Содержание

Соотношение сил РФ и Японии на Дальневосточном ТВД » Военное обозрение

Хоть сценарий 4-й русско-японской войны (1904-1905 гг., 1938-1939 гг., 1945 г.) и маловероятен, но всё же знать возможности потенциального противника надо.


Нынешние истерики Токио — признак заката Страны Восходящего Солнца. Японская цивилизация тяжело больна, её Дух поражён, что явно проявляется в психологическом состоянии населения, бесконечном экономическом застое.

Но вместо того, чтобы забыть прошлые ошибки и пойти на широкомасштабное сотрудничество с Россией, что дало бы Японии второе дыхание, Токио предпочитает дуть на угли старых и мнимых обид, логичнее было бы предъявить претензии США, которые до сих пор оккупируют их территорию и подвергали их города ядерной бомбардировке.

Силы самообороны Японии

Численность примерно 300 тысяч человек, число резервистов около 50 тысяч. Принцип комплектования – добровольный. Численность населения более 127 млн. человек, что сопоставимо с населением РФ.

Сухопутные силы – около 150 тысяч (на 2007 год), 10 дивизий (9 пехотных и 1 танковая), 18 бригад (3 пехотные, 2 смешанные, воздушно-десантная, артиллерийская, 2 зенитные артиллерийские, 5 инженерных, вертолетная, 3 учебные), 3 группы ПВО. Вооружение: около 1000 танков, примерно 900 единиц бронетехники, около 2000 стволов артиллерии и минометов (включая самоходки, зенитки), 100 установок противокорабельных ракет, более 100 РСЗО, примерно 700 установок ПТУР, 500 средств войсковой ПВО, примерно 450 вертолетов – из них около 100 ударных.

ВВС: Численность личного состава 43-50 тыс. человек, истребителей и истребителей-бомбардировщиков 250 (включая 160 F-15 Eagle), 10 разведчиков F-4 Phantom II(RF-4E), примерно 50 самолетов РЭБ, РЛС, заправщиков, 30 транспортников, 240 учебных (можно использовать как разведчики, легкие истребители, бомбардировщики) – например: 20 истребителей-бомбардировщиков Mitsubishi F-2B. У ВВС также есть более 50 многоцелевых и транспортных вертолетов.



Kawasaki T-4 учебный самолет

ВМС Японии: Численность примерно 45 тысяч человек. Состав флота: 1 эсминец-вертолетоносец типа «Хьюга», 4 эминца-вертолетоносца типа «Сиранэ» и «Харуна», 8 эсминцев УРО типа «Атаго», «Конго», «Хатакадзэ», 32 эсминца (5 типа «Таканами», 9 типа «Мурасамэ», 8 типа «Асагири», 10 типа «Хацуюки»), 6 фрегатов типа «Абукума», 20 ПЛ – 2 типа «Сорю» (2009-2010 гг., строятся еще несколько), 11 типа «Оясио», 7 типа «Харусио».

Также есть 1 минный заградитель, 2 базы тральщиков, 3 морских тральщика, 3 больших десантных корабля-дока типа «Осуми» (1 строится), 2 малых десантных корабля, 7 ракетных катеров, 8 десантных катеров (включая 6 на воздушной подушке проекта 1), 25 минно-тральных катеров, морских танкеров 5, 4 учебных корабля, 2 учебные ПЛ, 2 корабля управления, 2 поисково-спасательных судна.

Морская авиация: 172 самолёта и 133 вертолёта (2007 год).

Береговая охрана – более 12 тысяч человек.

ПВО: примерно полторы сотни дальних комплексов «Пэтриот» (аналог наших С-300), более 500 ПЗРК и ЗА, примерно 70 комплексов ближнего действия Tan SAM Туре 81. ПВО усиливают самолеты ДРЛО типа Е-2 «Хокай» и 10 АВАКСов – «Боинг-767». Всё это объединено с АСУ и средствами ПВО «Бэйдж» ВМС.

Особенность японских ВМС: все корабли новые, самые «старые» — середины 80-х годов, большая часть новые, 90-х, 2000-х годов.

Северная армия: самая сильная армия Японии, создавалась для противодействия СССР. В настоящее время Токио усиливает южное направление, но процесс только начат. В её составе: 1 танковая дивизия, 3 пехотные, артиллерийская бригада, бригада ЗРК, инженерная бригада. На их вооружении примерно 90% береговых ПК комплексов, более половины танков, 90 РСЗО, треть ЗРК и артиллерии, четверть ПТРК всех Вооруженных сил Японии.

Наши силы на Дальневосточном ТВД

ТОФ: В 2010 году у флота было 5 ракетных подводных лодок стратегического назначения, 20 многоцелевых подводных лодок (двенадцать из них атомные), 10 боевых надводных кораблей океанской и морской зоны и 32 корабля прибрежной зоны. Но часть списочного состава в консервации или требует капитального ремонта – все корабли 1980-начала 90-х годов, только один ракетный катер типа «Молния» 2004 года. Так, например: тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в консервации, из 4-х эсминцев три в консервации и ремонте (из консервации редкий корабль возвращается во флот).

Во Владивостоке бригада морской пехоты, отдельный полк морской пехоты и инженерный батальон. 1 отдельный береговой ракетный полк. На Камчатке зенитно-ракетный полк — С-300П.

Проблемы флота: разведка, целеуказания, ветхость кораблей, поддержки с воздуха и воздушной разведки недостаточно.

Морская авиация: 1 отдельный смешанный авиаполк – Каменный Ручей (на вооружении Ту-22M3, Ту-142M3, Ту-142МР), отдельный смешанный противолодочный авиаполк (Николаевка) с Ил-38, Ка-27, Ка-29; отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Кневичи) с Ан-12, Ан-24, Ан-26; отдельный смешанный авиаполк (Елизово) Ил-38; отдельная корабельная противолодочная вертолётная эскадрилья (Елизово) с Ка-27.
ВВС: На Курильских островах и Сахалине самолетов нет, одна база на Камчатке – примерно 30-35 истребителей-перехватчиков МиГ-31, авиабаза под Владивостоком — 24 Су-27СМ, 6 Су-27УБ (учебно-боевых) и 12 МиГ-31 (сколько боеспособных — неизвестно). В сравнительной близости – в Сибири две авиабазы с 30 Су-27 и 24 ближних бомбардировщика Су-24М, 24 Су-24М2. Но нет воздушных танкеров-заправщиков и самолетов ДРЛО. То есть самолеты не «видят далеко», и их нахождение в воздухе ограничено.

Сухопутные войска: на Сахалине мотострелковая бригада, на Курилах одна пулеметно-артиллерийская дивизия с воздуха не прикрыты, ВВС нет, войсковая ПВО не достаточная.

Сценарии 4-й Русско-японской

— Кратковременная частная операция: Япония наносит внезапный удар (предупреждать не будут, это факт, как в 1904 и 1941 гг. – удивили русских в Порт-Артуре и США в Перл-Харборе) по базам флота во Владивостоке и Петропавловске, одновременно утюжа 18-ю дивизию с воздуха и моря (возможно и Сахалин), затем десантная операция, мы теряем Курилы и, возможно, Сахалин. Если захотят захватить Сахалин, захватят. Постараются уничтожить большую часть кораблей и инфраструктуры ТОФ. Затем при поддержке США и мирового сообщества потребуют мир, вернув Сахалин, но решив проблему Северных территорий. Вооруженные силы РФ даже «проснуться» не успеют толком, как война закончится. Это самый возможный вариант.

Сил для этого у японских ВС вполне достаточно.

Если РФ на мир не пойдет, ей придётся восстанавливать ТОФ, готовить десантные транспорты, причём надо создать полное 2-3-х кратное превосходство над ВМС и ВВС Японии, иначе острова не отбить. Это не один год и большие потери, т. к. Токио за эти годы создаст мощную систему укреплений островов. А мировое сообщество будет всячески порицать агрессивные приготовления русских.

Полномасштабная война: самый маловероятный сценарий. Токио к ней не готов, но в принципе может подготовиться за несколько лет, если ТОФ по прежнему будет ржаветь и стареть, ВВС и сухопутные силы на Дальневосточном ТВД не усилят. План «Великой Японии» до Урала никто ведь не отменял. Скажем, лет через 5-8 Япония наносит внезапный удар, молниеносно захватывает Курилы и Сахалин, громит остатки ТОФ, высаживает десантные дивизии в Приморье и Камчатке. Москва не идёт на показательное применение ЯО, бросая в бой части из Сибири, Урала и Европейской части России, все приходит не слитно, а частями. В итоге Япония, неся потери, захватит Дальний Восток, но сил на дальнейшее продвижение не хватит.

Китай, угрожая ударом с юга, потребует своей доли, США захотят своей доли – Чукотка и Камчатка. Токио придется смириться и уступить великим державам. Москва сможет победить, только применив ЯО (достаточно нескольких ударов по войскам противника) или милитаризовав Дальний Восток.

Позиция США

Морально поддержит союзника, тайно «попросит» Москву не применять ЯО. Сами воевать не будут, в случае полномасштабной войны и разгрома РФ потребуют долю. Попытается стать посредником – предложив «мириться», отдав Токио острова.

Китай

Осудит агрессию Токио, но влезать не будет, в случае тотального успеха Японии потребует долю, угрожая войной. Может «под шумок» оккупировать Монголию, часть Средней Азии.

Что делать, чтобы не допустить подобных сценариев

— Укреплять свои ВС, включая ТОФ, ВВС, сухопутные силы.

— Дипломатически четко заявить, что своё никогда не отдадим, а в случае войны и недостаточности обычных вооруженных сил ответим всеми наличными средствами.

— Начать масштабную программу развития Дальнего Востока, поощряя переселение туда избыточного населения из Европейской части России и демографические программы роста коренного населения (стимулирование семей с тремя и более детьми).

— По возможности, занять место США в качестве союзника Японии, предложив совместные программы освоения Космоса, вместе развивая промышленные, научные проекты, Россия огромная — инвестиции Японии найдут достойное применение.

topwar.ru

характеристика и описание вооружения. Силы самообороны Японии

Военное искусство любого государства наполнено специфическими традициями, которые формировались веками. Умением красиво вести войну славились многие страны в мировой истории, однако только некоторые из них сохранили стародавние обычаи в наше время. Как показывает практика, такие государства являются максимально боеспособными, потому что война для их солдат является врождённым инстинктом. К числу подобных государств можно отнести Швейцарию, славящуюся своими наёмниками, Германию, которая дважды вела войну против всего мира, Великобританию с её лучшими мореплавателями, а также Испанию, чья пехота известна на весь мир. Но в мировой истории есть ещё одна страна, чья армия ничем не хуже вышеперечисленных. Это государство неоднократно вело войну с Китаем, Россией, а также сыграло важную роль во Второй мировой войне. Таким образом, в статье пойдёт речь о структуре, численности, истории и других особенностях армии государства Япония.

Императорская армия – источник современных ВС Японии

Современная армия Японии – это исторический отголосок некогда существовавшего войска, которое было известно на весь мир своей беспощадностью, силой и мощью. Однако созданию Японского войска предшествовала череда реформ. Первоначально единого военного формирования в Японии не было.

Основой обороны страны были удельные самурайские ополчения, которые практически не поддавались контролю. Но уже к 1871 году в стране появляется императорская армия Японии. Основой военного формирования послужили отдельные войска нескольких княжеств (Тёсю, Тоса, Сацума). Основными регулирующими органами были Министерство армии и флота. Уже через несколько лет императорская армия стала грозной силой, которая не раз доказывала свою мощь в сражениях с Российской Империей, Китаем и Британскими колониями. Однако история императорской армии Японии была предрешена, когда страна вступила в союз с нацистской Германией и фашистской Италией.

Создание самообороны

В 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. Оккупационные войска Соединённых Штатов Америки ликвидировали императорскую армию, а к середине 1947 года были закрыты абсолютно все военные учебные заведения, запрещены занятия традиционными боевыми искусствами. С этого момента государство Япония находится под полным контролем США.

Уже в 1951 году американские власти получают разрешение на размещение своих военных баз на территории Японии. После этого в государстве понемногу начинается развитие собственных вооружённых сил, которые действовали исключительно на основе принципа обороны государства. Таким образом, в Японии появляются силы самообороны. К началу XXI века эти силы превратились в профессиональное военное формирование, заслуживающее статус вооружённых сил. В это же время снимается запрет на использование ВС Японии за территорией государства. На сегодняшний день самооборона Японии – это профессиональная армия, имеющая свою структуру и чёткий перечень задач. Численность армии составляет 247 тысяч человек.

Принципы деятельности

Вооружённые силы Японии действуют на основе принципов, которые вобрали в себя множество моральных норм и политических доктрин. Существует всего четыре основных принципов:

1. Отказ от нападения. Это значит, что государство не будет использовать свои войска для непосредственного нападения, нарушения территориальной целостности других государств.

2. Отказ от использования ядерного оружия.

3. Повсеместный непрерывный контроль за деятельностью самообороны Японии.

4. Военное сотрудничество с Соединёнными Штатами Америки. После Второй мировой войны Япония является самым крупным военным союзником США вне НАТО.

Представленный список принципов не является исчерпывающим, так как Япония стремится обеспечить полную прозрачность своей военной деятельности.

Неоднозначность юридического статуса

Следует заметить тот факт, что армия Японии имеет неоднозначный юридический статус. Конституция Японии запрещает создавать какие-либо военные формирования на территории государства, что закреплено в статье 9 Основного закона.

В свою очередь, самооборона – это гражданское формирование, другими словами, не военное. Однако ни одна из существующих стран мира не может обходиться без сильной, профессиональной армии. Япония в этом смысле не является исключением. Но отсутствие юридической основы применения существенно ограничивают деятельность и сферу, где можно применить вооружённые силы Японии или же силы самообороны.

Структура сил самообороны

Наравне с армиями других государства, армия Японии сегодня имеет стандартную структуру из четырёх основных элементов. Удобство подобного построения вооружённых сил обусловлено оперативностью взаимодействия между отдельными элементами. Существуют следующие структурные элементы, из которых состоит армия Японии, а именно:

— Сухопутные войска самообороны.

— Военно-морские силы самообороны.

— Воздушные силы самообороны.

Четвёртым основным элементом вооружённых сил являются специальные службы. Их принято выделять в отдельную системную единицу, так как они имеют свою иерархию и сложную внутреннюю структуру.

Сухопутные и воздушные силы самообороны

Императорская армия славилась своими военно-воздушными формированиями, которые отлично зарекомендовали себя во время Второй мировой войны. Сегодня воздушные силы самообороны Японии переняли традиции императорской армии, но вот цели существенно отличаются.

Авиация предназначена для защиты воздушного пространства государства, а также уничтожения воздушных сил противника в случае непосредственного нападения на Японию. Страна обладает мощной авиационной техникой и несколькими структурными военными формированиями внутри военно-воздушных сил. Сухопутные силы самообороны Японии существенно «урезаны», потому что государству запрещено создавать моторизованные десантные подразделения в структуре армии. Тем не менее такие войска имеют артиллерийские, пехотные, танковые и вертолётные дивизии, которые всецело обеспечивают оборону Японии. На вооружение сухопутных войск Японии большое количество тяжёлых и лёгких танков, бронемашин (БМП), бронетранспортёров, артиллерийских установок, миномётов производства разных стран.

Морские силы самообороны Японии

Морские силы являются основным способом защиты территории Японии, потому что государство расположено на нескольких островах. Это наиболее боеспособная часть вооружённых сил.

Многие учёные сравнивают морские силы самообороны Японии с ВМС США как равные в условиях войны на море. ВМС Японии состоят из четырёх основных эскадр, которые базируются в разных частях Японии: первая в Йокосуке, вторая в Сасебо, третья в Майдзуру, четвёртая в Куре. Но существует один минус морских сил – морская пехота отсутствует. Этот факт обусловлен принципом ненападения, который является базовым для армии Японии. Морская пехота не существует, потому что государству попросту не разрешено её иметь. В составе морских сил большое количество эсминцев, миноносцев, авианосцев и подводных лодок разного класса и уровня. Также флот имеет множество кораблей поддержки и плавучих баз.

Специальные службы

Специальные службы выделяются в отдельную группу ведомств, которые образовывают отдельный элемент структуры ВС Японии. Все они имеют свою нормативную базу, а также ряд специфических функциональных задач. К числу подобных служб относят:

— Информационно-исследовательское бюро (деятельность службы точно неясна из-за малого числа сотрудников и большой степени секретности).

— Военная разведка (служба, которая основана на достижениях разведки императорской армии, а также во многом переняла опыт разведки Соединённых Штатов).

— Управление информацией и исследованиями.

— Главное полицейское управление (основной орган общественной безопасности).

— Управление расследований.

— Контрразведка военная (главный контрразведывательный орган Японии).

Помимо этого, в Японии постоянно создаются новые службы, по мере развития социальных и международных отношений.

Заключение

В дополнение следует сказать о том, что численность армии Японии с каждым годом растёт. Помимо этого, возрастает и количество средств, которые правительство тратит на содержание армии. Таким образом, на сегодняшний день самооборона Японии – это одно из самых профессиональных и опасных вооружённых формирований в мире, причем даже с учётом нейтрального статуса государства.

fb.ru

к чему приведёт появление в Японии полноценной армии — РТ на русском

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ рассчитывает в 2020 году закрепить в Конституции государства статус вооружённых сил (ВС). После Второй мировой войны Токио официально отказался от профессиональной армии. Однако в 1954-м в Японии был создан её фактический аналог — силы самообороны. С 2012 года в стране продолжается военная реформа, в результате которой должна сформироваться полноценная армия. С какой целью Абэ стремится узаконить японские ВС и как это отразится на безопасности России — разбирался RT.

Вопрос о придании правового статуса Вооружённым силам Японии лишь на первый взгляд кажется формальностью. Страна восходящего солнца была союзницей нацистской Германии, и отказ от использования военной силы — важная часть исторического покаяния японского народа за зверства милитаристов, убивших миллионы китайцев и корейцев.

«На вечные времена»

2 ноября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. В 1947 году была принята Конституция, девятая статья которой провозглашала отказ Токио от создания и применения вооружённых сил «на вечные времена».

«Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров», — говорится в тексте Конституции.

Также по теме

Без комплекса: почему японский премьер Абэ вряд ли извинится перед Обамой за Пёрл-Харбор

Находясь на Гавайях, премьер-министр Японии почтил память жертв атаки на американскую военную базу в бухте Пёрл-Харбор в декабре 1941…

В Основном Законе Японии уточняется, что «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Конституция однозначно запрещает государству вести боевые действия наступательного характера.

Снятие столь масштабных ограничений с припиской «на вечные времена», безусловно, серьёзный шаг как с правовой, так и мировоззренческой точек зрения. Символично, что призыв изменить Основной Закон прозвучал от Синдзо Абэ 3 мая — в день, когда страна празднует 70-летие послевоенной Конституции.

В интервью газете «Иомиури» премьер заверил граждан, что Конституция сохранит свой мирный характер, но статус сил самообороны всё же необходимо прописать. По его мнению, это можно сделать в 2020 году, который будет иметь большое значение для Японии (страна станет хозяйкой летней Олимпиады).

«Силы самообороны полностью выполняют свой долг и в этом теперь пользуются доверием более 90% населения», — сказал Абэ. При этом глава правительства не стал лукавить и обратил внимание на то, что многие юристы по конституционным вопросам считают существование сил самообороны противозаконным.

  • Солдаты японской армии во время учений
  • Reuters
Под влиянием внешней угрозы

Своим интервью Синдзо Абэ открыл дискуссию о необходимости актуализировать некоторые положения Основного Закона. Как полагает премьер, Япония живёт в иной геополитической реальности, где без полноценной армии невозможно обеспечить безопасность государства.

В частности, японский лидер указал на потенциальную угрозу, исходящую от КНДР.

Абэ является председателем правящей Либерально-демократической партии, которая, вопреки своему названию, стоит на консервативных позициях. В партии, равно как и в японском обществе, нет консенсуса по вопросу создания ВС. Самого Абэ эксперты считают последовательным сторонником расширения полномочий сил самообороны.

Ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко в беседе с RT заявил, что если ситуация на корейском полуострове продолжит ухудшаться, то в 2020 году Япония обретёт обновлённую Конституцию.

«Общество само по себе привыкло уже к фактическому существованию армии, и инициатива по внесению изменений в Конституцию давно на слуху. Есть много чувствительных аспектов, которые играют в пользу позитивного решения этой проблемы. Поэтому если Абэ останется до 2020 года, то шансы будут весьма высоки», — сказал Павлятенко.

Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов уточнил, что для внесения изменений в Основной Закон Абэ или его преемнику придётся заручиться 2/3 голосов в парламенте, а затем провести всенародный референдум.

  • Премьер-министр Японии Синдзо Абэ
  • Reuters

«Общественное мнение показывает, что население разделилось во мнениях примерно поровну. Но в нынешней ситуации, скорее всего, большинство японцев одобрят изменения. Причиной будет нагнетаемая истерика вокруг КНДР и Китая. Так что серьёзных колебаний в общественном мнении, наверное, не будет», — отметил собеседник RT.

 

Восходящая мощь

С 2012 года в Японии реализуется военная реформа, которая предполагает переименование сил самообороны в армию и наделение их правом наносить удары по базам противника.

Также по теме

Страна восходящих амбиций: к чему приведёт рост военной мощи Японии

Министр обороны Японии Томоми Инада сообщила, что Силы самообороны страны имеют право наносить удары по территории противника….

Важной вехой на этом пути стало разрешение парламента Японии (от 19 сентября 2015 года) на использование японских военнослужащих в зарубежных операциях. 9 марта 2017 года министр обороны Томоми Инада заявила, что Япония может нанести удар по Северной Корее, если в её сторону будут запущены ракеты.

Расширение компетенции появившихся в 1954 году сил самообороны — закономерный этап их развития. В 1960-е и 1970-е годы Страна восходящего солнца при поддержке США создала современные сухопутные, военно-воздушные и морские силы. Вашингтон был заинтересован в укреплении военного потенциала Японии. Таким он видел противовес Тихоокеанскому флоту СССР.

В 1979 году численность сил самообороны достигла 270 тысяч человек и с тех пор практически не менялась. В наши дни в японских войсках служат 250 тысяч человек. В рейтинге военной мощи Global Firepower страна занимает 7-е место, расположившись между Великобританией и Турцией.

Сухопутные силы Японии вооружены 700 танками, 2,8 тыс. единиц колёсной бронетехники, 202 самоходными артиллерийскими установками, 99 системами залпового огня и 500 буксируемыми орудиями.

В состав ВМС Японии входит 131 боевое судно: 4 авианосца, 43 ракетных корабля, 27 минных тральщиков, 6 корветов, 6 кораблей береговой охраны, 17 подлодок и пр. Береговую оборону обеспечивают около 100 противокорабельных комплексов Туре-88.

  • Японский флот. 28 апреля 2017 года
  • Reuters

Воздушное пространство Японии защищают свыше 350 зенитных ракетных комплексов. Кроме того, у Страны восходящего солнца мощная авиация (в том числе морская). Силы самообороны насчитывают 288 истребителей, 287 бомбардировщиков и 119 ударных вертолётов.

Стратегический интерес России

Полвека в Японии существует современная профессиональная армия, которая способна выполнять широкий круг боевых задач за пределами госграницы. Стимулом к наращиванию военной мощи, помимо «ядерного хулиганства» КНДР, является усиление флота КНР. Китайский фактор в равной мере беспокоит Токио и Вашингтон.

Все страны восточноазиатского региона наращивают военную мощь. Исключением не является и Россия. Согласно официальным планам Минобороны РФ, в ближайшие годы будет создана единая система береговой обороны от Приморья до Арктики. Кроме того, Тихоокеанский флот (ТОФ) должен получить несколько новых и модернизированных судов.

Особое место в планах России занимает Курильская гряда. Территориальную принадлежность южной её части оспаривает Япония. До конца 2017 года на Курилах будет сформирована новая дивизия, которая заменит 18-ю пулемётно-артиллерийскую дивизию. На необитаемом острове Матуа может появиться пункт снабжения ТОФ.

Протянувшаяся от Камчатки до японских островов Курильская гряда является естественной линией обороны для Дальнего Востока России, а проливы между островами — маршрутами выхода в Тихий океан для кораблей и подлодок ТОФ, несущих ядерное оружие.

  • Российские корабли Тихоокеанского флота
  • globallookpress.com
  • © Zha Chunming

На официальном уровне японское руководство, в том числе Абэ, продолжает считать Южные Курилы (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) незаконно отторгнутой территорией и протестует против любой военной деятельности РФ.

Также по теме

Правим «Бал»: как размещение ракет на Курилах повлияет на российско-японские отношения

Появление российских ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» на Южных Курилах вызвало негативную реакцию японских властей: в пятницу…

С 2015 года противоречия между странами начали сглаживаться. В декабре 2016 года президент РФ Владимир Путин впервые с 2005 года посетил Японию. Российский лидер заручился согласием Абэ прекратить «исторический пинг-понг» и запустить совместное хозяйственное освоение четырёх островов.

Отсутствие мирного договора не помешало Москве и Токио возобновить контакты по военной линии. Однако не всё так гладко: Россию настораживает масштабное военное присутствие США на японских островах (45—50 тысяч военнослужащих), но Токио союзом с Вашингтоном жертвовать не намерен.

Валерий Кистанов уверен, что японские ВС в нынешнем виде не опасны для России, поскольку в их составе отсутствует наступательное вооружение — баллистические ракеты, стратегические бомбардировщики и атомные подводные лодки.

«Ясности, что будет после изменения Конституции, пока нет. Если Япония решит наращивать военную мощь, то для России это однозначно негативный сценарий. Тем не менее, этот процесс быстрым не будет. Токио придётся преодолеть очень много барьеров и полностью изжить исторические комплексы. Обвинения в милитаризме со стороны КНР и Южной Кореи будут неизбежными», — отметил в комментарии RT Кистанов.

russian.rt.com

Зачем Япония укрепляет Силы самообороны? » Военное обозрение

22 декабря премьер-министр Японии Синдзо Абэ одобрил бюджет страны на 2017 год. Одно из главных отличий нового японского бюджета — увеличение военных расходов на 1,4%. Таким образом, японский военный бюджет в наступающем году достиг рекордной за все послевоенные годы отметки и составил 43,66 млрд. долларов США. Увеличение военных расходов было вполне ожидаемым. Несмотря на поражение Японии во Второй мировой войне, реваншистские настроения в этой стране были сильны всегда, и сейчас, по прошествии семидесяти с лишним лет после окончания войны, Япония считает себя вправе вновь приступить к повышению боеспособности своих вооруженных сил.

Как известно, в Японии после войны императорские армия и флот были переименованы в Силы самообороны. Это название как бы подчеркивает миролюбивый характер политики японского государства в послевоенную эпоху. Однако, хотя Силы самообороны Японии намного меньше довоенных императорских армии и флота, но их боеспособность всегда поддерживалась на достаточно высоком уровне. Несмотря на то, что после войны Японии было запрещено иметь собственные вооруженные силы, военное производство и военные учебные заведения, в 1954 году были созданы Силы самообороны. Ведущую роль в их создании сыграли США, которые нуждались в дополнительном союзнике в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем более, позиции США на Дальнем Востоке были в это время весьма шаткими — Советский Союз, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам придерживались коммунистической идеологии, в Индокитае, на Филиппинах и в странах Малайского архипелага сражались повстанческие армии коммунистов, а серьезных союзников у США в регионе практически не было. Филиппины, Таиланд или Южная Корея, разумеется, не могли представлять серьезной конкуренции не только Советскому Союзу или Китаю, но и Северной Корее и Северному Вьетнаму.


Поэтому США приняли решение «вооружить» Японию. Уже в марте 1954 года был заключен договор с США о военной помощи, а в 1960 году — «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», первоначально заключенный на десять лет, а в 1970 году продленный на неопределенное время. Так Япония превратилась в важнейшего стратегического партнера США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а Вашингтон начал оказывать поддержку Токио в создании, укреплении и вооружении Сил самообороны. Эта политика сочеталась с существованием американских военных баз на Окинаве, против которых неоднократно протестовали окинавская общественность и японские левые и националистические силы.

В бюджете Японии на 2017 год увеличение расходов на вооруженные силы предусмотрено не случайно. Токио планирует значительно нарастить боевой потенциал Сил самообороны. В первую очередь, Токио планирует повысить безопасность островов Рюкю в Восточно-Китайском море. Для этого с острова Хоккайдо, находящегося на севере страны, планируется перебросить значительную часть подразделений Сил самообороны. Учитывая, что Хоккайдо находится в непосредственной близости от российской границы, переброс воинских частей с Хоккайдо на Рюкю свидетельствует о том, что Япония воспринимает как потенциальный источник военной угрозы не столько Россию, сколько Китай.

Еще одна стратегическая задача, поставленная японским руководством в сфере модернизации Сил самообороны — повышение их мобильности. Современные войны требуют создания более маневренных и гибких подразделений, способных оперативно реагировать на возникающие вызовы. Япония собирается существенно увеличить боевой потенциал мобильных частей Сил самообороны. До недавнего времени в составе Сил самообороны Японии не было морской пехоты и моторизованных десантных частей. Это объяснялось самим статусом Сил самообороны — ведь морская пехота и десантные части нужны, в условиях Японии, для того, чтобы вести боевые действия за пределами страны, а Токио всячески подчеркивал на протяжении послевоенной истории Японии ее миролюбивый характер. Строго говоря, Силы самообороны существуют даже без правового обеспечения, поскольку Конституция Японии прямо запретила создание собственных вооруженных сил. Поэтому Силы самообороны страны никогда не называют армией или вооруженными силами. Но в последние годы японское руководство все активнее модернизирует Силы самообороны. Не так давно было принято решение и о создании в стране первого подразделения морской пехоты. Планируется, что эта воинская часть будет оснащена штурмовыми машинами — амфибиями (11 единиц на первое время), а также конвертопланами (4 единицы) американского производства. Появление японской морской пехоты — одно из первых свидетельств начавшихся изменений в военной политике современного японского государства.

Модернизировать Силы самообороны японское руководство собирается и посредством минимизации устаревших и неэффективных в «островных» условиях Японии вооружений и родов войск. Так, японское руководство весьма прохладно настроено в отношении танков, которые признаны малоэффективными в современных условиях, тем более — для Японии. В настоящее время Сухопутные силы самообороны Японии насчитывают более 150 тысяч человек. В их составе — 1 танковая и 9 пехотных дивизий, 3 пехотные и 2 смешанные бригады, 1 воздушно-десантная, 2 зенитно-артиллерийские и 5 инженерных бригад, 1 вертолетная бригада, 3 учебные бригады, а также учебный полк, артиллерийская группа и три группы противовоздушной обороны. По состоянию на 2010 год Сухопутные силы самообороны Японии располагали 946 танками, 70 боевыми машинами пехоты, 100 боевыми разведывательными машинами, 560 бронетранспортерами и 220 бронеавтомобилями. Теперь количество танков будет сокращено. Акцент сместился на закупку амфибийных транспортных средств для формирующихся десантных подразделений Морских сил самообороны.

Большое внимание японское руководство планирует уделять и развитию противоракетной обороны. Это напрямую связано с той политикой, которую проводит соседняя КНДР. Регулярные военные учения северокорейских ракетчиков не оставляют японское руководство и командование Сил самообороны равнодушными. КНДР рассматривается в Токио как крайне непредсказуемая в военно-политическом отношении страна, поэтому Япония собирается максимально обезопасить себя от возможных рисков, связанных с поведением северокорейских властей. Тем более, что Пхеньян неоднократно заявлял о том, что собирается развивать и расширять свою баллистическую программу. Пока силы противовоздушной обороны Японии действительно нельзя назвать очень серьезными — как по численности, так и по вооружению.

В состав Воздушных сил самообороны Японии входят шесть боевых и один учебный зенитные ракетные дивизионы. Численность личного состава боевого зенитного ракетного дивизиона — примерно 600 солдат и офицеров. В его состав входят штаб дивизиона, батарея управления, техническая батарея (ремонтный, транспортный и интендантский взводы), четыре огневые батареи (в каждой — по 5 ПУ ЗУР). Таким образом, каждый дивизион имеет на вооружении 20 пусковых установок ЗУР «Пэтриот» РАК-2 и РАК-3. Такое же количество пусковых установок находится и на вооружении учебного зенитного ракетного дивизиона. Кроме Воздушных сил самообороны, подразделения противовоздушной обороны есть и в составе Сухопутных сил. Это три группы противовоздушной обороны и 2 зенитные артиллерийские бригады. Сухопутные силы самообороны располагают 60 ЗРК Тип 81 Тансам, 110 ЗРК Тип 93, 180 ЗРК MIM-23B I-Hawk, 10 ЗРК Тип 03 Чусам, а также 330 ПЗРК Тип 91 и 50 ПЗРК FIM-92 Stinger.

Безусловно, японские Силы самообороны в том виде, в каком они существуют сейчас, не смогут противостоять таким противникам как КНДР и, тем более, КНР. Фактически, задача японских Сил самообороны в случае возникновения серьезного вооруженного конфликта сводится к тому, чтобы продержаться до того времени, когда за Страну Восходящего Солнца вступятся Соединенные Штаты Америки — страна, некогда бомбившая Японию атомными бомбами, а сейчас выступающая в качестве ее главного военно-политического партнера и покровителя. В то же время, многие аналитики считают, что именно в обороне японские вооруженные формирования смогут показать себя прекрасно и вполне оправдают свое название. Ведь тренировкам и учениям Силы самообороны Японии уделяют огромное внимание.

Как известно, после того, как в 1954 году началось создание Сил самообороны, было принято решение запретить их использование в международных военных конфликтах за пределами Японии. Исключением было присутствие в миротворческих операциях — в Палестине, в Ираке и в Камбодже. Но там Япония была представлена небоевыми частями. Таким образом, японские Силы самообороны лишены опыта реального участия в боевых действиях. Это — невоюющая армия, но недостаток боевого опыта японское командование стремится компенсировать регулярными военными учениями, организуемыми при непосредственной поддержке Соединенных Штатов.

Между тем, еще в сентябре 2015 года произошло эпохальное событие в современной военно-политической истории Японии. Верхняя палата японского парламента проголосовала за законопроект, разрешающий использование Сил самообороны за пределами японского государства. Это решение поставило точку в семидесятилетней истории полного нейтралитета послевоенной Японии. Принятие этого закона инициировал премьер-министр Синдзо Абэ, который объяснил необходимость изменения стратегии японского государства многочисленными современными рисками, в том числе и политикой соседнего Китая. Несмотря на протесты многочисленных японских пацифистов, выступающих против усиления Сил самообороны и против принятия закона об их использовании за пределами страны, парламент проголосовал за инициативу премьер-министра. Теперь Япония получила возможность: 1) оказывать военно-техническую помощь Республике Корея в случае, если она подвергнется нападению со стороны КНДР, 2) сбивать северокорейские ракеты, которые направляются на Соединенные Штаты Америки — до принятия закона японская противовоздушная оборона могла сбивать северокорейские ракеты только в том случае, если они были бы направлены собственно на Японию, 3) участвовать в операциях по освобождению заложников — японских граждан за пределами страны, 4) оказывать и пользоваться неограниченной военной поддержкой со стороны США и других союзников, 5) вести боевые действия для защиты морских путей сообщения (последнее обстоятельство особенно интересно в контексте территориальных споров Японии с Китайской Народной Республикой).


Японская оппозиция сочла, что принятие нового закона не просто нарушает полувековой нейтралитет, предусмотренный японской Конституцией, но и обязывает страну оказывать военную помощь США. Учитывая агрессивную внешнюю политику Вашингтона, это может привести к тому, что японские Силы самообороны могут быть втянуты в многочисленные вооруженные конфликты по всему миру, в которых участвует американская армия. Помимо США, договор о военном сотрудничестве в 2007 году был подписан и с Австралией, а это означает, что японские Силы самообороны могут быть направлены и на помощь австралийским союзникам.

Что касается непосредственных потенциальных противников Японии, то к ним относятся, в первую очередь, КНДР и Китай. Больше всего в Токио опасаются ракетного удара со стороны непредсказуемой Северной Кореи. На втором месте в списке угроз — возможные враждебные действия со стороны Китая, с которым у Японии есть неурегулированные территориальные споры вокруг островов Сенкаку, которые в настоящее время находятся под контролем Японии, но на которые всегда претендовал Китай. Что касается Российской Федерации, то нашу страну в числе первостепенных потенциальных военных противников Япония не рассматривает. Но это не означает, что в Токио совершенно исключают возможность конфликта с могущественным северным соседом. Несмотря на то, что экономические отношения между двумя странами активно развиваются, особенно после того, как на Дальнем Востоке был создан режим благоприятствования для привлечения японских инвестиций, между Россией и Японией также сохраняется напряженность из-за Курильских островов. Для Японии восстановление контроля над некогда принадлежавшими ей территориями имеет принципиальное значение. Для России какие-либо уступки Японии также недопустимы.

Наращивание военного потенциала Японии происходит и на фоне активизировавшегося обсуждения перспектив вывода американских военных баз с архипелага Рюкю. Пока, несмотря на активные протесты японского населения, особенно жителей Окинавы, США не планируют сворачивать свои базы на острове. Японские власти также не настаивают на выводе американских военных баз, поскольку прекрасно понимают, что присутствие американских войск на Рюкю является дополнительным козырем в обеспечении национальной безопасности и предотвращении потенциальных угроз со стороны Китая и КНДР. Соображения безопасности для японского руководства предстают, несомненно, куда более важными, чем недовольство местного населения присутствием американских военнослужащих на японской земле.

topwar.ru

ВС Японии — Армейский сайт «Почта полевая»

Сухопутные войска Японии включают 5 армий и ССО.

Северная армия (штаб в Саппоро): 2-я пехотная дивизия, 7-я танковая дивизия, 5-я и 11-я мотопехотные, 1-я артиллерийская, 1-я зенитно-ракетная, 3-я инженерная, смешанная (учебная) бригады, связи, авиационная группы (полки).

Северо-Восточная армия (Сёндай): 6-я и 9-я пехотные дивизии, 2-я инженерная, смешанная (учебная) бригады, 5-я ПВО, связи, авиационная группы, 4-й полк береговых ПКР.

Восточная армия (Нерима): 1-я пехотная дивизия, 12-я воздушно-штурмовая, 1-я инженерная, смешанная (учебная) бригады, 2-я ПВО, авиационная, связи группы.

Центральная армия (Итами): 3-я и 10-я пехотная дивизии,13-я и 14-я мотопехотные, 4-я инженерная, смешанная (учебная) бригады, 8-я ПВО, авиационная группы.

Западная армия (Кумамото): 4-я и 8-я пехотные дивизии, 15-я пехотная, 2-я зенитно-ракетная, 5-я инженерная, смешанная (учебная) бригады, авиационная группа, 5-й полк береговых ПКР.

ССО (Нерима): 1-я воздушно-десантная, 1-я вертолетная бригады, группа ССО, полк СБР

Танковый парк включает 80 новейших танков Туре 10, 341 танк Туре 90 и 150 старых Туре 74. 

На вооружении состоят 111 БРМ Туре 87, 69 БМТВ (колесных танка) Туре 16, 70 БМП Туре 89, 610 БТР (380 Туре 96, 230 Туре 73) и 40 американских амфибийных БТР ААV-7А1.

Артиллерия включает 160 САУ (40 М110 (203 мм) и 120 Туре 99 (155 мм)), 240 орудий FH70 (155 мм), 1,9 тыс. минометов (820 Туре 64, 660 L-16 (81 мм), 440 RT, 24 самоходных Туре 96 (120 мм)), 60 РСЗО MLRS, а также 100 ПУ береговых ПКР Туре 88 и 6 Туре 12.

На вооружении состоят около 1,7 тыс. ПТРК — 34 самоходных Туре 96, 140 Туре 79, 440 Туре 87, 1073 Туре 01.

Наземная ПВО насчитывает до 370 ЗРК (57 Туре 81, 113 Туре 93, 32 батареи (192 ПУ) американских «Усовершенствованный Хок», 40 Туре 03, 14 Туре 11), более 400 ПЗРК (360 Туре 91, 80 американских «Стингер»), 52 ЗСУ Туре 87.

На хранении может находиться списанная техника: 743 танка Туре 74, 108 БТР Туре 73, 51 САУ М110, 182 орудия FH70, 40 РСЗО MLRS. Однако она предназначена для утилизации.

Армейская авиация имеет на вооружении 7 легких самолетов LR-2 (до 7 LR-1 на хранении), 74 американских боевых вертолета (65 AH-1S, 9 AH-64D; еще до 20 AH-1S и 3 АН-64D на хранении), 1 разведывательный ОН-1 собственного производства (еще 36 на хранении) и 54 ОН-6 (еще до 135 на хранении), 63 американских транспортных CH-47J (еще 1 на хранении) и 130 многоцелевых UH-1J (еще до 46 UH-1В, до 54 UH-1Н на хранении), 9 европейских многоцелевых ЕС225, 40 американских спасательных UH-60J, 30 учебных ТН-480В.

pochta-polevaya.ru

к чему приведёт рост военной мощи Японии — РТ на русском

Министр обороны Японии Томоми Инада сообщила, что Силы самообороны страны имеют право наносить удары по территории противника. Заявление было сделано в ответ на новые пуски северокорейских баллистических ракет. После Второй мировой войны Японии запрещено иметь собственные вооружённые силы. Однако в течение ряда лет Токио снял практически все ограничения на военную деятельность. Не раскачает ли такая политика ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и как подобные действия отразятся на безопасности России — разбирался RT.

Японское руководство неоднократно выражало обеспокоенность ракетно-ядерной программой КНДР. 6 марта 2017 года Пхеньян запустил в сторону японских островов четыре ракеты. Одна из них упала в 200 км от префектуры Акита на северо-западе страны, остальные — на расстоянии 300—500 км от побережья.

Токио воспринял подобные действия как отработку ударов по объектам в Японии из одной точки на территории КНДР. По словам премьер-министра Синдзо Абэ, для Страны восходящего солнца возник «новый уровень угрозы».

Министр обороны Томоми Инада отметила, что руководство Японии рассматривает все возможные способы обеспечения национальной безопасности, включая удары по объектам противника.

При этом она уточнила, что вариант превентивной военной операции за рубежом на повестке дня не стоит.

Инада уверена, что Токио не нарушает собственную Конституцию и международное право. Но так ли это на самом деле?

Отказ от войны

В период Второй мировой войны Япония была союзницей нацистской Германии. В июле 1945 года Страна восходящего солнца с трудом сдерживала натиск американских морских и сухопутных сил, но продолжала сопротивление. 6 августа 1945 года США сбросили на Хиросиму ядерную бомбу, а 8 августа в войну против Токио вступил СССР.

15 августа император Хирохито по радио обратился к нации и объявил о капитуляции. Официальный акт о прекращении сопротивления был подписан 2 сентября на борту линкора ВМС США «Миссури» в Токийском заливе.

Победители опасались роста реваншизма и стремились максимально ограничить военную деятельность Японии.

В 1947 году Япония приняла Конституцию, которая провозглашала принцип отказа от войны «как суверенного права нации». «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров», — говорится в 9-й статье Конституции.

С этой целью Япония решила отказаться от профессиональной армии. В Основном Законе указывается, что «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся».

Однако в 1954 году в стране был сформирован аналог профессиональной армии — Силы самообороны, включавшие сухопутный, морской и воздушный компоненты. Огромную роль в становлении Сил самообороны сыграли Соединённые Штаты, получившие взамен привилегии и иммунитет для своих военных на японской территории.

Вашингтон занимался обучением и вооружением японских ВС, которые рассматривались в первую очередь как противовес военной мощи СССР на Дальнем Востоке. В 1979 году численность Сил самообороны достигла 270 тыс. человек и впоследствии осталась примерно на этом уровне.

В рейтинге военной мощи Global Firepower Япония сегодня занимает 7-е место в мире, опережая 600-тысячную турецкую армию и немецкий бундесвер. На балансе Сил самообороны 678 танков, 2800 единиц колёсной бронетехники, 2500 различных артиллерийских орудий, включая 99 систем залпового огня.

Морской компонент Сил самообороны представлен 43 ударными кораблями, тремя вертолётоносцами, 27 минными тральщиками, 17 подлодками. Береговую охрану обеспечивают около 100 противокорабельных комплексов Туре-88, а воздушное пространство защищают более 350 зенитных ракетных комплексов. В ударной авиации Японии насчитывается 700 машин, в том числе 119 боевых вертолётов.

  • Военная техника Сил самообороны Японии. 18 октября 2015 года
На пути к легализации

Последние два года Япония увеличивает военный бюджет, который в долларовом эквиваленте практически не менялся с середины 1990-х годов.

В 2016 году расходы на оборону составили $41,7 млрд, а в 2017-м — $44,64 млрд. Согласно прогнозам аналитических центров, по этому показателю в ближайшие годы Япония может обогнать РФ.

Также по теме

Разбор бюджетов: что стоит за сокращением расходов России на военные нужды

В 2016 году Россия по объёму расходов на оборону выпала из пятёрки мировых лидеров, её опередила Индия, а в ближайшие годы может…

Токио практически полностью ликвидировал ограничения на военную деятельность. С 1974 года японские войска несут дежурство в ранге миротворцев на Голанских высотах. Силы самообороны принимали участие в операциях в Мозамбике (1993 год) и Ираке (2004 год) — правда, там они занимались техническим обеспечением контингента других стран и в самих боевых действиях не участвовали.

В декабре 2012 года правительство Японии объявило о трансформации Сил самообороны в профессиональную армию.

19 сентября 2015 года парламент страны разрешил использовать войска для участия в зарубежных военных конфликтах.

Сторонником «милитаристской» политики является премьер Синдзо Абэ, отрицающий обвинения в нарушении Конституции.

Военная доктрина Японии предполагает тесное сотрудничество с США (с которыми у Токио заключён военный союз), разрешение на использование Сил самообороны для защиты союзников, даже если сама Япония нападению не подверглась, и сдерживание КНР в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Сегодня островное государство очевидным образом добивается права самостоятельно противодействовать КНДР. Это следует из заявлений политиков.

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков в беседе с RT констатировал, что руководство Японии пользуется отсутствием в Конституции чётко прописанных ограничений. При этом большинство японских юристов уверены, что инициативы правительства и парламента нарушают Основной Закон.

«С точки зрения Конституции, которая сейчас существует, Япония давно всё нарушает. Кроме Сил самообороны, ничего не должно быть. Внутри страны на этот счёт существует дискуссия, но в мире уже никто не удивляется. Сейчас усилия властей направлены на сглаживание правовых противоречий», — сказал эксперт.

Дипломатия и военная сила

Укрепление Сил самообороны Японии отчасти объясняется общим ростом военной мощи основных региональных игроков. Токио беспокоят не только амбиции Китая и КНДР, но и официальные планы Минобороны РФ по усилению военной инфраструктуры на Курильских островах.

Также по теме

Правим «Бал»: как размещение ракет на Курилах повлияет на российско-японские отношения

Появление российских ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» на Южных Курилах вызвало негативную реакцию японских властей: в пятницу…

22 февраля 2017 года министр обороны Сергей Шойгу объявил о том, что до конца 2017 года на Курилах будет сформирована дивизия. Сейчас охрану рубежей РФ обеспечивает 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия, дислоцированная на Кунашире и Итурупе. Кроме того, в ноябре 2016 года Россия разместила на Курилах противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион».

Контроль над курильской грядой имеет огромное значение для РФ. Через Курилы российские подлодки, вооружённые баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, выходят в Тихий океан.

Походы отечественных субмарин заставляют нервничать ВМС США, которые патрулируют пространство от Камчатки до Курильских островов, но не решаются заходить в Охотское море.

Несмотря на то что военная инфраструктура России на Курилах не направлена против Японии, Токио регулярно выражает протесты против военной деятельности Москвы на Дальнем Востоке. Кроме того, необходимость возвращения «северных территорий» активно муссируется в местной прессе.

«Четыре северных острова являются исконно японской территорией. Россия не сможет оправдать их незаконный захват. Пока острова не будут возвращены Японии, она не будет по максимуму сотрудничать с Россией в экономической сфере», — написало издание «Сэкай Ниппо» 8 февраля 2017 года.

Несмотря на негативный фон в СМИ, Москва и Токио продолжают сближение. В течение 2016 года Абэ несколько раз встречался с президентом РФ Владимиром Путиным. В первой половине 2017 года японский премьер снова должен приехать в Россию.

  • Владимир Путин и Синдзо Абэ
  • Reuters

Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов заявил RT, что Абэ старается подкреплять дипломатические шаги военной силой. По его оценке, реальный объём расходов на военные нужды Токио выше официально декларируемого и составляет $46—47 млрд в год.

«Силы самообороны превратились в одну из передовых по технической оснащённости армий в мире. И риски, конечно, есть. Когда ваш сосед имеет ружьё, да ещё и заряженное, неизвестно, как дальше будут складываться ваши отношения и как они будут развиваться. Может, дело дойдёт до того, что ружьё выстрелит. Мы с Японией уже имеем такую печальную историю», — пояснил Кистанов.

Однако эксперт подчеркнул, что военные доктрины Японии и России не предполагают потенциального конфликта. «Всё же Токио куда больше обеспокоен Китаем и КНДР. Для России главная опасность исходит не от Сил самообороны, а от военного присутствия США на японских островах (около 47 тыс. американских военнослужащих. — RT)», — объясняет Кистанов.

«В Японии расположены американские военные базы, идёт наращивание средств противоракетной обороны под предлогом северокорейской угрозы. Такие тенденции не могут не вызывать справедливых опасений в России. Расширение ПРО на Дальнем Востоке априори несёт угрозу российским интересам и безопасности», — подчеркнул собеседник RT.

russian.rt.com

Почему Япония отказалась от права на войну / Армии / Независимая газета

Особенности оборонной политики в Стране восходящего солнца

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ считает необходимым наращивание силового потенциала страны. Фото Reuters

1 апреля в Японии вступил в силу Закон о бюджете на 2018 финансовый год, в том числе утверждены расходы Министерства обороны. Бюджеты Японии прозрачны, в них нет закрытых статей, а по расходам Минобороны можно проследить основные тенденции в развитии положений военной доктрины Японии.

После поражения во Второй мировой войне в Японии была принята новая Конституция с беспрецедентным в мировой истории отказом от войны «как суверенного права нации». С момента вступления ее в силу 3 мая 1947 года в правящих кругах страны идет ожесточенная борьба между сторонниками сохранения ее как гаранта безопасности страны и теми, кто считает нужным пересмотреть Конституцию, составленную при оккупации, и стать «нормальной страной». Иными словами, наращивать без ограничений собственные ВС.

Перипетии этой борьбы наглядно отразились в вопросе строительства, использования и планов переоснащения эскадренного миноносца-вертолетоносца «Идзумо», водоизмещение которого в три раза больше, чем у эсминцев в других странах.

ТАБУ НА СЛОВО «ВОЕННЫЙ»

Здесь, видимо, нужно кратко остановиться на термине «военная доктрина». Впервые он был введен в употребление в работе легендарного военачальника времен Гражданской войны Михаила Фрунзе «Единая военная доктрина и Красная армия», но именно как военная доктрина РККА. Наши военачальники развивали положения военной доктрины, исходя из более общих подходов. Например, главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков в труде «Морская мощь государства» дал развернутое описание термина «военная доктрина», исходя из возможности использования терминологии и в оценке ВС других стран. 

В японских документах о военной политике слова «военная», «военный потенциал» не употребляются, а заменяются терминами «оборонная политика», «стратегия национальной безопасности» и т.п. Однако при употреблении термина «национальная оборона» всегда подразумевалась довольно широкая сфера мероприятий и действий далеко за пределами территории страны.

Ниже будут использоваться как японская терминология, так и термины военной доктрины в нашем понимании. Тем более что структура военного бюджета Японии отражает и положения нашего словарного определения «военной доктрины» как системы принятых на данное время официальных взглядов на использование военных средств в политических целях, на направления строительства ВС, содержание концепций национальной безопасности и т.д. Это основные положения системы, их можно расширять и конкретизировать.

БЮДЖЕТНЫЙ МАРАФОН

При анализе военных бюджетов Японии важно и то, что довольно прозрачны не только они, но и дискуссии в ходе их подготовки. По Конституции страны, «кабинет (министров. – Н.Т.) составляет и представляет парламенту на обсуждение и утверждение бюджет на каждый финансовый год», который начинается в Японии с 1 апреля. Но до этого проекты бюджетов отрабатываются Минфином, который анализирует запросы министерств и ведомств и с учетом поддержания баланса определяет расходы по статьям бюджетов. Составление проектов в Минфине обычно заканчивается за несколько месяцев до голосования по ним в парламенте, в последние годы – в конце августа предшествующего года.

Так было и с проектом бюджета на 2018 год. Предложения министерств и ведомств по нему стали известны в августе 2017 года и сразу же началось их обсуждение на различных уровнях и в сферах – в партиях (их в Японии около десятка), профсоюзных федерациях, общественных организациях. Ход дебатов широко освещался в СМИ. Проект бюджета на оборону привлекал особое внимание, поскольку могла быть нарушена Конституция. Проект дорабатывался и в декабре был представлен на утверждение правительству. После утверждения правительством он был передан в парламент.

Следует отметить, что процедура прохождения проекта общего бюджета страны по органам и палатам двухпалатного японского парламента четко отработана. Непринятие его в качестве закона до начала с 1 апреля нового финансового года грозит большими неприятностями правящей партии или коалиции вплоть до роспуска ключевой палаты представителей парламента.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ОТКАЗА ОТ ВОЙНЫ

Ключевым звеном всей военной доктрины Японии является 9-я статья Конституции страны. В ней всего два абзаца. В первом говорится, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения военной силы как средства разрешения международных споров». Во втором уточняется, что для этого «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».

Конституция вырабатывалась под полным контролем Штаба американских оккупационных войск. Историки до сих пор спорят, чей вклад в ее написание был больше – американских или японских юристов. Вашингтон боялся, что Япония возродится как соперник США, и согласился с положениями 9-й статьи.

Но и среди японских политических деятелей были категорические противники возрождения в Японии идей милитаризма, например Сигеру Ёсида, возглавлявший пять кабинетов министров. При этом с мая 1946 по май 1947 года, когда Конституция готовилась и принималась на референдуме. И четыре раза подряд с 15 октября 1948 по 10 декабря 1954 года, то есть во время формирования внутриполитического курса Японии на развитие экспортно ориентированной экономики страны. Этот период историки называют эпохой Сигеру Ёсида.

Послевоенная Конституция Японии провозглашает отказ от войны «как суверенное право нации». Однако по специальной директиве Штаба оккупационных войск сразу после начала войны в Корее в августе 1950 года был создан «Полицейский корпус Японии». Вашингтон планировал на его основе создать ВС Японии. Эти планы весьма открыто изложил госсекретарь США Дж.Ф. Даллес на переговорах в январе 1951 года в Токио с 

Эскадренный миноносец-вертолетоносец «Идзумо». Фото с сайта www.mod.go.jp

премьер-министром Японии С. Ёсида о подписании мирного договора. Дж.Ф. Даллес потребовал «обеспечить формирование Японией вооруженных сил численностью 350 тыс. человек». При этом подчеркнул, «с перспективой их участия в создаваемой США региональной системе безопасности». В ответ С. Ёсида заявил: «Для выполнения требований США нам необходимо пересмотреть Конституцию. Однако мы не можем рассчитывать на благоприятный исход народного референдума по этому поводу».

По статье 96-й Конституции поправка в нее вносится по инициативе не менее 2/3 общего числа членов палат парламента и считается принятой, если за поправку высказалось большинство голосовавших в порядке особого референдума. Именно подобного референдума опасались тогда и опасаются сейчас в Вашингтоне и Токио сторонники наращивания военного потенциала Японии.

Мирный договор с Японией был подписан 8 сентября 1951 года. Одновременно с ним был подписан и Японо-американский договор о гарантии безопасности 1951 года. По нему США получили право на создание своих военных баз на территории Японии и размещение на них неограниченного количества вооруженных сил как «для обеспечения безопасности Японии от вооруженного нападения извне», так и «для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков» по просьбе японского правительства. Оба договора вступили в силу 28 апреля 1952 года. Кроме того, 28 февраля 1952-го было подписано так называемое административное соглашение, в котором определен статус американских баз на территории Японии, в том числе и их экстерриториальность.

«Договор безопасности 1951» был пересмотрен 19 января 1960 года и стал называться «Японо-американским договором о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности 1960 года». Он автоматически продлевается и сейчас. В нем акцент сделан именно на сотрудничестве в обеспечении безопасности. Положения «административного соглашения» пересматриваются, чаще всегда в сторону увеличения расходов Японии на содержание баз США. Токио согласился на размещение американских баз, а США взяли на себя обязательство обеспечивать безопасность Японии, в том числе и так называемый ядерный зонтик.

ОТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ К СИЛАМ САМООБОРОНЫ

Тем не менее и с окончанием оккупационного режима формирование ВС Японии на деле продолжалось. «Полицейский корпус Японии» в октябре 1952 года был переименован в «Корпус национальной безопасности». Но когда 1 июля 1954 года был принят Закон о силах самообороны, оппозиционные партии, профсоюзные организации усмотрели в этом нарушение Конституции и обратились с иском в Верховный суд Японии. Суд признал силы самообороны конституционными при условии, что они «действуют только на территории страны и не участвуют в коллективной обороне». В решении отражена принципиальная разница между вооруженными силами и силами самообороны, прежде всего в возможностях их использования. Поэтому в официальных японских доктринальных документах используется термин «силы самообороны». Вердикт Верховного суда Японии соблюдался во всех последующих доктринальных документах: Основной курс обороны (1957), Основные направления национальной обороны (1976), Основные направления программы национальной обороны на период с 1996 года и Основные направления программы национальной обороны (2011).

Под соответствие этому решению Верховного суда вырабатываются и доктринальные концепции по самостоятельным действиям сил самообороны и в совместных операциях с ВС США по Японо-американскому договору безопасности.

На базе доктринальных документов регулярно на каждые пять лет составляются «Программы развития сил самообороны», первая такая была на 1958–1961 годы. При этом оппозиционные партии и общественные организации тщательно следили за тем, чтобы поступавшие в силы самообороны новые виды вооружения и боевой техники соответствовали вердикту Верховного суда.

В руководстве самой правящей ЛДП при этом продолжалась борьба между сторонниками сохранения Конституции и довольно влиятельной группы лиц, считающих, что давно следует пересмотреть «составленную при оккупации Конституцию и принять свою отвечающую истинному положению Японии как нормального государства». Но в целом в 1960–1970-х годах, как справедливо показывает в своих работах наш известный японист-политолог А.И. Сенаторов, «оборонная политика Японии в этот период определялась прежде всего экономическими интересами нации». Да и в Вашингтоне сохранялось опасение, что слишком большой рост военной мощи Японии может вызвать опасения в странах региона. В 1975 году, по сообщению газеты Japan Times, министр обороны США Дж. Шлесинджер на переговорах с руководителем Управления обороны Японии М. Саката выразил опасение о нежелательности того, чтобы силы самообороны Японии стали «настолько мощными, что будут представлять угрозу другим странам региона».

Сторонники пересмотра Конституции в правящей ЛДП хорошо понимали, что даже выдвижение плана пересмотра Конституции может привести к потере большинства партии в нижней палате парламента, что и удерживало их от решительных шагов. Более того, в апреле 1988 года тогдашний начальник Управления национальной обороны в ранге министра правительства Цутому Кавара при обсуждении в парламенте очередной программы развития сил самообороны, разъясняя толкование Конституции заявил, что силы самообороны не должны обладать межконтинентальными баллистическими ракетами, стратегическими бомбардировщиками или авианосцами с атакующими задачами». С тех пор это заявление рассматривалось противниками пересмотра Конституции как позиция правительства.

С ОГЛЯДКОЙ НА ИЗБИРАТЕЛЯ

Правящая в Японии Либерально-демократическая партия (ЛДП) в период своей деятельности с 1955 по 1993 год имела большинство в нижней ключевой палате парламента и проблем с утверждением бюджета у нее не было. Однако с 1993 года ЛДП вошла в затяжной кризис по ряду внутрипартийных причин, стала терять поддержку избирателей. На выборах в нижнюю палату парламента в августе 2009 года она уступила большинство в ней своему конкуренту буржуазной Демократической партии Японии (ДПЯ). Стараясь не утрачивать поддержки избирателей, руководство ЛДП сокращало бюджеты оборонного ведомства. По данным Белой книги об обороне, снижение продолжалось до 4,64 трлн иен в 2012 финансовом году.

Но с избранием осенью 2012 года председателем ЛДП молодого, но весьма опытного политика Синдзо Абэ во многом благодаря его личной харизме и довольно прагматичной политике стабильно росли и поддержка избирателями ЛДП, и личный рейтинг С. Абэ. Партия укрепляла свое представительство в парламенте. С. Абэ – убежденный сторонник наращивания потенциала сил самообороны, поэтому шестой год подряд бюджетные запросы Министерства обороны не урезаются, а растут примерно на 2% ежегодно, до 5,19 трлн иен в 2018 финансовом году.

Основные средства направлялись на совершенствование качества вооружения и техники сил самообороны с целью более весомого участия Японии на данном этапе в рамках японо-американского военного союза, что и отражается в доктринальных документах. Правда, эти «рамки» часто служат оправданием нарушений принципа, по которому силы самообороны «не участвуют в коллективной обороне». В маневрах с участием ВМС нескольких стран Япония выступает только в тех, где участвуют и ВМС США, например «Римпак» («Тихоокенское кольцо»). В репортажах в СМИ обязательно подчеркивается отработка совместных задач ВМС только двух стран – США и Японии. Вооруженные силы Японии за рубежом привлекаются только для участия в миротворческих операциях ООН.

Тем не менее постепенно начинает размываться ключевая концепция японской военной доктрины «оборона исключительно ради обороны территории». Шаг за шагом отменяется ряд парламентских резолюций и решений правительства, принятых в соответствии с этой концепцией и регулирующих оборонную политику, например положение о запрете экспорта оружия. Ряд политиков выдвигает предложение поменять формулировку и принять концепцию о необходимости «самостоятельной обороны». Казалось бы, разницы с ключевой концепцией нет, но это предоставление возможности наращивания сил самообороны без ограничений по зоне действий.

Есть и другие попытки оправдания необходимости отказа от концепции «оборона исключительно ради обороны своей территории», например появление новых сфер угроз из космоса и киберпространства. Премьер-министр Японии С. Абэ, выступая 13 марта 2018 года как верховный главнокомандующий на церемонии вручения дипломов выпускникам Национальной академии обороны, сказал, что «невозможно обеспечить безопасность страны без решения задач в новых областях, придерживаясь принципа «только оборона».

«ИДЗУМО» – ПЕРВЫЙ ШАГ К АВИАНОСЦАМ?

Первые предположения о возможности нарушения принципа «оборона исключительно ради обороны своей территории» появились у противников наращивания ВС после сообщений о планах строительства нового эскадренного миноносца-вертолетоносца (DDH) типа «Идзумо», который по размерениям значительно больше, чем новейшие DDH типа «Хюга». Причем как только расходы на строительство «Идзумо» были впервые заложены в бюджет 2010 финансового года и стали известны основные ТТХ корабля, эксперты  как в Японии, так и за ее пределами указали на весьма легкую возможность переоборудовать его в полноценный авианосец. Но Министерство обороны категорически отвергало такую возможность и отрицало какие-либо планы развертывания истребителей, тем более с ударными возможностями на «Идзумо».

Сомнения в истинном предназначении «Идзумо» усилились после спуска на воду и ввода его в состав ВМС сил самообороны 23 марта 2015 года, когда корабль был продемонстрирован прессе. Специалисты вновь стали говорить, что это один из самых совершенных противолодочных вертолетоносцев, отмечая его авианосную архитектуру – с плоской полетной палубой и смещенной на правый борт надстройкой. Подчеркивалась возможность его использования как легкого авианосца.

Полное водоизмещение – 27 тыс. т (стандартное 19,5 тыс. т), длина полетной палубы 248 м. Ангар корабля длиной 125 м при ширине 21 м оснащен двумя подъемниками. «Идзумо» рассчитан на базирование до 14 вертолетов типа SH-60 и может принимать конвертопланы MV-22 «Оспрей».

Высказывались прогнозы, что четыре вертолетоносца – «Идзумо» и однотипный в то время строившийся «Кага» и два построенных раньше меньших по размерениям «Хюга» и «Исэ» – при незначительной модернизации станут платформами для новейших истребителей F-35B.

После включения в состав ВМС Японии «Идзумо» отрабатывал по боевой подготовке, участвовал в совместных учениях с ВМС США в Японском море. Подробностей о характере выполняемых задач, как правило, не приводилось, лишь иногда сообщалось, что с «Идзумо» осуществлялось пополнение запасов топлива на других кораблях.

Вполне возможно, что «Идзумо» участвовал в учениях Dawn Blitz на полигонах Корпуса морской пехоты (КМП) США в Калифорнии. Фактически это комплекс учений для отработки частных тактических задач морской пехоты. В японских СМИ были лишь краткие сообщения о них. Подробно рассказывалось об участниках и отрабатываемых задачах в ходе проводившихся в феврале 2013 года очередных третьих подобных учениях Dawn Blitz 2013. Да и то, видимо, потому, что Япония участвовала в них впервые и представлены были все три вида сил самообороны.

Командование КМП объясняет необходимость Dawn Blitz тем, что на практике морские пехотинцы доставляются к местам боевых действий по суше и не имеют практического опыта морских десантных операций.

В Dawn Blitz 2013 участвовало около 5 тыс. военнослужащих США, Канады, Японии и Новой Зеландии, а также наблюдатели семи других государств. Цель учения – отработка морской десантной операции бригадного уровня. Япония участвовала в них впервые и была представлена довольно весомо, около 1000 человек личного состава и три корабля, в том числе новейший эскадренный миноносец-вертолетоносец «Хюга». Это классификация японских справочников.

На деле «Хюга» можно рассматривать как универсальный десантный корабль и даже как легкий авианосец. Полное водоизмещение 18 тыс. т, полетная палуба длиной почти 200 м. Может нести 11 вертолетов различного назначения. Два других корабля – эскадренный миноносец УРО «Атаго» и танко-десантный корабль «Симокита».

В японских общегосударственных газетах об участии Японии в Dawn Blitz 2013 упоминалось только дважды.

В первом описывалась фаза совместного японо-американского учения по «освобождению оккупированного противником острова». Причем, хотя в учениях участвовало несколько стран, японские подразделения совместно действовали только с американскими. Совершенно не случайно наблюдать за ходом учения были приглашены представители СМИ, поскольку учение демонстрировало готовность совместно защищать острова в Восточно-Китайском море.

Во втором акцент делался на том, что впервые американский конвертоплан «Оспрей» совершил посадку на палубу японского вертолетоносца «Хюга». И хотя «Оспрей» много больше по размерам дислоцирующихся на «Хюга» вертолетов, все прошло хорошо. Ясно, что это была подготовка к совместным действиям ВС США и сил самообороны Японии в Восточно-Китайском море.

nvo.ng.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *