Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика» для Минобороны РФ

Российская оборонная промышленность продолжает создавать новую технику для вооруженных сил, используя имеющиеся опыт и наработки. Так, концерн «Тракторные заводы» проводит испытания перспективного гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика», который в обозримом будущем может поступить в арктические соединения вооруженных сил. Эта машина была разработана на базе существующей гражданской техники и теперь предлагается для использования в армии. В настоящее время опытный образец новой машины проходит испытания, по результатам которых будет решаться дальнейшая судьба проекта.

Проект гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика» в варианте для применения в полярных широтах разработан концерном «Тракторные заводы» в инициативном порядке. С целью ускорения проектных работ было решено взять в качестве основы для нового проекта существующую машину. Базой для «Арктики» стал гражданский многоцелевой гусеничный транспортер ЧЕТРА ТМ140. Машины этого типа производятся предприятием «Курганмашзавод» и поставляются различным заказчикам. Сравнительно высокие характеристики гражданской машины типа ТМ140 позволили разработать на ее базе транспортер для войск, отличающийся некоторыми особенностями конструкции, прежде всего связанными с предполагаемым применением.

Задачей перспективного транспортера является перевозка личного состава и грузов в различных районах, в том числе в Арктике, для чего в конструкцию машины внесены некоторые изменения. Предусматривается возможность перевозки грузов внутри кабины, а также буксировка различных прицепов с полезной нагрузкой. Благодаря применению гусеничной ходовой части с высокими характеристиками ТМ140 «Арктика» может перемещаться по грунтам со слабой несущей способностью, а также по снегу. Кроме того, имеется возможность пересекать водные преграды вплавь. Плавает машина без дополнительной подготовки.

Характеристики транспортера для войск пока не оглашались, однако известны основные параметры его гражданского прототипа. Вероятно, основные показатели ТМ140 в гражданской и военной арктической версии либо одинаковы, либо имеют минимальные отличия. Для общего представления о характеристиках подобной техники рассмотрим гражданский гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140.

Многоцелевое транспортное средство этого типа представляет собой гусеничную машину с грузовой платформой, на которой могут монтироваться модули различного назначения: от пассажирской кабины до специального оборудования. Основным элементом вездехода является гусеничное шасси, на корпусе которого монтируются все остальные агрегаты. В передней части машины, таким образом, устанавливается кабина экипажа, позади нее предусматривается моторный отсек. Кормовая часть шасси служит местом для установки специального оборудования, предназначенного для решения поставленных задач.

Подвижность машины ТМ140 обеспечивается дизельным двигателем ЯМЗ-236Б-2 мощностью 250 л.с., дополнительно оснащенным газотурбинным наддувом. Вездеход получает гидромеханическую трансмиссию, при помощи которой крутящий момент двигателя передается на кормовые ведущие колеса. В составе трансмиссии предусматривается шестиступенчатая коробка передач с электрогидравлическим переключением. Кроме того, в трансмиссии имеется вал отбора мощности, при помощи которого предлагается обеспечивать работу дополнительного оборудования на кормовой грузовой платформе. На вал отбора мощности может передаваться до 200 л.с.

Важной особенностью использованной силовой установки является ее размещение. Двигатель и часть элементов трансмиссии устанавливаются позади кабины экипажа внутри достаточно крупного кожуха. Размеры этого агрегата подобраны таким образом, чтобы ремонтник мог забраться внутрь и проводить все операции по обслуживанию силовой установки, не выходя за пределы ее кожуха. Для доступа внутрь на бортах предусматриваются две двери. Внутри кожуха имеются средства освещения и отопления, обеспечивающие комфортную работу в любых климатических условиях.

ТМ140 имеет гусеничную ходовую часть, приспособленную для движения по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого машина оснащается гусеницей шириной 800 мм с резинометаллическими шарнирами, отличающимися высоким ресурсом. Вес вездехода распределяется по гусеницам при помощи шести опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Направляющее колесо располагается в передней части борта, ведущее – в корме. За счет использования подобной ходовой части среднее удельное давление на грунт составляет 0,22 кгс/кв.см.

В кормовой части корпуса транспортера имеется грузовая платформа размером 3575х2700 мм, на которой может монтироваться различное специальное оборудование или модуль для перевозки людей. В последнем случае на креплениях платформы устанавливается фургон, аналогичный стандартному КУНГ. Этот агрегат представляет собой герметичную кабину с утеплением, вентиляцией и отопителем. Предусматриваются семь мест для пассажиров. Кроме того, возможна организация трех спальных мест. Конструкция и оборудование модуля обеспечивают комфортную поездку на дальние расстояния.

Гражданский вездеход ТМ140 может перевозить на платформе до 3500 кг груза. При этом на плаву максимальная грузоподъемность увеличивается до 4000 кг, а при применении пассажирского модуля общий вес людей и груза не должен превышать 500 кг.

Машина имеет общую длину на уровне 7,8 м, ширину 3,11 м и высоту 3,1 м. Обеспечен клиренс порядка 450 мм, что обеспечивает высокую проходимость по разным поверхностям.

Заявлена максимальная скорость по шоссе на уровне 45 км/ч. При пересечении водных преград движение осуществляется при помощи перематывания гусениц. Максимальная скорость при этом не превышает 4 км/ч. При помощи монтажа дополнительных топливных баков общее количество горючего может быть доведено до 830 л, после чего запас хода составляет 800 км.

Разработка проекта модернизации базового вездехода для использования в условиях Арктики завершилась в прошлом году. В декабре 2015-го опытный образец машины ТМ140 «Арктика» впервые был показан на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Тогда же компания-разработчик раскрыла некоторые подробности нового проекта и огласила основные направления модернизации существующей техники.

В доработанной версии гусеничный транспортер может перевозить до восьми пассажиров или соответствующий груз. Предусматривается применение современных систем создания и поддержания требуемого микроклимата в обитаемых отсеках, за счет которых обеспечиваются комфортные условия во всех диапазонах допустимых внешних температур. Сохранена изоляция обитаемых отсеков от двигателя и трансмиссии, что позволило оставить вибрации на прежнем низком уровне. Так же осталась и возможность организации спальных мест для отдыха экипажа или пассажиров. Таким образом, после модернизации обитаемые отсеки вездехода сохраняют все положительные особенности предшественника, а также получают некоторые новые преимущества.

В ходе модернизации была усилена конструкция транспортера, а также использована новая шестиступенчатая трансмиссия типа «Синтез». Это позволило сохранить подвижность машины на прежнем уровне, а также довести грузоподъемность до 4 тонн. Также доработке подверглась система предпускового подогрева двигателя, а имеющаяся тормозная система была дополнена новой. В лобовой части шасси теперь устанавливается лебедка для самовытаскивания или эвакуации других машин.

Модернизированный транспортер ЧЕТРА ТМ140 «Арктика», как и его предшественник, может использоваться в качестве транспортного средства для перевозки людей или грузов, а также получать специальное оборудование для выполнения иных задач. Кроме того, в декабре было объявлено о возможности доработки вездехода с целью использования в войсках.

В армейском варианте кабина и пассажирский модуль должны оснащаться противопульным бронированием, а на крыше может монтироваться дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметным вооружением. Также для боевого использования предлагается новый трехцветный камуфляжный окрас, призванный затруднить обнаружение техники на арктическом ландшафте.

Как следует из имеющихся данных, в настоящее время опытный образец модернизированного гусеничного вездехода ТМ140 «Арктика», построенный предприятием «Курганмашзавод», проходит различные испытания, в рамках которых подтверждаются расчетные характеристики и ликвидируются выявленные недостатки. Таким образом, в обозримом будущем новая машина может дойти до серийного производства, в том числе и в интересах вооруженных сил.

Несколько дней назад блог BMPD опубликовал ряд фотографий с ходовых испытаний перспективной гусеничной машины. Эти фото были сняты в начале февраля, когда «Курганмашзавод» принимал журналистов телеканала «Звезда». Демонстрационные испытательные заезды выполнялись в рамках съемок телепрограммы «Военная приемка», новый выпуск которой будет посвящен отечественным вездеходам, в том числе и ТМ140 «Арктика». Программа выйдет в эфир в воскресенье 14 февраля в 9:55. Следует ожидать, что телеканал «Звезда» раскроет новые подробности перспективного и многообещающего проекта.

/Кирилл Рябов , topwar.ru/

army-news.ru

Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика» » Военное обозрение

Российская оборонная промышленность продолжает создавать новую технику для вооруженных сил, используя имеющиеся опыт и наработки. Так, концерн «Тракторные заводы» проводит испытания перспективного гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика», который в обозримом будущем может поступить в арктические соединения вооруженных сил. Эта машина была разработана на базе существующей гражданской техники и теперь предлагается для использования в армии. В настоящее время опытный образец новой машины проходит испытания, по результатам которых будет решаться дальнейшая судьба проекта.

Проект гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика» в варианте для применения в полярных широтах разработан концерном «Тракторные заводы» в инициативном порядке. С целью ускорения проектных работ было решено взять в качестве основы для нового проекта существующую машину. Базой для «Арктики» стал гражданский многоцелевой гусеничный транспортер ЧЕТРА ТМ140. Машины этого типа производятся предприятием «Курганмашзавод» и поставляются различным заказчикам. Сравнительно высокие характеристики гражданской машины типа ТМ140 позволили разработать на ее базе транспортер для войск, отличающийся некоторыми особенностями конструкции, прежде всего связанными с предполагаемым применением.


Задачей перспективного транспортера является перевозка личного состава и грузов в различных районах, в том числе в Арктике, для чего в конструкцию машины внесены некоторые изменения. Предусматривается возможность перевозки грузов внутри кабины, а также буксировка различных прицепов с полезной нагрузкой. Благодаря применению гусеничной ходовой части с высокими характеристиками ТМ140 «Арктика» может перемещаться по грунтам со слабой несущей способностью, а также по снегу. Кроме того, имеется возможность пересекать водные преграды вплавь. Плавает машина без дополнительной подготовки.

Характеристики транспортера для войск пока не оглашались, однако известны основные параметры его гражданского прототипа. Вероятно, основные показатели ТМ140 в гражданской и военной арктической версии либо одинаковы, либо имеют минимальные отличия. Для общего представления о характеристиках подобной техники рассмотрим гражданский гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140.

Многоцелевое транспортное средство этого типа представляет собой гусеничную машину с грузовой платформой, на которой могут монтироваться модули различного назначения: от пассажирской кабины до специального оборудования. Основным элементом вездехода является гусеничное шасси, на корпусе которого монтируются все остальные агрегаты. В передней части машины, таким образом, устанавливается кабина экипажа, позади нее предусматривается моторный отсек. Кормовая часть шасси служит местом для установки специального оборудования, предназначенного для решения поставленных задач.

Подвижность машины ТМ140 обеспечивается дизельным двигателем ЯМЗ-236Б-2 мощностью 250 л.с., дополнительно оснащенным газотурбинным наддувом. Вездеход получает гидромеханическую трансмиссию, при помощи которой крутящий момент двигателя передается на кормовые ведущие колеса. В составе трансмиссии предусматривается шестиступенчатая коробка передач с электрогидравлическим переключением. Кроме того, в трансмиссии имеется вал отбора мощности, при помощи которого предлагается обеспечивать работу дополнительного оборудования на кормовой грузовой платформе. На вал отбора мощности может передаваться до 200 л.с.

Важной особенностью использованной силовой установки является ее размещение. Двигатель и часть элементов трансмиссии устанавливаются позади кабины экипажа внутри достаточно крупного кожуха. Размеры этого агрегата подобраны таким образом, чтобы ремонтник мог забраться внутрь и проводить все операции по обслуживанию силовой установки, не выходя за пределы ее кожуха. Для доступа внутрь на бортах предусматриваются две двери. Внутри кожуха имеются средства освещения и отопления, обеспечивающие комфортную работу в любых климатических условиях.

ТМ140 имеет гусеничную ходовую часть, приспособленную для движения по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого машина оснащается гусеницей шириной 800 мм с резинометаллическими шарнирами, отличающимися высоким ресурсом. Вес вездехода распределяется по гусеницам при помощи шести опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Направляющее колесо располагается в передней части борта, ведущее – в корме. За счет использования подобной ходовой части среднее удельное давление на грунт составляет 0,22 кгс/кв.см.

В кормовой части корпуса транспортера имеется грузовая платформа размером 3575х2700 мм, на которой может монтироваться различное специальное оборудование или модуль для перевозки людей. В последнем случае на креплениях платформы устанавливается фургон, аналогичный стандартному КУНГ. Этот агрегат представляет собой герметичную кабину с утеплением, вентиляцией и отопителем. Предусматриваются семь мест для пассажиров. Кроме того, возможна организация трех спальных мест. Конструкция и оборудование модуля обеспечивают комфортную поездку на дальние расстояния.

Гражданский вездеход ТМ140 может перевозить на платформе до 3500 кг груза. При этом на плаву максимальная грузоподъемность увеличивается до 4000 кг, а при применении пассажирского модуля общий вес людей и груза не должен превышать 500 кг.

Машина имеет общую длину на уровне 7,8 м, ширину 3,11 м и высоту 3,1 м. Обеспечен клиренс порядка 450 мм, что обеспечивает высокую проходимость по разным поверхностям.

Заявлена максимальная скорость по шоссе на уровне 45 км/ч. При пересечении водных преград движение осуществляется при помощи перематывания гусениц. Максимальная скорость при этом не превышает 4 км/ч. При помощи монтажа дополнительных топливных баков общее количество горючего может быть доведено до 830 л, после чего запас хода составляет 800 км.

Разработка проекта модернизации базового вездехода для использования в условиях Арктики завершилась в прошлом году. В декабре 2015-го опытный образец машины ТМ140 «Арктика» впервые был показан на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Тогда же компания-разработчик раскрыла некоторые подробности нового проекта и огласила основные направления модернизации существующей техники.

В доработанной версии гусеничный транспортер может перевозить до восьми пассажиров или соответствующий груз. Предусматривается применение современных систем создания и поддержания требуемого микроклимата в обитаемых отсеках, за счет которых обеспечиваются комфортные условия во всех диапазонах допустимых внешних температур. Сохранена изоляция обитаемых отсеков от двигателя и трансмиссии, что позволило оставить вибрации на прежнем низком уровне. Так же осталась и возможность организации спальных мест для отдыха экипажа или пассажиров. Таким образом, после модернизации обитаемые отсеки вездехода сохраняют все положительные особенности предшественника, а также получают некоторые новые преимущества.

В ходе модернизации была усилена конструкция транспортера, а также использована новая шестиступенчатая трансмиссия типа «Синтез». Это позволило сохранить подвижность машины на прежнем уровне, а также довести грузоподъемность до 4 тонн. Также доработке подверглась система предпускового подогрева двигателя, а имеющаяся тормозная система была дополнена новой. В лобовой части шасси теперь устанавливается лебедка для самовытаскивания или эвакуации других машин.

Модернизированный транспортер ЧЕТРА ТМ140 «Арктика», как и его предшественник, может использоваться в качестве транспортного средства для перевозки людей или грузов, а также получать специальное оборудование для выполнения иных задач. Кроме того, в декабре было объявлено о возможности доработки вездехода с целью использования в войсках. В армейском варианте кабина и пассажирский модуль должны оснащаться противопульным бронированием, а на крыше может монтироваться дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметным вооружением. Также для боевого использования предлагается новый трехцветный камуфляжный окрас, призванный затруднить обнаружение техники на арктическом ландшафте.

Как следует из имеющихся данных, в настоящее время опытный образец модернизированного гусеничного вездехода ТМ140 «Арктика», построенный предприятием «Курганмашзавод», проходит различные испытания, в рамках которых подтверждаются расчетные характеристики и ликвидируются выявленные недостатки. Таким образом, в обозримом будущем новая машина может дойти до серийного производства, в том числе и в интересах вооруженных сил.

Несколько дней назад блог BMPD опубликовал ряд фотографий с ходовых испытаний перспективной гусеничной машины. Эти фото были сняты в начале февраля, когда «Курганмашзавод» принимал журналистов телеканала «Звезда». Демонстрационные испытательные заезды выполнялись в рамках съемок телепрограммы «Военная приемка», новый выпуск которой будет посвящен отечественным вездеходам, в том числе и ТМ140 «Арктика». Программа выйдет в эфир в воскресенье 14 февраля в 9:55. Следует ожидать, что телеканал «Звезда» раскроет новые подробности перспективного и многообещающего проекта.

По материалам сайтов:
http://chetra.ru/
http://tplants.com/
http://vertikalnet.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

topwar.ru

Самые новые военные вездеходы нашей России

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

vseonauke.com

Военные вездеходы серии Мустанг от КАМАЗа

Если вас интересуют военные вездеходы на гусеницах — то вам сюда и сюда, а так же немного здесь. Эта статья про КАМАЗы.

Еще в восьмидесятых годах автомобильная промышленность по заказу Министерства обороны приступила к разработке армейского полноприводного автомобиля с повышенной грузоподъемностью и проходимостью. Для автомобильной промышленности была поставлена цель производить автомобили, которые смогли бы выдержать груз весом до 10 тонн. Обязательным условием также было разработать вездеход, который смог бы беспрепятственно работать и при больших скачках температуры.

Мустанги

Самым первым таким автомобилем стал вездеход из серии «Мустанг» автомобильной компании КАМАЗ. Изначально автомобиль проектировался в качестве универсальной грузовой единицы. При этом подвеска и ходовая часть вездехода должна была эксплуатироваться с оперативными звеньями и тактическим вооружением.

Уже в начале 90-х годов были созданы первые прототипы вездеходов автомобильной компании КАМАЗ. Из-за развала СССР производство серийных образцов было отложено на неопределенное время. Но все-таки в 1995 году было произведено 9 качественных и достойных образцов. Ко всеобщему удивлению, разработка специальных проходимых автомобилей не была засекречена. Новые военные вездеходы России даже были представлены на выставке военной техники, которая проходила в Нижегородской области.

Автомобили серии «Мустанг» вобрали в себя только самые лучшие технические инновации. Благодаря передней и задней подвеске со встроенным демультипликатором, а также блокировке межосевого дифференциала автомобили можно было по праву считать очень мощным, проходимыми и маневренными.

Главная задача, стоявшая перед разработчиками военных автомобилей, была выполнена. Вездеходы могли прекрасно работать при любых погодных условиях. Конечно, для выполнения такой непростой задачи потребовалось большое количество времени. Кропотливая работа инженеров дала свои плоды, стоит учесть, что подобные автомобили не производились ранее, и разработчикам пришлось принять достаточно много нестандартных решений.

Разработчики также предусмотрели несколько комплектаций с разной мощностью двигателя, раздаточной коробкой и КПП. Вездеходы могли не только заниматься перевозкой войск, но и более мощные вездеходы использовались для буксировки прицепов и пушек.

Стоить отметить и специально разработанные шины для вездеходов. Они предусматривали увеличение опорной поверхности почти в три раза. Ко всему прочему, усовершенствованная рама позволяла увеличить и грузоподъемность военных автомобилей.

После модернизации вездеходы уже имели трехместные увеличенные кабины, а на потолке находился люк. Также предусматривалось место для хранения оружия, специального оборудования и боеприпасов. Спальное место позволяло во время долгих учений и испытаний отдыхать одному из пассажиров.

Вездеходы серии «Мустанг» через некоторое время были призваны Министерством обороны РФ качественными и надежными. После чего началось серийное производство вездеходов. Но во время системного кризиса производство отложилось, и было выпущено всего несколько автомобилей для нефтедобывающих компаний и предприятий.

Но даже в период кризиса автомобиль постоянно усовершенствовался и модернизировался. Вездеходы стали оснащаться однодисковым сцеплением, десятиступенчатой коробкой передач, усиленными карданными валами и раздаточной коробкой. Благодаря этим существенным обновлениям вездеход вышел на новый уровень. Через некоторое время вездеход был оборудован люком большего диаметра для стрельбы, огневых действий и экстренной эвакуации экипажа. После отлично пройденных тестов и испытаний министр обороны принял решение о снабжении вооруженных сил РФ данными вездеходами. И по сей день военные автомобили оснащаются специальными настройками и оборудованием.

polnyi-privod.ru

Необычные вездеходы СССР: надувные гусеницы НАМИ

Казавшаяся утопией идея совместить проходимость гусеничных движителей с комфортом и быстроходностью пневматических шин волновала ученые умы разных стран. Но дальше других в этом деле удалось продвинуться советским конструкторам

текст: Олег Славин  /  фото: архивные документы  /  22.07.2016

Исход боя, казалось, был предрешен. До высотки оставалось каких-то триста метров. Преодолев водную преграду, БМП, выскочив на берег и набирая ход, направилась к вершине дюны, поливая врага огнем из пушки и пулемета. Казалось, еще чуть-чуть, и задание будет выполнено, как вдруг машина сначала пошла влево, подставляя борт под огонь противника, а потом и вовсе встала. – Какого черта?! – заорал командир на механика-водителя. – Гусеница, командир! – Что гусеница?! – Прокололи!..

Согласитесь, что все это похоже на бред. Проколоть гусеницу на боевой машине пехоты – да разве это возможно? Конечно же, нет, она на БМП состоит из металлических траков, и перебить ее можно лишь выстрелом из пушки или наехав на мину. Однако надувные гусеницы – не плод воображения технически неграмотного автора, а реально существующий тип движителя.

История пневматических гусениц берет начало в 1910-х годах. Тогда конструкторы усиленно думали над тем, как совместить быстроходность колесной техники с проходимостью гусеничной. Идея, казалось бы, лежала на поверхности. Если быстроходность и малошумность  хода по шоссе автомобилям обеспечивают пневматические колеса, а по снегу и песку уверенно передвигаются лишь гусеничные образцы техники, то почему бы не совместить эти два качества в одном движителе? В итоге первым, кто запатентовал пневматическую гусеницу, стал Луи Рено, и было это в 1918 году. В 1925-м свой тип пневматической гусеницы патентует наш соотечественник Н. Ветчинкин. В 1949 году итальянец Бонмартини патентует свое видение этой проблемы, а в 1961-м на первой международной конференции по проходимости в Турине он уже показывает публике легкий гусеничный трактор «Касторо Ломбардини». Столь необычное название трактор получил ввиду того, что внутренняя поверхность гусеницы с равными промежутками времени обрызгивалась касторовым маслом. Сделано это было для уменьшения вероятности спадания гусениц при повороте. Трактор мог развить скорость до 70 км/ч,  а коэффициент сцепления с опорной поверхностью был на 15% выше, чем у металлических гусениц, и на 25% выше, чем у автомобильного колеса. 

Активно занялись проблемой внедрения пневматического гусеничного движителя в начале 1960-х и в СССР. В результате была создана трапецеидальная гусеница. Однако она не была полностью резиновой, а представляла собой симбиоз резины и стали. К тому же в конструкции движителя было много «лишних» деталей, которые фактически сразу сделали такую схему неприемлемой из-за низкой надежности и сложности изготовления. 

Следующим этапом развития отечественного пневмогусеницепроектирования стала гусеница трубчатого типа. По конструкции этот движитель больше напоминал растянутую до неимоверных размеров камеру, которая натягивалась сразу на три диска. Натяжение гусеницы обеспечивалось винтами, посредством которых крайние диски раздвигались. Крутящий момент на гусеницы передавался от катков фрикционно, то есть за счет трения. Все это монтировалось на балансирную тележку, которая в свою очередь крепилась вместо заднего моста. В качестве испытуемого был взят легковой вездеход МЗМА-415, позже – чтобы развести два автомобиля с разными типами движителей – переименованный в НАМИ С-3.

Испытания показали, что такая схема существенно повышает проходимость автомобиля на бездорожье и, что важно, позволяет достаточно быстро, до 60 км/ч, а главное бесшумно и с большой плавностью хода передвигаться и по асфальтированным дорогам. НАМИ С-3 активно эксплуатировался и даже совершил 120-километровый пробег, который помимо плюсов этого типа движителя позволил подметить и минусы. Так, в частности, при движении по песку передние управляемые колеса создавали довольно глубокую колею, что создавало дополнительное сопротивление при движении и, как следствие, существенно снижало проходимость транспортного средства. Не все гладко было и на снегу. Точнее говоря, именно отсутствие грунтозацепов на гладких гусеницах становилось причиной их проскальзывания. Было отмечено и то, что значительная часть мощности двигателя транспортного средства тратится именно на перематывание этого типа гусеницы.

В результате «трубчатая» гусеница эволюционировала в «сотовую». Наличие «сот», по задумке конструкторов, должно было не только уменьшить потери на перематывание, но и значительно повысить поперечную жесткость профиля, а поперечные трубки должны  были стать мощными грунтозацепами.

Этим типом движителя оснастили автомобиль УАЗ — 451Д, который также переименовали. В итоге по снежной целине и хлябям носился уже не УАЗ а НАМИ С-4.

Ведущими могли быть как передний, так и задний каток, достаточно было переставить цепь, соединяющую их со средним катком. Проскальзыванию же гусениц на катках препятствовали резиновые звездочки. Такая передача тягового момента на гусеницы получила название цевочной.

Автомобиль демонстрировал достаточно высокие эксплуатационные характеристики как на рыхлом снегу, так и на асфальте. А довольно большой накат, по сравнению с НАМИ С-3, наглядно продемонстрировал, что такая схема движителя значительно снижает потери, связанные с перематыванием гусеницы по ободу.

Однако, как ни крути гусеницу на задней оси, а наличие колес в передней все же существенно снижало проходимость транспортного средства. В итоге в 1965 году свет увидел сочлененный НАМИ-О106. 

В основе его лежала конструкция все того же НАМИ С-3. Фактически это были две одинаковые тележки, связанные друг с другом посредством сочленения. Двигатель и органы управления устанавливались на переднюю, а грузовой отсек был задним.

Причем задняя тележка могла быть как «лентяйкой», так и принимать активное участие в процессе движения – водитель волен был выбирать «гусеничную формулу» в зависимости от условий движения. А при желании и вовсе можно было отсоединить грузовую платформу. В этом случае НАМИ-О106 поворачивал не за счет складывания звеньев, а посредством подтормаживания гусениц одного из бортов. За счет же водоизмещающего кузова транспорт мог передвигаться и по воде.

Однако широкого распространения этот тип гусеничной техники так и не получил. Причина кроется в конструктивной и технологической сложности изготовления и, как следствие, в высокой стоимости конечного продукта. Да и проколоть или порвать такую гусеницу куда проще, чем металлический трак. И это одна из основных причин, по которой на военной технике такие гусеницы никогда не появятся, а вот на гражданской такой тип движителей применяется, хотя и не очень распространенно. 

Взять, к примеру, снегоболотоход ТТМ-6901 ГР, который гусеница с резиновыми пневмотраками позволяет эксплуатировать на грунтах с низкой несущей способностью, включая снежную целину без ограничения глубины снежного покрова, сыпучих песках, болотах всех категорий и открытых водоемах. Правда, на этом транспорте пневмогусеница уже представлена в сильно видоизмененном виде, но при этом все же таковой является.

5koleso.ru

Топ 10 Советских вездеходов

СССР – это колыбель самых лучших вездеходов в мире ( Чего только не изобретут эти русские, лишь бы дороги не ремонтировать…) Бабушки верят, большинство ведущих западных производителей в той или иной степени и по сей день используют в своих транспортах именно разработки советских инженеров. Только в Стране Советов разработка вездеходной техники стояла в одном ряду с разработкой ракетного вооружения или достижений в космической отрасли, весь развитый мир в это время строил и развивал вычислительную технику. В нашем сегодняшнем топе мы познакомим вас с десяткой самых лучших вездеходов СССР, которые и сегодня остаются непревзойдёнными .

1 ЗИЛ-4904 (Шнекороторный вездеход)


Разработки начались ещё в 60-х гг. ХХ века. В 1972 был выпущен опытный экземпляр. Этому вездеходу подвластны любые препятствия: снег, грязь, вода, болото – всё это без ограничений глубины. Единственное покрытие, на котором он просто «встанет» — асфальт. Конструкция шнекохода – это два «винта Архимеда» из особо прочного сплава. Проходимость его уникальна ещё и потому, что корпус сделан из лёгкого стеклопластика, а сами «шнеки» полые, наполнены полимером (пенопластом). Скорость развивает небольшую, в среднем 10 км/ч, но пройти он сможет везде, где застрянет или утонет любая колёсная или гусеничная техника.

2 ДТ-10 «Витязь»


«Предназначен для работы в крайне сложных климатических условиях при экстремальных температурах» — уже только за эту фразу из ТУ можно начать уважать эту технику, даже не видя её в деле. Полутораметровые стены, 4-метровые рвы и ямы, бездорожье любой сложности, снег, болота, водные преграды – всё это для «Витязя» не проблема. Вездеход интересен своей конструкцией: он двухзвенный, что позволяет перевозить 10 тонн груза, а сочленение его звеньев – это два мощных гидроцилиндра, повышающие своей работой его проходимость. С 1977 года и по наши дни «Витязь» — самая надёжная и универсальная машина в своём классе.

3 ЗИЛ-49061 «Синяя Птица»


По определению «Синяя Птица» — это трёхосный полноприводный плавающий автомобиль. Он был создан в 1971 г., но только в 90-х информация о нём была рассекречена, и мы узнали, что вездеход предназначался для поиска и эвакуации приземлившихся космических экипажей. В те годы посадку космонавтов можно было прогнозировать очень приблизительно, и именно в эти непредсказуемые места должна была дойти эта аварийно-спасательная амфибия. При 9-метровой длине машина может преодолевать огромные рвы, а с 6-литровым 150-сильным двигателем проходит по болотистой местности, снегу, бездорожью без проблем. Вода — вообще его стихия, и любое водное препятствие «Синяя Птица» буквально «пролетает» со скоростью в 8 км/ч.

4 ЗИЛ-Э167


Опытный образец этого вездехода разработали в 1963 г., и предназначался он для использования в районах с неблагоприятным климатом. Девятиметровый, шестиколёсный гигант показал себя очень достойно на всех испытаниях. При грузоподъёмности в 5 т и возможности перевозки 15 пассажиров ЗИЛ – Э167 планировалось использовать на Крайнем севере, на строительстве и спасательных операциях. Но в производство этот великан не попал, став «музейным жителем». Жаль.

5 «Харьковчанка»


Антарктический трудяга, созданный в 1958 году, буквально «исколесил» Антарктиду. Конструкция машины и её надёжность в своё время помогли СССР завоевать неприступный край вечного льда. Большинство агрегатов было взято с танка Т-54, в то время современного и мощного. После успеха первой модели вездехода появилась «Харьковчанка-2», и с 1975 года уже она возглавляла антарктические караваны. Со всеми задачами при температуре за -70 градусов эти вездеходы справлялись на отлично.

6 ГАЗ-47


Первый послевоенный вездеход. Именно эта машина стала отправной точкой для последующих гусеничных «бездорожников». С 1954 по 1967 годы плавающий снегоболотоход был в производстве. Северные районы СССР, Сибирь, дальневосточные стройки, Центральная Азия – ГАЗ-47 был нужен везде и всем. «Рабочая лошадка суровых профессий» — это второе имя легендарной техники!

7 ЗИЛ-135П «Дельфин»


В этой серии советских военных грузовиков с индексом «П» также был свой вездеход, а по совместительству – плавающая десантно-транспортная амфибия. ЗИЛ – 135П «Дельфин» прошёл испытания в Заполярье, Баренцевом и Балтийском морях. Он выдержал шторм в 5 баллов и колол тонкие льды на своём пути, сохраняя скорость на воде в 16,5 км/ч, а на шоссе все 65 км/ч! Показатели были очень приличные и даже уникальные, но в серию машина не пошла.

8 НАМИ-0127


Спроектированный и построенный в 1968 году грузовой автопоезд планировалось использовать для доставки труб на строительство газопровода в труднодоступной местности. Конструкция была нетрадиционной, с шарнирно-сочленённой рамой и колёсной формулой 12х8. Но в ходе «снежных» и «песчаных» испытаний НАМИ-0127 показал потрясающую проходимость даже с 30-тонным грузом. Конструкция, мощность, арочные шины и пневмокатки – вот благодаря чему НАМИ заткнул за пояс многие вездеходы того времени.

9 ЗИЛ-5901 ПЭУ-2


Это — ещё один вездеход, разработанный для поиска космонавтов и спускаемых аппаратов. Шестиколёсный одиннадцатиметровый гигант был способен разместить на себе и космическую капсулу, и группу спасателей, и, собственно, самих космонавтов. Он был плавучим, проходил болотные топи до 1,2 м, снежные заносы и песчаные барханы. Опытный образец ПЭУ-2 в 1972 году, участвовал в реальных поисках и эвакуации космонавтов, показав себя с лучшей стороны. Сегодня эта машина вляется музейным экспонатом.

10 ГАЗ-71


Этот гусеничный транспортёр — снегоболотоход имеет очень узнаваемую внешность. Выпускаясь с 1968 по 1985 годы, он стал самым массовым вездеходом в СССР. При температуре от +40 и до -50 эта машина выполняла самые сложные гражданские, да и военные задачи. По сей день ГАЗ-71 и его современные модификации, трудятся в районах Крайнего Севера.
Учитывая размеры такой страны как СССР и количество территорий, на которых не было, да и не будет никаких дорог, можно смело сказать: проектирование лучших вездеходов было не прихотью, а насущной необходимостью!

И еще видео по теме советских вездеходов:

dekatop.com

Гусеничный вездеход «Драга»

Самодельный гусеничный вездеход «Драга» от Владимира Молочкова из города Ярославль. На форумах сайта «Луноходов.Нет» он зарегистрирован под ником «Драга».
Гусеничный вездеход «Драга»
Вездеход со всех сторон.



Размеры корпуса лодки:
Длина-3100 мм.
Ширина-1300 мм.
Высота-500 мм.
Ширина гусениц-400 мм, плюс зазор между лодкой и гусеницей 80-90 мм.
Ширина по гусеницам- 2300 мм.

Тестовые поездки вездехода «Драга». видео.

Перейдем к строительству вездехода и некоторые моменты, запечатленные на фото.
Рама сварена и вся ходовая собрана, кроме гусеницы.


Натяжное колесо посажено на ось с механизмом натяжения.
Опорные колеса с независимой подвеской с рычагами, распиленными пополам из торсионов ЗАЗ с ограничителями.
Ведущая звездочка с диаметром 300 мм.

Опорные колеса ограничены ходом амортизаторов.

Механизм натяжения на корпусе.

Суппорт механизма торможения расположен внутри корпуса лодки.

Поддерживающие катки.

Опорные колеса R13.

Для управления вездеходом выбран руль. Рулевая колонка и механизм привода тормозов на полуосях ведущей звезды.
Зубья на ведущей звезде прикручиваются болтами.

Траки выполнены из профиля с помощью опрессовки.

На траках просверлены отверстия для крепления к транспортерной ленте с помощью ограничителей-клыков.

Суппорта для тормозов.

По два тормозных суппорта на один диск для увеличения усилия торможения.

Разборка для ревизии коробки перемены передач от ВАЗ-2108 показала большой износ осей сателлитов.



Собрано все в обратном порядке. Оси сателлитов зафиксированы.




Заготовка для клыков из полосы.


Подготовка клыков с помощью домкрата.

Самодельный пуансон для гнутия клыков.

Готовые клыки-ограничители.

Клыки привариваются к основаниям.

Готовый клык.

Заготовки для ведущих звездочек.

Звездочки для цепной передачи.


Цепная передача.

Тормозной диск соединен со звездочкой.

Собранный суппорт тормозной со звездочкой.

Собранная часть гусеницы проверяется на ведущей звездочке.


Двигатель от ВАЗ-2108 установлен на раму и закреплен.

Двигатель соединен с муфтой сцепления и коробкой перемены передач.

Цепная передача с уменьшением оборотов на ведущей звезде.

Транспортерная лента превращается в гусеницу.

Траки прикручиваются к ленте с помощью болтов.

К тракам приварены грунтозацепы из арматуры.

Одна гусеница собрана.

Гусеница одета на ходовую часть вездехода.

Соединение ленты гусеницы сделано внахлест.

Система охлаждения двигателя.

Радиатор от «Нивы»с блоком вентиляторов.

Радиатор закреплен к корпусу лодки.

Приварены основание для сидений.

Сиденья установлены.

Одеты обе гусеницы и вездеход готов к обкатке.

Установка руля.

Механизм торможения с помощью рулевой рейки.

Рулевая колонка.

Выезд из гаража.

Вездеход «Драга» поехал.

Есть опыт первого выезда. Есть над чем дальше работать.

Видео выезда.

Покатушки. видео

Работа системы поворотов с помощью рулевой колонки. видео.


Работы по переделке вездехода и ремонт после покатушек.


Обнаружился обрыв полуоси.

Прикидка двигателя на новое место по компоновке.


Для поворотов с бортфрикционом припасены первичные валы, маховики,корзинки муфты сцепления.

Первичные валы с подшипниками от ГАЗ-53.

Металлические блины как заготовки для маховиков.


Главная передача редуктора моста.

На вал одет фланец крепления суппорта.

Суппорт посажен на фланец.

К суппорту соединена звездочка от цепной передачи и посажен первичный вал от муфты сцепления ГАЗ-53, которая служит для прерывания передачи крутящего момента на ведущую звездочку.

Корзинка муфты сцепления собрана.

Выжимной подшипник на валу.

Самодельный маховик из металла.


К маховику соединен фланец.

На маховике посадочное место под фланец.

Механизм собран.

Корзинка собрана.

Первичный вал вставлен в корзинку.

Коробка перемены передач.

Цепь для цепной передачи с шагом 19,05.

Весь механизм собран.


Установка бортфрикционов на лодку вездехода.

От двигателя идет вращающий момент на КПП (коробка перемены передач), потом вторая коробка и бортфрикционы.

Передача вращающего момента от коробки к бортфрикционам через вал карданный.

В подвеску вставлены пружины.

На первичных валах установлены суппорта для тормозов.
Цепная передача передает вращающий момент к обеим муфтам сцепления.

Два редуктора сварены в один мост.

Компоновка от двигателя до ведущего моста.

Две коробки включенных последовательно уменьшают скорость.

Момент установки двигателя ВАЗ-2108.

Бортфрикционы закрываются.

Коробки крепятся к раме внутри лодки.

Две коробки соединены гибкой муфтой.

Вторая коробка сдвинута от оси лодки для уменьшения перегиба карданного вала.

Один радиатор установлен.

Второй радиатор занял свое место.

Система охлаждения двигателя состоит из двух радиаторов.

Ходовая тоже собирается.

Рулевая колонка установлена.

Сиденья установлены на место.

Механизм торможения с помощью рулевой рейки.

Электросистема собрана.

Глушитель выведен за пределы корпуса лодки.

Установлен топливный бак.

Выезд из гаража и поломка. Хорошо, что далеко не уехал.
Отломилось натяжное колесо.

Накачивается колесо после установки.

Перекос крепления ведущей звездочки.


Зазоры между гусеницей и корпусом лодки.


Гусеница снята для дальнейшего ремонта.

Схема усиления крепления ведущей звездочки.

Металл для усиления крепления. Профиль 60х60х4 мм, швеллер 5 мм.

Погнуло ось подвески опорных колес.

Усиление оси.


Ось выпрямленная собрана на корпусе.

Чулки моста усилены.

После ремонта выезд. видео

Пружины одеты в трубу, что предотвращает изгиб пружин.



Проверка ходовых качеств вездехода «Драга» перед выездом на обкатку. видео


Выезд автосамоделки на природу.


Вездеход доделан и обкатка.

Зимние покатушки.


Красота зимнего леса видна.

Зимние покатушки и налипание снега на всех механизмах вездехода.





Видео

Открутился натяжной каток.



Клиренс вездехода 390 мм.


Всё видео про гусеничный вездеход «Драга».
Дополнительное видео про вездеход «Драга».
Данные для статьи взяты из этого источника.
Данные взяты из этого источника.
Пожелаем успехов Владимиру в деле вездеходостроительства.
Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *