Як-9Д Википедия

Як-9.

Як-9 в Музее армии в Варшаве, Польша, 2010 год
Тип истребитель
Разработчик ОКБ имени Яковлева
Производитель Завод № 82 (Москва)
Завод № 153 (Новосибирск)
Завод № 166 (Омск)
Главный конструктор А. С. Яковлев
Первый полёт 1 октября 1942 года
Начало эксплуатации 1942 год
Конец эксплуатации 1950 год
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1942 — 1948
Единиц произведено 16 769
Базовая модель Як-7
 Медиафайлы на Викискладе

Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Производство
  • 3 Оценка проекта
  • 4 Модификации
  • 5 Боевое применение Як-9
  • 6 Страны, использовавшие Як-9
  • 7 Тактико-технические характеристики
  • 8 Память
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

ru-wiki.ru

Самолёт Як-42Д VIP на 40 мест. Характеристики, фото, возможность аренды.

Пассажирский самолет Як-42 предназначен для использования на авиалиниях средней протяженности и на сегодняшний день является одной из самых актуальных и перспективных машин в российской авиации.

В конце 1972 года в ОКБ А.С. Яковлева приступили к разработке самолета, который мог бы стать достойной заменой Ил-18 и Ту-134. Первый вариант модели Як-42 был построен с прямым крылом, и 7 марта 1975 года были проведены летные испытания. Несмотря на то, что испытания прошли успешно, конструкция Як-42 подверглась дальнейшей доработке. Прямое крыло имело больший коэффициент подъемной силы, но скорость самолета не превышала 680 км/ч. Вскоре была выпущена машина со стреловидным крылом, скорость которой достигала 800 км/ч. 22 декабря 1980 года состоялся первый полет с пассажирами на борту, а с 1981 года самолет вышел на международные авиалинии.

Як-42 стал первым российским самолетом, прошедшим полную международную сертификацию и допущенным к полетам без ограничений во всех европейских государствах. Як-42 с успехом эксплуатируется на международных линиях в более чем 130 странах мира даже после ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателя.

После первых же полетов летчиками-испытателями были отмечены отличные пилотажные качества, устойчивость и легкость управления самолетом. Приборы самолетовождения обеспечивают безопасность полетов ночью и в сложных метеоусловиях. В отличие от тяжелого Ил-86, Як-42 не нуждается в новых взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках, что позволяет использовать его практически на любых аэродромах. По данным ФАИ, Як-42 имеет самые высокие показатели безопасности полетов.

Изначально Як-42 был рассчитан на 120 пассажирских мест эконом-класса. VIP-вариант самолета имеет 4 салона: отдельный кабинет для VIP-пассажира и зал для совещаний с диванами, мягкими креслами и удобными столами, а также два салона для сопровождающих лиц, оборудованные комфортными креслами. Во время полета пассажиры могут обсудить деловые вопросы или просто отдохнуть перед предстоящей встречей или конференцией. По уровню оформления салона Як-42 считается самым роскошным среди всех российских самолетов и превосходит ряд европейских аналогов.

Як-42 – идеальный самолет для перевозки групп от 20 до 40 человек в салонах VIP-класса.

www.eastunion.ru

Як-9Д. Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 3

Хотя конструкторы Яков решили, что Як-9 будут летать с двумя баками общей емкостью 350 л, но было ясно, что нужно разрабатывать и дальний истребитель.

В январе 1943 года, когда был разработан Як-9Д, Красная Армия начала марш на запад. Уже тогда, а особенно позже (собственно говоря, до самого конца войны) часто возникали ситуации, когда истребительные полки не могли обеспечивать прикрытие с воздуха быстро наступающим войскам. Новая «девятка» с дальностью более чем 1300 км, стала единственным массовым истребителем, возможно, и не дольнего, но хотя бы увеличенного радиуса действия.

То чем отличалась модификация «Д» от «Т», было прежде всего количество топлива.

В крыльях находились четыре топливных бака: два внешних вмещали в сумме 234 л бензина, а два находящихся ближе к фюзеляжу — 436 л. Второе и третье важные отличия были связаны с иным вооружением — пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и пулемет УБС с 200 патронами. В связи с этим (это существенное различие) кабина пилота не была сдвинута назад (как на модификации «Т») и помещалась в том же месте, где и на оригинальном Як-9.

Государственные испытания длились с 14 января по 16 февраля 1943 года и закончились предложением о начале его серийного производства.

Пустой Як-9Д, несмотря на то, что весил больше чем Як-9Т (примерно на 50 кг) был быстрее на 20 км/час. Причиной лучших характеристик было более высокое качество сборки и улучшенная аэродинамика. Ситуация менялась когда все четыре бака Як-9Д заполнялись бензином. До того как заливалась половина полной заправки, модификация «Д» была еще сравнима с другими Яками-9. На практике, в боевых частях, внешние баки обычно не заправляли. Механики попросту заделывали их заправочные горловины. Субъективной причиной такого поведения было желание пилотов иметь более скоростной и маневренный самолет. Объективной — то, что Якам-9Д редко бывало необходимо 650 л бензина. Данные из боевых частей свидетельствовали, что среднее потребление топлива в одном боевом вылете составляло около 270 л — то есть едва 40 % полной емкости баков.

Это, конечно, не означает, что Як-9Д был не нужным. Имелось большое количество заданий требующих дальних истребителей. А когда таких заданий не возникало, Як-9Д был надежным, быстрым и маневренным фронтовым истребителем. В период с марта 1943 года по июнь 1946 года было изготовлено 3058 Як-9Д.

Як-9 в необычном камуфляже. Точно определить цвета невозможно, предположительно это белый, зеленый и светло-серый. Обтекатель втулки красный, пропеллер не окрашен. Воздухозаборник у основания крыла закрыт.

Як-9 из 5-й воздушной армии генерала С.К. Горюнова. Армия закончила войну в Чехословакии, на аэродромах в Слатине и Медланки, район Брно. Вскоре после войны истребитель превратили в буксируемую мишень. Стандартный серо-темно-серый камуфляж. Даже в конце войны Яки-9 не имели сбрасываемого фонаря. Створки ниши заднего колеса сняты. В конце августа 1945 года лейтенант Г.Н. Кочетов перелетел в американскую оккупационную зону и запросил политического убежища. Однако, американцы отклонили просьбу пилота и предложили ему в 24 часа покинуть оккупационную зону. Тогда Кочетов перелетел в Швейцарию, приземлившись на аэродроме Дюбендорф, под Цюрихом. В декабре 1945 года самолет был возвращен советскому правительству вместе с лендлизовским С-47 Dakota. Перегонят машины из Швейцарии в Советский Союз группа механиков под командованием капитана Кашникова. Позднее Кочетов и авиаконструктор Новиков были выданы СССР швейцарским правительством в обмен ни сотрудников Красного Креста.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Антология Як

Модификации:

Як-9
Як-9 М-106
Як-9Т (Як-9-37)
Як-9Д
Як-9П М-105ПФ
Як-9ПД
Як-9Р
Як-9ТК
Як-9К
Як-9Б (Як-9Л)
Як-9ДД
Як-9М
Як-9М ПВО
Як-9В
Як-9В беспилотный
Як-9 «Курьерский»
Як-9С
Як-9У ВК-105ПФ
Як-9У ВК-107А
Як-9УТ
Як-9УВ
Як-9П ВК-107А
Як-9 с ВРДК
Як-9УМ
S-49

Як-9

Фронтовой истребитель с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П. Создан на базе опытного истребителя Як-7ДИ. Серийный самолет имел следующие отличия от Як-7ДИ: число бензобаков уменьшено с четырех до двух; запас горючего уменьшен с 500 кг до 320 кг; запас масла уменьшен с 50 до 26-30 кг; сняты бомбодержатели для наружной подвески бомб. Вооружение — одна мотор-пушка ШВАК (120 снарядов) и один синхронный пулемет УБС (200 патронов).

Як-9 выпускался серийно на заводе №153 с октября 1942 г. по февраль 1943 г (195 экземпляров) и заводе №166 с января по август 1943 г. (264 экземпляра). Всего выпущено 459 самолетов.

Як-9 М-106

Як-9 М-106 представлял собой модификацию серийного Як-9 с установкой более мощного двигателя М-106-1ск. Двигатели были полностью взаимозаменяемы, поэтому не требовалось никаких переделок моторамы, капотов или других элементов конструкции самолета. Модификация была произведена в октябре 1942 г. Заводские испытания проводились с 17 ноября 1942 г по 20 января 1943 г, госиспытания — с 27 января по 11 февраля 1943 г. Из-за недоведенности двигателя самолет серийно не строился.

Як-9Т (Як-9-37)

Як-9Т с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ представлял собой модификацию серийного Як-9 с установкой более мощного вооружения. Вооружение Як-9Т состояло из мотор-пушки ОКБ-16 11П-37 (НС-37) калибра 37 мм (32 снаряда) и одного синхронного пулемета УБС (220 патронов). Ствол пушки выступал из кока винта на 160 мм и общая длина самолета увеличилась до 8,66 м. Для размещения казенной части пушки и сохранения центровки в допустимых пределах кабина летчика была сдвинута назад на 400 мм. Кроме того, был усилен силовой каркас фюзеляжа в передней части.
Опытный экземпляр Як-9Т был построен в январе 1943 г. Он проходил испытания вооружения в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения) с 10 января по 12 февраля 1943 г. и летные испытания в НИИ ВВС с 15 февраля по 4 марта.

Як-9Т строился серийно на заводе №153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г. Всего выпущено 2748 самолетов.

Як-9Д

Як-9Д с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П представлял собой модификацию серийного Як-9 с увеличенной дальностью полета. Это достигалось путем установки четырех бензобаков на 480 кг (вместо двух на 320 кг). Запас масла был увеличен до 48 кг (вместо 25 кг). Полетная масса возросла до 3117 кг. За счет улучшения аэродинамики скорость увеличиась на 20-23 км/ч.
Опытный экземпляр Як-9Д был построен в январе 1943 г. Он проходил госиспытания в НИИ ВВС с 14 января по 26 февраля 1943 г.
Як-9Д выпускался серийно с марта 1943 г. по июнь 1946 г. Всего выпущено 3058 самолетов.

Як-9П М-105ПФ

Як-9П с двигателем М-105ПФ представлял собой модификацию серийного Як-9 с установкой более мощного вооружения. В данной модификации синхронный пулемет был заменен на синхронную пушку ШВАК (175 снарядов). Кроме того были произведены незначительные изменения в планере, винтомоторной группе и спецоборудовании.
Як-9П был построен ОКБ в марте 1943 г. Он проходил госиспытания в НИИ ВВС с 17 по 28 апреля 1943 г. Як-9П серийно не строился, так как к тому времени было признано более целесообразным использовать пушечное вооружение более крупного калибра.

Як-9ПД

Высотный истребитель-перехватчик, предназначенный для работы в системе ПВО. Представлял собой модификацию серийного Як-9Д с установкой высотного двигателя М-105ПД с двухступенчатым нагнетателем Э-100 В.А. Доллежаля. Вооружение Як-9ПД — одна мотор-пушка ШВАК (120 снарядов).
Изготовление войсковой серии из 5 самолетов Як-9ПД было закончено 20 апреля 1943 г. Самолеты проходили войсковые испытания в 12 ГвИАП 6 ИАК ПВО с 16 апреля по 25 июня 1943 г. В виду несоответствия высотных характеристик требованиям ВВС, предпринимались попытки модернизации Як-9ПД.

31 июля 1943 г. был выпущен Як-9ПД с доработанным двигателем М-105ПД. В конструкцию самолета внесены следующие изменения: крыло увеличено по размаху на 1,0 м и по площади на 0,65 кв.м.; сняты протекторы бензобаков, уменьшен боекомплект пушки со 120 до 110 снарядов, сняты храповик кока винта, весовая компенсация элеронов и др. Его испытания проходили в ЛИИ с З августа по 18 октября 1943 г. Ввиду проблем с эксплуатацией двигателя в процессе испытаний он был заменен на М-106ПВ. Однако работа и этого двигателя была неудовлетворительной.
В 1944 г. на серийный Як-9У ВК-107А был установлен двигатель М-106ПВ. Производство самолета было закончено 20 апреля 1944 г. Заводские испытания проводились с 27 по 30 апреля 1944 г. Позднее было осуществлено переоборудование 30 серийных самолетов под двигатель М-106ПВ.

Як-9Р

Разведывательный вариант Як-9Р представлял собой модификацию серийных Як-9 или Як-9Д путем установки фотооборудования. Фотоаппарат устанавливался на специальном кронштейне в заднем отсеке фюзеляжа и предназначался для плановой аэрофотосъемки. Як-9Р выпускался в вариантах ближнего (на базе Як-9) и дальнего (на базе Як-9Д) разведчиков, отличавшихся друг от друга фотооборудованием, вооружением и запасом горюче-смазочных материалов. Самолет выпускался небольшими сериями или модифицировался непосредственно в строевых частях силами ПАРМов по чертежам ОКБ.

Як-9ТК

Як-9ТК являлся модификацией Як-9Т и отличался от него возможностью установки четырех вариантов мотор-пушек: ШВАК (20 мм), ВЯ-23 (23 мм), НС-37 (37 мм) и НС-45 (45 мм). Для установки различных мотор-пушек необходима была замена узлов крепления пушек, газоотводных труб, агрегатов питания оружия (патронных коробок, гильзо- и звеньеотводов и др.) и шлангов пневмосистем. Монтаж пушек был возможен в полевых условиях при наличии соответствующего комплекта оружия и узлов к нему.
Як-9ТК проходил госиспытания в НИИ ВВС в октябре 1943 г. Як-9ТК серийно не строился.

Як-9К

Як-9К представлял собой модификацию серийного Як-9Т путем установки пушки НС-45 калибра 45 мм (29 снарядов). Для уменьшения отдачи ствол был снабжен дульным тормозом, выступавшим из кока винта на 370 мм, вследствие чего общая длина Як-9К увеличилась до 8,87 м. Кроме того, на Як-9К был увеличен запас топлива до 475 кг за счет установки в крыле четырех бензобаков.
Опытный экземпляр Як-9К был изготовлен в декабре 1943 г. Госиспытания проходили в НИИ ВВС с 12 января по 8 апреля 1944 г. В серии было выпущено 53 самолета.

Як-9Б (Як-9Л)

Истребитель-бомбардировщик Як-9Б представлял собой модификацию серийного Як-9Д. За кабиной летчика были оборудованы четыре бомбоотсека, расположенные попарно один за другим в виде труб для подвески четырех фугасных бомб ФАБ-100 или четырех кассет с противотанковыми авиабомбами ПТАБ массой 1,5 кг по 32 бомбы в каждой кассете. Стенки отсеков были наклонены назад под углом 75° к продольной оси самолета. Снизу каждый отсек закрывался отдельной створкой. Бомбы подвешивались в отсеки стабилизаторами вниз и удерживались от выпадания створками, которые удерживались замками. В верхней части отсеков были установлены регулируемые упоры, центрирующие бомбы ФАБ-100. Сбрасывание бомб могло осуществляться попарно или залпом путем открывания створок с помощью электроспусков, включаемых кнопкой на ручке управления самолетом, или с помощью аварийного механического сбрасывателя.
Переделка Як-9Д в истребитель-бомбардировщик была закончена 20 марта 1944 г. Госиспытания проходили с марта по август 1944 г. Была выпущена войсковая серия 109 самолетов.

Як-9ДД

Истребитель дальнего действия Як-9ДД представлял собой модификацию серийных Як-9Д и Як-9Т. На него устанавливалось восемь основных и один расходный бензобак общей емкостью 845 л (630 кг). В связи с этим в крыле усилены нервюры, под бензобаками установлены люки, в верхней обшивке прорезаны шесть дополнительных лючков под заливные горловины баков. Шесть внутренних бензобаков и расходный бачок были протектированные, два консольных — непротектированные. Маслобак имел емкость 70 л. Вооружение — пушка ШВАК (120 снарядов). Спецоборудование для полетов ночью и в сложных метеоусловиях составляли радиостанция SCR-274N с двумя приемниками BC-454А и BC-455А и двумя передатчиками BC-457А и BC-459А, радиополукомпас РПК-10М, авиагоризонт АГ-2, более высокая основная и дополнительная на киле мачты антенны, более мощные генератор и аккумулятор, кислородный баллон на 8 л вместо 4 л. Новое радиооборудование обеспечивало на высоте 1000 м надежную двухстороннюю радиосвязь на расстоянии до 150 км и прием на высоте 7000 м на расстоянии 300 км.
Модификация произведена в апреле 1944 г. Госиспытания проходили в НИИ ВВС с 24 июля по 2 августа 1944 г.
Як-9ДД выпускался серийно с мая 1944 г. по сентябрь 1945 г. Всего построено 399 самолетов.

Як-9М

Як-9М представлял собой модификацию серийного Як-9Д и имел фюзеляж выполненный по типу Як-9Т. Модификация была осуществлена с целью унификации конструкции фюзеляжей, используя их в зависимости от потребностей для выпуска Як-9Т либо Як-9Д. Кроме того, на Як-9М было усилено крыло, установлены аварийно сбрасываемый фонарь кабины летчика, автомат регулирования температуры воды АРТ-41, кнопочное управление рацией, фильтр-пылеулавливатель на входе в двигатель, укорочена антенна, верхний луч на 260 мм и нижний — на 240 мм, механическая система перезарядки пушки заменена пневмомеханической и др.
Головной Як-9М проходил госиспытания в НИИ ВВС с 17 по 27 декабря 1944 г.
Як-9М выпускался серийно на заводе №153 с мая 1944 г. по июнь 1945 г. С октября 1944 г на нем устанавливался двигатель ВК-105ПФ2. Всего выпущено 4239 самолетов.

Як-9М ПВО

Як-9М ПВО представлял собой модификацию серийного Як-9М и предназначался для использования в системе ПВО. Оснащался оборудованием для обеспечения полетов ночью и в плохих метеоусловиях. Оборудование Як-9М ПВО включало в себя фару ФС-155, вариометр ВР-2, радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6МУ и передатчиком РСИ-ЗМ-1, радиоопознаватель СЧ-3, световую сигнализацию положения шасси. Имел меньшую полетную массу за счет уменьшения запаса горючего до 420 кг, масла до 30 кг и снятия брони.

Як-9В

Двухместный учебно-тренировочный Як-9В представлял собой модификацию серийного Як-9Т, а также переделывался из Як-9М. Был оборудован двумя размещенными одна за другой кабинами для курсанта и инструктора, прикрытых общим фонарем и разделенными прозрачной перегородкой. Имел двойное управление. Объем маслобака уменьшен с 60 до 51 л, снята система заполнения бензобаков нейтральным газом, сняты протекторы бензобаков. Вооружение — мотор-пушка ШВАК (90 снарядов). Оборудование включало в себя СПУ, приемопередающую радиостанцию РСИ-6МУ, радиополукомпас РПК-10М, авиагоризонт АГ-2. В правой консоли крыла устанавливался фотокинопулемет ПАУ-22.
Головной Як-9В проходил госиспытания в НИИ ВВС с 10 по 17 апреля 1945 г.
Як-9В строился серийно с августа 1945 г. по август 1947 г. Всего выпущено 793 машины, из них 456 были построены заново заново и 337 переделаны из Як-9М.

Як-9В беспилотный

Телеуправляемый беспилотный самолет дозиметрического контроля. Предназначался для проведения отбора проб радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва. Создан на базе серийного Як-9В с установкой специального оборудования для дистанционного управления. Управление на всех этапах, включая взлет и посадку, осуществлялось с самолета сопровождения Ту-2, оснащенного командным оборудованием. Для проведения испытаний аппаратуры управления в кабине было сохранено место для летчика с возможностью вмешательства в пилотирование. На крыле и на капоте двигателя монтировались 3 контейнера для забора проб цилиндрической формы, внутри которых размещались металлические сетки с фильтрующим материалом.
Система дистанционного управления была разработана в НИСО МАП под руководством В.А. Масленникова и Н.А. Почтаря в 1950-51 гг. Было переоборудовано 5 самолетов Як-9В. Отладка системы проводилась на аэродроме Багерово (Керчь). Окончательные испытания были проведены на аэродроме Жана-Семей (Семипалатинский полигон) в июне 1951 г. Испытания выявили неудовлетворительную работу автоматики управления. Дальнейшие работы над системой были прекращены.

Як-9 «Курьерский»

Одномоторный двухместный транспортный самолет Як-9 «Курьерский» представлял собой комбинацию истребителя дальнего действия Як-9ДД с двухместным учебно-тренировочным Як-9В. Крыло вместе с шасси было взято от Як-9ДД. В крыле размещалось 9 бензобаков общей емкостью 845 л (630 кг). Крыло было оснащено фарой для ночных посадок. Фюзеляж с оперением и двигателем ВК-105ПФ был взят от Як-9В. Приборная доска и элементы управления в задней кабине не устанавливались. Вооружение отсутствовало.
Як-9 «Курьерский» был изготовлен на заводе №153 в одном экземпляре в июле 1944 г. Заводские испытания проходили в августе-сентябре 1944 г. Самолет на госиспытания не предъявлялся и серийно не строился.

Як-9С

Як-9С представлял собой модификацию серийного Як-9М с более мощным вооружением. Оснащался винтом ВИШ-105СВ-01 с более высоким КПД. Вооружение — одна мотор-пушка НС-23 (60 снарядов) и две синхронные пушки Б-20С (по 120 снарядов).
Як-9С был построен в двух экземплярах в мае 1945 г. Заводские испытания проходили с 10 по 28 мая , госиспытания с 28 августа по 14 сентября 1945 г. Серийно не строился.

Як-9У ВК-105ПФ2

Як-9У с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105В-01 представлял собой модификацию серийного Як-9Т. Имел улучшенную аэродинамику, увеличенную мощностью двигателя, уменьшенную массу конструкции. Была изменена центральная часть крыла в связи с установкой маслорадиатора по типу Як-3, полотняная обшивка фюзеляжа заменена на фанерную; улучшена герметизация и произведены другие более мелкие изменения. Вооружение — одна мотор-пушка ВЯ-23 (60 снарядов) и два пулемета УБС (по 170 патронов).
Як-9У ВК-105ПФ2 был построен в одном экземпляре в ноябре 1943 г. Он проходил заводские испытания в декабре 1943 г, поступил на госиспытания в НИИ ВВС 2 января 1944 г, проходил доводку вооружения со 2 по 25 января 1944 г, летные испытания с 17 января по 11 марта 1944 г. Серийно не строился

Як-9У ВК-107А

Представлял собой модификацию опытного Як-9У ВК-105ПФ2 с более мощным и высотным двигателем ВК-107А и винтом ВИШ-107ЛО. В связи с установкой нового двигателя была изменена моторама; установлены новые водо- и маслорадиаторы ОП-554 и ОП-555 с большей охлаждающей поверхностью, увеличены запасы горючего до 355 кг и масла до 35 кг, применена новая схема выхлопа двигателя из двух коллекторов внутреннего выхлопа и 12 отдельных патрубков наружного выхлопа. Крыло было сдвинуто вперед на 100 мм, площадь руля высоты уменьшена до 1,13 кв. м. Вооружение — одна мотор-пушка ШВАК (120 снарядов) и два пулемета УБС (по 170 патронов).
Опытный Як-9У ВК-107А был построен в декабре 1943 г. Заводские испытания проходили с 28 декабря 1943 г по 12 января 1944 г, госиспытания в НИИ ВВС — с 18 января по 20 апреля 1944 г. Самолет строился серийно с апреля 1944 г по август 1945 г. Всего построено 3921 самолет Як-9У.

Як-9УТ

Як-9УТ представлял собой модификацию серийного Як-9У с более мощным пушечным вооружением. Вооружение Як-9УТ — мотор-пушка НС-23 (20 снарядов) и две синхронные пушки Б-20С (по 120 снарядов).
Опытный экземпляр Як-9УТ (вариант с мотор-пушкой НС-37) был выпущен в феврале 1945 г. Госиспытания проходили с 8 по 29 марта 1945 г. Як-9УТ строился серийно с февраля по май 1945 г. Всего построено 282 самолета.

Як-9УВ

Двухместный учебно-тренировочный самолет Як-9УВ представлял собой модификацию серийного Як-9У. Был оборудован двумя размещенными одна за другой кабинами для курсанта и инструктора, прикрытых общим фонарем. Имел двойное управление. Кроме того он был оснащен новыми водо- и маслорадиаторами. Вооружение — мотор-пушка Б-20М (100 снарядов).
Опытный экземпляр Як-9УВ был выпущен в июне 1945 г. Госиспытания проходили с 10 июля по 12 октября 1945 г. Серийно не строился.

Як-9П ВК-107А

Як-9П с двигателем ВК-107А представлял собой модификацию серийного Як-9У. Имел цельнометаллическую конструкцию, законцовка крыла выполнена в виде эллипса, а не трапециевидной, увеличен объем спецоборудования. Госиспытания проходили с 28 июня по 23 июля 1946 г.
Як-9П серийно выпускался с июля 1946 г по декабрь 1948 г. Всего был построен 801 самолет (в т.ч. 29 с металлическим крылом и деревянной обшивкой фюзеляжа).

Як-9 с ВРДК

Проект истребителя с мотокомпрессорным ВРД на базе Як-9Д.
Комбинированная силовая установка состояла из ВРД, компрессор которого приводился во вращение поршневым мотором М-105РЕН, представлявшим собой модификацию серийного М-105ПФ, оснащенного редуктором конструкции Ефремова-Надирадзе. ВРД размещался за кабиной пилота в нижней части фюзеляжа по реданной схеме. Трехступенчатый компрессор диаметром 600 мм устанавливался за водорадиатором. При взлете и посадке поворотное сопло камеры сгорания частично убиралось в фюзеляж. Использование ВРД должно было повысить максимальную скорость до 650 км/ч.
Вооружение — 2 пулемета УБС.
Проект был разработан в Отделе реактивных систем ЦАГИ под руководством В.А. Кузнецова в феврале 1943 г. Проект не был реализован, т.к. эффект использования комбинированной силовой установки был признан незначительным при усложнении конструкции и снижении боевых возможностей.

Як-9УМ

В 1992 г. на оренбургском НПО «Стрела» был возобновлен выпуск самолетов Як-9У под обозначением Як-9УМ. Самолет имеет следующие особенности: цельнометаллическая конструкция с элементами из композитных материалов, отсутствие вооружения, двигатель Allison V-1710, винт Hamilton Standard, современное пилотажно-навигационное и радиооборудование.
Самолет предназначен в основном для музеев и частных коллекционеров, а так же для участия в различных авиашоу.
По состоянию на сентябрь 2001 г. выпущено 8 экземпляров.

S-49

В 1948 г. в Югославии на предприятии Ikarus AD было развернуто производство истребителей Як-9 с двигателем ВК-105ПФ2 под обозначением S-49. Опытный образец был выпущен в 1948 г. В серийное производство самолет пошел в 1949 г под обозначением S-49A. Было выпущено 45 экземпляров S-49A.
С 1952 г было начато производство модернизированного варианта S-49C. Он имел цельнометаллическую конструкцию, двигатель Hispano-Suiza 12Z-11Y, новую конструкцию хвостового оперения, усовершенствованное шасси, новый фонарь кабины, маслорадиатор и пр. Вооружение — одна мотор-пушка MG-151 калибра 20 мм и два синхронных пулемета Colt Browning M2 калибра 12,7 мм. Кроме того, под крылом могли подвешиваться 4 неуправляемые ракеты HVAR или две 50-кг бомбы. Всего выпущено 112 экземпляров S-49C.


airfield.narod.ru

Як-7Д. Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 2

Як-7Д — очередная модификация, построенная только в одном экземпляре. Однако именно этот самолет стал первым шагом на пути создания Як-9. Ранее были описаны модификации, которые должны были летать выше и быстрее. Як-7Д должен был летать, прежде всего, дальше.

Эта машина должна была быть не только истребителем, речь в первую очередь шла о создании дальнего самолета-разведчика. В мае 1942 года один из Як-7В подвергся глубокой модернизации. На нем установили двигатель М-105 ПФ, но наиболее сильно изменились крылья, специально спроектированные на заводе № 153. Крыло получило два дюралевых лонжерона, соединенных шестью шпангоутами из того же материала и еще двумя деревянными шпангоутами на концах. В каждом крыле находилось по четыре бака — три между лонжеронами и один в носке крыла. Баки устанавливались снизу и вмещали в сумме 833 л топлива. В баках под полом кабины можно было дополнительно разместить еще 86 л. Шесть литров вмещал расходный бачок. Все это давало возможность увеличить дальность до 2285 км (это соответствовало 6,5 часам лета)! И это на фоне того, что Як-7Б имел дальность менее 700 км.

Хотя размах крыльев уменьшился до 9,74 м, но площадь осталась без изменений. Вооружение состояло из пушки ШВАК, пулеметы отсутствовали.

В задней кабине можно было установить фотоаппарат АФА-Б (с пленкой на 50 кадров) либо разместить одного пассажира для дальнего перелета. Замена фотоаппарата на кресло и наоборот была очень проста и занимала несколько минут.

Очевидное утяжеление конструкции не могло не сказаться на летных характеристиках самолета. Як-7Д поднимался на высоту 5000 м на целую минуту дольше, чем Як-7Б и был примерно на 30 км/час медленнее в горизонтальном полете.

Огромным недостатком было то, что топливо в баки заливалось через одну горловину, и проходил почти час, прежде чем бензин заполнял все баки. Яковлев решил провести только заводские испытания этой машины. Они длились с 3 по 16 июня 1942 года и, хотя Як-7Д не был запущен в крупносерийное производство, но его разработка была важным этапом на пути развития Яков.

Як-7Б поздних серий. Хотя очень трудно отличить самолеты этой модификации от Як-9 либо от Як-9Д, но на этом снимке есть одна деталь, позволяющая это сделать. Як-7Б имел пулеметы по обеим сторонам двигателя, а Яка-9 только слева.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *