Авиация ПВО — это… Что такое Авиация ПВО?

  • АВИАЦИЯ ПВО — род Войск ПВО. Состоит из частей истребительной авиации (ИА) и подразделений военно транспортной авиации и вертолетов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Авиация ПВО — АВИÁЦИЯ ПВО. В янв. 1942 созд. как род войск ПВО для прикрытия важных направлений, районов и объектов от возд. пр ка, к рые до 1942 прикрывались частями ВВС. Организационно состояла из возд. истребит. армии, истребит. авиац. корпусов, дивизий,… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • авиация ПВО — авиация ПВО — один из основных и наиболее манёвренный род войск противовоздушной обороны. Состоит из истребительной авиации (ИА), специальной и транспортной авиации. Назначение ИА — уничтожение средств воздушного нападения (самолётов,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • авиация ПВО — авиация ПВО — один из основных и наиболее манёвренный род войск противовоздушной обороны. Состоит из истребительной авиации (ИА), специальной и транспортной авиации. Назначение ИА — уничтожение средств воздушного нападения (самолётов,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • АВИАЦИЯ ПВО — истр. авиация в системе ПВО адм. полит., пром. экон. центров (р нов), важных воен. и др. объектов страны, предназнач. для уничтожения средств возд. нападения, разведки пр ка в воздухе, а также его возд. десантов и аэромоб. войск в полёте. В СССР… …   Энциклопедия РВСН

  • Авиация ПВО — предназначена для борьбы с воздушно космическим противником, прикрытия группировок ВС, важных военных и других объектов от ударов авиации и ракет на максимальном удалении от прикрываемых объектов. Включает части истребительной, а также… …   Словарь военных терминов

  • Авиация ПВО страны —         один из основных и наиболее манёвренных родов войск ПВО страны (См. Войска противовоздушной обороны страны). Состоит из истребительной авиации (ИА) и подразделений вспомогательной авиации. Назначение ИА уничтожать средства воздушного… …   Большая советская энциклопедия

  • Авиация ПВО страны —    составная часть воейно воздушных сил и род войск ПВО страны, предназначенная для прикрытия важных объектов в тылу фронта и на территории страны. Организационно авиация ПВО состоит из частей и соединений истребительной авиации. Свои задачи она… …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • авиация — широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Охватывает летательные аппараты, наземные средства, обеспечивающие подготовку летательных аппаратов к полётам и выполнение полётного задания, аэропорты,… …   Энциклопедия техники

  • авиация — Рис. 1. Изменение приведённой «вредной» площади манёвренных истребителей по годам. авиация (франц. aviation, от лат. avis  птица)  широкое понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. А. включает необходимые технические… …   Энциклопедия «Авиация»

  • dic.academic.ru

    Истребительная Авиация ПВО : shvp — LiveJournal

    _____
    «Тревога». Художник Корнеев Е. 1984__________________________»Перехватчики». Художник Окороков Б. 1965

    _________
    «Крылатые сыны отчизны». В. Псарёв (фрагмент)___________»Небо зовёт». Вяткин А. 1986


    Авиация ПВО входила как род войск в состав ПВО вместе с
    — ЗРВ (Зенитные ракетные войска) и
    — РТВ (Радиотехнические войска).

    Авиация ПВО страны вооружена истребительно-авиационными комплексами перехвата, включающими сверхзвуковые истребители-перехватчики с ракетным вооружением, которые способны перехватывать и уничтожать вражеские самолёты-носители ракет «воздух — земля» ещё до рубежа пуска ракет с самолётов.

    В годы Первой мировой войны значительная часть ИА привлекалась для прикрытия крупных промышленных и административно-политических центров.
    Выполнение ИА этих специфических задач и предопределило зарождение Авиации ПВО.

    В 1916 в русский армии был сформирован отдельный авиационный дивизион в составе 3 истребительных авиационных отрядов (по 6 самолётов) для обороны Петрограда.

    В соответствии с декретом о создании регулярной Красной Армии в начале 1918 стали формироваться первые авиационн отряды в Петрограде. В короткий срок было создано авиационное прикрытие из 19 истребителей.

    Были сформированы истребительные авиационные отряды для обороны Москвы, Кронштадта и Тулы.
    В 1925 принято специальное постановление об укреплении противовоздушной обороны объектов государственного значения и крупных городов.

    В 1925—1930 на вооружение поступили первые отечественные самолёты-истребители И-2, И-3, И-4, И-5, вооруженные 7,62-мм пулемётами, имевшие скорость 220—280 км/ч, потолок до 7500 м.

    В 1933—1939 Истребительная Авиация противовоздушной обороны имела самолёты И-15, И-15бис, И-153 и И-16 со скоростью полёта 370—490 км/ч, потолком до 10700 м, с 12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками и реактивными снарядами РС-82.

    С 1940 стали поступать истребители Як-1 и МиГ-3 со скоростями полёта 580 и 615 км/ч соответственно.

    До Великой Отечественной войны и в начале войны все соединения и части ИА входили в состав военно-воздушных сил, при этом некоторые из них выделялись для выполнения задач противовоздушной обороны объектов страны.
    Так, для прикрытия крупных городов в 1935 из военно-воздушных сил было выделено 29 эскадрилий (более 900 истребителей).

    К началу войны имелось 40 истребительных авиаполков противовоздушной обороны, насчитывавших около 1500 самолётов.

    Противовоздушную оборону Москвы обеспечивали 11 истребительных авиаполков (602 истребителя), Ленинграда — 9, Баку — 9, Киева — 4, Риги, Минска, Одессы, Кривого Рога, Тбилиси — по 1, Дальнего Востока — 2.
    Все 40 авиаполков в январе 1942 из военно-воздушных сил были переданы в состав войск противовоздушной обороны, что означало создание нового рода войск, — Авиации Противовоздушной Обороны.

    В годы Великой Отечественной войны Авиация ПВО СССР организационно состояла:
    Воздушные истребительные армиии — корпуса — дивизии — полки.

    Основные принципы боевого применения ИА противовоздушной обороны:
    — массирование сил на главном направлени;
    — централизация управления;
    — чёткое взаимодействие с зенитной артиллерией;

    Получила дальнейшее развитие тактика ведения групповых воздушных боёв составом авиаэскадрильи, авиаполка и нескольких полков в простых метеорологических условиях.
    Успешно применялись действия авиаподразделений и частей из засад.
    Начали использоваться радиолокационные станции для наведения истребителей в сложных метеорологических условиях .

    Применение радиолокационных станций расширило возможности получения более точных данных о воздушной обстановке и обнаружения авиации противника на дальних подступах к обороняемым объектам.

    Основной боевой единицей была пара истребителей, а основным способом боевых действий — вылет из положения дежурства на аэродроме.

    Вместе с развитием тактики совершенствовались боевые порядки.
    Получило дальнейшее развитие планирование воздушного боя.
    В соответствии с замыслом боя определялись группы тактического назначения:
    -ударная, прикрытия, отвлекающая и др..

    За годы войны самолётный парк ИА противовоздушной обороны обновился полностью.

    Истребители Лa-5, Як-3, Як-9, Ла-7. состоявшие на вооружении к концу войны, имели скорость полёта 600—720 км/ч и мощное пушечное вооружение.

    Для послевоенного развития Авиации ПВО характерно оснащение её реактивными самолётами, дальнейшее совершенствование системы управления, а также развитие специальной и транспортной авиации.

    В конце 40 х гг. Авиация ПВО вооружается реактивными истребителями МиГ-9, Як-15.

    Подготовку лётных кадров для Авиации ПВО проводили в Армавирском и Ставропольском авиационных училищах.


    Вознесенский Д. 1948 г.


    Фото из архива Гладкова С.В.

    В 50-е гг. МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25 с бортовыми радиолокационными приборами и управляемыми ракетами класса «воздух—воздух».


    Из архива Плахотенко Н.Ф.


    Укладываем парашюты на УТИ МиГ-15

    В 60-е гг. в состав А. ПВО поступают сверхзвуковые истребители Су-9, Су-11, Су-15, Як-28П.

    В последующие годы — новые поколения самолётов МиГ-25, МиГ-31, Су-27….


    Фото из архива В. Козлова

    Все фотографии из личного архива и сайта АВВАКУЛ ПВО
    По материалам: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

    shvp.livejournal.com

    ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КАК ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССИИ

    НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №3/2009, стр. 2-7

    ГЕОПОЛИТИКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КАК ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССИИ

    УДК 355.469

    Генерал-майор И. П. АЗАРЕНОК,

    командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны

    А. А. ПЕТЬКОВ,

    ведущий научный сотрудник УП

    «Тетраэдр», кандидат технических наук

    Полковник Ю. Н. ЧЕРНЫЙ,

    начальник 1034-го центра военных исследований и информатизации

    командования ВВС и войск ПВО,

    кандидат технических наук

    Пока существует ядерное оружие и сохраняется возможность его применения для достижения военно-политических целей, ряд государств продолжает рассматривать свое ядерное оружие как фактор сдерживания и сохранения стабильности в мире. Однако в настоящее время коренным образом изменилось содержание вооруженной борьбы. Ее основой становятся действия сил воздушно-космического нападения всех видов с применением обычных вооружений. В строительстве вооруженных сил ведущих государств мира сформировалась устойчивая тенденция приоритетного развития и применения средств воздушно-космического нападения и высокоточных средств поражения в целях достижения гарантированного успеха в вооруженных конфликтах любой интенсивности. Вследствие этого возникла необходимость в уточнении содержательной сущности понятия «сдерживание агрессии», а также роли ВВС и войск ПВО как фактора сдерживания агрессии.

    Проявлением значимости системы ПВО для обеспечения безопасности Республики Беларусь являются постоянно ведущиеся на различных уровнях дискуссии относительно масштабов и направлений ее дальнейшего развития, боевых возможностей, мероприятий по повышению живучести и эффективности, структуре данной системы и по другим вопросам. Однако необходимо отметить и предпринимаемые в последнее время попытки некоторых «экспертов» пересмотреть роль ВВС и войск ПВО в обеспечении военной безопасности государства и, как следствие, изменить сущность предназначения системы ПВО под лозунгом невозможности противостояния современным и перспективным средствам воздушно-космического нападения (СВКН) и высокоточному оружию (ВТО) наиболее развитых государств. Как следствие, такими «экспертами» либо предлагаются дорогостоящие варианты создания новой системы воздушно-космической обороны (что экономически не оправдано для относительно небольшого по масштабам государства), либо предлагается тотально заменить в системе ПВО государства традиционные силы и средства (силы и средства зенитного ракетного и истребительного авиационного прикрытия) иными силами и средствами (например, силами и средствами радиоэлектронной борьбы, пассивной защиты войск и объектов и так далее) без весомого обоснования целесообразности такой замены.

    Один из основных недостатков таких крайних подходов заключается в том, что подобными «экспертами» система ПВО государства рассматривается в отрыве от общегосударственной системы стратегического сдерживания агрессии. Естественно, в системе ПВО должны органически сочетаться все силы и средства, обеспечивающие военную безопасность государства в воздушно-космической сфере. Однако реализация таких мер, как сокращение ниже критического уровня дежурных сил зенитного ракетного и истребительного авиационного прикрытия, снижение темпов наращивания боеготовых средств и оснащения системы ПВО перспективными образцами традиционного вооружения, решающего задачи ПВО объектов прикрытия и войск, может при определенных условиях спровоцировать эвентуального противника к внезапному нанесению ударов высокоточными средствами поражения по элементам экономической, политической и военной инфраструктуры государства. Анализ локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что после такого удара вооруженные силы обороняющихся государств не могли выполнить возложенные на них задачи.

    Исторически сложилось, что с момента организационного оформления в вид вооруженных сил в течение длительного времени войска ПВО страны, предназначенные для выполнения задач по борьбе с воздушным противником, свои основные усилия сосредоточивали, как правило, на прикрытии стационарных объектов на всех этапах развития военного конфликта. Исходя из такого подхода, установилась традиция определения потребного количественно-качественного состава группировки войск ПВО и распределения сил и средств ПВО по направлениям (районам) в зависимости от количества и значения объектов прикрытия. В современных условиях, когда силы и средства воздушного нападения наиболее развитых государств обладают высоким уровнем стратегической и оперативной мобильности, такие взгляды на противовоздушную оборону, роль ВВС и войск ПВО в общегосударственной системе стратегического сдерживания агрессии и обеспечении военной безопасности государства требуют корректировки, адекватной изменившимся условиям.

    Анализ развития сил и средств воздушно-космического нападения и их боевого применения в военных конфликтах конца XX — начала XXI века показывает, что в период до 2020 года воздушно-космическое пространство станет единой и, вероятнее всего, основной сферой вооруженной борьбы. Военные действия в этом пространстве уже в настоящее время приобрели главенствующую роль и глобальный размах, а успешное применение СВКН стало основой для достижения успеха в вооруженной борьбе [1-4].

    Наиболее развитые государства мира в последнее время не стремятся содержать многочисленные сухопутные войска, делая ставку на преимущественное использование в военных конфликтах военно-воздушных и военно-морских сил как основу ударной составляющей. Значительное превосходство сил в воздухе и решающая роль СВКН позволяют проводить крупномасштабные боевые действия, что вызывает значительные изменения во взглядах на их роль и место в военных конфликтах, на характер, формы и способы их боевого применения. Это выражается, в частности, в отработке различных вариантов воздушных кампаний (операций), проведением которых, как правило, планируется начинать боевые действия. Основными задачами таких кампаний являются: завоевание и удержание господства в воздухе, подавление системы государственного и военного управления, уничтожение наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры подвергающегося агрессии государства, а при необходимости — разгром (подавление или дезорганизация) противостоящих группировок войск для создания условий успешного завершения развязываемых военных конфликтов.

    Основная роль в вооруженной борьбе отводится ВВС, строительство которых осуществляется в соответствии с программами, предусматривающими поэтапное наращивание их боевой мощи за счет принятия на вооружение новейшей авиационной техники и модернизации имеющегося самолетного парка при одновременном сокращении численности боевого состава авиации. В соответствии с планами оснащения вооруженных сил основных иностранных государств до 2020 года поступят на вооружение и станут технической основой их боевого потенциала принципиально новые средства вооруженной борьбы: гиперзвуковые воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные авиационные комплексы, оружие на новых физических принципах. Завершится интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единые информационно-разведывательные управляющие системы. Уже сегодня возможности сил воздушно-космического нападения развитых государств мира позволяют им в относительно короткие сроки создавать мощные авиационные группировки вблизи границ любых других государств. Такие группировки будут способны решать любые тактические, отдельные оперативные, и даже, при определенных условиях, стратегические задачи.

    Таким образом, в войнах будущего воздушно-космическое пространство будет одной из основных сфер вооруженной борьбы, а средствам воздушно-космического нападения будет отводиться решающая роль в достижении целей войны. В таких условиях необходимо уточнение сущности понятия «сдерживание агрессии» с учетом тенденции повышения роли сил и средств вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве.

    1. Сущность «сдерживания агрессии» в условиях повышения роли неядерных вооружений

    На всем многовековом этапе существования системы межгосударственных отношений сдерживание агрессии является одним из важнейших элементов национальной политики любого государства. В то же время политика сдерживания, как составная часть национальной политики ряда государств, официальное признание получила с появлением ядерного оружия, которое с начала второй половины XX века и практически до его последнего десятилетия считалось основным инструментом военного противоборства. В этот период сам термин «сдерживание агрессии» приобрел не только особое значение, но и новый смысл. Следует отметить, что концепция «ядерного сдерживания» и в настоящее время продолжает являться основой стратегического сдерживания агрессии для большинства государств, обладающих ядерным оружием [5; 6].

    В основу концепции «ядерного сдерживания» фактически заложен принцип сдерживания агрессии путем устрашения. Такие концепции стратегического сдерживания направлены на достижение внешнеполитических целей посредством формирования у военно-политического руководства государства — потенциального агрессора опасения (страха) перед последствиями, которые могут быть получены в результате ответных или же превентивных действий военного характера. При таком подходе система стратегического сдерживания государства от развязывания против него агрессии базируется на реализации научно-технических и непосредственно военных мер, направленных на обеспечение ключевого качества сдерживания — «устрашения», предполагающего внушение эвентуальному противнику мысли о чрезмерно опасных для него последствиях или же неоправданно высоких потерях в результате военного столкновения. В связи с этим термин «сдерживание» в некоторых источниках трактуется еще как «разубеждение при помощи страха» [5].

    Однако вполне правомочны вопросы о том, всегда ли наличие ядерного оружия являлось фактором сдерживания агрессии и всегда ли наличие такого оружия у одной из противоборствующих сторон являлось весомой причиной достижения государством — обладателем ядерного оружия успеха в военных конфликтах? Исторический опыт свидетельствует, что на протяжении всего периода существования ядерного оружия оно действительно сыграло важную роль в предотвращении региональных и крупномасштабных войн, а также локальных войн между ядерными державами и коалициями с их участием [5]. Убедительным примером тому являются события осени 1962 года в период Карибского кризиса. Однако во второй половине XX — начале XXI века в мире было развязано более 200 локальных войн и вооруженных конфликтов, в том числе и с непосредственным участием ядерных государств. При этом государства — обладатели ядерного оружия не во всех случаях достигали успеха (например, войны во Вьетнаме и Афганистане с участием США и их союзников по блоку НАТО, война в Афганистане с участием СССР). Следовательно, наличие ядерного оружия в настоящее время не является весомой причиной достижения успеха в военных конфликтах различной интенсивности.

    Не случайно взгляды военно-политического руководства некоторых государств на роль ядерных вооружений в парировании глобальных и региональных угроз на современном этапе претерпели трансформацию. В частности, американское военно-политическое руководство исходит из того, что роль ядерного оружия в достижении военно-политических целей снижается, так как с распадом СССР и Организации Варшавского договора изменилось соотношение сил, расширились возможности по достижению целей с помощью обычных вооружений, в том числе быстро развивающегося ВТО [6]. Это положение подтверждается взглядами военно-политического руководства США на характер будущих войн, изложенными в концептуальных документах «Стратегия национальной безопасности США», «Война в 2020 году», «Единая перспекти-ва-2020», «Космический прогноз-2020», «Стратегический план космических командований США до 2020 года», а также в директиве министерства обороны США «Космическая политика» и других документах.

    В настоящее время в рамках коалиционной стратегии НАТО принято положение о переводе ядерного оружия в разряд «крайнего средства» (последнего резерва). При этом США существенно снизили акцент на применение ядерного оружия и расширили понятие «триады», включив в ее состав обычные ударные средства (высокоточное оружие), систему противоракетной обороны и гибкую инфраструктуру, обеспечивающую быстрое наращивание оперативно развернутых сил.

    С учетом изложенного, отождествлять термин «сдерживание агрессии» исключительно с ядерным сдерживанием было бы неправильным, поскольку сдерживание агрессии является одним из важнейших элементов обеспечения военной безопасности любого государства, в том числе и не обладающего ядерным оружием. Как справедливо отметил министр обороны Республики Беларусь генерал-полковник Л. С. Мальцев, «Вооруженные Силы всегда были важнейшим фактором стратегического сдерживания. Но какими они должны стать сегодня, чтобы обеспечить стратегическое сдерживание в будущем?» [7]. В этой короткой и вместе с тем емкой по содержанию фразе заложен необходимый методологический базис, на основе которого сформирована и развивается с учетом геополитических и геостратегических условий организационная и материальная основа системы стратегического сдерживания агрессии против нашего государства. При этом в наиболее общем смысле под термином «стратегическое сдерживание» понимается комплекс проводимых государством согласованных политических, экономических, идеологических, научно-технических, военных и других мер, направленных на стабилизацию военно-политической и военно-стратегической обстановки, недопущение вооруженных конфликтов и предотвращение возможной агрессии [8]. Следует отметить, что в приведенном определении термина «стратегическое сдерживание» наряду с военно-стратегическими и военно-техническими аспектами присутствуют военно-политические, экономические, идеологические и другие аспекты, единство которых характеризует комплексность системы стратегического сдерживания агрессии против государства.

    К сожалению, многими зарубежными и отечественными военными учеными и специалистами, исходя из исторически сложившихся стереотипов, содержательная сущность военно-стратегического аспекта сдерживания агрессии отождествляется исключительно с возможностью формирования у эвентуального агрессора опасения перед возможными последствиями в виде неприемлемого ущерба, который ему может быть нанесен в результате ответных или же превентивных действий военного характера противоборствующей стороной. При этом под неприемлемым ущербом понимается такой уровень людских, моральных и материальных потерь, ухудшения условий жизни населения, на которые нападающая сторона не согласна даже при условии победы в войне или вооруженном конфликте [9]. Однако вытекающие из существующих реалий подходы к обеспечению военной безопасности государства требуют, чтобы в содержание военно-стратегического аспекта сдерживания агрессии в современных условиях закладывался не только этот компонент.

    В содержании военно-стратегического аспекта сдерживания агрессии целесообразно учитывать также возможность формирования у эвентуального агрессора убеждения в том, что оборонительные системы подвергающегося агрессии государства не позволят достичь желаемых для агрессора политических, экономических и военно-стратегических целей, а уровень нанесенного в результате агрессии ущерба окажется приемлемым для обороняющейся стороны. При этом под приемлемым ущербом следует понимать такой уровень людских, моральных и материальных потерь, ухудшения условий жизни населения, при которых обороняющаяся сторона сохраняет основы своей жизнедеятельности, а также способность вести военные действия по отражению агрессии без существенных ограничений.

    Вышеназванные компоненты фактически являются, так сказать, «двумя сторонами одной и той же монеты». При этом первый компонент (убеждение агрессора в возможности получения им неприемлемого ущерба) характеризует активную наступательную составляющую, а второй компонент (убеждение агрессора в невозможности достижения преследуемых целей вследствие активного противодействия оборонительных систем противоборствующей стороны) — активную оборонительную составляющую, которые в совокупности образуют единство военно-стратегического аспекта сдерживания агрессии (рис. 1).

    Рис. 1. Компоненты военно-стратегического аспекта сдерживания агрессии

    В условиях современного военного противоборства рост значимости сил и средств вооруженной борьбы в воздушной сфере в достижении целей военных конфликтов определяет отношение многих (прежде всего безъядерных) государств к ВВС и войскам ПВО как к наиболее важным факторам сдерживания агрессии и одним из главных составляющих в общей системе мер по обеспечению готовности этих государств к защите от вооруженного нападения. Анализ показывает, что после военных конфликтов в Югославии, Афганистане и Ираке интерес многих стран к приобретению авиационной техники и вооружения, эффективных систем и средств ПВО существенно возрос. Это свидетельствует о том, что эти государства не могут рассчитывать на свою военную безопасность в случае конфронтации с другими странами без развитых в достаточной степени сил и средств вооруженной борьбы в воздушной сфере и рассматривают их как эффективные средства сдерживания агрессии даже при значительной асимметрии в силах и средствах по сравнению с более сильным эвентуальным противником.

    2. Роль ВВС и войск ПВО в системе стратегического сдерживания агрессии и обеспечении военной безопасности государства

    Понимание значимости ВВС и войск ПВО в условиях современного военного противоборства усиливает их роль как одного из важнейших инструментов предотвращения локальных войн и вооруженных конфликтов различной интенсивности. В современных условиях, оценивая роль ВВС и войск ПВО в системе стратегического сдерживания агрессии и обеспечении военной безопасности государства, необходимо рассматривать значимость этого вида Вооруженных Сил в нескольких аспектах: в военно-политическом, военно-стратегическом и военно-техническом (рис. 2) [10].

    Рис. 2. Различные аспекты, определяющие роль ВВС и войск ПВО в системе стратегического сдерживания агрессии и обеспечении военной безопасности государства

    Для выполнения функций элемента системы стратегического сдерживания агрессии, основной целью развития ВВС и войск ПВО должно являться поддержание их боевого потенциала на уровне, достаточном для сдерживания и снижения рисков возникновения военных конфликтов, обеспечения эффективной обороны государства в воздушной сфере. При этом боевой потенциал ВВС и войск ПВО в совокупности с другими компонентами системы стратегического сдерживания должен обеспечивать требуемый уровень обеих составляющих военно-стратегического сдерживания эвентуального воздушного противника:

    активной наступательной составляющей — за счет боевого потенциала ударной и многоцелевой авиации ВВС и войск ПВО в совокупности с боевым потенциалом ракетных войск и артиллерии, сил специальных операций;

    активной оборонительной составляющей — за счет боевого потенциала зенитных ракетных войск и истребительной авиации ВВС и войск ПВО в совокупности с боевым потенциалом войсковой ПВО Сухопутных войск, соединений и частей радиоэлектронной борьбы, а также других родов войск и специальных войск, которые должны рассматриваться в качестве компонентов единой системы ПВО государства.

    В условиях современного военного противоборства, характеризующегося повышением значимости вооруженной борьбы в воздушной сфере в достижении целей военных конфликтов, дальнейшее развитие ВВС и войск ПВО приобретает особую актуальность. Для решения задач в системе стратегического сдерживания агрессии и обеспечения военной безопасности государства в воздушной сфере должны быть реализованы следующие военно-технические принципы развития ВВС и войск ПВО:

    поэтапное переоснащение ВВС и войск ПВО перспективным вооружением и военной техникой на основе согласованной военно-технической политики;

    сокращение номенклатуры и типажа вооружения и его унификация, модернизация и создание производственных мощностей, способных обеспечить потребности ВВС и войск ПВО в вооружении и его ремонте;

    обеспечение соответствия основных требований к боевой готовности, оперативной и боевой подготовке органов управления, соединений и частей ВВС и войск ПВО условиям современного военного противоборства в воздушной сфере;

    определение важнейших операционных воздушных направлений и сосредоточение усилий ВВС и войск ПВО на этих направлениях с целью защиты от воздушного нападения наиболее важных объектов государства и группировок войск;

    эшелонированное построение группировки сил и средств ВВС и войск ПВО на всю глубину возможного проникновения СВН при комплексном использовании всех сил и средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, привлекаемых к решению задач по противовоздушной обороне государства;

    совершенствование Единой системы ПВО Союзного государства;

    обеспечение единой идеологии автоматизированного сбора, обработки информации и управления ВВС и войсками ПВО, а также при создании интегрированной информационно-разведывательной инфраструктуры Единой системы ПВО Союзного государства;

    создание рациональной системы обеспечения боевой готовности вооружения и военной техники, эшелонирования запасов материальных средств ВВС и войск ПВО.

    Рассмотренные выше принципы легли в основу концепции дальнейшего развития ВВС и войск ПВО, определили необходимость проведения научных исследований, направленных на упреждающую теоретическую проработку вопросов строительства данного вида Вооруженных Сил.

    Концепцией дальнейшего развития ВВС и войск ПВО предусматривается создать высокоавтоматизированную, с использованием существующего и перспективного вооружения и военной техники, мобильную, адаптивную к изменяющимся условиям организационно-техническую систему, способную обеспечить выполнение задач мирного времени, а также ведение согласованных боевых действий ВВС и войск ПВО по отражению воздушного (в перспективе воздушно-космического) нападения. С этой целью выполняется комплекс приоритетных работ по модернизации, разработке, производству и внедрению новых образцов вооружения и военной техники ВВС и войск ПВО предприятиями Республики Беларусь самостоятельно и в кооперации с другими государствами, в том числе в интересах Единой системы ПВО Союзного государства и Объединенной системы ПВО Содружества Независимых Государств. Комплексное развитие средств и систем, решающих задачи противовоздушной обороны, взаимно дополняющих их боевые возможности, предусмотрено в действующей Государственной программе вооружения.

    Дальнейшее совершенствование ВВС и войск ПВО на практике позволит создать качественно новый вид Вооруженных Сил Республики Беларусь, являющийся основой системы противовоздушной (а в дальнейшем воздушно-космической) обороны государства. Максимальная интеграция оперативных и боевых возможностей в единой информационно-огневой системе обеспечит решение задач по предназначению во всех формах применения Вооруженных Сил в возможных войнах и вооруженных конфликтах. Наличие и функционирование дееспособной системы ПВО государства делает невозможным упреждающее использование воздушного пространства для подготовки и развязывания агрессии.

    В условиях, когда основным предназначением Вооруженных Сил является не ведение войны, а ее недопущение, роль ВВС и войск ПВО в системе стратегического сдерживания агрессии и обеспечении военной безопасности государства заключается прежде всего в отработке форм и способов действий ВВС и войск ПВО при решении задач по поддержанию мира, стабильности и сдерживанию от агрессии эвентуального противника. Для реализации такой роли ВВС и войска ПВО должны применяться в форме разведывательно-информационных, демонстративных, боевых действий дежурных и специально выделенных сил в воздушном пространстве. Данные меры не являются единственными и могут применяться в комплексе с другими мерами в рамках реализации общей политики по поддержанию мира, стабильности и сдерживанию агрессии. При этом основными способами действий ВВС и войск ПВО могут быть: несение боевого дежурства на аэродромах и позициях дежурных сил, а также разного рода демонстративные действия (проведение учений, боевых стрельб в ходе учений различного уровня, готовность к маневру и так далее).

    Демонстративные действия на направлениях, рубежах, вдоль внешних границ государства должны проводиться специально выделенными силами с их реальным оперативным развертыванием, наращиванием боевой готовности группировок ВВС и войск ПВО в конкретных районах, усилением группировок на угрожаемых направлениях за счет резервов, созданием региональных коалиционных группировок войск и сил ПВО. Демонстративные действия могут проводиться последовательно, одновременно или комбинированным способом. При их организации и осуществлении необходимо понимать, что состав сил и средств ВВС и войск ПВО, осуществляющих демонстративные действия, должен быть количественно и качественно обоснован.

    Особое внимание в демонстративных действиях в мирное время уделяется проведению боевых стрельб и освещению их результатов в средствах массовой информации. Традиционно успешное выполнение практических боевых стрельб расчетами зенитных ракетных комплексов и практическое применение авиационных средств поражения экипажами авиации ВВС и войск ПВО на полигонах Республики Беларусь и Российской Федерации является одним из важнейших факторов стратегического сдерживания агрессии против нашего государства и свидетельствует, что ВВС и войска ПВО готовы к выполнению поставленных задач в любых условиях обстановки.

    Для развития ВВС и войск ПВО как базовой основы системы ПВО государства немаловажным является и тот факт, что силы и средства ПВО имеют сугубо оборонительную направленность и наращивание их количественно-качественного состава, осуществление маневра ими в пределах своей территории международное сообщество не должно и не может расценивать как подготовку государства к агрессии. Следует отметить, что сдерживание агрессивных устремлений некоторых государств путем создания на отдельных операционных направлениях сильной ПВО является менее обременительным для экономики страны, чем развитие других видов и родов войск Вооруженных Сил для решения той же проблемы.

    Вместе с тем в условиях, когда меры по обеспечению сдерживания эвентуального агрессора могут оказаться недостаточно эффективными, ВВС и войска ПВО необходимо рассматривать в структуре Вооруженных Сил как средство разгрома эвентуального противника. Деэскалация начавшейся агрессии путем применения ВВС и войск ПВО в составе Вооруженных Сил должна являться крайней и вынужденной мерой и может осуществляться применением соответствующих складывающейся обстановке форм и способов боевых действий. Главной целью таких действий должно быть принуждение противника к прекращению военных действий на возможно более ранней стадии развития военного конфликта.

    Формы и способы решения задач ВВС и войск ПВО в ходе военного конфликта могут быть различными, а их выбор зависит от множества факторов. Вопросы использования различных форм и способов применения ВВС и войск ПВО в ходе военного конфликта являются темой отдельного разговора и достаточно отражены в статьях [11; 12], ранее опубликованных в журнале.

    Таким образом, ВВС и войска ПВО являются одним из важнейших компонентов в системе стратегического сдерживания агрессии и одним из важнейших факторов обеспечения военной безопасности государства. Наличие у безъядерного государства дееспособной системы ПВО, базовой основой которой являются ВВС и войска ПВО, может обеспечить сдерживание эвентуального агрессора от развязывания военных конфликтов, предотвратить их эскалацию и перерастание в широкомасштабную войну с применением высокоточного оружия.

    В настоящее время командованием ВВС и войск ПВО совместно с Генеральным штабом выработаны единые подходы к совершенствованию ВВС и войск ПВО. В целях обеспечения военной безопасности Республики Беларусь в воздушном пространстве признано целесообразным:

    развитие ВВС и войск ПВО осуществлять с учетом важности различных операционных воздушных направлений, динамики развития военно-политической обстановки на этих направлениях, характера и масштабов возможных военных конфликтов, реальных экономических возможностей государства;

    основные усилия системы ПВО сосредоточить на прикрытии наиболее важных объектов государства и обеспечении выполнения задач группировками Вооруженных Сил в случае возникновения военных конфликтов;

    обеспечить комплексное применение наступательных и оборонительных разнородных сил и средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в интересах решения задач ПВО наиболее важных объектов систем государственного и военного управления, объектов экономики и инфраструктуры государства, группировок войск.

    Представляется целесообразным более детально проработать вопросы совместного применения всех сил и средств по ПВО на операционных направлениях, так как противовоздушная оборона объектов и войск должна быть организована и обеспечена в любых условиях обстановки. Совместная подготовка и согласованное ведение боевых действий войсками оперативно-тактических командований ВВС и войск ПВО и силами войсковой ПВО оперативных командований являются важными составляющими в системе обеспечения военной безопасности государства и значительно повысят эффективность ПВО объектов и войск.

    С учетом сказанного, представляется целесообразным закрепить в концептуальных документах по вопросам военной безопасности Республики Беларусь ряд положений о роли ВВС и войск ПВО. Прежде всего это касается положений о подтверждении роли ВВС и войск ПВО как важнейшего фактора обороноспособности, одной из основных составляющих военной безопасности государства, важнейшего элемента системы стратегического сдерживания агрессии в условиях современного военного противоборства, об обеспечении сбалансированного развития ВВС и войск ПВО в двухкомпонентной структуре на основе прорабатываемых вопросов по дальнейшему развитию Вооруженных Сил Республики Беларусь. В современных условиях ВВС и войска ПВО должны превратиться из вида Вооруженных Сил, который ранее лишь обеспечивал боевые действия сухопутных группировок войск, в вид Вооруженных Сил, способный как предотвращать возникновение военных конфликтов, так и радикально влиять на их исход. В свою очередь, это требует перестройки взглядов военной науки и военной практики на вопросы строительства и развития видов Вооруженных Сил, их взаимодействия, соотношения и оснащения.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ващинин И. Дискуссия в США: роль ВВС в современной войне//3арубежное военное обозрение. 2000. Ml. С. 19-24; -Ml- С. 28-32.

    2. The Significance and Evolution of Air Power//Military Technology. — 2003. -M6.- P. 26-59; -№7.- P. 61-65.

    3. Барвиненко В. В. Ретроспективный анализ повышения роли вооруженного противоборства в воздушно-космическом пространстве//Военная мысль. 2006. №7. С. 2-12.

    4. Куликов А. ВВС как инструмент политики: Перспективы боевого применения и развития авиации//Воздушно-космическая оборона. — 2007. — № 5 (36). — С. 34-41; — № 6 (37). — С. 46-53.

    5. Туркин А.И., Оселедько А.В., Хряпш А.Л. Роль ядерного оружия как фактора сдерживания агрессии//Стратегическая стабильность. — 2008. — № 2. — С. 61-64.

    6. Соловцов Н. Е. Стратегическое ядерное сдерживание необходимое условие обеспечения национальной безопасности России//Вестник академии военных наук. — 2008. — Ml.- С. 45-47.

    7. Мальцев Л. С. Вооруженные Силы Республики Беларусь: история и современность//Мн.: Асобы Дах, 2003. С. 11.

    8. Сборник военных и специальных терминов для офицеров Министерства обороны, командований видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований/Под общ. ред. И. В. Глода. — Мн.: МО РБ, 2003. — С. 204.

    9. Барвиненко В. В., Мушков Ю. И. О достаточности сил и средств для обеспечения военной безопасности страны//Воен-наямысль. — 2003. — М5.- С. 39-42.

    10. Азаренок И. П., Петьков А. А. Концептуальные подходы к построению системы противовоздушной обороны государства//Наука и военная безопасность. — 2007. — № 4. — С. 13-18.

    11. Азаренок И. П. Развитие форм и способов применения авиации военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны//Наука и военная безопасность. — 2007. — № 2. — С. 17-20.

    12. Паферов О. С. Актуальные проблемы и тенденции развития оперативного искусства ВВС и войск ПВО в современных условиях//Наука и военная безопасность. 2003. — № 1. — С. 19-21.


    militaryarticle.ru

    авиация ПВО — это… Что такое авиация ПВО?

    авиа́ция ПВО — один из основных и наиболее манёвренный род войск противовоздушной обороны. Состоит из истребительной авиации (ИА), специальной и транспортной авиации. Назначение ИА — уничтожение средств воздушного нападения (самолётов, крылатых ракет и т. д.) противника главным образом на дальних подступах к обороняемым объектам. Боевые задачи ИА решает во взаимодействии с другими силами и средствами противовоздушной обороны, а также с истребительной авиацией военно-воздушных сил. Части ИА входят в состав соединений противовоздушной обороны. Специальная и транспортная авиация предназначена для обеспечения боевых действий ИА, зенитных ракетных и радиотехнических войск противовоздушной обороны. Состоит из отдельных авиационных подразделений, оснащённых транспортными самолётами, самолётами специального назначения, вертолётами.

    Возникновение и развитие А. ПВО связано с общим развитием авиации и форм ее боевого применения. В годы 1-й мировой войны значительная часть ИА привлекалась для прикрытия крупных промышленных и административно-политических центров. Выполнение ИА этих специфических задач и предопределило зарождение А. ПВО. В 1916 в русский армии был сформирован отдельный авиационный дивизион в составе 3 истребительных авиационных отрядов (по 6 самолётов) для обороны Петрограда. В Великобритании было создано несколько специальных эскадрилий, организационно сведённых в «Крыло воздушной обороны страны». Во всех наиболее развитых странах Западной Европы разрабатывались способы и тактические приёмы прикрытия объектов, ведения воздушных боёв с целью предупреждения ударов с воздуха, сделаны первые шаги по организации взаимодействия ИА с другими средствами противовоздушной обороны.

    В соответствии с декретом о создании регулярной Красной Армии в начале 1918 стали формироваться первые авиационные отряды в Петрограде. В короткий срок было создано авиационное прикрытие из 19 истребителей. Были сформированы истребительные авиационные отряды для обороны Москвы, Кронштадта и Тулы. В 1925 принято специальное постановление об укреплении противовоздушной обороны объектов государственного значения и крупных городов. В 1925—30 на вооружение поступили первые отечественные самолёты-истребители И-2, И-3, И-4, И-5, вооруженные 7,62-мм пулемётами, имевшие скорость 220—280 км/ч, потолок до 7500 м. В 1933—39 ИА противовоздушной обороны имела самолёты И-15, И-15бис, И-153 и И-16 со скоростью полёта 370—490 км/ч, потолком до 107 00 м, с 12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками и реактивными снарядами РС-82; с 1940 стали поступать истребители Як-1 и МиГ-3 со скоростями полёта 580 и 615 км/ч соответственно. Совершенствовались организационная структура А. ПВО, способы боевого применения и взаимодействия с другими средствами противовоздушной обороны. Тыловые объекты предусматривалось оборонять специально выделенными частями ИА противовоздушной обороны во взаимодействии с зенитной артиллерией, зенитными прожекторами и с использованием аэростатов заграждения.

    До Великой Отечественной войны и в начале войны все соединения и части ИА входили в состав военно-воздушных сил, при этом некоторые из них выделялись для выполнения задач противовоздушной обороны объектов страны. Так, для прикрытия крупных городов в 1935 из военно-воздушных сил было выделено 29 эскадрилий (более 900 истребителей). К началу войны имелось 40 истребительных авиаполков противовоздушной обороны, насчитывавших около 1500 самолётов. Противовоздушную оборону Москвы обеспечивали 11 истребительных авиаполков (602 истребителя), Ленинграда — 9, Баку — 9, Киева — 4, Риги, Минска, Одессы, Кривого Рога, Тбилиси — по 1, Дальнего Востока — 2. Все 40 авиаполков в январе 1942 из военно-воздушных сил были переданы в состав войск противовоздушной обороны, что означало создание нового рода войск, — А. противовоздушной обороны.

    В ходе 2-й мировой войны на территориях воюющих государств значительные силы ИА привлекались для обороны важных районов и объектов. В Великобритании в интересах противовоздушной обороны было создано авиационное командование в составе 15 эскадрилий. Противовоздушная оборона Берлина возлагалась на авиадивизию (400—600 истребителей).

    В годы Великой Отечественной войны А. ПВО СССР организационно состояла из воздушных истребительных армий, корпусов, дивизий, полков. Основные принципы боевого применения ИА противовоздушной обороны: массирование сил на главном направлении, централизация управления, чёткое взаимодействие с зенитной артиллерией. Получила дальнейшее развитие тактика А. ПВО. Разработана и успешно освоена тактика ведения групповых воздушных боёв составом авиаэскадрильи, авиаполка и несколько полков в простых метеорологических условиях. Успешно применялись действия авиаподразделений и частей из засад. Начали использоваться для наведения истребителей в сложных метеорологических условиях радиолокационные станции. Применение радиолокационных станций расширило возможности получения более точных данных о воздушной обстановке и обнаружения авиации противника на дальних подступах к обороняемым объектам. Шире стал применяться манёвр силами ИА противовоздушной обороны, что дало возможность прикрывать от ударов с воздуха целые районы и обширные зоны. Наряду с выполнением основных задач ИА противовоздушной обороны действовала и в интересах сухопутных войск. Только ИА противовоздушной обороны Москвы с сентября 1941 по март 1942 выполнила свыше 26 000 самолёто-вылетов для нанесения штурмовых ударов по немецко-фашистским войскам и прикрытия войск Западного фронта. Основной боевой единицей была пара истребителей, а основным способом боевых действий — вылет из положения дежурства на аэродроме. Вместе с развитием тактики совершенствовались боевые порядки. Получило дальнейшее развитие планирование воздушного боя. В соответствии с замыслом боя определялись группы тактического назначения: ударная, прикрытия, отвлекающая и др. Лётчики-истребители ИА противовоздушной обороны были в числе первых, которые в Великую Отечественную войну применили таран как способ уничтожения самолётов противника, — А. С. Данилов, С. И. Здоровцев, П. С. Рябцев, П. Т. Харитонов (днём), В. В. Талалихин (ночью), А. Н. Катрич (высотный таран). Один из авиаполков (586-й истребительный) был женским. Этот полк прошёл боевой путь от берегов Волги до столицы Австрии — Вены. Лётчицы полка совершили 4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв и сбили 38 самолётов противника. Всего же за период войны лётчики ИА противовоздушной обороны сбили около 4000 самолётов противника, уничтожили на аэродромах 238 самолётов, 92 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза, А. Т. Карпову — дважды. За годы войны самолётный парк ИА противовоздушной обороны обновился полностью. Истребители Ла-5, Як-3, Як-9, Ла-7. состоявшие на вооружении к концу войны, имели скорость полёта 600—720 км/ч и мощное пушечное вооружение. На 1 мая 1945 в А. ПВО насчитывалось 97 полков.

    Для послевоенного развития А. ПВО характерно оснащение её реактивными самолётами, дальнейшее совершенствование системы управления, а также развитие специальной и транспортной авиации, В конце 40-х гг. А. ПВО вооружается реактивными истребителями МиГ-9, Як-15, в 50-е гг. — МиГ-15, ‑17, ‑19, Як-25 с бортовыми радиолокационными приборами и управляемыми ракетами класса «воздух—воздух». В 60-е гг. в состав А. ПВО поступают сверхзвуковые истребители Су-9, ‑11, ‑15, Як-28П, в последующие годы — новые поколения самолётов МиГ-25, ‑31, Су-27 с высокими лётно-тактическими характеристиками. Имея скорости полёта самолётов до 3000 км/ч, практический потолок более 20 000 м, высокоэффективные системы вооружения, А. ПВО способна поражать малозаметные и малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. Тактика А. ПВО строится на основе всестороннего учёта опыта Великой Отечественной войны и послевоенной практики, достижений и перспектив развития военной науки и техники. Шире стало взаимодействие А. ПВО с другими родами войск противовоздушной обороны, средствами противовоздушной обороны других видов Вооруженных Сил. Командующими А. ПВО были: И. Д. Климов (1942—47), С. А. Пестов (1947—48), Е. Я. Савицкий (1948—53, 1954—66), М. Г. Мачин (1953—54), А. Л. Кадомцев (1966—69), А. Е. Боровых (1969—77), Н. И. Москвителев (1977—87), Б. И. Андреев (с 1987).

    А. ПВО в вооруженных силах стран НАТО и США представлена отдельными авиационными эскадрильями истребителей противовоздушной обороны. В зависимости от обстановки могут привлекаться значительные силы тактической авиации. На вооружении А. ПВО состоят истребители Макдоннелл-Дуглас F-15 «Игл», Дженерал дайнемикс F-16 (США), Панавиа «Торнадо» F.2 (Великобритания), «Мираж» F-1C, «Мираж» 2000 (Франция) и др. Управление истребителями противовоздушной обороны предусмотрено в единой автоматизированной системе управления средствами противовоздушной обороны «Нейдж». В целях повышения возможностей управления истребителями противовоздушной обороны используются также самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, входящие в систему «АВАКС—НАТО» (американский самолёт Боинг Е-3А).

    Н. И. Москвителев.

    Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

    avia.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *