Петровская реформа русской армии » Военное обозрение
Необходимость проведения военных реформ Петром I была вызвана тем, что к моменту вступления нового царя на престол (1689 г.) Россия отставала от наиболее передовых стран Западной Европы не только в экономическом, но и в военном отношении.
В основе отечественной армии в то время стояли дворянское ополчение и стрелецкое войско. Первое возникло в конце XV века и состояло из дворян, а также боярских детей, обязанных по первому требованию прибыть для несения воинской службы на своем коне, с оружием и в сопровождении холопов. Стрелецкое войско, созданное в 40-50-е годы XVI века, набиралось из посадских и сельских жителей. Поскольку для стрельцов воинская служба считалась пожизненной и наследственной, их обычно селили на казенных землях, разрешали заводить семью и заниматься промыслами. Принятые тогда условия комплектования привели в итоге к тому, что боевая готовность старых воинских формирований и уровень дисциплины в них держались на низком уровне. Осложнял задачу и тот факт, что войска были подчинены разным Приказам: дворяне — Разрядному, стрельцы — Стрелецкому. Существовал еще и Рейтарский приказ, который занимался полками нового строя, формируемыми в основном по западному образцу. Естественно, подобное разделение в управлении также оказывало отрицательное влияние на боеспособность армии.
Для вывода державы из отсталого состояния требовалось также ликвидировать ее изоляцию от развитых западноевропейских государств. Необходимы были новые вооруженные силы, ибо старые воинские формирования оказались не в состоянии решать сложные военно-политические задачи. Да и флот державы был еще беспомощным. Петр I остро почувствовал это в ходе Азовских походов, убедивших его в необходимости немедленного проведения военных реформ, а восстание стрельцов в 1698 году окончательно разуверило в их преданности.
8 ноября 1699 года молодым царем был издан указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Тем самым вводилась рекрутская повинность, которая охватывала все податные сословия. Рекруты поставлялись с 10-15 дворов каждый. Солдаты отрывались от дома и промысла. Военная служба становилась для них основной и пожизненной. Срок службы рекрутов потом менялся: с 1793 года уменьшен до 25 лет, с 1834-го — до 20 лет. В 1855-1872 гг. устанавливаются последовательно 12, 10 и 7-летние сроки службы. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью.
Поражение под Нарвой ускорило реорганизацию армии. К 1705 году на основе рекрутской системы были выработаны принципы комплектования полевых и гарнизонных войск. К первым относились полки нового строя, а в гарнизонных несли службу стрельцы и молодые солдаты, которые, закончив курс обучения, отправлялись в полевые войска. К 1707 году полевая армия насчитывала около 100 тыс. человек. Этого требовала сложная военная обстановка. Шведская армия превосходила русскую и в качестве вооружения, и в квалификации офицерских кадров, которые имели большой боевой опыт. Поэтому в начальный период Северной войны Петр I стремился к численному перевесу на полях сражений, но, одержав победу под Полтавой (1709 г.), счел возможным сократить вооруженные силы и стабилизировать армейские штаты.
На организацию армии оказывали влияние характер и цели боевых сражений. В первую очередь были созданы основные рода войск — пехота, кавалерия и артиллерия, позже возникла необходимость и в инженерных войсках, без которых немыслимы осада крепостей, оборудование оборонительных рубежей и укрепленных лагерей. Официально созданы они были в феврале 1712 года, согласно утвержденным Петром I штатов минерной роты и команды понтонеров. Вскоре образуется и «Полк военных инженеров». После всех этих преобразований отечественная армия вышла на уровень армий наиболее передовых стран Европы.
В ходе создания российских вооруженных сил Петру I пришлось столкнуться с проблемами обеспечения армии оружием, боеприпасами, снаряжением, продовольствием. Поскольку имевшаяся в стране в тот период промышленность оказалась не в силах удовлетворить потребность армии, по указанию царя в Туле и Сестрорецке были выстроены крупные оружейные заводы, также заводы для производства пушек и боеприпасов создавались в центральных и южных регионах страны, на Урале и в Олонецком крае.
В конце 1708 года практически завершилось перевооружение русской армии. Пехоту укомплектовали лучшими в мире гладкоствольными ружьями, имевшими единый калибр, удобный изогнутый приклад и цельнометаллический штык. Русские ружья уступали европейским мушкетам в дальности, но при этом двукратное превосходство в скорострельности. Для гренадерских рот производились гранаты, а у каждого пехотного полка была пара трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры. Как видим, русская пехота могла успешно вести дальний и ближний бой, биться в штыковых атаках.
Драгуны (конница) были вооружены карабинами, длинноствольными пистолетами и палашами. Кроме того, одна из рот драгунского полка вооружалась и гранатами. В 1723 году были созданы гусарские полки, бывшие иррегулярными отрядами. Их формировали из сербов, молдаван и валахов.
В ходе петровской военной реформы была введена и единая военная форма одежды. Следует отметить, что хотя в русской армии еще в 17 веке, то есть почти на полвека раньше, чем в наиболее передовых странах Европе, каждый полк имел свою форму, она не была типовой. Это создавало трудности в управлении войсками в процессе боя, и потребовалась унификация формы. В результате для пехотинцев вводятся зеленые кафтаны и черные шляпы, для кавалеристов — синие кафтаны и черные шляпы.
Успех реорганизации армии в значительной мере зависел от качества и скорости подготовки офицерского состава. Вначале все молодые дворяне были обязаны пройти службу рядовыми солдатами в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. После получения начального офицерского звания их направляли в войсковые части, служба в которых становилась для юных дворян пожизненной обязанностью. Однако подобная система подготовки офицерских кадров была не способна полностью удовлетворять растущие потребности в новых офицерах, и Петр I основывает ряд специализированных военных школ. В 1701 году в Москве была открыта артиллерийская школа для одновременного обучения до трехсот человек, а годом позже в Санкт-Петербурге — еще одна, аналогичного назначения. Для подготовки армейских инженерных кадров в 1708 и 1719 годах учредили две инженерные школы. В 1721 году открылись гарнизонные школы, в которых готовили унтер-офицеров. В годы царствования Петра I в России было открыто порядка 50 таких школ.
Другой формой подготовки офицеров являлись командировки молодых дворян в Европу для обучения военному делу. В новой регулярной армии была введена и единая система воинских званий, которую окончательно оформили в объявленной 24 января 1722 года Табели о рангах. Большинство воинских званий петровской эпохи просуществовало без изменений до 1917 года.
Распространенные среди западноевропейских и современных, либеральных, отечественных историков утверждения о решающей роли иноземных офицеров в петровской армии, несостоятельны. Они верны лишь для первых лет ее существования, когда русское правительство из-за недостатка собственных кадров вынуждено было активно использовать иностранцев. Но многие из них слабо знали военное дело, плохо говорили по-русски, скверно относились к солдатам. Предательство же большой группы иностранных офицеров и генералов под Нарвой вынудило Петра I принять решительные меры, чтобы начать подготовку командного состава из русских дворян. В результате армия России стала получать собственные квалифицированные офицерские кадры — пехотные, артиллерийские, инженерные. И уже в 1711 году численность иностранцев в полках удалось ограничить до трети, а к 1720 году в отечественной армии их оставались уже единицы.Не соответствуют действительности и утверждения об устройстве русской армии по западноевропейским образцам. Петр I тщательно изучил военные организации множества стран Европы и не стал принимать ни шведскую, ни австрийскую, ни прусскую системы. Он создал свою армию, соответствующую социально-политическим условиям нашей страны того времени. Это была подлинно русская армия и по своему национальному составу, и морально-боевым качествам. Ее воины приняли все лучшее, что было свойственно предыдущим русским войскам и в целом, самому народу: стойкость, терпеливость в лишениях и беде, выносливость, способность к самопожертвованию, отвагу и смелость. Эти замечательные качества в полном объеме раскрылись в Северной войне, к концу которой русская армия стала действительно регулярной во всех аспектах: имела единый порядок комплектования и подготовки офицеров; стройную организацию и типовое вооружение; находилась полностью на содержании у государства. Позже принципы ее организации заимствовали многие западноевропейские страны.
Начало формирования регулярного отечественного военно-морского флота было положено известным историческим документом — постановлением Боярской думы от 20 октября 1696 года, в котором есть знаменательная фраза — «морским судам быть».
Вскоре после Азовских походов Петр I царским указом вводит особую корабельную повинность, распространявшуюся на всех землевладельцев (светских и духовных), купцов и прочих торговых людей. К началу 1700 года было построено большинство запланированных, для Азовского флота, боевых судов. Активное строительство судов для флота велось и во время Северной войны, для которой потребовалось создания нового Балтийского флота.
Первоначально строились гребные суда, но вскоре появился и корабельный парусный флот. Парусники обладали большой мореходностью, сильной артиллерией и использовались главным образом для боя в акватории открытого моря. Флот комплектовался аналогично армии путем рекрутской повинности. Две трети судовых экипажей составляли матросы-парусники и пушкари-артиллеристы, одна треть была из морских солдат-абордажников.
Офицерские кадры формировались из молодых дворян, которых обучали в специально созданных школах. Первая мореходная школа в России была открыта в 1698 году в Азове. Она готовила моряков для Азовского флота. В 1701 года в Москве учредили Школу математических и навигационных наук, в которой через три года уже обучалось 500 дворянских детей. В 1715 году ее старшие классы переводятся в Петербург, и их выпускники стали слушателями первой Морской академии России. Одновременно с подготовкой офицеров внутри страны широко практиковалась отправка молодых дворян для изучения морского дела в Испанию, Италию, Францию, Англию и Голландию.
Некоторые историки связывают успехи русского флота в Северной войне, прежде всего с именами иноземных специалистов и морских офицеров, находившихся на службе у Петра I. Но факты и документы опровергают эти утверждения. После Азовских походов молодой царь вынужден был разрешить вербовать за рубежом корабельных мастеров, техников, инженеров. Однако под видом специалистов в Россию прибывало много иностранцев, совершенно не знакомых с кораблестроением. Когда обнаруживалась явная непригодность зарубежных «мастеров», их немедленно отправляли обратно, и лишь некоторые из них оказывали реальную помощь в создании флота. В большинстве же, особенно во второй половине царствования Петра I, корабельными работами руководили русские мастера. То же происходило и с офицерскими кадрами. Накануне Северной войны Петр I действительно вербовал морских офицеров за границей. Однако многие из них, не завоевав потом у царя доверия, постепенно заменялись русскими моряками, подготовленными в специальных учебных заведениях России.
Реорганизация русской армии и создание отечественного военно-морского флота сопровождались реформой военного управления. До Петра I в России насчитывалось до 20 одних только военных Приказов. Помимо трех уже названных (Разрядного, Стрелецкого, Рейтарского), разными военными делами занимались Иноземский, Пушкарский, Оружейный, Бромный, Ствольный и пр. Все они не зависели один от другого, имели самостоятельные штаты, делились на столы (отделы) по названиям городов или функциональным обязанностям. Такое узковедомственное разделение не только затрудняло управление войсками, но и распыляло силы и средства. В 1711 году Петр I основал Правительствующий сенат, а при нем создали Разрядный стол и Комиссариат. Первый из них занимался комплектованием русского войска, второй заведовал финансированием и обеспечением армий продовольствием, обмундированием, амуницией и вооружением. Вопросами артиллерии заведовал, как и прежде, Приказ артиллерии, который получил особый штат в 1712 году.
Учреждение этих органов положило начало процессу централизации военных дел. В 1719 году, на завершающем этапе Северной войны, была основана Военная коллегия, в ее ведении находились полевая армия, гарнизонные войска «и все прочие воинские дела, которые прилучаются во всем государстве». Первым президентом этого органа стал талантливый сподвижник Петра — А.Д. Меншиков. Новая, коллегиальная система, отличалась от прежней, приказной, в первую очередь тем, что один орган отвечал за решение всех вопросов военного характера. Кроме того, полномочия Военной коллегии, как и других 11 коллегий, распространялись на территорию всего государства, что исключало ведомственный и местнический подход к решению военно-политических вопросов.
Изменение претерпело и управление в самих войсках. В военный период оно осуществлялось через полевой штаб, который впоследствии трансформировался в Генеральный штаб. Основные обязанности начальника полевого штаба исполнял генерал-квартирмейстер. Эту должность, введенную в 1701 году, первым занимал князь А. Ф. Шаховской. При нем постоянно находилась военно-походная канцелярия. Придавая большое значение четкому управлению войсками, Петр I в 1711 году установил обязанности генерал-квартирмейстера и численность квартирмейстерской части. Генерал-квартирмейстеры отвечали за осмотр и описание местности и дорог, передвижение войск, организацию разведки. В их ведении были и другие штабные дела. Должности квартирмейстеров были введены также в полках, бригадах, дивизиях. Основной расчетной единицей являлся батальон, а высшей — полк. Командир полка имел штаб, куда входили три старших и восемь младших офицеров.
Строгой централизации подверглась и система управления российским военно-морским флотом. До 18 века управление им осуществлялось либо Владимирским приказом, либо по поручению отдельными лицами. В 1700 году Владимирский приказ преобразовывается в Приказ адмиралтейских дел. С началом строительства Балтийского флота руководство им Петр I возложил на губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова. В 1718 году образуется Адмиралтейская коллегия, во главе которой Петр I ставит своего талантливого сподвижника генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. С образованием этого центрального учреждения ликвидируется путаница и дублирование в руководстве морскими и корабельными делами. Русский флот получил единое управление, которое продержалось до середины 19 века.
Создание новых вооруженных сил России потребовало и изменения существующей системы об учения и воспитания войск и морских экипажей. Обучение воинов при Петре I отличалось простотой и практичностью. От солдат и моряков требовали не механических действий, а осмысленного понимания того, что делать, как делать и для чего делать. На аналогичных принципах строилось и воспитание, предусматривавшее не слепое повиновение, а исполнение воинского долга по защите Отечества. Первостепенное значение Петр I придавал установлению строгой воинской дисциплины, воспитанию мужества, стойкости и храбрости. В своих инструкциях он не раз отмечал, что победе сопутствуют «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие». Целям патриотического воспитания служили и новые воинские ритуалы, ордена и медали, введенные им в армии и флоте.
Как видим, военные реформы Петра I затронули все аспекты формирования и деятельности русской армии и флота того времени. Этот непростой процесс, проходил в период тяжелой Северной войны. Вооруженные силы России одновременно создавались, обучались и сражались. Важнейшими в регламентах петровской эпохи стали «Устав воинский» (1716 год) и «Морской устав» (1720 год). Оба документа отразили взгляды Петра I на роль вооруженных сил страны. «Всякий патентант, — записано в дополнении к «Морскому уставу», — который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Многие специалисты считают, что по своему теоретическому и практическому значению эти петровские регламенты стоят несравненно выше иностранных уставов того времени. Воинским и морским уставами законодательно были закреплены военные реформы Петра I, имевшие огромное значение для Российского государства.
Источники:
Анисимов Е. Государственные преобразования с самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 113-117.
Анисимов Е. Время петровских реформ Л.: Лениздат, 1989. С. 177-183.
Мацуленко С. Военные реформы // Военно-исторический журнал. 1988. №8. С. 83-86.
Шишов А. Создание Петром Великим русской регулярной армии // Ориентир. 2000. № 3. С. 28-33.
topwar.ru
объясните смысл военной реформы Карла Мартелла?
Суть реформы Земли, которые дарились Меровингами магнатам и дружинникам в их полную безусловную собственность, теперь жаловались в условную феодальную собственность (условием чаще всего выдвигалось несение конной военной службы) . В случаях отказа от службы или измены пожалованные земли подлежали конфискации. Так, во Франкском государстве получил развитие особый вид землевладения — бенефиций. Реформа Карл Мартелла Карл Мартелла провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию церковных земель, за счет которых наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл Мартелл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти. Проводя эту реформу, Карл Мартелл преследовал, конечно, и политические цели. Заменив аллодиальные пожалования, истощавшие фонд королевских земель, бенефициями, он надеялся привязать бунтующих крупных феодалов к трону; с помощью бенефициальной системы он рассчитывал создать взамен пришедшего в упадок пешего крестьянского ополчения боеспособное конное войско. К этому времени конница стала играть в войнах решающую роль. Бенефициальная реформа имела ряд важных социальных последствий. Во-первых, она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов, которые в качестве профессиональных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Вместе с тем крестьянство, составлявшее раньше основу пешего франкского ополчения утратило значение главной военной силы, что подчеркивало его неполноправное положение в государстве. Во-вторых, распространение пожалований вело к укреплению феодальной земельной собственности и к дальнейшему закрепощению крестьян. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, иногда уже зависимыми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк» Таким образом, широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. В-третьих, бенефициальные пожалования создавали поземельные связи между жалователем и бенефициарием и способствовали установлению вассальных отношений между ними. Таким образом, бенефициальная реформа способствовала дальнейшему укреплению и оформлению феодальных отношений во Франкском государстве. Другие крупные землевладельцы тоже стали переходить к этой форме пожалований. Поэтому массовое распространение бенефиция содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности и складывавшегося класса феодалов. Усиливая военное значение магнатов и создавая иерархические отношения внутри класса феодалов, бенефициальная реформа немало способствовала в дальнейшем политическому распаду Франкского королевства. На первых порах, однако, реформа Карла Мартелла усилила центральную власть, что было одной из ее целей. Укрепившийся благодаря ей слой средних феодальных землевладельцев-бенефициариев составил на некоторое время опору каролингской династии. Этот слой был заинтересован в сильной центральной власти, так как она могла оказать ему помощь в деле закрепощения крестьян и подавления их сопротивления, защитить от своеволия крупных феодалов и обеспечить захват новых территорий. Опираясь на этот слой, Карл Мартелл и его преемники значительно расширили границы Франкского государства и добились временного усиления центральной власти.
Irina здесь есть, страница 721 (!скрытая ссылка: скопируй и вставь в адресную строку браузера!) 5c2e%2ega/j
Irina Вот здесь есть, страница 227(!зашифрованная ссылка: скопируй и вставь в адресную строку браузера!) 5c2e%2ega/h
Здесь решат такое, напиши этим ребятам: vk.com/reshimdzru
Военная реформа Карла Мартелла – реформа во франкском государстве, проведенная монархом Карлом Мартеллом с целью создать принципиальной новый вид войск и укрепить свою власть в государстве. Реформа Мартелла была проведена приблизительно после 732г. В первый период существования такой реформы королевская власть значительно укрепилась, так как вассалы в первое время просто боялись потерять свои земли, заслужив немилость короля. Кроме этого, Карлу Мартеллу благодаря данной реформе удалось создать совершенно новый вид войск – тяжелую рыцарскую конницу, которая была могучей силой на протяжении всего средневековья. Однако спустя три столетия реформа привела к тому, что большая часть земель опять оказалась в руках вассалов, которые могли делать на земле все что угодно даже без согласия короля – они даже могли раздавать землю своим вассалам. Также реформа Мартелла привела к тому, что некогда свободные крестьяне-воины постепенно превратились в не более чем зависимых от своего феодала крестьяне-земледельца, которые даже не могли перейти на другой землю. Именно реформа Мартелла дала начало развитию феодализма, который был главным общественным строем средневековой Европы.
touch.otvet.mail.ru
в чем заключалась сущность военной реформы карла мартелла
Сущность реформы Земли, которые дарились Меровингами магнатам и дружинникам в их полную безусловную собственность, теперь жаловались в условную феодальную собственность (условием чаще всего выдвигалось несение конной военной службы) . В случаях отказа от службы или измены пожалованные земли подлежали конфискации. Так, во Франкском государстве получил развитие особый вид землевладения — бенефиций. Реформа Карл Мартелла Карл Мартелла провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию церковных земель, за счет которых наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл Мартелл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти. Проводя эту реформу, Карл Мартелл преследовал, конечно, и политические цели. Заменив аллодиальные пожалования, истощавшие фонд королевских земель, бенефициями, он надеялся привязать бунтующих крупных феодалов к трону; с помощью бенефициальной системы он рассчитывал создать взамен пришедшего в упадок пешего крестьянского ополчения боеспособное конное войско. К этому времени конница стала играть в войнах решающую роль. Бенефициальная реформа имела ряд важных социальных последствий. Во-первых, она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов, которые в качестве профессиональных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Вместе с тем крестьянство, составлявшее раньше основу пешего франкского ополчения утратило значение главной военной силы, что подчеркивало его неполноправное положение в государстве. Во-вторых, распространение пожалований вело к укреплению феодальной земельной собственности и к дальнейшему закрепощению крестьян. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, иногда уже зависимыми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк» Таким образом, широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. В-третьих, бенефициальные пожалования создавали поземельные связи между жалователем и бенефициарием и способствовали установлению вассальных отношений между ними. Таким образом, бенефициальная реформа способствовала дальнейшему укреплению и оформлению феодальных отношений во Франкском государстве. Другие крупные землевладельцы тоже стали переходить к этой форме пожалований. Поэтому массовое распространение бенефиция содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности и складывавшегося класса феодалов. Усиливая военное значение магнатов и создавая иерархические отношения внутри класса феодалов, бенефициальная реформа немало способствовала в дальнейшем политическому распаду Франкского королевства. На первых порах, однако, реформа Карла Мартелла усилила центральную власть, что было одной из ее целей. Укрепившийся благодаря ей слой средних феодальных землевладельцев-бенефициариев составил на некоторое время опору каролингской династии. Этот слой был заинтересован в сильной центральной власти, так как она могла оказать ему помощь в деле закрепощения крестьян и подавления их сопротивления, защитить от своеволия крупных феодалов и обеспечить захват новых территорий. Опираясь на этот слой, Карл Мартелл и его преемники значительно расширили границы Франкского государства и добились временного усиления центральной власти.
спасибо) очень помогло благодарю
touch.otvet.mail.ru
В результате военной реформы 16 века в России появились :
В результате военной реформы 16 века в России появились: СТРЕЛЕЦКИЕ ПОЛКИ В связи со стремительным расширением рубежей государства сил поместного войска оказалось недостаточно, и стали создаваться стрелецкие полки. В 1550 году летописец отметил: «Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек» . Стрельцы — первое постоянное войско в России с четко выраженными элементами регулярной армии: постоянная структура полков, наличие воинских чинов, регулярное жалование, единообразное вооружение и форменная одежда, проведение боевой подготовки. Стрельцы набирались на добровольной основе, военная служба для них становилась постоянной профессией (для многих — наследственной) . Управление ими находилось в ведении Стрелецкого приказа. Примечательно, что в этот период в самостоятельный род войск выделяется артиллерия (наряд) . Ее стали подразделять на крепостную, осадную и полевую. Была введена полковая артиллерия, каждому стрелецкому полку стали придавать до четырех небольших пушек. Особым элитным формированием с выраженными военно-карательными функциями стала опричнина, которую царь создавал как политический противовес князьям и «крамольному» боярству. Главная цель опричнины — защита царя, утверждение самодержавной власти и физическое уничтожение неугодных. Первоначально отряд опричников насчитывал тысячу человек, но затем увеличился до шести тысяч, а по подсчетам некоторых историков — до 20 тысяч. Опричнина имела жесткую иерархию, сложную систему подбора кадров и проверки на лояльность царю. Даже внешний вид опричников должен был наводить ужас на людей, для этого использовалась специальная форма и атрибуты. Вопреки сложившемуся мнению, опричники, основную массу которых составили мелкопоместные дворяне, «прославились» не только кровавым террором и бесчинствами, но и показали высокие боевые качества в Ливонской войне, боях с крымскими татарами, особенно в битве при Молоди в 1572 г. Важным направлением военных преобразований Ивана Грозного стало создание системы охраны пограничных рубежей России. Первой была создана «береговая служба» — ежегодно весной на берег Оки стали высылать пять полков: большой полк — к Серпухову; правой руки — к Калуге; левой руки — к Кашире; передовой — к Коломне; сторожевой — к Алексину. Для разведки выделялся сильный подвижной отряд — ертоул. При поступлении тревожных известий полки выступали к границе со степью, перекрывая направления возможных набегов. Во второй половине XVI века было закончено создание надежной системы защитных укреплений (засечных черт) на южных рубежах России. Она состояла из цепи городов и острогов, обнесенных рублеными стенами или тыном из заостренных бревен в сочетании со рвами, валами, завалами из деревьев. За состоянием засечных черт следила постоянная стража. Завершала систему пограничной охраны сторожевая и станичная служба, законодательно закрепленная в 1571 году «Боярским приговором о станичной и сторожевой службе» . Были созданы «пограничные заставы» — сторожи, которые контролировали до 40 километров границы и состояли из 4-10 сторожей — детей боярских и казаков. Часть сторожей находилась на местах с хорошим обзором и удобными подъездами, а остальные по 2-3 человека выезжали в степь для поиска следов крымской конницы. Станицы выполняли роль подвижных сторожевых застав, они состояли из 4-6 человек и на несколько недель выезжали глубоко в степь для раннего обнаружения вражеской конницы. Можно по-разному оценивать личность и деятельность Ивана IV, но одно бесспорно — в период его царствования была создана военная организация, способная решать сложные внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинулись за Урал и к берегам Каспия.
СТРЕЛЕЦКИЕ ПОЛКИ В связи со стремительным расширением рубежей государства сил поместного войска оказалось недостаточно, и стали создаваться стрелецкие полки. В 1550 году летописец отметил: «Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек» . Стрельцы — первое постоянное войско в России с четко выраженными элементами регулярной армии: постоянная структура полков, наличие воинских чинов, регулярное жалование, единообразное вооружение и форменная одежда, проведение боевой подготовки. Стрельцы набирались на добровольной основе, военная служба для них становилась постоянной профессией (для многих — наследственной) . Управление ими находилось в ведении Стрелецкого приказа. Примечательно, что в этот период в самостоятельный род войск выделяется артиллерия (наряд) . Ее стали подразделять на крепостную, осадную и полевую. Была введена полковая артиллерия, каждому стрелецкому полку стали придавать до четырех небольших пушек. Особым элитным формированием с выраженными военно-карательными функциями стала опричнина, которую царь создавал как политический противовес князьям и «крамольному» боярству. Главная цель опричнины — защита царя, утверждение самодержавной власти и физическое уничтожение неугодных. Первоначально отряд опричников насчитывал тысячу человек, но затем увеличился до шести тысяч, а по подсчетам некоторых историков — до 20 тысяч. Опричнина имела жесткую иерархию, сложную систему подбора кадров и проверки на лояльность царю. Даже внешний вид опричников должен был наводить ужас на людей, для этого использовалась специальная форма и атрибуты. Вопреки сложившемуся мнению, опричники, основную массу которых составили мелкопоместные дворяне, «прославились» не только кровавым террором и бесчинствами, но и показали высокие боевые качества в Ливонской войне, боях с крымскими татарами, особенно в битве при Молоди в 1572 г. Важным направлением военных преобразований Ивана Грозного стало создание системы охраны пограничных рубежей России. Первой была создана «береговая служба» — ежегодно весной на берег Оки стали высылать пять полков: большой полк — к Серпухову; правой руки — к Калуге; левой руки — к Кашире; передовой — к Коломне; сторожевой — к Алексину. Для разведки выделялся сильный подвижной отряд — ертоул. При поступлении тревожных известий полки выступали к границе со степью, перекрывая направления возможных набегов. Во второй половине XVI века было закончено создание надежной системы защитных укреплений (засечных черт) на южных рубежах России. Она состояла из цепи городов и острогов, обнесенных рублеными стенами или тыном из заостренных бревен в сочетании со рвами, валами, завалами из деревьев. За состоянием засечных черт следила постоянная стража. Завершала систему пограничной охраны сторожевая и станичная служба, законодательно закрепленная в 1571 году «Боярским приговором о станичной и сторожевой службе» . Были созданы «пограничные заставы» — сторожи, которые контролировали до 40 километров границы и состояли из 4-10 сторожей — детей боярских и казаков. Часть сторожей находилась на местах с хорошим обзором и удобными подъездами, а остальные по 2-3 человека выезжали в степь для поиска следов крымской конницы. Станицы выполняли роль подвижных сторожевых застав, они состояли из 4-6 человек и на несколько недель выезжали глубоко в степь для раннего обнаружения вражеской конницы. Можно по-разному оценивать личность и деятельность Ивана IV, но одно бесспорно — в период его царствования была создана военная организация, способная решать сложные внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинулись за Урал и к берегам
touch.otvet.mail.ru
Читать книгу Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс Ю. П. Подоляна : онлайн чтение
Текущая страница: 21 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]
Урок 47 (6)Тема: «История создания и развития Вооруженных сил России. Военная реформа Александра II».
Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока. 1. Военная реформа Александра II. 2. Русская армия в русско-японской и Первой мировой войнах.
Цели урока. Ознакомить учащихся с военной историей России в конце XIX – начале XX веков.
Оборудование. Учебник, слайды, фрагменты военно-исторических фильмов (по выбору педагога).
План урока.
На доске:
Число, месяц
Тема: История создания и развития Вооруженных сил России. Военная реформа Александра II.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Заполните таблицу, в которой отразите составные части военной реформы Петра I:
2. Перечислите великих русских полководцев и флотоводцев XVII–XIX вв. с указанием основных военных кампаний, в которых они руководили войсками (силами флота).
(Петр Первый – взятие Азова, Северная война;
П.А. Румянцев – Русско-турецкая война 1768 – 1770 гг.;
А.В. Суворов – Русско-турецкая война 1787–1791 гг., итальянский и швейцарский походы 1799 г.;
М.И. Кутузов – Отечественная война 1812 г.;
Ф.Ф. Ушаков – сражение у мыса Тендра, операции в Архипелаге.)
3. Используя атлас по истории Отечества, проследите изменение территории России в XVIII в. в результате побед Российской армии.
4. Перечислите солдат и матросов – героев Севастопольской обороны.
(Матросы Григорий Павлюк и Трофим Александров, матрос С. Литвинов, матрос Е. Булынин, матрос 30-го экипажа Игнатий Шевченко, матрос Петр Кошка, рядовой Тобольского полка Андрей Самсонов.)
5. Ответьте на вопросы:
– Какая военная кампания в царствование Петра была первой?
– Какие важнейшие внешнеполитические задачи решались Петром I?
– Назовите важнейшие победы русской армии при Петре I.
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Несмотря на успехи в обороне Санкт-Петербурга, Архангельска и Петропавловска-Камчатского, Восточная (Крымская) война была проиграна. То, что она не стала бесславной, произошло вопреки военной организации Российской империи, благодаря мужеству и героизму ее граждан, одетых в армейские и флотские шинели, всех, кто проливал кровь и погиб на ее полях сражений, на кораблях и бастионах – от адмирала до рядового запасного батальона. Военную политику необходимо было менять, это стало очевидным. В 1855 г. умер Николай I. На царствование пришел Александр II, в будущем ставший Освободителем.
Вопросы для активизации знаний.
При ответе на вопросы используйте не только знания по истории, но и сведения, полученные из литературы, кино, научно-популярных изданий.
– Что вы знаете о военной реформе Александра II?
– Какие важнейшие военные кампании происходили в его царствование?
– Почему Александр III получил прозвище «Миротворец»?
– Что вы знаете об участии Русской армии в подавлении «Боксерского восстания» в Китае?
– Что послужило причиной начала Русско-японской войны?
– Назовите наиболее известные морские сражения Русско-японской войны. Кто из русских флотоводцев в ней участвовал?
– Назовите крупнейшие сухопутные сражения и операции русско-японской войны.
– Каковы итоги Русско-японской войны для русской армии и флота?
– В каком году и какой конфликт привел к Первой мировой войне?
– Назовите крупнейшие операции на русско-германском и русско-австрийском фронтах.
– Кого из выдающихся русских полководцев и флотоводцев Первой мировой войны вы знаете?
Лекция. Поражение в Крымской (Восточной) войне показало военную отсталость России от европейских стран и необходимость коренных преобразований. Реформы Вооруженных сил России осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. 1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности» – вместо устаревших рекрутских наборов вводится всесословная воинская повинность. Все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от социального положения, подлежали призыву в вооруженные силы. Значительно сокращается срок действительной военной службы: для рядовых в сухопутных войсках – до 5 лет, на флоте – до 7 лет. От военной службы освобождались служители религиозного культа, врачи, преподаватели. Не призывались и так называемые «инородцы» – представители народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Устав предусматривал также освобождение от службы в армии по семейному положению – не призывался единственный сын, если он был кормильцем семьи, большие льготы предоставлялись лицам, имевшим высшее и среднее образование. Введение всесословной воинской повинности позволило сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного резерва, надежно обеспечить армию и флот пополнением в военное время за счет призыва запасных и ополченцев (в конце века численность армии вместе с резервом составила свыше 4,5 млн человек).
Изменялась и организация войск. Вводились военные округа, которые представляли собой оперативно-стратегические объединения. На них возлагалась боевая подготовка войск, организация призыва на военную службу, административная и хозяйственная деятельность. В военное время округа переформировывались в армии, на базе которых формировались фронты. Всего на территории России было создано 15 округов.
Изменилась и система подготовки командных кадров. Кадетские корпуса, которые до реформы осуществляли подготовку офицеров, были переформированы. До реформы в корпуса принимались подростки из дворянских семей, которые обучались в них 7 лет, и по выпуску им присваивалось звание подпоручика (корнета в кавалерии). Теперь начальную военную подготовку стали осуществлять военные гимназии (позже им было возвращено прежнее наименование), которые выпускали молодых людей, дав им среднее образование. Выпускники военных гимназий не обязаны были поступать в военно-учебные заведения, многие из них выбирали научную, педагогическую или иную карьеру, многие поступали на статскую службу. Юноши, окончившие военные гимназии, имели право поступать в военные училища. В них осуществлялась подготовка офицеров по родам войск. Были созданы не только пехотные, но и кавалерийские, артиллерийские, инженерные и казачьи училища. Подготовка офицеров флота и гвардии происходила в Морском и Пажеском корпусах соответственно. Они сохранили прежнюю, дореформенную структуру, но подготовка проходила по новым программам. Кроме военных, существовали и юнкерские училища. В них принимали молодежь из всех сословий, имеющую начальное образование, а также нижних чинов и унтер-офицеров из войск. Выпускники юнкерских училищ выпускались кандидатами в офицеры и занимали офицерские должности, только если появлялась вакансия. Их карьерный рост был сильно ограничен, программа обучения предусматривала подготовку до должности командира роты включительно, тогда как военные училища готовили на должности до командира полка. В существовавших тогда 4-х военных академиях – Генерального Штаба, Артиллерийской, Инженерной и Военно-юридической – изменились программы обучения.
Важной составной частью милютинских преобразований в армии явилось ее перевооружение, замена систем оружия, показавших свою непригодность в Крымской войне. Пехота получила однозарядную нарезную винтовку системы Бердана, а затем и магазинную нарезную пятизарядную винтовку Мосина калибра 7,62 мм. Артиллерия перевооружалась стальными казнозарядными нарезными орудиями, имевшими большую дальность стрельбы. Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. В 1861 г. построен первый броненосный корабль – канонерская лодка «Опыт». К концу столетия Россия имела уже 107 боевых паровых судов. В 1877 г. вступил в строй самый мощный корабль русского флота – броненосец «Петр Великий», появились первые минные (торпедные) катера. В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность. Недаром император Александр III во всеуслышание заявлял, что «у России есть лишь два верных союзника – ее армия и ее флот».
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
– Чем была вызвана военная реформа Александра II?
– Назовите основные направления военной реформы.
– Каковы были итоги военной реформы Александра II?
– Как изменилась система подготовки командных кадров?
– Почему военную реформу 1860–1870-х гг. называют Милютинской?
Вспомните уроки истории:
– Что явилось предпосылкой русско-турецкой войны 1877–1878 гг.?
– Назовите важнейшие сражения русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
– Каких полководцев, отличившихся в этой войне, вы знаете?
– С какого боевого эпизода началась Русско-японская война?
– Какие наиболее важные сухопутные и морские сражения произошли в ходе этой войны?
– Когда и с какого эпизода началась Первая мировая война?
– Назовите самых выдающихся русских полководцев Первой мировой войны.
– Когда и чем закончилась Первая мировая война для России?
Домашнее задание.
1. Заполните таблицу, в которой укажите нескольких русских полководцев и флотоводцев, в какой войне они участвовали и в каких сражениях руководили войсками (силами флота).
2. Заполните таблицу, в которой, основываясь на справочной литературе, конспекте и учебнике, поставьте год поступления на вооружение новых образцов вооружения, а также укажите войну, в которой они впервые были применены.
3. Укажите ступени подготовки военных кадров в России после военной реформы 1860-70-х гг.
Урок 48 (7)Тема: «История создания и развития Вооруженных сил России. Создание Красной Армии».
Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока. 1. Создание Красной Армии. Преемственность традиций Российской императорской и Красной Армии. 2. Красная Армия в предвоенный период. Великая Отечественная война. 3. Советская армия в 50–80-е годы ХХ в.
Цели урока. Ознакомить учащихся с военной историей России в советский период.
Оборудование. Учебник, слайды, фрагменты военно-исторических фильмов (по выбору педагога).
План урока.
На доске:
Число, месяц
Тема: История создания и развития Вооруженных сил России. Создание Красной Армии.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Заполните таблицу, в которой укажите нескольких русских полководцев и флотоводцев, в какой войне они участвовали и в каких сражениях руководили войсками (силами флота).
2. Заполните таблицу, в которой, основываясь на справочной литературе, конспекте и учебнике, поставьте год поступления на вооружение новых образцов вооружения, а также укажите войну, в которой они впервые были применены.
3. Укажите ступени подготовки военных кадров в России после военной реформы 1860–70-х гг.
1. Военные училища – готовили офицеров по родам войск.
2. Юнкерские училища – готовили кандидатов в офицеры из представителей всех сословий, имеющих образование не ниже среднего.
3. Военные гимназии – готовили юношей к поступлению в военные училища и в статские учебные заведения, давали полное среднее образование.
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Октябрьская революция привела к власти силу, по своей природе враждебную царизму, всему укладу прежней российской жизни. Естественно, что большевики были враждебно настроены и к прежним государственным институтам, в том числе к армии. Одним из первых декретов Советской власти старая армия была распущена. Строго говоря, ее уже не существовало. Декрет № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов дал возможность нижним чинам обсуждать приказы командиров и даже не выполнять их, подорвав основу основ воинской дисциплины. После этого армия начала разваливаться и превратилась в конгломерат вооруженных людей. Часть из них направилась по домам, часть – сражалась, но единой цели не было. Даже сражающиеся части были очень ограниченно боеспособны. А война продолжалась. Советской власти надо было защищаться от многочисленных врагов, следовательно, ей нужна была своя армия. О советском периоде развития Российской армии мы с вами сегодня и поговорим.
Вопросы для активизации знаний.
– С какого события принято отсчитывать историю новой армии? Как она называлась?
– Как называлась первая война, в которой участвовала армия Советской России?
– Какие крупные операции этой войны вы знаете?
– Назовите наиболее видных советских полководцев этого периода.
– Что стало с Красной Армией после окончания Гражданской войны?
– В каких войнах и военных конфликтах участвовал Советский Союз в период с 1922 по 1941 г.?
– Каким странам в этот период Советский Союз оказывал военную помощь?
– Когда и при каких условиях началась Великая Отечественная война?
– Назовите битвы, в ходе которых произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне.
– Какие страны освободила Красная Армия в ходе освободительного похода в Европу?
– Когда и каким событием завершилась Великая Отечественная война?
– Назовите выдающихся полководцев и флотоводцев времен Великой Отечественной войны.
– Какие изменения произошли в нашей армии в период с 1945 по 1991 г.?
– На территории каких стран в это время воевали наши военнослужащие?
– Что вы знаете о войне в Афганистане?
– Какую роль сыграли советские вооруженные силы в событиях 19–21 августа 1991 г.?
Лекция. В первые месяцы Советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия, в которой к началу 1918 г. насчитывалось свыше 150 тыс. человек. Несмотря на энтузиазм красногвардейцев силами одной малочисленной и слабообученной в военном отношении Красной гвардии, невозможно было защитить страну от интервенции регулярных армий Германии, Австро-Венгрии, Антанты и организованных военных сил контрреволюции. Не могла выполнить эту задачу и старая армия, солдаты которой не хотели воевать, устав от тягот Первой мировой войны. Советское правительство постепенно демобилизовывало старую армию и флот, используя их революционную часть для создания новых Вооруженных сил. Угроза вторжения германских войск заставила Советское правительство ускорить комплектование постоянной армии на добровольных началах с выборностью командного состава. В тех условиях другого пути для создания боеспособных частей не было. 15 (28) января 1918 г. был издан декрет «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (РККА) и 29 января (11 февраля) – «О роспуске русского флота и организации Социалистического Рабоче-Крестьянского Красного Флота» (СРККФ) на добровольной основе. В феврале 1918 г., когда Красная Армия только зарождалась, австро-германские войска начали наступление по всему фронту, нанося главный удар по Петрограду. В связи с угрозой Петрограду 21 февраля Совет народных комиссаров принял декрет-воззвание «Социалистическое Отечество в опасности!» 23 февраля начались массовая запись добровольцев в Красную Армию и формирование ее частей. Молодая Красная Армия, красногвардейские отряды, моряки Балтийского флота героически отражали натиск германских войск. Упорные бои развернулись под Псковом, Нарвой и Ревелем. 23 февраля 1918 г. дорога вражеским войскам была преграждена. Это был подвиг молодых Вооруженных сил России. В память о мужественном сопротивлении первых отрядов Красной Армии кайзеровским войскам Германии 23 февраля ежегодно отмечается как День защитников Отечества (до 1992 г. – День Советской Армии и Военно-Морского Флота). Эти события положили начало созданию новой армии.
Основным ядром Вооруженных сил стала РККА, которая делилась на действующую (полевую) армию и войска военных округов. Главным родом войск являлась пехота (стрелковые войска). Кавалерия была основным подвижным родом войск. Артиллерия не рассматривалась в качестве отдельного рода войск. Бронетанковые силы включали бронепоезда, автоброневые, автотанковые, десантные отряды и другие части. Инженерные части и подразделения обеспечивали боевые действия войск, выполняли оборонительные работы в армейском и фронтовом тылу. Авиация решала задачи в интересах действующей армии. Она подразделялась на сухопутную, морскую и воздухоплавание (аэростаты). Морские силы Республики включали Балтийский флот и 30 морских, озерных и речных флотилий.
В строительстве новых Вооруженных сил активно использовался опыт русской армии. В их ряды была привлечена значительная часть офицерского состава старой армии.
Созданный в 1918 году Штаб РККА состоял практически полностью из офицеров старой русской армии, на должность командующего Вооруженными силами Республики назначались офицеры старой армии – С.С. Каменев, И.И. Вацетис. Полевым штабом РВС руководили генералы старой армии М.М. Бонч-Бруевич, Ф.В. Костяев, П.П. Лебедев, в руководящих органах и войсках служили генералы и адмиралы В.Н. Егорьев, Д.П. Парский, Н.И. Ратель, В.М. Альтфатер, А.А. Брусилов и А.П. Зеленый. Общее количество офицеров, участвовавших в Гражданской войне в рядах регулярной Красной Армии, более чем в 2 раза превышало число кадровых офицеров, принимавших участие в военных действиях на стороне белых. Они составляли уставы, формировали и обучали части, соединения и объединения.
После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие, обязательный, а не добровольный характер военной службы, строгая дисциплина, введены боевые награды, воинские звания.
В 1930-е годы обстановка в Европе вновь стала накаляться. Возмутителем спокойствия, как и накануне Первой мировой войны, была Германия. Пришедшие в 1933 г. к власти фашисты открыто рвались к мировому господству.
В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность Вооруженных сил начинает неуклонно возрастать: в 1935 г. – 930 тыс., в 1938 г. – 1,5 млн и к 22 июня 1941 г. – 5,7 млн человек. Вместе с тем на боеспособность армии и флота в этот период негативно влияли массовые репрессии. В ходе борьбы с так называемыми «врагами народа» в 1937–1939 гг. было репрессировано более 40 тыс. офицеров, большинство из которых расстреляно.
Руководствуясь с разработанным нацистским руководством планом «Барбаросса», нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941 г. напала на Советский Союз. События на фронте летом 1941 г. развивались стремительно и трагично. Создав на направлениях главных ударов подавляющее превосходство сил, противник внезапно атаковал не приведенные в боевую готовность советские войска и прорвал их оборону.
Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники. Легендарный гарнизон Брестской крепости месяц сдерживал врага, трижды переходил из рук в руки Перемышль. Когда не хватало гранат, красноармейцы забрасывали смотровые щели немецких танков грязью и глиной. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, стоял за землю свою до последнего вздоха, кто, погибая, успел своей кровью написать, как один из героев Брестской крепости: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» Восемь дней в полном окружении оборонялся дот № 205. Даже имея разрешение на отход, бойцы 28-го отдельного пулеметного батальона не отступили. До последнего патрона сражался рядовой А. Соболев. В его комсомольском билете была найдена записка: «Пусть враг помнит, что воины Красной Армии в плен не сдаются, а в случае необходимости умирают, но умирают героями»
Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы – 30 сентября началась Московская битва. Итогом Московской битвы и последовавшего за ней общего контрнаступления советских войск были ликвидация угрозы столице и Северному Кавказу, укрепление обороны Ленинграда, освобождение свыше 60 советских городов и разгром 50 дивизий противника (его потери составили 832,5 тыс. человек). Германия оказалась перед необходимостью ведения затяжной войны.
Победы советских войск в грандиозных сражениях на Волге и под Курском в 1943 г. имели решающее значение для дальнейшего хода и исхода не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Под ударами советских войск немецкие армии откатывались на запад.
С сентября 1941 г. Ленинград находился в окружении немецко-фашистских и финских войск. 900 дней и ночей ленинградцы были отрезаны от Большой Земли. 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб, 150 тыс. артиллерийских снарядов обрушили немцы на город. От вражеского огня, голода и холода погибли сотки тысяч жителей и советских воинов. Но никакие испытания и трудности не поколебали стойкости защитников города-героя. Они выстояли. 18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду города. Через образовавшийся коридор шириной 8–11 км город стал получать продовольствие, топливо, боеприпасы. С началом 1944 г. перешедшие в наступление советские войска разгромили гитлеровцев под Ленинградом. 27 января город встречал своих освободителей, блокада Ленинграда закончилась. День снятия блокады Ленинграда – 27 января – стал днем воинской славы России. Советские войска стремительно продвигались дальше на Запад. Весной 1944 г. были освобождены Крым и Правобережная Украина.
К лету 1944 г. от врага было очищено уже около трех четвертей оккупированной им территории. Всему миру стало ясно, что Советский Союз в состоянии своими собственными силами разгромить фашизм и освободить Европу. Это подстегнуло США и Великобританию открыть 6 июня 1944 г. второй фронт, высадив свои войска на северо-западном побережье Франции – в Нормандии. В соответствии с договоренностью с союзниками СССР 8 августа 1945 г. объявил войну Японии.
Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все – и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы».
В послевоенные годы развитие Вооруженных сил было связано прежде всего с радикальными изменениями в средствах и способах ведения вооруженной борьбы. В конце Второй мировой войны появляется реактивная авиация (немецкий Ме-262 и английский Глотер-Метеор), ядерное оружие, вооруженные силы насыщаются радиоэлектронными средствами, стрелковые подразделения вытесняются мотострелковыми, они насыщаются индивидуальным автоматическим стрелковым оружием, немецкая армия применяет баллистические и крылатые ракеты. Руководство Советского Союза отдавало себе отчет в том, что окончание Второй мировой войны означает и окончание эпохи развития военного дела и военного искусства. Уже в ходе войны велась активная разработка новых типов вооружений. В конце 40-х годов Вооруженные силы получили автомат АК-47, реактивные истребители Як-15, а затем и МиГ-15, реактивные фронтовой бомбардировщик Ил-28, первые отечественные бронетранспортеры БТР-152 и БТР-40. Были испытаны зенитные управляемые и оперативно-тактические баллистические ракеты, в войска поступили новые средства радиолокации, связи и управления. В 1949 г. наше правительство объявило об успешных испытаниях ядерного оружия.
Техническое переоснащение армии, изменение принципов боевого применения практически всех видов вооружений привели к серьезным изменениям в организационной структуре Вооруженных сил и в системе подготовки военных кадров. В 40–50-е годы в прошлом столетии в составе Вооруженных сил появились два вида ВС – Ракетные войска стратегического назначения и Войска противовоздушной обороны, организационно оформлены Сухопутные войска – назначен Главнокомандующий и сформирован Главный штаб, стрелковые части переформированы в мотострелковые, создана противовоздушная оборона Сухопутных войск. В Войсках ПВО также произошли значительные изменения – войска ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) перевооружены полностью новыми РЛС отечественного производства и переформированы в радиотехнические войска, зенитная артиллерия получила на вооружение зенитные ракетные комплексы и переформирована в зенитные ракетные войска. В составе ВВС появились отдельные ракетные армии, вооруженные баллистическими ракетами большой дальности, которые впоследствии стали основой для формирования Ракетных войск стратегического назначения.
В развитии наших Вооруженных сил наступает невиданный по своей длительности период мирного существования. Он длился 44 года – до начала войны в Афганистане.
В 1991 г. Советский Союз распался. Вместе с ним прекратили свое существование и Вооруженные силы СССР. Они распались, а вернее, были расколоты на неравные и часто не всегда обоснованные части. Молодому российскому государству предстояло превратить доставшуюся часть армии и флота в полноценные Вооруженные силы, способные обеспечить безопасность новой страны.
Подведение итогов урока.
Вопросы для активизации знаний.
– Когда были созданы Красная Армия и Красный Флот? В боях с каким противником они получили боевое крещение?
– Как комплектовалась Красная Армия на первом этапе своего существования?
– Какое участие приняли офицеры и генералы старой русской армии в создании Вооруженных сил Советской республики?
Вспомните уроки истории:
– В каких войнах и военных конфликтах принимали участие части и соединения Красной Армии в 20–30-х годах ХХ в.?
– Знаете ли вы фамилии военачальников, руководивших советскими войсками в этих войнах и военных конфликтах? Назовите их.
– С каких событий и когда началась Великая Отечественная война?
– Назовите и кратко охарактеризуйте сражения первого этапа войны.
– Как проходила битва за Москву?
Каковы итоги битвы за Москву?
– Какие события на советско-германском фронте предшествовали Сталинградской битве и битве за Кавказ?
– Расскажите о ходе Сталинградской битвы.
Кого из героев Сталинградской битвы вы знаете? Расскажите о их подвигах.
– Какая битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? Расскажите о ходе этой битвы.
– Кого из полководцев, руководивших советскими войсками в Курской битве, вы знаете? Каковы итоги Курской битвы?
– Какие крупные наступательные операции Красная Армия проводила в 1943–44 гг.? Расскажите об одной из них.
– Какие страны Европы, оккупированные фашистами, были освобождены Красной Армией? Расскажите об освободительном походе Красной Армии в Европу.
– Когда и каким событием закончилась Великая Отечественная война?
– В каких еще сражениях Второй мировой войны участвовали Красная Армия и Красный Флот?
– Расскажите об освобождении Маньчжурии и Кореи от японской оккупации.
– С чем были связаны преобразования в Вооруженных силах СССР в 40–50-е годы прошлого столетия?
– В каких войнах и военных конфликтах прямо или косвенно участвовали Вооруженные силы СССР?
– Расскажите о войне в Афганистане.
– Когда и в связи с чем прекратили свое существование Вооруженные силы СССР?
Домашнее задание.
1. Заполните таблицу, в ней вы должны указать все войны и военные конфликты, в которых участвовала Красная Армия в 20–30-е годы ХХ века.
2. Заполните таблицу «Великая Отечественная война 1941–45 гг.»
3. Ответьте, почему в Европе День Победы над фашизмом отмечают 8 мая, а у нас в стране – 9 мая?
4. Вы знаете, что некоторые знаменитые образцы оружия и боевой техники получали у солдат и офицеров шутливо-ласковые прозвища. Какие образцы носили название «Катюша», «Зверобой», «Пешка», «Тридцатьчетверка».
iknigi.net
Военная реформа Александра II — это… Что такое Военная реформа Александра II?
Военный министр Д. А. МилютинВоенная реформа Александра II — комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным.
Характеристика
Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.
Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.
Содержание
В результате военных реформ произошло:
- сокращение численности армии на 40 %;
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
- введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.
- разработка и введение в войска новых воинских уставов.
Устав о воинской повинности
Устав о воинской повинности
Из устава:
1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. …
3. …
10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
11. К жеребью призываются ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год.
12. …
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
19. …
36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.
Интересные факты
Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании[1]. Подобная активность вызывала недоумение в обществе:
Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли:
«И обновленная Россия
Надела красные штаны.»Непосвященные не подозревали, что образцы новых мундиров были готовы уже в последние дни царствования Николая Павловича, и молодой государь, издавая приказы о перемене формы, исполнял только то, что он считал последнею волею отца.
— Б.Н. Чичерин «Литературное движение в начале нового царствования»
Примечания
Литература
- Дмитриев С. С. Хрестоматия по истории СССР. Том III.
- *Военная одежда русской армии. — М.: Военное издательство, 1994. — 382 с. — ISBN 5-203-01560-0
dic.academic.ru
предпосылки, этапы, итоги :: SYL.ru
Сложная ситуация, возникшая во внешней политике к концу Х1Х в., заставила Александра II в срочном порядке преобразовать военную систему. Военная реформа 1874 была призвана решить целый ряд важнейших проблем. В результате проведения ряда изменений армия должна была стать более боеспособной, хорошо оснащенной как техникой, так и высококвалифицированными кадрами.
Военно-политические предпосылки реформы
Раскрывая данную тему, нельзя ограничиваться только одним годом. Реформа 1874 года юридически закрепила все преобразования в этой сфере. Необходимость военной реформы была продиктована еще до отмены крепостного права. Русская армия была плохо оснащена в военно-техническом отношении. В этом заключалась причина поражения России в Крымской войне. Обострилась внешнеполитическая обстановка: в 1870 г. Франция была разгромлена Пруссией. В Европе образовалась Германская империя, которая претендовала на первенство в мире. Кроме того, продолжалась гонка вооружения и развивалась военная техника. Но военная реформа в России не могла быть проведена быстрыми темпами. Перевооружение армии зависело от экономики России, которая на тот период намного отставала от Европы. Необходимо было развивать промышленность и транспорт. Поэтому военная реформа проводилась поэтапно.
Военная реформа 1861-1874 годов. Этапы
60-70 гг. 19 в.- это время проведения ряда военных реформ. На первом этапе началась реорганизация военной инфраструктуры. Она включала в себя военное управление и военно-учебные заведения. Начало реформы связано с именем военного министра Д. А. Милютина. В январе 1862 г. он представил Александру II план военной реформы. По нему:
- сокращались вооруженные силы в мирное время;
- шла переподготовка офицеров;
- проходило введение новой системы управления армией;
- срок службы в армии сокращался до 15 лет;
- отменялись телесные наказания;
- 15 военных округов подчинялись Военному министерству.
Эта система позволяла оперативно руководить войсками. Если учесть огромную территорию России, это было стратегически важно. Одной из основных проблем реформы был вопрос о подготовке военных кадров. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. А на следующий год учреждены военные училища. Каждый год они выпускали 600 офицеров. Квалифицированных военных выпускали 16 юнкерских училищ. Изменилось высшее военное образование. Были образованы военные Академии по различной специализации: артиллерийской, инженерной, военно-юридической. Эти изменения значительно улучшили подготовку русской армии.
Военная реформа 1874 года
Все эти меры были неэффективны без коренной реорганизации армии. Для этого нужно было внедрить новое комплектование армии, заменить принятую еще при Петре I рекрутскую систему всеобщей воинской повинностью. Это давало возможность создать обученный резерв на случай военных действий. В Европе такая система была введена давно.
Преобразования армии
Еще в 1870 г. был подготовлен проект Закона о введении всеобщей воинской повинности. Уже через два года был готов Устав. На обсуждении в Госсовете многие выступали против. Но несмотря на разногласия, «Устав» был утвержден.
Все воинские силы делились на 4 части:
- Армия и флот.
- Казачество.
- Резервные войска.
- Ополчение.
Устав предусматривал всеобщую воинскую повинность всего мужского населения, достигшего 20 лет, независимо от принадлежности к какому-либо сословию. В мирное время количество призывников составляло 25-30%. От службы освобождались по семейному положению и физической непригодности. Призывники тянули жребий. Жеребьевкой определялось нужное число призывников. Годные к службе зачислялись в ополчение, которое призывалось только в военное время. Сроки военной службы сокращались в зависимости от уровня образования. Такие военные поступали на службу добровольно, срок службы сокращался вдвое. Их называли вольноопределяющимися. Во время прохождения службы солдат обучали грамоте. Военная реформа 1874 г. способствовала ликвидации безграмотности среди призывников (80% были неграмотными).
Перевооружение русской армии
С середины 60-х годов началось техническое переоснащение русской армии. Артиллерийские орудия были заменены нарезными. Началось строительство парового флота. С 1876 года в армии стали использовать лошадей, которые тоже подлежали мобилизации. Была взята на вооружение винтовка системы Бердана.
Историческое значение
Военная реформа 1874 г. шла навстречу требованиям времени. Она дала шанс решить проблему модернизации русской армии. В результате военной реформы в России была создана кадровая армия с обученным резервом, а в случае войны, запас и ополчение составляли массовую армию. Изменилось техническое оснащение армии, которое требовало более высоких знаний от кадровых офицеров. Обучению грамоте было подвергнуто все мужское население. Все эти меры были направлены на усиление русской армии в противовес западноевропейским. Она стала более боеспособной.
www.syl.ru