О развитии турецкого ВПК в условиях войны в Сирии

Начавшаяся в 2011 году война в Сирии, а также события с ней связанные стали мощным импульсом в развитии турецкого ВПК. В ходе конфликта были выявлены недостатки техники, состоящей на вооружении турецкой армии, которые привели к ее модернизации, кроме того, в ходе боевых действий были применены новые для турок образцы. Ухудшение отношений Турции с США, последовавшее за неудачной попыткой свержения Эрдогана летом 2016, повлекло за собой стремление Анкары добиться независимости своего ВПК от партнера по НАТО. Но обо всем по порядку.

 

 

Колонна турецкой техники в Сирии

 

Еще до начала боевых действий в Сирии турецкая авиационная промышленность начала работу над созданием вертолета Т-129 «АТАК», призванного заменить стоящие на вооружении Турции американские вертолеты «Bell AH-1 Cobra». Машины этого типа должны были сыграть роль в ходе операций против курдских партизан, которые регулярно проводятся как на территории страны, так и на территории соседнего Ирака. Вертолеты «Кобра» времен Вьетнамской войны в 21 веке стали слишком уязвимыми для противника, оснащенного ПЗРК и крупнокалиберными зенитными пулеметами. К весне 2014 компания TAI передала турецким военным первую партию этих машин. Фактически вертолет является глубокой модернизацией итальянской машины  А-129 «Мангуста».

 

Машина обладает следующими характеристиками:

 

Экипаж, чел.: 2;
Максимальный взлетный вес, кг: 5000;
Длина, м: 14,6;
Диаметр винта, м: 11,9;
Высота, м: 3,4;
Двигатель: 2 х LHTEC CTS800-4A мощностью 2030 кВт;
Скорость полета крейсерская, км/ч: 269 – 270;
Радиус действия, м: 561;
Дальность полета, км: 1000;
Практический потолок, м: 6000;

 

Вооружение: одна 20-ммавтоматическая пушка системы Гатлинга (боезапас 500 выстрелов), 4 блока с неуправляемыми ракетами и пулеметами, ракеты типа Спайк-ER/ «Hydra 70»/ AGM-114 «Хелфайер»/ AIM-92 «Стингер»/ AIM-9 «Сайдуиндер» в различном сочетании. Наличие ракет класса воздух-воздух «Стингер» и «Сайдуиндер» позволяет машине вести бой с вертолетами противника. Современные тепловизоры позволяют Т-129 вести бой вв любое время суток. 10 февраля одна из машин была потеряна в Африне, по официальной версии по техническим причинам. Оба пилота погибли.

 

Всего планируется закупка партии в 50 машин.

 

 

Ударный вертолет Т-129 «АТАК»

 

 

Еще до начала войны в Сирии на вооружение турецкой армии стали поступать истребители F-16 турецкой сборки, которые в Турции получили название «Тигр-1» (модификация F-16 «Block-50» по американским стандартам) Машина фактически ничем не отличается от американского оригинала. Всего было выпущено около 50 машин, первые из которых поступили на вооружение турецкой армии осенью 2011 года.

 

F-16 «Block-50» турецкой сборки, именуемый в Турции «Тигр-1»

 

В сфере беспилотных летательных аппаратов турецкому ВПК удалось добиться действительно существенных успехов. Так, еще в 2010 году на вооружении армии страны начали поступать «беспилотники» Anka-A и Anka-B с радиусом действия в 200 км. Эти аппараты использовались как в ходе операции «Щит Евфрата» в августе 2016-марте 2017, так и в ходе операции «Оливковая ветвь» в Африне в 2018 году. БПЛА стали настоящими глазами и ушами турецкой армии.

 

БПЛА «Anka-A»

 

Наряду с разведывательными БПЛА, в Турции удалось наладить производство собственного ударного «беспилотника». Был создан и испытан в Сирии ударный БПЛА Bayraktar TB2 , способный нести как бомбовую нагрузку, так и поражать целю противотанковыми управляемыми ракетами. Bayraktar TB2 побил мировой рекорд среди беспилотных летательных аппаратов в классе тактических средневысотных БЛА по продолжительности полета. Так во время тестовых полетов в 2014 году на высоте восемь км он находился в небе 24 часа 34 минуты.  Наряду с поставками в турецкую армию, Турция уже договорилась о поставках аппаратов на экспорт. В частности, покупателем БПЛА стала Украина, заказавшая партию из 6 «беспилотников».

 

Ударный БПЛА . «Bayraktar TB2»

 

В ходе операции «Щит Евфрата» в боях с ИГИЛ* понесли ощутимые потери турецкие танковые подразделения. Результаты кампании 2016-2017 подтолкнули ВПК страны к модернизации танка М-60Т по программе «Firat». Танк получил поднимаемую камеру кругового обзора, датчики лазерного облучения и самое главное – дистанционно-управляемую турель с автоматическим гранатометом или пулеметом.

 

Танк М-60Т, модернизированный по программе «Firat»

 

Продолжаются работы над подготовкой к серийному производству танка «Алтай». В процессе возникли некоторые сложности, так как австрийская компания AVL List GmbH отказалась поставлять двигатели для машин этого типа в санкционном порядке из-за нарушений прав человека в Турции. Однако, производители летом 2017 года достигли соглашения с британской компанией Perkins, контролируемой американской корпорацией Caterpillar, на освоение производства обновленного варианта танкового дизельного двигателя Perkins CV12. Мощность двигателя составляет 1500 л.с. Предсерийные образцы Altay оснащаются германскими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501 мощностью в 1500 л.с.. Танк вооружен орудием калибром в  120-мм MKEK120 В 2020 году в войска должна поступить первая партия из 20 машин, общий объем первого заказа предусматривает закупку 250 единиц, которые будут оснащены двигателями MTU. Всего армия Турции планирует закупить около тысячи танков этого типа. Примечательно, что еще до стадии производства в турецких конструкторских бюро разрабатываются варианты улучшения бронезащиты «Алтая» по опыту боевых действий в Сирии. Однако, пока суть этих проектов не стала достоянием широкой общественности и в открытых источниках не опубликована.

 

 

Прототипы турецкого танка Altay в базовой комплектации

 

В январе 2019 года в СМИ появились сведения, что ВВС Турции планируют осуществить закупку легких штурмовиков Hurkus-C отечественного производства. Выпускать самолеты будет все та же компания TAL. Первая партия будет насчитывать 12 машин, еще столько же планируют закупить впоследствии. Легкий штурмовик способен нести бомбовую нагрузку до 1,5 тонн, которую составят как управляемые, так и неуправляемые боеприпасы. Максимальная скорость  самолета  составляет 574 км/ч. Он способен подниматься на высоту о 10 км. Конечно, машины этого типа не могут быть эффективно применены для борьбы с современной армией, однако идеально подходят для контрпартизанских операциях против тех же курдов. Кроме того, в Турции не исключают экспортных поставок самолетов Hurkus-C. Таким образом, турецкий легкий штурмовик может стать конкурентом отечественного Як-130 на мировом рынке оружия.

 

Легкий штурмовик Hurkus-C

 

Подводя итоги развития турецкого ВПК можно заключить, что война в Сирии и участие в ней турецкой армии стали мощным толчком в развитии турецкой оборонной промышленности. Руководство страны заявило в январе 2018 года, что 65 процентов потребностей турецкой армии в вооружении выполняется отечественным ВПК. Конечно эти заявления выглядят несколько преувеличенными, однако нельзя не отметить, что рост потенциала турецкой «оборонки» вполне способен обеспечить статус Турции как одной из ведущих региональных держав.

 

 

anna-news.info

сможет ли Анкара стать одним из лидеров на мировом рынке вооружений — РТ на русском

На завершившейся в Бангкоке международной выставке вооружений Defense&Security-2017 была широко представлена продукция из Турции. Анкара рассчитывает стать крупным экспортёром оружия и армейской техники и уже добилась некоторых успехов. Однако пока турецкий ВПК во многом зависит от иностранных поставок, и это не устраивает руководство республики. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган рассчитывает заместить оборонный импорт к 2023 году. Сможет ли Турция занять лидирующие позиции на мировом рынке вооружений — в материале RT.

9 ноября в Бангкоке завершилась Международная азиатская выставка и конференция по обороне и безопасности Defense&Security-2017. Активное участие в форуме приняла Турция: оборонные компании страны представили свою продукцию на 18 стендах. Впервые была продемонстрирована новая версия дистанционно управляемого модуля SARP — боевой шестиствольный модуль SARP M134.

В последние годы Турция стремится к замещению импортных поставок оборонной продукции, а также к выводу собственных разработок на внешние рынки. 

По словам турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, государство должно пересмотреть стратегию поддержки оборонных компаний, чтобы уже к 2023 году — столетнему юбилею основания республики — зависимость от внешних поставок вооружений была полностью преодолена.

Если бы на протяжении последних полутора десятилетий Анкара не занималась импортзамещением оборонной продукции, то сегодня турецкие военные не смогли бы вести операции за рубежом, считает президент Турции. Об этом Реджеп Эрдоган заявил в июле 2017 года во время церемонии спуска на воду четвёртого корвета в рамках проекта MILGEM («Национальный корабль») в Стамбуле.

Сегодня эксперты отмечают несколько основных направлений ВПК, где Турции удалось добиться успехов, создав собственное вооружение. Судостроительный проект MILGEM — одно из них.

Корабельная колыбель

Проект MILGEM стартовал в 1996 году, когда власти Турции приняли решение снизить зависимость турецких ВМФ от иностранных поставщиков техники. Правда, на первоначальном этапе речь всё-таки шла о строительстве судов в кооперации с зарубежными компаниями, пусть и на турецких верфях. На завершение подготовительных этапов потребовалось несколько лет, финальные работы по созданию турецкого корвета начались только в 2004 году.

В 2008 году на воду был спущен первый корабль из этой серии — F 511 Heybeliada, названный в честь острова в Мраморном море. В день спуска был заложен следующий корвет, получивший название F 512 Büyükada.

В ХХ столетии Турецкая Республика на протяжении длительного периода закупала военные корабли за рубежом. В рамках кампании по импортозамещению турецкие судостроители успели за последние годы освоить выпуск корветов — кораблей, предназначенных для прибрежного патрулирования и охраны территориальных вод. Корветы, построенные в рамках проекта MILGEM, способны атаковать надводные и подводные цели, а также несут средства противовоздушной обороны. Кроме MILGEM, существует также проект TF2000, начатый в середине 1990-х годов. Однако в этом случае речь идёт о привлечении иностранных компаний к строительству фрегатов для турецкого флота.

По словам представителей Секретариата военной промышленности (SSM) Турции, TF2000 станет последним проектом в военном судостроении, реализация которого завязана на иностранном участии.

Гражданское судостроение развито в Турции на высоком уровне: в стране работает около 114 судостроительных верфей, большая часть которых сконцентрирована в районе Стамбула.

Ежегодно с турецких стапелей сходят десятки судов и катеров, часть из которых идёт на экспорт. Например, по итогам 2014 года Турция поставила за рубеж судов на сумму $1,3 млрд, заняв шестое место среди мировых экспортёров.

Турецкий стрелок

Также Турция является одним из лидеров по экспорту гражданского стрелкового оружия — сегодня в стране действует примерно 200 оружейных компаний. По отзывам экспертов, турецкие ружья отличаются относительно низкой ценой и порой невысоким качеством. При этом многие производители создают свою продукцию на базе заимствований. По сути, эта тактика очень напоминает китайский путь развития.

Есть определённые подвижки и в области создания армейского стрелкового оружия. В 2014 году стартовали испытания штурмовых винтовок MPT-76 (Milli Piyade Tufegi — национальная пехотная винтовка), созданных турецкой компанией MKEK. Разработанной в соответствии с натовскими стандартами винтовкой планируется вооружить турецкую армию. Это первый образец автоматического оружия, созданный от начала и до конца турецкими конструкторами. До этого турецкие военные пользовались вооружением, изготовленным по иностранной лицензии.

В январе 2017 года стало известно о первой поставке винтовок MPT-76 вооружённым силам Турции в количестве 500 штук. Вес MPT-76 — 4,2 кг, эффективная дальность ведения огня — 600 м при скорострельности 700 выстрелов в минуту.

Броня крепка

Реализация одного из наиболее амбициозных проектов Анкары по созданию новейшего турецкого танка Altay застопорилась на фоне политических разногласий с ЕС. Изначально речь шла о кооперации с иностранными производителями, но вследствие введённых против Турции ограничений вклад местных компаний в проект может возрасти.

Также по теме

НАТО теряет друга: Турция наложила вето на сотрудничество альянса с Австрией

Турция заблокировала участие Австрии в партнёрских программах НАТО. На подобный шаг Анкару спровоцировала критика Вены в отношении…

Ранее турецкая компания Otokar заключила контракт с южнокорейской Hyundai Rotem о совместной работе над основным боевым танком для турецких ВС. Также к разработке подключились германская KMW и австрийская Austria’s AVL List GmbH. Последняя должна была разработать двигатель и передать эти технологии турецкой стороне. Однако в конце 2016 года отношения Анкары и Вены заметно ухудшились, что привело к срыву контракта. 

В начале ноября 2017 года Секретариат оборонной промышленности Турции (SSM) объявил тендер на разработку силовой установки для Altay среди турецких производителей, стоимость контракта составит около $1 млрд.

Тем не менее определённых успехов в создании собственной бронетехники турецкая оборонная промышленность уже достигла. В частности, эксперты отмечают бронетранспортёр Ejder Yalcin 4×4, выпускаемый компанией Nurol Makina, а также колёсный тактический БТР ARMA, производимый компанией Otokar.

Турции также удалось заметно нарастить экспорт продукции ВПК: если в 2011 году республика поставила за рубеж вооружений на $883 млн, то по итогам 2016 года этот показатель составил уже $1,68 млрд.

По мнению экспертов, часть продукции, позиционируемой как турецкая, является в действительности результатом переработки зарубежных образцов или же кооперации с иностранными производителями.

Турецкие оборонные предприятия охотно используют зарубежный опыт, чтобы впоследствии создавать собственные образцы вооружений. 

По словам коммерческого директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, изначально в Турции планировалось увязать создание сухопутной техники с гражданским автомобилестроением, чтобы делать грузовики двойного назначения.

«Самый известный производитель армейской бронетехники в Турции — компания Otokar, — отметил эксперт в разговоре с RT. — Она активно взаимодействовала с рядом зарубежных компаний. Техника, произведённая ею, пользуется популярностью в Юго-Восточной Азии. А партия БТР ARMA была поставлена, к примеру, в Бахрейн. Также в этом году ОАЭ заключили контракт на поставку 400 турецких БТР Rabdan — это модифицированная версия БТР ARMA. Можно сказать, что по БТР и БМП наблюдается достаточно динамичное развитие».

Беспилотное небо

Серьёзным достижением турецкой оборонной промышленности является создание собственных ударных беспилотников. В конце 2015 года такие дроны впервые поступили в распоряжение ВС Турции — до этого момента подобным вооружением располагали только США, КНР, Пакистан, Иран и Израиль.

Первый способный наносить бомбовые удары турецкий беспилотник Bayraktar TB2 представлял собой доработанный разведывательный дрон с грузоподъёмностью 55 кг. Дальность его полёта составила всего 150 км, максимальная скорость — 220 км/ч.

Для сравнения, американский БПЛА MQ-9 Reaper способен нести груз свыше полутора тонн, в том числе ракеты и бомбы массой около 700 кг, развивая скорость до 480 км/ч, при дальности полёта в 1800 км.

В мае 2017 года года турецкими военными был испытан новый беспилотный аппарат — Anka-S, сконструированный компанией Turkish Aerospace Industries (TAI). До конца 2018 года оборонный концерн должен поставить армии 10 таких дронов.

Также по теме

В погоне за наследством: к чему приведёт военное сотрудничество Турции и Украины

Анкара обязалась до 2021 года предоставить Киеву финансовую помощь в объёме $15 млн. Деньги пойдут на закупку турецкого оружия….

Беспилотник может нести груз весом в 200 кг, дальность его полёта — 200 км. Это первые результаты принятого в 2004 году решения о создании собственных ударных БПЛА, которое появилось после отказа США поставить Турции ударные дроны Reaper и Predator.

Для реализации этой стратегии турецкая сторона намерена воспользоваться техническими ресурсами украинского концерна «Антонов». В частности, Turkish Aerospace Industries (TAI) уже договорилась с украинским предприятием о совместном производстве БПЛА. Речь, скорее всего, идёт о передаче авиационных технологий турецкой стороне — «Антонов» переживает сегодня непростые времена.

Турецкое руководство вынашивает амбициозный план по созданию собственного истребителя пятого поколения. Об этом в июне 2017 года заявил Фикри Ышык, возглавлявший в то время Минобороны Турции. 

«Мы разработаем отечественный истребитель и сделаем всё возможное для того, чтобы и его двигатель был турецкого производства. Это будет непросто, но если работать в команде, то нет ничего невозможного», — цитирует Ышыка агентство Anadolu.

Также по теме

«Проблем нет»: Эрдоган рассказал о перспективах совместного производства российских комплексов С-400

Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заявил об отсутствии каких-либо проблем с поставкой российских зенитно-ракетных систем С-400….

Перспективы создания турецкого современного истребителя пока туманны, зато ракетостроение развивается в Турции весьма активно. Например, в 2016 году турецкое оборонное ведомство провело успешные испытания системы ПВО средней дальности HISAR-O, авторство которой принадлежит двум турецким компаниям — Aselsan и Roketsan. Ранее они создали систему ПВО малой дальности HISAR-A. Кроме того, с 2009 года Roketsan занимается разработкой ракет большой дальности, а также установок для их запуска. По информации профильных СМИ, дальность ракеты может составить 1000 км, что позволяет причислить её к наступательным видам вооружений.

Отсутствие школы

Как пояснил RT Алексей Леонков, на протяжении длительного периода Турция ввозила оружейные технологии, а также готовую продукцию, выступая в роли потребителя.

«Затем в Турции начала развиваться отвёрточная сборка, и только относительно недавно страна стала создавать собственные вооружения. В принципе, это достаточно распространённый путь развития, многие страны начинали с этого», — отметил эксперт.

По мнению руководителя сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергея Ермакова, тот факт, что Анкара нуждается в независимой оборонной индустрии для решения политических задач, подтолкнёт развитие турецкого ВПК.

«Тем не менее Анкара старается пока опереться на военно-техническое сотрудничество. Типичным примером является тот интерес, который турецкая сторона проявила к идее совместного производства С-400, — подчеркнул эксперт в интервью RT. — Такой же тактики Турция придерживается и по отношению к другим своим партнёрам».

По мнению Леонкова, сегодня турецкой оборонной отрасли пока не хватает научно-технического задела и школы кадров, которые могли бы создавать уникальные технологии. Пока в большинстве случаев речь идёт об адаптации чужих наработок под собственные потребности.

«Чтобы получить собственные технологии, нужен временной промежуток примерно в 50 лет. В принципе, сейчас по ряду направлений турецкий ВПК достиг требуемого уровня, турки близки в выходу на собственные технологические платформы», — подвёл итог Леонков.

russian.rt.com

Амбициозные программы турецкого ВПК готовят новые проблемы. Анализ усиления агрессора

Пользуясь высокой геостратегической значимостью для блока НАТО на Ближневосточном ТВД, Турция продолжает получать солидную военно-техническую поддержку со стороны стран Запада даже тогда, когда нечеловеческие и открыто террористические действия её властей и военных против соседних государств, с которыми ранее были партнёрские отношения, казалось бы, должны вызывать максимальную критику у мирового сообщества. И эту привилегию, равно как и членство в НАТО, турецкая элита использует для осуществления своих экономических выгод, «запятнанных кровью и горем» сирийских военнослужащих и их семей, а также простых людей во всей Европе.


В одной из наших прошлых статей мы проанализировали положительный эффект от развёртывания дивизионов ЗРК С-400 «Триумф» близ авиабазы Хмеймим и у западных границ Армении. Это полностью купировало возможности развёртываемых оперативно-тактических ракетных комплексов «Йылдырым» и комплексов с БР средней дальности на основных оперативных направлениях Турции (северо-восточном и южном ОН). На эти ракетные комплексы возлагаются огромные надежды турецкой армии и компании-производителя TUBITAK. Но, как и каждая держава, претендующая на региональное превосходство, Турция не ограничилась одними только баллистическими ракетами; модернизационные работы идут во всех направлениях военных технологий. Самые же важные оборонные программы проводятся весьма длительно, прорабатывается всё тщательно, для разработки и закупки каждого конструктивного элемента отбираются наиболее именитые западноевропейские производители.

Одной из таких программ можно считать активно развивающийся проект малозаметного истребителя 5-го поколения TF-X, который не отстаёт от аналогичной южнокорейской программы KF-X, а также от шведского проекта лёгкого многофункционального истребителя FS2020 (Gripen Stealth Fighter). С последним турецкий эскизный проект имеет наибольшее сходство. Первый опытный образец TF-X может подняться в воздух уже в 2023 году; всё благодаря поддержке европейской технологической базы, применённой ранее в истребителе «Typhoon». К примеру, британская компания «Rolls-Royce» предлагает турецкой «Turkish Aerospace Industries» (TAI) ТРДДФ EJ-200, отличающийся высокой тяговооружённостью среди большинства современных реактивных двигателей, а также компактностью для наименьшей радиолокационной заметности. TAI предъявляет очень жёсткие требования к выбору силовой установки, желая получить минимальную ЭПР TF-X, так как именно Ближний Восток и Средиземноморье уже сейчас насытилось самыми современными видами систем ПВО, а также лучшими образцами российской тактической авиации.

На изображениях показаны три известные концепции турецкого проекта истребителя 5-го поколения TF-X. Исходя из верхнего, можно говорить о малой ЭПР самолётов проекта: малый мидель образцов «С100» и «С200» указывает на низкую радиолокационную заметность при любых ракурсах облучения РЛС противника, которая даже меньше, чем у F-35A. Наряду с двухдвигательной версией TF-X, TAI рассматривает и модификации однодвигательного истребителя (с ПГО, а также стандартным наплывом), видимо, по причине технологической поддержки со стороны «Saab», которая специализируется на однодвигательных машинах

Известно, что проект TF-X относится лёгкому классу истребителей с минимальной площадью миделя, о чём свидетельствуют эскизные проекты турецкого истребителя. Компактный планер и узкий фюзеляж машины предусмотрен и в однодвигательном, и в двухдвигательном вариантах исполнения. ТРДДФ EJ-200 отличается: повышенной степенью двухконтурности (0,4), высоким соотношением максимальной тяги к форсажной (0,7), высокой тяговооружённостью (9,54). Поэтому установка EJ-200 на TF-X позволит самолёту иметь высокую тяговооружённость и разгонные качества даже на максимальном режиме работы двигателя, не говоря уже о форсажном режиме. Самолёт получит возможность летать на сверхзвуковой крейсерской скорости до 1,4 — 1,5М (примерные цифры). Судя по техническим изображениям, любая из версий машины будет иметь наплывы у корней крыла, а соотношение размаха крыла большой площади к длине будет минимальным, т.е. турецкий истребитель будет достаточно маневренной для ближнего боя машиной, значительно превосходя американский F-35A, а возможно и F-16C Block 52+. EJ-200 имеет небольшой диаметр компрессора (740 мм), что также сыграет свою роль в уменьшении радиолокационной сигнатуры планера. Последнему критерию ВВС Турции отдают наибольшее значение.

Турецкая оборонка не имеет опыта и технологий для производства современных турбореактивных двигателей, поэтому силовые установки будут закупаться в Западной Европе ещё не менее пары десятков лет. А вот бортовая РЛС с АФАР будет разработана турецкой компанией ASELSAN, которая уже 40 лет специализируется на разработке БРЭО для различных образцов военной техники.

Поступление в авиапарк ВВС Турции истребителей TF-X в несколько раз увеличит ударные и оборонительные возможности тактической авиации, учитывая, что их действие будет подкрепляться 116 многоцелевыми F-35A и координироваться 4 самолётами ДРЛО Boeing 737AEW «Peace Eagle». Большое количество стелс-истребителей в турецких ВВС создаст множество дополнительных угроз для ВВС и ПВО Греции, подвергающихся регулярным нарушения собственного воздушного пространства над Эгейским морем, а также для ВС России. Особенно актуальна эта угроза на вероятном Кавказском ТВД, где высокие горные хребты создают много «слепых участков» для обзора средствами ДРЛО не только наземного, но и воздушного базирования (А-50, А-100) в случае, если TF-X и F-35A будут действовать на предельно малых высотах, «повторяя» рельеф местности.

Усиление турецких ВВС перспективной авиацией — не единственная угроза для ВС РФ и наших союзников. Быстрыми темпами продвигается проект основного боевого танка «Altay», а также совершенствование уже стоящих на вооружении СВ Турции ОБТ.

Недавно появилась информация о том, что серийное производство передового турецкого танка «Altay» стартует уже в 2017 году. Все опытные боевые машины уже прошли ходовые и огневые испытания в течении последних лет. Первая партия должна составить 250 танков, которые могут поступить как на вооружение турецких СВ, так и в войска Пакистана, Саудовской Аравии и Азербайджана, что несомненно изменит баланс сил во всей Средней Азии. Но больше всего это отразится на Ближнем Востоке.

Турецкие СВ имеют на вооружении более 3000 танков, из которых примерно 500 единиц (16%) смело можно отнести к более-менее современной технике. Это «Leopard 2A4» (339 танков) и M60-T Mk II «Sabra» (170 танков), которые оборудованы современными компьютеризированными СУО и мощными 120-мм орудиями НАТОвского стандарта. ОБТ M60-T Mk II — израильский вариант глубокой модернизации американского M60A3. Дополнительная модульная бронезащита башни, разработанная на базе броневых модулей для башни танка «Mercava Mk IV», доводит бронестойкость лобовой проекции танка «Sabra» примерно до 450 — 500 мм (от БОПС), т.е. до показателей ОБТ Т-72Б, не оснащённого модулями ДЗ. Усилили специалисты компании «Israel Military Industry» и верхнюю лобовую деталь, оснастив её модулями ДЗ. Важным нововведением в бронировании «Сабры» является максимально возможная защита маски пушки, которая традиционно является слабым местом многих ОБТ. Новая 120-мм гладкоствольная пушка MG253 значительно увеличила огневой потенциал «Сабры», включая эффективную дальность и пробивную способность сердечников применяемых ОБПС. MG253 приспособлена к применению наиболее распространённых БОПС стран НАТО (американских M829A1-A3 и немецких DM53), которые отличаются пробиваемостью бронеплиты, эквивалентной 700—850 мм гомогенного стального габарита. А поэтому можно с уверенностью говорить о реальной угрозе от танков «Сабра» для сирийских Т-72Б, иранских ОБТ «Зульфикар» и многих других машин.

Система управления огнём «Knight» («Abir») полностью компьютеризирована и основывается на оптико-электронных и ИК-прицелах израильских компаний «Elbit Systems» и «El-Op Industries Ltd». СУО «Knight», по сути, является модернизированной израильской СУО «Baz», разработанной в середине 90-х для танка «Mercava Mk.3», а поэтому и «Сабру» можно считать весьма грозным противником для любого современного танка. Но есть у этой машины и серьёзный недостаток. Как и большинство западных и израильских танков, M60-T Mk II имеет громадную массу (59 т), а дизельный MTU 881 Ka-501 выдаёт не более 1000 л.с., из-за чего удельная мощность 17 л.с./тонну едва позволяет превзойти показатель первых версий среднего танка Т-62. Поэтому основная тактика действий ОБТ «Sabra» на ТВД — ведение огня из засады при использовании лишь мощи оружия и совершенства БРЭО, в то время как лобовое противостояние с современными танками и ПТРК типа «Корнет», «Метис» и др. закончится для неповоротливого M60-T Mk II поражением.

Но есть у турецкой армии и танки для прямого лобового противостояния, которые не будут действовать, ссылаясь на преимущества рельефа местности и тактическую ситуацию. Такими образцами и являются опытные основные боевые танки «Leopard-2NG» и предсерийные машины нового поколения «Altay».

«Leopard-2NG» («Next Generation») — глубоко модернизированные «Leopard 2A4». Разработка проекта этой версии «Леопарда-2» принадлежит турецкой компании «Aselsan»; известен танк и под названием MBT «Revolution», так он был представлен на выставке «Eurosatory 2010». В нём воплощены самые передовые идеи компании, соперничать с которыми могут лишь такие модернизации, как малоизвестный германский проект танка для городских боёв «Jaguar. A4» или российский Т-90МС «Тагил».

Малоизвестный проект немецкого танка для боёв в городских условиях «Ягуар. А4». Данные «зарисовки» перекочевали к нам из немецкого интернета, и, судя по всему, являются детищем сетевых изысканий любителей бронетанковой техники из ФРГ. Но стоит обратить внимание, что представленный танк имеет вполне реальную компоновку и весьма передовые элементы бронезащиты. Орудие (L-44) оснащено устройством учёта изгиба канала ствола (УУИ), а геометрия башни практически повторяет форму башни израильского ОБТ «Merkava Mk.4». ПКЭ корпуса имеют модульную конструкцию и большой габарит; позволяют защитить силовую установку и механика-водителя от поражения из РПГ и крупнокалиберных пушек БМП. Сегодня задачи «городского танка» может выполнять любой модернизированный «Leopard-2A5», получивший пакет обновлений PSO «Миротворец»

Развивать программу «Next Generation» было решено именно на базе устаревающих турецких «Leopard 2A4», поскольку именно эти танки обладают наиболее серьёзным модернизационным потенциалом по сравнению с M60-T Mk II и М60А3, достигнувших технического предела совершенствования. На небольшую часть «Леопардов» уже установлены дополнительные модули композиционной бронезащиты, включающей керамику и др. материалы. Габарит модульных элементов внушителен, и прикрывает не только лобовую проекцию танка, но и борта башни и корпуса, что резко увеличивает допустимые углы безопасного маневрирования на активном театре военных действий. Этот момент повышает живучесть танка в условиях, когда ширина линии фронта, занятая огневыми средствами противника, значительно преобладает. Модульные блоки на лобовых бронеплитах башни резко увеличивают стойкость от БОПС и КС противника с 580 и 1100 мм (у «Леопард 2А4») до, примерно, 850 и 1350 мм (у «Леопард-2NG»). Подвижность танка отличная, достигнутая стандартным для «Леопардов» 1500-сильным дизелем с турбонаддувом MTU MB-837 Ka501, создающим удельную мощность 23 л.с./т (для 65-тонной махины — цифра отличная). Высокая точность и информационно-тактическая освещённость экипажа, достигнутая высококачественными прицелом дальномером наводчика EMES-15 с тепловизионным каналом и панорамным дневным прицелом командира PERI-R17А1 (позволяют вести бой на дальностях до 3 км ночью, а также быстро осматривать все танкоопасные направления как в дали от танка, так и в радиусе нескольких десятков-сотен метров), станет ещё лучше после внедрения устройств с ИК-матрицами последнего поколения.
Все 339 турецких «Леопард-2» могут получить пакет обновлений «NG» что должно, уже в ближайшем будущем, заставить значительно укрепить границы ОДКБ на армяно-турецкой границе: кто знает, что может «ударить в голову» практически неуправляемое турецкое руководство уже завтра, особенно с отмашки Вашингтона.

Более угрожающе выглядит прогресс проекта ОБТ «Altay». Компания «Otokar» приложила максимум усилий, чтобы уже в 2017 году началось серийное производство первой партии передового танка. «Острым» моментом здесь является то, что турки смогли освоить производство 120-мм орудия МКЕК-120 (L55), которое аналогично немецкой Rh-120/L-55. Данная пушка способна обеспечить сердечнику оперённого бронебойного подкалиберного снаряда M829A2 начальную скорость до 1750 м/с (у орудий L-44 она составляет около 1660 м/с), а это увеличит и бронепробиваемость и точность стрельбы. По сути, наш ближайший противник сможет массово производить танки уровня «Леопард-2А6/7».

Конечно, после начала поступления в СВ России «Арматы» турецкий «Altay» вряд ли будет для нас очень грозным противником, но списывать со счетов данный факт невозможно, так как важных стратегических направлений для нашей армии, помимо юго-западного ОН, предостаточно, а «Армат» и «Тагилов» пока не так много. Очередное же непредсказуемое обострение ситуации, связанное с новыми необоснованными обвинениями наших ВКС со стороны Турции, заставляет серьёзнее взглянуть на оборону подразделений нашей армии в Сирии и ЮВО.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *