5 необычных машин инженерных войск

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

21.01.2014 05:09

Поделиться

Сергей Кирсанов

21 января поднимают бокалы бойцы инженерных войск. Это один из самых востребованных родов: в боевых операциях он идет на переднем крае, расчищая путь другим соединениям, в экстремальных ситуациях мирного времени помогает восстанавливать поврежденные объекты и территории.

В распоряжении военных инженеров уникальные машины, «РГ» представляет 5 необычных из них.

Строитель дорог ИМР

Сейчас уже есть третье поколение инженерных машин разграждения, способных проложить дорогу, где только вздумается. Созданная на базе танков Т-72 или Т-90 девятиметровая ИМР оборудована бульдозерным отвалом, «умеющим» работать в двух положениях, и телескопической стрелой с набором разных креплений. Ей не страшны минные поля и даже гамма-излучения, которые она ослабляет примерно в 120 раз.

Два человека экипажа могут трое суток «жить» внутри машины. В кабине есть где вскипятить воду, подогреть пищу, конструкторы позаботились даже о туалете.

На открытой местности ИМР способна проложить 12-километровый путь. Не шоссе конечно, но проехать и пройти можно. В сплошных лесах показатели скромнее — 300-400 метров в час, что впрочем тоже прилично.

К слову, ИМР хорошо зарекомендовала себя в первые дни после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Она оказалась единственной машиной, способной работать вблизи ядерного реактора.

Змей Горыныч УР-77

 

Самоходная установка призвана делать бреши в минных заграждениях противника. Машина несет два 90-метровых заряда по 700 с лишним килограммов пластида каждый. После пуска они разматываются и падают на нужную площадь. Подрыв этих боеприпасов заставляет сработать уложенные вокруг противотанковые мины, обеспечивая проход шириной около шести метров. УР-77 специалисты называют одним из лучших средств преодоления минных полей. Но не стопроцентным — установка может обезвредить не все виды ловушек, установленных против пехоты.

Сказочное прозвище к современной установке разминирования перешло от предшественников из-за необычности зрелища: с реактивным ревом над землей появляется ракета, за которой тянется что-то длинное и извивающееся.

Заградитель ГМЗ — 3

Оппонент «Горыныча». Гусеничный минный заградитель третьего поколения способен за час расставить мины на нескольких километрах, причем как заблаговременно, так и во время боя. При необходимости и замаскирует боеприпасы под землей. А установленное на нынешних модификациях навигационное оборудование позволяет зафиксировать точные координаты каждой мины, что существенно облегчает задачу по очерчиванию контуров полей.

Экипажу остается только выбрать так называемый шаг установки мин, механизм отправит ее на транспортер, а после укладки специальное устройство переведет заряд в боевое положение.

Мост на колесах ТММ-6

 

Хотите мост за 50 минут? Нет проблем. Именно столько времени, согласно максимальному нормативу, требуется, чтобы развернуть тяжелый механизированный мост, по которому без особых трудностей пройдет тяжелая бронетехника. Один комплект ТММ-6 рассчитан на 102 метра при длине одного пролета 17 метров. Так что из него можно собрать шесть 17-метровых, три 34-метровых, ну или все же одну, но самую длинную стометровую переправу.

По шоссе такая машина может передвигаться на расстояние до 1100 километров без дозаправки, ее максимальная скорость при этом составляет 70 километров в час.

Копатель ТМК-2

Этот неуклюжий на первый взгляд трактор оставляет после себя глубокий след. По заверению знатоков, ТМК-2 прост в управлении и обладает высокой маневренностью, что делает машину незаменимой при прокладывании траншей для трубопроводов, других различных линий или дренажных работах.

За один час ТМК-2 сделает 700 метров траншеи глубиной в полтора метра. Дополнительные бульдозерные приспособления позволяют использовать машину даже для изменения рельефа: например, для засыпки ям, рвов или, наоборот, рытья котлованов. С комплектом дополнительного оборудования ТМК-2 можно задействовать на содержании и расчистке дорог от снега. Такую технику да в города для гражданских нужд.

Поделиться

Вооружение РоссииОружейная палатаРГ-ДайджестРГ-Фото

Инженерные войска: без права на ошибку

Фото: Минобороны 

В этом году исполняется 320 лет российским инженерным войскам. Начало этому роду войск было положено Петром I, который 21 января 1701 года издал указ об открытии Школы пушкарского дела, где готовили артиллеристов и военных инженеров. В мирное время инженерные войска помогают в ликвидации последствий природных и техногенных катаклизмов, обезвреживают мины, оставшиеся после военных конфликтов. Для решения разноплановых задач военные инженеры оснащаются специальной техникой, о которой мы расскажем в нашем материале.
 

История инженерных войск насчитывает не одну сотню лет. И если задачами первых военных инженеров в основном было возведение и разрушение укреплений, то современные инженерные войска решают более широкий круг проблем. Это и прокладка дорог, и строительство тех же укреплений, и организация переправ через водоемы, и вопросы минирования-разминирования, и маскировочные мероприятия. 

У военных инженеров есть свои учебные заведения, свой «красный день календаря» и, конечно, своя спецтехника. Нужно сказать, что при не самой большой, по сравнению с другими родами войск, численности личного состава, инженерные войска отличаются объемной и разнообразной номенклатурой спецсредств. 


Фото: Минобороны

Некоторые из инженерных машин похожи на своих гражданских коллег, другие же представляют собой уникальные разработки, созданные специально для задач инженерии. Большое количество техники для российских инженерных войск разрабатывается и выпускается силами крупнейшего в стране машиностроительного комплекса «Уралвагонзавод» (УВЗ), входящего в Госкорпорацию Ростех.
 

Бульдозеры в броне 

Одним из основных подразделений инженерных войск являются понтонно-мостовые бригады.

Их задача – провести технику и личный состав там, где без их помощи, что называется, ни проехать ни пройти. Мешать продвижению войск могут разрушенные здания, искусственные заграждения противника, особенности природы и ландшафта или водоемы. Со всем этим с помощью спецтехники справятся инженеры. 

Бронированные инженерные машины на базе тракторов Б10М2 и Б12 и фронтальный колесный погрузчик со спецзащитой ПК-55С выпускаются Челябинским тракторным заводом (входит в УВЗ). Эти машины позволяют эффективно разбирать завалы и прокладывать путь в ходе боевых действий. Основные элементы техники защищены броней, высокий процент деталей унифицирован с деталями гражданских моделей завода. 


Инженерная машина разграждения ИМР-3М. Фото: Минобороны

Инженерная машина разграждения ИМР-3М производства УВЗ – настоящий «терминатор» инженерных войск. Работающая на шасси танка Т-90 машина оснащается универсальным бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с манипулятором. ИМР-3М может проделывать проходы в каменистых и лесных завалах, в сугробах и минных полях, рыть или засыпать котлованы. Экипаж способен работать даже в условиях радиации, а для самообороны на машине установлен пулемет. 

Одна из перспективных разработок УВЗ в этом направлении − универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Она совмещает возможности сразу трех инженерных агрегатов − бронированной ремонтно-эвакуационной машины, инженерной машины разграждения и бронированной машины разминирования. Этот броневой монстр может работать под плотным вражеским огнем и прокладывать дорогу войскам даже по территории, на которой применялись средства массового поражения.

Наводим мосты 

Часто движущиеся войска сталкиваются с непроходимыми рвами и водными преградами. Для их преодоления используются различные виды транспортных средств, механизированные мосты и мостоукладчики. 

«Омсктрансмаш», входящий в УВЗ, производит танковые мостоукладчики. Самым современным на данный момент является «мостовой танк» МТУ-2020, впервые показанный на форуме «Армия-2019». Он создан на основе боевого танка Т-90А и позволяет в течение нескольких минут установить мост длиной до 27 м и шириной 4,6 м, по которому может проехать техника весом до 60 т. Переправу МТУ-2020 может организовать при любой погоде в условиях химического и радиационного заражения.  


Плавающий транспортер ПТС-4. Фото: «Омсктрансмаш» 

Также омское предприятие поставляет в инженерные войска плавающие транспортеры ПТС-4. Эти амфибии предназначены для десантной переправы через водные преграды техники, личного состава и различных грузов весом до 18 т. В 2016 году была создана гражданская версия транспортера под названием «ARK». 


Переправочно-десантный паром. Фото: «Омсктрансмаш» 

Переправочно-десантный паром – еще одно детище «Омсктрансмаша». Он представляет собой огромный, сложенный втрое мобильный паром, установленный на гусеничное шасси. В разложенном виде паром может принять на борт груз общим весом до 60 т. Параметры парома − длина 16,5 м, ширина 10,3 м. С его помощью можно перемещать по воде танки, ракетные системы и другую технику. 

 

«Проверено: мин нет» 

Еще Петр I в своих указах отмечал, что военный инженер должен быть не только образованным, но и мужественным, так как «сей чин паче иных опасности подвержен есть». Особенно это относится к работе инженеров-саперов, которые, как известно, ошибаются один раз. Помочь не совершить злополучную ошибку призвана специальная техника. 

Боевая машина разминирования БМР-3МА «Вепрь», недавно начавшая поступать в войска, разработана Уральским КБ транспортного машиностроения (входит в УВЗ). С помощью специального трала, двигаясь со скоростью 5-12 км/ч, она прокладывает среди мин безопасную дорогу, по ширине как раз подходящую для прохода танков и другого оборудования. 


Боевая машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Фото: Минобороны

Так как «Вепрь» всегда идет впереди основных войск и первым попадает под огонь противника, машина оборудована повышенной защитой, в том числе динамической. В стандартном исполнении бронированным монстром управляют два человека, но рассматривается вариант и полностью беспилотного комплекса. 

По словам начальника инженерных войск ВС РФ Юрия Ставицкого, в 2020 году российские военные инженеры в Нагорном Карабахе обезвредили свыше 23 тыс. взрывоопасных предметов, а в Сирии разминировано более 6,5 тыс. гектаров территории. Продолжается работа и по ликвидации снарядов Великой Отечественной войны на территории России. По оценкам специалистов, десятки миллионов мин в бывших горячих точках по всему миру погребены под землей и представляют опасность. Таким образом, даже в мирное время военные инженеры не останутся без работы на долгие годы.

Машины инженеров | Military-Today.com

Бронированный инженер Транспортные средства

EBG
    Франция

Кадьяк
    Германия / Швейцария

УБИМ
    Россия

Троян
    Объединенный Королевство

Терьер
    Юнайтед Королевство

9 центральноевропейского времени0020     Объединенный Королевство

Восстановление Транспортные средства

Бизон
    Германия

Бегемот
    Норвегия / США Королевство

Т-16
    Россия

К1 АРВ
    Юг Корея

Атлет
    Украина

CRARRV
    Объединенный Королевство

CEBARV
    Объединенный Королевство

M1089
    Объединенный Штаты

AAVR7
    Объединенный Штаты

M88
    Объединенный Штаты

Бронированный Мостоукладчики

ПСБ 2
    Германия

Бибер
    Германия

МТ-64
    Украина

Титан
    Объединенный Королевство

 

Соединительные и Переправа Системы

EFA
    Франция

M3
    Германия

Землеройные машины и бульдозеры

М9 ACE
    Объединенный Штаты

 

Передняя часть и обратная лопата Погрузчики

HMEV
    Австралия

SEE
    Германия

HMEE
    Объединенный Королевство

 

Грейдеры и гусеницы

 

Минное поле Нарушение Системы

PUMA
    Израиль

K600
    Юг Корея

Гризли
    Юнайтед Штаты

SLUFAE
    Объединенный Штаты

 

Разминирование Транспорт

Мобильный Краны

 

Вилочные погрузчики

HMVRT
    Объединенный Королевство

HMRTF
    Объединенный Королевство

RTFL
    Объединенный Королевство

ММВ
    Объединенный Штаты

ATLAS
    Объединенный Штаты

 

Обработчики контейнеров

 

Прочее

Ладья
    Юнайтед Штаты

Анализ: Новые саперные машины российской армии развернуты в Украине | Украинско-российский конфликт война 2022 г.


Согласно информации, опубликованной Минобороны России, в настоящее время в Украине развернута вся номенклатура инженерных боевых машин нового поколения для ведения боевых действий, в том числе бронированный бульдозер Б12М2, многоцелевой моторизованный КВД Комплекс быстрого развертывания проезжей части, Разведывательный плавающий плавучий катер, Мостоукладчик ТММ-7, Танк разминирования БМР-3МА, Многоцелевой минный заградитель УМЗ-К, Гусеничная бронированная инженерная машина УБИМ, Гусеничная бронированная машина разграждения ИМР-3М, МТУ гусеничный мостоукладчик-2020 и беспилотный многофункциональный комплекс разминирования «Уран-6».
Следите за армейским признанием в новостях Google по этой ссылке



Российская армия размещает в Украине полный спектр новых инженерных боевых машин. (Источник изображения Армейское признание)


В этой статье редакция Армейского признания представляет все эти российские военно-инженерные машины с кратким техническим обзором каждой из них. Инженерные войска — вид специального назначения в Сухопутных войсках, формируемый для решения сложных инженерных задач по обеспечению общевойсковых операций и боев, требующих специальной подготовки личного состава и применения инженерной техники, а также нанесения урона противнику с применением инженерных зарядов и взрывчатых веществ.

Инженерные войска России объединяются в соединения, части и подразделения различного назначения: инженерно-разведывательные, инженерно-саперные, сооружения и расчистки заграждений, инженерно-штурмовые, дорожно-строительные, понтонно-мостовые, форсирования рек, маскировки, инженерно-технические , полевое водоснабжение и др.



Б12М2 инженерно-боевая бронированная бульдозерная машина.


Бронированный бульдозер Б12М2:

Б12М2 — гусеничный бронированный бульдозер, предназначенный для выполнения дорожных и земляных работ. Экипаж — один солдат, а кабина обеспечивает защиту от обстрела стрелковым оружием и осколками артиллерийских снарядов.

Б12М2 базируется на шасси трактора Т-10М2 с дизельным двигателем мощностью 140 л.с. Масса автомобиля составляет 18,8 тонны. Передняя часть машины оснащена большим бульдозерным отвалом.



KVD Многоцелевая моторизованная система быстрого развертывания проезжей части. (Источник изображения Армейское признание)


КВД Многоцелевая моторизованная система быстрого развертывания проезжей части

КВД базируется на шасси военного грузовика КАМАЗ63501 8×8 с двухдверной рабочей кабиной, расположенной спереди, и системой быстрого развертывания, используемой для развертывания 50 м менее чем за 5 минут.

Универсальная механизированная система развертывания проезжей части предназначена для обеспечения прохода колесных или гусеничных боевых машин по пересеченной местности и заболоченной местности, а также для обеспечения подходов к мостам и переходам через водные преграды.

Комплект обеспечивает проезд колесных машин массой до 12 тонн и гусеничных боевых машин массой до 60 тонн.



Мостоукладчик автомобильный ТММ-7. (Фото Армейское признание)


ТММ-7

ТММ-7 представляет собой мостоукладчик на базе шасси военного грузовика КАМАЗ 6350 8×8 с двухдверной кабиной экипажа спереди и мостоукладчиком сзади. задний. Машина предназначена для обеспечения мостовой переправы через узкие препятствия, блокирующие продвижение войск.

Складной ножничный мост длиной 16 м устанавливается в задней части грузовика. Мост спускается назад с помощью гидравлической стрелы и опирается на дно реки с помощью двух стоек переменной длины. Длина моста в полной комплектации (4 тележки) составляет 64 метра. Расчетная масса пролета с опорой не тяжелее 6 тонн, а грузоподъемность ТММ-7 составляет 60 тонн. Максимальная пропускная способность – 300 автомобилей в час.



БМР-3МА Беспилотный танк-сапер для инженерных войск. (Источник изображения Армейское признание)


БМР-3МА Беспилотный саперный танк

БМР-3М — 50-тонная бронированная боевая машина разминирования, предназначенная для разминирования и поддержки тяжелобронированных подразделений. БМР-3МА представляет собой дистанционно управляемую версию тяжелой бронированной машины разминирования БМР-3М.

БМР-3М — гусеничная машина разминирования, созданная на базе гусеничного шасси танка Т-90. Первоначальная башня была снята и заменена цельносварной надстройкой, обеспечивающей защиту от стрельбы из стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и подрывов мин.

БМР-3МА оснащена танковым механическим устройством разминирования КМТ-7, установленным в передней части корпуса. Машина управляется экипажем из двух человек, рассчитанным на трех инженеров и грузоподъемностью 5 тонн в грузовом отсеке.

Гусеничный разминатор КМТ-7 с электромагнитной насадкой позволяет расчищать пути и переулки со скоростью от 5 до 12 километров в час. Дополнительное оборудование включает в себя радиочастотный интерферометр (РЧИ) для обезвреживания мин с радиовзрывателями, крановую стрелу с храповой лебедкой, приборы ночного видения и средства для окапывания.



Роботизированная минная установка ЮМЗ-К на базе шасси автомобиля 6х6. (Источник изображения Армейское признание)


ЮМЗ-К

ЮМЗ-К представляет собой роботизированную систему постановки мин на базе легкого грузовика Asteys 7022-3333310 с колесной формулой 6×6. Сама система минной постановки производится с начала прошлого десятилетия. Автомобиль заградителя УМЗ-К бронирован для защиты от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов.

Экипаж обеих машин состоит из двух человек. Во время постановки мин машины могут двигаться со скоростью 40 км/ч. При необходимости минные поля могут быть ликвидированы автоматически. Время самоуничтожения колеблется от 12 часов до 16 дней.

Боеприпасы перевозятся на полузакрытом корпусе машины, отделенном бронеплитой от кабины водителя. Конструкция повышает живучесть экипажа. Контейнеры с минами защищены бронированным бортом. Мины хранятся в шести контейнерах по 30 кассет. Машина может перевозить 180 кассет с боеприпасами. Шесть единиц размещены на вращающихся опорах с вертикальной наводкой. В движении их держат стволом вверх. Они разворачиваются в нужном направлении и устанавливаются мины. Весь снаряд боекомплекта задействуется за 15 минут.



Разведывательный амфибийный плавучий катер для инженерных войск. (Источник изображения Армейское признание)


Плавучий разведывательный плавучий катер

Разведывательный плавающий плавсредство предназначен для ведения разведки поля боя и водных преград в дневное и ночное время. Это класс десантных кораблей на воздушной подушке, также называемых судами на воздушной подушке, которые могут двигаться по дороге и воде с максимальной скоростью 60 км/ч с максимальным запасом хода 250 км.

Плавучий амфибийный катер может передвигаться как по воде, так и по суше для выполнения разведывательных задач с использованием современных гидроакустических систем. Он также оснащен широким спектром инженерного оборудования. Кабина экипажа расположена в передней части лодки, а двигатель — в задней. На крыше кабины экипажа установлен один 7,62-мм пулемет.



База инженера-танкиста УБИМ на шасси танка Т-90. (Источник изображения Армейское признание)


УБИМ

УБИМ — новая российская бронированная инженерная машина на базе гусеничного шасси танка Т-90. Башня снята и заменена бронированной кабиной. Машина предназначена для выполнения работ по разминированию или ликвидации заграждений.

УБИМ оснащен большим бульдозерным отвалом, установленным в передней части корпуса, и мощным гидравлическим отбойным молотком, расположенным в задней части шасси. Бульдозерный отвал можно использовать для земляных работ, планировки, расчистки дорог, заполнения канав и удаления препятствий.

UBIM управляется экипажем из 2 человек, включая водителя и командира/оператора машины. Он может нести 3 дополнительных инженера, сапера или пехотинца. На крыше бронированной кабины установлен дистанционно управляемый боевой модуль, вооруженный одним крупнокалиберным пулеметом калибра 12,7 мм.



Гусеничный инженерный бронированный автомобиль ИМР-3М. (Источник изображения Army Recognition)


ИМР-3М

ИМР-3М — гусеничная инженерная бронемашина на базе Т-9.0 шасси танка. Он предназначен для устранения препятствий на поле боя под огнем противника. Он оснащен универсальным бульдозерным отвалом, установленным в передней части корпуса, краном и плугом для разминирования.

На ИМР-3МА установлен четырехтактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. Максимальная скорость по шоссе может достигать 62 км/ч. Вся машина может управляться под броней экипажем из двух человек, для целей самообороны предусмотрен 12,7-мм зенитный пулемет.



Инженерная бронированная машина мостоукладчика МТУ-2020 на базе шасси танка Т-90. (Источник изображения Army Recognition)


МТУ-2020

МТУ-20020 — новая инженерно-танковая мостовая машина на базе гусеничного шасси Т-90А с удлиненным шасси с одним дополнительным колесом. Подвеска Т-90А состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков с ведущей звездочкой сзади, направляющего колеса спереди и трех опорных опорных катков. МТУ-2020 имеет семь опорных катков. У него экипаж из двух человек.

МТУ-2020 предназначен для оснащения танковых частей 27-метровым мостом, позволяющим преодолевать рвы, каналы, реки и другие препятствия. Танк оборудован одним мостиком, который можно развернуть менее чем за пять минут. Он может двигаться с максимальной скоростью 60 км/ч.



Боевая машина роботизированного комплекса разминирования «Уран-6». (Источник изображения Армейское признание)


УРАН-6

Уран-6 — многофункциональный гусеничный робототехнический комплекс для разминирования производства АО «766 УПТК» для Вооруженных Сил России. Он предназначен для проведения минно-разведывательных работ и работ по разминированию местности, а также для обнаружения и обезвреживания взрывоопасных и противопехотных, а также противотанковых мин.