Содержание

когда размер имеет значение » BigPicture.ru

Субмарины проекта 941 «Акула» известны во всем мире, так как являются самыми большими атомными подводными лодками и подводными лодками вообще. Многие из вас, наверняка, слышали об этих «морских китах», но мало кто в действительно представляет размеры таких судов.

А чтобы вы поняли, мы хотим продемонстрировать несколько наглядных примеров-сравнений подлодки проекта 941 с другими внушительными объектами.

Длина такой субмарины составляет целых 173 метра! Только представьте 50-этажный дом, плавающий под водой!

Чтобы вам еще легче было включить фантазию, приведем несколько примеров:

Это – футбольное поле, используемое для международных матчей. Средняя длина такой площадки составляет около 105 метров.

А вот как это поле выглядело бы на фоне подлодки «Акула». Правда, впечатляет?

На этом снимке изображен самый большой самолет в мире – АН- 225.

Но даже он «не взлетает» по сравнению с этой субмариной.

84-метровый АН почти в два раза меньше «морской хищницы».

В России очень много подводных лодок, и большинство из них имеют впечатляющие размеры. Однако обойти «Акулу» им так и не удалось.

На фото выше вы можете наблюдать, как выглядит субмарина возле других наших подлодок.

Обратите внимание на деталь, выделенную красной стрелкой. Эти маленькие темные фрагменты – выступающие над водой винты подлодки проекта «Акула».

А вот, как этот кадр выглядит вблизи. Не такие уж они и маленькие…

На борту лодки все выглядит также впечатляюще. На фото изображены специальные отсеки, предназначенные для баллистических ракет Р‑39.

Вес одного такого снаряда 90 тонн, высота – больше 17 метров.

Таких ракетных шахт на субмарине… целых 20 штук!

Как правило, большая часть подводной лодки скрыта от наших глаз. Обычно субмарина погружается в воду по белую отметку на корпусе (см. фото выше).

Иными словами, та глыба стали и титана, которую мы видим над водой – только 1/3 всего корабля.

Ширина подводной лодки проекта «Акула» 23 метра, в высота – 25 метров. Это целый 8‑этажный дом!

А теперь обратите внимание на снимок этих людей…

Вот, как они выглядят издалека!

Ну что, теперь вы понимаете насколько эта лодка большая?

Смотрите также: Внутри немецкой подводной лодки времен Первой мировой войны

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории

https://ria.ru/20190815/1557501272.html

Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории

Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории — РИА Новости, 03.03.2020

Атомные монстры Советов. Кто создал самые большие подлодки в истории

Многолетнее противостояние с коллегами из США и, как результат, уникальные подводные лодки, обеспечившие стратегическую безопасность страны, — ровно 100 лет. .. РИА Новости, 03.03.2020

2019-08-15T08:00

2019-08-15T08:00

2020-03-03T15:28

безопасность

вмф рф

оборонпром

дмитрий донской

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/15732/18/157321818_0:27:651:393_1920x0_80_0_0_ea58b318578ef1b546d3bcbb68d0700d.jpg

МОСКВА, 15 авг — РИА Новости, Николай Протопопов. Многолетнее противостояние с коллегами из США и, как результат, уникальные подводные лодки, обеспечившие стратегическую безопасность страны, — ровно 100 лет назад родился один из самых известных советских конструкторов подводных крейсеров Сергей Ковалев. Под его руководством построено более 90 атомных ракетоносцев для Военно-морского флота. О наиболее знаковых из них — в материале РИА Новости. Первая баллистическаяПервой атомной подводной лодкой, работы по созданию которой возглавил Сергей Ковалев, стала АПЛ проекта 658. Эта субмарина, кроме торпедного вооружения, несла на борту баллистические ракеты надводного старта с ядерными зарядами. Головная подводная лодка К-19 вступила в строй ВМФ в 1960-м. Вскоре она прошла подо льдами Арктики из Мурманской области на Дальний Восток.Подводные лодки 658-го проекта несли три баллистические ракеты Р-13 и предназначались для ударов по объектам на побережье противника, городам и военно-морским базам. Для этого требовалось сближаться с целью на расстояние менее 600 километров. Поэтому конструкторы постарались сделать ракетоносцы максимально скрытными. В частности, лодки впервые в мире получили шумопоглощающее покрытие из специальной резины, затрудняющее работу гидроакустических станций противника. Подлодки могли пополнять запасы воздуха на перископной глубине, не всплывая на поверхность, и часто незамеченными несли службу в непосредственной близости от берегов США.Глубина — до трехсот метров, скорость — до 26 узлов в подводном положении, в надводном — семь-восемь узлов. Численность экипажа — 104 человека, автономность плавания — до 50 суток. По этому проекту построили восемь подводных лодок, и все они прослужили на флоте более 20 лет, выполнив сотни самых разных боевых задач. Гиганты СевераРазработкой тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 под шифром «Акула» ЦКБ «Рубин» занялось в начале 1970-х. Эти крейсеры — один из ярких символов гонки вооружений и противостояния двух сверхдержав в холодной войне. Проект можно назвать ответом советского оборонно-промышленного комплекса на американскую программу «Трайдент». В США приступили к созданию твердотопливной межконтинентальной ядерной ракеты и ее носителя — атомной подводной лодки нового поколения проекта «Огайо», берущей на борт два десятка таких ракет.Советские ракетостроители воплотили в железе трехступенчатую твердотопливную баллистическую ракету Р-39 с нужными характеристиками — одна ракета способна забросить десять боевых блоков мощностью по 100 килотонн каждый на расстояние до десяти тысяч километров. Система получилась эффективной, но громоздкой — общий вес одного изделия длиной 16 метров почти достигал 90 тонн. Для 20 ракет требовался и соответствующий носитель. Оборонпрому поручили в сжатые сроки разработать большой подводный корабль, способный перевозить новое оружие и при этом стрелять залпами. В ЦКБ «Рубин» справились с этим всего за несколько лет. Новое семейство подводных крейсеров создали практически с нуля. В результате получились самые большие подводные лодки в мире и истории всего подводного флота. «Акула» — многокорпусная подлодка. Пять прочных титановых обитаемых корпусов помещены в общий легкий, из стали. Причем два главных корпуса расположены параллельно. Всего на борту 19 отсеков. Двадцать шахт для баллистических ракет находятся перед рубкой между двумя главными корпусами. «Акула» может огрызнуться и торпедами — на вооружении крейсера шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Размеры «Акулы» впечатляют: водоизмещение — порядка 50 тысяч тонн, что в два раза больше большинства современных субмарин. Длина — 172 метра, ширина — более 23 метров. Таких больших подводных кораблей в ВМФ еще не было. Чтобы они могли базироваться в портах, конструкторы оборудовали «Акулы» дополнительными балластными цистернами, повышающими плавучесть. Кроме того, требовалась сложная инфраструктура для подвоза и загрузки тяжелых баллистических ракет. Исполинские размеры «Акулы» потребовали от конструкторов особого внимания и новых решений для снижения шумности. Лодку оснастили двухкаскадной системой пневматической амортизации, установили блочную компоновку оборудования, корпус покрыли звукоизолирующим и противогидролокационным покрытием. Однако «Акулы» все же сильно уступали американским конкурентам в плане скрытности. Впрочем, от них и не требовалось незаметно следить за потенциальным противником и находиться вблизи побережья США. «Акулы», в первую очередь, — носители ядерного оружия, главная задача которых — обеспечить успешный пуск стратегических ракет по заданным целям.Всего СССР построил шесть крейсеров проекта 941. Все они были приписаны к Северному флоту и базировались в Западной Лице в составе специально созданной дивизии. Для «Акул» оборудовали причальную линию, разработали систему погрузки ракет, организовали береговой ремонтный комплекс и даже построили специальный транспорт-ракетовоз. Однако эти корабли прослужили совсем недолго. Причиной тому — в том числе и их размеры. Эксплуатация была фантастически дорогой. Кроме того, в строй лодки вводили, когда ВМФ очень слабо финансировался. Урезанный военный бюджет не позволял содержать этих гигантов. В 1996-1997-х из-за нехватки средств три атомные подлодки проекта 941 (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, вывели из боевого состава ВМФ и распилили на металл. Еще два крейсера, «Архангельск» и «Северсталь», находятся в резерве и сейчас ожидают решения об утилизации.Больше повезло головному кораблю серии «Дмитрий Донской». Его модернизировали и переоборудовали для испытаний нового ракетного комплекса морского базирования «Булава». Это последняя «Акула» в ВМФ России.Бесшумные наблюдателиЕще один известный проект Сергей Ковалева — атомные подводные лодки 667БДР «Кальмар». Это своего рода рабочие лошадки подводного флота. С середины 1970-х построили 14 «Кальмаров», распределив их между Тихоокеанским и Северным флотами.Одна из особенностей этих ракетоносцев — новая система управления стрельбой. Моряки могли выпустить весь боекомплект из 16 ракет залпом. Интервалы между пусками сократили до минимума. Причем «Кальмаров» строили тоже под новое оружие — жидкостные баллистические ракеты Р-29Р с разделяющимися головными частями и боеголовками индивидуального наведения. Подлодки оснащались малошумными пятилопастными винтами, а новая гидроакустическая система позволяла обнаруживать цели на дальности до 200 километров.»Кальмары» совершили семь одиночных межфлотских переходов подо льдами Арктики. Причем подлодки зачастую шли на небольшой глубине — порядка 50 метров, а толщина льда над ними порой превышала 15 метров. Экипажам приходилось практически вслепую, вручную и с ювелирной точностью маневрировать среди подводных льдов на расстоянии трех-четырех метров. «Кальмары» доказали эффективность межфлотских переходов — возможность оперативно, в кратчайшие сроки перебазировать подводные лодки на другой конец страны.Большинство субмарин 667БДР сегодня уже списаны и утилизированы. Боевую службу на Тихоокеанском флоте несет только один «Кальмар» — АПЛ «Рязань». В 2019-м этот крейсер находился в парадном строю на праздновании Дня ВМФ в Авачинской бухте и продолжает успешно выполнять задачи учебно-боевой подготовки.Эти лодки — далеко не все, что спроектировал Сергей Ковалев. По его проектам построены 92 АПЛ. Он участвовал в создании трех поколений атомоходов, в том числе подводных лодок четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сергей Никитич скончался 24 февраля 2011-го.

https://ria.ru/20181215/1548001411.html

https://ria.ru/20181007/1530059323.html

россия

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/15732/18/157321818_46:0:603:418_1920x0_80_0_0_bc61dc200c9c44e3084755b3374a3fa2.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, вмф рф, оборонпром, дмитрий донской, россия

МОСКВА, 15 авг — РИА Новости, Николай Протопопов. Многолетнее противостояние с коллегами из США и, как результат, уникальные подводные лодки, обеспечившие стратегическую безопасность страны, — ровно 100 лет назад родился один из самых известных советских конструкторов подводных крейсеров Сергей Ковалев. Под его руководством построено более 90 атомных ракетоносцев для Военно-морского флота. О наиболее знаковых из них — в материале РИА Новости.

Первая баллистическая

Первой атомной подводной лодкой, работы по созданию которой возглавил Сергей Ковалев, стала АПЛ проекта 658. Эта субмарина, кроме торпедного вооружения, несла на борту баллистические ракеты надводного старта с ядерными зарядами. Головная подводная лодка К-19 вступила в строй ВМФ в 1960-м. Вскоре она прошла подо льдами Арктики из Мурманской области на Дальний Восток.

Подводные лодки 658-го проекта несли три баллистические ракеты Р-13 и предназначались для ударов по объектам на побережье противника, городам и военно-морским базам. Для этого требовалось сближаться с целью на расстояние менее 600 километров. Поэтому конструкторы постарались сделать ракетоносцы максимально скрытными. В частности, лодки впервые в мире получили шумопоглощающее покрытие из специальной резины, затрудняющее работу гидроакустических станций противника. Подлодки могли пополнять запасы воздуха на перископной глубине, не всплывая на поверхность, и часто незамеченными несли службу в непосредственной близости от берегов США.

15 декабря 2018, 08:00

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами

Глубина — до трехсот метров, скорость — до 26 узлов в подводном положении, в надводном — семь-восемь узлов. Численность экипажа — 104 человека, автономность плавания — до 50 суток. По этому проекту построили восемь подводных лодок, и все они прослужили на флоте более 20 лет, выполнив сотни самых разных боевых задач.

Гиганты Севера

Разработкой тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 под шифром «Акула» ЦКБ «Рубин» занялось в начале 1970-х. Эти крейсеры — один из ярких символов гонки вооружений и противостояния двух сверхдержав в холодной войне. Проект можно назвать ответом советского оборонно-промышленного комплекса на американскую программу «Трайдент». В США приступили к созданию твердотопливной межконтинентальной ядерной ракеты и ее носителя — атомной подводной лодки нового поколения проекта «Огайо», берущей на борт два десятка таких ракет.

Советские ракетостроители воплотили в железе трехступенчатую твердотопливную баллистическую ракету Р-39 с нужными характеристиками — одна ракета способна забросить десять боевых блоков мощностью по 100 килотонн каждый на расстояние до десяти тысяч километров. Система получилась эффективной, но громоздкой — общий вес одного изделия длиной 16 метров почти достигал 90 тонн. Для 20 ракет требовался и соответствующий носитель.

Оборонпрому поручили в сжатые сроки разработать большой подводный корабль, способный перевозить новое оружие и при этом стрелять залпами. В ЦКБ «Рубин» справились с этим всего за несколько лет. Новое семейство подводных крейсеров создали практически с нуля. В результате получились самые большие подводные лодки в мире и истории всего подводного флота.

«Акула» — многокорпусная подлодка. Пять прочных титановых обитаемых корпусов помещены в общий легкий, из стали. Причем два главных корпуса расположены параллельно. Всего на борту 19 отсеков. Двадцать шахт для баллистических ракет находятся перед рубкой между двумя главными корпусами. «Акула» может огрызнуться и торпедами — на вооружении крейсера шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

Размеры «Акулы» впечатляют: водоизмещение — порядка 50 тысяч тонн, что в два раза больше большинства современных субмарин. Длина — 172 метра, ширина — более 23 метров. Таких больших подводных кораблей в ВМФ еще не было. Чтобы они могли базироваться в портах, конструкторы оборудовали «Акулы» дополнительными балластными цистернами, повышающими плавучесть. Кроме того, требовалась сложная инфраструктура для подвоза и загрузки тяжелых баллистических ракет.

7 октября 2018, 08:00

«Ясень» vs Virginia. Русский ответ американским подводным охотникам

Исполинские размеры «Акулы» потребовали от конструкторов особого внимания и новых решений для снижения шумности. Лодку оснастили двухкаскадной системой пневматической амортизации, установили блочную компоновку оборудования, корпус покрыли звукоизолирующим и противогидролокационным покрытием. Однако «Акулы» все же сильно уступали американским конкурентам в плане скрытности. Впрочем, от них и не требовалось незаметно следить за потенциальным противником и находиться вблизи побережья США. «Акулы», в первую очередь, — носители ядерного оружия, главная задача которых — обеспечить успешный пуск стратегических ракет по заданным целям.

Всего СССР построил шесть крейсеров проекта 941. Все они были приписаны к Северному флоту и базировались в Западной Лице в составе специально созданной дивизии. Для «Акул» оборудовали причальную линию, разработали систему погрузки ракет, организовали береговой ремонтный комплекс и даже построили специальный транспорт-ракетовоз.

Однако эти корабли прослужили совсем недолго. Причиной тому — в том числе и их размеры. Эксплуатация была фантастически дорогой. Кроме того, в строй лодки вводили, когда ВМФ очень слабо финансировался. Урезанный военный бюджет не позволял содержать этих гигантов. В 1996-1997-х из-за нехватки средств три атомные подлодки проекта 941 (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, вывели из боевого состава ВМФ и распилили на металл. Еще два крейсера, «Архангельск» и «Северсталь», находятся в резерве и сейчас ожидают решения об утилизации.

Больше повезло головному кораблю серии «Дмитрий Донской». Его модернизировали и переоборудовали для испытаний нового ракетного комплекса морского базирования «Булава». Это последняя «Акула» в ВМФ России.

Бесшумные наблюдатели

Еще один известный проект Сергей Ковалева — атомные подводные лодки 667БДР «Кальмар». Это своего рода рабочие лошадки подводного флота. С середины 1970-х построили 14 «Кальмаров», распределив их между Тихоокеанским и Северным флотами.

Одна из особенностей этих ракетоносцев — новая система управления стрельбой. Моряки могли выпустить весь боекомплект из 16 ракет залпом. Интервалы между пусками сократили до минимума. Причем «Кальмаров» строили тоже под новое оружие — жидкостные баллистические ракеты Р-29Р с разделяющимися головными частями и боеголовками индивидуального наведения. Подлодки оснащались малошумными пятилопастными винтами, а новая гидроакустическая система позволяла обнаруживать цели на дальности до 200 километров.

«Кальмары» совершили семь одиночных межфлотских переходов подо льдами Арктики. Причем подлодки зачастую шли на небольшой глубине — порядка 50 метров, а толщина льда над ними порой превышала 15 метров. Экипажам приходилось практически вслепую, вручную и с ювелирной точностью маневрировать среди подводных льдов на расстоянии трех-четырех метров. «Кальмары» доказали эффективность межфлотских переходов — возможность оперативно, в кратчайшие сроки перебазировать подводные лодки на другой конец страны.

Большинство субмарин 667БДР сегодня уже списаны и утилизированы. Боевую службу на Тихоокеанском флоте несет только один «Кальмар» — АПЛ «Рязань». В 2019-м этот крейсер находился в парадном строю на праздновании Дня ВМФ в Авачинской бухте и продолжает успешно выполнять задачи учебно-боевой подготовки.

Эти лодки — далеко не все, что спроектировал Сергей Ковалев. По его проектам построены 92 АПЛ. Он участвовал в создании трех поколений атомоходов, в том числе подводных лодок четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сергей Никитич скончался 24 февраля 2011-го.

«Белгород» впечатлил западные СМИ — Российская газета

Издание Popular Mechanics сосредоточилось в своей публикации на технической стороне вопроса.

— «Белгород» гораздо больше любой другой подводной лодки в мире, включая американский флот. Субмарина длиной 600 футов (184 метра) имеет водоизмещение больше, чем у линкоров-гигантов времен Первой мировой войны, и может погружаться на глубину до 1700 футов (500 метров), — пишет автор. Он уточняет также, что общее водоизмещение судна превысило 30 тысяч тонн, что наполовину больше, чем у американских стратегических атомных подлодок третьего поколения типа «Огайо». Стоит отметить, что если эта цифра верна, то «Белгород» все же не превосходит АПЛ проекта 941 типа «Акула».

Издание уточняет и назначение лодки: она станет носителем для других подводных судов. Командование «Белгородом» будет якобы формально возложено на ВМФ России, но по факту — на Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ).

Впрочем, авторы текста признают, что о многих деталях подлодки можно лишь догадываться: «Россия более успешна чем США в сокрытии своих подводных лодок от нежелательных съемок», — говорится в статье. Речь идет о просочившихся в СМИ деталях американских проектируемых стратегических подлодок типа «Колумбия», которые должны сменить тип «Огайо».

Как предположил в интервью PM известный эксперт по подводному оружию Саттон, предназначение «Белгорода» — стать частью российской подводной системы гидроакустического слежения «Гармония». Другая цель — проведение спецопераций с мини-субмариной «Лошарик» или глубоководным необитаемым аппаратом «Клавесин 2Р-ПМ». Но самой «зловещей», как подчеркнул эксперт, миссией «Белгорода» станут шесть беспилотников «Посейдон», которые, по догадкам западных СМИ, она может нести на своем борту.

Портал The Washington Free Bacon сосредоточил свою публикацию именно на факте носительства «Посейдонов». Он пишет, что по оценкам американских спецслужб торпеда якобы будет оснащена ядерной боеголовкой мощностью в десятки мегатонн и в очередной раз подчеркивает, что аналогичного оружия США не имеет.

Издание цитирует генерала американских ВВС Джона Хайтена, который считает, что беспилотник «Посейдон» угрожает США и отмечает необходимость модернизации ядерного оружия Пентагона.

В свою очередь бывший сотрудник Пентагона Марк Шнайдер заявил порталу, что одна подлодка, вооруженная «Посейдонами», способна выпустить больше радиации, нежели весь стратегический арсенал США. Впрочем, российские представители ВМФ и военные эксперты неоднократно подчеркивали, что эти уникальные беспилотники — это оружие сдерживания, а не нападения.

Атомная подлодка «Казань» войдет в ВМФ после срыва сроков испытаний — РБК

Атомная подводная лодка «Казань» (Фото: Минобороны РФ)

Новая атомная подводная лодка «Казань» войдет в состав ВМФ России 7 мая.

Об этом сообщается на сайте Минобороны страны.

«После того как сегодня под приемным актом поставили свои подписи генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко и председатель комиссии государственной приемки кораблей — капитан первого ранга Алексей Потешкин, я этот акт утвердил. Это значит, что подводная лодка завершила все этапы испытаний и готова к приему в состав ВМФ и подъему на ней Андреевского флага, что и произойдет 7 мая», — сказал главком ВМФ России адмирал Николай Евменов.

Само мероприятие, как ожидается, пройдет в Северодвинске на предприятии «Севмаш». Планируется, что в церемонии примут участие представители ВМФ, правительства Татарстана, администрации Архангельской области, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), а также организаций, которые принимали участие в строительстве подводной лодки.

СМИ увидели в подлодке «Казань» потенциального «грозного противника» США

В декабре 2020 года сообщалось, что подводная лодка «Казань» в рамках испытаний выполнила стрельбу противокорабельной крылатой ракетой «Оникс» по цели в Белом море. Первоначально предполагалось, что лодка будет сдана еще в 2018 году, однако испытания проекта затянулись. Президент ОСК Алексей Рахманов признавал срыв испытаний. Позже сроки сдачи подводной лодки переносились.

Девятиэтажная «Акула»: история легенды советского военного флота | История


Борьба за военный паритет

Среди всевозможных достижений человечества есть немало рекордов, авторство которых принадлежит нашим соотечественникам. Одним из таких является создание самой большой подводной лодки в мире. Советские подводные крейсеры проекта «Акула», построенные в 1980-х годах, по сей день не знают себе равных по величине.
Высота подлодки проекта «Акула» примерно равна высоте девятиэтажного здания. А теперь представьте себе девятиэтажку, уверенно двигающуюся вперёд на глубине в несколько сотен метров — подобная картина способна потрясти и не слишком впечатлительного человека!

Статья по теме Начал Черчилль, кончил Ельцин. Краткий курс «Холодной войны»

Но советские конструкторы, работавшие над «проектом 941», о рекордах думали в последнюю очередь. Главной задачей было обеспечить сохранение военного паритета между СССР и США.

К 1970-м годам стало очевидно, что подводные лодки с ядерным оружием на борту играют очень важную роль в обеспечении безопасности государства.

Руководству СССР из донесений разведки стало известно, что в США начаты работы по созданию атомных подводных лодок нового поколения. Новые ракетоносцы типа «Огайо» должны были обеспечить США подавляющий перевес в ядерных носителях морского базирования.

В декабре 1972 года Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» получило тактико-техническое задание на проектирование советского ракетоносца третьего поколения. Главным конструктором проекта стал Сергей Ковалёв, легендарный создатель советских подводных ракетоносцев.


«Акула», вид с правой раковины. Фото: Commons.wikimedia.org

История создания


Рисунок 1. Первый спуск на воду
Советско-российская подводная лодка «Акула» начинает свою историю с конца 1972 г. , когда генеральный конструктор С. Н. Ковалёв получил тактико-техническое задание на проектирование новой подводной лодки, ничем не уступающей американской ПЛАРБ типа «Огайо». Габариты новой субмарины должны были отвечать размерам новых баллистических межконтинентальных ракет Р-39, по многим показателям превосходящим «Трайдент-1», имеющиеся на вооружении американских ВС. Частично опыт постройки атомных подлодок взят с проекта меньшего класса «Барракуда».

Первая модель ТК-208 построена в Северодвинске и спущена на воду 29 сентября 1980 г. Летом следующего года, на месяц раньше американского «Огайо» начались морские испытания, а 12 декабря 1981 г. взята на вооружение.

В перспективе планировалось построить 12 АПЛ, позже количество сокращено до десяти, в результате в строй введено лишь 6. Сегодня из них в строю остаётся лишь 1 экземпляр, остальные списаны и утилизированы или находятся в стадии разбора.

Размер имеет значение

19 декабря 1973 года правительством Советского Союза было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Новая советская трёхступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-39, специально предназначенная для вооружения подводных лодок нового типа, по своим показателям превосходила американский аналог «Трайдент-I». Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента».

Статья по теме

Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка

Но за всё нужно платить. Высокие качества Р-39 сочетались с невиданными для ракет морского базирования размерами — почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога.

Это означало, что предстоит разработать совершенно уникальный подводный крейсер, размеры которого не будут иметь аналогов.

В результате ракетные крейсеры «проекта 941» имели наибольшую длину — 172,8 метра, наибольшую ширину корпуса — 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 200 тонн и подводное водоизмещение 48 000 тонн.

Головной корабль серии, в которой предполагалось построить 7 ракетоносцев, был заложен на в 1976 году. Спуск на воду ТК (тяжёлого крейсера) 208 состоялся 23 сентября 1980 года.


Якорь «Акулы» в Северодвинске. Фото: Commons.wikimedia.org/ Schekinov Alexey Victorovich

Класс «Акула»/«Тайфун»

Параметры этих лодок — 173 метра в длину, 23 метров в высоту и 23,3 метра в ширину. Они обладают водоизмещением в 49 800 тонн и способны достигать максимальной оперативной глубины 400 метров. Шесть подводных лодок этого класса с двойным корпусом (в основе — два корпуса класса «Дельта») были включены в книгу рекордов Гиннесса. В 1996-1997 годы из-за отсутствия финансирования после всего 13 лет активной эксплуатации Кремль вывел из боевого состава три субмарины «Акула»: ТК-12 «Симбирск», ТК-202 и ТК-13.

Советский Союз спроектировал подводные лодки «Акула» для противостояния американским субмаринам класса «Огайо», они были предназначены для постоянного стратегического патрулирования территорий, расположенных к северу от Полярного круга (именно поэтому они получили укрепленный корпус, дополнительный резерв плавучести, равный 35% водоизмещения, и были оснащены экранированными пропеллерами, защищавшими судно от столкновений со льдом). Необычной особенностью «Акул» стал ракетный отсек в хвосте субмарины перед вышкой. Каждая лодка была оснащена двадцатью трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Риф» (SS-NX-20 Sturgeon) по 84 тонны, способными поразить любую точку в континентальной части США.


Popular Mechanics 13.12.2017 The National Interest 23.01.2018 The National Interest 23.11.2017 The Diplomat 06.12.2017 Svenska Dagbladet 12.11.2017 Система Р-39 была оснащена десятью боеголовками с блоками индивидуального наведения (Mirv) по 100 килотонн. Подводная лодка «Акула» могла запускать до 200 термоядерных боеголовок — на восемь больше, чем субмарины класса «Огайо». Помимо этого, подлодки были экипированы шестью торпедными аппаратами типа 53 и крылатыми ракетами «Старфиш» SS-N-15 (Starfish SS-N-15).

Подводные лодки «Акула» могли достигать скорости в 22 узла на поверхности и в 27 узлов при погружении благодаря двум водо-водяным ядерным реакторам 650 ОКБ по 190 МВт каждый, таким же, какие использовались в классах «Лира», «Плавник», «Барракуда», «Антей». Из восьми субмарин этого класса, запланированных Советским Союзом, было построено всего шесть.

Последний «Тайфун»

Последняя подводная лодка Проекта 941 используется в качестве экспериментальной платформы для межконтинентальных баллистических ракет «Булава». ТК-208 была первой подлодкой, введенной в эксплуатацию, и станет последней, выходившей в море в составе 18-й подводной дивизии Северного флота. Значительные модификации, которым подвергся «Дмитрий Донской», превратили эту лодку в первую продвинутую «Акулу», уровень которой не уступает подлодкам четвертого поколения.

Проект 941УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ останется в эксплуатации до 2020 года: с 2003 по 2010 год она осуществила 14 испытательных запусков, половина которых была отменена.

«Красный Октябрь»

«Седьмая» субмарина класса «Акула», прозванная «Красный Октябрь», стала главной героиней первого романа Тома Клэнси (Tom Clancy), опубликованного издательством «Нэвал Инститьют Пресс» (Naval Institute Press) в 1984 году. В романе советская субмарина проекта 941 «Акула» обладала новым типом двигательной установки, выполненной по стелс-технологии без мобильных деталей, под названием «гусеничный движитель». Клэнси представил модифицированную подводную лодку «Акула» вооруженной 27 баллистическими ракетами: благодаря стелс-технологии двигателя «Красный Октябрь» смог бы беспрепятственно приступить к уничтожению верхней части восточного побережья Соединенных Штатов. В романе «Охота за „Красным Октябрем»» командир Марко Рамиус (Marco Ramius) в исполнении Шона Коннери (Sean Connery) тайно направляется к побережью США с целью дезертировать и передать подводную лодку военно-морскому флоту США.

К-139 «Белгород» проект 09852

Через год Россия получит самую большую в мире атомную подводную лодку, и она будет на 11 метров длиннее подлодок проекта 941 «Акула». Официально представленная как следующая модель класса «Антей» II Проекта 949А, субмарина К-139 «Белгород» проекта 09852 будет осуществлять миссии, связанные с научными изысканиями, в качестве платформы для беспилотных аппаратов и специального оборудования. К-139 была перепроектирована и получила новый центральный отсек длиной 30 метров, из-за которого размеры субмарины достигли 184 метров. Это на 30 метров больше первоначального размера подлодок класса «Антей» и на 11 метров длиннее субмарин класса «Акула».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Акулы» разного вида

Когда корпус лодки был ещё в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше её никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы.

Статья по теме

Оставляющая вдов. История самой известной подводной лодки СССР

С отечественными подводными «Акулами» существует определённая путаница. Название проекта не относится ни к одной из входящих в него лодок. Согласно кодификации НАТО, этот проект называется «Тайфун».

В кодификации НАТО «Акулами» именуются отечественные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». Головная лодка этого проекта К-284 носила собственное название «Акула», не имея при этом отношения к «Акулам-ракетоносцам».

А первой «Акулой» в истории подводного флота России стала подлодка конструкции инженера Ивана Бубнова, спущенная на воду в 1909 году. «Акула», ставшая первым подводным кораблём в ВМС России, созданным по русскому проекту, погибла на Балтике во время Первой мировой войны.

Но вернёмся к «Акуле-рекордсменке». Первая лодка нового проекта, ТК-208, вступила в состав ВМС СССР в декабре 1981 года, практически одновременно со своей конкуренткой «Огайо».


«Акула» во льдах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bellona foundation

«Акулы»

Подводные лодки проекта 941 «Акула», спроектированные санкт-петербургским ЦКБ «Рубин», строились в СССР в 1976-1989 годах. Эти корабли способны развивать под водой скорость в 25 узлов и погружаться на глубину до 500 метров. При длине 172,8 метра и ширине 23,3 метра «Акулы» обладают подводным водоизмещением 48 тысяч тонн. Автономность плавания подлодок составляет 180 суток. В состав экипажа «Акулы» входят 160 человек, включая 52 офицера.

В составе вооружения «Акул» ─ шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра для торпед 53-65К, САЭТ-60М, СЭТ-65, УСЭТ-80 или ракето-торпед «Водопад». Корабли оборудованы 20 шахтами для баллистических ракет Р-39 и Р-39У. В общей сложности по проекту 941 были построены шесть подводных лодок, только три из которых в настоящее время находятся на вооружении ─ «Дмитрий Донской», модернизированный по проекту 941УМ, в качестве опытового корабля используется для испытания перспективных баллистических ракет Р-30 «Булава», а «Архангельск» и «Северсталь» числятся в резерве.

Ракетные шахты АПЛ проекта 941. Фото с сайта akulizm.ru

Lenta.ru

Остальные три подводные лодки проекта «Акула» ─ ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 ─ были переданы на утилизацию в первой половине 2000 годов. Все корабли уже разделаны на металлолом; утилизация последнего ─ ТК-13 завершилась в 2009 году. В мае 2010 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две подводные лодки проекта 941 прослужат в составе ВМФ до 2020 года. При этом он о. Видимо, военным оказалось легче списать подлодки, чем проводить их модернизацию.

Решение о списании подводных лодок проекта «Акула» принято Министерством обороны России по нескольким причинам. Весной 2010 года между Россией и США был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), ограничивающий число развернутых ядерных боезарядов каждой из сторон 1550 единицами. Каждая подлодка проекта 941 способна нести до 200 боевых блоков, а оснащение всех имеющихся таких кораблей ядерными боезарядами исчерпает лимит России по СНВ-3 почти наполовину. Естественно, если для подводных лодок будет собрано основное вооружение — ракеты Р-39 или Р-39У. При этом в составе ВМФ уже есть стратегические подлодки проекта 667БДРМ, а подлодки проекта 955 «Борей», поступят на вооружение уже в ближайшем будущем.

С точки зрения СНВ-3, списание «Акул» выглядит вполне логичным, хотя сами носители стратегического оружия подпадают под условия договора только номинально, но не физически. На деле «Дмитрий Донской» уже давно не носил того оружия, под которое был создан ─ одна из его шахт переделана для запуска ракет «Булава», а сама подводная лодка по этой причине вряд ли уже может считаться элементом ядерного щита России. Две других уцелевших подлодки проекта 941 находятся в резерве из-за отсутствия боекомплекта: «Северсталь» стоит у причальной стенки с 2004 года, а «Архангельск» ─ с 2006-го.

С середины 1990-х годов производство новых ракет серии Р-39 не велось по большей части из-за экономических соображений ─ стране не хватало денег на сборку дорогостоящих носителей. В 1999 году было принято решение о замене твердотопливных ракет серии Р-39, включая и разрабатывавшуюся тогда Р-39УТТХ «Барк», более компактной «Булавой». Спустя несколько лет имевшиеся в арсенале ВМФ Р-39 были признаны непригодными для несения службы из-за выхода из строя разгонных ступеней ─ твердое ракетное топливо подвержено более быстрому распаду, чем жидкое.

Фактически последние несколько лет основой морского компонента ядерного сдерживания оставались подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин», вооруженные баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева». В настоящее время в составе ВМФ России числятся шесть таких подводных лодок: «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск». Каждая из этих подлодок может нести до 128 ядерных боезарядов, или 768 на весь такой флот.

Еще одной причиной, по которой было принято решение о списании «Акул», стало скорое принятие на вооружение подводных лодок проекта 955 «Борей». Как ожидается, оно состоится в конце 2011-го ─ начале 2012 года. Решение о принятии «Бореев» на вооружение будет принято после успешного завершения испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». К настоящему времени были выполнены 16 пусков ракеты, семь из которых оказались неудачными. Впрочем, последние четыре запуска были признаны успешными, и военные преисполнились надежды, что и последующие испытания также окажутся удачными.

АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955. Фото с сайта sevmash.ru

Lenta.ru

К настоящему времени северодвинское судостроительное предприятие «Севмаш» построило одну подлодку проекта 955 ─ «Юрий Долгорукий», которая проходит морские испытания. Вторая подлодка проекта ─ «Александр Невский» ─ была спущена на воду в декабре 2010 года. Длина этих кораблей составляет 160 метров, а ширина ─ 13,5 метра. Подлодка водоизмещением 24 тысячи тонн способна погружаться на глубину до 480 метров и развивать подводную скорость до 29 узлов. Автономность плавания «Борея» составляет 90 суток. В состав экипажа корабля входят 107 человек, в том числе 55 офицеров.

Подлодки проекта 955 вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра, которые могут быть использованы для запуска торпед, ракето-торпед и крылатых ракет. «Юрий Долгорукий», построенный по проекту 955, имеет 16 ракетных шахт для ракет «Булава», способных нести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. «Александр Невский», предположительно строящийся по улучшенному проекту 955А, оснащен 20 ракетными шахтами. Ранее некоторые эксперты высказывали предположение, что четвертая подлодка ─ «Святитель Николай», строительство которой будет вестись по проекту 955У, получит еще больше ракетных шахт.

К числу неоспоримых преимуществ «Бореев» над «Акулами» российские военные относят меньшие размеры подлодок (значит их сложнее обнаружить), меньший размер экипажа, использование современных технологий и более дешевую их эксплуатацию. В целом же, на уже имеющихся двух подлодках проекта «Борей» и кораблях проекта «Дельфин» могут быть размещены до 1128 ядерных боезарядов. Таким образом, оставшиеся 422 боеголовки могут достаться дальней авиации и Ракетным войскам стратегического назначения. Такое распределение ядерных боезарядов по трем компонентам ядерного щита не оправданно и, естественно, оно будет несколько другим.

Ракетоносец повышенной надёжности

Основным типом вооружения ракетоносца являются 20 трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39. Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полёта ракет — 8300 км.

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлён старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

Статья по теме

«Ушел в далекое плавание». Родная школа о капитане подлодки «Курск»

В отличие от американских подлодок типа «Огайо», которые прежде всего строились с ориентировкой на службу в тропических водах, ракетоносцы типа «Акула» обладают повышенной прочностью, позволяющей ломать лёд толщиной в 2,5 метра. Это даёт возможность «Акуле» нести боевое дежурство на Крайнем Севере и даже непосредственно на Северном полюсе.

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри лёгкого корпуса, два из которых — основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, они расположены по принципу катамарана — параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами. Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, лёгкий корпус — стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн.

Уникальная конструкция «Акулы» обеспечивает выживание экипажа при возникновении чрезвычайной ситуации на её борту, подобной той, что произошла на подлодке «Курск».


АПЛ тип «Огайо». Фото: Commons.wikimedia.org

Стальные акулы холодной войны: подводные лодки проекта 941

Гонка вооружений и холодная война, несмотря на опасность военно-технического противостояния, подарили миру огромное число уникальных образцов техники для любой стихии: земли, воздуха и воды. Однако в случае с тяжелым ракетным подводным крейсером стратегического назначения проекта 941 «Акула» слово «уникальный» употребляется такое количество раз, какое не снится ни одной подводной лодке, да и, пожалуй, ни одному боевому кораблю вообще.

Железный исполин

Каждый образец вооружения принято описывать согласно его возможностям — мол, такое-то вооружение, такая-то скорость, размеры, масса и многое другое. Рассказывая о тяжелых ракетных крейсерах 941-го проекта, начинать нужно с того, какое влияние оказали эти мастодонты холодной войны на всю советскую промышленность. Больше тысячи высокотехнологичных предприятий по всему Советскому Союзу участвовали в постройке субмарин. Общее количество задействованных на производстве специалистов эксперты не могут посчитать и по сей день, однако заявляют, что цифра с шестью нулями в графе «общее количество привлеченных к работе специалистов» не так уж далека от реальности.

Техническая революция в рамках Военно-Морского Флота СССР по сути своей являлась результатом долгой и напряженной работы десятков конструкторских бюро и включала в себя все аспекты научной деятельности — от металлургии до прикладной военно-морской инженерии. По части необычных технических решений и внушительных цифр «Акулы» до сих пор остаются вне конкуренции — почти 50 тысяч тонн полного водоизмещения, половину которого составляет балластная вода, необходимая тяжелому подводному крейсеру для погружения. Из-за этого, кстати, лодку и прозвали «водовозом».

Самыми большими, и вообще «самыми», подводные лодки 941-го проекта были практически во всем — длина лодки почти 173 метра, огромная масса и наличие пяти обитаемых корпусов. Таких решений в истории всего военно-морского флота, какой бы стране он не принадлежал, не было, нет и, скорее всего, больше никогда не будет.

Самый живучий хищник

Корпусу подводного крейсера не случайно уделяется особое внимание. Вопрос живучести лодки при чрезвычайных ситуациях всегда стоял особенно остро, ведь малейшее повреждение могло вызвать гибель всей субмарины и экипажа целиком. 941-й проект в этом смысле существенно отличается от всего, что было построено за последние несколько десятков лет. Особенность корпуса «Акулы» состоит в том, что внутри АПЛ находится еще ПЯТЬ прочных обитаемых корпусов, а торпедный отсек, командный пост и отсек с силовой установкой полностью герметичны и отделены друг от друга. Для того чтобы заложить, а в последствии достроить столь большой объект, на СМП (Севером машиностроительном предприятии) специально был возведен огромный сборочный цех — самый большой в мире.

Удобство и скрытность

Коллектив инженеров ЦКБМТ «Рубин» — головного разработчика уникальных субмарин фактически переписал принципы создания подводных лодок. Во внимание приняли даже район боевого дежурства в северных широтах — благодаря специальному навигационному оборудованию и прочному корпусу была обеспечена возможность всплытия в районах с толщиной льда до двух с половиной метров. Для удобства захода подводного исполина на базу после боевого дежурства, ввиду чудовищных размеров и габаритов вообще, в корпус были интегрированы специальные балластные цистерны, обеспечивающие необходимый уровень осадки.

Сами подводники в коротких беседах отмечают, что по уровню внимания даже к самым незначительным деталям 941-й проект, скорее всего, навсегда останется наилучшим из когда-либо созданных подводных ракетных крейсеров.

«Взять хотя бы решение по снижению уровня шумности субмарины. Силовая установка была как бы «подвешена» в специальной раме — с так называемой двухкаскадной резино-кордовой пневматической амортизацией, благодаря которой вся вибрация от силовой установки, если так можно выразиться, «гасилась» внутри корпуса. Отчасти, благодаря этому решению «Акулы» считались и до сих пор считаются одними из самых малошумных подводных лодок», — поясняет кандидат технических наук Сергей Филатов.

Скрытность подводной лодки также продумали самым тщательным образом — для снижения заметности и в целях снижения шумов корпус покрыли специальным резиновым покрытием, общий вес которого составлял 800 тонн.

Гарант мира во всем мире

Целый город приводился в движение с помощью уникальной даже по меркам конца 80-х ГЭУ (главной энергетической установки). Два реактора мощностью по 50 тысяч лошадиных сил каждый были способны разогнать под водой субмарину размером больше футбольного поля до скорости в 25 узлов — почти 50 километров в час. Несмотря на то, что грифы секретности со многих технологий, реализованных в подводных лодках 941-го проекта, сняты, память о том, для чего же в действительности была предназначена уникальная субмарина, в умах зарубежных военных жива до сих пор.

В том случае, если бы холодная война перешла в активную фазу и по Советскому Союзу нанесли ядерный удар, «Акулы» должны были, без всякого преувеличения, стереть в порошок страну-агрессора ответным ударом. К слову, сил и средств для этого было достаточно — на борту субмарины разместили 20 межконтинентальных баллистических ракет Р-39 с десятью боевыми блоками и дальностью полета в 10 тысяч километров.

«Особенность заключается еще и в том, что подобные мероприятия возможно было осуществлять и в режиме залпа с глубин более 50 метров», — поясняет в интервью «Звезде» капитан 2 ранга ВМФ России в отставке Олег Гарцев.

Любого вероятного противника, где бы он не находился, с борта «Акулы» можно было достать и пробить такую брешь в наследственной памяти, залатать которую никто и никогда уже не смог бы. Высокую живучесть самой подлодки и надежность конструкции в целом подтвердили не только расчеты специалистов, но и происшествие, которое для любой другой подводной лодки вполне могло бы стать последним. В шахте ТК-17 одной из построенных по проекту 941 подлодок произошел взрыв баллистической ракеты весом в 90 тонн, и все, что потребовалось для устранения последствий — небольшой ремонт пусковой установки, части корпуса и с десяток рапортов о произошедшем. Никто из экипажа подлодки (а это, на секундочку, почти 180 человек) при взрыве не пострадал.

Несмотря на то, что поставленные перед «Акулами» задачи до момента развала Советского Союза с успехом выполнялись, знаменитым «Тайфунам», как их окрестили в США, со временем пришлось «подвинуться». Политический кризис в конце 80-х и начале 90-х пагубно отразился на судьбе уникального и внушающего страх одним своим видом вооружения — вместе с развалом СССР прекратился процесс сложного технического обслуживания уникальнейшего оружия возмездия.

Вопрос модернизации подводных лодок 941-го проекта позже неоднократно поднимался на многочисленных совещаниях, однако высокая стоимость работ по модернизации, равная сумме за две подводные лодки проекта 955 «Борей», фактически поставила крест на дальнейшей судьбе тяжелых подводных крейсеров. Специалисты отмечают, что, несмотря на выдающиеся и никем больше не реализованные технические решения, подобные гиганты постепенно дослуживают свой век. Единственный из оставшихся тяжелых подводных крейсеров стратегического назначения — ТК-208 «Дмитрий Донской», являющийся к тому же первым из серии подводных лодок, будет находиться в составе ВМФ России до 2020 года в качестве испытательной площадки.

О дальнейшей судьбе ТК-208 специалисты рассуждать не любят. Представители ОПК лишь дают понять, что забывать огромное количество абсолютно уникальных технических решений, прославивших 941-й проект далеко за пределами нашей страны, в отечественных конструкторских бюро даже не думают.

Автор: Дмитрий Юров

«Плавучий Хилтон»

Уникальными были не только боевые характеристики новых подлодок, но и практически всё, что с ними связано.

Проект предусматривал строительство в подмосковном Обнинске специального центра подготовки подводников со всей инфраструктурой для членов экипажей и их семей.

Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.

Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2–3 месяца, должен был убыть с базы в Подмосковье, после чего отправиться в отпуск. В это время на лодке должен был работать технический экипаж. По окончании ремонтных работ технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.

Статья по теме

Последний парад наступает. АПЛ «Ленинский комсомол» ушла в утиль

Много внимания уделялось и быту подводников на самой лодке. Салон для отдыха, сауна, солярий, спортзал, две кают-компании и даже плавательный бассейн — ничего подобного советские подводники раньше не видели. В результате «Акулы» получили ещё одно прозвище — «плавучий Хилтон».

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева.

«То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа.»Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпусы изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т . По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и рубкой, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Своя среди китов

Главной слабостью первых отечественных атомных подводных лодок был высокий уровень шума, демаскирующий их. Корпуса у «Акул» были сконструированы так удачно, что уровень шума оказался значительно ниже, чем ожидали даже проектировщики. Для американцев же «молчаливость» «Акулы» и вовсе стала неприятным сюрпризом. Действительно, как-то неуютно становится при мысли, что где-то в океане бесшумно и незаметно движется «девятиэтажка», своим залпом способная превратить в радиоактивную пустыню несколько американских мегаполисов.

Подводники уверяют, что «Акуле» настолько удалось слиться с океаном, что киты и касатки нередко принимали ракетоносец за сородича, тем самым создавая ему дополнительное «прикрытие».

Появление в составе ВМФ СССР ракетоносцев проекта 941 «Акула» лишило военное командование США надежд на приобретение подавляющего перевеса над СССР в ядерных силах морского базирования.

Но в историю данного проекта вмешалась большая политика. После распада Советского Союза представители США, предлагая новые договоры по разоружению, проявляли живейший интерес к снятию с вооружения и утилизации советских «Акул».


ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией. Фото: Commons.wikimedia.org

Чем Россия заменила атомные подлодки проекта «Акула», контролировавшие половину мира

Сверхмощная «Акула» стала легендой ВМФ России. Военный эксперт Василий Дандыкин заявил, что подводные лодки проекта могли уничтожить любой объект, контролируя при этом половину земного шара.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения главного конструктора проекта «Тайфун» Сергея Ковалева. Журналисты ТАСС впервые побывали на ТК-20 «Северсталь»— одном из шести созданных им атомных стратегических крейсеров проекта 941. Механик атомной подводной лодки ТК-20 «Северсталь» капитан-лейтенант Дмитрий Краснов рассказал, что ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» имел возможности для контроля половины мира.

В общей сложности было выпущено шесть субмарин такого типа. В СССР их называли «Акулами» (по классификации НАТО — «Тайфун»). Эти лодки являлись самым грозным подводным оружием, когда-либо созданным человечеством. В настоящее время часть лодок уже утилизирована, они выведены из боевого состава Военно-морского флота РФ.

«Американцы были очень заинтересованы, чтобы у нас этих «Акул» не стало. Потому что одна подлодка контролирует полмира, а их было шесть», —сказал капитан-лейтенант.

Такая подводная лодка могла в случае необходимости уничтожить любой объект, а также контролировать другие корабли и подлодки, рассказывает капитан первого ранга в запасе Василий Дандыкин. Они были созданы в ответ на американскую систему твердотопливных баллистических ракет «Трайдент».

«Подлодки этого типа были проанонсированы на двадцать пятом съезде партии. Была серия из шести подлодок. Эта лодка отличается тем, что имеет самые большие размеры в мире по водоизмещению. Она состоит из двух корпусов, которые соединены между собой. По сути, это лодка-катамаран. На ней были установлены твердотопливные ракеты. Там было десять боеголовок с приличной мощностью, а всего на борту их было двести. Также технологии на тот момент не позволяли делать ракеты меньшего размера, т. к. они были твердотопливными. Тем не менее это серьезная ударная сила по дальности и по мощи. Лодке даже не нужно было выходить в океан», — заявил Дандыкин в беседе с Федеральным агентством новостей.

Среди подводников было престижным служить на таких атомоходах. Экипаж размещался в лодках этого типа с большим комфортом по тем временам, отмечает военный эксперт.

«Однако случилось то, что случилось. Лодки были достаточно трудоемкими в обслуживании и, к тому же, наступила эпоха разоружения. В связи с этим произошло сокращение большого количества ядерных боеголовок. Дальше лодки пошли на утилизацию. Сейчас на смену приходят другие подводные лодки проекта «Борей». Таким образом, для своего времени эти лодки были уместны. А по нынешнему времени у РФ достаточно сил, чтобы нанести непоправимый ущерб любому агрессору, который осмелится атаковать и применять ядерное оружие против России», – сообщил собеседник ФАН.

Как сообщалось, командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго признал превосходство российских подлодок над американскими.

Ранее две трети жителей РФ назвали Военно-морской флот России самым сильным в мире. Такие данные представила пресс-служба Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

До этого бывший начальник штаба Черноморского флота ВМФ России, вице-адмирал Петр Святашов заявил, что прогноз профессора из США Лайла Голдстайна о поражении НАТО в случае морского столкновения с РФ «из разряда детских игр». Он порекомендовал прекратить фантазировать о войне с РФ.

Первая, она же последняя

Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.

ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 годы при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта и ныне также ожидают утилизации.

Единственный ракетоносец проекта «Акула», до сих пор остающийся в строю, — это та самая подлодка ТК-208, спущенная на воду 23 сентября 1980 года.

В 2002 году ТК-208 был присвоено наименование «Дмитрий Донской». Самый большой подводный ракетоносец в мире прошёл модернизацию по проекту 941 УМ и ныне переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с борта «Дмитрия Донского» осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Предполагается, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.

Подводный ракетодром: «Акулы» предложили вооружить сотнями «Калибров»

Как следует из заявления адмирала Бурцева корреспонденту ТАСС, тяжелый подводный крейсер проекта 941 типа «Акула», который был не только самым большим в мире подводным кораблем, но и самым мощным по вооружению, вполне может быть переоборудован в суперноситель высокоточных неядерных вооружений. И в новом для себя качестве способен принять на борт до 200 крылатых ракет «Калибр» и «Оникс». А завтра или в ближайшей перспективе — это и непотопляемая стартовая платформа для гиперзвукого «Циркона», который проходит финальные испытания и будет предложен к постановке на вооружение.

Возможно, кому-то идеи с переоборудованием «Акул» покажутся странными или, как минимум, запоздалыми. Но это не снимает с повестки вопрос о судьбе двух еще остающихся на плаву подлодок-гигантов — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Выведенные из боевого состава и поставленные в очередь на утилизацию, они уже несколько лет находятся без движения у дальнего причала Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.

Там, если в одну сторону посмотреть, — судоремотный , где уже не один десяток атомных субмарин, списанных со службы, порезали на иголки.

А по другую сторону пролива — причалы и 55-й, самый большой и оснащенный стапельный эллинг «Севмаша», где были построены все шесть ТАПРК СН (дословно — тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения) по уникальному проекту 941 «Акула» ленинградского, а ныне санкт-петербургского ЦКБ «Рубин». По признанию генерального конструктора академика Сергея Ковалева (1919 — 2011), проявили себя эти корабли неплохо, но прослужили, увы, недолго.

Две списанные со службы, но еще живые «Акулы» могли бы стать непотопляемым суперносителем для 400 ракет «Калибр»

Три «Акулы» из шести еще в конце 90-х попали под сокращение и были исключены из боевого состава нашего ВМФ. А в 2005-2009 годах при финансовой помощи США в рамках программы «Совместного уменьшения угрозы» разрезаны на металлолом.

Больше других повезло головному крейсеру ТК-208: в том же эллинге «Севмаша», где первенец был построен, его модернизировали по проекту 941УМ и в 2002 году под именем собственным «Дмитрий Донской» вновь спустили на воду — для отработки нового ракетного комплекса «Булава» и самой ракеты с тем же названием.

Экипаж ТК-208 под командованием сначала Аркадия Романова, а потом Олега Цыбина десять лет без малого таскал каштаны из огня для строившихся на «Севмаше» ракетоносцев четвертого поколения серии 955 «Борей», пока своенравная «Булава» не стала летать так, как ей приказывали.

ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв в 2004 году — в арсенале Северного флота для нее не осталось годных ракет, а новых на НПО «Южное» в Днепропетровске уже не делали. По той же причине — нет боекомплекта — спустя два года вывели в резерв ТК-17 «Архангельск».

Почему так получилось, пусть рассудят историки. Здесь скажем лишь о том, что в марте 1997 года экипаж под командованием капитана Iранга А.С. Богачева выпустил в одном залпе все двадцать МБР с борта ТК-13. А в декабре того же 97-го — еще 20 ракет из 20 шахт крейсера ТК-20, на котором экипаж Богачева тогда служил. И в первом случае, и во втором геройская операция была проведена «с целью утилизации ракет методом пуска»…

Вся эта далекая и все еще недавняя история вспомнилась, потянула за собой недоступные прежде подробности и обрела новое, актуальное звучание благодаря вице-адмиралу Бурцеву.

«Размеры этих субмарин, — напомнил один из недавних руководителей Главного штаба ВМФ, — позволяют вооружить каждую из них по меньшей мере 200 крылатыми ракетами». А в качестве примера подобной модернизации адмирал привел стратегические подлодки США типа «Огайо». Прежде все они имели в своих шахтах баллистические ракеты «Трайдент-1». А теперь четыре корабля этого типа переоборудованы, и каждая несет на борту по 154 крылатые ракеты «Томагавк».

Эксперт напомнил и о том, что в целом современные боевые корабли России не уступают иностранным аналогам по многим характеристикам, но обладают недостаточным боекомплектом. Тут не в нашу пользу даже сравнение с Китаем. Их эсминец проекта 055 может нести 112 крылатых ракет, а новейшие российские фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» имеют всего по 16 ударных ракет. Фрегаты, что в той же линейке строятся за ними, получат 24 ракеты.

По мнению вице-адмирала Бурцева, «этого явно недостаточно». А если использовать в качестве суперносителя высокоточных крылатых ракет переоборудованные «Акулы», дисбаланс можно нивелировать.

Под шифром «Груша»

В истории нашего ВМФ и северодвинских верфей, где более полувека строят и ремонтируют атомные субмарины, уже был поучительный пример трансформации ранее построенных кораблей. Тот масштабный проект долгое время остался в памяти участников под секретным шифром «Груша».

А суть его состояла в переоборудовании серийных АПЛ проекта 667 «Навага» по проекту 667АТ «Груша». Из корпуса подводной лодки вырезали полностью отсек с ракетными шахтами, а на его место вваривали новый, в котором располагалось восемь 533-мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении торпедные аппараты устанавливались под углом к осевой линии корабля, и не в носовой оконечности, а в средней части подлодки.

Основным вооружением АПЛ в результате такой модификации становились 32 стратегические дозвуковые крылатые ракеты C-10 «Гранат». Запускались они из восьми уже упомянутых торпедных аппаратов, расположенных в пятом, замененном отсеке. При необходимости эти же торпедные аппараты могли использоваться для запуска дальноходных торпед. Изнутри отсека система заряжания и подачи боеприпасов чем-то напоминала систему Наган — только многоствольный и с гигантским барабаном.

В результате подводные лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями крылатых ракет C-10 «Гранат». Одновременно с новым ракетным отсеком на переоборудованные по проекту 667АТ «Груша» корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставались практически без изменений.

Изначально планировалась переоборудовать шесть АПЛ проекта 667А «Навага» — три на судоремонтном в Большом Камне (Приморский край) и столько же — на «Звездочке» в Северодвинске.

Но в итоге переоборудовали всего три — и все на северодвинской верфи. В 1986 году «Звездочка» передала флоту подлодку К-423 в новом качестве, через два года — К-253, а в 1991 году — подводную лодку с тактическим номером К-395. Все три обновленных корабля вошли в боевой состав Северного флота и несли службу до начала 2000-х. Крайняя среди них АПЛ К-395 исключена из боевого состава 1 сентября 2002 года.

20 лет со дня гибели подлодки «Курск»: ответы на главные вопросы о трагедии

  • Павел Аксенов
  • Би-би-си

Автор фото, Getty Images

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск».

Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту. По многим причинам гибель «Курска» стала одним из поворотных моментов современной российской истории.

Русская служба Би-би-си собрала главные вопросы, связанные с этой трагедией, и выяснила, были ли даны на них достоверные и внятные ответы.

По плану учений 12 августа 2000 года «Курск» должен был сначала обстрелять ракетой «Гранит», а затем торпедировать условного противника — корабельную группировку, в составе которой были атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и авианосец «Адмирал Кузнецов».

Торпеда и ракета не содержали боевую часть со взрывчатым веществом — такие боеприпасы называют «практическими». В остальном они абсолютно совпадают с боевыми.

«Курск» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий», возглавлявший группировку условного противника подлодки, отстрелялись своими «Гранитами». Во время подготовки торпедной атаки произошла катастрофа.

По данным следствия, в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в четвертом торпедном аппарате «Курска» взорвалась практическая торпеда 6576-А. Подлодка резко опустилась на дно, на глубину 108 метров. Там произошел второй взрыв, который уничтожил всю носовую часть субмарины.

Большинство членов экипажа в отсеках с первого по третий погибли сразу или в течение считанных минут. Выжившие собрались в девятом отсеке.

Поисковая операция началась в 23:30 12 августа, а около 3:20 утра на следующий день лодку «нащупал» на дне эхолотом «Петр Великий». Первый спасательный корабль прибыл на место аварии в 10 утра 13 августа.

Курск. Хронология катастрофы

Подводная лодка «Курск» Getty Images

Вертолет летит над местом катастрофы подводной лодки «Курск» Getty Images