Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года. Хроника | Вопрос-Ответ

Краткая предыстория

До распада СССР Абхазия и Южная Осетия входили в Грузинскую ССР, однако на волне самоопределения национальных республик бывшего Советского союза обе они выразили желание получить независимость от официального Тбилиси.

После вооруженных конфликтов в 1991-1992 годах Грузия фактически утратила контроль над Абхазией и Южной Осетией, однако продолжила считать их своей территорией де-юре. Обе территории де-факто сформировали собственные органы власти и стали считаться непризнанными республиками. В то же время существенная часть населения Абхазии и Южной Осетии в 1990-е получила российское гражданство.

Напряженность в отношениях Грузии и Южной Осетии в августе 2008 года перешла в фазу открытого противостояния.

Хроника событий августа 2008 года

1 августа

Столица Южной Осетии город Цхинвал и ряд других населенных пунктов подверглись обстрелу. Согласно информации официальных российских источников, обстрел производили подразделения грузинской армии. Появились первые жертвы и разрушения, началась эвакуация жителей в Северную Осетию.

2 августа

Министр Грузии по вопросам реинтеграции  Темур Якобашвили заявил о готовности проведения переговоров без предварительных условий с представителями Южной Осетии.

3 августа

К границе республики продолжили стягиваться войска Грузии. В свою очередь, в режим готовности были приведены миротворческие силы России на территории Южной Осетии.

Ночь с 4 на 5 августа

По одним сведениям, произошел обстрел постов правоохранительных органов Южной Осетии со стороны грузинских военных, по другим – осетины обстреляли грузинский полицейский участок.

Разрушенные дома в Цхинвали. Август 2008 г. Источник фото: Андрей Архипов, РИА Новости

6 августа

Возле границ Южной Осетии сосредоточились грузинские подразделения и боевая техника, в том числе ракетные системы залпового огня «Град» и артиллерийские орудия. Численность грузинских военнослужащих на момент вторжения в Цхинвал превысила десять тысяч человек.

7 августа

Планировавшаяся встреча вице-премьера Южной Осетии Бориса Чочиева и Темура Якобашвили не состоялась. Во второй половине дня Цхинвал подвергся артиллеристскому обстрелу. Вечером Якобашвили заявил, что Грузия на некоторое время прекратит огонь в одностороннем порядке. Около восьми вечера к народу обратился президент Грузии Михаил Саакашвили и заявил, что отдал приказ не открывать ответного огня по Южной Осетии.

Ночь с 7 на 8 августа

Грузия начала наступательную операцию против Южной Осетии. В сопровождении стрельбы из  гранатометов и минометов грузинские войска начали продвижение к восточной части города Цхинвал.

8 августа

Утром территория Южной Осетии подверглась авиационной бомбардировке. Во второй половине дня грузинским войскам удалось взять под свой контроль большую часть города Цхинвал. Российская сторона направила в зону конфликта дополнительные подразделения для защиты жизни российских граждан на территории Южной Осетии.

9 августа

Дополнительные военные подразделения РФ вступили в бой с армией Грузии на Зарском направлении.  Акваторию у побережья Абхазии начали патрулировать российские корабли.  Позднее в этот день главнокомандующий сухопутных войск РФ генерал армии Владимир Болдырев  сообщил, что Цхинвал освобожден от грузинских подразделений. Боевые действия российских и грузинских армий распространились за территорию Южной Осетии.

10 августа

МИД Грузии передал в российское посольство ноту, согласно которой военные силы Грузии прекратили огонь и выводятся за территорию конфликта.  Были организованы два коридора для вывода беженцев из Южной Осетии.

11 августа

Российские миротворцы провели превентивные мероприятия в зоне грузинской военной базы в Южной Осетии, чтобы не допустить новых наступлений. Президент России Дмитрий Медведев согласился пойти на перемирие с Грузией. Посредником выступила Франция, которая представила план мирного урегулирования конфликта, включавший полный вывод грузинских и российских войск из зоны конфликта и помощь раненым.

12 августа

Продвижение российских войск было приостановлено. Россия и Франция обсудили и согласовали план урегулирования  конфликта в Южной Осетии. Грузия согласилась подписать соответствующий документ, исключив, однако, из него вопросы предоставления автономного статуса Южной Осетии.

14-15 августа «план Медведева-Саркози» подписали Михаил Саакашвили и лидеры Южной Осетии.

21 августа

Абхазия и Южная Осетия направили в РФ свои обращения с просьбой признать их независимость.

22 августа

Россия завершила отвод с территории Грузии частей российской армии. По сообщениям ряда источников, СКП РФ признал погибшими в ходе конфликта в августе 2008 года 67 российских военнослужащих. 283 российских солдата были ранены. Из числа мирного населения Южной Осетии погибли 162 человека, 255 получили ранения, десятки тысяч стали беженцами. Согласно докладу правительственной комиссии Грузии, погибли 412 грузинских военнослужащих и мирных жителей, получили ранения почти 1750 человек.

Смотрите также:

aif.ru

Урок ужества «Вооруженный конфликт в Южной Осетии»

1. Вооружённый конфликт в Южной Осетии — боевые действия, которые велись в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и самопровозглашёнными республиками Южной Осетией и Республикой Абхазия, а также Россией, с другой.

Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта начала резко обостряться в конце июля — начале августа. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку установления контроля над Южной Осетией. Днём 8 августа президент России объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с югоосетинскими вооружёнными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из Кодорского ущелья в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии.

2. Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налёты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, чего, однако, в действительности сделано не было.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года (в 0:06) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.

8 августа 2008 года (в 14:59) к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру,

С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта

3. Первый штурм Цхинвали

 

В это время южнее начиналось нечто непредвиденное: грузинская группировка численностью около 4 000 человек начала наступление на Цхинвали со стороны села Никози. Ни в каких планах это наступление не значилось и до сих пор неясно, кто и для чего его начал. В 04:00 — 04:15 была проведена артподготовка, а в 06:00 началось само наступление. Надо было пройти от окраины Никози примерно 800 метров под огнём противника и занять пригород Цхинвали, известный как «Шанхай».

4. Стрельба по миротворцам

 

Ровно в 06:20 был сделан первый выстрел по «Верхнему городку» (базе российских миротворцев). Что-то крупнокалиберное попало в крышу казармы, с которой вели корректировку осетинские наблюдатели.

На крыше казармы находился наблюдательный пункт. На нем стоял наш миротворец, он просто осматривал территорию. Также, находился осетинский ополченец, который в случае возникновения боевых действий, перестрелки, корректировал огонь своей, осетинской минометной батареи по квадратам. Поэтому первый выстрел, первый раненый, первый тяжелораненый, который поступил к нам с «травмой несовместимой с жизнью», был осетинский корректировщик, по которому был произведен первый залп.

Достоверность этого показания можно было бы поставить под сомнение, но его случайно подтвердила и осетинская сторона. На сайте osradio.ru героический корректировщик упомянут такими словами:

 

…лейтенант Олег Галаванов (с 2007 года — разведчик осетинского министерства обороны) выполнял боевой приказ по выявлению целей и корректирования огня артиллерии… Его наблюдательный пост находился на крыше здания российского миротворческого батальона на южной окраине города – на тот момент, в ночь с 7 на 8 августа, это было самое опасное место в городе, потому что грузинская армия, прежде всего, стремилась уничтожить миротворцев.

В 06-20 грузинской стороной был произведен первый выстрел по расположению миротворческого батальона. Грузинский танк первым выстрелом уничтожил наблюдательный пункт на третьем этаже казармы. Погибли два миротворца. И сразу же начался обстрел наших взводов, которые встали на пути грузинской армии. Были уничтожены два экипажа наших боевых машин пехоты.

 

Грузинская армия во время конфликта действовала весьма неэффективно. Причина этого очевидна: сама армия была создана за 10 лет до событий, в войнах никогда не участвовала и боевого опыта почти не имела. III бригада была сформирована только в 2005 году, а IV бригада еще позже. На учениях грузинская армия никогда не отрабатывала наступательные операции.

 

Эта армия могла бы справиться с обороной, но ей поручили весьма сложное: наступление по трудной местности в условиях постоянно меняющейся обстановки. И с ней произошло то, что всегда происходит с неопытными армиями во время наступлений — дезорганизация. Один комментатор потом скажет: «

Солдата, который впервые оказался на фронте, надо отвести в тыл через сутки. Дать ему выспаться, вымыться, успокоиться. Грузинское командование не могло этого сделать, потому что у них не было резервов. Если бы противник имел резервы и был чуть сильнее, результат войны мог бы быть другим«.

 

Сами части грузинской армии очень отличались по подготовке. Некоторые из них прошли обучение у американских инструкторов — например, 22-й и 23-й батальоны сенакской бригады прошли этот курс первыми и 22-й батальон успел побывать в Ираке. Как мы видели, сенакская бригада сражалась неплохо. Самой обученной была III бригада — все её батальоны прошли курс обучения еще в 2005 году и все побывали в Ираке. Хуже всего пришлось IV бригаде: она не проходила курса обучения вообще, она не появлялась в Ираке и была наименее пригодной к войне из всех грузинских бригад — разве что на уровне V бригады. Две недели совместных учений «Immediate Response 2008» принципиально ничего не меняли. И именно этой бригаде пришлось попасть под авиационный удар днем 8 числа.

 

Сказалось и то, что весь план операции был разработан на ходу, за несколько часов, и уже в ходе боя его начали менять. Непонятно, зачем повернули IV бригаду на Цхинвали, зачем была начата первая атака на Цхинвали, почему так поздно вышла на позицию III бригада. 

videouroki.net

Реферат — Конфликт в Южной Осетии — 2008 г

Реферат — Конфликт в Южной Осетии — 2008 г

Доступные файлы (1):

n1.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Алтайский Государственный Университет

Факультет Политических наук

Анализ политического конфликта

Тема: «Конфликт в Южной Осетии — 2008»

Выполнил

студент 2 курса, группы

Проверила

к.и.н., профессор

Барнаул 2012

1. Предыстория конфликта.

Отношения между Грузией и Осетией обострились в 1989 году, когда Юго-Осетинская автономная область провозгласила республику, а 20.09.1990 г. Юго-Осетинский облсовет принял декларацию, согласно которой автономная область Грузинской ССР провозглашалась Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой, т.е. свой суверенитет. В ответ Верховный Совет Грузии 11.12.1990 г. разделил территорию Юго-Осетинской автономной области на шесть административных районов, тем самым упразднив автономию. После гибели в межэтнических столкновениях, на следующий день Тбилиси ввел на территории Цхинвали и Джавского района чрезвычайное положение, шестого января по приказу председателя парламента Грузии Звиада Гамсахурдиа в Южную Осетию были переброшены грузинские отряды, резко активировались боевые действия, началась блокада автономии.

Девятнадцатого января 1992 г. в Южной Осетии был проведен референдум по вопросу «о государственной не зависимости и (или) воссоединении с Северной Осетией», в ходе которого большинство голосовавших высказались за эти идеи, что привело к вооруженному конфликту с Грузией, который прекратился из-за вмешательства Президента РФ Б.Н. Ельцина 24 июля 1992 г. Было подписано соглашение «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта». В Южной Осетии был прекращен огонь, выведены вооруженные формирования, распущены силы самообороны и обеспечен режим безопасности в зоне соприкосновения. Также были введены Смешанные силы по поддержанию мира (миротворческие силы), размещены наблюдатели от ОБСЕ.

После подписания соглашения Южная Осетия фактически стала независимым государством со своей Конституцией, которая была принята 2 ноября 1993 года, государственной символикой, представительным органом. Грузинские власти не предпринимали активных шагов по установлению контроля над Южной Осетией и продолжали считать ее Цхинвальским регионом, административной единицей Республики Грузия.

Российская Федерация вела активную политику по предоставлению населению Абхазии и Южной Осетии российского гражданства, в результате чего к 2006 году около 80% жителей Южной Осетии и примерно 220 из 320 тыс. являлись гражданами Российской Федерации.

Ситуация начала снова обостряться с приходом к власти нового президента Грузии Михаила Саакашвили, который объявил задачу восстановления территориальной целостности республики. На протяжении нескольких лет происходили мелкие стычки между российскими миротворцами и грузинской стороной, одновременно велась дипломатическая война – Грузия обвиняла Россию в том, что она поддерживает «сепаратистский» режим, и начала требовать вывода российских миротворцев. Грузией была проведена масштабная военная реформа, расходы на оборону в 2006-2008 гг. составлял около 8% ВВП страны, армия переведена на профессиональную основу. В 2008 году обе стороны провели военные учения вблизи Южной Осетии.

Новый виток конфликта пришелся на весну 2008 года, когда миротворцы сообщали о нескольких случаях нарушения соглашения грузинской стороной. Также происходило стягивание вооруженных формирований к границе Южной Осетии, как с грузинской, так и с российской стороны. В ночь на пятницу, 08.08.2008 г., грузинские войска начали обстрел, а затем и штурм Цхинвали.

Таким образом, конфликт прошел латентную стадию, когда решительные меры еще не предпринимались (с 24 .07.92 г. по 07.08.08 г.), стадию открытого противостояния (с 08.08.08 г. по 12.08.08 г.) и стадию урегулирования (с 12.08.08 г. по 14.08.08).

2. Объект и предмет конфликта.

Причиной конфликта послужило желание руководства Республики Грузия взять под контроль т.н. «сепаратистские регионы» в рамках операции «по наведению конституционного порядка». Российская Федерация была втянута в конфликт по причине защиты миротворческого контингента, граждан Российской Федерации на территории Южной Осетии. Хотя, конечно, анализ причин конфликта нельзя сводить только к событиям августа года.

Как отмечается в докладе Международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года:

a) Массовое предоставление российского гражданства и раздача российских паспортов на грузинской территории, включая отколовшиеся провинции, без согласия правительства Грузии шла вразрез с принципами добрососедства, являлась откровенным вызовом суверенитету Грузии и вмешательством в ее внутренние дела.

b) Также следует принять во внимание предшествовавшие обстоятельства: годы провокаций, взаимных обвинений, военного и политического давления и актов насилия как в зоне конфликта, так и вне ее, как и нарастание напряженности в последние месяцы и недели перед началом войны.

c) Нельзя забывать как о давлении великой державы Нельзя забывать как о давлении великой державы на маленького непокорного соседа, так и о склонности этого маленького соседа реагировать чересчур бурно и действовать в критический момент, рне думая о последствиях, хотя это можно объяснить страхом потерять существенную часть своей территории в результате ползучей аннексии.

3. Границы конфликта.

Конфликтные действия сторон носили вооруженный характер, боевые действия происходили непосредственно на территории непризнанной на тот момент республики Южной Осетии, а также на территории Грузии за пределами Южной Осетии и Абхазии. В частности, был оккупирован г. Гори и прилегающие к нему районы, а также нанесены авиаудары ВВС РФ по военным объектам Грузии в городах Рустави, Болниси, Кутаиси, российскими войсками были заняты территории грузинского Причерноморья в районе городов Поти, Сухуми, Хоби.

Если говорить о политическом конфликте, то он затрагивает Российскую Федерацию, Республику Грузия, Европейский Союз, где проходили переговоры по урегулированию конфликта и осуществлялись договоренности.

Временные рамки определяются началом открытой агрессии Грузии в отношении Южной Осетии (ночь с 07.08 на 08.08. 2008 г.) и переходом в стадию урегулирования с 12 августа, когда Россия и Франция согласовали шесть принципов урегулирования конфликта в Грузии (План Медведева-Саркози), затем документ 14 августа 2008 г. подписали лидеры непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия, 15 августа – М. Саакашвили, 16 августа – Д. Медведев. Военные действия были прекращены, но конфликт снова перешел в латентную стадию из-за признания РФ республик Южная Осетия и Абхазия независимыми, что не сделала ни одна европейская страна, ни США, ни другие сильные игроки на мировой арене.

Данный конфликт является международным.

4. Стороны конфликта.

Фактически война велась между российскими вооруженными силами и силами грузинской армии при поддержке США. Каждая из сторон стремилась к реализации своих целей. Так, своими действиями Грузия стремилась вернуть Южную Осетию в состав своей территории, тем самым стать территориально единым государством, ускорить свое вступление в НАТО, а также отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе. Южная Осетия, в свою очередь, требовала признать себя независимым и суверенным государством. Россия стремилась защитить свои традиционные интересы на территории постсоветского пространства, сохранить стабильность в регионе, защитить граждан России, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии. Если говорить о целях США, то они носили преимущественно геополитический характер. Среди этих причин: расширение экономического и политического влияния в Закавказье и всей Средней Азии, борьба за энергоресурсы, изолирование территории Закавказья от влияния России.

Также нужно обозначить роль Евросоюза и прежде всего Франции в участии по урегулированию конфликта, что подчеркивало престиж данного государства.

5. Социальный фон конфликта.

Конфликт является международным, так как помимо основных участников конфликта, России и Грузии, в конфликт так же вовлечены страны Европейского Союза и Соединенные Штаты Америки. Европейский Союз и США, конечно же, нельзя назвать прямыми актором конфликта. По сообщениям в СМИ, военные инструкторы из США готовили солдат грузинской армии, во время проведения совместных боевых учений США-Грузия отрабатывался (по словам военного обозревателя Заура Алборова) план нападения на Южную Осетию, также США и ЕС после окончания конфликта предоставили Грузии финансовую помощь по восстановлению инфраструктуры. Франция (на тот момент страна-председатель Евросоюза) выступила посредником в решении конфликта (План Саркози-Медведева).

Так же следует учесть, что конфликт в Южной Осетии является монополярным, так как Россия является доминантным игроком. Но наблюдая раскол в политической элите Грузии и заявления Евросоюза с США, можно выделить три центра концентрации ресурсов, три политические силы. Таким образом, конфликт в Юной Осетии представляет собой своеобразный конфликт в конфликте, уровнем ниже у которого проявляется триполярность.

6. Конфликтная ситуация.

Конфликт в Южной Осетии начал набирать обороты в конце июля – начале августа 2008 года, регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени и интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта. Начиная с 1 августа, по инициативе премьер-министра Южной Осетии Юрия Морозова производилась эвакуация жителей Цхинвала.

Инцидент произошел в ночь с седьмого на восьмое августа 2008 г. Тогда к границам непризнанной уже республики были стянуты российские и грузинские войска, грузинской стороной начался обстрел города Цхинвали из орудий типа «Град», а около 03.30 (мск) начался штурм города с применением танков. Первое российское боевое, 1-ый батальон 135 полка подразделение прошло через Рокский тоннель по одним сообщениям в 1.40, по другим – в 14.30. Президент России Дмитрий Медведев заявил об операции «принуждении Грузии к миру», целью которой являлась стабилизация ситуации в регионе, защита граждан России и российских миротворцев.

7. Конфликтное сознание.

Эскалации вооруженного конфликта в Южной Осетии способствовало также то, что конфликт оказался выгоден всем: Михаилу Саакашвили, который в глазах всего мира выглядит жертвой российской агрессии; республиканскому руководству США, показавшему всему миру «настоящее лицо России», самой России, продемонстрировавшей свое превосходство в «маленькой победоносной войне» над «американской» грузинской армией и надеющейся, что теперь Грузия не скоро вступит в НАТО, укрепление влияния в Кавказском регионе. Также для России очевидны внутриполитические выгоды: война привела к очередному, но самому сильному патриотическому подъему за последнее время. Нельзя забывать и об интересах лобби ВПК разных стран, которые вооружали Грузию; в России после конфликта было принято решение о направлении более 500 млрд. долл. США на модернизацию армии.

Каждая из сторон вела активную информационную кампанию, целью которой являлось оправдание своих действий перед лицом мировой общественности и собственными гражданами.

8. Конфликтное поведение.

Конфликт начался с военной операции грузинского руководства под предлогом «наведения конституционного порядка» в «сепаратистских территориях». К границе Южной Осетии были стянуты войска, в ночь с 7.08 на 08.08. 2008 г. начался обстрел Цхинвали, затем его штурм. Россия приняла решения о вводе войск на территорию конфликта для защиты граждан России и «принуждении Грузии к миру», также ВМС РФ была установлена «морская зона безопасности» вблизи берегов Республики Грузия. Одновременно начали действовать дипломаты, в 16.30. (мск) 8 августа Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин направил ноту во все представительства стран — членов НАТО в Брюсселе с предостережением от дальнейшей поддержки Саакашвили. 9 августа в 00.50. Российский представитель при ООН Виталий Чуркин обвинил ряд членов Совбеза в попустительстве Грузии. Аналогичные меры предпринимал МИД Грузии.

8 августа происходили прямые вооруженные столкновения между российскими и южноосетинскими войсками и грузинской армией. 9 августа в 11.30 в Цхинвал прибыли подразделения 76-й Псковской дивизии ВДВ, город был полностью освобожден от грузинских войск. Российские ВВС произвели обстрел военных объектов на территории Грузии, выходящей за пределы Южной Осетии и Абхазии, 11 августа, по сообщениям грузинской стороны, российские войска приблизились к городу Гори.

Следует отметить заявление госсекретаря США Кондолизы Райс, сделанное 9 августа, в котором она призвала Россию соблюдать территориальную целостной Грузии. 10 августа Евросоюз призвал Грузию и Россию прекратить боевые действия в Южной Осетии.

12 августа Дмитрий Медведев принял решение прекратить операцию по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии, дав указание российским военным при возникновении очагов насилия в зоне конфликта в Южной Осетии уничтожать сопротивляющихся. После этого во время визита в Москву председателя ЕС президента Франции Н. Саркози в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева — Саркози):


  1. Отказ от использования силы.

  2. Окончательное прекращение всех военных действий.

  3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.

  4. Возвращение Вооружённых сил Грузии в места их постоянной дислокации.

  5. Вывод Вооружённых сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий.

  6. Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

После этого президент Н. Саркози посетил Тбилиси, где провёл встречу с президентом Грузии М. Саакашвили. 13 августа Грузия приняла требования плана, исключив из него пункт номер шесть. Д. Медведев согласился исключить данный пункт.

16 августа президент России Д. А. Медведев поставил подпись под планом мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии М. Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

9. Динамика конфликта.

9.1. Предконфликтная ситуация.

Конфликт обострился в июле-августе, когда регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени и интенсивности. Усилению напряженности также способствовали военные учения, которые в данном регионе проводила каждая из сторон. Россия провела масштабные учения «Кавказ-2008», а Грузия провела совместно с США в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» военные учения «Немедленный ответ». Также на протяжении нескольких лет активно шел процесс милитаризации Грузии.

9.2. Инцидент.

Инцидент произошел в ночь с седьмого на восьмое августа 2008 года, когда Грузинские войска начали обстрел города Цхинвали из установок типа «Град», российская сторона заявила об операции по принуждении Грузии к миру.

9.3. Эскалация конфликта.

В результате инцидента в течении пяти дней на территории Южной Осетии и Абхазии, а также за пределами территории отколовшихся провинций Грузии происходили военные столкновения между российской и южноосетинской армиями, с одной стороны, с грузинскими вооруженными силами. В результате Цхинвал и прилегающие территории были освобождены от грузинских войск, произведен удар ВВС РФ по военным объектам Грузии, ВМС Черноморского флота РФ была установлена «зона безопасности» вблизи территориальных вод Грузии.

9.4. Деэскалация и разрешение конфликта.

14 августа всеми сторонами конфликта при посредничестве Франции был подписан план урегулирования конфликта, что окончательно обозначило завершение военных действий.

9.5. Постконфликтная стадия.

Война в Южной Осетии имеет хоть и не очень большие, но ощутимые экономические последствия. Развязав войну, Грузия сама себе вырыла «экономическую яму», США и ЕС приняли решение о выделении денежных средств Грузии для восстановления ее инфраструктуры. Также обе стороны понесли потери в вооружении, а также людские потери (согласно докладу Международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года они составили 165 человек).

Российская Федерация признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии, усилила свое влияние в регионе, но понесла серьезные статусные потери во внешней политике. Конфликт сделал Грузию в глазах мировой общественности «жертвой агрессивной России», чему также способствовала информационная война.

Конфликт перешел в латентную стадию, так как Грузия вряд ли согласилась с фактическим аннексированием части своей территории.

Конфликт обнажил проблемы в российских вооруженных силах, в следствие чего было принято решение о модернизации армии.

10. Тип конфликта.

В рамках системы, в которой конфликт развивается, конфликт в Южной Осетии является международным, так как происходит столкновение интересов группы государств.

В соответствии с тем, в какой области конфликт развивается, то он является военным. При этом идет борьба интересов политических элит государств – участников конфликта, каждое государство преследует определенные цели.

На основании типологии К. Маркса по интенсивности и характеру взаимодействия, конфликт является неантагонистическим, так как стороны пришли к согласию путем соглашения о перемирии. Также можно сказать, что конфликт носит характер борьбы за вытеснения политического противника, его подавление.

Исходя из типологии К. Дойча на основе истинности или ложности интересов, за которые борются в конфликте, он является подлинным.

Список источников и литературы:
1. Доклад Комиссии ЕС: войну начала Грузия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2009/09/090930_eu_georgia_report.shtml

2. Козырев Г. И. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 432 с.

3. Очень выгодная война //Журнал «Коммерсантъ Власть», №33 (787), 25.08.2008. [Электронный ресурс]. URL: http://kommersant.ru/doc/1015752

4. Перевозкина М. Это не кофликт, это – война // Новая газета, 08.08.08. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/politics/2008-08-08/1_war.html

5. Хроника вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. Справка. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/osetia_spravki/20090804/179738601.html

perviydoc.ru

Военное дело — Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война — вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой.

Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта начала резко обостряться с конца июля — начала августа. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку захвата Южной Осетии. Днём 8 августа президент России объявил о начале операции по принуждению к миру в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооружёнными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из Кодорского ущелья в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии.

Боевые действия продолжались до 12 августа. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта. Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Затормозился процесс вступления Грузии в НАТО.

Карта региона Осетии, Грузии, России и Абхазии

Основные события

Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налёты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, что, однако, реально сделано не было.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года (в 0:06) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.

8 августа 2008 года (в 14:59) к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились.

С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»).

Предыстория конфликта

Территории по обе стороны Кавказского хребта, населённые осетинами, вошли в состав Российской империи в конце XVIII — начале XIX вв. Территория современной Южной Осетии вошла в состав Российской империи вместе со всей Грузией, как часть её территории. Бо́льшая часть современной Южной Осетии входила в состав Грузино-Имеретинской губернии, а с 28 февраля 1847 года — в состав вновь образованной Тифлисской губернии. Северная Осетия была частью Ставропольской губернии, а затем — Терской области.

При советской власти разделение осетинского народа на разные административные единицы сохранилось. 20 апреля 1922 года декретом № 2 Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Совета Народных Комиссаров (СНК) ССР Грузии была образована «автономная область Юго-Осетии» как составная часть Грузинской ССР с центром в городе Цхинвал. В автономную область были включены части территорий Горийского и Душетского уездов бывшей Тифлисской губернии и Рачинского и Шоропанского уездов Кутаисской губернии. Северная Осетия с 20 января 1921 была в составе Горской АССР, с 7 июля 1924 вошла как Северо-Осетинская АССР в состав РСФСР.

Истоки современного грузино-осетинского конфликта лежат в событиях конца 1980-х годов, когда активизация грузинского национального движения за независимость от союзного центра (при одновременном отказе малым народам Грузии в праве на автономию) и радикальные действия его руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа) на фоне слабости центрального руководства СССР привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами (в первую очередь, абхазами и осетинами, имевшими собственные автономные образования и уже тогда выдвигавшими требования повышения их статуса — и, в конечном счёте, самостоятельности).

1989—1992 годы

В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год — объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по шести административным районам Грузии.

В 1990 году закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», предоставил право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР». Исполком народных депутатов Южной Осетии воспользовался предоставленным правом, и, когда 9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе.

Политическая борьба быстро переросла в вооружённые столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий, в ходе которых безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс. 

19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение.

Весной 1992 года, после некоторого затишья, вызванного государственным переворотом и гражданской войной в Грузии, военные действия в Южной Осетии возобновились. Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии.

14 июля 1992 года был прекращён огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского.

В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

1992—2007 годы

Абхазия и «Верхняя Абхазия». Заштрихованная территория («Верхняя Абхазия») с 2006 по 2008 контролировалась грузинскими войсками

После 1992 года Южная Осетия была де-факто независимым государством, обладала собственной конституцией (принята в 1993 году) и государственной символикой. Власти Грузии по-прежнему рассматривали её как административную единицу Цхинвальский регион, но активных действий по установлению контроля над ней не предпринималось.

В 1990-е годы активно шёл процесс принятия российского гражданства населением Южной Осетии. 1 июля 2002 года в России был введён новый закон о гражданстве. Этот закон закрывал возможность бывшим гражданам СССР получать российское гражданство в крайне упрощённом порядке. В связи с этим, Конгресс русских общин Абхазии в июне 2002 года инициировал акцию по массовому получению российских паспортов жителями страны. С этой целью, по сведениям издания «Время новостей», в Сочи специально командировали сотрудников российских МВД и МИДа и был открыт специальный штаб, который занимался оформлением российского гражданства для жителей Абхазии. Это привело к тому, что в июне российское гражданство получали до 8 тыс. абхазцев в сутки. По завершении акции российское гражданство имели примерно 220 из 320 тыс. жителей Абхазии. К концу июля 2002 года количество российских граждан в Южной Осетии превышало 60 % населения, к 2006 году — 80 % населения. В 2006 году заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявлял, что Россия намерена способствовать усилению конфронтации в Южной Осетии. Предоставление населению Южной Осетии российского гражданства заместитель министра назвал «аннексией грузинских территорий». Представитель МИД России заявил, что принятие российского гражданства населением Южной Осетии происходит в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны.

5 декабря 2000 года по инициативе российской стороны был введён визовый режим между Россией и Грузией, создавший трудности для граждан Грузии, 500 тыс. которых в то время работало в России. В то же время был оставлен безвизовый режим для жителей Абхазии и Южной Осетии, что вызвало протесты Грузии. 1 марта 2001 года были отменены льготы, предусматривавшие безвизовый проезд для грузинских дипломатических представителей и жителей приграничной полосы.

Очередное усиление напряжённости в зоне конфликта совпадает с приходом к власти Михаила Саакашвили, объявившего курс на восстановление территориальной целостности Грузии. В августе 2004 года дело дошло до кровопролитных столкновений, в ходе которых грузинские войска безуспешно пытались установить контроль над стратегическими высотами вокруг Цхинвали, но, потеряв несколько десятков человек, были отведены.

В феврале 2006 года грузинские власти заявили о необходимости наличия виз у российских миротворцев в зонах межэтнических конфликтов, эти заявления сопровождались частыми задержаниями военнослужащих миротворческого контингента по причине отсутствия виз. Российская сторона не признала законность грузинских требований. 15 февраля 2006 года парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворческого контингента в Южной Осетии признавалась неудовлетворительной и высказывалось желание перейти на «новый формат миротворческой миссии».

1 мая 2006 года министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили заявил, что намерен встретить Новый 2007 год в столице Южной Осетии. Окруашвили обещал уйти в отставку, если этого не произойдёт.

В мае 2006 года грузинские власти объявили «уголовными преступниками» российских миротворцев, прибывших в Южную Осетию в рамках проводившейся ротации, по причине нарушения визового и пограничного режима, которое имело место быть с точки зрения властей Грузии. Южноосетинские власти в ответ на претензии Грузии пригрозили ввести визы для грузинских граждан включая миротворцев. Ситуация обострилась 18 июля, когда парламент Грузии потребовал вывести либо «легализовать» миротворцев.

20 июля 2006 года министр обороны России Сергей Иванов пообещал помочь Абхазии и Южной Осетии в случае грузинской агрессии.

12 ноября 2006 года в Южной Осетии были одновременно проведены двое парламентских выборов и референдум о независимости. Одни выборы и референдум были проведены на территории, контролируемой властями Южной Осетии (здесь победил Эдуард Кокойты, и большинство участников референдума высказалось за независимость). Другие выборы были проведены на территории, контролируемой грузинскими властями, и среди беженцев из Осетии, находящихся на территории собственно Грузии (здесь победил Дмитрий Санакоев). Обе стороны признали проведённые ими выборы демократичными и отражающими волю народа, а другие — фальсифицированными. Оба победителя принесли присягу народу Южной Осетии, претендовали на власть на всей территории Южной Осетии и обвиняли друг друга в коллаборационизме (с Россией и Грузией, соответственно).

В том же году Грузия ввела свои войска в Кодорское ущелье, несмотря на протесты Абхазии, после чего контингент российских миротворцев в нижней части ущелья был усилен.

Карта Южной Осетии

voinanet.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *