Воздушный мост над Берлином | Warspot.ru
После окончания самой кровопролитной войны XX века вчерашние союзники быстро вспомнили старые обиды. Демаркационные линии, разделявшие Германию на четыре оккупационные зоны, теперь пролегали не только на карте, но и в умах людей. Каждая из держав стремилась изменить баланс сил в Европе в свою пользу. Нарастающая атмосфера недоверия грозила началом новой войны.
Уже 24 апреля 1945 года Уинстон Черчилль заявил, что Советы – смертельная опасность для всего свободного мира. Также он отметил, что любые переговоры с СССР возможны лишь при условии признания русскими англо-американской силы, в противном случае против «красной угрозы» должен быть создан новый фронт, как можно дальше от центральной Европы. В США антисоветский курс обрёл официальный статус с приходом к власти Гарри Трумэна.
Западный пропагандистский плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в своих смертельных объятияхЕщё одной причиной противоречий стала разница в понимании природы нацизма. Это влияло на политику, проводимую в зонах оккупации. Если СССР в своей зоне занимался конфискацией промышленных предприятий у владельцев, уличённых в связях с нацистами, и проведением аграрной реформы, то США и Британия старались наладить отношения с представителями немецкой экономической элиты и заручиться их поддержкой. Также не стоит забывать о том, что бои прошедшей войны на советско-германском фронте кардинально отличались от «джентльменской войны» на западе. Поэтому в сердце русского человека было ещё много ненависти к немцу, а жители Берлина не могли забыть жестокость боёв за свой город. По этой причине у советского правительства были большие проблемы в налаживании отношений не только с бывшими союзниками, но и с местным населением контролируемого сектора.
И без того напряжённая ситуация осложнилась, когда американцы и британцы решили объединить свои оккупационные зоны в одну – так 1 января 1947 года возникла объединённая «Бизония». Затем в западных оккупационных зонах прошла денежная реформа, которая создала серьёзные проблемы в работе советской администрации. В одной стране теперь циркулировали две разные денежные единицы. Так как СССР видел причину нацизма не столько в режиме, сколько в природе немецкой нации, в Москве серьёзно опасались, что Лондон и Вашингтон своими действиями восстановят Германию, которая вновь станет угрозой всему миру. В то же самое время лидеры западных стран видели угрозу лишь в коммунизме, а нацизм им казался чем-то уже давно побеждённым.
Генералы Дуайт Эйзенхауэр и Люсиус Клей на аэродроме Берлин-Гатов, лето 1945 годаhttp://www.archives.gov
У всех этих противоречий была и другая сторона – личностная. Главой администрации американской зоны оккупации являлся генерал Люсиус Клей, который был ярым противником коммунизма, но почти не имел боевого опыта. Во время Второй мировой войны он пробыл на фронте лишь пару месяцев, когда приезжал с инспекцией, поэтому о сотрудничестве США и СССР знал лишь из рассказов и сводок. Когда в 1947 году Клей вступил в новую должность, он осознанно начал усложнять и без того непростые отношения с Советами.
Блокада
В начале 1948 года запах приближающейся войны уже отчётливо чувствовался в воздухе. Вчерашние западные союзники теперь старались активно отмежеваться от своих советских соседей. По указанию из Вашингтона американские солдаты приступили к установке пограничных столбов. Казалось, они намеренно пытаются вызвать раздражение Сталина. Последний ответил на эти действия заявлением: «Запад пытается сделать из Западной Германии своё государство, значит, мы сделаем из Восточной Германии своё». По замыслу советского руководства, в это «своё государство» к концу года должен был войти весь Берлин.
Западное руководство, не желая «потерять лицо», пыталось всеми силами вынудить СССР пойти на компромисс. Москва же видела в этих действиях лишь «грязную игру» империалистических держав. Советским руководством был разработан план по проведению ряда контрольно-ограничительных мероприятий на коммуникациях Берлина и советской зоны оккупации с западными зонами оккупированной Германии. В роли этих коммуникаций выступали несколько шоссейных и железных дорог.
Генерал Клей не верил, что русские смогут закрыть границу для бывших союзников. Он отправил эшелоны с вооружённой охраной в Берлин. Солдаты получили приказ не допустить проверок и инспекций со стороны Советов. В итоге все эшелоны были остановлены на блокпостах. Раздражённый генерал наложил запрет на любые поставки в восточную зону. Всё необходимое в Западный Берлин теперь должно было доставляться посредством трёх воздушных коридоров. Они были согласованы с Москвой ещё в 1945 году, и формально на них не распространялось действие контрольно-ограничительных мероприятий.
Однако Люсиус Клей считал такую меру временной. По его предложению в Берлин должна была быть направлена бронетанковая колонна. С почти стопроцентной вероятностью появление американских танков у советских блокпостов стало бы началом новой войны, но Вашингтон, в отличие от недовоевавшего генерала и горстки его сторонников, не был готов к таким радикальным мерам.
http://rusplt.ru
Президент Трумэн решил прислушаться к советам авиационного генерала Кёртиса Лемея, который во время войны занимался планированием и проведением массированных бомбардировок Японии, а после стал командующим ВВС США в Европе. Генерал Лемей считался выдающимся командиром, поэтому в Вашингтоне его предложение об организации воздушного моста восприняли как единственный способ избежать войны, к тому же способный сохранить при этом лицо. Британцы также поддержали эту идею.
Дело чести
Никто и никогда не предпринимал попыток обеспечить население блокированного города исключительно посредством авиации. Берлинский воздушный мост, начавший функционировать на постоянной основе с 24 июня 1948 года, был настоящей авантюрой. Каждый раз, поднимаясь в небо, пилоты не знали, сядут ли они в Берлине или будут сбиты советскими истребителями и зенитчиками. К слову, советские войска хоть и находились в состоянии повышенной боевой готовности, приказа открывать огонь по вчерашним союзникам не имели. Однако ни в США, ни в Европе об этом не знали.
Одно из самых известных фото времён функционирования авиамоста — конвейер по разгрузке гражданских «Дугласов» DC-3 и их военных аналогов C-47 в аэропорту Темпельхоф. Именно эти зарекомендовавшие себя в войну машины были основными на начальном этапе функционирования воздушного моста, чтобы затем уступить место более грузоподъёмным четырёхмоторным «Дугласам» DC-4 и C-54иhttp://www.dw.com
Американские и британские лётчики работали на износ. Из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне в Берлин прибывали всё новые и новые самолёты. Они доставляли муку и молоко, сушёные овощи и концентраты, медикаменты и уголь. Разгруженные машины уходили в Ганновер – и так каждые три минуты, при любых погодных условиях.
Первоначально организаторы моста столкнулись с большими трудностями. В берлинском аэропорту Темпельхоф пришлось строить дополнительную взлётно-посадочную полосу, но людей и техники не хватало. Всё это сопровождалось катастрофами, самая серьёзная из которых случилась 30 июля. В эту чёрную пятницу заходивший на посадку четырёхмоторный C-54 «Скаймастер» потерпел крушение и наглухо заблокировал аэропорт. Всего, по официальным подсчётам, за время операции «Берлинский воздушный мост» погибло 78 человек (41 британец, 31 американец и 6 немцев).
Затея с мостом множество раз оказывалась на грани закрытия, но неимоверные усилия лётчиков и их командиров раз за разом доказывали, что не всё потеряно. Первоначально планировалось доставлять в Берлин ежедневно по 750 тонн груза, но к началу августа эта цифра возросла до 2000 тонн. Рекорд был поставлен в апреле 1949 года, когда за 24 часа было совершено без малого 1400 вылетов. За сутки было доставлено 12 850 тонн провианта, угля и лекарств.
Для доставки грузов пользовались любой возможностью — так, к примеру, британские летающие лодки Шорт «Сандерленд» использовали в качестве аэродрома озеро Ванзее в черте Берлинаhttp://www.americanyawp.com
Всё это стало возможным лишь благодаря жёсткой и чётко продуманной системе. Три воздушных коридора работали как полосы одностороннего движения. Движение по каждому из них было разделено на пять уровней. На посадку у пилота была лишь одна попытка, и в случае её провала он должен был уйти обратно и начать сначала. На разгрузку выделялся один час пятнадцать минут, но затем это время было сокращено до получаса. Согласно подсчётам исследователей, в переводе на современные деньги, США потратили на авиамост по меньшей мере два миллиарда долларов.
Воспевая успех американских и британских лётчиков, не стоит забывать, что всего этого не было бы без активного участия самих жителей оккупированного Берлина. Им не хотелось, чтобы затея провалилась и западные союзники ушли, оставив их Сталину. Команды из местных жителей круглые сутки бесперебойно занимались разгрузкой и обслуживанием транспортных самолётов. Те, кто не был задействован в работе самого «моста», старались помочь тем, что рационально распределял выдаваемые ресурсы. В результате нормы обеспечения Западного Берлина не упали из-за блокады, а наоборот выросли.
http://www.kommersant.ru
В Москве были крайне раздражены тем, что затея с воздушным снабжением не провалилась, но идти на открытую вооружённую конфронтацию там тоже не решались. Пришлось опуститься до мелкого вредительства и психологических атак. Так, в ноябре 1948 года советская администрация в Германии заявила, что любой самолёт, вышедший из зоны коридора, будет принудительно посажен для досмотра. Каждый западный транспортник сопровождался советскими истребителями. На некоторых участках коридора пробовали запускать аэростаты, которые должны были вынудить «Дугласы» уйти с маршрута. Сигналы с аэропорта в Темпельхофе пробовали глушить, но и это не помогло.
Жители Берлина провожают взглядом садящийся «Дуглас» DC-3. Безусловно, энтузиазм жителей немецкой столицы при виде садящихся самолётов был велик, однако фото, скорее всего, носит постановочный характерhttp://www.dw.com
Сталин ждал зимы. По его мнению, этот верный союзник России и СССР должен был резко снизить эффективность воздушного моста. Частично расчёты «Дядюшки Джо» даже оправдались, зародив в Кремле надежду. Союзники лезли из кожи вон, чтобы доставить в Берлин как можно больше угля и топлива. Затем разобрали и доставили по запчастям электростанцию. Но этого было мало, чтобы обеспечить нужды замерзающего города. На помощь пришли сами жители Берлина. Они мужественно переносили все тяготы блокады, никто не возмущался, что электричество подаётся всего на четыре часа в сутки, что транспорт переставал функционировать уже в шесть часов вечера и что даже дома приходилось ходить в тёплой одежде. И днём и ночью берлинцы шли на работу, чтобы спасти свой город и помочь ему выдержать то, что в прессе окрестили «детской блокадой». Для них это было делом чести.
«Изюмные бомбардировщики»
Для жителей Западного Берлина американские и британские пилоты были настоящими героями – вчерашние оккупанты теперь воспринимались как союзники и спасители. Берлин же для мировой общественности из логова поверженного врага превратился в последний аванпост «свободного мира», над которым нависла «красная угроза». Любимой игрой немецкой детворы в то время считалась игра в «воздушный мост». Они мечтали стать такими же отважными и смелыми, как те люди, что каждый день доставляли им провиант и горючее. Но симпатия юных германцев была обусловлена и ещё одним фактором.
Гейл Хелворсен за работой — лётчик мастерит самодельные парашюты для своих сладких подарковhttp://www.dw.com
Это началось как личная инициатива пилота американской транспортной авиации Гейла Хелворсена, который перед каждой посадкой в Темпельхофе сбрасывал небольшие пакетики со сладостями над руинами берлинского района Нойкёльн, где его уже ждала детвора. Чтобы дети его заметили, он, заходя на посадку, покачивал крыльями. Вскоре об этом узнали репортёры. Они по достоинству оценили жест и рассказали о нём миру.
Вскоре примеру Хелворсена начали следовать и другие пилоты. В США даже началась акция по сбору сладостей для детей оккупированного Берлина, а самолёты «Берлинского коридора» теперь называли «изюмными» или «конфетными бомбардировщиками». Есть сведения, что к концу блокады «сладкой бомбардировкой» промышляло по меньшей мере 25 американских экипажей, а на город ежедневно падало до двух десятков тонн различных кондитерских изделий.
«Дуглас» C-54 заходит на посадку в Темпельхофе. За хвостом уже выпустившей шасси машины виден шлейф подарковhttp://www.dw.com
По словам самого зачинщика, он просто хотел порадовать детей, которые не видели ничего, кроме горя и лишений. Многие социологи считают, что именно этот поступок стал ключевым в формировании у нового поколения немцев положительного образа американцев. В 1974 году Гейл Хелворсен был награждён немецким орденом «За заслуги перед ФРГ», а в 2002 году, во время открытия Олимпийских игр в родном лётчику Солт-Лейк-Сити, по предложению германской сборной ему доверили нести табличку с названием страны.
Когда Хелворсену было уже 84 года, он обратился в военную администрацию США с предложением устроить акцию «изюмных бомбардировщиков» для детей Ирака, однако в этот раз военные не одобрили подобные действия.
Конец блокады
К весне 1949 года провал «детской блокады» стал очевидным. Западная авантюра не только не провалилась, но смогла одолеть даже самого главного союзника русских – зиму. Мало того, на «мелкие пакости» советской стороны янки сами начали отвечать хулиганством. Согласно воспоминаниям одного из солдат, служившего в Восточном Берлине, транспортные «Дугласы» сорвали концерт популярного в СССР тенора Ивана Семёновича Козловского. Советские солдаты и офицеры собрались на Александрплац и приготовились наслаждаться голосом любимого тенора Сталина, как вдруг громкий рёв «Дугласов» заглушил всё вокруг. Каждые пять минут на бреющем полёте над площадью пролетали всё новые и новые самолёты. Американцы и британцы специально построили маршрут так, чтобы «погудеть покрепче». Концерт прервали, а солдат отправили по казармам. Всё, что они могли тогда делать, – это браниться и сыпать угрозами, глядя, как пролетает очередной янки.
Собранные перед объективом фоторепортёра дети Западного Берлина радуются окончанию блокады городаhttp://www.dw.com
12 мая 1949 года, не в силах больше потрясать кулаками, Сталин признал поражение и приказал снять блокаду. Воздушный мост, тем не менее, функционировал до конца сентября. За это время удалось создать запасы на случай новой блокады. Всего же за 321 день операции «Провиант» было совершено 278 тысяч вылетов и доставлено около 2,5 миллионов тонн грузов, из которых более половины составляло топливо.
Не меньше детей радуются американские авиаторы — почти год им пришлось работать в очень тяжёлых условияхhttp://www.kommersant.ru
Это была бескомпромиссная победа над СССР в идеологической войне. Сталину не удалось достичь ни одной из целей, ради которых затевалась блокада – наоборот, он предстал в глазах мировой общественности в роли шантажиста и угнетателя, в то время как рейтинг США вырос. Именно с этого времени европейцы стали воспринимать Америку как защитника от экспансий извне. «Дугласы» на своих крыльях подняли до небес рейтинг Трумэна, а также ускорили создание НАТО как совместную инициативу в борьбе с СССР и его союзниками. То, что в шутливой форме называли «детской блокадой», к осени 1949 года привело к недетским результатам – берлинский кризис окончательно расколол Германию, страна перестала существовать как единое целое, и вместо неё на карте теперь было два непримиримых государства-соседа: ГДР и ФРГ…
Использованная литература:
- Лавренов С. Я., Попов И. М. «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» – М.: ACT; Астрель, 2003
- Дубинянский М. «Воздушный мост против Сталина», электронный источник
- Анзикеев В. «Дневник берлинской блокады», электронный источник
- Кузьменко О. «Берлинский воздушный мост», электронный источник
warspot.ru
📌 ВОЗДУШНЫЙ МОСТ — это… 🎓 Что такое ВОЗДУШНЫЙ МОСТ?
- ВОЗДУШНЫЙ МОСТ
то же, что кроссинг.
Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.
- ВОЗДУШНЫЙ КОНДЕНСАТОР
- ВОЗДУШНЫЙ ОA3ИС
Смотреть что такое «ВОЗДУШНЫЙ МОСТ» в других словарях:
воздушный мост — канатка, канатная дорога, фуникулер Словарь русских синонимов. воздушный мост сущ., кол во синонимов: 3 • канатка (3) • … Словарь синонимов
Воздушный мост — специально организованная воздушная трасса, используемая авиацией для пополнения личным составом, доставки материальных средств, а также эвакуации окружённых группировок войск, снабжения осаждённых городов и срочного усиления или создания новых… … Словарь военных терминов
Берлинский воздушный мост — Берлинцы наблюдают за посадкой «изюмного бомбардировщика» в аэропорту Темпельхоф. 1948 Берлинский воздушный мост (нем. … Википедия
Берлинский воздушный мост — (Berlin Airlift) (1948 49), мера, предпринятая амер. и англ, пр вами в ответ на блокаду Берлина СССР. В июне 1948 г. США, Англия и Франция объявили в своих оккупационных зонах Германии о проведении денежной реформы. СССР, опасаясь, что это… … Всемирная история
Воздушный десант на Крит — Сражение за Крит Вторая мировая война Дата 20 мая … Википедия
МОСТ — МОСТ, моста и моста, о мосте, на мосту, мн. ы, ов, муж. 1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь, какие н. препятствия. Железнодорожный, автодорожный, пешеходный м. Железобетонный, металлический, каменный,… … Толковый словарь Ожегова
Воздушный авиносец — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия
Воздушный авианосец — «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, летающий авианосец, авиаматка воздушное судно, несущее на себе авиагруппировку. Считались перспективным направлением до появления самолётов… … Википедия
воздушный — ая, ое; шен, шна, шно. 1. только полн. к Воздух (1.В.). В ая струя. В ая оболочка Земли (=атмосфера). В. бассейн (атмосферное пространство над какой л. местностью). В ая подушка (слой сжатого воздуха между основанием какого л. механизма или… … Энциклопедический словарь
воздушный — ая, ое; шен, шна, шно. см. тж. воздушно, воздушность 1) только полн. к воздух I В ая струя. В ая оболочка Земли (= атмосфе/ра) … Словарь многих выражений
Книги
- Ил-76.Герой Сирии и Афгана, Виктор Юрьевич, Марковский, Успешные боевые действия российской авиации в Сирии были бы невозможны без легендарного Ил-76. Именно на этом военно-транспортном самолете держится «воздушный мост» в самые «горячие точки».… Категория: Военное дело, оружие, спецслужбы Серия: война и мы. авиаколлекция сирийской войны Издатель: Эксмо, Подробнее Купить за 932 руб
- Puente Aereo, Виктор Юрьевич, Марковский, Адаптированная книга для чтения, роман Puente aéreo — «Воздушный мост». Уровень А1 – A2 (Basic – Elementary). Количество слов 300. Мануэль собирается взять билет на самолет Мадрид… Категория: En Clave-Ele Серия: — Издатель: En Clave-Ele, Подробнее Купить за 663 руб
- Демянское побоище. «Упущенный триумф Сталина» или «пиррова победа Гитлера»?, Александр Симаков, Это побоище стало самым продолжительным сражением Великой Отечественной войны, которое затянулось на полтора года, с сентября 1941-го по март 1943-го. Эту кровавую битву обе стороны объявили… Категория: История Издатель: Яуза, Подробнее Купить за 329 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
dic.academic.ru
📌 Берлинский воздушный мост — это… 🎓 Что такое Берлинский воздушный мост?
Берлинский воздушный мост (нем. Berliner Luftbrücke) — название операции западных союзников по авиаснабжению Западного Берлина продовольствием во время блокады города со стороны СССР. Берлинский воздушный мост просуществовал с 23 июня 1948 года по 12 мая 1949 года.
История
Американский генерал Уильям Х. Таннер, руководивший операцией «Берлинский воздушный мост»В ответ на Лондонское совещание шести держав, положившее начало процессу образования ФРГ, которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения, 1 апреля 1948 года за подписью главы советской военной администрации в Германии В. Д. Соколовского вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации. Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент впоследствии получил название «малой» блокады Берлина.
В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал, чтобы все поезда, идущие в Берлин из западных зон, подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня — железнодорожное сообщение из-за «технических проблем».
Советские историки утверждали, что сепаратно проведённая 20 июня 1948 года в трёх западных секторах Германии денежная реформа побудила советскую администрацию к ответным действиям. В целях предотвращения наплыва старых рейхсмарок в советской зоне оккупации Германии 23 июня также была проведена денежная реформа. В ответ на заявление СССР о распространении действия своей денежной реформы на всю территорию Берлина западные союзники ввели в обращение в западных секторах Берлина немецкую марку. Несогласованные действия бывших союзников по этому вопросу стали лишь поводом к более серьёзным мерам, приведшим к блокаде Берлина. В сообщении телеграфного информационного агентства «АДН» (нем. Allgemeiner Deutscher Nachrichtendienst), созданного в советской зоне оккупации, говорилось, что прекращение движения грузового и легкового транспорта в Берлин и из него вызвано техническими сложностями.
Ещё в ночь с 23 на 24 июня 1948 года была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.
Правительства западных держав ожидали негативную реакцию на денежную реформу со стороны СССР, но к блокаде Берлина оказались совершенно не готовы и вынуждены были даже рассматривать возможность сдачи Берлина советским властям и вывода своих войск из Берлина. Глава военной администрации американской зоны оккупации Германии генерал Люсиус Д. Клей решительно выступал за дальнейшее пребывание союзнических войск в Берлине. Он предложил прорвать блокаду с использованием танков. Однако президент США Гарри Трумэн отверг эту идею, посчитав, что такой подход к берлинской проблеме может спровоцировать новую войну.
Воздушный коридор
В отличие от наземного, воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км. Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кёртиса ЛеМэя. К операции был привлечён генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в своё время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост «Хамп» (англ. The Hump) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши. 23 июля 1948 года генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.
В ходе переговоров с британскими ВВС выяснилось, что Великобритания уже приступила к снабжению своего контингента по воздуху, и положительно относится к дальнейшему развёртыванию этих мер. После так называемой «малой» блокады весной 1948 года британцы провели собственные расчёты на случай новой блокады Берлина, которые показали, что они смогут самостоятельно снабжать по воздуху не только собственные войска, но и население Берлина. На основании этих данных глава военной администрации США Клей принял решение об открытии воздушного моста для снабжения продовольствием населения Берлина.
Запуск воздушного моста
Американские солдаты на погрузке молока в самолёт, направляющийся в БерлинПервый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня. Транспортным самолётом, загруженным картофелем, управлял американский пилот гражданской авиации Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолёт США, положивший начало операции «Vittles»(«Провиант»). Операция британских ВВС под названием «Plain Fare» стартовала двумя днями позже. Сначала американцы запустили по воздушному мосту небольшие самолёты C-47 «Скайтрэйн». Позднее стали использоваться и другие модели.
Вскоре стало очевидно, что существовавшая транспортная система воздушного моста, включая самолёты, взлётно-посадочные полосы, техническое обслуживание, разгрузку и планирование маршрутов не в силах справиться с таким увеличением объёма перевозок.
Оптимизация работы воздушного моста
Первоначально планировавшийся объём ежедневных поставок грузов в Берлин составлял 750 тонн. Однако благодаря реорганизации, проведённой генералом Уильямом Х. Таннером, уже с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось более 2 000 тонн грузов. 15-16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за 24 часа было совершено 1 398 рейсов и перевезено 12 849 тонн грузов. Помимо продовольствия (сухое молоко, порошковое картофельное пюре и мука) на самолётах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, а также бензин, медикаменты и другие необходимые городу предметы.
Такие большие объёмы грузоперевозок стали возможны только благодаря чётко продуманной системе: три воздушных коридора использовались в одностороннем движении: самолёты прибывали в Берлин по северному (из Гамбурга) и южному (из Франкфурта-на-Майне) коридорам, а возвращались по центральному (в Ганновер). В полёте по коридору самолёты занимали пять уровней. Каждому пилоту предоставлялась только одна попытка посадки. Если она не удавалась, самолёт вместе со всем грузом отправлялся обратно. Благодаря этой системе самолёты в Берлине садились каждые три минуты. Пребывание самолёта на земле было сокращено с 75 до 30 минут.
Помимо британцев и американцев в работе берлинского воздушного моста приняли участие пилоты из Австралии, Новой Зеландии, Канады и Южной Африки. Франция не участвовала в воздушном мосте, поскольку её ВВС были заняты в Индокитайской войне. Для снабжения собственных гарнизонов французы даже использовали Юнкерсы Ю 52. Франция дала согласие на строительство в своём секторе нового аэропорта Тегель, которое было завершено в рекордные сроки — за 90 дней. Для этого французы даже взорвали мешавшую посадке самолётов мачту берлинской радиостанции «Berliner Rundfunk», находившейся в ведении советской администрации, что привело к дальнейшим осложнениям в отношениях.
Закрытие моста
Памятная почтовая марка, выпущенная в Западном Берлине к 10-летию окончания блокады городаБлокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 года в 00.01, и снабжение Берлина по земле и воде было восстановлено.
С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами США), которые составили 1,44 млн тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене, названной позднее в честь первого бургомистра Западного Берлина Эрнста Рейтера. Продовольствие в целях экономии веса поставлялось в порошках.
По воздушному мосту доставлялись только самые необходимые предметы потребления. Качество снабжения населения в это время было хуже времён войны. Вследствие недостаточного топливного обеспечения, истощения населения вследствие плохого питания и дефицита медикаментов зимой 1948—1949 годов резко выросли показатели инфекционной заболеваемости и смертности.
Изюмные бомбардировщики
Это прозвище самолёты, участвовавшие в работе берлинского воздушного моста, получили благодаря Гейлу Хелворсену и его последователям. Хелворсен привязывал к маленькими парашютикам из носовых платков сладости — плитки шоколада и жевательную резинку из своего пайка — и сбрасывал их перед посадкой в Темпельхофе ожидающим у края лётного поля берлинским детям. Когда из берлинских газет о тайных сбросах сладких грузов узнало начальство Хелворсена, к акции подключились другие военные лётчики и простые американцы, которые организовали сбор сладостей в поддержку операции «Operation Little Vittles» («Малый провиант»).
Жертвы берлинского воздушного моста
В ходе почти 278 тысяч рейсов произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом, в которых погиб 41 британец[источник не указан 638 дней], 31 американец[источник не указан 638 дней] и не менее 6 немцев[источник не указан 638 дней].
Памятники
О событиях 1948—1949 годов в Берлине напоминает установленный в 1951 году на площади Воздушного моста в берлинском аэропорту Темпельхоф памятник жертвам воздушного моста, созданный Эдуардом Людвигом. Аналогичные памятники были позднее установлены в аэропорту Франкфурта и на военном аэродроме в Целле.
Аэропорты
Памятник жертвам берлинского воздушного моста в аэропорту ТемпельхофБольшинство лётных полей, где приземлялись самолёты, изначально представляли собой неукреплённые посадочные полосы с дерновым покрытием, которые в ходе операции были укреплены. Так, в новом аэропорту Тегель за три месяца появилась самая длинная на тот момент ВПП Европы длиной 2 400 м.
15-я годовщина воздушного моста. Визит Джона Кеннеди в Берлин
По случаю 15-летия берлинского воздушного моста, вскоре после возведения Берлинской стены Западный Берлин впервые посетил президент США Джон Кеннеди. 26 июня 1963 года, выступая с речью у ратуши в Шёнеберге, своей ставшей знаменитой фразой «Я — берлинец», произнесённой на немецком языке (нем. Ich bin ein Berliner), он выразил солидарность американского народа с жителями Берлина и заявил о дальнейшей поддержке Берлина.
См. также
Библиография
- Heiner Wittrock: Fliegerhorst Wunstorf, Teil 2 (1945—1998). Herausgeber: Stadt Wunstorf
- Gerhard Keiderlind: Rosinenbomber über Berlin. Dietz Verlag Berlin, 1998, ISBN 3-320-01959-7
- Wolfgang Huschke: Die Rosinenbomber. Metropol Verlag, 1999, ISBN 3-932482-17-4
- Ulrich Kubisch u. a. für Deutsches Technikmuseum: Auftrag Luftbrücke. Nicolai Verlag, 1998, ISBN 3-87584-692-3
- John Provan: Big Lift. Edition Temmen, 1998, ISBN 3-86108-706-5
- Walter Lehweß-Litzmann: «Absturz ins Leben», Dingsda-Verlag, Querfurt 1994, ISBN 3-928498-34-7
Ссылки
dic.academic.ru
Воздушный мост (2015) — КиноПоиск
Действительно хорошие мелодрамы сейчас большая редкость, что, в сущности, неудивительно много ли можно сказать о том, о чем уже сказано более чем достаточно? И все же иногда случайно попадаются такие фильмы, как «Воздушный мост» яркие, искренние, чувственные, настоящие.
Джулии Резенде, режиссеру этой прекрасной картины, удалось показать самое начало любви, когда чувства как будто на кончиках пальцев и сердце нараспашку, когда влюбленных не пугают ни расстояния, ни социальное неравенство, ни разница жизней и интересов. За Бруно и Амандой приятно наблюдать на экране случайно встретившиеся, оказавшиеся в вихре дорожного романа, который стал чем-то более серьезным, чем одна ночь, эти двое постепенно не представляют жизни друг без друга. Удивительно, но карьеристка Аманда, ярая поклонница Сан-Пауло и ритма большого города, всерьез увлеклась творческой и сложной натурой Бруно, который так покорил ее на стадии ухаживаний своими романтичными поступками и необычным отношением к жизни. А что потом? Когда первый флер любви проходит, наступает реальное осознание происходящего. И здесь уже не все так просто и однозначно и одной любви вдруг становится недостаточно, а воздушный мост между Рио и Сан-Пауло оказывается почти непреодолим.
Красивая лав-стори перетекает в драму, которой невозможно не сочувствовать. До слез жаль Аманду, которая перекроила всю свою жизнь ради любимого человека. Есть и понимание мотивов Бруно, пусть и не самых красивых и достойных. Помимо красивой амурной истории, это фильм о взрослении и переосмыслении себя, об ответственности, о решительности и о других вечных истинах. Но самое прекрасное, что режиссер оставляет нам надежду. Финальная сцена в аэропорту и улыбки в самолете позволяют нам надеяться, что все не только начинается с любви, но ей же и продолжается.
Самые светлые чувства после просмотра. Спасибо вам, создатели этой нежной, яркой и чувственной картины.
9 из 10
www.kinopoisk.ru
Воздушный мост: picturehistory — LiveJournal
Берлин. 1948 год. Советские войска, контролирующие восточную зону, блокируют доступ западных союзников к железнодорожным и автомобильным магистралям, соединяющим эту часть города с Западной Германией, пытаясь таким образом расширить зону своего влияния, пусть даже ценой гибели целого города.
В противовес Советам Великобритания и США организуют беспрецедентную по своим масштабам операцию по спасению мирного населения Берлина, используя единственную возможность — воздушный мост. И вот, под прицелом советских истребителей, нескончаемые армады транспортных самолётов закрыли собой небо, неся умирающему городу жизнь и надежду на спасение.
24 июня 1948 года Сталин распорядился ввести блокаду Западного Берлина, пытаясь тем самым вынудить западных союзников уйти из Берлина. Но он не учел талантов авиаторов и волю руководителей стран запада .
Снабжать город населением более двух миллионов жителей исключительно с воздуха на протяжении нескольких месяцев в принципе вряд ли возможно, если следовать трезвому рациональному подходу. Но если эту задачу передать на выполнение американским и британским пилотам, которые рассматривают все это как некое соревнование, то все получится.
«Воздушный мост», который был организован 65 лет назад, на самом деле был чрезвычайно серьезным мероприятием, совсем не таким увлекательным делом, как его описывают некоторые ветераны. Это были крупнейшие до сегодняшнего дня логистические операции в мировой истории, своего рода выступление за страну, которая еще несколько лет назад была противником во Второй мировой войне.
В ответ на Лондонское совещание шести держав, положившее начало процессу образования ФРГ, которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения, 1 апреля 1948 года за подписью главы советской военной администрации в Германии В. Д. Соколовского вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации. Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент впоследствии получил название «малой» блокады Берлина.
В начале лета 1948 года разразился новый конфликт — холодная война. Сталин стремился расширить свою власть и для начала вытеснить своих бывших союзников из их секторов Берлина, а впоследствии, по возможности, и из всей Германии. Однако диктатор не учел, что для американцев и британцев это окажется вопросом чести. После так называемой «малой» блокады весной 1948 года британцы провели собственные расчёты на случай новой блокады Берлина, которые показали, что они смогут самостоятельно снабжать по воздуху не только собственные войска, но и население Берлина.
В блокадный Берлин было совершено почти 280 тысяч полетов. До мая 1949 года пилоты британских и американских ВВС доставили в город более двух миллионов тонн груза. Большая часть, около 1,5 миллиона тонн, приходилась на уголь, необходимый для электроснабжения Западного Берлина. Продовольствия было доставлено около полутонны, что хотя и звучит внушительно, но на самом деле было не так. В виду большого количества людей и продолжительности блокады (почти одиннадцать месяцев), в пересчете на человека это составляло менее 100 граммов в день.
«По техническим причинам»
68 лет назад развернулась зародившаяся в 1945 году конфронтация между Советским Союзом и тремя западными державами. Накануне, 23 июня 1948 года, находившееся под контролем Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) информационное агентство, сообщило новость, которая могла бы показаться незначительной: «Транспортный отдел советского военного управления был вынужден ранним утром по техническим причинам приостановить железнодорожное сообщение в Берлин и за его пределы».
Ещё в ночь с 23 на 24 июня 1948 года была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.
В американских, британских и французских гарнизонах в Берлине это сообщение было подобно грому, поскольку они находились в полной зависимости от снабжения из Западной Германии. Но никто не знал, насколько последовательно СССР будет реализовывать транспортную блокаду.
На следующее утро, в четверг 24 июня 1948 года, пришло сообщение о блокировании железнодорожных и автомобильных путей между западными оккупационными зонами и советским сектором. На переходе между Бабельсбергом и Драйлинденом опустились шлагбаумы. И на внутренней границе Германии между секторами оккупации движение остановилось.
В отличие от наземного, воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км.
Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кёртиса ЛеМэя. К операции был привлечён генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в своё время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост «Хамп» (англ. The Hump) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши. 23 июля 1948 года генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.
Введением блокады Москва преследовала две цели. С одной стороны, западные державы принуждались к скорейшему выводу своих символичных гарнизонов из Берлина. Тем Таким образом город должен был оказаться под полным контролем коммунистов, а согласованное послевоенное устройство фундаментальным образом изменено. По расчетам Сталина, такое развитие событий должно было ознаменовать триумф в Холодной войне.
Люсиус Д. Клей непоколебим
Генерал Люсиус Д. Клей
Однако хотя бы в теории нельзя было исключать того, что британцы и американцы при помощи авиации смогут доставить необходимый объем грузов для тысяч своих солдат. Второй целью Сталина было следующее: отрезанные от снабжения из Западной Германии жители Западного Берлина будут вынуждены обратиться в советский сектор для получения продовольствия. То есть необходимо было доказать, что западные державы не заинтересованы в снабжении жителей Западного Берлина.
Первый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня. Транспортным самолётом, загруженным картофелем, управлял американский пилот гражданской авиации Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолёт США, положивший начало операции«Vittles»(«Провиант»).
Операция британских ВВС под названием «Plain Fare» стартовала двумя днями позже. Сначала американцы запустили по воздушному мосту небольшие самолёты C-47 «Скайтрэйн». Позднее стали использоваться и другие модели.
Сталин не учел трех аспектов: неприятия практически всех жителей Западного Берлина советских марионеток в СЕПГ, характера главы администрации американской зоны оккупации послевоенной Германии Люсиуса Д. Клея (Lucius D. Clay) и изобретательности британских ВВС, а именно группы под командованием Реджинальда Вейта (Reginald Waite).
При этом советский диктатор мог бы и знать, что в последних единых выборах в Берлине 20 октября 1946 года СЕПГ получила только 19,8% голосов, СДПГ – 48,7%, а ХДС – 22,2%.
Более четверти берлинцев были против коммунистического правительства.
Кроме этого Сталин был проинформирован о решительности Клея. Командующие советских оккупационных войск в Германии, сначала Георгий Жуков, а затем Василий Соколовский, неоднократно упирались в броню американского генерала. Когда однажды вооруженные красноармейцы пытались разобрать рельсы в американском секторе, Клей отправил туда танки. С действиями советских войск в их секторе он не мог ничего поделать, но в американском секторе он все держал под контролем.
Московский правитель неоднократно хвалил британскую армию за ее борьбу против гитлеровской Германии во время Второй мировой войны.
Весной 1948 года, когда его советники разрабатывали план блокады Западного Берлина, об этом было будто забыто.
Берлинцы наблюдают за приземлением С-54 в аэропорту Tempelhof (1948)
80 человек погибли
Но в ходе мышления британских военных ничего не изменилось. После непродолжительной пробной блокады в конце марта 1948 года Вейт рассчитал минимальный размер необходимого продовольствия для более двух миллионов гражданских и нескольких тысяч военных. После этого была поставлена непростая, но осуществимая задача – наладить воздушное снабжение Западного Берлина.
24 июня 1948 года Вейт предложил полностью перейти на авиационное снабжение. Клей, который изначально планировал разорвать блокаду конвоем, присоединился к решению британцев. В течение нескольких часов войсками союзников были задействованы около 100 устаревших транспортных самолетов, вскоре к ним прибавилось еще 50 более современных машин Skymaster. «Воздушный мост» начал свою работу.
Первоначально планировавшийся объём ежедневных поставок грузов в Берлин составлял 750 тонн. Однако благодаря реорганизации, проведённой генералом Уильямом Х. Таннером, уже с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось более 2 000 тонн грузов. 15-16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за 24 часа было совершено 1 398 рейсов и перевезено 12 849 тонн грузов. Помимо продовольствия (сухое молоко, порошковое картофельное пюре и мука) на самолётах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, а также бензин, медикаменты и другие необходимые городу предметы.
Помимо британцев и американцев в работе берлинского воздушного моста приняли участие пилоты из Австралии, Новой Зеландии, Канады и Южной Африки. Франция не участвовала в воздушном мосте, поскольку её ВВС были заняты в Индокитайской войне. Для снабжения собственных гарнизонов французы даже использовали Юнкерсы Ю 52. Франция дала согласие на строительство в своём секторе нового аэропорта Тегель, которое было завершено в рекордные сроки — за 90 дней. Для этого французы даже взорвали мешавшую посадке самолётов мачту берлинской радиостанции «Berliner Rundfunk» (Радио ГДР), находившейся в ведении советской администрации, что привело к дальнейшим осложнениям в отношениях.
С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами США), которые составили 1,44 млн тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене, названной позднее в честь первого бургомистраЗападного Берлина Эрнста Рейтера. Продовольствие в целях экономии веса поставлялось в порошках.
По воздушному мосту доставлялись только самые необходимые предметы потребления. Качество снабжения населения в это время было хуже времён войны. Вследствие недостаточного топливного обеспечения, истощения населения вследствие плохого питания и дефицита медикаментов зимой 1948—1949 годов резко выросли показатели инфекционной заболеваемости и смертности.
На операцию под кодовым названием Vittles («Провиант») ушли сотни миллионов долларов. Более 80 человек погибли. Но тем самым жители западных секторов Берлина получили свободу.
В конце концов, стойкость американцев, британцев и жителей Западного Берлина, возможно, предотвратила еще одну мировую войну. Для Сталина блокада обернулась тяжелым поражением. Она охладила его пыл, предотвратила агрессию по отношению к Западному Берлину. С этого момента его режим распространился только на жителей советской оккупационной зоны.
Блокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 года в 00.01, и снабжение Берлина по земле и воде было восстановлено.
Памятник жертвам берлинского воздушного моста в аэропорту Темпельхоф
Invalid video URL.
Источники: istpravda.ru , вики, crawler.dipity.com
picturehistory.livejournal.com
Воздушный мост над Берлином — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
У нас уже была примерно похожая тема о том, как в 1944 чуть не началась война между СССР и США. Вот теперь на сайте warspot.ru прочитал некое продолжение этой истории.
После окончания самой кровопролитной войны XX века вчерашние союзники быстро вспомнили старые обиды. Демаркационные линии, разделявшие Германию на четыре оккупационные зоны, теперь пролегали не только на карте, но и в умах людей. Каждая из держав стремилась изменить баланс сил в Европе в свою пользу. Нарастающая атмосфера недоверия грозила началом новой войны.
Уже 24 апреля 1945 года Уинстон Черчилль заявил, что Советы – смертельная опасность для всего свободного мира. Также он отметил, что любые переговоры с СССР возможны лишь при условии признания русскими англо-американской силы, в противном случае против «красной угрозы» должен быть создан новый фронт, как можно дальше от центральной Европы. В США антисоветский курс обрёл официальный статус с приходом к власти Гарри Трумэна.
Западный пропагандистский плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в своих смертельных объятиях
Ещё одной причиной противоречий стала разница в понимании природы нацизма. Это влияло на политику, проводимую в зонах оккупации. Если СССР в своей зоне занимался конфискацией промышленных предприятий у владельцев, уличённых в связях с нацистами, и проведением аграрной реформы, то США и Британия старались наладить отношения с представителями немецкой экономической элиты и заручиться их поддержкой. Также не стоит забывать о том, что бои прошедшей войны на советско-германском фронте кардинально отличались от «джентльменской войны» на западе. Поэтому в сердце русского человека было ещё много ненависти к немцу, а жители Берлина не могли забыть жестокость боёв за свой город. По этой причине у советского правительства были большие проблемы в налаживании отношений не только с бывшими союзниками, но и с местным населением контролируемого сектора.
И без того напряжённая ситуация осложнилась, когда американцы и британцы решили объединить свои оккупационные зоны в одну – так 1 января 1947 года возникла объединённая «Бизония». Затем в западных оккупационных зонах прошла денежная реформа, которая создала серьёзные проблемы в работе советской администрации. В одной стране теперь циркулировали две разные денежные единицы. Так как СССР видел причину нацизма не столько в режиме, сколько в природе немецкой нации, в Москве серьёзно опасались, что Лондон и Вашингтон своими действиями восстановят Германию, которая вновь станет угрозой всему миру. В то же самое время лидеры западных стран видели угрозу лишь в коммунизме, а нацизм им казался чем-то уже давно побеждённым.
Генералы Дуайт Эйзенхауэр и Люсиус Клей на аэродроме Берлин-Гатов, лето 1945 годаУ всех этих противоречий была и другая сторона – личностная. Главой администрации американской зоны оккупации являлся генерал Люсиус Клей, который был ярым противником коммунизма, но почти не имел боевого опыта. Во время Второй мировой войны он пробыл на фронте лишь пару месяцев, когда приезжал с инспекцией, поэтому о сотрудничестве США и СССР знал лишь из рассказов и сводок. Когда в 1947 году Клей вступил в новую должность, он осознанно начал усложнять и без того непростые отношения с Советами.
Блокада
В начале 1948 года запах приближающейся войны уже отчётливо чувствовался в воздухе. Вчерашние западные союзники теперь старались активно отмежеваться от своих советских соседей. По указанию из Вашингтона американские солдаты приступили к установке пограничных столбов. Казалось, они намеренно пытаются вызвать раздражение Сталина. Последний ответил на эти действия заявлением: «Запад пытается сделать из Западной Германии своё государство, значит, мы сделаем из Восточной Германии своё». По замыслу советского руководства, в это «своё государство» к концу года должен был войти весь Берлин.
Западное руководство, не желая «потерять лицо», пыталось всеми силами вынудить СССР пойти на компромисс. Москва же видела в этих действиях лишь «грязную игру» империалистических держав. Советским руководством был разработан план по проведению ряда контрольно-ограничительных мероприятий на коммуникациях Берлина и советской зоны оккупации с западными зонами оккупированной Германии. В роли этих коммуникаций выступали несколько шоссейных и железных дорог.
Генерал Клей не верил, что русские смогут закрыть границу для бывших союзников. Он отправил эшелоны с вооружённой охраной в Берлин. Солдаты получили приказ не допустить проверок и инспекций со стороны Советов. В итоге все эшелоны были остановлены на блокпостах. Раздражённый генерал наложил запрет на любые поставки в восточную зону. Всё необходимое в Западный Берлин теперь должно было доставляться посредством трёх воздушных коридоров. Они были согласованы с Москвой ещё в 1945 году, и формально на них не распространялось действие контрольно-ограничительных мероприятий.
Однако Люсиус Клей считал такую меру временной. По его предложению в Берлин должна была быть направлена бронетанковая колонна. С почти стопроцентной вероятностью появление американских танков у советских блокпостов стало бы началом новой войны, но Вашингтон, в отличие от недовоевавшего генерала и горстки его сторонников, не был готов к таким радикальным мерам.
Генерал Кёртис Эмерсон Лемей, 1906–1990
Президент Трумэн решил прислушаться к советам авиационного генерала Кёртиса Лемея, который во время войны занимался планированием и проведением массированных бомбардировок Японии, а после стал командующим ВВС США в Европе. Генерал Лемей считался выдающимся командиром, поэтому в Вашингтоне его предложение об организации воздушного моста восприняли как единственный способ избежать войны, к тому же способный сохранить при этом лицо. Британцы также поддержали эту идею.
Дело чести
Никто и никогда не предпринимал попыток обеспечить население блокированного города исключительно посредством авиации. Берлинский воздушный мост, начавший функционировать на постоянной основе с 24 июня 1948 года, был настоящей авантюрой. Каждый раз, поднимаясь в небо, пилоты не знали, сядут ли они в Берлине или будут сбиты советскими истребителями и зенитчиками. К слову, советские войска хоть и находились в состоянии повышенной боевой готовности, приказа открывать огонь по вчерашним союзникам не имели. Однако ни в США, ни в Европе об этом не знали.
Одно из самых известных фото времён функционирования авиамоста — конвейер по разгрузке гражданских «Дугласов» DC-3 и их военных аналогов C-47 в аэропорту Темпельхоф. Именно эти зарекомендовавшие себя в войну машины были основными на начальном этапе функционирования воздушного моста, чтобы затем уступить место более грузоподъёмным четырёхмоторным «Дугласам» DC-4 и C-54
Американские и британские лётчики работали на износ. Из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне в Берлин прибывали всё новые и новые самолёты. Они доставляли муку и молоко, сушёные овощи и концентраты, медикаменты и уголь. Разгруженные машины уходили в Ганновер – и так каждые три минуты, при любых погодных условиях.
Первоначально организаторы моста столкнулись с большими трудностями. В берлинском аэропорту Темпельхоф пришлось строить дополнительную взлётно-посадочную полосу, но людей и техники не хватало. Всё это сопровождалось катастрофами, самая серьёзная из которых случилась 30 июля. В эту чёрную пятницу заходивший на посадку четырёхмоторный C-54 «Скаймастер» потерпел крушение и наглухо заблокировал аэропорт. Всего, по официальным подсчётам, за время операции «Берлинский воздушный мост» погибло 78 человек (41 британец, 31 американец и 6 немцев).
Затея с мостом множество раз оказывалась на грани закрытия, но неимоверные усилия лётчиков и их командиров раз за разом доказывали, что не всё потеряно. Первоначально планировалось доставлять в Берлин ежедневно по 750 тонн груза, но к началу августа эта цифра возросла до 2000 тонн. Рекорд был поставлен в апреле 1949 года, когда за 24 часа было совершено без малого 1400 вылетов. За сутки было доставлено 12 850 тонн провианта, угля и лекарств.
Для доставки грузов пользовались любой возможностью — так, к примеру, британские летающие лодки Шорт «Сандерленд» использовали в качестве аэродрома озеро Ванзее в черте Берлина
Всё это стало возможным лишь благодаря жёсткой и чётко продуманной системе. Три воздушных коридора работали как полосы одностороннего движения. Движение по каждому из них было разделено на пять уровней. На посадку у пилота была лишь одна попытка, и в случае её провала он должен был уйти обратно и начать сначала. На разгрузку выделялся один час пятнадцать минут, но затем это время было сокращено до получаса. Согласно подсчётам исследователей, в переводе на современные деньги, США потратили на авиамост по меньшей мере два миллиарда долларов.
Воспевая успех американских и британских лётчиков, не стоит забывать, что всего этого не было бы без активного участия самих жителей оккупированного Берлина. Им не хотелось, чтобы затея провалилась и западные союзники ушли, оставив их Сталину. Команды из местных жителей круглые сутки бесперебойно занимались разгрузкой и обслуживанием транспортных самолётов. Те, кто не был задействован в работе самого «моста», старались помочь тем, что рационально распределял выдаваемые ресурсы. В результате нормы обеспечения Западного Берлина не упали из-за блокады, а наоборот выросли.
К сожалению, как и в любом масштабном предприятии, при эксплуатации Берлинского воздушного моста не удалось обойтись без потерь. На фото пожарные тушат потерпевший катастрофу на посадке «Дуглас» C-54
В Москве были крайне раздражены тем, что затея с воздушным снабжением не провалилась, но идти на открытую вооружённую конфронтацию там тоже не решались. Пришлось опуститься до мелкого вредительства и психологических атак. Так, в ноябре 1948 года советская администрация в Германии заявила, что любой самолёт, вышедший из зоны коридора, будет принудительно посажен для досмотра. Каждый западный транспортник сопровождался советскими истребителями. На некоторых участках коридора пробовали запускать аэростаты, которые должны были вынудить «Дугласы» уйти с маршрута. Сигналы с аэропорта в Темпельхофе пробовали глушить, но и это не помогло.
Жители Берлина провожают взглядом садящийся «Дуглас» DC-3. Безусловно, энтузиазм жителей немецкой столицы при виде садящихся самолётов был велик, однако фото, скорее всего, носит постановочный характер
Сталин ждал зимы. По его мнению, этот верный союзник России и СССР должен был резко снизить эффективность воздушного моста. Частично расчёты «Дядюшки Джо» даже оправдались, зародив в Кремле надежду. Союзники лезли из кожи вон, чтобы доставить в Берлин как можно больше угля и топлива. Затем разобрали и доставили по запчастям электростанцию. Но этого было мало, чтобы обеспечить нужды замерзающего города. На помощь пришли сами жители Берлина. Они мужественно переносили все тяготы блокады, никто не возмущался, что электричество подаётся всего на четыре часа в сутки, что транспорт переставал функционировать уже в шесть часов вечера и что даже дома приходилось ходить в тёплой одежде. И днём и ночью берлинцы шли на работу, чтобы спасти свой город и помочь ему выдержать то, что в прессе окрестили «детской блокадой». Для них это было делом чести.
«Изюмные бомбардировщики»
Для жителей Западного Берлина американские и британские пилоты были настоящими героями – вчерашние оккупанты теперь воспринимались как союзники и спасители. Берлин же для мировой общественности из логова поверженного врага превратился в последний аванпост «свободного мира», над которым нависла «красная угроза». Любимой игрой немецкой детворы в то время считалась игра в «воздушный мост». Они мечтали стать такими же отважными и смелыми, как те люди, что каждый день доставляли им провиант и горючее. Но симпатия юных германцев была обусловлена и ещё одним фактором.
Гейл Хелворсен за работой — лётчик мастерит самодельные парашюты для своих сладких подарков
Это началось как личная инициатива пилота американской транспортной авиации Гейла Хелворсена, который перед каждой посадкой в Темпельхофе сбрасывал небольшие пакетики со сладостями над руинами берлинского района Нойкёльн, где его уже ждала детвора. Чтобы дети его заметили, он, заходя на посадку, покачивал крыльями. Вскоре об этом узнали репортёры. Они по достоинству оценили жест и рассказали о нём миру.
Вскоре примеру Хелворсена начали следовать и другие пилоты. В США даже началась акция по сбору сладостей для детей оккупированного Берлина, а самолёты «Берлинского коридора» теперь называли «изюмными» или «конфетными бомбардировщиками». Есть сведения, что к концу блокады «сладкой бомбардировкой» промышляло по меньшей мере 25 американских экипажей, а на город ежедневно падало до двух десятков тонн различных кондитерских изделий.
«Дуглас» C-54 заходит на посадку в Темпельхофе. За хвостом уже выпустившей шасси машины виден шлейф подарков
По словам самого зачинщика, он просто хотел порадовать детей, которые не видели ничего, кроме горя и лишений. Многие социологи считают, что именно этот поступок стал ключевым в формировании у нового поколения немцев положительного образа американцев. В 1974 году Гейл Хелворсен был награждён немецким орденом «За заслуги перед ФРГ», а в 2002 году, во время открытия Олимпийских игр в родном лётчику Солт-Лейк-Сити, по предложению германской сборной ему доверили нести табличку с названием страны.
Когда Хелворсену было уже 84 года, он обратился в военную администрацию США с предложением устроить акцию «изюмных бомбардировщиков» для детей Ирака, однако в этот раз военные не одобрили подобные действия.
Конец блокады
К весне 1949 года провал «детской блокады» стал очевидным. Западная авантюра не только не провалилась, но смогла одолеть даже самого главного союзника русских – зиму. Мало того, на «мелкие пакости» советской стороны янки сами начали отвечать хулиганством. Согласно воспоминаниям одного из солдат, служившего в Восточном Берлине, транспортные «Дугласы» сорвали концерт популярного в СССР тенора Ивана Семёновича Козловского. Советские солдаты и офицеры собрались на Александрплац и приготовились наслаждаться голосом любимого тенора Сталина, как вдруг громкий рёв «Дугласов» заглушил всё вокруг. Каждые пять минут на бреющем полёте над площадью пролетали всё новые и новые самолёты. Американцы и британцы специально построили маршрут так, чтобы «погудеть покрепче». Концерт прервали, а солдат отправили по казармам. Всё, что они могли тогда делать, – это браниться и сыпать угрозами, глядя, как пролетает очередной янки.
Собранные перед объективом фоторепортёра дети Западного Берлина радуются окончанию блокады города
12 мая 1949 года, не в силах больше потрясать кулаками, Сталин признал поражение и приказал снять блокаду. Воздушный мост, тем не менее, функционировал до конца сентября. За это время удалось создать запасы на случай новой блокады. Всего же за 321 день операции «Провиант» было совершено 278 тысяч вылетов и доставлено около 2,5 миллионов тонн грузов, из которых более половины составляло топливо.
Не меньше детей радуются американские авиаторы — почти год им пришлось работать в очень тяжёлых условиях
Это была бескомпромиссная победа над СССР в идеологической войне. Сталину не удалось достичь ни одной из целей, ради которых затевалась блокада – наоборот, он предстал в глазах мировой общественности в роли шантажиста и угнетателя, в то время как рейтинг США вырос. Именно с этого времени европейцы стали воспринимать Америку как защитника от экспансий извне. «Дугласы» на своих крыльях подняли до небес рейтинг Трумэна, а также ускорили создание НАТО как совместную инициативу в борьбе с СССР и его союзниками. То, что в шутливой форме называли «детской блокадой», к осени 1949 года привело к недетским результатам – берлинский кризис окончательно расколол Германию, страна перестала существовать как единое целое, и вместо неё на карте теперь было два непримиримых государства-соседа: ГДР и ФРГ…
[источники]http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post333373445/
А вот еще знаете ли вы, что это за Операция «Немыслимое» — как Британия должна была напасть на СССР
masterok.livejournal.com
Воздушный мост: описание, история и фото
В июне 1948 года Советский Союз полностью заблокировал связь Западного Берлина с другими частями города по воде и суше. США и Великобритания практически одиннадцать месяцев снабжали продовольствием город, в котором проживало два с лишним миллиона мирных граждан. Эта гуманитарная операция получила название «воздушный мост».
«Малая» блокада Берлина
Процесс образования ФРГ, который начал готовиться после Лондонского совещания шести держав, Советский Союз рассматривал как открытое нарушение условий Потсдамского соглашения. В ответ на проведение конференции советское военное командование в Германии выпустило приказ о временном закрытии границ по советской демаркационной линии. Тогда западные государства были вынуждена организовать снабжение своих гарнизонов в Берлине по воздуху. Впоследствии этот эпизод получил название «малой» блокады. Тогда еще никто не знал, с какими трудностями придется столкнуться в дальнейшем.
Предпосылки закрытия границ
Весной 1948 года СССР выдвинул требование подвергать досмотру все поезда, которые идут в Берлин из западных зон оккупации. Впоследствии было прекращено автомобильное сообщение с Западным Берлином, через какое-то время прекратилось речное и железнодорожное сообщение. Причиной сначала называли ремонтные работы, затем — якобы возникшие технические проблемы.
Советские историки утверждали, что причиной активных ответных действий стала денежная реформа, проведенная в западных секторах Германии. Чтобы предотвратить наплыв рейхсмарок, в советской зоне тоже была инициирована денежная реформа. В ответ на это западные государства ввели в обращение немецкую марку. Так, поводом, который привел к блокаде Берлина, стали несогласованные действия бывших соратников.
Блокада Западного Берлина
В ночь с 23 на 24 июня 1948 года прекратилась подача электроэнергии в западные районы немецкой столицы. Ранним утром прекратилось автомобильное, железнодорожное и водное движение между западной и восточной частями Берлина. Тогда в западных секторах города проживало практически 2,2 млн человек, которые полностью зависели от внешних поставок продовольствия и других материальных благ.
Правительства западных государств оказались не готовы к внезапной блокаде города со стороны СССР и даже рассматривали возможность сдачи Берлина властям Советского Союза и вывода своих войск из зоны оккупации.
Глава военной администрации оккупационной зоны США Люсиус Д. Клей выступал за дальнейшее пребывание войск союзников в городе. Он предложил прорвать блокаду танками, но глава США Гарри Трумэн не поддержал этот вариант решения проблемы, посчитав, что подобный подход может только спровоцировать агрессию и стать началом нового вооруженного противостояния в Европе.
Воздушный коридор
Воздушное сообщение определялось особым соглашением, предусматривавшем исключительное пользование западных государств воздушным коридором шириной в 32 км. Решение об организации пути снабжения по воздуху принималось командующим ВВС США. В то время эту должность занимал Керти Лемей, который ранее планировал и проводил массированные бомбардировки японских городов.
К операции также был привлечен Уильям Х. Таннер, который в свое время занимался организацией воздушного коридора «Хамп» для снабжения войск Чай Кайши в Гималаях. Он же возглавил организацию работы воздушного моста в Берлине.
Во время переговоров с Великобританией выяснилось, что страна уже приступила к снабжению своих войск по воздуху. Правительство союзников положительно отнеслось к дальнейшему развертыванию соответствующих мер. После «малой» блокады британцы провели расчеты на случай очередного закрытия границ. Подготовка показала, что есть возможность снабжать не только собственные войска, но и гражданское население.
На основании этой информации Люсиус Д. Клей принял решение о запуске поставок по воздушному мосту, чтобы обеспечить снабжение продовольствием населения Берлина, оказавшегося в зоне блокады СССР.
Запуск воздушного пути
Первый рейс состоялся вечером 23 июня. Транспортный самолет, загруженный картофелем, пилотировал американский пилот Джек О. Беннет. Указ о создании Берлинского воздушного моста официально был издан 25 июня, а 26-го в местном аэропорту приземлился первый самолет США, который положил начало гуманитарной операции «Провиант». Двумя днями позже стартовала британская операция.
Оптимизация работы
В скором времени стало понятно, что существовавшая система, включая ВПП и самолеты, техническое обслуживание, планирование маршрута и разгрузку не в состоянии справиться с необходимым увеличением объема перевозок. Изначально планировалось, что объем ежедневных поставок должен составить 750 тонн, но уже через месяц после начала гуманитарной операции в Берлин доставляли более 2 000 тонн грузов ежедневно. Кроме продовольствия необходимо было перевозить уголь, медикаменты, бензин и другие необходимые для жизнеобеспечения грузы.
Новые воздушные мосты в Германии сделали возможным увеличением объема грузоперевозок. В Берлин самолеты прибывали из Гамбурга или Франкфурта-на-Майне, а возвращались в Ганновер. В воздушном коридоре самолеты занимали пять «этажей». Каждый пилот мог предпринять только одну попытку посадки. В случае неудачи самолет вместе со всем грузом отправлялся обратно. По этой системе самолеты в западной части Берлина садились каждые три минуты, а на земле пребывали всего 30 минут (вместо начальных 75).
В обеспечении работы воздушного моста в Германии принимали участие не только американцы, но и пилоты из Новой Зеландии, Австралии, Канады и Южной Африки. Франция в гуманитарной операции не участвовала, потому что внутренние силы были заняты в вооруженном противостоянии в Индокитае. Но страна дала согласие на возведение в своем секторе аэропорта, которое было завершено за рекордные 90 дней. Для этого французам пришлось взорвать мачту радиостанции, которая находилась во владении администрации СССР, что привело к осложнениям в отношениях.
Закрытие воздушного моста
Блокада Берлина окончилась 12 мая 1949 года. Снабжение города продовольствием по сухопутным и водным путям наконец-то было восстановлено, снова стали возможны автомобильные, железнодорожные перевозки, перевозки по речному мосту на воздушных подушках.
За время блокады в западную часть города было перевезено 2,34 млн. тонн грузов (1,78 млн. — силами США). Доставлялись только самые необходимы товары массового потребления. Историки признают, что снабжение населения в тот период было еще хуже, чем во времена войны. Вследствие недостатка медикаментов, некачественного питания, недостаточного топливного обеспечения резко возросли показатели смертности и инфекционной заболеваемости.
О событиях тех лет напоминает памятник на площади возле аэропорта Темпельхоф, установленный в 1951 г. Позднее аналогичные памятники были установлены на военном аэродроме в Целле и в аэропорту Франкфурта.
fb.ru