«Война кристерос» — преследование католиков в Мексике

Кристиада, или «Война кристерос» — это пост-революционный период в истории Мексики (1926-1929 гг) , когда мексиканский президент Плутарко Элиас Кальес объявил войну местной Католической церкви, не в последнюю очередь благодаря примеру Советского Союза (Мексика первой, если помните, в Америках признала революционную Россию, так как в Мексике, почти одновременно с Россией, совершилась своя Революция).  Еще до начала «Войны кристерос», во время Мексиканской революции 1910-1920 гг. был принят ряд нормативных актов, в результате которых Католическая церковь была полностью отделена от государства, и священникам предписывалось полное невмешательство в государственную жизнь (подробнее О религии в Мексике см.здесь, подборку «Кристиада» см. в этом журнале).

В борьбе с Церковью, католические школы были запрещены,  преподавание религиозных предметов в школе тоже было запрещено,  священников публично расстреливали, и велись активные кампании против религии.

Федеральная правительственная армия борется с «кристерос» — христовыми воинами-повстанцами:


Надпись на фотографии:

Дон Франциско Вера, пожилой священник, расстрелянный в Халиско за то, что служил Святую мессу.
1927 г.

Повешенные вдоль железнодорожного полотна католики, штат Халиско. Самая известная фотография времен Кристиады.

Надпись на испанском:

«Предметы, которые были отобраны  у фанатиков, напавших на поезд, которые возглавлялись монахами-бандитами Ангуло, Вега и Бискарра, и были окончательно разгромлены силами правительства в своих окопах на Серро-Гордо. Окотлан, штат Халиско, 5 марта 1927 г.»

Солдаты федеральной армии насмехаются над павшими «кристерос», профанируя мессу. Штат Халиско, 1927 г.

Труп расстрелянного католика выставлен на обозрение.

Солдат федеральной армии с головой мученика-кристеро.

Как отвечали кристерос — простые жители Мексики: крестьяне, горожане, прихожане и простые приверженцы церкви?  Они восстали «против тирании Кальеса». Восстание началось в штатах Халиско, Гуанахуато и Сакатекас в 1927 г.




Знамя восставших кристерос, «Да здравствует Христос-царь», «Освободительная армия», 1927 г.


Молодые кристерос. Штат Морелия.

Армия кристерос.


Впоследствии война распространилась на центр страны.В рядах кристерос были в осносном, крестьяне и простые прихожане. Интересно отметить, что под знаменем Креста собрались, в основном, беднота из метисов, мулатов, негров и индейцев, в то время как ладино (белая элита), по обсуждаемой версии, придерживались догматов масонства и атеистически-светских воззрений, насмехаясь над религией.

Кристерос образовали собственную нерегулярную армию, где не была предусмотрена какая-либо оплата, поэтому они испытывали огромные финансовые трудности и большой недостаток вооружения. Медицину в рядах кристерос обеспечивали, в основном, тысячи женщин — так называемые   «Красивые бригады» — Las brigadas bonitas, которые оказывали моральную и физическую поддержку войску.


Повстанцы-кристерос

Война кристерос началась после нескольких лет непрекращающейся агрессии против католической церкви, проводимой последовательно несколькими правительствами Мексики задолго до Революции. Принадлежность мексиканских элит к масонству тоже считается одной из причин постоянного преследования церкви.Начавшаяся война против церкви и жестокости федеральных войск спровоцировали целый ряд случаев сознательного мученичества, когда кристерос предпочитали расстрел принудительной перемене своих взглядов. Кристерос умирали с криком «Да здравствует Христос-царь!» («Viva Cristo Rey!«) и «Да здравствует Пресвятая Дева!». Число жертв Кристиады трудно подсчитать — но большинство из них были священниками и искренне верующими.Стоит также отметить и позицию официальной Католической церкви в этом конфликте. Многие современные обозреватели подчеркивают, что официальная церковь стремилась к урегулированию конфликта, несмотря на множественные жертвы, которые приносили во имя ее простые мексиканцы. В частности, Католическая церковь обратилась с просьбой об урегулировании конфликта (арбитраже) к Соединенным Штатам, так как влияние Святого престола в Штатах было достаточно представительным. Однако, и внутри самой церкви произошел раскол — по меньшей мере, три мексиканских епископа — Леопольдо Ларра и Торрес (штат Мичоакан), Хосе Мора и дель Рио (город Мехико) и Паскуаль Диас-Баррето (штат Табаско) противостояли желанию высшего руководства Церкви пойти на мировую с правительством. В результате этого противостояния, в 1929 году была создана организация «Мексиканского католического действия».По просьбе высших иерархов Мексики, в конфликт вмешался Ватикан, однако разрешение конфликта представлялось весьма затруднительным, ибо его эскалация усиливалась народной поддержкой   —  «не было ни одного крестьянина, который бы прямо или косвенно не помогал делу кристерос», а под знаменем «Святого Сердца Христова» вставали все новые тысячи сторонников Пресвятой Девы Гвадалупской (которая традиционно считается защитницей Мексики).Под угрозой дальнейшей эскалации конфликта, вновь пришедшее к власти правительство Эмилио Хиля (Emilio Portes Gil) обратилось за помощью к США. В 1928 году американский посол в Мексике — Дуайт Морроу (Dwight Morrow), послужил арбитром в конфликте между Католической церковью Мексики и мексиканским правительством, и благодаря своей последовательной инициативе,  способствовал заключению договора между сторонами. Согласно договору, тем повстанцам, которые сложат оружие, гарантировалась амнистия,  а со стороны государства оговаривалось прекращение военных действий и восстановление приходов. Также, по этим соглашениям, в Мексике возобновлялись церковные службы. Тем не менее, лишь одна треть повстанцев сдала оружие, что объяснялось глубокими разногласиями как внутри руководства самой церкви, так и ее светских последователей.В 1934 году президент Ласаро Карденас объявил о начале нового периода в сфере образования Мексики, где полностью отменялось обучение религиозной доктрине, а само образование должно было встать на социалистическую основу «рационализма» и элементов социальной жизни. Сельские учителя, не желающие оставить свои общины (а сельские учителя — это активный двигатель социальной жизни Мексики), вновь выступили против правительства под лозунгами кристерос, однако к восставшим учителям было применено такое старое колониальное наказание, как обрезание ушей, а подвергшиеся этому наказанию стали называться maestros desorejados, или «безухими учителями».Что касается версии о том, что масонство первых лиц мексиканского государства было причиной преследования Католической церкви, то мы можем сослаться на исследователя Алекса Росаля (Alex Rosal) в его книге  «Масонство, антикатолические репрессии и кристерос» (Мадрид, 2007), где воспроизводится цитата из речи мексиканского президента Хиля: «В 1929 году президент  Мексики Эмилио Портес Хиль заявил: «В Мексике государство и масонство — это одно и то же».  Сам Портес Хиль был Великим Магистром».
Впрочем, близость к масонству приписывалось и самому Командующему Революции — бывшему президенту Кальесу.

Принадлежность к масонству, однако, не объясняет всей полноты конфликта, унаследованного еще с девятнадцатого века   — от Либеральной реформы, инициированной в 1847 году президентом Хуаресом.

Война кристерос, среди других последствий (см. о Религии в Мексике) способствовала созданию в Мексике организации El Yunque, которая квалифицируется как ультра-правая, и считается идеологической основой одной из трех крупнейших политических партий Мексики —  Партии национального единства (PAN).  Заявленной целью этой организации является проникновение во власть (и действительно, партия PAN, чьи политики в свое время участвовали в El Yunque,  пробыла у власти двенадцать лет, с 2000 по 2012 г.), и противодействие «коммунизму» и «масонству». Также, идеология El Yunque близка ультраправой идеологии испанских фалангистов.

tiki-tarakihi.livejournal.com

Восстание кристерос — это… Что такое Восстание кристерос?

Восстание кристерос (1926—1929) — военный конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос (самоназвание мятежников от исп. Cristo — Христос), боровшимися против положений конституции 1917 года, направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране[1].

Предыстория

Конституция 1917 года лишила церковь права владеть недвижимым имуществом и приобретать его. Упразднялись монастыри, запрещалось религиозное обучение. Религиозные акты могли проводиться только в стенах специально отведённых помещений. Священникам запрещалось носить церковное облачение в общественных местах. Не разрешалось поднимать в проповедях какие-либо политические вопросы. Все служители церкви лишались избирательных прав. Запрещалась деятельность любых общественных организаций, в названии которых была отражена их связь с религией или церковью[2].

В начале 1926 года Плутарко Элиас Кальес принял ряд мер по осуществлению антиклерикальной программы конституции. В конце февраля из страны были высланы несколько десятков иностранных священников, не имевших по конституции права отправлять службу на территории Мексики. Президент предложил также изменить или дополнить уголовное законодательство, предусмотрев в нём наказание за нарушение антиклерикальных положений конституции

[3].

В июне был опубликован текст такого закона (вступавшего в силу 1 августа). По новому закону любой иностранец, продолжавший совершать богослужения на территории Мексики, подлежал штрафу в размере 500 песо или аресту на 15 суток. Такое же наказание предусматривалось для священников, открывавших религиозные школы. Монастыри подлежали немедленному роспуску, а члены обнаруженных монашеских ассоциаций лишались свободы на срок до двух лет. Кроме того, священнослужитель, выступавший с призывами к неповиновению правительству, мог быть лишён свободы на срок от 6 лет, а с критикой конституции — на срок от года до 5 лет[4].

Конфликт

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Хесус Дегольядо (фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий) и два священника (Аристео Педроса и Хосе Рейес Вега). Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года, кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон (Гуанахуато), за ней последовала ещё одна — в Сан-Хулиане (Халиско). 19 апреля отец Вега совершил рейд на поезд, перевозящий деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, Викториано Рамиреса, известного как «El Catorce» (исп. 

четырнадцать). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Командиры кристерос, под знаменем мятежников

Были созданы также и женские бригады кристерос[5], их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информации для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе Хиле. В 1929 году при содействии США и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны, и духовенство прекратило поддержку мятежников. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение ещё двух лет.

Война унесла около 90 тысяч жизней: 56 882 человек со стороны федеральных войск, 30 000 кристерос, и большое число гражданских лиц и кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах после окончания конфликта.

Последствия

Правительство не выполнило условий перемирия — примерно 500 лидеров кристерос и 5000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президенства Ласаро Карденаса, анти-католически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года, когда президентом стал практикующий католик Мануэль Авила Камачо.

Последствия войны для церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты[6]. Из 4500 священников, служивших народу до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства[5][6]. К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе[7].

В искусстве

Примечания

  1. Мексиска: Период Реконструкции // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. Ларин, 1965, с. 94—95
  3. Ларин, 1965, с. 116
  4. Ларин, 1965, с. 118—119
  5. 1 2 Scheina R. L. Latin America’s Wars: The age of the professional soldier, 1900-2001. — Dulles, Virginia: Potomac Books, Inc., 2003. — 624 p. — ISBN 9781597974783
  6. 1 2 Van Hove B. Blood-Drenched Altars Faith & Reason 1994
  7. Ruiz R. E. Triumphs and Tragedy: A History of the Mexican People. — New York: W. W. Norton & Company, 1993. — P. 393. — 512 p. — ISBN 0393310663

Литература

  • Ларин Н. С. Борьба церкви с государством в Мексике (Восстание «кристерос» 1926—1929 гг.). — М.: Наука, 1965. — 316 с.
  • Платошкин Н. Н. История Мексиканской революции. Выбор пути 1917—1928 гг. — М.: Университет Дмитрия Пожарского : Руссий Фонд содействия образованию и науке, 2011. — Т. 2. — 456 с. — ISBN 978-5-91244-035-9

dic.academic.ru

Восстание кристерос — Википедия

Восстáние кристéрос (1926—1929) — военный конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос (Guerra de los Cristeros, самоназвание мятежников от исп. 

Cristo — Христос), боровшимися против положений конституции 1917 года, направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране[1].

Предыстория

Конституция 1917 года лишила церковь права владеть недвижимым имуществом и приобретать его. Упразднялись монастыри, запрещалось религиозное обучение. Религиозные акты могли проводиться только в стенах специально отведённых помещений. Священникам запрещалось носить церковное облачение в общественных местах. Не разрешалось поднимать в проповедях какие-либо политические вопросы. Все служители церкви лишались избирательных прав. Запрещалась деятельность любых общественных организаций, в названии которых была отражена их связь с религией или церковью[2].

В начале 1926 года Плутарко Элиас Кальес принял ряд мер по осуществлению антиклерикальной программы конституции. В конце февраля из страны были высланы несколько десятков иностранных священников, не имевших по конституции права отправлять службу на территории Мексики. Президент предложил также изменить или дополнить уголовное законодательство, предусмотрев в нём наказание за нарушение антиклерикальных положений конституции

[3].

В июне был опубликован текст такого закона (вступавшего в силу 1 августа). По новому закону любой иностранец, продолжавший совершать богослужения на территории Мексики, подлежал штрафу в размере 500 песо или аресту на 15 суток. Такое же наказание предусматривалось для священников, открывавших религиозные школы. Монастыри подлежали немедленному роспуску, а члены обнаруженных монашеских ассоциаций лишались свободы на срок до двух лет. Кроме того, священнослужитель, выступавший с призывами к неповиновению правительству, мог быть лишён свободы на срок от 6 лет, а с критикой конституции — на срок от года до 5 лет[4].

Конфликт

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Энрике Горостьета, Хесус Дегольядо (исп.)русск. (фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий) и два священника (Аристео Педроса (исп.)русск. и Хосе Рейес Вега (исп.)русск.). Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон (Гуанахуато), за ней последовала ещё одна — в Сан-Хулиане (исп.)русск. (Халиско). 19 апреля отец Вега совершил рейд на поезд, перевозящий деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, Викториано Рамиреса (исп.)русск., известного как «El Catorce» (с исп. — «четырнадцать»). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Командиры кристерос под знаменем мятежников

Были созданы также и женские бригады кристерос[5], их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информации для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе Хиле. В 1929 году при содействии США и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны, и духовенство прекратило поддержку мятежников. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение ещё двух лет.

Война унесла около 90 тысяч жизней: 56 882 человек со стороны федеральных войск, 30 000 кристерос, и большое число гражданских лиц и кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах после окончания конфликта.

Последствия

Правительство не выполнило условий перемирия — примерно 500 лидеров кристерос и 5000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президентства Ласаро Карденаса, анти-католически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года, когда президентом стал практикующий католик Мануэль Авила Камачо.

Последствия войны для церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты[6]. Из 4500 священников, служивших Ватикану до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства[5][6]. К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе[7].

Движение кристерос послужило политико-идеологической первоосновой для ультраправых Текос, действующих в Мексике с середины 1930-х годов.

В искусстве

См. также

Примечания

  1. ↑ Мексиска: Период Реконструкции // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ Ларин, 1965, с. 94—95.
  3. ↑ Ларин, 1965, с. 116.
  4. ↑ Ларин, 1965, с. 118—119.
  5. 1 2 Scheina R. L. Latin America’s Wars: The age of the professional soldier, 1900-2001. — Dulles, Virginia: Potomac Books, Inc., 2003. — 624 p. — ISBN 9781597974783.
  6. 1 2 Van Hove B. Blood-Drenched Altars Faith & Reason 1994
  7. Ruiz R. E. Triumphs and Tragedy: A History of the Mexican People. — New York: W. W. Norton & Company, 1993. — P. 393. — 512 p. — ISBN 0393310663.

Литература

  • Ларин Н. С. Борьба церкви с государством в Мексике (Восстание «кристерос» 1926—1929 гг.). — М.: Наука, 1965. — 316 с.
  • Платошкин Н. Н. История Мексиканской революции. Выбор пути 1917—1928 гг. — М.: Университет Дмитрия Пожарского: Руссий Фонд содействия образованию и науке, 2011. — Т. 2. — 456 с. — ISBN 978-5-91244-035-9.

wikipedia.green

Восстание кристерос — Howling Pixel

Восстáние кристéрос (1926—1929) — военный конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос (Guerra de los Cristeros, самоназвание мятежников от исп. Cristo — Христос), боровшимися против положений конституции 1917 года, направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране[1].

Предыстория

Конституция 1917 года лишила церковь права владеть недвижимым имуществом и приобретать его. Упразднялись монастыри, запрещалось религиозное обучение. Религиозные акты могли проводиться только в стенах специально отведённых помещений. Священникам запрещалось носить церковное облачение в общественных местах. Не разрешалось поднимать в проповедях какие-либо политические вопросы. Все служители церкви лишались избирательных прав. Запрещалась деятельность любых общественных организаций, в названии которых была отражена их связь с религией или церковью[2].

В начале 1926 года Плутарко Элиас Кальес принял ряд мер по осуществлению антиклерикальной программы конституции. В конце февраля из страны были высланы несколько десятков иностранных священников, не имевших по конституции права отправлять службу на территории Мексики. Президент предложил также изменить или дополнить уголовное законодательство, предусмотрев в нём наказание за нарушение антиклерикальных положений конституции[3].

В июне был опубликован текст такого закона (вступавшего в силу 1 августа). По новому закону любой иностранец, продолжавший совершать богослужения на территории Мексики, подлежал штрафу в размере 500 песо или аресту на 15 суток. Такое же наказание предусматривалось для священников, открывавших религиозные школы. Монастыри подлежали немедленному роспуску, а члены обнаруженных монашеских ассоциаций лишались свободы на срок до двух лет. Кроме того, священнослужитель, выступавший с призывами к неповиновению правительству, мог быть лишён свободы на срок от 6 лет, а с критикой конституции — на срок от года до 5 лет[4].

Конфликт

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Энрике Горостьета, Хесус Дегольядо (фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий) и два священника (Аристео Педроса и Хосе Рейес Вега). Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон (Гуанахуато), за ней последовала ещё одна — в Сан-Хулиане (Халиско). 19 апреля отец Вега совершил рейд на поезд, перевозящий деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, Викториано Рамиреса, известного как «El Catorce» (с исп. — «четырнадцать»). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Были созданы также и женские бригады кристерос[5], их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информации для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе Хиле. В 1929 году при содействии США и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны, и духовенство прекратило поддержку мятежников. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение ещё двух лет.

Война унесла около 90 тысяч жизней: 56 882 человек со стороны федеральных войск, 30 000 кристерос, и большое число гражданских лиц и кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах после окончания конфликта.

Последствия

Правительство не выполнило условий перемирия — примерно 500 лидеров кристерос и 5000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президентства Ласаро Карденаса, анти-католически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года, когда президентом стал практикующий католик Мануэль Авила Камачо.

Последствия войны для церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты[6]. Из 4500 священников, служивших Ватикану до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства[5][6]. К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе[7].

Движение кристерос послужило политико-идеологической первоосновой для ультраправых Текос, действующих в Мексике с середины 1930-х годов.

В искусстве

См. также

Примечания

  1. ↑ Мексиска: Период Реконструкции // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ Ларин, 1965, с. 94—95.
  3. ↑ Ларин, 1965, с. 116.
  4. ↑ Ларин, 1965, с. 118—119.
  5. 1 2 Scheina R. L. Latin America’s Wars: The age of the professional soldier, 1900-2001. — Dulles, Virginia: Potomac Books, Inc., 2003. — 624 p. — ISBN 9781597974783.
  6. 1 2 Van Hove B. Blood-Drenched Altars Faith & Reason 1994
  7. Ruiz R. E. Triumphs and Tragedy: A History of the Mexican People. — New York: W. W. Norton & Company, 1993. — P. 393. — 512 p. — ISBN 0393310663.

Литература

  • Ларин Н. С. Борьба церкви с государством в Мексике (Восстание «кристерос» 1926—1929 гг.). — М.: Наука, 1965. — 316 с.
  • Платошкин Н. Н. История Мексиканской революции. Выбор пути 1917—1928 гг. — М.: Университет Дмитрия Пожарского: Руссий Фонд содействия образованию и науке, 2011. — Т. 2. — 456 с. — ISBN 978-5-91244-035-9.
1920-е годы

1920-е годы — десятилетие, включающее года с 1920 по 1929.

Это десятилетие известно как «Ревущие двадцатые» или «Золотые двадцатые». В музыке 1920-е ознаменовались «Эпохой джаза» (англ. Jazz Age). Начало десятилетия на территории России ознаменовалось гражданской войной между красными и белыми и созданием СССР.

Англо-франко-испанская интервенция в Мексику

О франко-мексиканском конфликте 1830-х см. Кондитерская войнаАнгло-франко-испанская интервенция в Мексике (исп. Segunda Intervención Francesa en México), известна также как Франко-мексиканская война, Мексиканская экспедиция, Вторая французская интервенция — вооруженная интервенция Великобритании, Франции и Испании в Мексику, вызванная временным прекращением платежей по мексиканским иностранным долгам. Продолжалась с 1861 по 1867 год и завершилась победой мексиканского правительства Бенито Хуареса.

Вице-королевство Новая Испания

Ви́це-короле́вство Но́вая Испа́ния (исп. Virreinato de Nueva España) — испанская колония в Северной Америке, существовавшая в 1535—1821 гг. В её состав входили территории современной Мексики, юго-западных штатов США (а также Флориды), Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы. Кроме того, в подчинении Новой Испании были Филиппины и различные острова в Тихом океане и Карибском море. Столица располагалась в Мехико. В 1821 году в результате поражения в Войне за независимость Мексики Испания потеряла все североамериканские земли, на которых образовались новые независимые государства. Куба и Филиппины стали управляться напрямую из Испании — вплоть до 1898 года, когда по итогам войны с США они были также потеряны метрополией.

Война за Реформу

Война за реформу — гражданская война между консервативными и либеральными силами Мексики в 1857—1861 годах.

Война за независимость Мексики

Мексика́нская война́ за незави́симость (1810—1821) — вооруженный конфликт между народом Мексики и испанскими колониальными властями, часть войны за независимость испанских колоний в Америке.

Конфликт начался 16 сентября 1810 года с крестьянских волнений и со временем вылился в общенациональное движение за независимость от Испании. Антиколониальная война развернулась в Мексике после того, как войска Наполеона в процессе Испано-французской войны (1808—1814) оккупировали Испанию. Борьба за независимость Мексики развивалась по примерам Великой французской революции (1789—1799) и Войны за независимость США (1775—1783).

Вторая Мексиканская империя

Вторая Мексиканская Империя (исп. Segundo Imperio Mexicano) — монархическое государство, существовавшее с 1863 по 1867 год на территории Мексиканской Республики. Возникла в ходе французской интервенции, поддержавшей в качестве императора Максимилиана I Габсбурга. Падение империи привело к казни императора и восстановлению республики.

Де Леон Тораль, Хосе

Хосе де Леон Тораль (исп. José de León Toral, 23 декабря 1900 — 9 февраля 1929) — мексиканский рисовальщик, убийца мексиканского президента Альваро Обрегона.

История Мексики

История Мексики (исп. México, МФА (исп.): [ˈmexiko]; от аст. mexica), насчитывающая несколько тысячелетий и представляющая собой летопись великих культурных достижений и географических открытий, в то же время наполнена трагическими событиями, связанными с военной и политической борьбой.

С момента появления первых поселенцев Мексика была территорией обитания охотников-собирателей. Около 9 тысяч лет назад произошла сельскохозяйственная революция, которая привела к возникновению крупных городов, а затем и древних государств, таких как империя ацтеков и государства майя.

В XVI веке Мексика была колонизирована испанцами. Колониальное правление, продлившееся 300 лет, окончилось освободительной войной и установлением мексиканской монархии, а затем и республики. История Мексики знает периоды гражданских войн, интервенций и диктатур. Новейшая история отмечена экономическим подъёмом и несколькими кризисами, а также политической гегемонией одной партии. В конце XX столетия наметилась тенденция к демократизации, а в XXI веке страна перешла к по-настоящему многопартийной системе.

Кальес, Плутарко Элиас

Плута́рко Эли́ас Ка́льес (исп. Plutarco Elías Calles, pluˈtarko eˈli.as ˈkaʎes; 25 сентября 1877, Гуаймас, Сонора, Мексика — 19 октября 1945, Мехико) — мексиканский генерал и политик, президент Мексики в 1924—1928 гг., в дальнейшем фактический правитель страны в 1928—1935 гг. в период, известный как максимат. Атеист, активный противник Католической церкви и организатор репрессий против её сторонников, вылившихся в восстание кристерос — гражданскую войну между католическими повстанцами и правительственными силами. Основатель Национальной революционной партии (в дальнейшем получившей название Институционно-революционная партия), правившей в Мексике более 70 лет.

Католицизм в Мексике

Католицизм в Мексике или Католическая церковь в Мексике является частью всемирной Католической церкви. Централизованным органом Католической церкви в Мексике является Конференция католических епископов Мексики. Численность католиков в Мексике составляет около 102.000.000 человек (91 % от общей численности населения).

Мексиканская революция

Мексиканская революция 1910—1917 годов (иногда датой окончания считается 1920 год) — период в истории Мексики, во время которого в стране шла гражданская война. Началась как восстание против диктатуры Порфирио Диаса и окончилась принятием новой конституции. Потери среди населения за период гражданской войны, по разным источникам, составляют от 500 тысяч до 2 млн человек, при этом население страны на 1910 год составляло 15 млн человек.

Исследователями выделяется четыре этапа революции. Первым этапом (ноябрь 1910 — май 1911) является свержение диктатуры Порфирио Диаса. Либеральные помещики и предприниматели, рабочие и крестьяне выступали единым фронтом под политическим руководством либерально-демократических лидеров. На протяжении второго этапа революции (май 1911 — февраль 1913) у власти находились либеральные демократы, но отсутствие единства среди революционных сил привело к контрреволюционному перевороту. Третий этап (февраль 1913 — июль 1914) — это восстановление конституционного режима. Революционеры вновь выступили единым фронтом, при этом возросла роль крестьянских масс.

Гражданская война между революционным крестьянством и умеренными либералами (июль 1914 — февраль 1917) стала последним, четвёртым этапом революции. Победу одержало умеренное крыло революционеров, но широкие народные массы сыграли в революции решающую роль, повлияв на последующее развитие страны.

Мексиканское экономическое чудо

Мексиканское экономическое чудо (исп. Milagro mexicano) — период в истории Мексики с 1940 по 1970-е годы, когда в стране наблюдались высокие темпы экономического роста.

В 1930-х годах в Мексике был проведён ряд важных реформ, в том числе земельная и образовательная. Были национализированы железные дороги и экспроприировано множество иностранных нефтяных компаний, а также создана государственная нефтяная компания «Пемекс», превратившая Мексику в пятого по величине экспортёра нефти в мире. Это помогло создать базу для строительства мощной национальной экономики.

Во время Второй мировой войны, когда цены на большинство товаров возросли, а импорт из Европы резко снизился, в Мексике началось усиленное развитие промышленности. Правительство, понимая важность развития предпринимательского класса в стране, предоставило множеству предприятий налоговые льготы, низкопроцентные займы и другие стимулы для развития их деятельности. Для поощрения производства отечественных товаров создавались протекционистские барьеры. Вскоре в Мексике началось производство товаров, которые ранее закупались за рубежом. Также было построено значительное количество шоссейных и железных дорог, линий связи и аэропортов.

Быстро развивалось промышленное производство, вводились новые аграрные технологии. К 1958 году Мексика вышла на первое место в Латинской Америке по общему объёму промышленной продукции. Рост производства повлёк за собой почти двукратный рост численности промышленных рабочих за 1940—1950-е гг., их количество выросло с 420 до 800 тыс. Число рабочих, занятых в сельском хозяйстве увеличилось с 1,2 до 2 млн человек. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте превышала долю сельского хозяйства — страна постепенно становилась индустриально-аграрной. Аграрная реформа в 1940—1950-е замедлилась — за 18 лет (1940—1958) крестьяне получили 12,3 млн га земли.

В 1942 году было подписано соглашение об урегулировании американо-мексиканского конфликта. Прямые капиталовложения США выросли с 316 млн $ в 1946 году до 787 млн в 1957. США также занимали монопольное положение в мексиканской внешней торговле.

В период 1964—1970 гг. быстро развивалось производство с ежегодным приростом валового национального продукта на 6,5 %. Выросли доходы на душу населения. Несмотря на успехи в экономике, проблемы в сфере образования и социального обеспечения не могли быть эффективно решены. С 1958 по 1970 гг. более 600 тыс. крестьянских семей получило 32 млн га, тогда как при Карденасе только 18 млн га. В 1967 году была проведена самая крупная единовременная раздача земель в истории Мексики — 1 млн га. Удельный вес общинного сектора вырос за 1960-е с 26 до 49,8 % сельскохозяйственных угодий. В 1969 году в Мехико были открыты первые линии метро. За 1960-е гг. население увеличилось с 37 до 51 млн человек.

Появление нового латифундизма, существование большого количества малоимущих крестьянских хозяйств и избыток сельского населения стали причинами дальнейшего развития социальных противоречий. Часть населения нелегально пересекала границу США.

В начале 60-х гг. рабочие получили право на участие в прибылях и на минимум заработной платы. С 1958 по 1968 год реальная заработная плата выросла на 54 %. В 1969 году на работников сельскохозяйственной промышленности были распространены трудовые льготы. Был увеличен размер оплаты труда женщин и ограничен труд подростков.

В начале 70-х гг. государственной нефтяной компанией «Пемекс» были открыты новые нефтяные месторождения в Табаско, Чьяпас и заливе Кампече. Однако в начале 1980-х гг., когда цены на нефть упали, мексиканское песо резко обесценилось, а государственный внешний долг стало сложно обслуживать, Мексика едва не стала банкротом, чего удалось избежать лишь благодаря политике строгой экономии и помощи со стороны международных организаций. К тому же оставались нерешёнными множество социальных проблем.

Правительство, осознав необходимость проведения новых реформ, приступило к устранению протекционистских барьеров и борьбе с инфляцией. В 1986 году Мексика присоединилась к ГАТТ. Тем не менее, 80-е годы вошли в историю Мексики как «Потерянное десятилетие» (исп. Decada perdida).

Неолиберальные реформы в Мексике

Неолиберальные реформы в Мексике — комплекс мер в духе неолиберализма, принятых правительством Мексики в 1980-х — начале 1990-х годов для преодоления энергетического кризиса.

Первая Мексиканская империя

Первая Мексиканская империя, Мексиканская империя (исп. Imperio Mexicano) — официальное название Мексики в период с 21 июля 1821 года по 19 марта 1823 года. Включала в себя территорию бывшей Новой Испании и Гватемальского генерал-капитанства. Позже существовала Вторая Мексиканская империя.

Политический католицизм

Политический католицизм — политическая и культурная концепция, сторонники которой продвигают, в частности через правительство, социальное учение Католической церкви.

Портес Хиль, Эмилио

У этого человека испанская фамилия; здесь Портес — фамилия отца, Хиль — фамилия матери.Эмилио Кандидо Портес Хиль (исп. Emilio Cándido Portes Gil; 3 октября 1890 — 10 декабря 1978) — мексиканский политический деятель, один из лидеров, а позднее и председатель правительственной Институционно-революционной партии, временный президент Мексики с 1928 по 1930 год.

Порфириат

Порфириат (порфиризм) — период мексиканской истории с 1876 по 1911 год, в который страна находилась под управлением генерала Порфирио Диаса. Эпоха Порфириата окончилась Мексиканской революцией. В период правления Диаса произошёл подъём мексиканской экономики: строились железные дороги и телеграфные линии, создавались новые предприятия, увеличился приток иностранных инвестиций. Однако уровень жизни широких слоёв населения за время Порфириата снизился.

Сапатистская армия национального освобождения

Сапатистская армия национального освобождения (САНО, исп. Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN), часто называемая сапатисты — леворадикальное движение в самом южном мексиканском штате Чьяпас.

Название движения восходит к имени генерала Эмилиано Сапаты — героя Мексиканской революции 1910—1920 годов. Почти во всех деревнях САНО есть изображения Сапаты, Че Гевары и субкоманданте Маркоса.

Хотя идеология САНО — это отражение либертарного социализма, во многом похожего на анархизм и либертарный марксизм, САНО отвергло и бросило вызов политической классификации. Социальная опора движения — бедные индейцы-крестьяне. Сапатисты требуют конституционного закрепления прав коренных народов Мексики, выступают против проведения неолиберальных реформ в Латинской Америке, ратификации договора НАФТА, принятия законов, разрешающих куплю-продажу крестьянских общинных земель.

Поскольку мексиканская армия отразила их восстание в 1994, САНО воздержалась от применения оружия и приняла новую стратегию, пытаясь заручиться мексиканской и международной поддержкой. С помощью интернет-кампаний САНО успешно распространило по миру информацию о своём бедственном положении и намерениях. Это изменение в тактике принесло САНО большую поддержку от различных НПО. Сапатисты добились документально подтверждённых улучшений в штате Чьяпас в области гендерного равенства и общественного здравоохранения, хотя они по-прежнему не могут установить политическую автономию для своей провинции.

Хронология христианства

Хронология христианства — список дат христианской истории от возникновения по настоящее время (некоторые даты указаны предположительно).

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

«Война кристерос» — история в фотографиях — LiveJournal

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, моделизм, модераторское, мои фотографии курьёзы, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь,

foto-history.livejournal.com

Война Кристерос. Viva Cristo Rey

Война Кристерос 

 

С 1926—1929 в Мексике произошел военный конфликт между правительственными силами президента Плутарко Кальеса и  Христианскими повстанцами Кристерос (от исп. Cristo — Христос), боровшимися против положений конституции 1917 года, направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране.[1]
 

В начале 1925 года Плутарко Элиас Кальес, вступивший на пост президента Мексики, принял ряд радикальных мер, осуществление которых оказалось возможным благодаря ранее принятой конституции 1917 года, по ограничению влияния Церкви. Так, например, запрещалось носить церковное облачение в общественных местах (то есть вне богослужебных зданий), за нарушение запрета полагался штраф в размере 500 песо. Кроме того священнослужитель, критикующий правительство, мог быть лишен свободы сроком на 5 лет. Из страны были изгнаны все иностранные священники, закрыты монастыри и религиозные школы, конфискованы некоторые здания, принадлежащие церкви. Был арестован архиепископ Мексики, выступивший за отмену антиклерикальных положений конституции.

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию Кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Хесус Деголладо (фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий), и два священника, Аристео Педроса и Хосе Рейес Вега. Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года, Кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон (Гуанахуато), за ней последовала ещё одна — в Сан-Хулиане (Халиско). 19 апреля отец Вега совершил рейд на поезд, перевозящий деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против Кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, Викториано Рамиреса, известного как «El Catorce» (исп. четырнадцать). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Были созданы также и женские бригады Кристерос, их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информации для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы Кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе. В 1929 году при содействии США (в которых восстание вызвало проблемы с поставками нефти) и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, Церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, Церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны и духовенство прекратило поддержку мятежников. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение ещё двух лет.

Война унесла около 90 тысяч жизней: 56 882 человек со стороны федеральных войск, 30 000 Кристерос, и большое число гражданских лиц и Кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах после окончания конфликта.

Правительство не выполнило условий перемирия —- примерно 500 лидеров Кристерос и 5 000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президенства Ласаро Карденаса, анти-католически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года, когда к власти пришёл практикующий католик президент Мануэль Авила Камачо.

Последствия войны для Церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты. Из 4 500 священников служивших народу до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства. К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе.

 

Примечания
 

По поводу событий тех времён президент Висенте Фокс заявил: «После 1917 г. Мексикой управляли антикатолические масоны, пытавшиеся вызвать из могилы антиклерикальный дух популярного президента-аборигена Бенито Хуареса, возглавлявшего страну в 19 веке. Но военные диктаторы 1920-х были намного брутальнее Хуареса.»( Fox, Vicente and Rob Allyn Revolution of Hope p. 17, Viking, 2007)

На эту тему вышел в 2012 году небезынтересный фильм «Кристиада» («For Greater Glory: The True Story of Cristiada») русское название «Битва за свободу», режисера Дина Райта.

stavroskrest.ru

Война кристерос — это… Что такое Война кристерос?

Война Кристерос (1926—1929) — военный конфликт между правительственными силами и повстанцами кристерос (самоназвание мятежников от исп. Cristo — Христос), боровшимися против положений конституции 1917 года, направленных на ограничение роли Римско-католической церкви в стране.[1]

Конфликт

В начале 1925 года Плутарко Элиас Кальес, вступивший на пост президента Мексики, принял ряд мер, осуществление которых оказалось возможным благодаря конституции 1917 года, по ограничению влияния церкви. Так, например, запрещалось носить церковное облачение в общественных местах (то есть вне здания церкви),[2] за нарушение запрета полагался штраф в размере 500 песо. Кроме того священнослужитель, критикующий правительство, мог быть лишен свободы сроком на 5 лет. Из страны были изгнаны все иностранные священники, закрыты монастыри и религиозные школы, конфискованы некоторые здания, принадлежащие церкви. Был арестован архиепископ Мексики, выступивший за отмену антиклерикальных положений конституции.

В июле 1926 года мексиканские епископы решили приостановить проведение богослужений в церквях, правительство сочло это решение попыткой настроить народ против государства. Прекращение богослужений положило начало кровопролитному восстанию кристерос.

Наиболее известными лидерами повстанцев были Хесус Деголладо (фармацевт), Викториано Рамирес (управляющий), и два священника, Аристео Педроса и Хосе Рейес Вега. Непосредственно в боевых действиях участвовало пять священников.

23 февраля 1927 года, кристерос одержали первую победу в Сан-Франсиско-дель-Ринкон (Гуанахуато), за ней последовала ещё одна — в Сан-Хулиане (Халиско). 19 апреля отец Вега совершил рейд на поезд, перевозящий деньги. В перестрелке был убит его брат. Люди Вега облили вагоны бензином и подожгли их, при этом погиб 51 мирный житель.

Это зверство повернуло общественное мнение против кристерос, и к лету восстание было почти полностью подавлено. Но оно обрело новую жизнь благодаря усилиям неграмотного, но прирождённого партизанского вождя, Викториано Рамиреса, известного как «El Catorce» (исп. четырнадцать). Легенда гласит, что это прозвище Рамирес получил, потому что во время побега из тюрьмы он убил все 14 человек из отряда, посланного за ним.

Командиры кристерос, под знаменем мятежников

Были созданы также и женские бригады кристерос,[2] их задачей был сбор денежных средств, оружия, провианта и информации для бойцов-мужчин, и уход за ранеными. К концу войны эти формирования насчитывали 25 000 членов. Военные же силы кристерос насчитывали к 1929 году 50 000 человек.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе. В 1929 году при содействии США (в которых восстание вызвало проблемы с поставками нефти) и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Снова было разрешено религиозное воспитание (но не в школах), разрешалась подача ходатайств о реформировании законодательства, церковь была восстановлена в своих имущественных правах — хотя юридически недвижимость по-прежнему находилась в государственной собственности, церковь получала над ней фактический контроль. Это устраивало обе стороны и духовенство прекратило поддержку мятежников. Однако большинство повстанцев, чувствуя себя обманутыми, продолжало борьбу в течение ещё двух лет.

Война унесла около 90 тысяч жизней: 56 882 человек со стороны федеральных войск, 30 000 кристерос, и большое число гражданских лиц и кристерос, которые были убиты в антиклерикальных рейдах после окончания конфликта.

Последствия

Правительство не выполнило условий перемирия —- примерно 500 лидеров кристерос и 5 000 рядовых участников сопротивления были расстреляны, часто в своих домах, в присутствии жён и детей. Особенно оскорбительной для католиков стала полная государственная монополия на образование. Преследования были продолжены и во время президенства Ласаро Карденаса, анти-католически настроенного социалиста, и не прекращались до 1940 года, когда к власти пришёл практикующий католик президент Мануэль Авила Камачо.

Последствия войны для церкви оказались весьма плачевными. В период с 1926 по 1934 год по меньшей мере 40 священников были убиты.[3] Из 4 500 священников служивших народу до восстания, в 1934 году осталось только 334 (имевших разрешение правительства), на 15 миллионов человек населения. Причиной сокращения количества священников стали эмиграция, высылка и убийства.[2][3] К 1935 году 17 штатов не имело священников вовсе.[4]

Примечания

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *