Управляемая ракета малой дальности Р-73 (К-73).

Управляемая ракета малой дальности Р-73 (К-73).

Разработчик: ОКБ «Молния» (после слияния ОКБ «Вымпел»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1974 г.
Начало испытаний: 1979 г.
Принятие на вооружение: 1984 г.

Исходя из неутешительных итогов воздушных боев в небе Вьетнама в конце шестидесятых годов, Соединенные Штаты начали разработку первых истребителей IV поколения — F-14 и F-15. Как и последующие легкие истребители F-16 и F-18, эти машины создавались для решения задач завоевания господства в воздухе, в первую очередь — для высокоманевренного воздушного боя. В начале семидесятых годов в Советском Союзе в порядке «симметричного ответа» на происки империалистов началась разработка советских перспективных фронтовых истребителей, впоследствии получивших обозначения Су-27 и МиГ-29.

Оценка требований к ракетному оружию, предназначенному для ведения ближнего боя новых высокоманевренных самолетов, показала не полное соответствие вновь поставленным задачам даже специально созданной ракеты ближнего боя Р-60, разработка которой завершалась в эти годы. Как показали результаты анализа, ракеты нового поколения должны были обладать свойствами сверхманевренности и всеракурсности.

Первоначально эти требования были разнесены по двум разным разработкам, осуществляемым различными проектно-конструкторскими организациями.

С учетом результатов, предварительных проработок, выполненных в рамках работ по аванпроекту, Постановлением от 26 июля 1974 года, определившим требования к будущим Су-27 и МиГ-29, ОКБ «Молния» была задана разработка высокоманевренной малогабаритной ракеты ближнего воздушного боя К-73. Ракета задумывалась как развитие Р-60, но с учетом более высоких требований к маневренности допускался рост массы до значения, промежуточного между Р-60 и Р-3.

В тот же день, но другим Постановлением КБ «Вымпел» была задана разработка всеракурсной ракеты малой дальности К-14 в порядке дальнейшего развития семейства К-13 с применением новой ТГСН и совершенствованием аэродинамики.

Требования по сверхманевренности определили необходимость выхода К-73 на очень большие углы атаки (около 40°), на которых полностью утрачивалась эффективность традиционных для ракет «воздух-воздух» аэродинамических органов управления. Переход к применению газодинамических органов управления в этих условиях представлялся неизбежным. С учетом относительно небольшой дальности пусков сочли нецелесообразным и использование крыльевых поверхностей.

Исходя из малых габаритов и массы первоначального варианта К-73 применение на ней всеракурсной ТГС не предусматривалось.

Тем не менее коллективом во главе с А.В.Молоды в киевском «Арсенале», на первом этапе работавшем на конкурсных началах с московской «Геофизикой», была осуществлена разработка достаточно компактной ГСН «Маяк» (ОГС МК-80) с новым чувствительным элементом. Новая ГСН обеспечивала углы целеуказания по пеленгу до 60°, что в пять раз превышало соответствующий показатель ГСН ракеты Р-60. Угол прокачки гирокоординатора был доведен до 75°, а угловая скорость слежения — до 60° в секунду. В ГСН «Маяк» также реализованы и новые эффективные меры борьбы с естественными и искусственными помехами. Наряду с соответствующим выбором диапазона чувствительности фотоприемника, в аппаратуре ГСН применили импульсно-временную модуляцию сигнала, ввели блок цифровой обработки сигнала с несколькими независимыми каналами. Для повышения эффективности за счет поражения более уязвимых и важных элементов цели применено наведение в точку, смещенную вперед по отношению к соплу двигателя самолета-цели.

Несмотря на формальное отсутствие требования по всеракурсности, разработчики К-73 стали ориентироваться на применение ГСН «Маяк», так как уже стало очевидно то, что рано или поздно это требование будет предъявлено ко всем ракетам ближнего боя. Обретение новых достоинств потребовало увеличения габаритов и массы К-73.

Исходная бескрылая схема с малым аэродинамическим качеством ограничивала маневренные возможности ракеты. Подход к цели осуществлялся с большими углами атаки, неблагоприятными для эффективного поражающего действия боевой части. В течение некоторого времени рассматривался вариант ракеты без аэродинамических органов управления, но с довольно развитым шестиконсольным хвостовым опереньем.

Однако применение только газодинамических органов управления ограничивало полетное время продолжительностью работы двигателя, что существенно снижало гибкость тактического применения.

Исходя из этого, на совещании под руководством заместителя главного конструктора Г.П.Дементьева была принята аэродинамическая схема, близкая к К-60. Однако, в отличие от прототипа, при наличии на ракете полноценного автопилота с традиционными гироскопами пришлось обеспечить стабилизацию по крену. Применение кинематически связанных между собой элеронов взамен роллеронов не сопровождалось существенным утяжелением ракеты, так в ее хвостовой части и на более ранних вариантах размещались элементы рулевого привода для задействования газодинамических органов управления — расположенных на срезе сопла секторных интерцепторов, вводимых в поток продуктов сгорания для его отклонения. Для приемлемой динамики управления автопилот использовал информацию от перьевых датчиков углов атаки и скольжения, размещенных впереди дестабилизаторов, которые, как и на Р-60, обеспечивали спрямление воздушного потока перед аэродинамическими рулями.

Комплекс перьевых датчиков, дестабилизаторов и рулей образует характерную «елочку» на первом отсеке ракеты — ГСН. Аэродинамические рули с попарной аэродинамической связью задействуются размещенными в передней части второго отсека рулевыми машинами, за которыми располагаются блоки автопилота и активного радиовзрывателя. Третий отсек занимает твердотопливный газогенератор. Вырабатываемое им рабочее тело поступает на рулевые машины аэродинамических рулей и через проходящий через гаргрот газопровод — на расположенные в хвостовом отсеке ракеты рулевые машины интерцепторов и элеронов. Четвертый отсек представляет собой стержневую боевую часть, внутри которой размещается ПИМ. Радиус поражения боевой части составляет около 3,5 м. Пятый отсек — однорежимный твердотопливный ракетный двигатель. В хвостовом отсеке двигателя установлены рулевые машины привода элеронов и газодинамических интерцепторов.

Основные элементы ракеты, за исключением стального корпуса двигателя, выполнены из алюминиевых сплавов. Отсеки стыкуются байонетным соединением, за исключением стыков концевых отсеков, осуществляемых посредством фланцевых соединений. Полностью собранная ракета поставляется в войска в гермочехле и деревянной укупорке. Подвеска ракеты на пусковое устройство П-72 или П-72Д (АПУ-73-1 или АПУ-73-1Д) производится посредством трех ярусов бугелей.

К 1979 году были начаты пуски упрощенных ракет с наземных пусковых устройств, в ходе которых отрабатывалась работа газодинамических органов управления. Отработка головок самонаведения велась на летающей лаборатории ЛЛ-124, созданной на базе Ту-124. В том же году тремя пусками К-73 начались заводские испытания на специально переоборудованном МиГ-23МЛ № 123, с борта которого уже в 1980 году была сбита первая цель — беспилотный МиГ- 17. Затем к испытаниям подключился третий серийный МиГ-29 (№ 919), с которого в следующем году впервые сбили МиГ-21М.

В результате слияния двух коллективов разработчиков ракет «воздух-воздух» отработка К-73 завершалась в стенах ОКБ «Вымпел». Ракета была принята на вооружение, как Р-73, Постановлением от 22 июня 1984 г. Максимальная дальность пусков составила до 30 км в передней полусфере. В целом, летно-технические характеристики существенно превышали заданные, но при этом масса ракеты более чем в полтора раза превысила первоначально принятое значение.

Проекции ракеты Р-73.

За рубеж ракеты экспортировались в варианте К-73Э, при этом первые поставки были осуществлены в ГДР в 1988 году. За рубежом ракета обозначалась «АА-11 Archer». Ракеты Р-73 в сочетании с нашлемными прицельными устройствами «Щель» позволяют достичь устойчивое превосходство в ближнем бою, что подтверждается, в частности, опытом совместных тренировок пилотов бывших стран Организации Варшавского договора (в том числе — ГДР) с летавшими на лучших западных истребителях летчиками ВВС стран, традиционно входивших в НАТО.

В девяностые годы ГП «Вымпел» в ходе ряда международных выставок неоднократно демонстрировало различные направления совершенствования ракет типа Р-73. В частности, были опубликованы снимки летных испытаний по осуществлению «обратного старта» ракеты для обороны ударных самолетов от атаки с задней полусферы.

Представлялись также материалы по применению поворотного сопла, обеспечивающего при том же уровне управляющих сил снижение потерь тяги до 3% по сравнению с 5% при использовании штатных интерцепторов.

Кроме того, в фирменных проспектах рекламировался усовершенствованный вариант ракеты с увеличением углов целеуказания с 45° до 65° и повышением максимальной дальности до 40 км при возрастании массы ракеты всего на 5 кг.

На Мосаэрошоу-97 была представлена ракета К-74МЭ с максимальной дальностью 40 км, оснащенная новой ГСН с углом прокачки, увеличенным до 120°. Заявлено, что ракета проходила испытания с 1994 года и готова к серийному производству. В 1999 году на «Мосаэрошоу» демонстрировалась ракета Р-73Л (в экспортном варианте Р-73ЛЭ) с лазерным взрывателем.

На настоящее время ракета Р-73 является самым эффективным оружием ближнего боя, практически не имеющим зарубежных аналогов. В отличие от других ракет, разработанных для МиГ-29 и Су-27, она может применяться и с самолетов предшествующего поколения без существенной доработки их бортовой электроники. Практически это было реализовано на последних версиях МиГ-23, довооруженных Р-73 с размещением на ПУ-72, а также на опытном МиГ-21-93 — модернизированном варианте МиГ-21 с РЛС «Копье».

ТТХ:

Длина, м: 2,9
Диаметр, м: 0,17
Размах крыла, м: 0,51
Размах рулей, м: 0,38
Масса, кг: 105
Масса БЧ, кг: 47
Тип БЧ: 8 кг, стержневая
Двигатель: РДТТ с УВТ
Высота цели, км: 0,02-20
Перегрузка цели, g: до 12
Макс. дальность стрельбы в ППС, км:
-К-73Э: 30
-К-74МЭ: 40
Мин.дальность стрельбы в ЗПС, км: 0,3
Система наведения: всеракурсная инфракрасная
Угол зрения ГСН, °:
-К-73Э: ±45
-К-74МЭ: ±60
Угол прокачки координатора ГСН, °: ±75

Ракета Р-73.

Ракета Р-73.

Ракеты Р-73Л.

Подвеска ракет Р-73Л.

Пуск ракеты Р-73 истребителем Су-30СМ.

Пуск ракеты Р-73 истребителем-перехватчиком МиГ-31БМ.

Ракеты Р-73Э под истребителем «Tejas», ВВС Индии.

Пуск ракеты Р-73Э с истребителя «Tejas» ВВС Индии.

.

.

Список источников:
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Управляемая авиационная ракета ближнего боя Р-73 » Военное обозрение

Ракета малого радиуса действия «воздух-воздух». Создание ракеты начинается с постановления Совета Министров Советского Союза в середине 1974 года. Работы по ракете поручают ОКБ-4 под руководством М.Биновата.

Создание новой ракеты являлось продолжением работ по ракете К-60. Изначально, новая ракета не использовала по полную мощность головку самонаведения и имела газодинамическое управление. В дальнейшем планировалось использовать доработанную головку ракеты К-60. Однако все же решено было сразу создавать ракету с всеракурсной головкой самонаведения «Маяк» от предприятия «Арсенал». К тому же на одном из совещаний решают проектировать ракету в современном аэродинамическом стиле, изменив ее габариты. После ухода из жизни М.Бисновата его заменил на посту Г.Хохлов.


Испытания головки самонаведения начинаются в 1978 году. Они проходили на ЛЛ-124 (летающая лаборатория). Первые испытания прототипов новой ракеты начинаются в 1979 году. В ходе наземных испытаний отрабатывали газодинамические характеристики. Чуть позже, в 1979 году, начинаются полномасштабные заводские испытания, в которых самолет-носитель МиГ-23МЛ с бортовым номером 123, совершив около десятка вылетов с ракетами на борту, сделал три пуска К-73.

1980 год. Впервые ракетой К-73 сбита учебная цель – МиГ-17. 1981 год. К участиям в испытаниях привлекают новейший МиГ-29 с бортовым номером 9-19. В ходе первых же испытаний ракета К-73, выпущенная с его борта, поразила учебную цель – МиГ-21МЛ.

1981-1982 года. Происходит передача разработки К-73 конструкторскому бюро «Вымпел», работы возглавил Г.Соколовский. Он им оставался до 1994 года. «Вымпел» доработал ракету и ее принимают на вооружение под названием Р-73 в 1984 году. В производственную серию ракеты Р-73 РМД-1 выходят в 1987 году. Следующий вариант ракеты Р-73 РМД-2 имеет возможность противоположного запуска и может выполнять функции авиационной противоракеты класса «воздух-воздух». Разработкой с 1994 года руководит Ю.Захаров.

Базовая версия ракеты К-73 получила название РМД-1 и с 1983 года она пошла в серийное производство. Основной производитель – тбилисский авиазавод, дополнительно ракеты производил московский завод «Коммунар». На основном заводе до конца серийного производства (1992 год) было создано 6 тысяч единиц Р-73. Точно не известно, но, возможно, и в опытном производстве «Вымпел» создавали ракеты Р-73, как для экспортных поставок, так и для нужд ВВС РФ. До недавнего времени различные работы по обслуживанию и ремонту Р-73 проводил 711 авиазавод, расположенный в городе Борисоглебске.

Устройство и конструкция Р-73
Серийная ракета изготовлена с использованием аэродинамической схемы «Утка». В передней части установили датчики скольжения и атаки. Там же выполнены аэродинамические рули и дестабилизаторы. В задней части выполнено крыло, обеспеченное элеронами. Р-73 использует 4 секционные газодинамические рули.

Р-73 состоит из следующих отсеков:
1. Головка самонаведения с агрегатами аэродинамики;
2. Автопилот, взрыватель неконтактного типа и рулевые;
3. Газогенератор;
4. БЧ и ПИМ;
5. Двигатель реактивный твердотопливный.


Корпус изготовлен из сплавов алюминия, а корпус двигателя — из стали. Отсеки соединяются с помощью байонетов, крайние – фланцами. Рулевые работают от производных газогенератора. В корму корпуса производные поступают по спецканалу, выполненному на внешней стороне корпуса. Управление ракетой осуществляет автопилот и головка самонаведения. Элероны осуществляют стабилизацию ракеты по крену.

Головка самонаведения «Маяк» создана киевским предприятием «Арсенал», в которой реализовали новейшие методы и решения для борьбы с помехами. В Р-73 РМД-2 уже установлена ГСН, обладающая повышенной защитой от помех с быстрой возможностью перепрограммирования алгоритмов работы. Повышены возможности работы по низколетящим целям.

Двигатель ракетный твердотопливный имеет один режим работы, тяга 785 килограмм управляемая. Были варианты ракеты, на которых устанавливали поворотное сопла, что давало прирост тяги в 5 процентов.

Носители самолеты типа Су-27, Миг-29 могут работать с ракетами посредством системы целеуказания нашлемного исполнения «щель», повышая тем самым возможности носителя.

Боевая часть несущая боевые стержни с ПИМ, установленным внутри. Для поражения целей используются урановые стержни, общей массой 2.5 килограмма. Для подрыва использованы неконтактные взрыватели. На основной массе выпущенных ракет установлены радиолокационные взрыватели «Кречет», на более поздних версиях ракеты устанавливали оптический взрыватель лазерного типа «Янтарь». Основной радиус поражения боевыми стержнями примерно 3.5 метра.

В качестве пусковых установок использовали П-72/П-72-1Д/П-72-1БД2 другое название АПУ-73-1/АПУ-73-1Д. На вертолетах-носителях использовали АПУ-62-1М. Подвеска ракет на пусковые осуществляется при помощи бугелей. Последняя модификация РВВ-МД, демонстрируемая на выставках устанавливается на пусковые «П-72-1Д/П-72-1БД2». Ракета выходит с завода в герметическом чехле, в деревянной укупорке.

Известные модификации:
— К-73 – проектных вариант;
— Р-73 или Р-73 РДМ-1 или Р-73К – базовая серийная модификация;
— К-73Э – экспортная модификация Р-73;
— Р-73Л или Р-73ЭЛ – модификация ракеты с лазерным взрывателем;
— Р-73М или Р-73 РДМ-2 – улучшенная модификация Р-73 с новой головкой самонаведения. Возможности – противоракета;
— К-74МЭ – экспортная модификация Р-73М с уменьшенными характеристиками ГСН;
— РВВ-МД – улучшенная модификация Р-73М с радиолокационным взрывателем;

— РВВ-МДЛ – улучшенная модификация Р-73М с лазерным взрывателем;
(РВВ-МД/РВВ-МДЛ – ракеты второго этапа модернизации. Впервые появились на МАКС-2009).

Учебные, действующие, тренировочные макеты и ракеты:
— Б-72 или Р-72 – макет 1:1 ракеты Р-73;
— Р-73УТ – учебная, тренировочная модель Р-73;
— УЗР-73 – имитационная модель с записывающим регистратором для учебных действий;
— Р-73УБ/Р-73УД – учебные ракеты с комплексом бортовых систем и с/без БЧ;

Вероятные носители:
— самолеты: МиГ-29 К/С/М, /-23-98/-23МЛД; Су-27/К/ -33, /-25Т, /-39, -30, /-34, /-35; Ил-102, Як-141;
— вертолеты: Ка-50,/-52; Ми-24;
— зарубежные носители: самолеты J-10, Mirage F1CZ, Tejas.

Стоит на вооружении:
На сегодня из бывшего Советского Союза на вооружении находится в России и Казахстане. В Украине у Р-73 закончился срок эксплуатации. В мире стоит на вооружение в Индии, Алжире, Иран, Куба, КНДР, Китай, Сирия. Возможно стоит на вооружение Вьетнама, Перу, Эритрея, Эфиопия, Бангладеш, ЮАР. Поставлялись в разное время в Болгарию, Венгрию, ГДР, Египет, Ирак, Италию, Польшу, Югославию, Словакию и Сербию.

Основные характеристики:
— длина – 2.9 метра;
— крыло – 51 сантиметр;
— диаметр – 17 сантиметров;
— размах рулей – 38 сантиметров;
— общий вес – 105 (РМД-1), 110 (РМД-2), 106 (Р-73М) килограммов;
— вес ВВ БЧ – 7.3 (РМД-2), 8 (остальные) килограммов;
— вес боевой части – 47 килограмм;
— дальность применения мин/макс – 0.3/30 (РМД-1), 0.3/40 (остальные) километров;
— высота цели мин/макс – 5 метров/20 километров (РМД-2), 20 метров/20 километров;
— предельные перегрузки до 12 G;
— возможность запуска в заднюю полусферу до 12 километров;
— максимальная скорость цели до 2.5 тысяч км/ч;
— вероятность попадания – 60 процентов.

Источники информации:
http://www.airbase.ru/hangar/russia/weapon/aam/r/73/

http://militaryrussia.ru/blog/topic-104.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/r73.html
http://www.aviasquad.ru/archive/index.php/t-1231.html

topwar.ru

Управляемая ракета малой дальности Р-73

]]>]]>В ракете, выполненной по аэродинамической схеме «утка» (см. ]]>проекции]]>) с дестабилизаторами в головной части корпуса и традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя, что придает ракете высокую маневренность. Дестабилизаторы (см. ]]>фото]]>) расположены перед рулями и помимо традиционного предназначения уменьшают местные углы атаки, предохраняя рулевые поверхности от срывов потока и падения эффективности при резких маневрах. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляются совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену производится с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.

Газодинамическое управление обеспечивает высокую маневренность сразу после пуска, когда скорость еще не высока и эффективность обычных рулей недостаточна. Отклонение струи позволяет ракете, едва сошедшей с АПУ, менять направление полета на 90° и более. Р-73 практически не накладывает ограничений на условия пуска и маневры носителя. Высокая управляемость и сверхманевренность Р-73 позволяет ей атаковать цели, летящие на высотах от 5м с перегрузками до 12g не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах, атакуя их по оптимальным «ломаным» траекториям практически без радиусов виражей с собственными перегрузками до 40g. Двигатель тягой 7700Н сообщает ракете высокую энерговооруженность, благодаря чему она может запускаться и в заднюю полусферу для обороны носителя. Такая методика «обратного старта» прошла испытания, доказав свою эффективность, и в разработках перспективных советских истребителей предусматривалась установка дополнительной РЛС для поиска и целеуказания в задней полусфере.

Автопилот Р-73 использовует информацию от перьевых датчиков углов атаки и скольжения, размещенных впереди дестабилизаторов и по объему выполняемых операций сопоставим с самолетной САУ. Комплекс перьевых датчиков, дестабилизаторов и рулей образует характерную «елочку» на первом отсеке ракеты — ГСН. Аэродинамические рули с попарной аэродинамической связью задействуются размещенными в передней части второго отсека рулевыми машинами, за которыми располагаются блоки автопилота и активного радиовзрывателя. Третий отсек занимает твердотопливный газогенератор увеличенной производительности. Вырабатываемое им рабочее тело поступает на рулевые машины аэродинамических рулей и через проходящий через гаргрот газопровод — на расположенные в хвостовом отсеке ракеты рулевые машины интерцепторов и элеронов. Четвертый отсек представляет собой боевую часть, внутри которой размещается ПИМ. Радиус поражения боевой части составляет около 3.5м. Взрыватель — радиолокационный. Модификации Р-73Л, Р-73ЭЛ оснащены оптическим лазерным взрывателем (см. ]]>фото]]>). Пятый отсек — однорежимный твердотопливный ракетный двигатель. В хвостовом отсеке двигателя установлены рулевые машины привода элеронов и газодинамических интерцепторов.

Р-73 оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45° (60° для РМД-2), имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью (угловую скорость линии визирования) до 60°/с. Чтобы избавить летчика от потерь времени на выбор оружия малой или средней дальности в быстро меняющейся боевой обстановке, разрешенная дистанция пуска Р-73 увеличена до 30км (РМД2 до 40 км). ГСН позволяет отстраиваться от естественных и искусственных помех с помощью цифровой обработки сигнала. Ракета атакует цель, совершающую полет в диапазоне высот от 20м (5м для Р-73М РМД-2) до 20км со скоростью до 2500 км/ч, при любом ее начальном положении. Целеуказание головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы целеуказания и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности.

]]>]]>

Основные элементы ракеты, за исключением стального корпуса двигателя, выполнены из алюминиевых сплавов. Отсеки стыкуются байонетным соединением, за исключением стыков концевых отсеков, осуществляемых посредством фланцевых соединений. Полностью собранная ракета поставляется в войска в гермочехле и деревянной укупорке.

В зависимости от модификации, ракета оснащается лазерным или радиовзрывателем. Боевая часть массой 7.4кг (масса ВВ — 2.45кг) ]]>стержневого]]> типа. Поражающими элементами БЧ являются массивные урановые стержни.

Учебный вариант ракеты с регистратором записей носит название УЗР-73, экспортное исполнение ракеты — Р-73Э. Был разработан также вариант Р-73М, оснащенный ГСН с многоплощадочным двухдиапазонным фотоприемником повышенной помехозащищенности со вдвое большей чувствительностью и дальностью захвата. Зона целеуказания Р-73М расширена до +90°, а для повышения поражающего действия автопилот при подлете к цели направляет ее с факела двигателя на центральную часть самолета. Р-73 — одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.

Основной материал конструкции — алюминиевые сплавы, корпус двигателя — стальной.

Для подвески под носителями и пуска ракеты используется рельсовое пусковое устройство П-72 — с последовательным выходом трех бугелей из направляющих; узлы подвески к самолету — ушкового типа. Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки. По другим данным подвеска ракет Р-73 производится на авиационные пусковые устройства АПУ-73, устанавливаемые на внешние подкрыльевые точки подвески.

По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.

rbase.new-factoria.ru

Р-73

Ракета малой дальности Р-73 с тепловой головкой самонаведения предназначена для ведения всеракурсного ближнего воздушного боя и на конец XX века не имеет равных зарубежных аналогов по маневренным характеристикам и дальности поражения.

Характеристики
 Р-73 РМД-1Р-73М РМД-2
Обозначение НАТОAA-11 Archer (Стрелок) 
Стартовая масса, кг105110
Масса БЧ, кг88
Тип боевой частистержневаястержневая
Тип ГСНИКИК
Дальность пуска, км:максимальная3040
минимальная0,3 
Перегрузка поражаемых целей12 
Собственная допустимая перегрузка40 
Вероятность поражения цели0,6 
Длина, мм2900 
Диаметр корпуса (калибр), мм170 
Размах оперения, мм510 

Таблица дальностей пуска ракет с Су-27

Без учета ограничений ГСН, условия — скорость носителя 900 км/ч, цели 700, цель прямо по курсу, никто не маневрирует. Дальности даны для разных высот (10000, 5000, 1000) и ракурсов (ППС 0/4 1/4 2/4 3/4, вбок 4/4, ЗПС 0/4 1/4 2/4 3/4).

+———————————————————-+ | | | ППС |вбок|ЗПС | | | |——————-| |——————-| |Ракета|Высота|0/4 |1/4 |2/4 |3/4 |4/4 |0/4 |1/4 |2/4 |3/4 | |———————————————————-| |Р-73 | 10000|17.5|16 |15 |13 |12 | 8.5| 9 | 9 |10 | |———————————————————-| |Р-73 | 5000|13 |12.5|11.5| 9 | 8 | 6 | 6 | 6.5| 7.5| |———————————————————-| |Р-73 | 1000| 9 | 8.5| 7.5| 6.5| 5.5| 4 | 4 | 4.2| 4.8| +———————————————————-+ // Источник таблицы — Valeri_

Разработчик и состояние: Р-73 под индексом «Изделие 72» была разработана и принята на вооружение в 1983г. (по другим данным — в 1985г.) в НПО «Молния». Однако, в связи с переводом НПО на разработку космического корабля многоразового использования «Буран», в 1983г., «Изделие 72» было передано в ГосМКБ «Вымпел» на доводку и модернизацию. В настоящее время Р-73 это основная ракета ближнего боя российских ВВС.

Носители: МиГ-21-93, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С, МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141.

Цели, преследуемые разработкой: создание оружия, обеспечивающего превосходство в ближнем высокоманевренном бою, которое, не ограничивая маневренные возможности истребителя, позволило бы летчику реализовать правило: «Увидел противника — стреляй, выстрелил — забыл». Особенности ближнего воздушного боя: большие угловые ошибки пуска ракеты на малых дальностях; необходимость стрельбы на встречно-пересекающихся курсах; большие угловые скорости линии визирования цели на момент пуска — требуют создания высокоманевренной ракеты, способной осуществлять разворот в направлении на цель сразу же после пуска с углами атаки до 40°.

Назначение: перехват и уничтожение в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения и разведки противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, крылатых ракет и вертолётов.

Условия применения: Обеспечивает поражение целей на высотах до 5м на всех ракурсах (в переднюю и заднюю полусферы цели), днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, при наличии естественных помех и при активном радиоэлектронном противодействии противника, на фоне земной и водной поверхностей. Не накладывает ограничений на начальные условия пуска, полностью автономна.

Особенности Р-73: ракета с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающая положительные качества ракет с чисто аэродинамическим и с чисто газодинамическим управлением: управляемость на пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками и управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.

Она значительно превосходит по своим характеристикам существующие ракеты подобного типа за счет:

  • отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
  • обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
  • простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
  • больших маневренных возможностей и способности наведения на цель при угловых скоростях линии визирования цели до 60°/с и угловых ошибках стрельбы до 60°;
  • абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
  • наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
  • высокой помехозащищенности систем наведения и подрыва от естественных и организованных помех и др.

Модификации

Предприятиями НПО «Молния» и ГосМКБ «Вымпел» разработаны два варианта этой ракеты:

Р-73 РМД-1 и Р-73М РМД-2, отличающиеся в основном углами целеуказания: 45° для варианта РМД1 и 60° для варианта РМД2. Есть информация, что РМД2 имеет улучшенный двигатель практически удваивающий максимальную дальность в реальных боевых условиях. ГСН у РМД, кроме увеличения углов целеуказания обладает повышенной помехозащищённостью против ИК-противодействия и построена на цифровой элементной базе, что позволяет легко перепрограммировать алгоритмы слежения и перехвата. Улучшены возможности атаки низколетящих целей.

Р-73 Может служить для организации противоракетной обороны, позволяет реализовать режим обратного старта для обороны задней полусферы носителя. Существует, также, экспортный вариант: Р-73Э. На базе РМД2 разработана и испытана ракета обратного старта.

Конструкция

При разработке был использован ряд новых технических решений. В ракете, выполненной по аэродинамической схеме «утка» с дестабилизаторами в головной части корпуса и традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя, что придает ракете высокую маневренность, обеспечивающую поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляются совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.

Ракета оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45° (60° для РМД-2), имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью (угловую скорость линии визирования) до 60°/с.

В зависимости от модификации, ракета оснащается лазерным или радиовзрывателем.

Благодаря своей ТГС, Р-73 — одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Целеуказание головке самонаведения ракеты Р-73 может выдаваться нашлемной системой целеуказания летчика.

Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.

Основной материал конструкции — алюминиевые сплавы, корпус двигателя — стальной.

Для подвески под носителями и пуска ракеты используется рельсовое пусковое устройство П-72 — с последовательным выходом трех бугелей из направляющих; узлы подвески к самолету — ушкового типа. Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки.

По другим данным подвеска ракет Р-73 производится на авиационные пусковые устройства АПУ-73, устанавливаемые на внешние подкрыльевые точки подвески.

Характеристики

Ракета атакует цель, совершающую полет в диапазоне высот от 20м (5м для Р-73М РМД-2) до 20км со скоростью до 2500 км/ч, при любом ее начальном положении, в диапазоне углов целеуказания ±45° при угловых скоростях линии визирования до 60°/с.

Целеуказание головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы целеуказания и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности

По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.

Ссылки

Источники

  • «Независимое военное обозрение». 1998(?).
  • «Военный парад». Сентябрь-октябрь 1998. /Прислал Дмитрий Усцов/
  • CD-ROM «Су-27 и его модификации» студии «Крылья России».
  • «Современные боевые вертолёты». В.И.Королёв. Минск. Элайда. 1998.
  • «Самолёты спецназначения». В.Н.Шунков. Минск. Харвест. 1999.

Фотографии и схемы

  • [ x] Р-73// Взято с Watson’s Military Page
  • [ x] На врезке — сопло двигателя// Взято с Watson’s Military Page
  • [ x] Р-73Э// Взято с Russian Aviation Page
  • [ x] Сопло двигателя Р-73Э// Взято с Russian Aviation Page
  • [ x] Р-73 на Су-27 159-го ГвИАП// © R.Senkowski
  • комментарии (0)

    www.airbase.ru

    Р-73 (РВВ-МД)

    Ракета «воздух-воздух» малой дальности действия  

    Р-73 (РВВ-МД) разработана ГосМКБ «Вымпел». Разработка высокоманевренной ракеты ближнего воздушного боя К-73 начата ОКБ «Молния» (ОКБ-4 М.Р.Биновата) по Постановлению Совмина СССР от 26 июля 1974 г. Главный конструктор — М.Р.Бисноват. По первоначальному проекту  ракета создавалась без учета всеракурсности головки самонаведения (ГСН) и только с газодинамическим управлением. После выбора всеракурсной ГСН «Маяк» разработки ПО «Арсенал» на совещании под руководством заместителя главного конструктора ракеты Г.П.Дементьева была принята современная аэродинамическая схема с изменением габаритов ракеты. 

    Отработка ГСН с октября 1978 г. велась на самолете-летающей лаборатории ЛЛ-124 на базе Ту-124. Испытания упрощенных прототипов ракет К-73 с наземных пусковых установок начаты в 1979 г. Отрабатывалась работа газодинамических рулей. В том же 1979 г. в рамках заводских испытаний выполнено 8 полетов МиГ-23МЛ и три пуска ракет К-73. В 1980 г. с борта этого МиГ-23МЛ впервые сбита летающая мишень МиГ-17. В 1981 г. к испытаниям присоединился третий серийный МиГ-29.

    В 1981-1982 г.г. работы по созданию ракет «воздух-воздух», которые велись ОКБ «Молния», были переданы в ОКБ «Вымпел». Главным конструктором назначен Геннадий Александрович Соколовский.

    Ракета принята на вооружение как Р-73 Постановлением Совмина СССР от 22 июня 1984 г. и приказом Министерства обороны СССР №00113 (1984 г.). Начало массового производства (модель Р-73 РМД-1) — 1987 г.

    Модель ракеты Р-73РМД-2 обладает возможностью пуска в заднюю полусферу носителя и может использоваться против ракет «воздух-воздух».

    Ракета Р-73 с оптическим взрывателем
    (http://pfc-joker.livejournal.com/)

     

    Западное наименование ракеты Р-73 / РВВ-МД — AA-11 ARCHER.

    Самолеты-носители ракет Р-73 в ВВС России

    С 2007 г. вариант ракеты выполненный только из российских компонентов (РВВ-МД) находится в производстве и поставляется в ВВС России. Носителями ракет Р-73 являлись и являются следующие самолеты:

    • МиГ-21И
    • МиГ-23МЛД
    • МиГ-29 / МиГ-35
    • МиГ-31М
    • МиГ-31БМ
    • Су-27 / Су-30
    • Су-33 / Су-35 
    • Су-34
    • Су-25Т / Су-39
    • Су-57 (ПАК ФА)
    • Як-141

    Конструкция ракеты

    Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». В носовой части расположены датчики аэродинамических углов (угла атаки и скольжения), дестабилизаторы и аэродинамические рули. В хвосте — крыло с элеронами. Ракета оснащена так же четырехсекционными газодинамическими рулями.

    Ракета имеет блочный состав (от носа к хвосту):
    1. Первый отсек — ГСН с органами аэродинамического управления.
    2. Второй отсек — рулевые машинки, автопилот и неконтактный взрыватель.
    3. Третий отсек — газогенератор.
    4. Четвертый отсек — боевая часть.
    5. Пятый отсек — РДТТ

    Корпус ракеты выполнен из алюминиевых сплавов, корпус РДТТ — сталь.

    Ракета оснащена однорежимный твердотопливным ракетным двигателем с газодинамическими рулями-интерцепторами.

    ТТХ ракеты Р-73 / РВВ-МД

    Длина - 2900 мм
    Диаметр корпуса - 170 мм
    Размах крыла – 510 мм
    Размах стабилизаторов – 380 мм
    Масса  – 110 кг
    Масса боевой части  – 8 кг
    
    Дальность действия: 
    - 300 м (минимальная)
    - 40 км
    Скорость полета - более 2500 м/с
    Высота полета поражаемых целей - 20 - 20000 м
    Перегрузка маневрирующей цели - до 12 G
    

    Газодинамические органы управления ракеты Р-73
    (http://pfc-joker.livejournal.com/)


    Боевое оснащение

    Ракета оснащена стержневой боевой частью. 
    Радиус поражения - 3,5 м
    

    Ракета Р-73 с радиовзрывателем (фото Евгения Ерохина, http://missiles2go.ru/)

     

    Система управления и наведение

    Система управления ракетой инерциальная с инфракрасной всеракурсной головкой самонаведения (ГСН). Стабилизация ракеты по крену осуществляется механически связанными между собою элеронами.ы. 

    Модификации:

    К-73 (проект) — первоначальный вариант ракеты выполнялся в качестве сверхманевренной ракеты без аэродинамических органов управления.

    К-73 — окончательный проект ракеты, прототип серийного варианта. Испытания — с 1979 г.

    Р-73 / Р-73 РМД-1 — наименование ракеты после принятия на вооружение в 1984 г. — первый серийный вариант ракеты. Вероятно, 

    К-73Э — экспортный вариант ракеты, аналог ракеты Р-73РМД-1, поставлялась на экспорт начиная с 1988 г. (например, в ГДР).

    Р-73Л / Р-73ЭЛ — вариант ракеты с оптическим лазерным неконтактным взрывателем впервые показанный в августе 1989 г. на первом московском авиасалоне. Ракета оснащена оптическим лазерным взрывателем.

    Р-73М / Р-73 РМД-2 — вариант ракеты с улучшенными ТТХ и новой ГСН (с характеристиками ГСН «Маяк»), впервые показан на авиашоу МАКС-1997. По данным с выставки — испытания ракеты начаты в конце 1994 г.

    К-74МЭ — экспортный вариант ракеты Р-73М. Впервые показан на авиасалоне МАКС-1997.

    Р-73К — наименование ракет Р-73 с радиолокационным неконтактным взрывателем. 

    РВВ-МД — обновленный вариант ракеты Р-73М / Р-73 РМД-2. Разработана ГосМКБ «Вымпел» в конце 1990-х — начале 2000-х годов. 

    К-74М2 — модификация ракеты Р-73 для вооружения ПАК ФА. 23.05.2014 г. на выставке вооружений «Кадекс-2014» в Астане глава КТРВ Борис Обносов заявил, что новейшая модель ракеты «Х-74М2» для вооружения истребителя ПАК ФА появится к 2016 г.

    dfnc.ru

    Ракета класса воздух — воздух Р-73

    Ракета класса «воздух — воздух» Р-73, на рубеже 60-70-х годов XX века в США развернулась разработка истребителей четвертого поколения, способных вести высокоманевренный воздушный бой. Это потребовало ответа в виде новых фронтовых истребителей с вооружением, включающим новые высокоманевренные ракеты класса «воздух — воздух».
    Разработка, получившей индекс К-73, была тем же постановлением поручена ОКБ-4 Министерства авиапромышленности. Параллельно другим постановлением МКБ «Вымпел» поручалась разработка ракеты К-14 с всеракурсной головкой самонаведения. Разработка в ОКБ-4 (с 1976 года — в составе НПО «Молния») шла под руководством М. Р. Бисновата, после его смерти в 1977 году главным конструктором стал Г. И. Хохлов.

    пуск ракеты малой дальности с МИГ-29

    К-73 поначалу не предполагалась всеракурсной, однако на киевском заводе «Арсенал» под руководством А. В. Молодых удалось создать компактную головку самонаведения (ГСН) «Маяк» с углами целеуказания по пеленгу до 45° и рядом мер по защите от помех.

    Ориентируясь на нее, в НПО «Молния» занялись переделкой проекта ракеты. Тем более что в США уже поступала на вооружение всеракурсная модификация ракеты малой дальности «Сайдвиндер» — AIM-9L. В 1978-1979 годах начались испытательные пуски К-73 с наземных установок, испытания ГСН на летающей лаборатории ЛЛ-124 (на базе Ту-124) и заводские испытания с истребителя МиГ-23МЛ. В 1982 году начались пуски со штатного носителя МиГ-29, затем — с Су-27. В том же 1982-м тематика авиационного управляемого ракетного вооружения вместе с группой конструкторов из НП «Молния» передана в МКБ «Вымпел». Здесь и доводилась доработка образца К-73. Постановлением от 22 июня 1984 года ракету приняли на вооружение под обозначением Р-73. В США и НАТО Р-73 получила обозначение АА-11 Archer «Лучник».

    Ракета ближнего воздушного боя Р-73 на сушке

    Первые зарубежные поставки осуществлены в ГДР (экспортная модификация К-73Э). В разное время модификации Р-73 поставлялись в Алжир, Бангладеш, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Египет, Индию, Ирак, Иран, Китай, на Кубу, в Польшу, Югославию. Р-73 имелись в украинских ВВС.

    Работы по модернизации Р-73 развернулись уже с конца 1984 года.

    • В модификации Р-73 РМД-2 головка самонаведения, построенная на цифровой элементной базе, отличается увеличенным углом целеуказания, повышенной помехозащищенностью, возможностью менять алгоритмы слежения и перехвата. Появилась возможность пуска в заднюю полусферу, перехвата вражеской ракеты «воздух — воздух».
    • Модификация Р-73М (К-74МЭ), представленная в 1997 году, отличалась увеличением дальности пуска до 40 км и увеличенными углами целеуказания и прокачки гирокоординатора ГСН.
    • Новая Р-73Л (показана в 1999 году) получила лазерный взрыватель взамен радиолокационного.

    Ракета Р-73Л, показанная в 1999 году, получила лазерный взрыватель взамен радиолокационного.

    Ракеты Р-73 применяются в сочетании с нашлемной системой целеуказания «Щель» разработки того же киевского «Арсенала». Такой комплекс позволяет атаковать цели при больших углах визирования, характерных для маневренного ближнего воздушного боя по принципу «вижу — стреляю», без доворота атакующего самолета на цель и без сопровождения ракеты после пуска. На пусковой установке П-72 (АПУ-73-1) или П-72Д (АПУ-73-1Д) ракета крепится с помощью трех ярусов бугелей.

    справа налево; Р-73, малый радиус действия класс воздух-воздух, инфракрасная система самонаведения, Р-77, ракета средней дальности класс «воздух-воздух» моноимпульсная допплеровская активная радиолокационная головка самонаведения, Р-27 «воздух-воздух» средней дальности, обеспечивает перехват: самолетов и БПЛА, крылатых ракет, самая левая Х-35УЭ, авиационная тактическая противокорабельная ракета

    Пусковая установка содержит баллоны со сжатым азотом для охлаждения ГСН. Пусковые установки монтируются под крылом самолета, на Су-27 — также на законцовках крыла. Предусматривалась возможность вооружения ракетами Р-73 истребителей предыдущего поколения МиГ-21 и МиГ-23, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ Р-73
    МодификацияР-73Р-73М
    Максимальная дальность пуска, км:
    — в переднюю полусферу3040
    — в заднюю полусферу1212
    Минимальная дальность пуска (в заднюю полусферу), км0,30,3
    Высота полета целей, м20-20 00020-20 000
    Скорость полета целей, км/ч2500-27002500-2700
    Масса, кг105106-110
    Масса боевой части, кг7,87,8
    Длина, мм29002900
    Диаметр, мм170170
    Размах крыла, мм510510
    Размах рулей, мм385385

    Ракеты класса воздух — воздух Р-73, построена по аэродинамической схеме «утка». Высокая маневренность достигается целым набором органов управления. В носовой части расположены датчики аэродинамических углов (угла атаки и скольжения), дестабилизаторы и аэродинамические рули, в хвостовой — крестообразное крыло с элеронами. Оснащена четырехсекционными газодинамическими рулями. В головной части размещена ГСН, за ней во втором отсеке — рулевой привод, автопилот, радиолокационный неконтактный взрыватель, в третьем — газогенератор для привода рулевых машин, в четвертом — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, в пятом — однорежимный твердотопливный ракетный двигатель, в его хвостовой части размещены рулевые машины привода элеронов и газодинамических рулей (интерцепторов).

    слева Р-73 класса воздух-воздух малой дальности

    Электропитание схем ракеты — от ампульной батареи. Отсеки стыкуются байонетными соединениями, концевые — фланцевыми. Основные элементы корпуса выполнены из легких алюминиевых сплавов, за исключением стального корпуса двигателя, ракета выдерживает перегрузки до 40g.

    лучшее оружие ближнего воздушного боя для истребителя МИГ

    Система управления включает автопилот со стабилизацией по крену и всеракурсную тепловую (инфракрасную) ГСН с охлаждаемым датчиком. Выбор диапазона чувствительности фото-приемника, импульсно-временная модуляция сигнала и его цифровая обработка с несколькими независимыми каналами обеспечили не только точность наведения, но и защиту ГСН от естественных и искусственных помех. Стержневая боевая часть обеспечивает радиус поражения воздушной цели 3,5 м. Для повышения эффективности поражения предусмотрено наведение в точку, смещенную вперед по отношению к соплу двигателя атакуемого самолета, поэтому подрыв производится возле более уязвимых и важных его элементов.

    toparmy.ru

    Р-73 ( Ракета ближнего маневренного боя и малой дальности , НПО «Молния» / ГосМКБ «Вымпел» /Авиабаза =KRoN=/)

    Ракета малой дальности Р-73 с тепловой головкой самонаведения предназначена для ведения всеракурсного ближнего воздушного боя и на конец XX века не имеет равных зарубежных аналогов по маневренным характеристикам и дальности поражения.
    Характеристики
     Р-73 РМД-1Р-73М РМД-2
    Обозначение НАТОAA-11 Archer (Стрелок) 
    Стартовая масса, кг105110
    Масса БЧ, кг88
    Тип боевой частистержневаястержневая
    Тип ГСНИКИК
    Дальность пуска, км:максимальная3040
    минимальная0,3 
    Перегрузка поражаемых целей12 
    Собственная допустимая перегрузка40 
    Вероятность поражения цели0,6 
    Длина, мм2900 
    Диаметр корпуса (калибр), мм170 
    Размах оперения, мм510 

    Таблица дальностей пуска ракет с Су-27

    Без учета ограничений ГСН, условия — скорость носителя 900 км/ч, цели 700, цель прямо по курсу, никто не маневрирует. Дальности даны для разных высот (10000, 5000, 1000) и ракурсов (ППС 0/4 1/4 2/4 3/4, вбок 4/4, ЗПС 0/4 1/4 2/4 3/4).

    +———————————————————-+ | | | ППС |вбок|ЗПС | | | |——————-| |——————-| |Ракета|Высота|0/4 |1/4 |2/4 |3/4 |4/4 |0/4 |1/4 |2/4 |3/4 | |———————————————————-| |Р-73 | 10000|17.5|16 |15 |13 |12 | 8.5| 9 | 9 |10 | |———————————————————-| |Р-73 | 5000|13 |12.5|11.5| 9 | 8 | 6 | 6 | 6.5| 7.5| |———————————————————-| |Р-73 | 1000| 9 | 8.5| 7.5| 6.5| 5.5| 4 | 4 | 4.2| 4.8| +———————————————————-+ // Источник таблицы — Valeri_

    Разработчик и состояние: Р-73 под индексом «Изделие 72» была разработана и принята на вооружение в 1983г. (по другим данным — в 1985г.) в НПО «Молния». Однако, в связи с переводом НПО на разработку космического корабля многоразового использования «Буран», в 1983г., «Изделие 72» было передано в ГосМКБ «Вымпел» на доводку и модернизацию. В настоящее время Р-73 это основная ракета ближнего боя российских ВВС.

    Носители: МиГ-21-93, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С, МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141.

    Цели, преследуемые разработкой: создание оружия, обеспечивающего превосходство в ближнем высокоманевренном бою, которое, не ограничивая маневренные возможности истребителя, позволило бы летчику реализовать правило: «Увидел противника — стреляй, выстрелил — забыл». Особенности ближнего воздушного боя: большие угловые ошибки пуска ракеты на малых дальностях; необходимость стрельбы на встречно-пересекающихся курсах; большие угловые скорости линии визирования цели на момент пуска — требуют создания высокоманевренной ракеты, способной осуществлять разворот в направлении на цель сразу же после пуска с углами атаки до 40°.

    Назначение: перехват и уничтожение в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения и разведки противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, крылатых ракет и вертолётов.

    Условия применения: Обеспечивает поражение целей на высотах до 5м на всех ракурсах (в переднюю и заднюю полусферы цели), днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, при наличии естественных помех и при активном радиоэлектронном противодействии противника, на фоне земной и водной поверхностей. Не накладывает ограничений на начальные условия пуска, полностью автономна.

    Особенности Р-73: ракета с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающая положительные качества ракет с чисто аэродинамическим и с чисто газодинамическим управлением: управляемость на пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками и управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.

    Она значительно превосходит по своим характеристикам существующие ракеты подобного типа за счет:

    • отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
    • обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
    • простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
    • больших маневренных возможностей и способности наведения на цель при угловых скоростях линии визирования цели до 60°/с и угловых ошибках стрельбы до 60°;
    • абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
    • наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
    • высокой помехозащищенности систем наведения и подрыва от естественных и организованных помех и др.

    Модификации

    Предприятиями НПО «Молния» и ГосМКБ «Вымпел» разработаны два варианта этой ракеты:

    Р-73 РМД-1 и Р-73М РМД-2, отличающиеся в основном углами целеуказания: 45° для варианта РМД1 и 60° для варианта РМД2. Есть информация, что РМД2 имеет улучшенный двигатель практически удваивающий максимальную дальность в реальных боевых условиях. ГСН у РМД, кроме увеличения углов целеуказания обладает повышенной помехозащищённостью против ИК-противодействия и построена на цифровой элементной базе, что позволяет легко перепрограммировать алгоритмы слежения и перехвата. Улучшены возможности атаки низколетящих целей.

    Р-73 Может служить для организации противоракетной обороны, позволяет реализовать режим обратного старта для обороны задней полусферы носителя. Существует, также, экспортный вариант: Р-73Э. На базе РМД2 разработана и испытана ракета обратного старта.

    Конструкция

    При разработке был использован ряд новых технических решений. В ракете, выполненной по аэродинамической схеме «утка» с дестабилизаторами в головной части корпуса и традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя, что придает ракете высокую маневренность, обеспечивающую поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляются совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.

    Ракета оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45° (60° для РМД-2), имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью (угловую скорость линии визирования) до 60°/с.

    В зависимости от модификации, ракета оснащается лазерным или радиовзрывателем.

    Благодаря своей ТГС, Р-73 — одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Целеуказание головке самонаведения ракеты Р-73 может выдаваться нашлемной системой целеуказания летчика.

    Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.

    Основной материал конструкции — алюминиевые сплавы, корпус двигателя — стальной.

    Для подвески под носителями и пуска ракеты используется рельсовое пусковое устройство П-72 — с последовательным выходом трех бугелей из направляющих; узлы подвески к самолету — ушкового типа. Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки.

    По другим данным подвеска ракет Р-73 производится на авиационные пусковые устройства АПУ-73, устанавливаемые на внешние подкрыльевые точки подвески.

    Характеристики

    Ракета атакует цель, совершающую полет в диапазоне высот от 20м (5м для Р-73М РМД-2) до 20км со скоростью до 2500 км/ч, при любом ее начальном положении, в диапазоне углов целеуказания ±45° при угловых скоростях линии визирования до 60°/с.

    Целеуказание головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы целеуказания и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности

    По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.

    Ссылки

    Источники

    • «Независимое военное обозрение». 1998(?).
    • «Военный парад». Сентябрь-октябрь 1998. /Прислал Дмитрий Усцов/
    • CD-ROM «Су-27 и его модификации» студии «Крылья России».
    • «Современные боевые вертолёты». В.И.Королёв. Минск. Элайда. 1998.
    • «Самолёты спецназначения». В.Н.Шунков. Минск. Харвест. 1999.

    Фотографии и схемы

  • [JPEG 444×245] Р-73// Взято с Watson’s Military Page
  • [JPEG 441×288] На врезке — сопло двигателя// Взято с Watson’s Military Page
  • [JPEG 531×527] Р-73Э// Взято с Russian Aviation Page
  • [JPEG 567×631] Сопло двигателя Р-73Э// Взято с Russian Aviation Page
  • [JPEG 600×389] Р-73 на Су-27 159-го ГвИАП// © R.Senkowski
  • комментарии

    Copyright © =KRoN=.
    Создано 01.01.1970.
    -я версия от 30.06.2004.
    В среднем посещений в день: 1,9.

    www.airbase.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *