Музей ВВС в Монино. Часть 1.

В подмосковном Монино находится Центральный музей Военно-воздушных сил, на 20 гектарах которого располагается более 160 летательных аппаратов.
Под катом можно посмотреть большинство представленных в музее экспонатов — более 100 фото с описанием и около 37 мегабайт трафика.

1.

2.

3. Многоцелевой эстребитель МиГ-29, 1977

Один из лучших реактивных истребителей четвертого поколения. В 1977 году был совершён первый полёт. Имеется большое количество модификаций. На самолётах МиГ-29 выступает пилотажная группа «Стрижи». По мнению многих специалистов МиГ-29 стал лучшим истребителем мира конца XX века.

4.Тяжелый транспортный ветролет В-12 (Ми-12), 1967

Первые работы по созданию сверхтяжелого вертолета, получившего обозначение В-12 (Ми-12), начались в 1959 г. В 1961 г. было утверждено задание на проработку вертолета грузоподъемностью 20-25 т. 27 июня 1967 г. летчик-испытатель В.П. Колошенко впервые поднял В-12 в воздух. С декабря 1967 г. начались систематические подъемы В-12. Вся программа заводских испытаний была выполнена за месяц без осложнений.
В мае-июне 1971 г. В-12 демонстрировался на 29-м Международном салоне авиации и космонавтики в Ле-Бурже под Парижем, где вертолет был признан «звездой салона» и получил приз И.И. Сикорского. Затем последовали показательные полеты в Париже, Копенгагене и Берлине.
В 1974 г. все работы по доводке двух опытных машин были остановлены. Первый экземпляр В-12 остался на «вечное хранение» на заводе, а второй передали в музей ВВС в Монино.

5. Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4. 1947

Копия американского бомбардировщика В-29 «Суперфортресс». Первый экземпляр самолета, получившего название Ту-4, в мае 1947 года поднял в воздух летчик-испытатель Н.С.Рыбко. Испытания заняли около двух лет. Самолет выпускался серийно и в течение ряда лет составлял основу советской стратегической авиации.
Находящийся в музее ВВС Ту-4 № 280503 с моторами АШ-73ТК был выпущен заводом в марте 1952 года и прослужил до 1958 года. За это время он налетал 1540 часов 05 минут, выполнил 2004 посадки. Последний полет выполнил летчик Алтухов 7 октября 1958 года, который приземлился на аэродроме Монино в ремонтные мастерские. После их закрытия самолет передали музею ВВС и он стал одним из первых его экспонатов.

6.

7.Дальний бомбардировщик Ту-16, 1952

Первый полет опытного бомбардировщика выполнил 27 апреля 1952 года летчик-испытатель Н.С.Рыбко. Ту-16 выпускался серийно в течение ряда лет в нескольких модификациях, в том числе ракетоносца не только в СССР, но и в Китайской Народной республике.
Экспонируемый в музее ВВС Ту-16 изготовили в 1954 году. В августе 1967 года его перегнали в Монино.

8.Фронтовой бомбардировщик Ту-2, 1941

Ту-2 строился серийно в 1942-м, затем, после перерыва, вызванного сменой силовой установки, постройку возобновили в 1943 году и продолжали еще пять лет.
До конца войны ВВС получили около 800 бомбардировщиков этого типа, а в послевоенные годы еще 2527 самолетов.
Находящийся в музее ВВС Ту-2 был получен 21 ноября 1958 г. в весьма плачевном состоянии, но был возрожден в 1973-1974 годах на производственной базе ОКБ имени А.Н.Туполева. К 1975 г. все работы по его реставрации закончили и единственный сохранившийся в нашей стране Ту-2 стал доступен вниманию посетителей музея.

9.Скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), 1934

Скоростной фронтовой бомбардировщик, серийный. Первый отечественный самолет подобного класса, самый массовый серийный самолет разработки КБ А. Н. Туполева.
Рассмотрение вопроса о создании специализированного скоростного фронтового бомбардировщика, скорость которого была бы сравнима со скоростями истребителей вероятных противников, началось еще в начале 30-х годов. К концу 1933г. накопился достаточный опытно-конструкторский и научно технический задел, способный обеспечить практическую реализацию концепции подобного самолета и КБ приступило к проектированию скоростного бомбардировщика, получившего внутреннее обозначение АНТ-40 и официальное СБ. Ведущим по проекту был назначен А.А.Архангельский, ставший во главе созданной в январе 1934 г специализированной бригады N 5.
В марте 1934 г УВВС предоставило свои ТТТ к новой машине: максимальная скорость на высоте 4000 м — 330 км/ч, потолок — 8000 м, дальность — 700 км, бомбовую нагрузка — 500 кг, оборонительное вооружение — носовая установка 2 х ШКАС, верхняя турельная и нижняя люковая установки по одному ШКАС. В результате напряженной работы уже через три месяца, 8 марта 1934 года, эскизный проект нового бомбардировщика представили в на утверждение. Новый бомбардировщик выполнялся по схеме двухдвигательного трехместного свободнонесущего среднеплана с убирающимся в полете шасси и гладкой обшивкой фюзеляжа и крыла. Компоновка базировалась на том, что при заданной бомбовой нагрузке в 500 кг и мощном оборонительном вооружении габариты машины должны были быть минимальными. Вся полезная нагрузка размещалась внутри фюзеляжа. Аэродинамическая форма была совершенной без каких-либо резко выступающих частей. Таким образом, проект АНТ-40 стал логическим завершением поиска оптимальных решений и развития идей, принятых при работах над проектами АНТ-21, АНТ-29 и АНТ-30.

10.Истребитель ПВО МиГ-3, 1940. Находится на реконструкции

Проектные работы над истребителем МиГ-3, обозначенным И-200, начались в 1939 году под руководством Н.Н.Поликарпова. В то время считалось вполне вероятным, что воздушные бои грядущей войны будут происходить на средних и больших высотах. Исходя из этой концепции, создавался И-200. После выделения из КБ Н.Н.Поликарпова большой конструкторской группы и организации на ее основе нового конструкторского бюро во главе с М.М.Гуревичем, куда был передан проект истребителя И-200, и все дальнейшие работы над самолетом велись в этом КБ. И-200 представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Вооружение состояло из трех синхронных пулеметов: двух скорострельных ШКАС и одного крупнокалиберного БС. Разместить пушку в развале блока цилиндров мотора не позволяла конструкция силовой установки. На истребитель установили высотный мотор жидкостного охлаждения АМ-35А. Подбор мотора тесно связывался с предполагаемым характером действий самолета. Первый опытный И-200 вышел на испытания в 5 апреля 1940 года. В начале первым 100 И-200 присвоили марку МиГ-1, а последующим МиГ-3. К началу войны он стал самым многочисленным истребителем нового поколения в советских ВВС. МиГ-3 был и самым скоростным серийным самолетом (максимальная скорость 640 км/ч на высоте 7,8 км). Однако МиГ-3 обладал неважными пилотажными качествами и требовал высокой квалификации летчиков. Так в руках инициативных и тактически грамотных летчиков МиГ-3 показал себя весьма сильной боевой машиной (Трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин сбил на МиГ-3 десять вражеских самолетов, в том числе 5 истребителей Мессершмитт Bf-109E). Но все же в условиях массовой эксплуатации и небольших высот применения МиГ-3 не обладал достаточной боеспособностью и по многим показателям уступал Bf-109F. Это окончательно решило судьбу МиГ-3. Производство его прекратили в начале 1942 года. Всего было построено 3322 самолета МиГ-3 и 100 самолетов МиГ-1.

11.Фронтовой бомбардировщик Су-24

Первый полет совершил в мае 1970 г. Су-24 в отчетах НАТО значится как «Фенсер-А» («Fencer-A»)

12.

13.Дальний бомбардировщик ДБ-3(ДБ-3Б, ЦКБ-30), 1936

Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30, другой номер ДБ-3 сохранялся в 1936 — 1938 гг. С 1938 г. самолеты типа 1936 г. для отличия от последующих модификаций стали называть ДБ-3Б. В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч самолетов ДБ-З и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота. Несмотря на то, что он был принят к серийной постройке еще в 1936 г., в предвоенный период это был еще вполне современный бомбардировщик, не уступавший по главным показателям основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии Хейнкель III.

14.Истребитель-перехватчик Су-15

Разработан в ОКБ П.О.Сухого и является дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков Су-9 и Су-11. Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских «Боиннга» (20 марта 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года). Самолёт широко использовался в качестве летающей лаборатории. В начале 70-х годов несколько самолётов с советскими экипажами применялись в Египте. Музей располагает самолетом, изготовленным в 1963 году и привезенным в январе 1974 года из летно-испытательного центра наземным способом.

15. Штормовик и бомбардировщик фирмы «Дуглас» A-20G, США, 1938

В предвоенные и военные годы в ВВС Армии США (USAAF) существовали две категории бомбардировщиков: легкие Attack (штурмовик) и более тяжелые Bomber (бомбардировщик). Самым распространенным и удачным, а также единственным, оцененным и использовавшимся в американских ВВС, оказался самолет фирмы “Дуглас”, широко известный под названием “Бостон”. Первой из длинного ряда американских модификаций “Бостона” стала А-20. Далее были — А-20, А-20В, А-20С и т.д. Однако следующей, безусловно, эпохальной в истории “Бостона”, была модификация A-20G. Выпуск этой машины составил 2850 штук. Установленное на поздних A-20G оборонительное вооружение стало значительно более мощным. Первые 750 самолетов новой модификации имели поистине штурмовое вооружение на носу: четыре 20-мм пушки и пару 12,7-мм пулеметов. Заднее вооружение состояло из пары крупнокалиберных пулеметов. Из-за нередких отказов, пушки позднее заменили таким же количеством надежных крупнокалиберных пулеметов. Одновременно верхний задний стрелок получил вместо турельного пулемета башню с двумя крупнокалиберными браунингами.

16.Истребитель-перехватчик Су-11

Обозначение Су-11 получил сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик. Первый полет на нем выполнил 21 февраля 1958 года летчик-испытатель В.С.Ильюшин.
Самолет Су-11, находящийся в музее, построен в 1962 году и 13 августа состоялся испытательный полет. В июле 1973 года этот Су-11 передали в музей ВВС.В целом же, следует признать Су-11 переходной машиной. Летные характеристики этого самолета были хуже по сравнению с исходным его прототипа — Т-3, зато возможности новой РЛС и более мощных самонаводящихся ракет с лихвой компенсировали это. С другой стороны, относительная неудача с Су-11 подвигла коллектив разработчиков на ускоренный поиск альтернативных вариантов компоновки новой машины. Начиная с 1960 года в начал рассматриваться вариант модернизации исходного самолета с боковыми воздухозаборниками. Позднее, в серии, этот самолет получил обозначение Су-15.

17.Истребитель США «Кингкобра» Р-63, 1944

В 1941 году специалисты компании «Белл» приступили к работам по созданию нового истребителя, призванного заменить хорошо известную «Аэрокобру». Уже в 1943 году был создан образец — ХР-63А и именно этот вариант был запущен в серию под индексом Р-63А «Кингкобра». Из 3303 построенных в период с октября 1943 по август 1945 года на трех заводах компании «Белл» истребителей Р-63 — 2400 было отправлено по ленд-лизу в Советский Союз (831 в 1944 году и 1569 — в 1945). 300 самолетов было передано ВВС Франции. Несмотря на большое количество поставленных в СССР «Кингкобр», в боевых действиях они, так же как и Р-63, поступившие на вооружение ВВС армии США, практически не использовались — лишь 51 машина находилась на боевом дежурстве в системе ПВО. Очевидно, эти американские истребители играли роль резерва на случай непредвиденного изменения международной обстановки после завершения второй мировой войны. Впрочем, это обстоятельство можно считать косвенным подтверждением высоких качеств весьма интересного самолета компании «Белл», так и не успевшего испытать себя в боях.

18.Истребитель-бомбардировщик Су-17

Су-17 — одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии, одним двигателем и трёхстоечным убираемым шасси. Создан в ОКБ, руководимым Генеральным конструктором П.О. Сухим. Прототип был поднят 2 августа 1966 г. лётчиком-испытателем В.С. Ильюшиным. В 1967 г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном параде «Домодедово». Су-17 поставлялись в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Сирию, Чехословакию (после распада оказались в ВВС как Чехии, так и Словакии). В ряде этих стран самолёты уже сняты с вооружения, в некоторых ещё эксплуатируются.

19.Средний бомбардировщик фирмы «Норт америкен» (США) Б-25

В предвоенные и военные годы развитие американских двухмоторных бомбардировщиков шло в рамках двух классов: А (attack — штурмовик) и В (bomber — бомбардировщик). Предполагалось, что первые будут обладать более высокой скоростью, более мощным передним стрелковым вооружением, дальностью и меньшей бомбовой нагрузкой. В ходе эволюции, однако, различия между этими классами машин все более и более размывались, и к середине войны провести между ними грань стало практически невозможно. После войны этот факт признали официально: категория “А” была упразднена. История В-25 Mitchell (“Митчелл”) — самого массового двухмоторного бомбардировщика ВВС американской армии (лишь в 1947 году ВВС получили самостоятельность, а до того обозначались US Army Air Force) — начиналась как раз с проекта штурмовика. В 1938 году военные выдали авиационным фирмам требования к
будущему самолету категории “А”. Фирма North American, занимавшаяся до того лишь легкими и учебными самолетами, решила попытать счастья, и к январю 1939 года на свет появился NA-40 — двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением и носовой стойкой шасси. Победителем этого конкурса, однако, признали самолет компании “Дуглас”, впоследствии известный как А-20 Boston. После объявления результатов конкурса были опубликованы новые требования — к пятиместному среднему бомбардировщику. Оговаривались максимальная скорость (около 480 км/ч), дальность (3200 км) и бомбовая нагрузка (1362 кг). Конструкторы, возглавлявшие проект NA-40 — Х. Эванс и Дж. Этвуд, — решили на его основе создать новый самолет, получивший фирменное обозначение NA-62. После демонстрации чертежей военным, последние, не дожидаясь постройки прототипа, сразу заказали 184 новых бомбардировщика, обозначив их В-25. Фирма так и не построила опытной машины — первый сразу серийный В-25 подняли в воздух 19 августа 1940 года пилот В. Бриз и бортинженер Р. Феррэн. Следует отметить, что В-25 не был единственным победителем конкурса бомбардировщиков: вместе с ним большого заказа (также “с чертежной доски”) удостоилась фирма “Мартин” — ее М-179 (будущий В-26) и машина “Норт Америкен” как бы взаимно подстраховывали друг друга.

20.Истребитель-бомбардировщик Су-17МЗ

Одна из многочисленных модификаций более раннего Су-17. Выпускалась с 1976 г. Данная модификация имела увеличенный запас топлива и повышенную боевую эффективностью в сравнении с оригиналом.

21.На заднем плане Ту-144

31 декабря 1968 года летчики Э.В.Елян и М.В.Козлов подняли в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
26 декабря 1975 года началась испытательная эксплуатация машины по маршруту Москва — Алма-Ата с грузами и почтой.
1 ноября 1977 г. состоялся первый пассажирский рейс Ту-144 по маршруту Москва — Алма-Ата под управлением летчика Б.Ф.Кузнецова. Полеты продолжались до мая 1978 года, после чего авиалайнер сняли с эксплуатации.
Экспонируемый в музее ВВС Ту-144 выпустил в 1975 году Московский машиностроительный завод «Опыт». С октября 1975 года по февраль 1980 года на нем производили регулярные испытания, налетав 582 часа 36 мин и произведя 320 посадок. Последний раз — 29 февраля 1980 года, когда летчик-испытатель Г. Воронченко перегнал его в Монино в музей ВВС.

22.Пассажирский и транспортный самолет лицензия фирмы «Дуглас» Ли-2, 1938

Ли-2 — воспроизведение американского самолета ВС-3 фирмы «Дуглас».

Летом 1937 года на советском заводе начали изготавливать детали опытного образца DC-3. Через несколько месяцев, в середине 1938 г., был собран первый лицензионный самолет ПС-84 (с сентября 1942 г., переименован в Ли-2 по имени инженера Б.П.Лисунова, руководившего внедрением).Самолет хорошо зарекомендовал себя как пассажирский, так и транспортный, отличался надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации. Он применялся в Великой Отечественной войне для самых разнообразных перевозок на фронте и тылу, а также в качестве дальнего бомбардировщика. Ли-2, находящийся в музее ВВС, выпущен авиапромышленностью в январе 1945 г. В музей прибыл из воинской части в январе 1959 г.

23.Штурмовик Су-25

Разработка этого одноместного штурмовика, началась в ОКБ II.О.Сухого в 1975 году. Первый полет под управлением летчика-испытателя В.Ильюшина состоялся в феврале следующего года. Экспонируемый Су-25 в музее, выпустили в 1982 году. 24 мая самолет поступил в организацию, где до июня 1989 года продолжались испытательные полеты. В сентябре 1990 года Су-25 прибыл в Монино.

24.Многоцелевой истребитель МиГ-29, 1977

25.Самолет Ил-62 относится ко второму поколению отечественных реактивных магистральных самолетов. Первый опытный экземпляр был показан в конце сентября 1962 г., а первый полет Ил-62 состоялся 3 января 1963 г. Летные испытания были завершены в середине 1967 г., и в сентябре начались регулярные перевозки.

26.Самолёты гражданской авиации.

27.МиГ-25 и Бе–12

28.Пассажирский самолет Ту-114, 1958

Ту-114 — пассажирский самолёт с четырьмя ТВД НК-12МВ. Были решены проблемы жизнеобеспечения и необходимого комфорта для 220 пассажиров при длительном полёте. Самолёту были присущи многие особенности аэробуса. Двухпалубный фюзеляж в нижней части имел отсеки для багажа, почты, комнату отдыха экипажа. Здесь же была расположена кухня с запасом продуктов. Палубы соединялись лестницей. На верхней палубе помимо салонов с удобными креслами имелось четыре трёхместных спальных купе. В расположенный между салонами буфет, еда подавалась из кухни специальным лифтом. Пассажиров обслуживали шесть бортпроводниц. С конца 50-х гг. до 1967 Ту-114 был флагманом «Аэрофлота» и эксплуатировался на линиях большой протяжённости, связывающих Москву с Хабаровском, Дели, Нью-Йорком, Токио, Гаваной. В СССР самолёт не имел конкурентов по экономической эффективности. Ту-114 удостоен Гран при на Всемирной выставке 1958 в Брюсселе, ему принадлежат 32 мировых рекорда. Самолёт снят с эксплуатации в 1976; установлен в Московском аэропорту Домодедово как памятник сверхдальнему турбовинтовому лайнеру. Построено 32 экз.

29.Патрульно-противолодочная амфибия Бе-12. В 1957 году в ОКБ Г.М.Бериева разработали для Военно-Морского Флота цельнометаллический самолет-амфибию Бе-12.

Первый полет состоялся 18 октября 1960 года. В музей он прибыл 5 июня 1974 года.

30.Ан-22, 1955

«Антей» (по кодификации НАТО: Cock — «Петух») — транспортный турбовинтовой самолёт. Выполнил первый полёт в 1965 году, серийно произведено 68 экземпляров, включая два для прочностных испытаний.

31.Высотный самолет М-17 «стратосфера», 1982

Создание данного аппарата было обусловлено необходимостью получить скоростную машину, способную летать на предельно больших высотах. Создание М – 17 фактически затянулось на десятилетие. В 1978 году завершилось создание первого летного образца самолета. Однако, спустя несколько месяцев, данная машина разбилась при проведении лётных испытаний. Почти три года спустя — в 1982 году был готов второй экземпляр самолета М-17. Первый полет второго экземпляра самолета М-17 состоялся 26 мая 1982 года в г. Жуковском. До своих рекордных полетов самолёт “добрался” лишь в 1990 году. В период с 28 марта по 14 мая пилотами было установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем. Среди них особо следует отметить такие, как рекорды скороподъемности на высоту 12 и более километров (как без груза, так и с грузом общей массой 1000 и 2000 кгс). Так, например, прежний рекорд времени набора высоты 12 км равнялся 14 мин. 23,34 с. Самолет М-17 «Стратосфера» достиг этой высоты за 7 мин. 41,2 с.

32.Задание на разработку тяжелого десантно-транспортного вертолета, впоследствии получившего обозначение Ми-6, ОКБ М.Л.Миля получило в июне 1954 года.
5 июня 1957 года летчик-испытатель Р.И.Капралян оторвал вертолет от земли, а в октябре поднял груз 12000 кг на 2432 м. В конце 1959 года Ми-6 пошел в производство. На этом вертолете установили 16 мировых рекордов. Ми-6 и сейчас используется в Военно-воздушных силах и народном хозяйстве, а также успешно экспортируется.
Вертолет находящийся в музее, изготовили в конце 1960 г. 26 мая 1965 года этот Ми-6 поступил на учебную базу ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, а 25 августа 1978 года — в музей.

33.Воздушный пункт управления Ми-6АЯ (Ми-22), 1975

В начале 70-х годов в ОКБ им. Миля разработали Ми-6АЯ, способный выполнять функции боевого управления войсками общевойсковой или воздушной армий прямо в воздухе. Эта модификация строилась серийно под обозначением Ми-22.

34.Реактивный истребитель МиГ-9, 1946

24 апреля 1946 совершил первый полёт реактивный истребитель МиГ-9. МиГ-9м был оборудован герметичной кабиной с катапультным креслом. На базе МиГ-9 построен также учебно-тренировочный самолёт, на котором проводились испытания по катапультированию экипажа.

35.МиГи

36.Фронтовой истребитель МиГ-17, 1950

МиГ-17 — одноместный истребитель с турбореактивным двигателем. На МиГ-17 в феврале 1950 года, в горизонтальном полёте достигнута скорость звука. В последующем создан ряд модификаций, в т.ч. МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ и др. МиГ-17ПФ (1953) был оборудован бортовой РЛС и вооружён в дополнение к пушкам (одна Н-37 и две НР-23) ракетами «воздух-воздух». Новое вооружение и оборудование позволяли этим самолётам перехватывать цели в облаках и ночью.

37.Истребитель перехватчик МиГ-19, 1954

МиГ-19 — одноместный истребитель, среднеплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 55°) и двумя турбореактивными двигателями (РД-9Б на серийных образцах). МиГ-19-первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. Самолёт имел скорость до 1800 км/ч и потолок до 24 тыс.м.

38.Фронтовой истребитель МиГ-21, 1957

В 1956 на базе самолёта Е-4 создан лёгкий одноместный истребитель МиГ-21 (Е-5) с турбореактивным двигателем Р11-300. МиГ-21 был оборудован лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. В дополнение к двум пушкам калибра 23 мм и НАР на МиГ-21 было применено новое вооружение — УР «воздух-воздух» с тепловыми головками самонаведения МиГ-21 выпускался в 17 серийных модификациях, поставлялся за рубеж. На модификации МиГ-21-Е-66 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости полёта в 1959-60 и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961.

39.Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 (М-12), 1960

40.Разведчик-бомбардировщик МиГ-25, 1964

Этот самолет, созданный в ОКБ А.И.Микояна в начале 1964 года, ознаменовал достижение наивысшей скорости, возможной (и целесообразной) для атмосферных летательных аппаратов. В марте 1964 года А.В.Федотов впервые оторвал МиГ-25 от «бетонки», а позже машину выпускали в вариантах разведчика, ударного самолета и перехватчика. С сентября 1979 года находится в музее ВВС.
МиГ-25 — всепогодный истребитель-перехватчик нормальной аэродинамической схемы с двумя килями и двумя двигателями. Самолёт имеет высокие скороподъёмность и скорость горизонтального полёта (почт

andy-macleod.livejournal.com

Музей ВВС в Монино » Военное обозрение

1. Монино — авиационный посёлок до последнего кустика. Аллея по дороге от станции к музею обозначена чудом сохранившимися стелами.


2. Ко Дню Авиации их подкрасили.

3. Первое, что видит посетитель на открытой площадке музея ВВС — гигант В-12. Он настолько сильно приковывает к себе внимание, что окружающих самолётов никто не замечает.

4. А зря. Справа от входа находится самый первый экспонат музея — бомбардировщик Ту-4. В 1958 году он был отремонтирован в ангаре № 6 (ныне там стоят самолёты времен войны), но тогдашний начальник академии С. А. Красовский решил не передавать его в строевую часть, а основать в Монино музей. Самолёт находится в уникальной сохранности, фотографии его интерьеров можно посмотреть на сайте музея. История же Ту-4, появившегося как копия американского носителя атомной бомбы B-29, лучше всего рассказана рассказана в фильме «Суперкрепость по-русски».

5. По соседству стоит самолёт уже чисто отечественной разработки — реактивный Ту-16. На его основе Туполев сделал первый реактивный пассажирский самолёт — Ту-104.

6. Т-4, больше известный как «Сотка», стал значительным этапом в советском авиастроении. Много рассказывать о нём здесь не имеет смысла, лучше ознакомиться с фильмом «Трагедия „Русского чуда”». Заметим только: при переводе носовой части в положение для сверхзвукового полёта окна кабины полностью перекрывались, и лётчикам приходилось ориентироваться исключительно по приборам, в отличие от Ту-144 или Ту-160.

7. Корпус «Сотки» был изготовлен из титановых сплавов. Самолёт достигал в полёте скорости в 1,7 Маха.

8. В неприметном уголке музея, за ангаром № 8 скрываются образцы малой авиации. Слева пассажирский Бе-32. За способность совершать боевой разворот (без пассажиров) его прозвали «гражданским истребителем». Справа — реактивный польский «кукурузник» М-15, прозванный в честь демона «Бельфегором».

9. Зайдём в ангар № 8 «Уникальные летательные аппараты», которые здесь стоят на полу и парят под крышей.

10. Реплика французского биплана «Вуазен» времён Первой мировой. Киноактёр: снимался в фильмах «Неуловимые мстители» и «Служили два товарища».

11. Первый лётный экземпляр первого цельнометаллического самолёта АНТ-2, построенный в 1924 году.

12. Через стекло можно заглянуть в кабину стратостата СССР-1.

13. Турболёт в представлении не нуждается. Своим читателям настоятельно рекомендую посмотреть фильм «Смертельная вертикаль лётчика Гарнаева».

14. А вот экспонат, появившийся в музее два года назад — космический аналог «Бурана», БОР-5. Видно, как сильно он обгорел при входе в плотные слои атмосферы.

15. Между ангарами расположились вертолёты Миля, Камова, Яковлева и даже один «летающий банан» Пясецкого.

16. У седьмого ангара расставлены вертолёты-малютки.

17. За ангаром стоят, напротив, гиганты: Ми-6 и Ми-26.

18.

19. По обширному 4-му сектору расставлены самые крупные самолёты, военно-транспортные и пассажирские. Первый лётный экземпляр Ту-114. О нём будет рассказ во второй части.

20. Первый в мире сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки Як-141, разрабатывавшийся на замену Як-38, но не дошедший до серии.

21. Ещё один новый экспонат музея — учебно-боевой Як-130. На его перевозку из Жуковского деньги собирали всем миром, я тоже приложился.

22. Под килем гиганта Ту-95 прячется реактивный «малыш» Ла-15 весом две с половиной тонны.

23. А рядом удивляет формами наш самый первый турбореактивный истребитель МиГ-9.

24. Но как далеко Микоян успел уйти за двадцать лет! МиГ-25 — обладатель множества мировых рекордов, уникальная по скоростным и высотным характеристикам машина.

25. Беспилотный разведчик Ту-141, до сих пор находящийся в строю.

26. Его пусковая установка.

27. Возле БПЛА стоит санитарный Ли-2, которым активно занимаются реставраторы.

28. В День открытых дверей можно было заглянуть внутрь фюзеляжа.

29. Рядом с самолётом небольшая экспозиция медицинских принадлежностей, звучат песни времён войны.

30.

31.

32. В центральном секторе музея стоят гиганты-красавцы 3М, Ту-95, М-50…

33. Первый прототип истребителя поколения «4++» Су-35 — Т-10М-1, переделанный из серийного Су-27.

34. Аллея «Сушек». На переднем плане перехватчик Су-9Б, за ним — первый серийный Су-17.

35. Новый экспонат музея, переданный после расформирования Монинской учебно-аэродромной базы Академии им. Н. Е. Жуковского — второй лётный экземпляр Ту-22М3.

36. Шасси ракетоносца. Сейчас на вооружении стоят 150 таких машин.

37. Аналогичным путём попал в музей Ил-76М. Он долгое время служил учебным пособием ВВИА. В свою очередь, В Монино его доставили после капремонта: в Прибалтике он сел на полосу с невыпущенными шасси.

38. Внутри самолёт в идеальном состоянии, в этом можно убедиться в блоге у igor113.

39. Вид с трапа Ту-114. Выглядит. как будто Ил-76 «рожает» из брюха другое учебное пособие ВВИА — Су-27.

40. На краю музея находится самое печальное место. Это так называемое «кладбище самолётов», на самом деле — отстойник. Почти вся эта техника до 1995 года служила учебными пособиями ВВА им. Гагарина, когда была передана в музей, часть в плохом состоянии. Вся она была в экспозиции до августа 2004 года, когда её стащили на край территории. Здесь она сильно пострадала и продолжает страдать от рук вандалов. Справа видны остатки МиГ-23МЛ, слева — Ми-24П.

41. Рядом лежат четыре Як-28 различных модификаций: учебный Як-28У, самолёт радиолокационной борьбы Як-28ПП, а также бомбардировщики Як-28Л и Як-28БЛ.

42. Миг-25РБ без крыльев. Насколько я понял, эти самолёты разбирают на детали для ремонта находящихся в экспозиции машин, то есть все они обречены.

43. Летом 2012 года на бывшей ВПП Монинского аэродрома была расставлена техника аэродромного обслуживания, видимо от расформированной Академии. Охранялась солдатиками. Там был один старинный грузовичок, а у пары «Камазов» кабинами всмятку. Сейчас технику убрали.

44. Тогда же на поле стоял этот красавец Ту-95МС. К нему можно было свободно подойти и рассмотреть, он стоял за территорией музея и не охранялся.

45. Он в 1988 году самостоятельно сел на Монинском аэродроме и долгое время служил учебным пособием Академии им. Жуковского. Возможно, он и сейчас работоспособен.

46. Передняя стойка шасси.

47. Что у самолёта внутри — можно посмотреть всё у того же igor113.

48. На самолёте стоят четыре турбовинтовых двигателя НК-12МП мощностью 11 185 л.с.

49. Диаметр каждого из винтов 5,6 метра.

50. Задние четырёхколёсные шасси оборудованы тормозами.

51. Размах крыла Ту-95 составляет 50 метров.

52. В кормовой части расположена кабина с двумя 23-мм автоматическими пушками ГШ-23.

53. Сейчас этот самолёт уже загнали на территорию. Теперь в коллекции музея ВВС два Ту-95, модификаций «Н» и «МС». И это не может не радовать.

topwar.ru

Центральный музей ВВС в Монино. Авиация и космонавтика 2013 11

Центральный музей ВВС в Монино

Михаил Никольский

Музей ВВС в подмосковном Монино в особом представлении не нуждается, по крайней мере для энтузиастов авиации в России. Казалось бы… Все любители авиации знают, что есть такой музей, знают как до него добраться и какие самолеты можно там увидеть, В то же время об истории музея написано немного, а история его экспонатов — вообще тема если не книги, то многих статей.

В ноябре 2013 г. музей отмечает 55-летие со дня основания. На протяжении большей части своей истории музей не только был тесно связан, а являлся структурным подразделением Военно-воздушной Краснознаменной ордена Кутузова академии им. ЮА Гагарина, располагавшейся буквально через забор от музея. Академии в прежнем виде сегодня уже не существует. Сначала в одно учебное заведение слили академии им. Гагарина и Жуковского, затем вообще перевели академию в Воронеж. В известной степени наследником ВВА им. Гагарина остался музей ВВС.

В ВВА, как известно, обучались летчики, а летчикам требовалось во время обучения поддерживать летные навыки. Для тренировок слушателей при Академии сначала сформировали авиационный полк, а потом смешанную авиадивизию в составе истребительного, штурмового и бомбардировочного полков, а также транспортной эскадрильи. На вооружении всех полков состояли поршневые самолеты, к концу 1950-х гг. безнадежно устаревшие — тренироваться на них летчикам-реактивщикам особого смысла не было. С другой стороны, перевооружение на реактивную технику исключалось из-за малой длинны ВПП аэродрома Монино и невозможности ее удлинения, В 1957 г. дивизию при ВВА расформировали, однако отдавать территорию аэродрома и авиаремонтные мастерские командованию очень не хотелось.

Начальник ВВА маршал авиации С.А. Красовский нашел красивое решение проблемы — выставка авиационной техники вместо аэродрома и мастерских. Убито было не два, даже три «зайца»: за гарнизоном осталась территория аэродрома, слушатели получили возможность знакомиться с техникой, техника сохранялась для истории. Изначально на базе мастерских предполагалось вести реставрацию самолетов. В начале 1958 г. приказом по Академии была образована внештатная группа специалистов для перестройки помещений авиаремонтной мастерской в музейные залы. Ответственным за выполнение работы назначали генерал-майора в отставке М.В. Шишкина. Официальный приказ «О создании музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии» был подписан 28 ноября 1958 г. — этот день и стал основанием Музея ВВС. Штат музея массовостью не отличался: всего восемь человек, включая начальника майора К.П. Данилина.

Первым экспонатом стал дальний бомбардировщик Ту-4. Эта машина в 1957–1958 гг. проходила плановый ремонт в мастерских и плавно перекочевала в музей. В конце года музей-выставка располагал уже несколькими натурными экспонатами. Помимо Ту-4, в коллекцию поступили По-2, Як-18, Ла-11, Ла-15, образцы авиационного вооружения. В последующие два года из Центрального дома авиации (ныне Центральный дом авиации и космонавтики) поступили «Вуазен», — Сопвич», МиГ-15, двигатели. От других организаций авиационной промышленности удалось получить Ил-10, Ил-12, Ту-2, МиГ-9, АНТ-2. К весне 1960 г. музей-выставка представлял собой весьма впечатляющую коллекцию, в которой насчитывалось 586 единиц хранения. Первую экскурсию в музее провели в День Советской Армии, 23 февраля 1960 г. До января 1961 г. музей посетило почти 10000 человек. Много это или мало? Очень много для того времени. Музей ведь находился на «режимной» территории, попасть на которую получалось далеко не у каждого гражданина СССР, особенно ежели гражданин был мирным, без погон. Вплоть до распада СССР музей функционировал в полузакрытом режиме — для простых граждан экскурсии проводились группами по предварительным заявкам.

Статус — музея-выставки» официально изменился 30 января 1971 г. с преобразованием ее в Музей Военно-Воздушных Сил СССР. С тех пор музей во всем мире он известен именно как «Музей ВВС в Монино», хотя в 2000 г. он стал именоваться «Федеральное государственное учреждение — Центральный музей ВВС», а позже стал филиалом Центрального музея Вооруженных Сил России.

На протяжении всей истории существования музея главной притягательной силой для посетителей являются «живые» самолеты. Пополнялась коллекция разными способами. Так, пикирующий бомбардировщик Пе-2, один из первых экспонатов музея-выставки (передан в музей в июле 1959 г.), собрали из трех «пешек», которые использовались в качестве мишеней на артиллерийском полигоне в Красноармейске. СБ, ДБ-3, Ил-2, И-15бис, Р-63 «Кинг- кобра», A-20G «Бостон» восстановлены из разбившихся самолетов. Есть в музее и качественно выполненные авиационными заводами реплики: И-16, Су-2.

Ту-4 — начало истории музея в Монино

В-25 «Митчелл» — самолет, восстановленный энтузиастами авиации

Истребитель-бомбардировщик Су-17

Подавляющее большинство экспонатов за свою карьеру налетали сравнительно немного часов. В музей отдавали аварийные машины (Су-7Б прослужил в строевом полку до аварии всего полгода) или самолеты, летавшие «криво» и уважением со стороны летчиков не пользовавшиеся. Хорошей традицией могла бы стать передача в музей опытных и экспериментальных машин. Таких самолетов Монино немало — МиГ-23, М-50, Т-4, Ту-22М0. Только в коллекции выставки на Ходынке их было, пожалуй, не меньше… Национального музея авиации на Ходынке не получилось, но и в Монино те самолеты не попали.

Многие самолеты прибывали в Монино «своим ходом». К сожалению, в настоящее время в Монино посадку способен выполнить разве что вертолет, так как аэродром застроен коттеджами. Последний раз экспонат прилетел в Монино самостоятельно летом 1986 г. Сложнейшую посадку тяжелого корабля ЗМ на грунтовую полосу аэродрома Монино выполнил строевой экипаж 1096-го ТБАП.

Однозначно — коллекция замечательная, а в части советской и российской авиационной техники еще и самая богатая в мире. Увы, в 1990-е гг. музей приобрел вид авиационной свалки. Самолеты и вертолеты, особенно деревянно-полотняной конструкции, выглядели ужасающе… Единственный ангар не вмещал даже самые уязвимые к воздействию атмосферных условий экспонаты, а самолеты и вертолеты на открытой стоянке подвергались еще и набегам вандалов, искавших ценное утильсырье. Музей впору было назвать «национальным авиационным позором». В лучшую сторону ситуация начала изменяться всего несколько лет назад. С 2001 г. реализуется широкая программа по развитию Центрального музея ВВС. Введены в строй новый ангар и административное здание. В 2013 г. должен быть сдан второй ангар, что позволит разместить под крышей все самолеты 1920-1940-х гг.

Масштабное обновление облика самолетов и вертолетов провели в 2012 г. в преддверии 100-летия ВВС России. Силами ОКБ были окрашены 50 из 190 вертолетов и самолетов. Радует, что окраска выполнена аутенично или почти аутенично! Обновленные Ми-12 и Як-25, к примеру, смотрятся много выигрышнее, чем раньше.

Самый большой в мире вертолет В-10 в обновленной окраске

Истребитель-перехватчик Як-25 до и после обновления окраски

В 2013 г. музей пополнился новыми экспонатами. Из ВВА им. Ю.А. Гагарина поступили бывшие учебные пособия: Ан-12, Ил-76, Ту-95МС, Ту-22МЗ, Су-27, Су-25, Су-17М4, Су-35, несколько МиГ-29. Новые экспонаты музей получил не без проблем. Самолеты уже начали разделывать на- металлом, но после выхода на Главкома и бывших командующих ВВС вопрос о передачи экспонатов решили в течение дня. Впрочем, разрешение на передачу — только часть проблемы. Вторая, которая часто бывает первой, заключается в доставке новых экспонатов. Счастье, что ВВА находится рядом, поэтому буксировка самолетов не заняла много времени и не потребовала больших денег. А вот как быть с орбитальным кораблем «Буран» и самолетом ВМ-Т? «Буран», который пока стоит в Парке им. Горького и ВМ-Т из Жуковского готовы отдать в Монино, но как их в Монино перевезти?!!! Проблема не только финансовая, но и техническая. Поэтому в обозримом будущем коллекция музея будет пополнятся за счет небольших самолетов и вертолетов. Так, недавно вечную (хочется в это верить) стоянку обрел первый прототип учебно-тренировочного Як-130.

После ввода в строй нового ангара намечено изменить расстановку самолетов на открытой площадке. Сейчас, к сожалению, по требованиям безопасности многие самолеты и вертолеты возможно лицезреть под весьма ограниченными ракурсами, а попытки перешагнуть через ограждение пресекаются бдительными смотрителями. Между тем, огромному количеству посетителей очень важно именно отснять летательные аппараты. В число таких людей входят моделисты, историки авиации, просто коллекционеры фотографий самолетов и вертолетов. Речь идет не только о многократно отснятых тысячами любителями авиации самолетов и вертолетов основной, так сказать, коллекции. Близок локоть, а не укусишь — это про Ил-12, Ан-8, Ан-10, не имеющего в мире аналогов «Змея Горыныча» (ВВА-14), уникальной лаборатории для тренировок космонавтов на базе Ту-104А. Посетители могут лишь издали полюбоваться на эти самолеты. А еще «под забором» есть Як-28, сохранивший оригинальный камуфляж и самолет, который заслужил, подобно Ла-7 И.Н. Кожедуба, статус национального Памятника науки и техники. Речь о МиГ-25Р, одном из четырех самолетов, летавших в 1971 г. над Египтом. МиГ-25Р обязательно будет восстановлен и займет в коллекции музей достойное место, но когда это будет? Опасения руководства музея понятны. Самолеты «у забора» находятся в удручающем техническом состоянии, а любители «клубнички» в музее бывают. После таких визитов в интернете появляются посты на тему бардака в Национальном музее. Но это не вина музея. Самолеты поступили в таком состоянии, а денег (и немалых) на их восстановление пока нет. Понятно, что широкие массы энтузиастов авиации лишены возможности прикоснуться к истории, моделисты не могут правильно перепилить неправильно сделанную какой-нибудь «Хасегавой» модель, а эта самая «Хасегава» не способна отснять и обмерить «Змея Горыныча», чтобы удивить мир… Посмотреть на восстановленный «Змей Горыныч» многим до смерти, вряд ли удастся.

Як-30 после реставрации

Новый экспонат музея — учебно-боевой самолет Як-130

«Хлам» же, порой, оказывается совсем не хламом. МиГ-15бис-ИШ стоял под открытом небом десятилетия. В этом году самолет поставили на реставрацию. При осмотре МиГ оказался в таком состоянии, что удалось запустить (с первой попытки!) двигатель. В перспективе не исключается организация газовочной площадки, где будут демонстрировать запуски двигателей различных самолетов. Как ни крути, но авиация без рева турбин и запаха керосина — не совсем авиация. Увы, но возможность организации при музее небольшого аэродрома, подобно тому, что есть в Кракове, утрачена безвовзратно. В России свое принято ругать, вот и музей ВВС ругают часто и порой несправедливо. На фоне других авиационных музеев мира Монино отнюдь не самый плохой, но главное — за последнее десятилетие музей изменился почти до неузнавемости. Это действительно музей, а не авиационное кладбище. Честно говоря, даже удивительно. Сколько лет говорили и писали о Национальном музее авиации на Ходынке. Проекты рисовали, даже деньги собирали. Результат: на Ходынке будет не то музей истории метрополитена, не то Центр современного искусства. Нужное, наверное, дело, но почему на ГЛАВНОМ аэродроме России? Монино все эти годы оставалось в тени, однако, как легко увидеть в натуре, изменения в лучшую сторону налицо. Свое 55-летие музей встречает достойно, но работы, все равно — непочатый край.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Центральный музей ВВС РФ Монино с высоты птичьего полета » Военное обозрение

Всем привет! После долгого перерыва решил опять взяться за ЖЖ и начать я решил с не совсем обычного формата фотографий — с высоты птичьего полета 🙂

Музей ВВС в Монино не нуждается в представлении, многие там были, в сети множество фотографий и видеороликов из этого музея, но вот с высоты, фотографий не так много. Я решил восполнить этот пробел :))


1.

2. Ту-144 СССР-77106. Герой фильма «Мимино».

3.

4. МиГи и среди них Бе-12. В дальнем углу Мясищев М-17.

5. Бе-12. Противолодочный самолет-амфибия.

6. Тяжелые бомбардировщики.


7. Ту-95Н. Самолёт-носитель стратегического подвесного бомбардировщика РС разработки КБ П. В. Цибина.

8. Стратегический бомбардировщик Мясищев 3МД/ЗМЕ.

9.

10. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50.

11.

12. Ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого Т-4 «Сотка».

13.

14.

15. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС.

16.

17. М-17 Стратосфера. Советский высотный реактивный дозвуковой самолёт для перехвата дрейфующих аэростатов.

18. Ил-62. Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт.

19.

20. Слева-направо: Ил-12, Ту-114, Ил-76М и семейство самолетов ОКБ им. Антонова.

21. Семейство истребителей ОКБ им. Сухого.

22. Ми-12. Самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире.

23. Семейство бомбардировщиков ОКБ им. Туполева. На переднем плане поршневой советский стратегический бомбардировщик Ту-4.

24.

25. На переднем плане B-25 Mitchell — американо-британский двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик.
Левее от него — McDonnell Douglas DC-3(Ли-2) — военно-транспортный самолет. Сейчас крылья на нем демонтированы для удобного перегона в ангар.

26. Як-40. Пассажирский самолёт для местных авиалиний.

27. Ту-22М3. Cоветский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

28. Семейство самолетов ОКБ им. Антонова.

29.

30. Ан-10. Советский среднемагистральный пассажирский самолёт.

31. Ан-12. Советский военно-транспортный самолёт.

32. Ан-24. Пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.

33. Ил-76М.

34. Ил-12. Пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости.

35. Ту-95 МС.

Ну и в заключении выражаю огромную благодарность Олегу Гаврюшенко за предоставление возможности проведения аэрофотосъемки! :))

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *