Содержание

Як-130 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Учебно-тренировочный самолет Як-130 стал второй машиной (по времени его первого взлета, после МиГ-AT), выигравшей конкурс, проходивший по заданию ВВС РФ. Як-130 — не просто самолет, а целая система, учебно-тренировочный комплекс (УТК) повышенной подготовки, начиная с первоначального обучения, применительно к овладению выпускниками летных училищ самолетами 4-го и 5-го поколения истребительной, истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации.

Як-130 — видео

Интерес к проекту проявила одна из старейших итальянских авиационных фирм — «Аэрмаки», которая имеет огромный опыт в создании, продаже и сопровождающей эксплуатации двух поколений учебно-тренировочных самолетов МВ-326 и МВ-329. ах взлета и посадки, что является довольно частой курсантской ошибкой. Совершенная аэродинамика сочетается с применением полностью дистанционной, по трем каналам четырехкратно резервируемой системы управления полетом с ограничением опасных режимов, которая не позволяет выходить за пределы разрешенных параметров полета.

Принципиально новым для УТС является предварительная репрограммированность характеристик устойчивости и управляемости — можно имитировать поведение более тяжелой машины (например, штурмовика) или легкого высокоманевренного истребителя.

Двухместная кабина летчиков Як-130 достаточно просторна, в ней установлены облегченные катапультные кресла с аппаратурой предупреждения о резерве времени для пилотов. Катапультирование возможно на нулевых высоте и скорости. Осуществляется оно, как на самолете вертикального взлета и посадки Як-141 (где и опробовано), через фонарь.
Силовая установка состоит из двух двигателей РД-35 и является модификацией серийно выпускаемого двигателя ДВ-2, разработанного по заказу российских ВВС запорожским КБ «Прогресс» и переданного для производства в Словению. В государственных интересах вернуть этот двигатель в Россию, для чего к работе по его дальнейшей модификации и производству привлечено КБ им. В.Я. Климова.

Первый полет самолета состоялся 25 апреля 1996 г. после контрольной скоростной пробежки, совершенной с защитными сетками на воздухозаборниках, пилотировал машину летчик-испытатель А. Синицын. Полет продолжался 32 минуты при достигнутой скорости 350 км/ч и высоте полета 2000 м с имитацией захода на посадку, с выпуском тормозного щитка, а также проходом на высоте 200 м над аэродромом.

Тактико-технические характеристики Як-130

— Главный конструктор: К. Ф. Попович
— Первый полёт: 25 апреля 1996 года
— Годы производства: с 2009 года
— Единиц произведено: более 130 (на 2017 год)

Стоимость Як-130

~ $15 млн (экспорт), $7.5 млн (для ВВС РФ)

Экипаж Як-130

— 1 или 2 человека

Размеры Як-130

— Длина: 11,493 м
— Размах крыла: 9,84 м
— Высота: 4,643 м

Вес Як-130

— Масса пустого: 4600 кг
— Нормальная взлётная масса: 7700 кг
— Максимальная взлётная масса: 10 290 кг[64]
— Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
— Тяга: 2 × 2500 кгс
— Тяговооружённость: 0,8

Скорость Як-130

— Максимальная скорость: 1050 км/ч
— Скорость сваливания: 160—180 км/ч

Практический потолок Як-130

— 12 500 м (ограничение по кислородной системе)

Скорость взлета Як-130

— 4 мин. 49 сек. — 12500 м
— Длина разбега: 510—940 м
— Длина пробега: 610—880 м

Вооружение Як-130

— Боевая нагрузка: 3000 кг
— Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точки подвески).
— Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, — неуправляемые ракеты С-25ОФМ, — 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).
— Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).

Фото Як-130

Кабина Як-130

Взлет Як-130

Як-130 | АвиаПорт.Ru

репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости.

ОБОРУДОВАНИЕ.
Система управления полетом электродистанционная с возможностью репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя. Установлены ИЛС, радионавигационная система, радиовысотомер, приемник спутниковой навигационной системы. Система управления двигателями цифровая.
Основной отличительной особенностью оборудования является развитая система объективного контроля как бортовых систем, так и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук летчиков, их глаз, внутри- и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно идет запись информации об индикации на ИЛС.
Установлены катапультные кресла К-36-3,5. Приборные доски инструктора и курсанта должны быть оснащены тремя многофункциональными экранными индикаторами (размер экрана 6*8 дюймов). В кабине курсанта установлен ИЛС. Возможно использование нашлемной системы визуализации и индикации.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Самолет нормальной аэродинамической схемы с крыльевыми наплывами и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.

ВООРУЖЕНИЕ.
На боевых модификациях на семи внешних узлах подвешиваются пушечные установки, УР, корректируемые и обычные бомбы.
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего маневренного боя Р-73, Р-60 — 2-4 шт;
Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт;
бомбы и РБК калибра до 500 кг — 2-4 шт;

Пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт;
Подфюзеляжный пушечный контейнер НСПУ-130 с пушкой ГШ-23Л калибра 23мм и боекомплектом 110 снарядов — 1 шт.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.
Интегральный коэффициент учебной эффективности в 1,54 раза превосходит существующие УТС (Alpha-Jet, МВ-339С/D, Hawk-6О) (оценка ЦНИИ 30).
Большой диапазон эксплуатационных углов атаки (проектный до 35, фактически достигнутый 42, тогда как ни один из существующих сегодня УТС нс выходит на углы атаки более 18, а у современных истребителей МиГ-29 максимальный угол до 24, у Су-27 до 26) в сочетании с высокой тяговооруженностью (0,73) позволяет выполнять установившиеся и неустановившиеся маневры, свойственные истребителям четвертого и пятого поколений.
репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости (подтверждено летными испытаниями).

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
В стадии летных испытаний. Идет подготовка к серийному производству на нижегородском заводе «Сокол».

СТОИМОСТЬ.
Стоимость УТС составит не более $10 млн. в зависимости от комплектации. Потенциальная стоимость программы Як-130 составляет 140-200 млн. долл.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Як-130 входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры разработки Пензенского КБ моделирования (ПКБМ), а также самолет Як-54 для начальной подготовки.
Принципиальной особенностью УТК является единое информационное и математическое обеспечение, способствующее не только скорейшему освоению самолета, но и формированию творческого тактического мышления курсанта, способности безошибочно ориентироваться в быстротечном воздушном бою или сложной навигационной и метеорологической обстановке.


Самолет предназначен для замены в ВВС стран СНГ около 1000 устаревших УТС L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства, которые должны быть сняты с эксплуатации к 2010 г. В конкурсе на новый УТС участвует также ОКБ им. А. И. Микояна.
26 апреля 1996 года шеф-пилот фирмы Андрей Синицын впервые поднял самолет в воздух со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В ходе первого 32-минутного полета достигнута скорость 350 км/ч на высоте 2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с последующим разворотом на предпосадочную «коробочку».
В последующих испытаниях были подтверждены заявленые ЛТХ и ВПХ, показана возможность управляемого полета до углов атаки 42 градуса.
Выполнено 300 испытательных полетов, в том числе программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ.
Самолет Як-130 принимал участие в авиасалонах в ЛеБурже (1997, 1999 гг.), Жуковском (МАКС-99).

РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. А. С. Яковлева.

Мониторинг:

07.06.2016 Корпорация «Иркут» увеличивает поставки учебно-боевых самолетов Як-130 на экспорт

Рамблер новости: Корпорация «Иркут» успешно выполнила контракт на поставку учебно-боевых самолето…

25.05.2016 Новый региональный самолет может получить двигатель от учебно-боевого Як-130

Телеканал «Звезда»: На новый региональный самолет может быть установлен двигатель АИ-222-25 для учеб…

25.05.2016 Самолет Як-130 и вертолет «Ансат» поучатсвуют в летной программе KADEX-2016 в Астане

Газета.Ru: Российский учебно-боевой самолет Як-130, транспортно-боевой вертолет Ми-35М и ле…

18.05.2016 Авиапоказ Як-130 пройдет в Камышине к столетию летчика Маресьева

ТАСС: Акция по набору контрактников в армию и авиашоу пройдут в городе Камышин Волгогр…

26.04.2016 ЦАМТО: прорыв Як-130 на рынок Мьянмы доказал его высочайшие характеристики

РИА «Новости»: Заключение контракта на поставку Мьянме российских учебно-боевых самолетов Як-13…

  • все материалы (2595)

Як-130: этот реактивный самолет старой России имеет все вооружение, чтобы сокрушить любую армию .

История: 

Как и многие военные проекты, пережившие развал Советского Союза, Як-130 имеет мучительную и извилистую историю разработки. В 1980-х годах советское правительство объявило конкурс на закупку устаревшего парка самолетов Czech Aero L-29.и учебно-тренировочные Л-39. Из пяти производителей, первоначально представивших свои проекты, к 1991 году остались только МиГ-АТ Микояна и Як-УТС Яковлева. Яковлев завершил разработку своего концептуального демонстратора в 1993 году, но проект застопорился из-за отсутствия финансирования после распада Советского Союза. . Чтобы спасти свой проект ОТС в условиях отсутствия государственного финансирования, Яковлев прибег к нестандартному решению: поиску иностранных инвесторов. Была заключена сделка с итальянским авиапроизводителем Aermacchi, и, когда деньги и техника снова потекли, демонстратор концепции Як-130Д наконец совершил свой первый полет с аэродрома Громов в 1919 году.96.

Множество административных разногласий привело к тому, что пути Яковлева и Аэрмакки разошлись несколько лет спустя. Последний разработал свой собственный истребитель M-346 Master, который до сих пор находится на вооружении в нескольких странах, включая Италию, Израиль и Польшу. Яковлев выиграл первоначальный тендер 1980-х годов, и доработанный Як-130 поступил в серийное производство, чтобы стать новым учебно-тренировочным самолетом ВВС России.

Серийный Як-130 — двухместный, легкий учебно-тренировочный самолет стандартной конструкции со стреловидным крылом, откидными фонарями и конструкцией из легкого сплава. Обладая более коротким фюзеляжем и менее агрессивно закругленной носовой частью, чем у Як-130Д, Як-130 предназначен для поддержания устойчивого полета на углах атаки до 35 градусов. Впечатляющая тяговооруженность 0,7 обеспечивает высокую скороподъемность (RoC) и открывает возможность взлета в субоптимальных условиях.

Обновления: 

В отличие от многих других истребителей, появившихся в конце советской эпохи, Як-130 предлагает надежную авионику, которая включает в себя систему дистанционного управления, нашлемный дисплей, двойной GPS/ Совместимость с ГЛОНАСС для расширенной навигации и наведения, а также модуль перепрограммирования для изменения характеристик управляемости и устойчивости в пределах определенных параметров. Это учебно-тренировочный самолет, истребитель поставляется с режимами боевой симуляции. Благодаря такому мощному сочетанию рациональных принципов аэродинамического дизайна и бортовой электроники Як-130 способен уступать по производительности истребителям 4-го и 4-го поколения, таким как МиГ-29.и западные аналоги, такие как Boeing F/A-18E-F Super Hornet.

9 узлов подвески Як-130 поддерживают российские рабочие лошадки Р-73 «Лучник» класса «воздух-воздух» и ракеты Х-25 МЛ с лазерным наведением, а также управляемую авиабомбу КАБ-500Кр. Философия нейтральной конструкции Як-130 распространяется и на его вооружение, которое, как сообщается, обеспечивает совместимость с оружием западного производства, таким как AIM-9L Sidewinder и AGM-65 Maverick.

Несмотря на то, что Як-130 проектировался и производился как специализированный учебно-тренировочный истребитель, Яковлев позиционировал Як-130 как универсальный легкий штурмовик, способный выполнять ударные задачи и действовать с авианосцев. Предложенный вариант штурмовика Як-130 даже попал в шорт-лист на роль нового российского истребителя непосредственной авиационной поддержки (CAS), но позже от него отказались в пользу усовершенствованной модификации Су-25.

Универсальность и экономичность Як-130 сделали его экспортным хитом на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Десятки заказов поступили из Мьянмы, Беларуси, Алжира и Бангладеш.

В конце прошлого года на авиасалоне в Дубае в 2019 году стало известно, что российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) работает над пакетом модернизации Як-130, чтобы превратить его «в основном в боевой самолет», который по-прежнему может выполнять функции учебно-тренировочного самолета.

Марк Эпископос — новый репортер National Interest по национальной безопасности.

Этот крошечный русский самолет имеет невероятное количество оружия | Война скучна | War Is Boring

by THOMAS NEWDICK

В мире российских реактивных истребителей лучшие московские реактивные истребители, такие как Flanker и Сухой Т-50 пятого поколения, как правило, приковывают к себе внимание большинства заголовков.

А вот Яковлев Як-130, сравнительно негламурный двухместный учебно-тренировочный самолет, потихоньку приковывает взгляды… потому что он явно больше , чем просто учебно-тренировочный. Двухмоторный реактивный самолет, получивший от западной разведки прозвище «Рукавица», теперь демонстрирует свою репутацию настоящего многоцелевого истребителя.

Когда военно-воздушные силы хотят максимизировать свой боевой потенциал, учебно-тренировочный самолет, даже с реактивным двигателем, может быть не самым очевидным выбором.

Но сегодняшние многоцелевые учебно-боевые самолеты представляют собой жизнеспособную и сравнительно недорогую альтернативу обычным истребителям — даже тем, которые родом из-за бывшего железного занавеса.

Как и многие постсоветские военные проекты, Як-130 попал в руки летчиков не сразу. Но теперь самолет поступил в летные училища ВВС России.

Далее Кремль начал поставки в Белоруссию, близкого военного союзника Москвы. Ранее Кремль поставил Як-130 в Алжир, еще один постоянный покупатель боевых самолетов российского производства.

Вверху — Як-130 с ракетами класса «воздух-воздух», ракетными блоками и подвесным топливным баком. Вверху — Як-130 выпускает ловушки из законцовок крыла. Иркут фото

Як-130 имеет по три точки подвески под каждым крылом. Это означает, что он может нести до трех тонн ракет класса «воздух-воздух», ракет «воздух-поверхность», высокоточных бомб, свободнопадающих бомб, реактивных снарядов, артиллерийских блоков и внешних топливных баков.

Еще две станции на законцовках крыльев могут нести ракеты класса «воздух-воздух» или ложные пусковые установки для имитации вражеских ракет с тепловым наведением. Это совсем не так. Под днищем самолет может нести мощную 23-миллиметровую пушку.

Последние фотографии показывают следующий этап становления Як-130 до боевого самолета. На фотографиях Як с последней российской военной опознавательной маркировкой имеет характерную «выпуклость» перед кабиной. Здесь могли разместиться лазерный дальномер ЛД-130 и телекамера для идентификации целей и повышения точности оружия.

Эти пять советских супероружий оказались катастрофическими

Неудивительно, что большинство из них остались на чертежной доске

warisboring.com наступательные миссии.

Полностью вооруженный и заправленный Як-130 весит 22 700 фунтов. Это чуть больше половины веса полностью загруженного F-16 Fighting Falcon, основного многоцелевого истребителя ВВС США и многих их союзников.

Повесьте на Як-130 две 500-фунтовые бомбы, артиллерийскую установку и пару топливных баков, и он будет иметь максимальный радиус действия 367 морских миль. Это довольно прилично по сравнению с F-16, который будет нести две 2000-фунтовые бомбы, две ракеты AIM-9 Sidewinder и пару внешних топливных баков в радиусе 740 морских миль.

Дозвуковой Як-130 принадлежит к классу самолетов, известных как учебно-тренировочные истребители — или ЛИФТЫ. В современных военно-воздушных силах LIFT позволяют студентам-пилотам ознакомиться с передовыми технологиями, с которыми они столкнутся, оказавшись в кабине передового истребителя.

Со своей стороны, ВВС США в настоящее время планируют закупить 350 экземпляров нового LIFT для замены безнадежно устаревших учебно-боевых самолетов T-38 Talon. ВВС называют многомиллиардную программу T-X.

Як-130 с крылатыми ракетами класса «воздух-воздух», блоками неуправляемых ракет и топливными баками. Иркут фото

Но, помимо роли ПОДЪЕМНИКА, учебные реактивные самолеты, такие как Як-130, могут выполнять и настоящие боевые задачи.

Для небольших военно-воздушных сил, таких как Беларусь, Як-130 является недорогим средством выполнения миссий, для которых в противном случае потребовался бы дорогой многоцелевой истребитель. После вывода из эксплуатации своих истребителей Су-27 по соображениям экономии и утилизации своих ударных самолетов Су-24 Беларусь остро нуждалась в укреплении своего боевого воздушного флота.

Небольшой и маневренный, но способный нанести удар, Як-130 также полезен в борьбе с повстанцами и в асимметричной войне.

После войны во Вьетнаме учебные реактивные самолеты нашли применение в операциях по борьбе с повстанцами. Алжир очень заинтересован в операциях по борьбе с повстанцами, потому что страна ведет длительную кампанию против исламских экстремистов.

Як-130 ВВС Алжира дополняют более тяжелые самолеты Сухого и используются вместе с модернизированными боевыми вертолетами Ми-24.

Российский производитель Яковлев — когда-то выдающийся конструктор истребителей страны — разработал Як-130. Корпорация «Иркут» выкупила Яковлев в 2008 году и перенесла производство на Дальний Восток России.

Работа над новым учебно-тренировочным самолетом для ВВС России — тогда ВВС СССР — началась в 1990 году, и к середине этого десятилетия Як-130 конкурировал с гораздо более традиционным МиГ-АТ Микояна. Прототип Як-130 начал летные испытания в апреле 1996 года, но только в 2002 году Кремль окончательно выбрал учебно-тренировочный самолет вместо МиГа.

В течение первого десятилетия нового века в России было изготовлено четыре прототипа Як-130.

В 2005 году ВВС России разместили свой первый заказ на 12 самолетов и начали получать самолеты в начале 2010 года. В следующем году ВВС подписали еще один заказ на 55 самолетов.

С тех пор производители поставили все самолеты, находящиеся на вооружении учебных частей на двух аэродромах. Яковлев также поставляет еще десяток самолетов в «урезанной» конфигурации для воздушной демонстрационной группы.

Следующим заказчиком может стать ВМФ России, который будет использовать Як-130 для подготовки пилотов авианосного крыла на недавно построенном береговом учебном комплексе. Будущее Як-130 в России выглядит радужным — министерство обороны хочет получить еще не менее 150 экземпляров до 2020 года. Украинская компания Прогресс. Украина запретила военное сотрудничество с Кремлем после вторжения России в Крым в феврале 2014 г.

Неясно, повлияет ли это на производительность двигателя.

Два Як-130 вместе со своим старшим братом Су-30М на конвейере завода «Иркут». «Иркут» фото

Но «Иркут» активно обхаживал зарубежных заказчиков.

Первым из них был Алжир. Перспективные продажи истребителей между двумя странами в 2000-е годы пережили бурный период — потому что Москва обещала гораздо более новые истребители, чем , а на самом деле поставлено . Но «Яки» оказались куда более удачной покупкой.

Первый из 16 самолетов прибыл в Алжир в конце 2011 года. Как и алжирские Су-30МКА, миниатюрные Як-130 оснащены приборной панелью западного образца.

Скоро на шоссе рядом с Россией — A-10 Warthogs

ВВС США отрабатывают рассредоточение самолетов

warisboring.com

Заявка на продажу тренажера Ливии провалилась после того, как в этой стране разразилась гражданская война, и еще одна война убила запланированную продажу в Сирию. Однако, поскольку отношения между Москвой и Западом продолжали ухудшаться, Кремль заявил, что сирийская передача может возобновиться.

Беларусь закупила четыре Як-130 в конце 2012 года, а поставки начались в апреле 2015 года. «Иркут» надеется, что следующей «Рукавицу» получит Бангладеш, а поставки запланированных 16 самолетов должны начаться в следующем году.

У Бангладеш нет недостатка в учебно-тренировочных самолетах, а Як-130 мог бы выполнять роль по борьбе с повстанцами — или , по крайней мере, выполнять двойную роль.

У большинства других стран, которые рассматривали Як-130, есть требования к борьбе с повстанцами или другие легкие боевые задачи, помимо любой учебной роли. Эти страны включают Армению, Азербайджан, Казахстан, Монголию, Мьянму, Никарагуа, Уругвай и Вьетнам.

Як-130 — проверенный передовой учебно-тренировочный истребитель с боевыми возможностями, который также может использоваться в войне против повстанцев, в которой ВВС США участвовали в боевых действиях в Афганистане, Ираке и Сирии.

Ни за что, черт возьми, США никогда не купят Як-130 для своих требований T-X. Но ВВС могут просто получить следующую лучшую вещь.

M-346 Master итальянского производства — это Як-130 под другим названием. Он очень похож на российского тренера благодаря договору о сотрудничестве, заключенному между Яковлевым и итальянской фирмой Aermacchi в начале 19 века.90-е.

Купить «Советское/российское авиационное вооружение времен Второй мировой войны».

Компания Aermacchi немного уменьшила Як-130, оснастив его новой цифровой электродистанционной системой управления и усовершенствованной цифровой кабиной. К концу десятилетия российские и итальянские партнеры разошлись, но получившийся М-346 многим обязан яковлевскому изделию.

Действительно, российская компания получила многомиллионную выплату за чертежи, которые она передала Aermacchi.

Сегодня М-346 является претендентом на звание нового учебного реактивного самолета ВВС США.

В лучшем случае у него есть шанс, особенно теперь, когда бывший американский партнер General Dynamics отказался от планера Aermacchi. Но М-346, предложенный Америке как Т-100, нашел покупателей в Сингапуре, Польше и Израиле.

Что, пожалуй, наиболее показательно, так это то, что Израиль выбрал Мастера для обучения своих будущих пилотов F-35 Lightning II. Италия также будет обучать своих будущих пилотов Lightning II на М-346. Это в основном то же требование, которое ВВС США изложили для своей программы T-X.