Содержание

Проекты модернизации самолета Як-130: легкий штурмовик и беспилотник

Учебно-боевой самолет Як-130 в течение нескольких последних лет строится серийно и активно используется для обучения летного состава. Отмечается, что бортовое радиоэлектронное оборудование и системы управления этой машины позволяют имитировать «поведение» всех современных отечественных боевых самолетов: такая особенность самым активным образом применяется в процессе подготовки будущих летчиков. Кроме того, специалисты утверждают, что Як-130 имеет большой потенциал для модернизации и может выполнять широкий круг задач, не ограниченный только обучением пилотов.
Достаточно давно стало известно, что Як-130 будет способен выполнять некоторые боевые задачи. Проектом в его базовой конфигурации допускается перевозка ракетного и бомбового вооружения весом до 3 т. Для уничтожения воздушных целей этот самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73, а для ударов по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты и бомбы различных типов калибром до 500 кг. Таким образом, при необходимости Як-130 может, с некоторыми ограничениями, применяться в качестве боевого самолета.

Не так давно представители российской оборонной промышленности затрагивали тему модернизации учебно-боевого Як-130 с «превращением» в полноценный легкий штурмовик. Утверждалось, что российские специалисты могут заняться таким проектом в случае появления спроса со стороны потенциальных зарубежных заказчиков. В дальнейшем, в подтверждение этих заявлений, был продемонстрирован модернизированный вариант самолета с расширенными возможностями по атаке наземных целей.


Як-130. Фото Uacrussia.ru

На недавнем аэрокосмическом салоне МАКС-2015 корпорация «Иркут», занимающаяся серийным строительством Як-130, продемонстрировала первый экземпляр модернизированного самолета с обновленным составом оборудования. Главным нововведением этой модернизации, направленным на расширение боевых возможностей самолета, является лазерный дальномер-целеуказатель, установленный в носовой части фюзеляжа. Ожидается, что такое оборудование позволит самолету более эффективно выполнять удары по наземным целям с использованием всех доступных вооружений. При помощи дальномера самолет сможет с большей точностью определять местоположение цели и осуществлять атаку.

Информагентство ТАСС со ссылкой на представителя корпорации «Иркут» сообщало, что такая модернизация стала ответом на соответствующий запрос от одной из зарубежных стран. Неназванный иностранный заказчик проявил интерес к ударной модификации Як-130, вследствие чего российские предприятия провели некоторые доработки самолета. К моменту начала выставки МАКС-2015 специалисты успели провести некоторые испытания обновленного самолета и его новой аппаратуры. В дальнейшем предполагается начать испытания вооружения с применением дальномера.

Введение в состав БРЭО лазерного дальномера, как следует из заявлений специалистов, позволяет заметно повысить ударный потенциал учебно-боевого самолета. Для дальнейшего повышения характеристик существующего Як-130 требуется новое оборудование, предназначенное для поиска целей и обеспечения эффективных атак. В настоящее время отечественные предприятия активно занимаются подобными проектами.

Активным участником проекта модернизации самолета Як-130 являются предприятия, входящие в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Они занимаются разработкой новых бортовых систем для отечественной авиационной техники в целом и для самолета Як-130 в частности. По последним данным, в настоящее время специалисты КРЭТ заняты несколькими проектами, целью которых является расширение боевых возможностей этого самолета.

Сообщается, что в рамках создания перспективного легкого штурмовика КРЭТ разрабатывает несколько новых приборов. Для нового самолета создаются новая радиолокационная станция (РЛС) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПНК). Подобное оборудование позволит значительно упростить процесс слежения за обстановкой и поиска цели. Кроме того, планируется улучшить характеристики атаки обнаруженных объектов и расширить номенклатуру пригодных для использования вооружений.

Советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев утверждает, что после планируемой модернизации Як-130 сможет эффективно решать задачи в рамках нескольких сценариев боевого применения, предусматриваемых для истребителей четвертого поколения и штурмовиков. При этом Михеев отмечает, что Як-130 имеет преимущества перед другими самолетами с точки зрения экономичности и особенностей базирования. Модернизированный самолет сможет участвовать не только в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористами, но и с современным хорошо оснащенным противником. В последнем случае легкий штурмовик сможет наносить удары, не входя в зону действия вражеской ПВО.

Официальный сайт концерна «Радиоэлектронные технологии» сообщает некоторые подробности проекта БРЭО для модернизированной версии Як-130. Перспективная РЛС войдет в комплекс радиоэлектронных средств, который будет функционировать под управлением единой боевой центральной вычислительной машины. Также в этот комплекс войдут ОЭПНК и другие системы.

Радиолокационная станция позволит самолету следить за обстановкой в воздухе и на земле. Кроме того, она сможет вести картографирование подстилающей поверхности и тем самым облегчать выполнение поставленных боевых задач. При помощи РЛС самолет сможет искать цели и выполнять целеуказание при использовании вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различных типов, в том числе противокорабельных и противорадиолокационных ракет.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс даст возможность применять высокоточное ракетное и бомбовое вооружение. В частности, появится возможность использовать управляемые ракеты Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС, Х-29МЛ, «Вихрь-М» и т.д.

В. Михеев утверждает, что подобная модернизация бортовой электроники значительно повысит потенциальные технические характеристики самолета Як-130. По своим возможностям он приблизится к специализированному штурмовику Су-25СМ. Кроме того, в некоторых ситуациях модернизированный Як-130 сможет заменить истребитель Су-30СМ, что, среди прочего, позволит сэкономить ресурс более дорогой техники.

Таким образом, в настоящее время одной из главных задач корпорации «Иркут» и концерна «Радиоэлектронные технологии» является «превращение» учебно-боевого самолета в полноценную ударную машину. Для реализации этих планов требуется разработать несколько новых систем, расширяющих боевые возможности самолетов. Эти работы займут некоторое время и, вероятно, уже через несколько лет будет показан полноценный образец легкого штурмовика на базе Як-130.

В дальнейшем нынешний учебно-боевой самолет Як-130 сможет стать основой для другой боевой машины с рядом новых характерных черт. В. Михеев отмечает, что на базе имеющегося самолета в будущем может быть создан беспилотный летательный аппарат ударного назначения. Такой беспилотный штурмовик будет иметь высокие характеристики, а по некоторым параметрам превзойдет аналогичную технику зарубежного производства. Так, по числу решаемых задач и тяговооруженности беспилотный Як-130 будет превосходить один из самых известных ударных БПЛА – MQ-9 Reaper американской разработки.

Тем не менее, проект беспилотного легкого штурмовика связан с определенными трудностями. КРЭТ уже сейчас располагает рядом технологий, необходимых для создания подобной машины. Однако при разработке полноценного проекта модернизации придется затратить массу времени и сил на серьезнейшую переработку исходной машины. Для установки систем дистанционного управления придется внести существенные изменения в существующий комплекс БРЭО.

Сроки начала работ по проекту беспилотника-штурмовика на базе Як-130 пока не назывались. Более того, пока даже сама возможность начала разработки подобного проекта может быть предметом обсуждений на разных уровнях. Поэтому на данный момент специалисты нескольких предприятий оборонной промышленности занимаются только проектом легкого штурмовика на базе учебно-боевого самолета. Тем не менее, нельзя исключать, что в дальнейшем Як-130 станет основой и для другой техники иных классов. Заложенный в проекте модернизационный потенциал еще не исчерпан и может быть использован в новых проектах.

По материалам сайтов:
http://kret.com/
http://rostec.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://uacrussia.ru/

«Самолет Як-130 преобразован в легкий штурмовик» в блоге «Авиация»

На Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2015) корпорация «Иркут» (входит в ОАК) впервые продемонстрировала модернизированный учебно-боевой самолет (УБС) Як-130 (по классификации НАТО — Mitten), оснащенный носовым лазерным дальномером. Как сообщил представитель «Иркута», наличие лазерного дальномера повысит эффективность действия самолета по наземным целям.

«Наличие лазерного дальномера обеспечит боевое применение Як-130 в сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысит точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения», — отметил представитель корпорации.

По его словам, лазерный дальномер был установлен на Як-130 по желанию иностранных заказчиков с целью расширения боевых возможностей и применения самолета в качестве легкого штурмовика.

«На данный момент проведены аэродинамические испытания модернизированного Як-130, испытания нового лазерного дальномера на дальность, точность прицеливания», — сообщил он.

На вопрос, будут ли в будущем проводиться на модернизированном Як-130 испытания вооружения, в том числе управляемого, специалист ответил утвердительно.

Как ранее заявил глава департамента ВВС «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, Россия может переоборудовать Як-130 в штурмовик, если у иностранных заказчиков возникнет такое желание. «Если попросят штурмовик, то у нас есть другой образец, но если клиент захочет такой самолет на базе Як-130, то потребуются дополнительное время и средства, но это реализуемая вещь», — сказал Корнев. Он подчеркнул, что потенциал самолета «очень большой» и он будет «переходить из сферы учебно- боевого в штурмовой». На этой машине, по словам представителя «Рособоронэкспорта», «наверняка рано или поздно появится и высокоточное оружие». Однако на данном этапе, отметил Корнев, зарубежных заказчиков Як-130 интересует «больше как учебно-боевой самолет».

На салоне МАКС-2015 корпорация «Иркут» заключила контракт на поставку четырех учебно-боевых самолетов Як-130 в Республику Беларусь. Самолеты будут поставлены в 2016 году. В апреле 2015 года Корпорация «Иркут» поставила в Республику Беларусь первую партию Як-130 в количестве четырех самолетов по контракту от 2013 г.

В настоящее время УБС Як-130 поставлены в Алжир (16 самолетов) и Беларусь (четыре самолета и еще четыре будут поставлены), а также поставляются в Бангладеш (16 самолетов).

Як-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений. Высоконадежная комплексная система управления с возможностью перепрограммирования позволяет подготовить пилота для самолетов типа Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, «Рафаль» (Rafale), «Тайфун» (Typhoon), F-35.

Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.
ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА). Як-130 обладает системой электронной индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических приборов.
Як-130 и его ближайшие родственники
Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.

Як-130 и его ближайшие родственники
Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.

Як-130 и его ближайшие родственники
Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
Запас топлива – 1700 л.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Итальянский УБС M-346

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку. В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию. Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.

Як-130 и его ближайшие родственники
Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси. В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Тактико-технические характеристики M-346:

Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Запас топлива – 1950 л.
Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 2 000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Китайский УБС L-15

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение. Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.

Як-130 и его ближайшие родственники
В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130. L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое. Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16. В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
Боевой радиус – 550 км.
Перегоночная дальность – 3 100 км.
Практический потолок – 16 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Источники информации:
-http://pkk-avia.livejournal.com/45401.html
-http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130
-http://igor113.livejournal.com/53057.html
-http://ru.wikipedia.org

Як-130 вне конкуренции. Кто чемпион среди учебно-боевых самолетов мира?

Американские издания очень любят сравнивать и делать пугающие рейтинги различной военной техники, периодически ставя российские вооружения либо на последние места, либо — на первые, а иногда и с пометкой «русская угроза миру». Так, недавно журнал National Interest перечислил пять подлодок, способных уничтожить мир за 30 минут. Три из них — наши, остальные — США. Российские эксперты тут же назвали публикацию глупой и некорректной, отметив, что такие материалы носят политический характер и к профессиональному военному анализу отношения не имеют.

Очередной кричащий топ составили журналисты американского издания Military Watch. В рейтинге пяти современных учебно-боевых самолетов (УБС) наш истребитель Як-130 занял последнюю строчку. На первом месте оказался тайваньский Brave Eagle, на втором и третьем — китайские JL-10 и JL-9, а на четвертом — южнокорейский Т-50 Golden Eagle. Но насколько компетентны подобные оценки? И почему авторы забыли упомянуть другие страны мира, обладающие достаточно серьезными учебными самолетами?

«Русские корни»?

Военно-воздушные силы практически всех государств мира используют учебные реактивные самолеты, которые обеспечивают летчиков нужным опытом. Эти машины просты в обслуживании и достаточно дешевы в эксплуатации. В публикации американского издания приводится оценка пяти УБС, обладающих самыми передовыми боевыми возможностями. Примечательно, что четыре машины проектировались изначально как легкие истребители. К примеру, в Китае делали учебный самолет из истребителя. Наш Як-130 создавался как дозвуковой УБС. Поэтому корректность рейтинга уже можно взять под сомнение.

«Такие рейтинги решают определенные задачи. Где-то голословно поставить нас на место. Сделать это якобы в сопоставлении. Видите, они взяли Юго-Восточную Азию. В свое время у нас сказали бы, что сравнили со странами третьего мира», — так прокомментировал ТАСС публикацию Military Watch заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Эксперт отмечает еще такой важный момент: не все страны мира имеют возможность заниматься выпуском всей линейки авиационной техники. «Только два-три государства, которые такими проектами могут заняться, — от сверхлегких, винтовых, реактивных самолетов до стратегической авиации, тяжелой транспортной, — говорит он. — Какой огромный диапазон! И они пытаются сравнить военно-промышленный потенциал авиационной техники России со странами… даже не буду говорить с какими — это понятно. Возможности этих стран не сравнимы».

Причем составители рейтинга отмечают, что из пяти машин большая часть имеет «русские корни». Так, легкий штурмовик (УБС) JL-10 создан китайской компанией Hongdu (HAIG) при содействии российского предприятия ОКБ имени А.С. Яковлева. Первый полет совершил в 2006 году. И по сути является копией Як-130. Предназначен для подготовки пилотов Shenyang J-15 и Shenyang J-11, которые являются репликами наших истребителей Су-33 и Су-27 соответственно. В статье говорится: благодаря своим техническим характеристикам JL-10 размывает границы между истребителем и учебным самолетом.

Легкий штурмовик JL-10 (L-15F) REUTERS/Bobby Yip

Легкий штурмовик JL-10 (L-15F)

© REUTERS/Bobby Yip

«Есть сведения, что в создании китайских УБС активно участвовали специалисты ОКБ Яковлева. 90-е годы прошлого века были трудными для российской оборонки, и для выживаемости знаменитых фирм приходилось идти на сотрудничество с будущими конкурентами. Так что какое-то родство есть. Но насколько оно близкое — вопрос открытый», — считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

Еще один китайский клон — JL-9. Создан на основе JJ-7, является копией советского легкого фронтового истребителя МиГ-21У. Тут и становится очевиден тот факт, что китайцы изначально шли по пути создания из боевой машины учебно-тренировочной.

JL-9 (FTC-2000) Shanying Guang Niu/Getty Images

JL-9 (FTC-2000) Shanying

© Guang Niu/Getty Images

«Есть авиационные школы, которые занимаются проектированием и созданием самолетов. Но не все они могут похвастаться тем, что создавали учебные самолеты. У нас это было еще со времен самолета По-2 (создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1927 году, один из самых массовых самолетов в мире, имел разговорное название «кукурузник» — прим. ТАСС), который создавался для учебных центров, потом были Як-18 (был основным самолетом первоначального обучения летчиков прим. ТАСС) и так далее. В качестве реактивных самолетов у нас были L-29 и L-39 чешского производства», — говорит военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

«Мы летали на L-29/39 почему? Потому что в те годы в содружестве государств просто нужно было дать возможность зарабатывать, открыть им рабочие места и под это отдавать проекты тоже. Так же, как мы Польше в свое время отдавали делать самолеты Ан-2 для сельхозавиации и вертолеты Ми-2 общего назначения», — поясняет летчик Попов.

По потенциалу их производства я не думаю, что любая страна мира выдержит такую «конкуренцию». То, что они единично выпустили несколько образцов техники, — это еще ни о чем не говорит. Поэтому я не вижу тут особой проблемы, что они наш Як-130 поставили на последнее место

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«Главная вещь, которая сегодня остается за кадром, — это насколько быстро обучается с помощью этого самолета будущий летчик, какие функциональные задачи можно выполнять на этом самолете, — говорит военный эксперт Леонков. — Есть машины, которые готовят только военно-транспортных летчиков или только для истребительной, стратегической авиации. А есть универсальные такие «парты».

«Дело вкуса и пристрастий»

Впрочем, устанавливать рейтинги — дело полезное, но не всегда справедливое, считает Литовкин. «Какая главная задача УБС? Помочь летчику быстрее пересесть с компьютерного тренажера на реальную боевую машину. И УБС в этом смысле промежуточный вариант, который должен дать почувствовать летчику пилотажные свойства, чувство слияния с самолетом, владения им. Другими словами — научиться летать со всеми вытекающими отсюда последствиями», — говорит он.

Як-130 на авиасалоне в Ле Бурже, 2013 год Марина Лысцева/ТАСС

Як-130 на авиасалоне в Ле Бурже, 2013 год

© Марина Лысцева/ТАСС

Сравнивать скорости, мощность двигателя, эффективность локатора, количество боеприпасов, которые может взять на борт УБС, для рекламных публикаций — здорово. Для того чтобы научить пилота летать, не бояться взлетов и, что особенно важно, посадок на аэродром, обучать его элементарным фигурам высшего пилотажа, умению уходить из-под удара противника и заходить в атаку на врага — разница в ТТХ различных учебных «парт» не столь важна, как принципиально важна она в реальном бою

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

И какой, по его мнению, из перечисленных американским изданием самолетов ставить на первое или второе место — «дело вкуса и пристрастий, в том числе и рекламных».

Однако «мы не столь бледно выглядим, как они нас хотят представить», считает генерал Попов. «Но если мы делаем все на своей базе — от металла до авионики и автоматизированных систем, — то все те перечисленные страны будут, мягко говоря, находиться в нокауте, — говорит он. — К примеру, Южная Корея металл закупает у трех стран мира, своего там примерно процентов 25. В Китае берут готовый материал, отрабатывают под свои технологии. Если у них не получается один к одному, они делают клон, который ближе к их производству и технологиям».

Мы в этом плане более свободны. Мы можем позволить себе от проекта до реализации в железе все сделать самостоятельно, не заглядывая никому в рот

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«У нас столько есть наработок по различным проектам самолетов, что если всех их объединить, то никто противостоять нам не сможет (ну разве только США). В этом плане нам бояться нечего. Даже этих рейтингов, которые «засовывают нас за пояс». Мы спокойны», — полагает Попов.

Вне конкуренции

Один из существенных показателей подобных сравнений, по мнению эксперта Леонкова, себестоимость часа, то есть насколько дорого обходится стоимость подготовки пилота на этом самолете.

«Это и расходные материалы, а также как часто ломается машина, как она эксплуатируется. Это такая сложная вещь, которая не всегда публикуется. И это можно узнать только по тому, как эти самолеты продавались и эксплуатируются, — говорит он. — Як-130 у нас хорошо эксплуатируется. И когда Минобороны его начало закупать в качестве учебного, это было сделано не просто так, чтобы поддержать отечественный авиапром, а исходя из того, что все технические задания, которые были предъявлены на этот самолет, были выполнены».

Як-130 на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2019 Марина Лысцева/ТАСС

Як-130 на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2019

© Марина Лысцева/ТАСС

Як-130 — самолет, который еще раскрывает свой потенциал. То, что он серийно закупается нашими ВКС, это дополнительный стимул и для зарубежных заказчиков, которые рассматривают его в качестве учебной «парты»

Алексей Леонков

военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

В ходе проведения авиасалона Dubai Airshow 2019 стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала глубокую модернизацию Як-130, в результате которой самолет станет в значительной степени боевым. На нем можно будет выполнять еще большее количество задач.

‘ Корпорация «Иркут»»

Як-130 был создан в начале 1990-х годов для замены L-39, ранее использовавшихся для тренировок. Самолет обладает системой, позволяющей отрабатывать бой без стрельбы настоящими боеприпасами, наносить условные ракетно-бомбовые удары по наземным целям, но в случае войны может эффективно справляться с задачами легкого штурмовика.

На авиасалоне LIMA 2019 зарубежные заказчики оформили контракты на поставку порядка 100 этих машин. Известно, что Як-130 уже поставляется в Бангладеш, Мьянму и Лаос. Машина стоит на вооружении Белоруссии и Алжира, есть интерес к ней и со стороны Малайзии. Партии самолетов ежегодно поступают в российские авиационные части и учебные базы.

По мнению военного обозревателя ТАСС, преимущество нашего Як-130 перед остальными конкурентами в рейтинге американского журнала в его программном обеспечении. «На Як-130 можно учить летчика летать на истребителях марки МиГ-29 и Су-30 различных модификаций, на «Миражах», F-16 и F-18, Tornado и других самолетах западных и юго-восточных фирм. В этом его ценность, — считает Литовкин. — И, конечно, возможность использования его в реальном бою как истребитель, так и штурмовик и бомбардировщик. Як-130 берет на борт три тонны боеприпасов самого разного предназначения. Может также использоваться в разведывательных целях и как постановщик помех РЭБ, что делает его незаменимым в локальных вооруженных конфликтах».

Рейтинг стоит переделать

В 1993–1999 годы в ходе разработки Як-130 участвовала итальянская компания Aermacchi, в результате чего, по воспоминаниям главного конструктора Константина Поповича, концепция самолета поменялась с учебно-тренировочной на учебно-боевую. Aermacchi вышла из проекта, получив документацию по самолету, и впоследствии представила свой самолет М-346 (первый полет — в 2004 году), похожий на наш Як-130.

Aermacchi M-346 EPA/ETIENNE LAURENT

Aermacchi M-346

© EPA/ETIENNE LAURENT

Именно этого итальянца можно назвать серьезным игроком на мировом рынке УБС и главным конкурентом нашей машины. M-346 концерна Leonardo может поставляться в конфигурации УТС (M-346) и УБС (M-346FA). Его боевая нагрузка, как у Як-130, — порядка 3000 кг, а максимальная скорость — 1075 км/ч. В боевой конфигурации машина способна применять различные ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также управляемые и неуправляемые бомбы.

Забыли американские журналисты про ряд учебно-тренировочных (УТС) и УБС европейского производства. В частности, самолеты семейства Hawk производства британской компании BAE Systems.

Hawk 208 ВВС Малайзии M Radzi Desa/GFDL 1.2

Hawk 208 ВВС Малайзии

© M Radzi Desa/GFDL 1.2

В настоящее время наиболее современной модификацией Hawk является версия AJT (Hawk Advanced Jet Trainer, обозначение ВВС Великобритании — Hawk T2). Согласно данным BAE Systems, его максимальная взлетная масса составляет 9100 кг, полезная нагрузка — 3000 кг, максимальная скорость — порядка 1300 км/ч.

Эксперты считают, что немаловажную роль в превосходстве Як-130 над конкурентами играет его стоимость. По некоторым данным, она колеблется в пределах $15 млн, что значительно ниже стоимости итальянского M-346 и британского Hawk, стоимость которых превышает $30 млн. Почти в два раза дороже нашего и южнокорейский T-50 Golden Eagle.

Кстати, целесообразно было бы включить в рейтинг Military Watch и дозвуковой чешский учебный самолет Aero L-159 ALCA, совершивший первый полет в 1997 году. Произведено порядка 70 единиц.

Aero L-159 ALCA EPA/JAKUB KACZMARCZYK

Aero L-159 ALCA

© EPA/JAKUB KACZMARCZYK

И, пожалуй, совсем уж неполным будет топ учебных самолетов мира без американских машин. В частности, Boeing T-45 Goshawk палубного базирования. Он был разработан в 1980-х годах на базе английского Hawk и в настоящее время активно используется в ВМС США.

Boeing T-45A Goshawk ВВС США aviation-images.com/Universal Images Group via Getty Images

Boeing T-45A Goshawk ВВС США

© aviation-images.com/Universal Images Group via Getty Images

И еще один известный, но старенький американец — сверхзвуковой учебный реактивный самолет Т-38 Talon. Был разработан в конце 1950-х годов. По некоторым данным, в распоряжении ВВС США находится около 500 машин. Кстати, он является основным учебным самолетом астронавтов NASA. Ожидается, что эксплуатация Т-38 завершится через пять лет.

Northrop T-38 Talon REUTERS

Northrop T-38 Talon

© REUTERS

Для его замены создается новый УБС — T-X. Его разработкой занимаются американская компания Boeing и шведская Saab. В настоящее время опытные образцы проходят летные испытания.

Boeing T-X AP Photo/Jeff Roberson

Boeing T-X

© AP Photo/Jeff Roberson

Новый кандидат

Эксперты сходятся во мнении, что уже точно можно будет переделывать американский рейтинг, если в России возродят производство самолета МиГ-АТ, созданного РСК «МиГ» более 20 лет назад.

В 1990-е годы для Военно-воздушных сил России разрабатывали два учебно-тренировочных самолета — МиГ-АТ и Як-130. Они строились по одному и тому же техническому заданию, поэтому их летные характеристики были примерно одинаковыми.

«МиГ-АТ — самолет с прямым крылом, и этим обуславливаются его аэродинамические возможности. Он не может летать на больших скоростях и больших углах атаки, но есть у него и преимущества. Достоинство прямого крыла в том, что оно дает более высокий коэффициент подъемной силы при меньших скоростях, у него меньше радиус виража, оно позволяет выполнить переворот на меньшей высоте. А стреловидное крыло, как у Як-130, дает возможность летать с большими углами атаки и использовать повышенные числа М (Маха) для полета», — высказал мнение в одном из интервью ТАСС замгендиректора ОКБ им. А.С. Яковлева по летным испытаниям, Герой России Роман Таскаев, впервые поднявший эту машину в воздух в 1996 году.

МиГ-АТ Виталий Белоусов/ТАСС

МиГ-АТ

© Виталий Белоусов/ТАСС

Масса МиГ-АТ чуть меньше, чем у Як-130, и в качестве боевой вариации он немного отставал по тяговооруженности от своего собрата. Тем не менее, поскольку была сделана ставка на электронную систему управления, характеристики управляемости МиГ-АТ можно было подкорректировать так, как понадобилось бы при обучении курсантов.

Тот МиГ-АТ, на котором я летал, — это самолет с СДУ (система дистанционного управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от ручки и педалей управления в кабине экипажа к приводам рулей и механизации крыла в виде электрических сигналов. Современные самолеты оснащены комплексной системой управления, в которую входят СДУ и автопилот. Эта система сегодня установлена на Як-130), который не может быть дешевым

Роман Таскаев

Герой России

«МиГ-АТ был заморожен. Это было политическое решение. МиГ-АТ прошел ряд сертификационных испытаний, но, когда встал выбор, какой самолет брать, предпочтение было отдано фирме Яковлева, — говорит летчик Попов. — Когда разрабатывали эти самолеты (в 1990-х годах), были совсем другие финансовые возможности. Сегодня вполне можно запускать производство и не бояться внутренней конкуренции. Сегодня за счет наших возможностей российская авиатехника может в разы быть дешевле по отношению к любой западной технике».

МиГ-АТ  Роман Азанов/ТАСС

МиГ-АТ

© Роман Азанов/ТАСС

Если МиГ-АТ возродят, то, можно сказать, он взорвет все зарубежные рейтинги и подобные сравнения самолетов в американских СМИ. На сегодняшний день мы (наша авиапромышленность) вполне способны выдвигать на внешние рынки два самолета — Як-130 и МиГ-АТ. У нас есть возможность строить новые машины, заводов много. И такие возможности есть далеко не у всех стран

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«Безусловно, самолет МиГ-АТ нам нужен. Нам нужна еще одна «учебная парта» и, самое главное, чтобы он был многофункциональным и шел в эксплуатацию. Подготовка летчика стоит денег. Поэтому нужно найти определенный оптимум, который позволит качественно и сравнительно недорого готовить летчиков как для военной, так и для гражданской авиации», — считает эксперт Леонков.

Двухместный МиГ-АТ разрабатывался как самолет начальной, основной и повышенной подготовки. И по желанию может быть легко переделан в учебно-боевой (МиГ-АТС) или боевой самолет. Кроме того, он мог быть модифицирован для отработки взлетов-посадок на корабль. Как отмечали разработчики, при сравнительно небольшой стоимости машина имеет высокую эффективность в ближних воздушных боях и действиях по точечным наземным целям. У него семь точек подвески, высокие маневренные характеристики.

МиГ-АТ необходим ВКС России. И с уверенностью можно сказать, что с его появлением подобные зарубежные авиационные рейтинги можно будет переделывать заново и в нашу пользу.

Что касается Як-130, то тут он вне конкуренции. На этой машине установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации). Об этом уже точно знали американские журналисты, составляя рейтинг. Чемпион известен.


Роман Азанов

Як-130 будет бить по «Абрамсам» и «Леопардам»

Объединенная авиастроительная корпорация намерена модернизировать учебно-боевой самолет Як-130. В результате должна появиться машина с повышенными боевыми качествами. Об этом на авиасалоне Dubai Airshow 2019 сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь.

Як-139 становится не просто учебно-боевым самолетом, а в значительной степени боевым, сказал Слюсарь.

При этом предполагается, что комплекс необходимого вооружения сможет выбирать заказчик для наиболее полного удовлетворения своих потребностей, а также исходя из финансовых возможностей. То есть в идеале каждая страна будет покупать свой Як-130. А желающих его приобрести для своих ВВС вполне достаточно. На авиасалоне в Объединенных Арабских Эмиратах ОАК провела целый ряд переговоров с потенциальными заказчиками. Сейчас выполняются поставки по ранее заключенным контрактам в Бангладеш, Лаос и Мьянму. Готовится к подписанию контракт с Малайзией.

Также будет улучшена учебная функция машины, модернизированный Як-130 будет способен более качественно подготавливать пилотов для боевых самолетов четвертого и пятого поколений. Хоть это качество было изначально на высоте. То есть и сейчас Як-130 способен имитировать «поведение» широкого круга современных самолетов, находящихся на вооружении не только России, но и стран НАТО — Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-35, Су-57, F-16, F-15, F-22, F-35, «Рафаль», «Тайфун»…

Як-130 считается совсем новым самолетом — он был принят на вооружение в 2010 году. Чего не скажешь о его концепции и эскизных проработках. В связи с чем модернизацию самолета нельзя назвать поспешной и преждевременной.

Необходимость создания нового учебно-тренировочного самолета взамен устаревшим и сильно изношенным чешским L-39 «Альбатрос» назрела еще в конце 80-х годов. В 1991 году был объявлен тендер на разработку, в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ Мясищева, ОКБ Микояна и ОКБ Яковлева.

После подведения промежуточных результатов участие в конкурсе продолжили ОКБ Микояна и ОКБ Яковлева. Времена были интересные. Миговцы разрабатывали свою машину «821» совместно с французскими авиационными компаниями. Яковлевцы выбрали партнером итальянскую фирму L’Alenia Aermacchi.

Забегая вперед, следует сказать, что примерно на середине пути партнеры разругались. И каждая компания оставила за собой право, используя совместные разработки, построить свой учебно-тренировочный самолет (УТС) и продавать его на внешнем рынке. Итальянцы довели дело до победного конца и сейчас производят свой самолет, который называется М-346. Самолет пользуется популярностью, ограниченными партиями его закупают Польша, Израиль, Азербайджан, Сингапур.

В 1994 году ОКБ Яковлева выиграло тендер и приступило строительству прототипа, который в 1995 году был продемонстрирован в статической экспозиции на авиасалоне Ле Бурже.

Первый полет состоялся в 1996 году.

Заводские испытания машины продолжались до 2002 года. После чего прототип «для ознакомления» передали военным летчикам.

В 2005 году неожиданно изменилась концепция. ОКБ Яковлева разработало учебно-тренировочный самолет. Однако острая нужда в обновлении парка УТС отпала «естественным» образом — в стране вместо 12 существовавших летных училищ остались лишь 3. При этом были сокращены учебно-летные часы. Поэтому было принято решение переделывать Як-130 в учебно-боевой самолет. Это одна из причин того, что итальянцы вышли из проекта — в Европе намечались крупные закупки перспективных УТС. Вторая причина состояла в том, что они настаивали на установке авионики и двигателей только западного производства.

Переделки были существенными. Они коснулись как планера, так и самолетного оборудования. Поскольку в ограниченном объеме необходимо было разместить дополнительное оборудование, то компоновка стала плотнее. В состав бортового оборудования была введена РЛС «Копье», которая управляет наведение на цель современных ракет. В качестве дополнительной опции можно использовать и оптико-локационную станцию, работающую как в видимом, так и в инфракрасном спектрах. На крыле появились дополнительные пилоны для подвески ракет либо контейнеров со спецоборудованием с целью повышения боевых характеристик самолета.

Для увеличения тяговооруженности самолета пришлось поменять двигатель, установив на Як-130 два АИ-222−25 тягой 2500 кгс каждый. Для легкого самолета, который в незагруженном состоянии весит 4600 кг, этого более чем достаточно.

На Як-130 впервые в России была использована полностью цифровая система управления оборудованием. То есть, нет ни одного аналогового элемента. Это неизбежная мера, поскольку только так можно было добиться имитации полета на различных самолетах в зависимости от введенной в память процессора программы. Электродистанционная система управления (ЭДСУ) позволяет моделировать различные режимы работы двигателей и отклонения органов управления полетом, которые свойственны различным самолетам, осваиваемым курсантами.

Также ЭДСУ обеспечивает необходимый уровень безопасности. На начальных этапах подготовки летчиков ЭДСУ компенсирует ошибки пилотирования. При получении ими необходимого опыта программа начинает имитировать «поведение» различных самолетов.

Кабина двухместная, с катапультируемыми креслами для инструктора и курсанта. Во время полета ведется регистрация не только всех режимов самолета, но и действий пилота. Причем действия пилота фиксируются видеокамерой и записываются в видеофайл.

Легкий Як-130 способен нести серьезную 3-тонную боевую нагрузку. Вооружение крепится на девяти узлах подвески — 8 под крылом и 1 под фюзеляжем.

Вооружение разнообразное, включающее все типы ракет — «воздух-воздух» для воздушного боя и «воздух-поверхность» для нанесения ударов по наземным целям. А также кассеты неуправляемых реактивных снарядов различных калибров и свободнопадающие бомбы. Встроенной пушки нет. Но возможно ее использование в подвесном контейнере. При этом пушка может иметь как 23-мм, так и 30-мм калибр. В контейнере также можно размещать разведывательную аппаратуру либо комплекс радиоэлектронной борьбы. В общем, все «как и у взрослых».

Как можно повысить боевую эффективность самолета, который как будто уже имеет все необходимое? Причем следует учитывать, что самолет уже один раз «уплотнили», когда переходили с УТС на УБС. Поэтому непросто будет заменить РЛС «Копье» на более эффективный радар, который и занимает больший объем, и больше весит, и больше потребляет электроэнергии. Но и «Копье» вполне подходит для боевых задач, которые должен решать легкий штурмовик, каковым Як-130, по сути, является. Эта РЛС нормально работает с современными ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Логично для штурмовика ввести бронирование кабины и основных узлов и агрегатов. А также произвести дублирование трубопроводов и электрических сетей. Все это повышает живучесть самолета, которая крайне важна для штурмовика, работающего в зоне неприятельского огня.

Что же касается усиления состава вооружения, то в Дубае применительно к проекту модернизации Як-130 было представлено почти то же самое, что и сейчас входит в боекомплект: управляемые ракеты, НУРС, контейнер с 30-мм пушкой, контейнер РЭБ.

Так что можно предположить, что главным смыслом модернизации самолета является создание открытой архитектуры с целью делать машины под конкретных заказчиков с минимальными технологическими усилиями.


Военное обозрение: Су-35 зашел в хвост F-35 в небе над Египтом

Военные новости: Несколько стран решили купить российские Су-34

«Як-130. Вроде учебный, но если что — мелкий и вредный» в блоге «Авиация»

Як-130 мы наблюдали не как учебно-боевой истребитель, а как его вторую ипостась — легкий штурмовик.

И в этом будет основной посыл рассказа.

Думаю, не стоит приводить здесь ТТХ и ЛТХ, за исключением того, что действительно «в теме».

В теме у нас возможное применение Як-130 как легкого штурмовика.

Нам его показали именно в этом варианте, и, надо сказать, боевое применение этой машины произвело определенные впечатления.Главное — из всех трех заходов мы не успели заснять ни одного.

Да, нам помогали, предупреждая, что «сейчас он на подходе». Толку — ноль.

Во-первых, он мелкий.

Разглядеть его, особенно в пятнистом камуфляже на фоне зеленей — проблема. А высотой полета на боевом применении пилоты 130-го нас не баловали. Вынырнул из-за леса, бабахнул, развернулся, и все. Пропал.Во-вторых, самолетик на удивление тихий. Навестись по звуку тоже сложно. Его на аэродроме на второй день случайно поймали в кадр. На взлете, потому что видели, как заруливает. На посадке — бесполезно, просто не слышно.

В общем, два таких плюса уже есть. Кто-то скажет, что радару все равно. Увидит. Это если не наблюдать, с каких высот он может отрабатывать. Можно и не увидеть.

По вооружению

.Учитывая, что весит он всего 7 тонн, а нацепить на него можно 3 тонны различного вооружения, расклад серьезный.Су-25, как штурмовик, конечно, более круто выглядит. Но он и потяжелее (14,5 тонн), и берет побольше всего для воспитания противника. Но максимальная боевая нагрузка у 25-го 4 400 кг, что побольше, но не так уж и сильно.

На 130-й можно навешать тоже неслабо. И ассортимент приличный.— ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения;— высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения;— авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;— неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25;— подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л, вешается под пузо.

И у Як-130 есть второй член экипажа, который вполне может заниматься наведением высокоточного вооружения, не отвлекаясь на пилотирование. Это по сравнению с Су-25 тоже плюс.

Радиус действия 680 км, что тоже вполне неплохо. Почти как у Су-25.Як-130 позволяет такую вещь, как автономное базирование на минимально подготовленных аэродромах 3-го класса, в том числе грунтовых.Придумали и реализовали защитные створки воздухозаборников, которые закрываются при движении по земле и предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки на таких аэродромах.

Есть интересная вещь, ТА-14-130, вспомогательная силовая установка, которая обеспечивает автономную эксплуатацию самолета, запуск двигателя как на аэродроме, так «в случае чего» и в воздухе.Бортовая кислорододобывающая установка и бортовая автоматизированная система контроля уменьшают зависимость от наземного оборудования.

Что на выходе?

На выходе этакий мелкий пакостник с довольно увесистой битой в руках. Самолет, способный сесть почти где угодно, затаиться, подождать прибытия заправщика и машины с вооружением, и внезапно нанести удар с аэродрома «подскока».

Скажете, это вполне может вертолет? Да, может. Если будет у нас вертолет, который сможет летать со скоростью в 900 км/ч. Вертолет, как ни крути — оружие ближнего боя. А тут несколько иной вариант боевого применения, с большим шансом на выживание.И еще одна вещь.

Конструкция.

Его итальянский аналог-собрат, Aermacchi M-346, летает чуть повыше и побыстрее. Но за счет того, что там применили современнейшие композитные материалы, самолет стал «домашним». Модульный ремонт — это не в поле. И не в условиях, приближенных к боевым.

Можно найти изъяны у 130-го, можно. И те, кто хорошо разбирается в авиационной технике, их, конечно, найдут. Наше мнение — это абсолютно непрофессиональное, но на основании увиденного боевого применения этой машины.

Впечатлило.

Мелкий такой поганец, способный вынырнуть, ударить и смыться.

По нашему мнению, хорошая машина получилась.

Автор: Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов

Мал, да удал: Як-130 применили в качестве штурмовиков в Алжире

Цитата, Hazzard сообщ. №32

Ну тогда ФСБшникам. У них авиация в погранвойсках есть. Кстати, им и в мирное время пригодятся.

Цитата, Hazzard сообщ. №32

Винтовентиляторный лёгкий штурмовик сядет и взлетит с любого более-менее ровного поля,

да что вы говорите. Так и с любого. А вы пробовали? А в дождик? А в снег? А износ подвески и скрытые трещины в конструкции от ударов по «ровным кочкам» и колее? Вы видимо не имеет точного представления о том, что такое аэродром. Это не 1 полоса, а как минимум 2 на случай разного ветра (и солнца). Крестом.
Это подходы к аэродрому, где самолёт может сесть аварийно, а не влепитья в стену леса или холм, если вдруг перелёт или недолёт. Конечно, как в анекдоте, можно заниматься сексом стоя в гамаке, надев ласты, но я не понимаю зачем.

Цитата, Hazzard сообщ. №32

О мой бог, опять. в 100й раз повторю НЕТ НЕ ВЫПОЛНЯТ ОНИ ЗАДАЧУ ЛУЧШЕ, ОНИ ЕЁ ВЫПОЛНЯТ ХУЖЕ, НО ДЕШЕВЛЕ НА ПОРЯДКИ. В этом и есть цель и идея.

Вы это не доказали. В ваших прикидках по экономике не учтено множества факторов. Создавать завод по производству Туканов или вложить деньги в производство БЛА, вот вопрос на который надо ответить вначале. Я за завод БЛА.
Если бы были деньги на всё, то вопрос про туканы был бы ещё более не актуальным.

ВКС нужны пилоты с налётом часов и боевым опытом. Эту задачу надо выполнять в любом случае. Т.е. эти затраты, которые вы хотите уменьшать, всё-равно надо будет нести,  а к ним добавлять затраты на полёты Тукано.

Перебрасывать пилотов с одного типа ВС на другой чревато повышением аварийности и снижением качества. Т.к. пилот налётывает часы не просто так, а для наработки рефлексов и навыков, которые будут помогать ему в стрессовых и аварийных ситуациях.

После смены типа пилот обязан «вводиться в строй» по определённой схеме, вспоминая навыки управления конкретным типом. Менять типы без подготовки вероятно могут некоторые пилоты. Самые опытные. Но у них нет цели выполнять опасные боевые задачи.

Если ВКС были бы не нужны опытные пилоты с большим налётом часов, тогда другое дело. Не учить пилотов Су-25, а учить и тренировать туканавтов конечно было бы дешевле. Воевали бы они лучше? Уверен, что нет.

Цитата, Hazzard сообщ. №32

У американцев много было. А теперь армейские используются как разведывательные, ударные переданы в ЦРУ, а вертолёты и Ф-15 как летали бомбить, так и бомбят. Но ведь на чужих ошибках учиться моветон, не так ли?

Вы сами пишите — летают бомбить, а не на штурмовку. Я про то и говорю, что штурмовка — пережиток прошлого, появившийся по причине низкой точности бомбометания. Поэтому не нужны штурмовики, а нужны бомбовозы, которые будут кидать бомбы с той же точностью, но с высоты, не доступной для ПЗРК.

БЛА у американцев сотни, а туканов они заказали 20 штук.  И то, ни вам ни мне не известны мотивы заказа. Может быть для того, чтобы создать имидж для торговли. Самолёты то хотя и клепает Эмбрайер, но двигло на них американское — PW. Да и кто там владеет эмбрайером через фонды ещё не известно. В любом случае, Бразилия это «подбрюшие» США и их зона торговли.
Так что вы сами приводите доводы в пользу того, что это супертукано не конкурируют ни с бомберами, ни с БЛА как миниму по численности. На ошибках надо учиться, но повторять всё за «старшим братом» не стоит. Они уже разводили руководство СССР на лишние дорогие проекты. Вот на этих ошибках и надо учиться.

Цитата, Hazzard сообщ. №32

Аи-20 — это семейство двигателей, с кучей модификаций под разные мощности, задачи и самолёты. Ничего невыполнимого, да и сложного, тут нет.

Не уверен, что АИ-20 подойдёт для штурмовика (по режимам работы). Но тут я снова согласен, т.к. вы приводите доводы в пользу моей точки зрения. Вместо эрзац-штурмовика, ВКС (ИМХО) пригодились бы ударные самолёты вроде С-130 Ганшип.

Летает дальше и дольше. Стоимость 1 кг нагрузки веротяно дешевле. Может прилететь и вместо сбрасывания бомб может расстреливать колонны с бензовозами или дома с террористами с приличной высоты. Без кульбитов в виде пике-боевой разворот, пике. Стрелок может спокойно прицелиться, не испытывая на себе бешеные перегрузки. Осталось научиться попадать из пушки с дистанции 4-5-6 км и всё.

После расстрела «мирных бензовозных демонстраций» или амбаров с террорюгами можно ещё и десант выбросить вместе с мототехникой вроде багги или квадрика. Лодку или другое полезное. И выдумывать ничего не надо ибо Ан-24-26 в хозяйстве нужен (был, еси и буде).

А летать на патрулирование и глазами смотреть — дело бестолковое. Я с 1 км ничего не вижу, машины на дороге как точки. Куда там разглядеть замаскированный объект или людей. Надо приборы. Значит надо вторую пару глаз как минимум. Одна — занята пилотированием (или автопилот), вторая поиском и идентификацией целей. Лучше с радарами, чтобы технику обнаруживать издалека, пока она не спряталась. А то ведь борода не признак идиотизма. Люди-то догадаются укрыться увидев самолёт в небе.

Самолёт, размером Ан-24 и больше может прибыть в тыл какого-то ИГ и находиться там несколько часов. За это время может сбросить развед. БЛА , который спустится на малую высоту (вдруг облачность низкая) и проведёт доразведку. После доразведки, БЛА сможет либо навести на обнаруженные цели соседнюю артиллерию, либо корректируемые бомбы или выстрелы пушкой с «авиаматки» (условный Ан-24).
После чего из «авиаматки» может десантироваться либо дополнительные ударные дроны, либо десант спецназа с багги или квадриками (да хоть с  ослом), зачистить что осталось, взорвать что не в зорвано, взять пленных, занять оборону или что там ещё надо.
Вот техника для войн с папуасами и ИГ, а не «малая авиация».

И, будьте уверены, удельная стоимость килограмма полезной нагрузки будет ниже, чем у Тукано.

UAC :: Як-130

Як-130 — первый в мире учебно-боевой самолет, имеющий аэродинамический дизайн и характеристики, аналогичные боевым самолетам четвертого и пятого поколений в дозвуковом полете.

Самолет имеет классическую конструкцию-моноплан со средне расположенным стреловидным крылом и подвижным горизонтальным оперением.

Развитые надставки на крыле обеспечивают стабильный управляемый полет при углах атаки до 35 градусов, что соответствует возможностям современных сверхманевренных истребителей.

Высокое соотношение тяги к массе (0,81) обеспечивает стабильную нагрузочную способность, скорость набора высоты и взлетные характеристики, которые являются выдающимися для действующего тренера.

Як-130 оснащен современным авионическим оборудованием: цифровыми интегрированными системами дистанционного управления полетом, стеклянными кабинами, а также цифровыми приборами прицеливания, пилотирования и навигации.

Интегрированное в кабину управление самолетом и навигационное оборудование состоит из трех многофункциональных ЖК-дисплеев размером 6 x 8 дюймов в каждой кабине и системы отображения на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивающей пилотам все необходимое Информация.

Як-130 — лучший выбор по стоимости как для подготовки летчиков-истребителей, так и для боевых действий на местных театрах военных действий.

Его система управления с возможностью перепрограммирования позволяет регулировать устойчивость и характеристики управляемости в учебных целях в зависимости от типа боевого самолета, для которого обучаются будущие пилоты.

Все этапы обучения можно пройти на одном самолете ¬– Як-130 позволяет пилотам боевых самолетов проходить начальную, базовую и повышенную подготовку.

Як-130 спроектирован и поставлен заказчикам в рамках полной программы обучения и тренировок, которая также включает в себя интегрированную систему мониторинга и записи и компьютерные учебные классы, а также процедурные, летные и специализированные тренажеры и тренажеры.

Производительность, эффективное управление из кабины и навигационное оборудование в сочетании с удобным интерфейсом обеспечивают простоту эксплуатации и постепенный переход от простых к более сложным задачам в процессе обучения.

Самолет также поддерживает обучение будущих пилотов вращению.

Як-130 может успешно использоваться для реалистичных тренировок с моделированием боевой обстановки и реального применения оружия.

Для оптимизации учебно-тренировочного процесса реализована методика оперативной подготовки для моделирования реального применения оружия по воздушным и наземным целям.

Стоимость летного часа Як-130 в сопоставимых вылетах в несколько раз ниже, чем у других современных учебно-боевых истребителей.

Особенности конструкции http://uacrussia.ru/aircraft/lineup/m military/yak-130/#design-features

.

КБ А.С. Яковлева -: — программы -: — новые -: — Як-130









Учебно-боевой
Общий:

Самолет Як-130 представляет собой стреловидный моноплан классической компоновки с двухместной тандемной кабиной и двумя ТРДД тягой по 2500 кг каждый.

Каждая кабина самолета оборудована тремя многофункциональными цветными ЖК-дисплеями 6х8 дюймов без электромеханических приборов, а также коллиматорным авиационным индикатором и нашлемной системой целеуказания в носовой кабине.

Аэродинамическая форма самолета, характеристики органов управления полетом и силовой установкой позволяют эксплуатировать самолет практически во всех полетных условиях , типичных для современных и перспективных боевых самолетов. Удлинители передней кромки самолета и расположение воздухозаборников обеспечивают устойчивый управляемый полет при углах атаки до 40 градусов.

Высокое соотношение тяги к массе. обеспечивает высокие коэффициенты устойчивой маневренной нагрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.

Конструкция воздухозаборников и шасси с высокими взлетно-посадочными характеристиками позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос, небольших неподготовленных аэродромов .

Самолет оснащен комплексной системой дистанционного управления , выполняющей функции автоматической системы управления полетом, системы активной безопасности полета и обеспечивающей изменение характеристик устойчивости и управляемости на тренировках в зависимости от моделируемого самолета.

В системе боевой подготовки самолетов предусмотрено моделирование:

  • Воздушный бой с отслеживанием, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, с пуском ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и ИК головками самонаведения, с имитацией ракет противника и постановкой помех с применением система авиационных средств защиты;
  • взаимодействие с другими самолетами в группе, а также с наземными и воздушными подразделениями управления;
  • ударов класса «воздух-земля» с пуском ракет класса «воздух-земля», оснащенных радиолокационными, теле-, инфракрасными и лазерными головками самонаведения, с выпуском бомб и ракет, стрельбой из орудий, с имитацией ракет класса «земля-воздух» и постановкой по помехам и с применением системы авиационных средств защиты.

Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и систем самолета, длительный срок службы и полная автономность самолета, а также высокая ремонтопригодность вместе с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками обеспечивают high -качественная подготовка пилотов в кратчайшие сроки и эффективное решение различных военных задач .

Основные данные:
Масса :
— взлетная максимальная 9000 кг
— взлетная, нормальная 5700 кг
— топливо, максимальное:
— во внутренних баках 1750 кг
— во внешних баках 2450 кг
— вооружение, максимальное 3000 кг
Электростанция 2 turbofance
Взлетная тяга , ISA 2 2 500 кг
Максимальное соотношение тяги и веса 0,9
Скорость :
— горизонтальный полет, максимальный 1050 км / ч
— взлетная (полная топливная нагрузка) 200 км / ч
— посадка 195 км / ч
Максимальная высота полета 12500 м
Углы атаки < 40 °
Диапазон обслуживания с максимальным внутренним топливом 2.000 км
Коэффициент нагрузки: :
— выдерживается на высоте 4572 м (15000 футов 5,2 г
— пределы маневренной перегрузки +8 г; -3 г
Аэродром Длина взлетно-посадочной полосы 1000 м
Срок службы 10 000 часов
Запрограммированные этапы развития
.

ЯК-130 Российский легкий штурмовик, Звезда 4821 (2018)

Не в сети

Звезда | № 4821 | 1:48

Факты

Бренд: Звезда
Название: Российский легкий штурмовик ЯК-130
Номер: 4821
Масштаб: 1 : 48
Тип: Полный комплект
Дата выпуска: 2018 | Первый выпуск — новый инструмент
Штрих-код: 4600327048219 (EAN)
Тема: Яковлев Як-130 »Самолеты (самолет)

Содержимое коробки

Включает: пластиковый литник, декаль (водная горка)

Маркировка

Яковлев Як-130
Al Quwwat aljawwiya aljaza’eriiya (ВВС Алжира с 1962 г. по настоящее время)
  • 620 Летно-тренировочный отрядNY-25 | 2012
Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь (с 1992 г. по настоящее время)
  • 116 Гвардейская штурмовая авиабаза 74 | Лида 2015
Татмадау Лей (ВВС Мьянмы с 1947 года по настоящее время)
  • 1801 | 2017
Воздушно-космические Силы России (ВКС России, 2015-настоящее время)
  • Центр летной подготовки Военно-воздушной академии РФ-44490/48 | Борисоглебск 2013
  • Центр летной подготовки Военно-воздушной академии 37 | Армавир 2018

Хронология выпуска

Бренд

Звезда

2018

Новый инструмент

Полная история »

Инструкции

Скачать | 5464 КБ (.pdf)

Marketplace

23,00 € На складеЗаказать сейчас € 25,66 На складеЗаказать сейчас € 30,00 На складеЗаказать сейчас € 31,06 На складеЗаказать сейчас € 32,12 На складеЗаказать сейчас € 32,99 На складеЗаказать сейчас € 33,04Заказать сейчас € 33,04 33,95 € На складеЗаказать сейчас 33,95 € На складеЗаказать 30,90 € Нет на складе Посмотреть


Другая валюта

62,95 CAD На складе

41,15 €

Заказать сейчас £ 26.24 На складе

€ 29,94

Заказать сейчас £ 29,74 На складе

€ 33,94

Заказать сейчас £ 31,49 На складе

€ 35,93

Заказать сейчас ¥ 4400 На складе

€ 36,33

Купить сейчасzł 118,56 В наличии

€ 27,67

Заказать сейчасUSD 47.99 Unknown

€ 41.97

Посмотреть


Trade & swap

Peter de Bruin
BunnyKiller

EUR 25.00

Связаться с продавцом


Альтернативные артикулы для Zvezda Zvezda Zvezda 4821-4821 21 | ZVE4821 | ZV4821 | ZVEZDA4821 | Z4821

Примечание. Цены и наличие являются приблизительными.Также проверьте соответствие продукта!

Встроенные обзоры

Реклама

Предварительно просмотрено на
kitreviewsonline.de

Предварительно просмотрено на
Kitchecker Modell-Journal

Предварительно просмотрено на
Modellbauclub «Die

» Предварительный просмотр на 968

Предварительный просмотр на
DetailScaleView

Предварительный просмотр на
хобби.rudic.ru

Проверено на канале: Позывной Cooger Проверено на канале: DetailScaleView Проверено на канале: Daos Craft Проверено на канале: DetailScaleView Проверено на канале: florymodels Проверено на канале: Позывной Cooger Проверено на канале: ARMATA-MODELS.RU Проверено на канале: MD Scale Models Проверено на канале: Hobby Modeling

Stash

Войдите, чтобы управлять своим тайником

Список желаний (127 друзей)
Stash (115 товарищей)
Начато (3 товарища)
Завершено (6x)

Журналы

Этот продукт представлен в следующих выпусках журнала моделирования.


Модель самолета Международная | 167

июнь 2019


(оглавление: 20 строк) + ActionsStash
Model Airplane International | 170

сентябрь 2019


(оглавление: 13 строк) + ActionsStash
FineScale Modeler | Volume 37 Issue 8

October 2019


(TOC: 18 строк) + ActionsStash
Wing Masters | 128

март-апрель 2019 г.


(оглавление: 19 строк) + ActionsStash
Jet & Prop | 8/20

июнь-июль 2020


(оглавление: 3 строки) + ActionsStash
Tamiya Model Magazine | 293

Март 2020


(TOC: 5 строк) + ActionsStash

Сопутствующие товары

Наборы деталей и переоборудования

Як-130 Интерьерная 3D наклейка (Звезда)
Quinta Studio 1:48
QD48007-Pro

2020

+ ДействияStash

Як-130 Интерьерная 3D Декаль
Quinta Studio 1:48
QD48007-Base

2020 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Детализированный набор

Як-130
Металлические детали 1:48
MD4833

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Ремни безопасности Як-130 для ЗВЕЗДА
Эдуард 1:48
FE979

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Як-130 для ЗВЕЗДА
Эдуард 1:48
FE978

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Як-130 для ЗВЕЗДА
Эдуард 1:48
49978

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Як-130 для Звезды 4821
MicroDisign 1:48
048218

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Купол Як-130 Детонационный шнур
Phase Hangar Resin 1:48
148002

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Ejection Seat

Ejection seat K-36L-3.5
Металлические детали 1:48
MDR4839

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Резиновые колеса Як-130
Эльф Производство модельных аксессуаров 1:48
4830 + ActionsStash

Як-130 для Звезды
Eduard 1:48
BIG49225 + ActionsStash

Набор колес Як-130
Res / Kit 1:48
RS48-0093 + ActionsStash

Маски

Як-130 TFace Звезда
Эдуард 1:48
EX650

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Як-130 Звезда
Эдуард 1:48
EX649

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Малярная маска для Як-130 (Звезда) 1/48
Модели КАВ 1:48
КАВ М48 030

2018 | Новый инструмент

+ ДействияСташЯк-130 Двусторонние маски + пиротехнический шнур и маска для покраски пиротехнического шнура
КВ Модели 1:48
48130-1

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Як-130 + пиротехнический шнур и маска для покраски пиротехнического шнура
КВ Модели 1:48
48130

2019 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Малярная маска Як-130
SX-Art 1:48
48010

2018 | Новый инструмент

+ ActionsStash

Маска маскировочная Як-130
SX-Art 1:48
48009

2018 | Новый инструмент

+ ActionsStash

YAK-130 ZVEZDA
Montex 1:48
SM48509 + ActionsStash

Walkarounds

Yak 130
1995 Le Bourget, Paris, France

Изображений: 10

by Thors Wahl

на ARC Air

+ ДействияИнфоЯковлев Як-130
2005 МАКС

Изображения: 34

от Макаров Алексей на Prime Portal

+ ДействияИнфоЯк-130
2005 МАКС

Изображений: 86

от Юрий Пашолок

на Prime Portal ActionsInfo

Проекты

Як-130 (Рукавица)

Альбомов: 2 с 50 изображениями

1:48

Завершено

2+

Як-130

Альбомов: 2 с 43 изображениями

1:48

Завершено

Яковлев Як-130
Татмадау Лей (ВВС Мьянмы с 1947 года по настоящее время)
1801 | 2017

Як-130 Звезд 1/48

Альбомов: 1 с 19 изображениями

1:48

Завершено

Яковлев Як-130
Воздушно-космические Силы России (ВКС России, 2015- сейчас)
Центр летной подготовки Военно-воздушной академии 37 | Армавир 2018

Як-130

Альбомов: 0

1:48

Идеи

Звезда ЯК-130

Альбомов: 0

1:48

Идеи

# Як7- 130 Mitten

Альбомов: 0

1:48

Идеи

Яковлев Як-130
Воздушно-космические Силы России (ВКС России, 2015-настоящее время)
Учебно-тренировочный центр ВВС РФ-44490 / 48 | Борисоглебск 2013

Як-130 Русский легкий истребитель Алжирский

Альбомы: 0

1:48

Идеи

Яковлев Як-130
Al Quwwat aljawwiya aljaza’eriiya (Algerian Air Force 1962-настоящее время) 620 летно-тренировочный отряд.NY-25 | 2012

Little Russian

Альбомов: 0

1:48

Ideas

1+ Яковлев Як-130
Воздушно-космические Силы России (Воздушно-космические силы России, 2015-настоящее время)
Air Force Academy Flight Учебный центр 37 | Армавир 2018

ЯК-130

Альбомов: 0

1:48

Идеи

Российский легкий штурмовик ЯК-130

Альбомов: 0

1:48

Идеи

ЯК-130 Русский легкий штурмовик

Альбомов: 0

1:48

Идеи

ЯК-130 Звезда

Альбомов: 0

1:48

Идеи

Яковлев Як-130
Воздушно-космические Силы России (ВКС России, 2015-настоящее время)
Центр летной подготовки Военно-воздушной академии 37 | Армавир 2018

Лента новостей

Дмитрий Стропалов
Уже есть в продаже как минимум в России.4. Декабрь 2018, 17:43 Muphlon
Звезда каталожный номер изменится. Май 2018, 12:06

Подробнее о самолете Яковлев Як-130

Страница Яковлева Як-130 содержит всю сопутствующую продукцию, статьи, книги, схемы и проекты моделирования в пластмассовом масштабе, посвященные этому самолету.

Эта тема находится в категории: Самолеты »Самолеты» Яковлев Як-130

.

Главнокомандующий ВВС Индии совершит боевой вылет на ЯК-130 в России из-за нехватки учебно-тренировочных самолетов

Нью-Дели (спутник): В условиях острой нехватки учебно-тренировочных самолетов и высокой аварийности в ВВС Индии (IAF), начальник авиации Маршал Бирендер Сингх Дханоа совершит боевой вылет на российском учебно-тренировочном самолете. Усовершенствованный учебно-тренировочный реактивный самолет Яковлева ЯК-130 «Рукавица» и легкий штурмовик будут управляться главнокомандующим ВВС во время его трехдневного визита с 9 июля.

Иркутский ЯК-130, который также может нести полезную нагрузку до 3000 кг, широко экспортируется в качестве учебно-тренировочного самолета для таких самолетов, как Су-30.

Разработка имеет большое значение для IAF, которая в течение многих лет пыталась заполнить пробелы в учебно-тренировочных самолетах. IAF имеет 310 учебных самолетов — более чем на 100 меньше санкционированного числа 432, как сообщалось в отчете парламентской комиссии ранее в феврале этого года.

Парламентский постоянный комитет по обороне заявил, что он «встревожен, отметив, что из-за недоступности реактивных тренажеров среднего уровня и неспособности Hindustan Aeronautics Limited предоставить то же самое, несмотря на то, что этот процесс находится в процессе с 1999 года, у IAF были изменить свою программу обучения с «трехуровневого подхода» на двухуровневый.

Это «указывает на неблагоприятное положение дел», — заявила комиссия на фоне роста количества аварий за последние несколько лет. По данным министерства обороны Индии, с 2014 по 2015 год ВВС потеряли в авиакатастрофах 44 самолета и вертолета, а 46 человек погибли. По имеющимся данным, отряды потеряли 26 истребителей, шесть вертолетов, девять учебных самолетов и три транспортных самолета.

Экспортная привлекательность самолетов российского производства растет в Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам и Малайзию.В марте этого года крупная компания Russian Aerospace подтвердила, что региональный экспорт Як-130 включает продажи в Бангладеш, Лаос и Мьянму, которые заказали «более 10 самолетов каждый».

Главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа будет взаимодействовать, в частности, с высшими должностными лицами российских вооруженных сил. «Визит придаст дополнительный импульс сотрудничеству в сфере обороны, а также укрепит отношения и позволит участвовать в продуктивных обменах между двумя ВВС», — заявил официальный представитель ВВС в понедельник, добавив, что начальник авиации Маршалл Дханоа планирует посетить различные оперативные и оперативные службы. учебные единицы.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *