Статья 83 \ КонсультантПлюс

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в. 1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е. 1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е. 4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

———————————

<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

ПРЕЗИДЕНТ • Большая российская энциклопедия

Пре­зи­дент РФ яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ст­ва. Как га­рант Кон­сти­ту­ции РФ он обес­пе­чи­ва­ет со­гла­со­ван­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние и взаи­мо­дей­ст­вие ор­га­нов гос. вла­сти РФ с ор­га­на­ми гос. вла­сти её субъ­ек­тов в рам­ках це­ло­ст­но­сти и един­ст­ва го­су­дар­ст­ва.

Большой Кремлёвский дворец (резиденция Президента РФ).

В Рос­сии ин­сти­тут пре­зи­ден­та был вве­дён За­ко­ном «О Пре­зи­ден­те РСФСР» (1991). Пре­зи­ден­том мо­жет быть из­бран гра­ж­да­нин РФ не мо­ло­же 35 лет, по­сто­ян­но про­жи­ваю­щий в стра­не не ме­нее 10 лет. Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся все­об­щи­ми пря­мы­ми вы­бо­ра­ми при тай­ном го­ло­со­ва­нии на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве сро­ком на 4 го­да; мо­жет быть пе­ре­из­бран  ещё на один срок. Дей­ст­вую­щий за­кон о вы­бо­рах Пре­зи­ден­та РФ при­нят в 2003. В мар­те 2004 в пер­вом ту­ре Пре­зи­ден­том РФ на вто­рой срок был из­бран В.  В. Пу­тин.

Кон­сти­ту­ция на­де­ли­ла Пре­зи­ден­та РФ ши­ро­ким кру­гом пол­но­мо­чий: пред­ста­ви­тель­ст­во РФ внут­ри стра­ны и в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях, ох­ра­на су­ве­ре­ни­те­та РФ, её не­за­ви­си­мо­сти и це­лост­но­сти, обес­пе­че­ние взаи­мо­дей­ст­вия ор­га­нов гос. вла­сти, ре­ше­ние во­про­сов гра­ж­дан­ст­ва, на­гра­ж­де­ние гос. на­гра­да­ми, пра­во по­ми­ло­ва­ния и др. Пре­зи­дент РФ яв­ля­ет­ся Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­дую­щим Воо­ру­жён­ны­ми си­ла­ми РФ, мо­жет вво­дить на тер­ри­то­рии стра­ны или в оп­ре­де­лён­ных её ме­ст­но­стях во­енное или чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние (с не­мед­лен­ным уве­дом­ле­ни­ем пар­ла­мен­та), ему подчинены силовые и некоторые другие мин-ва и ведомства.

Пре­зи­дент РФ не яв­ля­ет­ся единственным гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Другие мин-ва и ведомства подчинены Правительству РФ. Президент РФ име­ет дос­та­точ­но ши­ро­кие воз­мож­но­сти воз­дей­ст­вия на всю сис­те­му управ­ле­ния: он на­зна­ча­ет с со­гла­сия Гос. ду­мы гла­ву Пра­ви­тель­ст­ва – Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), оп­ре­де­ля­ет со­став Пра­ви­тель­ст­ва РФ (по пред­ло­же­нию пре­мьер-ми­ни­ст­ра), мо­жет пред­се­да­тель­ст­во­вать на его за­се­да­ни­ях, а так­же при­ни­ма­ет ре­ше­ния об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва. Пре­зи­дент РФ пред­став­ля­ет Гос. ду­ме кан­ди­да­ту­ру для на­зна­че­ния на долж­ность пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го бан­ка РФ и ста­вит пе­ред Гос. ду­мой во­прос об его ос­во­бо­ж­де­нии; по пред­ло­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ на­зна­ча­ет на долж­ность и ос­во­божда­ет от долж­но­сти за­мес­ти­те­ля Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров; пред­став­ля­ет Со­ве­ту Фе­де­ра­ции кан­ди­да­ту­ры для на­зна­че­ния на долж­но­сти су­дей Кон­сти­туци­он­но­го су­да РФ, Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ, а так­же кан­ди­да­ту­ру Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, на­зна­ча­ет су­дей дру­гих фе­де­раль­ных су­дов. Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет и ос­во­бо­ж­да­ет сво­их пол­но­моч­ных пред­ста­ви­те­лей в па­ла­тах пар­ла­мен­та, в Кон­сти­ту­ци­он­ном су­де РФ, в фе­де­раль­ных ок­ру­гах, выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во­ору­жён­ных сил РФ, на­зна­ча­ет и от­зы­ва­ет ди­пло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­те­лей РФ в ино­стран­ных го­су­дар­ст­вах и ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ци­ях. В ком­пе­тен­цию Пре­зи­ден­та РФ вхо­дит на­зна­че­ние вы­бо­ров в Гос. ду­му, на­зна­че­ние ре­фе­рен­ду­ма; он вно­сит за­ко­но­про­ек­ты в Гос. ду­му, под­пи­сы­ва­ет и об­на­ро­ду­ет фе­де­раль­ные за­ко­ны, об­ра­ща­ет­ся к Фе­де­раль­но­му со­б­ра­нию с еже­год­ны­ми По­сла­ния­ми о по­ло­же­нии в стра­не, об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва. Пре­зи­дент РФ из­да­ёт ука­зы и рас­по­ря­же­ния, ко­то­рые обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния на всей тер­ри­то­рии РФ, сле­дит за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции РФ: при под­пи­са­нии за­ко­нов, при­ня­тых пар­ла­мен­том, он мо­жет ис­поль­зо­вать пра­во ве­то и вер­нуть за­кон пар­ла­мен­ту для даль­ней­шей до­ра­бот­ки (вето может быть преодолено 2/3 голосов парламента).

Пре­зи­дент фор­ми­ру­ет Ад­ми­ни­ст­ра­цию Пре­зи­ден­та РФ. Ад­ми­ни­ст­ра­ция Пре­зи­ден­та РФ фор­ми­ру­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с пунк­том «и» ст. 83 Кон­сти­ту­ции РФ и яв­ля­ет­ся ор­га­ном, обес­пе­чи­ваю­щим дея­тель­ность Пре­зи­ден­та РФ и вы­пол­не­ние им его кон­сти­ту­ци­он­ных функ­ций. Ад­ми­ни­ст­ра­ция воз­глав­ля­ет­ся ру­ко­во­ди­те­лем Ад­ми­ни­ст­ра­ции.

Пре­зи­дент, со­глас­но пунк­ту «ж» ст. 83 Кон­сти­ту­ции РФ, фор­ми­ру­ет и воз­глав­ля­ет Со­вет безо­пас­но­сти (СБ), ста­тус и дея­тель­ность ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ют­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О безо­пас­но­сти» (1992). Со­вет безо­пас­но­сти – со­ве­ща­тель­ный ор­ган при Пре­зи­ден­те РФ, он со­сто­ит из по­сто­ян­ных чле­нов СБ, на­зна­чае­мых Пре­зи­ден­том РФ. В чис­ло по­сто­ян­ных чле­нов СБ вхо­дят Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва РФ и Сек­ре­тарь СБ; по­сто­ян­ны­ми чле­на­ми, как пра­ви­ло, яв­ля­ют­ся ми­нистр обо­ро­ны, ми­нистр ино­стран­ных дел, ди­рек­тор Фе­де­раль­ной служ­бы безо­пас­но­сти РФ; в со­став СБ вхо­дят Пред­се­да­тель Гос. ду­мы и Пред­се­да­тель Со­ве­та Фе­де­ра­ции Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ, пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных ок­ру­гах, дру­гие на­зна­чен­ные Пре­зи­ден­том РФ ли­ца. СБ осу­ще­ст­в­ля­ет под­го­тов­ку ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти.

Пре­зи­дент РФ – пред­се­да­тель Гос. со­ве­та (со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят все гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции субъ­ек­тов РФ.

Пре­зи­дент РФ осу­ще­ст­в­ля­ет свои пол­но­мо­чия с мо­мен­та при­не­се­ния им при­ся­ги до ис­те­че­ния сро­ка его пол­но­мо­чий (ис­пол­не­ние его обя­зан­но­стей пре­кра­ща­ет­ся с мо­мен­та вступ­ле­ния в долж­ность вновь из­бран­но­го Пре­зи­ден­та). В слу­чае ес­ли Пре­зи­дент РФ по­да­ёт в от­став­ку или не мо­жет осу­ще­ст­в­лять сво­их обя­зан­но­стей по со­стоя­нию здо­ро­вья, вы­бо­ры но­во­го Пре­зи­ден­та долж­ны со­сто­ять­ся не позд­нее 3 мес с мо­мен­та дос­роч­но­го пре­кра­ще­ния пол­но­мо­чий. Обя­зан­но­сти Пре­зи­ден­та РФ в этот пе­ри­од вы­пол­ня­ет Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва РФ с не­ко­то­ры­ми ог­ра­ни­че­ния­ми пол­но­мо­чий (не мо­жет рас­пус­кать Гос. ду­му, на­зна­чать ре­фе­рен­дум, вно­сить пред­ло­же­ния о по­прав­ках или пе­ре­смот­ре дей­ст­вую­щей Кон­сти­ту­ции РФ).

Кон­сти­ту­ция РФ пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность от­ре­ше­ния Пре­зи­ден­та РФ от долж­но­сти (т.  н. им­пич­мент), ус­та­нав­ли­ва­ет для это­го спе­ци­аль­ную про­це­ду­ру. Пре­зи­дент РФ мо­жет быть от­ре­шён от долж­но­сти Со­ве­том Фе­де­ра­ции толь­ко на ос­но­ва­нии вы­дви­ну­то­го Гос. ду­мой об­ви­не­ния в гос. из­ме­не или ином тяж­ком пре­сту­п­ле­нии, под­твер­ждён­но­го за­клю­че­ни­ем Вер­хов­но­го су­да РФ о на­ли­чии при­зна­ков пре­сту­п­ле­ния и за­клю­че­ни­ем Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ о со­блю­де­нии ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка вы­дви­же­ния об­ви­не­ния. Со­от­вет­ст­вую­щие ре­ше­ния Гос. ду­мы и Со­ве­та Фе­де­ра­ции долж­ны быть при­ня­ты 2/3 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла в ка­ж­дой па­ла­те по ини­циа­ти­ве не ме­нее 1/3 де­пу­та­тов Гос. ду­мы при на­ли­чии за­клю­че­ния ко­мис­сии, об­ра­зо­ван­ной Гос. ду­мой. Ре­ше­ние Со­ве­та Фе­де­ра­ции долж­но быть при­ня­то не позд­нее чем в 3-ме­сяч­ный срок по­сле вы­дви­же­ния об­ви­не­ния Гос. ду­мой. В про­тив­ном слу­чае об­ви­не­ние счи­та­ет­ся от­кло­нён­ным.

Офи­ци­аль­ная ре­зи­ден­ция Пре­зи­ден­та РФ – Кремль, Мо­ск­ва. Сим­во­лом пре­зи­дент­ской вла­сти слу­жит штан­дарт (флаг), пред­став­ляю­щий со­бой квад­рат­ное по­лот­ни­ще цве­тов Гос. фла­га РФ с зо­ло­тым изо­бра­же­ни­ем Гос. гер­ба в цен­тре. На древ­ке штан­дар­та (фла­га) кре­пит­ся се­реб­ря­ная ско­ба с вы­гра­ви­ро­ван­ны­ми фа­ми­ли­ей, име­нем и от­че­ст­вом Пре­зи­ден­та и да­та­ми его пре­бы­ва­ния на этом по­сту.

День создания Вооружённых сил РФ

7 мая 1992 года Президентом РФ было подписано распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России) — государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации — России, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

История России, ее уникальное географическое положение и внешнеполитическая обстановка, а также наличие на ее территории колоссальных запасов природных богатств объективно обязывают Российскую Федерацию надежно обеспечивать свою защиту, иметь мощные Вооруженные Силы. Они нужны для того, чтобы ни у кого в мире не возникало соблазна посягнуть на ее независимость, строить отношения с нашей страной с позиции силы.

Позитивные изменения в международной обстановке не означают, что проблема военной опасности снята с повестки дня. Необходимо помнить, что мир живет по законам, в которых вооруженная сила продолжает играть важнейшую роль.

Конституция Российской Федерации относит защиту суверенитета и территориальной целостности Отечества к важнейшим функциям государства и объявляет ее делом всего народа. Она обязывает граждан активно участвовать в обеспечении безопасности страны, укреплении ее обороноспособности.

Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения вооружения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.

В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот; три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска; а также войска, не входящие в виды Вооруженных Сил (пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны), Тыл Вооруженных Сил, Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации. Наряду с внешними функциями в мирное и военное время Вооруженные Силы могут привлекаться для поддержания порядка при чрезвычайной обстановке, ликвидации крупных аварий и катастроф, для решения некоторых народно-хозяйственных задач.

Верховным главнокомандующим ВС России является президент России. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил России. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационный план Вооруженных сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе.

Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в Вооружённых Ссилах, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны) является органом управления Вооруженными силами России. К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.

Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, — председателю правительства России. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил.

Действующий министр обороны — Шойгу Сергей Кужугетович.

Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности (ФСБ), внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД), Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки (СВР) России, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил, а также их применения.

Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений].

К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.

Действующий начальник Генерального штаба — генерал-полковник Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов управления, видов, родов войск, объединений, соединений, воинских частей, учреждений и организаций, а также военно-учебных заведений.

Органы управления предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях в условиях, как мирного, так и военного времени. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие постоянно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертываются пункты управления.

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.

Войсковая часть — организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. К воинским частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

К учреждениям Министерства обороны относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, военные институты, высшие и средние военные училища, военные факультеты при гражданских вузах, суворовские и нахимовские училища, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.

Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Цели применения Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск:

  • В крупномасштабной (региональной) войне в случае её развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) – защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.
  • В локальных войнах и международных вооружённых конфликтах – локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращения войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.
  • Во внутренних вооружённых конфликтах – разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
  • В операциях по поддержанию и восстановлению мира – разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Основные формы применения Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск: стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах; операции и боевые действия – в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах; совместные специальные операции – во внутренних вооружённых конфликтах; контртеррористические операции – при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством; миротворческие операции.

Основные задачи Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск:

А) По обеспечению военной безопасности:

  • Своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооружённого нападения на Российскую Федерацию и (или) её союзников.
  • Поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях.
  • Поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба.
  • Содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению.
  • Несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами.
  • Качественное и в полном объёме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил).
  • Поддержание готовности к стратегическому развёртыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.
  • Охрана и защита Государственной границы Российской Федерации.
  • Развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами противовоздушной обороны.
  • Создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане.
  • Охрана важных государственных объектов.
  • Предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов.
  • Предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.
  • Организация гражданской и территориальной обороны.
  • Обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций.
  • Обеспечение информационной безопасности.

Б) По отражению вооружённого нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) её союзников:

  • Частичное или полное стратегическое развёртывание.
  • Ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях.
  • Поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания.
  • Локализация и нейтрализация приграничных вооружённых конфликтов.
  • Поддержание режима военного (чрезвычайного) положения.
  • Защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника.
  • Выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В) Во внутренних вооружённых конфликтах:

  • Разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций.
  • Восстановление законности и правопорядка.
  • Обеспечение общественной безопасности и стабильности.
  • Поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта.
  • Локализация и блокирование района конфликта.
  • Пресечение вооружённых столкновений и разъединение противоборствующих сторон.
  • Изъятие оружия у населения в районе конфликта.
  • Усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта.

Г) В операциях по поддержанию и восстановлению мира:

  • Разъединение вооружённых группировок конфликтующих сторон.
  • Обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта.
  • Блокирование района конфликта в целях обеспечения санкций, принятых международным сообществом.
  • Создание предпосылок для международного урегулирования.

Вооружённые Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооружённых конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооружённые Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Источники:

  • День создания Вооружённых сил РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2026/ — 22.01.2013.
  • День создания Вооружённых сил РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // pozdravish.ru/?p=2642 — 22.01.2013.
  • Вооружённые силы РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Википедия — 22.01.2013.

Кремль и Верховное командование

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Влияние президента на российскую армию от Горбачева до Путина

Дейл Р. Херспринг

Выдающийся титул

На протяжении всего своего существования Красная Армия рассматривалась как грозная угроза. Однако к концу холодной войны она стала самым слабым звеном в структуре власти Советского Союза. Всегда подчиняясь Коммунистической партии, военные в 1991 неожиданно обнаружил, что вместо этого подчиняется президенту демократического государства. Дейл Херспринг подробно исследует, как эти отношения повлияли на жизнеспособность вооруженных сил в новой Российской Федерации.

«В этой хорошо написанной и легко читаемой книге Herspring открывает новые горизонты и предоставляет полезный инструмент для всех, кто интересуется текущим состоянием российских вооруженных сил. В семи главах Херспринг представляет удобные введения и отличные резюме каждого лидера, включая описание их соответствующего стиля руководства, поскольку это относится к вооруженным силам. Херспринг также блестяще описывает основные события российской военной истории. »

—H-Net Book Reviews

«Мастерское изложение фактов автором, который тщательно изучил свой материал и представил четкую точку зрения на то, как на самом деле происходили события. Любой, кто хочет лучше понять военные и гражданско-военные отношения последнего поколения советских/российских лидеров, должен прочитать этот поистине незаменимый отчет.

—Параметры
Смотреть все отзывы…

Книга Херспринга — первая книга, в которой оцениваются отношения между российскими военными и политическим руководством при президентах Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине и Владимире Путине. Он изображает устаревшие и деморализованные вооруженные силы, которые все еще пытаются освободиться от парадигм холодной войны, не в силах противостоять не только поражениям в Афганистане и Чечне, но и росту преступности и коррупции в рядах. Он показывает, как Горбачев пренебрегал вооруженными силами, чтобы спасти Россию от внутреннего коллапса, а Ельцин нарушал постоянные обещания поддержки. И хотя Путин утверждает, что лучше разбирается в вооруженных силах, он значительно ужесточил свой контроль над вооруженными силами, наблюдая за их борьбой за модернизацию.

Херспринг утверждает, что лидерство президента — или его значительное отсутствие — было ключевой переменной, определяющей, какие военные силы Россия выставит на поле боя. Президент должен был обеспечить успешный переход высшего командования к новому государственному устройству — иначе боеготовность снизится, а генералы и адмиралы могут стать политизированными. Сосредоточив внимание на том, как высшее командование реагировало на решения и стиль руководства каждого президента, Херспринг показывает, что, несмотря на сохраняющуюся важность бюрократической структуры вооруженных сил, личностные факторы стали играть гораздо более важную роль, чем в прошлом.

Кремль и Верховное командование представляет наиболее полный на сегодняшний день анализ влияния президента России на российский офицерский корпус, солдат, которыми они руководят, и боеготовность их армии. Проливая свет на хаос, царивший в СССР и России за последние 25 лет, он также показывает, как должны развиваться часто напряженные отношения между президентом и высшим командованием, если Российская Федерация хочет превратиться в подлинно демократическую страну.

Об авторе

Дейл Р. Херспринг — профессор политологии Канзасского государственного университета. Среди его многочисленных книг: Пентагон и президентство: военно-гражданские отношения от Рузвельта до Джорджа Буша-младшего , Реквием по армии и Российские военно-гражданские отношения .

Дополнительные названия в серии исследований современной войны

  • Субъекты
  • Американские исследования
  • Искусство, архитектура и фотография
  • Биография, мемуары и письма
  • Коммуникационные и медиа -исследования
  • Исследования Конгресса
  • Конституционные исследования
    • Конституционные исследования: конституционная история
    • Конституционные исследования: Конституционные
    • . Популярная культура
    • Экономика
    • Образование
    • Экология
    • Киноведение
    • Гендер и сексуальность: феминизм и женские исследования
    • Гендер и сексуальность: ЛГБТК
    • Великие равнины и Средний Запад
    • Высшее образование и карьера
    • История: Американский Запад и Средний Запад
    • История: Европа 5 5 09009 09056 909056 909056
    • История: 5 6 0900 9 История: Военные
      • История: Военные: Гражданская война в США
      • История: Военные: Институциональные
      • История: Военные: Война в Ираке
      • История: Военные: Корейская война
      • История: Военная: Наполеоновские войны
      • История: Военная: Военно-морская
      • История: Военная: Война в Персидском заливе
      • История: Военная: Россия и Советский Союз
      • История: Военная: Спецназ
      • История: Военная: Ветераны
      • История: Военные: Вьетнам
      • История: Военные: Война 1812 года
      • История: Военные: Войны и конфликты
      • История: Военные: Оружие
      • История: Военные: Первая мировая война
      • История: Военные: Вторая мировая война
    • ИСТОРИЯ: Соединенные Штаты
      • История: Соединенные Штаты: 19 -й век
      • История: Соединенные Штаты: 20 -й век
      • История: Соединенные Штаты: Современные
    • Изучение разведки
    • KANSASAS
    • KANSASAS
    • 44444444444444444444444444444444 Гражданские права
    • Право: коренное население
  • Литература и литературоведение
  • Военное дело
    • Военное дело: военно-гражданские отношения
    9
  • Политология: международные отношения
  • Политология: судебная политика
  • Политическая наука: государственное управление
  • Политология: государственное и местное управление
  • Политология: теория и философия
  • Политология: городская политика
  • Политическая теория и философия
    • Политическая теория и философия: демократия
  • Президентские исследования
  • Раса и этническая принадлежность: черные исследования
  • Раса и этническая принадлежность: коренные и индивидуальные исследования
  • .

Верховное Главнокомандование

Верховное Главнокомандование отвечает за подготовку и проведение военных кампаний и стратегических операций. Он также решает вопросы, касающиеся общего военного положения государства и распределения стратегических ресурсов. Верховное Главнокомандование распределяет силы по театрам и устанавливает общие планы ведения стратегических операций на театрах. Штаб-квартира ( ставка ) Верховного главнокомандования (ВГК) Вооруженных Сил осуществляет руководство военными действиями через Генеральный штаб и подчиненные ему управления.

Помимо Верховного главнокомандующего (главнокомандующего) в основной стратегический штаб входят министр обороны, начальник Генерального штаба и главнокомандующие пяти видов вооруженных сил. Главой государства является Верховный главком вооруженных сил. Он представляет собой единство политического и военного руководства, и только он один имеет право принимать окончательные решения об использовании вооруженных сил. Верховный главнокомандующий в значительной степени полагается на своих заместителей в командовании вооруженными силами. Министр обороны отвечает за повседневное управление вооруженными силами. Он также отвечает за готовность и общее развитие пяти служб. Начальник Генерального штаба имеет прямое управление пятью видами вооруженных сил, и через него издаются директивы для реализации стратегических планов. Главнокомандующий каждой службы имеет свой персонал и отвечает за администрирование, управление и обучение своих соответствующих сил.

23 июня 1941 года, на следующий день после начала Великой Отечественной войны, по указанию Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) был образован чрезвычайный орган высшего военного руководящего генерала Штаб (Ставка) Вооруженных Сил СССР. Его возглавил нарком обороны, Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. Среди членов Ставки были члены Политбюро ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, В. М. Молотов, Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, помощник наркома обороны, Маршал Советского Союза С. М. Буденный, нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов и начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков.

Тем же распоряжением при Ставке был образован Институт постоянных советников, в который вошли Маршалы Советского Союза Б. М. Шапошников и Г. И. Кулик, генералы К. А. Мерецков, П. Ф. Жигарев, Н. Ф. Ватутин, Н. Н. Воронов, а также А. И. Микоян, Л. М. Каганович, Л. П. Беря, Н. А. Вознесенский, А. А. Жданов, Г. М. Маленков, Л. З. Мехлис.

Юридически на наркома обороны были возложены функции главнокомандующего. Однако без санкции Сталина он не имел права отдавать приказы действующей армии. Поэтому фактически Главнокомандующим был Сталин. Все это не только усложняло управление войсками, но и приводило к запоздалым решениям в быстро меняющейся обстановке на фронте.

Быстрота военных действий, резкое изменение обстановки на обширном фронте требовали оперативного, решительного и строго централизованного руководства. 10 июля 1941 г. в целях обеспечения централизованного и оперативного руководства вооруженной борьбой приказом № 10 Госкомитета обороны СССР Ставка Генерального штаба была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования — Ставку. Его возглавил Государственный комитет обороны (ГКО) Президент И.В.Сталин. По этому же указанию в состав Ставки был принят помощник наркома обороны Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников.

Всю войну Ставка находилась в Москве. 22 июля вражеская авиация совершила первый налет на Москву. В подвале здания Главного штаба оборудовали бомбоубежище, но оно оказалось совершенно непригодным для работы штаба Генштаба. Поэтому было принято решение перенести на ночь Генштаб в помещение станции метро «Белорусская», где на одной половине перрона оборудовали командный пункт и узел связи.

Вскоре в здание на улице Кирова переехали штабы Генштаба, а затем в их распоряжение попала и станция метро «Кировская». Поезда здесь не останавливались. Платформа, на которой располагался штаб Генштаба, была отгорожена от путей высокой фанерной стеной. В одном углу — узел связи, в другом — кабинет Сталина, рядом место начальника Генерального штаба, а посередине — очередь столов для сотрудников Генштаба.

8 августа Ставка ВГК была переименована в Ставку ВГК (ВГК), а Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим. С этого времени был установлен порядок, которым приказы Ставки подписывались им и начальником Генерального штаба. С этого времени Ставка стала называться Ставкой Верховного Главнокомандования.

Утверждено Положение о Генеральном штабе, утвержденное наркомом обороны Сталиным 10 августа. Положение гласило: Главный штаб Красной Армии является центральным органом управления Народного комиссара обороны СССР по подготовке и применению Вооруженных Сил СССР для обороны страны. Начальник Генерального штаба в соответствии с указаниями и решениями наркома обороны объединяет деятельность всех управлений наркомата обороны, дает им задачи и указания.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны состав Ставки изменился в последний раз. Распоряжением Госкомитета обороны СССР от 17 февраля 1945 г. был определен следующий состав Ставки: Маршалы Советского Союза И. В. Сталин (президент — Верховный Главнокомандующий), Г. К. Жуков (помощник наркома обороны) и А. М. Василевский (помощник наркома обороны), генералы армии Н. А. Булганин (член Государственного комитета обороны и помощник наркома обороны) и А. И. Антонов (начальник Генерального штаба), адмирал Флота Н. Г. Кузнецов (нарком ВМФ СССР).

Деятельность Ставки была масштабной и многоплановой. Ставка внесла изменения и внесла ясность в структуру и устройство Вооруженных Сил; спланированные походы и наступления; ставить задачи фронтам и флотам, руководя их боевыми действиями; организованное взаимодействие различных стратегических групп и соединений разных видов Вооруженных Сил и партизан; распределены по фронтам резервные соединения и фонды; контролировал ход выполнения поставленных целей; руководил изучением и обобщением опыта войны.

Главным рабочим органом Ставки и Верховного Главнокомандующего был Генеральный штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии, действовавший в тесной связи с Наркоматами обороны и Морским ведомством.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Структура командования России — флаги, карты, экономика, история, климат, природные ресурсы, текущие проблемы, международные соглашения, население, социальная статистика, политическая система

Назад в правительство России

Порядок подчинения вооруженных сил, прописанный в военной доктрине, четко устанавливает контроль центрального правительства над вооруженными силами. Президент Российской Федерации является главнокомандующим. Правительство (называемое советом министров или кабинетом в других странах) отвечает за поддержание вооруженных сил на надлежащем уровне готовности. Непосредственное руководство вооруженными силами возложено на Министерство обороны; Генеральный штаб осуществляет оперативное управление.

Исполнительная власть над вооруженными силами находится в ведении аппарата президента Российской Федерации. Государственная Дума осуществляет законодательную власть через Правительство. Министр обороны осуществляет оперативную власть, а Генеральный штаб выполняет указания и приказы. Однако эта структура, имеющая внешнее сходство с разделением власти в военном ведомстве Соединенных Штатов, не подразумевает военного подчинения гражданской власти в западном понимании. Историческая традиция военного командования в России существенно отличается. Цари получали офицерское образование, регулярно носили военную форму и имели воинские звания. Сталин всегда носил военную форму и принял звание генералиссимуса. Даже Генеральный секретарь Л.И. Брежнев (в кабинете 1964-82) назначил себя генералом армии и поощрял свои портреты в полном мундире.

По традиции, восходящей к царям, министром обороны обычно является офицер в форме. В Государственную Думу также входит большое количество депутатов, которые являются действующими военными – еще одна традиция, зародившаяся в эпоху российской империи. Такое сочетание военной и гражданской власти обеспечивает учет военных интересов на самом высоком уровне российского правительства. Они также демонстрируют, что строгое подчинение военных гражданской власти в западном понимании не является ни традицией, ни проблемой в России.

Министр обороны является номинальным главнокомандующим всеми вооруженными силами, находящимися на службе при президенте Российской Федерации. В этом качестве министр осуществляет повседневную власть над вооруженными силами. Президент Ельцин назначил на этот пост генерала армии Павла Грачева в мае 1992 года. Решение Грачева встать на сторону Ельцина в противостоянии президента с парламентом в октябре 1993 года лишило взбунтовавшуюся Государственную Думу возможности свергнуть президентскую власть. Отчасти по этой причине Ельцин сохранил за собой министра обороны, несмотря на резкую критику руководства Грачева чеченской кампанией и российского военного истеблишмента в целом. Наконец, победа в первом туре 19Президентские выборы 96 года подтолкнули Ельцина к отставке Грачева; В июле 1996 года министром обороны был назначен генерал Игорь Родионов, который командовал войсками во время неоднозначной оккупации Тбилиси в 1989 году, но имел репутацию честного солдата, симпатизирующего реформам.

Министерством обороны руководит коллегия из трех первых заместителей министров, шести заместителей министров и главного военного инспектора, которые вместе образуют главный аппарат и совещательный совет министра обороны. Исполнительным органом Министерства обороны является Генеральный штаб. Им командует начальник Генерального штаба. В соответствии с советской практикой допуска старших офицеров к занятиям гражданскими должностями, в 1996 начальник штаба также был первым заместителем министра обороны.

Вопреки традиции Соединенных Штатов, когда военная власть исходит исключительно от гражданского сектора, офицеры Генерального штаба России осуществляют командование самостоятельно. В 1996 году в состав Генерального штаба входили пятнадцать главных управлений и неопределенное количество оперативных агентств. Персонал организован по функциям, при этом каждое управление и операционное агентство контролируют функциональную область, обычно обозначаемую названием организации (см. Таблицу 28, Приложение).

Самым секретным из управлений Генерального штаба является Главное разведывательное управление (Главное разведывательное управление — ГРУ), которое с момента своего создания в 1920-х годах было важным и тщательно охраняемым элементом национальной безопасности. Система ГРУ предоставляет Генеральному штабу и политическим руководителям подробную информацию о возможностях наиболее вероятных военных противников России. Организация разделена на пять оперативных управлений, каждое из которых охватывает определенную географическую область. Первые четыре охватывают Европу, Азию, Западное полушарие и Великобританию, а также Ближний Восток и Африку соответственно. В советское время Пятое управление координировало деятельность войсковой разведки, но в XIXВ 90-е годы этому агентству было поручено предоставлять разведывательные данные из других бывших советских республик. ГРУ со штаб-квартирой в Москве насчитывает около 2500 сотрудников, включая региональных и технических специалистов и полевые отделения за рубежом. В каждом военном округе и флоте также есть свое разведывательное управление.

Сухопутные войска

Главнокомандующий сухопутными войсками, в 1996 году генерал-полковник Валерий Патрикеев (назначен в сентябре 1992 года), имеет двух первых заместителей командующего, трех заместителей командующего и Главный штаб. Первые заместители имеют общие обязанности, а заместители конкретизируют функциональную ответственность за вооружение, авиацию и боевую подготовку соответственно. Исполнительным органом главнокомандующего является Главный штаб Сухопутных войск.

Численность Сухопутных войск Российской Федерации оценивается примерно в 670 000 офицеров и рядового состава. Из них около 170 000 — контрактники и прапорщики, около 210 000 — призывники. Предположительно, остальные 290 000 являются офицерами. Эти цифры показывают, что 43 процента личного состава сухопутных войск составляют офицеры, что является необычайно высоким процентом, отражающим советскую и российскую традицию наделения рядовых чинов небольшими полномочиями, а также остатки гораздо более многочисленного военного персонала, унаследованного от Советской армии. Большую часть этой массы составляют старшие полевые офицеры и генералы, которые больше не нужны в небольших вооруженных силах, но которые слишком молоды, чтобы уйти в отставку. В середине 1990-х годов эта ситуация была одной из самых сложных кадровых проблем, стоявших перед командованием сухопутных войск.

Сухопутные войска организованы в восемь военных округов, одну отдельную армию и две группы войск (см. рис. 14; рис. 15). Хотя округа являются командованиями сухопутных войск, они могут включать силы других служб, и в этом случае они также служат региональными командованиями. В феврале 1996 года четыре из восьми отдельных воздушно-десантных бригад России были переданы под командование сухопутных войск, по одной отправились в Северо-Кавказский, Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный округа. При этом две из пяти воздушно-десантных дивизий, дислоцированных в Пскове и Новороссийске, были направлены для совместных специальных операций в Северный и Сибирский округа соответственно. Эти переносы, которые сторонние наблюдатели интерпретировали как завершение планов по формированию мобильных сил для быстрого десантирования в неспокойные районы, отражали нехватку мощностей по переброске по воздуху, необходимых для поддержки самостоятельных операций таких войск, а также возможные опасения государственного переворота в самостоятельные элитные воинские части.

Всего в 1996 году в состав сухопутных войск входило 69 дивизий: 17 танковых, 47 мотострелковых и 5 воздушно-десантных. В их вооружении было 19 000 основных боевых танков, 20 000 артиллерийских орудий, 600 ракет класса «земля-земля» с ядерным потенциалом и около 2600 ударных и транспортных вертолетов.

Среди специально выделенных подразделений Оперативная группа российских войск в Молдавии (также известная как Группа российских войск в Приднестровье) входит в состав сухопутных войск, но в оперативном отношении группа находится в непосредственном подчинении Министерства обороны. Такое командование, вероятно, обусловлено скорее политическими, чем военными соображениями. Вторая группа войск, Группа российских войск в Закавказье, дислоцированная в Армении и Грузии, оперативно подчиняется командованию сухопутных войск (см. Содружество Независимых Государств, гл.). Северо-Западная группа войск — административное название штаба сухопутных войск в Калининграде, войска которого подчиняются 11-й отдельной армии. Эта армия, в свою очередь, оперативно подчиняется сухопутным войскам.

Восемь военных округов: Северный, Московский, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный. Северный военный округ является преемником Ленинградского военного округа советских времен, хотя старое название все еще использовалось в 1995 году, а в отчетах 1996 года указывалось, что оно может быть официально восстановлено. В состав округа входят 6-я общевойсковая армия, 30-й армейский корпус, 56-й окружной учебный центр и несколько более мелких частей. В округе также дислоцируется одна воздушная армия, но она, по-видимому, подчиняется Главкому ВВС. Дислоцированная в Пскове воздушно-десантная дивизия, ранее оперативно подчиненная Министерству обороны, в 1919 году была переведена на особое смешанное дежурство.96.

Московский военный округ является аномалией в структуре командования, поскольку включает столицу страны. Он имеет особое значение из-за близости к западной границе с Белоруссией и Украиной, по которым традиционно следовали захватчики с запада. Официальная численность войск округа включает 1-ю и 22-ю общевойсковые армии и 20-й армейский корпус. Однако данные ДОВСЕ свидетельствуют о том, что оперативное управление этими силами возложено на Минобороны, а не на сухопутные войска или командующих округами. Другие силы в пределах Московского округа включают Московский округ ПВО, одну воздушно-десантную бригаду и одну бригаду спецназа (9).0299 спецназ ) войск. Московский округ ПВО имеет границы, совпадающие с границами Московского военного округа, но находится в подчинении войск ПВО. Бригада спецназа находится в непосредственном подчинении Министерства обороны.

Приволжский военный округ со штабом в Самаре — внутренний округ, в состав которого входят 2-я общевойсковая армия и воздушно-десантная дивизия, оперативно подчиненная Министерству обороны. 2-я общевойсковая армия представляет собой малочисленное соединение в составе 16-й и 9-й0-я танковая дивизия. Также в Приволжском округе находятся 27-я мотострелковая дивизия и 469-й окружной учебный центр, находящиеся в непосредственном подчинении командующего округом.

Северо-Кавказский военный округ со штабом в Ростове-на-Дону противостоит бывшим советским республикам Грузии, Армении и Азербайджана. Его обороняют 58-я общевойсковая армия, 8-й и 67-й армейские корпуса. Однако это не сильные силы. 8-й армейский корпус и 58-я армия включают только по одной мотострелковой дивизии, а 67-й армейский корпус имеет только резервные силы без тяжелой техники. Слабость этих подразделений помогла мотивировать российские предложения о пересмотре ограничений ДОВСЕ, чтобы позволить дополнительные силы вдоль южного фланга России.

Уральский военный округ расположен южнее Северного округа и восточнее Уральских гор, Сибирский округ — восточнее. Уральский округ, штаб которого находится в Екатеринбурге, включает в себя две танковые дивизии и две мотострелковые дивизии. Сибирский военный округ находится в центре Азиатской части России со штабом в Новосибирске. Его сухопутные войска организованы в один корпус из четырех мотострелковых дивизий и одного артиллерийского полка.

Забайкальский военный округ со штаб-квартирой в Чите. В состав округа входят три общевойсковые армии в составе четырех танковых и шести мотострелковых дивизий. Одна танковая дивизия и одна мотострелковая дивизия дислоцируются в окружных учебных центрах, которые, как считается, находятся в непосредственном подчинении штаба округа. Статус окружного учебного центра имеют также одна артиллерийская дивизия и две пулеметно-артиллерийские дивизии, дислоцированные на границе с Китаем.

В состав Дальневосточного военного округа со штабом в Хабаровске входят четыре общевойсковые армии и один армейский корпус.