ПАК ДА обрел свое «лицо»

Кирилл Коновалов

14 февраля 2019, 16:02

Как передает агентство «Интерфакс АВН» со ссылкой на свои источники, были утверждены облик и технические характеристики перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), а также подписаны все контрактные документы, необходимые для производства первых образцов. 

 

Как сообщал ранее заместитель председателя правительства Российской Федерации Ю. Борисов, заказ на строительство опытных образцов самолета ПАК ДА получил входящий в ПАО «Туполев» Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации

Компоновка самолета представляет собой дозвуковое «летающее крыло» с высоким аэродинамическим качеством, что дает возможность иметь большие значения подъемной силы, обеспечивая бомбардировщику меньшую длину взлетно-посадочной полосы по сравнению с Ту-160 и Ту-22 и рост продолжительности полета. Силовую установку ПАК ДА составят двухконтурные турбореактивные двигатели с тягой на 23 тс – вероятно, их будет четыре, и они будут бесфорсажными. Прицельно-навигационный и пилотажный комплекс будет обеспечивать всепогодное и всеширотное боевое применение, в том числе, в случае, если Глобальная спутниковая навигационная система и наземные радиомаяки подавлены. 

 

В отличие от Ту-22М3 и Ту-95МСМ, вооружение в ПАК ДА будет размещено на внутренней подвеске, причем общая масса средств поражения по сравнению с этими самолетами будет увеличена, а номенклатура вооружения будет расширена. Мы писали ранее, что самолет будет вооружаться новой гиперзвуковой ракетой или специальной модификацией существующей ракеты Х-47М2 комплекса «Кинжал», но следует ожидать появления на его борту и других новинок, например, неядерной тактической ракеты Х-60, создаваемой на базе проекта Х-СД. Но основным оружием ПАК ДА, вероятно будут крылатые ракеты большой дальности Х-101 и Х-102, применяемые сегодня на самолетах Ту-95МСМ и Ту-160М. Их запуск выполняется из зон, достаточно удаленных от передовых рубежей континентальной ПВО. 

 

Для снижения затрат на производство и увеличения скорости строительства ПАК ДА планируется максимальная унификация бортового оборудования и вооружения новых стратегических самолетов Ту-160М2 и ПАК ДА.

 

 

Как видно, программа ПАК ДА идет по ранее установленному графику. Еще в июле 2017 г. глава Объединенной авиастроительной корпорации России Слюсарь заявил, что корпорация согласовала с Министерством обороны компоновку самолета, а Генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов объявил о планах начать летные испытания ПАК ДА в 2021-2022 гг. По словам заместителя председателя правительства Ю. Борисова новый самолет может поступить на вооружение в 2029 году.

 

Статьи по теме:

Аванпроект ПАК ДА утвержден. Каким он будет?

Программа ПАК ДА – новые подробности

Вчера ПАК ФА, сегодня ПАК ДА, а завтра ПАК ДП!

«Туполев» готов к строительству опытных образцов ПАК ДА 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

«Туполев» готов к строительству опытных образцов ПАК ДА

Начало 2019 года отметилось важной новостью – входящий в ПАО «Туполев» Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова получил заказ на строительство опытных образцов самолета ПАК ДА.

Таким образом, внесена ясность в остававшийся долгое время предметом оживленного обсуждения вопрос, кто же разработчик и производитель российского стратегического бомбардировщика V поколения. Продвигавшееся некоторыми экспертами предположение о том, что этот самолет будет делать «Сухой» на базе своих наработок по теме Т-4МС отпало и теперь ясно, что в работу пошел проект главного поставщика советских, а теперь российских самолетов этого класса – ОКБ имени Андрея Николаевича Туполева.

В 1986 г. на Московском машиностроительном заводе «Опыт» (так в то время называлось предприятие, в которое входило это ОКБ) была начата разработка исследования концепции самолета для замены межконтинентальных ракетоносцев Ту-95МС и дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Проект получил шифр Б-90, а предполагаемое войсковое обозначение самолета было Ту-180.

Было рассмотрено много различных компоновок будущего бомбардировщика, каждая из которых предполагала свои способы применения. Из них были выбраны две – классической схемы с крылом изменяемой стреловидности с дозвуковой или высокой сверхзвуковой крейсерской скоростью на большой или малой высоте, и дозвуковое летающее крыло с пониженной радиолокационной заметностью.

Анализ демаскирующих факторов показал, что основное значение имеет не конструкция самолета и свойства его обшивки, а его форма. Она должна способствовать ослаблению и рассеиванию излучения радаров противника. В то же время было понятно, что развитие средств ПВО постепенно будет снижать ценность малой заметности и технологий «стелс», потому жертвовать ради этого стоимостью и летными данными самолета не имеет смысла.

Так же может быть обесценено (по крайней мере, с точки зрения облегчения прорыва ПВО) значение скорости полета. Важнейшими показателями летно-технических данных перспективного бомбардировщика становятся радиус действия (прежде всего, без дозаправки, которая усложняет операцию и облегчает противнику организацию ответных мер) и способность маневрировать в широком диапазоне высот – от стратосферы и вплоть до бреющего полета. Возможность использовать рельеф местности для сокрытия маршрута самолета остается единственной защитой носителя от наземных зенитных ракетных комплексов. Причем в значительной мере это может препятствовать и обнаружению его и РЛС самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, и перехватчиков ПВО. Даже над морем полет на предельно малой высоте затрудняет своевременное обнаружение бомбардировщика.

Хорошая несущая способность крыла (а в данном случае – весь самолет это крыло) важна также для того, чтобы он имел взлетно-посадочные качества, позволяющие ему использовать наибольшее число уже существующих аэродромов – в том числе гражданские аэропорты. Это дает возможность скрыть группировку стратегической авиации, рассредоточив ее в момент ожидания удара, а затем пустить в дело немедленно.

Исходя из этого, был выбран дозвуковой вариант Б-90. Хотя внешне он мог быть сравним с создававшимся с определенным опережением американским Нортроп В-2 «Спирит», его конструкция была нацелена не столько на снижение радиолокационной заметности, сколько на достижение высоких летных данных и грузоподъемности. Предполагалось вооружить самолет крылатыми ракетами средней и большой дальности с различными системами наведения, разработка которых была начата одновременно в конструкторском бюро «Радуга» в Дубне.

В отличие от американского самолета, у российского именно они, а не проблематичная собственная скрытность, будут гарантировать прорыв ПВО. Когда проект Б-90 верстался, ожидалось, что уже в конце 1990-х гг. первые Ту-180 поступят в опытную эксплуатацию, а в начале XXI века начнутся их поставки в строевые части Дальней Авиации. Однако распад СССР нарушил эти планы.

Когда в начале 1990-х гг. расклад сил в мире изменился, возобладало мнение, что России не нужны новые стратегические системы вооружений, и в числе многих других программа Б-90 была прекращена. Это, а также ошибки в определении направлений развития военной и гражданской авиации в целом поставило фирму «Туполев», как и другие предприятия оборонного комплекса в столь тяжелое положение. Ситуация складывалась так плохо, что многие думали о совершенной невозможности возобновления работы предприятия в полном объеме.

Тем не менее, ОКБ имени Туполева не только не было закрыто, но и сохранило основной профиль деятельности. Успешно проведя программы модернизации всех трех существующих стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, оно продолжало разработку и новой машины этого класса. Это было дорого и рискованно, однако позволило подойти к старту новой программы «Перспективный авиационный комплекс Дальней Авиации» не с заделом двадцатилетней давности, а со вполне современным видением этого сложнейшего вопроса.

Рисунок: yaplakal.com

Итак, хотя программа ПАК ДА освещается гораздо более «скромно», чем например ПАК ФА, теперь можно многое о ней сказать.

Самолет будет представлять собой дозвуковое летающее крыло с высоким аэродинамическим качеством.   Его силовую установку составят двухконтурные турбореактивные двигатели – вероятно, их будет четыре, и они будут бесфорсажными.

Прицельно-навигационный и пилотажный комплекс будет обеспечивать всепогодное и всеширотное боевое применение, в том числе в случае, если Глобальная спутниковая навигационная система и наземные радиомаяки подавлены. В то же время рассматриваются сценарии группового применения самолетов ПАК ДА и сил обеспечения, когда будет вестись автоматизированный обмен сведениями о целях, угрозах и условиях полета.

В отличие от Ту-22М3 и Ту-95МСМ, все вооружение ПАК ДА будет нести на внутренней подвеске, причем общая масса средств поражения по сравнению с этими самолетами увеличена

. Номенклатура вооружения будет расширена. Ранее сообщалось, что самолет будет вооружаться новой гиперзвуковой ракетой или специальной модификацией существующей ракеты Х-47М2 комплекса «Кинжал», но следует ожидать появления на его борту и других новинок, например, неядерной тактической ракеты Х-60, создаваемой на базе проекта Х-СД. Но основным оружием ПАК ДА, по крайней мере на первых порах, вероятно будут крылатые ракеты большой дальности Х-101 и Х-102, те же, что применяются на самолетах Ту-95МСМ и Ту-160М. Их запуск выполняется из зон, достаточно удаленных от передовых рубежей континентальной ПВО.

Также отмечается, что ПАК ДА получит новые возможности ведения разведки (прежде всего, морских целей) и радиоэлектронной борьбы.  Сегодня программа ПАК ДА идет по графику. В июле 2017 г. глава Объединенной авиастроительной корпорации России Ю. Слюсарь заявил, что корпорация согласовала с Министерством обороны компоновку самолета, а Генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов объявил о планах начать летные испытания ПАК ДА в 2021-2022 гг. Заместитель министра обороны Ю. Борисов сказал, что ПАК ДА может поступить на вооружение в 2029 году.

Помимо обычного «Ту» с очередным номером самолету ПАК ДА будет присвоено и собственное наименование – «Посланник». Судя по набирающей обороты программе строительства новых Ту-160М2, заменять ему придется два других «крыла» Дальней Авиации – Ту-22М3 и Ту-95МС, что позволит сохранить боеспособность российской стратегической авиации на уровне, достаточном для поддержания паритета сил.

/Сергей Мороз, naukatehnika.com/

army-news.ru

Названа главная особенность ракетоносца ПАК ДА — Российская газета

Перспективный стратегический ракетоносец (ПАК ДА) сможет заменить все типы самолетов Дальней авиации и при этом будет дешевле в производстве и эксплуатации, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

— Одна из главных задач, поставленных Минобороны РФ создателям ПАК ДА, заключается в том, чтобы новый самолет выполнял функции всех трех нынешних ракетоносцев (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3) и при этом стоил намного дешевле Ту-160, — рассказал собеседник агентства.

Напомним, военные утвердили тактико-техническое задание на разработку ПАК ДА. В ближайшее время будет заключен контакт и КБ Туполева займется изготовлением выпуском рабочей конструкторской документации и опытных образцов. Один полноразмерный макет ПАК ДА в виде «летающего крыла»  уже существует, выполнен он из дерева.

Снижению стоимости самолета будет способствовать то, что новый ракетоносец сделают дозвуковым, отметил источник. Это никак не отразится на боевых возможностях ПАК ДА, поскольку возможности высокоточных крылатых ракет позволяют запускать их с большого расстояния, не заходя в зону действия вражеской ПВО. Кроме того, дозвуковой ракетоносец легче готовить к полету и он потребляет меньше топлива.

— Сегодня ни одна страна в мире, включая такие мощные военные державы, как Россия и США, просто не потянет проектирование и строительство сверхзвукового бомбардировщика, соответствующего всем критериям 5-го поколения, — считает собеседник агентства.

По данным из открытых источников, стоимость одного Ту-160 равна примерна 600 миллионам долларов, час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится в $23,3 тысячи. Американский аналог B-1B Lancer стоит 317 миллионов долларов, час его полета стоит $ 57,8 тысячи.

В июле замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов назвал ключевые параметры нового самолета: малозаметность, большая грузоподъемность и продолжительность полета, способность использовать любые аэродромы.

rg.ru

Россия создаст бомбардировщик-невидимку ПАК-ДА | Военное дело | ИноСМИ

Несмотря на свои экономические неурядицы, вызванные упрямо низкими нефтяными ценами, Россия движется вперед в реализации планов создания бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА, и одновременно возобновляет производство сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 (в ВВС его называют «Белым лебедем»). Однако Москва решила отложить программу ПАК-ДА, отдав предпочтение современной версии «Белого лебедя» под названием Ту-160М2. Но отменять эту программу целиком она не стала.

«Мы ни в коем случае не собираемся прекращать работу по созданию ПАК-ДА», — заявил 15 апреля московскому информационному агентству ТАСС заместитель министра обороны России Юрий Борисов.

Видимо, в ПАК-ДА будут задействованы многие из тех технических новинок, которые применены в Ту-160М2. Это соответствует прежней практике, укоренившейся при создании Су-35С и истребителя пятого поколения ПАК-ФА компании «Сухой», между которыми немало общего в техническом плане. Надо сказать, что хотя Ту-160М2 станет модернизированной версией планера Ту-160, под капотом это будет абсолютно новый самолет с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием.

«Ту-160М2 — машина с новыми возможностями, с новыми летными и ресурсными характеристиками. Уровень боевого применения данного самолета значительно выше, чем у предшественников, — сказал Борисов. — Все появляющиеся в настоящее время инновации будут воплощены в следующей модели, которая придет на смену Ту-160».

ПАК-ДА, разработку которого ведет компания «Туполев», будет дозвуковым самолетом, выполненным по схеме «летающее крыло». Он примерно аналогичен самолету В-2 компании Northrop Grumman, а также дальнему ударному бомбардировщику LRS-B, который разрабатывается для ВВС США. Схема «летающее крыло» обладает хорошими характеристиками малозаметности, являясь практически невидимой для низкочастотных РЛС, работающих в УВЧ и ОВЧ-диапазоне. Двигатели ПАК-ДА, над которыми работает КБ Кузнецова, являются усовершенствованной модификацией турбореактивных НК-32, установленных на Ту-160. Кроме того, в новом самолете будут использованы современные средства радиоэлектронной борьбы.

The National Interest
The National Interest
BBC

ПАК-ДА будет крупным самолетом. Предположительно, его максимальный взлетный вес составит 112 тонн — примерно как у пассажирского В-757. Как сообщает издание Russia & India Report, в требованиях российских ВВС указано, что дальность бомбардировщика должна составлять 12 000 километров. Он также сможет нести на борту боевую нагрузку весом около 30 тонн. Но эти цифры предположительные, и проверить их не удалось.

ПАК-ДА существенно отличается от прежних российских и советских бомбардировщиков, в которых обычно использовалось такое сочетание как скорость и крылатые ракеты большой дальности, доставляющие к цели боевой заряд. ПАК-ДА — первый российский бомбардировщик с оптимизированными характеристиками малозаметности. Но судя по прежним заявлениям официальных представителей российского военного ведомства, ПАК-ДА станет платформой для пуска крылатых ракет большой дальности в ядерном и обычном снаряжении. Кроме того, на нем будут размещаться боеприпасы с точным наведением. Со временем самолет могут также оснастить гиперзвуковыми ракетами, если верить заявлениям российских официальных лиц.

Пока неясно, когда русские намереваются принять ПАК-ДА на вооружение. По последним сообщениям, новый бомбардировщик совершит свой первый полет до 2021 года, а поставки в войска начнутся в 2023 году. Однако данный проект может быть отложен в связи с планами Москвы возобновить производство Ту-160М2.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest, занимающийся военными вопросами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

бомбардировщик-ракетоносец нового поколения стратегического назначения, сравнение американских и российских самолетов, перспективы проекта

На сегодняшний день лишь в двух государствах на планете имеются особые военно-воздушные силы, которые получили наименование стратегической авиации. Понятно, что этими государствами являются США и РФ. Стратегическая авиация, как правило, располагает на борту ядерным оружием и с легкостью сможет наносить удары по врагам, находящимся на расстоянии в несколько тысяч километров.

Стратегическую авиацию раньше всегда считали элитной. Такой она и остается в глазах американского и советского, а теперь уже и российского военного командования. Подводные ракетоносцы и межконтинентальные ракеты с наземным базированием все они вместе со стратегической авиацией входят в состав так называемой ядерной триады. Вся эта мощь в течение уже многих десятилетий является главной действующей силой в глобальном сдерживании.

Невзирая на то, что внимание к стратегическим бомбардировщикам, а точнее к их значимости в последнее время немного поубавилось, тем не менее, они все еще остаются немаловажным обстоятельством для поддержания паритета между Россией и Соединенными Штатами.

В наши дни перечень заданий, для исполнения которых могут задействовать стратегическую авиацию, значительно расширился.

Теперь стратегической авиации приходится успешно заниматься освоением обычных видов боеприпасов вместе с высокоточным оружием. Как Соединенные Штаты, так и Россия довольно-таки энергично пользуются стратегическими бомбардировщиками, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары в Сирийской Республике.

На сегодняшний день российская и американская стратегическая авиация располагает в своем арсенале самолетами, разработанными и построенными еще в 50-60-х годах минувшего века. Не так давно в Соединенных Штатах приступили к работам по созданию новейших стратегических бомбардировщиков, которые предполагается принять на вооружение до 2025 года.

Работы над аналогичной программой ведутся и в России. Новому стратегическому бомбардировщику пока не дали названия. Все, что имеется — это аббревиатура ПАК ДА, означающая работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Разработками занимаются в Конструкторском Бюро имени Туполева. Новая машина, как предполагается, должна быть принята на вооружение так же, как и в США до 2025 года.

Особо подчеркивается, что ПАК ДА не является проектом по модернизированию имеющихся в настоящее время стратегических бомбардировщиков. Это разрабатывание совершенно нового самолета с применением самых современных технологий, которыми в настоящее время располагает авиастроение.

Тем не менее, перед тем перейти к ознакомлению с ПАК ДА не мешало бы ознакомиться с боевыми машинами, которые находятся на сегодняшний день в арсенале российской и американской стратегической авиации.

Положение и перспективы современной стратегической авиации США и РФ

Американские стратегические бомбардировщики

На сегодняшний день американская стратегическая авиация обладает тяжелыми бомбардировщиками B-52 и B-2 Spirit, а кроме того и еще одним самолетом: бомбардировщиком В-1В Lancer. Его специально разрабатывали для того, чтобы наносить ядерные удары по вражеской территории. Однако в середине 90-х годов американским стратегическим силам пришлось распрощаться с ним, так как его вывели из их состава.

Бомбардировщики В-1В считаются подобием российских реактивных Ту-160, при этом уступают последним по своим размерам. По имеющимся сведениям, которые предоставлялись американским Госдепартаментом в январе текущего года, боевое дежурство продолжают нести 12 бомбардировщиков В-2, а также 73 самолета В-52 с модификацией Н.

На сегодняшний день бомбардировщики В-52, разработанные еще в 50-60-х годах, являются основой стратегических сил Соединенных Штатов. Эти самолеты несут крылатые ракеты AGM-86B ALCM, на которых могут устанавливаться ядерные боевые части. Бомбардировщики обладают дальностью полета, которая превышает 2750 км.

Бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми технологичными и самыми дорогими самолетами на планете. Их цена значительно больше астрономических двух миллиардов долларов. Первые бомбардировщики были изготовлены еще в 80-х годах. Однако спустя десятилетие программу пришлось закрыть. Как оказалось, с такой высокой стоимостью не смогли справиться даже Соединенные Штаты.

В течение этого времени успели изготовить двадцать одну машину В-2. Бомбардировщики выполнены с применением «стелс»-технологий, которые обладают самым низким электронным парамагнитным резонансом в мире. Он значительно ниже, чем располагают небольшие «стелсы» типов F-35 и F-22. Бомбардировщики B-2 Spirit имеют лишь свободнопадающие бомбы, вследствие этого они малоэффективны против неприятелей, имеющих в своем распоряжении продвинутые системы ПВО. В частности, российским ЗРК С-400 легко обнаружить бомбардировщики В-2.

Таким образом, самолеты B-2 Spirit являются довольно-таки «странными» бомбардировщиками. Невзирая на астрономические цены, их боевая результативность при наступлении возможного ядерного конфликта была бы весьма неоднозначной.

Бомбардировщики B-1B Lancer также не способны вооружаться стратегическими крылатыми ракетами. Хотя если говорить более точно, арсенал американской армии на сегодняшний день не располагает подобным оружием, подходящим для этих самолетов.

В наши дни эти бомбардировщики используются главным образом при нанесении ударов с помощью обычных видов боеприпасов. Не исключено, что их можно вооружить свободнопадающими бомбами с ядерными боевыми частями. Тем не менее, вряд ли эти бомбардировщики смогли бы проникать на глубину территории противника, обладающего серьезными ПВО.

Какими же перспективами обладает американская стратегическая авиация? В 2015 году авиастроительная компания Northrop Grumman, которая создала В-2 Spirit, выиграла еще один тендер, объявленный министерством обороны Соединенных Штатов для постройки новых американских стратегических бомбардировщиков, которые планируется называть B21.

Работы над разработкой этих машин начали проводить по программе LRS-B. Аббревиатура расшифровывается как Long-Range Strike Bomber, что в свою очередь можно перевести «Дальний ударный бомбардировщик». Сегодня уже ни для кого не является секретом, как будут выглядеть новые бомбардировщики.

Так же как и В-2 Spirit, новую машину будут выполнять по схеме «летающего крыла». Военное ведомство требует, чтобы новый самолет был еще меньше виден радарами, а его стоимость мог бы осилить американский бюджет. Выпускать новейшие бомбардировщики намереваются начать в следующем десятилетии. Американские военные пока планируют закупить сотню новейших В21, а в дальнейшем всецело заместить ими В-52 и В-2.

Новые бомбардировщики по замыслу их разработчиков смогут осуществлять боевые вылеты, как управляемые экипажем, так и в беспилотном состоянии. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов долларов.

Российские стратегические бомбардировщики

Российские ВВС на сегодняшний день располагают двумя тяжелыми бомбардировщиками: Ту-95 модификации МС и «Белым лебедем» — Ту-160.Самыми массовыми стратегическими бомбардировщиками в отечественных ВВС являлись турбовинтовые Т-95 «Медведи», первый вылет которых был осуществлен еще во времена Сталина в 1952 году. Хотя, следует подчеркнуть, что бомбардировщики, которыми пользуются в наши дни, имеют отношение к модификации «М» и их создали еще в 80-х годах.

Таким образом, получается, что основной арсенал Ту-95 даже младше, чем американские бомбардировщики В-52. К этому можно добавить то, что в течение последних лет уже приступили к модернизированию этих самолетов до модифицирования «МСМ». Запланировано модернизирование 35 самолетов, а это в свою очередь поспособствует принятию на борт новейших крылатых ракет Х-101/102.

При всем при том даже не прошедшие модернизирование «Медведи» смогут принимать на борт КР Х-55СМ с дальностью действия до 3500 км, а также потенциалом для установления на них ядерных боевых частей. Ракеты Х-101/102 могут преодолевать до 5500 км. На сегодняшний день у российской армии имеется 62 единицы Ту-95.

Вторым самолетом, который в наше время пребывает в эксплуатации российских ВВС, считается Ту-160. Вообще это сверхзвуковые бомбардировщики, имеющие изменяемую геометрию крыла. Российские ВВС располагают шестнадцатью подобными самолетами. Эти сверхзвуковые бомбардировщики также могут вооружаться крылатыми ракетами типов Х-101/102 и Х-55СМ.

На сегодняшний день уже приступили к выпуску модификации самолетов типа Ту-160М. Это первые бомбардировщики этой модификации, которые были переданы ВКС РФ в августе текущего года. На этих бомбардировщиках установлены новые комплексы с бортовой электроникой, а кроме того ведутся работы по созданию модификаций типа Ту-160М2. На новейших модификациях машин, наряду с крылатыми ракетами, может быть задействовано и применение свободнопадающих авиабомб.

Невзирая на ведущиеся работы по модернизированию Ту-160, в Конструкторском Бюро имени Туполева идет продвижение проекта с новым бомбардировщиком ПАК ДА. Как уже упоминалось, предполагается запуск серийного их производства до 2025 года.

ПАК ДА

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2019 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

Наличие большого размаха крыльев не дает возможности новейшим стратегическим бомбардировщикам становиться сверзвуковыми. Тем не менее, это может обеспечить значительную дальность полета, а также небольшую заметность для радаров неприятеля. Предполагается, что в конструкциях самолетов будет массовое использование композитных и радиопоглощающих материалов.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

В 2014 году сообщалось, что тендер по созданию двигателей для новых самолетовс предположительным названием НК-65 был выигран самарской компанией «Кузнецов».

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Нет сведений, о времени изготовления первых опытных образцов новых машин, а также сроков пуска самого проекта в серийное производство. Понятно, что первоначально заявленные сроки, как правило, очень условные и будут постоянно меняться. Все будет зависеть от того, насколько сложными будут конструкторские работы, а также само финансирование проекта.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

А американские В-2 могут наносить авиаудары лишь с помощью свободнопадающих бомб, а это значительно снижает их боевую результативность при возникновении глобальных конфликтов. Так, КР Х-101/102 по дальности в два раза эффективнее американских аналогов, отчего отечественная стратегическая авиация находится в более выигрышном положении.

Перспективность новых проектов российских и американских чрезвычайно неясна. Оба проекта пребывают на начальных этапах и пока не понятно, будет ли их полная реализация.

comp-pro.ru

Российский ПАК ДА: «темная лошадка» боевой авиации

События в Сирии вновь вынесли в центр внимания вопрос о будущем стратегической авиации. Какой она станет — более скоростной и грузоподъемной, более «умной» и менее заметной? Пока ПАК ДА остается «темной лошадкой» российской боевой авиации. Но известно, что в своем ответе на вызов России США ориентируются на Ту-160. 

Война с ИГИЛ подчеркнула общеизвестную истину: если артиллерия — это «Бог» общей войны, то бомбардировщик, без сомнения, «Бог» войны воздушной. Весь смысл воздушного оружия сводится к ударам, прежде всего, по наземным целям. Это — либо войска противника, либо объекты производственно-экономического потенциала в его тылу. Боевикам уже пришлось испытать на себе действие российских «стратегов» — Ту-95, Ту-160 и Ту-22М. 

Есть еще «полубоги» — истребители-бомбардировщики и штурмовики, решающие в принципе те же задачи, но в силу ограниченной дальности и продолжительности полета, недалеко от линии фронта. Увы, даже огламуренные массовой культурой, «короли воздуха» — истребители оправдывают себя лишь постольку, поскольку есть бомбардировщики и их разновидности, с которыми нужно либо бороться, либо их защищать. 

В СССР/России и США бомбардировщикам всегда уделялось большое внимание. Но в силу того, что Америка отделена от потенциальных противников океанами, акцент в развитии ее бомбардировочной авиации делался на больших стратегических, в то время, как в СССР — на средних тактических «бомбовозах». 

Эта особенность определила и облик истребительной авиации США в годы Второй мировой войны. Американские машины обладали большой дальностью полета, достаточно мощным вооружением, но при этом, по сравнению с советскими, британскими и немецкими истребителями были тяжелы и не слишком маневренны. Конструкторы особо не утруждали себя приданием им этих качеств. Зачем? Ведь их главной задачей было сопровождать «воздушные крепости». 

День минувший 

В «Холодной войне» стратегические бомбардировщики стали таким же символом глобального противостояния, как и баллистические ракеты. За годы конфронтации Советский Союз создал и ввел в эксплуатацию шесть типов подобных машин, не считая Ту-4 (включаю его модификацию Ту80/85), который был скопирован с американского В-29. 

В число советских «стратегов» входят турбовинтовой Ту-95, а также реактивные Ту-16, М-4/3М, и сверхзвуковые Ту-22, Ту-22М и Ту-160. В настоящее время на вооружении находятся разменявшие седьмой десяток лет Ту-95, Ту-22М, которым «под полтинник», и Ту-160, которым лишь немного «за тридцать». 

У США количество спроектированных и введенных в строй типов стратегических «бомбовозов» было восемь. Это — поршневые В-29 и В-50, гибридный реактивно-поршневой В-36, реактивные В-47 и В-52, сверхзвуковые В-58 и В-1, а также «стелс» В-2. Из этого «созвездия» просторы воздушного океана бороздят в настоящее время лишь три типа: В-52, В-1 и В-2. Самый молодой из них — В-2 находится в эксплуатации уже четверть века. 

Не удивительно, что когда «великое противостояние» в 1991 году закончилось, в рамках сокращения стратегических наступательных вооружений была уменьшена численность и тяжелых «бомбовозов». 

Но, когда в 2014 году в отношениях между Россией и Западом задули холодные «ветра», дальние бомбардировщики вновь привлекли к себе внимание. Вначале Ту-95 стали совершать патрульные полеты вблизи границ западных государств, а в начале июня прошлого года США решили отправлять В-52 на облеты границ России в рамках запланированных на тот же месяц учений НАТО. 

Итак, никакие баллистические ракеты не заменят «старых, добрых» стратегических бомбардировщиков. Впрочем, если их доброта» сомнительна, то старость — несомненна. И Ту-95 и В-52, составляющие основу стратегической авиации России и США, первый раз поднялись в воздух в один и тот же 1952 год. Очевидно, что делать в 21 веке ставку в решении вопрос «быть или не быть» целым государствам, на машины середины прошлого века, по меньшей мере, странно. Неудивительно, поэтому, что Москва и Вашингтон всерьез задумались об усилении и обновлении своей стратегически-бомбардировочной мощи. 

Стаи «Белых лебедей» и ПАК ДА — день сегодняшний и завтрашний 

В конце мая стало известно, что Россия намерена построить до конца этого десятилетия, как минимум 50 бомбардировщиков Ту-160, известных также как «Белый лебедь» (на Западе их называют Blackjack). Чтобы никто не подумал, будто Москва намерена тиражировать не самую современную технику в ущерб разработке технике новой, главком Воздушно-космических сил (ВКС) Виктор Бондарев подчеркнул, что закупка целой стаи «Белых лебедей» не помешает создать и ввести в строй так называемый ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). 

По имеющимся в настоящее время планам, первый полет ПАК ДА должен совершить не позднее 2019 года, а в 2023-2025 годах машины этого типа заменят Ту-95, Ту-22М и Ту-160. 

Если конфигурация «Белого лебедь» и его тактико-технические характеристики хорошо известны, то ПАК ДА — «темная лошадка». Вот, что говорится о нем в Wikipedia: «По словам командующего дальней авиацией ВКС Анатолия Жихарева, речь идет о принципиально новом самолете с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолет должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия, должен быть оснащен новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью». Создавать его будет, судя по всему, КБ Туполева. 

Взлетная масса машины — от 100 до 200 тонн, а летать она будет на дозвуковой скорости. Вооружение — крылатые ракеты, в том числе противокорабельные, и бомбы. 

В интернете есть немало изображений этого бомбардировщика, на которых он нередко напоминает боевые звездолеты из «Звездных войн» — копьевидный фюзеляж, построенный по принципу «летающее крыло», маленькие кили. Иногда это чудо техники украшается крыльями изменяемой геометрии. Вот, собственно, и все. Согласно Wikipedia, для самолета выбрана схема «летающее крыло», то есть он будет похож на американский В-2. 

«Значительный размах крыльев и особенности конструкции, — продолжает Wikipedia, — не позволят самолету преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров». 

ПАК ДА, конечно, полетит и, вероятно, будет неплохим самолетом. Если отечественный гражданский авиапром (не считая слепленного из иностранных компонентов «Суперджета» и пока не родившегося МС-21) практически сошел на «нет», то крылатые военные машины мирового уровня Россия делать пока не разучилась. Вопрос в другом — насколько эффективно бортовое оборудование ПАК ДА поможет ему решать боевые задачи, а главное — «потянет» ли экономика России массовое производство этих машин? 

США в своем потенциальном ответе на «бомбардировочный» вызов России ориентируются, в основном, на Ту-160. 

Но стоит ли на него ориентироваться? Это вопрос задал Том Николс, специалист по вопросам национальной безопасности в Военно-морском колледже, по совместительству преподающий в филиале Гарвардского университета. По его мнению, высказанному в интернет-ресурсе Nationalinterest.org, решение РФ о дополнительном строительстве полусотни Ту-160 (сейчас на вооружении России находится полтора десятка таких машин), «ничего не значит» с военной точки зрения. Николс полагает, что это всего лишь одна из «провокаций», которая не требует со стороны Америки никакого ответа. 

Ведь классический американский стратегический «трезубец» — бомбардировщики, баллистические ракеты и подводные ракетоносцы, утверждает Николс, это пережиток «Холодной войны». Он был нужен для того, чтобы «не класть все яйца в одну корзину». В случае первого удара со стороны СССР по объектам стратегического ядерного потенциала США, хоть один из «зубцов» данного трезубца, например стратегические бомбардировщики, должен был нанести ответный удар. 

Николс считает, что в современных условиях ни Россия, ни США не попытаются нанести друг другу «парализующие» ядерные удары. Для этого у них, уверен он, нет даже достаточного количества средств нападения. Если в 1981 году у обеих сторон было в общей сложности 50 000 боеголовок, то сейчас, в соответствие с договором СНВ-3, только по 1 550 с каждой стороны. 

Этого, утверждает Николс, явно недостаточно, что обезвредить противника с помощью упреждающего удара (видимо, с учетом значительно возросшей эффективностью защиты от МБР). Кроме того, подчеркивает он, средства предупреждения о ядерном нападении в сочетании с противоракетной обороной, делают стратегические ядерные объекты США и России значительно менее уязвимыми, чем в «Холодную войну». 

Зачем же тогда Россия намерена потратить колоссальные средства на строительство целой стаи «Белых лебедей»? А затем, уверен Николс, что у России есть крупный ядерный потенциал и вооруженные силы, одержимые символами ядерной мощи. Продолжение производства ядерных «игрушек», замечает он, делает всех счастливыми: российский ВПК получает рабочие места и деньги, военные — ядерный «зонтик». А у россиянпоявляется возможность, как выражается Николс, «бить себя в грудь», утверждая, что они могут сдержать ядерную «свирепость» Обамы». 

Окончательный вывод, который делает Николс, такой: «Нашей реакцией на ядерные угрозы России должно быть отсутствие всякой реакции, кроме подтверждения нашей способности защитить самих себя». Что касается новых Ту-160, то главное, подчеркивает Николс, это чтобы их численность не вышла за пределы той, которая определена договором СНВ-3. 

Ту-160 — внешность старая, содержание новое 

Говоря о возобновлении производства «Белых лебедей», замглавы Министерства обороны Юрий Борисов говорил РИА «Новости»: «По сути дела, это новый самолет — не Ту-160, а Ту-160М2. С новыми летно-техническими характеристиками, с новыми возможностями. Это только планер будет старый, да и то — оцифрованный, а возможности у него будут совершенно новые». 

Весьма возможно, что так оно есть, но вопрос в другом: по силам ли России массовое производство этого модернизированного бомбардировщика? Некоторые эксперты сомневаются. «Те, кто строят подобные планы, до сих пор думают, что мы живем в советские времена, когда была достаточно сделать громкое заявление, и все конструкторские бюро вместе с заводами тут же бросались его выполнять. И при этом никто не считал затраты, но что еще хуже — никто не задумывался над тем, а нужно ли это?» — сказал еженедельнику IHS Jane’s Defense Weekly один московский военный эксперт. 

В перечне серьезных слабостей российского ВПК не на последнем месте стоит дефицит квалифицированной рабочей силы, особенно если сравнивать положение в этом секторе промышленности с советскими временами. По оценке IHS Jane’s Defense Weekly, то количество подготовленного и опытного персонала, которым сейчас располагает Россия для производства Ту-160, не превышает 10% от того, которое было в распоряжении СССР в 1980-е годы. 

 


Под крылом LRS-B, или между «2018» и «2037» 

Несмотря на заметно снизившуюся за последние полвека, в связи с появлением «умного» и высокоточного ракетного оружия, роль ядерных «бомбовозов», Америка отнюдь не намерена «выбираться» из-под защиты их крыльев. 

Первоначально ВВС США установили высокую «планку» для будущего бомбардировщика. Он должен был стать невидимым, сверхзвуковым, дальним и к тому же быть в состоянии решать задачи без экипажа на борту. Последнее требование в этом списке является порождением той тенденции, которая наблюдается в военной авиации, если не всего мира, то, по крайней мере, технологически развитых стран. 

Однако, выяснилось, что раньше 2037 года это чудо техники вряд ли удастся ввести в строй. Поэтому задуманный бомбардировщик и получил название «2037». Но до этой отметки еще 20 с лишним лет. Не летать же все это время на устаревших машинах! Поэтому, ВВС США решили создать промежуточный вариант стратегического «бомбера», который получил условное обозначение «2018» — год, к которому он должен был быть создан и в целом испытан. Машина пока носит обезличенно-канцелярское название LRS-B (Long Range Strike Bomber), что переводится, как «Дальний ударный бомбардировщик. Иногда ее еще называют В-3. 

Жизнь внесла коррективы в эти планы. «2018» вряд ли войдет в эксплуатацию раньше первой половины 2020-х годов. За право его разработать и строить боролись два конкурента: компания Northrop Grumman — «родитель» В-2 и консорциум, состоящий из компаний «Боинг» и «Локхид Мартин». В конце октября стало известно, что победил Northrop Grumman. 

Общая сумма контракта оценивается в 80 млрд долларов. За эти деньги Northrop Grumman, согласно американскому источнику Defensenews.com, должен поставить в ВВС США 80-100 машин типа В-3. Для справки: 21 бомбардировщик В-2 обошелся Пентагону в 44 миллиарда долларов, то есть один В-3 должен быть почти в два раза дешевле, чем В-2, стоившего порядка 2 млрд долларов. По мнению ресурса InsideDefense.com, окончательная цена LRS-B может достичь 900 млн долларов за единицу. 

Приподнимем завесу тайны 

Основные черты облика будущей машины просочились в прессу. Вот, что в марте прошлого года удалось узнать о ней журналу Forbes. Во-первых, дальность полета LRS-B/В-3 без дозаправки превысит 9 000 километров. Он должен быть в состоянии без проблем «дотянуться» до Китая и России. Во-вторых, его бомбовая нагрузка будет меньше, чем у его предшественников. Связано это, главным образом, с необходимостью снизить цену новой машины. Опыт показывает, что цена бомбардировщика возрастает примерно пропорционально его грузоподъемности. У «невидимки» В-2 она достигает 18 тонн. 

Однако, использование значительно «поумневших» за последние четверть века бомб в сочетании с их уменьшившейся массой и размерами, позволит LRS-B нанести противнику такой же урон, как и В-2, но с помощью в половину меньшей бомбовой нагрузки. Считается, что пара дюжин В-3 смогут ежедневно с высокой точностью обрабатывать бомбами до 1 000 целей. 

В-третьих, как это ни покажется странным, но никаких «прорывных» технологий в создании LRS-B, в отличии, например, от В-2, задействовано не будет. В В-2 было использовано много новаторских, или даже революционных инженерно-конструкторских решений. Взять хотя бы его обшивку «стелс». Но на каждый час полет В-2 требовалось 18 часов ее технического обслуживания, что серьезно поднимало цену эксплуатации этого бомбардировщика. Кроме того, В-2 получил насмешливое прозвище бомбардировщика, который не может летать в дождь, ибо струи воды смывают с него дополнительное антирадарное покрытие. 

LRS-B будет основан на самых передовых технологиях, но тех, которые уже ранее были изобретены и опробованы на практике. Сделано это будет также для того, чтобы снизить цену новой машины. Кроме того, В-3 будет вероятнее более многоцелевым, компьютеризированным и ремонтопригодным, чем В-2. 

В-четвертых, В-3 не будет сверхзвуковым. Сверхзвук и невидимость плохо сочетаются. На таком режиме полета происходит серьезный нагрев обшивки, плюс у самолета значительно вырастает акустическая заметность. Поскольку от ракеты все равно не убежишь, решили конструкторы, то пусть лучше LRS-B будет тихоходнее, но зато малозаметнее. Да и цена на самолет, обладающий сверхзвуковыми возможностями, была бы ощутимо выше. 

В-пятых, он все-таки не будет «временами беспилотным», как это предполагалось. ВВС США считают, что машина, несущая ядерные бомбы и ракеты, должна всегда находиться под контролем экипажа. Это несколько консервативная точка зрения с учетом того, что в мире уже более полувека существуют беспилотные средства доставки ядерного оружия в виде МБР. Вероятно, периодическая беспилотность будет воплощена уже в бомбардировщике «2037». 

 


Не размером, а умением 

В-шестых, В-3 будет внешне отличаться от В-2. Многие эксперты полагали, что в принципе LRS-B будет таким же «летающим крылом», как и его предшественник. Но, как выяснилось, размеры самолета и его очертания в плане также важны для малозаметности, как и обшивка. В ходе эксплуатации было установлено, что длина-ширина В-2 облегчает его обнаружение длинноволновыми радарами. Поэтому, В-3, вероятнее всего, будет меньше, чем В-2. Кроме того, В-2 изначально был задуман, как ночной бомбардировщик, а В-3 должен быть «круглосуточным». 

В-седьмых, LRS-B будет обладать большей информационно-интеллектуальной самодостаточностью, чем В-2. Кстати, это тоже отчасти связано со стремлением конструкторов В-3 снизить стоимость его эксплуатации. Чем больше функций будут самостоятельно выполнять самолет и экипаж, тем меньше придется задействовать вспомогательных наземных служб. 

Но это потребует серьезного пересмотра принципов обеспечения «невидимости», использованных для В-2. Конструкторы «стелса» постарались сделать так, чтоб его экипаж, как можно меньше выходил на связь с землей, поскольку это тоже может демаскировать «невидимку». Однако, В-3 будет интегрирован в комплекс интеллектуальных боевых систем, в частности работать «рука об руку» с разведывательными спутниками, а значит практически постоянно обнаруживать себя электромагнитным излучением. Задача состоит в том, чтобы его эффективно замаскировать. 

Наконец, в отличие от В-2, построенного в количестве 21 экземпляра, ВВС США планируют закупить, как уже отмечалось, минимум, 80-100 В-3. Ожидается, что машина этого типа заменит собой все остальные стратегические американские бомбардировщики, включая В-52, Б-1 и В-2. 

Не стареют душой ветераны 

Впрочем, не только душой, но также крыльями и фюзеляжем. А помогает им в этом программа обновления существующего флота В-52, состоящего в настоящее время из 76 машин. Всего в 1952-62 годы было выпущено 744 бомбардировщика данного типа. Таким образом, в строю от этого количества остался примерно каждый десятый B-52. 
«Старый конь борозды не испортит», решили ВВС США. В-52 оказался слишком надежным и неприхотливым самолетом, чтоб можно было его списать лишь по причине преклонного возраста. И в этом плане его судьба напоминает Ту-95. 

Весной прошлого года начался процесс переоснащения В-52 в рамках программы «Связных технологий [для интеграции] в боевую сеть» (CONECT). Это значительно повысит «интеллектуальный коэффициент» старого «бомбовоза» и позволит ему нести на борту самые современные вооружения. Всего в рамках CONECT должно быть модернизировано 30 В-52. 

То, что эти бомбардировщики остаются символом стратегической мощи США, было продемонстрировано несколько дней назад. Один В-52 в сопровождении одного американского и одного южнокорейского истребителей пролетел над территорией Южной Кореи вблизи границы КНДР. Этот полет был ответной реакцией США и их союзников на испытание Северной Кореей в начале января предположительно водородной бомбы 

Американский интернет-ресурс Nextbigfuture.com назвал в декабре прошлого года В-52 «самолетом, который отказывается умирать». Согласно изданию, нынешние планы ВВС США предусматривают эксплуатацию машин данного типа, как минимум, до 2040 года. Это значит, что самому молодому В-52 исполнится к тому времени почти 80 лет, ибо выпуск этих бомбардировщиков, как уже отмечалось, завершился в 1962 году. 

Но вера в «старых коней» не останавливается только на В-52. США намерены продолжать эксплуатацию В-2. Согласно газете Washington Post, с целью уменьшения времени, затрачиваемого на капитальный ремонт «стелсов», компания Northrop Grumman будет теперь проводить эти ремонты не раз в семь, как раньше, а раз в девять лет. 

Остается в строю и многострадальный (по иному его не назовешь) сверхзвуковой бомбардировщик В-1 с изменяемой геометрией крыла. Трудно представить, сколько мытарств выпало на долю этого самолета. Он начал поступать на вооружение в первой половине 1970-х годов, но после его производство было заморожено президентом Джимми Картером. Рональд Рейган вновь «поставил» В-1 на конвейер, но это не избавило бомбардировщик от технических проблем, приведших к нескольким катастрофам. В итоге В-1 впервые нанес удар по реальным целям лишь в 1998 году, в Ираке, во время операции «Лис пустыни». 

После «Холодной войны» он был переделан под «бомбовоз», способный нести обычные вооружения и относительно недавно, согласно американскому интернет-ресурсу Stars and Stripes, продемонстрировал в Афганистане и Ираке свои «великолепные качества, как самолет непосредственной поддержки сухопутных сил». 

«Тактик» в обличии «стратега» 

И все же, для того, чтобы запустить «умную» крылатую ракету, не нужен даже В-52. Для этого вполне достаточно «летающей крепости» В-17 времен Второй Мировой. Более того, тактические бомбардировщики типа Су-34, современные американские и российские многоцелевые истребители типа Су, МиГ и F вполне могут быть использованы для доставки к цели малогабаритных ядерных боеприпасов, решая, таким образом, стратегические задачи. Зачем же тогда нужен весьма дорогостоящий сгусток самых передовых технологий типа В-3?

Ответ кроется в словах бывшего посла США на Украине Стивена Пайфера. Он считает, что лучше всего НАТО сможет ответить на действия России с помощью не ядерных, а обычных сил. Это то, что, по утверждению Пайфера, Россия якобы опасается больше всего, поскольку после окончания Холодной войны ее обычные вооруженные силы значительно ослабли. 

Таким образом, есть все основания предположить, что LRS-B, способный, в отличие от Су, МиГ и F, наносить удары из-за океана, был задуман, в первую очередь, как тактический бомбардировщик, который может быть использован в варианте стратегического. Об этом говорят его особенности: малозаметность; сниженная, по сравнению с В-2, цена; «тираж» в количестве до 100 единиц; повышенная универсальность; ремонтопригодность; способность непрерывно «обрабатывать» многочисленные цели. Все это указывает на то, что способность вывалить на голову противника десятки неядерных бомб так же важна у нового бомбардировщика, как роль платформы для запуска ядерных крылатых ракет. 

Так это или нет, можно будет проверить только в условиях войны, до которой, будем надеяться, дело никогда не дойдет. 

Источник

zagopod.com

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации ПАК ДА: alternathistory — LiveJournal

Недавно наши авиастроители провели первые испытания перспективного истребителя пятого поколения ПАК-ФА. Но это не единственный самолёт, который находится в разработке. Наши авиастроители так же ведут разработку и перспективного стратегического стелс-бомбардировщика, который имеет рабочее название ПАК-ДА. Собственно именно о нём эта статья.

Её подготовил коллега Lex, и изначально выложил на форуме сайта. От туда, я её и переношу, на главную страницу сайта, на всеобщее обозрение.

Наткнулся на статью на просторах интернета.  Тема довольно интересная!


Возможный внешний вид ПАК ДА с четырьмя двигателями

Возможный внешний вид ПАК ДА с двумя двигателями

В далеких девяностых годах еще тогдашний Главком ВВС Дейнекин мечтал о новом, дешевом бомбардировщике для замены Ту-22М и Ту-160:
«…многофункциональный средний бомбардировщик (МСБ или МФСБ), стратегический самолет с большими ударными возможностями, меньшей заметностью и стоимостью…».

Возможно он имел ввиду «объект 54С» который после приостановки работ в 1991 году вновь пытались запустить в производство в суровом 1994. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эта в целом революционная машина не могла заменить собой Ту-160 в силу ограниченной дальности полета.

В 1999 году было объявлено о начале работ над проектом стратегического бомбардировщика для замены Ту-95МС и Ту-160 , и о нереальности создания в ближайшее время среднего бомбардировщика. По плану новая машина должна была быть готова к 2010 году. К этому времени стало очевидно, что довести 20-ти тонный двигатель АЛ-41Ф (изд.20) не представляется возможным и этот факт автоматически закрыл путь в небо «объекту 54С» и истребителям МиГ 1.42 и С-37.

Что такое «средний бомбардировщик» в современных условиях понять сложно: Су-34, Ту-22М или где-то между ними? В разное время в эту категорию попадали СБ, Ту-16, Ту-22, Ил-54, Б-58 «Хастлер» и Ту-22М, хотя последний официально именуется «дальним» (практическая дальность 7000 км).

То есть понятие «стратегический» подразумевает дальность полета не менее 12000 км, у Ту-160 — 14000 км.

На основании прогноза в период 1992 — 2027 годов Россия может себе позволить:

5 стратегических бомбардировщиков Ту-160 с общей стоимостью 1.2 млрд.долл. На 2007 год поставлено 2 вновь построенных самолета (на Казанском авиационном заводе осталось еще 4 — 5 бомбардировщиков в разной степени готовности).

И 100 перспективных бомбардировщиков стоимостью около 100 млн. долл. за штуку. Цена разработки подобной машины может достигать 35 млрд.долл. Также в рамках прогноза определен и максимальный взлетный вес ПАКДА — не более 125 тонн, что выводит его в нишу занятую ныне Ту-22М. Первый полет вновь разработанной машины следует ожидать в период 2015 — 2021 год. Тогда для выполнения программы строительства 100 бомбардировщиков до 2027 года темп сдачи новых машин должен достигать 10 — 12 шт. в год или одна в месяц.

 

Очевидно, что проект ПАК ДА обязан решить несколько проблем, среди них:

— ответ на разработку «Регионального бомбардировщика» в США,

— замена стареющих Ту-22М,

— дополнение, а возможно в перспективе и замена Ту-160.

 

Насколько известно перспективный американский бомбардировщик начнет поступать в войска с 2018 года, что согласуется с планами поставок ПАК ДА (программа разработки рассчитана до 2015 года). Американская машина является «промежуточной» до появления в 2030 году революционного самолета (насколько «революционного» пока не определено).

 

Какой же он,  ПАК ДА?

 

Заявлено, что новый самолет продолжает идеологию Ту-160 и не будет подобен американскому бомбардировщику-невидимке B-2.

Подобные B-2 проекты были приостановлены в середине 90-х. Это так называемый Ту-202 и МиГ, хотя относительно последнего имеют место быть серьезные сомнения, по крайней мере в плане достоверности рисунка. Присутствие в одном планере кабины явно срисованной с дозвукового B-2 и треугольных крыла и ПГО как у сверхзвукового YF-23 выглядит нонсенсом.

 

Полагаю, что  хотя бы подобие конкурса будет иметь место. «Сухой» надо полагать предложит дальнейшее развитие темы «Бомбардировщик — 90» в которой он шёл как основной разработчик, «МиГ» может развить идею гиперзвукового самолета, благо наработки в этой области у них есть, а «Туполев» предложит дальнейшее развитие Ту-22М, 150 тонный, двухмоторный самолет с крылом изменяемой стреловидности — «половинку» Ту-160.

Большой революции, в наше время становления экономики, от новой машины ожидать не следует, большие деньги, высокая степень риска сейчас ни кому не нужны. Опять же благополучный «дядя Сэм» решил повременить с «революцией» до 2030 года. Поэтому ПАК ДА останется ярким представителем продвинутого пятого поколения, генерация «5+» для него выразится в возможности беспилотного выполнения задания. Возможно, что новый бомбардировщик по компоновке будет близок «объекту 54С», проблема лишь в том, что на сегодняшний день нет подходящих двигателей, для двухмоторной машины такого класса требуется мотор с тягой от 25 тонн.

Несколько лет назад велись разговоры о проекте нового мотора с форсажной тягой 25000 кгс ( «Союз» ), но на сегодняшний день по этой теме иссякли даже слухи. Возможна глубокая модернизация Д-30Ф6 с увеличением тяги до этого уровня, а также новый этап в жизни Р-79. По свежим данным на базе последнего обещают создать модификацию с тягой около 22 тонн.

В деле создания ПАК ДА имеет место еще один немаловажный нюанс — «суперкруиз». Сверхзвуковая крейсерская скорость — один из краеугольных камней «пятого поколения». Что бы довести этот параметр у бомбардировщика с максимальным взлетным весом в 125 тонн до приемлемых значений М=1.5 — 2.0 (1600 — 2100 км/ч) необходимо располагать тяговооруженностью от 0.5. В нашем случае это потребует суммарной тяги двигателей в 62 тонны ( 2 х 31 т). Сегодня и в ближайшем будущем появления таких моторов ждать не следует. Что же делать?

Одним из направлений по созданию перспективного многофункционального истребителя (ПАКФА,Т-50,И-21) является отработка и запуск в серийное производство нового мотора АЛ-41Ф1 или «изд117С». Форсажная тяга его невелика, всего 15500 кгс., что обусловлено взлетным весом нового истребителя, но на сегодняшний день в его конструкции нашло применение всё лучшее из созданного отечественными конструкторами. Само собой этот мотор оптимизирован для длительного полета на сверхзвуковой скорости без включения форсажа.

Итак, в потребные 62 тонны тяги «удивительным» образом укладываются 4 «изд.117С». Преимущества такого решения очевидны, унификация с ПАК ФА, Су-34, и возможно с ЛМФС (на сегодняшний день у данного проекта есть вариант установки двух РД-33+ вместо одного АЛ-41Ф1).

Этот мотор, в целях дезинформации носящий имя АЛ-41Ф1, скорее всего в плане расхода топлива не сильно отличается от двигателя АЛ-31Ф установленного на  Су-27, где этот параметр равнялся 1.25 кг/км. Предположим, что новые технологии и более совершенная аэродинамика бомбардировщика позволят довести расход одного мотора до 1 кг/км. Тогда при стратегической дальности 12500 км и четырех АЛ-41Ф1 потребуется порядка 50000 кг топлива, что составит 40% от максимальной взлетной массы — достигнутый уровень.

По программе ПАКФА окончательная версия мотора должна быть готова к серийному производству истребителя в 2014 — 2015 годах: «…он получит вентилятор с увеличенным расходом воздуха, новую камеру сгорания и цифровую систему управления, что позволит увеличить тягу, а также системы реверса и всеракурсного управления вектором тяги.»

Очевидно, что всеракурсное сопло для бомбардировщика не нужно, а вот реверс тяги как раз согласуется с требованием базирования на укороченных взлетно-посадочных полосах.

И еще. На основе статьи «Авиация и реинкарнация» напрашивается однозначная аналогия нашего ПАК ДА с американским Б-1А.

По сумме обозначенных выше факторов считаю, что сомнения в силовой установке из четырех «изделий 117С» для перспективного бомбардировщика — излишни.

 

Относительно боевой нагрузки бомбардировщиков сказано следующее:

«…Усовершенствованные самолеты будут вооружены стратегическими неядерными крылатыми ракетами (КР) Х-101 HПО «Радуга», а также их ядерным вариантом Х-102.
Первые испытательные запуски ракет Х-101 проводились несколько лет назад. Масса изделия — 2200-2400 кг, боевой части — 400 кг. Х-101 имеет максимальную дальность действия 5000-5500 км, изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м), крейсерскую скорость полета 190-200 м/с и максимальную скорость 250-270 м/с. Ее вполне можно отнести к малозаметным летательным аппаратам, поскольку эффективная поверхность рассеяния Х-101 всего 0,01 кв. м. Ракета оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м.
Другой программой в сфере ракет большой дальности, по мнению британского издания, является разработка на базе ядерной КР Х-55СМ новой ракеты Х-555.

В числе другого вооружения, предназначенного для российских стратегических бомбардировщиков, рассматривается ракета Х-СД средней дальности, в которой предполагается использовать некоторые узлы Х-101, в частности, систему наведения. Работы над ней находятся на начальной стадии.
…Hовая ракета Х-32, разрабатываемая HПО «Радуга», как и Х-22, будет оснащена усовершенствованными двигателем и головкой самонаведения.

По данным британских экспертов, для бомбардировщиков российской Дальней авиации создается новый вариант управляемой бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг.

Официальные российские источники информировали о некоторых из упомянутых проектов, однако, по традиции, за рубежом об этом пишут более подробно. Анализ открытой информации о программах развития Дальней авиации свидетельствует, что командование ВВС взяло курс на превращение стратегических и дальних бомбардировщиков в многоцелевые самолеты, способные действовать как в ядерных, так и в неядерных конфликтах различной интенсивности. Нельзя не отметить, что как и в американской стратегической авиации, курс взят на придание ракетоносцам способности наносить удары высокоточным оружием без входа в зону ПВО противника. Причем в случае с Х101 и Х-102 речь идет о том, что ракетоносцы смогут запускать ракеты задолго до их обнаружения современными системами ПВО, например, такой, как североамериканская HОРАД. Отсюда, кстати, следует, что при определенных условиях форсированное развитие программ модернизации вооружений Дальней авиации может рассматриваться как эффективный ответ на развертывание так называемой национальной ПРО территории США.»

 

 
Предполагаемые летно-технические характеристики ПАК ДА КБ «Сухой»

 

двигатели                                                                           4 * 15500 кгс (АЛ-41Ф1)

 

максимальный взлетный вес                                               124000 кг

пустого                                                                                     50000 кг

топливо                                                                                    50000 кг

нагрузка                                                                                    24000 кг

дальность перегоночная                                             12000-15000 км

крейсерская скорость                                                                      2 М

_______________________________________________________________________________________________________

Спонсоры поста: Сайт «UA-blogger». Это очень полезный ресурс для всех блогеров. Он посвящён всем аспектам вопроса как заработать на блоге? SEO, SMO, продвижения блога, это Толька малая часть тех вопросов которые обсуждаются на этом сайте.

 

Одежда Iceberg  очень популярна среди тех, кто знает толк в одежде. У меня, кстати, довольно много одежды этой марки, есть и джинсы и свитера, вообще, она мне всегда нравилась. Сегодня торговая марка Iceberg представлена тремя основными линиями, и их все вы найдёте если перейдёте по ссылке.

 

 

alternathistory.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *