Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность
Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, в начале 1970-х годов на вооружение ВВС СССР поступила Х-23 — первая тактическая управляемая класса «воздух — поверхность», но она имела ряд недостатков, и уже в 1970 году началась разработка ракет аналогичного назначения, одной из которых стала Х-29. В номенклатуре НАТО Х-29 обозначается AS-14 Kedge.
Тактическая УР воздух поверхность Х-29
компоновочная схема ракеты класса воздух поверхность Х-29
Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» (т. е. рули находятся в головной части, а крестовидное крыло — в хвостовой). Конструкция модульная, а ее корпус состоит из пяти отсеков: головки самонаведения, отсека управления, боевой части, двигателя и хвостового оперения. Высокая поражающая способность УР Х-29 определяется ее мощной боевой частью массой 317 кг (почти половина стартовой массы ракеты). Боевая часть представляет собой массивный стакан из твердых сортов стали, заполненный высокобризантным взрывчатым веществом.
Тактические ракеты Х-29 на МАКС-2011
Масса взрывчатого вещества составляет 116 кг. Сочетание скорости, более чем вдвое превышающей скорость звука, и очень тяжелой и прочной боевой части обеспечивает боеголовке высокую проникающую способность. Это позволяет эффективно разрушать высокозащищенные объекты, такие как бетонные сооружения или надводные корабли.
Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, носитель Су-22М4 — экспортный Су-17М4 ВВС Польши 2009 год
Перед детонацией боевой нагрузки ракета способна пробить порядка 1 м бетона, укрытого 3 м грунта. Эффективна Х-29 и для атаки аэродромов — в железобетонной взлетно-посадочной полосе заряд оставляет воронку диаметром 12-15 и глубиной около б м, надолго выводя полосу из строя.
Головка самонаведения 24Н1 ракеты Х-29Л
Ракета Х-29Л комплектуется лазерной ГСН 24Н1 — такой же, как и на легких Х-25. Это обусловило характерную «бутылкообразную» форму, поскольку головка самонаведения имеет в полтора раза меньший диаметр, чем сама УР. Подсветка цели может производиться как специально разработанными лазерными станциями подсвета типа «Клен», «Кайра», «Прожектор», так и различными лазерными дальномерами или станциями подсвета как российского, так и зарубежного производства.
Тактическая Х-29Т оборудована телевизионной ГСН «Тубус-2», состоящей из видеокамеры, закрепленной в карданном подвесе, и вычислительного блока.
телевизионная пассивная головка самонаведения Тубус-2, работает по принципу «выстрелил-забыл»
Изображение с видеокамеры транслируется на индикатор в кабине пилота. Поиск цели может вестись головкой самонаведения автономно, но летчик должен подтвердить целеуказание перед пуском. Дальность применения Х-29Т определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения и сильно зависит от атмосферных условий, высоты полета, контрастности и размеров цели. УР Х-29Т обеспечивает несколько лучшую, чем Х-29Л, точность попадания, но может применяться только днем.
Помимо двух основных модификаций, существует еще несколько вариантов УР Х-29:
- Х-29МЛ с улучшенной лазерной ГСН
- экспортная Х-29ТЭ с усовершенствованной телевизионной ГСН и дальностью пуска, увеличенной до 30 км
- Х-29ТМ с ГСН Т-2У
- Х-29ТД с новой телевизионной ГСН, обеспечивающей применение ночью.
Носителями УР Х-29 являются штурмовики Су-25, истребители- бомбардировщики МиГ-23БН, МиГ-27М, Су-17МЗ/М4, «Мираж» F1, бомбардировщики Су-24М.
Один из носителей тактических ракет Х-29 бомбардировщик Су-24М
Тактическая управляемая ракета Х-29 класса воздух поверхность, боевое применение
На вооружение ВВС СССР Х-29Л и Х-29Т поступили в 1980 году. Боевой дебют их состоялся в апреле 1987 года в Афганистане, когда с двух штурмовиков по скальным укрытиям были выпущены четыре ракеты. Однако из-за плотного дыма в цель попали лишь две из них. Опыт также показал неудобство применения Х-29Л одиночным самолетом — летчик не справлялся: ему нужно было вести самолет под огнем противника и при этом за короткое время обнаружить цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса.
Ливия_запуск тактической управляемой ракеты Х-29Т класса воздух поверхность с самодельной пусковой установки в виде легкого грузовика. На ракете отсутствуют рули. Масса заряда
Неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолетов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Наиболее удачным стало использование ракет в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков, которые хорошо знали местность и могли необходимое время облучать цель лазером, а запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°. По мере накопления опыта пилотами и наземными наводчиками Х-29 превратились в очень грозное оружие: они могли попадать непосредственно во входы пещер или амбразуры ДОТов, делая неэффективной природную защиту.
экспортная Х-29ТЭ на складах Ливия
Достаточно широко применялись УР Х-29 ВВС Ирака в ходе ирано-иракской войны. Носителями их, кроме истребителей- бомбардировщиков советского производства МиГ-23БН, стали и французские «Миражи» F1. Применение французских же станций подсветки целей ATLIS позволило увеличить эффективную дальность стрельбы ракетами Х-29Л до 15 км. Главными целями являлись иранские аэродромы, мосты, нефтяные терминалы и портовые сооружения.
Пуск тактических ракет в Ливии
Ракеты Х-29 нашли применения и в чеченских войнах, а также в ряде локальных конфликтов — например в эфиопо-эритрейской войне. Наиболее удачным стало их использование в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков.
Тактическая управляемая Х-29 класса воздух поверхность ТТХ Х-29Л (Х-29Т)
- Тип: УР «воздух — поверхность» малой дальности с лазерной (телевизионной) ГСН
- Размеры: длина 3900 мм, диаметр корпуса 380 мм, размах рулей 750 мм, размах крыла 1100 мм
- Масса: 660 (680) кг
- Минимальная дальность пуска: 2 (3) км
- Максимальная дальность пуска: 8-10 (10-12) км
- Скорость полета: 250-350 м/с
toparmy.ru
Х-29 | |
---|---|
Індекс ГРАУ «‘9М721″‘, Код НАТО «‘AS-14 Kedge»‘ | |
ракета Х-29Л | |
Тип | ракета «повітря-поверхня (земля)» |
Статус | на озброєнні |
Розробник | НВО «Блискавка», НВО «Вимпел» |
Роки розробки | 1970–1980 |
Прийняття на озброєння | 1980 рік |
Вартість одиниці | 6500$ станом на 1992 рік[1] |
Основні експлуатанти | ВПС СРСР ВПС Росії |
інші експлуатанти |
uk.wikipedia.org
Х-29 | |
---|---|
Индекс ГРАУ 9М721, НАТО AS-14 Kedge | |
ракета Х-29Л | |
Тип | ракета «воздух-поверхность» |
Статус | на вооружении |
Разработчик | НПО «Молния», НПО «Вымпел» |
Годы разработки | 1970—1980 |
Принятие на вооружение | 1980 год |
Производитель | Вымпел |
Стоимость единицы | ₽ 18 млн 459 тыс. (2019 г.) 1$=65,5 pyб[1].сообщение rbc.ru |
Годы эксплуатации | 1980 — наше время |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС России |
Другие эксплуатанты |
ru-wiki.ru
Х-29 | |
---|---|
Индекс ГРАУ 9М721, НАТО AS-14 Kedge | |
ракета Х-29Л | |
Тип | ракета «воздух-поверхность» |
Статус | на вооружении |
Разработчик | НПО «Молния», НПО «Вымпел» |
Годы разработки | 1970—1980 |
Принятие на вооружение | 1980 год |
Производитель | Вымпел |
Стоимость единицы | ₽ 18 млн 459 тыс. (2019 г.) 1$=65,5 pyб[1].сообщение rbc.ru |
Годы эксплуатации | 1980 — наше время |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС России |
Другие эксплуатанты |
ru-wiki.ru
Х-29 | |
---|---|
Индекс ГРАУ 9М721, Код НАТО AS-14 Kedge | |
ракета Х-29Л | |
Тип | ракета «воздух-поверхность» |
Статус | на вооружении |
Разработчик | НПО «Молния», НПО «Вымпел» |
Годы разработки | 1970—1980 |
Принятие на вооружение | 1980 год |
Производитель | Вымпел |
Годы эксплуатации | 1980 — наше время |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС России |
Другие эксплуатанты |
encyclopaedia.bid
Х-29 | |
---|---|
Индекс ГРАУ 9М721, Код НАТО AS-14 Kedge | |
ракета Х-29Л | |
Тип | ракета «воздух-поверхность» |
Статус | на вооружении |
Разработчик | НПО «Молния», НПО «Вымпел» |
Годы разработки | 1970—1980 |
Принятие на вооружение | 1980 год |
Производитель | Вымпел |
Стоимость единицы | ₽ 18 млн 459 тыс. (2019 г.) 1$=65,5 pyб[1].сообщение rbc.ru |
Годы эксплуатации | 1980 — наше время |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС России |
Другие эксплуатанты |
ruwikiorg.ru
Авиационная тактическая ракета Х-29л — это… Что такое Авиационная тактическая ракета Х-29л?
Ракета Х-29л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.
Разработка ракеты Х-29 с лазерной головкой самонаведения началась в КБ «Молния» под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ «Вымпел». Х-29л принята на вооружение в 1980 году. Х-29л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и Х-25. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации.
Изготовитель – Ленинградский Северный завод, БАПО «Иглим».
На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29т с телевизионной и Х-29мп с пассивной радиолокационной головками самонаведения.
Ракета Х-29л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29л использовались и с французских истребителей «Mirage»-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.
На западе ракета получила обозначение AS-14 «Kedge».
Ракета Х-29л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.
Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным «светящимся» источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.
Для поражения прочных и защищенных целей ракеты Х-29 оснащены мощной бетонобойной БЧ весом 317 кг (масса взрывчатого вещества –116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или с «замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.
Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.
Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.
При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа «Прожектор», у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа «Клен» и «Кайра» (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором происходит разворот ракеты на цель, на третьем ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает «горку». Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.
Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5–7 м на предельных дальностях стрельбы.
Для транспортировки и хранения ракеты Х-29л используется контейнер.
ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракеты Х-29л и Х-29т когерентные АРЛГСН весом 15–18 кг, при этом вес ракет составит 650–680 кг и дальность пуска до 10 км.
В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А.Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.
Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29л и Х-25 была поразительной ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.
Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку». Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4–5 км с пологого пикирования под углом 25–30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5–2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.
Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.
voennaya.academic.ru