Содержание

Найти предложение с одной запятой (тренинг)

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)

Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

2)

Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!

3)

Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

4)

Часто именно по уровню развития автомобилестроения в той или иной стране судят о её индустрии в целом.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)

Первые глиняные кувшины были грубы и примитивны.

2)

Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями речными и морскими судами плотинами и каналами для искусственного орошения полей.

3)

Лицом пригожа да нравом не гожа

4)

У всех людей гортань и язык и губы устроены одинаково.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)

Сорная трава разрослась и закрыла красноватые от ржавчины рельсы и цветы ромашки.

2)

Как нивхский так и кетский языки отличаются исключительной сложностью глагольной системы.

3)

Морская гладь выполняется только голубыми нитками на белом или суровом полотне.

4)

Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и тысячелистник и зверобой.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.

2) И русские и белорусы и украинцы пользуются одним и тем же алфавитом.

3) Я немного испугался однако вошёл в дом.

4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

2) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

3) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

4) Дела да случаи совсем замучили.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Справа от нас то уходил за горизонт то приближался пустынный берег.

2) Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.

3) Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.

4) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)

ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.

2)

Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3)

В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

4)

Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.

2) По-разному на одном и том же языке говорят жители разных местностей и представители разных профессий и люди разного возраста.

3) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем.

4) Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку кресел и стульев подушечки и дорожки скатерти и занавеси.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И лук и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

2) Я иду домой и по дороге еще раз обдумываю всё от начала и до конца.

3) Византийское войско обладало перевесом и в численности и в вооружении.

4) В составе фразеологизмов могут сохраняться слова устаревшие или с устаревшими значениями.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ввиду регулярного получения податей и в целях организации хозяйства царям и их чиновникам требовалась письменность.

2) В новом доме и сени и кухня и комната были немного просторнее.

3) Русским князьям приходилось иметь дело и с варяжскими торговцами и с варяжскими воинами.

4) Ольга могла подолгу примерять перед зеркалом новую блузку или новое платье.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце клонилось к закату и садилось в пожаре пурпурного пламени и растопленного золота.

2) Широкие полотнища света туго натянулись между деревьями и дрожащими бликами легли на рыхлую от дождей землю.

3) На главной площади города обязательно возводились собор или ратуша.

4) Чистота и красота тонкость и нежность жасмина восхищают всех.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.

2) Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями речными и морскими судами плотинами и каналами для искусственного орошения полей.

3) Лицом пригожа да нравом негожа.

4) У всех людей гортань и язык и губы устроены одинаково.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Высоко замахивается да не больно бьёт.

2) Берёзка мила при солнце и в самый серый день и при дождике.

3) Александр Николаевич шутил и смеялся с утра и до вечера и всех других заставлял хохотать.

4) Изучение закономерностей природы или чудесных её явлений обогащает человечество новыми научными гипотезами.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

2) Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!

3) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

4) Часто именно по уровню развития автомобилестроения в той или стране судят о её индустрии в целом.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей различных профессий.

2) Только изредка слышатся голоса птиц да постукивание дятла.

3) Исчезновение крупных животных или сокращение их количества заставляло древнего человека всё чаще употреблять в пищу рыбу.

4) Древние египтяне писали как на папирусе так и на льняных тканях.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) XX век называют ядерным и космическим и компьютерным.

2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

4) Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Тёмно-зелёный фон картины подчёркивал нежность лица девушки и большие глаза и маленький подбородок с немного выдающимися скулами и напряжённую линию рта.

2) Каждое литературное направление или время вырабатывали свои лексические поэтизмы.

3) Багровый свет фонаря освещал то бронзовый памятник то колонны здания.

4) Народническая деятельность в России в середине XIX века сосредоточилась в средних и крупных городах и приобрела политический характер.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Земляникой да черникой полны наши леса!

2) С трудом различаю цвет и очертания людей и предметов.

3) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.

4) По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Осенью откроется выставка молодых московских художников.

2) Зарева пожаров окрашивали небо то в розовый то в лиловый цвет.

3) Белая куропатка питается ягодами и семенами и поедает их в огромном количестве.

4) Тонкий слой прозрачной краски мог передать на полотне влажный блеск глаз или внезапно вспыхнувший румянец.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.

3) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе может занимать умы и сердца огромного количества людей.

4) На глобусе и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую препинания не расставлены.)

1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в сходных частях текста называют параллелизмом.

2) Для растений вреден как недостаток так и избыток влаги в пору созревания плодов.

3) С мудростью старости и простодушием детства в письменном слове до конца своих дней славил этот поэт жизнь.

4) Все взгляды и убеждения вырабатываются и воплощаются

ЕГЭ. Задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Драбкина, С. В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ЗАДАНИЕ 16.

ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

  2. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

  3. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворенности.

  4. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

  5. Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом.

Ответ:____

Вероятно, Ваш ответ № 1 и 5? Вы правы!

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

В этом задании проверяются знания учащимися трёх пунктограмм:

  1. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.

  2. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И.

  3. Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.

Пунктуация в простом предложении с однородными членами.

1. Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, запятая не ставится.

Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни.

Запятая не ставится

Примеры

1) Между однородными членами, соединенными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.

[О и О].

[О да О].

[О или О].

[О либо О].

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

Сегодня либо завтра отправлю письмо.

Приеду завтра или сегодня.

2) В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, НИ ТО НИ СЁ, НИ ШАТКО НИ ВАЛКО, И ТУДА И СЮДА, И ТАК И СЯК, НИ СЕБЕ НИ ЛЮДЯМ, НИ ЖИВ НИ МЁРТВ и др.

На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

Иван Никифорович был ни жив ни мертв.

3) Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).

Пойду посмотрю расписание занятий.

Взял да и сделал наоборот.

2. Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И — И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемыми при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:

Горный поток и шумел. и пенился. и бился о скалы.

[и О, и О, и О].

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяющимся союзом И, если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И:

Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.

[О, и О, и О].

4. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ — НИ, И — И, ИЛИ — ИЛИ, ЛИБО — ЛИБО, ТО — ТО, НЕ ТО — НЕ ТО, ТО ЛИ — ТО ЛИ, ставится запятая, но не перед первым союзом.

Перед первым повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении:

[ни О, ни О, ни О].

[и О, и О, и О].

[или О, или О, или О].

[либо О, либо О, либо О].

[ то О, то О, то О ].

[ не то О, не то О, не то О ].

[ то ли О, то ли О, то ли О ].

Пример: Либо сегодня, либо завтра. либо послезавтра приеду к тебе в гости.

Не то мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат без этого союза.

Пример: Сегодня. либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости.

Мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

Между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая.

[О, а О].

[О, но О].

[О, да О].

[О, зато О].

[О, однако О].

Пример: Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая.

НЕ ТОЛЬКО , HO И …

КАК … , ТАК И …

ХОТЯИ… , НО…

ЕСЛИ HE , TO

НЕ СТОЛЬКО… , СКОЛЬКО. ..

Примеры:

Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено.

[не только O, но и О].

Пушкин создал замечательные произведения как в стихах, так и в прозе.

[как О, так и О].

Туристы хотя и устали, но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.

[хотя и О, но О].

Он ощущал если не скуку, то некоторую усталость.

[если не O, то О].

Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.

[не столько O, сколько О].

Обратите внимание: запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью.

Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и…» являются постоянными.

Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также …» (вместо «не только…, но и…»), «как …, а также …»
(вместо «как …, так и »).

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И

Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения, то мы ставим запятую перед союзом И.

Пример:

Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков)

(В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

ОТСУТСТВИЕ ЗАПЯТОЙ ПЕРЕД СОЮЗОМ И В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ

ПРЕДЛОЖЕНИИ

Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО не ставится.

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:

1. Общий второстепенный член предложения.

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький)

[Общий второст. чл. — = ] и [ = — ].

2. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А.П. Чехов)

3. Общее вводное слово или вводное предложение.

Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.

4. Вопросительные предложения.

Когда состоится заседание кафедры и какова повестка дня?

5. Побудительные предложения.

Пусть кончится зима и наступит весна!

6. Восклицательные предложения.

Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!

7. Неопределённо-личные предложения.

В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (По Ю.М. Лотману)

8. Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые:

Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.

9. Назывные предложения:

Мороз и солнце… (А.С. Пушкин.) (По Д.Э. Розенталю.)

В задании 15 ЕГЭ по русскому языку востребовано знание только первой позиции данного правила:

если части сложносочинённого предложения объединены общим второстепенным членом предложения, запятая перед союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО, соединяющими простые предложения в сложносочинённом предложении, не ставится.

В задании 15 ЕГЭ нужно НАЙТИ ДВА ОТВЕТА: простое предложение с однородными членами и сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания 15:

1) Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):

2) Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:

  • если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;

  • если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

3) Определите, нужна ли запятая перед союзом И:

  • запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И;

  • запятая нужна, если предложение сложносочинённое;

  • запятая не нужна, если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общий второстепенный член.

4) Найдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют:

  • если это одиночный союз и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;

  • если это двойной союз (как, так и…, не столько, сколько…, не только, но и…,
    хотя, но…),
    запятая ставится только перед второй частью двойного союза;

  • если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то…то, ли…ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом;

  • если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА(=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.

5) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Ответ:

Задание № 2.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.

3) На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.

4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

5) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Ответ:

Задание № 3.

1) Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспоминался зимний день в горах Ала-тау.

2) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

3) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

4) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

5) Сверкнула молния и послышался удар грома.

Ответ:

Задание 4.

1) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

2) Туман редел и становилось темнее.

3) За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.

4) Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!

5) Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Ответ:

Задание 5.

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

3) Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.

4) Ученица не отвечала и пауза затянулась.

5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Ответ:

Задание 6.

1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Ответ:

Задание 7.

1) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.

2) Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.

5) К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Ответ:

Задание 8.

1) Художники конца XX века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.

2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Ответ:

Задание 9.

1) Земляникой да черникой полны наши леса!

2) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.

3) С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.

4) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.

5) По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Ответ:

Задание № 10.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.

4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Ответ:

Ответы

ЗАДАНИЕ 15

задания

Ответ

1

25

2

35

3

25

4

25

5

14

6

24

7

24

8

14

9

25

10

35

13

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ — Мегаобучалка

Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Ответ:_____

Задание № 2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.

3) На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.

4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

5) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Ответ:_____

Задание № 3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.



1) Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспоминался зимний день в горах Ала-тау.

2) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

3) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

4) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

5) Сверкнула молния и послышался удар грома.

Ответ:_____

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

2) Туман редел и становилось темнее.

3) За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.

4) Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!

5) Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Ответ:_____

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

3) Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.

4) Ученица не отвечала и пауза затянулась.

5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Ответ:_____

Задание 6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Ответ:_____

Задание 7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.

2) Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.

5) К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Ответ:_____

Задание 8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Художники конца XX века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.

2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Ответ:_____

Задание 9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Земляникой да черникой полны наши леса!

2) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.

3) С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.

4) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.

5) По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Ответ:_____

Задание № 10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.

4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Ответ:_____

 

Ответы

ЗАДАНИЕ 15

№ задания Ответ

 

Древнее британское оружие и доспехи, до 1066

Добро пожаловать в первую часть нашей серии статей об оружии и доспехах. Начиная с древних бриттов, этот раздел охватывает доспехи и оружие через железный век, римскую эпоху, темные века, саксов и викингов, вплоть до норманнского завоевания в 1066 году. Древний британский воин во время вторжения Юлия Цезаря в 55 г. до н.э.

Оружие первых бриттов было очень примитивным по сравнению с римлянами. Однако их использование колесниц в войне стало неожиданностью для захватчиков! Хотя у них были мечи, топоры и ножи, копье было их главным оружием. У них было мало защитных доспехов, и, по словам Цезаря, они были «облачены в шкуры». Геродиан, римский писатель, сказал: «Они не знают, как пользоваться нагрудником и шлемом, и думают, что это будет им помехой».

Римский солдат во время вторжения Юлия Цезаря в 55 г. до н.э.

В то время римская пехота была лучше всего оснащенной и самой дисциплинированной в мире. Они носили шерстяные туники до колен, укрепленные медными лентами на плечах и вокруг груди. Короткий обоюдоострый меч ( гладиус ) использовался как для колющих, так и для рубящих ударов. scutum или щит был деревянным, обтянутым кожей и окованным металлом, и обычно украшался каким-либо отличительным рисунком.

Британский вождь во времена Боудики, 61 г. н.э.

К этому времени в Британии появилось искусство прядения грубой ткани. Эта шерстяная ткань была окрашена в различные цвета с помощью трав, особенно популярной была синяя, извлекаемая из вайды. Туника, мантия и свободные панталоны были сделаны из этой грубой ткани, а обувь — из сырой воловьей кожи. Часто носили орнаментальные браслеты и торки из скрученной золотой проволоки.


Реконструкция битвы между римлянами и иценами Боудикки.
(EH Festival of History)

Обратите внимание, что римские щиты стали изогнутыми и удлиненными, чтобы облегать тело и лучше защищать солдата.

Здесь вы можете более подробно увидеть более поздние римские доспехи и вооружение. Обратите внимание на шлем или кассис . Помимо защиты щек, шлем имеет щиток для защиты задней части шеи и гребень, идущий вдоль передней части шлема, для защиты головы от ударов мечом. Наряду с мечом воины также носят копья (

пилум) и кинжал ( пугио) . Римские сапоги были сделаны из кожи и усеяны гвоздями. Бронежилет был сделан из перекрывающихся металлических полос, скрепленных кожаными полосами внутри, и шарнирно закреплен, чтобы солдату было легче двигаться. Под доспехом солдат надевал льняную рубаху и шерстяную тунику.

 

Саксонский воин ок. 787 г. н.э.

Главным оружием саксонского воина было его копье ( агон ), овальный щит ( тарган ) и его меч. Шлем конической формы был кожаный на железном каркасе, с носовым или носовым щитком .

Боссы со щитами обычно встречаются на ранних англо-саксонских кладбищах, но шлемы и элементы бронежилетов встречаются исключительно редко.

Захоронение корабля Саттон-Ху (7 век) является исключением и включает в себя не только знаменитый шлем, меч и щит, но и кольчугу, которая была настолько проржавела, что не подлежала восстановлению.

Доспехи были очень ценными, поэтому они, вероятно, передавались из поколения в поколение, как сегодняшняя семейная реликвия. Действительно, по своему дизайну шлем Саттон-Ху вполне мог быть датирован римской эпохой 4-го века, а не 7-м веком.

Справа: шлем Sutton Hoo

Воин-викинг Оружие

отражало богатство и социальный статус воина-викинга. У богатого викинга, скорее всего, было бы копье, один или два дротика, деревянный щит и либо боевой топор, либо меч. У самых богатых мог быть шлем, однако считается, что доспехи были доступны только знати и, возможно, профессиональным воинам. У среднего викинга было бы только копье, щит и топор или большой нож.

Саксонский воин примерно в 869 г. н.э. (время короля Эдмунда)

Воин (слева) одет в гимнастерку с кожаным панцирем поверх, коническую шапку и длинный плащ, скрепленный брошью на плече. Он носит щит, вероятно, из липового дерева, окованный и заклепанный железом, и меч. Рукоять железного меча украшена золотом или серебром, а лезвие меча имеет длину около 1 метра.

 

Нормандский солдат около 1095 г. н.э.

Этот солдат носит чешуйчатую броню, сделанную из посеребренного рога. Чешуйчатые доспехи также изготавливались из кожи или металла. Щит продолговатой формы, широкий наверху и сходящийся к острию. Щит изогнут, чтобы защитить солдата, и тщательно отполирован, чтобы ослепить нападающего.

Оружие английского средневекового рыцаря

Артикул

Боевое вооружение английского средневекового рыцаря включало в себя длинный меч, деревянное копье с железным наконечником, булаву с металлическим наконечником, боевой топор и кинжал. Тренированный с детства и натренированный на турнирах, умелый рыцарь мог нанести смертельные ранения даже бронированному противнику. Меч, символ рыцарского кодекса и его благородного статуса, был прежде всего самым важным оружием рыцаря. С тяжелым клинком длиной один метр «большой меч» нужно было держать обеими руками, и он был удивительно стабильным по конструкции с 11 по 15 века нашей эры. Конный рыцарь, вооруженный копьем, представлял собой довольно устрашающее зрелище, но пеший, размахивающий мечом, который мог отрубить конечности одним ударом, сам по себе был грозным психологическим оружием.

Английский средневековый рыцарь

Британский музей (авторское право)

Обучение

Было несколько типов рыцарей, которые сражались в армии в военное время или несли сторожевую службу в замке. Самую большую группу составляли домашние рыцари, те, кто постоянно служил определенному лорду и ехал с ним на войне. Затем были те, кто был обязан служить лорду как рыцарь в качестве формы феодальной службы. Другим типом был рыцарь-наемник, который просто сражался за любого, кто был готов ему заплатить. Наконец, были рыцари, принадлежавшие к определенному ордену, такие как рыцари-тамплиеры или рыцари-госпитальеры. Естественно, качество и количество оружия, которым владел рыцарь, зависели либо от богатства его господина, либо от него самого, но это различие в большей степени проявлялось в декоративных и материальных элементах. Определенное оружие было обычным для большинства рыцарей на средневековом поле боя.

Удалить рекламу

Реклама

Молодых аристократов обучали обращению с оружием примерно с 10 лет, а с 14 лет они становились оруженосцами.

Умение обращаться с оружием, должно быть, сильно различалось между профессиональными рыцарями и теми, кто служил с фиксированным сроком. Молодых аристократов обучали обращению с оружием примерно с 10 лет, а с 14 лет они становились оруженосцами (рыцарями-стажерами). вес в другом. Рыцарь должен был ударить по щиту и продолжать ехать, чтобы не получить удар в спину от веса, когда он вращался. Другим устройством было подвесное кольцо, которое рыцарь должен был поймать и снять кончиком своего копья. Езда на лошади на полном скаку и рубка мечом по деревянному столбу были еще одним приемом обучения. Рыцарь должен был практиковаться в использовании лука и, возможно, даже арбалета, но, будучи частью кавалерийского подразделения, обычно не использовал это оружие на поле боя. Когда оруженосец был полностью обучен, его лорд мог сделать его рыцарем, обычно в возрасте от 18 до 21 года. После этого боевое обучение продолжалось; в конце концов, крепкий и способный рыцарь, который мог двигаться в тяжелых доспехах, справляться с ограниченным обзором, обеспечиваемым его шлемом, и эффективно владеть мечом или копьем, имел гораздо больше шансов удрать от бойни, которая была средневековым полем битвы. Если его спешили или лишили меча, то рыцарь должен был быть под рукой с топором, булавой или, в крайнем случае, с кинжалом.

Элементы средневекового большого меча

Натан Робинсон (CC BY-SA)

Мечи

Меч был особенно могущественным символом средневекового рыцаря. Это было оружие, которое придавало ему статус рыцаря на церемонии инициации, оно обычно благословлялось священником, а форма лезвия и рукоятки часто использовалась как распятие для молитвы. Несмотря на этот романтический символизм, железные и стальные мечи были смертоносным оружием; длинные, тяжелые и острые, они могли легко отрубить конечность одним ударом. Вплоть до конца 10 века н.э. лезвия мечей, как правило, были легче и немного короче, чем клинки с 11 века н.э. Конструкция оставалась удивительно стабильной, с небольшим укорочением клинка к 13 веку н.э. и повторным увеличением длины в следующем столетии, но даже тогда люди использовали оружие по своему выбору. Средневековый длинный меч, используемый рыцарями, можно разделить на шесть основных типов, каждый из которых имеет свои собственные вариации размеров, но все они предназначены как для колющих, так и для рубящих ударов:0003

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!
  • Обоюдоострый и сужающийся к концу. Канал (более полный) по центру с обеих сторон сделал его светлее. Лезвие могло быть до 1 метра (40 дюймов) в длину. Эти длинные мечи были известны как «великие мечи» или «мечи войны» и предназначались для взмаха обеими руками за рукоятку.
  • Обоюдоострый с более выраженным сужением. Канал проходит только на три четверти длины лезвия. Это был самый распространенный длинный меч до конца 13 века нашей эры.
  • Более длинное и широкое лезвие, слегка расширяющееся к рукояти. Канал проходил примерно по половине лезвия. Размер лезвия составлял около 1 метра (40 дюймов), рукоятка в среднем составляла 15-23 см (6-9 дюймов). Используется с c. 1240 г. н.э. они получили красочное позднее название полуторных мечей или «ублюдков».
  • Короткий меч с широким лезвием, в основном используемый для рубящих ударов, но с сужающимся острием. Канал проходил на полпути вниз по лезвию.
  • Лезвие с уплощенным ромбовидным поперечным сечением, выраженным сужением и острием. Используется с c. 1280 г. н.э., он имел только короткую рукоятку длиной 16 см (4 дюйма) и был разработан, чтобы пробивать пластинчатую броню. Такие колющие мечи часто не имели заточенного края у рукояти, чтобы рыцарь мог безопасно схватиться за него для увеличения силы укола.
  • Клинок с двойным каналом у рукояти, а затем с одним каналом или с приподнятым ребром. Оба типа использовались в 15 веке нашей эры. Эти типы были сделаны в континентальной Европе, где такие центры, как Милан и Кельн, завоевали репутацию качества. Еще одним континентальным нововведением, распространившимся в Англии, было кольцо на рукоятке для указательного пальца, которое обеспечивало лучший захват.

Навершия мечей были столь же разнообразны, как и их лезвия, но преобладала форма плоского диска. Они могли быть однотонными, иметь ярко выраженный центр или даже иметь лепестки. Альтернативами до 13 века н.э. были ромбовидная форма, сфера и «треуголка», обычные для мечей викингов. В 14 веке н.э. стал обычным явлением сорт «пробка для запаха», который представлял собой луковичное декоративное дополнение.

Большой средневековый меч

Музей Метрополитен (авторское право)

Крестовины для защиты руки, как правило, были простыми, иногда они слегка изгибались в сторону от рукояти, которая обычно была покрыта двумя кусками дерева, кости или рога, обернутыми вокруг металлического хвостовика и перевязанными кожаными или шелковыми шнурами. В 14 веке н.э. в цельном куске материала рукояти было просверлено отверстие и прорезано над хвостовиком.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Более богатый и яркий рыцарь может добавить немного шика, используя золотую или серебряную проволоку на рукоятке. Когда меч не использовался активно, его хранили в кожаных и деревянных ножнах, которые могли иметь железную фурнитуру сверху и снизу. Некоторые мечи имели небольшой кожаный лоскут (chappe), прикрепленный к рукоятке, чтобы, когда меч находился в ножнах, дождевая вода не попадала и не ржавела на лезвии. Учитывая длину мечей, требовалось сложное расположение ремней и ремня, чтобы они не сбивали рыцаря с ног и при этом их можно было легко вытащить. К 15 веку нашей эры полностью диагональный пояс для меча стал обычным явлением. Ремни были еще одной возможностью для рыцаря добавить некоторые блестящие детали к своему общему одеянию, особенно с помощью металлических люверсов и стержней.

Большинство рыцарей также несли с собой дополнительную страховку в виде кинжала, который обычно напоминал миниатюрную версию длинного меча.

Альтернативой длинному прямому клинку были фальшионы с коротким, но широким изогнутым клинком, а иногда и с одним изогнутым лезвием, а другим прямым, имевшим режущую кромку на внешней стороне. В 13 веке н.э. это зловещее оружие было специально утяжелено более толстым лезвием к острию, что делало его идеальным для отрубания конечностей противнику. Большинство рыцарей также несли с собой дополнительную страховку в виде кинжала, который обычно напоминал миниатюрную версию длинного меча, но имел только одно заточенное лезвие. К 15 веку н.э. двумя наиболее распространенными типами были кинжал рондель с двумя кругами на обоих концах рукоятки и кинжал-баллок с двумя вздутиями между рукоятью и лезвием; оба типа имели длинные сужающиеся лезвия.

Удалить рекламу

Реклама

Копья

Одной из главных характеристик средневекового рыцаря было то, что он ездил верхом, а одним из самых эффективных видов оружия, способных поразить противника до того, как он подойдет слишком близко, было копье. Рыцари долго и усердно практиковались в рыцарских поединках, и средневековый турнир, хотя позже он превратился в зрелище рыцарства и пышности, был идеальным местом для изучения навыков, необходимых для того, чтобы дольше оставаться в живых на поле боя. Умение управлять лошадью, держа в одной руке копье, а другой щит, поддерживать равновесие в седле, поражать движущуюся цель и оставаться на лошади в случае получения удара по корпусу, было необходимо для выживания.

Реконструкция рыцарских турниров

Национальная ассоциация рыцарских турниров (CC BY-SA)

Копья

длиной от 2,4 до 3 метров (8-10 футов) обычно изготавливались из ясеня или кипариса и имели стальной наконечник, прибитый к древку. Только в 14 веке н.э. для защиты руки, несущей копье, была добавлена ​​накладка, сначала круглая, а затем коническая. В 15 веке н.э. копье стало тоньше в том месте, где его держала рука. Кожаный ремешок можно носить на плече, чтобы копье не соскальзывало назад при ударе по противнику. К концу 14 века н.э. рыцари носили упор для копья как часть нагрудного доспеха, чтобы придать оружию дополнительную устойчивость.

Булавы

Булавы

стали популярными, поскольку броня улучшилась и стала более устойчивой к рубящему мечу. Вал был сделан из дерева, а в ранних версиях головка была из медного сплава, на которой были выступы, сделанные с помощью формы — либо закругленные выступы, либо фланцы. Версия с шаром с шипами была известна как «утренняя звезда». В 14 веке н.э. голова обычно делалась из стали или железа. Чтобы булава не потерялась после особо сильного удара, вокруг запястья надевали ремешок, который прикрепляли к основанию древка. В 13 веке н.э. был разработан цеп — древко с металлическим шаром с шипами, прикрепленным цепью. Любимец кинематографистов и коллекционеров оружия, он редко использовался на поле боя.

Удалить рекламу

Реклама

Гобелен из Байе: фрагмент битвы при Гастингсе

Неизвестный художник (общественное достояние)

Оси

Некоторые рыцари использовали топор, у которого обычно было либо расширяющееся лезвие и очень длинное древко (как у классического топора дровосека), либо более тонкое и острое лезвие с коротким древком (как у современного пожарного топора). Иногда любой тип топора был оснащен шипом на конце рукоятки, а в более поздних версиях 14 века н.э. — шипом наверху. В том же веке произошли дальнейшие разработки, такие как использование молотков и секиры (также известной как полакс), которая представляла собой комбинацию молота и топора с шипом; у некоторых из них было очень острое лезвие топора, поэтому они были известны как вороны. Топор на очень длинном древке с острием наверху был известен как алебарда. Другим вариантом топора была глефа с длинным и слегка выпуклым лезвием, прикрепленным вертикально к длинному деревянному древку, но они чаще использовались пехотинцами.

Вам понравилась эта статья?

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Библиография

  • Гис, Дж. Жизнь в средневековом замке. Harper Perennial, 2015.
  • Граветт, К. Английский средневековый рыцарь 1200–1300 гг. Издательство «Оспри», 2002 г.
  • Граветт, К. Английский средневековый рыцарь 1300–1400 гг. Издательство «Оспри», 2002 г.
  • Граветт, К. Английский средневековый рыцарь 1400–1500 гг. Издательство «Оспри», 2001 г.
  • Филлипс, C. Иллюстрированная история рыцарей и золотой век рыцарства. Книги Лоренца, 2014.

Переводы

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык!

Об авторе

Марк Картрайт

Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.

Бесплатно для всего мира, при поддержке вас

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.

Стать участником Пожертвовать

Рекомендуемые книги

  • Английский средневековый рыцарь 1200–1300

    Автор: Граветт, Кристофер и Тернер, Грэм , опубликовано Osprey Publishing (2002)

    20,00 $

  • Средневековое оружие и доспехи: справочник. Том I: Четырнадцатый век…

    Написано Моффатом, Ральфом , опубликовано Boydell Press (2022)

    74,72 $

  • Оружие и доспехи турнира

    Написано Кепвеллом, Тобиасом , опубликовано Royal Armouries (2018)

    15,00 $ $11.14

  • рыцарь раскраска: средневековые рыцари раскраски для детей и взрослых…

    Написано mounart , опубликовано IndependentlyPublished (2021)

    6,99 $

  • Книжка-раскраска с мечами: для детей | Средневековые викинги и рыцарское оружие…

    Написано Art, Dream , опубликовано Независимо опубликовано (2021)

    8,99 $

 

Лицензия и авторское право

Представлено Марком Картрайтом, опубликовано 06 июня 2018 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена. Обратите внимание, что контент, связанный с этой страницей, может иметь другие условия лицензирования.

Крестоносец и его типичное снаряжение

Доспехи мужчины сияют в лучах полуденного солнца, копья и конская упряжь звенят. Дворянин Готфрид фон Буйон бросается навстречу вражеской армии сельджуков 1 июля 1097 года нашей эры, рядом с ним его рыцари. Будучи одним из первых крестоносцев Средневековья, герцог сеял страх и ужас среди своих врагов. Особенно впечатляло снаряжение тяжелобронированных всадников. Но что такое крестоносец и какова его типичная экипировка?

Инхальтсюберзихт

Паломничество с военными целями

Прежде чем вдаваться в подробности об экипировке рыцарей, давайте кратко рассмотрим происхождение крестоносцев. После того как воинственные сельджуки из современной Турции завоевали часть Ближнего Востока, набеги на христианских паломников стали усиливаться. В 1095 году нашей эры в Риме папа Урбан II призвал всех воинов христианства отвоевать Иерусалим. Многие дворяне, а также крестьяне и простые солдаты из сегодняшней Франции, Германии и Италии последовали призыву. Но почему этих людей называли «крестоносцами»?

Осада Иерусалима крестоносцами, 1099 г. (иллюстрация позднего средневековья, возможно, XIV/XV вв.)

Откуда произошло название «Крестоносец»?

Принявшие крест обычно отказывались от любых мирских владений. В то же время крестоносцам в Средние века было обещано прощение всех грехов, если они умрут во время опасного паломничества. Таким образом, эти воины были наравне с христианскими мучениками. Чтобы все могли видеть, кто дал обет, крестоносцы носили крест на гербовой накидке и щите как средство идентификации. Самый известный пример — тамплиеры с красным крестом на белом фоне. Орден рыцарей также связан с мифами о поисках Святого Грааля.

Символ Средневековья: Меч

Символ Средневековья: меч, главное оружие рыцаря. Мечи типичных крестоносцев, о которых мы должны думать как о длинных мечах, имели длину около 1,20 метра. На заостренном с обеих сторон железном лезвии к нижнему концу прикреплены две планки для защиты руки — парирующие стержни. Рукоять меча, также называемая рукояткой, часто оканчивается богато украшенным навершием для правой хватки и в качестве противовеса. Для безопасного хранения крестоносцы перевозили свое оружие в ножнах для меча, надетых на бедро.

Жестокий эффект: Крестоносец и его копье

Вспомните сцену из начала: толпа из 50 тяжелобронированных всадников мчится навстречу врагам на полном скаку. В такой атаке Копье играет важнейшую роль как второе основное оружие рыцаря. Копья состоят из деревянного древка с железным наконечником длиной примерно от 2,50 до 4 метров. Благодаря использованию стремени у всадников было достаточно захвата, чтобы вставить оружие под мышку. Сила удара могла легко пробить легкую и среднюю броню.

Средневековая броня: Хорошая защита, но тяжелая

Говоря о доспехах, в наши дни мы уже не можем представить Крестоносца без культовых доспехов. В основном отважные рыцари носили кольчуги и шлемы, реже еще и пластинчатые доспехи. В позднем Средневековье доспехи стали настолько тяжелыми, что бойцов приходилось поднимать на боевого коня краном. Не волнуйтесь, вы найдете подходящую броню, которая не заставит вас сразу упасть в обморок. Доспехи обеспечивали эффективную защиту от оружия, используемого мусульманскими войсками, такого как лук и стрелы или световая сабля.

Щит защищал крестоносца от нападения.

Помимо доспехов, большинство крестоносцев несли в боковой руке деревянный щит. Это использовалось для парирования ударов и отражения стрел. Щит часто укреплялся металлическим горбом и металлической полосой и вешался на плечо. Поскольку он простирался от земли до плеча, щит обеспечивал достаточную защиту всего тела воина. На щите обычно был крест или нарисованный герб семьи или лорда, к которому относился крестоносец.

С горшковым шлемом, оберегом и кольчугой

Рыцарский спектакль сопровождался яростным бряцанием кольчуги: кольчуга в средние века доходила до колен и защищала тело, руки и ноги. Часто цепной капюшон также защищал голову и шею. Над ним Крестоносец Мира носил горшечный шлем или нормандский шлем с защитой носа. С 13 века поверх него ставили нагрудник. Красочная накидка в качестве верхнего слоя и гамбезон в качестве нижнего белья для набивки под рубашку с цепочкой, и вы были готовы к бою.

Другое оружие крестоносцев в средние века

Другое оружие крестоносцев в средние века также реже встречалось на полях сражений, в том числе однолистный боевой топор и булава с четырьмя или шестью звездообразными острыми металлическими листами в конце. Молот, который может нанести смертельные ранения как силовое оружие, создан по образцу кузнечного молота. Утренняя звезда представляет собой стержень, на конце которого на цепи закреплен железный шар, укрепленный шипами. Размах шара создавал очень опасное и впечатляющее оружие, способное пробить даже тяжелую броню.

Самая большая проблема для крестоносца: вес

Когда вы впервые примерите свое снаряжение, вы быстро это заметите: броня, щит и оружие имеют вес, который нельзя недооценивать. Поэтому крестоносцам приходилось проводить регулярные учебные курсы в средние века. Стойкость, упорство и сила превратили их в серьезных противников. Вес меча и его острота означали, что часто было достаточно прицельного удара, чтобы уничтожить противника. Другая сторона сельджуков, а затем и сарацинов полагалась на другой вид войны.

Различия в военном деле между крестоносцами и их врагами

В средние века во время крестовых походов встретились два мира: Восток и Запад. В то время как крестоносцы сосредоточились в первую очередь на грубой силе, силе и стойкости в ближнем бою, мусульманские войска больше внимания уделяли луку и стрелам. Конные лучники атаковали армию крестоносцев издалека, а затем быстро ускакали.