Плавучие крепости: самые большие военные корабли прошлого и настоящего | Публикации
ИсторииНаука
Мы уже рассказывали о самых больших самодвижущихся сооружениях на планете — торговых судах (супертанкерах, контейнеровозах и их «коллегах») и пассажирских лайнерах . Первые — один из главных элементов мировой экономики, вторые — синонимы роскоши и комфорта. Но есть гигантские плавучие сооружения, которые для многих являются символами военной и экономической мощи государства, чести нации и флага и заодно неплохими аргументами в спорах с соседями по планете. Речь о военных кораблях. Познакомимся с крупнейшими из них.
Что будем измерять
Для целей этого обзора — длину и водоизмещение. А именно расстояние от крайней точки на носу до крайней точки на корме и то, сколько воды вытесняет подводная часть судна. В случае с военными кораблями эти показатели наиболее значимы. Подробнее о том, в чем можно измерять плавучие транспортные средства, мы уже рассказывали тут .
Самые большие из существующих: американские авианосцы
Самые большие военные корабли, находящиеся сегодня в эксплуатации, или, лучше сказать, в строю, — авианосцы. Это и понятно: еще Вторая мировая война показала, что плавучая авиабаза — это очень удобно (а плавучая крепость типа линкора — как раз наоборот, но об этом ниже).
Самые большие в мире авианосцы находятся на сегодняшний день в составе ВМС США. Это новейший USS Gerald R. Ford , введенный в состав флота 31 мая 2017 года после восьми лет строительства. USS Gerald R. Ford — первый из запланированных десяти однотипных кораблей, два из которых уже строятся на верфях Newport News Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния), и это поистине исполинское сооружение. Его длина — 337 метров, водоизмещение при полной загрузке составляет около 100 тыс. тонн, полетная палуба имеет размеры 333 на 78 метров, и на ней умещается 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Кстати, о самолетах: их, а также вертолетов и беспилотников, на борту USS Gerald R.
Ford может быть до 90 штук. Экипаж авианосца — 2500–2700 человек. Сердца у огромного корабля два — это ядерные реакторы, способные работать без замены ядерного топлива в течение 50 лет, то есть практически весь срок службы корабля.
Плавучие крепости: самые большие военные корабли
Об этом шедевре инженерной мысли можно долго рассказывать и даже посвятить ему отдельный материал, но мы вместо этого заметим, что у него достойные конкуренты. Правда, они тоже служат в составе ВМС США. Это десять авианосцев класса Nimitz , которые Gerald R. Ford и его будущие собратья призваны заменить.
«Нимицы» имеют похожие водоизмещение, но Gerald R. Ford все же на четыре метра длиннее и при этом намного эффективнее, что неудивительно: первый авианосец класса Nimitz был построен в 1975 году (последний же George H. W. Bush — в 2009-м). У авианосцев класса Nimitz экипаж на 500–900 человек больше, и ему приходится трудиться активнее, а их силовая установка вырабатывает на четверть меньше энергии.
Единственный российский авианесущий корабль — ордена Ушакова Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — уступает американским авианосцам по размерам и отчасти по боевым возможностям, зато может входить в Черное море, куда обычным (иначе говоря, «полноценным») авианосцам вход закрыт, согласно договору Монтре
Интересно, что в ряду крупнейших находящихся в строю военных кораблей американские авианосцы хоть и лидеры, но не единственные претенденты. Конкуренты, впрочем, им сильно отступают. Речь о 315-метровом пока безымянном китайском авианосце водоизмещением 70 тыс. тонн (его еще строят), 305-метровом российском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и 270-метровом британском корабле HMS Queen Elizabeth , самом большом из всех когда-либо построенных для британского флота.
Неавианесущие корабли
А что же, спросите вы, военные корабли прочих типов? Неужели ни у кого не возникала мысль построить неавианесущий корабль большого размера? Возникала, и эту мысль даже пытались реализовать.
Так, Япония перед Второй мировой войной начала постройку одного из самых больших военный кораблей в истории и крупнейшего линкора — 263-метрового «Ямато» и его близнеца «Мусаси».
Стратеги японского флота готовились к генеральному сражению с американским флотом в Тихом океане, а для этого им, как они полагали, нужны были несколько огромных хорошо вооруженных кораблей. Вскоре после принятия «Ямато» на службу в 1941 году оказалось, впрочем, что война с США превращается в бесконечную череду мелких стычек, а главным оружием в них являются самолеты, взлетающие с палубы авианосцев. Причем в абсолютном большинстве этих стычек оба линкора не принимали участие. В 1944 году эти корабли выступили-таки в крупном сражении за Филиппины. В нем «Мусаси» оказался потоплен после двух лет и трех месяцев службы, а «Ямато» ушел к берегам Японии (сражение было японцами проиграно), чтобы погибнуть в последнем сражении в начале апреля 1945-го у берегов Окинавы в большой степени от авиабомб.
Из-за долгого бездействия корабля во время Второй мировой войны в японском ВМФ о «Ямато» стали говорить так: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“»
То была довольно бесславная кончина для огромных кораблей, ради которых довоенной Японии пришлось модернизировать большую часть промышленности страны и потратить огромные деньги (масштабы были сравнимы с затратами на космические программы).
Событие убедило крупные морские державы в том, что эпоха огромных линкоров прошла. Впрочем, это не помешало американцам к концу Второй мировой построить огромные, 270-метровые, корабли класса Iowa (в количестве четырех штук) и эксплуатировать их до конца холодной войны, но не в качестве главных действующих лиц, а в основном как членов авианесущей группировки.
USS Iowa ведет огонь во время учений
Все выше сказанное не означает, что больших неавианесущих кораблей в Мировом океане не осталось. Самый большой корабль российского флота и по совместительству самый большой и один из мощнейших действующих неавианесущих военных кораблей на планете — ордена Нахимова тяжелый атомный военный крейсер «Петр Великий». Его и еще четыре таких же спроектировали в конце 1970-х для борьбы с авианосными ударными группами (какие есть только у США) — не в одиночку, конечно, а тоже в составе группы надводных и подводных кораблей.
В строю, правда, остался только один «Петр Великий» (спущен на воду в 1989-м, принят в эксплуатацию в 1998-м), один так и не достроили, два списали, а еще один уже почти 20 лет находится на модернизации.
В полностью автономном режиме «Петр Великий» способен находится в походе в течение 60 дней — на столько у него хватит припасов. Если предположить, что их можно будет пополнить в походе, то корабль сможет оставаться в плавании не меньше десяти лет — столько без перезарядки топлива проработают реакторы
«Петр Великий» — штука впечатляющая: водоизмещение — 26 150 тонн, длина — 250 метров, ширина — 28,5 метра; у него шесть палуб и восемь ярусов, больше тысячи человек экипажа, два атомных реактора и два резервных котла в качестве энергетической установки, способные обеспечить электричеством и теплом Серпухов, Коломну или какой-нибудь иной город с населением в 100–200 тысяч человек. А также огромный набор вооружения, перечисление и описание которого займет примерно столько же места, сколько весь это материал.
Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»
Огромные и опасные корабли встречаются не только на поверхности мирового океана, но и под водой. Речь, понятно, о подлодках.
И тут безоговорочное первенство принадлежит ВМФ России: именно в его составе несут службу тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Они были задуманы и спроектированы в разгар холодной войны как часть ядерной триады СССР (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) и предназначались, коротко говоря, для гарантированного уничтожения противника в Третьей мировой войне. Построено «акул» было всего шесть (согласно договору ОСВ-1), и по окончании холодной войны пять из них были выведены из состава флота.
Осталась только одна — ТК-208 «Дмитрий Донской». Как и любой другой крупный военный корабль современности, эта подлодка заслуживает отдельного материала или даже нескольких, но так как мы здесь выявляем не самые мощные, а самые большие корабли, то вот вам размеры: 172 метра в длину, 23,3 метра в ширину и 26 метров в высоту; два ядерных реактора, водоизмещение более 48 тыс. тонн (в подводном положении) и, помимо прочего, способность проламывать лед толщиной до 2,5 метра и всплывать в Арктике…
Советский контр-адмирал В.
Г. Лебедько говорил об «Акулах» так: «Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны»
…а также спортивный зал, плавательный бассейн размером 4 на 2 м и глубиной 2 м, заполняемый подогреваемой пресной или соленой забортной водой, солярий, сауна, «живой уголок». И способность обеспечить 160 человек экипажа всем необходимым на протяжении полугода автономного плавания.
Герои прошлого
Желание построить военный корабль побольше появилось у людей примерно тогда же, когда корабли стали серьезным аргументом в спорах о доступе к ресурсам и контроле территорий. Так, труды целого ряда античных авторов упоминают и даже описывают тессераконтеру — вероятно, самую большую галеру в историю. Под галерой, заметим тут, понимается боевой корабль, передвигающийся преимущественно на веслах. Слово «тессераконтера» переводится с древнегреческого как «сорокорядная» — именно столько рядов весел у нее было.
Длина это сооружение была 130 метров, ширина — 38 метров, то есть размеры у него были вполне современные. Экипаж судна, если верить описаниям из исторических трудов, составлял 4000 одних только гребцов. К ним еще надобно прибавить 400 матросов и пехотинцев в количестве 2850 человек. Построить все это великолепие (а корабль, как рассказывают, был богато украшен) приказал египетский царь Птолемей IV Филопатр в III веке до н. э. Зачем — вопрос открытый. По одной из версий, чтобы показать мощь государства и всех поразить, по другой — для реальных боевых действий. Впрочем, был ли этот корабль действительно построен, как он выглядел (предполагается, что это мог быть катамаран) и что с ним стало, установить невозможно. Но идея впечатляющая.
Не менее впечатляющим был и флагман флота шведского короля Густава Адольфа, названный «Ваза» в честь правящей династии, — один из самых мощных, крупных и хорошо вооруженных кораблей своего времени. Густав Адольф из династии Ваза правивший Швецией с 1594 по 1632 год, привел свою державу к зениту могущества, расширив ее территорию, укрепив армию, проведя успешный налоговые и административные реформы.
Но и ему требовалось что-нибудь большое, опасное и символическое — например, огромный военный корабль, которому отлично подойдет имя королевского дома. На монстра длиной 69 и шириной 11,7 метра за два года постройки ушло 16 га леса и уйма денег. На двух пушечных палубах располагались 64 красивые бронзовые пушки. Только вот стрелять им не пришлось: в день первого плавания при большом стечении народа в ясную погоду с несильным порывистым ветром судно вышло из порта, прошло 1300 метров и затонуло в виду Стокгольмского порта.
Корабль «Ваза» можно увидеть в музее в Стокгольме, и это очень впечатляющее зрелище
Причина катастрофы — конструктивные ошибки: корабль был слишком узким, центр тяжести его находился высоко, следовательно, судно было неустойчиво, а загрузить больше балласта, чтобы решить эту проблему, не получилось из-за слишком низко расположенных пушечных портов — в этом случае возникала опасность затопления. Поэтому 10 августа 1628 года, выполняя маневр в первом же плавании, корабль при порыве ветра накренился слишком сильно и зачерпнул воды открытыми для демонстрации пушек пушечными портами левого борта.
Вскоре на поверхности залива остались лишь обломки и около тридцати (из почти двух сотен) человек, находившихся на борту.
«Ваза» опустился на дно, погрузился в ил, где и провел следующие 333 года. В 1961 году его подняли со дна (благодаря илу он сохранился в весьма неплохом состоянии), законсервировали, и сегодня судно можно увидеть в специальном музее в Стокгольме. И это весьма примечательное зрелище — на корпусе сохранились резьба и следы краски, поэтому он выглядит почти неповрежденным. Это единственный сохранившийся корабль первой половины XVII века. Если будете в Стокгольме, непременно посмотрите — 35 миллионов туристов, ежегодно посещающих музей, не могут ошибаться.
Спустя десять лет после спуска на воду самый большой деревянный военный корабль в мире «Бретань» был переоборудован в морскую школу для подростков
Самым же большим деревянным военным кораблем в истории стал 130-пушечный трехмачтовый линкор французского флота «Бретань». Он был спущен на воду в 1855 году и тут же стал не только самым большим деревянным парусным кораблем с паровой силовой установкой, но и самым мощным военным кораблем своего времени.
Длина его составила 81 метр (по палубе) при ширине 18 метров.
«Бретань» стала кульминацией парусного кораблестроения: корабль проектировался именно как парусный, а паровая машина была лишь вспомогательным инструментом — пропеллер мог втягиваться внутрь корпуса, чтобы увеличить обтекаемость при следовании на парусах. Судно существовало в единственном экземпляре как раз потому, что, пока оно строилось, прошли испытания первого в истории (французского же) военного парохода «Наполеон». Они настолько впечатлили военное министерство, что то отменило строительство остальных кораблей типа «Бретань».
Фото: U.S. Navy / Handout (в анонсе) / Getty Images, Xinhua News Agency / legion-media, U.S. Navy / Handout / Getty Images, Ministry of Defence / en.wikipedia.org, Universal History Archive / Contributor / Getty Images, Frank Rossoto Stocktrek / Getty Images, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Georges DeKeerle / Contributor / Getty Images, ullstein bild / Contributor / Getty Images, en.
wikipedia.org
Никита Харчевников
Самый мощный парусный линейный корабль в истории.
- Самый мощный парусный линейный корабль в истории.
- id77
- December 18th, 2014
Здравствуйте уважаемые!
Несмотря на то, что я живу в городе у моря, а в моему роду, так уже получилось, было несколько военных моряков, я как то особо на флот никогда не стремился. А точнее сказать был почти равнодушен. Видимо не очень я люблю воду и штормы :-))
Но я сказал почти, так как несмотря на отсутствие рвения в практике, я очень даже с большим удовольствием рассматриваю всяческие теоретические аспекты, особенно исторю флота и флотоводцев.
Так повелось с самого детства, когда я буквально запоем читал «Книгу будущих адмиралов», которая де-факто, стала одной из моих настольных книг 🙂
Особенно меня всегда интересовала эпоха парусников.
Есть в них что то такое, что заставляет мое сердце бить быстрее. Вот например, я до сих пор не могу спокойно смотреть на эту картину Ивана Айвазовского:
Красота ведь!!!!
И вот намедни задался простым вопросом — а какой корабль того времени можно считать самым мощных и сильным, исходя, хотя бы из количества орудий и крепости корпуса. И естественно нашел :-))
Им оказался, неожиданно для меня испанский «Сантисима-Тринидад» или точнее — Nuestra Señora de la Santísima Trinidad, что можно перевести как «Святейшая Троица».
Первоначально он не должен был стать самым большим и грозным кораблем эпохи. Строили в 1769 года его по нормам Английской системы как Линейный корабль 1-го ранга с 3 деками (палубами) на 120 орудий. Возводили его на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба), а мастерами были ирландцы Матео и Игнацио Муллан, а также испанец Педро де Акоста.
«Святейшая Троица»Корабль оказался крайне удачным. Параметры были следующие: длина 59,54 метров; киль 50,83 метров; ширина 16,09 метров; глубина посадки 8,06 метра.
Толщина бортов 60 см. Палубы и корпус строили из шикарнейшего и дорогого кубинского красного дерева, а мачты и реи — из мексиканской сосны.Несмотря на то, что корабль оказался тяжелым — отличное дерево и высокая культура исполнения сделала его почти неуязвимыми. Правда, из-за веса он стал плохо управляемым и не очень быстрым. Но, с другой стороны, у него и задачи были другие.
Корабль в разрезеВпоследствии его несколько раз переделывали, ради того, чтобы сделать из него этакий суперкорабль, который должен был держать англичан в узде, в том числе и психологически. Окончательную переделку произвели в 1799. На корабле дополнительно устанавливается четвёртая батарея, увеличиваются его размеры, а тоннаж доводится аж 1900 тонн. Теперь корабль несет 136 орудий: аж 32 36-ти фунтовые пушки (174-мм), 34 24-х фунтовых (147-мм), 36 12-ти фунтовых (116-мм) , 18 8-ми фунтовых (106-мм), 10 24-ти фунтовых мортиры и 6 «Эсмерильей». Экепаж составляет 1200 человек. Понятно, что увеличение массы и размеров еще больше ухудшили его мореходные качества и управляемость.

Сама команда за глаза называло свой корабль «Тяжеловесом» (исп. El Ponderoso).
«Сантисима-Тринидад»Свой последний и главный бой «Сантисима-Тринидад» провел 21 октября 1805 года и это был тот самый Трафальгар. Перед на верхней палубе было установлено ещё 8 мортир, тем самым количество его оружий увеличилось аж до 144! На «Сантисима-Тринидад» держал свой вымпел командующий испанской эскадрой Адмирал Дон Балтазар Хидальго. На нем и сосредоточился Нельсон, и после многочасового боя с 7 (!) английскими линкорами во главе с флагманом «Виктори» на корабле были сбиты все мачты, убито 312 и ранено 338 человек и он был захвачен англичанами. Несмотря на это потопить они его не могли — и «Сантисима-Тринидад» чуть ли не единственный из всей испано-французской эскадры сражался как лев.
Битва при ТрафальгареНесправедливо было бы, если бы англичане оставили его в виде трофея.После сражения его попытались отбуксировать Англию для ремонта, но начался сильный шторм и «Святейшая Троица» затонула.
Честный корабль, который честно воевал.
Насколько он был велик и мощен?
Ну для сравнения, тот же «Виктори», о котором мы уже говори выше имел 104 орудия при гораздо более скромных размерах. А самый мощный наш корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в 1841 году при в два раза большем тоннаже нес 130 орудий.
Так что для своего времени и своего века «Святейшая Троица» была уникальной. Приятного времени суток 🙂Tags: История
Парусные военные корабли | Encyclopedia.com
Парусные военные корабли. Новорожденная республика США была благословлена тем, что она могла хорошо производить и эффективно использовать ведущую морскую систему вооружения того времени. Современные проектировщики вполне могут соскучиться по кораблю с почти неограниченным радиусом действия, сравнительно низкой стоимостью строительства и простотой ремонта и пополнения запасов, предлагаемых парусным военным кораблем.
Парусным судам нужен был только ветер, чтобы двигать их, а также пища и вода, чтобы поддерживать экипажи. Дальность и выносливость зависели от того, сколько еды и воды требовалось данному кораблю, чтобы добраться до следующего источника снабжения. Эффективный ремонт даже самых серьезных повреждений деревянного судна мог выполняться и часто выполнялся на берегу с использованием самых грубых инструментов.
Сама технология парусного военного корабля была относительно стабильной с 1775 по 1862 год, не требуя дорогостоящих исследований и переделок каждое десятилетие или около того. Паруса, канаты, древесина и пушки были составными частями самих судов. Конопля для снастей и парусов была ранней культурой в колониях и годилась не только для строительства военных кораблей. Древесина, самый основной и жизненно важный компонент деревянного парусного военного корабля, присутствовала в изобилии. Пушки были самым трудным компонентом для производства в колониях, но Соединенные Штаты производили простые железные гладкоствольные трубы и круглые дроби уже в 1777 году.
Труднее всего было производить стабильный порох, но, по крайней мере, это был товар, широко доступный на международном рынке. рынок.
Британские военно-морские архитекторы быстро поняли, что военно-морские запасы, которые можно найти в Новом Свете, превосходят по качеству остатки, оставшиеся на самих Британских островах за столетия вырубки лесов. Сосны и кедры Новой Англии предлагали мачты и рангоуты такой большой прочности и высоты, что часто сводилось на нет необходимость строить композитные мачты, которые в противном случае требовались для более крупных кораблей Его Величества. Более того, в Северной Америке производилось более семидесяти пяти видов дуба, который обладал наибольшей прочностью и устойчивостью к повреждениям для деревянных судов. Приземистый и выносливый южный живой дуб ( Quercus virginiana ) предлагал больше преимуществ для строительства деревянных кораблей, чем многие британские корабелы могли использовать. Древесина вырастала в нужных формах и была фантастически прочной — настолько, что отпугивала строителей, чьи инструменты тупились и с которыми было трудно работать.
Американские корабелы поняли, что его можно замочить в рассоле и сделать пригодным для использования, и вскоре стало очевидно, что соленая вода оказывает огромное консервирующее действие на древесину. Таким образом, после двух веков морской службы USS Конституция , «Старый Айронсайдс», сохранила 20 процентов своей первоначальной древесины: примечательный факт, учитывая, что продолжительность жизни военного корабля может считаться длинной в сорок лет.
Сама древесина вызвала появление штаммов, которые способствовали независимости Соединенных Штатов и сыграли роль в характере их первого флота. Британский закон предписывал, что лучшие деревья будут отмечены «широкой стрелой» короны и не могут использоваться, кроме как для строительства кораблей. Строить законченные суда в колониях было гораздо выгоднее с экономической точки зрения, как это вскоре стало и с торговыми судами. Колониальные корабелы возмутились преобладанием лучшей местной древесины для Королевского флота и британской политикой строительства на американских верфях судов не больше фрегатов полусреднего веса той эпохи.
По крайней мере, второстепенными способами эти силы способствовали недовольству американцев короной в 1760-х и 1770-х годах.
Благоприятная среда, которая привела к строительству очень крупного колониального торгового флота, позволила Континентальному флоту и его преемнику, ВМС США, эффективно и быстро строить или переоборудовать функциональные суда. Даже самые ранние корабли флота могли быть чрезвычайно эффективными. Крошечный шлюп Providence , построенный как Katy и вооруженный пушкой, украденной из британского форта в 1774 году, будет сбивать с толку британцев до 1779 года, совершая набеги на британскую торговлю, пока, наконец, не пойман в ловушку и не сожжен перед лицом подавляющей силы. Американские корабелы во время Войны за независимость и войны 1812 года всего за девять недель построили целые флотилии военных кораблей на озере Шамплейн и Великих озерах из импортной арматуры и древесины на корню. Взаимосвязь гражданской и военной корабельной техники была достаточно тесной, чтобы позволить частникам — вооруженным судам, оснащенным торговцами, — провести разрушительную кампанию против британского торгового флота в двух войнах.
Американцы построили хорошо. Фрегаты, одобренные Континентальным конгрессом в 1775 г., будут работать настолько достойно, насколько позволят условия и различные навыки командиров, а их конструкторы будут доступны, когда ВМС США разместят первые заказы на специально построенные военные корабли в 179 г.4.
Навыки деревянного корабела во многом зависели от гениальности и интуиции. В очередной раз молодой стране повезло. Джошуа Хамфрис из Филадельфии спроектировал фрегаты во время Революции и наблюдал за их судьбой, когда их ремонтировали мощные британские эскадры или более крупные корабли. Проекты, которые он представил Конгрессу, олицетворяли блестящую концепцию военного министра Генри Нокса о том, что корабль должен быть в состоянии обогнать любого противника, с которым он не может победить, и влияли на американскую военно-морскую архитектуру до тех пор, пока не появился пар. Среди других творений Хамфри был Конституция. Сын Хамфри, Сэмюэл, и соперники, такие как Генри Экфорд, Адам и Ной Браун, были прибыльными гражданскими дизайнерами и успешными военными военно-морскими архитекторами.
Затраты оставались достаточно низкими, чтобы города Бостон, Нью-Йорк и Филадельфия строили корабли за счет местных средств и бесплатно передавали их зарождающемуся военно-морскому флоту.
Рейтинговая система, наиболее широко используемая во всех флотах того периода, зависела от количества пушек, которые данное судно могло нести в бою, независимо от того, несли они их или нет. Система была неточной. 9Официальный рейтинг 0009 Конституции был 44, число, которое следует за ее именем в современных записях и историях. На самом деле, судно несло смешанную батарею из пятидесяти орудий, в том числе главную батарею из длинных 24-фунтовых орудий и коротких карронад, которые могли стрелять более тяжелыми 32-фунтовыми ядрами на гораздо более короткое расстояние. Несколько более точная система Королевского флота так и не была внедрена в ВМС США, поскольку корабли этого подразделения не соответствовали его стандартам, но она дает представление о диапазоне судов, использовавшихся в то время.
«Линейные корабли», которые, как ожидается, будут участвовать в боевом строю в действиях флота, ранжировались от «5-го ранга», например, HMS Serapis , который стал жертвой Джона Пола Джонса, имел сорок четыре орудия. но классифицировался как небольшой линейный корабль, потому что он нес их на двух артиллерийских палубах, в отличие от тяжелого фрегата «Конституция », который бы быстро с ней расправился. Более крупные рабочие лошадки «семьдесят четыре», прославлявшиеся в наполеоновскую эпоху, в этой системе были «третьими разрядами»; среди них ВМС США могут похвастаться красивым USS 9 Генри Экфорда.0009 Ohio 1820 года. Victory Нельсона, 103 пушки, официально относился к 1-му рангу, хотя монстр крупнее, чем он мог появиться в ВМС США, Humphrey Pennsylvania 1840 года выпуска, предназначенный для перевозки 132 длинных 32-фунтовых орудий. ».
Более легкие суда шли вверх от катера , одномачтовой шхуны всего с одной пушкой на открытой палубе или ничего, кроме вертлюжных орудий, установленных на поручнях.
Военно-морской флот Томаса Джефферсона экспериментировал с канонерскими лодками, в просторечии называемыми 9.0009 Jeffs , с одним или двумя тяжелыми орудиями — крошечные корабли, которые мало что могли предложить с точки зрения мореходных качеств и выносливости. Термин шлюп использовался для обозначения почти любого типа судов, от одномачтового Providence с батареей из двенадцати 4-фунтовых орудий до грозного Cumberland 1862 года с трехмачтовым «корабельным» вооружением. вооруженный батареей из двадцати четырех мощных пушек. Корвет представлял собой шлюп с орудиями, установленными на открытом лонжероне. Одним из чрезвычайно удачных проектов кораблей был двухмачтовый 9-мм.0009 бриг войны , с двумя мачтами и меняющейся батареей, простой в работе и бою с меньшим экипажем. Niagara , восстановленный ветеран битвы на озере Эри (1814 г.), остается сегодня превосходным кораблем этого типа с единственной батареей карронад на лонжероне и неглубоким пресноводным корпусом.
Еще больше были знаменитые фрегаты, торговые крейсера и разведчики той эпохи. Эти суда имели полный набор парусного вооружения с прямым парусным вооружением, три мачты, такое тяжелое вооружение, как «длинные» 32-фунтовые пушки или массивные орудия Дальгрена времен Гражданской войны на тяжелой артиллерийской палубе.
Радиус действия даже самого маленького парусника был практически неограничен, учитывая основные мореходные качества и неповрежденные запасы. Быстрый парусник, такой как Конституция , мог развивать скорость до 14 узлов (16 миль в час) под парусом, но более тяжелые суда, как правило, были намного медленнее, факт, которому Конституция была обязана своей жизнью не раз.
Каперы, введенные правительством в качестве военных кораблей, сделали и Революцию, и войну 1812 года чрезвычайно дорогостоящими для британской торговли и, таким образом, оказали большую услугу новой нации до того, как массивные британские блокады ограничили их способность действовать.
Первые проблемы, с которыми столкнулся ВМС США, включали наказание рейдеров, посланных из Франции во время квази-войны 179 г.8–1800 г. и подавление мусульманских корсаров, действовавших из Северной Африки в последующее десятилетие. Знаменитые победы американских фрегатов в войне 1812 года много сделали для военно-морского флота и престижа страны, в то время как победы двух флотов американцев на озерах Эри и Шамплейн эффективно предотвратили продвижение британцев из Канады и привели к стабилизации северной границы.
Большая выносливость и качества парусных судов оказались полезными в спорадических усилиях ВМС США по пресечению африканской работорговли у ее истоков, начиная с 1820 г. В 1820–1833 гг. флот также действовал у берегов революционной Южной Америки и у берегов Китая.
Эпоха парусного корабля как военного корабля начала заканчиваться с разработкой Робертом Фултоном паровых кораблей, начавшейся во время войны 1812 года. Тем не менее, парусные корабли, а также комбинированные паровые и парусные фрегаты оставались частью ВМС США в течение нескольких десятилетий.
. Во время Гражданской войны разрушение в 1862 г. парашютного броненосца Cumberland и Congress , оставшихся без штиля, не помешало другим парусным судам эффективно служить в условиях блокады Авраама Линкольна, но безошибочно обозначило конец парусного военного корабля в Америке. услуга. В десятилетия упадка после Гражданской войны военно-морской флот делал упор на парусность (в сочетании с паровой тягой) из соображений экономии и дальности действия; но последнее парусное судно для ВМС США было построено в 1855 г.
[См. также Франция, Необъявленная морская война с; Дальгрен, Джон; Каперство.]
Роб С. Райс
Военный корабль | Определение, типы, ремесло, имена, древние и современные
USS Carl Vinson
См. все СМИ
- Связанные темы:
- подводная лодка десантные суда крейсер авианосец военный корабль
Просмотреть весь связанный контент →
военный корабль , главный инструмент, с помощью которого военная мощь проецируется на море.
Боевые корабли обеспечивают передвижение по воде вооруженных сил в прибрежные районы, где они могут быть высажены и использованы против сил противника; военные корабли защищают торговое судоходство от нападения противника; они не позволяют противнику использовать море для переброски вооруженных сил; и они нападают на торговое судоходство противника. Военные корабли также используются в блокаде, т. Е. В попытках помешать противнику ввозить по морю товары, необходимые для ведения войны. Для достижения этих целей военно-морские корабли с давних времен проектировались так, чтобы они были быстрее и прочнее, чем торговые суда, и могли нести наступательное вооружение.
В современную эпоху слово судно стало обозначать небольшие надводные суда, которые обычно работают в прибрежных водах.
В этой статье прослеживается развитие основных надводных боевых кораблей и кораблей от их зарождения до наших дней. Для обсуждения подводных лодок, которые действуют под водой, см.
подводная лодка. Подробное обсуждение вооружения, используемого боевыми кораблями, можно найти в других статьях. Для ранней морской пушки см. военная техника; для управляемых противокорабельных и зенитных ракет, см.
Эпоха весла и тарана
Первыми средствами, специально приспособленными для ведения войны, были переделки землянок, надувных пузырей, папирусных плотов или шкур, используемых в повседневном транспорте. Вероятно, что конверсия сначала заключалась просто в сосредоточении оружия в руках рейдовой группы. Со временем преобразования добавили наступательные и оборонительные возможности самому кораблю. По мере того, как корабли становились более мореходными и многочисленными, военные корабли, спроектированные как таковые, развивались как для мародеров, так и для защиты от мародеров. Первые корабли, спроектированные и построенные специально для боевых действий, возможно, плавали в составе флотилий Крита и Египта 5000 лет назад.
Корабли и подводные исследования
Египет
Первое зарегистрированное появление военных кораблей произошло на реке Нил, где история Египта была сосредоточена с древних времен. Эти лодки были построены из связок тростника, связанных вместе, образуя узкий корпус с острым концом и покрытых смолой, и вряд ли подходили для бурного моря. К 3000 г. до н. э. большие деревянные морские версии тростниковых судов отправлялись в дальние плавания, торговали и завоевывали.
Египетские деревянные корабли имели как весла, так и паруса, были оснащены мачтой с сошками (перевернутая буква V) и одним большим квадратным парусом. Вся мачта могла быть опущена под веслами. Большие египетские корабли имели более 20 весел на борт, с двумя и более рулевыми веслами. Военная галера была построена по тому же образцу, но имела более прочную конструкцию. Модификации, которые можно было легко встроить в строящийся корпус торгового корабля, включали приподнятые палубы в носовой и кормовой части для лучников и метателей копий, доски, прикрепленные к планширам для защиты гребцов, и небольшой боевой верх на мачте для размещения нескольких лучников.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Крит
Примерно к 2000 г. до н.э. Крит превратился в военно-морскую державу, осуществляющую эффективный контроль над морем в восточном Средиземноморье. Существует мало сведений о минойской морской мощи, но эти морские люди, возможно, были первыми, кто построил военный корабль, спроектированный как таковой от киля вверх, а не как модификацию торгового корабля. Таким образом, вероятно, именно минойцы начали проводить различие между боевыми и торговыми судами, а также между гребной галерой и парусным судном.
Где-то во 2-м тысячелетии до нашей эры просторный торговый корабль превратился в широкий «круглый корабль», приводимый в движение парусами и делавший упор на грузоподъемность в ущерб скорости.
Напротив, быстроходный «длинный корабль» был более узким, быстрым и проворным, чем толстый грузовой корабль. Развиваясь как хищник и защитник морской торговли и прибрежных городов, он поднимал паруса для плавания, но в бою полагался на весла.
Критский военный корабль имел одну мачту и один ряд весел. Остроконечные или «клювовидные» луки предполагают упор на тактическое использование тарана.
Примерно с 1100 г. до н. э. финикийцы господствовали в восточном Средиземноморье в течение примерно трех столетий. Информация о финикийских кораблях отрывочна, но, похоже, они были построены в первую очередь для торговли, и в случае необходимости могли эффективно сражаться.
Финикийские торговые корабли, по-видимому, были галерами, на которых устанавливалась однополюсная мачта с квадратным парусом и рулевыми веслами по левому и правому борту. Их боевые галеры демонстрируют критское влияние: низко в носу, высоко в корме и с тяжелым остроконечным тараном на уровне или ниже ватерлинии.



Честный корабль, который честно воевал.