Египетский воин, немецкий любовник, русский граф
Билеты были распроданы задолго до концерта, ибо представлять певца в России не нужно, да и не был он у нас более десяти лет. Но меломаны, конечно, следили за творчеством звезды, так или иначе. Те, кто не может ездить на фестивали и премьеры в Европе, по аудио- и видеозаписям знают и его относительно недавнего Лоэнгрина в Земпер-опере, и давнего Альфреда в «Травиате» (постановка Дмитрия Чернякова), и прочие многочисленные партии – от Ленского и Герцога в «Риголетто» до Ромео и Фауста. Да и три сольных альбома существуют.
Бечала выступил в КЗЧ с дирижером Марком Пиолле и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. Маэстро произвел двойственное впечатление. Как аккомпаниатор он был безупречен, подавая вокал как нечто драгоценное, хотя справиться со звуком столь большого (даже слишком большого, с избытком пультов) оркестра не так-то просто. Это не первая встреча Пиолле с певцом. Буклет концерта сообщает, что с «Петром Бечалой дирижер участвовал во многих оперных гала-концертах, в частности в сезоне 2018/19 – на сцене театра Лисео в Барселоне, с Национальным симфоническим оркестром Ирландского радио и телевидения в Дублине и во Дворце музыки в Валенсии».
Бечала вышел на сцену во фраке, что ныне бывает не так уж часто. Тем самым была подчеркнута верность оперно-концертной традиции, у певца не ведущей, однако, в беспросветный консерватизм. Этот артист, если взять послужной список и прочесть его интервью, известен как творец, понимающий неординарные сложности профессии, и как человек, который сперва думает, а потом делает: «Я часто говорю, что абсолютно спокоен: я еду своей дорогой с той скоростью, с какой могу, замечая иногда, как меня опережает какой-нибудь быстрый автомобиль.
Но через несколько километров этот автомобиль я вижу в канаве или на дереве. В опере ведь как на автостраде – все имеет свои границы и свой смысл».Что привлекает в его пении? Наполненное артистизмом мастерство. Точное чувство меры, не мешающее при этом эмоциям. Скольжения по регистрам, особенно из среднего в верхний, когда переход очевиден – и незаметен. Умение – и желание – избегать очевидных искушений: голос на верхних нотах (красивые насыщенные верхи) не форсируется искусственно, нет этого распространенного «сейчас как поддам!». А затихающие пиано и пианиссимо (на фальцете), поражающие долгим дыханием, не выглядят вокальным аттракционом, как у многих, но естественным завершением трудного пути. Это поистине благородное пение.
Первое отделение прошло, правда, не без огрехов. Ария Рудольфа из той же «Луизы Миллер» была спета чуть хрипловато и не совсем ровно, в арии Радамеса из «Аиды» был момент напряжения и даже «срыва» голоса (эту партию Бечала должен был впервые спеть в Метрополитен-опере вместе с Анной Нетребко, да ковид помешал). Казалось, что певец постепенно распевается, хотя повторяющийся вокальный «всхлип», как и некоторая техническая «неустойчивость», мешали цельности впечатления.
Но дальше, начиная с арии Хозе («Кармен»), где еще чувствовались недочеты, но уже меньше, дело начало улучшаться, и мы, наконец, услышали настоящего Бечалу. Ненатужная подача голоса, несомненное чувство театра в ариях, ясный тембр большой красоты, богатство интонаций, объемный звук, четкая фразировка… Концерт стал смотром разных вокальных настроений. Водемон из «Иоланты», где был подчеркнут рыцарский идеализм персонажа («Водемон – это в своем роде молодой Лоэнгрин, очень позитивный образ, заключающийся в этой его вере, прямодушии», – считает Бечала). Итальянская мелодичность и кантилена в арии Каварадосси («Тоска»). Любовная рефлексия Вертера в опере Массне (по мнению певца, «в социальном плане Вертер – это ребенок»). Трагическое воодушевление Андре Шенье в одноименной опере Джордано. И финальный Калаф из «Турандот», с его теплой интонацией и взлетом возгласов «Vincerò! Vincerò!».
И даже тот факт, что Бечала составил концерт из одних только оперных хитов, не снизил интереса, то есть для публики это интерес лишь повысило, но отдельным снобам вроде автора этих строк хотелось послушать и более редкий теноровый репертуар. Впрочем, один из двух бисов (после предсмертной арии Каварадосси) был именно редким: ария Лориса из оперы Джордано «Федора». Это специальный подарок российской аудитории, ибо «Федора» написана по пьесе Сарду о российских нигилистах в конце позапрошлого века, и граф Лорис – фигура не менее трагическая, чем казненный итальянский живописец у Пуччини.
Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра |
«Петр Бечала на сегодняшний день – один из лучших теноров на мировом оперном горизонте.
И таким останется долго, учитывая, как хорошо он поет в свои пятьдесят четыре года. Бечала, начав как лирический тенор, с годами вторгся на территорию более крепкого голоса, и сегодня он может исполнять весь теноровый репертуар – и лирический, и драматический. И все одинаково убедительно. Когда у певца происходят неизбежные, связанные с возрастом изменения, нужна большая мудрость и точный расчет, чтобы правильно скорректировать свой репертуар и карьеру.В молодости он семь лет работал на контракте в Цюрихе, в небольшом театре, где пел все партии, от маленьких до главных, не форсируя голос и не живя в самолете, как это делают многие молодые певцы. Потом, когда он довел до совершенства свою технику, а голос окреп, началась успешная международная карьера, которую певец тоже выстраивал мудро. А к драматическим партиям Лоэнгрина и Радамеса он подступил совсем недавно, когда на то пришло время. Некоторые технические шероховатости в его пении (coup de glotte на переходных нотах) – это мелочь.
Что касается упреков в «расхожем» выборе программы концерта, то да, это сплошь хиты. Но нужно учесть, что певец не давал своих сольных концертов в Москве, насколько я помню, поэтому хотел показать себя в своих «коронных» вещах. Бечала, по-моему, образец для молодых певцов. Он показал (и блестящей творческой биографией доказал свою правоту), как надо петь, относиться к авторскому тексту, вести себя на сцене и строить карьеру. Возможно, у него нет броской, напоказ, артистической позы, но его умная сдержанность, стилевая чуткость, прекрасные языки, глубокое понимание того, что он поет, отсутствие дешевых эффектов убеждают в том, что он выдающийся мастер и большой художник».
Бэс-воин. Египетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
1. Abdelwahed, Y.E.H. 2016: Houses in Graeco-Roman Egypt. Arenas for Ritual Activity. Oxford.
2. Allen, J. 1974: The Book of the Dead or Going Forth by Day. (The Oriental Institute of the University of Chicago. Studies in Ancient Oriental Civilization, 37). Chicago.
3. Altenmüller, H. 1965: Die Apotropaia und die Götter Mittelägyptens: Eine typologische und religionsgeschichtliche Untersuchung der sogenannten «Zaubermesser» des Mittleren Reichs. Teil I. München.
4. Altenmüller, H. 1975: Bes. In: LÄ. Bd. I, 720–724.
5. Amiet, P. 1961: La glyptique mésopotamienne archaïque. Paris.
6. Ashton, S.-A. 2003: Petrie’s Ptolemaic and Roman Memphis. London.
7. Attula, R. 2001: Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Bestandkatalog der figürlichen Terrakotten. Rostock.
8. Bailey, D.M. 2008: Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London.
9. Ballod, F. 1912: [A vase with a figure depicting Bes from the collection of V.S. Golenishchev No. 2185]. In: Pamyatniki Muzeya izyashchnykh iskusstv imeni imperatora Aleksandra III v Moskve [Monuments of the Museum of Fine Arts named after Emperor Alexander III in Moscow]. Vol. I–II. Moscow, 31–36.
10. Баллод, Ф. Ваза с фигурой-изображением Беса из собрания В.С. Голенищева № 2185. В сб.: Памятники Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве. Вып. I–II. М., 31–36.
11. Ballod, F. 1913: Prolegomena zur Geschichte der zwerghaften Götter in Ägypten. Moskau.
12. Bataille, A. 1938: Une stèle grecque de Deir-el-Bahari. Annales du Service des Antiquités de L’Égypte 38, 63–68.
13. Bayer-Niemeier, E. 1988: Griechisch-römische Terrakotten. (Bildwerke der Sammlung Kaufmann, Bd. I). Frankfurt am Main.
14. Beck, H. 2005: Ägypten, Griechenland, Rom. Abwehr und Berührung: Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, 26. November 2005 – 26. Februar 2006. Frankfurt am Main.
15. Berlev, O.D. (ed.) 2002: Put’ k bessmertiyu. Pamyatniki drevneegipetskogo iskusstva v sobranii GMII im. A.S. Pushkina. Katalog vystavki [The Path to Immortality. The Monuments of Ancient Egyptian Art in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Catalogue of the Exhibition]. Moscow.
16. Берлев, О.Д. (ред.). Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. М.
17. Berlev, O., Hodjash, S. 1982: The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad.
18. Berlev, O.D., Hodjash, S.I. 2004: Skul’ptura drevnego Egipta v sobranii GMII im. A.S. Pushkina [Sculpture of Ancient Egypt in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts]. Moscow.
19. Берлев, О.Д., Ходжаш, С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.
20. Blackman, A.M. 1932: Middle-Egyptian Stories. Pt. II. Bruxelles.
21. Breccia, E. 1934: Terrecotte figurate greche e greco-egizie del Museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II/2). Bergamo.
22. Brunner-Traut, E., Brunner, H., Zick-Nissen, J. (Hrsg.) 1989: Osiris. Kreuz. Halbmond. Drei Religionen Ägypten. Mainz am Rhein.
23. Carter, G. 1959: Grobnitsa Tutankhamona [Tutankhamun’s Tomb]. Moscow.
24. Картер, Г. Гробница Тутанхамона. М.
25. Dasen, V. 1993: Dwarfs in Ancient Egypt and Greece. Oxford.
26. Dasen, V. 2015: Des Patèques aux « nains ventrus »: circulation et transformation d’une image. In: S. Huysecom-Haxhi, A. Muller (eds.), Figurines grecques en contexte. Présence muette dans le sanctuaire, la tombe et la maison. Lille, 39–55.
27. Dawson, W.R., Uphill, E.P. 1995: Who Was Who in Egyptology. London.
28. Derchain, Ph. 1972: Hathor Quadrifrons. Recherches sur la syntaxe d’un mythe égyptien. Istanbul.
29. Dunand, Fr. 1990: Catalogue des terres сuites gréco-romaines d’Égypte. Paris.
30. Dvoretskiy, I.H. (ed.) 1958: Drevnegrechesko-russkiy slovar’ [Ancient Greek-Russian Dictionary]. Vol. 1. Moscow.
31. Дворецкий, И.Х. (сост.). Древнегреческо-русский словарь. Т. 1. М.
32. Ewigleben, C., Grumbkow, J. von 1991: Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg.
33. Fischer, J. 1994: Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Sammlungen Sieglin und Schreiber. Dresden, Leipzig, Stuttgart, Tübingen. Tübingen.
34. Fjeldhagen, M. 1995: Catalogue Graeco-Roman Terracottas from Egypt. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen.
35. Fluck, C., Helmecke, G., O’Connell, E.R. (eds.) 2015: Egypt: Faith After the Pharaohs. London.
36. Frankfurter, D. 1998: Religion in Roman Egypt. Assimilation and Resistance. Princeton.
37. Fraser, P.M. 1972: Ptolemaic Alexandria. Vol. I. Oxford.
38. Germont, P., Livet, J. 2001: An Egyptian Bestiary: Animals in Life and Religion in the Land of the Pharaohs. London.
39. Goddio, Fr., Fabre, D. (eds.) 2015: Osiris. Mystères engloutis d’Égypte. Paris.
40. Golenishchev, V.S. 1877: Die Metternichstele in der Originalgrosse. Zum ersten Mal herausgegeben von W. Golénischeff. Leipzig.
41. [Golenishchev V.S.] 1987: Vydayushchiysya russkiy vostokoved V.S. Golenishchev i istoriya priobreteniya ego kollektsii v Musey Izyashchnykh Iskusstv (1908–1922) [Outstanding Russian Orientalist V. S. Golenishchev and the History of the Acquisition of his Collection at the Museum of Fine Arts (1908–1922)]. Moscow.
42. Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей Изящных Искусств (1908–1922). (Из архива ГМИИ, вып. 3). М.
43. Griesbach, J. (Hrsg.) 2013: GRYPTISCH: Griechisch–Ägyptisch. Tonfiguren vom Nil. Würzburg.
44. Griffiths, J.Gw. (ed.) 1970: Plutarch’s De Iside et Osiride. Cardiff.
45. Hagen, F., Ryholt, K. 2016: The Antiquities Trade in Egypt 1880–1930. The H.O. Lange Papers. Copenhagen.
46. Hodjash, S.I. 1960: [A wand and a toilet vessel depicting a scene of magical protection]. In: V.V. Struve (ed.), Drevniy Egipet. Sbornik statey [Ancient Egypt. Digest of Articles]. Moscow, 242–260.
47. Ходжаш, С.И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты. В сб.: В.В. Струве (ред.), Древний Египет. Сборник статей. М., 242–260.
48. Hodjash, S.I. 2004: Izobrazheniya drevneegipetskogo boga Besa v sobranii Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Katalog [Images of the Ancient Egyptian God Bes in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts. The Catalogue]. Moscow.
49. Ходжаш, С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.
50. Hogarth, D.G., Edgar, C.C., Gutch, C. 1898–1899: Excavations at Naukratis. The Annual of the British School at Athens 5, 26–97.
51. Hölbl, G. 2001: A History of the Ptolemaic Empire. London–New York.
52. Hornung, E. 1979: Das Totenbuch der Ägypter. Zürich–München.
53. Iasenovskaia, A. 2019: [Three Neo-Assyrian Amulets from the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts]. Vostok (Oriens) 6, 233–243.
54. Ясеновская, А.А. Новоассирийские амулеты из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Восток (Oriens) 6, 233–243.
55. Junker, H. 1911: Der Auszug der Hathor-Tefnut aus Nubien. Berlin.
56. Kaufmann, C.M. 1913: Ägyptische Terrakotten der griechisch-römischen und koptischen Epoche, vorzugsweise aus der Oase el Faijum. Kairo.
57. Korostovtsev, M.A. 1957: [Ancient Egyptian finds in the USSR]. Vestnik istorii mirovoy kul’tury [Bulletin of the History of World Culture] 2, 72–87.
58. Коростовцев, М.А. Древнеегипетские находки в СССP. Вестник истории мировой культуры 2, 72–87.
59. Krauskopf, I., Dahlinger, St.-Chr. 1988: Gorgo, Gorgones. In: LIMC. Vol. IV, 285–330.
60. Lauer, J.-Ph., Picard, Ch. 1955: Les statues ptolémaïques du Sarapeion de Memphis. Paris.
61. Malaise, M. 2004: Bes et la famille isiaque. Chronique d’Egypte 79 (157–158), 266–292.
62. Meeks, D. 1992: Le nom du dieu Bès et ses simplifications mythologiques. In: U. Luft (ed.), The Intellectual Heritage of Egypt. Studies presented to L. Kákosy by Friends and Colleagues on the Occasion of his 60th Birthday. (Studia Aegyptiaca, XIV). Budapest, 423–436.
63. Nachtergael, G. 1994: Statuettes en terre cuite de l’Égypte Gréco-Romaine. Recueil des signatures de coroplathes. In: M.-O. Jentel, G. Deschênes-Wagner (eds. ), Tranquillitas. Mélanges en l’honneure de Tran tam Tinh. Quebéc, 413–433.
64. Nefyodkin, A.K. 2019: [Names of swords in ancient Greek literature and in modern historiography]. Parabellum novum. Voenno-istoricheskiy zhurnal [Journal оf History of Warfare] 10 (43), 5–24.
65. Нефёдкин, А.К. Наименования мечей в древнегреческой литературе и в современной историографии. Parabellum novum. Военно-исторический журнал 10 (43), 5–24.
66. Otto, E. 1975: Amun. In: LÄ. Bd. I, 237–248.
67. Pavlov, V.V., Hodjash, S.I. 1985: Egipetskaya plastika malykh form [Egyptian Plastic of Small Forms]. Moscow.
68. Павлов, В.В., Ходжаш, С.И. Египетская пластика малых форм. М.
69. Pavlova, O.I. 1984: Amon fivanskiy. Rannyaya istoriya kul’ta [Amon of Thebes. Early History of the Cult]. Moscow.
70. Павлова, О.И. Амон фиванский. Ранняя история культа. М.
71. Perdrizet, P. 1921: Les terres cuites grecques d’Égypte de la collection Fouquet. Nancy–Paris.
72. Petrie, W. M.F. 1905: Roman Ehnasya (Heracleopolis Magna) 1904. London.
73. Price, C. 2018: Ancient Egypt. (Pocket Museum). London.
74. Quibell, J.E. 1898: The Ramesseum and The Tomb of Ptah-hetep. London.
75. Quibell, J.E. 1907: Excavations at Saqqara (1905–1906). Le Caire.
76. Raven, M.J. 2019: Egyptian Magic. The Quest for Thoth’s Book of Secrets. Cairo–New York.
77. Ritner, R.K. 2006: ‘And each staff transformed into a snake’: the serpent wand in Ancient Egypt. In: K. Szpakowska (ed.), Through a Glass Darkly: Magic, Dreams & Prophecy in Ancient Egypt. Swansea, 205–226.
78. Ritner, R.K. 2012: Household religion in Ancient Egypt. In: J. Bodel, S.M. Olyan (eds.), Household and Family Religion in Antiquity. Oxford (MA), 171–196.
79. Roeder, G. 1956: Ägyptische Bronzefiguren. (Mitteilungen aus der Ägyptischen Sammlung, Bd. 6/1). Berlin.
80. Romano, J.F. 1989: The Bes-Image in Pharaonic Egypt. New York.
81. Spiegelberg, W. 1929: Die Weihestatuette einer Wöchnerin. Annales du Service des Antiquités de L’Égypte 29, 162–165.
82. Szymańska, H. 2005: Terres cuites d’Athribis. Turnhout.
83. Tinh, T.T. 1986: Bes. In: LIMC. Vol. III, 98–108.
84. Tomashevich, O.V. 2014: [Ancient Egyptian god Horus and Saint George]. Lanterna nostra. K yubileyu prof. I.L. Mayak [For the Anniversary of Prof. I.L. Mayak]. Saint Petersburg, 23–33.
85. Томашевич, О.В. Древнеегипетский бог Хор и святой Георгий. Lanterna nostra. К юбилею проф. И.Л. Маяк. СПб., 23–33.
86. Török, L. Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma, 1995.
87. Vink, F. 2016: Boundaries of protection. Function and significance of the framing (lines) on Middle Kingdom apotropaia, in particular magic wands. In: G. Miniaci, W. Grajetzki (eds.), The World of Middle Kingdom Egypt (2000–1550 BC): Contributions on Archaeology, Art, Religion, and Written Sources. Vol. II. London, 257–284.
88. Volokhine, Yu. 2003: Une representation de Bès armé. Bulletin de la Société d’égyptologie de Genève 25, 153–164.
89. Volokhine, Yu. 2010: Quelques aspects de Bès dans les temples égyptiens de l’époque Gréco-romaines. In: L. Bricault, M. Versluys (eds.), Isis on the Nile. Egyptian Gods in Hellenistic and Roman Egypt. Proceedings of the 4th International Conference of Isis Studies, Liège, November 27–29, 2008. Leiden–Boston, 233–255.
90. Wainwright, G.A. 1934: Some aspects of Amūn. Journal of Egyptian Archaeology 20/3–4, 139–153.
91. Walle, B. van de 1976: Le catalogue de la collection Ch. Bogaert. Chronique d’Égypte 51 (101), 47–57.
92. Weber, W. 1914: Die ägyptisch-griechischen Terrakotten. (Königliche Museen zu Berlin. Mitteilungen aus der ägyptischen Sammlung, II). Berlin.
93. Wildung, D., Grimm, G. (Hrsg.) 1979: Götter und Pharaonen. Roemer- und Pelizaeus-Museum Hildesheim. 29. Mai – 16. September 1979. Mainz–Rhein.
94. Wilkinson, R.H. 1999: Symbol and Magic in Egyptian Art. London.
95. Wilkinson, R.H. 2003: The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. Cairo.
96. Willems, H., Clarysse, W. (eds.) 2000: Les Empereurs du Nil. Paris.
97. Ziegler, K. 1912: Gorgo 1. In: RE. Hlbd. 14, 1630–1655.
9 Древнее египетское оружие и инструменты, которые приводили в действие армию фараона
От топоров до мечей и колесниц — посмотрите на оружие, которое делало древних египетских воинов грозными.
Автор: Dave Roos
Опубликовано:
Universal History Archive/Getty ImagesЕгипетские вооруженные силы стали одной из величайших боевых сил древнего мира в период Нового царства (1550 г. до н.э. – 1070 г. до н.э.), но он сделал это, используя заимствованные оружейные технологии. На протяжении большей части своей ранней истории Египет полагался на простые каменные булавы, копья с деревянными наконечниками, топоры, луки и стрелы, чтобы сражаться с соседними нубийскими и ливийскими племенами. Затем пришли гиксосы, армия вторжения из Сирии, которая завоевала Египет около 1650 г. до н.э. со значительно превосходящим оружием, таким как скоростные колесницы и мощные композитные луки.
В течение века чужеземных унижений, известного как Второй промежуточный период, египтяне внимательно изучили своего врага и создали арсенал нового смертоносного оружия, основанного на сирийских разработках. Когда Яхмос I освободил и воссоединил Египет, он стал первым фараоном Нового царства, золотого века, когда Египет использовал свое модернизированное вооружение и эффективную бюрократию для расширения империи и обогащения за счет иностранной дани.
Это девять основных видов оружия, которые служили египетской армии на пике ее могущества.
СМОТРЕТЬ: Египетская война в хранилище HISTORY
DeAgostini/Getty ImagesИзображение солдат с копьями и щитами во время экспедиции в Страну Пунт, из погребального храма Хатшепсут, ок. 1503–1482 гг. до н.э., Новое царство.
1. Копье и щит с бронзовым наконечником
Основу египетской армии, как и большинства древних армий, составляли копейщики. Вооружены деревянным щитом ( ikem ) в левой руке и копьем с бронзовым наконечником ( dja ) справа от них египетские копейщики наступали на врага плотным строем. Длина копья позволяла египтянам сражаться с врагом за относительной безопасностью своих щитов, а бронзовый наконечник был достаточно твердым и острым, чтобы пробить кожаную броню вражеской пехоты.
Более того, копья обходились дешево.
«В то время, когда металл был так дорог, все, что вам нужно было, это небольшой кусочек бронзы на кончике», — говорит Пол Эллиотт, историк и реконструктор, написавший Война в Египте Нового Царства . «Ими можно было снабдить сотни новобранцев, идеально подходящих для военных действий того времени».
До вторжения гиксосов египетские наконечники копий были деревянными и раскалывались при контакте. Сирийцы показали им, как выковать простые бронзовые наконечники копий с полым гнездом, которое плотно надевается на деревянное древко. Щиты египтян были утилитарными — три деревянные доски, скрепленные клеем и шкурами животных, — но они превратились в грозную защиту, когда пехота сомкнула ряды в фалангу.
2. Джавелин
Египетский джавелин был больше, чем запускаемая вручную ракета. Он также функционировал в ближнем бою как короткое копье длиной около метра (3,3 фута). Солдаты Нового Царства носили на плече колчан с дротиками, как стрелы. На близком расстоянии они использовали дротик, чтобы наносить удары по врагу за их щитами, но они также могли метнуть бронебойный дротик в атакующие колесницы или ряды пехоты. Элиотт говорит, что египтяне не относились к копью как к одноразовому предмету вроде стрелы. Они снабдили свои дротики металлическими лезвиями ромбовидной формы и упростили прицеливание и метание благодаря хорошо сбалансированной и усиленной деревянной рукоятке.
3. Боевой топор
Египетский боевой топор был дополнительным оружием воина, заткнутым за пояс или подвешенным к его плечу. В ближнем бою он мог пробить щит врага или сокрушительным ударом поразить раненого врага. В более ранние периоды египетской истории, когда противник не носил доспехов, лезвия боевых топоров имели полукруглую или серповидную форму, предназначенную для нанесения глубоких рубящих ударов по незащищенной плоти.
Однако во время Нового Царства, когда Египет столкнулся с хеттской и сирийской армиями, одетыми в защитные кожаные куртки на груди, лезвия топоров становились все более узкими и прямыми, «идеально подходящими для пробивания доспехов», — говорит Эллиот.
Боевой топор также является многогранным инструментом, подходящим для любых нужд военного времени. Во время осады ханаанского города половина армии Рамзеса III использовала свои топоры, чтобы копать глиняные стены города, а остальные сравняли с землей деревья в окрестностях.
Werner Forman/Universal Images Group/Getty ImagesНарисованный рельеф из храма царицы Хатшепсут, легкая пехота на параде со штандартами, боевыми топорами и пальмовыми ветвями.
ПОДРОБНЕЕ: 11 вещей, которые вы могли не знать о Древнем Египте
4. Топор-булава
Археологи обнаружили следы отличительного египетского оружия, известного как топор-булава. Стандартная боевая булава — это дубинка, которая является одним из старейших видов оружия на земле. Начиная с 6000 г. до н.э., египтяне вооружались простыми булавами с деревянной ручкой, увенчанной тяжелой каменной головкой. Но во времена Нового Царства смертоносную конструкцию усовершенствовали, добавив изогнутое лезвие, встроенное в цельную деревянную головку.
«Это чисто египетское оружие, — говорит Эллиотт. «По сути, это топор с дополнительной силой».
Булавой топор можно было держать двумя руками, чтобы сломать вражеские мечи и пробить даже самые крепкие бронзовые доспехи.
5. Короткие мечи
Мечи и кинжалы не были обычным египетским оружием до того, как гиксосы внедрили достижения в технологии литья бронзы. Только тогда можно было сделать короткие мечи достаточно прочными, чтобы выдержать суровые сражения. Поскольку бронза не самый прочный металл, некоторые мечи были отлиты из одной цельной детали, лезвия и рукояти, чтобы обеспечить дополнительную прочность.
Было два распространенных типа египетских коротких мечей. Первый имел форму кинжала и заканчивался острым концом. Его задача заключалась в том, чтобы нанести удар врагу с очень близкого расстояния. Второй был длиннее, с плоскими сторонами, переходящим в закругленное острие «ножа для масла». Этот меч предназначался для рубящих ударов по врагу с более безопасного расстояния и был достаточно прочным, чтобы не сгибаться при сильном ударе по щиту или кости.
6. Хопеш
Пожалуй, самым культовым и страшным египетским оружием Нового царства был изогнутый меч, называемый хопеш. Отличительное лезвие хопеша выглядит как вопросительный знак с режущей кромкой снаружи кривой, как ятаган, а не внутри, как серп. В Древнем Египте khopesh означает «передняя нога животного», аналогично английскому слову «dogleg».
Египтяне в очередной раз были в долгу перед гиксосами за это грозное оружие, которое часто изображается на рельефах фараоном, сражающим вражеские армии. Мальчик-царь Тутанхамон, например, был похоронен с двумя хопешами. В древней войне хопеш служил второстепенным оружием, таким как топор или короткий меч, для нанесения завершающих ударов врагу в ближнем бою.
7. Композитный лук
До вторжения гиксосов египтяне полагались на «собственный» лук, простой лук и стрелы, сделанные из цельного куска дерева. Но сирийцы познакомили их с компактной силой и точностью составного лука, сложного и дорогого оружия, сделанного из слоев дерева, рога животного и сухожилий, которое было «изогнуто» для создания невероятной силы.
«Композитный лук стал египетским супероружием, — говорит Эллиотт. «У них было не просто несколько лучников. У них были взводы по 50 лучников в каждом, которые действовали как ударные отряды и одновременно стреляли по врагу».
Египетские составные луки были длинными, около 1,5 метра (почти 5 футов), и были тщательно изготовлены из березовой древесины, козьих рогов, бычьих сухожилий и сухожилий, склеенных вместе с помощью животных клеев. Многослойная конструкция плюс изогнутая конструкция позволяли луку откидываться назад с гораздо большим действием, чем простой самостоятельный лук, запуская стрелу на расстояние от 250 до 300 метров (от 820 до 984 футов) по древним свидетельствам.
Тетивы композитных луков были сделаны из плотного переплетения кишок животных, а стрелы были изготовлены из древесного тростника с бронзовыми наконечниками, которого было много в долине Нила. Для повышения точности стрелы были оперены тремя перьями. Композитные луки были настолько дорогими и сложными в изготовлении, что армии завоевателей Египта часто просили луки вместо золота в качестве дани. Упоминается, что Рамзес III вернул 603 композитных лука после поражения ливийцев.
Universal History Archive/Getty ImagesТутанхамон в бою, вооруженный луком, едущий на колеснице, фрагмент расписной шкатулки из гробницы Тутанхамона.
8. Колесницы
До того, как лошади стали достаточно большими, чтобы на них можно было ездить в бою в качестве кавалерии, колесница была самой быстрой и ужасающей военной машиной. Опять же, гиксосы были теми, кто познакомил египтян с легкими деревянными колесницами с гибким кожаным полом в качестве амортизаторов, но именно египетское Новое царство с его огромным богатством развернуло на поле боя полчища тяжеловооруженных колесниц для смертельного поражения.
Элиотт говорит, что египтяне относились к колеснице как к быстро движущейся «оружейной платформе», управляемой колесничим и воином.
«Колесницы мчались по полю боя, а воин посыпал врага стрелой за стрелой из своего композитного лука, как древний пулеметчик», — говорит Эллиотт. «С колесницы свисали бы двойные колчаны со стрелами, а также дротики, а египтяне могли позволить себе сотни и сотни таких мобильных пулеметных гнезд».
Древние записи о битвах говорят о больших формированиях колесниц, состоящих из более чем 100 команд, надвигающихся на врага и яростно атакующих его фланги и тыловые позиции. Скорость и маневренность египетской колесницы соответствовала только ее вооружению, которое включало не только стрелы и копья, но и несколько хопеш и боевых топоров для рукопашного боя.
9. Чешуйчатый доспех
Среднестатистический египетский пехотинец в армии Нового Царства не носил бы много защиты на поле боя. Судя по рельефным рисункам и археологическим свидетельствам, они, возможно, носили простые тканевые обертывания, усиленные животным клеем, но, если не считать отражения дальнобойной стрелы, они не были бы очень эффективными доспехами.
Самая сложная и защитная броня предназначалась для колесничих, как для возницы, так и для воина, которые были выбраны в качестве ценных целей для вражеских лучников, особенно тех, у кого были дальнобойные композитные луки. Египетские колесничие шли в бой в длинных плащах из бронзовой чешуи, что делало их похожими на больших прямоходящих ящериц. Каждая бронзовая чешуя, как и эта из коллекции Метрополитен-музея, была пробита небольшими отверстиями, через которые чешуя привязывалась к льняной или кожаной подложке. Большой доспех может содержать более 600 отдельных чешуек, как маленьких, так и больших.
Лошади тоже были в доспехах, по крайней мере, судя по погребальным предметам и рельефным рисункам. И Рамзес II, и Тутанхамон изображены на колесницах с царственными лошадьми, одетыми в ярко раскрашенные бронзовые чешуйки.
Древнеегипетское военное дело — Энциклопедия всемирной истории
Палитра Нармера, древнеегипетская церемониальная гравюра, изображает великого царя Нармера (ок. 3150 г. до н. э.), побеждающего своих врагов при поддержке и одобрении своих богов. Это произведение, датируемое ок. 3200-3000 гг. до н.э., первоначально считалось точным историческим описанием объединения Египта под властью Нармера, первого царя Первой династии Египта.
Недавние поправки в исследованиях, однако, теперь интерпретируют артефакт как символическое изображение этого исторического события и утверждают, что Нармер (также известный как Менес) мог или не мог объединить страну силой, но что концепция короля как могущественного воин был важной культурной ценностью, поэтому Нармера изображали завоевателем.
Удалить рекламу
Реклама
Великие цари Месопотамии, особенно ассирийские правители, оставили после себя множество записей о своих военных победах, взятых в плен, разрушенных городах, но на протяжении большей части ранней истории Египта таких записей не существует. Египтяне считали свою землю самой совершенной в мире и были заинтересованы не столько в завоевании, сколько в сохранении того, что имели. Все ранние записи о египетских войнах связаны с гражданскими беспорядками, а не с завоеванием других земель, и это будет парадигмой от раннего династического периода в Египте (ок. 3150–2613 гг. До н.э.) до времен Среднего царства (2040 г.). -1782 г. до н.э.), когда короли 12-й династии содержали постоянную армию, которую они вели в военные походы за пределы своих границ.
YouTube Следите за нами на YouTube!Развитие профессиональной войны
Хотя современные ученые расходятся во мнениях относительно того, объединил ли Нармер Египет путем завоевания, нет никаких сомнений в том, что военная сила под командованием сильного лидера была необходима, чтобы скрепить страну. На протяжении раннего династического периода в Египте есть свидетельства беспорядков, возможно, даже разделения страны в какой-то момент, и гражданских войн между фракциями, борющимися за трон.Удалить рекламу
Реклама
В период Нового царства Египет расширил свою империю и постоянно находился в состоянии войны. Тутмос III руководил как минимум 17 различными кампаниями за 20 лет.
Во времена Древнего царства (ок. 2613–2181 гг. до н. э.) центральное правительство полагалось на региональных губернаторов ( номархов ), которые поставляли людей для армии. Номарх
Рост могущества отдельных номархов был одним из факторов, способствовавших краху Древнего царства и началу Первого промежуточного периода Египта (ок. 2181–2040 гг. до н. э.). Центральное правительство в Мемфисе больше не имело значения, поскольку номарх каждого округа взяли на себя управление своим регионом, построили храмы в свою честь вместо королевской и использовали свою милицию в своих целях. Возможно, в попытке вернуть часть утраченного престижа цари Мемфиса перенесли свою столицу в город Гераклеополь, который располагался ближе к центру. Однако они были не более эффективны на новом месте, чем на старом, и были свергнуты Ментухотепом II (ок. 2061–2010 гг. До н.э.) из Фив, положившим начало периоду Среднего царства Египта.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Нармер побеждает своих врагов
Неизвестно (общественное достояние)
Вполне вероятно, что Ментухотеп II возглавил армию рекрутов из Фив, но, возможно, он уже мобилизовал профессиональные боевые силы в своем районе. Также вполне возможно, что ядро профессиональных солдат, сражавшихся на стороне царя, существовало еще в додинастический период Египта (ок. 6000–3150 гг. до н. э.), но доказательства этого неясны. Большинство ученых сходятся во мнении, что это был преемник Ментухотепа II Аменемхет I (ок. 19 г. до н. э.).91-1962 г. до н.э.), который создал первую постоянную армию в Египте. Это имело бы большой смысл, поскольку отняло бы власть у отдельных номархов и передало бы ее в руки короля. Король теперь имел прямое управление армией, которая была верна ему и стране в целом, а не разным номархам и их регионам.
Армии и оружие в Старом королевстве
Оружием Додинастического и Раннединастического периодов были прежде всего булавы, кинжалы и копья. Ко времени Древнего Царства лук и стрелы, среди прочего оружия, были добавлены, как объясняет историк Маргарет Бансон:
Солдаты Старого Королевства изображались в тюбетейках и с клановыми или номыми тотемами. Они использовали булавы с деревянными головками или каменными головками грушевидной формы. Луки и стрелы были стандартным снаряжением, с кремневыми наконечниками с квадратными наконечниками и кожаными колчанами. Некоторые щиты, сделанные из шкур, использовались, но не повсеместно. Большинство солдат были босыми, одетыми в простые килты или голыми. (168)
Египтяне использовали простой одноарочный лук, который было трудно натянуть, он имел малую дальность и ненадежную точность. Все солдаты были из низшего сословия крестьян и мало обучены. Маловероятно, хотя и возможно, что у них был опыт обращения с луком на охоте. Крестьянство в Египте не владело землей, и охота была запрещена без согласия землевладельца из высшего сословия. Кроме того, египетская диета была в основном вегетарианской, а охота была королевским видом спорта. Тем не менее, с лучниками, стреляющими в массовом порядке с близкого расстояния это оружие могло быть очень эффективным. После залпа или двух стрел солдаты сближались со своими противниками, используя ручное оружие. Египетский флот в то время использовался только для перевозки войск, а не для боя с противником.
Удалить рекламу
Реклама
Египетские солдаты
Σταύρος (CC BY)
Война Среднего Царства
Ко времени Среднего царства в войсках были медные топоры и мечи. Длинное бронзовое копье стало стандартным, как и кожаные доспехи поверх коротких килтов. Армия была лучше организована с «военным министром и главнокомандующим армией или чиновником, который работал в этом качестве» (Bunson, 169).). Эти профессиональные войска были хорошо обучены, и в качестве авангарда использовались элитные «ударные отряды». Офицеры отвечали за неустановленное количество людей в своих подразделениях и подчинялись командиру, который затем докладывал по цепочке командования; точно неясно, каковы были индивидуальные обязанности или как они были известны, но военная жизнь в то время предлагала гораздо больше возможностей, чем в прошлом. Историк Марк ван де Мироп пишет:
.Хотя наши знания о вооруженных силах в Поднебесной очень ограничены, кажется, что их роль в обществе была намного выше, чем в Старом Королевстве. Армия была хорошо организована, и во времена 12-й династии ее ядро составляли профессиональные солдаты. Они служили в течение длительных периодов времени и регулярно находились за границей. Армия предоставила амбициозным людям возможность сделать карьеру. Основная масса войск по-прежнему комплектовалась из населения провинций и участвовала только в отдельных походах. Сколько войск было задействовано и как долго они служили, остается неизвестным. (112)
Вооруженные силы Среднего царства достигли своего апогея во время правления царя-воина Сенусерта III (ок. 1878–1860 гг. до н. э.), который был образцом для более позднего легендарного завоевателя Сесостриса, прославленного греческими писателями. Сенусерт III вел своих людей в крупных кампаниях в Нубии и Палестине, упразднил позицию номарха и взял более прямой контроль над регионами, из которых пришли его солдаты, и закрепил границы Египта с укомплектованными укреплениями.
Египетская боевая колесница
Неизвестно (общественное достояние)
Пожертвования гиксосов
Цари 12-й династии, такие как Сенусерт III, были сильными правителями, которые внесли большой вклад в стабильность Египта, но 13-я династия была слабее и не смогла сохранить эффективное центральное правительство. Гиксосы, семитский народ, иммигрировавший из Сирии и Палестины, поселились в Нижнем Египте в Аварисе и со временем накопили достаточно богатства, чтобы обладать политической властью. Возвышение гиксосов знаменует собой начало Второго промежуточного периода в Египте (ок. 1782–1570 гг. до н. э.), когда страна была разделена между гиксосами на севере, египтянами в середине и нубийцами на юге. Эта ситуация продолжалась, когда трое были заняты торговлей и непростым миром, пока египетский царь в Фивах Секененра Таа (ок. 1580 г. до н.э.) не почувствовал вызов Апепи, царя гиксосов в Аварисе, и не атаковал. Гиксосы были окончательно изгнаны из Египта Яхмосом I (ок. 1570-1544 гг. до н.э.) из Фив, и это событие знаменует собой начало Нового Царства Египта.
Удалить рекламу
Реклама
Египетский бронзовый меч
Гийом Бланшар (CC BY-SA)
Египетская армия во время Второго промежуточного периода в основном состояла из меджаев, нубийских воинов, сражавшихся в качестве наемников. Меджаи служили разведчиками, легкой пехотой и, наконец, кавалерийскими частями. До прихода гиксосов лошадь была неизвестна в Египте, как и колесница. Хотя более поздние египетские и греческие писатели охарактеризовали время гиксосов как темный век хаоса и разрушения, иностранные цари привнесли в культуру ряд значительных нововведений, особенно в отношении войны и оружия. Египтолог Барбара Уоттерсон отмечает:
Гиксосы, выходцы из Западной Азии, познакомили египтян с народами и культурой этого региона, как никогда прежде, и познакомили их с конной боевой колесницей; составному луку из дерева, укрепленному полосками сухожилий и рога, более эластичному оружию с большей дальностью стрельбы, чем их собственный простой лук; мечу в форме симитара, называемому Хопеш, и бронзовому кинжалу с узким лезвием, отлитым за одно целое с хвостовиком. Египтяне превратили это оружие в короткий меч. (60)
Египет никогда прежде не подвергался вторжению и оккупации иностранной державой, и правители Нового царства (1570–1069 гг. до н. э.) хотели убедиться, что это никогда не повторится. Поэтому ранние цари этого периода уделяли особое внимание расширению границ страны для создания буферных зон и тем самым создали Египетскую империю.
Армия Империи
Период Нового Царства наиболее известен современной публике с некоторыми из самых известных правителей (Хатшепсут, Тутмос III, Сети I, Рамсес II). Это был период, когда Египет достиг своего пика престижа, власти и богатства. Ван де Миеруп пишет:
Удалить рекламу
Реклама
Новое Царство Египет был империалистическим государством: страна аннексировала территории за пределами своих традиционных границ и контролировала их в своих интересах. Эта политика уходит своими корнями в более ранние периоды, когда военные завоевания были обычной частью королевских обязанностей, но достигла пика в Новом Царстве, когда Египет находился в почти постоянном состоянии войны. (157)
Статуя царя Тутмоса III
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Империя Нового Царства начинается с преследования Яхмосом I гиксосов из Египта, через Палестину и в Сирию, но на самом деле начинается с правления Аменхотепа I (ок. 1541–1520 до н. э.), который расширил южные границы до Нубии. Тутмос I (1520–1492 гг. до н. э.) пошел еще дальше и провел кампанию через Палестину и Сирию в Месопотамию, достигнув реки Евфрат. Королева Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) отправила экспедиции в Нубию и Сирию и организовала торговую миссию в Пунт, включавшую военный эскорт. Однако Тутмос III (1458–1425 гг. до н. э.) считается величайшим царем-воином раннего Нового Царства, завоевавшим Ливию, расширившимся в Нубию и захватившим регионы по всему Леванту. Тутмос III, возглавив не менее 17 различных кампаний за 20 лет, установил Египетскую империю на пике своего расцвета, и для этого требовалась профессиональная армия. Бансон пишет:
Армия больше не была конфедерацией рекрутов гномов, а представляла собой первоклассную военную силу. Король был главнокомандующим, но визирь и другие административные подразделения занимались тыловыми и резервными делами … Армия была разделена на подразделения, как колесницы, так и пехоту. Каждая дивизия насчитывала около 5000 человек. Эти подразделения носили имена главных божеств нации. (170)
При этой новой организации цепочка подчинения в дивизии, от низшей до высшей ступени, была строго иерархической. В каждой дивизии был офицер, возглавлявший 50 солдат, который подчинялся старшему офицеру, отвечавшему за 250 человек. Этот офицер, в свою очередь, подчинялся капитану, который подчинялся командиру взвода. Над командиром войск стоял войсковой надзиратель, военачальник гарнизона, подчинявшийся надсмотрщику укреплений, вышестоящий начальник фортов, в которых стояла дивизия, подчинявшийся командиру-лейтенанту. Лейтенант-командир подчинялся генералу, ответственному перед египетским визирем и фараоном.
Рамсес II в битве при Кадеше
Пещерный каттум (CC BY-SA)
Важным аспектом этой новой армии была запряженная лошадьми колесница, представленная гиксосами. Ван де Миеруп отмечает, что «возничие были обученными бойцами, а также людьми состоятельными, которые сами обеспечивали себя снаряжением. Они получали большие награды, чем другие солдаты, и имели высокий социальный статус» (158). Египтяне модифицировали колесницу гиксосов, сделав ее легче, маневреннее и быстрее. В каждой колеснице было по два человека, возница и воин. Они носили чешуйчатую броню на верхней части тела и легкий килт внизу. Водитель был хорошо обученным возничим, который управлял транспортным средством, в то время как воин, вооруженный луком, стрелами и копьем, сражался с врагом. Силы колесниц были разделены на эскадроны из 12 колесниц и 24 человек с тринадцатым в качестве командира эскадрильи.
Именно эта армия превратила Египет в империю и позволила процветать фараонам, таким как Аменхотеп III (1386–1353 гг. до н. э.), под чьим правлением в Египте царил беспрецедентный мир и процветание. Нельзя сказать, что во время его правления не было конфликтов, но армия держала подобные неприятности вдали от границ страны. Это также армия Рамсеса II (1279–1213 гг. до н. э.), которая вступила в бой с хеттами в 1274 г. до н. э. в знаменитой битве при Кадеше.
Рамсес II перенес столицу Египта из Фив в новый город, построенный им на месте бывшего Авариса в Нижнем Египте, Пер-Рамсес («Город Рамсеса»). Как обычно, этот фараон не жалел средств, чтобы украсить свою новую столицу украшениями и памятниками, храмами богов и красивыми зданиями, но, как объясняет египтолог Тоби Уилкинсон, в Пер-Рамсесе происходило нечто большее, чем архитектурные достижения и религиозные праздники:
В то время как придворные писцы и поэты восхваляли Пер-Рамсес как великую королевскую резиденцию, полную изобилия и радости, у этого самого амбициозного из королевских проектов была и более угрожающая сторона. Одним из крупнейших зданий был огромный завод по выплавке бронзы, сотни рабочих которого целыми днями занимались изготовлением оружия. Современные высокотемпературные печи обогревались дутьевыми трубами, работающими от сильфонов. Когда расплавленный металл вытек, потные рабочие заливали его в формы для изготовления щитов и мечей. В грязных, жарких и опасных условиях люди фараона изготавливали оружие для армии фараона. Еще одна большая часть города была отдана под конюшни, площадки для упражнений и ремонтные работы для корпуса царских колесниц … Короче говоря, Пер-Рамсес был не столько куполом для удовольствий, сколько военно-промышленным комплексом. (314)
Рамсес II начал свою кампанию против хеттов в Кадеше из Пер-Рамсеса, ехав на своей колеснице во главе четырех отрядов по 20 000 человек. Согласно его надписям, битва была сокрушительной победой египтян, но его противник, Муваталли II из Хеттской империи, утверждал то же самое на своей стороне. Современные ученые пришли к выводу, что битва при Кадеше была скорее ничьей, чем победой любой из сторон, но Рамсес записал подробности своей великой победы и прочитал их по всей стране, а конфликт привел к первому в мире мирному договору, подписанному между египтянами и Хеттские империи в 1258 г. до н.э.
Хеттская боевая колесница
Карен Барретт-Уилт (CC BY-NC-SA)
ВМС Египта
Помимо армии и колесницы существовал третий род войск — флот. Как уже отмечалось, в Древнем королевстве флот использовался в основном для перевозки пехоты. Даже во Второй промежуточный период Камосе использовал флот просто как транспорт, чтобы переправить свои войска вниз по Нилу для разграбления Авариса. Однако в Новом царстве флот стал более престижным, поскольку иностранные захватчики угрожали процветанию Египта с моря.
Наиболее задокументированные и наиболее решительные из этих захватчиков известны как Народы Моря, загадочная группа, которую еще предстоит точно идентифицировать. Похоже, они были коалицией разных этнических групп, которые беспокоили побережья Средиземного моря между ок. 1276-1178 гг. до н.э., и они, возможно, сыграли значительную роль в крахе бронзового века. Рамсес II, его преемник Меренптах (1213-1203 гг. до н.э.) и Рамсес III (1186-1155 гг. до н.э.) сражались с народами моря во время их правления.
Рамсес II, у которого была очень эффективная разведывательная сеть, вовремя узнал о грядущем вторжении, чтобы разместить свой флот вдоль побережья в устье Нила. Затем он разместил небольшой флот на оборонительной позиции, чтобы заманить корабли Народов Моря в ловушку. Как только они заняли позицию, он выпустил с бортов свои более многочисленные и крупные корабли и уничтожил своего противника.
Это сражение, как и многие другие сражения египетского флота, велось на море сухопутными войсками. Хотя солдаты были обучены воевать на воде, они не были моряками. Египтяне не были мореплавателями, и их флот свидетельствует об этом. Корабли часто были невероятно большими, с экипажем около 250 человек. Меньшие корабли имели экипаж из 50 человек, из которых 20 были делегированы на греблю, парусный спорт, маневрирование судна, а 30 — на боевые действия. Хотя Рамсес II подчеркивал свою победу в морском сражении, на самом деле это была сухопутная битва на воде. Египетские корабли сблизились с кораблями народов моря, что позволило взять на абордаж, а затем потопить вражеские корабли; сами корабли не вели боя.
Модель египетского военного корабля
Дерор ави (CC BY)
То же самое относится и к помолвке Рамсеса III с Народами Моря. Он применил уловку своего предшественника, заманив народы моря в ловушку, а затем полагался на партизанскую войну, чтобы уничтожить их. Меренптах полностью избежал морского сражения и встретил врага на суше у Пи-йера, где его армия Нового Царства уничтожила более 6000 вражеских солдат.
Истинная ценность египетского флота заключалась в устрашении потенциальных захватчиков и быстрой переброске сухопутных войск. Тутмос III успешно использовал военно-морской флот в ряде кампаний, и бывшие грузовые корабли часто призывались и превращались в военно-морские суда для походов вверх или вниз по Нилу. Корабли будут оснащены фальшбортом для защиты экипажа от приближающихся ракет, а иногда также будут улучшены для маневренности.
Упадок египетской армии
Рамсес III был последним действующим фараоном Нового Царства, и после его смерти великие военные успехи все больше и больше уходили в прошлое. Пришедшие за ним фараоны оказались недостаточно сильны, чтобы удержать империю, и она начала разваливаться. Фактором, способствовавшим этому упадку, было решение Рамсеса II построить Пер-Рамсес и перенести туда свою столицу из Фив. В Фивах находился великий храм Амона в Карнаке, и жрецы Амона не только там, но и по всему Египту были очень могущественны. Когда столица переместилась в Пер-Рамсес, жрецы в Фивах обнаружили, что у них гораздо больше свободы, чтобы накопить еще больше богатства и власти, чем прежде. Ко времени правления Рамсеса XI (1107–1077 гг. до н. э.) страна была разделена между его правлением от Пер-Рамсеса и правлением жрецов Амона в Фивах.
С этого разделения начинается эпоха, известная как Третий промежуточный период Египта (ок. 1069–525 гг. до н. э.). Какой бы мощью Египет ни обладал на море, его затмили греческие и финикийские флоты того времени, которые были намного быстрее, лучше оснащены и укомплектованы опытными мореплавателями. Египет вступил в так называемый железный век II в c. 1000 г. до н.э., когда они начали производить железные инструменты и оружие. Однако для ковки железа требовался древесный уголь из обожженной древесины, а в Египте было мало деревьев. В 671 г. до н. э. в страну вторгся ассирийский царь Асархаддон, который со своей профессиональной армией, вооруженной железным оружием, уничтожил египетскую армию, сжег город Мемфис и вернул царских пленников в Ниневию. В 666 г. до н.э. его сын Ашшурбанипал вторгся в Египет и завоевал земли вплоть до Фив. Опять же, железное оружие, лучшие доспехи и тактика ассирийцев оказались лучше египетских вооруженных сил.
Сцена ассирийской битвы
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Поздний период Древнего Египта (525–332 гг. до н. э.) начинается после ассирийских вторжений, отмеченных ослаблением власти египетских правителей и непрекращающимися войнами. Египетские королевские особы сражались друг с другом за господство, используя греческих наемников, которые так же легко сражались за одну сторону, как и за другую. В конце концов, многие из этих греческих солдат полностью прекратили сражаться и просто поселились с семьями в Египте.
К этому времени египетские военные приобрели железное оружие и создали сильную кавалерию, но этих нововведений было недостаточно, чтобы поднять ее до уровня эффективности и мощи, которые она имела раньше. Железо было очень дорогим, потому что все необходимые элементы приходилось импортировать.
Персы вторглись в 525 г. до н.э. и разбили египетский гарнизон в Пелусии, но это не имело никакого отношения к превосходящей военной мощи. Персидский полководец Камбиз II знал о большом почитании египтянами животных вообще и кошек в частности. Он приказал своим людям собрать как можно больше животных и погнать их перед армией. Кроме того, он приказал своим солдатам нарисовать на своих щитах изображение богини Бастет, одного из самых популярных из всех египетских божеств. Затем он двинулся по городу с животными перед собой, заявив, что будет швырять кошек через стены, если не получит немедленной капитуляции.