Военная немецкая техника Второй мировой войны

Развязанная Гитлером Вторая мировая война олицетворяла собой новый тип высокомеханизированной войны – стремительной и смертоносной. Вооруженные силы нацистской Германии вступили в нее наиболее подготовленными. При поддержке немецкой науки, техники и современных методов массового производства рейх вооружил армию мощным оружием. Архивные фото немецкой техники Второй мировой войны подтверждают это.

Военная промышленность Третьего рейха создала высокотехнологичные для того времени виды вооружений. Стремительный натиск армии вермахта захлестнул медленнее движущихся врагов и позволил Германии в короткий срок подчинить себе почти всю Европу. Немецкая техника Второй мировой войны казалась непобедимой…

Панцерваффе – Бронетанковые войска

Танки, изобретенные англичанами, в годы Первой мировой войны использовались преимущественно для обороны. В армии вермахта бронетанковые войска стали доминирующей наступательной силой наземных войск. К началу войны Германия имела три тысячи сто девяносто танков. Танки, как и вся немецкая военная техника Второй мировой войны, были оснащены современным вооружением. После аннексии Чехословакии бронетанковые войска вермахта пополнились 369 танками чешского производства.

До восьмидесяти процентов немецких танковых сил составляли средние танки Panzerkampfwagen III и IV.

«Тигр» – танк прорыва

«Тигр» в первые годы Второй мировой войны пользовался репутацией смертоносного и непобедимого. Panzerkampfwagen VI создавался как тяжелый танк прорыва. Имел боевую массу в пятьдесят шесть тонн. Намного крупнее большинства танков того времени, с двигателем в 700 л. с., танк развивал скорость до 38 км/час.

«Тигр», вооруженный 88-миллиметровой пушкой KwK 36, двумя пулеметами калибра 7,92 мм и шестью дымовыми гранатометами, легко уничтожал любой серийный танк союзников, построенный во время войны. Лобовая броня толщиной 100 мм и бортовая толщиной 80 мм надежно защищала бронетехнику от большинства противотанковых снарядов.

«Панцеркампфваген» VI («Тигр») – самый известный танк немецкой техники Второй мировой войны.

Кроме танков, немецкие «Пантерваффе» имели на вооружении бронетранспортеры и самоходно-артиллерийские орудия: истребители танков, штурмовые орудия, самоходные лафеты.

Люфтваффе — авиация

Люфтваффе отводилась важнейшая роль в доктрине молниеносной войны – смертельной военной стратегии, разработанной генералом Хайнцем Гудерианом. Когда немецкие танковые дивизии врывались вглубь вражеской территории, задачей бомбардировщиков становилось уничтожение линий связи и снабжения противника.

К началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года Люфтваффе располагало оперативной силой в тысячу истребителей и тысячу пятьдесят бомбардировщиков. Такое количество самолетов обеспечило рейху почти полное господство в небе на начальном этапе войны. Противостоять им смогли только военно-воздушные силы Великобритании.

Messerschmitt Bf 109 – смертоносный истребитель Второй мировой войны. Самолет, разработанный авиаконструктором В. Мессершмиттом в середине 1930-х годов, имел фюзеляж монокок, убирающееся шасси и закрытую кабину.

Ранние модели Bf 109A применялись в гражданской войне в Испании. К концу тридцатых годов Me109 стал основным истребителем Люфтваффе. Скоростной и маневренный, имел на вооружении два крупнокалиберных пулемета и 20-миллиметровую пушку. До 1943 года был лучшим истребителем Второй мировой войны, применялся на всех фронтах в Европе, Северной Африке и СССР.

Кригсмарине – военно-морской флот

Флот во время Второй мировой войны не был доминирующим вооружением немецких военных. Господства военно-морских сил Германии в открытом море не случилось. Ограниченные ресурсы ВМФ рейха всю войну были сосредоточены на боевых действиях с Королевским флотом Великобритании и Северным флотом СССР.

ВМФ Франции, уступавший к началу войны по мощи и вооружению только Англии, США и Японии, перестал существовать через две недели после капитуляции страны, и «огромная» заслуга в этом англичан, а не немцев.

Доктрина морских сражений

Основную ставку в планируемой войне на море нацистская Германия сделала на подводные лодки, хорошо зарекомендовавшие себя в Первой мировой. За годы Второй мировой войны фашистские подводные лодки потопили две тысячи семьсот семьдесят девять кораблей союзников общим водоизмещением 14,1 миллиона тонн. Экипаж подлодки П-48 потопил пятьдесят один корабль, общим водоизмещением 306,874 тонны.

В морских сражениях Кригсмарине использовалась тактика волчьей стаи: охота групп подлодок за океанскими конвоями.

Подводные лодки, как и другая немецкая техника времен Второй мировой войны, были оснащены современным вооружением: по 4-6 торпедных аппаратов, свыше 40 мин.

Атаки подводных лодок заставили союзников замедлить поток войск и военных материалов через Атлантику и организовать конвои для защиты караванов судов. К 1943 году новая тактика конвоя, радиолокационные и противолодочные патрульные самолеты вызвали серьезные проблемы с германскими лодками типа VII.

Первоначально мощный подводный флот Третьего рейха был в конечном итоге истреблен контрмерами союзников. В течение войны Германия потеряла семьсот шестьдесят пять подводных лодок, но так и не смогла прервать линии связи между Северной Америкой и Западной Европой.

Фаустпатрон

Использование нацисткой Германией огромного количества танков на поле боя открыло ящик Пандоры. В течение нескольких лет армии союзных войск наращивали танковый потенциал, и летом 1943 года немецкая армия столкнулась с большим количеством британских, американских и советских танков.

Вермахт нуждался в недорогом и простом в использовании способе насыщения поля боя противотанковой огневой мощью. В августе 1943 года в войска поступили первые фаустпатроны – одноразовые гранатометы.

Фаустпатрон был невероятно прост для эффективного противотанкового оружия. Для его применения не требовались специально обученные бойцы. Примитивная, открытая с двух концов трубка с боеголовкой, спусковой крючок — вот и вся премудрость. Эффективная дальность стрельбы – до пятидесяти метров. Боеголовка обладала поразительной способностью пробивать броню до 140 мм толщиной, что делало ее способной уничтожить любой танк союзников.

Фаустпатрон сделал всех, даже стариков и шестнадцатилетних мальчишек, которых в конце войны мобилизовали в армию, потенциальными танковыми киллерами. Всего до конца войны германская промышленность выпустила более восьми миллионов подобного вооружения различной модификации. К счастью, даже такой шедевр немецкой техники Второй мировой войны не спас гитлеровскую Германию от поражения.

fb.ru

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 1. Первые шаги

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 1. Первые шаги

Как известно, Германия Первую мировую войну проиграла вчистую. На послевоенное время ее судьбу определил подписанный 28.06. 1919 представителями главных «объединившихся» и союзных держав Версальский мирный договор. Теперь численность вооруженных сил Германии не могли превышать 100 тыс. человек (семь пехотных и три кавалерийских дивизий). Запрещалось иметь, изготавливать и покупать все виды наступательного вооружения: в первую очередь, авиацию, тяжелую артиллерию, крупные боевые корабли, а также многое другое.


Германский танк Первой мировой войны A7V на ж/д-платформе

Однако данная статья посвящена танкам. Что же говорится в договоре о них? 171-я статья Версальского мирного договора гласила: «Равным образом запрещается производить и ввозить в Германию танки, броневики или всякого рода другие подобные машины, могут быть использованы для военных целей». Танки, имевшиеся в Германских боевых частях — трофейные английские и A7V — выдали победителям, еще по условиям перемирия 11.11.1918 г. Правда, на оснащении полиции было оставлено несколько бронеавтомобилей предназначенных для подавления беспорядков.

Немцы, даже несмотря на наблюдение союзнической комиссии, разобрали прототипы легких машин и танки-гиганты типа «К». Для сокрытия своих секретов, они уничтожили (возможно, спрятали?) всю документацию. Вот та немногая информация, которая известна на сегодняшний день.

Итак, Германия лишилась своих танковых заделов. Конечно, руководители рейхсвера и Reichswehr — постверсальские вооруженные силы – смириться с данным положением не могли и не хотели. Оставалось только одно — разрабатывать танки в тайне. Но, как и где?

Шведский танк Strv m/21

Конструкторам было проще, поскольку они были людьми свободными. О. Меркер и Й. Фолльмер выехали за границу где трудились над укреплением обороны Швеции. На заводе компании Ландсверк, взяв конструкцию прототипа LKII за основу, они создали Strv m/21. Десять таких машин было выпущено уже в 1921 г. Через восемь лет танки были модернизированы. Вместо двигателя мощностью 60 л.с. поставили 85-сильный (оба размещались в передней части корпуса). Была усилена защита, толщина брони составляла 14 миллиметров. Улучшенная ходовая часть машины позволяла развивать скорость до 18 км/ч при запасе хода 70 км. Масса танка составила 9,5 тонн. Экипаж танка состоял из четырех человек. Кроме 37-миллиметровой пушки и пулемета в башне в корпусе был установлен еще один пулемет. Эти танки служили вплоть до Второй мировой.

Вскоре Фолльмер перебрался в Чехословакию. Там он в середине 1920-х годов создал и испытал колесно-гусеничные танки КН50, КН60. Меркер, оставшись один, в 34-м г. предложил легкий La-100, а позднее La-60, который считался самой удачной шведской машиной. Именно на этой машине впервые была применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. Несколько модификаций данной машины выпускали в военное время, на базе танка создали самоходные артустановки. Она же стала прототипом для легкого танка «Толди» венгерского производства.

Колесно-гусеничный танк КН50

Труднее пришлось политикам и военным Германии. Они в своих реваншистских устремлениях искали даже не союзника, а сочувствующего. И именно таким сочувствующим стала Советская Россия, которая не входила в число стран-победителей. Напротив, Красной Армии самой приходилось отражать интервенцию Антанты. Тем более после гражданской войны Советская Россия оказалась в экономической и политической изоляции.

Эта сделка сулила обеим сторонам приличные дивиденды. Первые хотелось при помощи военного союза обойти Версальский договор. Вторые рассчитывали на помощь в формировании и повышении оборонного потенциала.

Опустим подробности переговорного процесса и продолжим повествование с 1926 г., когда на территории СССР начали организацию трех учебно-испытательных центров. Танковая школа, имеющая полигон (кодовое название «Кама») находилась в Казани. Ее работа продолжалась до 15.09.1933 г. В разные годы во главе школы стояли подполковник Мальбрандт, майоры Гарпе и Радльмайер.

В июле 1929 г. в полевом лагере «Камы» приступили к интенсивной учебе и испытаниям машин. Может возникнуть вопрос, какие танки собирались обкатывать, если у Германии официально не было танков, а производство советских танков «Малый сопровождения» только начали налаживать?


Оказывается, к данному времени уже были готовы испытательные объекты. На место их доставили под видом сельхоз оборудования. Руководство рейхсвера еще в 1925 г. поручило трем компаниям — Даймлер-Бенц, Рейнметалл-Борзиг и Крупп — спроектировать и изготовить по паре средних танков массой около 20 тонн. Для маскировки объявляли, что ведется строительство «больших тракторов». В следующем году был создан первый рейнметалловский прототип.

Фирмы Рейнметалл Борзиг и Крупп отчитались за первые машины в 28-м году, за вторые — в 29-м. Даймлеровские модели в связи с многочисленными дефектами задержались практически на год. Окончательная сборка всех машин производились в Унтерлюсе на заводе Рейнметалл-Борзиг.

Крупповские и рейнметалловские машины имели вес 19,3 тонн, запас хода составлял 150 км. Карбюраторные шестицилиндровые 250-сильные двигатели BMW Va позволяли развивать скорость до 40 км/ч. Даймлеровские «тракторы» по скорости не отставали от них. Хотя при массе 15 тонн и двигателе мощностью 255 л.с. своего же производства они обладали лучшей удельной мощностью которая составляла 17 л.с./т. Нужно признать: для 20-х годов прошлого века это были очень неплохие характеристики.

Вооружение танков состояло из 75-мм короткоствольного орудия (длина 24 калибра) имеющего боекомплект из 104 выстрелов и трех 7,92-мм пулеметов, один из которых был спарен с пушкой, имеющих боекомплект из 6000 патронов. Экипаж – шесть человек. Основным конструкционным материалом была 13-мм неброневая сталь.

Касательно «легких тракторов» (следует читать, легких танков), то фирмы Рейнметалл-Борзиг и Крупп заказ на них получили в 1929 г. Крупповские образцы, имеющие разные системы подвески, были созданы в 31-32 гг. На них устанавливались 37-миллиметровая пушка во вращающейся башне. Вес танков составлял 7,9 тонн. Экипаж – три человека. Все легкие танки побывали в «Каме». После этого они вернулись в Германию, где принимали учасие в маневрах Первой танковой дивизии.

Легкий танк LKI

Фирма Рейнметалл-Борзиг свои две разнотипные легкие машины, броня которых была изготовлена из мягкой стали, построила лишь в 34-м г.: самоходную установку и танк с башней (в СССР он, естественно, не попал). Их боевая масса составляла 8 и 9,5 тонн соответственно. Обе машины оснащались одним и тем же 100-сильным двигателем. Кроме 37-мм пушки (длина 45 калибров), каждая машина вооружалась пулеметом.

В 1927—1928 годах тайно велись проработки самоходных артустановок. Известно, по крайней мере, об одном образце с 37-им пушкой прикрываемой щитом. Бронирован был только двигатель и то, скорее всего, мягкой сталью. Компанией Ганомаг предлагалась более совершенная модель. Базой служил трактор «Венделер и Дорн». Общая масса 6,8 тонн. Установленное на тумбе 77-миллиметровое легкое орудие образца 1896/1916 года обеспечивало круговой обстрел. 50-сильный карбюраторный двигатель позволял достигать скорость 6 километров в час. По всей видимости, данных машин в Казани не было.

Кое-что из технических достижений Германии перекочевало в конструкции танков Советского Союза. Например, Т-28 получил крупповскую подвеску; Т-28, Т-35 — размещение в носовой части экипажа; Т-26, Т-28, БТ — сварные корпуса, прицелы, приборы наблюдения, радио- и электрооборудование, спаривание пулемета и орудия.

Также развивалось непосредственное сотрудничество между германскими и советскими инженерами. Так, в начале 1930-х г. в Ленинграде работал Гроте, создавший средний танк ТГ. Однако данную машину в производство не приняли только из-за сложности конструкции. А ведь в ней были реализованы многие интересные новшества. При скорости 35 км/ч и боевой массе 25 тонн она имела превосходное вооружение: 37-, 76-мм пушки и четыре пулемета. 11 человек экипажа защищала 50-мм броня.

Й. Фолльмер также работал на Советский Союз. Однако в страну он не приезжал, а пересылал чертежи, исправно получая за них плату. Где использовались его проекты, документально пока не установлено.

От казанской школы Советская сторона постаралась взять максимум возможного. Согласно докладу зам. начальника Управления механизации и моторизации Рабоче-Крестьянской Красной армии, командира корпуса Грязнова наркому обороны Ворошилову через школу удалось пропустить «… 65 человек начсостава мотомеханизированных и танковых войск со значительным процентом строевых командиров». Арендаторы имели более скромные результаты учебной работы. Полный курс подготовки в «Каме» прошли 30 офицеров-танкистов Германии. Некоторые из прошедших подготовку в СССР впоследствии стали весьма крупными военачальниками. Например, в «Каме» обучался Риттер фон Тома — командир танкового подразделения легиона «Кондор» в 1936 году в Испании, генерал танковых войск, командующий в 1942 году немецким африканским корпусом. Генерал-полковник Иозеф Гарпе — командующий Четвертой танковой армией. Обергруппенфюрер Вильгельм Биттрих — командир Второго танкового корпуса войск СС.

Майор Г. Гудериан, который в то время служил в отделе автомобильных войск рейхсвера, также приезжал сюда. Правда, не как ученик (данного мнения придерживаются многие историки), а как инспектирующее лицо. Во время поездки Гудериан и капитан Пирнер обсуждали конструктивные особенности танков, доставленных только что в СССР.

В боевых машинах его интересовало все. Отмечая удачные тех. решения (хорошую маневренность и проходимость, круговой обстрел из пулеметов и пушки), он больше интересовался недостатками: почему отсутствуют радиостанции, почему место командира установили рядом с водителем в передней части, из-за чего у него отсутствуют круговой и боковой обзор.

Повышенную любознательность Гудериана объяснить просто. Вынашивая прообраз будущих танковых дивизий, Гудериан подыскивал подходящих для них два типа танков: основной – сравнительно легкий, имеющий противотанковую пушку, и средний — имеющий короткоствольное орудие для арт. поддержки основных танков. Ища подходящий вариант боевой машины офицер-автомобилист даже совершил месячный визит в Швецию, где побывал во Втором батальоне гвардии. Гудериан лично освоил танки Strv m/21, состоявшие в нем на вооружении.

А танками Г. Гудериан «заболел», когда ознакомился с работами энтузиастов «механизированной» войны — француза Ш. Де Голля и англичан Б. Лиддел-Гарта, Дж. Фуллера. Он буквально был поглощен идеей создания и самостоятельного использования танковых войск.

Судя по мемуарам Гудериана, поначалу он не мог найти понимания, и долго был единственным специалистом в данной области. Г. Гудериан даже подшучивал над собой: «Среди слепых и одноглазый король». Со временем ему удалось сдвинулось дело с мертвой точки. Среди офицеров семи автомобильных батальонов входивших в состав рейхсвера нашлись единомышленники.

На начальном этапе самым приемлемым было ознакомление теорией, которая вызывала явный скептицизм. Одновременно штудировались английские уставы вождения танка. Во время практических упражнений использовали толкаемые солдатами фанерные силуэты танков с велосипедными колесами. Позже макеты переставили на автомобильные шасси.

Реальная подготовка к созданию бронетанковых войск началась в октябре 1931 г. с назначением Г. Гудериана начальником штаба инспекции автомобильных войск. Летом следующего года в учебных лагерях были проведены первые учения с пехотным полком, при поддержке батальона танков-макетов. Этот процесс резко ускорился приход А. Гитлера к власти.

Началось преобразование кавалерийских полков в мотопехотные. В городах Ордруф и Цоссен в автошколах будущих танкистов продолжали обучать вождению на гусеничных тракторах, которые по многим параметрам были близки к боевым машинам. Различные фирмы вскоре поставили около полтора десятка прототипов легких танков.

Данные машины в официальных документах по-прежнему продолжали называть сельскохозяйственными тракторами LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper). Правду говоря, это были всего лишь шасси без надстройки и башни, однако с 13-мм броней. Открытый корпус позволял разместиться инструктору и четырем обучающимся. Такими машинами, кроме школ, были укомплектованы первые два формируемых танковых полка. Летом 1934 г. Гитлеру было продемонстрировано в миниатюре, что собой представляют механизированные войска. В отряд входили взводы противотанковых пушек, мотоциклистов, «танков» LaS, средних и легких бронеавтомобилей. «Вот то, что мне необходимо. Я хочу иметь именно это», — говорил фюрер, восторгаясь слаженными и быстрыми действиями представителей разных родов оружия.

Им же был отдан приказ создать Panzerwaffenamt (Управление бронетанковых войск). Его главой стал генерал-лейтенант О. Люц, а полковник Г. Гудериан стал начальником штаба. Обоих связывала совместная служба и давняя дружба, позволившая в едином тандеме взяться за порученный участок работ. Поэтому не мудрено, что Люц предложил добавить к двум «гудериановским» третий тип боевых машин — легкий танк-разведчик имеющий 20-мм автоматической пушкой и пулемет.

Генерал Л. Бек, будущий начальник главного штаба сухопутных войск вермахта к танкам по-прежнему относился недоверчиво, отводя им роль сопровождения пехоты и то в лучшем случае. (По Версальскому договору в рейхсвере генеральный штаб иметь запрещалось. В сухопутных войсках его функции выполнялись войсковым управлением с отделами: организационным, оперативным, по изучению боевой подготовки и иностранных армий).

Но Г. Гудериан О. Люц стояли на своем, полагаясь на рейхсканцлера являющегося сторонником скорейшего создания панцерваффе. А тут еще и бывшие члены Антанты ослабили строгость Версальского договора. Германия в марте 1935 г. официально денонсировала запрещающие статьи, т. е. вновь получила военный суверенитет.

Теперь Wehrmacht (вооруженные силы нацистской Германии) не сдерживаемый договором начал стремительно набирать силы. В первое лето его становления были проведены четырехнедельные учения опытной танковой дивизии М. фон Вайкса (Weichs),который собрал все танковые подразделения, существовавшие в то время, под свои знамена.

Первые лица военного ведомства генерал-полковник В. фон Бломберг, министр, и В. фон Фрич главнокомандующий сухопутными силами наблюдали за ходом учений. Об успешном окончании учений возвестил желтый аэростат, поднятый в воздух. Генерал В. Фрич по этому поводу заметил, что на аэростате не хватает надписи: «Танки Гудериана являются самыми лучшими».

Посеянные зерна быстро дали всходы. Самые известные машиностроительные компании получили заказ на разработку и создание средних и легких танков в больших количествах. 15 октября 1935 г. были сформированы три танковые первые дивизии: Первую в Веймаре – командующий Вайкс, Вторую в Вюрцбурге (позже была передислоцирована в Вену) – командующий Гудериан и Третью в Берлине — командующий генерал Фессеман.

Один из танков Nb.Fz. на марше. Норвегия, апрель 1940 года

Командование кавалерии также хотело получить в свое распоряжение танки, потому обзавелось тремя (позднее и четвертой) легкими дивизиями. Зимой 40-го года они были переформированы в танковые.

Лишь генерал Бек в вопросах использования бронетанковой техники в бою продолжал стоять на своем и потребовал сформировать две танковые бригады. Данные формирования некоторое время находились в резерве Главного командования, позднее послужили основой для новых танковых дивизий.

Таким образом, проигравшие Первую мировую, немцы (многие из руководства считали, что именно из-за танков) на этот раз именно на них делали основную ставку перед новыми военными походами. Победители же напротив, даже несмотря на прежний приоритет в теоретических разработках, отстали безнадежно. Они рассматривали танки только как придаток к пехоте, за что и поплатились.

По материалам статьи Игоря Шмелева, журнал «Техника и вооружение»

topwar.ru

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 4. Классификация

В вермахте существовала (в бундесвере применяется до настоящего времени) очень подробная и логичная классификация бронетехники, которая включает в себя: танки; истребители танков; самоходные установки, в числе которых противотанковые, зенитные, самодвижущиеся полевые арт. системы; штурмовые орудия; бронеавтомобили; бронетранспортеры; специальные машины.

Согласно правилу принятому главным штабом сухопутных сил учет бронетанковой техники германии велся по двум номенклатурам: армейской и специальной. Специальную номенклатуру формировало управление вооружений. Подвижные военные объекты, включая мотоциклы и автомобили, по данной номенклатуре, получали индекс Sd Kfz (Sonderkraftfahrzeug) и порядковый номер из арабских цифр.


Немецкий полугусеничный тягач SdKfz.10 буксирует 75-мм противотанковую пушку РаК40 по дороге на территории СССР

Немецкие танки Pz.Kpfw. IV в поле на территории СССР

Армейское обозначение – аббревиатура, составленная из полного наименования техники. Так, например, линейный танк обозначался Pz Kpfw (Panzerkampfwagen или Panzer). Следующая модель, кроме «пантер» и «тигров», идентифицировалась римскими цифрами по порядковому номеру. Модификации, то есть машины, имеющие существенные изменения в вооружении, ходовой части, бронировании и так далее, можно распознать по приставке Ausf (Ausfuhrung) и добавленной большой (в редких случаях малой) латинской буквой.

Для обозначения командирских танков использовалось аббревиатура Pz Bef Wg (Panzerbefehlswagen) плюс порядковый номер базовой модели. У данных машин, особенно первых лет производства, основное вооружение отсутствовало: для маскировки ствол пушки заменялся деревянным макетом. Таким образом, освобождалось место для работы командира, начальника штаба и др. Конечно такие Pz Bef Wg, к линейным танкам относить нельзя. На командирских машинах более поздних лет пушечное вооружение сохранялось. Вторая радиостанция устанавливалась за счет уменьшения боекомплекта.

Для работы артиллерийских корректировщиков использовались бронированные машины наблюдения – Panzerbeobachtungswagen (Pz Beob Wg). Для данных машин также использовали танковые шасси. Panzerbeobachtungswagen строились или сразу по спецзаказу, или переделывались из линейных танков при капитальном ремонте. Вместо башни монтировалась просторная рубка, не имеющая пушечного вооружения, однако на данных спецмашинах имелись радиостанции и приборы артиллерийской разведки.

Немецкий командирский танк на базе Pz.Kpfw. III Ausf. M — Panzerbefehlswagen III Ausf. K. Хорошо заметны антенна в задней части корпуса и бортовой номер «001». Таких танков было выпущено всего 50 штук, а танк на фото — последних выпусков, т.к. первые Pz.Bef.Wg. III Ausf. K не оборудовались противокумулятивными экранами. Башни на этих машинах были от Pz.Kpfw. IV Ausf. F.

Разбитый артиллерией немецкий танк передовых артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg. III (на базе Pz.Kpfw. III). В центре маск-установки вместо орудия смонтирован пулемет MG-34. Имитация пушки, приваренная правее пулемета, на этой машине сорвана. Курсовой пулемет на таких машинах не устанавливался

В некоторых случаях обозначение некоторых образцов бронетанковой техники отличались от общепринятых. Например, известны зенитные Flak Pz (Flakpanzer) и штурмовые (Sturmpanzer) танки. Хотя, по сути, данные машины являлись зенитной самоходной установкой и штурмовым орудием, соответственно.

Истребителями танков (Jagdpanzer, обозначались Jgd) назывались самоходные установки, оснащенные длинноствольными противотанковыми пушками. Для них базовыми были танки текущего производства. Схемы бронирования были полностью сохранены. Тем не менее, Jagdpanzer, как самоходные установки и штурмовые орудия, хотя и состояли в штатах частей и соединений панцерваффе, однако до осени 43-го г. относились к артиллерии.

Американские солдаты осматривают брошенные немецкие зенитные самоходные установки (ЗСУ) «Wirbelwind». ЗСУ 2 cm Flak auf Pz.IV. «Wirbelwind» («Вихрь») была создана в результате сотрудничества 12-го танкового полка СС и фирмы «Ostbau». Счетверенная 20-мм зенитная установка на шасси среднего танка PzKpfw IV была наиболее эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами. В конце 1944 — начале 1945 года фирмой «Ostbau» было изготовлено 106 таких ЗСУ, поступивших на вооружение зенитных батарей в танковые и моторизованные дивизии вермахта и СС, где они использовались вплоть до окончания войны.

Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Бизон» (15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau; Sturmpanzer I) поддерживает наступающую пехоту в бою во Франции

При строительстве Sturmgeschutz (штурмовые орудия, StuG) и Stnrmhaubitze (штурмовые гаубицы, StuH) использовался тот же принцип, что и для истребителей танков, однако они являлись в первую очередь мощным подвижным средством огневой поддержки в боевых порядках пехоты.


Поначалу на StuG устанавливалось короткоствольное орудие. И даже после того как на штурмовые орудия из-за возросшей опасности от бронетехники противника начали устанавливать противотанковые пушки большой длины, они сохранили свою принадлежность и название.

Panzerjager (Pz Jag, противотанковые самоходные установки) необходимо рассматривать как результат модернизации трофейных и устаревших германских танков и бронетранспортеров. Если двигатель, ходовая часть, трансмиссия, а также корпус сохранялись от базовой бронемашины, то башня заменялась открытой сверху и сзади легкобронированной рубкой. В качестве противотанкового вооружения зачастую использовались трофейные орудия.

Selbstfahrlafette (Sf, самодвижущиеся полевые артсистемы) были представлены полевыми гаубицами, включая устаревшие, установленные на специальные или серийные танковые шасси, бронетранспортеры, полугусеничные или гусеничные тягачи (Zugkraftwagen, Zgkw). Для этих целей также использовались шасси трофейных танков, в некоторых случаях их немного переделывали. Зенитные самоходные установки создавались приблизительно по тому же принципу.

Немецкая техника на улице Миттельтрагхайм в Кенигсберге после штурма. Справа и слева штурмовые орудия StuG III, на заднем плане истребитель танков JgdPz IV. На снимке справа — библиотека Кенигсбергского университета, построенная в начале XX века. Другие дома — рядовая застройка XIX-начала XX веков в стиле эклектики и модерна. Сейчас это место — на улице Пролетарской чуть севернее поворота на улицу Сергеева. Библиотека и дома за ней не сохранились, на их месте — газон и длинный дом постройки шестидесятых годов, идущий до улицы Соммера.

Немецкое штурмовое орудие (штурмовая гаубица) StuH 42 на марше. Следом за ней едет StuG III

В армейских названиях самоходных установок, штурмовых орудий и истребителей танков представлялась довольно полная информация: базовое шасси, назначение, марка пушечного вооружения (указывался калибр, реже длины ствола). В некоторых случаях было два — три обозначения. Однако в вермахте чаще использовалось то обозначение, которое больше соответствовало предназначению образца. Образцы трофейной техники имели обязательный код: е — английский, i — итальянской, г — советской, f — французский, t — чехословацкой и так далее.

К гусеничным бронемашинам относились Bergepanzer (Berge Pz, ремонтно-эвакуационные тягачи) и Munitionsschlepper (Mun Schl транспортеры боеприпасов). Если ремонтно-эвакуационные тягачи были и специальной постройки, то транспортеры боеприпасов — переделки из трофейных, устаревших или поврежденных танков.

Было изготовлено небольшое количество танковых мостоукладчиков (Brückenleger) и механизированных штурмовых мостов.

После того как некоторые линейные танки были перевооружены огнеметами (Flammenwerfer) они стали называться огнеметными — Flammpanzer.

Выпускалось большое количество дистанционно управляемые машины (мини-танков): Minenraumwagen (Min R Wg минные тральщики) и Ladungstrager (самоходные носители подрывных зарядов).

Советские танкисты механик-водитель Якименко и наводчик Протазанов у трофейной САУ Pz.Jag. I. Западный фронт, 1942 г

Немецкая экспериментальная САУ Штурер Эмиль (Sturer Emil (Selbstfahrlafette V) на испытательном полигоне в Куммерсдорфе. Машина базировалась на прототипе Panzer IV компании Henschel — VK3001(H). Основное вооружение — 128-мм пушка PaK 40 L/61, которая в 1939 году была разработано на базе 128-мм зенитного орудия FlaK 40. С августа 1941 по март 1942 года Rheinmetall-Borsig и Henschel изготовили два прототипа, которые прошли боевые испытания в СССР в середине 1942 года. Прототипы показали неплохие результаты, но проект был закрыт, так как производство танка Tiger было признано приоритетным. Один из прототипов (из 2-й танковой дивизии) был уничтожен в бою, а второй (имевший к тому времени 22 метки за уничтоженные цели) был захвачен Красной Армией зимой 1943 года и был в составе трофейного оружия, выставленного на всеобщее обозрение в 1943 и 1944 годах. Сегодня его можно видеть в экспозиции музея бронетанковых войск в Кубинке.

Экспериментальные образцы в отличие от серийных имели обозначение VK и четырехзначную группу цифр. Первые две цифры обозначали проектную массу, вторые — порядковый номер проработки. Литера в скобках обозначала конструкторские бюро: DB —Даймлер-Бенц, Р — Порше, Н — Хеншель, и другие.

Германские Schutzenpanzerwagen (SPW, бронетранспортеры) представляли собой открытые сверху легкобронированные полугусеничные машины. В вермахте они применялись довольно широко: для перевозки раненых, личного состава, оборудовались как подвижные радийные, штабные и другие спецмашины.

По некоторым боевым функциям (поддержка мотопехоты во время боя, связь, разведка) к ним близки Panzerspahwagen (Pz SpW, бронеавтомобили). Кроме колесных вариантов бронеавтомобилей, было создано небольшое количество машин имеющих двойной движитель — колесно-гусеничный.

И, наконец, малыми партиями, а зачастую в единичных экземплярах, создавались бронемашины спецназначения, как, например, Durchbruchswagen (DW танк прорыва).

Немецкая ремонтно-эвакуационная машина на базе танка Pz.Kpfw. V «Пантера» (Bergepanzerwagen Panther (SdKfz 179), подбитая попаданием советского 76-мм снаряда в районе Наджи-Перката (Nagy-Perkáta) (Венгрия). На борту машины тактический номер («502»), что было не типично для ремонтной техники

По материалам статьи Игоря Шмелева, журнал «Техника и вооружение»

topwar.ru

Военная техника Германии периода Второй мировой войны Википедия

Военная техника Германии периода Второй мировой войны — вооружение и боевая техника Германии (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года).

Бронетехника

Бронетехнике в немецкой армии отводилась значительная роль. До конца 1942 года вермахт имел на вооружении лёгкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, а также средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV. PzKpfw III ранних моделей вооружались 37-мм орудием[1], а после 1941 года 50-мм длинноствольным орудием KwK 39. PzKpfw IV Ausf. C, Ausf. D, Ausf. E и Ausf. F1 были вооружены 75-мм короткоствольной пушкой.

Единственным исключением стали танки PzKpfw IV Ausf. F2 и PzKpfw IV Ausf. G, вооруженные длинноствольным 75-мм орудием, но они были малочисленны[2]. С 1943 года в Германии началось производство танков PzKpfw IV Ausf. H. Пик производства танков пришелся на 1944 год. PzKpfw IV стал самым массовым танком вермахта.

Тяжелые танки «Тигр» производились с 1942 года[3], а Королевские тигры с начала 1944 г. Танки «Пантера» производились с 1943 года до конца войны.

Самоходно-артиллерийские орудия в Германии подразделялись на штурмовые орудия, истребители танков и самоходные лафеты. К первым относились StuG III, StuH 42, StuG IV и Sturmpanzer IV, ко вторым Jagdpanzer IV, Jagdpanzer 38, Ягдпантера и «Фердинанд»[4]JagdTiger [5], к третьим — Wespe, Grille и Hummel.

Авиация

В истребительной авиации Люфтваффе наиболее распространенной машиной был Messerschmitt Bf.109[6]. Вторым по популярности являлся истребитель Focke-Wulf Fw 190.

В бомбардировочной авиации чаще других использовался пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87, который несмотря на довольно посредственные характеристики, в начальный период войны был довольно эффективной машиной[7]. Кроме него достаточно распространены были Heinkel He 111 и Dornier Do 17, постепенно заменённые на Dornier Do 217 и Junkers Ju 88.

Также, во время войны, в Германии появились первые серийные реактивные самолёты, такие как Messerschmitt Me.262. Но, из-за их малого количества и нехватки топлива, повлиять на исход войны они уже не могли.

Артиллерия

В немецкой армии артиллерийские орудия подразделялись на противотанковые, пехотные, средние и тяжелые, а также на зенитные. К противотанковым относились 3,7 cm PaK 35/36, 5 cm PaK 38 и 7,5 cm PaК 40[8], к пехотным 7,5 cm leIG 18 и 15 cm sIG 33. Средние и тяжелые артиллерийские орудия были представлены 10,5 cm leFH 18, 15 cm sFH 13 и 15 cm sFH 18.

В зенитной артиллерии использовались 2 cm FlaK 30, 3,7 cm FlaK 18, 3,7 cm FlaK 43, а также 8,8 cm FlaK 18/36/37 и 10,5 cm FlaK 38/39.

Стрелковое оружие

Наиболее распространенной винтовкой немецкой армии был Mauser 98k, а в качестве пистолета-пулемета использовался MP 38/40. Специально для десантников была разработана автоматическая винтовка FG 42.

Единым пулеметом был MG 34, который впоследствии был заменён на MG 42.

Из пистолетов использовались Parabellum и Walther P38[9]. В конце войны немецкая армия получила оружие под промежуточный патрон — автомат StG 44.

Военно-морская техника

Военно-морской флот Германии (Кригсмарине) был меньше, чем у противников. В его состав входили 4 линкора: «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау», 2 броненосца: «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн», а также 6 тяжелых крейсеров: 3 типа «Дойчланд» (называемых иногда «карманными линкорами») и 3 типа «Адмирал Хиппер».

Но основную часть немецкого флота составляли подводные лодки, которых было введено в строй более 1000 шт.[10]

См. также

Примечания

  1. T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzerkampfwagen III Ausf. A, B, C und D development and production from 1934 to 1938 plus the Leichttraktor and Krupp’s M.K.A. — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2006. — 72 p. — (Panzer Tracts № 3-1). — ISBN 0-97716-434-9.
  2. P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — P. 98. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  3. Роджер Форд. Танк»Тигр» = The Tiger Tank. — М.: Эксмо, 2008. — 98 с.
  4. B. Perrett. Sturmartillerie & Panzerjäger 1939—45. — Oxford: Osprey Publishing, 1999. — 48 p. — (New Vanguard № 34). — ISBN 1-84176-004-8.
  5. ↑ Ягдтигр (рус.) // Википедия. — 2018-06-19.
  6. Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. «Истребитель «Мессершмитт Bf.109». Германский король воздуха». — М.: Яуза, 2008. — С. 5.
  7. ↑ Ju.87B Stuka (рус.). Дата обращения 16 апреля 2013. Архивировано 18 апреля 2013 года.
  8. Alexander Lüdeke. Deutsche Artillerie-Geschütze 1933—1945. — Stuttgart: Motorbuch Verlag, 2010. — ISBN 978-3-613-03150-0.
  9. Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы. — М.: АСТ, 2002. — 780 с. — ISBN 5-17-010819-2.
  10. Залесский К. А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха.. — М.: Яуза, 2005. — ISBN 5-699-10354-6.

Инженерные и разведывательные машины

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

Танковые орудия
Противотанковая
артиллерия
  • 2,8 cm sPzB 41
  • 3,7 cm PaK 36
  • 4,2 cm PaK 41
  • 4.7-cm Pak
  • 4,7 cm PaK(t)
  • 5 cm PaK 38
  • 7,5 cm PaK 97/38
  • 7,5 cm PaK 40
  • 7,5 cm PaK 41
  • 7,5 cm PaK 44
  • 7,62 cm PaK 36(r)
  • 8 cm PAW 600
  • 8,8 cm PaK 43
  • 12,8 cm PaK 44
Пехотные и
горные орудия
Безоткатные орудия
Полевая, средняя и
тяжёлая артиллерия
  • 7,5 cm FK 16 nA
  • 7,5 cm FK 18
  • 7,5 cm FK 38
  • 7,5 cm FK 7M85
  • 10,5 cm leFH 16
  • 10,5 cm leFH 18
  • 10,5 cm leFH 18M
  • 10,5 cm leFH 18/40
  • 10 cm K 17
  • 10,5 cm sK 18
  • 10,5 cm sK 18/40
  • 15 cm sFH 13
  • 15 cm K 16
  • 15 cm sFH 18
  • 15 cm K 18
  • 17 cm K 18
  • 21 cm Mrs 18
  • 24 cm Kanone 3
Ж.-д. артиллерия
Орудия САУ
Зенитные орудия
Реактивная артиллерия
Сверхтяжёлая и
осадная артиллерия

wikiredia.ru

Военная техника Германии периода Второй мировой войны Википедия

Бронетехника

Бронетехнике в немецкой армии отводилась значительная роль. До конца 1942 года вермахт имел на вооружении лёгкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, а также средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV. PzKpfw III ранних моделей вооружались 37-мм орудием[1], а после 1941 года 50-мм длинноствольным орудием KwK 39. PzKpfw IV Ausf. C, Ausf. D, Ausf. E и Ausf. F1 были вооружены 75-мм короткоствольной пушкой.

Единственным исключением стали танки PzKpfw IV Ausf. F2 и PzKpfw IV Ausf. G, вооруженные длинноствольным 75-мм орудием, но они были малочисленны[2]. С 1943 года в Германии началось производство танков PzKpfw IV Ausf. H. Пик производства танков пришелся на 1944 год. PzKpfw IV стал самым массовым танком вермахта.

Тяжелые танки «Тигр» производились с 1942 года[3], а Королевские тигры с начала 1944 г. Танки «Пантера» производились с 1943 года до конца войны.

Самоходно-артиллерийские орудия в Германии подразделялись на штурмовые орудия, истребители танков и самоходные лафеты. К первым относились StuG III, StuH 42, StuG IV и Sturmpanzer IV, ко вторым Jagdpanzer IV, Jagdpanzer 38, Ягдпантера и «Фердинанд»[4]JagdTiger [5], к третьим — Wespe, Grille и Hummel.

Авиация

В истребительной авиации Люфтваффе наиболее распространенной машиной был Messerschmitt Bf.109[6]. Вторым по популярности являлся истребитель Focke-Wulf Fw 190.

В бомбардировочной авиации чаще других использовался пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87, который несмотря на довольно посредственные характеристики, в начальный период войны был довольно эффективной машиной[7]. Кроме него достаточно распространены были Heinkel He 111 и Dornier Do 17, постепенно заменённые на Dornier Do 217 и Junkers Ju 88.

Также, во время войны, в Германии появились первые серийные реактивные самолёты, такие как Messerschmitt Me.262. Но, из-за их малого количества и нехватки топлива, повлиять на исход войны они уже не могли.

Артиллерия

В немецкой армии артиллерийские орудия подразделялись на противотанковые, пехотные, средние и тяжелые, а также на зенитные. К противотанковым относились 3,7 cm PaK 35/36, 5 cm PaK 38 и 7,5 cm PaК 40[8], к пехотным 7,5 cm leIG 18 и 15 cm sIG 33. Средние и тяжелые артиллерийские орудия были представлены 10,5 cm leFH 18, 15 cm sFH 13 и 15 cm sFH 18.

В зенитной артиллерии использовались 2 cm FlaK 30, 3,7 cm FlaK 18, 3,7 cm FlaK 43, а также

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *