Мечи Османской империи, ятаганы и янычары — Реальное время

Тюркская «троица» и бой тупой стороной меча

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о таком важном явлении османской материальной культуры, как холодное оружие, а именно, о той его разновидности, которая длиннее кинжала.

Кто к ним с мечом придет…

Одним из самых уникальных и в то же время смертоносных изобретений древности является меч. Меч боготворили, о нем слагали легенды, им гордились, на нем приносили клятвы, владение им возводили в ранг искусства. И он был неотъемлемой частью человеческой повседневности. Народная мудрость, приписываемая японцам, гласит: «Даже если меч понадобится всего один раз в жизни, носить его нужно всегда».

В Османской империи к мечу относились с должным трепетом и с большим уважением. Известны случаи, когда султаны давали нерушимые клятвы на своих мечах, нарушить которые мог лишь божий промысел. Данный обычай, конечно же, восходит к тюркской кочевой традиции, основной ценностью которой было триединство коня, женщины и меча. В Великой Порте оружие подразделялось на четыре основных вида: ударное, колющее, режущее и стрелковое. Клинки, которые относились к режущим видам оружия, между собой подразделялись еще на несколько видов:

В Османской империи к мечу относились с должным трепетом и с большим уважением. Фото tameshigiri.ca (из музея дворца Топкапы в Стамбуле)

  • Знаменитый «ятаган», который был распространен в XVI—XIX веках, в народе больше известный как «меч с ушами» (из-за формы рукояти, которая напоминает уши). Необходима хорошая сноровка, чтобы владеть этим мечом; в смертоносное оружие он превращается лишь в умелых руках;
  • «Гаддаре» — короткий, изогнутый наружу и очень острый меч, которым размахивали круговыми движениями над головой во время атаки. Благодаря специальной технике применения и остроте клинок причинял большой ущерб противнику. Гаддаре обычно носили на плече, либо за спиной;
  • «Шамшир» — изогнутый наружу меч, который утончается и обостряется от основания к кончику. Со стороны напоминает изогнутый хвост льва. Шамшир носили на поясе и применяли для обороны;
  • «Карабела» — использовался в основном янычарским корпусом и кавалеристами. Отличительная особенность — рукоять, выполненная в виде головы орла;
  • «Ханчер» — короткий кинжал с растительным узором на клинке длиной 35—40 см. Использовался для ближнего боя;
  • «Мамлюкский меч» — тонкий, длинный и легкий клинок с небольшим изгибом наружу;
  • «Пала» — короткий прямой меч с расширяющимся и изогнутым наружу концом. Использовался как моряками, так и кавалеристами для ближнего боя.

Как видно из описания, в основном османские мечи имеют изогнутый клинок. «Отголоски» этих мечей можно встретить в вооружении европейских, российских и даже американских войск вплоть до периода массового распространения огнестрельного оружия.

Как видно из описания, в основном османские мечи имеют изогнутый клинок. Фото tuerkenbeute.de

Стальные яйца

Османские мечи, как в самой Турции, так и за рубежом (в основном в России), известны под названием «Дамаск». Они производились из высококачественной сирийской стали и по особым технологиям. Мастерам-оружейникам, которые занимались дамасской сталью, давали титул «Димишкчи». Среди них существовала традиция дарить султанам стальные заготовки для дамасских мечей, которые именовались «яйцами». Весьма символично, что из таких стальных яиц «вылуплялись» довольно хищные птицы. Известно, что некий мастер по имени Хусейн подарил Султану Сулейману Кануни в первые годы его правления одно стальное яйцо, а мастер Мурад — 10 яиц.

Есть сведения о том, что в период правления Фатиха Султана Мехмеда рядом с дворцом Топкапы была возведена кузница, где лучшие мастера создавали оружейные шедевры из дамасской стали. Однако в период правления Султана Ибрагима кузница была выкуплена тогдашним начальником таможни и разрушена. Об этом в своем знаменитом «Сейахатнаме» упоминает уже хорошо нам известный Эвлийа Челеби.

Ятаганы из музея дворца Топкапы в Стамбуле. Фото kadimdostlar.com

Ятаган

Среди великого многообразия видов холодного оружия Османской империи особенно выделяется меч янычар — ятаган. Этот довольно сложный в использовании меч отличается тем, что он изогнут во внутреннюю сторону, обладает длиной 60—80 сантиметров и, согласно преданиям, обладает такой остротой, что может разрезать шелковый платок, оброненный на лезвие. Рукоять ятагана обычно выполнена из слоновой кости, дерева или рога, с расширяющимся наконечником в виде ушей направо и налево. Такое приспособление не позволяет мечу выскользнуть из рук во время использования и, конечно же, придает ему своеобразный эстетический вид. Сам клинок и ножны обычно украшены растительными и геометрическими узорами. Для украшения использовались золото, серебро и драгоценные камни. Наряду с узорами на мечах были различные надписи — обычно какое-либо стихотворение, аят из Корана, молитва (часто — «О, Мухаммад, дай свое заступничество») или пословица. Рядом с надписью ставилось имя обладателя клинка, дата изготовления и печать мастера. Существовало два способа нанесения узора на клинок. При первом, довольно редком, он выдалбливался, и пустоты заливались расплавленным золотом или серебром. В остальных случаях узор выполнялся из тонкой серебряной проволоки и приклеивался на клинок. Чтобы получился качественный ятаган, необходим был слаженный труд нескольких мастеров. Первый изготавливал клинок, второй делал рукоять, третий готовил ножны, а четвертый наносил узоры и надписи.

С течением времени сформировались особенная, доведенная до искусства техника и культура владения этим мечом. К примеру, обладатели ятагана, когда перед ними был более слабый противник, сражались тупой стороной меча, дабы не нанести вред сопернику.

Но в качестве итога уместно все же напомнить слова Низами: «Есть две силы на свете — это меч и ум. Довольно часто ум одерживал победу над мечом».

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

realnoevremya.ru

Турецкие доспехи и оружие » SwordMaster

загрузка…

 

Наиболее популярным корпусным доспехом, характерным как и для Турецкого так и Индо-персидского стиля была кольчуга из плоских колец,  склепанных круглой заклепкой. Кольчуга во многих случаях представляла из себя рубаху с рукавами различной длины. Кольчужные рубахи спереди были длиной до середины бедра, но сзади не закрывали задницу  – так было удобно ездить на коне и пах защищен, но часто спереди у кольчужной рубахи был разрез. Применялась кольчуга от древних времен до начала 19 века. В регионе турецкого влияния иногда использовалась и персидская кольчуга байдана из очень крупных расплющенных скрепленных заклепками колец. Но байдана не характерна для египетского Мамлюцкого стиля доспеха. Естественно что прогресс не останавливался и для совершенствования скромных защитных свойств кольчуги в неё вставляли стальные пластины. По турецки кольчужные рубахи называются zincir gömlek, а всеобщее название кольчужных доспехов Örme zincir.

Наиболее всеобщим и востребованным способом усиления кольчуги являлась вставка в кольчужное полотно в районе живота нескольких рядов продолговатых пластин расположенных вертикально, спина такого доспеха была закрыта пластинами почти полностью, а руки были закрыты просто кольчужным полотном. Этот доспех застегивался спереди. Назывался он юшман, от персидского jawshan – кольчужная рубаха. Известен со второй половины 14 века, использовался до середины 17-го, на территории Сев. Африки, Египта, Османской империи, Московии, Сирийского Персидского региона, Средней Азии и Индии. Причем в Индии использовался до сер.  19 века.

Более серьезным кольчато-пластинчатым доспехом был

бехтерец (часто произносят бахтерец) от широко распространенного в различных восточных языках слове Bagtar – доспех. Он состоит из большого количества мелких продолговатых пластинок соединенных между кольчужным полотном, горизонтально положенных внахлест и полностью  закрывающих корпус. Руки такого закрывают только короткие кольчужные рукава, часто руки вообще никак не защищены. Застегивался чаще всего по бокам. Такой доспех применялся в зоне влияния Турции России и Польши (причем поляки бывало изготавливали его сами). Появился в 15 веке, но наиболее популярен был в 16 -нач. 17 века.

Индо-персидский доспех, извесный в России как калантарь для турецого стиля нехарактерен.

В английской терминологии все кольчато-пластичатые доспехи обозначают словами Plated mail корпусные доспехи типа юшман и бехтерец называют персидским zirah bagtar не вдаваясь подробности типологий, в турецком языке для обозначения юшманов и бехтерцев служит слово

зир гомлек zirh gömlek.

Есть немало образцов толком не попадающих не под одно пределение, особенно это касается полных комплектов тяжелых кавалеристов Сипах.

Индо-персидкий корпусной доспех чар-айна иногда был в употреблении в зоне влияния Оттоманской импери, но в ней был также свой собственный стиль зерцальных доспехов, который возник на 150 лет раньше персидского.

В основе турецкого зерцального доспеха (турец. Dönemi Zırh донеми зир) было два крупных диска, один частично закрывал  грудь и живот а второй закрывал спину и около от пол дюжины до дюжины дополнительных доспешных пластин, обрамляющих передние и задние диски и закрывавшие остальную часть корпуса.  Дополнительные пластины соединялись в дисками при помощи кольчужного полотна или кожаных ремешков. Такой доспех также называется зерцальным (анг. mirror armour), в английской терминологии употребляются термины: circle armour, round armour, и внимание krug armour, от того что этот доспех был очень популярен в России. Применялся с середины 15 до середины 18 века. Застегивался ремешками по бокам. Он подобно своему индо-персидскому собрату и европейской кирасе хорошо защищал от пуль.

Персидский доспех известный как казакин (перс. jazerant, араб.  kazaghand) представлявшим собой кольчугу зашитую в куртку почти не применялся в Турции, но применялся в Египте.

Комплекты турецких доспехов

 Фотографии полного бертерцевого облачения и вооружения всадника и коня 16 го века из музея Королевские арсеналы в Лидсе, Англия (Royal Armouries Musem in leeds)
  Конический шлем и зерцальный доспех, Walters Museum. США Зерцальный доспех, конец 15 века (шлем некомплектен), Walters Museum
Турбанный шлем, стальной щит, круговой зерцальный доспех и булава-шестопер; а также высокий шлем со шпилем, секира, круговой кольчато-пластинчатый доспех. Музей армии (Armemuseum) Стогольм, Швеция Полный комплект доспехов Сипахи. Музей Стибберта во Флоренции — stibbert museum armour .
Доспех всадника и коня, полные комплекты вооружения турецкого тяжелоснаряженного кавалериста 16-го века, Музей Стибберта во Флоренции — stibbert museum armour.
Полный комплект турецких доспехов.  Stibbert Museum in Florence Шлем с наушами и затыльником, юшманы один с пластинами закрывающими бока, другой без них. 15-16 век. Королевские арсеналы в Лидсе.
Полный коплект Турецких доспехов 16 века. Музей оружия в Турине. Armeria Reale di Torino.   Комплект доспеха на основе зерцального доспеха. 16 век. Музей оружия в Турине. Полный турецкий доспех 15 века. Бехтерцевая защита корпуса, предплечий и кистей рук.  Музей Метрополитен в Нью Йорке  
Тюрбанный шлем, юшман, без нахлеста пластин, лошадиная броня на лоб — шамфрон. Musée de l’Armée, Paris. Персидские доспехи: тюрбанный шлем и кольчуга байдана. Philadelphia museum of Art  Комплект оружия и доспехов. Коллекция Хиггинса (The Higgins Armory)
Треецкий доспех (1480-1500), Musée de l’Armée, Paris. Оттоманский мамлюк-всадник. сер. 15 века. Musée de l’Armée, Paris. Оттоманский тяжело снаряженный всадник. Museum of Islamic Art, Doha. Qatari
 
Бронированый оттоманский всадник.  Музей исламского искусства. Доха. Катар. Всадник в доспехе и конь одоспешен. Очень интересный шлем. Берлинский Цейгхауз, фотография 1930 года.  Неподдельный интерес вызывают крайне редкие кольчато-пластинчатые штаны. Нац. Музея г. Будапешт 
Юшман египетских мамлюков конца 15-го века и тюрбанный шлем. Кольчато-пластинчатый доспех с кольчато -пластинчатой защитой ног и тюрбанным шлемом. Victoria & Albert Museum, London 
Кольчато-пластинчатый доспех и шлем. Королевские арсеналы в Лидсе. Комплект ис позолоченного зерцала и шлема и вороненной кольчуги с длинными рукавами. Исторический музей Вены. Автрия. Кольчато-пластинчастый доспех коня и набор  прочего снаряжения коня. Исторический музей Дрездена. Германия.
 
 
Комплект турецкого вооружения и облачения включающий кольчато-пластинчатую защиту корпуса типа бехтерец, высокий конический шлем, полную защиту ног, бевую секиру, стальной щит, кольчато-пластинчатый доспех лошади с шамфроном, уздечку седло, стремена. Метрополитен Музей в Нью Йорке. США

загрузка…

swordmaster.org

Музей дворца Топкапы. ОРУЖИЕ: vaduhan_08 — LiveJournal

Музей оружия, военных трофеев и знаков отличия дворца Топкапы. Стамбул, Турция.

© All photoes by Farkhat Khaybullin

Турецкие шлемы, 17 век.
 

Турецкие палицы и топор, 17 век.

Мечи и сабли египетских мамелюков 14-16 века.
 
 

Детали вооружения тюркского конного лучника и головной доспех коня 14-16 века. Строй тюркских воинов на конях, защищенные железными доспехами — кольчугой с панцирем, вооруженные копьями, луками и стальными саблями, являли собой передовую военную тактику на протяжении многих веков, начиная с нашествия гуннов на Древний Рим, последние успешные применения этого рода войск и приемов конной войны известны в начале второй мировой войны 20 века. Весь секрет поражений легионов Древнего Рима от орд «варваров» заключался в том, что римляне воевали бронзовым оружием, в бронзовых же доспехах и в подавляющей своей массе пешими, конная армия римлян была ничтожно мала в сравнении с остальной частью войска. Против них выступал строй всадников, закованных в стальную броню, вооруженный стальным оружием, владеющий искусством выездки с самого детства. Если помните, стремена и седло это изобретение совсем не европейских народов, со времен Древней Греции в тамошней Европе всадники ездили без седел и стремян, тюрский же воин имел надежную опору на спине коня в седле и на стременах, что позволяло уверенно управлять конем, наносить сильные удары саблей и метко стрелять из лука на полном ходу.
 

Железный персидский щит и военные знаки отличия, 16 век.
 

Доспехи египетских мамелюков, 16 век.

Мечи и сабли египетских мамелюков 14-16 века.
 
 

Иранские шлемы, 16 век.

Турецкий воин.

Иранские мечи и сабли, 16 век.
 
 

Иранские мечи и сабли 17-18 века.

Турецкие мушкеты и ружья. На турецком мушкет называется «тюфяк», если помните, в русской военной истории встречается это название, первое упоминание о «тюфяках» относится к временам Куликовской битвы. 

 

Тяжелые ружья крупного калибра 18-19 веков. Использовались для обороны крепостей.

Самый крупный экземляр крепостных ружей.

Турецкие пистолеты разных веков.

Иранские: мушкет 18 века, части доспехов 17 века, топор и лук 16 века.

Топоры египеских мамелюков 15-16 века.

Луки персов и крымских татар 16-18 века.

Дротики, посередине: меч палача 17 века, ножи и кинжалы 16-18 века.

Луки султана Баязида II, колчаны и стрелы.

Турецкие ятаганы 17-19 веков.

Сабли разных европейских государств 17-20 веков.

Индийский щит 16 века, европейский меч Стефана 15 века, японский меч, подаренный султану Абдулхамиду II в 1891 г.

Меч султана Мехмеда Завоевателя, 15 век.

 

Сабли султана Мурада III, 16 век.

Меч султана Мурада IV, 17 век, меч султана Османа II (Младшего), 17 век, мечь султана Селима III, 18-19 века, внизу: меч султана Ахмеда I, 17 век.

Слева направо: сабли султана Решада V, 20 век, султана Абдулхамида II, 20 век, султана Абдулазиза, 19 век, султана Махмуда II, 19 век, султана Абдулмеджида, 19 век.

Знаки отличия.

Японские доспехи и мечи, подаренные султану Абдулхамиду II в 1891 г.
 

Средневековые европейские мечи. Обратите внимание на размеры — длина их около двух метров и более.  

vaduhan-08.livejournal.com

Холодное оружие востока: humus — LiveJournal

Каруд — Индо-Персидский регион



Тальвар — Индия
сабля с небольшой кривизной, может иметь елмань, рукоять. Заканчивается дискообразным навершием с выступом, длина до 120 см

Кинжал — Турция

Бебут — Персия
Бе́бут (тюрк.) — один из основных (наряду с камой) типов кавказских кинжалов. Вероятнее всего персидского (иранского) происхождения. Клинок изогнутый, обоюдоострый, длиной до 50 см.

Кард — Османская Империя, 19 век
19 век, сталь, серебро, дерево и перламутр. Имеется подпись на рукоятке. Длина 29,5 см, длина клинка 19 см, толщина обуха у основания — 4 мм.Расположение долов по сторонам клинка различное.

Эмалевый кинжал в ножнах – Иран, конец XVIII — начало XIX века

Кинжал в ножнах (Бебут), клинок булатный, длинна в ножнах — 45,5 см. Рукоять и ножны медные. Украшен цветочным орнаментом в легком рельефе из разноцветной эмали. В ножнах закреплены деревянные вставки. Утрата эмали примерно 30%. Иран (Персия). Дворцовые мастерские. Конец 18, начало 19 века. Два подобных кинжала находятся в «Галерее Драгоценностей Эрмитажа»




humus.livejournal.com

Кинжалы — RUslanka.RU

Главной конструктивной особенностью образцов оружия, называемых кинжалами, является наличие у них особой формы клинка

– двухлезвийного, оканчивающегося острым концом, у которого сходятся оба лезвия. При этом надо отметить, что клинок этот может быть прямым и изогнутым. Кинжал является клинковым оружием ближнего боя с обоюдоострым клинком, не превышающим в длину 50 см, и предназначен, прежде всего, для колющего удара, и в меньшей степени для режущего. Для обозначения кинжала в турецком языке служит слово “ханджар”.

Турецкие кинжалы XVII века имеют короткие, до 20 см, тяжелые, немного изогнутые клинки; их поверхность сложная, оформлена долами и ребрами. Конец утолщен, рассчитан по-видимому, на пробивание кольчуги. Рукояти по форме напоминают катушку – круглые головка и основание одинакового размера. Черен также круглый, довольно толстый, часто отделан гранями. Ножны очень массивные, круглые в сечении, заканчиваются большим шаром.

Турецких кинжалов XVII века дошло до нас немного, но традиции XVII века можно проследить на кинжалах более позднего времени, XVIII – XIX веков. В XVIII веке в Турции получили распространение кинжалы двух видов – прямые и изогнутые. Продолжателями традиций XVII века можно считать большую группу кинжалов, которые имеют обоюдоострый, слегка изогнутый клинок, у которых рукоять видоизменилась – из круглой она стала овальной, пропорциональной размеру всего кинжала. В этом типе можно выделить несколько разновидностей, немного различающихся в конструкции клинка и рукояти, а также материала, из которого сделана рукоять. Но главные признаки у них общие: обоюдоострый, слегка изогнутый клинок и рукоять с одинаковой формы расширенной головкой и основанием, имеющем овальное сечение, и узкий, круглый в сечении черен.

Кинжалы с изогнутым клинком

Этот тип кинжалов наиболее распространен и разнообразен по материалу и украшению, кинжалов данного вида насчитывается 4 типа, которые мы рассмотрим ниже.

1 тип кинжалов

Клинки выкованы из булатной или обычной стали, обоюдоостры, слегка изогнуты. Посередине клинка проходят резко выступающие над поверхностью клинка два ребра жесткости, по одному с каждой стороны клинка, они служат для усиления клинка.

Длина клинков колеблется от 30 до 37 см.

Ширина клинков у пяты от 4 см до 4 см 3мм.

У пяты клинки нередко украшены золотой насечкой с распространенными элементами турецкой орнаментики – двухлепестниками, образующими арку и венчающими ее пальметтами, расположенными также по бокам клинка. Иногда среди орнамента встречаются небольшие арабские, коранического содержания надписи. Рукояти имеют следующую форму – головка и основание сильно расширены, в сечении представляют собой вытянутый овал, концы для удобства держания загибаются внутрь, черен узкий, вытянутый, почти круглый в сечении. Нижняя часть основания рукояти иногда имеет волнистую форму, соответствующую форме устья ножен. Рукояти выполнены чаще всего из позолоченного серебра, имеют или гладкую поверхность, или украшенную глубокой чеканкой, стилизованной растительным орнаментом европейского типа с изображением ветвей, цветов, листьев и рокайлиных элементов. Рукояти также делались из кости.

Ножны представляют собой металлические футляры с вложенными в них двумя деревянными дощечками. Так же, как рукояти, ножны выполнены из гладкого позолоченного серебра или чеканного серебра с орнаментом того же типа, что на рукояти. Заканчиваются ножны металлической кисточкой, с правой стороны имеется небольшая петля, к которой крепится шнур.

В Государственном Музее Искусства Народов Востока хранится турецкий кинжал, он относится к первому типу кинжалов с изогнутым клинком. Общее описание кинжалов этого типа приводилось выше, а теперь ознакомимся с подробным описанием турецкого кинжала, который относится к первому типу кинжалов.

Кинжал №641 II

(Государственный Музей Искусства Народов Востока).

Клинок выкован из стали, обоюдоострый, слегка изогнутый. Посередине клинка проходят резко выступающие над поверхностью клинка два ребра жесткости, по одному с каждой стороны.

Длина клинка 32 см 3 мм.

Длина общая 48 см 5 мм.

Длина рукояти 16 см 2 мм.

Длина черена рукояти 9 см 5 мм.

Ширина клинка у пятки 4 см 2 мм, в средней части клинка 3 см, далее 2 см 5 мм, и заканчивается острием.

Толщина клинка по ребрам жесткости у пятки 6,5 мм, толщина клинка в средней части 5 мм, далее 3 мм, и ребра образуют острие.

Клинок у пятки украшен золотой насечкой – картуш с помещенными в него арабскими надписями.

Рукоять кинжала полностью обложена гладким серебром, головка и основание сильно расширены и представляют собой в сечении вытянутый овал.

Черен рукояти узкий, вытянутый, почти круглый в сечении. Концы головки рукояти и основания загнуты вовнутрь. Основание рукояти имеет волнистую форму.

Ножны гладкие, серебряные, сделаны по форме клинка и представляют собой металлический футляр с вложенными в него двумя деревянными дощечками. Устье ножен, как и сами ножны, серебряное, оно выполнено в виде фигурного овального кольца, которое выступает над гладкой поверхностью ножен и украшено крупной чеканкой, верхняя часть устья имеет волнистую форму. Заканчиваются ножны металлической кисточкой, на ножнах имеется небольшая петля.

2 тип кинжалов

Этот тип кинжалов очень близок по конструкции к кинжалам первого типа и отличается от них лишь материалом, из которого изготовлены рукоять и ножны. Клинки выкованы также из булата или стали, обоюдоострые, слегка изогнутые. Рукояти имеют почти круглый в сечении черен, широкие, одинаковые, овальной формы головку и основание. Рукояти и ножны выполнены из черного полированного дерева, украшенного резьбой – растительным орнаментом европейского типа, состоящим из ветвей, цветов, листьев, перевитых лентами.

3 тип кинжалов

Этот тип кинжалов представляет собой следующее: клинки кинжалов стальные, обоюдоострые, очень слабо изогнутые, вдоль клинка посередине каждой стороны проходит очень высокое ребро жесткости, придающее клинку ромбовидную форму. Головка и основание рукоятей такой же формы, как и у описанных выше кинжалов – одинаковые, в сечении овальные, а черен круглый. Рукояти и ножны полностью обложены серебром, по которому чеканкой и гравировкой нанесен растительный орнамент – закрученные стебли с листьями и розетками. Ножны заканчиваются большой кисточкой.

В Государственном Музее Искусства Народов Востока хранится турецкий кинжал за №640 II. Он относится к третьему типу кинжалов с изогнутым клинком. Его подробное описание приводится ниже.

Кинжал №640 II

Клинок выкован из стали, обоюдоострый, очень слабо изогнутый. Вдоль клинка посередине проходят два высоких ребра жесткости, по одному с каждой стороны клинка.

Длина клинка 23 см 3 мм.

Общая длина 35 см 3 мм.

Длина рукояти 12 см 2 мм.

Длина черена рукояти 8 см 5 мм.

Ширина клинка у пятки 3 см 5 мм. В средней части клинка ширина 2 см 5 мм, далее 2 см, и заканчивается острием.

Толщина клинка по ребрам жесткости у пятки 5 мм, в средней части 4 мм, далее 3 мм, ребра образуют острие.

Поверхность клинка данного кинжала ничем не украшена.

Рукоять кинжала полностью обложена позолоченным серебром и украшена глубокой чеканкой – растительным орнаментом, восьмилепестниковыми розетками. Головка и основание рукояти сильно расширены и представляют собой в сечении вытянутый овал. Черен рукояти узкий, вытянутый, почти круглый в сечении.

Длина ножен 26 см 5 мм.

Ножны серебряные, покрыты позолотой, сделаны по форме клинка и представляют собой металлический футляр с вложенными в него двумя деревянными дощечками. Ножны украшены глубокой чеканкой – растительным орнаментом, восьмилепестниковыми розетками. Заканчиваются ножны металлической кисточкой, на ножнах имеется небольшая петля.

4 тип кинжалов

К четвертому типу кинжалов с изогнутым клинком относятся так называемые “трапезундские” кинжалы. Трапезундской группой называют кинжалы, сабли, ружья и пистолеты, украшенные позолоченными серебряными накладками и кастами, в которые помещены кораллы круглой и каплевидной формы, касты с кораллами расположены в виде розеток или полосок, между которыми находятся более мелкие касты с круглой бирюзой. Поверхность кораллов иногда разделена черточками. Фон серебряных накладок украшен чеканкой или тиснением, растительным орнаментом европейского типа. Кинжалы трапезундского типа – небольшие, с изогнутыми клинками, клинки плоские, без долов и ребер жесткости. Клинки украшены золотой или серебряной насечкой – арками с пальметтами и надписями. Рукояти кинжалов полностью обложены металлом и имеют более плоскую форму по сравнению с рукоятями других кинжалов этого типа, головка рукояти выполнена в виде колпака. Рукояти трапезундских кинжалов по своей форме немного похожи на рукояти кавказских кинжалов. Рукояти украшены кораллами и мелкой бирюзой, расположенными в определенном порядке, образуя геометрический орнамент.

Ножны представляют собой металлический футляр с вложенными в него двумя деревянными дощечками. Ножны украшаются в том же стиле, что и рукояти – крупными кораллами и мелкой бирюзой, которые образуют геометрический орнамент. Ножны заканчиваются небольшим металлическим шариком.

Кинжалы с прямыми клинками

Кинжалов данного вида насчитывается 3 типа.

1 тип кинжалов

Кинжалы этого типа не имеют аналогий в более раннем времени. Клинки этих кинжалов выкованы из стали, прямые, обоюдоострые, длина клинков 30 – 40 см. С обеих сторон клинка имеется рисунок, выполненный травлением и гравировкой, состоящей из причудливой фигуры, напоминающей цифру «8», и с отходящими от нее пальметтами: одной к пятке, двумя другими к острию. К острию от рисунка отходят три узких ребра, соединяющихся недалеко от него. Рукояти сделаны из кости, черен слегка овальный или круглый, расширяется к головке, и основанию, которые сверху и снизу закруглены. Посередине черена проходит поперечная полоска. У некоторых более нарядных экземпляров боковые стороны рукояти обложены серебряными пластинами – окладами с кораллами. На головке, основании и черене рукоятей имеются металлические заклепки в виде розеток. Ножны, как правило, двух видов : или обтянутые кожей, или полностью обложены металлом. Ножны украшены гравированным и чеканным орнаментом, устье украшено поперечными филигранными полосками, такими же, как и на рукояти и кастами с кораллами.

2 тип кинжалов

Второй тип кинжалов близок к первому типу кинжалов и отличается лишь в деталях: орнаментом на клинках, материалом, из которого сделаны сделаны рукояти – не из кости, а из черного рога. Иногда встречаются индийские рукояти, сделанные из железа или нефрита. По-видимому, здесь имело место вторичное использование клинка.

3 тип кинжалов

Эти кинжалы подражают кавказскому типу. Они имеют прямой, широкий, длинный – 50 см, двухлезвийный клинок с долами или ребрами жесткости посередине, иногда с выбитым клеймом листовидной формы со значками внутри. Головки рукоятей имеют форму колпака и отличаются от кавказских кинжалов только тем, что у кавказских кинжалов головка и основание пропорциональны, а у турецких кинжалов этого типа головка рукояти уже, чем основание и более вытянутой конусообразной формы. Рукояти имеют серебряную оковку, украшенную гравированным или чеканным орнаментом европейского типа – розетками, цветами, рокайлинными завитками. Ножны обтянуты черной кожей, имеют серебряное устье и наконечник, или представляют собой сплошной серебряный футляр, украшенный в том же стиле, что и рукоять. Среди кинжалов этого типа встречаются изделия трапезундских мастеров. Декор этих кинжалов характеризуется серебряным басменным золоченым покрытием и большим количеством кораллов в кастах, образующих различные композиции.

По мнению Э.Г.Аствацатурян кинжалы этого типа предназначались для созданной Султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909) иррегулярной конницы из курдов «хамидини» по образцу русского казачьего войска. Офицеры имели шашки и кинжалы кавказского образца. В собрании Государственного Музея-заповедника Царское Село хранится турецкий кинжал, который относится к этому типу (кавказскому) кинжалов. На верхней обоймице ножен этого кинжала с внутренней стороны вырезаны эмблема и аббревиатура 31-й орта. По-видимому этими кинжалами кавказского типа были вооружены и янычары.

 

ruslanka.ru

оружие турецких янычар. Как сражались ятаганом

Ятаган является контактным длинноклинковым колюще–рубяще–режущим холодным оружием длиной до 810 мм и клинком от 570 до 690 мм, изогнутым в сторону лезвия, острым боевым концом и рукоятью, как правило, без ограничения, с массивным выступом в сторону лезвия клинка и раздвоенной головкой в виде «ушей». Европейская традиция причисляет ятаган к саблям. Это холодное оружие являлось, скорее, оружием пехотинцев, потому что рубить им наотмашь довольно несподручно.

Ятаган в основном известен как специфическое оружие турецких янычар – воинских подразделений Османской империи, которые часто формировались из лиц нетурецкого происхождения.

Форма клинка ятагана не является уникальной, потому что вогнутым клинком с заточкой на вогнутой стороне обладали такие виды холодного оружия как махайра, фальката, подсаадачный нож, кукри, тесак. Хотя именно у ятагана клинок не имеет расширения к острию, и сохраняет одинаковую ширину. Тем не менее, крайне редко, но все-таки наблюдались и исключения.

Заточенный по вогнутой стороне, ятаган считался оружием, которое «в обороне – щит, а в нападении – сразу две раны наносит». Действительно, если в бою блокировать вражеское оружие вогнутым лезвием, то соскользнуть ему с этого препятствия будет намного сложнее.

Одним из наиболее распространенных приемов боя ятаганом был следующий: поставив тупой выпуклой стороной оружия жесткий отшибающий блок, развернуть кисть и нанести противнику укол острием в подмышку или бок. Из этого же положения можно было провести и режущий удар на себя – массивные ушки на рукоятках многих ятаганов хорошо предохраняли руку от соскакивания с них.

При рубяще–режущем ударе ятаганом может возникнуть «эффект серпа», когда оружие действительно наносит две раны: одну – серединой лезвия или его частью, прилегающей к рукояти, и другую – противоположной частью лезвия или острием при режущем движении на себя.

Отдельные авторы утверждают, что есть возможность, кроме применения ятагана в ближнем бою, результативно использовать его в качестве метательного оружия. Метание ятагана обеспечивается специфической формой его клинка и рукояти. Упомянутые выше «ушки» обеспечивают стабилизирующий полет ятагана.

Опытные метатели холодного оружия говорят, что метание такого оружия возможно лишь на 5-6 метров, не более. 

Похожие статьи:

sekach.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *