Авиационная аэробаллистическая ракета Х-15 | Ракетная техника

]]>]]>

Ракета Х-15 имеет бескрылую схему с консольным цельноповоротным оперением (см. ]]>проекции]]>).

Корпус делится на отсеки: приборный, грузовой с БЧ, отсек двигателя и приводов управления. За счет высокой скорости полета (при М=5 - более 1000 градусов) корпус ракеты испытывает значительные аэродинамические нагрузки и нагрев, для обеспечения требуемого запаса прочности он выполнен из титана ОТ4-1 и ВТ-5, имеет наружную теплозащиту и внутреннюю теплоизоляцию. Поверхность планера ракеты покрыта специальным металлизированным покрытием для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.  Особенностью конструкции Х-15 являлось практическое отсутствие люков - монтажных и эксплуатационных, через зазоры которых узлы могли бы подвергаться воздействию тепловых потоков. Даже при установке рулей доступ к узлам их крепления осуществлялся, с торцевых законцовок рулевых поверхностей.

Композитный носовой обтекатель сложной оживальной формы был отработан в нескольких конструктивных вариантах. У трехслойной конструкции каждый из слоев формировался из своего типа ткани с пропиткой связующей смолой и термообработкой, затем наносился следующий и т.д. Этот процесс был сложным и продолжительным. Более удачным и технологичным стало двухслойное исполнение с облицовкой стеклотканью. Обтекатель изготовлялся в жестких пресс-формах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой металлических каркасов на клее. Снаружи он покрывался слоем теплозащиты.

В качестве теплозащиты металлической конструкции использовалось наружное покрытие спецматериалом, выполнявшим также радиопоглощающую роль. Слой теплозащиты требовалось наносить на поверхность корпуса, гаргротов и рулей, соблюдая заданную толщину, с последующей термообработкой для запекания. Жидкий слой материала теплозащиты наносился на металлические отсеки непосредственно в жестких пресс-формах методом пропитки под давлением, на рули - методом вакуумного «просасывания» и формирования в автоклаве.

При термообработке ряд узлов подавался уже частично собранным, и входившие в них композитные детали коробились. Для компенсации деформаций стали подавать металлические детали, изготовленные не по конструктивным, а по технологическим чертежам, размеры в которых задавались с упреждением на величину температурных деформаций, а сами изделия прогревались в жестких пресс-формах.

]]>]]>Управление ракетой осуществляется отклонением цельноповоротных рулей, оснащенных электромеханическими приводами. Два нижних руля, прозванных «ластами», при совместном отклонении управляли ракетой по каналу тангажа, при дифференциальном - по крену. Они же парируют кренящий момент при отклонении верхнего руля для коррекции курса.

Новшеством стал твердотопливный двигатель оригинальной конструкции, впервые в СССР использованный на ракете такого класса. Двухрежимный РДТТ-160 имеет двухкамерную конструкцию, соединяя в одном корпусе две ступени - стартовую и маршевую, разделенные перегородкой и включающиеся последовательно своими системами зажигания. В двигателе использовано смесевое топливо, сочетающее горючее высокой калорийности и окислитель, выделяющий необходимый для горения кислород. Топливо отливается непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения, повышающим площадь газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сгорания и тягу. Для длительного хранения внутренняя полость заряда двигателя герметизируется специальной оболочкой, наддутой инертным газом.

Ракета Х-15 оснащена малогабаритной специальной БЧ мощностью 350кт с термоядерным зарядом (учебные ракеты несут имитатор спец-БЧ и фугасный заряд небольшой мощности, позволяющий контролировать попадание).

Рули изготовлены из титана ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием, носки рулей - из жаропрочного вольфрам-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Ракеты Х-15П и Х-15С имеют радиопрозрачный носовой обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2.

При освоении производства ракеты Х-15 на ДМЗ были внедрены новые технологические процессы:

  • изготовления обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам.
  • нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки планера ракеты в жестких прессформах методом пропитки под давлением
  • нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.

Для изготовления крупногабаритных деталей ракеты Х-15, требующих жестких условий термической обработки, на ДМЗ была разработана и построена крупногабаритная, высокотемпературная печь ПАП с перепадом температур по зонам ±50°. Это позволило качественно без остаточной деформации проводить термообработку деталей, в т.ч. в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.

Модификации:

  • Х-15 - базовая,
  • Х-15П - противорадиолокационная (см. ]]>схему]]>). Предназначена для прорыва зоны ПВО противника самолётами дальней авиации. Оcнащается пассивной радиолокационной ГСН и осколочной БЧ.
  • Х-15С (Х-15А) - противокорабельная (см. ]]>схему]]>), оcнащается помехоустойчивой активной радиолокационной ГСН, работающей в мм-диапазоне. Стрельба ракетой Х-15С производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы управления с носителя должны быть введены относительно точные координаты цели, ее курса и скорости. Ракета х-15С снабжена проникающей боевой частью весом 150 кг. Предлагается на экспорт под обозначением Х-15СЭ.

]]>]]>Ракета Х-15 запускается с роторных установок МКУ-6-1 или с одинарных балочных держателей. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Су-27К и Су-27ИБ. Ту-160 несет 24 ракеты Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6–1 в 2-х отсеках. Ту-22М3 оснащается одной  МКУ-6–1 в отсеке и четырьмя внешними АКУ-1, монтируемыми вместо балочных держателей ракет Х-22. Управление выпуском и уборкой АКУ-1 осуществляется от воздушной системы.

В комплекс вооружения Ту-22М3 включена бортовая система управления ракетным оружием (СУРО), обеспечивающая целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. Основой выполнения боевой задачи является обнаружение целей и установление их координат, производимое перед вылетом или в воздухе бортовыми средствами самолета. Получая от навигационного комплекса самолета данные о курсе, координатах и скорости, СУРО производит обработку информации и подготовку ИНС ракет, включающую выставку гиростабилизированных платформ, (т.е. их привязку к положению в пространстве), ввод данных о цели, определение входа в зону разрешенных пусков и автоматический контроль готовности, при выполнении которых может производиться стрельба.

Ракета сбрасывается с пусковой установки, после чего производится запуск двигателя. Двигатель, работающий на стартовом режиме, обеспечивает разгон ракеты с набором высоты до 40км. В дальнейшем двигатель переходит на маршевый режим работы, а ракета движется по траектории близкой к баллистической, разгоняясь до гиперзвуковой скорости. Включение систем самонаведения ракет Х-15П и Х-15С осуществляется на конечном участке траектории. В случае потери цели и при выключении РЛС противника движение осуществляется в точку прицеливания с помощью инерциальной системы управления (см. ]]>схему]]>). Полет Х-15 к цели на удалении 200 км занимает около 180-200 сек., практически не оставляя противнику времени на реагирование, а высотный профиль полета делает ее недосягаемой для ЗУР и истребителей.

rbase.new-factoria.ru

Крылатая ракета Х-15 | ДА ВВС РОССИИ

Крылатая ракета Х-15 — тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета, разработка МКБ «Радуга», аналог американской ракеты SRAM.

Авиационная крылатая ракета Х-15

Произносится как «Ха-15». Крылатая ракета Х-15 — советская и российская авиационная баллистическая ракета класса «воздух-поверхность». Другие названия — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback». Является аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM.

Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» (г. Дубна) с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3.  А также доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась.

Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые ракету публично увидели лишь в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).

Х-15 предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Самолётами-носителями Х-15 являются стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.

Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Сразу после старта Х-15 начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.

Конструкция ракеты Х-15

Ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).

Технологии

При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.

Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.

Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам в пределах ±50°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.

В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ Радуга С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Совместно с институтом им. Патона была проведена очень важная работа по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). К сожалению, закончить эту работу не удалось ввиду конверсии (источник).

Тактико-технические характеристики ракеты Х-15
Характеристика Х-15 Х-15С
Система наведения инерциальная без коррекции
Двигатель твердотопливный, двухкамерный РДТТ-160
Длина 4,78 м
Диаметр корпуса 455 мм
Размах крыла 0,8 м 0,92 м
Стартовая масса 1100 кг 1200 кг
Максимальная скорость на траектории число Маха М = 5
Дальность пуска 50-280 км 50-150 км
Максимальная высота полёта по аэробаллистической траектории 40 км
Максимальная высота полёта по баллистической траектории 90 км
Минимальная высота пуска 300 м
Боевая часть термоядерная мощностью ~ 300 Кт
Масса БЧ  150 кг
Пусковая установка многопозиционная катапультная установка МКУ-6-1
Носители Ту-22МЗ, Ту-160, Ту-95МС6
Модификации

Авиационная крылатая ракета Х-15 существует в нескольких модификациях.

Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км. К авианосцу, конечно, не подберешься, но одиночку или корабельную группу без истребительного прикрытия уничтожить таким боеприпасом вполне реально. Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 могут брать на боевое задание до 24 ракет Х-15С.

Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-15С.

1 — Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
2 — Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
3 — Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до подлёта в район цели.
4 — Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
5 — Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.

vvs.moscow

Авиационная аэробаллистическая ракета Х-15. - Российская авиация

Авиационная аэробаллистическая ракета Х-15 («изделие 115», РКВ-15).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1974 г.
Серийное производство: 1978 г.
Принятие на вооружение: 1988 г.

Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних бомбардировщиков. В 1974 году в МКБ «Радуга» началось проектирование ракеты, предназначенной для уничтожения ЗРК большой дальности типа «Патриот» и стационарных наземных целей. Компоновка ракеты с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана подобной американской УР AGM-69 SRAM. Она получила инерциальную навигационную систему. Бортовое оборудование носителя фиксировало работу РЛС противника, определяло ее координаты и производило их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Характеристики оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) позволяет оперативно реагировать на возникшую угрозу.

Ракета разработана в МКБ «Радуга» под руководством главного конструктора И.С.Селезнева. Опытные образцы X-15 были изготовлены НПО «Радуга» в 1978 году. Испытания Х-15 с борта самолета Ту-22М3 проводились в конце 70-х годов. Базовый вариант X-15 с ядерной боевой частью принят на вооружение в 1980 году. Серийное производство организовано на Дубненском машиностроительном заводе — ДМЗ (до 1982 года ДМЗ входил в ПО «Радуга»).
Самолетами-носителями ракеты Х-15 стали Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Усовершенствованный вариант ракеты Х-15П оснащается пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПРГСН) и осколочно-фугасной боевой частью и предназначен для поражения РЛС противника. Ракета Х-15П принята на вооружение дальней авиации ВВС СССР в 1988 году.

Проекции ракеты Х-15. Схема.

Как не обладавшая стратегическими возможностями, система Х-15 не подпадала под действие международных ограничительных договоров и ее существование не обнародовалось даже в эпоху гласности до самого марта 1992 года, когда эти ракеты были представлены на правительственном показе новой техники на аэродроме Мачулищи. Любопытно, что на первых публичных показах данные Х-15 назывались существенно заниженными и ее дальность считалась не превышающей 150 км — вдвое ниже действительной.

До предполагавшегося оснащения Х-15 тяжелых бомбардировщиков Ту-160 дело не дошло. В комплексе вооружения самолет мог нести до 24 ракет на четырех МКУ в двух грузоотсеках, однако приоритет был отдан крылатым ракетам большой дальности X-55, более отвечающим стратегическому назначению машины.

Ракета Х-15 имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.

Ракета Х-15 в экспозиции музея Дальней авиации.

При освоении ракеты в производстве в 1978 году был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования. Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика.

Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе. Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам ±5°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обе чайки из сплава ВТ-20. В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ «Радуга» С.Н.Озеров, Б.И.Маков, А.А.Осоченко, В.С.Солдатенков, М.А.Харченко, С.А.Куманькова. Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.

Бортовая система управения ракетным оружием самолета-носителя СУРО (например, Ту-22М3) обеспечивала целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. Обнаружение целей и ввод их координат мог осуществляться как заранее так и по время полета носителя с использованием бортовых средств обнаружения целей. Используя навигационные данные от навигационного комплекса самолета-носителя СУРО производила подготовку и ввод полетного задания в инерциальные системы управления ракет.

Новшеством стал твердотопливный двигатель оригинальной конструкции, впервые в СССР использованный на ракете такого класса. Двигатель — двухсекционный двухразового включения РДТТ-160 (9А2001) разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 года ОКБ «Союз»). Двигатель включал в себя две секции — стартовую и маршевую, разделенные перегородками и оснащенные каждая своей системой зажигания. Топливо — смесевое, с отливкой непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения.

На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) «161» («160.10», 9Ж2001), сопла которой (на компоновочной схеме обозначены как пиросвечи ДУРС) были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки.

Компоновочная схема ракеты Х-15.

Предполагалось применение ракеты по разным типовым траекториям от полета на малой высоте до баллистического высотного полета на максимальной скорости. Ракета Х-15 сбрасывается с пусковой установки, после чего производится запуск двигателя. Двигатель, работающий на стартовом режиме, обеспечивает разгон ракеты с набором высоты до 40 км. В дальнейшем двигатель переходит на маршевый режим работы, а ракета движется по траектории близкой к баллистической, разгоняясь до гиперзвуковой скорости. Включение систем самонаведения ракет Х-15П и Х-15С осуществляется на конечном участке траектории. В случае потери цели и при выключении РЛС противника движение осуществляется в точку прицеливания с помощью инерциальной системы управления. Полет Х-15 к цели на удалении 200 км занимает около 180-200 сек., практически не оставляя противнику времени на реагирование, а высотный профиль полета делает ее недосягаемой для ЗУР и истребителей.

Схема наведения ракеты Х-15.

Схема наведения ракеты Х-15С.

Модификации:
Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции.
Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели.
Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км.

ТТХ:

Модификация: Х-15 / Х-15П / Х-15С
Длина, мм: 4780
Размах крыла, мм: 800 / 800 / 920
Диаметр корпуса, мм: 455
Вес, кг: 1100 (1200) / 1200 / 1200
Двигатель: РДТТ-160
Система наведения: инерциальная / инерциальная + пас. РЛГСН / инерциальная + акт. РЛГСН
БЧ: термоядерная, 350 кТ / осколочная / проникающая
Вес БЧ,кг: 250 / 150 / 150
Дальность, км: 50-280 / до 150 / 50-150
Скорость полета, М: 5
Скорость носителя, м/с: 300-600
Высота пуска, км: 0,3-22
Высота полета, км: до 40
Самолет-носитель: Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160 / Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160 / Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К, Су-27ИБ.

Ракета Х-15 на транспортной тележке.

Ракета Х-15 на транспортной тележке.

 Ракеты Х-15 на револьверной пусковой установке МКУ-6-1.

Ракета Х-15С.

Проекции ракеты Х-15П. Схема.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности.
Авиация и космонавтика. № 9 за 2005 г. В.Марковский, К.Перов. Ракеты типа Х-15.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

МКБ «Радуга» / Х-15

    Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM. Она предназначена для уничтожения стационарных наземных целей - военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п.
    Х-15 и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, т.е. ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км).
    Органы управления ракеты - аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции.
    Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами - только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП.
    Ракета принята на вооружение в 1988 г.
    Впервые публично ракета показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).
    Стартовый вес ракеты 1,2 т. Боевая часть специальная, мощность заряда до 350 кт. Твердотопливный двигатель позволяет развивать гиперзвуковую скорость (до М=5). Максимальная дальность стрельбы по разным источникам от 150 до 300 км.
    Самолетами-носителями ракеты Х-15 стали Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. 6 ракет Х-15 помещалось в многопозиционной роторной установке МКУ6-1. На Ту-22М3 6 ракет Х-15 могут размещаются в фюзеляже на МКУ, еще 4 ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем. На Ту-160 планировалось использовать 4 МКУ, но ограничились двумя. Пуск ракет мог производиться при скорости носителя 300-600 м/с на высоте от 0,3 до 22 км.
    На базе ракеты Х-15 в середине 80-х гг. МКБ «Радуга» создало противокорабельную ракеты Х-15С. В отличие от Х-15, противокорабельная ракета оснащена радиолокационной головкой самонаведения. Стрельба ракетой Х-15С тоже производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы самонаведения с носителя должны быть введены относительно точные данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части территории движения Х-15С управление производится инерциальной системой наведения, на конечном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения, работающая в мм-диапазоне.
    Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа «крейсер» - 150 км, «эсминец» - 100 км, «катер» - 60 км.
    Основные ТТХ ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15.
    Ракета Х-15С запускается как с роторных установок МКУ6-1, так и с ординарных балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.
    Ракета Х-15С прошла испытания, но данных о ее принятии на вооружение нет.
    Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П.
    На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой наведения, на конечном - включается пассивная радиолокационная головка самонаведения.
    Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные ТТХ совпадают с Х-15.
    Старт ракеты Х-15П производится с пусковых устройств МКУ-6-1. Носителями Х-15П могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160.
    В 1988 г. противорадиолокационная ракета Х-15 была принята на вооружение дальней авиации.

Источники информации:

  1. История авиационного вооружения / А.Б.Широкорад, Минск, 1999 /
  2. Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK / Militaryrussia.ru /
  3. Russian Air-to-Surface Missile AS-16 (Kickback) / Watson's Military Page /
  4. Авиация и космонавтика № 8.1999
  5. Missiles / aviation.ru /
  6. «Гордость России» Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс.CD-ROM, 1997 /

testpilot.ru

Х-15. Описание конструкции. ТТХ. Схема

    Система управления автономная инерциальная.Некоторые варианты ракет оснащены ГСН: ПКР - активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона; ПРЛС - пассивная РЛ ГСН.
    Двигатель - двухсекционный двухразового включения РДТТ "160" / 9А2001 разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 г. ОКБ "Союз"). Двигатель включал в себя две секции - стартовую и маршевую, разделенные перегородками и оснащенные каждая своей системой зажигания. Топливо - смесевое, с отливкой непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения. На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) "161" / "160.10" / 9Ж2001, сопла которой были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки
    Планер бескрылой конструкции с управляемым консольным поворотным оперением. Грузовой и приборный отсеки цельносварной конструкции из материалов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.
    Рули полностью поворотные, изготовлены из материала ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.
    При освоении производства этого вида ракеты на ДМЗ (Дубненском машиностроительном заводе) в 1978 году был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
    Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой - из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки.
    Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
    Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП - крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
    В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ «Радуга» С.Н.Озеров, Б.И.Маков, А.А.Осоченко, В.С.Солдатенков, М.А.Харченко, С.А.Куманькова.
    Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-15 Х-15С Х-15П
Кодовое наименование НАТО AS-16 «Kickback»
Тип аэробаллистическая ракета малой дальности противокорабельная ракета противорадиолокационная ракета
Тип ГСН инерциальная активная радиолокационная пассивная радиолокационная
Принятие на вооружение 1980 нет 1988
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 4,78
Диаметр фюзеляжа, м 0,455
Размах оперения, м 0,92
Стартовый вес, кг 1200
Масса БЧ, кг 150-250 150 150
Тип боеголовки ядерная (до 350 кт) кумулятивно-фугасная осколочно-фугасная
Силовая установка
Двигатель РДТТ «160» / 9А2001
Летные данные
Дальность пуска, км 150-300 60-150 150
Скорость полета, м/с (М=) 1500 (5)

Источники информации:

  1. Основные образцы и модификации самолетов и ракет, освоенные производством ДМЗ с 1951 г. по 1996 г. / Г.А.Савельев, «От гидросамолетов до суперсовременных ракет» /
  2. История авиационного вооружения / А.Б.Широкорад, Минск, 1999 /
  3. Russian Air-to-Surface Missile AS-16 (Kickback) / Watson's Military Page /
  4. Авиация и космонавтика № 8.1999
  5. Missiles / aviation.ru /
  6. «Гордость России» Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс. CD-ROM, 1997 /

testpilot.ru

Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

Страница 1 из 2


Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM, которой вооружены стратегические бомбардировщики В-52. Ракета Х-15 («Изделие 115») и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, то есть ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км). Органы управления ракеты - аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции. Ракета разработана в МКБ «Радуга» (главный конструктор И. С. Селезнев). На вооружение она поступила в 1980 г. Длина ракеты около 4,8 м. Максимальный диаметр фюзеляжа 0,455 м. Размах оперения 0,92 м. Стартовый вес ракеты 1,2 т. Боевая часть специальная. Вес ее по разным данным от 150 кг до 250 кг, а мощность заряда до 350 кт. Твердотопливный двигатель РДТТ-160 позволяет развивать скорость до 5М.

Общее руководство работами осуществлялось непосредственно главным конструктором И. С. Селезневым, сменившим в этой должности А. Я. Березняка, скончавшегося в 1974 г. Опытные образцы X-15 были изготовлены НПО «Радуга» в 1978 г. В ходе работ требование по дальности было скорректировано до 300 км (все же несколько больше, чем 220 км у SRAM) с тем, чтобы атака могла выполняться за пределами досягаемости ЗРК зональной и объектовой ПВО. Х-15 имеет бескрылую схему с управляемым консольным оперением и несущим корпусом (как шутят специалисты: «при таких скоростях полетел бы и кирпич»). Корпус делится на отсеки: приборный, грузовой с боевой частью, отсек двигателя и приводов управления. Основной проблемой стал выбор конструкционных материалов, приемлемых при близких к гиперзвуковым режимах полета с колоссальными аэродинамическими и тепловыми нагрузками - теоретически температура торможения в полете на высоте с М-5 превышает 1000°С.

 

Конструкция выполнена преимущественно из титана, сохраняющего механическую прочность при высоких температурах. В отличие от предыдущих ракет, носовая часть Х-15 имела не остроконечную, а закругленную форму - на острие конуса «садится» аэродинамический скачок, грозя перегревом и прогаром. Столь же радиусными выполнялись передние кромки рулей. Особенностью конструкции Х-15 являлось практическое отсутствие люков - монтажных и эксплуатационных, через зазоры в которых узлы ракеты могли бы подвергаться воздействию тепловых потоков. Самолеты-носители ракеты Х-15: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Шесть ракет Х-15 помещаются на роторной установке. Пуск ракет может производится при скорости носителя 300-600 м/с на высоте от 0,3 до 22 км.

 

На базе ракеты Х-15 в середине 1980-х гг. МКБ «Радуга» создало противокорабельную ракету Х-15С. В отличие от Х-15 противокорабельная система оснащена радиолокационной головкой самонаведения. Стрельба ракетой Х-15С также производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы самонаведения ракеты с носителя должны быть введены относительно точные данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части траектории движения Х-15С управление производится инерциальной системой наведения, а на конечном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения. Основные тактико-технические характеристики ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15. Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа крейсер - 150 км, до цели типа эсминец - 100 км, до цели типа катер - 60 км. Ракета Х-15С запускается как с роторных установок, так и с балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.

 

Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П. На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой наведения, а на конечном включается пассивная радиолокационная головка самонаведения. Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные тактико-технические характеристики совпадают с Х-15. Старт ракеты Х-15П также производится с пусковых устройств. Носителями Х-15П могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160.

 

Управление ракетой осуществлялось отклонением цельноповоротных рулей, оснащенных электромеханическими приводами. Два нижних руля, прозванных «ластами», при совместном отклонении управляли ракетой по каналу тангажа, при дифференциальном - по крену. Они же парировали кренящий момент при отклонении верхнего руля для коррекции курса. Новшеством стал твердотопливный двигатель оригинальной конструкции, впервые в СССР использованный на ракете такого класса. РДТТ-160 имеет двухкамерную конструкцию, соединяя в одном корпусе две ступени - стартовую и маршевую, разделенные перегородкой и включающиеся последовательно своими системами зажигания. В двигателе используется смесевое топливо, сочетающее горючее высокой калорийности и окислитель, выделяющий необходимый для горения кислород. Топливо отливалось непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения, повышающим площадь газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сгорания и тягу. В соответствии с назначением ракеты предусматривалось ее оснащение только специальной БЧ с термоядерным зарядом (учебные ракеты имели имитатор спец-БЧ и фугасный заряд небольшой мощности, позволяющий контролировать попадание).

 


ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

www.dogswar.ru

Авиационная управляемая ракета Х-15 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Х-15 предназначена для поражения важнейших стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Принята на вооружение в начале 80-х годов. На западе ракета получила обозначение AS-16 "Kickback". Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM, которой вооружены стратегические бомбардировщики B-52. Ракета Х-15 и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, т. е. ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км). Органы управления ракеты — аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции. Ракета разработана в МКБ «Радуга» (бывшее ОКБ-2-155) под руководством главного конструктора И.С. Селезнева. На вооружение поступила в 1980 г.

Ракета выполнена по бескрылой аэродинамической схеме, оснащена инерциальной системой управления, твердотопливным ракетным двигателем, ядерной боевой частью мощностью 350кт. После пуска ракета летит по аэробаллистической траектории, т.е. ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км), а затем снижается к цели, развивая при этом скорость до 5 Мах. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.

Применяется дальними бомбардировщиками Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-22М3 с роторных пусковых установок МКУ-6-1, в которые помещается по 6 ракет Х-15.  

На базе ракеты Х-15 в середине 80-х годов МКБ «Радуга» создало противокорабельную ракету Х-15С. В отличие от Х-15, противокорабельная система оснащена радиолокационной ГСН. Стрельба ракетой Х-15С также производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы самонаведения ракеты с носителя должны быть введены относительно точные данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части траектории движения Х-15С управление осуществляется инерциальной системой наведения, а на конечном участке включается активная радиолокационная ГСН.

Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа «крейсер» — 150 км, до цели типа «эсминец» — 100 км, до цели типа «катер» — 60 км. Основные тактико-технические характеристики ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15.

Ракета Х-15С запускается как с роторных установок МКУ-6-1, так и с ординарных балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22МЗ. Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.

Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П. На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой наведения, а на конечном — включается пассивная радиолокационная ГСН.

Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные тактико-технические характеристики совпадают с Х-15. Старт ракеты Х-15П производится с пусковых устройств МКУ-6-1. Носителями Х-15П могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22МЗ и Ту-160. В 1988 г. ПРЛР Х-15П была принята на вооружение дальней авиации.

Поставляется на экспорт с 1993 года. Аналогом Х-15 является американская ракета AGM-69 SRAM.

Дальность стрельбы, км  150 (300) 
Габариты, мм:
- длина 4780
- диаметр 455
- размах оперения 920
Максимальная скорость полета ракеты, М  5 
Стартовая масса, кг  1197 
Масса боевой части, кг  150 
Круговое вероятное отклонение, м  5-8 
Диапазон высот применения, м  300-22000 
Скорость носителя при пуске, м/с  300-600

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *