Содержание

Хмельницкий  Николай  Иванович. — Х -. Персоналии. Культурное наследие земли Смоленской


Хмельницкий  Николай  Иванович (1.VIII.1789, Петербург – 3.IХ.1846, Петербург), потомок гетмана Украины  Богдана  Хмельницкого, известный драматург.
Родился в семье  доктора  философии  (Кенигсбергский университет). Служил в министерствах  иностранных  дел, юстиции, внутренних дел. С 1812 г. — адъютант  начальника  Петербургского ополчения, участвовал в заграничном походе 1813-14  гг. В конце 10 — начале 20-х гг. – правитель канцелярии военного  губернатора Петербурга М.А. Милорадовича.
С февраля 1829 г.  по  июль 1837 г.–  смоленский губернатор. На этом посту Хмельницкий проявил большую заботу о развитии хозяйства и культуры Смоленска и губернии, благоустройстве губернского центра; в 1830 г. разбил  городской  сад Блонье на месте прежнего плацпарадного участка; в 1831 г.  открыл публичную библиотеку, устроил в 1834 г. выставку мануфактурных  и ремесленных изделий – первую губернскую выставку  в  России.  Под его руководством были составлены статистические описания  городов и нескольких уездов Смоленской губернии  и  агрономическая  карта губернии. Началось строительство шоссе Смоленск – Москва.  Сооружена церковь Благовещения под Молоховскими воротами в крепостной  стене.

Начатое по инициативе  Хмельницкого строительство  обходилось  дорого, сопровождалось хищениями, казнокрадством, взяточничеством. Хмельницкий был обвинен в попустительстве казнокрадом. Указом Николая I от 6  июля 1837 г. Х. был переведен в Архангельск. В начале 1838 г.  заключен в Петропавловскую крепость (освобожден по личному  указанию Николая I).
По словам биографа Х. Н.А. Добротворского, за  сравнительно короткий срок своего губернаторства Хмельницкий «сделал для г. Смоленска и губернии чуть ли не больше, чем каждый из остальных  губернаторов, состоявших в этой должности иногда по 10-15 лет».
Перу Хмельницкого принадлежат юмористические стихи и  проза,  исторические пьесы, переводы и переделки произведений  французских  драматургов (Мольера, Реньяра, Детуша и др.), но особой  популярностью современников пользовались его светские развлекательные  комедии. Драматургия Хмельницкого 1810-20-х гг. принадлежит к кругу литературных явлений, создавших почву для появления комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума». Одно время Хмельницкий сотрудничал с Грибоедовым и  Шаховским, совместно они работали над комедией «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817 г.).  В  пьесах  Хмельницкого  «Говорун»,  «Воздушные  замки», «Светский случай», «Нерешительный, или Семь пятниц на неделе» занимательность фабулы сочетается с тонкостью наблюдений нравописателя, меткостью характеристик персонажей. Главные достоинства комедий  Хмельницкого –  афористичность  языка,  живость  диалога,   выразительность стиха, передающего непринужденность интонаций разговорной речи. Важен вклад Хмельницкого в развитие русского водевиля первой трети ХIХ в. Водевили «Карантин», «Бабушкины попугаи», «Актеры  между собою», «Нет худа без добра», «Новая шалость» и другие  завоевали автору успех и известность у  зрителя.  Лестно  отзывался  о драматургии Хмельницкого А.С. Пушкин. Отдельные удачные  детали  и  сюжетные положения заимствовали в пьесах Хмельницкого, развивали, обыгрывали в своих произведениях Грибоедов, Пушкин, Гоголь.


Лит.: Исторический вестник, 1889. – ХII; Репертуар  и  Пантеон, издаваемые В. Межевичем. – Т. 13. – СПб, 1846.


Д.И. Будаев, Г.Н. Ермоленко

ХМЕЛЬНИЦКИЙ, Николай Иванович [11(22).VIII.1789 (по другим данным — 1791), Петербург — 8(20).IX.1845, там же] — драматург. Сын писателя Ивана Парфеновича X. Первоначальное образование получил под руководством дяди, писателя Н. Ф. Эмина. Окончил Горный кадетский корпус (1804), затем служил в Коллегии иностранных дел. Уже в 1806 г. X. перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира», поставленную в 1814 г. Во время Отечественной войны 1812 г. был некоторое время адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 гг., дошел до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора гр. Милорадовича. В те же годы X. становится известным драматургом. В 1824 г. он разработал и провел проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников. В 1829 г. получил назначение губернатором в Смоленск и прервал свою писательскую карьеру. Как администратор X. в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки (X. разослал письма виднейшим литераторам с просьбой прислать экземпляры их сочинений — см. в переписке А. С. Пушкина письмо X. от 11.II.1831 г. и ответ ему Пушкина 6.III). Однако хозяйственные дела в губернии были запущены. В 1837 г. открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги. X. сначала был переведен в Архангельск, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость (1838—1839). В 1843 г., видимо, по расследовании был признан невиновным, но, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

   В 1844 г. X. отправляется за границу («Что оставалось делать мне в Петербурге? Писать стихи и комедии в нынешнем вкусе как-то совестно…» — Соч.— Т. 1.— С. 443). Но он все же написал несколько исторических комедий: «Царское слово, или Сватовство Румянцева», «Зиновий Богданович Хмельницкий, или Присоединение Малороссии», «Русский Фауст, или Брюсов кабинет», «Обер-кухмейстер Фельтен». Все они стали известны лишь после смерти X., последние две появились на сцене, но не имели успеха. X. был драматургом-дилетантом, как многие блестящие молодые люди той эпохи. Его аристократизм и галантность (даже и в период губернаторства) отмечаются всеми современниками. До конца жизни особый интерес проявлял он к наследию европейского маньеризма и барокко (см. в «Письмах из-за границы» о посещении им Венской картинной галереи), к формам светской жизни. Остро чувствуя «светское общество», X. ориентировался на него и его вкусы. При этом он писал пьесы непосредственно для постановки, мало заботясь об их издании. Показательно, что X, ориентировался в своих переводах и переделках на второстепенных французских драматургов. В 1812 г. X. начал сотрудничать в журнале «Санкт-Петербургский вестник», где появились его театральные рецензии. Успех к X. пришел с постановкой «Говоруна» (Спб., 1817; перевод комедии Л. Буасси). Сократив пятиактную комедию до одного действия и наполнив ее «петербургскими» реалиями, X. создал одну из самых изящных «салонных» комедий. С эстетикой салонной культуры была связана и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). X. оказывается в центре театральной жизни Петербурга, сближается с Шаховским, Грибоедовым, пишет вместе с ними комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (Спб., 1818). Следующая «светская» комедия — «Воздушные замки» (Спб., 1818) — вольная переделка комедии Коллена Д’Арлевиля. Она вводит в русскую литературу мотив сломавшейся коляски (использованный позже Пушкиным в «Графе Нулине» и еще раз самим X. в опере-водевиле «Суженого конем не объедешь», 1822) и образ мечтателя. Переводная опера-водевиль «Бабушкины попугаи» (1819) связана с поэтикой парафразы и духом Светской фривольности (попугаями называют мужчин). Перевод «Школы женщин» Мольера был выполнен по тем временам точно и явился определенной вехой в переводческой практике XIX в.; в 1826—1828 гг. X. перевел еще и «Тартюфа», но этот перевод появился на сцене лишь в нач. 40 гг. «Нерешительный» (1820; переделка комедии Коллена д’Арлевиля) и оригинальные оперы-водевили «Карантин» (1820), «Актеры между собой, или Дебют актрисы Троепольской» (1821), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были, по мнению современников, самыми удачными попытками «русского водевиля» и противостояли тому варианту жанра, который предлагал Шаховской. Жанр «светской» комедии развивался X. в оригинальных комедиях «Светский случай» (1826), где самоуверенный Столицын невольно устраивает счастье своей невесты и своего «скромного» соперника, и «Взаимные испытания» (1829; переделка комедии Н. Форжо). Во II половине 20 гг. X. начал писать комедию из жизни провинциального чиновничества «Арзамасские гуси», связанную, видимо, с сюжетом о ревизоре. Интерес представляют прозаические наброски X. «Мой мячик», раскрывающие его принципы подхода к слову: «…играю им как мячиком, бросаю его во все стороны, во все фразы, перифразы и даже антифразы» (Соч.— Т. 2.). Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», X. оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 20—30 гг. Он играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе Пушкина.
  
   Соч.: Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849; Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.
   Лит.: Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38; Жихарев С. П. Записки современника.— М.; Л., 1955; Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1; История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  
К. Ю. Рогов
  
   Источник: «Русские писатели». Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., «Просвещение», 1990
   OCR Бычков М. Н.

nasledie.admin-smolensk.ru

ЭСБЕ/Хмельницкий, Николай Иванович — Викитека

Хмельницкий (Николай Иванович) — сын Ивана Парфеновича, довольно известный драматический писатель. Родился в 1789 г.; учился в Горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству. В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения. Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом «Зельмиры», трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII в., Беллуа. По возвращении из заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено «Руководство к ведению русских законов», до трудов Сперанского ценное пособие для администратора и юриста. В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700000 р.) в капитал для призрения гражданских чиновников. Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буасси «Говорун»;, за ней последовала переделка «Шалостей влюбленных» Реньяра. В 1818 г. Х. выступил с комедией «Воздушные замки», являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэна д’Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал Х. довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях. В выборе заимствований он руководился, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя — не на лучших произведениях. Излюбленным родом Х. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов, сочинивший в сотрудничестве с Х. и Шаховским комедию-водевиль: «Своя семья». У Фавара Х. заимствовал оперетку «Греческ

ru.wikisource.org

Хмельницкий Николай Иванович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хмельницкий.

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789 (1789-08-22) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедией. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище[1].

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849;
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.

Примечания

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки

wikiredia.ru

Хмельницкий Николай Иванович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хмельницкий.
Николай Иванович Хмельницкий
Смоленский губернатор
24 февраля 1829 — 6 июля 1837
ПредшественникИасон Семёнович Храповицкий
ПреемникВиктор Яковлевич Рославец
Архангельский губернатор
6 июля 1837 — 6 ноября 1837
ПредшественникВиктор Яковлевич Рославец
ПреемникАлександр Николаевич Муравьёв

Рождение 11 (22) августа 1789(1789-08-22)
Санкт-Петербург
Смерть 8 (20) сентября 1845(1845-09-20) (56 лет)
Санкт-Петербург
Место погребения
  • Смоленское православное кладбище
Деятельность драматург, переводчик

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789 (1789-08-22) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Сочинения
    • 2.1 Публикации
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Биография[ | ]

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию

ru-wiki.ru

Хмельницкий, Николай Иванович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хмельницкий.

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789 (1789-08-22) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедией. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище[1].

Видео по теме

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849;
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.

Примечания

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки

wiki2.red

Хмельницкий, Николай Иванович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хмельницкий.

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789(17890822) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедией. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище[1].

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849;
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.

Напишите отзыв о статье «Хмельницкий, Николай Иванович»

Примечания

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хмельницкий, Николай Иванович

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.

wiki-org.ru

Н. И. Хмельницкий `Говорун`. Стихотворная комедия конца XVIII — начала XI в.

Н. И. Хмельницкий
Говорун
Стихотворная комедия конца XVIII — начала XI в.
Вступительная статья, подготовка текста и примечания М. О. Янковского
Серия «Библиотека поэта». Большая серия. Второе издание.
М.-Л., «Советский писатель», 1964
OCR Бычков М. Н. mailto:[email protected]

Николай Иванович Хмельницкий (1789-1845) — сын известного в свое время
ученого и писателя И. П. Хмельницкого, последний потомок украинского гетмана
Богдана Хмельницкого. Он родился в Петербурге, учился в Горном институте и
уже семнадцатилетним юношей был определен чиновником иностранной коллегии.
Во время Отечественной войны 1812 года он вступил в петербургское ополчение,
совершил вместе с действующей армией заграничный поход, выполняя
адъютантские поручения, по преимуществу дипломатического характера. И до
этого Хмельницкий бывал за границей. Еще в пору своего пребывания в
иностранной коллегии ему доводилось выезжать туда в качестве
дипломатического курьера. В годы войны был он там как участник сражений
при Лейпциге, Дрездене, Гамбурге.
На его долю выпало также оказаться с русскими войсками в Париже после
капитуляции наполеоновской армии.
Париж был воспринимаем русской дворянской молодежью поразному. Кое-кто
из товарищей Хмельницкого, по всей вероятности, оказался в рядах
декабристов. Другие — сохранили на всю жизнь увлечение парижской жизнью,
французской художественной культурой, в частности театром. Хмельницкий —
среди них. Социальные сдвиги, происшедшие в стране в итоге потрясений всего
ее бытия за двадцать пять минувших лет, наверно, не столь отложились в его
сознании, как привлекательность театров, бульваров, острословие завсегдатаев
кафе и внешне воспринятый «галльский дух», не ощутить которого было нельзя.
После окончания войны Хмельницкий продолжал карьеру чиновника, сначала
в министерстве юстиции, далее как правитель канцелярии петербургского
генерал-губернатора гр. Милорадовича и чиновник особых поручений при
министре внутренних дел. Он входит в литературные круги столицы, сближается
с А. А. Шаховским, позже с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, А. А. Жандром,
П. А. Катениным.
Служба при Милорадовиче, в руках которого было сосредоточено управление
сценическим делом в столице, облегчила Хмельницкому связь с театром. Он
завсегдатай кулис, частый посетитель дома Шаховского, где, помимо актеров и
актрис, а также их поклонников, всегда можно было встретить литераторов.
Дружба с ними привела к тому, что в 1818 году, вместе с Грибоедовым и
Жандром, он написал комедию «Своя семья, или Замужняя невеста». Однако не
этой пьесой он дебютировал в театре. Годом ранее появилась его комедия
«Говорун», переделка пьесы французского писателя XVIII века Ги де Буасси «Le
Babillard». В том же, 1817 году он завершил новую комедию «Шалости
влюбленных» (переработка комедии Реньяра «Les Folies amoureuses»). Далее
следуют «Воздушные замки», «Бабушкины попугаи» (по французской комедии М. и
А. Дартуа «Les Perroquets de la mere Philippe», 1819), «Нерешительный, или
Семь пятниц на одной неделе» (по мотивам пьесы Детуша «L’Irresolu», 1819),
«Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра» (по мотивам пьесы
французского писателя К. д’Лрлевиля «Les Chateaux en Espagne», 1821),
«Актеры между собою, или Дебют актрисы Троепольской» (в сотрудничестве с Н.
Всеволожским, 1821), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822),
«Карантин» (1822), «Светский случай» (1826), «Новый Парнас» (переделка пьесы
французского драматурга XVIII века С. Фавара «La Rosiere de Salency», 1829)

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *