Стыдные вопросы о конфликте в Южной Осетии В 2008-м была настоящая война с участием России? Правда, что Грузия надеялась на вмешательство США?

13 августа 2008 года, около города Гори, Грузия

Chris Hondros / Getty Images

Почти ровно десять лет назад, 8 августа 2008 года, российские вооруженные силы вступили в конфликт с Грузией на стороне Абхазии и Южной Осетии — непризнанных и не подконтрольных Тбилиси республик. Военные действия длились всего несколько дней. Россия успела за это время начать наступление вглубь территории Грузии и нанести значительный урон грузинским войскам — а затем добиться выгодного перемирия, избежав международной изоляции. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о российско-грузинской войне — первой войне на Европейском континенте в XXI веке.

Это была полноценная война? Или правильно описывать это как конфликт? Кто с кем воевал?

В России события августа 2008 года чаще всего называют «вооруженным конфликтом в Южной Осетии». На Западе принято название Российско-грузинская война. Несмотря на то что активная фаза боевых действий продолжалась всего пять дней, считается, что это была именно война — первая на Европейском континенте в XXI веке.

В боевых действиях участвовали с одной стороны вооруженные силы Грузии и с другой — ВС России и миротворцы, размещенные на территории непризнанных республик Южная Осетия и Абхазия. Во времена СССР эти республики входили в состав Грузии на правах автономных областей, а после распада Советского Союза попытались отделиться от нового грузинского государства. В ходе войн за независимость (южноосетинская шла с 1991 по 1992 год, абхазская — с 1992-го по 1993-й) Россия поддерживала сепаратистов; в итоге оба конфликта были заморожены: на территории Абхазии и Южной Осетии, которые Грузия продолжала рассматривать в качестве составной части собственного государства, разместили международные миротворческие силы. Контингенты включали военных из Южной Осетии, Абхазии, России и Грузии.

Если конфликт оставался замороженным 15 лет, почему вдруг началась война?

Конфликт между Грузией и Южной Осетией вступил в новую фазу в 2004 году с приходом к власти Михаила Саакашвили. Став президентом, он предложил план урегулирования на условиях вхождения непризнанной республики в состав Грузии, который власти Южной Осетии отвергли. Уже в августе 2004 года были зафиксированы вооруженные столкновения на границе, в 2006 и 2007 году попытки Грузии подчинить Абхазию и Южную Осетию привели к новым кризисам. В 2008-м власти непризнанных республик обратились к России с официальной просьбой о признании их независимости, ссылаясь на признание большинством западных стран независимости Косово.

Одновременно с 2004 года происходило ухудшение российско-грузинских отношений — в первую очередь из-за планов Саакашвили по вступлению Грузии в НАТО; в РФ также опасались, что Грузия попытается установить контроль над Южной Осетией и Абхазией с помощью иностранных миротворцев — в российских СМИ упоминался план Грузии по захвату непризнанных республик в 2006 году (его существование не подтверждено), а в начале 2007-го Генштаб ВС РФ подготовил план на случай грузинской агрессии. В апреле 2008 года Россия направила дополнительные войска в Абхазию, а также спровоцировала дипломатический кризис с Грузией, объявив об установлении прямых отношений с правительствами непризнанных республик (при этом еще с начала 2000-х годов многие жители Абхазии и Южной Осетии могли получать российские паспорта. Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на официальные данные, этой возможностью воспользовалось 80% населения Абхазии и 90% — Южной Осетии).

Кто первый начал?

Это один из самых сложных вопросов, касающихся конфликта. Официально военные действия начались в ночь на 8 августа 2008 года с обстрела и штурма южноосетинской столицы Цхинвали грузинскими войсками. Однако вооруженные столкновения и обстрелы на границе Грузии и Южной Осетии велись как минимум с конца июля — в том числе с южноосетинских позиций артиллерия обстреливала грузинские деревни. Эти обстрелы Грузия расценила как нарушение перемирия, заключенного в 1992 году. При этом с грузинской стороны также велись обстрелы; каждая из сторон утверждала, что перемирие нарушил противник.

Россия вступила в конфликт 8 августа, объявив «операцию по принуждению к миру» Грузии — при этом, по некоторым свидетельствам, российские войска вошли в Южную Осетию 7 августа, то есть фактически они пересекли границу до начала обстрела Цхинвали.

Конфликт в Южной Осетии. День за днем

Meduza

Зачем российские войска устроили наступление в Грузии?

Официально целью операции по принуждению к миру было обеспечение безопасности миротворцев и гражданского населения. Поводом для начала операции стало то, что в результате действий грузинских войск пострадали российские миротворцы, а также граждане РФ (министр иностранных дел Сергей Лавров впоследствии говорил, что Грузия спровоцировала в регионе гуманитарный кризис, заставив тысячи российских граждан покинуть свои дома). 8 и 9 августа ВС России продвигались по территории Южной Осетии при поддержке авиации и артиллерии, которые наносили удары и по территории Грузии. 9 августа в Черное море из Севастополя вышли корабли ВМФ РФ.

11 августа началось наступление российских войск вглубь Грузии одновременно со стороны Абхазии и Южной Осетии. Российские военные заняли несколько грузинских населенных пунктов, в том числе порт Поти к югу от Абхазии, а также Гори, расположенный в 80 километрах от Тбилиси. На следующий день президент Дмитрий Медведев объявил о завершении военной операции, отметив, что вооруженные силы противника дезорганизованы, безопасность миротворцев и гражданского населения восстановлена, а агрессор «наказан и понес значительные потери». При этом продвижение российских войск, а также обстрелы и авиаудары продолжались до конца дня 12 августа.

Картографические данные © 2018 Google

Почему не стали брать Тбилиси?

В этом случае было бы не избежать международного осуждения. Сразу после начала конфликта международное сообщество начало предпринимать попытки примирить враждующие стороны, для чего в Москву прилетел Николя Саркози (на тот момент — председатель Европейского совета). Саркози представил Москве план перемирия, который предусматривал прекращение огня, отвод российских и грузинских войск, а также создание международных гарантий безопасности для Абхазии и Южной Осетии. План был одобрен Медведевым, но подписан только 16 августа — после того, как свои подписи на документе поставили главы непризнанных республик и Грузии.

Существует также версия, согласно которой условия перемирия Россия приняла под давлением США — президент Джордж Буш-младший направил в Тбилиси госсекретаря Кондолизу Райс, а Пентагон начал операцию по оказанию гуманитарной помощи Грузии, для чего в страну направили американские самолеты и военные корабли.

Россия победила?

Российские вооруженные силы, многократно превосходившие по численности силы противника, без труда выбили грузинских военных с территории Абхазии и Южной Осетии, а также из нескольких городов в самой Грузии. Кроме того, Россия достигла нескольких целей: без значительного ущерба для своих позиций на международной арене в ходе кратковременной операции не допустила установления контроля Грузии над непризнанными республиками, а также отодвинула на неопределенный срок вступление Грузии в НАТО.

Дипломатические последствия для России ограничились временной — до осени 2009 года — заморозкой отношений с ЕС и НАТО (действия ВС РФ на Западе сочли «несоразмерными»).

Солдаты грузинской армии в Гори, 9 августа 2008 года

David Mdzinarishvili / Reuters / Scanpix / LETA

Правда, что война выявила плохое техническое оснащение российской армии?

В ходе конфликта стало очевидно плачевное состояние коммуникационного оснащения военных. Знаменитым стал эпизод, рассказанный специальным корреспондентом «Комсомолки» Александром Коцом: журналист утверждал, что командующему 58-й армией генералу Анатолию Хрулеву в какой-то момент пришлось попросить у него для связи с войсками редакционный спутниковый телефон. Кроме того, оказалось, что в зоне боевых действий была отключена американская система GPS, и военные остались без навигации — отечественная система ГЛОНАСС должна была выйти на глобальное покрытие только в 2010 году. Из-за проблем с коммуникациями возникали многочисленные случаи стрельбы по своим (по некоторым оценкам, из шести российских самолетов, потерянных в дни конфликта, три были сбиты российскими или южноосетинскими военными).

В октябре 2008 года замминистра обороны РФ по вооружениям Владимир Поповкин заявил, что августовские события заставили командование «несколько переосмыслить сегодняшнее состояние вооруженных сил», подчеркнув, что запас вооружения и техники времен СССР окончательно выработан. 14 октября было объявлено о начале масштабной реформы российских вооруженных сил.

Кажется, Запад сперва осуждал Россию, но потом вроде как выяснилось, что Россия не виновата. Это так?

Действительно, изначально международное общественное мнение было на стороне Грузии — у Михаила Саакашвили была репутация прозападного политика, и он пользовался значительной популярностью в США и Европе. Считается, что, понимая это, российские власти сопровождали военную операцию кампанией в медиа, — в частности, российских военных сопровождали журналисты, а представители ВС РФ с готовностью давали интервью и комментарии прессе. По некоторым данным, на информационное обеспечение войны Кремль потратил значительные средства, однако в итоге медийная кампания была проиграна: в частности, мировые СМИ писали о России как об агрессоре в ходе войны.

В декабре 2008 года при ЕС была создана независимая комиссия по расследованию обстоятельств, которые привели к конфликту. В сентябре 2009 года комиссия опубликовала итоговый доклад, в котором утверждалось, что ответственность за начало военных действий лежит на Грузии, однако отмечается, что в предшествующие месяцы Россия «совершала многочисленные акты провокаций».

Правда, что Саакашвили надеялся на помощь США?

Версия о том, что до начала военных действий Михаил Саакашвили заручился поддержкой США, обсуждалась в мировой прессе сразу после окончания войны. В частности, премьер-министр РФ Владимир Путин в конце августа 2008 года заявил, что война в Южной Осетии была нужна американским республиканцам, которые надеялись с ее помощью поднять рейтинг кандидата в президенты Джона Маккейна. О том, что конфликт был спланирован американцами, заявляли и другие российские должностные лица и исследователи (а также президент Венесуэлы Уго Чавес и кубинский лидер Фидель Кастро).

Ведущие американские СМИ (среди них Newsweek и The New York Times) со ссылкой на многочисленные источники утверждали, что ни о каком согласии американских властей на проведение операции речи быть не могло. Наоборот, американские чиновники якобы советовали Саакашвили не ввязываться в конфликт. При этом не исключено, что Саакашвили действительно надеялся, что США помогут ему в случае начала военных действий, — по предположению авторов The New York Times, грузинский президент мог неверно расценить заявления американских политиков, часто заверявших его в прочности союзнических отношений между США и Грузией.

Война с Грузией — это та самая «маленькая победоносная война»? Она помогла властям России поднять рейтинг?

Еще один сложный вопрос. В августе — сентябре 2008 года до рекордного значения в 88% поднялся рейтинг премьер-министра России Владимира Путина — притом что военная операция находилась в компетенции президента и Верховного главнокомандующего, Дмитрия Медведева. Его рейтинг, по данным ВЦИОМ, тоже вырос — но лишь до 44%.

Несколько лет спустя события августа 2008 года были использованы для нападок в адрес Медведева, к тому моменту занявшего пост премьер-министра РФ. В 2012 году в России вышел фильм «8 августа 2008 года. Потерянный день». В нем высокопоставленные отставные военные критиковали Медведева за нерешительность и хвалили Путина, — в частности, бывший начальник Генштаба ВС РФ генерал Юрий Балуевский утверждал, что высшее командование во главе с Медведевым бездействовало, «пока не последовал пинок в одно место от Владимира Владимировича».

Путин в 2012 году признавал, что 7 и 8 августа 2008 года дважды звонил Медведеву из Пекина, где находился во время Олимпиады, «чтобы обсудить ситуацию вокруг Южной Осетии» — в СМИ это заявление сочли подтверждением того, что решение о начале военной операции мог принять не Медведев, а Путин.

Российские военные уезжают из Грузии, 22 августа 2008 года

Uriel Sinai / Getty Images

Абхазия и Южная Осетия в результате войны выиграли?

События 2008 года серьезно отразились на жизни обеих республик. Десятки тысяч человек, оказавшихся в зоне конфликта, были вынуждены покинуть свои дома, и многие до сих пор не могут вернуться. Обе частично признанные республики остаются неблагополучными регионами. Экономики обеих практически полностью ориентированы на Россию — поскольку все связи с Грузией после войны были разорваны. Бюджеты республик в значительной степени зависят от российских дотаций (по данным журнала «Профиль» на март 2017 года, бюджет Южной Осетии финансируется из федерального бюджета РФ на 88,7%, Абхазии — на 67,4%).

Почти сразу по окончании конфликта, 26 августа 2008 года, Россия официально признала Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств — Дмитрий Медведев объявил об этом после соответствующего обращения от обеих палат российского парламента. С тех пор независимость республик признали еще несколько стран — членов ООН: на сегодняшний день, помимо России, это Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия (объявила о признании в мае 2018 года). Еще две страны — Вануату и Тувалу — признали независимость республик, но затем отозвали это решение. Ни в одну другую страну мира жители Абхазии и Южной Осетии не могут поехать по паспортам своих республик.

Константин Бенюмов

Хроника «пятидневной войны» – Картина дня – Коммерсантъ

10 лет назад, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, обострился грузино-осетинский конфликт и привел к военным действиям с участием России. Хроника войны — в материале “Ъ”.

1–3 августа. Ежедневно сообщалось о перестрелках в районе Цхинвала, жертвами стали шесть человек. Власти Южной Осетии объявили о частичной эвакуации и готовности принять добровольцев для защиты от нападения.

6–7 августа. Возобновились перестрелки между силовыми структурами Южной Осетии и грузинскими военными. Вечером 7 августа президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о прекращении огня. В тот же день грузинская артиллерия открыла шквальный огонь по Цхинвалу. В ответ командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне конфликта Марат Кулахметов заявил о начале войны.

8 августа. Грузинская авиация нанесла удар, пехота начала наступление. Абхазия, в свою очередь, также выдвинула военных в сторону Грузии. Утром Совбез ООН провел экстренное заседание, созванное по просьбе России, никакого решения не было принято. К полудню через Рокский тоннель в Южную Осетию вошли три батальонные тактические группы из 58-й армии Северо-Кавказского военного округа России. Незадолго до этого телеканал «Рустави-2» сообщил об обстреле Гори тремя Су-24 ВВС России, один из которых был сбит (МИД РФ отрицал это). ВВС РФ также нанесли удары по военно-воздушной базе Грузии в Вазиани. Вечером российские телеканалы сообщили, что грузинские войска покинули Цхинвал, а грузинские — о контроле над стратегическими объектами города.

9 августа. Российская авиация атаковала военные и стратегические объекты в Поти, Сенаки и Хони и Кодорском ущелье. В Южную Осетию были переброшены дополнительные подразделения, в Абхазию выдвинулись подразделения ВДВ, морская пехота и корабли Черноморского флота во главе с ракетным крейсером «Москва». Минобороны РФ признало потерю двух самолетов. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал происходящее «операцией по понуждению к миру». Грузинская армия продолжала обстреливать и бомбить осетинские и российские позиции. В Цхинвале шли уличные бои. Совбез ООН провел закрытые консультации, решений принято не было.

В тот же день в Грузии были сбиты российские Ту-22М3 и Су-24. Два пилота, Вячеслав Малков и Игорь Зинов, попали в плен. Через десять дней переговоров при посредничестве Красного Креста 15 грузинских военных были обменяны на пятерых российских, включая летчиков.

10 августа. Россия увеличила группировку в Южной Осетии до четырех полковых тактических групп и привлекла значительные силы артиллерии. К середине дня грузинские войска были выбиты почти из всех районов Цхинвала. Абхазия начала операцию «по вытеснению войск из Кодорского ущелья», в тот же день закрепилась на границе с Грузией по реке Ингури. Вечером МИД Грузии вручил ноту о прекращении военных действий.

11 августа. ВВС России атаковали военную базу в Коджори, военные объекты в Сенаки и Зугдидском районе. Российские войска начали продвигаться с территории Абхазии вглубь Грузии и вошли в Зугдиди, в Сенаки и Поти. В тот же день Минобороны РФ сообщило, что число погибших российских военных — 18 человек. Грузинские войска обстреляли Цхинвал из установок залпового огня и артиллерийских систем. Днем президент Михаил Саакашвили в присутствии глав МИД Франции и Финляндии подписал документ о прекращении огня.

12 августа. В Кодорском ущелье высадился абхазский десант, ряд грузинских опорных пунктов был блокирован. В 12:46 Дмитрий Медведев сообщил о завершении операции, заявив, что «цель операции достигнута, безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена, агрессор наказан и понес очень значительные потери, его вооруженные силы дезорганизованы». Вскоре началась его встреча с президентом Франции Николя Саркози, после которой было объявлено об урегулировании конфликта на основе шести принципов. Вечером в Цхинвале был введен комендантский час. Грузинские военные сообщили о потерях в боях, среди уничтоженной техники — три боевых корабля.

13 августа. Михаил Саакашвили заявил, что Россия нарушила договоренности, и российские танки прошли Гори и движутся на Тбилиси (Россия опровергла информацию). Ночью российские корабли в районе Поти подверглись атаке, в ответ на это в порт вошли российские военные, взорвав три корабля береговой охраны Грузии.

14 августа. Российские военные объявили о передаче Гори под контроль грузинской полиции. В тот же день президенты непризнанных республик Южной Осетии и Абхазии Эдуард Кокойты и Сергей Багапш подписали план урегулирования конфликта. Парламент Грузии отменил все документы о вхождении Грузии в СНГ.

16 августа. Президенты России и Грузии Дмитрий Медведев и Михаил Саакашвили, главы непризнанных Южной Осетии и Абхазии подписали план по урегулированию конфликта.

2 сентября. Завершился вывод российских войск из Абхазии и Южной Осетии.

NATO — Тема: Отношения с Грузией

  • Последнее обновление: 14 дек. 2022 13:06
  • Английский
  • Французский
  • грузинский
  • Русский
  • украинец

Грузия является одним из ближайших партнеров НАТО. Он стремится присоединиться к Альянсу. Со временем между НАТО и Грузией развился широкий спектр практического сотрудничества, которое поддерживает реформаторские усилия Грузии и ее цель евроатлантической интеграции. Страна участвует в операции Sea Guardian под руководством НАТО и сотрудничает с союзниками и другими странами-партнерами во многих других областях.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и президент Грузии Саломе Зурабишвили (март 2019 г.)

  • Грузия восстановила независимость в 1991 году. В следующем году НАТО установила отношения со страной, когда она присоединилась к Совету Североатлантического сотрудничества.
    На смену этому форуму для диалога в 1997 году пришел Совет евроатлантического партнерства, который объединяет всех союзников и страны-партнеры в евроатлантическом регионе.
  • Практическое двустороннее сотрудничество началось, когда Грузия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» (1994 г.), и углубилось после «революции роз» в 2003 г., когда новое правительство настаивало на более амбициозных реформах.
  • На саммите в Бухаресте в 2008 г. союзники согласились, что Грузия станет членом НАТО при условии, что она выполнит все необходимые требования. С тех пор это решение подтверждалось на последующих саммитах НАТО.
  • После российско-грузинского кризиса в августе 2008 г. союзники продолжают поддерживать территориальную целостность и суверенитет Грузии в пределах ее международно признанных границ и призывают Россию отменить свое признание грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств.
  • С 2008 года Комиссия НАТО-Грузия (NGC) обеспечивает основу для тесного политического диалога и сотрудничества в поддержку усилий по реформированию и евроатлантических устремлений. Подготовка к возможному членству осуществляется путем разработки и реализации последовательных ежегодных национальных программ. В июле 2018 года главы государств и правительств встретились с Грузией и приняли Декларацию, посвященную десятой годовщине NGC.
  • На саммите НАТО в Уэльсе в 2014 г. был запущен существенный пакет мер по укреплению способности Грузии защищать себя и продвигать подготовку к членству. Дальнейшие шаги по укреплению оборонного потенциала были предприняты на саммитах НАТО в Варшаве в 2016 г. и в Брюсселе в 2018 г. В декабре 2020 г. был принят обновленный Существенный пакет НАТО-Грузия (SNGP) с новыми сроками и обновленными целями9.0004
  • На встрече в верхах в Мадриде в 2022 году союзники одобрили комплекс индивидуальных мер поддержки для Грузии как одного из партнеров НАТО, наиболее непосредственно затронутого внешними угрозами и вмешательством в нынешнюю обстановку в области безопасности в результате агрессивной войны России против Украины.
  •  В 2010 году в Грузии было создано Офис связи НАТО для поддержки реформ страны и ее программы сотрудничества с НАТО.
  • Специальный представитель Генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии отвечает за общую координацию политики партнерства НАТО в этих двух стратегически важных регионах. Специальный представитель работает в тесном контакте с региональными лидерами, чтобы расширить их сотрудничество с Североатлантическим союзом, и оказывает поддержку на высоком уровне работе Бюро связи НАТО в Грузии (с региональным мандатом на Южном Кавказе).
  • Грузия оказывает ценную поддержку операции «Морской страж» под руководством НАТО.

Ключевые области сотрудничества

Сотрудничество Грузии с НАТО являются взаимовыгодными и включают в себя:

Строительные возможности и взаимодействие

СУБДАЧЕСКИЙ ПАЛЕТ SUBLEO-GEO-GGEORGIIA (SNGP)

SUBREALIAL SUBHEO-GGEORGIIA SACKERGIIA (SNGP)

SUBREA-GEO-GGEORGIA PACKERGIA. (SNGP) является основным средством практического сотрудничества между Грузией и НАТО. Этот пакет, впервые запущенный в 2014 году, направлен на укрепление обороноспособности Грузии в соответствии со стандартами НАТО и помощь Грузии в подготовке к возможному членству в НАТО.

Существенный пакет НАТО-Грузия направлен на поддержку следующих целей:

  • действовать в качестве катализатора реализации оборонных реформ в Грузии;
  • для повышения оперативной совместимости Грузии с НАТО;
  • для поддержки усилий Грузии по содействию евроатлантической безопасности;
  • для повышения подотчетности и прозрачности;
  • для повышения устойчивости Грузии;
  • для усиления межведомственной координации и взаимодействия Грузии; и
  • , чтобы приблизить Грузию к Альянсу.

В 2020 году НАТО провела тщательную проверку совместно с министерствами иностранных дел, обороны и внутренних дел Грузии, а также с Силами обороны и Береговой охраной Грузии. Этот обзор привел к обновленному Существенному пакету НАТО-Грузия, который был одобрен министрами иностранных дел в декабре 2020 года. Обновленный пакет по-прежнему охватывает несколько областей (воздушный, наземный, морской, киберпространство) и включает вспомогательные мероприятия на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях. уровне, включая проведение регулярных совместных учений НАТО-Грузия. Обновленный пакет состоит из 16 инициатив, три из которых совершенно новые. Эти три инициативы призваны поддержать Грузию в развитии развертываемого военно-медицинского потенциала; улучшить возможности обучения английскому языку в Грузии; и усовершенствовать систему кодификации и стандартизации, что обеспечит еще более высокий уровень оперативной совместимости новых оборонных проектов и программ Грузии с требованиями НАТО.

Уровень амбициозности текущих инициатив также был повышен, в том числе благодаря Объединенному учебно-оценочному центру и Школе строительства оборонных институтов. Эти инициативы направлены на обеспечение безопасности связи между Грузией и НАТО, укрепление потенциала киберзащиты Грузии и укрепление военного потенциала страны (сухопутного, воздушного и морского).

Обновленные авиационные и морские инициативы также направлены на то, чтобы Грузия лучше ориентировалась в ситуации. Для всех этих инициатив, новых или обновленных, Грузия и НАТО согласовали конечные результаты с конкретными подробными планами реализации на ближайшие годы.

Совместный учебный и оценочный центр НАТО-Грузия в Грузии проводит учения и сертификацию в реальном времени и в режиме реального времени для воинских частей союзников и стран-партнеров. Последние учения НАТО-Грузия состоялись в марте 2022 года, а следующие запланированы на март 2025 года. Союзники выделили средства на закупку нескольких транспортных средств для Центра.

Индивидуальные меры поддержки после войны России с Украиной

На встрече в верхах в Мадриде в 2022 г. союзники одобрили комплекс специальных мер поддержки для Грузии как одного из партнеров НАТО, наиболее непосредственно пострадавшего от внешних угроз и вмешательства в текущую обстановку безопасности, в результате от агрессивной войны России против Украины.

Эти меры усиливают как политическую, так и практическую поддержку Грузии. Политические меры направлены на активизацию диалога между Грузией и НАТО. Практические меры направлены на то, чтобы помочь Грузии ускорить переход от оборудования советских времен к оборудованию, соответствующему сегодняшним стандартам НАТО, и повысить осведомленность Грузии об обстановке.

Часть поддержки со стороны НАТО будет основываться на существующих инициативах в рамках Существенного пакета НАТО-Грузия, но также могут быть включены новые инициативы, например, по укреплению потенциала Грузии в области химической, биологической, радиологической и ядерной (ХБРЯ) защиты.

Другие инициативы

Впервые запущенная в 2009 году Программа профессионального развития гражданского персонала укрепляет потенциал демократического управления и надзора в министерстве обороны и других учреждениях сектора безопасности.

Грузия участвует в инициативе Building Integrity , которая предоставляет практическую помощь и советы по укреплению честности, подотчетности и прозрачности в секторе обороны и безопасности.

Грузия является одной из шести стран, которые расширили возможности для диалога и сотрудничества с союзниками (известными как «Партнеры с расширенными возможностями») в знак признания их особенно значительного вклада в операции НАТО и другие цели Североатлантического союза. Другими партнерами с расширенными возможностями являются Австралия, Финляндия, Иордания, Швеция и Украина.

Грузия также наращивает потенциал и функциональную совместимость посредством участия в Силах реагирования НАТО.

Поддержка операций под руководством НАТО

  • Грузия предоставила войска Силам для Косово (СДК) с 1999 по 2008 год, предоставив подразделение размером с роту в составе немецкой бригады и пехотный взвод в составе оперативной группы турецкого батальона .
  • Грузия была одним из крупнейших поставщиков войск, не входящих в НАТО, для Международных сил содействия безопасности в Афганистане, которые завершили свою миссию в 2014 году. для обучения, консультирования и помощи афганским силам.
  • Грузия участвовала в операции Active Endeavour, контртеррористической операции по морскому наблюдению в Средиземном море, в основном путем обмена разведывательными данными. С 2016 года страна поддерживает ситуационную осведомленность на море в контексте морской операции Sea Guardian.

Более широкое сотрудничество

  • Ряд проектов Трастового фонда, поддерживаемых отдельными союзниками и странами-партнерами, помогли Грузии безопасно избавиться от запасов избыточного и устаревшего оружия и боеприпасов, а также обезвредить мины и неразорвавшиеся боеприпасы, в том числе со склада боеприпасов в Скре (недалеко от Гори).
  • Грузия укрепляет свою национальную гражданскую готовность и устойчивость при поддержке НАТО. Практическое сотрудничество с Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия (EADRCC) также расширяет возможности кризисного управления и оперативной совместимости, позволяя Грузии вносить свой вклад в многочисленные международные усилия по оказанию помощи при стихийных бедствиях. EADRCC координировал помощь Грузии после землетрясения и лесных пожаров.
  • Грузия активно участвует в программе «Наука ради мира и безопасности» с 19 года.94. Деятельность под руководством Грузии направлена ​​на решение широкого круга задач, в частности, в области экологической и энергетической безопасности, борьбы с терроризмом, киберзащиты, защиты от химических, биологических, радиологических и ядерных (ХБРЯД) агентов, а также женщин, мира и Безопасность. В частности, эксперты из Грузии вносят свой вклад в проект «сверху вниз», который разработает инновационную платформу для быстрого и эффективного управления кризисами после террористической атаки с применением химических и биологических агентов.

Ответ на российско-грузинский кризис

На экстренном совещании 19 августа 2008 г. министры иностранных дел стран НАТО призвали к мирному и прочному урегулированию конфликта на основе уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии. Они выразили сожаление по поводу применения силы, что несовместимо с обязательствами по мирному урегулированию конфликтов, которые Грузия и Россия взяли на себя в рамках «Партнерства ради мира», а также других международных соглашений. Союзники выразили особую обеспокоенность непропорциональными военными действиями России в отколовшихся регионах Южной Осетии и Абхазии, призвав к немедленному выводу ее войск из этих районов в соответствии с условиями соглашения из шести пунктов, заключенного при посредничестве Европейского Союза.

По запросу Грузии союзники согласились оказать поддержку в ряде областей: оценка ущерба гражданской инфраструктуре и состояние министерства обороны и вооруженных сил; поддержка восстановления системы воздушного движения; и консультирование по вопросам киберзащиты.

27 августа 2008 г. союзники осудили и призвали отменить решение России о признании Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств. Они продолжают поддерживать территориальную целостность и суверенитет Грузии в пределах ее международно признанных границ. Они не признают состоявшихся с тех пор выборов в самопровозглашенных регионах и подписания так называемых договоров между Россией и этими регионами.

Союзники приветствуют усилия Грузии по поиску решения конфликта с регионами Южной Осетии и Абхазии посредством дипломатии (включая Женевские международные дискуссии) и примирения (например, мирная инициатива «Шаг к лучшему будущему»).

Двенадцать лет полномасштабной военной агрессии России против Грузии

Колонна российской бронетехники движется через Северную Осетию в сторону отколовшейся от Грузии республики Южной Осетии, столицы Цхинвали, 8 августа 2008 г. (фото: AP/Муса Садулаев)

В представлении посла Джеймса С. Гилмора III
Постоянному совету, Вена
3 сентября 2020 г.

Соединенные Штаты решительно поддерживают совместное заявление Группы друзей Грузии. Кроме того, я хотел бы сказать несколько слов в своем национальном качестве, помимо того, что я являюсь членом Группы друзей .

Прошло двенадцать лет с тех пор, как Россия начала военное нападение на Грузию, чтобы укрепить свой контроль над грузинскими регионами Абхазии и Южной Осетии. Годовщина августовской войны 2008 года — это мрачное напоминание о тысячах людей, которые пострадали и продолжают страдать в результате российского вторжения.

Сегодня мы вспоминаем жителей, изгнанных из своих домов и вынужденных жить как внутренне перемещенные лица. Мы помним ни в чем не повинных мирных жителей, погибших из-за того, что власти де-факто закрыли административные границы (АГ) и отказали им в доступе к неотложной медицинской помощи. Мы помним семьи, разлученные и лишенные средств к существованию в результате деятельности по «бордеризации». В то время как весь мир борется с последствиями CoViD-19, Грузия также должна нести потерю торговли между общинами, отрезанными произвольными линиями, что еще больше препятствует восстановлению экономики.

Возглавляемые Россией силы безопасности продолжают вторгаться вглубь Грузии, пытаясь метр за метром расширить оккупированные территории, что, безусловно, должно быть в центре внимания этого Постоянного совета. В прошлом году мы также стали свидетелями предпринятой Россией попытки установить контроль над сотнями метров дополнительной грузинской территории в районе Чорчана-Цнелиси. Российские так называемые «пограничники» задерживают мирных жителей и применяют насилие вдоль административной границы, в том числе недавно застрелили гражданина Грузии.

Обязательство России по соглашению о прекращении огня от 2008 года ясно: Россия должна вывести свои силы на позиции, существовавшие до начала конфликта. Россия также обязалась обеспечить беспрепятственный доступ для доставки гуманитарной помощи. Мы также вновь призываем Россию отказаться от своего признания так называемой независимости Абхазии и Южной Осетии. Крайне важно, чтобы сотни тысяч беженцев и внутренне перемещенных лиц могли добровольно вернуться в свои дома в безопасности и с достоинством. Приверженность Соединенных Штатов нашим друзьям и партнерам в Грузии остается непоколебимой. Мы поддерживаем народ Грузии и присоединяемся к нему, призывая эти общины, разделенные агрессией России, снова объединиться.