Содержание

«Вакуум силы»: что известно о боях на границе Армении и Азербайджана и как это повлияет на Карабах

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, ARIS MESSINIS/AFP via Getty Images

В ночь на 13 сентября войска Азербайджана открыли огонь по территории соседней Армении. Это не первая эскалация в регионе за последние месяцы, но уж точно беспрецедентная: под обстрелом оказались не только приграничные города, но и армянский курортный город Джермук. Гарантом безопасности в регионе остается Россия, но она слишком занята войной в Украине, и неспокойная обстановка в Нагорном Карабахе Москве не на руку. Би-би-си рассказывает, что известно о столкновениях и могут ли они привести к новой большой войне.

Обстрелы Армении

Ночью Армения заявила, что Азербайджан начал боевые действия на границе двух стран. Министерство обороны Армении утверждает, что Баку использует артиллерию, минометы, беспилотники и крупнокалиберное стрелковое оружие.

Под ударом, по версии Еревана, оказались населенные пункты Варденис, Сотк, Артаниш, Ишханасар, Горис и Капан. Важно отметить, что все эти села и города находятся на территории Армении и не имеют отношения к Нагорному Карабаху, который традиционно является предметом разногласий двух стран.

Кроме того, сразу несколько СМИ сообщают, что звуки взрывов слышали в армянском курортном городе Джермук. По данным издания Sputnik Армения, въезд транспорта в город ограничен — проехать могут только местные жители и те автомобили, которые вывозят людей из сел, прилегающих к Джермуку, в более безопасные районы.

  • Армения сообщила об обстрелах со стороны Азербайджана. В Баку заявили о диверсии
  • Россия передала Азербайджану Лачинский коридор. Что это значит для армян Карабаха?
  • Обострение в Нагорном Карабахе: что происходит и почему это важно

Машины также ездят в Мартуни — город рядом с озером Севан, куда привезли нескольких раненых. Еще нескольких пострадавших пришлось доставить в Ереван — им требуется более серьезная медицинская помощь.

Автор фото, AFP

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в ходе ночных боев погибли 49 военнослужащих страны. Минздрав добавляет, что ранены трое мирных жителей.

Министерство обороны Азербайджана заявило, что в результате боевых действий в ночь на 13 сентября было убито по меньшей мере 50 азербайджанских военнослужащих, в том числе восемь пограничников.

В Баку уверяют, что обстрелы — ответ на “широкомасштабные провокации” со стороны Армении. Азербайджан настаивает, что Армения заминировала участки между позициями подразделений азербайджанской армии и дорогой снабжения. Якобы в ответ на эти действия Баку принял “срочные меры”, которые и привели к столкновениям.

Происходящее сегодня можно назвать самой серьезной эскалацией с конца второй карабахской войны.

Эксперт Тигран Григорян отмечает, что даже во время той войны азербайджанская сторона не обстреливала артиллерией армянские города. «Это новость в нашем контексте. Но сам факт эскалации я объясняю тем силовым вакуумом, который сейчас существует в зоне конфликта и в нашем регионе в целом из-за российско-украинской войны”, — говорит эксперт.

Бездействие России

Азербайджанский военный эксперт Азад Исазаде защищает позицию руководства своей страны по поводу “провокаций” со стороны Армении.

Автор фото, KAREN MINASYAN/AFP via Getty Images

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

“Мы еще будем сталкиваться с подобными ситуациями в период, когда обе стороны приближаются к заключению мирного договора”, — считает он, напоминая, что столкновения уже происходили в последние месяцы. — Мы должны понимать, что обострения, скорее всего, будут всю зиму и в начале следующего года, и азербайджанская армия находится в состоянии боевой готовности”.

В ответ на вопрос об обстрелах территории Армении со стороны Азербайджана Исазаде говорит, что не видит достаточных доказательств: «Такие обвинения должны сопровождаться доказательствами, и в современный период, когда есть телефон у каждого в кармане, это можно заснять. И если это будет представлено, мы сможем уже обсуждать, что это было, кто это сделал и зачем”.

При этом в сети уже появилось видео, на котором слышны звуки взрывов в армянском курортном городе Джермук.

Историк Карабахского конфликта Ариф Юнус уверен, что Азербайджан нанес удар, воспользовавшись моментом. Он связывает обострение с неудачными переговорами на недавней встрече в Брюсселе премьера Никола Пашиняна и президента Ильхама Алиева. Юнус отмечает, что Азербайджан требует от Армении выполнения публично озвученных пяти тезисов.

План из пяти пунктов, предложенный Азербайджаном

  • взаимное признание суверенитета, территориальной целостности
  • взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий
  • отказ от применения угроз и силы
  • делимитация и демаркация государственной границы
  • открытие транспортных коммуникаций

«А Пашинин заявляет, что эти требования не неприемлемы, но карабахский вопрос остается, и это вопрос не территориальной целостности, а прав человека», — говорит историк. По словам эксперта, это могло вызвать раздражение Алиева.

  • Новая война в Карабахе? В Баку и Ереване винят друг друга и оглядываются на Москву

«Было понятно, что Азербайджан нанесет удар, воспользовавшись моментом», — считает он, отмечая что мир сейчас занят войной в Украине, а армия Армении слаба.

Автор фото, KAREN MINASYAN/AFP via Getty Images

Россия является главным посредником между Арменией и Азербайджаном. Так было и до войны 2020 года, но после нее Москва превратилась в главного гаранта безопасности в регионе — российские миротворцы до сих пор находятся в зоне Нагорно-Карабахского конфликта.

Армения уже обратилась к России, странам-членам ОДКБ и Совету безопасности ООН. Армения просит у России задействовать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между странами.

“Но Россия сейчас сильно занята происходящим в Украине. И России невыгодно, чтобы сейчас начался еще один конфликт или, как они говорят, «второй фронт». В результате мы видим фактическое бездействие России. Если раньше ей достаточно было сделать пару звонков, то сейчас мы видим, что Россия не в состоянии остановить военные действия в зоне конфликта на протяжении месяцев. Так что занятость России сильно меняет ситуацию здесь на земле”, — говорит старший исследователь Международной кризисной группы по вопросам Южного Кавказа Олеся Вартанян.

Автор фото, KAREN MINASYAN/AFP via Getty Images

Но и до начала вторжения в Украину у Москвы не было большого желания активно вмешиваться в конфликт между Азербайджаном и Арменией, считает политолог Тигран Григорян. “Статус посредника между Арменией и Азербайджаном важен для России. Но на протяжении последних месяцев значимость Азербайджана для Москвы значительно выросла”, — говорит Григорян.

Несколько дней назад в Баку представители России и Азербайджана подписали декларацию по развитию международного транспортного коридора “Север — Юг”. “Это очень важный транспортный путь для России, и он проходит в том числе через территорию Азербайджана. Баку может помочь Москве диверсифицировать свою транспортную инфраструктуру и снизить зависимость от экспорта в Европу, — говорит эксперт. — Возросшая роль Азербайджана для России делает практически невозможным активное российское вмешательство в этот конфликт. У России нет ни только желания, но и возможностей как-либо сдерживать Азербайджан. Мы видим, какая ситуация в Украине, какие неудачи у российской стороны. И понятно, что для Москвы сейчас Южный Кавказ не является приоритетным».

Борьба за “буферную зону”?

Полтора года после окончания последней большой войны в регионе — это время и без мира, и без войны. Локальные обострения происходят регулярно, и в основном в эскалации обвиняют Азербайджан, который в марте этого года даже взял под контроль еще один населенный пункт и высоту в зоне конфликта.

Автор фото, Resul Rehimov/Anadolu Agency via Getty Images

Подпись к фото,

1 сентября 2022 года российские миротворцы и армянское население покинули населенные пункты вдоль территорий, известных как Лачинский коридор

Но в конце июля ситуация в Карабахе еще больше осложнилась.

  • Обострение в Нагорном Карабахе: почему это важно

Сначала власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики объявили, что азербайджанцы пытались перейти линию соприкосновения. Потом российские миротворцы отчитались о «трех нарушениях режима прекращения огня» со стороны Азербайджана. После этого стороны начали обвинять друг друга в обстрелах.

В разговоре с Би-би-си эксперты отмечали, что таким образом президент Азербайджана Ильхам Алиев, скорее всего, хочет подтолкнуть Ереван к скорейшему решению спорных вопросов.

Эксперт Олеся Вартанян считает, что для Азербайджана цель эскалаций в последние месяцы заключалась во взятии нескольких стратегических горных вершин, что и было сделано.

Автор фото, Resul Rehimov/Anadolu Agency via Getty Images

“Военные специалисты поясняют нам, что сейчас та земля, на которой находится Нагорный Карабах и российские миротворцы, под фактически полным обозрением азербайджанских военных. Так что азербайджанцы могут видеть, что происходит внутри этой зоны, где располагаются миротворцы. Кроме того, представители Карабаха говорили, что чувствуют себя в окружении, и считают, что Азербайджан усилил свои позиции, чтобы в дальнейшем, если произойдет какая-то новая военная эскалация, было проще взять новые территории”, — поясняет Вартанян.

Летом главным спорным вопросом оставался Лачинский коридор — шесть километров горной дороги, которая во время войны перешла под контроль Азербайджана, но продолжала играть ключевую роль для непризнанного Нагорного Карабаха, соединяя его с Арменией. В конце августа российские миротворцы, регулировавшие движение по Лачинскому коридору, передали контроль над дорогой Азербайджану и ушли на новые позиции.

По мнению армянского политолога Тиграна Григоряна, сейчас речь может идти о так называемом Зангезурском коридоре, который должен связать Азербайджан с Нахичеванской автономной республикой через Сюникскую область Армении. В начале лета президент Азербайджана Ильхам Алиев объявлял, что Зангезурский коридор «уже становится реальностью». В действительности Ереван выступает против идеи проложить транспортный коридор из западных районов Азербайджана в Нахичевань через территорию Армении.

Помимо этого, говорит Григорян, речь может идти и о повестке мирного договора между Арменией и Азербайджаном. «Прямо сейчас, в процессе эскалации, появляются новые нарративы. Например, источники, приближенные к министерству обороны Азербайджана, говорят о необходимости создания некой буферной зоны между Арменией и Азербайджаном. Очевидно, что сейчас Азербайджан силовым давлением пытается достичь тех политических целей, которые невозможно достичь за столом переговоров», — думает эксперт.

Он надеется, что единственным существенным фактором в этой ситуации может оказаться только жесткая реакция стран Запада — пусть и непубличная. Во вторник стало известно, что советник госсекретаря США по Кавказу Филип Рикер приземлился в Баку. А посланник главы ЕС в Закавказье Тойву Клаар тоже на пути в регион.

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Twitter

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

Боевые столкновения Армении и Азербайджана вышли за пределы Карабаха — РБК

На армяно-азербайджанской границе идут бои, число погибших исчисляется десятками. При этом впервые с 2020 года действия идут на территории Армении, а не Нагорного Карабаха. Что привело к обострению обстановки — разбирался РБК

Фото: AP

В ночь с 12 на 13 сентября на армяно-азербайджанской границе разгорелись бои. Учитывая десятки погибших и масштаб артиллерийских ударов, можно утверждать, что это самая серьезная и кровопролитная эскалация в регионе после окончания второй карабахской войны в ноябре 2020 года. Впервые столкновения развернулись не на территории Нагорного Карабаха, где сейчас стоит российский миротворческий контингент, а вдоль границы к северо-западу от Лачинского коридора, соединяющего Армению и оспариваемый странами регион.

Под обстрел попали позиции рядом с приграничными армянскими городами Сотк, Варденис, Горис, Капан, Артаниш, Ишханасар и Джермук в юго-восточной части республики, сообщило Минобороны Армении. По его данным, азербайджанская сторона применяла артиллерийское и крупнокалиберное оружие и беспилотные летательные аппараты. Бой шел несколько часов и на некоторых участках не закончился и на следующий день.

Согласно заявлению Баку, эти действия были вызваны армянскими диверсиями в Карабахе и расположенном северо-западнее приграничном Дашкесанском районе Азербайджана. По данным Минобороны Азербайджана, армянские войска ночью заминировали пути снабжения подразделений азербайджанских войск и обстреляли несколько их позиций из разного вооружения, в том числе минометов.

Ночью, в разгар боев, премьер-министр Армении Никол Пашинян поговорил по телефону с российским президентом Владимиром Путиным и рассказал ему «об агрессивных действиях вооруженных сил Азербайджана в направлении суверенной территории Армении», говорилось в сообщении пресс-службы правительства Армении. Ереван также обратился в Совет Безопасности ООН, в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где сейчас председательствует Армения, и к России — согласно двустороннему Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Согласно этому документу, Ереван в случае военной угрозы может рассчитывать на помощь Москвы. Армения ожидает действенных мер от союзников по ОДКБ для «обуздания агрессии Азербайджана», заявил 13 сентября представитель Армении в ОДКБ Виктор Биягов.

Утром 13 сентября Пашинян выступил в парламенте республики и назвал число погибших с армянской стороны — 49 человек. Однако, по его словам, это только предварительные данные, жертв может быть больше. По словам Пашиняна, эскалация была связана с провалом мирных переговоров между Ереваном и Баку. «Они сказали, что не хотят больше обсуждать с Арменией вопрос Карабаха, поскольку считают карабахский вопрос решенным или как минимум своим внутренним делом», — заявил Пашинян и добавил, что Азербайджан также высказывает притязания на территорию Армении. «Они иногда начинают этот разговор с Нрнадзором, продолжают говорить о Зангезуре (село и область в Армении, соответственно. — РБК) или Сюникской области и заканчивают Ереваном. Если бы это были просто заявления, то можно было вообще не говорить об этом, однако все факты, в том числе дипломатические, переговорные, свидетельствуют о том, что это последовательная политика Азербайджана», — добавил армянский премьер.

Баку также сообщил о погибших со своей стороны, но точное число не указал.

Обострение на границе оказалось неожиданным для Еревана. Две недели назад, 31 августа, в Брюсселе прошла встреча Пашиняна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой Евросоюза Шарлем Мишелем. Они договорились продолжить переговоры о разработке проекта мирного соглашения между странами на уровне глав МИД. Главы внешнеполитических ведомств двух стран должны были встретиться в течение сентября. Более того, Алиев в начале сентября говорил, что надеется подписать мирное соглашение с Арменией в течение нескольких месяцев.

Действия Азербайджана стали неожиданностью и для Москвы, рассказал РБК дипломатический источник. С 8 по 10 сентября — за два дня до обострения — в Баку с визитом находился спецпредставитель главы МИД России по вопросам нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном Игорь Ховаев. Сигналов от Баку о недовольстве, которое могло бы спровоцировать такой масштабный удар, не поступало, утверждает источник РБК. При этом в преддверии прошлой эскалации, в начале августа, Азербайджан заранее донес свои требования до армянской стороны, в том числе через российских миротворцев, и пригрозил, что примет меры в случае их невыполнения, как сообщал РБК. (13 сентября Ховаев прилетел в Ереван — но не из-за эскалации ситуации на границе, это плановый визит.)

Боевые действия во время обострения ситуации 3 августа были локализованы внутри Нагорного Карабаха и не перешли на территорию Армении. Их причиной стало недовольство Баку тем фактом, что армянская сторона не спешит со строительством дороги в обход Лачина. При этом, согласно условиям трехстороннего заявления, остановившего войну в 2020 году, Еревану на это отводился срок до ноября 2023 года. В итоге армянская сторона согласилась ускорить переход на новый маршрут.

Мотивация Азербайджана и то, чего он хочет добиться эскалацией боевых действий, совершенно понятны, говорит армянский политолог Александр Искандарян. С момента окончания войны страны не достигли практически никакого прогресса в мирном урегулировании. Баку требует демилитаризации Нагорного Карабаха, то есть полного вывода оттуда армянских войск и разоружения армянских формирований, а также мирного договора на своих условиях, то есть подписания такого документа, в котором Армения фактически отказалась бы от самого формата миротворчества — потому что если нет проблемы Карабаха, то для чего миротворцы, продолжает эксперт. Кроме того, Баку нужна разморозка транспортных коммуникаций в регионе, то есть открытие прямого сухопутного сообщения из Азербайджана в Нахичевань.

По мнению Искандаряна, Баку пользуется тем, что Россия сейчас отвлечена на происходящее в Харьковской области Украины, где российская армия оставляет прежде контролируемую ею территорию. Эксперт при этом не верит, что для урегулирования ситуации могут быть задействованы силы ОДКБ и российские военные. «С начала этой эскалации прошло уже более 15 часов, и кое-где перестрелки продолжаются до сих пор. И инструментарий, который применяется со стороны России [все это время], — исключительно политический. Это переговоры, это заявления, контакты, видимо, и закрытые тоже, — поясняет свою точку зрения эксперт. — Но неважно, что кажется мне, важно, что кажется господину Алиеву, а он, очевидно, не думает [что Россия готова вмешаться в конфликт силой]. И я думаю, что если смотреть из Баку, то, наверное, использовать такого рода момент и прощупать красные линии — целесообразно», — заключает Искандарян.

МИД Азербайджана сообщил о жертвах перестрелки у границы с Арменией — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 14 октября
EUR ЦБ: 62,59 (0) Инвестиции, 16:12

Курс доллара на 14 октября
USD ЦБ: 63,49 (-0,26) Инвестиции, 16:12

Расследование на Nord Stream усложнилось из-за снарядов Второй мировой Политика, 19:14

«Авангард» победил в первом матче после увольнения главного тренера Спорт, 19:09

В ряде областей Украины второй раз за день объявили воздушную тревогу Политика, 19:07

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Футболист «Краснодара» Крыховяк будет готовиться к ЧМ в «Легии» Спорт, 19:02

«Кэтрин по прозвищу Птичка». Вышел фильм с актерами «Игры престолов» Life, 19:01

Генсек НАТО отказался раскрыть реакцию альянса в случае ядерного удара Политика, 19:00

CNN сообщил о гибели на Украине еще одного американского ветерана Политика, 18:59

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Пряник за рекрутинг: что поможет трудоустроить людей с инвалидностью Партнерский проект, 18:52

«Не знали, куда бежать». Очевидцы — об обстреле Белгорода Политика, 18:36

Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:34

Медведев заявил о необходимости выстроить вертикаль власти на Донбассе Политика, 18:33

Меркель ответила на критику Шольца по газовым контрактам с Россией Политика, 18:32

Любые цифры и буквы: как водителям выделиться необычным автономером Партнерский проект, 18:29

ПАСЕ приняла резолюцию о «террористическом режиме» в России Политика, 18:27

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Бои около армянско-азербайджанской границы произошли в ночь с 12 на 13 сентября. Стороны обвинили друг друга в агрессии и нарушении договоренностей, а также сообщили о погибших. Армения обратилась за помощью к ОДКБ

Фото: Reuters

Действия вооруженных сил Армении около границы с Азербайджаном привели к жертвам, сообщило азербайджанское Министерство иностранных дел на сайте.

«Есть жертвы среди личного состава наших вооруженных сил, нанесен ущерб военной инфраструктуре», — заявило ведомство.

МИД страны обвинил Армению в затягивании процесса нормализации ситуации на границе, проявлении деструктивной позиции на международных переговорах и отказе от вывода войск с территории Азербайджана вопреки трехсторонним договоренностям с Россией. По данным ведомства, армянская сторона продолжает устанавливать противопехотные мины, срывать процесс открытия транспортных путей и других коммуникаций, а также игнорировать мирную повестку.

Баку возложил ответственность за столкновения и потери на военно-политическом руководство Еревана. «Любые действия против территориальной целостности и суверенитета Азербайджана будут решительно пресекаться», — подчеркнул МИД.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном обострился вечером 12 сентября. Армянское Министерство обороны сообщило об интенсивном обстреле приграничных городов Сотка, Горис и Джермук со стороны Азербайджана. Ереван отметил, что Баку вел огонь из артиллерийских орудий и крупнокалиберного оружия, а также применял беспилотники. Боевые действия продолжились ночью следующего дня. Перестрелка привела к жертвам — есть погибшие и раненые.

В свою очередь Минобороны Азербайджана заявило, что армянские «диверсионные группы» установили фугасы на участках между позициями подразделений азербайджанской армии и путями снабжения, а затем открыли интенсивный огонь по позициям азербайджанской армии в Дашкесанском, Кельбаджарском и Лачинском районах из различных видов оружия, в том числе из минометов.

МИД объяснил, что военные Азербайджана приняли ответные меры, чтобы предотвратить расширение территории боевых действий и подавить огонь со стороны Армении. Информацию Еревана о том, что азербайджанская армия наносила удары по гражданскому населению и инфраструктуре, Баку назвало дезинформацией.

К 7:00 мск ситуация на границе не изменилась, сообщило Минобороны Армении. «Противник продолжает применять артиллерию, минометы, беспилотники и крупнокалиберные винтовки в направлениях Варденис, Сотк, Артаниш, Ишханасар, Горис и Капан, поражая как военную, так и гражданскую инфраструктуру», — указало ведомство.

На отдельных участках границы продолжились бои, а военные Азербайджана снова попытались продвинуться вперед, заявило министерство. Оно возложило ответственность за обострение конфликта на военно-политическое руководство Азербайджана.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян обсудил эскалацию с президентом России Владимиром Путиным. Он провел совещание Совета безопасности, после чего правительство Армении официально обратилось за помощью к России, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Совету Безопасности ООН.

 

Авторы

Теги

Жанна Антохина

В условиях войны на Украине, конфликта между Арменией и Азербайджаном существует риск расширения конфликта

Дом ▶ Публикации

Поскольку Россия увязла в Украине, ее военные возможности для вмешательства ограничены.

Четверг, 15 сентября 2022 г. / Автор: Мэри Гланц, доктор философии.

Тип публикации: Анализ и комментарии

Поделиться

Распечатать страницу

Армения и Азербайджан сообщили о почти 100 погибших во вторник в результате последней вспышки насилия между двумя странами Южного Кавказа. На протяжении десятилетий сохраняется напряженность из-за спорного Нагорного Карабаха, который контролируется этническими армянами и претендует на независимость, но на международном уровне признан территорией Азербайджана. Есть опасения, что эта напряженность может перерасти в более крупный пожар, такой как армяно-азербайджанская война 2020 года, в результате которой погибло более 1000 человек. В 2020 году президент России Владимир Путин договорился о прекращении огня, чтобы положить конец боевым действиям. Сегодня, когда Россия увязла в Украине, неясно, сможет ли российский лидер добиться аналогичного результата, поскольку региональная стабильность висит на волоске.

Армянские солдаты на территории Нагорного Карабаха, 19 ноября 2020 г. Во вторник, 13 сентября 2022 г., между Арменией и Азербайджаном начались бои, (Маурисио Лима/The New York Times)

Мэри Гланц из USIP анализирует риск более широкого конфликта , роль России в посредничестве между двумя сторонами, как война на Украине влияет на ситуацию и какую роль могут сыграть США.

Что вызвало эту последнюю вспышку? Есть ли риск, что это может перерасти в более широкий конфликт, как в 2020 году?

Несмотря на то, что на линии соприкосновения между армянскими и азербайджанскими силами часто происходят небольшие ожесточенные столкновения, последнее насилие выглядит несколько иначе. Сообщается, что эта вспышка сопровождалась многочасовым артиллерийским обстрелом территории Армении со стороны Азербайджана. В результате стороны заявляют о гибели 49 армянских и 50 азербайджанских военнослужащих. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в разжигании последнего столкновения. Армения заявила, что Азербайджан начал обстрелы городов в Армении, что вынудило ее ответить. Азербайджан утверждал, что Армения пыталась совершить саботаж, заминировав азербайджанские позиции, что вынудило Азербайджан ответить.

Это самая крупная вспышка со времен войны 2020 года, которая может привести к аналогичной эскалации. Этой войне предшествовал рост напряженности между двумя странами после многодневной артиллерийской перестрелки. Однако есть некоторые существенные различия, которые могут помочь снизить риск более широкого конфликта. Во-первых, Турция решительно поддержала Азербайджан в его наступлении в 2020 году. Во-вторых, в 2020 году в регионе не было дислоцированных российских миротворцев. На этот раз президент России Владимир Путин и президент Турции Тайип Эрдоган уже договорились обсудить столкновения, предположительно, с целью найти способ успокоить ситуацию.

И Армения, и Азербайджан имеют тесные связи с Россией, но Армения призвала Россию выполнить устав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), аналогичный статье 5 НАТО. Как это влияет на стремление России выступить посредником и не выбирать чью-либо сторону в конфликт?

Армении еще предстоит добиться от ОДКБ ответа типа 5-й статьи НАТО, то есть утверждения принципа, согласно которому нападение на одного союзника является нападением на всех. То, на что согласилась ОДКБ в данном случае, гораздо больше похоже на ответ НАТО по статье 4 — консультации, когда союзник чувствует угрозу. ОДКБ согласилась направить в Азербайджан специальную миссию для составления доклада для рассмотрения на следующем заседании Совета коллективной безопасности (этой осенью в Ереване, Армения). Они также создадут рабочую группу для изучения ситуации.

Поскольку это не военный ответ (и даже не явное заявление о поддержке союзника против внешней агрессии), Москва сохраняет за собой право выступать посредником в этом конфликте. С этой целью Путин, по-видимому, проинформировал лидеров ОДКБ о продолжающихся усилиях России по урегулированию конфликта. Также у него запланирована встреча с Эрдоганом, который исторически поддерживал Азербайджан.

Как повлияло на ситуацию вторжение России в Украину?

Вторжение России в Украину, несомненно, повлияло на ситуацию в Нагорном Карабахе. Некоторые аналитики считают, что Азербайджан инициировал эту последнюю серию атак, чтобы проверить способность и готовность России встать на защиту Армении. В этом сценарии Азербайджан, все еще обладающий военной мощью, которую он использовал в 2020 году, считает, что Россия слишком увязла в Украине, чтобы сопротивляться наступлению Азербайджана. Учитывая, что азербайджано-армянские мирные переговоры все еще ни к чему не привели, Баку может сейчас увидеть прекрасную возможность забрать с помощью своих вооруженных сил то, что он не может получить дипломатическим путем.

В то же время Азербайджан может быть в чем-то прав. Война на Украине показала, что Россия не обладает и не обладает той военной мощью, в которую многие когда-то верили. Поскольку Россия изо всех сил пытается защититься от украинских контрнаступлений в Харькове и Херсоне, действительно сомнительно, что Россия может прямо сейчас иметь военное значение в азербайджано-армянском конфликте. Разговоры Путина и Эрдогана, вероятно, будут очень важными. Если обе стороны согласятся, что Азербайджану не следует прямо сейчас прибегать к военному решению конфликта, Баку может проявить больше нерешительности в отношении этого курса.

Помимо подавления нынешних боевых действий, существует ли план удовлетворения претензий обеих сторон в отношении Нагорного Карабаха? Есть ли роль для Соединенных Штатов?

Лучшим исходом нагорно-карабахского конфликта было бы дипломатическое решение. Соединенные Штаты, безусловно, должны сыграть в этом важную роль, и они играют ее с 1992 года в качестве сопредседателя Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако в последние годы Россия и Турция стали играть более активную роль в переговорах между двумя странами. Действительно, именно Путин взял на себя инициативу в переговорах о прекращении огня, чтобы положить конец войне 2020 года. Россия направила в этот район почти 2000 миротворцев, а также создала совместный с Турцией центр мониторинга. Это остановило боевые действия в 2020 году, но, как свидетельствует последняя волна насилия, основной конфликт остается.

Европейский Союз выступил посредником в переговорах между Баку и Ереваном по более всеобъемлющему мирному урегулированию, и предполагается, что они продолжатся в ноябре. Ключевым вопросом станет статус Нагорного Карабаха и проживающих там этнических армян. Учитывая продолжающуюся нестабильность и кровопролитие в регионе, безусловно важно, чтобы Европейский союз и Соединенные Штаты продолжали свои усилия по поиску дипломатического решения этого конфликта.

г. После вторжения России в Украину внимание всего мира справедливо приковано к войне и разрушениям, нанесенным украинскому гражданскому населению. Однако по мере того, как война затягивается и становится все более дорогостоящей для России, политики в Соединенных Штатах и ​​Европе должны уделять все больше внимания другим областям, в которых снижение военной репутации России может нарушить местный баланс сил.

Тип: Анализ и комментарии

глобальная политика; Мирные процессы

После вторжения России в Украину Армения, Азербайджан и Грузия разными способами пытались сбалансировать потребность в хороших отношениях с Москвой желанием поддержать территориальную целостность и суверенитет Украины. У каждого есть причины для осторожности: Москва использовала продолжающиеся конфликты во всех трех странах, чтобы доминировать в своей самоопределенной сфере жизненно важных интересов. Пока эти конфликты сохраняются, Москва будет сохранять значительные рычаги влияния на Ереван, Баку и Тбилиси. Работа с ними для разрешения этих конфликтов и сохранения их суверенитета должна стать приоритетом для Соединенных Штатов и Европы.

Тип: Анализ и комментарии

Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика

24 апреля президент США Джозеф Р. Байден-младший признал массовые убийства и депортацию примерно одного миллиона армян в Турции в 1915 году геноцидом. В заявлении для прессы, опубликованном в День памяти жертв Геноцида армян, президент исправила историческую ошибку — неспособность прошлых президентов США признать преступления, совершенные против армян, геноцидом, — и подчеркнула приверженность США предотвращению будущих случаев геноцида и массовых зверств.

Тип: Анализ и комментарии

Права человека

Поскольку боевые действия из-за Нагорного Карабаха продолжают обостряться, Энн Филлипс из USIP анализирует сложные геополитические ставки, возникшие вокруг конфликта, который «закипал, прибывал и угасал с момента распада Советского Союза».

Тип: Подкаст

Анализ и предотвращение конфликтов; Мирные процессы

Просмотреть все публикации

Война на Украине и энергетические проблемы мешают мирным усилиям Азербайджана и Армении

ВАШИНГТОН —

Судя по всему, за последний день Армения и Азербайджан договорились о прекращении огня, приостановив боевые действия, в результате которых, как сообщается, погибло более 170 военнослужащих с обеих сторон с начала боевых действий в начале этой недели.

Официальные лица Армении объявили о прекращении огня, начиная со среды, в телепередаче. Подтверждения от правительства Азербайджана не поступало.

«Мы приветствуем прекращение боевых действий между Азербайджаном и Арменией и продолжим работу со сторонами, чтобы закрепить его», — написал в Twitter госсекретарь США Энтони Блинкен.

Возобновление боевых действий между Азербайджаном и Арменией усилило опасения по поводу дальнейшей военной эскалации многолетнего конфликта. Эксперты предупреждают, что война на Украине и энергетический кризис, с которым столкнулась Европа, могут осложнить мирные усилия.

Азербайджан и Армения, бывшие республики Советского Союза на Кавказе, обвинили друг друга в возобновлении насилия, которое стало самым ожесточенным конфликтом за последние два года.

Армения заявила, что азербайджанские силы обстреляли города и села вдоль границы, что вынудило ее военных отреагировать. Военные Азербайджана утверждали, что их инфраструктура первой стала мишенью для Армении.

Обе армии сообщили о тяжелых потерях, но точные цифры не подтверждены независимыми источниками.

Россия, являющаяся близким союзником Армении, призвала к сдержанности и быстро добилась прекращения огня после начала боевых действий. Но удержаться не удалось: столкновения на границе продолжались и на следующий день.

«Замороженный конфликт»

Два соседа воюют из-за Нагорного Карабаха, который международно признан как часть Азербайджана, но находится под контролем этнических армян, поддерживаемых Ереваном, начиная с шестилетней войны, закончившейся в 1994 году.

В последний раз они воевали в 2020 году. Азербайджан отвоевал значительные территории в Нагорном Карабахе во время той войны, которая также длилась шесть недель и закончилась прекращением огня при посредничестве России.

В отсутствие всеобъемлющего мирного договора, удовлетворяющего враждующие стороны, несмотря на многолетние усилия, конфликт между Азербайджаном и Арменией до сих пор остается нерешенным.

Вот почему многие ученые описывают его как «замороженный конфликт», который обычно характеризуется спорадическими стычками, которые потенциально могут возобновить войну в любой момент, создавая неопределенность и нестабильность.

Причина возобновления боевых действий

Новые столкновения произошли в то время, когда Россия, традиционный посредник между Азербайджаном и Арменией, борется за военное подчинение Украины.

Армения находится в военном союзе с Россией через Организацию Договора о коллективной безопасности, в которую входят бывшие советские страны. В стране находится российская военная база. Россия также имеет тесные связи с богатым нефтью Азербайджаном.

Во вторник Блинкен поговорил по телефону с лидерами обеих стран, призвав их прекратить боевые действия и подчеркнув, что США и западные партнеры «будут настаивать на немедленном прекращении боевых действий и мирном урегулировании».

Блинкен выразил обеспокоенность по поводу обстрелов в Армении во время этих звонков, говорится в заявлении официального представителя Госдепартамента Неда Прайса.

Пресс-секретарь повторил журналистам во время брифинга в среду, что они «особенно обеспокоены продолжающимися сообщениями о ранениях гражданских лиц в Армении».

Администрация Байдена также направила в регион своего старшего советника по Кавказу посла Филипа Рикера.

«Со своей стороны, мы по-прежнему глубоко вовлечены. Вчера в Баку посол Рикер встретился с президентом Алиевым. Мы по-прежнему полны решимости делать все возможное для обеспечения мирного и процветающего будущего Южного Кавказа», — сказал Прайс.

Эксперты сообщают «Голосу Америки», что последние боевые действия касались не только Нагорного Карабаха, как в предыдущих обменах, но также сообщали об обстрелах внутри Армении.

«Это серьезная эскалация, которая привлекла немедленное международное внимание, включая звонки госсекретаря Блинкена лидерам обеих стран», — сказал Макс Хоффман, старший директор программы национальной безопасности в Центре американского прогресса.

Указывая на изменение динамики на поле боя в Украине, которое, по-видимому, работает против России, он утверждал, что Азербайджан пытается «воспользоваться предполагаемой ограниченной способностью России к силовому вмешательству» и заставить армян передать территории больше быстро.

Лоуренс Броерс, имеющий более чем 20-летний опыт работы исследователем конфликтов на Южном Кавказе, согласен. В письменных комментариях «Голосу Америки» научный сотрудник Chatham House в Лондоне назвал это стремлением Азербайджана навязать свое видение мирного соглашения.

Использование природного газа в Баку

Азербайджан богат запасами нефти и природного газа. Согласно профилю страны на веб-сайте Международного энергетического агентства, доказанные запасы природного газа в Азербайджане оцениваются в 1,3 триллиона кубометров.

Россия недавно сократила поставки газа в некоторые части Европы по газопроводу «Северный поток-1» в ответ на экономические санкции Запада за вторжение на Украину.

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в июле заключила сделку с Азербайджаном об удвоении поставок газа в Европу к 2027 году, заявив, что «это поможет компенсировать сокращение поставок российского газа».

Баку недавно заявил, что планирует увеличить экспорт природного газа в Европу на 30% в этом году, поскольку Европейский Союз стремится уменьшить свою энергетическую зависимость от России в условиях войны на Украине.

Эксперты говорят «Голосу Америки», что соглашение между Баку и Брюсселем подтвердило роль Азербайджана как надежного партнера ЕС.

Но страна также проводит политику, которая может принести пользу Москве. Азербайджанские СМИ сообщили на прошлой неделе, что Россия, Иран и Азербайджан подписали Бакинскую декларацию, трехстороннее соглашение о сотрудничестве в области логистики, чтобы подтвердить свою приверженность Международному транспортному коридору Север-Юг.

Цель проекта — привлечение грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через территорию России в Европу.

«Сделка символична для интересов России в том смысле, что она обеспечивает альтернативную связь для Москвы, учитывая крах ее западных векторов и рынков», — сказал Броерс из Chatham House в письменных комментариях «Голосу Америки».

Позиция Турции

Турция имеет тесные культурные и этнические связи с Азербайджаном. Баку использовал боевые беспилотники турецкого производства в войне 2020 года, когда Азербайджан отвоевал большие участки земли в Нагорном Карабахе и вокруг него.

Турция не имеет дипломатических отношений с другим своим соседом, Арменией, и граница между двумя странами остается закрытой с 1993, когда Анкара запечатала его в поддержку Азербайджана во время войны из-за Нагорного Карабаха.

Турция и Армения также расходятся во мнениях по поводу массовых убийств армян турками-османами во время Первой мировой войны. Армения и некоторые другие страны, в том числе США, признают события 1915 года геноцидом.

Анкара продолжила поддерживать Баку после недавних столкновений, обвинив Армению в провокациях.

Аналитик по безопасности Макс Хоффман говорит, что шестинедельная война 2020 года стала победой Турции в том смысле, что она повысила имидж страны дома и репутацию турецких дронов на зарубежных рынках. Турецкие беспилотники Bayraktar также используются украинской армией против России.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в среду на митинге в Анкаре, предупредил, что «отношение Армении к Азербайджану будет иметь последствия».

Он обвинил Армению в нарушении соглашения, достигнутого после боев в 2020 году.

Риски для более широкого региона

Эксперты прогнозируют, что даже если возобновление столкновений между Азербайджаном и Арменией утихнет, скорее всего, их будет больше.

«Сегодня на Южном Кавказе нет эффективных средств сдерживания применения силы. Архитектура безопасности региона находится в кризисе», — сказал Бурс «Голосу Америки», предупредив, что конфликт на Южном Кавказе может привести к тому, что в боевые действия будут втянуты другие региональные игроки, такие как Россия и Турция.

«Большой конфликт может стать довольно анархическим, если принять во внимание конфликтующие интересы России, Турции, Ирана и региональных государств», — сказал он.

Хотя более широкое признание взаимной заинтересованности в региональной стабильности может привести к дипломатическому урегулированию при посредничестве, Бурс предположил, что это потребует «от всех действующих лиц прагматичного, стратегического подхода к своим отношениям».

«Мы этого не видим», — сказал он «Голосу Америки».

Эта история возникла в турецкой службе «Голоса Америки».

Экспансионизм Азербайджана вынудил Армению оказаться в объятиях России

На протяжении десятилетий Азербайджан позиционировался как оплот Запада против Ирана и России, часто за счет Армении. Результатом стал отказ от одной из единственных демократий в регионе по прихоти одного из самых воинственных авторитарных режимов на Земле, что вынудило Армению стать более зависимой от России.

Несмотря на оценку Роберта Катлера в его недавнем Foreign Policy шт. «Путин превращает Армению в российский форпост», наибольшую угрозу «либеральному проекту» Армении представляет не ее вынужденный союз с Россией, а экспансионистский Азербайджан, продолжающий применять военную силу для закрепления территориальных завоеваний и обхода многосторонних дипломатия.

С момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году Армения сталкивается с постоянной угрозой своей безопасности. Нагорно-карабахская война в начале 1990-х годов оставила молодое государство втянутым в неразрешимый конфликт на десятилетия, в то время как Азербайджан и его покровительница Турция ввели блокаду 80 процентов сухопутных границ Армении. В течение следующего десятилетия Азербайджан — при значительной экономической поддержке США и Европы — начнет консолидацию региональных трубопроводных сетей, которые преднамеренно стремились обойти и изолировать Армению.

На протяжении десятилетий Азербайджан позиционировался как оплот Запада против Ирана и России, часто за счет Армении. Результатом стал отказ от одной из единственных демократий в регионе по прихоти одного из самых воинственных авторитарных режимов на Земле, что вынудило Армению стать более зависимой от России.

Несмотря на оценку Роберта Катлера в его недавней статье Foreign Policy «Путин превращает Армению в российский форпост», самой большой угрозой «либеральному проекту» Армении является не ее союз по необходимости с Россией, а экспансионистский Азербайджан, который продолжает использовать военную силу для закрепления территориальных завоеваний и обхода многосторонней дипломатии.

С момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году Армения сталкивается с постоянной угрозой своей безопасности. Нагорно-карабахская война в начале 1990-х годов оставила молодое государство втянутым в неразрешимый конфликт на десятилетия, в то время как Азербайджан и его покровительница Турция ввели блокаду 80 процентов сухопутных границ Армении. В течение следующего десятилетия Азербайджан — при значительной экономической поддержке США и Европы — начнет консолидацию региональных трубопроводных сетей, которые преднамеренно стремились обойти и изолировать Армению.

Столкнувшись с односторонними экономическими блокадами, нестабильной обстановкой в ​​сфере безопасности и двойственным Западом, Армения оказалась в зависимости от России.

Столкнувшись с односторонними экономическими блокадами, нестабильной обстановкой в ​​сфере безопасности и двойственным Западом, Армения оказалась в зависимости от России. Однако эта растущая зависимость от России была чем-то вроде самосбывающегося пророчества из-за внешней политики США в отношении региона. Обширные энергетические инвестиции Запада в Азербайджан и Турцию усугубили экономическую изоляцию Армении, а также угрозы безопасности, с которыми она столкнулась, ободрив Баку. Это, в свою очередь, заставило Армению еще глубже войти в орбиту российской архитектуры региональной безопасности, поскольку Россия является единственной силой, способной проецировать военную мощь в регионе. Короче говоря, с Арменией обращались как с побочным ущербом в попытках Запада сдержать Россию и Иран.

Но поскольку Россия занята своим вторжением в Украину и значительными военными потерями, Азербайджан еще больше осмелел и показал, что готов проверить красную линию российских миротворческих сил в Нагорном Карабахе (известном как Арцах по его коренным армянам). населения), а также Организации Договора о коллективной безопасности, членом которой является Армения. Хотя во многом символическое миротворческое присутствие России в Нагорном Карабахе, несомненно, предотвратило массовую этническую чистку региона по завершении войны 2020 года, дерзкое нападение Баку на суверенную территорию Армении 12-14 сентября в южных районах Вайоц Дзор и Сюник , обнажила пределы способности России выполнять роль гаранта безопасности Армении.


Неспровоцированное нападение Азербайджана на гражданское население в пределах неоспоримых границ Армении, включая город Мартуни, всего в 42 милях от столицы, Еревана, во многом является прямым побочным продуктом безнаказанности Баку на Западе, отражающей как неспособность, так и нежелание правительства США сдерживать своих деспотических партнеров. По сей день Азербайджан еще не понес ответственности за совершение серьезных нарушений прав человека и военных преступлений, включая преднамеренное применение запрещенного оружия против гражданского населения, уничтожение объектов армянского культурного наследия, а также длительные задержания и пытки армян. узники войны.

Фактически Азербайджан не только не столкнулся с какими-либо материальными последствиями своей агрессии, но и был вознагражден международным сообществом. В период с 2018 по 2019 финансовый год Соединенные Штаты выделили Азербайджану более 100 миллионов долларов на военную помощь. Несмотря на осуждение этого распределения в ходе предвыборной кампании, президент США Джо Байден с тех пор дважды отменял ограничения на военную помощь Азербайджану, как это предусмотрено статьей 907 Закона о поддержке свободы. А в начале 2022 года Евросоюз предоставил Баку $1,96 миллиардов долларов инвестиций, направленных на энергетическую безопасность, а затем обещание увеличить импорт газа из Азербайджана на фоне опасений, что Россия перекроет поставки газа в Европу. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен даже зашла так далеко, что назвала Азербайджан «надежным» партнером.

Тем не менее, если цель стратегии сдерживания Запада состоит в том, чтобы дать отпор тому авторитарному экспансионизму, который Россия предпринимает против Украины, трудно себе представить, как инвестировать в такое государство, как Азербайджан — коррумпированный авторитарный режим, превосходящий Россию и Иран в гонка на выживание в области прав человека — проецирует послание демократической солидарности, особенно когда это происходит за счет такой зарождающейся демократии, как Армения.

Армения последовательно демонстрировала свою способность проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, даже в условиях значительного давления.

Аргумент Катлера также удобно избегает глубоких политических и экономических связей, существующих между Азербайджаном и Россией. Накануне вторжения России в Украину президент России Владимир Путин и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев подписали соглашение о союзническом партнерстве, в котором пообещали расширить сотрудничество между двумя странами, особенно в сфере энергетики.

Фактически, соглашение было заключено всего через несколько дней после того, как российская государственная нефтяная компания «Лукойл» потратила 1,5 миллиарда долларов на увеличение своей доли в крупнейшем газовом месторождении Азербайджана, доведя свою долю до 20 процентов. «Лукойлу» также принадлежит 10% акций Южно-Кавказского трубопровода, как и Национальной иранской нефтяной компании, который является центральным узлом в проекте Европейской комиссии «Южный газовый коридор», призванном обойти зависимость Европы от российских энергоносителей. Азербайджан также использовал свои обширные международные сети по отмыванию денег, чтобы перекачивать миллионы долларов российским экспортерам оружия, связанным с правительством, а также иранским компаниям, находящимся под санкциями США.

Несмотря на утверждения о том, что зависимость Армении от России делает ее уязвимой для влияния Москвы, Армения последовательно демонстрировала свою способность проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику даже перед лицом значительного давления. Несмотря на наблюдаемую модель авторитарного распространения России в постсоветском мире, Армения смогла развить и укрепить демократические институты. Несмотря на зависимость безопасности от России, Армения участвовала в миротворческих операциях под руководством НАТО в Косово, Ираке и Афганистане. И, несмотря на свою экономическую зависимость от России, Армения продолжает углублять связи с Европейским союзом, ратифицировав в 2017 году Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве и расширив экономические связи, которые сделали ЕС одним из основных торговых партнеров Армении.

На дипломатическом фронте Армения также недавно стремилась провести четкую границу между собой и Россией в контексте вторжения на Украину. Ереван направил Москве четкий сигнал, отказавшись присоединиться к результатам голосования Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, осуждающего неспровоцированное нападение России на Украину, и предпочел воздержаться. Азербайджан, который проигрывал значительно меньше и обычно стремился позиционировать себя в прозападном лагере, последовательно предпочитал не участвовать в этих выборах.

Это неудивительно. Недавнее вторжение Азербайджана на суверенную территорию Армении по форме и содержанию неотличимо от вторжения России в Украину. По состоянию на эту неделю Азербайджан занимает около 3,9 квадратных миль международно признанной территории Армении, где он контролирует стратегические сети дорог и транспортных коридоров, препятствуя свободе передвижения по всей стране. Защитник прав человека Армении сообщил, что во время штурма Азербайджан преднамеренно нанес удар по гражданской инфраструктуре и насильственно переселил тысячи мирных жителей. Более дюжины военнопленных были взяты в плен Азербайджаном, и на них появляются ужасающие видеоролики о жестоком обращении, пытках и суммарных казнях армянских пленных.

Действия Азербайджана демонстрируют вопиющее пренебрежение фундаментальными принципами международного права и стремление подорвать международные усилия по урегулированию конфликтов. На словах поддерживая мирные переговоры, Азербайджан продолжает использовать военную силу, чтобы вынудить Армению к дополнительным уступкам. Непосредственно перед нападением на суверенную территорию Армении оно взяло под свой контроль Лачинский коридор — главную артерию, связывающую Армению с Нагорным Карабахом. При этом были перемещены сотни семей и поставлены под угрозу жизненно важные пути гуманитарного снабжения, оставив Армении лишь грунтовую дорогу для доступа к армянскому населению Нагорного Карабаха, которому все больше угрожает опасность.

Продолжающееся применение военной силы против коренных армянских жителей Нагорного Карабаха и самой Армении не отражает искреннего стремления Азербайджана к миру. Увидев силу как эффективное средство получения уступок, режим в Баку полон решимости продолжать использовать акты агрессии для достижения своих максималистских целей.

В первую очередь это произошло в форме преследования Азербайджаном так называемого Зангезурского прохода, на который ссылается Катлер. В соответствии с заключенной при посредничестве России сделкой, положившей конец войне 2020 года, Армения согласилась установить экономические связи между Азербайджаном и Нахчываном — азербайджанским эксклавом, граничащим с Турцией и юго-западной Арменией. Однако для Азербайджана этот коридор приобрел явно экспансионистский характер, и теперь правительство предъявляет дополнительные территориальные претензии в отношении южной провинции Армении Сюник. Очевидная попытка Азербайджана установить суверенный коридор через территорию Армении силой диаметрально противоположна как соглашению о прекращении огня 2020 года, так и посредническим усилиям.

Единственным существенным различием между вторжением России в Украину и вторжением Азербайджана в Армению была реакция международного сообщества.

Единственным существенным различием между вторжением России в Украину и вторжением Азербайджана в Армению была реакция международного сообщества. Но с недавним визитом в Армению спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси вместе с конгрессменами Анной Эшу, Джеки Спейер и Фрэнком Паллоне, похоже, произошел сдвиг в оценке Западом роли Азербайджана как воинственного актора, что нашло отражение в оформление конфликта как борьбы за существование независимого, демократического армянского государства.

До дерзкого нападения Азербайджана на суверенную территорию Армении международное сообщество, казалось, было готово игнорировать агрессию Азербайджана в Нагорном Карабахе, чтобы заручиться его помощью в сдерживании России посредством энергоснабжения. Но после вторжения Азербайджана в Армению международному сообществу все труднее прятаться за двусмысленной гранью между правом армянского народа на самоопределение и территориальной целостностью Азербайджана.

Нарушив суверенитет Армении, Баку продемонстрировал, что этот конфликт никогда не касался принципа территориальной целостности Азербайджана. В конце концов, если бы цели Азербайджана ограничивались территориальным контролем, не было бы систематического разрушения объектов армянского культурного наследия, преднамеренных нападений на мирных жителей и чрезвычайно подстрекательской риторики со стороны режима в Баку, стремящегося стереть само существование армянского народа. .

Это становится еще более актуальным в контексте единого глобального ответа на авторитарный экспансионизм России. Какой сигнал это посылает, если международное сообщество единодушно поддерживает Украину среди варварских посягательств коррумпированного, деспотического режима на ее территориальную целостность, но затем игнорирует, когда Азербайджан применяет агрессию против Армении. Давая понять, что его реакция на авторитаризм носит условный характер, Запад рискует подбодрить другие экспансионистские режимы, особенно такие, как Турция, которая, помимо своей открытой материальной поддержки агрессии Азербайджана против Армении, продолжает безнаказанно действовать против курдского населения в Ираке и Сирии. и позиционирует себя агрессивно против Греции в Восточном Средиземноморье.

С отдельными резолюциями, представленными Шпейером и членом палаты представителей Адамом Шиффом, а также сенаторами Бобом Менендесом и Марко Рубио, призывающими к немедленному прекращению военной помощи США Азербайджану и расследованию нарушений прав человека в Азербайджане. предоставление военной помощи США Армении — нарастает импульс к позитивному возобновлению участия США в регионе, где Вашингтон на протяжении десятилетий терял влияние, предоставляя Баку карт-бланш и позволяя Москве и Анкаре укреплять свои позиции за счет Запада.