Содержание

Проект модернизации управляемой ракеты Х-59МК2 » Военное обозрение

В ходе глубокой модернизации вооружение или военная техника могут не только получать новые возможности, но и менять свой облик. Прекрасной демонстрацией этого является новый модернизированный вариант управляемой ракеты «воздух-поверхность» Х-59МК2, представленный на недавнем салоне МАКС-2015. Эта разработка ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка, входящего в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», представляет собой дальнейшее развитие существующего изделия, однако серьезно отличается от него и может даже считаться полностью новым изделием.

Предложенная управляемая ракета, по-видимому, пока не имеет собственного названия, из-за чего на информационном стенде присутствовало обозначение «Вариант модернизации авиационной управляемой ракеты Х-59МК2». Тем не менее, базовая и модернизированная ракеты Х-59МК2 серьезно отличаются друг от друга как внешне, так и по компоновке внутренних объемов корпуса. При этом производитель пока не торопится присваивать более новой разработке собственный уникальный индекс.


Новый вариант ракеты Х-59МК2 предназначается для поражения различных наземных объектов противника. Заявлена возможность атаки целей, не имеющих контраста с окружающим фоном и не отличающихся от него в радиолокационном, тепловизионном и оптическом диапазонах. При этом ракета нуждается в заранее разведанных координатах цели и информационных признаках района ее нахождения. Носителями новой ракеты могут быть различные существующие и перспективные самолеты тактического звена. Для использования модернизированной ракеты Х-59МК2 самолет-носитель должен иметь соответствующие устройства для перевозки и запуска оружия, а также доработанный комплекс радиоэлектронного оборудования.
Общий вид обновленной ракеты Х-59МК2. Фото Saidpvo.livejournal.com

Внешний вид нового изделия сразу бросается в глаза: модернизированная Х-59МК2 серьезно отличается от базовой ракеты, как обводами корпуса, так и аэродинамической компоновкой. С целью повышения характеристик обновленное оружие имеет серьезно переработанный корпус с иной компоновкой агрегатов. Переработка конструкции позволила сократить габариты изделия, а также снизить его заметность для радиолокационных средств обнаружения.

Обновленная ракета Х-59МК2 имеет корпус большого удлинения общей длиной 4,2 м. В отличие от своих предшественников, новый боеприпас имеет корпус с близким к прямоугольному сечению и скругленными углами. Головной обтекатель ракеты получил сложную форму, образованную сопряжением нескольких прямых и изогнутых поверхностей. При этом обтекатель имеет выраженные горизонтальные ребра в средней части. На нижней панели обтекателя предусмотрено окно, вероятно, отданное под воздухозаборник маршевого двигателя.

Сечение и размеры корпуса, заданные головным обтекателем, почти не меняются на всем его протяжении. Однако в центральной части корпуса предусматривается характерная выемка, предназначенная для размещения консолей крыла в сложенном положении. Для повышения летных характеристик ракета Х-59МК2 в обновленном варианте оснащается складным крылом размахом 2,45 м. При транспортировке изделия плоскости уложены вдоль корпуса, а во время пуска раскладываются поворотом вперед.

В хвостовой части корпуса скругленные углы переходят в широкие скошенные поверхности. На этих участках корпуса крепятся Х-образные складные рули. Для сокращения габаритов ракеты рули выполнены из двух частей и могут складываться вдоль стенок корпуса. При сложенных консолях крыла и рулях максимальное поперечное сечение ракеты укладывается в квадрат размером 40х40 см. Стартовый вес изделия не превышает 770 кг. Эти особенности облегчают хранение ракеты, а также обеспечивает возможность ее использования в составе комплекса вооружения перспективных самолетов с внутренними грузоотсеками.

Ракета Х-59МК2 в базовой версии имеет иную аэродинамическую схему. Напомним, она оснащается цилиндрическим корпусом с полусферическим головным обтекателем, небольшими стабилизаторами в носовой части и стреловидными крыльями с рулями в хвосте.


Макет ракеты со сложенными консолями. Фото М. Жердев / Bmpd.livejournal.com

Обновленная ракета Х-59МК2 получает систему наведения, основанную на соответствующих агрегатах базового изделия. В состав комбинированной головки самонаведения входят бесплатформенная инерциальная навигационная система, оптико-электронная система и аппаратура приема сигналов спутниковых систем навигации. За счет этого ракета может атаковать цели, не выделяющиеся на фоне окружающих объектов, используя для наведения только известные координаты вражеского объекта. Система наведения новой ракеты работает по принципу «запустил-забыл» и не нуждается в дополнительных командах после пуска.

По данным разработчика, новая ракета может запускаться самолетом-носителем на высотах от 200 м до 11 км при скорости полета от 0,5 до 0,9 М. Во время запуска цель должна находиться в пределах сектора передней полусферы шириной 90°. После сброса с носителя ракета автоматически снижается на и движется к цели на минимально возможной высоте в пределах 50-300 м. Комбинированная система наведения позволяет уничтожать цели с круговым вероятным отклонением не более 3-5 м.

Ракета Х-59МК2 может нести боевую часть двух типов. В зависимости от типа цели может использоваться фугасная проникающая или кассетная боевая часть весом до 310 кг. Такое оснащение позволяет атаковать и успешно уничтожать различные наземные цели, как точечные, так и площадные.


В хвостовой части корпуса модернизированной ракеты размещается малогабаритный турбореактивный двигатель. Важным нововведением обновленного проекта Х-59МК2 стало изменение конструкции силовой установки. В базовом проекте двигатель размещается в отдельном обтекателе, подвешенном под корпусом ракеты, что негативным образом сказывается на габаритах изделия. Модернизированный боеприпас получил встроенный двигатель, находящийся в хвостовой части корпуса, что позволило довести габариты всей ракеты до минимально возможных. В центральной части корпуса находится топливный бак, заправочная горловина которого выведена на левый борт.

Примененный турбореактивный двигатель позволяет новой ракете развивать скорость до 750-1000 км/ч. Запаса топлива хватает для доставки боевой части на расстояние до 290 км. Следует отметить, фактическая дальность полета может быть значительно выше. Вполне возможно, что в будущем зарубежным заказчикам будет предложен экспортный вариант новой ракеты, а в таком случае производителю следует учитывать ограничения, налагаемые Режимом контроля ракетных технологий. Этот международный договор запрещает экспорт ракет с дальностью более 300 км. Таким образом, дальность не более 290 км может относиться только к экспортной версии Х-59МК2, а ракеты для российских ВВС смогут лететь на большее расстояние.


Хвостовая часть ракеты. Фото Saidpvo.livejournal.com

Нетрудно заметить, что новая отечественная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» имеет ряд характерных черт, свойственных зарубежному вооружению последних лет. Специфическая конструкция корпуса, направленная на снижение радиолокационной заметности, а также ряд мер по уменьшению габаритов в транспортном положении позволяют считать обновленную Х-59МК2 российским ответом на зарубежные ракеты AGM-158 JASSM, Taurus KEPD-150/350 и т.д. Иногда приходится слышать, что в этом направлении российская промышленность отстала от зарубежной. В таком случае модернизированная ракета Х-59МК2 имеет большое значение для развития отечественных авиационных средств поражения.

По информации разработчика, обновленная управляемая ракета Х-59МК2 может пополнить номенклатуру вооружений самолетов нескольких типов. Уже существующие самолеты типа Су-30МК, Су-34, Су-35, МиГ-29К, МиГ-35 и т.д. могут использовать предлагаемую ракету после соответствующих доработок бортового радиоэлектронного оборудования и установки авиационных катапультных устройств АКУ-58. «Перспективный авиационный комплекс – перспективный многоцелевой истребитель» (ПАК-ПМИ) сможет применять предлагаемую ракету с катапультными устройствами УВКУ-50, установленными во внутренних грузоотсеках.

К настоящему времени ГосМКБ «Радуга», входящее в состав КТРВ, показало лишь макет перспективной авиационной ракеты для поражения наземных целей. Текущее состояние и перспективы проекта пока не уточнялись. Возможно, в будущем состоятся испытания нового оружия, после чего оно будет рекомендовано к принятию на вооружение. Тем не менее, пока обновленная Х-59МК2 представляет собой только выставочный образец, привлекающий внимание специалистов и интересующейся общественности.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

http://saidpvo.livejournal.com/

topwar.ru

Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК» » Военное обозрение

Тактические авиационные управляемые ракеты «воздух-поверхность» семейства Х-59 изначально предназначались для уничтожения наземных объектов противника. Такое оружие могло применяться для атаки штабов, складов, объектов инфраструктуры и других стационарных целей. При этом обеспечивалось поражение цели с круговым вероятным отклонением на уровне 2-3 м и на дальностях (в зависимости от типа ракеты) до 110-120 км. В начале двухтысячных годов семейство ракет Х-59 пополнилось новым оружием. Продолжая развитие старого проекта, ГосМКБ «Радуга», ныне входящее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), разработало противокорабельную ракету Х-59МК «Овод-МК».

О существовании нового проекта стало известно в 2001 году. В ходе выставки МАКС организация-разработчик впервые показала макет перспективной противокорабельной ракеты и огласила некоторые сведения об этом оружии. В новом проекте планировалось использовать существующие наработки и технические решения, а также ряд нового оборудования. Все это позволяло повысить характеристики существующей ракеты, а также занять новую тактическую нишу. Новая модификация существующего вооружения предлагалась для уничтожения надводных целей различных типов.


Проект «Овод-МК» разрабатывался на основе существующей ракеты Х-59МК. Новая ракета сохранила общую архитектуру и компоновку, а также аэродинамический облик. При этом было решено серьезно переработать состав бортового оборудования, а также отказаться от освоенной и проверенной временем двухступенчатой схемы. Последняя доработка позволила увеличить запас топлива, что положительным образом сказалось на максимальной дальности полета.
Общий вид ракеты Х-59МК. Фото Rbase.new-factory.ru

В целом конструкция ракет Х-59МК и Х-59М похожа. Тем не менее, более новое изделие имеет некоторые отличия, связанные с необходимостью повышения различных характеристик. Противокорабельная ракета с индексом «МК» получила цилиндрический корпус с обтекаемой головной частью. В связи с изменением состава систем управления корпус получил головную часть в виде расширяющегося впереди усеченного конуса и радиопрозрачного головного обтекателя. На нижней поверхности корпуса сохранился гаргрот. Как и ранее, на боковой поверхности корпуса предлагалось устанавливать набор дестабилизаторов и крылья Х-образной конструкции. Под гаргротом предусматривался пилон с цилиндрическим кожухом двигателя.

С целью увеличения дальности полета было решено оснастить ракету дополнительным топливным баком. Его поместили в цилиндрический хвостовой отсек с обтекателем. Отсек дополнительного бака предлагалось крепить в хвосте корпуса, где у предыдущих ракет располагался сбрасываемый стартовый твердотопливный двигатель. Также серьезным доработкам подверглись носовые дестабилизаторы, улучшающие управляемость ракеты. На первых образцах Х-59МК, демонстрировавшихся в начале прошлого десятилетия, присутствовали складные двухсекционные дестабилизаторы, аналогичные использованным на более ранних ракетах семейства. В дальнейшем от такой конструкции отказались, применив нескладываемые трапециевидные плоскости со стреловидной передней кромкой.

Конструкция Х-образных крыльев осталась прежней. Они имели большую стреловидность и набор рулей на задней кромке. Таким образом, несмотря на доработку дестабилизаторов, общий аэродинамический облик ракеты в целом остался без изменений.

Общая длина ракеты Х-59МК составляет 5,7 м, диаметр корпуса равен 420 мм в головной части и 380 мм в центральной. Размах крыла – 1,3 м. Стартовая масса «Овода-МК» осталась на уровне предыдущего изделия семейства – не более 930 кг.


Схема ракеты Х-59МК ранней версии. Изделие имеет «старые» складные дестабилизаторы. Рисунок Airwar.ru

По имеющимся данным, компоновка внутренних объемов корпуса новой ракеты была полностью заимствована у предыдущего изделия семейства. В головной части корпуса по-прежнему находились головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади нее расположили боевую часть, за которой поместили центральный топливный бак. В хвосте корпуса предусматривалось место для дополнительного аппаратного отсека с рулевыми машинками рулей и хвостового топливного бака.

Главным нововведением проекта Х-59МК стало использование активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-59Э, созданной НПП «Радар-ммс» (г. Санкт-Петербург). Это изделие позволило кардинальным образом изменить методику боевого применения и обеспечить возможность выполнения новых боевых задач. Кроме того, новая ГСН способна выполнять поиск цели и наведение на нее без помощи самолета-носителя. Таким образом, в новой ракете, впервые в семействе, реализован принцип «запустил-забыл».

Головка самонаведения АРГС-59Э предназначена для самостоятельного обнаружения крупных надводных радиолокационно-контрастных целей. Обеспечивается поиск объектов с ЭПР не менее 300 кв.м – крупных катеров и кораблей разных типов. Также обеспечивается поиск цели в любое время суток и в любых погодных условиях, в том числе при волнении моря до 6 баллов. Заявлена возможность поиска и атаки целей как в открытом море, так и вблизи берега.

Максимальная дальность пуска ракеты зависит от размеров цели и ее заметности для радиолокационной ГСН. Так, для сравнительно небольших катеров этот параметр составляет 145 км. Крупные корабли могут быть атакованы с дальности до 285 км. При этом вероятность поражения цели типа «катер» одной ракетой составляет 0,7-0,93. Более крупные цели поражаются с вероятностью до 0,9-0,96. Таким образом, для уничтожения эсминца или крейсера требуется не более нескольких ракет.


Турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ. Фото Rbase.new-factory.ru

Система управления ракеты Х-59МК имеет стандартную программу полета на минимальной высоте, повышающую вероятность эффективного прорыва к цели через зону действия корабельной ПВО. На маршевом участке полета ракета движется на высоте 10-15 м, возле цели снижается до 4-7 м.

Ракета «Овод-МК» несет боевую часть проникающего действия весом 320 кг. Такое изделие позволяет наносить серьезные повреждения целям всех типов за счет подрыва заряда внутри атакуемого корабля. Мощность боевой части является одним из основных факторов, влияющих на боевую эффективность ракеты.

Сохраняя компоновку предыдущей ракеты семейства, изделие Х-59МК получает маршевый двигатель, вынесенный на пилоне под гаргротом корпуса. Как и ранее, изделие использует двухконтурный турбореактивный двигатель, помещенный на пилоне под корпусом. В новом проекте было предложено использовать двигатель типа ТРДД-50АТ (36МТ), созданный Омским моторостроительным КБ и выпускаемый НПО «Сатурн». Двигатель с взлетной тягой 450 кгс имеет длину 850 мм и максимальный диаметр 330 мм. Собственный вес устройства – 82 кг. Для контроля за работой силовой установки в состав бортового оборудования ракеты внесена электронно-гидравлическая система управления. Также в составе двигателя присутствует встроенный электрогенератор для снабжения энергией бортовых агрегатов ракеты.

Использованный двигатель позволяет ракете развивать скорость от 900 до 1050 км/ч. При этом обеспечивается возможность маневра по высоте в пределах от 200 м до 11 км. Тем не менее, после сброса с носителя ракета входит в пикирование и опускается на высоту маршевого полета порядка 10-15 м.


Макет ракеты Х-59МК в составе экспозиции КТРВ на салоне МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Носителями противокорабельных ракет Х-59МК могут быть отечественные самолеты различных типов, способные нести авиационные катапультные устройства АКУ-58-1 и применять ракеты с активными радиолокационными ГСН. В ходе первых показов новой ракеты утверждалось, что ее носителями могут быть различные самолеты семейства Су-27. К настоящему времени изделие «Овод-МК» включено в номенклатуру вооружений многоцелевого истребителя Су-30.

В течение прошлого десятилетия противокорабельная ракета Х-59МК прошла все необходимые испытания и поступила в серийное производство. Первым заказчиком такого оружия стали военно-воздушные силы России.

В середине двухтысячных годов ГосМКБ «Радуга» вновь занялось обновлением семейства управляемых ракет Х-59. На этот раз за основу для новой разработки была взята новейшая Х-59МК. На ее базе было создано изделие Х-59МК2 с новой системой наведения, использующей спутниковую навигацию и телевизионную головку самонаведения. Кроме того, к настоящему времени и Х-59МК2 успела стать базой для совершенно новой управляемой ракеты. Все новые ракеты семейства «Овод» регулярно демонстрируются на различных выставках вооружения и военной техники.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk.name/

topwar.ru

Противокорабельная ракета Х-59МК «Овод-МК»

Тактические авиационные управляемые ракеты «воздух-поверхность» семейства Х-59 изначально предназначались для уничтожения наземных объектов противника. Такое оружие могло применяться для атаки штабов, складов, объектов инфраструктуры и других стационарных целей. При этом обеспечивалось поражение цели с круговым вероятным отклонением на уровне 2-3 м и на дальностях (в зависимости от типа ракеты) до 110-120 км. В начале двухтысячных годов семейство ракет Х-59 пополнилось новым оружием. Продолжая развитие старого проекта, ГосМКБ «Радуга», ныне входящее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), разработало противокорабельную ракету Х-59МК «Овод-МК».

О существовании нового проекта стало известно в 2001 году. В ходе выставки МАКС организация-разработчик впервые показала макет перспективной противокорабельной ракеты и огласила некоторые сведения об этом оружии. В новом проекте планировалось использовать существующие наработки и технические решения, а также ряд нового оборудования. Все это позволяло повысить характеристики существующей ракеты, а также занять новую тактическую нишу. Новая модификация существующего вооружения предлагалась для уничтожения надводных целей различных типов.

Проект «Овод-МК» разрабатывался на основе существующей ракеты Х-59МК. Новая ракета сохранила общую архитектуру и компоновку, а также аэродинамический облик. При этом было решено серьезно переработать состав бортового оборудования, а также отказаться от освоенной и проверенной временем двухступенчатой схемы. Последняя доработка позволила увеличить запас топлива, что положительным образом сказалось на максимальной дальности полета.

 


Общий вид ракеты Х-59МК. Фото Rbase.new-factory.ru

В целом конструкция ракет Х-59МК и Х-59М похожа. Тем не менее, более новое изделие имеет некоторые отличия, связанные с необходимостью повышения различных характеристик. Противокорабельная ракета с индексом «МК» получила цилиндрический корпус с обтекаемой головной частью. В связи с изменением состава систем управления корпус получил головную часть в виде расширяющегося впереди усеченного конуса и радиопрозрачного головного обтекателя. На нижней поверхности корпуса сохранился гаргрот. Как и ранее, на боковой поверхности корпуса предлагалось устанавливать набор дестабилизаторов и крылья Х-образной конструкции. Под гаргротом предусматривался пилон с цилиндрическим кожухом двигателя.

С целью увеличения дальности полета было решено оснастить ракету дополнительным топливным баком. Его поместили в цилиндрический хвостовой отсек с обтекателем. Отсек дополнительного бака предлагалось крепить в хвосте корпуса, где у предыдущих ракет располагался сбрасываемый стартовый твердотопливный двигатель. Также серьезным доработкам подверглись носовые дестабилизаторы, улучшающие управляемость ракеты. На первых образцах Х-59МК, демонстрировавшихся в начале прошлого десятилетия, присутствовали складные двухсекционные дестабилизаторы, аналогичные использованным на более ранних ракетах семейства. В дальнейшем от такой конструкции отказались, применив нескладываемые трапециевидные плоскости со стреловидной передней кромкой.

Конструкция Х-образных крыльев осталась прежней. Они имели большую стреловидность и набор рулей на задней кромке. Таким образом, несмотря на доработку дестабилизаторов, общий аэродинамический облик ракеты в целом остался без изменений.

Общая длина ракеты Х-59МК составляет 5,7 м, диаметр корпуса равен 420 мм в головной части и 380 мм в центральной. Размах крыла – 1,3 м. Стартовая масса «Овода-МК» осталась на уровне предыдущего изделия семейства – не более 930 кг.


Схема ракеты Х-59МК ранней версии. Изделие имеет «старые» складные дестабилизаторы. Рисунок Airwar.ru

По имеющимся данным, компоновка внутренних объемов корпуса новой ракеты была полностью заимствована у предыдущего изделия семейства. В головной части корпуса по-прежнему находились головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади нее расположили боевую часть, за которой поместили центральный топливный бак. В хвосте корпуса предусматривалось место для дополнительного аппаратного отсека с рулевыми машинками рулей и хвостового топливного бака.

Главным нововведением проекта Х-59МК стало использование активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-59Э, созданной НПП «Радар-ммс» (г. Санкт-Петербург). Это изделие позволило кардинальным образом изменить методику боевого применения и обеспечить возможность выполнения новых боевых задач. Кроме того, новая ГСН способна выполнять поиск цели и наведение на нее без помощи самолета-носителя. Таким образом, в новой ракете, впервые в семействе, реализован принцип «запустил-забыл».

Головка самонаведения АРГС-59Э предназначена для самостоятельного обнаружения крупных надводных радиолокационно-контрастных целей. Обеспечивается поиск объектов с ЭПР не менее 300 кв.м – крупных катеров и кораблей разных типов. Также обеспечивается поиск цели в любое время суток и в любых погодных условиях, в том числе при волнении моря до 6 баллов. Заявлена возможность поиска и атаки целей как в открытом море, так и вблизи берега.

Максимальная дальность пуска ракеты зависит от размеров цели и ее заметности для радиолокационной ГСН. Так, для сравнительно небольших катеров этот параметр составляет 145 км. Крупные корабли могут быть атакованы с дальности до 285 км. При этом вероятность поражения цели типа «катер» одной ракетой составляет 0,7-0,93. Более крупные цели поражаются с вероятностью до 0,9-0,96. Таким образом, для уничтожения эсминца или крейсера требуется не более нескольких ракет.


Турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ. Фото Rbase.new-factory.ru

Система управления ракеты Х-59МК имеет стандартную программу полета на минимальной высоте, повышающую вероятность эффективного прорыва к цели через зону действия корабельной ПВО. На маршевом участке полета ракета движется на высоте 10-15 м, возле цели снижается до 4-7 м.

Ракета «Овод-МК» несет боевую часть проникающего действия весом 320 кг. Такое изделие позволяет наносить серьезные повреждения целям всех типов за счет подрыва заряда внутри атакуемого корабля. Мощность боевой части является одним из основных факторов, влияющих на боевую эффективность ракеты.

Сохраняя компоновку предыдущей ракеты семейства, изделие Х-59МК получает маршевый двигатель, вынесенный на пилоне под гаргротом корпуса. Как и ранее, изделие использует двухконтурный турбореактивный двигатель, помещенный на пилоне под корпусом. В новом проекте было предложено использовать двигатель типа ТРДД-50АТ (36МТ), созданный Омским моторостроительным КБ и выпускаемый НПО «Сатурн». Двигатель с взлетной тягой 450 кгс имеет длину 850 мм и максимальный диаметр 330 мм. Собственный вес устройства – 82 кг. Для контроля за работой силовой установки в состав бортового оборудования ракеты внесена электронно-гидравлическая система управления. Также в составе двигателя присутствует встроенный электрогенератор для снабжения энергией бортовых агрегатов ракеты.

Использованный двигатель позволяет ракете развивать скорость от 900 до 1050 км/ч. При этом обеспечивается возможность маневра по высоте в пределах от 200 м до 11 км. Тем не менее, после сброса с носителя ракета входит в пикирование и опускается на высоту маршевого полета порядка 10-15 м.


Макет ракеты Х-59МК в составе экспозиции КТРВ на салоне МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Носителями противокорабельных ракет Х-59МК могут быть отечественные самолеты различных типов, способные нести авиационные катапультные устройства АКУ-58-1 и применять ракеты с активными радиолокационными ГСН. В ходе первых показов новой ракеты утверждалось, что ее носителями могут быть различные самолеты семейства Су-27. К настоящему времени изделие «Овод-МК» включено в номенклатуру вооружений многоцелевого истребителя Су-30.

В течение прошлого десятилетия противокорабельная ракета Х-59МК прошла все необходимые испытания и поступила в серийное производство. Первым заказчиком такого оружия стали военно-воздушные силы России.

В середине двухтысячных годов ГосМКБ «Радуга» вновь занялось обновлением семейства управляемых ракет Х-59. На этот раз за основу для новой разработки была взята новейшая Х-59МК. На ее базе было создано изделие Х-59МК2 с новой системой наведения, использующей спутниковую навигацию и телевизионную головку самонаведения. Кроме того, к настоящему времени и Х-59МК2 успела стать базой для совершенно новой управляемой ракеты. Все новые ракеты семейства «Овод» регулярно демонстрируются на различных выставках вооружения и военной техники.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk.name/

Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

Источник: http://topwar.ru/83093-protivokorabelnaya-raketa-h-59mk-ovod-mk.html

politinform.su

Проект модернизации управляемой ракеты Х-59МК2

В ходе глубокой модернизации вооружение или военная техника могут не только получать новые возможности, но и менять свой облик. Прекрасной демонстрацией этого является новый модернизированный вариант управляемой ракеты «воздух-поверхность» Х-59МК2, представленный на недавнем салоне МАКС-2015. Эта разработка ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка, входящего в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», представляет собой дальнейшее развитие существующего изделия, однако серьезно отличается от него и может даже считаться полностью новым изделием.

Предложенная управляемая ракета, по-видимому, пока не имеет собственного названия, из-за чего на информационном стенде присутствовало обозначение «Вариант модернизации авиационной управляемой ракеты Х-59МК2». Тем не менее, базовая и модернизированная ракеты Х-59МК2 серьезно отличаются друг от друга как внешне, так и по компоновке внутренних объемов корпуса. При этом производитель пока не торопится присваивать более новой разработке собственный уникальный индекс.

Новый вариант ракеты Х-59МК2 предназначается для поражения различных наземных объектов противника. Заявлена возможность атаки целей, не имеющих контраста с окружающим фоном и не отличающихся от него в радиолокационном, тепловизионном и оптическом диапазонах. При этом ракета нуждается в заранее разведанных координатах цели и информационных признаках района ее нахождения.

Носителями новой ракеты могут быть различные существующие и перспективные самолеты тактического звена. Для использования модернизированной ракеты Х-59МК2 самолет-носитель должен иметь соответствующие устройства для перевозки и запуска оружия, а также доработанный комплекс радиоэлектронного оборудования.

Общий вид обновленной ракеты Х-59МК2

Внешний вид нового изделия сразу бросается в глаза: модернизированная Х-59МК2 серьезно отличается от базовой ракеты, как обводами корпуса, так и аэродинамической компоновкой. С целью повышения характеристик обновленное оружие имеет серьезно переработанный корпус с иной компоновкой агрегатов. Переработка конструкции позволила сократить габариты изделия, а также снизить его заметность для радиолокационных средств обнаружения.

Обновленная ракета Х-59МК2 имеет корпус большого удлинения общей длиной 4,2 м. В отличие от своих предшественников, новый боеприпас имеет корпус с близким к прямоугольному сечению и скругленными углами. Головной обтекатель ракеты получил сложную форму, образованную сопряжением нескольких прямых и изогнутых поверхностей. При этом обтекатель имеет выраженные горизонтальные ребра в средней части. На нижней панели обтекателя предусмотрено окно, вероятно, отданное под воздухозаборник маршевого двигателя.

Сечение и размеры корпуса, заданные головным обтекателем, почти не меняются на всем его протяжении. Однако в центральной части корпуса предусматривается характерная выемка, предназначенная для размещения консолей крыла в сложенном положении. Для повышения летных характеристик ракета Х-59МК2 в обновленном варианте оснащается складным крылом размахом 2,45 м. При транспортировке изделия плоскости уложены вдоль корпуса, а во время пуска раскладываются поворотом вперед.

В хвостовой части корпуса скругленные углы переходят в широкие скошенные поверхности. На этих участках корпуса крепятся Х-образные складные рули. Для сокращения габаритов ракеты рули выполнены из двух частей и могут складываться вдоль стенок корпуса. При сложенных консолях крыла и рулях максимальное поперечное сечение ракеты укладывается в квадрат размером 40х40 см. Стартовый вес изделия не превышает 770 кг. Эти особенности облегчают хранение ракеты, а также обеспечивает возможность ее использования в составе комплекса вооружения перспективных самолетов с внутренними грузоотсеками.

Ракета Х-59МК2 в базовой версии имеет иную аэродинамическую схему. Напомним, она оснащается цилиндрическим корпусом с полусферическим головным обтекателем, небольшими стабилизаторами в носовой части и стреловидными крыльями с рулями в хвосте.

Макет ракеты со сложенными консолями.

Обновленная ракета Х-59МК2 получает систему наведения, основанную на соответствующих агрегатах базового изделия. В состав комбинированной головки самонаведения входят бесплатформенная инерциальная навигационная система, оптико-электронная система и аппаратура приема сигналов спутниковых систем навигации. За счет этого ракета может атаковать цели, не выделяющиеся на фоне окружающих объектов, используя для наведения только известные координаты вражеского объекта. Система наведения новой ракеты работает по принципу «запустил-забыл» и не нуждается в дополнительных командах после пуска.

По данным разработчика, новая ракета может запускаться самолетом-носителем на высотах от 200 м до 11 км при скорости полета от 0,5 до 0,9 М. Во время запуска цель должна находиться в пределах сектора передней полусферы шириной 90°. После сброса с носителя ракета автоматически снижается и движется к цели на минимально возможной высоте в пределах 50-300 м. Комбинированная система наведения позволяет уничтожать цели с круговым вероятным отклонением не более 3-5 м.

Ракета Х-59МК2 может нести боевую часть двух типов. В зависимости от типа цели может использоваться фугасная проникающая или кассетная боевая часть весом до 310 кг. Такое оснащение позволяет атаковать и успешно уничтожать различные наземные цели, как точечные, так и площадные.

В хвостовой части корпуса модернизированной ракеты размещается малогабаритный турбореактивный двигатель. Важным нововведением обновленного проекта Х-59МК2 стало изменение конструкции силовой установки. В базовом проекте двигатель размещается в отдельном обтекателе, подвешенном под корпусом ракеты, что негативным образом сказывается на габаритах изделия. Модернизированный боеприпас получил встроенный двигатель, находящийся в хвостовой части корпуса, что позволило довести габариты всей ракеты до минимально возможных. В центральной части корпуса находится топливный бак, заправочная горловина которого выведена на левый борт.

Примененный турбореактивный двигатель позволяет новой ракете развивать скорость до 750-1000 км/ч. Запаса топлива хватает для доставки боевой части на расстояние до 290 км. Следует отметить, фактическая дальность полета может быть значительно выше.

Вполне возможно, что в будущем зарубежным заказчикам будет предложен экспортный вариант новой ракеты, а в таком случае производителю следует учитывать ограничения, налагаемые Режимом контроля ракетных технологий. Этот международный договор запрещает экспорт ракет с дальностью более 300 км. Таким образом, дальность не более 290 км может относиться только к экспортной версии Х-59МК2, а ракеты для российских ВВС смогут лететь на большее расстояние.

Хвостовая часть ракеты.

Нетрудно заметить, что новая отечественная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» имеет ряд характерных черт, свойственных зарубежному вооружению последних лет. Специфическая конструкция корпуса, направленная на снижение радиолокационной заметности, а также ряд мер по уменьшению габаритов в транспортном положении позволяют считать обновленную Х-59МК2 российским ответом на зарубежные ракеты AGM-158 JASSM, Taurus KEPD-150/350 и т.д.

Иногда приходится слышать, что в этом направлении российская промышленность отстала от зарубежной. В таком случае модернизированная ракета Х-59МК2 имеет большое значение для развития отечественных авиационных средств поражения.

По информации разработчика, обновленная управляемая ракета Х-59МК2 может пополнить номенклатуру вооружений самолетов нескольких типов. Уже существующие самолеты типа Су-30МК, Су-34, Су-35, МиГ-29К, МиГ-35 и т.д. могут использовать предлагаемую ракету после соответствующих доработок бортового радиоэлектронного оборудования и установки авиационных катапультных устройств АКУ-58. «Перспективный авиационный комплекс – перспективный многоцелевой истребитель» (ПАК-ПМИ) сможет применять предлагаемую ракету с катапультными устройствами УВКУ-50, установленными во внутренних грузоотсеках.

К настоящему времени ГосМКБ «Радуга», входящее в состав КТРВ, показало лишь макет перспективной авиационной ракеты для поражения наземных целей. Текущее состояние и перспективы проекта пока не уточнялись. Возможно, в будущем состоятся испытания нового оружия, после чего оно будет рекомендовано к принятию на вооружение. Тем не менее, пока обновленная Х-59МК2 представляет собой только выставочный образец, привлекающий внимание специалистов и интересующейся общественности.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Управляемая ракета Х-59МК2. Краткие характеристики и области применения — Новосибирский сайт

Войти Регистрация

  • Новости
  • Блоги
  • Про Н-ск
  • Проблемы города
  • Места отдыха
  • Куда пойти?
  • Объявления
  • Группы
  • Ещё
    • Фото
    • Активность
    • Комментарии
    • Люди
    • Статьи
      • Кругозор — интересные факты со всего мира
      • Наука и технологии. Последние новинки техники
      • Путешествия по Сибири
      • Туристу на заметку. Рассказы о путешествиях
      • Женский онлайн журнал
      • Авторынок. Обзор автомобилей
      • Стройка и ремонт
      • Новости партнеров
Поиск Расширенный поиск
  • Войти
  • Регистрация
tvoi54.ru в соц сетях: