Военная мощь — это… Что такое Военная мощь?

  • ВОЕННАЯ МОЩЬ — часть материальных и духовных сил государства или коалиции государств, которая используется для достижения военно политических целей. В государстве, которое официально определяет свое военное строительство как оборонное, В.м. обычно называется… …   Юридическая энциклопедия

  • ВОЕННАЯ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ — военная мощь, достижимая при предельном напряжении материальных, интеллектуальных и духовных сил и средств государства. Полностью реализуется в преддверии неизбежной крупномасштабной войны и в начальной стадии ее проведения. В качестве критерия… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Военная мощь государства — совокупность материальных и духовных возможностей общества, которая используется для достижения определенных военно политических целей, как на международной арене, так и внутри отдельных стран: для подготовки войны и ее ведения, в целях агрессии… …   Пограничный словарь

  • мощь — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мощи, чему? мощи, (вижу) что? мощь, чем? мощью, о чём? о мощи 1. Вы говорите о мощи государства, армии и т. п., когда хотите подчеркнуть их силу и могущество. Военная мощь страны. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • МОЩЬ — МОЩЬ, мощи, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Могущество, обладание силой, как источником господства, власти. Государственная мощь. Военная мощь. 2. То же, что мощность в 1 знач. Мощь звучания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Военная экономика — Основная статья: Экономика Семь главных военных бюджетов мира в 2011 году. Главный источник SIPRI Yearbook 2012 …   Википедия

  • ВОЕННАЯ (ОБОРОННАЯ) МОЩЬ ГОСУДАРСТВА — совокупность всех постоянно задействованных в военное и мирное время материальных и духовных сил, способность государства отмобилизовать все силы для ведения войны (отражения агрессии). Обусловлена экономическими, социально экономическими и… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Военная революция — или революция в военном деле  радикальное изменение в стратегии и тактике военного дела в связи со значительными изменениями в государственном управлении. Эту концепцию предложил Майкл Робертс в 1950 х годах. Изучая Швецию 1560 1660 х годов… …   Википедия

  • Военная организация государства — совокупность вооруженных, а также военно политических, военно экономических, военно научных и др. органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Основным элементом В.о. является вооруженная организация… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • МОЩЬ — МОЩЬ, и, жен. (высок.). Могущество, сила. Военная м. Всей мощью обрушиться на кого н. (также перен.: воздействовать всеми возможными средствами). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • military_terms.academic.ru

    Военная мощь России впечатлила Британию » Военное обозрение

    Иностранный шеф-корреспондент британской газеты «The Telegraph» Дэвид Блэр считает, что демонстрацией силы в Сирии русские посылают Западу сигнал. Подводные лодки, крылатые ракеты, современные боевые самолёты — всё это Владимир Путин использует в Сирии с целью продемонстрировать военную мощь России. И эта мощь такова, что корреспондент вынужден признать: путинская военная машина столь же сильна, сколь американская или британская.
    Напомним, 8 декабря, во вторник, Россия нанесла ракетный удар по объектам «Исламского государства» ракетами «Калибр» с подлодки «Ростов-на-Дону» из акватории Средиземного моря. Об этом министр обороны Сергей Шойгу сообщил президенту РФ Владимиру Путину.

    «Впервые применили крылатые ракеты «Калибр» с подводной лодки «Ростов-на-Дону» с акватории Средиземного моря», — приводит слова Шойгу РИА «Новости».

    До вторника на прошлой неделе, отмечает иностранный шеф-корреспондент британской газеты «The Telegraph» Дэвид Блэр (David Blair), США и Великобритания были единственными государствами, чья способность запускать крылатые ракеты с подводных лодок по наземным целям была доказана.

    Однако после того как залп разорвал спокойные воды Средиземного моря, и ракеты поднялись в безоблачное небо, Россия стала третьим членом клуба для элиты.

    Крылатые ракеты, запущенные подводной лодкой соответствующего класса, наглядно показывают, считает корреспондент, что президент Путин использует «своё вмешательство в Сирии» для демонстрации «российской военной доблести».

    Самолёты, ранее никогда не использовавшиеся в бою, в настоящее время летают в сирийском небе, лучшие танки российской армии воюют на земле, а теперь Запад наблюдает ещё и пуски крылатых ракет из-под воды.

    А вот сирийские повстанцы не имеют ПВО, а образцов современного оружия у них крайне мало, сокрушается автор. И потому нет никакой «очевидной военной причины», по которой Россия должна применять самые мощные средства из своего арсенала. Это всё равно что пытаться забить маленькие гвоздики огромной кувалдой.

    Эксперты считают, пишет далее журналист, что реальная цель мистера Путина — послать сигнал США и НАТО.

    Наращивая с 2005 года военные расходы, Путин хочет доказать, что его вооружённые силы соответствуют некоторым «самым грозным военным активам Запада». И «крылатые ракеты, вылетевшие из Средиземного моря, вероятно, стали самым важным элементом этой демонстрации», полагает автор.

    За последние 20 лет ВМС США запускали ракеты «Томагавк» со своих подводных лодок класса «Los Angeles». Британский Королевский флот делал то же самое, используя подводные лодки класса «Trafalgar» (в настоящее время заменены на «Astute»).

    Учитывая, что крылатые ракеты позволяют обоим флотам поражать цели практически в любой точке мира, причём стартовую площадку определить нельзя (она скрыта в глубинах океана), схема «подводная лодка — крылатая ракета» представляет собой «вершину морской мощи», подытоживает Блэр.

    Скоро англо-американской «дуополии» бросит вызов Франция: она получит возможность пускать крылатые ракеты, когда её подводные лодки класса «Barracuda» будут введены в строй (ожидается, что это произойдёт в 2017 г.).


    Свою версию подобного оружия разрабатывает и Китай.

    Но оказалось, что Россия получила его быстрее! Применив своё оружие, Кремль поспешил обнародовать видеозапись морских пусков ракет в направлении Сирии. «Все цели были уничтожены», — отрапортовал российский министр обороны Сергей Шойгу.

    Бригадный генерал Бен Барри, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований, считает, что крылатые ракеты вряд ли являются «наиболее экономически эффективным способом» для уничтожения «беззащитных целей в Сирии».

    Однако Барри знает, в чём дело. Стоимость, равно как и эффективность, не входят в расчёты русских. «Будь я русским офицером, я бы сказал, что это имеет сдерживающий эффект: НАТО придётся остаться сидеть на стульях и принять новость как данность», — не без иронии сказал генерал Барри.

    Ранее Россия уже запускала крылатые ракеты с четырёх военных кораблей на Каспии, напоминает журналист, и это тоже было впервые. Российский военный флот до сих пор не применял такое вооружение с надводных кораблей.

    Барри полагает, что если русские желают предупредить то, что они находят «авантюризмом безответственной НАТО», то такое оружие как раз поможет дать сигнал в нужном направлении. Пуски крылатых ракет с надводных кораблей и с подводных лодок — то, что нужно для демонстрации силы.

    Заодно Путин даёт сигнал и рядовым гражданам, россиянам, которые нищают, находясь в тисках экономического кризиса. Эти люди — тоже «часть целевой аудитории». «Это помогает [Кремлю] оправдать в глазах российской общественности расход ресурсов на военную модернизацию», — пояснил мистер Барри.

    А вот и другие «штучки» Путина, тоже призванные кое-что продемонстрировать. Согласно модернизационной военной программе Кремля, ВВС России приняли на вооружение сорок шесть новых самолётов Су-34. Эти передовые военные самолёты, отмечает корреспондент, в настоящее время действуют в Сирии, что, несомненно, позволит российским специалистам оценить их эффективность.

    И это ещё не всё. Ранее в этом месяце выяснилось, пишет журналист, что основные боевые танки Т-90 («наиболее продвинутая модель в русской армии») были развёрнуты в Сирии. T-72 оказался уязвимым для противотанковых ракет, используемых боевиками, а Т-90 защищён «Шторой», системой обороны, создающей помехи, разрушающие управляющий механизм любых ракет, приближающихся к цели. И скоро эта система будет впервые испытана в бою.

    Вдобавок ко всему Россия направила в Сирию свой «самый грозный стратегический бомбардировщик» — Ту-160. Его исходной задачей в то время, когда он создавался, было глубокое проникновение в защищённое воздушное пространство противника. Разумеется, с ядерным оружием на борту.

    Но в Сирии «нет очевидной военной причины для отправки такого левиафана», считает автор. Наказать «мятежников» ядерным оружием? Корреспондент в это не верит. Видимо, русские решили «произвести впечатление на широкую аудиторию».

    Итак, добавим в заключение, британцам и американцам (а точнее, натовцам) пришлось признать, что в «элит-клубе» случилось пополнение: новый член вошёл туда «без спроса». И кто бы мог подумать, что эти упрямые русские обгонят и французов, и китайцев?

    Обозревал и комментировал Олег Чувакин
    — специально для topwar.ru

    topwar.ru

    Военная мощь государства — это… Что такое Военная мощь государства?

    
    Военная мощь государства

    совокупность материальных и духовных возможностей общества, которая используется для достижения определенных военно-политических целей, как на международной арене, так и внутри отдельных стран: для подготовки войны и ее ведения, в целях агрессии или ее отражения, в интересах предотвращения войны, обеспечения государственной безопасности — глобальной, региональной, национальной и т.д. В.м.г. — совокупная мощь страны с ярко выраженным функциональным предназначением. В зависимости от военно-политических целей, содержания и направленности политики В.м.г. может характеризоваться как оборонная или как наступательная. Обычно это отражается в военной политике и военной доктрине государства. Военная мощь миролюбивых государств имеет оборонительный характер, агрессивных — наступательный. В.м.г. всегда выступает орудием политики, ее средством в определенной военно-политической обстановке.

    Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

    • Военная контрразведка
    • Военная опасность

    Смотреть что такое «Военная мощь государства» в других словарях:

    • ВОЕННАЯ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ — военная мощь, достижимая при предельном напряжении материальных, интеллектуальных и духовных сил и средств государства. Полностью реализуется в преддверии неизбежной крупномасштабной войны и в начальной стадии ее проведения. В качестве критерия… …   Война и мир в терминах и определениях

    • Военная организация государства — совокупность вооруженных, а также военно политических, военно экономических, военно научных и др. органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Основным элементом В.о. является вооруженная организация… …   Словарь черезвычайных ситуаций

    • ВОЕННАЯ МОЩЬ — часть материальных и духовных сил государства или коалиции государств, которая используется для достижения военно политических целей. В государстве, которое официально определяет свое военное строительство как оборонное, В.м. обычно называется… …   Юридическая энциклопедия

    • ВОЕННАЯ (ОБОРОННАЯ) МОЩЬ ГОСУДАРСТВА — совокупность всех постоянно задействованных в военное и мирное время материальных и духовных сил, способность государства отмобилизовать все силы для ведения войны (отражения агрессии). Обусловлена экономическими, социально экономическими и… …   Война и мир в терминах и определениях

    • Военная мощь — совокупность всех материальных и духовных сил государства (класса, коалиции государств) и его способность мобилизовать эти силы для достижения целей войны или решения других задач. В. м. обусловливается экономическими, социальными, научно… …   Словарь военных терминов

    • мощь — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мощи, чему? мощи, (вижу) что? мощь, чем? мощью, о чём? о мощи 1. Вы говорите о мощи государства, армии и т. п., когда хотите подчеркнуть их силу и могущество. Военная мощь страны. |… …   Толковый словарь Дмитриева

    • Военная экономика — Основная статья: Экономика Семь главных военных бюджетов мира в 2011 году. Главный источник SIPRI Yearbook 2012 …   Википедия

    • Военная революция — или революция в военном деле  радикальное изменение в стратегии и тактике военного дела в связи со значительными изменениями в государственном управлении. Эту концепцию предложил Майкл Робертс в 1950 х годах. Изучая Швецию 1560 1660 х годов… …   Википедия

    • ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА — комплекс мероприятий по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий. Классификация. Современная военная разведка делится на… …   Энциклопедия Кольера

    • Военная реформа 1924-25 —         в СССР. После окончания Гражданской войны и военной интервенции 1918 20 (См. Гражданская война и военная интервенция 1918 20) Коммунистическая партия и Советское правительство, используя временную стабилизацию международной обстановки,… …   Большая советская энциклопедия


    border.academic.ru

    Глава 3 военная сила государства

    Учебные вопросы:

    1. Сущность, структура и содержание военной силы.

    2. Вооруженные Силы как основной элемент военной силы Российской Федерации.

    Исторический опыт свидетельствует, что в прошлом, вплоть до середины XX века, первостепенным фактором мировой власти и влияния государств на мировой арене была военная сила. Сила и масштаб власти той или иной державы в мире были прямо пропорциональны ее военной мощи. Власть отождествлялась с силой, которая считалась основанием власти. Кто имел самую сильную армию, тот обладал наибольшей властью.

    Появление ядерного оружия, казалось бы, поставило войну между ядерными державами вне закона.

    Возобладала точка зрения, что две ядерные державы, США и СССР обладают гарантированной способностью уничтожить друг друга. Такое понимание фатального исхода ядерной войны, вплоть до роспуска СССР, стимулировало Москву и Вашингтон, все мировое сообщество вести поиск основ системы коллективной безопасности. Пришло понимание угрозы если не гибели, то необратимой деградации человечества. Представления людей о допустимости «обычной войны» оказались более живучими.

    Советскими и американскими учеными велась большая работа по воплощению в жизнь нового мышления, его провозгласили в 1955 году Альберт Эйнштейн и лорд Рассел. Казалось, что использование военной силы в международных отношениях пойдет на убыль, что ядерные страны, мировое сообщество, ООН, такие движения, как Пагуошское, Дартмундские встречи, движение сторонников мира нанесут поражение мыслям о немыслимом, ядерной войне. С распадом биполярной системы мира эти надежды испарились.

    В современных условиях, несмотря на общее снижение значения военного фактора в системе международных отношений, военная сила также продолжает оставаться неотъемлемым атрибутом политики и важнейшим средством для отстаивания жизненно важных интересов государства и обеспечения его безопасности. Причем, как показывает мировой опыт, обострение международных противоречий часто приводит к применению военной силы для их разрешения.

    В связи с этим, в настоящее время, как показывает мировой опыт, практически все государства, даже самые миролюбивые, заблаговременно и постоянно принимают меры для укрепления и совершенствования своей военной силы и отводят ей соответствующее место в системе обеспечения нацио­нальной безопасности.

    1. Сущность, структура и содержание военной силы

    Военная сила государства, являясь средством политики, представ­ляет собой исключительно сложное общественное явление. Свидетельст­вом этому является то, что до сих пор существуют различные точки зрения на сущность военной силы, ее структуру, содержание, формы реализации, выполняемые функции и на соотношение этой категории с другой близкой по смыслу категорией «военная мощь».

    Например, А.Х.Шаваев и Н.И.Турко отождествляют военную силу с военной мощью государ­ства. Н.Д. Табунов и другие считают, что военная сила является производной военного потенциала и военной мощи государства. Имеются и другие суждения по поводу сущности военной силы.

    Следует отметить, что военная сила сегодня, с одной стороны, рассматривается как средство «насилия», «способность воздействовать на другие государства», а с другой – как «средство предотвращения насилия», «средство обеспечения безопасности».

    Как уже отмечалось, наиболее тесно «категория «военная сила» взаимодействует с категорией «военная мощь», а иногда и тождественна ей.

    Военная мощь является составной частью совокупной мощи государ­ства и используется для решения военных задач. Совокупная мощь государства — это все имеющиеся материальные и духовные возможности, которые общество способно реализовать для решения стоящих перед ним задач.

    По-существу, военная мощь — это реализованная часть военного потенциала государства. В мирных условиях, как правило, осуществляется частичная реализация военного потенциала. По мере возрастания угрозы войны и подготовки к ней степень реализации военного потенциала увеличивается.

    Располагая определенной военной мощью, государство использует ее для реализации своих потребностей как внутри страны, так и на междуна­родной арене. При этом основная часть военной мощи современных госу­дарств, как правило, предназначена для реализации внешнеполитических потребностей.

    Для оценки военной мощи государства существуют определенные методологические принципы и требования.

    Принцип первый. Военная мощь государства непосредственно обусловлена характером и особенностями эпохи. Ее качественные и количественные параметры обусловлены изменением соотношения сил в мире и его отдельных регионах. Она должна быть гибкой, мобильной, с четко выраженными приоритетами развития, способная быстро реагировать на изменения ситуации.

    Принцип второй. Зависимость характера военной мощи от типа, социального содержания и политического режима конкретного государства. Определенный исторический тип государства обусловливает и соответствующий тип военной мощи (феодальный, буржуазный и др.). Сущность каждого типа военной мощи раскрывается через ее социально-классовую основу и историческое предназначение. Вот почему социальные функции разных типов военной мощи не совпадают. Более того, они приобретают специфику в зависимости от особенностей военно-политического курса конкретного государства, методов и способов их реализации в рамках одного и того же типа. Выявление отмеченных характеристик позволяет определить, средством реализации политических интересов каких социальных сил служит данная военная мощь, цели каких классов она реализует.

    Принцип третий. Военная мощь государства является величиной относительной. Абсолютная величина военной мощи не является сравнительной характеристикой для определения способностей конкретного государства достичь победы в вооруженной борьбе, поскольку максимальная величина военной мощи слаборазвитого и экономически мощного государства просто несопоставимы. Эта возможность зависит от способности государства противостоять конкретному противнику. Поэтому размеры военной мощи определяются посредством сопоставления реальных (фактических) возможностей противоборствующих стран.

    Принцип четвертый. Военная мощь и безопасность государства качественно изменяются при наличии (отсутствии) ракетно-ядерного оружия, средств его доставки, уровня систем противоракетной обороны. В доядерную эпоху увеличение военной мощи государства ассоциировалось, как правило, с уменьшением уязвимости государства, считалось синонимом его безопасности. С появлением ядерного оружия ситуация коренным образом изменилась. Его отсутствие у ряда государств компенсировать им было нечем. Однако ядерный потенциал других государств обнажил и пределы абсолютной военной силы. Со всей очевидностью выявилась проблема самосохранения человечества. Тем самым характер взаимосвязи между количеством ракетно-ядерного оружия и степенью безопасности государства приобрел обратно пропорциональную зависимость.

    Осознание возникшей ситуации приводит к закономерному выводу: военная мощь государства перестает быть определяющей величиной. Превосходство в военной мощи ныне является не менее опасным фактором, чем ее недостаток. Более того, односторонний упор на военную силу значительно ослабляет другие компоненты национальной безопасности, делает ее в конечном итоге менее прочной и стабильной. Следовательно, принятие оборонительных военных доктрин является единственно возможным разумным путем движения человечества к безъядерному миру и надежной безопасности. Авторитет государства будет определяться в перспективе уровнем развития его экономики, науки и техники, интеллектуальными и культурными запасами общества, морально-политическими установками его населения. Вот почему на первый план выдвигаются мирохозяйственные связи и справедливый экономический порядок.

    Вместе с тем само обладание военной мощью не предполагает ее ак­тивного и решительного использования в системе международных отно­шений. Она может так и остаться неиспользованной возможностью, если правительство не преследует решительных целей и не ставит их перед своими вооруженными силами. Следовательно, военная мощь становится силой, обеспе­чивающей достижение определенных целей только тогда, когда она всту­пает в активное взаимодействие с военной мощью других государств.

    Таким образом, если военная мощь государства в плане ее воздейст­вия на систему международных отношений предстает в большей степени как определенная потенциальная возможность воздействия, но не воздей­ствие как таковое, то сила в любом ее проявлении (а, тем более, военная сила) предполагает именно воздействие на другое государство или группу государств.

    По своему генезису военная сила — порождение военной мощи, которая и определяет возможности, характер и степень воздействия военной силы одного государства на другое. Исходя из этого, под военной силой государства будем понимать степень и интенсив­ность реального воздействия его военной мощи в тех или иных целях на другие государства или систему международных отношений.

    Базовым для современного понимания места и значения военной силы в системе средств обеспечения национальной безопасности России является положение ее Военной доктрины о том, что Российская Федера­ция обеспечивает свою безопасность всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств при приоритете политико-дипломатических и иных мирных средств и потому считает необходимым иметь Вооруженные Силы и другие войска и применять их в целях защиты суверенитета и территори­альной целостности, других жизненно важных интересов Российской Фе­дерации в случае совершения агрессии против нее или ее союзников.

    В стратегии национальной безопасности США военной силе также отводится важное место. Она рассматривается как источник гарантий и основа безопасности как в региональном, так и в глобальном масштабе. При этом особо подчеркивается, что укрепление безопасности США осуществляется при опоре на боеготовые вооруженные силы.

    Важно подчеркнуть, что военная сила выступает в качестве средства политики, а точнее, в качестве ее исторически специализированной части — военной политики государства. Для военной политики военная сила явля­ется наиболее эффективным и, пожалуй, основным средством (по сравнению с экономическим, политическим, дипломатическим и др.), с помощью которого политическое руководство может реализовать свои внешнеполи­тические потребности. Однако нельзя и абсолютизировать это средство, поскольку достижение конкретных военно-политических целей возможно и путем действия других структурных элементов внешнеполитической силы государства. Сегодня военная сила перестала быть главным естественно-традиционным средством поли­тики во всех случаях, однако продолжает играть важную роль в обеспечении нацио­нальной безопасности государства.

    Подчеркивая необходимость военной силы как средства обеспечения безопасности государства, следует отметить, что в ее содержании и на­правленности произошли и продолжают происходить значительные изме­нения. Прежде всего, военная сила развивается и совершенствуется на ос­нове принципа разумной достаточности для обороны, который предпола­гает, что проведение всех мероприятий в военной сфере осуществляется в строгом соответствии со степенью военной угрозы и с учетом социально-экономических и научно-технических возможностей государства. Анализ основных принципов политики России в области военной безопасности подтверждает это.

    Военная сила, как и любое сложное общественное явление, имеет собственную структуру. Ее важнейшими элементами являются: вооружен­ные силы, военно-экономическая сила, во­енно-научная сила, моральная сила.

    Основной структурный элемент военной силы государства вооруженные силы. Такое их положение объясняется тем, что они одновременно являются элементом политической системы общества и потому имеют чет­кую и законодательно оформленную структуру. Кроме того, вооруженные силы специально предназначены для ведения военных действий против агрессора, оснащены соответствующими средствами вооружен­ной борьбы. Государство использует их в качестве важнейшего орудия для достиже­ния военно-политических целей на международной арене, поддержки су­ществующей власти и стабильности внутри страны.

    Вместе с тем, сейчас во все большей мере приходит понимание того, что не только проведение военных акций вооруженными силами избавляет от войн, кон­фликтов и военных угроз. Само наличие вооруженных сил, их потенциал могут быть гарантами политической стабильности и ме­ждународной безопасности. Для выполнения этой, казалось бы, несвойственной для них функции современные армии должны органично входить в состав механизма национальной, региональной и всеобщей безопасности.

    Помимо вооруженных сил в структуру военной силы входят и многие другие силовые элементы государства: органы, обеспечивающие безопасность от подрывной дея­тельности иностранных разведок; органы, связанные с охраной государст­венной тайны и защитой государственных интересов; пограничные войска; внутренние войска; национальная гвардия, войска гражданской обороны; боевые государственно-общественные вооруженные формирования (народное ополчение, партизанские отряды) и др.

    Важнейшим структурным элементом военной силы государства вы­ступает его военно-экономическая сила, которая представляет собой реа­лизацию возможностей государства по удовлетворению материальных по­требностей вооруженных сил для ведения войны. Величина военно-эконо­мической силы зависит от уровня экономического потенциала, политиче­ского курса государства и военно-политической обстановки в мире.

    В период усиления военной опасности или в ходе войны в результате перевода экономики страны на военные рельсы величина военно-экономи­ческой силы государства возрастает значительно, но до определенного предела. Верхним порогом наращивания военно-экономической силы яв­ляется тот, за которым экономику страны охватывает состояние кризиса и регресса. Нижний порог военно-экономической силы означает фактиче­скую ликвидацию военного производства, что возможно лишь в условиях всеобщего разоружения и мира.

    Одной из составляющих военно-экономической силы являются расходы на оборону. Связано это с тем, что уровень модернизации вооруженных сил напрямую зависит от выделенных финансовых средств. В зависимости от целей военной политики, проводимой правительствами различных государств, сегодня можно четко обозначить государства, которые наращивают свою военно-экономическую силу, исходя из оборонной достаточности, и государства, которые продолжают милитаристские приготовления. Так, например, если проанализировать эволюцию военных расходов в странах НАТО, то можно сделать вывод, что она различна. В частности у Турции она тяготеет к возрастанию, в то же время у большинства государств — к сохранению стабильности (Канада, Франция, Испания, Дания и Греция). Что касается рвущихся в мировые лидеры США, то здесь всё предельно ясно. В 2003 году США истратили на оборону больше средств, чем 15 самых сильных в военном отношении стран. Военный бюджет США в 2004 году составил 375 млрд. долларов. Для сравнения, военный бюджет России в 2004 году составил лишь 3,6 млрд. долларов. На 2005 год в США было выделено 407 млрд. долларов, на 2006 год – 427 млрд. долларов. А на 2007 год – 518 млрд. долларов. О каком-то снижении военных приготовлений и речи не идёт.

    Асимметричность изменения военных расходов характерна для общемировой картины: в демократиях Запада и в России военные расходы уменьшаются, но в государствах, расположенных в наиболее взрывоопасных регионах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Южной Азии, признаков снижения нет. Более того, наблюдается значительный рост: за последние 3-4 года в Иране на 42,5%, Саудовской Аравии на 12,9%, Индии на 12%, Пакистане на 19,5% и т.д. Многие страны все еще видят выражение военной мощи в больших регулярных армиях и наличии современных систем оружия.

    В этих условиях наиболее острой становится традиционная проблема — как обеспечить безопасность хронически слабых стран, которым присущ непреодолимый “дефицит силы”?

    Структурным элементом военной силы государства является и его военно-научная сила, которая определяет в соответствии с целями и зада­чами военно-политического курса страны степень и интенсивность воз­действия научного потенциала государства на другие страны.

    Используя научный потенциал государства, уровень развития техники и технологий, военно-научная сила обеспечивает реализацию конкретных политических и военно-политических интересов в системе международных отношений. Опираясь на свое военно-научное преимущество, на способность произво­дить наиболее эффективные современные системы оружия, развитые государства используют военно-научную силу в качестве средства давления на потенциальных противников в целях усиления их политической зависи­мости от обладателя новейших военных технологий.

    Особое место в структуре военной силы государства занимает мо­ральная сила его народа, воинов вооруженных сил. Не раз в истории агрес­сор был остановлен и повержен превосходящим моральным духом на­рода и защитников страны, их готовностью идти на любые лишения ради свободы и независимости.

    Моральная сила проявляется в готовности и способности народа и армии выдержать испытания войны, проявить волю к победе. В концен­трированном виде она выражается в совокупности идей, взглядов, чувств, настроений, традиций народа и воинов армии и флота, отражаю­щих их отношение к общественно-политическому строю и к политике го­сударства, а также в духовной готовности и способности армии бороться до победы в войне.

    Таким образом, военная сила государства выступает как величина интегрированная, воплощающая в себе не только мощь его вооруженных сил, но мощь военной экономики, науки, морального духа народа и армии.

    Военная сила используется государством в различных формах как непосредственно, так и опосредованно. Традиционной формой ее непо­средственного использования является война в ее различных проявлениях. Вместе с тем война (локальная, мировая) — это крайняя форма вооружен­ного насилия. Она затрагивает все сферы жизни и ведется с использова­нием всех средств вооруженной борьбы. К другим формам непосредствен­ного использования военной силы относятся различного рода вооруженные провокации, военные конфликты, военные интервенции и др.

    Разнообразны и формы опосредованного использования военной силы: проведение маневров и учений в непосредственной близости от гра­ниц потенциального противника или его союзников; объявление повышен­ной боевой готовности вооруженных сил или полной (частичной) мобилизации; пре­дупреждение о возможности применения военной силы с использованием различных средств вооруженной борьбы; поддержка одной из конфлик­тующих сторон поставками оружия, военной техники и технологий, пре­доставлением военных специалистов и советников; создание военно-полити­ческих блоков в регионе интересов потенциального противника; строи­тельство или помощь в строительстве предприятий военного назначения и др.

    Следует отметить, что все перечисленные формы использования во­енной силы взаимосвязаны. Военные конфликты и локальные войны могут быстро перерасти в крупномасштабную войну, одни формы использования военной силы могут быстро преобразоваться в другие. По­следнее во многом зависит от различных обстоятельств как объективного, так и субъективного свойства.

    studfiles.net

    Боевая мощь — это… Что такое Боевая мощь?

    Реализованная часть боевого потенциала, воплощенная в боевых средствах (средствах вооруженной борьбы), определяющая способность ВС и их формирований выполнять боевые задачи. Б.м. ВС является важнейшей частью военной мощи государства. Зависит от численности, морально-психологического состояния и обученности войск (сил), количества и качества вооружения, военной техники и других материальных средств; уровня развития военных и военно-технических наук, наличия подготовленных командных кадров. Б.м. воинских формирований (боевых систем) может быть охарактеризована их боевыми возможностями в данный период времени и оценена в сопоставлении с Б.м. вооруженных сил вероятного противника.

    Основной компонентой Б.м. ядерного государства является его ядерная мощь, воплощенная в ядерных силах страны. Для РФ в настоящее время в качестве главной составляющей Б.м. рассматриваются ядерные силы, основу которых составляют РВСН.

    Б.м. РВСН определяется боевыми возможностями группировки Ракетных войск, которые в свою очередь характеризуются потенциальной эффективностью решения боевых задач в сочетании с боевыми возможностями других стратегических сил с учетом Б.м. вероятного противника. Б.м. РВСН и других компонентов ядерных сил в сопоставлении с ядерной мощью основных ядерных держав является главным фактором сдерживания ядерной и широкомасштабной неядерной агрессии.

    Реальная Б.м. является фактором, обеспечивающим решение поставленной боевой задачи, который определяется, например, при анализе Б.м. ракетного полка, наносящего удар по отдельной цели, мощностью аряда боевого блока ракеты, измеряемой тротиловым эквивалентом. Однако мощность необходимо сопоставлять с защищенностью (прочностью) цели. Это свойство называют могуществом заряда и измеряют его радиусом зоны поражения или площадью этой зоны. Но заряд, обладающий необходимым могуществом, должен быть с требуемой точностью доставлен к цели. Точность доставки заряда характеризуют средним квадратическим отклонением (серединным, круговым вероятным откло-нением). Отношением характеристики могущества заряда к характеристике точности доставки заряда к цели оценивают Б.м. одной ракеты в одиночном ударе, а при суммировании указанных отношений по всей численности ракет оценивают Б.м. соответствующего ракетного формирования при ударе по отдельной цели. В этих условиях приведенная характеристика Б.м. однозначно определяет вероятность поражения цели (выполнения боевой задачи).

    Лит.: Военная наука. Теоретический труд. – М.: ВАГШ ВС РФ, 1992; В.В. Кириллов. Военная мощь государства. Сущность, структура, проблемы. Ж. «Военная мысль», 2005, № 9.

    Охотников Г.Н.

    Энциклопедия РВСН. 2013.

    rvsn.academic.ru

    ВОЕННАЯ МОЩЬ — это… Что такое ВОЕННАЯ МОЩЬ?

  • Военная мощь — совокупность всех материальных и духовных сил государства (класса, коалиции государств) и его способность мобилизовать эти силы для достижения целей войны или решения других задач. В. м. обусловливается экономическими, социальными, научно… …   Словарь военных терминов

  • ВОЕННАЯ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ — военная мощь, достижимая при предельном напряжении материальных, интеллектуальных и духовных сил и средств государства. Полностью реализуется в преддверии неизбежной крупномасштабной войны и в начальной стадии ее проведения. В качестве критерия… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Военная мощь государства — совокупность материальных и духовных возможностей общества, которая используется для достижения определенных военно политических целей, как на международной арене, так и внутри отдельных стран: для подготовки войны и ее ведения, в целях агрессии… …   Пограничный словарь

  • мощь — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мощи, чему? мощи, (вижу) что? мощь, чем? мощью, о чём? о мощи 1. Вы говорите о мощи государства, армии и т. п., когда хотите подчеркнуть их силу и могущество. Военная мощь страны. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • МОЩЬ — МОЩЬ, мощи, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Могущество, обладание силой, как источником господства, власти. Государственная мощь. Военная мощь. 2. То же, что мощность в 1 знач. Мощь звучания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Военная экономика — Основная статья: Экономика Семь главных военных бюджетов мира в 2011 году. Главный источник SIPRI Yearbook 2012 …   Википедия

  • ВОЕННАЯ (ОБОРОННАЯ) МОЩЬ ГОСУДАРСТВА — совокупность всех постоянно задействованных в военное и мирное время материальных и духовных сил, способность государства отмобилизовать все силы для ведения войны (отражения агрессии). Обусловлена экономическими, социально экономическими и… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Военная революция — или революция в военном деле  радикальное изменение в стратегии и тактике военного дела в связи со значительными изменениями в государственном управлении. Эту концепцию предложил Майкл Робертс в 1950 х годах. Изучая Швецию 1560 1660 х годов… …   Википедия

  • Военная организация государства — совокупность вооруженных, а также военно политических, военно экономических, военно научных и др. органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Основным элементом В.о. является вооруженная организация… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • МОЩЬ — МОЩЬ, и, жен. (высок.). Могущество, сила. Военная м. Всей мощью обрушиться на кого н. (также перен.: воздействовать всеми возможными средствами). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

    Военная мощь НОАК. Подъем Китая

    Военная мощь НОАК

    То обстоятельство, что китайская армия не стоит вне политики и вне экономики, не мешает ей исполнять и свои прямые функции по обороне страны. По оценкам всех экспертов, НОАК существенно увеличила в последние 15–20 лет и свою чисто военную мощь.

    По общим возможностям и по технической мощи своих Вооруженных Сил Китай на сегодня отстает не только от США, но и от России. У Китая нет пока еще сравнимого с американским и российским военно-морского флота, а также таких, как в США или России, военно-воздушных сил. Китай существенно уступает США и России по мощи ракетно-ядерного оружия и по космической противоракетной обороне. Китай отстает от России и США по силе своих систем ПВО. Китай не имеет пока еще столь значительного военно-промышленного комплекса, какой есть у США и России, а также у стран Европы, входящих в НАТО. Западные страны перенесли многие из своих предприятий в Китай и в другие страны Восточной Азии, но все заводы по производству вооружений они оставили на своей территории. Еще 20 лет назад западные страны ввели эмбарго на поставки в Китай современной военной техники, и это эмбарго сохраняется до сих пор. Советский Союз и Россия такого эмбарго не вводили. Крупные продажи военной техники в Китай были возобновлены еще в 1990–1991 годах. Позднее Борис Ельцин подписал с Цзян Цзэминем широкомасштабное и долгосрочное соглашение, которое охватывало вооружение и боевую технику всех видов вооруженных сил и родов войск. В настоящее время по масштабам экспорта российского вооружения Китай занимает второе место после Индии. Однако Китай закупает российское оружие не только для того, чтобы использовать его для оснащения своих Вооруженных Сил, но и для того, чтобы освоить производство подобного рода оружия и его новых модификаций на собственных заводах.

    Китай непрерывно совершенствует и реформирует свои Вооруженные Силы, и это вызывает определенное беспокойство в США. Пентагон ежегодно составляет для конгресса США доклад «Военная мощь Китайской Народной Республики». В докладе на этот счет за 2008 год говорилось, что процесс реформирования НОАК вступил в завершающую фазу и вскоре китайская армия сможет осуществлять не только оборонительные операции, но и проводить наступательные операции за пределами КНР. Первоочередной целью китайской армии, по мнению американских военных экспертов, может стать как Тайвань, так и спорные нефтеносные шельфы в Тихом океане. Китайская печать эти выводы не комментирует. Однако уже сегодня Китай имеет самую большую по численности сухопутную армию в мире. Эта армия дисциплинированна и хорошо вооружена. Китайская армия строится на контрактной основе, но число желающих служить в ней молодых людей намного превышает число вакансий, и потому армия имеет возможность выбирать самых лучших. Китай постепенно, но целенаправленно наращивает мощь своих ВМС и ВВС. Здесь очень сильны подразделения десантных войск, как воздушных, так и морских. Китай успешно и быстро развивает свои космические исследования и программы. Уже сегодня Китай осуществляет большую программу по исследованию Луны и заявляет о планах высадки своих космонавтов на Луну не позже 2020 года. Планируется в Китае и создание собственной орбитальной обитаемой станции на околоземной орбите – в 2011 или 2012 году.

    Китайское государство располагает сильной и разветвленной системой специальных служб, а также достаточным для страны числом военных подразделений внутренних войск и органов государственной безопасности.

    Наибольшее внимание западной печати привлекло наращивание Китаем военно-морской мощи. Китай явно ускорил строительство крупных кораблей, бесшумных подводных лодок и противокорабельных ракет дальнего радиуса действия. Предполагается, что через 2–3 года Китай получит и свой первый авианосец. Речь идет не только о проблемах Тайваня, но и о защите мировых торговых путей, которые быстро развиваются и в безопасности которых Китай крайне заинтересован.

    По открытым бюджетным статьям не всегда можно точно судить о подлинных размерах расходов той или иной страны на нужды обороны. Самый авторитетный в этой области Стокгольмский институт исследований проблем мира определил военные расходы США в 2008 году в 607 млрд долларов. Это очень большая и, по мнению многих экспертов, даже избыточная сумма. Китай в своих военных расходах исходит из принципа разумной достаточности, и стокгольмский институт определил оборонные расходы Китая в 2008 году цифрой в 85 млрд долларов. За последние 10 лет оборонные расходы Китая увеличились на 42 млрд долларов. Бюджет Министерства обороны Российской Федерации на 2009 год составляет около 40 млрд долларов, но в эту сумму не входят расходы на содержание внутренних войск и разного рода спецподразделений ФСБ, а также военных структур ОДКБ. Стокгольмский институт определял общие военные и оборонные расходы России в 2008 году суммой в 58,6 млрд долларов. Это пятое место в мире после США, КНР, Франции и Великобритании.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *