Основной причиной аварии Як-130 под Воронежем мог стать отказ системы управления

12 апреля 2018 г., AEX.RU –  Основной причиной аварии учебно-боевого самолета Як-130, произошедшей в Воронежской области, мог стать отказ комплексной системы дистанционного управления КСУ-130.   Об этом пишет КоммерсантЪ.

Инцидент с Як-130 произошел около 9:40 мск во время учебно-тренировочного полета в Воронежской области, который выполняли летчик-инструктор и курсант Краснодарского высшего авиационного училища. Как сообщили “Ъ” в Минобороны, при выполнении учебной задачи командир экипажа доложил о возникновении технической неисправности «одного из агрегатов машины, препятствующей продолжению полета». Им было принято решение о катапультировании, после чего они приземлились и самостоятельно вышли на связь с аэродромом. «Их жизни и здоровью ничего не угрожает. Самолет упал в безлюдной местности, разрушений нет»,— подчеркнули в ведомстве.

В Воронежском областном клиническом центре медицины катастроф заявили, что оба летчика доставлены в госпиталь Борисоглебска, их состояние оценивается как удовлетворительное: летчики получили травмы легкой степени тяжести, у одного из них рваные раны ноги.

По горячим следам была создана специальная комиссия службы безопасности полетов авиации ВС РФ, которой предстоит выяснить причины инцидента. Разбившийся самолет был найден между селами Власовка и Большие Алабухи: из-за разлива паводка обломки самолета оказались на глубине около 70 см; их искали десять человек на двух лодках. По словам источника “Ъ”, близкого к расследованию, в ближайшее время специалисты приступят к изучению матчасти, что позволит прояснить обстоятельства происшествия. Однако, как утверждает собеседник, уже сейчас в качестве предварительной версии аварии значится отказ комплексной системы дистанционного управления самолета КСУ-130 (разработки Московского института электромеханики и автоматики).

Отметим, что из-за отказа КСУ-130 в апреле 2014 года был потерян серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС: он разбился в районе поселка Батаевка (недалеко от Ахтубинска). Экипаж в составе двух летчиков катапультировался, но подполковник Сергей Серегин погиб. «Летчики имели право катапультироваться сразу же, как только возник этот отказ, поскольку, как выяснилось позднее, в воздухе положение исправить было невозможно. Однако они до последнего пытались спасти машину и произвели катапультирование крайне поздно, что и привело к гибели одного из пилотов. Это произошло еще и потому, что самолет начал очень быстрое вертикальное снижение»,— рассказывал в апреле 2014 года заместитель генерального директора ОКБ имени Яковлева Роман Таскаев (цитата по ТАСС).

По словам источника “Ъ” в авиационной отрасли, после катастрофы 2014 года были сделаны выводы, и в дальнейшем на Як-130 ставилась доработанная система управления.
Представители промышленности также будут подключены к расследованию причин инцидента, говорит собеседник “Ъ”.

В Минобороны не стали уточнять, будет ли принято решение о приостановке полетов всех Як-130, имеющихся в распоряжении ВКС РФ.

www.aex.ru

Потеря авторитета / АвиаПорт.Дайджест

29 мая 2010 года в Липецкой области разбился новый российский учебно-тренировочный самолет Як-130. Авария произошла во время выполнения планового полета. Оба летчика сумели катапультироваться. По предварительным данным, причиной случившегося могла стать как новизна самого самолета, так и технические неполадки машины. Самолет поступает на вооружение ВВС России с середины 2009 года, однако уже пережил два летных происшествия.

Две аварии нового Як-130 вряд ли пойдут на пользу самолету, который считается первой абсолютно новой машиной, созданной в России после распада СССР. Разработка Як-130 велась с начала 1990-х годов, хотя конкурс на создание нового учебно-тренировочного самолета был объявлен в конце 1980-х. Изначально созданием самолета ОКБ Яковлева из-за недостатка средств занималось совместно с итальянской компанией Aermacchi.

Позже, когда проект уже вошел в завершающую стадию, соглашение о совместной разработке с итальянцами было расторгнуто. Причиной послужили разногласия между российским ОКБ и итальянской компанией относительно концепции самолета. В итоге Aermacchi получила всю техническую документацию по самолету и к 2004 году создала собственный — M-346 Master. Поставки этой машины пока не начались.

Первый полет двухдвигательного Як-130, который также может применяться как легкий истребитель, состоялся в 1996 году. Как ожидается, в составе российских ВВС он заменит устаревший чешский учебно-тренировочный Aero L-39. В общей сложности потребность ВВС России в Як-130 и подобных ему самолетах оценивается в 250 единиц. Российский учебный самолет позиционируется как тренажер управления истребителями четвертого и пятого поколений, таких как Су-30, Су-35, МиГ-35 и Т-50 (ПАК ФА). В 2010 году ВВС России должны получить 12 самолетов Як-130.

Як-130 способен развивать скорость до 1060 километров в час и совершать перелеты на расстояние до двух тысяч километров. Двухместный самолет может быть вооружен пушечными контейнерами с пушками калибра 23 миллиметра, управляемыми ракетами «воздух-воздух», неуправляемыми ракетами и свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами. Общая масса подвесного вооружения на девяти точках подвески не должна превышать трех тонн.

Планируется, что Як-130 будет активно поставляться и на экспорт. Потребность мирового рынка в таких самолетах оценивается в 2500 единиц. К настоящему моменту новый самолет заказали Алжир и Ливия. В эти страны в общей сложности будет поставлено 22 Як-130, причем для Алжира поставки начнутся уже в 2010 году. Кроме того, российский учебный истребитель участвует в тендере ВВС Малайзии на поставку учебно-тренировочных самолетов. В этом конкурсе также принимают участие британская компания BAE Systems с Hawk и итальянская Aermacchi с M-346.

Авария Як-130, уже вторая по счету за недолгую историю самолета, может отрицательно сказаться на имидже российского учебно-тренировочного истребителя. Первое подобное происшествие случилось в Рязанской области в июле 2006 года. Причиной аварии стали технические неполадки, из-за чего Як-130 вошел в штопор и разбился. Летчики успели катапультироваться. Что послужило причиной нового происшествия, пока неизвестно.

31 мая 2010 года газета «Коммерсант» написала, что причиной потери самолета могли стать как технические неполадки, так и новизна самой техники. В частности, в отличие от L-39, в Як-130 вся информация выводится не на привычные электромеханические приборы, а на три жидкокристаллических дисплея — возможно, летчики просто не привыкли к подобным новшествам. Еще одной вероятной причиной летного происшествия могла стать плохая информированность летчиков об особенностях Як-130.

Как бы то ни было, две аварии на счету нового самолета означают плохую репутацию на мировом рынке, где в сегменте реактивных учебно-тренировочных истребителей с 1976 года широко представлен Hawk и на который скоро выйдет итальянский M-346. Первый используется в 15 странах мира и имеет на счету небольшое число летных происшествий, причиной которых были не технические неполадки, а ошибки пилотов. M-346 пока планируется поставлять в пять стран. Авиакатастроф этого самолета пока не зафиксировано.

Впрочем, шансы у Як-130 все же есть. Покупателей у Hawk с каждым годом становится все меньше. В марте 2010 года индийские ВВС — крупнейший в мире эксплуатант британского учебного истребителя — отказались от дальнейшей покупки самолета, объяснив свое решение сложностями с поставкой запчастей и обслуживанием. Таким образом, единственным конкурентом Як-130, который сможет сравниться с ним по характеристикам, является M-346, но он стоит на несколько миллионов долларов дороже.

 

Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 июня 2010 года | Дайджест публикаций за 1 июня 2010 года

Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Як-130, Су-35, Су-30 (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

В Воронежской области потерпел крушение Як-130 » Военное обозрение

Информационная служба SM-News со ссылкой на собственный источник сообщает о том, что сегодня в Воронежской области потерпел крушение самолёт Борисоглебской авиационной базы Як-130 Воздушно-космических сил России. По последним сведениям, крушение учебно-боевого самолёта (УБС) произошло в Грибановском районе области. Это в нескольких км от аэродрома «Борисоглебск».

Напомним, что в сентябре прошлого года в районе Борисоглебской авиационной базы произошла аналогичная катастрофа. Тогда крушение потерпел Як-130, который пилотировался курсантом 5-го курса лётного училища и опытным майором — инструктором авиационной базы. Оба лётчика катапультировались в районе административной границы Воронежской и Волгоградской областей.


Минобороны подтверждает:

12 апреля 2018 года около 9 часов 40 минут в ходе проведения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию самолет Як-130 учебной авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища летчиков в города Борисоглебск (Воронежская область)

Лётчики катапультировались.

Отмечается, что командир доложил о возникновении технической неисправности в одном из агрегатов машины, препятствующей продолжению полета. В свою очередь руководитель полётов дал команду на катапультирование.

Оба пилота, летчик-инструктор и курсант, благополучно катапультировались, приземлились и самостоятельно вышли на связь с аэродромом. Их жизни и здоровью ничего не угрожает. Самолет упал в безлюдной местности, разрушений нет

— добавляется в сообщении.

Для выяснения причин и обстоятельств происшествия приступила к работе специальная комиссия службы безопасности полётов авиации Вооруженных сил РФ.

Ранее лётчики Борисоглебской авиационной базы неоднократно высказывали те или иные нарекания по отношению к техническому оснащению и иным аспектам учебно-боевого самолёта Як-130.

topwar.ru

Что не так с Як-130? » Военное обозрение

На Борисоглебской авиационной базе продолжалась активная отработка практических навыков лётного состава по эксплуатации учебно-боевых самолётов (УБС) Як-130 и во время расследования причин аварийной посадки самолёта в июне текущего года. В борисоглебское небо поднимались самолёты, пилотируемые в том числе и курсантами, проходящими обучение в филиале Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Як-130, создаваемые ОАО «Корпорация «Иркут», как известно, позволяют осуществлять полёт под контролем лётчика-инструктора, и позиционируются в качестве первых абсолютно новых самолётов, созданных и построенных после распада СССР в современной России.

Несмотря на то, что постановка на вооружение ВКС РФ Як-130 состоялась давно, череда аварийных ситуаций с этими самолётами даёт повод экспертам (и непосредственно воённым лётчикам) говорить о том, что самолёт «сырой». Мало того, отмечается относительная сложность его пилотирования. Сложность в сравнении с возможностями пилотирования тех учебных моделей (для подготовки курсантов), которые использовались ранее.

Напомним, что в июне 2017 в Борисоглебске экипажу самолёта Як-130 удалось выполнить посадку самолёта без носовой стойки шасси. Яком тогда управляли курсант Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» Кирилл Клевцов и лётчик-инструктор Михаил Марченко. Мастерство экипажа позволило не вступать в дело экстренным службам, которые в тот момент находились на аэродроме. Самолёт сел без передней стойки — сама машина получила незначительные повреждения. Экипаж не пострадал.

16 сентября этого года другой Як-130 Борисоглебского учебного авиационного центра потерпел крушение, упав в поле подсолнечника в нескольких километрах от аэродрома — на границе Воронежской и Волгоградской областей. Самолётом, по данным информационных агентств, управляли курсант старшего курса филиала Военно-воздушной академии ВВС РФ Иван Клименко и опытный инструктор – майор Сергей Заволока. Майор Заволока не просто опытный лётчик, он является одним из представителей пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая выполняет полёты именно на Як-130. Официально Минобороны РФ на данный момент не подтверждает информации о том, что именно эти военнослужащие находились в кабине УБС.

Оба катапультировавшихся лётчика были отправлены в госпиталь в состоянии шока. Серьёзных физических повреждений курсант и офицер ВКС РФ не получили.

В данный момент Як-130, виртуозно посаженный на аэродроме Борисоглебска с невышедшим шасси в июне текущего года, проходит через ремонтные процедуры. Самолёт, упавший 16 сентября, восстановлению не подлежит. После падения на землю возник пожар, и то, что осталось от самолёта ещё и сильно обгорело.

Военные техники и представители предприятия-производителя оценивают технические детали, которые стали причинами сбоя в работе носовой стойки при посадке самолёта. Специалисты нижегородской компании «Гидромаш», которая и занимается производством авиационных стоек для Як-130, проводят свои технологические исследования по установлению причин инцидента.

Нужно отметить, что в проведении качественного и прозрачного расследования руководство «Гидромаша» заинтересовано не меньше, чем командование ВКС РФ. Дело в том, что именно «Гидромаш» занимается производством основных опор шасси, например, для новейшего российского пассажирского авиалайнера МС-21, к которому приковано повышенное внимание со стороны не только российской общественности, но и со стороны общественности зарубежной. Ведь МС-21 вполне может (и должен) выходить на международный рынок. И о контрактах на его приобретение говорят уже сейчас. Компания не может себе позволить понести репутационный ущерб, учитывая то, что демонстрировала свои разработки на салоне Ле Бурже во Франции с презентационными заявлениями о высокой надёжности систем.

По некоторым данным, невыход передней стойки Як-130 мог быть связан с попаданием влаги в гидравлические системы. На вопрос, откуда в гидравлике оказалась «лишняя» влага, эксперты высказывают предположение о том, что вода попадает во время «хранения» самолёта. Аргумент такой: проблемы, возможно, не было бы, если бы самолёты такой конструкции хранились в специальных влагозащитных ангарах.

Но ведь далеко не только в стойках шасси дело. Официальных результатов расследования причин падения Як-130 под Борисоглебском пока нет. При этом в многочисленных новостных сводках со ссылками на представителей лётного сообщества (из числа тех, кто сидел за штурвалом Як-130) сообщается, что у этих машин проблем пока, к сожалению хватает и без стоек. И хватает их даже на фоне постоянного мониторинга технического состояния производителями.

На 2017 год в России произведено 133 учебно-боевых самолёта Як-130, из «семейства» которых в своё время была сформирована и упомянутая пилотажная группа «Крылья Тавриды».

На Борисоглебской авиабазе самолёты позволяют проводить ежегодную подготовку десятков курсантов старших курсов Военно-воздушной академии. И теперь, после двух инцидентов за три месяца, эта подготовка поставлена под вопрос. И отвечать на этот вопрос нужно, не пытаясь упрятать проблему под сукно.


Фактически Як-130 призван заменить чехословацкие «Эльки» — так ласково лётчики называют учебно-боевые самолёты Л-29 и Л-39, которые в течение десятилетий являлись основными УБС стран Организации Варшавского договора. Як-130 превосходит самые последние версии «Элек» как по радиоэлектронной «начинке», так и по маневренности в воздухе. Это и понятно — самолёт современный, и в нём воплощены последние достижения оборонки. Вот только пока проблема с тем, как эти последние достижения воплощались, и насколько они вообще способны осваиваться курсантским составом с учётом требований к безопасности.

От Л-29 и Л-39, которые сами лётчики нередко называют «летающими партами» («летающими классами») из-за лёгкости управления и высокой надёжности, Як-130 отличается пока не в лучшую сторону именно в плане указанных параметров. Производителям явно придётся приложить усилия, чтобы проблемы с надёжностью Як-130 были решены и чтобы к техническим параметрам самолёта у лётного состава и потенциальных заказчиков не возникало вопросов.

А ведь вопросы возникают отнюдь не только у молодой курсантской поросли, но и у опытных лётчиков. Если была проблема с одним из двигателем (такая рабочая версия рассматривается), то почему «не сдюжил» второй двигатель? Если проблема никак не связана с двигателями, то с чем тогда? И если снова винить во всём влагу, попадающую «не туда, куда следует», то в таком случае возникает вопрос об общей надёжности авиационной техники под маркой Як-130 — неужели самолёт на самом деле настолько «нежен», что без содержания в специальных ангарах может давать непрогнозируемые сбои в различных блоках и узлах?

topwar.ru

Аварии Як-130 угрожают имиджу самолета на мировом рынке: Наука и техника: Lenta.ru

29 мая 2010 года в Липецкой области разбился новый российский учебно-тренировочный самолет Як-130. Авария произошла во время выполнения планового полета. Оба летчика сумели катапультироваться. По предварительным данным, причиной случившегося могла стать как новизна самого самолета, так и технические неполадки машины. Самолет поступает на вооружение ВВС России с середины 2009 года, однако уже пережил два летных происшествия.

Две аварии нового Як-130 вряд ли пойдут на пользу самолету, который считается первой абсолютно новой машиной, созданной в России после распада СССР. Разработка Як-130 велась с начала 1990-х годов, хотя конкурс на создание нового учебно-тренировочного самолета был объявлен в конце 1980-х. Изначально созданием самолета ОКБ Яковлева из-за недостатка средств занималось совместно с итальянской компанией Aermacchi.

Позже, когда проект уже вошел в завершающую стадию, соглашение о совместной разработке с итальянцами было расторгнуто. Причиной послужили разногласия между российским ОКБ и итальянской компанией относительно концепции самолета. В итоге Aermacchi получила всю техническую документацию по самолету и к 2004 году создала собственный — M-346 Master. Поставки этой машины пока не начались.

Первый полет двухдвигательного Як-130, который также может применяться как легкий истребитель, состоялся в 1996 году. Как ожидается, в составе российских ВВС он заменит устаревший чешский учебно-тренировочный Aero L-39. В общей сложности потребность ВВС России в Як-130 и подобных ему самолетах оценивается в 250 единиц. Российский учебный самолет позиционируется как тренажер управления истребителями четвертого и пятого поколений, таких как Су-30, Су-35, МиГ-35 и Т-50 (ПАК ФА). В 2010 году ВВС России должны получить 12 самолетов Як-130.

Як-130 способен развивать скорость до 1060 километров в час и совершать перелеты на расстояние до двух тысяч километров. Двухместный самолет может быть вооружен пушечными контейнерами с пушками калибра 23 миллиметра, управляемыми ракетами «воздух-воздух», неуправляемыми ракетами и свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами. Общая масса подвесного вооружения на девяти точках подвески не должна превышать трех тонн.

Як-130 (сверху) и M-346. Фото с сайта sokolplant.ru и armybase.us

Lenta.ru

Планируется, что Як-130 будет активно поставляться и на экспорт. Потребность мирового рынка в таких самолетах оценивается в 2500 единиц. К настоящему моменту новый самолет заказали Алжир и Ливия. В эти страны в общей сложности будет поставлено 22 Як-130, причем для Алжира поставки начнутся уже в 2010 году. Кроме того, российский учебный истребитель участвует в тендере ВВС Малайзии на поставку учебно-тренировочных самолетов. В этом конкурсе также принимают участие британская компания BAE Systems с Hawk и итальянская Aermacchi с M-346.

Авария Як-130, уже вторая по счету за недолгую историю самолета, может отрицательно сказаться на имидже российского учебно-тренировочного истребителя. Первое подобное происшествие случилось в Рязанской области в июле 2006 года. Причиной аварии стали технические неполадки, из-за чего Як-130 вошел в штопор и разбился. Летчики успели катапультироваться. Что послужило причиной нового происшествия, пока неизвестно.

31 мая 2010 года газета «Коммерсант» написала, что причиной потери самолета могли стать как технические неполадки, так и новизна самой техники. В частности, в отличие от L-39, в Як-130 вся информация выводится не на привычные электромеханические приборы, а на три жидкокристаллических дисплея — возможно, летчики просто не привыкли к подобным новшествам. Еще одной вероятной причиной летного происшествия могла стать плохая информированность летчиков об особенностях Як-130.

Как бы то ни было, две аварии на счету нового самолета означают плохую репутацию на мировом рынке, где в сегменте реактивных учебно-тренировочных истребителей с 1976 года широко представлен Hawk и на который скоро выйдет итальянский M-346. Первый используется в 15 странах мира и имеет на счету небольшое число летных происшествий, причиной которых были не технические неполадки, а ошибки пилотов. M-346 пока планируется поставлять в пять стран. Авиакатастроф этого самолета пока не зафиксировано.

Впрочем, шансы у Як-130 все же есть. Покупателей у Hawk с каждым годом становится все меньше. В марте 2010 года индийские ВВС — крупнейший в мире эксплуатант британского учебного истребителя — отказались от дальнейшей покупки самолета, объяснив свое решение сложностями с поставкой запчастей и обслуживанием. Таким образом, единственным конкурентом Як-130, который сможет сравниться с ним по характеристикам, является M-346, но он стоит на несколько миллионов долларов дороже.

lenta.ru

В России за день потерпели аварию сразу два самолета Як-130

Во время тренировочного полета 21 июня на учебной авиационной базе в Борисоглебске реактивный самолет Як-130 совершил аварийную посадку, сообщает телеканал «Вести. Воронеж».

Фото: bmpd.livejournal.com

Перед посадкой на Як-130 не вышла передняя стойка шасси, чтобы ее выпустить, курсант вместе с инструктором попытались совершить ряд маневров, которые могли бы этому поспособствовать, но ничего не вышло. Поэтому самолет пришлось сажать аварийным способом. При посадке учебно-боевой самолет получил ряд повреждений, но экипаж не пострадал.

Фото: bmpd.livejournal.com/

Другой инцидент произошел в Краснодарском крае недалеко от города Армавира. У Як-130 тоже были проблемы со стойкой шасси, и его пришлось сажать прямо в поле, пишут «Кубанские новости».

Фото: bmpd.livejournal.com

Напомним, двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 был разработан в ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Як-130 может применяться для разведки, в качестве легкого штурмовика и уничтожать отдельные наземные объекты и малоскоростные воздушные цели.

Читайте также:

Фотофакт: истребитель Су-30МК2 сел «на брюхо»

42.tut.by

Як-130 — Википедия

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

Главные конструкторы — Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович[9]. Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР[10]. Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС России. С 2012 года планируется выпуск более чем 100 таких машин.

История

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС. Многие из L-39, используемых в России в качестве самолётов для тренировки курсантов, давно отлетали свой ресурс. Именно поэтому ещё в конце 1980-х в СССР был объявлен тендер на разработку учебно-тренировочного самолёта. Серийное производство L-39 завершено в 1999 году, а L-159, современную версию самолёта, Министерство обороны Российской Федерации не заказывало в связи с изменением геополитической ориентации Чехии и её переходом в лагерь «вероятного противника».

Российские ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны России, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Alenia Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов: Aermacchi построили УТС M-346, а ОКБ им. Яковлева — учебно-боевой самолёт Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире, за исключением СНГ (включая Россию).

Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына[1].

В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов[11].

В декабре 2009 завершены ГСИ.

После передачи производства в 2011 году на «Иркут», предприятие приняло решение создать на основе Як-130 лёгкий штурмовик с РЛС (Барс-130) и высокоточным вооружением.

Видео по теме

Задачи

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.

Конструкция

Взлёт Як-130 на авиасалоне МАКС-2011

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 (разработана в МИЭА), выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов.[12] Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см, без электромеханических приборов, на каждого пилота. В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. Катапультирование производится с помощью кресел класса «0-0». Отличительная черта Як-130 – возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).[13]

Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть, что впрочем никак не сказалось на массе самолёта. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.

За время полёта от Иркутска до Армавира Як-130 расходует менее 7,5 тонн авиационного топлива. Этот показатель в несколько раз меньше расхода топлива любого самолёта, стоящего на вооружении Российских ВКС.[14]

Производство

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц.

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны)[15], самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).

4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году[16][17].

19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России[18]. В декабре 2009, по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130»[19].

16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков[20].

В конце января 2012 Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на 10 единиц[21].

В связи с разрывом производственной кооперации с Украиной в начале 2015 года НПЦ «Салют» заявил о завершении полной локализации производства авиадвигателей АИ-222-25.[22]

Планируется в будущем заменить двигатели на разрабатываемые двигатели СМ-100[23][24] тягой до 3000 кг.

Поставки

В 2010—2011 гг. в ВВС России было поставлено 12 Як-130 (1 самолёт потерпел катастрофу) и 15 единиц было поставлено в 2012 году по новому контракту[25][26]. В 2013 году корпорация «Иркут» поставила ВВС РФ 18 Як-130. До конца года поставили Минобороны дополнительно 2 машины в счёт заказа 2014 года. В 2014 году были переданы 20 машин. С учётом сданных ВВС в начале 2015 года двух самолётов, общее количество сданных Як-130 по этому контракту должно достичь 55 единиц и контракт должен быть закрыт. Всего в ВВС с 2012 по начало 2015 года получено 65 Як-130, в том числе 55 — построенных «Иркутом» по контракту 2011 года и 10 самолётов постройки «Сокола». 9 октября 2015 года 4 машины были поставлены в состав учебной авиационной базы Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (Армавир)[27]. К началу августа 2018 года, Иркутский авиазавод сдал в общей сложности 11 Як-130, доведя общее количество до 106 единиц.

Сравнение с аналогами

Як-130[28] Aermacchi M-346[29] BAE Hawk T2 (Mk. 128) LIFT[30] Hongdu L-15[31][32] Aero L-159 ALCA[33] KAI T-50 Golden Eagle[34]
Внешний вид
Стоимость единицы, USD~15 млн (на экспорт) ~7 млн (для ВС РФ)[35]~30—35 млн29—33 млн~10 млн10—12 млн~25 млн
Принят на вооружение, год201020112009201320012007
Годы производстваc 2009с 2010н/дc 20121997—2003c 2005
Размах крыла, м9,849,729,949,489,549,45
Длина, м11,4911,4912,4312,2712,7213,14
Масса пустого, кг460046004480496043506470
Макс. взлётная масса, кг10 29010 20091009500800012 300
Боевая нагрузка, кг300030003000300027003740
Практический потолок, м12 50013 70013 50016 00013 20014 630
Макс. скорость, км/ч960 (1060 без подвесок[36])1060103014799361640
Дальность без ПТБ, км2000[37]20002500310016001851
Двигатель2 × ТРД АИ-222-252 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-2001 × ТРД Rolls-Royce Adour Mk. 9512 × ТРД АИ-222-25Ф1 × ТРД Honeywell F124-GA-1001 × ТРД General Electric F404
Макс. тяга двигателя, кН2 × 24,72 × 27,81 × 29,02 × 24,7 (41,2)1 × 28,21 × 53,07 (78,7)
Произведено131497299
Заказано13757

На вооружении

Заказы

  • Россия Россия — по контракту от 7 декабря 2011 года заказано 55 Як-130 с поставкой к 2015 году[20][21]. Самолёты производятся на Иркутском авиационном заводе[20]. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Як-130 — первой партии из запланированных для ВМФ ~10 Як-130[48]. До конца 2018 года ВКС РФ должны получить 30 единиц Як-130 в рамках реализации государственного оборонного заказа на 2016—2018 годы.[49][50]. К началу августа 2018 года всего поставлено 106 единиц.
  • Бангладеш Бангладеш — В 2013 г. заключён контракт на сумму 800 млн дол. США на поставку 24 самолётов.[51] 16 самолётов должны быть поставлены в 2015—2016 годах.[52] Власти Бангладеш намерены приобрести эту технику в счёт экспортного кредита в размере миллиарда долларов, предоставленного Россией в январе 2013 года.[53]
  • Ливия Ливия — заказано 6 Як-130. Контракт аннулирован в связи с выполнением Россией Резолюции Совета Безопасности ООН 1973.[7][54]
  • Мьянма Мьянма — заказано 16 Як-130[55]. Контракт начал выполняться в конце 2016 года, поставлены первые 3 машины[56], вторая тройка была поставлена в 2017.
  • Сирия Сирия — заказано 36 Як-130 на общую сумму $550 млн по состоянию на февраль 2012 года[57]. Первые 9 самолётов планировалось передать Сирии до конца 2014 года, а в следующие два года — 12 и 15 соответственно.[58] Начало выполнения контракта было отложено в связи с гражданской войной в Сирии. В конце 2015 года поставки уже готовых машин планировалось возобновить.[59][неавторитетный источник?]

Рассматривают возможность приобретения:

  • Казахстан Казахстан — в 2010 году Министерство обороны Казахстана проявило интерес к Як-130 для обновления парка учебно-тренировочной авиации[60]. В мае 2012 года состоялись переговоры о приобретении партии машин[61], но контракт на поставку подписан не был[62].
  • Малайзия Малайзия — Як-130 включён в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолёт Hawk и итальянский Aermacchi[63].
  • Монголия Монголия — в рамках укрепления ПВО страны ведутся переговоры о приобретении у России беспилотников и учебно-боевого Як-130[64]

Лётные происшествия

По состоянию на 27 декабря 2017 года потеряно семь Як-130:

Аварии и катастрофы

  • 26 июня 2006 года прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.[65]
  • 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.[66]
  • 15 апреля 2014 года в 17:50 мск в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе посёлка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Экипаж в составе двух лётчиков катапультировался, один из лётчиков (подполковник ВВС Сергей Серёгин) погиб. На земле жертв и разрушений нет. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.[67].
  • 11 июля 2017 года В городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолёт Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты катапультировались и в результате инцидента не пострадали.[68][69]
  • 16 сентября 2017 года в Волгоградской области потерпел аварию учебно-боевой самолёт Як-130. Никто не пострадал. ЧП произошло при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэродрома. Экипаж принял решение увести самолёт от близлежащих построек, а затем катапультироваться.[70]
  • 27 декабря 2017 год в Бангладеш, в округе Кокс-Базар столкнулись два учебно-боевых самолёта Як-130. Пилоты катапультировались.[71].
  • 12 апреля 2018 года потерпел аварию в Воронежской области, пилоты катапультировались. Самолёт упал в безлюдной местности, разрушений нет.

Происшествия без серьезных повреждений.

  • 21 июня 2017 года в Воронежской области на авиационной базе в Борисоглебске во время тренировочного полёта у Як-130 (бортовой номер 43) не вышла передняя стойка шасси. Управляющие самолётом пилот-инструктор и курсант приняли решение, выработав топливо, сажать самолёт только на две стойки. Благодаря профессионализму пилотов посадка получилась практически идеальной. ЯК-130 получил минимальные повреждения. Лётчики представлены к государственным наградам.[72]
  • 21 июня 2017 года в Краснодарском крае близ города Армавир у ЯК-130 (бортовой номер 55) не выпустилось переднее шасси. Это второй за сутки случай с отказом гидравлической системы. В кабине самолёта так же присутствовали курсант с инструктором. Самолёт пришлось посадить на фюзеляж в поле. Со слов заместителя генерального директора ОКБ им. Яковлева Романа Таскаева, речь не может идти о серийном дефекте.[73][74]

Лётно-технические характеристики

Источник данных: ОКБ Яковлева[12]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Боевая нагрузка: 3000 кг
  • Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точки подвески).
  • Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, неуправляемые ракеты С-25ОФМ, — 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).
  • Ресурс самолёта: 10 000 часов

Интересные факты

На основе Як-130 энтузиастами сделана радиоуправляемая модель в масштабе 1:4, которая на чемпионате мира по авиамоделированию «Jet World Masters 2011», проходившем в Национальном музее Военно-воздушных сил США, получила переходящий кубок и звание Чемпиона мира на ближайшие два года[76]. Модель одержала победу и в следующие два чемпионата: «Jet World Masters 2013» (Швейцария)[77] и «Jet World Masters 2015» (Германия). В 2017 году заняла 2-е место.

См. также

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *