Осада Иерусалима, 1187

Crusades: Siege of Jerusalem, 1187

Вслед за победой в битве при Хаттине в июле 1187, где большая часть рыцарства Иерусалимского королевства во главе с королем Ги де Лузиньяном была захвачена в плен, Саладин (Салах ад-Дин) провел успешную кампанию на христианских территориях Святой земли и захватил Акру, Наблус, Яффу, Торон, Сидон, Бейрут и Аскалон. Среди тех христианских рыцарей, которым удалось спастись в битве при Хаттине, был Балиан Ибелин (также Бальян д’Ибелен, фр. Balian d’Ibelin, ок. 1142 – 1193), который сначала бежал в Тир, единственный город который был в состоянии выстоять против Саладина. Немногим позже Балиан направился к Саладину просить у султана позволения пройти в Иерусалим, чтобы забрать оттуда свою жену Марию Комнину (вдову Амори I, короля Иерусалимского) и их детей. Саладин дал согласие на эту просьбу в обмен на клятву, что Балиан не поднимет против него оружие и пробудет в городе только один день.

По прибытии в Иерусалим, Балиан немедленно был призван королевой Сибиллой и патриархом Ираклием, которые предложили ему возглавить оборону города. Будучи обеспокоенным по поводу своей клятвы Саладину, в конечном счете Балиан поддался убеждениям патриарха Ираклия, который утверждал, что он должен остаться ради христианства и предложил освободить его от обязанностей перед предводителем мусульман. Чтобы предупредить Саладина об изменениях в его намерениях, Балиан отправил в Аскалон к султану депутацию горожан. Там их попросили начать переговоры о сдаче города. Отказавшись, они сообщили Саладину о решении Балиана и уехали.

Хотя Саладин и был возмущен решением Балиана, однако он предоставил Марии и остальной семье безопасный проезд в Триполи и даже дал им сопровождение из своих воинов. Как самый знатный барон из остававшихся в Иерусалиме, по словам историка Ибн аль-Асира, Балиан рассматривался сарацинами “более или менее равным королю”

.

Ситуация в Иерусалиме была тяжелой и Балиан принялся решать стоящие перед ним задачи. Город был наполнен ежедневно прибывающими беженцами, спасающимися от Саладина. Во всем городе было только четырнадцать рыцарей.В дополнение к заготовке провианта, денег (он начал чеканить монету для выплаты жалования рыцарям и сержантам) и других запасов, он посвятил в рыцари шестьдесят оруженосцев и горожан, чтобы укрепить слабые стороны обороны.

20 сентября 1187 года, после короткой и неудачной осады Тира, Саладин со своей армией, собранной в Египте и Сирии, прибыл под стены Иерусалима. Не желая дальнейшего кровопролития, Саладин сразу же предложил провести переговоры о мирной капитуляции. Посредником выступал православный священник Юсуф Батит, однако переговоры оказались безрезультатными.

Как только переговоры закончились, Саладин начал осаду города. Первоначально его атаки были направлены на башню Давида и Дамасские ворота. Лучники непрестанно обстреливали бастионы. В течении нескольких дней воины султана штурмовали стены при помощи различных осадных машин, но крестоносцы систематически отбивали их атаки. Сарацины несли тяжелые потери, тогда как крестоносцы потеряли всего несколько человек.

После шести дней неудачных атак Саладин перенес их направленность на участок стены недалеко от Елеонской горы. На этом участке не было ворот, и люди Балиана не могли здесь делать вылазки против нападавших. В течении трех дней в стену непрестанно били при помощи требушетов, баллист и катапульт, кроме того были сделаны подкопы. 29 сентября часть стены рухнула. Ринувшись сквозь брешь, воины Саладина встретили ожесточенное сопротивление со стороны христиан. Хотя Балиан смог воспрепятствовать прорыву мусульман в город, чтобы выбить их из бреши в стене сил у него не хватало. Сарацины многократно превосходили крестоносцев числом, и вскоре осталось несколько десятков рыцарей и горстка мужчин, способных держать оружие и защищать стены.

Жители были в великом отчаянии, духовенство организовало Крестный ход, чтобы отвратить от города гнев Божий. Видя, что положение безнадежно, Балиан с посольством выехал, чтобы встретиться с Саладином. Он заявил своему противнику, что готов капитулировать на тех условиях, которые Саладин предложил в самом начале. Саладин отказался, видя, как во время их разговора его люди взобрались на стены и водрузили свои знамена. Вскоре, однако, крестоносцы их атаку отразили. Саладин уступил и согласился на мирную смену власти в городе, что предотвратит бойню, подобную той, которая произошла в 1099 году, когда Иерусалим захватили крестоносцы.

С окончанием боевых действий лидеры сторон начали торговаться о деталях капитуляции, таких как выкуп. После продолжительных переговоров Саладин согласился снизить выкуп до 10 безантов за мужчину, 5 безантов за женщину и один за ребенка. Те, кто не заплатят будут проданы в рабство. Балиан утверждал, что многие не смогут заплатить, так как в городе около 20 тысяч беженцев со всего Иерусалимского королевства. Саладин предложил освободить всех за 100 000 безантов. В конце концов, Балиану удалось выкупить 7 000 бедняков за 30 000 безантов.

2 октября 1187 года Балиан вручил Саладину ключи от Башни Давида. Было объявлено, что для уплаты выкупа назначен срок в сорок дней. В акте милосердия Саладин отпустил еще 500 христиан, его брат Ал-Адил получил в свое распоряжение 1 000 пленников и тот час их освободил. Патриарх выпросил у Саладина 700 человек. Балиан, патриарх и другие дворяне-христиане многих выкупили из своих собственных средств. Побежденные христиане покидали город тремя колонами. Первые две вели тамплиеры и госпитальеры, третью Балиан и патриарх Ираклий. Ираклию позволили увезти ряд церковных сокровищ. Балиан в конечном счете воссоединился с семьей в Триполи.

Взяв под свой контроль город, Саладин разрешил христианским паломникам посещать Иерусалим и оставил церковь Гроба Господня в руках христиан. 29 октября, еще не зная о падении города, Папа Григорий VIII в своей булле призвал к Третьему Крестовому походу. В центре внимания этого Крестового похода, который начался в 1189 году, вскоре стало возвращение Иерусалима. Его возглавили английский король Ричард I Львиное Сердце, Король Франции Филипп II Август и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса.

thiswas.ru

ВЗЯТИЕ КРЕСТОНОСЦАМИ ИЕРУСАЛИМА. 500 знаменитых исторических событий

ВЗЯТИЕ КРЕСТОНОСЦАМИ ИЕРУСАЛИМА

Крестоносцы штурмуют город. Миниатюра XIII века

В первой половине 1096 г. огромное христианское войско двинулось на Восток. Были здесь и знатные люди, и голытьба. В общей сложности, соединенные в шесть больших групп, в этот поход выступили десятки тысяч людей. Сначала пустились в путь отдельные отряды, во многом составленные из бедняков во главе с Петром Пустынником и рыцарем Вальтером Голяком. Первым их «богоугодным» делом были еврейские погромы в германских городах — Трире, Кельне, Майнце. В Венгрии они также натворили немало бед. Балканский полуостров был тоже разграблен «христовыми воинами».

Затем крестоносцы прибыли в Константинополь. Наиболее многочисленный отряд, двигавшийся из Южной Франции, возглавлял граф Раймунд Тулузский. Боэмунд Тарентский отправился со своим войском на Восток через Средиземное море. Морским путем достиг Босфора и Роберт Фландрский. Число крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, доходило, вероятно, до 300 тысяч. Император Византии Алексей I ужаснулся открывшейся перед ним перспективе безудержного мародерства в столице. Да и особо рассчитывать на то, что латиняне займутся лишь возвратом отобранных мусульманами земель, императору не приходилось. Подкупами и лестью император добился вассальной присяги от большинства рыцарей и постарался отправить их в дальнейший путь как можно скорее. В апреле 1097-го крестоносцы перешли Босфор.

Первый отряд Вальтера Голяка к этому моменту был уже разбит в Малой Азии. Но появившиеся здесь весной 1097 г. другие войска легко разгромили войска никейского султана. Летом крестоносцы разделились: большая часть двинулась по направлению к сирийскому городу Антиохия. В начале июля 1098 г. после семимесячной осады город сдался. Между тем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе (ныне Урфа, Турция). Болдуин Бульонский основал здесь собственное государство, простиравшееся по обе стороны Евфрата. Это было первое государство крестоносцев на Востоке.

В Антиохии крестоносцев в свою очередь осадил эмир мосульский Кербуга. Они голодали и подвергались большой опасности; однако им удалось выйти из города и разбить Кербугу. После продолжительной распри с Раймундом Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить остальных вождей крестоносцев согласиться на передачу ему этого важного города. Вскоре в Малой Азии началась война крестоносцев с греками приморских городов, которые хотели избавиться не только от мусульманского диктата, но и от новых западных хозяев.

Из Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. Перед рыцарями открывался путь на Иерусалим, но они не сразу двинулись к желанному городу. Разразилась эпидемия, и далеко не последняя за время Крестовых походов. «Христово воинство» каждый день теряло без всяких битв много людей. Предводители разделились и рассеялись по близлежащим территориям. Наконец отбытие из Антиохии было назначено на март 1099 г.

Вскоре Готфрид Бульонский и граф Фландрский выступили в Лаодикею. Вся армия соединилась под стенами Архаса, осада которого уже была начата Раймундом. В это время к крестоносцам прибыли послы каирского халифа, недавно ставшего владыкой Иерусалима. Они заявили, что ворота священного города откроются только перед безоружными пилигримами. Но это никак не повлияло на планы европейцев. Разобравшись с Архасом, они продолжили движение к главной цели. На тот момент в христианском войске насчитывалось до 50 тысяч человек. Это были уже закаленные в боях люди, а не сброд первого этапа Крестовых походов. Но на Иерусалим, открывшийся в какой-то момент их взору, они смотрели с тем же детским восторгом и благоговейным трепетом, как и любой человек той эпохи. Всадники сошли со своих коней и пошли босые; вопли, молитвы и тысячеголосые возгласы «Иерусалим!» огласили округу.

Крестоносцы расположились тремя отрядами: Готфрид, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский — к северо-востоку от города, Танкред — к северо-западу, Раймунд — к югу. Иерусалим защищал египетский гарнизон в 40 тысяч человек. Город основательно подготовился к осаде: было заготовлено продовольствие, засыпаны колодцы в окрестностях и даже русло реки Кедрон. Рыцари столкнулись с большими проблемами. Они страдали от жажды и жары, вокруг было безлесное пространство, приходилось отправлять экспедиции в отдаленные районы за деревом, из которого сооружались огромные осадные машины, лестницы и тараны. Использовались и бревна, из которых были построены сельские дома и церкви округи. Зато из Генуи купцы своевременно прислали корабли с продовольствием и квалифицированными плотниками и инженерами.

Сарацины стойко оборонялись, лили на головы противникам кипящую смолу, забрасывали камнями, поражали стрелами. Крестоносцы прибегали к самым разным способам борьбы. Однажды даже совершили крестный ход вокруг неприступной крепости. Решающий штурм начался 14 июля 1099 г. Ночью воины Готфрида незаметно переместили свой лагерь к восточной части Иерусалима, которая была хуже защищена сарацинами. На рассвете по сигналу все три части армии пришли в движение. С трех сторон к стенам Иерусалима двинулись колоссальные осадные башни. Но после 12-часовой битвы мусульманам удалось отбить врага. Лишь на следующий день с башни Готфрида, наконец, перекинули мост на стену, по которому его воины ворвались в город. Рыцарям удалось поджечь оборонительные приспособления сарацин. Вскоре и Раймунд, и Танкред были в Иерусалиме. Произошло это в три часа дня, в пятницу, в тот день недели и в то время, когда Спаситель умер на кресте.

В городе началась ужасная резня и не менее ужасный грабеж. За неделю «благочестивые» завоеватели уничтожили около 70 тысяч человек. И они же с молитвами и рыданиями, с босыми ногами и обнаженными головами замаливали грехи в храме Воскресения перед Гробом Господним.

Вскоре в битве с большой египетской армией при Аскалоне объединенное крестоносное войско отстояло свое главное завоевание. Крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Главным среди правителей был король иерусалимский Готфрид, но остальные вели себя вполне независимо. Владычество латинян, впрочем, оказалось недолговечным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава XI Взятие Иерусалима. Крестовые походы. Том 1

Глава XI

Взятие Иерусалима

Немного позже, этим же утром 7 июня 1099 г., крестоносцы подошли к Иерусалиму. С вершины горы, которую они назвали Монжуа («Гора радости»), они увидели Иерусалим. Не могу отказать себе в удовольствии опять процитировать французского историка Ж.-Ф. Мишо: «Велик был их восторг, радостны были их слезы, когда наконец показались стены и башни того города, который вмещал в себя Голгофу! Всадники сошли с коней и пошли босые; стоны, вопли, преклонения, молитвы и тысячекратно переливающийся возглас «Иерусалим!» служили выражением трогательного и восторженного благоговения воинства Святого Креста».

Три года назад Готфрид Бульонский вышел из Лотарингии. Позади почти два года тяжелого похода и битв, и вот крестоносцы у своей цели, под стенами Иерусалима — священного города христианства.

С военной точки зрения Иерусалим был труднодоступной крепостью. Город, располагавшийся на возвышенном плато, окружали мощные стены. Сегодняшние стены, воздвигнутые султаном Сулейманом Великолепным в XVI в., повторяют расположение тех, которые увидели крестоносцы, построенных при римском императоре Адриане. Византийцы, Омейяды и Фатимиды приложили много усилий для их ремонта и укрепления.

Подход к Иерусалиму был открыт только с севера, с юга городские стены стояли над крутым оврагом Геенна, с юго-востока и востока — над оврагом-долиной ветхозаветного царя Иудеи Иосафата, или долиной ручья Кедрон. Гарнизон значительно уступал по численности крестоносцам, но на выручку ему должна была вскоре прийти египетская армия визиря аль-Афдала. Оборонять город были мобилизованы местные жители и мусульмане, бежавшие из других городов от франков. Имамы (богослужители) ходили по улицам, ободряли защитников и призывали их к мужеству. Гарнизон города состоял из арабов и турок, комендант, фатимидский наместник Ифтикар ад-Даула, принял все необходимые меры для обороны города: христиане, которых, несмотря на гонения, оставалось много, были выселены из города (евреям было разрешено остаться), городские водохранилища наполнены водой, колодцы вокруг города приведены в негодность, стены укреплены, стада отогнаны далеко в горы. Обычно в Иерусалиме жило несколько тысяч человек, но сейчас из-за множества беглецов в городе находилось не менее 20 тысяч.

Несмотря на преимущество в численности воинов, крестоносцев было слишком мало, чтобы плотно окружить весь город, укрепления которого протянулись на четыре километра. Они расположились только в тех местах, где город был уязвим для штурма, где можно было подобраться к стенам вплотную. На севере, против Цветочных ворот, разбили лагерь войска Робера Нормандского; на северо-западе, против ворот Святого Стефана (сегодня Дамасские), — войска Робера Фландрского; далее, до Яффских ворот, — войска Готфрида Бульонского, к которому присоединился Танкред, пришедший из Вифлеема и пригнавший захваченные по дороге стада; далее, на юг, против цитадели (башни Давида), — войска Раймунда Тулузского. Через пару дней он перебрался южнее, на гору Сион, а Готфрид перевел свой лагерь на север и разместился восточнее лагеря Робера Фландрского. На восточной стороне города крестоносцев не было.

Рис. Осада Иерусалима крестоносцами.

Единственным источником воды у крестоносцев был Силоамский пруд к югу от Иерусалима, но людей, шедших по воду, можно было обстреливать из города из камнеметательных машин. Раймунд из Агийе рассказывает: «Силоамский источник у подножья горы Сион тек только каждый третий день. Жажда заставляла многих бросаться к источнику. Много вьючных животных и скота погибали в давке. В том месте, где вода вытекает из-под скалы, сильные толкались и бились [за воду] чуть ли не насмерть, в [высохшем] пруду валялись мертвые животные. Слабые лежали у источника, и их раскрытые рты онемели из-за высохших языков. Простирая руки, они умоляли о воде счастливцев… Пяти серебряных монет не хватало, чтобы купить воды на день».

Впрочем, жажду испытывали не все: «У знати и у тех еще, кто имел для этого деньги, постоянно были в изобилии виноград и вино; у бедных, лишенных всех средств паломников, как им положено, даже в воде был большой недостаток» (Альберт из Аахена).

Зной, пыль, скудость продовольствия, недостаток воды и слухи о вышедшей на выручку Иерусалима египетской армии заставили крестоносцев понять, что на долгую осаду рассчитывать не приходится и нужно штурмовать город как можно скорее.

12 июня паломники предприняли крестный ход на Масличную гору. Там местный старик-христианин предложил им атаковать город на следующее утро, убедив их, что Бог дарует им победу, если они истинно веруют.

Первый штурм был неудачным. Аноним рассказывает: «В понедельник [13 июня 1099 г.] мы с таким рвением повели приступ, что, если бы были готовы лестницы, город пал бы под нашим натиском. Однако мы разрушили малую стену и приставили лестницу к главной стене; наши рыцари поднялись по ней и вступили в рукопашную, поражая сарацин ударами мечей и копий. Там полегло много наших, но еще больше их воинов. Во время этой осады мы не могли достать хлеба в течение десяти дней, до появления гонца с наших кораблей, и мы страдали от такой нестерпимой жажды, что с большим страхом проходили до десяти миль, чтобы напиться и напоить наших коней и других животных. Силоамский источник, расположенный у подножия горы Сион, поддерживал нас, но среди наших воинов вода продавалась слишком дорого… Мы сшивали шкуры быков и буйволов и носили в них воду за пятнадцать километров. Вода, доставлявшаяся нами в этих бурдюках, была смрадной, и так же, как эта зловонная вода, и наш ячменный хлеб стал для нас предметом ежедневных забот и причиной мучений. Сарацины устраивали нам засады и загрязняли источники и колодцы; они убивали и рубили в куски всех, кого встречали, и прятали своих животных в [горных] пещерах».

Пришлось готовиться к штурму по-настоящему. В это время 17 июня в яффскую гавань вошли два генуэзских корабля и четыре английских с продовольствием, хлебом, вином и строительными материалами для осадных башен и метательных машин, что было необходимо и очень своевременно. Был послан гонец к осаждавшим. Тем временем в гавань вошла египетская эскадра. Франкские корабли выбросились на берег, сами корабли и весь их груз были перевезены к Иерусалиму, и вместе с людьми Раймунда моряки начали строить осадную башню. Танкред и Робер Фландрский добрались до лесов в Самарии (центральная Палестина) и добыли стволы сосен, пихт и кипарисов. В окрестностях Иерусалима людьми Готфрида были найдены тщательно укрытые балки и доски, оставшиеся с прошлого, 1098 г. от осадных машин египтян. Герцог начал строить другую осадную башню, были сооружены несколько камнеметательных машин и штурмовые лестницы. Чуть позже Робер Фландрский начал строительство третьей осадной башни.

«Спешно приступили к работе мастера, чтобы изготовить с помощью топоров и секир, а также буравов, машины, защитные [от камней и стрел] щиты и тараны. После четырех недель упорного труда в большой спешке вся работа — осадные машины, тараны и защитные щиты — была закончена. Затем подростки и старики, мальчики, девочки и женщины были призваны пройти по долине Вифлеема и оттуда на мулах и ослах или на своих плечах притащить сюда кустарник и ветви. Машины полностью укрыли тройным плетением, чтобы защитить их от сарацинских снарядов. Все было покрыто кожей, чтобы машины могли быть менее легко подожжены вражеским огнем», — рассказывает Альберт из Аахена.

Большинство франков работало бесплатно: «Только мастера, которым платили общественные собрания, и люди графа Раймунда, получавшие плату из его казны, работали за деньги» (Раймунд из Агийе).

Осаждавшие и защитники города обстреливали друг друга из камнеметательных машин. Рассказывает Альберт из Аахена: «Теперь, когда жители города и солдаты короля Вавилона увидели, что… христиане все отважнее штурмуют город и что здесь и там их осадные машины успевают сделать очень много, они также соорудили четырнадцать больших метательных машин, которые беспрерывно метали камни большого размера и веса в христианские машины, чтобы частой стрельбой воспрепятствовать их работе и разбить, и под их развалинами уничтожить их обслугу. Из этих четырнадцати метательных машин девять были установлены против осадной машины графа Раймунда, и обслуживались каждая несметной толпой воинов и горожан. И от их беспрерывной и невыносимо сильной стрельбы в конце концов машина была тяжело повреждена и вся ее постройка распалась. Вся обслуга была жестоко напугана и полностью ошеломлена грозящей гибелью и еле-еле смогла убежать от смертельной опасности».

Оборонявшиеся применяли греческий огонь, однако крестоносцы нашли способ тушить его: «Они [сарацины] подтащили теперь много огромных и очень крепких древесных стволов и соединили их железными скобами и крюками в некое вместилище. И они натолкали [туда] кудели, смешав ее со смолой, воском и нефтью и всякими другими видами горючих веществ и залив жиром. И к этому подобию огромного деревянного ящика они привязали крепкую железную цепь, чтобы паломники не смогли схватить его железными крюками и оттащить в сторону…

Они и раньше… внезапно сбрасывали между стеной и машиной такую большую массу дерева, которая так сильно пылала, что никакой водой ее нельзя было потушить. Так что вскоре начинали гореть от страшного огня стойки и балки, из которых состояла машина, и вся постройка над обслугой обваливалась… Однако от христианских жителей города паломники узнали, что этот огонь нельзя потушить водой, но можно только уксусом. И поэтому они теперь поставили в машине меха [из шкур животных] с приготовленным уксусом и тотчас залили горящий деревянный ящик. И таким образом погасили этот сильный текущий огонь, и он больше не мог причинить вред машине. Тогда сбежалось туда много паломников, они схватились за цепь, и началась борьба, одни снизу, другие сверху изо всех сил тянули цепь. Однако с Божьей помощью пересилили христиане, они вырвали цепь у сарацин, и она осталась в их руках» (Альберт из Аахена).

Армия крестоносцев представляла печальное зрелище. Она насчитывала не более 12-13 тысяч боеспособных воинов. «Да к тому же у нас имелась масса калек и бедняков. Рыцарей же в нашем войске было 1200 или 1300, не больше, как я полагаю», — пишет Раймунд из Агийе.

Между князьями дело дошло до новой ссоры. Танкред отказывался отдать Вифлеем, хотя священники и другие князья считали неправильным, что церковь Рождества попала в руки светского сеньора. Разгорелся спор о будущей судьбе Иерусалима. Предложение некоторых рыцарей выбрать короля было отвергнуто священниками и народной массой.

В начале июля подготовительные работы были почти закончены. В это время крестоносцы получили известие о вышедшей из Египта на помощь Иерусалиму армии. Им удалось перехватить двух гонцов из Египта. Альберт из Аахена рассказывает: «Один из двоих был проткнут копьем одним необузданным юношей и тотчас испустил дух. Другой, живой и невредимый, предстал перед христианскими князьями. Они угрозами и обещанием оставить его в живых смогли выпытать у него послание короля [визиря] [осажденным]. Человек, очень опасавшийся за свою жизнь, открыл им послание короля Вавилона [Каира]… что он решил прийти в Иерусалим через четырнадцать дней с большой армией… чтобы уничтожить франков. И после того как он раскрыл это и другое, этот человек был отдан солдатам. И те положили его со связанными руками и ногами на камнеметательную машину, чтобы перебросить его первым или вторым выстрелом через стену. Однако его чересчур большой вес слишком перегрузил [скрученные] ремни, так что она метнула свой снаряд не очень далеко. Он упал вблизи стены на твердую насыпь и мгновенно умер, разбив себе затылок и сломав ноги». Как видим, князья не сдержали рыцарское слово.

От лишений, нехватки воды и продовольствия сильно пал боевой дух. И опять помогло видение. Одному провансальскому священнику, Петру Диздерию, во сне явился епископ Адемар и сказал, что паломники должны провести крестный ход вокруг Иерусалима. 8 июля был объявлен пост и устроен крестный ход. Босая, но хорошо вооруженная процессия двинулась вокруг Иерусалима к Масличной горе, «чтобы очиститься от грехов и испросить милость Божью для завоевания святого города», осыпаемая со стен проклятиями и насмешками мусульман. На Масличной горе к воинам обратились священнослужители, в том числе Петр Пустынник и капелланы (военные священники) Раймунда и Робера Нормандского, Раймунд из Агийе и Арнульф де Ро. Их красноречие тронуло воинов, все поклялись сражаться за крест, обнялись даже Танкред и Раймунд.

8 июля башня Готфрида Бульонского была придвинута к северной стене города. Однако стена здесь была особенно крепка и высока, и башню решили передвинуть в другое место, восточнее: обнаружили, что там стена слабее. Башня графа Раймунда была закончена 13 июля. Башня Робера Фландрского должна была быть придвинута к стене на северо-западе, но, видимо, не была готова и в штурме не участвовала. Женщины и старики сшивали шкуры быков и верблюдов и прибивали их гвоздями к наружным частям башен, чтобы уберечь их от огня.

«Наши сеньоры задумались, каким образом можно взять город, чтобы проникнуть туда и поклониться Гробу нашего Спасителя. Были построены две деревянные башни и немало других устройств. Герцог Готфрид построил свою башню, снабдив ее осадными устройствами, то же сделал и граф Раймунд. Они приказали принести дерево из отдаленных местностей. Сарацины, увидев, что наши воины строят эти орудия, всячески укрепляли город и ночью усиливали башни. Затем наши сеньоры определили самую слабую часть крепостной стены, приказали в ночь на субботу подвезти туда наши осадные орудия и одну деревянную башню: это было с восточной [на самом деле, с северной] стороны. Они установили их на рассвете, затем за воскресенье, понедельник и вторник [10-12 июля] подготовили и снарядили башню. В южной части граф де Сен-Жиль подготовил свою башню. Между башней и стеной был ров; бросили клич — если кто снесет в этот ров три камня, получит деньги. Три дня и три ночи длилось заполнение рва. В то время мы так страдали от жары, что человек не мог за деньги получить достаточно воды, чтобы утолить жажду…», — рассказывает Аноним.

Нужно было спешить. Повторялась антиохийская ситуация: по направлению к Иерусалиму из Египта с большой армией шел визирь аль-Афдал. Нужно было взять город до того, как он приблизится.

Штурм начался в четверг 14 июля на рассвете. Обе башни начали придвигать к стенам, с обеих сторон действовали метательные машины, летели стрелы, осажденные пытались сжечь башни. Аноним рассказывает: «Когда наши придвинули орудия [башни и метательные машины] к стенам, оттуда стали не только бросать камни и пускать стрелы, но и сбрасывать стволы деревьев и зажженные пуки соломы; потом они начали кидать в наши орудия просмоленные, намазанные воском и серой куски дерева, обернутые в горящие тряпки… Они были со всех сторон еще утыканы гвоздями, чтобы, куда бы ни попали, цеплялись бы и воспламеняли бы [башни и осадные машины]. Деревья же и солому [они] кидали, чтобы хоть пламя остановило тех, кого не могли сдержать ни меч, ни высокие стены, ни глубокий ров». К вечеру 14 июля башня Раймунда была придвинута через ров к стене. Обороной на этом участке руководил сам наместник Ифтикар.

Утром 15 июля башня Готфрида была придвинута к стене. Ожесточенный штурм не принес успеха. Гийом Тирский рассказывает: «Рано утром в пятницу [15 июля] начался главный штурм, однако мы были не в состоянии что-нибудь сделать и отступили назад в великом смятении. Затем, с приближением того часа, когда Господь наш Иисус Христос кончил за нас Свои страдания на кресте [три часа пополудни], наши рыцари под командой герцога Готфрида и графа Эсташа повели яростную атаку с деревянной башни. Тогда один наш [фландрский] рыцарь по имени Летольд (и за ним Жильбер, оба из Турне) взобрался на стену. Как только он оказался наверху, защитники города оставили стены и побежали вниз в город, а наши воины преследовали их, убивая и разя мечом, до храма Соломона, где была такая бойня, что наши люди бродили по щиколотку в крови».

Танкред и его люди шли следом за лотарингцами. Спустившись со стен в город, воины Готфрида открыли ворота Святого Стефана, чтобы впустить в город основную массу войск. Тогда вошли в город со своими людьми герцог Нормандский и граф Фландрский. Тулузцы яростно атаковали южную стену и городскую цитадель, но безуспешно. Когда наместник города, находившийся в цитадели, увидел ворвавшихся в город крестоносцев, он сдался графу Тулузскому, выговорив себе жизнь, и приказал открыть Яффские ворота. Тулузцы ворвались в город и присоединились к грабежу и убийствам.

Мусульмане в мечети аль-Акса оказали упорное сопротивление франкам, и там произошла самая ужасная бойня. «Сарацины, укрывшиеся в храме Соломона [мечеть аль-Акса], вели с нашими жестокое сражение до конца дня, так что храм был весь залит их кровью. Наконец, поразив язычников, наши захватили в храме множество мужчин и женщин и убили или пощадили их по своему разумению. На кровле храма укрылось множество язычников обоего пола, которым Танкред и Гастон Беарнский отдали свои стяги в знак того, что берут их в плен», — рассказывает Аноним. Гийом Тирский пишет: «Вид такого количества трупов был невыносим, и убивавшие выглядели так же ужасно, как и их жертвы: они были в крови с головы до ног. Внутри храма было более десяти тысяч трупов, к этому числу следует добавить те, которые валялись на улицах города. Пешие воины бегали по улицам и переулкам в поисках неприятеля и добычи…».

На Храмовой горе, наряду с мечетями Купол над Скалой и аль-Акса, находились комплекс зданий, который Альберт из Аахена называет королевским дворцом, и цистерна (крытое водохранилище), хронист именует ее источником:

«Перед воротами этого дворца находился королевский источник [цистерна], широкий и глубокий, как озеро, перекрытый сводом крыши на мраморных столбах. Многие из сарацин бежали к этому источнику по ступеням, которые вели вниз, туда, где черпали воду. Многие из сарацин утонули в водах источника, другие были убиты еще на ступенях при спуске преследовавшими их христианами. В слепом беге [бежавшие по крыше, края которой были вровень с землей] несколько христиан, как и сарацины в безрассудном бегстве, упали вниз через отверстия в своде крыши и утонули в водах источника или разбились и лежали на полу с разбитыми головами, поломанными конечностями или разорванными внутренностями…

Этот источник наполнялся дождевой водой, которая сливалась туда по желобам и лоткам с крыш [зданий] королевского дворца и храма Господа [мечеть Купол над Скалой] и с крыш многих других сооружений. И источник целый год давал постоянно и в изобилии здоровую и свежую воду для всех, кто жил в той области города.

После страшного и кровавого убийства сарацин, которых там было убито десять тысяч, победоносные христиане теперь возвратились от дворца в город и убили мечами там многие толпы язычников, которые в смертельном страхе рассеялись и блуждали по переулкам. Ни старость, ни пол язычников не получали пощады».

Массовые убийства продолжались всю вторую половину дня и всю ночь. Подверглись истреблению не только мусульмане, но и евреи. Их было много в Иерусалиме, они пользовались расположением Фатимидов и, очевидно, вместе с мусульманами обороняли город. Они собрались в синагоге и были заживо сожжены вместе с ней.

Раймунд из Агийе рассказывает: «Когда наши уже овладели стенами и башнями, можно было видеть поразительные картины. Одним, что было легче, отрубали головы, других заставляли прыгать с башен под стрелами. Иных долгое время пытали и жгли огнем. Были видны кучи голов, рук и ног в домах и переулках. Люди и лошади повсюду ходили по трупам».

Кровавая вакханалия и грабеж затмили разгром Антиохии. «Они шли по улице с мечом в руке. Они убивали всех жителей, которых встречали на пути, не щадя ни женщин, ни детей, невзирая на крики и мольбы о пощаде. На земле было столько трупов и отрубленных голов, что нельзя было пройти. Пешие воины были более других охвачены неистовством: они ходили по городу и взмахом топора или палицы убивали сарацин, попадавшихся под руку», — пишет Гийом Тирский.

Крестоносцы разбрелись по городу, каждый старался захватить себе дом или дворец со всем, что в нем находилось. В знак того, что это его собственность, на захваченных домах они оставляли стяги, щиты или шлемы. Утром франки поднялись на крышу храма Соломона и перебили всех мусульман, ранее взятых в плен Танкредом и виконтом Беарнским. Граф Тулузский сохранил рыцарскую честь: своих пленников он приказал отправить из башни Давида в Аскалон, за что некоторыми был обвинен в измене.

Затем паломники разошлись по домам, отоспались, помылись, переоделись в чистое и отправились «босиком, стеная и плача» ко Гробу Господню. Крестоносцы обошли в торжественном шествии опустевшие христианские кварталы и, встреченные местным духовенством и христианами (вошедшими в город вместе с ними), отслужили благодарственный молебен в церкви Гроба Господня и провели ночь в молитвах.

17 июля собрался совет, где было решено прекратить резню и выставить стражу на башнях, у ворот и водохранилищ. Пример антиохийской эпидемии был перед глазами, и поэтому было решено немедленно очистить город от трупов.

Рассказывает Аноним: «Было приказано выбросить из города всех убитых сарацин из-за ужасного запаха, так как весь город был завален трупами. Уцелевшие сарацины переносили мертвых за ворота и складывали их в кучи высотой с дом. Никто никогда не видел и не слышал о подобном избиении язычников. Вокруг города были сложены костры, и никто, кроме Бога, не ведал числа убитых. Наши на совете решили, что каждый раздаст милостыню и вознесет молитвы и Бог выберет того, кто Ему будет угоден, чтобы властвовать над другими и править городом».

Высказывается мысль, что крайняя жестокость крестоносцев объясняется отданным накануне негласным приказом: пленных не брать, — приближалась армия аль-Афдила, охранять пленников было некому, а будучи отпущены, они все присоединились бы к египетской армии.

В это время в Риме умирал папа Урбан II. Он скончался 29 июня 1099 г., через две недели после завоевания Иерусалима, так и не узнав о победе.

Через месяц несколько беглецов из Иерусалима добрались до Багдада. «В канцелярии халифа они сделали сообщение, которое довело всех до слез и взволновало сердца. В пятницу они вымаливали в Большой мечети Божье милосердие. Они были в слезах, и слушатели были в слезах, когда они описали горе мусульман. Мужчины убиты, женщины и дети пленены, имущество разграблено…» (Ибн аль-Атир).

Евреям и мусульманам было запрещено в дальнейшем жить в Иерусалиме. На их место позднее были поселены мелькиты (православные христиане) с берегов Иордана. Однако тяжелая убыль населения не была этим восполнена. На том месте, где Готфрид Бульонский следом за двумя своими рыцарями ворвался в город, был установлен большой каменный крест, уничтоженный солдатами Салах ад-Дина в 1187 г. Позднее мусульманским купцам разрешили по делам торговли посещать Иерусалим и молиться на Храмовой горе. Евреи поселились у Яффских ворот, недалеко от цитадели, вне города, где занимались ремеслом крашения, монополизировав его.

Падение Иерусалима и жестокость, проявленная победителями, ввергли мусульманский мир в ужас. На площадях городов имамы стенали и призывали к отмщенью, поэт оплакал участь побежденных в скорбных словах: «Хребты верблюдов и утробы коршунов — вот единственное прибежище братьев наших, бывших до сих пор владыками Сирии». Мусульмане не забудут этой резни. Кровавый христианский фанатизм разжег фанатизм исламский. Воспоминания об этой резне станут непреодолимым препятствием при любой попытке позднейших более умных франков найти взаимопонимание и возможность для взаимодействия между христианами и мусульманами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Взятие Иерусалима крестоносцами (1099)

Захват Иерусалима крестоносцами

Содержание статьи:

Взятие Иерусалима крестоносцами — одно из самых основных событий Первого крестового похода (1096 – 1099 гг.) Осада продолжалась с 7 июня по 15 июля 1099 г., в ходе которой Иерусалим был взят крестоносцами.

На рассвете 7 июня 1099 года войска крестоносцев численностью примерно 40 тыс. человек (согласно другим данным около 20 тыс.), среди которых было полторы тысячи рыцарей, подступили к Иерусалиму.

Город охранялся сравнительно небольшим египетским гарнизоном (гарнизон — 1 тыс. человек, мирное население около 60 тыс.), потому как в августе 1098 года армия каирского халифа отбила Святой Город у турецкого правителя. Местные турки не торопились на помощь городу, а армия великого визиря (то есть главы правительства) Египта была еще далеко.

Осада Иерусалима

Расположились крестоносцы тремя отрядами: Готфрид Бульонский, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский — к северо-востоку от города, Танкред — к северо-западу, Раймунд Тулузский — к югу. Город смог основательно подготовится к осаде: были сделаны запасы продовольствия, засыпаны колодцы в окрестностях и даже русло реки Кедрон.

Войско крестоносцев столкнулось с большими трудностями. Они страдали от жажды и жары, кругом было безлесное пространство, были вынуждены отправлять экспедиции в отдаленные районы за деревом, из которого сооружали огромные осадные машины, лестницы и тараны. Использовали и бревна, из которых были построены сельские дома и церкви округи. Зато из Генуи купцы своевременно прислали суда с продовольствием и квалифицированными плотниками и инженерами.

Сарацины стойко защищали свой город, лили на головы осаждающих кипящую смолу, закидывали камнями, поражали стрелами. Крестоносцы прибегали к самым различным способам борьбы. Как-то раз даже совершили крестный ход вокруг неприступной крепости.

Решающий штурм начался 14 июля 1099 года. Ночью воины Готфрида скрытно переместили свой лагерь к восточной части Святого Города, которая хуже защищалась сарацинами. С рассветом по сигналу все три части армии начали движение. С трех сторон к городу двинулись колоссальные осадные башни. Однако после 12-ти часового сражения мусульманам удалось отбить натиск неприятеля.

Только на следующий день с башни Готфрида, наконец, смогли перекинуть мост на стену, по которому его воины ворвались в Иерусалим. Рыцари подожгли оборонительные приспособления сарацин. В скором времени и Раймунд, и Танкред были в городе. Случилось это в три часа дня, в пятницу, в тот день недели и в то время, когда Спаситель умер на кресте.

Кровавая резня. Грабежи

В Святом Городе началась ужасная бойня. Франки не боялись встретиться с единоверцами: египетский комендант Иерусалима перед тем как началась осада изгнал всех местных христиан, остерегаясь измены с их стороны. Хронист Рауль Канский свидетельствовал: «Все защитники города побежали прочь от стен, через город, а наши пустились вслед за ними, убивая и обезглавливая их, преследуя вплоть до Соломонова храма (так летописцы крестовых походов называют мечеть Омара, возведенную этим халифом на месте древнего храма Соломона) и здесь уж была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови».

В особенности жестокую резню крестоносцы устроили в самой этой мечети и в находившейся рядом мечети ал-Акса. Там попытались укрыться старики, женщины, дети, больные. «Одолев язычников, — продолжает свидетель, — наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых».

Еще один участник штурма, Раймунд Ажильский, все же явно преувеличивая, утверждал, что в «храме Соломоновом кровь доходила до колен всадников и уздечек коней». Кроме убийств, по Иерусалиму шли сплошные грабежи. «Пилигримы рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, забирая себе дома, полные всякого добра».

Последствия

В течении недели «благочестивые» завоеватели уничтожили более 40 тыс. человек (по другим сведениям около 70 тыс.) И они же с молитвами и рыданиями, с босыми ногами и обнаженными головами замаливали грехи в храме Воскресения перед Гробом Господним. Эти грабители и убийцы навряд ли особенно музыкальными голосами пели псалом: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Они были совершенно счастливы, ибо сбылись все их чаяния.

После взятия Иерусалима крестоносцами правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающегося египетского войска ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована, крестоносцы отстояли свое главное завоевание, после чего большинство из них возвратилось на родину.

Первый крестовый поход увенчался успехом, в результате чего, крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории рыцари создали четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Владычество латинян, впрочем, оказалось недолговечным.

 

 


 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Осада и взятие Иерусалима (70 год). 100 великих битв

Осада и взятие Иерусалима (70 год)

В конце XIII века до н. э. в Палестине появились еврейские племена, вытесненные из верхней Месопотамии. Они создали довольно сильное государство Израиль, которое в 925 году до н. э. распалось на два независимых царства: южное — Иудею, и северное — Израиль.

В 63 году до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпеи. После трехмесячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией с прокураторским управлением. Тяжелые налоги и поборы, произвол чиновников вызывали недовольство населения, неоднократно поднимавшего восстания против римского владычества. В 66 году (н. э.) началась освободительная война иудеев против римлян. Главной движущей силой стали городская беднота, средние слои горожан и крестьянство, действия которых возглавляли зелоты (ревнители) и сикарии (кинжальщики), демократические религиозно-политические группировки.

Восставшие уничтожили в Иерусалиме римский гарнизон, местную знать и овладели городом.

Римская армия численностью около 20 тысяч человек под командованием префекта Сирии Гая Цестия Галла подошла к Иерусалиму и заняла часть города, но после неудачного штурма Храмовой горы вынуждена была отступить, потеряв около 6 тысяч человек. Тогда римский император Нерон направил в Иудею для подавления восстания армию численностью около 60 тысяч человек под командованием Флавия Веспасиана. Так началась Иудейская война 66–73 годов.

В 67 году римляне вторглись в Галилею и встретили упорное сопротивление иудейского войска во главе с Йосефом бен Маттитайхом (Иосифом Флавием), который происходил из знатной еврейской семьи. Впоследствии он сдался в плен к римлянам и помогал им в покорении Иудеи, а потом ярко описал ход войны в своем сочинении «Иудейская война», ставшем ценным историческим источником.

В 69 году Веспасиан стал императором и передал командование своему сыну Титу, который не уступал отцу в военных талантах и к тому же был отличным инженером.

В апреле 70 года Тит осадил Иерусалим, в котором к власти пришли представители зелотов и сикариев. Иерусалим к тому времени представлял собой огромную и сильную крепость, имевшую тройную линию стен. Вдоль одной стены тянулись неприступные обрывы, другую защищал ров. Над стенами возвышались четырехугольные массивные башни, которые были сложены из обтесанных белых мраморных глыб, так тщательно соединенных между собой, что казались одной скалистой массой. (Флавий И. Иудейская война. СПб, 1991. С. 399.)

Внутри города находились хорошо укрепленные замок Антония и храм Соломона, окруженный четырьмя стенами. Гарнизон Иерусалима насчитывал до 24 тысяч воинов. В городе было изготовлено 300 копьеметалок и 40 камнеметов. Население Иерусалима к моменту осады достигало почти 1 млн. человек.

Для обороны города были созданы две группировки: одна под руководством Симона, примерно 5 тысяч человек; вторая — примерно 6 тысяч тяжеловооруженных воинов под руководством Иоанна. К нему примкнули также 2400 зелотов. Обе эти группировки враждовали между собой. (Флавий И. Иудейская война. С. 408.)

Римская армия состояла из четырех легионов и большого числа войск союзников-сирийцев. Общая численность войска — 60 тысяч человек (Харботл. Битвы мировой истории. М., 1993. С. 174.) Римляне имели большое количество метательных машин.

Римские легионы разместились в трех лагерях в 1–1,5 км от города, а вспомогательные войска расположились между лагерями. В промежутках между валами находились лучники и пращники, перед фронтом установлены метательные машины.

Иудеи в свою очередь установили на стенах свои метательные машины, которыми обстреливали римлян, мешая им вести работы.

Римляне окрашивали камни, которые метали в иудеев, в темный цвет, чтобы их не было видно в воздухе, и поэтому их стрельба из метательных машин наносила иудеям большой урон. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 411.)

Тит разделил войска на три части: одна часть строила подступы к стенам города, другая ее прикрывала, а третья в это время отдыхала.

Подступы были крытые, из бревен, сверху их накрывали землею и сырыми кожами, чтобы защитники Иерусалима не смогли их поджечь. Под самыми стенами были сооружены четыре насыпи, на которых располагались четыре башни. Внутри них размещались тараны, приводимые в движение с помощью веревок и колес. Бревно одного такого тарана имело семь сажен длины, а железный баран, посаженный на конце бревна, весил 5 тысяч пудов. Его доставляли 30 лошадей, и приводили в движение 700 человек. (Герои и битвы. М., 1995. С. 41.)

Защитники города обвешивали стены кожаными мешками, наполненными шерстью, чтобы уменьшить удары таранов; перерезали косами канаты, ловили таран и оттягивали его особыми захватами и даже сделали вылазку и подожгли одну из башен. Во время боя, завязавшегося при этом, был ранен Тит.

Самый большой таран римляне назвали Никон («Победоносный»). С его помощью удалось пробить отверстия в первой стене. На пятнадцатый день осады римляне овладели ею.

Войдя через проломы в город, Тит приказал разрушить стену, надеясь, что иудеи прекратят сопротивление. Но защитники города стали нападать на римских солдат на улицах, обстреливать их из домов и одновременно делать вылазки против римлян, находившихся вне стен. Тесный проход в стене не давал возможности римлянам отступить сразу, тогда Тит расположил стрелков на концах улиц и сам стал в центре страшной давки, стреляя из лука до тех пор, пока его солдаты не отступили. Таким образом, римляне были отброшены от второй стены, но через три дня вновь заняли северную часть стены, а в южной части разместился гарнизон. После этого Тит стал разрабатывать план взятия приступом третьей стены.

Основной задачей был захват цитадели Антония, которая господствовала над местностью; она была очень хорошо укреплена, поэтому целых 17 дней против нее продолжались осадные работы. В то же время Тит посылал Иосифа Флавия для предложения мира при условии капитуляции Иерусалима, но иудеи не согласились на это, хотя понимали, что город ждут страшные испытания. Многие бежали из города.

В результате больших усилий римляне построили четыре вала, на которых были поставлены стенобитные машины. Тогда Иоанн приказал провести под укрепления, находившиеся напротив цитадели Антония, подземный ход и подпереть его изнутри столбами, заложить туда дрова, обмазанные смолой и асфальтом, и поджечь. Когда подпоры сгорели, в провал обрушились машины и воины.

Спустя два дня иудеи напали на другие валы и в ожесточенной схватке добрались даже до лагеря римлян, но часовые удержали свои посты. Отчасти их стойкость объяснялась тем, что по закону покинувших пост наказывали смертью.

Тит решил установить блокаду города. Специальная линия протяженности около 10 км отрезала Иерусалим от внешнего мира; перебежчиков и торговцев овощами казнили. В Иерусалиме начался жестокий голод.

Страшную картину осады запечатлел И. Флавий: «Голод похищал у народа целые дома и семейства. Крыши были покрыты изможденными женщинами и детьми, а улицы — мертвыми стариками. Мальчики и юноши, болезненно-раздутые, блуждали, как призраки, на площадях города и падали на землю там, где их заставала голодная смерть» (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 436).

Люди гибли, их трупы распространяли заразу. Живые питались травой, кожей, падалью. Бывали случаи, когда матери убивали и поедали своих младенцев.

Римляне возвели напротив цитадели Антония новый вал, хотя им приходилось доставлять лес издалека, так как все деревья вокруг Иерусалима были вырублены до этого. Иудеи пытались разрушить и поджечь вал, но эти попытки не принесли успеха.

С помощью стенобитных орудий римляне обрушили стену в том месте, где Иоанн прокопал ход под прежний вал римлян. Но напротив пролома иудеи быстро соорудили новую стену, хотя и слабее первой. Римляне начали осадные работы снова.

Захватить цитадель Антония помогла вылазка нескольких римских солдат: 5 июля в третьем часу утра двадцать два солдата и один трубач тайно проникли через развалины в цитадель Антония, убили спавшую передовую стражу, заняли стену и велели трубачу дать сигнал. Остальные стражники бросились бежать, а Тит, услышав сигнал, скомандовал к оружию и во главе отборного отряда вошел в замок. Иудеи бросились в храм, римляне устремились за ними по подземному ходу. Иудеи понимали, что с падением храма наступит конец, и сражались с удивительным мужеством. Им удалось с большими жертвами оттеснить римлян к замку Антония.

Тит приказал разрушить фундамент цитадели Антония, чтобы открыть своему войску широкую дорогу к храму. Эта работа заняла семь дней. Затем римляне начали строить валы вокруг храма для установки осадных машин.

Иудеи отчаянно обороняли Иерусалимский храм, красу и гордость Иерусалима. Действие таранов здесь было мало эффективным, так как стены были выложены из огромных по величине камней. Тогда Тит приказал поджечь ворота, а затем загорелся и сам беломраморный храм, от которого остались только часть ограды да пара дверей. Римляне подожгли даже казнохранилище, в котором находились огромные богатства, и галерею, где спасались женщины и дети. По данным Флавия, там погибло 5 тысяч человек. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 484.) При этом солдаты грабили все попадавшееся им на пути.

Иоанн Гисхала, Симон сын Гиора и другие воины-иудеи успели пробиться в Верхний город, или Сион, где организовали последний очаг сопротивления.

Римляне окружили Сион валом, установили тараны и пробили бреши в стене. Сион был взят, его защитники бежали в подземные ходы, надеясь там спастись. Симон и Иоанн, предводители иудеев, были взяты в плен, Иерусалим разграблен и разрушен до основания.

Так исполнилось предсказание Иисуса Христа, который сказал ученикам, показывая на здания города: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено».

Поданным Иосифа Флавия, предсказание было, возможно, преувеличенным, во время осады погиб 1 миллион 100 тысяч человек, 97 тысяч было взято в плен. Всех, кто не достиг 17 лет, продали в рабство, остальных отправили в египетские рудники, раздарили в провинции, где они нашли смерть в гладиаторских театрах от меча или от хищных животных. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 484.)

В июне 71 года в Риме было пышно отпраздновано покорение Иерусалима, в честь этой победы установили триумфальную арку. Пленников, в том числе Иоанна Гисхала и Симона Гиора, провели по улицам в роскошных одеждах, были пронесены трофеи, взятые из храма: золотой стол, золотой семисвечник, пурпурные завесы и Святая Святых и книга законов Тора. Симон Гиор был принесен в триумфальную жертву, его сбросили с Тарпейской скалы.

За всю свою историю Иерусалим подвергался более чем 30 осадам. Но эта превзошла по своим масштабам все предыдущие.

Оборона Иерусалима носила активный характер, она включала в себя общие и частные вылазки, защиту подступов к стенам с помощью < метательных машин, оборону крепостных стен и башен, устройство | подкопов с целью разрушения осадных сооружений противника, воз-. ведение отсеченных стен в проломах, устройство всевозможных засад и ловушек.

Только большое численное превосходство войск и наличие мощной осадной техники обеспечило римлянам победу. (Разин Е. А. История военного искусства. М., 1994. С. 435.)

После взятия Иерусалима римляне утвердились в Галилее, но сопротивление иудеев продолжалось до 73 года, когда пала их последняя твердыня — крепость Масада.

Победа над Иудеей была настолько важна для Рима, что в ее память были отчеканены монеты с надписями: «Иудея побежденная», «Иудея плененная». В течение долгих веков римские евреи обходили триумфальную арку Тита, чтобы не видеть позора своей отчизны. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 502.)

Список рекомендуемой литературы и источников

1. Военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. П. С. Грачев (пред.). — М., 1995. — Т.З. — С. 422.

2. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. — М., 1995. С. 37–44.

3. Иосиф Флавий. Иудейская война. — М., 1993.

4. Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. — М.-Л., 1958.

5. Разин Е. А. История военного искусства. — СПб., 1994. — Т. 1. — С. 424–435.

6. Ранович А. Социальная революция в Иудее в 66–73 годах // Вестник Древней Истории. — 1937. -№ 1. — С. 126–132.

7. Советская военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. А. А. Гречко (пред.) и др. — М., 1976. — Т.1. — С. 135.

8. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-и т. / Под общ. ред. Г. А. Леера. — СПб., 1883. — Т.1. — С. 583–584.

9. Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1990.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Крестовые походы. Осада и взятие Иерусалима

Осада и взятие Иерусалима
(1099)

Иерусалим, город еврейских царей, пророков и Христа, Спасителя мира, столько раз прославленный и столько раз разоренный, имел во время первого крестового похода то же пространство, ту же окружность и тот же вид, что и в настоящее время. Характер местности был также тот же самый; тогда, как и теперь, смоковница, масличное и терпентинное деревья составляли скудную растительность иерусалимской почвы. Природа вокруг священного города представилась спутникам Готфрида такой же, как и нам, неизвестным путешественникам новейших времен,- безмолвной, суровой, мертвенной. Над ней как будто навек суждено тяготеть проклятиям Священного писания. Впрочем, следует заметить, что печальная картина этих бесплодных гор находится в соответствии с судьбой Иерусалима: как не омертветь природе вокруг того места, где принял смерть сам Бог, Творец ее?..

Обозначим прежде всего расположение христианского лагеря. Плоская местность северной части Иерусалима, покрытая масличными деревьями, представляет единственное подходящее место для лагеря. На этой площади, к северо-северо-востоку от Иерусалима, и раскинули свои палатки Готфрид Бульонский, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский; против лагеря, с этой стороны, были ворота, называемые теперь Дамасскими, и другие, малые ворота, Иродовы, которые теперь заделаны. Танкред расположился на северо-западной стороне против ворот Вифлеемских; затем, палатки Раймунда Тулузского были расставлены на возвышенности, называемой теперь холмами св. Георгия; между ними и стенами города находилась узкая долина Рефраимская и обширный, глубокий пруд. Такая позиция была не совсем благоприятна для осады. Поэтому граф Тулузский решился перевести часть своего лагеря на гору Сион, к югу от города. На востоке же были долины, или, вернее, глубокие овраги, Иосафатовы и Силоамские, которые не позволяли ни стать лагерем, ни приступить к осаде города с этой стороны.

Египетский гарнизон, защищавший Иерусалим, состоял из 40 000 человек. Взялись за оружие и 20 000 городских жителей. Толпы мусульман с берегов Иордана, Мертвого моря и из других окрестных стран собрались также в столице Иудеи, ища здесь прибежища или с целью присоединиться к защитникам города. Имамы ходили по улицам Иерусалима, убеждая и призывая к мужеству защитников ислама и ободряя их обещанием победы во имя Пророка.

В первые дни осады в христианский лагерь явился один отшельник с Масличной горы и посоветовал им начать приступ всеми силами разом. Крестоносцы, поверив чудесным обещаниям отшельника, решились сделать приступ к стенам. К сожалению, одного только мужества и восторженного настроения духа недостаточно было, чтобы разрушить стены и башни; понадобились лестницы и стенобитные орудия. Христиане, разделившись на батальоны, приступили к осаде города, не обращая внимания на то, что их закидывали огромными каменьями и обливали сверху горячим маслом и смолой. Сарацины могли удивляться в этот день чудному мужеству своих врагов. Если бы у крестоносцев были орудия и машины, то после этого первого приступа перед ними открылись бы ворота Иерусалима. Но не суждено было исполниться чудесам, обещанным отшельником, и крестоносцы возвратились в свой лагерь, оставив под стенами города многих товарищей, павших со славою.

Вожди армий позаботились тогда о том, чтобы достать дерево, необходимое для сооружения машин, но это было нелегко в стране с обнаженной почвой. Первым деревом, послужившим для осадных работ, были дома и даже ближайшие по соседству церкви, разрушенные пилигримами.

Знойное лето было во всем разгаре, когда франкская армия прибыла к стенам священного города. При слухах о приближении крестоносцев неприятель засыпал или отравил все цистерны. Ни одной капли воды не осталось в пыльном русле Кедрона. Силоамский источник, из которого истекала временами вода, был недостаточен для множества пилигримов; головы их жег палящий зной, а под ногами была иссохшая земля и раскаленные скалы. Воины Креста подверглись всем мучениям жажды, и так велико было это бедствие, что недостатка в пище они почти и не замечали. Генуэзский флот, прибывший в Яффу с продовольствием всякого рода, несколько рассеял мрачное настроение христиан; в лагерь доставлены были съестные припасы, различные инструменты для сооружений, инженеры и плотники-генуэзцы под защитой 300 человек, предводительствуемых Раймундом Пеле.

Между тем, дерева все-таки еще не могли достать. Но крестоносцы узнали, что есть лес в окрестностях Наплусы, и вскоре доставлен был в лагерь на верблюдах сосновый, кипарисовый и дубовый лес. Во все руки роздана была работа, ни один из пилигримов не остался без дела. В то время как одни сооружали тараны, катапульты, крытые галереи и башни, другие, взяв в проводники христиан той местности, отправлялись с мехами за водой к источнику Эльпирскому, по дороге в Дамаск, или к источнику Апостолов, повыше Вифании, к источнику Марии, в долине, называемой пустыней св. Иоанна, или еще к одному ключу, к западу от Вифлеема, где, по сказанию, раб эфиопской царицы, Кандакий, принял крещение от св. Филиппа-диакона.

Между приготовленными боевыми машинами угрожающего вида замечательны были три огромные башни совершенно нового способа постройки; в каждой из этих башен было по три этажа: первый предназначался для рабочих, которые руководили движением, второй и третий — для воинов, которые должны были вести осаду. Эти три перекатные крепости были выше стен осаждаемого города. На вершине их прикрепили что-то вроде подъемного моста, который можно было перекинуть на укрепления и по которому можно было проникнуть в саму крепость. К этим могущественным средствам для нападения следует присоединить и религиозный энтузиазм, который произвел уже столько чудес во время этого крестового похода. После трехдневного строгого поста крестоносцы, в настроении глубочайшего смирения, совершили крестный ход вокруг священного города.

Осажденные, между тем, также запаслись большим количеством боевых машин и укрепились с той стороны города, откуда угрожали им христиане; восточную же часть они оставили без защиты. Сюда-то и перенесли свой лагерь Готфрид и оба Роберта и заняли позицию против ворот св. Стефана. Это перемещение, ради которого понадобилось разобрать башни и разные военные машины и которое должно было решить участь Иерусалима, было совершено в одну ночь, и в ночь июньскую, то есть в течение пяти или шести часов. 14 июля 1099 г., на рассвете дня, предводители армии подали сигнал ко всеобщему наступлению. Все силы армии, все боевые орудия разом нагрянули на неприятельские укрепления. Три большие башни или перекатные крепости под управлением Готфрида на востоке, Танкреда на северо-западе и Раймунда Тулузского с южной стороны города двинулись к стенам, среди грома оружия и криков рабочего люда и воинов. Этот первый натиск был ужасен, но он еще не решил судьбу сражения; после 12-часовой упорной битвы нельзя еще было определить, на чьей стороне останется победа. Когда наступившая ночь заставила враждующих разойтись по лагерям, христиане томились тем, что «Бог не удостоил еще их войти в священный город, чтобы поклониться Гробу Его Сына».

На следующий день битва возобновилась. Осаждаемые, узнав о приближении египетской армии, ободрились надеждой на победу. Но вместе с тем и мужество воинов Креста возросло до непобедимой силы. Нападая с трех сторон, они действовали разрушительно. Две колдуньи, которые, стоя на укреплениях, заклинали стихии и все адские силы, свалились мертвыми под градом стрел и каменьев. Осада длилась уже полдня, но крестоносцы все еще не могли проникнуть в Иерусалим. Вдруг на Масличной горе показался рыцарь, размахивающий щитом и подающий христианским вождям знак, чтобы они вступали в город. Это внезапное появление воспламенило рвение христиан. Башня Готфрида выступает вперед под градом каменьев, стрел и греческого огня и опускает свой подъемный мост на стены. Крестоносцы в то же время пускают горящие стрелы в боевые машины осажденных, и в мешки с сеном и соломой, и в шерстяные тюки, прикрывающие остатки городских стен. Ветер раздувает пожар, относит пламя в сторону сарацин, и они, окруженные (столбами дыма, в смятении отступают. Готфрид, предшествуемый двумя братьями, Летальдом и Энгельбертом Турнейскими, сопровождаемый Балдуином Бурским, братом его Евстафием Ремботом Кротонским, Гишером, Бернаром де Сен-Валье, Аманжье и Альбертским, теснит неприятеля и по следам его вторгается в Иерусалим. Танкред, оба Роберта и Раймунд Тулузский не замедлили со своей стороны с вступлением в крепость. Крестоносцы вошли в Иерусалим в пятницу, в три часа пополудни, в самый день и час крестной смерти Спасителя.

С ужасом описывает история гибель мусульман в побежденном гоооде. Избиение их продолжалось целую недел

mirznanii.com

Взятие Иерусалима. История Крестовых походов

Взятие Иерусалима

На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы подступили к Иерусалиму. Город охранял относительно небольшой гарнизон египетских войск, ибо в августе 1098 г. армия каирского халифа отбила Святой Город у турецкого правителя. Местные турки не спешили на помощь городу, а армия великого визиря (то есть главы правительства) Египта была еще далеко.

Взятие Иерусалима в июле 1099 г. Начало XIV в.

Осада оказалась короткой и яростной. Осаждавших приводило в бешенство то, что мусульмане на стенах города оскверняли крест, дабы оскорбить ратников Христовых. 15 июля 1099 г. крестоносное войско под водительством Готфрида Бульонского пошло на штурм. Если верить хроникам, некий рыцарь родом из французского города Турне по имени Летольд первым взобрался на стены Иерусалима. Крестоносцы ворвались в город. Гарнизон сдался графу Тулузскому, который обещал сохранить всем жизнь. Граф сдержал слово, отправив мусульман в целости и сохранности по домам.

Но другие воины Божьи были не столь гуманны по отношению к местному населению. В городе началась страшная бойня. Франки не боялись встретить единоверцев: египетский комендант Иерусалима перед началом осады изгнал всех местных христиан, опасаясь измены с их стороны. Хронист Рауль Канский свидетельствует: «Все защитники города побежали прочь от стен, через город, а наши пустились следом за ними, убивая и обезглавливая их, преследуя вплоть до Соломонова храма (так летописцы крестовых походов именуют мечеть Омара, построенную этим халифом на месте древнего храма Соломона. — Д. Х. ) и здесь уж была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови». Особенно жестокую резню завоеватели устроили в самой этой мечети и в находившейся рядом мечети ал-Акса. Там пытались укрыться старики, женщины, дети, больные. «Одолев язычников, — продолжает свидетель, — наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых». Другой участник штурма, Раймунд Ажильский, все же явно сгущая краски, заявлял, что в «храме Соломоновом кровь доходила до колен всадников и уздечек коней». Кроме убийств, по Святому Граду шли сплошные грабежи. «Пилигримы рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, забирая себе дома, полные всякого добра».

Иерусалим взят крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Миниатюра. 1377 г.

И все же было не только это. Жестокость и жадность соседствовали с искренней верой. Забрызганные кровью, с непокрытыми головами, босиком, ибо, по Писанию, нельзя стоять в обуви на священной земле, «радуясь и плача от безмерной радости, пришли наши поклониться гробу Спасителя Иисуса и вернуть Ему свой долг». Эти грабители и убийцы вряд ли особенно музыкальными голосами пели псалом: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136. 5–6). Они были абсолютно счастливы, ибо сбылись все их чаяния.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *