадалканале, окончательно обескровившей японский флот.7
Линейный корабль Musashi
Систершип знаменитого Yamato был заложен в 1938 году, а вступил в строй летом 1942 года. Водоизмещение корабля составляло более 63000 т., из них треть приходилось на вес брони. Главный калибр линкора был представлен самыми мощными корабельными орудиями в мире – девятью 460-мм пушками. Ямамото, державший впоследствии свой флаг на обоих кораблях, в период своей службы в Морском министерстве возражал против строительства дорогостоящих гигантов Musashi и Yamato, считая такой расход ресурсов неоправданным.
В феврале 1943 года Musashi прибыл на главную базу японского флота на остров Трук. Новейший линкор был специально оборудован в качестве флагманского корабля, и потому Ямамото немедленно по прибытию на Musashi перенёс флаг на него. Через несколько недель адмирал отправился в роковую поездку в Рабаул. В мае 1943 года прах погибшего Ямамото был доставлен в Японию на борту его последнего флагмана – линкора Musashi.wiki.wargaming.net
Достать Ямамото! | Warspot.ru
«Достаньте Ямамото!» – так звучала личная просьба президента США Франклина Делано Рузвельта к Франклину Уильяму Ноксу, министру ВМС, положившая начало подготовке к операции под кодовым названием «Vengeance» («Месть»)
После налета японской авиации на базу флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года американцы всей душой жаждали мести – погибло почти 2500 американских солдат и еще почти 1500 получили ранения различной степени тяжести. Но сильнее всего США оскорбило то, что уже в первый день войны они потеряли господство в Тихом океане, и теперь никто не мог оказать японцам более-менее серьезного сопротивления и остановить их продвижение. В США было известно, кто архитектор этой болезненной и позорной оплеухи – адмирал Исороку Ямамото. Каждый добропорядочный гражданин США ненавидел главнокомандующего объединенным японским флотом, а пресса, в угоду рейтингам, подогревала эту истерию провокационными и не совсем правдивыми заявлениями о том, что Ямамото дал клятву продиктовать американцам условия их капитуляции, сидя в Белом доме. Конечно же, после всего этого адмирал стал врагом номер один для США. Целью командования военно-морских сил стало его физическое уничтожение.
На руку сыграл козырь, который не удалось применить в Перл-Харборе – японский военный код JN-25, который удалось расшифровать. Благодаря ему была одержана победа в сражениях за атолл Мидуэй и Гуадалканал. Информационному управлению при ВМС США 14 апреля 1943 года удалось перехватить шифровку, где содержались детали визита адмирала Ямамото с инспекцией на юг Тихого океана. В этом был замечен прекрасный шанс для отмщения. В перехваченной шифровке говорилось, что главнокомандующий прибудет на остров Бугенвиль 18 апреля в 08:00 на борту бомбардировщика «Мицубиси» G4M «Бетти», который будут сопровождать шесть истребителей «Мицубиси» A6M «Зеро», а уже в 08:40 на борту сторожевого корабля он отправится со своей проверкой на Шортлендские острова. Американское командование знало, что их враг является крайне пунктуальным человеком, поэтому срывов графика они не опасались.
Получив результаты расшифровки и соображения разведки по этому поводу, министр Нокс передал их адмиралу Честеру Уильяму Нимицу, и тот совместно с командующим южно-тихоокеанской группой Ульямом Халзли-младшим приступил к разработке операции. Командование приняло решение о перехвате японского адмирала в воздухе, так как в этом случае у него было меньше шансов спастись. Для операции отобрали лучших американских пилотов, которых разбили на две группы. Первая группа, названная «Отряд убийц», состояла из четырех самолетов. Ее возглавил лейтенант Томас Ланфьер. Помимо него в группу вошли лейтенант Барбер, лейтенант МакЛанаган и лейтенант Мур. Эти люди были готовы, невзирая ни на что, уничтожить самолет Ямамото. Вторая группа, под руководством майора Митчелла, состояла из 14 истребителей. Они должны были обеспечить прикрытие ударной группы. В качестве орудия возмездия были выбраны истребители дальнего действия «Локхид» P-38 «Лайтнинг». Эти машины могли преодолеть расстояние почти в 450 миль до Бугенвиля и обратно. К тому же истребители были хорошо вооружены (четыре 12,7-мм пулемета и 20-мм пушка). Помимо основных топливных баков емкостью в 300 галлонов самолеты оснастили дополнительными баками емкостью 165 галлонов.
План был таков: все расстояние до цели обе группы самолетов должны были идти на высоте 10 м, соблюдая радиомолчание (для предотвращения обнаружения). По прибытии в расчетную точку ударная группа должна была набрать высоту в 3000 м, а группа прикрытия подняться на 6000 м. Атака должна была проходить с солнечной стороны. Согласно приказу, никто не мог выйти из боя, пока не будет уничтожена цель. Также, на случай крушения, каждому летчику выдали внушительную сумму денег для расчета с местным дружественным населением. До самого последнего момента американские пилоты не знали, на кого конкретно им придется охотиться.
В день операции, перед самым вылетом, самолет лейтенанта Мура был поврежден и не смог взлететь, а в самолете МакЛангана произошли проблемы с подвесным баком, вследствие чего он был отправлен обратно на базу. Выбывших заменили два самолета из группы прикрытия. Американцам удалось прибыть на место вовремя и первыми заметить японцев, но и здесь их ждал неприятный сюрприз – цель оказалась на полтора километра выше, чем предполагалось, а атака снизу лишала американцев преимущества в скорости. Но и это было лишь полбеды: японских бомбардировщиков оказалось два! Времени решать, в каком из них летит Ямамото, не было, так как в плане на атаку было отведено всего пять минут – иначе не хватило бы топлива на возвращение. Митчелл отдал приказал ударной группе ликвидировать оба самолета, а своей группе приказал взять на себя эскорт. Однако и без того нервозная ситуация осложнилась еще и тем, что один из самолетов, заменивший выбывших в ударной группе, не смог сбросить дополнительный бак и, тем самым, рисковал быть сбитым из-за большой потери в скорости. Ему и еще одной машине приказали выйти из боя. Теперь расклад был следующим: два «Лайтнинга» против двух бомбардировщиков.
Схема движения американцев (зеленая) и японцев (красная) 18 апреля 1943 года (http://www.donhollway.com)Американцам повезло – японцы не заметили их присутствия. Поэтому «Зеро» не изменили курс до тех пор, пока лейтенант Ланфьер не оказался с ними на одной высоте. Только тогда они перестроились и метнулись навстречу, а другое звено заняло позицию между «Бетти» и американцами.
Согласно официальной версии, события развивались следующим образом: Ланфьер поймал идущего на него «Зеро» в прицел, но промахнулся, слишком рано открыв огонь. Ответная трасса противника тоже не достигла цели. Следующая очередь командира угодила в крыло ведущего самолета японцев, от чего он взорвался. Ведомые «Зеро», не ожидая такого поворота, проскочили мимо. Это позволило американскому асу, не сбрасывая скорости, бросить свою машину в пике для перехвата двух «Бетти», которые, снизившись до верхушек деревьев, уже взяли курс на базу. То же самое сделал и Рекс Барбер. Отчаянно желая выполнить задание, Ланфьер пренебрег повисшими на его хвосте еще тремя «Зеро», зато успел поймать нужный момент и дать две длинных очереди из всех стволов. Первой очередью он вывел из строя правый двигатель бомбардировщика, а второй поджег самолет. Японский бомбардировщик не был оснащен системой пожаротушения, и через пару мгновений горящий самолет зацепил деревья, с грохотом развалившись на части. Второй бомбардировщик стал жертвой Барбера – миссия была выполнена. Однако Ланфьер все еще был в опасности, имея на хвосте трех противников. Услышав по радио просьбу о помощи, майор Митчелл со своей группой отсек японцев от лейтенанта. После этого противники решили не испытывать судьбу и вышли из боя. По пути домой американцам пришлось выдержать еще одно небольшое столкновение с японскими перехватчиками, в результате чего был сбит один самолет из группы прикрытия.
Однако по возвращении домой сам лейтенант Ланфьер рассказал другую версию развития событий. Согласно его показаниям, вступив в бой, он подбил один японский истребитель. Затем заметил, как дымящийся бомбардировщик противника начал падать на остров, но в последний момент пилоту «Бетти» удалось выровнять самолет и продолжить полет. Только после этого американец бросился в погоню и добил самолет Ямамото.
Несмотря на то, что главным героем этой операции был признан лейтенант Томас Ланфьер, и его наградили медалью Конгресса, споры о том, в чьем послужном списке должно красоваться имя японского адмирала, не закончены и по сей день. 13 июня 1975 года последний выживший член эскорта японского главнокомандующего Кендзи Йанагия в своем интервью рассказал, что именно очередь «Лайтнинга» Рекса Барбера поразила цель, но, к сожалению, не имея более весомых доказательств, чем разнящиеся показания ветеранов, вряд ли когда-то получится достоверно установить, кто же сбил нужный бомбардировщик.
Участники операции «Vengeance»: третий слева в заднем ряду Томас Ланфьер,посредине в первом ряду Рекс Барбер (http://waralbum.ru)
Вместе с тем это не единственная странность, связанная с операцией «Месть». Согласно показаниям японского лейтенанта Хамасука, возглавлявшего спасательный отряд, на следующий день после воздушного боя к северу от заставы Буин было обнаружено тело адмирала Ямамото. Лейтенант утверждал, что адмирал сидел пристегнутый к креслу, наклонив голову, как будто в раздумьях, а его рука сжимала катану. По официальной версии коронера враг США номер один погиб от двух пулевых ранений (в плечо и в нижнюю челюсть с выходом над правой бровью), которые были причинены пулями «кольт-Браунингов», установленных на «Лайтнинге». Однако если верить неофициальной версии, то после крушения главнокомандующий получил лишь небольшую ссадину, а пулевые ранения, которые стали причиной смерти, Ямамото получил уже на земле спустя несколько часов. В качестве доказательства сторонники альтернативной версии приводят несоответствие диаметров пулевых отверстий в теле адмирала с калибром пулеметов американского истребителя, а также бесследно пропавшие с места крушения его погоны и катану. Эту загадку разрешить еще сложнее, чем узнать, кто сбил самолет адмирала, так как тело Ямамото кремировали. Часть праха адмирала захоронили на кладбище в Токио, а другую отправили на древнее семейное кладбище близь храма Чуко-жи в Нагаока.
Хвостовая часть бомбардировщика «Бетти», на котором летел Ямамото (http://bougainville.typepad.com)Чтобы японцы не узнали о том, что их шифр раскрыт, всю информацию по операции «Месть» сразу же засекретили, а газетчикам подкинули утку о случайном свидетеле, который якобы заметил, как Ямамото поднимается на борт самолета на Соломоновых островах. Имена героев тоже держались в секрете, так как близкий родственник одного из участников операции находился в плену у японцев, и такая слава могла бы стать для него смертельным приговором.
Также весьма подозрительным кажется тот факт, что все японские следователи по этому делу очень быстро сошлись во мнении о случайности этого происшествия. Якобы американцы охотились на мелкую дичь, а подбили «дракона». Поэтому было решено не предпринимать каких-либо ответных действий по этому инциденту.
Прах адмирала Ямамото вносят на борт линкора «Мусаси» для доставки на родину (http://wikimedia.org)Несмотря на большое количество загадок в этом деле, большинство японцев твердо убеждены, что Ямамото знал, на что идет, когда планировал инспекцию на юг Тихого океана. Бытует версия, что для него это стало своего рода ритуальным самоубийством – якобы он осознавал, что у Японии не хватит ни ресурсов, ни сил, чтобы победить в этой войне, но сдаться противнику этот потомок самураев считал ниже своего достоинства. В эту версию верится с трудом, так как, исходя из нее, следует, что японский адмирал единственный знал о расшифровке JN-25 американцами, и если это так, то даже с точки зрения японца не доложить об этом командованию, а предпочесть сэппуку – это не геройство, а преступление и трусость.
Как бы то ни было, правительство Японии посмертно наградило Ямамото званием адмирала флота и орденом Хризантемы первого класса, а немецкий Рейх наградил японского адмирала Рыцарским крестом Железного Креста с Дубовыми Листьями и Мечами.
Музейная экспозиция, изображающая место падения самолета Ямамото (http://ww2gravestone.com)Спустя некоторое время после окончания войны на специальной конференции Честер Нимиц, на тот момент уже бывший командующий флотом на Тихом океане, сделал официальное заявление, что фактически уничтожение Исороку Ямамото было заранее спланированной операцией.
В 1960-х годах на месте, где было обнаружено тело адмирала, установили мемориальную доску как дань уважения заслугам главнокомандующего объединенным японским флотом. Части разбившегося самолета, в том числе и кресло, в котором сидел Ямамото, были переданы в различные музеи.
warspot.ru
Ямамото Исороку. 100 великих полководцев Второй мировой
Ямамото Исороку
(04.04.1884—18.04.1943) – японский адмирал. Участник Русско-японской (1904—1905) и Второй мировой (1939—1945) войн
Исороку Ямамото был командующим объединенным японским флотом на первом этапе Второй мировой войны. Умелое сочетание морских и воздушных боевых действий, мастером которых он был, позволило японцам одержать ряд побед, а самому Ямамото прославиться как лучшему адмиралу Японии.
Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года в семье обедневшего самурая, ставшего простым школьным учителем. Родители Исороку носили фамилию Такано, а позднее Исороку взял фамилию своего приемного отца. В 1904 году Исороку окончил военно-морскую академию и почти сразу же после выпуска принял участие в знаменитом Цусимском сражении, где молодой японский военный флот почти полностью уничтожил 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру.
По окончании Первой мировой войны Исороку Ямамото для изучения английского языка был направлен на три года в США в Гарвардский университет. Затем он снова служил в Японии и побывал в качестве наблюдателя на некоторых кораблях европейских стран. Ямамото интересовало все, особенно обеспечение флота горючим, так как он понимал, что в будущей войне этот вопрос займет ключевое место при планировании операций. Вскоре Ямамото становится экспертом по морской авиации – новому виду военно-морских соединений, которым предстояло сыграть решающую роль в морских сражениях на просторах Тихого океана.
В 1925 году правительство вновь направило его в Соединенные Штаты, на сей раз в качестве военно-морского атташе. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил состояние ВМФ США.
Вернувшись на родину в 1929 году, он получил чин контр-адмирала и принял под свое командование авианосец «Акаги».
В 1930 году Ямамото принял участие в Лондонской морской конференции, на которой Японии удалось добиться равной с США и Англией нормы в подводных лодках и достаточно выгодного соотношения в эсминцах и крейсерах. Но и такое положение вещей японцам показалось несправедливым.
Ямамото быстро продвигался по служебной лестнице. В сентябре 1930 года он был переведен в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал Ямамото был назначен командующим 1-м авианосным флотом. А через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.
В отличие от большинства своих сослуживцев Ямамото полагал, что будущее принадлежит военно-морской авиации. Благодаря своему новаторству и умению получать от правительства значительные средства на новые военные программы адмирал создал один из самых мощных и сильных флотов в мире уже к концу 1930-х годов. Ядро нового японского флота составили авианосцы.
К 1939 году большинство военных и политических руководителей Японии стали понимать, что единственным препятствием для завоевания господства в Восточной Азии были США. Ямамото делал все, чтобы подготовить японский ВМФ к успешному решению любых боевых задач. Но в то же время он старался избежать войны и даже выступил против подписания Тройственного пакта с Германией и Италией. Работая в США, он прекрасно понимал, что благодаря мощной промышленности и неограниченным ресурсам эта страна сможет одержать победу над маленькой Японией. Антивоенные заявления Ямамото привели к тому, что в армии начал зреть заговор с целью физического устранения адмирала, раскрытый в июле 1939 года. На вопрос Коноэ, занимавшего в то время пост премьер-министра, о шансах Японии в войне с Соединенными Штатами адмирал честно ответил: «В первые шесть – двенадцать месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится два-три года, у меня нет никакой уверенности в конечной победе». Коноэ отправил Ямамото в море, назначив главнокомандующим Объединенным флотом. Возможно, что этим он хотел сохранить жизнь своему адмиралу.
Адмирал Ямамото проводил в море штабные учения, которые показывали, что японцы имеют шанс добиться перевеса, только нанеся внезапный удар по гавайской базе Пёрл-Харбор, где базировались основные силы Тихоокеанского флота США. Адмирал стал разрабатывать план внезапного нападения на эту базу. Первоначально главная роль в операции отводилась подводным лодкам, применение авиации не планировалось. В августе 1941 года положение изменилось. Ямамото предложил использовать для нападения на Гавайи авианосцы. Решение о начале войны император Японии Хирохито принял 1 декабря 1941 года.
Еще 26 ноября 1941 года флот из шести авианосцев и вспомогательных кораблей под командованием Ямамото отплыл на Гавайи по Северному морскому пути, которым пользовались крайне редко. На борту авианосцев размещалось около 400 самолетов. Перед этим соединением была поставлена задача нанести внезапный удар по Пёрл-Харбору с целью причинения возможно большего ущерба Тихоокеанскому флоту США. Военно-морское командование присвоило этой операции кодовое название «Операция Z». По данным разведки, американский флот находился на своей базе. Однако оперативный план предусматривал нанесение удара по американским кораблям и в случае их выхода из гавани. Согласно плану операции японский флот должен был скрытно подойти к Гавайским островам и уничтожить американские корабли самолетами с авианосцев. Авиации предстояло действовать двумя эшелонами с интервалом в полтора часа. В случае если противник попытается нанести удар или японцы встретят более сильную группировку, следовало провести упреждающий удар. По окончании операции маневренное соединение должно было немедленно возвращаться в Японию для ремонта и пополнения боеприпасов.
Утром 7 декабря с японских авианосцев было совершено внезапное нападение на американский флот в Пёрл-Харборе. Большинство американских самолетов, расположенных на островах, было уничтожено. Японцам также удалось потопить четыре линкора и еще столько же вывести из строя. Кроме того, американцы потеряли крейсер и два танкера, а многие корабли получили серьезные повреждения. Две первые атака японцев были настолько успешными, что адмирал отказался от первоначального намерения нанести удары по докам и нефтехранилищам. За два часа Ямамото удалось нанести американскому флоту тяжелейшее поражение за всю его историю.
Однако главная задача нападения – уничтожение американских авианосцев – выполнена не была. Этих кораблей не оказалось в Пёрл-Харборе, так как в то время они находились на маневрах. И все же японское руководство восприняло почти безупречную атаку Ямамото как триумф.
В январе 1941 года командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото получил из Ставки директиву об основных направлениях наступления японской армии. Императорской армии и ВМФ предстояло захватить Филиппины, Таиланд, Малайю и Сингапур. В соответствии с директивой боевые действия Объединенного флота разбивались на три последовательных этапа: оккупация Филиппин, затем Британской Малайи и в завершение – Голландской Ост-Индии. Для удержания господства на море Ямамото специально создал Южный экспедиционный флот, задачей которого было уничтожение американских и английских кораблей в зоне боевых действий, а также поддержка действий сухопутных сил. Командующим этим соединением стал вице-адмирал Дзисабуро Одзава.
Малайская операция рассматривалась японским командованием как важнейшая при захвате района Южных морей. В ходе ее японцы практически не встретили сопротивления со стороны союзников. Операция закончилась капитуляцией английской крепости Сингапур, после чего малочисленный Восточный английский флот был вынужден покинуть эту базу и выйти в Сиамский залив. В ходе последовавшего 10 декабря сражения японский ВМФ, потеряв всего три самолета, потопил линейный корабль «Принц Уэльский» и линкор «Рипалс», из которых в основном и состояли все военно-морские силы англичан в этом регионе.
На филиппинском направлении, вопреки ожиданиям Ямамото, японцы не встретили кораблей американского флота. Одновременно была развернута широкомасштабная подготовка к наступательным операциям в центральной и южной частях Тихого океана, проведение которых возложили на адмирала Ямамото.
Для этого была выделена оперативная группа Южных морей под командованием вице-адмирала Сигиёси Иноуэ. Эта группа должна была нести дозорную службу, обеспечивать безопасность морских коммуникаций, а также захватить острова Уэйк и базу Рабаул. Авиацией группы были уничтожены американские аэродромы на трех островах, а затем 10 декабря был оккупирован остров Гуам, 22 декабря – Уэйк и через день Рабаул. Поднявшиеся с авианосцев японские самолеты уничтожили авиацию союзников на Соломоновых островах и Новой Гвинее.
К марту 1942 года в результате военных действий на море потери флота США составили 5 линкоров, 2 авианосца, 4 крейсера и 8 эскадренных миноносцев. Немногочисленный в этом регионе английский флот был практически полностью уничтожен. С японской же стороны незначительные повреждения получили всего два крейсера. Складывалось впечатление, что опасность ведения изматывающей затяжной войны миновала.
Морской Генеральный штаб и военно-морское министерство, не желая упускать стратегическую инициативу, настаивали на начале активных действий против Австралии. Но армия выступала за ведение стратегической обороны, отказавшись от захвата новых территорий. Командованию флота в конце концов пришлось согласиться с позицией армии. Был достигнут компромисс, заключавшийся в ведении активных действий на коммуникациях, соединявших США и Австралию, с целью не допустить сосредоточения американских войск в Австралии и последующего нападения на Японию. Для этого было задумано захватить острова Фиджи, Самоа, Новая Каледония и Порт-Морсби.
Порт-Морсби, расположенный в юго-восточной части Новой Гвинеи и являвшийся крупной авиационной и военно-морской базой союзников, прикрывал север Австралии. Начало операции по захвату этой базы Ямамото назначил на 10 мая 1942 года. Но 7 мая самолеты союзников потопили японский авианосец «Сехо», что заставило отложить высадку десанта на несколько дней. На следующий день американцы сильно повредили авианосец «Секаку» и вновь заставили Иноуэ отложить вторжение, теперь уже на неопределенный срок.
В результате двухдневного сражения в Коралловом море американцы одержали свою первую победу над Ямамото. Командующий Объединенным флотом слал адмиралу Иноуэ приказы продолжать операцию, но они так и не были выполнены.
Разработанная морским отделом Ставки операция по захвату Фиджи, Самоа и Новой Каледонии получила название «FS». Но сначала Ямамото хотел захватить остров Мидуэй и Алеутские острова, что вызвало новые разногласия между армией и флотом. Оперативное управление Генерального штаба подозревало, что ВМФ собирается высадить десант на Гавайи. В планах командования раньше рассматривался вопрос о захвате Мидуэя, чтобы потом, создав на нем базу, начать захват Гавайских островов. Только после длительных разъяснений и заверений в том, что захват Гавайских островов в данный момент не входит в планы ВМФ, было получено разрешение на начало операции по вторжению на Мидуэй.
К началу 1942 года США постепенно восполнили потери, понесенные ими в Пёрл-Харборе. Поэтому в японском ВМФ возобладало мнение о необходимости генерального сражения с американским флотом, в результате которого флот противника был бы или уничтожен, или ослаблен настолько, что не смог бы препятствовать проведению операций.
К апрелю 1942 года в районе у острова Хасира в западной части Внутреннего Японского моря стали сосредоточиваться крупные силы японского ВМФ, выделенные для предстоящей операции. Здесь же находился и флагманский линкор «Ямато», на котором располагался штаб адмирала Ямамото. Объединенный флот готовился к решающему сражению.
Флот адмирала Ямамото насчитывал 8 авианосцев, 10 линкоров, 21 крейсер, 9 миноносцев и 15 крупных подводных лодок. Палубная авиация состояла из 352 истребителей «Зеро» и 277 бомбардировщиков. Все эти мощные силы японское командование решило бросить на захват острова. Американцы же располагали лишь 3 авианосцами, 8 крейсерами и 14 эсминцами. Соотношение было один к трем в пользу Японии. Адмирал рассчитывал заставить американский флот выйти из Пёрл-Харбора, двинуться на север к Алеутским островам, а затем попытаться освободить Мидуэй и тем самым угодить в ловушку, расставленную основными частями Ямамото к северу от атолла. Адмирал не знал, что американским шифровальщикам удалось расшифровать коды японского ВМФ и Нимиц, командующий ВМФ США, прекрасно был осведомлен о планах японского командования. Кроме того, японская разведка имела неправильные сведения о числе американских авианосцев, уцелевших после битвы в Коралловом море.
4 июня флот Ямамото приблизился к Мидуэю, однако японцев встретили там американские авианосцы. Устроив японцам ловушку, американские самолеты нанесли удар по кораблям противника и его самолетам, когда те находились на палубах кораблей для заправки и пополнения боеприпасов. В результате сражения американцам удалось потопить четыре из девяти японских авианосцев и положить конец триумфальному шествию Ямамото по Тихому океану. Это стало первым поражением японского флота за 350 лет существования. Война приняла затяжной характер. И хотя американский флот уже был значительно сильнее японского, сам Ямамото оставался наиболее опасным противником на Тихом океане.
Потерпев поражение у острова Мидуэй, японское командование все же не отказалось от борьбы на австралийских коммуникациях. На острове Гуадалканал, входящем в цепь Соломоновых островов, еще в мае 1942 года японцы решили построить аэродром и разместить гарнизон. Но 8 августа 1942 года, еще до окончания строительства, 13 000 американских морских пехотинцев внезапно высадились на острове и захватили авиабазу. Тем не менее японцам удалось удержать за собой западную часть Гуадалканала. Адмирал Ямамото, учитывая серьезность положения, принял решение сосредоточить большую часть своих сил для решительного удара по противнику. 17 августа главные силы Объединенного флота во главе с флагманом «Ямато» покинули Внутреннее Японское море и направились к Гуадалканалу, чтобы поддержать сухопутные части и снова захватить весь остров.
В последующие месяцы вокруг этого небольшого клочка земли развернулись жесточайшие бои. Японцам так и не удалось вернуть аэродром и выбить морскую пехоту США с острова.
В ноябре 1942 года произошли два сражения, в ходе которых обе стороны понесли тяжелые потери, в феврале 1943 года японцы все-таки были вынуждены эвакуировать свои войска с Гуадалканала.
После эвакуации войск сложившаяся обстановка требовала срочной переброски японских войск в юго-восточную часть Тихого океана. Но конвой, сопровождавший резервные части, был полностью уничтожен американской авиацией. Опасность, которую она создавала, становилась все более серьезной. Чтобы положить этому конец, адмирал Ямамото разработал план под кодовым названием «Операция «И». В этой операции приняли участие более трех сотен самолетов. Главнокомандующий прибыл в Рабаул, чтобы лично руководить боевыми действиями.
7 апреля 1943 года 188 японских бомбардировщиков совершили налет на корабли противника, находившиеся у Гуадалканала. В последующие дни действия японской авиации были очень удачными. Но это была последняя операция адмирала Ямамото.
Американское командование уже некоторое время разрабатывало план ликвидации японского адмирала. А когда дешифровщики передали сообщение о предполагаемой поездке Ямамото в части, расположенные на острове, командование решило действовать.
18 апреля 1943 года главнокомандующий отправился из Рабаула в Буин. Самолет, на котором летел Ямамото, был атакован специально обученными и проинструктированными американскими летчиками-истребителями, и после непродолжительного боя он был сбит. Это был единственный случай покушения на жизнь вражеского командующего, предпринятого союзниками во время войны, что свидетельствует о настоящем страхе перед его именем.
В день гибели Ямамото японское руководство произвело его в адмиралы флота. Едва ли ход войны мог измениться, если бы Ямамото остался жив, но его гибель оказалась тяжелой потерей для Японии.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
ИСОРОКУ ЯМАМОТО. 100 великих адмиралов
ИСОРОКУ ЯМАМОТО
Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.
Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно?морскую академию. В Цусимском сражении он получил несколько ранений. Потеря двух пальцев на руке едва не кончилась увольнением со службы. После войны моряк служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли создать флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно?морской штабной колледж, в 1919–1921 годах учился в Гарвардском университете, затем снова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году моряк стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925–1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр?адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией. В 1936–1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго?Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30?х годов адмирал создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.
Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо нанести поражение флоту США, чтобы заставить американцев прекратить экспансию на Тихом океане. Ямамото, хорошо представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осторожно предупредил премьер?министра Коноэ: «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но я должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».
Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское правительство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Пёрл?Харборе. Решающую роль сыграли авианосцы, за развитие которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что этот успех только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.
26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда окончательно выяснилась неудача дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что атака Пёрл?Харбора произойдет после официального объявления войны, но дипломаты передали текст ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев атаковали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; еще 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить лишь авианосцы, которых в базе не было.
В значительной мере успех был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а также настояниям самого Ямамото. В 1939–1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так плохо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла мысль о том, что против кораблей выгоднее применять пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда еще вице?адмирал Ямамото предвидел, что не всегда необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет успешно начать войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как то было в 1904 году с Порт?Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.
Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал найти и уничтожить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, задача была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы «Рюдзе», «Дзуйхо» и «Касуга?мару», но они могли поднять всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей «Зеро» удалось добиться такой дальности, что японцы смогли атаковать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы — к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный корабль «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.
Неудачная попытка взять без поддержки авиации Уэйк, который защищали всего 4 истребителя «Уайлкэт», заставила Ямамото отправить к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Пёрл?Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.
Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост?Индии в январе—марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную роль играла морская и базовая авиация.
В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервые японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7–8 мая удалось потопить «Лексингтон» и повредить «Йорктаун», лишившись всего одного легкого авианосца «Сехо». Они считали сражение в Коралловом море своей победой, однако от высадки на Новой Гвинее в Порт?Морсби пришлось отказаться. Потери опытных летчиков оказались столь велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, ибо «Йорктаун» сыграл большую роль при Мидуэе.
На проходившем в начале мая на борту линкора «Ямато» совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот результат соответствовал тому духу уверенности в победе, который воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что после первых побед смогут принять натиск промышленно более развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие промышленное превосходство США, ожидали, что правительство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако после полосы сплошных успехов было принято решение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.
Налет на Японские острова, который 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца «Хорнет», поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию против Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал далеко на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся уничтожить в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч человек и 1000 самолетов. Японский флот имел преимущество также благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.
В июне 1942 года Ямамото руководил атакой острова Мидуэй, одновременно направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы атаковали остров, неприятельская авиация нанесла удар по японским авианосцам в тот момент, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли один «Йорктаун».
После поражения японское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, через Рабаул к Голландской Ост?Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1?го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2?го до 5?го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа «Хирю» и 5 — типа «Тайхо», однако из?за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.
Тем временем американцы сами перешли в наступление и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.
Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из?за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота мало внимания обращали на строительство воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена действовать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась слишком большая нагрузка. Сразу после многих побед японское командование уступило поле боя американцам. Те особое внимание уделяли созданию цепи авиабаз, с которых успешно действовали против неприятеля. В критический момент не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Трука и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и нанести контрудар.
Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала можно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался сдерживать неприятеля, пока его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично руководил «Операцией I?GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления против Гуадалканала и юго?восточной части Новой Гвинеи.
В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных — меньше, чем при налете на Пёрл?Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось немало таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали самолет. Многие лейтенанты имели не более 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное присутствие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодежь, чтобы она имела шансы выжить после встречи с противником.
Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт?Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, убежденный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.
Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни поражение при Мидуэе, ни потеря Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал брал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он даже при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило впечатление на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая моральный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах победа и поражение будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.
Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе специально подготовленной операции американскими самолетами недалеко от острова Бугенвиль. В день гибели японское правительство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил: «Ямамото был один, и заменить его не может никто».
Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили небольшой камень.
Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось значение авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались строить авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после Того.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Исороку Ямамото | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
山本 五十六 | |||||||||||
Дата рождения | 4 апреля 1884(1884-04-04) | ||||||||||
Место рождения | г. Нагаока (преф. Ниигата, Япония) | ||||||||||
Дата смерти | 18 апреля 1943(1943-04-18) (59 лет) | ||||||||||
Место смерти | Соломоновы острова | ||||||||||
Принадлежность | Японская империя Японская империя | ||||||||||
Род войск | Императорский флот Японии | ||||||||||
Годы службы | 1901—1943 | ||||||||||
Звание | маршал флота Японской империи | ||||||||||
Командовал | Штаб авиации флота Министерство Военно-морских сил 1-я флотилия 1-й военно-морской дивизион[1] | ||||||||||
Сражения/войны | Русско-японская война
| ||||||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
Исороку Ямамото биография — Медицинский справочник
Нет фотоБиография Исороку Ямамото
Карьера: Адмирал
Дата рождения: 4 апреля 1884, знак зодиака овен
Место рождения: Япония
Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.
Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении он получил немного ранений. Потеря двух пальцев на руке чуть не кончилась увольнением со службы. После войны мореходец служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли сотворить флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете, после этого сызнова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году мореходец стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил ранг контр-адмирала. С тех пор Ямамото без малого только занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30-х годов адмирал создал единственный из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.
Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо причинить разгромление флоту США, чтобы приневолить американцев перестать экспансию на Тихом океане. Ямамото, недурственно представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осмотрительно предупредил премьер-министра Коноэ «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны супротив Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепочка побед. Но я должен произнести, что если битва затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».
Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское руководство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Решающую образ сыграли авианосцы, за формирование которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что тот самый счастливый момент только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.
26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда совершенно выяснилась невезуха дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что штурмовая вылазка Перл-Харбора произойдет после этого официального объявления войны, но дипломаты передали контент ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев штурмовали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; ещё 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить только авианосцы, которых в базе не было.
В значительной мере фарт был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а кроме того настояниям самого Ямамото. В 1939-1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так худо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла думка о том, что супротив кораблей выгоднее использовать пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда ещё вице-адмирал Ямамото предвидел, что не вечно необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет благополучно приступить войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как это было в 1904 году с Порт-Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.
Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал сыскать и истребить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, проблема была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы «Рюдзе», «Дзуйхо» и «Касуга-мару», но они могли вознести всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей «Зеро» удалось достичь этакий дальности, что японцы смогли штурмовать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы — к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный судно «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.
Неудачная попытка схватить без поддержки авиации Уэйк, тот, что защищали всего 4 истребителя «Уайлкэт», заставила Ямамото послать к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Перл-Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.
Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост-Индии в январе — марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную образ играла морская и базовая авиация.
В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервой японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7-8 мая удалось потопить «Лексингтон» и повредить «Йорктаун», лишившись всего одного легкого авианосца «Сехо». Они считали сражение в Коралловом море своей победой, при всем при том от высадки на Новой Гвинее в Порт-Морсби пришлось отступиться. Потери опытных летчиков оказались до того велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, потому что «Йорктаун» сыграл большую образ при Мидуэе.
На проходившем в начале мая на борту линкора «Ямато» совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот плод соответствовал тому духу уверенности в победе, тот, что воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что следом первых побед смогут принять натиск промышленно больше развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие индустриальное превосходство США, ожидали, что руководство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако затем полосы сплошных успехов было принято заключение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.
Налет на Японские острова, тот, что 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца «Хорнет», поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию супротив Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал вдали на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся ликвидировать в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч джентльмен и 1000 самолетов. Японский флот имел превосходство кроме того благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.
В июне 1942 года Ямамото возглавлял атакой острова Мидуэй, вместе с тем направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы штурмовали остров, неприятельская авиация нанесла потрясение по японским авианосцам в тот миг, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли единственный «Йорктаун».
После поражения японское руководство было вынуждено отступиться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, посредством Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1-го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2-го до 5-го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа «Хирю» и 5 — типа «Тайхо», при всем при том из-за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.
Тем временем американцы сами перешли в штурмование и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.
Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из-за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота негусто внимания обращали на возведение воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена делать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась излишне большая нагрузка. Сразу потом многих побед японское руководство уступило поле боя американцам. Те особое чуткость уделяли созданию цепи авиабаз, с которых благополучно действовали супротив неприятеля. В критический миг не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Тдесница и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и причинить контрудар.
Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала позволительно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался удерживать неприятеля, покуда его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично возглавлял «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления супротив Гуадалканала и юго-восточной части Новой Гвинеи.
В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных — меньше, чем при налете на Перл-Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось несть числа таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали авиалайнер. Многие лейтенанты имели не больше 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное наличие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодая поросль, чтобы она имела шансы выжить вслед за тем встречи с противником.
Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт-Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, уверенный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.
Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни разгромление при Мидуэе, ни утрата Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал хватал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он более того при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило ощущение на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая нравственный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах виктория и разгромление будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.
Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе нарочно подготовленной операции американскими самолетами близко от острова Бугенвиль. В день гибели японское руководство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил «Ямамото был единственный, и сменить его не может никто».
Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили мелкий булыжник.
Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось важность авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались создавать авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после этого Того.
Вконтакте
Google+
LiveJournal
Одноклассники
Мой мир
mukpomup.ru