Как Петр I «переодевал» русскую армию? | Культура

В середине XVI века Иван Грозный начал формировать стрелецкие отряды. Об одежде первых стрельцов подробных сведений нет, т.к. архивы Стрелецкого приказа не сохранились. Однако иностранцы, посещавшие Москву в конце XVI и в XVII веках, писали об особой, одинаковой для всех стрельцов одежде. Она состояла из длинного кафтана, шапки, опушенной мехом, сапог из цветного сафьяна, перевязи-берендейки с пороховыми зарядами и сумкой для пуль. В каждом стрелецком полку был свой цвет кафтанов, элементов их отделки, шапок.

На Руси издавна служили иноземные наемники. При царе Михаиле Федоровиче они приняли характер постоянных войск. Из них стали формировать полки «нового строя», которые первоначально организацией и вооружением, одеждой и снаряжением повторяли обычные полки европейских армий. Пикинеры носили каски, металлические нагрудники, ножные латы и наручи. Мушкетеры, как правило, лат не имели, а носили каски и кафтаны европейского покроя. Постепенно в полках нового строя иноземцев заменили русские воины, что во второй половине XVII века привело к изменению формы одежды, она стала схожей с формой одежды стрелецких полков. К концу XVII века русская военная форма одежды стала приобретать единообразие и ярко выраженный национальный характер.

Переломным в истории России стал XVIII век. «Поднятая на дыбы» железной рукой Петра I, Россия превратилась в мощную державу, обладающую первоклассной армией и сильным военным флотом. Впервые в истории нашей страны вся армия получила однообразное обмундирование. Первыми новую форму надели Преображенский и Семеновский полки. Затем она была распространена на всю армию. Первоначально мундиры шились из сукна разного цвета, т.к. закупалось оно значительными партиями за границей, и выдержать одинаковую цветовую гамму было очень сложно. С 1720 года цвет мундиров был строго регламентирован, но выдерживался не всегда — не хватало материи нужной расцветки. Эту проблему удалось решить только в середине XVIII века с развитием отечественных суконных мануфактур.

Форма петровского времени состояла из длинного, почти до колен, суконного кафтана с широкими обшлагами, под него надевался длинный камзол, похожий по покрою на кафтан, но без обшлагов, теснее и короче. На ногах короткие, чуть ниже колен штаны, толстые чулки, тупоносые башмаки (в кавалерии — сапоги). В холода поверх камзола надевали суконный плащ — епанчу. Форму дополняли черные галстуки, кожаные перчатки. В походе носили походную сумку или ранец. На голове — черная шляпа с тремя загнутыми полями (треуголка). Головными уборами гренадеров были особые гренадерские шапки в виде колпака, а бомбардиров — кожаные шапки с медными налобниками.

Покрой мундиров был одинаков для всех военнослужащих. Форма унтер-офицеров отличалась от солдатской лишь тем, что на бортах камзола, краях обшлагов и карманов, вдоль полей шляп имелся узкий золотистый галун. На офицерских мундирах галун был шире, пуговицы золоченые. Офицеры носили белый галстук, плюмаж из белых и красных перьев на шляпе и перекинутый через плечо шелковый бело-сине-красный шарф. Кроме обычного солдатского снаряжения сержантам и каптенармусам полагались алебарда, а фурьерам — специальный значок с обозначением полка и номера роты. Офицеры при исполнении служебных обязанностей надевали на шею особый металлический знак в виде пластины серповидной формы. По цвету знака и элементов его отделки определяли чин военнослужащего. Принадлежностью строевой формы офицеров был партазан — копье с фигурным наконечником и кистями.

Новое обмундирование прошло проверку в битвах с врагами, вокруг отдельных элементов формы одежды начали складываться военные традиции. Так, семеновцам и преображенцам был пожалован особый белый кант. Бытует мнение, что после битвы под Нарвой эти полки получили чулки красного цвета, как символ того, что воины, стоя по колено в крови, спасли русскую армию от полного разгрома. Но документального подтверждения этого найти не удалось.

Основными цветами русской армии стали зеленый и красный. Зеленые кафтаны и епанчи, красные камзолы и штаны. У артиллеристов и кафтан был красного цвета. Драгуны с 1720 года получили синие кафтаны и камзол, а штаны из лосины (замши) или белого полотна. Сапоги для них делали с раструбами, чтобы закрывать колени.

В середине XVIII века правила ношения военной формы составляли сложную науку. Ворот рубашки закрепляли специальной тесьмой, чтобы не выглядывал из-под галстука (черного — повседневного или красного — парадного). Чулки подвязывались специальной лентой над коленом. Затем надевались короткие брюки, у которых низ штанин подвязывался чуть ниже колен, так, чтобы не было морщин.

Тупоносые башмаки застегивали на пряжку. Часто под пряжкой они дополнительно крепились специальным шнурком. Башмаки каждый день переменяли с одной ноги на другую для равномерного снашивания. В ненастную погоду и в походе могли носить сапоги, которые за специальные ушки подвязывали под коленом. Поверх сапог или чулок надевали кожаные или суконные штиблеты на пуговицах. Из-под них на «4 вершка» выпускались штибель-манжеты.

Камзол застегивался на все пуговицы. Из-под обшлагов кафтана, который носили расстегнутым, выпускались манжеты. В теплую погоду свернутый плащ носили на специальном ремне через правое плечо. Амуниция дополнялась перевязью, портупеей, сумкой для патронов, ранцем.

В 1732 году в русской армии были введены погоны. Первоначально они носились только на левом плече. До 1827 года погоны показывали принадлежность к определенному полку, но не определяли воинского звания.

В 1762 году введены аксельбанты — плетеный шнур из серебряной или золотой нити с металлическими наконечниками. Их носили все генералы, офицеры генштаба, адъютанты, военные топографы и некоторые другие военнослужащие. В 1764 году введены петлицы для генералов, а с 1798 года — для всех военнослужащих.

Интересно, что отдельные элементы формы той поры дошли до наших дней почти без изменений. Это сапоги, аксельбанты, некоторые знаки различия. Так, носили на рукаве нашивки из галуна: капрал — одну, подпрапорщик — две, сержант — три. Теперь ефрейтор, младший сержант и сержант носят такие же нашивки, но на погонах.

Военная форма, созданная в Петровскую эпоху, прошла проверку Северной войной, боями с турками и с незначительными изменениями просуществовала до восьмидесятых годов XVIII века.

Этот материал продолжает цикл статей, посвященных русской военной форме:
Какое защитное снаряжение использовали воины древней Руси?
В какой военной форме русская армия громила Наполеона?
Как русский военный мундир стал символом чести?

Зачем Красной Армии понадобились ромбы, шпалы, квадраты и треугольники?

shkolazhizni.ru

Униформа кавалерии Петра I | Униформа армий мира

Целью российского царя Петра Великого, которой были подчинены все экономические и административные ресурсы империи, было создание армии, как эффективнейшей государственной машины.
Армию, которую унаследовал царь Петр, с трудом воспринимавшую военную науку современной ей Европы, армией можно назвать с большой натяжкой, а кавалерии в ней было значительно меньше, чем в армиях европейских держав.

Известны слова одного из русских дворян конца XVII века:
«На конницу смотреть стыдно: лошади негодные, сабли тупые, сами скудны, безодежны, ружьем владеть не умеют; иной дворянин и зарядить пищали не умеет, не только что выстрелить в цель; убьют двоих либо троих татар и дивятся, ставят своим успехом, а своих хотя сотню положили — ничего. Многие говорят: «Дай Бог великому государю служить, а саблю из ножен не вынимать».»1
А Брунсвикский посланник Вебер, живший в то время в России, характеризовал поместную конницу как «достойную сожаления толпу»…
Основу поместной конницы составляли низшие дворяне и помещики («спальники, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы»1), а также их вооруженные слуги. Командовали этими отрядами, как правило, знатные бояре.

В допетровские времена отряды давались в награду за полученные раны и пролитую кровь, тем, кто вернулся из плена неприятельского, а также сыновьям бояр, погибших в боях и походах.
В ряды поместной конницы стольники и стряпчие вставали не только из-за необходимости пополнить войско после понесенных потерь — служба давала возможность получить более высокое дворянское звание. Так или иначе, но между 1681 и 1700 годами численность поместной кавалерии возросла с 6835 до 11533 сабель.
По приказу царя они должны были явиться на службу не только «конно и оружно», но и в сопровождении своих вооруженных слуг; допускалась также замена личного участия в походе выставлением вместо себя нанятого конного воина.

Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

8 ноября 1699 года царь Петр начал формирование новой армии по западному образцу, а к моменту своей смерти в 1725 году Петр Великий сумел вывести Россию в ряд ведущих государств и создал военную машину, которая изменила баланс сил в Европе.
В конце января 1700 года в селе Преображенском под Москвой были созданы два новых драгунских полка, организация и обучение которых были поручены двум офицерам-саксонцам — полковнику Иоахиму Гулицу и полковнику Шневенцу. По обычаю того времени, полки носили имена своих командиров, а для усиления и более качественного обучения эти драгунские полки были усилены более опытными кавалеристами из других частей.

Численность первого и второго полков равнялась соответственно 998 и 800 офицерам и солдатам. В этих полках было по десять рот численностью от 80 до 100 человек в каждой. Согласно штатному расписанию, в роте полагалось иметь капитана, поручика, прапорщика, восемь унтер-офицеров и двух музыкантов; остальные — солдаты.
Роты сводились по две в эскадроны. Таким образом, полк полного состава состоял из пяти эскадронов. Эскадроном командовал штаб-офицер или штаб-капитан (большинство из которых были немцами).

Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

В 1702-03 годах было сформировано еще три драгунских полка, и столько же — в 1705 году.
Очень невысокого качества был конский состав драгунских полков. Тяжелых коней, необходимых для действий в сомкнутом конном строю, в России в то время не было. Низкорослые легкие степные кони, которых выдавали драгунам, были обременены тяжелыми «немецкими» седлами, амуницией, сбруей. Даже спустя несколько десятилетий кони в русской драгунской кавалерии оставались настолько малыми, что «драгуны, сходя с коней, валили их наземь».
В 1705 году в каждом полку была учреждена конногренадерская рота численностью 100 сабель (солдат и офицеров). В конные гренадеры переводились солдаты полка по выбору командира.
Указом от 10 марта 1708 года повелевалось, чтобы отныне все линейные драгунские полки носили названия по месту своего формирования (городу или провинции), а не по имени командира.
Указ от 19 февраля 1712 года стал основой для дальнейших реформ русской армии. Согласно этому документу, численность личного состава драгунского полка устанавливалась в 1328 человек, сводившихся в десять рот, при 1100 строевых лошадях.
Списочный состав полка включал:
• Полковника;
• Двух штаб-офицеров;
• 22 обер-офицера;
• 10 прапорщиков;
• 40 сержантов и старших унтер-офицеров;
• 60 капралов;
• Одного литаврщика;
• 11 барабанщиков;
• Двух трубачей;
• 900 рядовых драгун;
• 94 слуги;
• 31 мастерового;
• 100 обозных;
• 34 нестроевых.
Общая численность полка в 1720 году была несколько уменьшена: в мирное время в полку предусматривалось наличие 35 офицеров, 1162 «нижних чинов» и 54 слуг.
Эти штаты сохранялись вплоть до смерти Петра I в 1725 году.

Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

Зимой 1699-1700 годов, при учреждении царем Петром двух новых драгунских полков, им была положена униформа «францужского фасона», то есть, сразу же при формировании русские драгуны получили униформу, которая не отличалась по сути от одеяния драгун европейских армий. При этом поместная столичная и провинциальная кавалерия сохранила свою старую одежду «русского» стиля, так же, как и иррегулярная кавалерия.
Как и в пехотных «новоприборных» полках, цвет драгунских кафтанов оставался на усмотрении полковых командиров. Их решение определялось по большей части доступностью ткани того или иного цвета и стоимостью «постройки» самих мундиров.

Покрой униформы был установлен единым для всей армии, и как пехотинцы, так и драгуны носили в общем одинаковую одежду.
Кафтан полагался длиною до колена. Воротник в виде очень низкой стойки или отложной. Рукава с большими обшлагами, с тремя обшлажными пуговицами. Обшлага и обшивка петель кафтана из сукна «приборного» (полкового) цвета.
На полах кафтана — два больших кармана с «зубчатыми» клапанами и четырьмя небольшими оловянными пуговицами, 13-16 оловянных пуговиц нашивались по борту мундира.
Камзол, который носили под кафтаном, имел такой же покрой, но был уже и короче, а также не имел воротника и обшлагов. По борту камзол застегивался на 18 пуговиц; еще по три пуговицы нашивалось на каждом рукаве, и по четыре — на кармане.

4
Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

Основным отличием драгунской униформы от «солдатской» была обувь. Вместо башмаков каждый драгун получал по паре тяжелых черных кавалерийских сапог-ботфортов с квадратными носками. В пешем строю ботфорты можно было отвернуть вниз.
Под сапоги драгуны надевали белые шерстяные чулки длиною до колена, которые удерживались черными кожаными подвязками.
Цвет галстуков и накидок-епанчей в драгунских полках варьировал еще шире, чем в пехотных. Все же, по-видимому, преобладали епанчи и галстуки различных оттенков красного цвета. Однако и здесь выбор оставался за полковником.
Кожаные перчатки с крагами, палевого цвета, чаще надевали в коном строю. Грубые перчатки давали некоторую защиту от удара вражеской шпаги, но затрудняли обращение с фузеей и пистолетом.
Головные уборы, как и в пехоте, были разнообразны. Некоторые полки получили черные шляпы-треуголки, в других солдаты носили более дешевые картузы («карпузы») с отделкой полкового цвета. Конные гренадеры получили гренадерские шапки-митры, подобные тем, что были даны гренадерам пехоты.
Никаких особых отличий по полкам не существовало. Разнообразие цветов и оттенков униформ в полках, да еще в дыму, пыли и грязи сражений, приводило к серьезным конфузам. Известна история о том, как в одном из боев, выравнивая ряды для следующей атаки, шведские гвардейские драгуны обнаружили в своем строю шесть русских драгун, встающих на места в их эскадроне: солдаты спутали свой эскадрон с вражеским…
Некоторое представление о разнообразии униформ русских драгун первого десятилетия XVIII века дает следующая таблица:

И лишь в 1720 году, с введением униформы нового образца, были четко определены положенные цвета. Русские драгуны отныне получили синие кафтаны с белым отложным воротником и красными обшлагами, отворотами фалд и обшивкой петель.
Под кафтаном полагалось носить светло-коричневый камзол. Короткие штаны, цвета камзола, полагалось носить поверх синих шерстяных чулок.
Униформу дополняли красные шейные галстуки и епанчи.

Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

Снаряжение драгун первоначально включало кожаную патронную суму черного цвета. Ее полагалось носить на широкой кожаной перевязи (светло-желтой или палевой) через правое плечо. Сума, таким образом, располагалась слева, рядом с ножнами.
Позже большие патронные сумы заменили малыми — лядунками, по внешнему виду схожими с лядунками гренадер. Лядунки могли носить как на перевязях, так и прямо на поясных портупеях.
Вторая перевязь, через левое плечо, предназначалась для ношения карабина. Для пристегивания оружия перевязь снабжалась железным крюком. Сзади перевязь имела массивную медную или латунную пряжку.
Тяжелое кожаное седло «немецкого» (западноевропейского) типа при седловке коня клали на чепрак. Цвет чепрака устанавливался командиром полка (в большинстве полков чепраки были красными).
Седло и чепрак удерживались на месте широкой кожаной подпругой. Слева к передней луке седла крепилась большая кожаная пистолетная кобура-ольстра; ольстру фиксировали крестообразно наложенные ремни.
Помимо подпруги, к седлу крепились стремянные ремни и бушмат — кожаный стакан, в который вставлялся конец ствола карабина. Таким образом, в конном строю карабин фиксировался на правом боку всадника крюком перевязи, пристегнутым к скобе, и бушматом, расположенным впереди.

Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

Петр I не посчитал нужным сформировать элитную кавалерийскую часть, однако его два военачальника создали собственные эскортные части. Это были лейб-эскадрон князя Меньшикова и Генеральская драгунская рота графа Шереметева. Оба подразделения были сформированы в 1704 году и имели скорее чисто кавалерийскую, а не драгунскую подготовку.
Униформа этих эскадронов в целом была такой же, как и у линейных драгун.

В роте Шереметева кафтаны были красные, а в эскадроне Меншикова солдаты носили униформу гвардейского Преображенского полка (административно эскадрон причислялся к этому полку).
В 1719 году Петр Великий приказал слить эскадроны Меншикова и Шереметева с драгунской ротой губернатора Санкт-Петербурга (эта рота была сформирована в 1706 году в качестве полицейской части столицы). Новая часть получила название Лейб-регимента (или Лейб-гвардии Кавалерийского полка).

Информация: «Кавалерия Петра Первого» (Новый Солдат № 190)

После ряда казачьих выступлений против царя, Петр I решил в порядке эксперимента создать легкокавалерийскую регулярную часть и разместить ее вдоль границы с Австрией. При успехе предполагалось на ее базе сформировать несколько регулярных полков и заменить ими ненадежных казаков.
В 1707 году была создана первая гусарская «хоругвь» (эскадрон) численностью 300 сабель. Командовал ею валашский дворянин Апостол Кигич, а самих гусар набрали из состоявших ранее на австрийской службе валахов, сербов, венгров и молдаван.
Эта часть была дислоцирована на границе России с турецкой Валахией и выполняла функции пограничной гарнизонной конницы.

Источник:
1. Военно-исторический альманах «Новый Солдат» № 190
2. Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению.»

uniforma-army.ru

Военная форма во времена Петра Великого

Вновь образованной Петром I армии была дана и новая форма обмундирования, по образцу шведской. Эта форма была довольно проста и одинакова для пехоты и для кавалерии: кафтан длиною до колен, в пехоте зеленого, в кавалерии синего цвета; камзол несколько короче кафтана, штаны узкие до колен, сапоги с раструбами при походной форме, обыкновенно башмаки с медной пряжкой, чулки в гвардии красные, в армии зеленые, в пехотных и драгунских полках треугольные шляпы, у гренадер круглые кожаные шапки со страусовым султаном, в бомбардирских ротах головной убор наподобие гренадерского, но с медвежьей опушкой.

Военная форма середины XVII века во времена царствования Алексея Михайловича Романова и на рубеже XVII-XVIII столетия в период начала реформ и правления императора Петра I.

1. Солдат-наёмник иноземного полка середины XVII века.
2. Бомбардир войска Петра Великого.
3. Офицер Гренадерского полка Петра Великого.

Верхней одеждой служила епанча, во всех родах оружия одинаково красного цвета, очень узкая и короткая, доходящая лишь до колен. Отличием унтер-офицеров служил золотой галун на обшлагах кафтана и полях шляпы. Таким же галуном обшивались борты и карманы кафтанов и камзолов у офицеров, отличием которых еще служили золоченые пуговицы, белый галстух и при парадной форме белый с красным плюмаж на шляпе.

В строю офицеры надевали еще особый металлический знак, который носился на шее и был похож на сохраненный до настоящего времени в бывших потешных полках и бомбардирской роте. Шарфы, носимые через плечо, служили для отличия штаб-офицеров от обер-офицеров: у первых кисти были золотые, у вторых серебряные. Напудренные парики надевались только офицерами и то лишь при парадной форме. Каждый солдат имел шпагу и ружье, а драгуны в конном строю – пистолет и палаш; офицеры, кроме гренадерских, имевших ружья с золотым погоном (ремнем, перевязью), также имели шпаги и протазаны (нечто вроде копья на длинном древке). Бороды брили, но усы носить разрешалось.

Обмундирование чинов флота при Петре Великом было весьма просто и у матросов состояло из недлинного бострога, коротких до колен штанов, синих чулок и башмаков с медными пряжками, на голову надевалась летом и зимой высокая черная войлочная шляпа с довольно большими полями; камзол и штаны были зимой темно-зеленые суконные, летом белые полотняные; флотские чины солдатских полков имели форму обмундирования почти совершенно одинаковую с формой сухопутных войск. Флотские офицеры никакой формы не имели.

Далее → Военная форма XVIII века

Главная → Мода и история театра

maskball.ru

Одежда армии Петра I во время Северной войны.

О том, как были одеты и вооружены потешные полки, сохранилось мало сведений. Известно, что уже с момента их основания, а затем и после преобразования в пехотные эти полки были одеты и вооружены на европейский манер.

• В 1698 г. преображенцы носили верхнюю одежду зеленого цвета, а семеновцы — синего или голубого.

• До конца 1701 г. самая верхняя часть — кафтан — был так называемого «венгерского» покроя (1 — обер-офицер).

• С 1702 г. начался переход на «платье немецкое, саксонское и французское».

• В 1703 г. гвардия была полностью переодета в «немецкие» мундиры.

Иными словами, русский военный мундир (пока гвардейский) стал соответствовать общеевропейским «стандартам». Артиллеристы бомбардирской роты получили и долгое время сохраняли точно такое же обмундирование, как и пехотинцы Преображенского пота.

Одежда Преображенского полка состояла из следующих основных частей. Под кафтан надевали более короткий камзол. На ноги надевали чулки, штиблеты или тупоносые башмаки. Вокруг шеи завязывали черные галстуки, на руки натягивали кожаные или лосиные перчатки. От непогоды спасали суконная епанча (плащ) и головной убор: сначала медвежья шапка с красным верхом, а позже черная валеная шляпа — треуголка (3 — офицер в шляпе и епанче).

Лейб-гвардии Преображенский полк состоял из четырех фузелерных батальонов, одной гренадерской и одной бомбардирской рот. Фузелеры одевались в темно-зеленые с красными обшлагами кафтаны, красные камзолы и штаны, зеленые чулки; епанча имела тот же цвет, что и кафтан (2 — рядовой).
Унтер-офицеры (капралы, подпрапорщики, каптенармусы, сержанты) имели такое же обмундирование, но с золотым галуном на обшлагах и вокруг шляпы. Офицеры (прапорщик, подпоручик, поручик, капитан-поручик и капитан) носили одинаковую с нижними чинами по покрою и цвету одежду, но с некоторыми отличиями: на кафтане и камзоле по борту и краям обшлагов и карманных клапанов, вокруг шляпных полей — золотой галун; вызолоченные пуговицы; зеленый подбой кафтана; белый галстук; на шляпе плюмаж из белых и красных перьев. В парадном строю офицеры надевали большие парики, бывшие тогда в Европе в большой моде.

В бомбардирской роте (не путать с лейб-гвардии бомбардирской ротой) служили 107 человек: 55 гантлагеров, 30 бомбардиров, 6 ефрейторов, 6 капралов, 1 фурьер, 4 сержанта, 2 штык-юнкера, 1 подпоручик, 1 поручик и 1 капитан. Состав канонирской роты был такой: 100 фузелеров, 25 канониров, 6 ефрейторов, 6 капралов, 1 фурьер, 4 сержанта, 2 штык-юнкера, 1 подпоручик, 1 поручик, 1 капитан. Кроме того, в бомбардирской роте и в каждой из канонирских по штату полагались по 2 барабанщика.

Бомбардиры обслуживали орудия, стрелявшие бомбами, — мортиры и гаубицы. Канониры несли обязанности по обслуживанию только пушек: уход за ними, подготовка к стрельбе, ведение пушечного огня картечью, гранатами, ядрами.

Нижние чины артиллерийского полка носили: красный кафтан с синими обшлагами, оторочками петель и подбоем; красные штаны и камзол; епанчи синие; черный галстук, чулки синие либо синие с белыми продольными полосами; тупоносые сапоги или башмаки. Головным убором у бомбардиров (4) служила кожаная шапка, как у гренадеров-гвардейцев, но без перьев и задника, с тремя медными гренадами по бокам тульи и сзади. Остальные чины имели шляпы или картузы. Фузелеры-артиллеристы (3) от бомбардиров отличались головным убором.

Артиллерийские офицеры носили кафтан, камзол и штаны красного цвета, синие епанчи; первые три были с вызолоченными пуговицами, а епанча с вызолоченным крючком и петлею; галстук и чулки белые; башмаки тупоносые; шляпа обшивалась золотым галуном. Привилегией офицеров было ношение нагрудных знаков («горжетов») в форме широкого полумесяца: серебряного у младших офицеров (от прапорщика до капитана), золоченого у старших, а также шарфы, плетенные из красных, синих и серебряных нитей. Шарф либо завязывался узлом на поясе у левого бедра двумя кистями, либо перекидывался через правое плечо и таким же образом завязывался на левом бедре (5).
Первые годы Северной войны офицеры не носили ни нагрудных знаков, ни трехцветных шарфов. Для большинства из них даже золотой галун был роскошью, и им обычно обшивались треугольная шляпа, портупея, перевязь лядунки. Представляя себе армию Петра 1, следует иметь в виду, что количество суконных мануфактур в России того времени было мизерным; покупка сукна за границей стоила очень дорого. Поэтому цвета обмундирования встречались самых разнообразных оттенков. Случалось даже, что целые части вынуждены были носить одежду из некрашеного домотканого серого полотна. Тем не менее, основные цвета, установленные Петром I для всех родов войск, просуществовали почти весь X VIII в.

Вооружение и амуниция .

Солдаты Потешных войск Петра I были вооружены шпагой и портупеей, надевавшейся на пояс поверх кафтана, и фузеей. Более подробных сведений не сохранилось. Лейб-гвардии бомбардирская рота, по-видимому, была вооружена, как бомбардиры артиллерийского полка: пехотная шпага на лосиной портупее, пистолет и медная ручная мортирца, которая во время стрельбы накладывалась на специальную алебарду. На правой стороне бомбардиры носили гренадную сумку, а спереди —лядунку. Фузелеры артиллерийского полка имели то же вооружение, что и фузелеры пехотных полков: фузея с багинетом, а позже со штыком, и шпага. К фузее полагалась патронная сумка с ремнем (перевязью). Артиллерийские офицеры были вооружены пехотными шпагами.
Фузея (6) состояла из железного ствола на деревянном ложе с прикладом, замка с курком, огнивом, полкой и спуском. Для забивания заряда использовали деревянный шомпол, оправленный на концах железом. Во время Северной войны деревянные шомпола были вытеснены железными.
Типы фузей отличались разнообразием; часть их изготавливалась в России, но немало этих ружей приобреталось за границей — в Голландии, а также в качестве трофея — в боях со шведами.

С 1700 по 1708 г. к фузеям прилагались багинеты (7) — широкие острые на конце клинки, имевшие одну острую сторону, а вторую — тупую, так что багинетом можно было и рубить, и колоть. Он имел небольшой эфес (медный или железный) и насаживался на деревянный черенок. В бою багинетом действовали и как палашом, и как штыком. В первом случае его держали за черенок правой рукой, а во втором вставляли черенок в дуло фузеи.

Шведы первыми в Европе заменили багинеты штыками с трубкой вместо черенка, что позволило использовать оба вида оружия (ружье и штык), не разъединяя их, одновременно, то есть стрелять, не снимая штык.

Штыки (8) в России введены в 1709 г.; они имели длину от 22 до 35 см и были двух типов: плоские, с одной острой стороной, и трехгранные. Штык с помощью трубки насаживался на конец дула фузеи (9).

Одновременно со штыком рядовые получили шпаги. Они состояли из железного клинка длиной около 72 см и железного (10) или медного (11) эфеса, рукоять которого была перевита железной или медной проволокой. Шпагу носили в ножнах из нечерненой кожи с медным крючком и наконечником. Патроны носили в кожаной суме (12). Сначала она не имела украшений, но позже на ее крышке появилась медная круглая бляха с выбитым вензелем царя, а еще позже — с двуглавым орлом. Суму носили у правого бедра на ремне (или перевязи), надетом через левое плечо. Гренадерская сумка отличалась от фузелерной наличием расположенных по углам медных пылающих гренад.
Ручные мортирцы (13) бомбардиров состояли из замка с курком, огнивом и полкой, крепившихся на деревянном ложе, с прикладом и с погонным ремнем. Мортирцы стреляли гренадами (гранатами) калибром, равным фунтовому ядру. При стрельбе приклады мортирцы упирали в правое плечо, а дуло клали на железную алебарду с красным древком, которую бомбардиры носили с собой. Длина мортирцы составляла около 58 см.

Артиллерийские орудия петровской эпохи

В начале XVIII в. в русской артиллерии имелись орудия трех типов — пушки, мортиры и гаубицы. Пушка представляет собой орудие для настильной стрельбы с относительно длинным телом; ствол имеет цилиндрический канал. Снарядами для пушек служили ядра, гранаты, картечь. В полевой артиллерии на вооружении состояли в основном 6-, 8- и 12- фунтовые пушки (15), в полковой — легкие 3- и 4-фунтовые (17),с длиной ствола от 12 до 22 калибров. Лафеты пушек изготовлялись из дерева; подъемным механизмом служил окованный железом деревянный клин. Колеса лафетов имели диаметр около 1,2 м. Дальность стрельбы 3-фунтовых орудий составляла около 200 м. На некоторых орудиях этого калибра к оси крепились две 6-фунтовые мортирки, стрелявшие картечью. В другом варианте мортирка располагалась возле дульной части ствола.
Мортирой называлось крупнокалиберное артиллерийское орудие с коротким стволом, предназначенное для навесной стрельбы (16). Мортиры стреляли при углах возвышения 50—75 градусов. Снарядами служили сначала каменные ядра, затем чугунные ядра и зажигательные снаряды. Ствол мортиры состоял из двух частей: каморы и котпа. Диаметр котла в два — четыре раза превышал диаметр каморы. Снаряд помещали в котел, заряд — в камору. В полковой артиллерии, помимо пушек, использовались 1- и 2-пудовые мортиры, а также 6-пудовые для усиления картечного огня 3-фунтовых пушек. В составе полевой артиллерии находились 0.5- и 1- пудовые мортиры. На вооружении осадной артиллерии состояли 5- и 9-пудовые мортиры, а в крепостной встречались и 7-пудовые.
9-пудовые орудия были очень сложными при заряжении и возке, поэтому их производство пришлось прекратить.
Третий тип артиллерийских орудий —гаубица —предназначен для навесной стрельбы (18). Ее устройство представляет собой промежуточный между пушкой и мортирой вариант: более короткий, чем у пушки, ствол состоит из двух отделений — котла и каморы. При этом камора гаубицы меньше, чем у мортиры, а котел — длиннее. Сначала гаубицы стреляли каменной картечью, а с XVI в. — разрывными снарядами. Для полевой и полковой артиллерии производились 0.5-, 1- и 2-пудовые гаубицы. Эти орудия имели длину ствола 6—8 калибров, цилиндрическую или коническую камору. В 1707г. короткая полупудовая гаубица весом 26 пудов была заменена гаубицей того же калибра длиной в 10 калибров с конической каморой и весом 44,5 пуда. Цель этой замены состояла в усилении картечной стрельбы и придании траектории полета снаряда более отлогой формы. Коническая камора, сливающаяся с котлом, сделала более удобным заряжение орудия. Новые гаубицы находились на вооружении лейб-гвардии бомбардирской роты и драгунских полков и пользовались большим успехом у артиллеристов. Дальность стрельбы гаубиц прямой наводкой составляла около 500 саженей (около 1 км) под углом 45°— примерно 840 саженей (более 1,5км).
Сначала артиллерия, как и вообще все тяжести, перевозилась на лошадях, поставляемых земствами. В1705 г. с каждых 170 дворов собирали по две лошади и одному проводнику из крестьян. С1706 г. начали создаваться специальные фурштадские команды для перевозки артиллерии, а их персонал формировался из набираемых рекрутов.

Знамена полков в армии Петра I.

Вместе с созданием новой армии ее полки получали новые знамена. Преображенский полк получил знамя еще в 1695 г., при его преобразовании из потешного в действующий. По этому образцу в дальнейшем были построены знамена 1700 г. для обоих гвардейских полков — Преображенского и Семеновского. Преображенский полк получил 16 знамен: одно — белое, полковое, остальные — черные, ротные . Первое — четырехугольное, с узкой бахромой; в середине — двуглавый орел коричневого цвета, держащий в когтях меч с надписью: «Рах asculata sunt Psalma 84»; на груди орла черный круг с 26 гербами княжеств и городов. Над лапой идет длинная надпись на старорусском языке с цитатами из Евангелия. Размер белого знамени — 3,5×4,25 аршин (2,5×3 м). К сожалению, оно плохо сохранилось.
Черные (ротные) знамена (19) были несколько меньшего размера.

По краям располагались украшения из ветвей и листьев голубого цвета, в середине, под желтой царской короной, — плывущая на воде лодка (символизирующая рождение русского флота), в которой Сатурн (время) учит юношу (Россию) управлять веслом. Левее лодки изображен пылающий город, правее — строящиеся корабли. Над всем этим висит меч, упирающийся в море. Напротив горящего города изображен Марс, а напротив строящихся кораблей — Нептун, оба с соответствующими им атрибутами. Между ними на белой ленте надпись: «Аппо Domini 1700». Древки к новым знаменам имели длину 5 аршин, и покрывались краской и лаком.

В 1701 г. оба гвардейских полка получили новые знамена; каждый по 16 знамен: белое — полковое и 15 цветных — ротных, а именно:
• в Преображенском полку — черные,
• в Семеновском —голубые.

В середине белого знамени (20) были вышиты две голубые пальмовые ветви. Между ветвями — цепь ордена Андрея Первозванного с крестом, учрежденного Петром I в 1698 г. по возвращении из заграничного путешествия. Над цепью висит корона; в кругу, образованном цепью, расположен двуглавый орел с тремя коронами; над главами орла — всевидящее око. Белое знамя Семеновского полка 1701 г. почти такое же, как у Преображенского, но без голубых украшений. Голубое знамя Семеновского полка имеет в центре цепь ордена Андрея Первозванного, в середине которой обнаженный меч, а выше — всевидящее око в облаке; над цепью корона, по бокам — белые звезды, в углу —серебряный крест.

В 1706 г. гвардейцы вновь стали под новые знамена, и опять каждый полк получил по одному белому — полковому знамени и по числу рот — цветные: Преображенский — 15 черных, Семеновский — 11 голубых. Полковое знамя Преображенского полка не сохранилось. Черные знамена Преображенского полка (21) имели в середине круг из двух половинок: верхняя — белого цвета, нижняя —голубого. На последней нарисован крутой морской берег со стоящим деревом, на другой —море с уходящим вдаль парусником. Верхняя часть круга представляет собой небо со всевидящим оком в сиянии и с висящей из облака шпагой с золотым эфесом. Весь круг окаймлен золотой, с огненными лучистыми узелками цепью со знаком ордена Андрея Первозванного. Знамя обшито каймою с белой, голубой и красной полосами.

Из описаний знамен начала XVIII в. легко видеть, что тогда еще не существовало четких правил построения знамени даже для гвардейских полков, не говоря уже об армейских. Тем не менее новое в этом деле явственно проступало: военные эмблемы и государственный герб заняли главенствующее положение, а религиозные символы отошли на второй план.

Дополнительную информацию о вооружении и форме русской армии можно найти по адресу: : http://www.listvinoleg.nm.ru/
Клуб ВИР «Л-Гв.Преображенский полк»
 

slavgorod-museum.com

Мужская мода высшего сословия при Петре Первом

Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам сменить традиционные русские одежды на европейское платье, а также его борьба с бородами. Указ от 4 (14 по новому стилю) января 1700 года предписывал носить укороченное венгерское платье. Через несколько лет вышло указание носить немецкое платье как повседневное и французское — по праздникам. На улицах устанавливались манекены, одетые на новый манер. Всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами отрезали полы одежды на уровне земли. Тем, кому было не по средствам немедленно заказать себе новое платье, позволяли донашивать старое русское еще два года, при этом на одежду ставилось клеймо с датой. Это при том, что отец Петра I Алексей Михайлович в свое время наоборот иноземные платья запрещал, равно как и за курение табака при нем секли батогами и вырывали ноздри.


Портрет дяди Петра I  — Льва Кирилловича Нарышкина в традиционном русском костюме, XVII в.

Но не таков был Петр, «переодевший» Россию, научивший ее курить и танцевать на балах.


Петр I в иноземном наряде поражает домашних. Картина Н. Неврева, 1903.Вообще Петр любил одежду простую и практичную, но раззолоченными церемониальными кафтанами тоже приходилось обзаводиться в количестве.

В европейской моде пышная эпоха барокко тем временем плавно перетекала в не менее вычурную эпоху рококо. Состоял типичный костюм европейца  из белой рубашки с жабо, коротких штанов-кюлот, камзола, кафтана и чулок.
А это портрет швейцарца Франца Лефорта, сподвижника Петра — от 1698 года, когда на Руси такая одежда еще не стала мейнстримом:)

Рубашка шилась из тонкого полотна — батиста или муслина, собиралась вокруг шеи на тесьму, поверх которой повязывали галстук или шейный платок, широкие рукава собирались у запястья и застегивались на пуговицы (впрочем, изобрели уже и запонки), а поверх прилаживались кружевные манжеты. Под кюлоты надевали подштанники, обычно широкие, короткие или до колен, их, как правило, шили из полотна. Сами кюлоты кроились широкими сзади и собранными на полосу ткани, их ширина регулировалась с помощью пряжки на спине. Штанины опускались чуть ниже колена и застегивались внизу на пуговицы и пряжки, завязывались лентами. Камзол носили поверх рубашки, он был без воротника, облегающим, с рукавами без обшлагов — мог быть и без рукавов. Шили его из шелковых тканей, сукна, бархата.


Камзол Петра I, хлопчатобумажная ткань.

Французский камзол из шелка, ок. 1715 г.

Поверх камзола надевали кафтан, или, по-французски, жюстокор, — чуть длиннее камзола, из более плотных тканей (хотя мог быть и из той же материи, что и камзол), парадный часто украшался богатой вышивкой золотом и серебром.


Повседневный костюм Петра I, полушелк, лен


Парадный костюм Петра I. Сукно, атлас, шелковая нить. Фотографии в основном отсюда (спасибо авторам) https://plus.google.com/photos/112744369880559813480/albums/5349847085101314657?banner=pwa

На него же нашивались пожалованные монархом за заслуги ордена — тоже вышитые. Кафтан мог быть с прорезными карманами, в зимнем варианте — на меховой подкладке и с меховой же оторочкой.


Зимний костюм Петра I. Сукно, галун, мех бобра, штоф (плотная ткань из шерсти или шелка различных переплетений) , шерстяная ткань. Между  1710-1725 гг.

Кафтан и камзол эпохи Петра I, 1702-1720 гг.

Пуговицы, из которых застегивали обычно одну-две, шли от горла до подола. Расклешенные полы делались жесткими, иногда туда вшивали проклеенный холст или китовый ус, чтобы они держали форму.


Кафтан и камзол Петра I из голубого гродетура (разновидность тяжелой шелковой материи), шитье серебряными прядеными нитями на проем, работа придворных мастериц, 1724 г. «Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых «на проем», способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья». http://steghok.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st002.shtml  Моисеенко Елена Юрьевна — «Русская вышивка XVII — начала ХХ века».

Домашней одеждой был шлафрок — халат, надевавшийся на рубашку с кюлотами, а позднее и на камзол. Его тоже часто шили из дорогого бархата или шелка.


Халат Петра I

Верхней одеждой в холодную погоду служили разнообразные суконные плащи. Например — епанча — широкий просторный плащ, обычно без рукавов, часто с капюшоном.

Епанча из гардероба Петра I

Епанча, мундир, кюлоты 1702-1720 гг. (военного обмундирования мы здесь детально касаться не будем, это отдельная большая тема)

Чулки облегали ногу и крепились на подвязки под кюлоты, но могли крепиться и поверх них.

Немецкий принц с супругой, 1716 г.

Самой распространенной обувью были тупоносые туфли с пряжками, которые носили даже солдаты. Они шились одинаковыми, без различия на левую и правую, и знатным господам их разнашивали слуги.

Для верховой езды могли носить высокие сапоги. В домашней обстановке носили туфли без задников.
Нововведением для Руси также были парики в сочетании с чисто выбритым лицом. Делались они, как правило, из конского или человеческого волоса (хотя известно и о париках из перьев и из металла), обильно пудрились. Сам Петр парики не жаловал, но его придворные носили на голове эти довольно громоздкие конструкции. На наиболее вычурные парики даже не надевали шляпу — ее носили на сгибе руки, так как она все равно была необходима для того, чтобы правильно кланяться.


Р.Н. Никитин. Портрет Г.Д. Строганова, между 1721-1724 гг.


Портрет Петра I с семьей, 1717 г.

Шляпами излюбленной формы были треугольные, их украшали мехом, галунами и перьями.

Шляпа Петра I, офицерская, Преображенского полка.

Элементом военной униформы были круглые картузы.

Ночной колпак имел форму тюрбана, и его носили со шлафроком.
В качестве аксессуаров носили перчатки, от кожаных до шелковых с искусной вышивкой, шелковые пояса. Особенно популярны были трости — из тростника, эбенового дерева, слоновой кости, отделанные драгоценными камнями, перламутром и т.д., со встроенными кинжалами, компасами, часами и даже подзорными трубами. Петр I владел тростью со встроенной линейкой. Он сам часто дарил трости подданным в знак особого расположения.

Трости Петра I — отсюда http://marinni.livejournal.com/530257.html  — тут вообще очень интересный и картинистый пост о тростях, спасибо автору.

sukharevtower.livejournal.com

Русский мужской костюм и Петр Великий

С началом 18-го столетия русский мужской костюм  развивается в двух направлениях. С одной стороны правящими кругами  по указу императора Петра Великого внедряется немецкая и французская  мода. Дворяне и бояре облачаются в тесные кафтаны, в парики. Разгуливают в расшитых галунами камзолах. А простой народ — крестьянство и купечество — в глубинке и не знают порой о том, как надо носить басурманскую одежу. Такое разделение  русского мужского костюма на простонародный и господский сохранялось весь не только 18-й, но и следующий 19-й век.


Для иностранных портных после реформ Петра в России открывается громадное поле деятельности. Шутка ли — одеть в европейское тысячи и тысячи чиновников, военных. О мастерах, которые трудились в 18 веке, можно узнать по тем клеймам и печатям, что сохранились на отдельных экземплярах одежды.
Представление о костюме начала эпохи российских преобразований нам может дать гардероб самого императора Петра Великого. В собраниях столичных русских музеев имеется сегодня немало подлинных вещей, которые тщательно сберегались как  артефакты священные, овеянные славой Петра Алексеевича.
Вот, к примеру, образец кафтана, сшитого на западный манер. Собрание исторического музея в Москве. Датируется 1720-м годом. Длина до колена и чуть ниже. Объемистые прорезные карманы в полах, собранных в складки, прикрыты клапанами. Веерные складки — характерная черта западноевропейского кафтана петровского времени. 

 

Кафтан императора Петра Великого


Традиционный кафтан не имел ворота. Это объяснялось модой на парики. К такому одеянию вельможи и сановники носили завитые пышные парики. Но Петр, хотя и заставлял своих сподвижников носить европейские диковинки, сам их не любил. Он носил треугольную шляпу, коротко стригся. Для Петра кафтаны делали с отложными  воротниками, учитывая пристрастия царя. Хотя с 1720 года, как свидетельствуют источники, русская армия получает также кафтаны с воротниками. Из рукавов кафтана французского типа выпускали край белой рубашки. Белье было также видно в расстегнутый на груди кафтан.
Если кафтан был несколько просторнее, как и полагается верхней одежде, то камзол вплотную прилегал к телу. Традиционные отличия камзола — отсутствие воротника, сборки на полах, застежка спереди по  борту на меньшие, чем на кафтане, пуговицы.
Кафтан Петра из Исторического музея сделан по голландскому примеру. Белая хлопковая ткань, стеганая в мелкий рубчик. Это была одежда, удобная для работы и для отдыха. 

Шлафрок и камзол Петра Первого


Петр пристрастился к хорошим и удобным камзолам в Саардаме, где изучал ремесло корабельного плотника. Подражая царю,  голландские камзолы носили и «птенцы гнезда Петрова» — Меншиков, Апраксин, Шереметев, Толстой. На протяжении всего царствования Петра голландские портные снабжали   русского царя своими изделиями, за которыми посылали офицеров петровской гвардии — полков Преображенского и Семеновского.
Интересна, безусловно, и домашняя одежда Петра Первого — халат-шлафрок, пришедший в Россию из Германии. Петровский шлафрок  пошит из зеленого штофа. Этот тип одежды для отдыха иногда надевали для того, чтобы прикрыть парадный, расшитый галунами кафтаны.

 

Еще один кафтан Петра


Надо отметить, что Петр Первый колебался в выборе одежды для своих подданных. Сначала приказывалось ( с 1700 года) всем сословиям носить одежду на венгерский и польский манер. Но затем верх взяли французские образцы. Более дорогие французские кафтаны и камзолы менее состоятельные россияне заменяли на немецкое и голландское платье.

Мундиры Петра Великого

muzkostum.ru

Русский военный костюм в России XVIII — начала XX века

Коллекция военного обмундирования отдела тканей и костюма Государственного Исторического музея — одна из богатейших в России. Формирование ее началось в 1883 году — с подарка семьи адмирала В.А.Корнилова. В дальнейшем фонд музея постоянно пополнялся. После Октябрьской революции в 1917 году в России было создано множество военных музеев, правда, просуществовали они недолго, их материалы затем были перераспределены. В 1929 — 1930 годах собрание РИМ значительно пополнилось за счет Военно-исторического музея, сформированного на основе полковых собраний Московского гарнизона. В 1935 году был ликвидирован Военно-исторический бытовой музей, фонды его были переданы другим музеям, театрам и киностудиям. Часть их перешла в собственность Государственного Исторического музея.

Особенно крупные поступления в Отдел тканей и костюма ГИМ произошли в 1947 — 1954 годах, сюда вошли «непрофильные» материалы из Музея революции, Музея народов СССР. Благодаря деятельности подполковника вещевой службы Г.Н.Нестерова-Комарова Государственный Исторический музей в 1954 году получил прекрасную коллекцию мемориальных вещей царской фамилии.

Всего в отделе тканей и костюма ГИМ хранится более 10 тысяч предметов военного обмундирования, 213 из них — мемориальные, в том числе и детские мундиры, принадлежавшие великим князьям и наследникам престола. Самыми редкими вещами фонда являются: «полтавский» камзол Петра I; мундир А.Ф.Талызина, в который была одета Екатерина II в день дворцового переворота в 1762 году; мундирное платье Екатерины II и мундир лейб-гвардии Финляндского полка, в котором наследник цесаревич Алексей Николаевич был представлен полку как шеф. Не меньший интерес представляют вещи А.И.Остермана-Толстого, графа Ф.Э.Келлера и других известных личностей. Коллекция позволяет достаточно подробно изучить историю военного костюма русской армии.

Регулярные войска в России появились еще в эпоху Ивана Грозного — это были стрелецкие полки. Позднее появились солдатские полки «иноземного строя». Именно их можно считать прообразом русской регулярной армии, созданной Петром I в 1683 году. С этого времени военная одежда была унифицирована и ее эволюция зависела от гражданской моды. Не меньшее влияние оказывало и заимствование элементов формы европейских армий. На формировании внешнего вида русской армии в конце XVII — начале XVIII века сказывались традиции народного костюма. «Потешные полки» — Измайловский, Преображенский, Семеновский, созданные Петром I в 1683 году, явились ядром регулярной русской армии европейского типа. Первоначально, с осени 1698 года, в качестве единого мундира петровских полков было введено венгерское платье, так как оно было похоже на традиционное русское.

Почти одновременно с армией Петр I решил переодеть и гражданское население. В начале 1700 года был издан указ, согласно которому все мужчины, за исключением духовенства и крестьян, должны были носить венгерские кафтаны, а уже в следующем, 1701 году появился указ, обязывающий носить кафтаны немецкие, саксонские, французские. Это означало отказ от употребления венгерских костюмов в армии и среди гражданского населения. Осенью 1702 года было приготовлено 500 комплектов французских мундиров для торжественного вступления в столицу русской гвардии после взятия Нотебурга.

Полностью переодевание гвардейцев в новые мундиры завершилось в 1703 году, а уже в 1705-м вся регулярная армия России своим внешним видом не отличалась от прочих европейских армий.

Наряду с установлением новой формы впервые был определен и порядок ее ношения. Каждый воин знал, что ему положено было надевать при параде, походе и в мирное время. Каждый был осведомлен и об ответственности за ее сохранность. «Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный… должен стрелян быть».

Эта форма прошла испытание в ходе Северной войны и хорошо отвечала потребностям солдат и офицеров при ведении боевых действий. По некоторые предметы обмундирования были неудобны и плохо защищали солдата от холода и непогоды. Например, епанча, назначение которой было согреть солдата зимой, представляла собой лишь суконную накидку с застежкой на два крючка у ворота. При сильном ветре полы разлетались и защита от холода сводилась к нулю. Хотя если учесть, что войны велись в основном летом, такая форма отвечала предъявленным требованиям: была несложной по конструкции, удобной и привлекательной. Для созданной Петром I регулярной армии, численно превосходившей старую русскую, потребовалось расширить производство сукна. Поначалу мундиры шили из ткани разного цвета (только лейб-гвардия отличалась единообразием униформы), по с 1720 года цвет униформы становится единым, так как российские мануфактуры были уже в состоянии удовлетворить потребности армии.

Введение единой формы способствовало повышению дисциплины и организованности русской армии.

После смерти Петра I в русской армии усилилось влияние иностранцев, что привело к внедрению целого ряда западноевропейских заимствований. Для солдат были введены пудреные прически, накладные усы, зауженные мундиры.

Однородная кавалерия петровской эпохи была реформирована по западному образцу. В 1730-х годах в ней появились кирасиры, с 1740-го — гусары. По инициативе председателя Военной коллегии графа Бурхарда Крис- тофа Миниха создаются кирасирские полки, главная задача которых состояла в прорыве линии неприятельской пехоты. Кирасиры были одеты в белые кожаные колеты, лосины и ботфорты. Грудь прикрывала тяжелая металлическая кираса (отсюда и название). Белый цвет кирасирского мундира сохранился в русской армии до начала XX века.

Гусарские полки, время от времени присоединявшиеся к походам, с 1740 года становятся частью регулярной российской армии. Форма гусар была близка национальной венгерской одежде и состояла из короткой куртки — доломана, расшитого цветным шнуром и ментика — такой же короткой куртки, расшитой шнуром, по с меховой обшивкой. Доломай и ментик дополняли чакчиры — облегающие суконные рейтузы, расшитые шнурами и галуном.

Бездетная императрица Елизавета Петровна избрала в 1742 году своим наследником своего племянника, немецкого принца Карла Питера Ульри- ха Голштейн-Готторпского. Он являлся сыном герцога Карла Фридриха и старшей дочери Петра I — Анны. По приезде в Россию герцог Голштейи- Готторпский принял православие под именем Петра Федоровича ив 1745 году вступил в брак с принцессой Ангальт-Цербстской Софией Фредери- кой Августой, ставшей впоследствии императрицей Екатериной П. Российский император с юношеских лет избрал себе кумиром прусского короля Фридриха П. В 1761 году Петр III заключает сепаратный мир с Пруссией, в то время как русская армия взяла Берлин и Пруссия готовилась капитулировать. За непатриотические по отношению к России действия Петр III получил от Фридриха II высшую военную награду Пруссии — орден «Черного Орла».

После вступления на престол Петр III решил переодеть русскую армию на прусский манер. Кроме того, он заявил о намерении двинуть в поход против Дании всю гвардию, опять же в угоду королю Пруссии. Настроив против себя тысячи гвардейцев, этот «голштинский» император не мог рассчитывать на длительное правление. Потребовалось всего семь месяцев, чтобы недовольство выплеснулось в переворот. 28 июня 1762 года Петр был свергнут и через месяц убит.

В начальный период царствования императрицы Екатерины II военная форма в основном оставалась такой же, как и при Петре III, хотя частично и подверглась изменению в сторону возврата к мундирам елизаветинской эпохи. В конце 1762 года указом Екатерины II была создана «временная особая комиссия», которая положила начало проведению военных реформ. Никогда — пи прежде, ни позже — русская армия не претерпевала столько изменений, как в период с 1762 по 1796 год.

Реформы проходили в несколько этапов. Первый из них был завершен к 17б4 году. Были разработаны новые табели, штаты, наставления и уставы в основу которых положены записки генерал-фельдцейхмейстера А.Н.Виль- боа «Ведомость оружейным, амуничным и прочим вещам в Мушкетерском, Гренадерском, Кирасирском и Карабинерном полках» и «Положение штаб и обер-офицерским строевым вещам в пехотных полках».

В 1766 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполнять должны». Этот документ упорядочил систему пополнения армии. Отменялись денежные взносы для всех «положенных в подушный оклад», исключение составляли только мастеровые заводов и фабрик, не приписанные к деревням и селам.

Порядок прохождения службы дворянами при Екатерине II оставался таким же, каким он сложился при ее предшественниках. Поступавшие в полки дворянские недоросли уже через год становились сержантами, а спустя два-три года — офицерами. Особенно сильно злоупотребляли этим в гвардии. В хмельные дни дворцового переворота 28-30 июня 1762 года гвардейцы заслужили привилегии на безмятежную жизнь, право не принимать участие в войнах. В гвардию стремилось множество молодых дворян, снабженных рекомендациями, которые сразу получали чин сержанта. В конце царствования Екатерины II доходило до того, что в полки зачисляли даже младенцев, которые к совершеннолетию получали офицерский чин и уходили в отставку согласно «Указу о вольности дворянства». Так, например, в лейб-гвардии Преображенском полку на три с половиной тысячи рядовых числилось шесть тысяч унтер-офицеров. Недорослям, по свидетельствам очевидцев, «не было числа». Среди них было немало недавних лакеев, поваров, парикмахеров, которых возводили в офицерский чин генералы и полковые командиры. Кумовство, наряду с нарушением чинопроизводства, приводило к тому что большинство офицеров чувствовали себя не защитниками России, а прислужниками высшего дворянства. Все это способствовало разрозненности офицерского состава. По свидетельству графа А.Ф.Ланжерона, «все генералы, полковники… обращаются с обер-офицерами с недостаточным уважением, но даже с презрением».

В среде гвардейских офицеров, являвшихся отпрысками древнейших дворянских родов, в последнее десятилетие царствования Екатерины II наблюдалось полное пренебрежение к форме одежды. Офицеры караульных рот Зимнего дворца, по свидетельству современника, могли себе позволить выйти на развод караула в шлафроке и спальном колпаке.

В то время лишь солдаты армейских полков сохраняли действительную боеспособность и храбрость, что было не раз доказано ими в русско-турецких войнах, в битвах при Рымнике, Кагуле, Очакове, Измаиле.

На вторую половину XVIII века приходятся реформы снаряжения и организации войск, проведенные светлейшим князем Г.А.Потемкиным, который возглавлял тогда Военную коллегию. Он боролся с прусским влиянием в русской армии. «Завиваться, пудриться, плести косы — солдатское ли это дело? — говорил Потемкин, — у них камердинеров нет. На ЧТО же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал, то и готов».

Это перекликалось с известными словами А.В.Суворова: «Пудра — не порох, букли — не пушка, коса — не тесак, я не немец, а природный русак». Став в 1774 году президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршал Г А.Потемкин сразу занялся вопросами обмундирования и снаряжения армии. На рассмотрение Военной коллегии он представил «Записку об одежде и вооружении войск», в которой убедительно доказал необходимость коренного изменения существующего обмундирования. Образцы униформы, предложенной им, стояли намного выше уровня военного снаряжения европейских армий того времени.

Новый комплект обмундирования окончательно сложился в 1786 году, хотя отдельные его элементы появились в полках уже в 1782 — 1783 годах, в основном в армии Потемкина. Реформами Потемкина были введены практичные суконные укороченные куртки, штаны с кожаными крагами, полусапоги и легкие суконные каски с поперечным валиком. Летняя униформа состояла из белых полотняных кителей и шаровар, защищающих от зноя. Однако далеко не все офицеры приняли унифицированное удобное обмундирование, учрежденное генерал-фельдмаршалом, ибо оно совершенно не соответствовало господствовавшей тогда моде. Лишь солдаты и малоимущие офицеры оценили по достоинству недорогую и простую одежду.

Взошедшии на престол в ноябре 1796 года Павел I резко изменил внешний вид и организацию русской армии. Еще будучи наследником, он осуждал политику своей матери. Неоднократно он представлял записки Екатерине II с рассуждениями о войске и государстве, в которых было указано «предписать всем, начиная от фельдмаршала и кончая рядовым, все то, что должно им делать, тогда можно с них взыскивать, если что-нибудь будет упущено».

После посещения Берлина и встречи с прусским королем Фридрихом II, кумиром своего отца, Павел в 1783 году создает Гатчинские войска. Считая екатерининскую армию недисциплинированной и распущенной, а офицеров — недобросовестными, Павел доверял только гатчинским офицерам. Это было связано с тем, что в эти войска набирали прежде всего иностранцев, большинство которых прошли службу в прусской армии. Однако во главе их стоял русский — Алексей Андреевич Аракчеев, который являлся одновременно губернатором и управляющим военного департамента Гатчины. Безупречно преданный Павлу, он был его любимцем и ближайшим помощником.

Изменения военной униформы в период правления Павла I в основном коснулись гвардии, в 1800 году для солдат были утверждены двубортные кафтаны, для офицеров — однобортные. Были введены новый рисунок золотного шитья и новая форма обшлагов на кафтанах офицеров. Общепринятое мнение о неудобстве павловских мундиров не соответствует действительности. Солдатские и офицерские мундиры имели па лифе тесемочные стяжки, позволявшие в зимнее время надеть под мундир овчинную безрукавку или меховой жилет.

Некоторые мундиры, учрежденные Павлом I, прижились надолго, их носили и в эпоху его сыновей — Александра I, Николая I (например вицмундир кавалергардского и конного полков).

Недовольство гвардейского офицерства павловскими реформами было связано не с введением непопулярного обмундирования, а с ужесточением режима службы.

При вступлении на престол император Александр I объявил, что будет управлять своим народом и государством «по заветам своей бабки Екатерины Великой». После прусских порядков в армии, которые успел ввести Павел I, и ограничений дворянских привилегий слова Александра были встречены дворянством с восторгом. «После бури, бури преужаспой днесь настал наш день прекрасный…», — пели гвардейские офицеры. По убеждению Александра I, доставшаяся ему в наследство армия нуждалась в реформах.

Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I требовала отмены всех регламентации и смягчения строгостей. 24 июля 1801 года по именному указу императора создается «Особая воинская комиссия» под председательством брата Александра I великого князя Константина Павловича. В ее состав вошли генерал от инфантерии И Л. Голенищев- Кутузов, A.A. Прозо- ровский, А.А.Аракчееев, В.В.Долгоруков и другие видные деятели.

Комиссия обладала большими полномочиями «рассмотреть все, что найдет она нужного и полезного ко введению или отмене». Наряду с другими комиссия должна была обсудить и вопрос о форме одежды армии. Относительно обмундирования в указе императора отмечалось: «С меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший».

Слушания этого вопроса вызвали серьезные разногласия среди членов комиссии. Для их разрешения па имя императора были представлены «особые мнения» членов комиссии о некоторых «вещах, потребных к одежде солдатской». В результате данной работы были установлены новые мундиры фрачного покроя, двуугольные шляпы, высокие сапоги и шинели. Было решено отменить пудру и косы, а волосы обрезать по нижнему краю воротника. «Пудру же иначе не употреблять, как в большие парады и праздники ». Полностью же длинные волосы и сложные прически были отменены в архмии только в 1806 году.

Важное значение имели меры, «принятые для развития казенного производства ». Были значительно расширены Иркутская и Павловская фабрика, что было связано с отказом о т закупки ткани за границей. В 1803 году в Санкт-Петербурге создается фабрика для изготовления офицерского обмундирования и снаряжения. Было приказано отпускать эти вещи по той цене, по которой они обходятся государству.

Однако десятилетие непрерывных войн с Францией и Турцией привело к тому, что снабжение армии оказалось в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на то, что государство субсидировало казенные предприятия для повышения их производительности.

В 1812 году император Александр I лично санкционировал закупку сукна за границей. В ходе войны с Наполеоном 1812-1814 годов военному ведомству удалось обеспечить потребности армии в вещевом имуществе, при том, что приоритет в снабжении всегда отдавался гвардии — на нее полностью работала Екатеринославская суконная фабрика.

В январе 1813 года русская армия уже снабжалась довольно хорошо. Для восполнения потерь имущества в ходе войны в армию было поставлено около 60 тысяч мундиров и шинелей. Одновременно с этим было налажено изготовление обмундирования на освобожденных от французов территориях. В Польше, Силсзии, Саксонии Россия закупала сырье.

В общем, к кампании 1813 -1814 годов русская армия уже была подготовлена в хозяйственном отношении лучше, чем прежде. На опыте длительных войн с Наполеоном военное командование России осознало важность создания запасов обмундирования для своей армии.

Будучи хорошо образованным в военном деле, Николай I лично занимался проблемами армии. Однако основное внимание императора привлекал внешний вид солдата, а не техническое оснащение войск. И до своего воцарения, и после Николай I принимал непосредственное участие в разработке образцов военной одежды. Его завораживали блеск и изящество мундира. При этом не учитывалось главное назначение мундира — защита от непогоды, обеспечение свободы движений и удобство при обращении с оружием в боевой обстановке.

В основном же в военной форме за период 1825 — 1854 годов не произошло кардинальных перемен. Вносилось множество различных декоративных элементов, направленных лишь на украшение мундира. Наиболее существенными нововведениями было появление в армейских частях однобортных мундиров и замена ранее используемых панталон с крагами рейтузами, которые носили поверх сапог. В 1846 году для войск Отдельного Кавказского корпуса ввели мундиры нового образца, пехота вместо фрачных мундиров получила полукафтаны, а кавалерия — короткие куртки, заправленные в шаровары.

За время царствования Николая I трансформации в основном подвергались головные уборы. Так, в 1844 — 1845 годах кивера повсеместно были заменены касками. Исключение составляли только гусарские и уланские полки.

Последствия увлечения «мундироманией и украшательством» в царствование Николая I сказались в ходе Крымской войны 1853 — 1856 годов. Многие участники боев писали о недостаточном снабжении вещами и оружием, большинство из них на себе ощутили все следствия беспечности и непредусмотрительности правительства.

«…Солдат в то время был одет неудобно… На голове носили каску, которая на парадах и разводах способна была производить эффект на зрителя, но в военном отношении оказывалась совершенно непрактичной… В Николаеве нас встретил флигель-адъютант граф Левашев с распоряжением — оставить каски в особых складах… Солдаты от души благодарят… за распоряжение об оставлении касок… И то сказать, что шлемы не только не приносили нам пользы, но делали вред. От дождей и потом сильной жары каски скоробились, сжались до того, что едва держались на головах солдат, давя их и сжимая до головной боли. Небольшой ветер — глядишь, и летят каски с голов. А чистка медных украшений, а сбережение чешуи, чтоб не разорвалась, да звенья не рассыпались, да шишак чтоб не сломался — разве мало это поглощало времени и труда?» — так писал 12 октября 1854 года один из офицеров 11-й пехотной дивизии П.В. Алабин.

Но постепенно положение стало меняться к лучшему. К весне 1855 года была «…получена новая форма офицерского пальто. Хрулев поспешил себе сделать, и могли все последовать его примеру, но как серой летней материи в городе не оказалось, то сшили какие попало, и явились пальто зеленоватые, голубые и даже лиловые. Там на это не смотрели; даже солдатам в одежде была полная свобода; суконные фуражки заменялись белыми и велено было не снимать их при встрече с офицерами», — вспоминал участник обороны Севастополя П.И.Степанов.

Скорее всего, такой либерализм в вопросах униформы сложился под влиянием кавказских войск, прибывших на помощь городу. На Кавказе уже давно носили не парадную форму, а ту, которая была наиболее приближена к войне в горах. Солдаты и офицеры повсеместно носили папахи, черкески, фуражки, сюртуки.

Императорская фамилия не стояла в стороне от всего происходящего. В декабре 1854 по года по именному указу Николая I был создан па средства фамилии полк в составе 4500 человек. Ответственность за создание полка возлагалась на министра уделов графа Л.АПеровского, он же был и первым командиром полка. И по внешнему виду, и по принципу комплектования полк существенно отличался от остальных частей. Набирался он из крестьян северных губерний, преимущественно охотников, па добровольной основе. Обмундирование полагалось «максимально близкое к народной одежде». Состояло оно из полукафтана, напоминавшего армяк, широких шаровар, заправленных в высокие мягкие сапоги, и шапки с квадратным суконным верхом и барашковым околышем. Всем чинам полка разрешалось носить бороду.

Офицерами в этот полк вступили многие известные люди России: ученые, писатели, общественные деятели (например, полковником был граф А.КЛолстой, капитанами — братья Жемчужниковы). Шефом полка стал сам император, шефами батальонов и рот — великие князья.

В боевых действиях полк участия не принимал, но уже в 1857 году получил права «молодой гвардии» и стал называться лейб-гвардейским.

Во время царствования императора Александра II в России произо- шли значительные воешю-политические события и социальные преобразования. В ходе осуществления реформ, проведенных при участии военного министра графа Д.А.Милютина, были ликвидированы военные поселения. Запрещены телесные наказания. Существенно была перестроена система комплектования армии. В 1874 году принят «Устав о воинской повинности», отменивший установленные еще Петром I рекрутские наборы. Срок службы в армии сократился с двадцати пяти лет до шести лет в строю и девяти лет — в запасе.

Тяжелые уроки Крымской войны 1853 -1856 годов заставили правительство серьезно заняться техническим переоснащенисм армии. По традиции военные реформы начались с нововведений в униформе. Об обилии изменений в обмундировании в период 1856 — 1859 годов пишет Е.А.Штакеншпейдер: «Одно только приводит в недоумение — это беспрерывные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного и того же полка, одинаково одетых: один уже в повой форме, другой — не успел еще себе сшить, а третий уже в самой новейшей».

Трансформация униформы во второй половине 1850-х годов началась с замены фрачных мундиров на полукафтаны. Во всех войсках были введены двубортные мундиры и упрощенные в отделке вицмундиры, которые в 1872 году были заменены однобортными. Верхней одеждой всех чипов стали шипели. Нижние чины и офицеры кавалерии получили белые полотняные кители, вначале как рабочую форму, а впоследствии и как повседневную.

В 1862 году кардинально меняется тип головного убора — вводятся кепи высотой 11-12 сантиметров сзади, спереди — 6-8 сантиметров. При параде оно украшалось султаном и гербом. В том же году для занятий гимнастикой вводятся белые льняные рубахи-гимнастерки. В дальнейшем они стали основной формой одежды нижних чинов.

В войсках южных военных округов и Донском казачьем войске было разрешено ношение белых чехлов на фуражках и кепи, а в Кавказском и Туркестанском военных округах слали носить кожаные штаны-чембары из овечьей или козьей кожи, которые, по поверьям, предохраняли от змей. В 1869 году устанавливается особый тип формы — походная форма. В связи с этим проводится четкая регламентация всего обмундирования и порядок его ношения, с ежегодным утверждением и оповещением всех о нем. Форма отныне подразделялась на городскую, парадную, праздничную, воскресную, повседневную и походную.

В результате военных реформ I860 — 1870-х годов была введена действительно удобная походная форма. Парадный вариант потерял свое самодовлеющее значение.

Переход к всеобщей воинской повинности и увеличение личного состава армии в царствование Александра II повысили расходы на обмундирование, что заставило военное ведомство искать пути к их снижению. Появление швейных машин и установление стандартных размеров и ростов положили начало индустриальному, более дешевому способу производства обмундирования.

Согласно «Положению о вещевом интендантском довольствии» все предметы подразделялись на два вида: срочные, отпускаемые регулярно через определенное время, и предметы разовой выдачи, которые являлись собственностью части и эксплуатировались до полного износа. Предметами первого типа являлись вещи годовые, то есть те, на которые был установлен срок ношения. Ко второму типу относились пуговицы, гербы, кокарды. Их выдавали либо предметами, либо деньгами.

Во время войн снабжение осуществлялось сверх установленных норм. Могли выдаваться дополнительные вещи, по исключительно с особого высочайшего разрешения, то есть с соизволения самого императора.

В марте 1881 года на российский престол вступает Александр III, про- долживший военные реформы. Был взят курс па повышение боеготовности п строжайшей экономии расходов. Военная реформа, проведенная графом П.С.Ванновским, в основном носила оборонительный характер, ибо сам император по своему характеру был склонен к мирному разрешению конфликтов, за что его и называли царем-миротворцем.

В своем манифесте от 29 апреля 1881 года Александр III выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».

В ходе реформы 1881 — 1883 годов было увеличено количество строевых частей, улучшено их вооружение. За счет сокращения срока действительной военной службы до четырех лет повысилась численность населения, обученного военному делу.

Вся кавалерия, за исключением гвардии, подверглась реформированию по американскому образцу — она стала однородной, способной вести боевые действия как в пешем, так и в конном строю.

Значительно изменился и внешний вид армии. Военный министр генерал П.С.Ванповский и Александр III упростили покрой военного мундира. Он стал более скромным, практичным и удобным в ношении. Покрой его был приближен к русскому национальному костюму. Новый мундир был просторным, имел вид куртки с запашным бортом без пуговиц. Глубокий запах спереди и складки сзади — элементы, характерные для народной верхней одежды, типа поддевки или зипуна. Покрой обеспечивал солдату не только свободу в движении, но и тепло и удобство. Затяжной шнур на лифе куртки позволял в зимнее время поддеть под пего фуфайку. Основным преимуществом нового мундира являлось то, что его легко было подогнать по фигуре. При мобилизации или наборе в армию он мог выдаваться в готовом виде.

Новая форма, с некоторыми отличиями, была распространена во всей армии. Удобство в ношении, легкость подгонки были положительными качествами мундира. Однако отмена декоративных элементов, простота формы вызвали новую проблему — негативное к ней отношение. Это явилось отрицательным результатом реформы.

Сам же император с большим удовольствием и умением носил форму, которая полностью соответствовала его характеру и внешнему виду. Вот как описывает художник А.Н.Бенуа свою встречу с Александром III: «Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием па национальный характер, ее угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».

Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей.

В 1897 году была проведена унификация приборных цветов — лацканов, воротников, обшлагов — в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками.

Развитие военной техники и оружия к концу XIX века коренным образом изменило тактику ведения боевых действий. Сомкнутый строй сменился рассыпным. Широко распространилась позиционная война. Эти новые боевые условия вызвали изменения и в форме. С полевого походного обмундирования стали исчезать яркие расцветки. Появилась новая форма одежды — зеленая, защитного цвета, целью которой было сделать войска менее заметными на фоне местности.

Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.

Русская армия не спешила перенимать этот опыт, она вступила в русско- японскую войну еще в форме ярких расцветок. Но уже в апреле 1904 года технический комитет при Главном интендантском управлении представил на утверждение образец защитного обмундирования для войск действующей армии на Дальнем Востоке. Она была коричнево-серой — по цвечу растительности и почвы в Маньчжурии. Новое обмундирование поставлялось лишь вновь прибывшим батальонам. В остальных частях в боевой обстановке белые гимнастерки пришлось перекрашивать. Доходило до смешного — главнокомандующий А.Н.Куропаткин издал специальный приказ: «Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности».

Следующим этапом преобразований военного костюма стало введение новой парадной формы в 1908-1909 годах.

В приказах 1907 года Николай II повелел: «Восстановить гвардейским частям пехоты, артиллерии и саперам мундиры времен царствования Александра II» и «для армейской пехоты, для всех частей артиллерии и инженерных войск установить двубортный мундир и ровным образом и форма обмундирования армейской кавалерии подлежит изменению». Реформы вернули к жизни нарядную, эффектно украшенную военную форму 1870-х годов.

И только драгунские полки получили мундиры нового покроя. Они были темно-зеленого цвета и похожи на колеты гвардейских кирасир. Особенно сильно изменились головные уборы гвардейской пехоты и армейской кавалерии. Новый головной убор пехотинцев, введенный в 1909 году, имел вид кивера, у офицеров обтянутого сукном, у нижних чинов — из черного фетра. Он был украшен подвесами, арматурой, султаном или кистью. Армейские драгуны получили каски с поперечным волосяным гребнем: черным — у драгунских полков и белым — у полков, бывших ранее кирасирскими. Музыканты всех полков имели красные султаны.

Шапки гвардейцев были из барашкового меха со шлыком полкового цвета, как правило, по цвету погон. В 1912 году для нижних чинов всех родов войск была введена суконная гимнастерка защитного цвета. Также были установлены погоны нового образца — двусторонние. Шили их так, чтобы можно было перекрашивать (если они выгорали), то есть внешним швом.

К 1913 году возникла проблема экономии средств, отпускаемых на обмундирование. Сроки ношения парадной формы в России были короткими, в основном же носились шинель или гимнастерка, и военные склады были заполнены невостребованным обмундированием. Выходом из создавшегося положения являлось введение единого типа обмундирования, пригодного для военного и мирного времени.

Техническая комиссия военного министерства получила задание императора разработать новые образцы путем добавления каких-либо украшений на существующую походную форму. Причем выбор украшений был предоставлен на усмотрение самих полков. На основании всех отзывов была установлена новая форма: суконная гимнастерка с пристежными лацканом, воротником и обшлагами. Головным убором служила папаха из барашка или искусственного меха. У офицеров декоративные элементы крепились на кителе.

Новое обмундирование успели получить всего девять полков. Дальнейшему проведению реформы помешала Первая мировая война.

Материал создан: 07.11.2015

комментарии к статье



iamruss.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *