Римские всадники: происхождение и организация

Римские всадники представляли собой элиту общества. Они гордились знатностью происхождения, древностью своей организации и богатством, позволявшим им выступать в поход верхом на коне. Во время войн, которые римляне вели на заре своей истории, всадникам неоднократно доводилось решительным ударом решать исход сражений.

Появление кавалерии

Первую римскую кавалерию учредил основатель города Ромул. Плутарх рассказывает об этом в его биографии:

«Основав город, Ромул прежде всего образовал войско из всех способных носить оружие и разделили его на отряды. Каждый отряд состоял из трёх тысяч пехоты и трёхсот всадников. Он назывался легионом, так как для него выбирали самых воинственных из граждан».

Ему вторит также Тит Ливий:

«В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции — по Титу Тацию и Луцеры, чьё имя, как и происхождение, остаётся тёмным».

Бронзовый кратер греческой или этрусской работы с рукоятью, украшенной изображением тяжеловооружённого воина в сопровождении двух лошадей

Помимо трёх центурий всадников, которые набирались по трибам и носили соответствующие имена Рамнов, Тициев и Луцеров, Ромул учредил ещё отряд сопровождавших его телохранителей-целеров:

«Он набрал ещё, — пишет Дионисий Галикарнасский, — триста человек из знатнейших домов, притом самых крепких телом, которых назначили курии тем же самым образом, что и сенаторов, — каждая курия по 10 юношей, — и держал их всегда при себе. Все вместе они носили общее наименование целеры. По мнению большинства — по быстроте выполнения службы (ведь римляне называют «целерами» всегда готовых и скорых в исполнении дел), но как говорит Валерий Анциат — по их командиру с таким именем. Командир же их был важнейшим, ему подчинялись три центуриона, ниже них, в свою очередь, стояли другие, с меньшей властью.

Мне кажется, этот обычай был заимствован у лакедемонян, у которых он предписывал, как и у римлян, наиболее родовитым из юношей числом триста составлять стражу царей, и те использовали их во время войн в качестве помощников и всадниками, и пехотинцами».

Сложно сказать, являлись ли эти целеры особым отрядом царских телохранителей или же были теми 300 всадниками, которые наряду с 3 тысячами пехотинцев составляли «легион» царской эпохи. К последней версии тяготеет Павел Диакон, который основывается на информации Феста:

«Целерами древние называли тех, кого ныне мы называем всадниками, по Целеру, убийце Рема, который вначале был предпочтён среди них Ромулом, и которые первоначально выбирались по десять от каждой курии, так что всего их было 300».

Ливий, кажется, исходит из традиции различения обоих отрядов. Об этом свидетельствуют цифры всадников, которые он сообщает, рассказывая о неудачной попытке Тарквиния Древнего в дополнение к трём ромуловым центуриям всадников учредить три другие, названные его собственным именем. Столкнувшись с оппозицией своему решению со стороны авгура Атта Навия, царь должен был уступить и довольствовался лишь удвоением числа всадников в уже имеющихся отрядах, доведя таким образом их количество до 1 800 человек. Ретроспективный анализ этой цифры даёт 900 всадников в начале царствования Тарквиния Древнего. Если отнять от этой цифры 10 турм всадников, которые царь Тулл Гостилий набрал из альбанцев, то исходной цифрой будут 600 всадников, которые образуются из суммы учреждённых Ромулом трёх центурий всадников и 300 целеров.

Раскрашенная терракотовая плитка с изображением всадников, VI век до н.э. Изображения такого рода имели широкое хождение в Этрурии. Находят их также и в Риме. Глиптотека, Копенгаген.
flickr.com

Современные историки выражают обоснованные сомнения в отношении этих цифр, которые не соответствуют ни количеству принадлежавшей в это время Риму территории, ни численности проживавшего в городе населения. Сама же цифра 1 800 всадников, которую указывает Ливий, как сегодня представляется, появилась у него лишь как преамбула к описанию военной реформы Сервия Туллия (578–535 годы до н.э.).

Организация всадников

Рассказывая о мероприятиях, проведённых этим царём, Ливий уделяет внимание организации кавалерии:

«Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства 12 всаднических центурий. Ещё он образовал шесть других центурий взамен трёх учреждённых Ромулом и под теми же освящёнными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было дано из казны по 10 000 ассов, а содержание этих коней было возложено на незамужних женщин, которым надлежало вносить по 2 000 ассов ежегодно».

Несмотря на кажущуюся прозрачность, приводимые Ливием данные сложны для понимания. Как уже отмечалось, его описание реформы Сервия Туллия приписывает царю-реформатору учреждение институтов, в действительности возникших в интервале между второй половиной VI и первой половиной IV века до н.э. 18 всаднических центурий, которые он упоминает, сформировались в этом виде лишь на рубеже V и IV веков до н.э. и к тому моменту представляли собой скорее политическую группу — точнее, избирательные единицы, в которых подавали голоса сенаторы и знать, — нежели кавалерию в точном смысле слова. К тому же, понимая 18 учреждённых Сервием Туллием всаднических центурий как 1 800 всадников, Ливий допускает ещё одну серьёзную ошибку, поскольку при войске, насчитывавшем 6 000 человек, такое количество всадников кажется маловероятным.

Всадник на бронзовой цисте этрусской работы V века до н.э. Музей этрусской цивилизации, вилла Джулия, Рим

Почти наверняка в эпоху Сервия Туллия существовало лишь 6 первоначальных всаднических центурий, которые именовались sex suffragia («шесть голосов») и имели более почётный, привилегированный статус в сравнении с возникшими впоследствии. Ливий упоминает о том, что центурии

sex suffragia носили те же освящённые птицегаданиями имена Рамнов (prior и posterior), Тициев (prior и posterior) и Луцеров (prior и posterior), что и ромуловы центурии. Вопреки его собственному сообщению о неудаче, постигшей Тарквиния Древнего при попытке учредить в дополнение к трём ромуловым центуриям три новые, после чего он вынужден был лишь удвоить имевшуюся в них численность всадников, Фест рассказывает другую историю. Он связывает увеличение количества всаднических центурий с трёх до шести и их разделение на prior (впередистоящие) и posterior (позадистоящие) как раз с именем Тарквиния Древнего. Эти шесть центурий, которые Фест именует procum patricium, первоначально носили чисто патрицианский характер. Хотя со времён Сервия Туллия всадническая организация оказалась интегрирована в центуриатную систему, они по-прежнему оставались до известной степени вне других общественных классов, занимая особое, изолированное от цензовой градации место.

Всадническая организация, освящённая авторитетом своего древнего происхождения, особыми таинствами и церемониями, являлась оплотом власти патрициев. Сосредоточив после изгнания царей в своих руках жреческие и судебные функции, заключая браки только в своей среде, патриции фактически превратились в замкнутую касту, неминуемо обречённую на вырождение. Хотя в середине V века до н.э. в Риме всё ещё насчитывалось не менее 50 патрицианских родов, их число постепенно сокращалось.

Всадники, облачённые в трабеи. Рельеф этрусского саркофага IV века до н.э. Глиптотека, Копенгаген

Чтобы сохранить боеспособность военной организации, патриции в конечном итоге вынуждены были поступиться долго и ревностно оберегаемыми привилегиями и согласиться на формирование вдобавок к шести уже имевшимся двенадцати новых всаднических центурий. В противоположность sex suffragi

a, новые центурии комплектовались уже не по принципу знатного происхождения, а исходя из состояния — в них вошла имущественная верхушка римского общества, в том числе богатые плебеи. Именно к ним можно отнести слова Цицерона о наиболее знатных (sex suffragia) и обладающих наибольшим цензом (остальные 12 центурий) всадниках.

Жалование и выплаты

В древности принадлежность к всадническому сословию требовала значительных материальных издержек, необходимых для покупки лошади и обеспечения её фуражом. Хотя Ливий приписывает уже Сервию Туллию учреждение налога на опекаемое государством имущество вдов и сирот, с которого осуществлялось финансирование всадников и производилась компенсация их расходов, в действительности, как нам известно из других источников, такой налог стал собираться лишь начиная с 403 года до н.э. Наиболее вероятно, что до этого времени эти выплаты просто не производились, и служба всадников за собственный счёт объяснялась их моральным долгом перед государством. Соответственно, начиная с 403 года до н.э. всадникам стали ежегодно выделять 10 000 ассов на покупку коня (

aes equestrum) и еще 2 000 ассов на его содержание (aes hordiarium). Кроме того, с этого времени началась регулярная выплата жалования римским воинам, и всадники в сравнении с пехотинцами получали его в тройном размере. Скорее всего, к этому времени и относится учреждение 12 дополнительных всаднических центурий, которые вместе с имевшимися ранее sex suffragia составили 18 центурий equites equo publico («всадников с общественными лошадьми»).

Этрусская терракотовая плитка с изображением пары всадников из Веллетри, около 525 года до н.э. Музей Ватикана

Эти 18 центурий отнюдь не равнозначны численности 1 800 всадников. Как и в пехоте, центурии служили социальной базой для набора кавалерии. Полибий, писавший в середине II века до н.э., определял штатную численность римской кавалерии в 300 всадников на один легион пехоты, что при обычной структуре римской армии в четыре легиона даёт общую численность в 1 200 всадников. Если римлянам приходилось набирать большее количество легионов, они также набирали дополнительное количество всадников из числа добровольцев, принадлежавших по своему цензу к всадническому сословию. Эти добавочные всадники назывались

equites equo private, или equites sui merentes («всадники, служившие за собственный счёт»). Они получали за свою службу обычное всадническое жалование, однако казённая лошадь им при этом не полагалась.

Дальнейший рост численности римского всадничества в IV–II веках до н.э. осуществлялся за счёт добровольцев всаднического ценза equites equo private. Постепенно различие между ними и всадниками equo public сглаживалось. В этом плане интересен рассказ Марка Порция Катона Цензора о своих предках:

«Катон с похвальбою вспоминал и отца своего Марка, честного человека и храброго воина, и деда Катона, который, по словам правнука, не раз получал награды за отвагу и потерял в сражениях пять боевых коней, но государство, по справедливости оценив его мужество, вернуло ему их стоимость».

Дед Катона, по-видимому, служил в армии на заключительном этапе Самнитских войн и во время вторжения Пирра. Он наверняка принадлежал к числу equites equo privato, но, несмотря на это, всё же получил от государства компенсацию за потерянных во время службы лошадей.

Из всадников в кавалеристы

Исследователи до сих пор спорят о том, когда римские всадники стали настоящей кавалерией. Одомашненная лошадь встречается в Италии уже в конце эпохи Бронзового века. Римская традиция приписывала Ромулу учреждение праздника Консуалий, во время которого проводились бега лошадей, запряжённых в колесницы-биги. Именно в день Консуалий, согласно легенде, произошло знаменитое похищение сабинянок. Другие праздники и ритуалы, восходящие к древнейшей царской эпохе, также свидетельствуют скорее о преобладании в это время колесничной запряжки, нежели верховой езды. О значении колесниц в древнейший период римской истории говорит богатое захоронение с колесницей на Эсквилине, принадлежавшее какому-то местному вождю и датированное первой половиной VII века до н.э. О том же свидетельствует уходящая корнями в глубокую древность римская традиция триумфального въезда в город верхом на колеснице царя или военачальника, одержавшего победу.

Штампованные терракотовые плитки с изображением процессии воинов с раскопок акрополя в Вейях, около 560 года до н.э. В процессии представлены колесницы, всадники и пехотинцы. Национальный музей этрусской цивилизации, Вилла Джулия, Рим.
hiveminer.com

На территории южной Этрурии и Лация в VII–VI веках до н.э. в большом числе встречаются раскрашенные терракотовые плитки с изображением процессий воинов, в которых представлены запряжённые лошадьми колесницы и всадники. Последние, как правило, изображаются парой, в которой один правит лошадьми, а другой несёт тяжёлое вооружение. Эти «всадники», как и их греческие аналоги того же времени, в действительности представляют собой ездящих верхом гоплитов. Лошадей и колесницы они использовали для повышения мобильности и для демонстрации высокого социального статуса. Подъезжая верхом к месту сражения, они затем должны были спешиваться и сражаться в пешем порядке. Схожим образом Дионисий описывал характер действий ромуловых целеров:

«В походе они были передовыми бойцами и помощниками. Многое в сражениях зависело от них, так как они первыми начинали битву и последними отступали. Они сражались на лошадях там, где была удобная равнина для конного боя, и пешими в неровных местах, непригодных для конницы».

Всадник, сражающийся пешим. Роспись кампанского кратера IV века до н.э. Национальный музей археологии, Неаполь

Этому описанию соответствует представленный Ливием образ действий римских всадников во время сражения с латинами при Регилльском озере в 496 или 493 году до н.э.:

«Тогда диктатор подлетает к всадникам, умоляя их спешиться и принять на себя бой, потому что пехота уже обессилела. Те повинуются, соскакивают с коней, выбегают в первые ряды и прикрывают передовых щитами. Тотчас воодушевляются полки пехотинцев, видя, что знатнейшие и юноши сражаются наравне с ними, подвергаясь такой же опасности, чтобы преследовать неприятеля. Тут-то и дрогнули латины, поддавшись под ударами: всадникам подвели коней, а за ними последовали пехотинцы».

Превращение римских всадников из отборного отряда ездящих верхом гоплитов в настоящую кавалерию произошло в ходе V – первой половины IV века до н.э. Важнейшим этапом в этом процессе стало утверждение в 403 году до н.э. двенадцати новых всаднических центурий вдобавок к ранее существовавшим шести. Одновременно римляне учредили ежегодный смотр кавалерии, устраивавшийся 15 июля и сопровождавшийся торжественным шествием всадников — так называемым transvectio equitum. Шествие начиналось от храма Марса на Аппиевой дороге, вступало в город через Капенские ворота и следовало мимо храма Диоскуров на Форуме до храма Юпитера Величайшего на Капитолии.

Процессия всадников (transvectio equitum) на этрусском саркофаге II–I веков до н.э. Всадники облачены в парадные трабеи, носят венки и пальмовые ветки. Британский музей, Лондон

«После жертвоприношений, — писал Дионисий Галикарнасский, — устраивается процессия обладателей общественного коня, которые, будучи поделены на трибы и центурии, едут верхом рядами, словно возвращаются с битвы, увенчанные масличными венками и одетые в пурпурные одежды с красными полосами, так называемые трабеи (…) Иногда их число достигает пяти тысяч, и они несут награды за храбрость, которые получили от военачальников — прекрасное и достойное величия римского господства зрелище».

Основной причиной, заставившей римлян обратить пристальное внимание на развитие кавалерии, стали столкновения с активно использовавшими её народами Центральной Италии — прежде всего самнитами.


Литература:

  1. Токмаков, В. Н. Римское всадничество и центуриатная военная организация ранней Республики (V — начало IV века до н. э.) / В. Н. Токмаков // Античность Европы. — Пермь, 1992. — С.22—31.
  2. Токмаков, В. Н. Военная организация Рима Ранней республики (VI–IV века до н. э.) / В. Токмаков. — М., 1998.
  3. Маяк, И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса / И. Л. Маяк. — Москва: Московский Университет, 1983.
  4. Коннолли, П. Греция и Рим: энциклопедия военной истории / П. Коннолли. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  5. McCall, J. B. The Cavalry of the Roman Republic: Cavalry Combat and Elite. Reputations in the Middle and Late Republic / J. B. McCall. — London & New York: Routledge, 2001.
  6. Cornell, T. J. Beginnings of Rome Italy and Rome from the Bronze Age to the Punic Wars (1000–264 BC) / T. J. Cornell. — New York: Routledge, 1995.
  7. Sumner, G. V. The legion and the centuriate organization / G. V. Sumner // Journal of Roman Studies. — 1970. — Vol.60. — Р. 67—78.
  8. Secunda, N. Early Roman Armies / N. Secunda, S. Northwood. — London: Osprey Militar, 1995.

warspot.ru

📌 Всадники (Древний Рим) — это… 🎓 Что такое Всадники (Древний Рим)?

Римский эквит (реконструкция)

Всадники, иногда — эквиты (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), всадники превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд всадников стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. всадники превратились в особое сословие римского общества — денежную аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями всадников были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние всадников было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание всадника стало передаваться по наследству. С I века н. э. из всадников комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия всадников был Макрин (217—218).

Сословие всадников в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов.

См. также

Литература

dic.academic.ru

Всадники (Древний Рим) Википедия

Римский эквит (реконструкция) У этого термина существуют и другие значения, см. Всадники.

Экви́ты[1][2][3][4][5][6][7][8][9] (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) эквиты, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), эквиты превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд эквитов стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. эквиты превратились в особое сословие римского общества — финансовую аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями эквитов были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние эквитов было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение эквиты приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание эквита стало передаваться по наследству. С I века н. э. из эквитов комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия эквитов был Макрин (217—218).

Сословие эквитов в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть эквитов была включена в разряд сенаторов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «В манипулярный легион входили войска еще двух типов: уже упоминавшиеся выше велиты и эквиты — кавалерия».
  2. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «Эквиты, или конники легиона, насчитывали примерно 300 чел. и организационно объединялись в 10 турм (turmae) по 30 чел. в каждой».
  3. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 29: «Кроме того, Ромул также учредил отряд всадников, называвшихся эквитами, организовав из них три центурии по 100 человек каждая, поровну взяв их из трёх триб».
  4. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «Тогда службе в кавалерии отдавали предпочтение перед службой в пехоте, но эти всадники считались ниже эквитов».
  5. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «В Риме класс эквитов существовал много лет спустя после того, как перестал использоваться в качестве отдельного корпуса кавалерии, составлявшей часть армии».
  6. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 30: «Хотя в поздних войнах эквиты не выступают как особый корпус кавалерии, о них часто пишут, поскольку они назначались на должности, требующие доверия».
  7. ↑ Денисон, 2014, Конница в сражениях с Ганнибалом, с. 31: «Все эквиты, находившиеся на службе в армии, должны были жить в Риме, что и определило их особое социальное положение».
  8. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 40: «Римские эквиты числом в 2400 человек встали на правом фланге, перед 8 тысячами всадников тяжелой кавалерии Ганнибала».
  9. ↑ Чубарьян, 2003, с. 200: «…эквиты — конные воины с копьём, мечом и маленьким круглым щитом…».

Литература

  • Кайли К. Иллюстрированная энциклопедия воинов Римского мира, VIII в. до н.э. – 1453 г. = Illustrated Encyclopedia Of Uniforms Of The Roman World / под ред. А. Ефремова; пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 256 с. — (Всемирная история военной формы). — 1100 экз. — ISBN 978-5-699-74402-2.
  • Денисон Д. Т. История кавалерии. Вооружение, тактика, крупнейшие сражения / под ред. Е. Л. Шведовой; пер. с англ. С. В. Федорова. — М.: Центрполиграф, 2014. — 301 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9524-5109-4.
  • Древний мир: В 2 кн. Кн. 1. А—К. / под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Олма-Пресс Образование, 2003. — 320 с. — (Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика»). — ISBN 5-94849-480-2.
  • Livius.org: Eques (Knight)

wikiredia.ru

📌 Эквиты — это… 🎓 Что такое Эквиты?

Эквиты (лат. equites, от лат. equus, «конь») — всадники — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), всадники превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд всадников стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. всадники превратились в особое сословие римского общества — денежную аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями всадников были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние всадников было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание всадника стало передаваться по наследству. С I века н. э. из всадников комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия всадников был Макрин (217—218).

Сословие всадников в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть всадничества была включена в разряд сенаторов.

См. также

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Всадники (Древний Рим) Википедия

Римский эквит (реконструкция) У этого термина существуют и другие значения, см. Всадники.

Экви́ты[1][2][3][4][5][6][7][8][9] (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) эквиты, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), эквиты превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд эквитов стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. эквиты превратились в особое сословие римского общества — финансовую аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями эквитов были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние эквитов было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение эквиты приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)[ | ]

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание эквита стало передаваться по наследству. С I века н. э. из эквитов комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия эквитов был Макрин (217—218).

Сословие эквитов в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть эквитов была включена в разряд сенаторов.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «В манипулярный легион входили войска еще двух типов: уже упоминавшиеся выше велиты и эквиты — кавалерия».
  2. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «Эквиты, или конники легиона, насчитывали примерно 300 чел. и организационно объединялись в 10 турм (turmae) по 30 чел. в каждой».
  3. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 29: «Кроме того, Ромул также учредил отряд всадников, называвшихся эквит

ru-wiki.ru

Римские всадники: вооружение и тактика

Римская кавалерия эпохи Республики прошла длительный путь исторического развития, приспосабливаясь к каждому из своих врагов и усваивая лучшие компоненты вооружения и используемой тактики. Во время войн с этрусками римским всадникам неоднократно приходилось спешиваться и сражаться в качестве тяжеловооружённой пехоты. У самнитов и луканов они переняли лёгкое снаряжение и научились манёвренной тактике действий лёгкой конницы. Столкнувшись с эллинистической кавалерией, римляне по её примеру облачились в доспехи и усвоили ударную тактику боя.

От лёгкой кавалерии к ударной

В VII–V веках до н.э. римские всадники представляли собой отборную часть армии — посаженных на коней гоплитов, передвигавшихся верхом, но сражавшихся преимущественно пешими. Появление у римлян кавалерии в собственном смысле слова произошло в конце V – начале IV века до н.э. Этому процессу в немалой степени способствовало учреждение в дополнение к ранее существовавшим шести всадническим центуриям (sex suffragia) двенадцати новых (equites equo publico).

Важнейшим фактором, способствовавшим дальнейшему развитию римской кавалерии, стали начавшиеся в середине – второй половине IV века до н.э. столкновения с активно использовавшими всадников народами Центральной и Южной Италии, а также последовавшая за этим война против Пирра. Вероятно, в это время римская кавалерия воевала точно так же, как и противостоявшие ей самниты и луканы. Такая тактика напоминала способ действия легковооружённой пехоты: всадники сражались преимущественно рассыпным строем, бросая в противника дротики с некоторого расстояния и скрываясь при приближении тяжеловооружённого неприятеля.

Скульптурные украшения вазы из Апулии с изображением столкновения двух всадников. Один из всадников облачён в панцирь, другой сражается с открытой грудью. Оба носят щит традиционной италийской формы, который Полибий описывает как «эллинский». Около 200 года до н.э. Метрополитен музей, Нью-Йорк

После знакомства римлян с эллинистической кавалерией Пирра и в особенности с началом Пунических войн, вооружение и тактика римских всадников подверглись серьёзным изменениям. Характер этих изменений был описан Полибием:

«Вооружение римской конницы в наше время походит на эллинское. В старину конные воины не имели панцирей и шли в битву, опоясанные передниками. Благодаря этому они легко и ловко спешивались и быстро снова вскакивали на лошадь, зато в стычках подвергались большой опасности, потому что дрались обнажённые. Употреблявшиеся тогда копья непригодны были в двояком отношении: они были тонки и ломки, при взмахе большею частью ломались от самого движения лошадей, раньше ещё, чем наконечник копья упирался в какой-либо предмет, вот почему воины не могли попадать ими в цель. Потом, копья делались с одним только наконечником на верхнем конце, благодаря чему воин наносил только один удар копьём, засим наконечник ломался, и копьё становилось совершенно негодным и ненужным. Римский щит изготовлялся из бычьей кожи, имел форму лепёшек с выпуклостью посередине, какие употребляются римлянами для жертвоприношений. Для отражения ударов щиты эти были неудобны по своей непрочности, к тому же от дождей кожа их портилась, сырела, и тогда они становились уже негодными, да и без того не были удобны. Так как вооружение это оказалось непригодным, то римляне вскоре переняли вооружение от эллинов. Здесь первый уже удар верхним наконечником копья бывает обыкновенно меток и действителен, так как копьё сделано прочно и не гнётся; к тому же и нижний конец копья, которым можно повернуть его, наносит верный и сильный удар. То же самое и относительно щита, который у эллинов отлично приспособлен для отражения ударов, наносимых издали и вблизи. Римляне сообразили это и вскоре переняли эллинский щит».

Время проведения реформы

Итак, Полибий сообщает, что «в старину» римские всадники сражались налегке и не носили доспехов, довольствуясь лишь передниками (περιζομα). С одной стороны, это позволяло им в ходе боя легко спешиваться и снова вскакивать на лошадь, а с другой — подвергало их жизни большой опасности. Сражались они при этом дротиками, тонкими и хрупкими, скорее предназначенными для метания, нежели для рукопашной схватки, а защищались лёгкими кожаными щитами.

Прекрасной иллюстрацией этого описания могут служить многочисленные вазовые и фресковые изображения из Южной Италии, на которых представлены вооружённые дротиками всадники, облачённые в лёгкий доспех или сражающиеся вовсе без него. Некоторые из них представлены спешивающимися в ходе боя. Нет сомнения, что такого рода изображения существовали в самом Риме, что подтверждает находка Эсквилинской гробницы III века до н.э., принадлежавшей Квинту Фабию Руллиану или кому-то из его близких родственников. Стены гробницы были украшены батальными сценами, изображавшими, по-видимому, события II и III Самнитских войн. Этому описанию также соответствуют данные римской анналистической традиции, которая неоднократно упоминает о спешивании всадников в ходе боя. Самым известным случаем такого рода является эпизод со спешиванием римской кавалерии в ходе сражения при Каннах.

Южноиталийский всадник на фреске IV века до н.э. из Пестума

Когда римляне, по словам Полибия, обнаружили, что их прежнее вооружение оказалось непригодным, они ввели у себя другое: стали облачаться в панцири (θώρακας), защищаться большим и крепким щитом той же формы, что носили эллинские всадники (ϑυρεος), а вместо дротиков стали биться копьём (δορυ) с крепким древком и бронзовым противовесом, который также можно было использовать для удара, если железный наконечник копья ломался в первой схватке. К сожалению, историк не уточняет, когда произошла эта реформа. Привязка к «нашему времени», то есть к 160-м годам до н.э., когда писался текст «Всеобщей истории», может быть рассмотрена лишь в качестве terminus ante quem. Начальный же этап этого процесса датируется современными исследователями от войны с Пирром до времени III Македонской войны со значительным преобладанием периода II Пунической войны. В последнем случае важнейшим стимулом для проведения реформ стал ряд тяжёлых поражений, которые римляне потерпели между 218 и 216 годами до н.э. от галльской и испанской конницы армии Ганнибала.

Важным источником этих рассуждений является описание кавалерийского сражения в ходе битвы при Каннах. Опиравшийся на Полибия как первоисточник Ливий оставил красочное описание сражения:

«Поднялся крик, завязалось сражение между легковооружёнными из вспомогательных войск, выбежавшими вперёд, затем испанские и галльские конники, стоявшие на левом фланге, сшиблись с конниками римского правого фланга, но сражались совсем не по правилам конного боя: бились лицом к лицу — обойти неприятеля было невозможно: с одной стороны река, с другой — выстроившиеся пехотинцы. Противники, двигаясь только вперёд, упёрлись друг в друга. Лошади сбились в тесную кучу, воины стаскивали друг друга с коней. Сражение уже стало превращаться в пешее. Бились ожесточённо, но недолго — римских конников оттеснили, и они обратились в бегство».

Изображение Марка Курция верхом на коне, в доспехах и шлеме, с оружием в руках бросающегося в разверзнувшуюся на Форуме пропасть. Обратите внимание на щит, в соответствии с описанием Полибия имеющий форму лепёшки (popanum) и украшенный изображением Горгоны. Дворец Консерваторов, Рим

Новое снаряжение и тактика

Большие потери, которые римские всадники понесли во время рукопашной схватки, обнаружили недостаток ранее применявшегося ими военного снаряжения и тактики. Облачившись в панцирь и взяв на вооружение ударное копьё вместо дротиков, римские всадники стали придерживаться более агрессивной наступательной тактики на поле боя.

В нашем распоряжении имеется описание двух поединков римского и кампанского всадников, происходивших во время предпринятой в 212–211 годах до н.э. римлянами осады Капуи. Как рассказывал Ливий, в первом из этих поединков оба противника долго кружили друг против друга без решительного перевеса, пока, наконец, римлянин не предложил кампанцу съехать в канаву, где узость места не позволяла лошадям разъехаться друг против друга — исход столкновения поневоле должен был решиться лобовым столкновением. Кампанец это предложение не поддержал и был объявлен проигравшим. Во втором поединке оба противника сразу бросились друг на друга с копьями в руках, при этом римлянин ранил своего врага в левое плечо над щитом. От удара кампанец свалился с лошади, но, когда римлянин также спешился, чтобы добить раненного, тот внезапно вскочил на ноги и умчался к своим, оставив лошадь и оружие своему противнику в качестве добычи. Важно, что оба поединка представляли собой непосредственное столкновение противников, исход которого решился боем на копьях.

Серебряный денарий 211 года до н.э. с изображением Диоскуров

В 211 году до н.э., то есть в то же самое время, когда шла осада Капуи, римляне приступили к чеканке нового серебряного денария с изображением Диоскуров на аверсе монеты. Божественные братья, являвшиеся покровителями римского всадничества, изображены одетыми в эллинские доспехи с длинными копьями, взятыми наперевес. Ещё одной прекрасной иллюстрацией полибиева описания римской кавалерии являются изображения всадников на монументе Эмилия Павла, воздвигнутом в Дельфах в ознаменование победы, одержанной им в 168 году до н.э. в битве при Пидне. Изображённые на нём римские всадники облачены в кольчуги и шлемы, подобные тем, какие в это время носили легионеры. Особенностью их доспеха является отчётливо видимый разрез кольчуги на бедре, который, по-видимому, должен был облегчать посадку всадника в седло. Всадники изображены в ходе рукопашной схватки, в которой они бьются с противником с копьями и мечами в руках. Такой же вид имеет римский всадник, изображённый на более позднем алтаре Домиция Агенобарба из Лувра.

Сцена с рельефа монумента Эмилия Павла, на котором римские всадники (слева) сражаются против македонской кавалерии и пехоты (справа). Археологический музей, Дельфы

Конец римской кавалерии

Полибий сообщал, что римляне на каждый легион численностью 4 200 пехотинцев набирали 300 всадников. При этом в составе консульской армии из двух легионов и равного им по численности контингента союзников собственно римские всадники составляли не более четверти от общей численности кавалерии, а оставшиеся три четверти должны были поставлять союзники.

В составе италийских союзнических контингентов после 338 года до н.э. особая роль принадлежала кампанской кавалерии. После II Пунической войны в составе римских армий появляются также галльские, испанские, нумидийские и иные контингенты, которые в конечном итоге полностью вытеснили римское всадничество. Уже во время Галльских войн 58–50 годов до н.э. вся кавалерия Цезаря была союзнического происхождения. Во время переговоров с вождём германцев Ариовистом в 58 году до н.э. Цезарю, не решавшемуся доверить свою жизнь галлам, пришлось спешивать всадников своего эскорта, чтобы заменить их посаженными на коней легионерами Х легиона. В эпоху Империи римское всадничество являлось основным источником пополнения офицерских вакансий в армии, однако кавалерия этого времени полностью состояла из провинциального элемента.

Организационная структура союзнической кавалерии эпохи Республики копировала римскую. Из повествовательных источников следует, что она подразделялась на алы и турмы. В состав последней входило 30 всадников, разделявшихся на три декурии по десять человек в каждой. Декурию возглавлял декурион, имевший в качестве помощника субкомандира. Старший из троих декурионов, носивший звание принцепса, командовал не только своей декурией, но и всей турмой в целом.

Рельеф этрусского саркофага из Вольтерры I века до н.э., изображающий всадника. Музей Гарначчи

Важным источником по структуре и численности союзнических контингентов является надпись на бронзовой таблице из Аскула. Она представляет собой декрет консула Гнея Помпея Страбона, в котором тот даровал права римского гражданства испанским всадникам Саллвитанской турмы (turma Sallvitana). Документ включает список из 30 имён всадников, являвшихся уроженцами Тарраконской Испании. Этот список удостоверяет, что численность Саллвитанской турмы была аналогична соответствующим подразделениям римской армии.

Командовали союзническими турмами офицеры, избранные из среды самих всадников — как правило, романизированные аристократы. Таким командиром был, например, дед историка Гнея Помпея Трога, галл из племени воконтиев, получивший от Гнея Помпея Магна римское гражданство во время войны против Сертория. Во главе турмы, набранной из числа галльских соотечественников, тот снова сражался под его командованием на войне против понтийского царя Митридата VI Евпатора.


Литература:

  1. Коннолли, П. Греция и Рим: энциклопедия военной истории / П. Конолли. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  2. Козленко, А. Как была набрана Саллвитанская турма? Институты набора вспомогательных войск и романизация Испании II–I вв. до н.э. / А. Козленко // Para Bellum. — 2005. — № 25.–– С. 51—62.
  3. Sekunda, N. Republican Roman Army, 200–104 BC / N. Sekunda. — London: Osprey Military, 1996.
  4. McCall, J. B. The Cavalry of the Roman Republic: Cavalry Combat and Elite. Reputations in the Middle and Late Republic / J. B. McCall. — London & New York: Routledge, 2001.
  5. Junkelmann, M. Die Reiter Roms II: Reitweise und militärischer Einsatz / М. Junkelmann. — Mainz: Philipp von Zabern, 1991.
  6. Dixon, K. R. The Roman Cavalry. From the First to the Third Century A. D. / K. R. Dixon, Р. Southern.— London, 1992.
  7. Roldan, J. M. La turma Sallvitana. Caballeria hispana al servicio de Roma / J. M. Roldan // Historia. — 1985. — V. 110.
  8. Rawson, E. The literatury Sources for the pre–Marian army / Е. Rawson // Papers of the British School at Rome. — 1971. — Vol. 39. — Р. 13—31.

warspot.ru

Всадник (Древний Рим) Википедия

Римский эквит (реконструкция) У этого термина существуют и другие значения, см. Всадники.

Экви́ты[1][2][3][4][5][6][7][8][9] (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.

По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) эквиты, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан.

Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), эквиты превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд эквитов стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.

К концу 20-х гг. II века до н. э. эквиты превратились в особое сословие римского общества — финансовую аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями эквитов были торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. Хотя политическое влияние эквитов было менее значительным, чем сенаторов, в их руках сосредотачивались огромные капиталы. Особое значение эквиты приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи.

Римская империя (I—IV вв.)[ | ]

С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание эквита стало передаваться по наследству. С I века н. э. из эквитов комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). Первым императором из сословия эквитов был Макрин (217—218).

Сословие эквитов в Риме просуществовало до IV века. При императоре Константине Великом (306—337) большая часть эквитов была включена в разряд сенаторов.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «В манипулярный легион входили войска еще двух типов: уже упоминавшиеся выше велиты и эквиты — кавалерия».
  2. ↑ Кайли, 2014, Римская военная система, с. 23: «Эквиты, или конники легиона, насчитывали примерно 300 чел. и организационно объединялись в 10 турм (turmae) по 30 чел. в каждой».
  3. ↑ Денисон, 2014, В древние времена, с. 29: «Кроме т

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *