Самолет ЯК-130: фото, технические характеристики

Мастерство и профессионализм – качества, которыми должен обладать летчик любого воздушного судна, особенно если его деятельность связана с учебными или боевыми действиями. Подготовка курсантов основывается на прохождении тренировочных полетов при помощи специальных самолетов. Длительный период для этих целей использовали разные авиамашины, а начиная с 2010 года в эксплуатацию был введен всем известный ЯК-130.

Самолет ЯК-130

Интересные исторические факты

Необходимость использования учебно-боевых авиасудов привела к вынужденному производству известных чехословацких моделей L-39 (начало 1972-го года). Спустя почти 8—9 лет специалисты летного дела пришли к выводу, что данная авиаконструкция устарела по многим параметрам, и требуются машины более современные, с улучшенным оснащением.

Руководство вооруженных сил страны поставило перед ОКБ задачу по созданию такого авиасудна и объявило конкурс на лучшее предложение. Все, что успели сделать на тот период (начало 1990-х годов), так это выбрать два варианта разработки от нескольких ОКБ. В связи с резким изменением политической обстановки в стране и распадом СССР работы были приостановлены, так как средств на реализацию проекта не было.

Немного позже созданием самолета начали заниматься отечественные авиаконструкторы вместе с заграничными партнерами в лице компании из Италии Alenia Aermacchi и представителей французского предприятия.

К сожалению, и эти усилия не увенчались успехом, так как итальянцы вышли из проекта вместе с частью важной техдокументации. Как выяснилось впоследствии, именно она позволила им создать учебный авиалайнер собственного производства. Если посмотреть на фото самолета ЯК-130 и итальянского аналога, то можно найти явные сходства, хотя по оснащению есть существенные различия. Далее последовал ряд важных событий:

  • свой первый полет ЯК-130 совершил только в 1996, параллельно ОКБ имени Микояна подняло в воздух свой истребитель МИГ/АТ;
  • в начале XXI века ЯК-130 был признан госкомиссией победителем соревнования среди лучших образцов учебного назначения;
  • активная эксплуатация и серийный выпуск начался с 2004 года после внесения ряда доработок и изменений.

На тот момент его окончательно признали самолетом учебно-боевого назначения. Ниже можно посмотреть технические характеристики ЯК-130:

Штурмовик ЯК-130 появился в 2011 году благодаря базовой основе данной версии авиасудна. К числу стратегических планов его дальнейшего создания на ближайшие 10 или 15 лет входит: расширение производства во многих городах страны и частичное усовершенствование модели.

По мнению современных авиаконструкторов, это штурмовик довольно легкий и способен выполнять одновременно несколько функций связанных с разведыванием, осуществлением борьбы радиоэлектронного характера и бомбардировкой.

Отличительные преимущества модели

Появление этой модели дало возможность реализации планов будущих летчиков, связанных с овладением практических навыков пилотирования авиаконструкций, принадлежащих к 4 и 5 поколению (МИГи, Су 25/27).

На них ведется отработка процесса взлета и посадки, отрабатываются навыки управления в условиях предельных режимов, умения работы с навигационной системой при возникновении внештатных ситуаций.

Несмотря на то что на вооружение он был взят не так давно, востребованность модели растет с каждым годом. Судно наделено массой преимущественных качеств и характеристик (ТТХ):

  • показатели маневренности и тяговооруженности полностью отвечают требованиям, предъявляемым к образцам самолетов последних поколений;
  • стоимость самолета полностью соответствует его качеству, поэтому в настоящее время он признан одним из лучших представителей на мировом рынке;
  • двигатель, безусловно, не один, их два (версия АИ/222/25), которые обладают высокими техвозможностями, а также некоторыми вспомогательными установками и системами;
  • кабина ЯК-130 – это место, оснащенное современным оборудованием и рассчитанное на двоих людей. Первое кресло отведено курсанту, а за ним находится место инструктора, контролирующего процесс обучения. Здесь присутствует система катапультирования, которая дает возможность покинуть авиамашину на любой скорости полета и в любых режимах. Вмонтированные жидкокристаллические мониторы отражают всю необходимую информацию систем воздушного судна.

Гордостью и отличительной чертой авиасудна является наличие бортовой системы, имитирующей режим ведения боя. Она способна:

  • имитировать воздушный бой с функциями поиска, обнаружения, опознания, захвата и сопровождения выявленной цели, запуска ракет типа «воздух/воздух», имеющие в основе теплорадиолокационные боеголовки самонаводящегося типа, запуска ракет противником и созданием ими помех, использованием средств, входящих в состав бортового оборонительного комплекса;
  • вести непосредственное взаимодействие как с другими авиасудами, так и с пунктами управления «земля/воздух»;
  • имитировать действия, связанные с атаками, исходящими с земли путем запуска ракет «земля/воздух». Такие ракеты имеют головки самонаведения разного типа начиная от телевизионных, радиолокационных и заканчивая лазерными. Это касается атак, в которых используются неуправляемые ракеты, сбросы бомб, стрельба, производимая из специальных пушечных установок, запуск ракет «зениток».

Эффективное решение поставленных боевых задач и высокий уровень предполетной подготовки поддерживается в связи с наличием множества преимущественных характеристик авиасудна. В первую очередь, это связано с простотой конструкции, большими ресурсными показателями, автономностью базирования, повышенными ВЛТХ, надежностью самого планера, доступностью управления. Самолет полностью оправдал и оправдывает по сей момент возложенные на него надежды и поставленные цели, поэтому речь идет о дальнейшем его производстве.

Российский учебно-боевой самолёт Як-130: технические характеристики :: SYL.ru

Як-130 – УБС (учебно-боевой самолет) российского производства, разработанный конструкторским бюро Яковлева в сотрудничестве с компанией Aermacchi (Италия). Создавался для того, чтобы сменить в ВВС РФ учебно-тренировочные самолеты Л-39. Примечательной особенностью Як-130 является тот факт, что он стал первым абсолютно новым самолетом, построенным в РФ. Остальные российские боевые машины были лишь модернизацией уже существующих советских моделей. Давайте поближе познакомимся с историей создания и техническими характеристиками Як-130.

Разработка

Конкурс на создание новой модели УБС был объявлен еще в конце 1990 годов. Министерство обороны хотело получить универсальную двухдвигательную машину для подготовки летчиков на всех этапах обучения. Планировалось, что данный самолет в перспективе (за 10-13 лет) полностью заменит устаревший парк чехословацких моделей L-39 и станет основным УБС советских ВВС.

После распада СССР ВВС вернулись к созданию своего УБС. Из нескольких предложенных вариантов они выбрали два наиболее подходящих – Як-130 и Миг-АТ. Так как для реализации проекта требовались серьезные средства, которых у страны тогда не было, самолеты создавались вместе с зарубежными компаниями. Так, Як-130 проектировался совместно с фирмой Alenia Aermacchi из Италии, а Миг-АТ — с французскими фирмами.

Из-за ряда разногласий с партнерами совместная разработка военного самолета Як-130 закончилась едва начавшись. Каждая из сторон получила документы на планер будущего самолета, а все остальное конструировала самостоятельно. Несмотря на данную трудность, самолет смог победить проект Миг-АТ в тендере. Прототип УБС впервые поднялся в воздух уже в апреле 1996 года.

Производство Як-130

Серийное производство самолета планировалось проводить на заводах в Иркутске и Нижнем Новгороде. Производство на запустили в конце 2008 г., самолет также будет создаваться на иркутском авиационном заводе (производство направлено на экспортные поставки).

Олег Демченко, президент «Иркута» 4 июня 2008 года заявил, что иркутский авиационный завод взял заказ на производство 62 учебно-боевых истребителей данной модели, которые пойдут на вооружение ВВС РФ. По его словам, «есть объемный заказ на выпуск Як-130, бюджет по которому уже подтвержден». Планируется, что первый Як-130 будут выпускать до конца 2008 г., а поставки для ВВС начнутся в 2009 году.

Серийный Як-130 совершил первый полет 19 мая 2009 года. Он входил в число заказанных самолетов для ВВС.

В газете «Коммерсантъ» 23 сентября 2011 года появилась новость, ссылавшаяся на анонимный источник, что тендер на поставку самолетов Як-130 для ВВС был признан несостоявшимся.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны РФ 16 ноября 2011 г. подписали контракт на поставку Як-130. До 2015 года, согласно документу, ВВС России должна получить 55 новых самолетов, которые будут направлены на подготовку военных летчиков.

Минобороны в конце января 2012 г. сообщило, что число заказанных самолетов планируется увеличить на 10 единиц.

Задачи

Основной задачей самолета Як-130 является обучение курсантов летных учебных заведений. На нем можно отработать такие упражнения: взлет и посадка, навигация, пилотирование, маневрирование, работа в придельных режимах, полет в сомкнутом боевом порядке, освоение систем вооружения и многое другое. Примечательно, что машина подготавливает курсантов к пилотированию российских самолетов 4-го и 5-го поколений, а также их зарубежных конкурентов.

УБС снабжен системой, имитирующей режимы боевого применения. Она позволяет без использования настоящих боеприпасов отработать навыки воздушного боя и ракетно-бомбовой атаки наземных целей, в том числе с имитацией противовоздушной обороны врага.

В случае войны технические характеристики Як-130 дают возможность использовать его как легкий штурмовик, то есть самолет может ликвидировать низкоскоростные воздушные цели и наземные объекты. Фюзеляж машины имеет 9 точек подвески, на которые можно крепить пушки, ракеты и топливные баки. При поставке за границу модель позиционируется как учебно-тренировочный комплекс (УТК) для освоения истребителя Су-30МК.

Конструкция

Самолет выполняется по классической схеме компоновки. Он имеет среднерасположенное крыло и развитые наплывы на передней кромке, под которыми располагаются воздухозаборники. Машина имеет цельноповоротное горизонтальное оперение. Благодаря высоким аэродинамическим параметрам крыла и фюзеляжа, она способна маневрировать на больших углах атаки и практически не уступает в этом плане серийным российским самолетам.

Чтобы повысить ремонтопригодность УБС, при его проектировании полностью отказались от использования композитных материалов. Все элементы планера выполнены из сплава алюминия, лития и магния. Впрочем, это практически не сказалось на массе самолета. Технические характеристики Як-130 позволяют ему подниматься в небо с малоподготовленных и даже грунтовых аэродромов.

Государственный заказ

В конце тысячелетия выпуск военных летчиков значительно сократился по сравнению с советскими временами. Однако кроме училищ, которых осталось только три, потребность в новой машине испытывают центры переучивания летного состава. К тому же цена топлива в последнее десятилетие значительно выросла, и по экономичности его расхода (всего 600 л/час) от привычного L-39 выгодно отличается современный Як-130. Описание, тактико-технические характеристики, возможности обучения пилотированию на машинах разных типов – все это обуславливало начало серийного производства нового УТИ.

Двигатель

Самолет оснащается парой моторов модели АИ-222-25, обладающих довольно солидными техническими характеристиками. Каждый двигатель Як-130 развивает 2500 кгс тяги. Кроме основной, самолет имеет также вспомогательную силовую установку. Она призвана запускать маршевый мотор, электропитание и систему кондиционирования. Топливные баки располагаются в крыльях и фюзеляже самолета. При необходимости дополнительный запас горючего можно поместить в подвесные баки. Здесь стоит отметить, что боевой Як-130 расходует в несколько раз меньше горючего, чем средние истребители.

Перспективы

Главный заказчик – ВВС РФ. Самолет производится на НАЗ «Сокол» с темпом примерно в дюжину машин ежегодно. Планируется формирование тренировочных полков в Краснодаре. Главком ВВС генерал армии В. Михайлов лично испытал Як-130. Технические характеристики самолета, маневренность, широкий диапазон скоростей и легкость управления произвели на него хорошее впечатление. В ближайшие годы число машин в учебных подразделениях и центрах переподготовки планируется увеличить до трехсот, а общую емкость рынка, включая зарубежных покупателей, специалисты оценивают цифрой 1000.

Кабина

Двухместная кабина Як-130 выполняется по типу тандема, то есть одно рабочее место расположено за другим. Как правило, во время учебного полета, инструктор садится сзади, а курсант спереди. Просторная и вполне удобная кабина имеет катапультируемые кресла, которые обеспечивают дополнительную уверенность экипажу на любых скоростях и при любых режимах полета.

Модель оснащается системой электронной индикации, базирующейся на трех жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размером 15х20 см, на каждого пилота. Электромеханические приборные панели отсутствуют. В передней кабине один из индикаторов проецируется на лобовое стекло.

Время летит…

В июле 2009 г. первый нижегородский Як-130 был передан в войска, а сегодня уже выполнен первый капитальный ремонт одной из первых машин для восстановления ресурса на 121 АРЗ. Самолет полностью готов к дальнейшей эксплуатации. В планах завода переход на серийный ремонт самолетов этого типа.


Як-130 в цехе 121 АРЗ

Возможности

Самолет оснащается цифровой КСУ (комплексной системой управления), отвечающей за автоматическое управление и активную безопасность. В условиях полета она может имитировать характеристики устойчивости разных самолетов. С помощью КСУ-130 можно готовить пилотов для управления передовыми машинами 4-5-го поколений: МиГ-29, Су-30, семейство F (15, 16, 22, 35), Eurofighter Typhoon и Rafale. Навигационная система самолета состоит из: радионавигационного оборудования, инерциально-спутникового оборудования, радиовысотомера и приемника.

Благодаря высокой тяговооруженности и достойным аэродинамическим параметрам, самолет Як-130 может выполнять задания во всех режимах, свойственных современным истребителям. Эта машина имеет прекрасную маневренность, отлично чувствует себя на небольших скоростях, имеет солидную скороподъемность и обладает выгодными взлетно-посадочными возможностями.

Технические параметры

Рассмотрим основные летные и технические характеристики Як-130.

Общие данные:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Габариты: длина – 11,493 м, высота – 4,643 м, размах крыльев – 9,84 м.
  3. Масса пустого самолета – 4,6 т.
  4. Взлетная масса: нормальная – 7,7 т, максимальная – 10,29 т.
  5. Тяга мотора – 2500 кгс.
  6. Цена – 7,7 млн долларов.
  7. Ресурс – 10 000 часов.

Летные данные:

  1. Максимальная скорость – 1050 км/ч.
  2. Практический потолок – 12,5 км.
  3. Скороподъемность – 12,5 км за 4 минуты и 49 секунд.
  4. Длина разбега/пробега – 510-940/610-880 м.
  5. Скорость сваливания – 160-180 км/ч.

Вооружение:

  1. Боевая нагрузка – 3 т.
  2. Управляемые ракеты Р-73 – 2-4 шт.
  3. Неуправляемые ракеты С-8, С-13 или С-25ОФМ – 2-4 шт.
  4. Корректируемые и простые авиационные бомбы весом до 500 кг – 2-4 шт.

Летные происшествия

По состоянию на осень 2022 года ВВС России потеряли 5 экземпляров Як-130. Узнаем, как это происходило:

  1. В июне 2006 года в Рязанской области из-за отказа системы управления разбился прототип самолета. Обоим летчикам удалось уцелеть.
  2. В мае 2010 года в Липецке разбилась предсерийная версия Як-130. Авария случилась при выполнении планового задания во время взлета. Летчики вовремя катапультировались и выжили.
  3. В апреле 2014 года в Астрахани разбилась серийная машина Як-130. Причиной катастрофы называют неисправности системы управления. Экипаж успел катапультироваться, но выжил только один летчик.
  4. В июле 2022 года в Бангладеш потерпел крушение экспортный Як-130. Пилоты не пострадали.
  5. В сентябре 2022 года серийный Як-130 разбился в Воронежской области. Прежде чем катапультироваться, члены экипажа успели увести самолет от расположенных поблизости построек.

Происшествия без весомых повреждений:

  1. 21 июня 2022 года в городке Борисоглебске Воронежской области во время тренировочного полета у УБС вышла из строя передняя стойка шасси. Пилоты, управляющие машиной, приняли решение выработать все горючее и посадить самолет на две оставшиеся стойки. Благодаря их профессионализму посадка прошла практически идеально.
  2. 21 июня 2022 года недалеко от города Армавира (Краснодарский край) во время тренировочного полета Як-130 у самолета отказала передняя стойка шасси. Удивительно, что за сутки это был второй случай отказа гидравлической системы на этой модели летательного аппарата. На этот раз все закончилось менее позитивно – летчикам пришлось посадить машину прямо в поле на фюзеляж.

Як-130

Самолет Як-130 — учебно-тренировочный самолет с аэродинамической схемой и дозвуковыми летно-техническими характеристиками современных реактивных истребителей. Двухместный разведчик и легкий штурмовик имеет боевую нагрузку до 3000 кг (6600 фунтов).

Яковлев Як-130 — перспективный учебно-боевой самолет. 2-местный тандемный реактивный учебно-тренировочный самолет среднего и продвинутого уровня был разработан для выполнения части УТС ВВС России в системе УТК (ожидалось, что Як-56, модернизированный Як-54 будет выполнять базовую подготовку). Як-130 был разработан для удовлетворения советско-российских требований к учебно-тренировочному самолету нового поколения, заменяющему широко используемый L-29.и L-39 Альбатрос.

Учебно-боевой самолет Як-130 — самолет двойного назначения. Его конструкция, системы и авионика позволяют управлять различными типами управляемого и неуправляемого оружия. Максимальная внешняя нагрузка на восемь подкрыльевых и одну подфюзеляжную станции составляет до 3000 кг, включая вооружение, дополнительные топливные баки, наведение вооружения, блоки радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия. Як-130 превосходит существующие и перспективные зарубежные учебно-боевые самолеты по своим основным эксплуатационно-техническим характеристикам, цене и эффективности обучения.

Простота конструкции и высокая надежность планера, силовой установки и систем самолета, длительный срок службы и полная автономность самолета, а также его высокая ремонтопригодность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками обеспечивают качественную подготовку пилотов. в кратчайшие сроки и решать различные боевые задачи. Як-130 имеет классическую компоновку моноплана со среднерасположенным стреловидным крылом и тандемной двухместной кабиной. Особая конструкция законцовок передней кромки крыла и воздухозаборника обеспечивает устойчивый и управляемый полет на углах атаки до 40 градусов. Высокая тяговооруженность (0,81) позволяет самолету выдерживать значительные эксплуатационные перегрузки и обеспечивает отличные взлетно-посадочные и скороподъемные характеристики. Другие важные особенности учебно-боевого самолета, в том числе защита воздухозаборников стойками шасси, рассчитанными на эксплуатацию с аэродромов с естественным покрытием, и отличные взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших труднопроходимых аэродромов.

Поскольку Як-130 должен выполнять маневры, характерные для истребителей четвертого и пятого поколений, Яковлев выбрал крыло средней стреловидности, позволяющее летать на углах атаки до 35 градусов. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолет оснастили передними предкрылками и трехпозиционными закрылками Фаулера. Цельноповоротное оперение и механизация крыла позволяли летать на больших углах атаки. Идеальная аэродинамическая компоновка сочетается с полнофункциональной 3-х канальной 4-кратной резервной электродистанционной системой управления с возможностью ограничения опасных режимов.

На Як-130 установлены два ТРДД И-222-25 тягой по 2500 кгс производства ФГУП «Омское моторостроительное объединение» им. П.И. Баранова [или два ТРД РД-35 по 2200 кгс каждый, разработанных в рамках межправительственного соглашения между Россией и Словакией], которые обеспечивают лучшие взлетно-посадочные характеристики на грунтовых аэродромах по сравнению с аналогичными самолетами и отличаются хорошей топливной экономичностью.

Кроме того, высокая тяговооруженность обеспечивает маневрирование на больших углах атаки со скоростями не ниже минимально допустимого уровня. Самолет также имеет вспомогательную силовую установку.

Учебно-тренировочный реактивный самолет нового поколения Як-130, разработанный конструкторским бюро Яковлева, получил одобрение ведущего летно-испытательного института ВВС России. Самолет продемонстрировал высокие летно-технические характеристики, доказав полное соответствие спецификации. В частности, самолет продемонстрировал стабильный и управляемый полет при высоких углах наклона (до 42 градусов) — уникальное будущее для самолетов такого класса.

Як-130 способен обеспечить качественную подготовку пилотов-стажеров, позволяя им в короткие сроки освоить полеты на любом истребителе четвертого или пятого поколения, включая Су-30 и МиГ-29., Мираж, Харриер, F-15, F-16, Еврофайтер, F-22 и F-35. Это единственный доступный тренажер, аэродинамическая компоновка которого аналогична современным маневренным истребителям.

Эффективное крыло с механизированной подъемной силой, обширными корневыми удлинителями и цельноповоротным стабилизатором позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа в широком диапазоне углов атаки. Электронная система управления полетом с коэффициентом резервирования четыре позволяет в учебных целях изменять параметры устойчивости и управляемости самолета в соответствии с параметрами моделируемого типа («перепрограммирование»), а также выполняет функции активная система безопасности полетов.

Экипаж размещается в двухместной тандемной кабине с катапультируемыми креслами. Як-130 оснащен интегрированной электродистанционной системой управления, позволяющей в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от моделируемого самолета и выполнять функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полетов. Самолет может использовать встроенный радар или электрооптическую станцию. В кабине самолета установлены электронные табло и индикаторы, полностью идентичные по компоновке самолетам пятого поколения. Каждый салон самолета имеет электронную индикацию на основе трех многофункциональных ЖК-дисплеев (6 х 8 дюймов) без электромеханических приборов.

Боевая подготовка на Як-130 включает в себя учебные и реальные стрельбы ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», сброс бомб, стрельбу из артиллерийских орудий, отработку применения бортовых средств самозащиты самолета. Бортовая система имитации атаки обеспечивает имитацию воздушного боя; запуск ракеты; приведение в действие самообороны при ракетном нападении противника и средствах радиоэлектронного противодействия; имитация атаки наземных целей; сброс бомб; стрельба и другие учения. Комплекс авионики Як-130 соответствует стандартам MIL-STD-1553, что позволяет устанавливать новое оборудование без серьезной модернизации. Инструктор может устанавливать и контролировать «целевое поведение» со своего места в самолете. Автоматизированная бортовая система диагностики и управления делает самолет простым в эксплуатации и обслуживании.

Топливо содержится в одном фюзеляжном и двух крыльевых баках. Также возможна установка двух подкрыльевых вспомогательных баков. Система дозаправки в полете также может быть установлена ​​в учебных целях. Планер имеет расчетный срок службы 10 000 летных часов и 20 000 полетных циклов в течение календарного срока службы 30 лет. Самолет может выполнять полеты с грунтовых аэродромов.

Российский производитель самолетов «Иркут» планирует программу модернизации сенсорного комплекса для перспективного учебно-тренировочного самолета Як-130, включая установку радара и оптико-электронных систем, заявил глава «Иркута» Алексей Федоров в июле 2012 года. «Мы планируем «нарастить» возможности этого самолета, оснащенного радаром, оптико-электронной, тепловизионной и лазерной системами», — сказал Федоров. По его словам, модернизация предназначена в первую очередь для того, чтобы самолет можно было использовать для продвинутой боевой подготовки, а также в боевых целях. «Повышение боевого потенциала Як-130 также позволяет потенциально использовать его в локальных конфликтных ситуациях», — сказал он. Як-130 — это усовершенствованный учебно-тренировочный реактивный самолет, подходящий для пересадки пилотов на современные истребители четвертого и пятого поколения. Он оснащен усовершенствованными многофункциональными дисплеями кабины «стеклянная кабина» и обладает высокой маневренностью.

Як-130 — Продажа за границу

Самолет в настоящее время производится для ВВС России и ряда экспортных заказчиков, включая Алжир. Заместитель главы комиссии по военно-техническому сотрудничеству России Вячеслав Дзиркалн заявил в июле 2012 года, что «Иркут» примет участие в малайзийском тендере на поставку 18 перспективных учебно-боевых самолетов, который, вероятно, будет объявлен в конце этого года. По словам Федорова, у «Иркута» в этой конкуренции есть преимущество, потому что Россия ранее поставляла самолеты в это государство и «у нас там есть система послепродажного обслуживания», сказал он. «Мы также намерены улучшить наше предложение с помощью компенсационной программы и передачи технологий», — сказал он.

23 января 2012 года газета «Коммерсантъ» в России сообщила, что Россия и Сирия подписали соглашение о продаже последних 36 учебно-боевых самолетов Яковлев Як-130 «Рукавицы». Сумма сделки составила 550 миллионов долларов. Коммерсант сообщил, что переговоры о продаже начались в декабре 2011 года. Соединенные Штаты, которые уже критиковали сообщения о поставках оружия в Сирию, в то время переживавшие крупное восстание и последовавшие за ним репрессии, заявили, что будут искать разъяснения и подтверждения о продаже. .

Заместитель руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн заявил 9 июля 2012 г., что Россия не будет поставлять новые виды вооружений и заключать военные контракты с Сирией, пока ситуация там не стабилизируется. По его словам, Россия, как и другие страны, обеспокоена ситуацией в Сирии. О новых поставках оружия в эту страну речь не идет… Пока ситуация не стабилизируется, мы не будем поставлять новое оружие [в Сирию]. Он, в частности, заявил, что Россия не будет поставлять в Сирию учебно-боевые самолеты Як-130, пока там не уляжется обстановка.

Анатолий Пунчук, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России, заявил 30 марта 2016 года, что надеется, что страны Латинской Америки, имеющие планы по обновлению своего парка летной техники, обратят пристальное внимание на Як-130. Россия надеется успешно продвигать свой учебно-боевой самолет Як-130 (по классификации НАТО: Mitten) на рынках Латинской Америки, заявил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России. «Мы надеемся, что страны Латинской Америки, имеющие планы по обновлению своих парков лётной техники, обратят пристальное внимание на Як-130. Надеемся, что Як-130 появится в ближайшее время в небе над Латинской Америкой, Об этом в интервью РИА Новости сообщил Анатолий Пунчук, возглавлявший российскую делегацию на выставке вооружений FIDAE-2016 в Чили. По словам чиновника, в ходе выставки иностранные специалисты имели возможность лично испытать Як-130. Отзывы о летно-технических характеристиках самолета были только положительными, а представители зарубежных заказчиков назвали самолет лучшим в своем классе.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Вьетнам разместил заказ на учебно-тренировочные самолеты Як-130

Вьетнам заказал перспективные учебно-боевые самолеты Як-130, сообщает московская газета Ведомости . Хотя это еще не подтверждено официальными источниками, ни одно из российских государственных учреждений, занимающихся торговлей оружием, не опровергло эту новость, что может быть воспринято как молчаливое согласие. Предполагается, что контракт предусматривает поставку около дюжины самолетов для оснащения одной эскадрильи. Поскольку этот тип предлагается иностранным заказчикам по цене 15 миллионов долларов за штуку, сделка оценивается примерно в 200 миллионов долларов, но российские СМИ называют ее ценой в 350 миллионов долларов с учетом авиационного вооружения, обучения и пакетов послепродажного обслуживания.

На вооружении Вьетнама Як-130 заменит устаревшие учебные реактивные самолеты Aero L-39, закупленные около 40 лет назад. Ожидается, что новые самолеты поступят в состав 915-го учебного авиационного полка, созданного в 2018 году. Помимо L-39, он также эксплуатирует вертолеты Ми-8, принадлежащие Высшему летному училищу Вьетнамской народной армии.

Если Ханой оправдает недавние сообщения СМИ о приобретении истребителей пятого поколения Як-130 и Су-57Э, он останется в пятерке крупнейших импортеров российского оружия. После закупки истребителей Су-27СК/УБК в 1990-х годов Вьетнам добавил 24 двухместных многоцелевых самолета Су-30МК2 в 2003-2014 годах, став третьим по величине эксплуатантом «Фланкеров» в Азии после Китая и Индии. Выбор Як-130 кажется логичным, поскольку этот тип рекламируется как лучший вариант для подготовки экипажей для «Фланкера». Оснащенный стеклянной кабиной и перепрограммируемой электродистанционной системой управления полетом КСУ-130, Як-130 способен имитировать управляемость различных типов самолетов.

Помимо России, Як-130 в настоящее время находится на вооружении пяти зарубежных заказчиков. Алжир получил 16, Беларусь восемь и Мьянма 16, причем последняя страна приняла последнюю партию в декабре 2019 года.. Поставки продолжаются в Бангладеш и Лаос, которые заказали 24 и 10 соответственно.

Несмотря на то, что Сирия заказала 36 Як-130 до гражданской войны, которая разразилась в 2012 году, до сих пор ни один из них не был поставлен, и этот контракт отложен на неопределенный срок. По всей вероятности, Дамаск перенаправит средства на увеличение парка своих L-39 и их переделку для легких ударов за счет установки контейнеров B-8L для 80-мм неуправляемых ракет S-8, а также усиления планера и добавления двух вооружений. станции для перевозки 100-кг свободнопадающих авиабомб. Переработанный Л-39s несут ответственность за подавляющее большинство операций непосредственной авиационной поддержки сирийских ВВС в продолжающемся наступлении в удерживаемой повстанцами провинции Идлиб, их успешное боевое применение побудило к разработке штурмовика на платформе Як-130.

Россия работает над новым двигателем СМ-100 для увеличения полной массы Як-130, которая в настоящее время составляет 10 тонн, а также боевой нагрузки до трех. Он заменит украинский «Ивченко-Прогресс» АИ-222-25, производство которого было локализовано на заводе «Салют» в Москве. Новый двигатель также должен поддержать репутацию Як-130 как самого экономичного реактивного самолета, стоящего на вооружении ВКС России. За десять лет после завершения государственных приемочных испытаний ВКС закупили около 110 самолетов и рассматривают возможность приобретения еще 150.

Некоторые из дополнительных самолетов могут быть в версии для штурмовиков с электрооптической турелью или радаром. Пять лет назад Яковлев выставил первый опытный образец (бортовой номер 01) с измененным носовым обтекателем для размещения аппаратуры точного наведения высокоточных боеприпасов. Более поздняя версия, находящаяся в разработке, будет оснащена РЛС «Барс-130» с активной антенной решеткой в ​​носовой части и блоком обработки данных ближе к центру тяжести самолета.