Возможности российского флота сравнили с американскими ВМС
Эксперты издания Mil.Press FLOT подготовили ежегодный рейтинг боевых возможностей военно-морских флотов России и США, согласно которому мощь российского ВМФ составила 45% от уровня мощи американских ВМС.
Годом ранее этот показатель составлял 47%.
«Хотя 2018 год для российского судостроения выдался в целом продуктивным и ВМФ России получил семь боевых кораблей, позиции относительно боевых возможностей ВМС США ухудшились», — говорится в докладе.
Причина заключается в том, что все новые суда, кроме фрегата «Адмирал Горшков», относятся к классам малых ракетных кораблей и кораблей прибрежной зоны. В то же время американские ВМС в 2018 году получили два ракетных эсминца класса «Арли Берк» и две многоцелевых подводных лодки класса «Вирджиния». В 2019 году эксперты не ожидают изменений в пользу России.
«Из больших заказов, которые должен получить флот, – второй фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов» и первая модернизированная атомная многоцелевая подлодка проекта 885М «Казань». Остальное – опять МРК, корветы, корабли прибрежной зоны. В то же время американские судостроители ежегодно сдают 2–3 эсминца класса «Арли Берк» и по столько же АПЛ типа «Вирджиния». Кроме того, в 2019 году ВМС США уже ввели в строй второй эсминец класса «Зумвальт» – «Майкл Монсур». Не будем забывать и об американской программе строительства кораблей прибрежной зоны класса LCS, которая вышла на темпы не менее трех сданных заказов в год», — отмечается в исследовании.
Из других интересных данных, приведенных в докладе, можно отметить разницу в численности личного состава — 150 тысяч российских моряков против 330 тысяч американских (плюс 101 тысяча резерва). ВМС США обладает 54 действующими АПЛ против 15 у РФ, 22 крейсерами против 5 российских, 69 ракетными эсминцами против 11 российских, а также 11 авианосцами против единственного «Адмирала Кузнецова» у РФ, находящегося на ремонте.
Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/ruposters.ru
Сравнение подводных лодок США и России, подготовленное экспертами
На территории Российской Федерации 19 марта 2019 года будут отмечать праздник –День моряка-подводника. Представители Министерства обороны в честь такой торжественной даты подготовили видео, просмотрев которое, каждый желающий может ознакомиться с ходом испытания подводного ракетоносца типа «Борей».
Владимир Королёв, главком ВМФ, подчеркнул, что подводные силы страны находятся в стадии активного развития. Общаясь с представителями средств массовой информации, адмирал акцентировал внимание на том, что подводные лодки «Борей» и «Ясень» будут выпущены в серийное производство. Планируется, что данный проект получит статус основы подводных сил. Положительные качества объектов, отмеченные Королевым – это маневренность и скрытность.
Считает ли Америка ВМФ РФ опасностью?
Разработчики подводных лодок, относящихся к атомным, говорят о том, что крейсер относится к четвертому поколению. Подготовлены объекты в рамках проекта «Борей» и «Борей-А». До 2020 года будет подготовлено 8 подлодок.
Дополнительно были предоставлены характеристики протестированного крейсера. Подводный объект имеет 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Водоизмещение подлодки – 24 000 тонн. Примечательно, что на борту могут находиться 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30».
Американский портал We Are The Mighty в декабре прошлого года подготовил интересную публикацию: что может произойти в том случае, если подводный крейсер типа «Борей» произведёт атаку ракетами, оснащенными ядерными боеголовками? Подводная лодка под названием «Юрий Долгорукий», теоретически оснащенная крылатыми ракетами «Булава», может стереть с лица земли 50 городов, находящихся в США.
Акцентируя внимание на мощности российских ракет, в публикации отмечено, что масса взрывчатки может составить не менее 9,5 тысячи килотонн. 96 боеголовок могут беспрепятственно попасть на территорию городов Америки.
Александр Шерин, первый зампред комитета Государственной думы по обороне, проанализировал данную публикацию и предоставил сравнение подводных лодок России и США. Он объяснил, что подлодки, выпускаемые на территории РФ, по праву считаются лучшими во всём мире. Общаясь с представителями средств массовой информации, Александр обратил внимание на то, что Российская Федерация является полноправной хозяйкой подводного мира. Подлодки, выпускаемые на территории страны, лучше американских.
The National Interest, журнал, работающий в Америке, обратил внимание на российские подводные лодки в октябре 2018 года. Его представители сообщили, что субмарины РФ могут нанести удар по США и Европе. В случае атаки ВМС США повреждены не будут, однако Вашингтон, а также его союзники по НАТО должны беспокоиться. Джейн Фокс, командующий ВМС США на территории Европы, в свою очередь объяснил, что российские силы заставляют «беспокоиться» и быть «бдительными».
Подробное сравнение подлодок
Американские аналитики, изучая обострившуюся борьбу за Арктику, наблюдают за укреплением Российской Федерацией Северного флота. Беспокойство у представителей США вызывает субмарина, использующая следующее оружие – ракетную систему«Булава».
Командующий Северным флотом Николай Евменов объяснил, что в 2019 году будет происходить поставка подлодок «Князь Владимир», а также «Казань» (подготовленные на базе проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень»). Субмарины обладают измененными характеристиками: улучшена система обнаружения цели, откорректирована бортовая электроника.
К сожалению, Россия пока не достигла уровня 2007 года, когда боевые возможности ВМФ составляли 65% от американских. Эксперты предоставили сравнительную информацию для ознакомления: по состоянию на 2018 год 42 устаревших подводных лодки типа «Лос-Анджелес», а также 14 субмарин типа «Огайо» находились на вооружении США. Дополнительно в США находится 22 «Вирджинии», три подлодки «Сивулф», а также 4 подлодки «Огайо» (новые).
Стоит обратить внимание на то, что водоизмещение «Вирджинии» составляет 7 800 тонн (у российского «Ясеня» – 13 800, «Борея» – 24 000). Общее число подводных лодок по состоянию на 2018 год составляло 72 американских против 72 российских. Если Россия будет и дальше развиваться такими темпами, то она станет мировым лидером.
pronedra.ru
Военно-морские силы США и России — Старый Русский Топ
Флот США и флот России несоизмеримы. Их бессмысленно сравнивать по численности и тактико-техническим характеристикам кораблей. Они строились для разных целей и уже потому не могут быть одинаковы. Тем не менее главной их задачей когда-то было противостояние друг другу.
Противостояние, которое было окончено в начале 1990-х выбыванием одного из игроков, вдруг возникло вновь через 25 лет. Возрождение российского государства потребовало и возрождения его военно-морского флота. И это возрождение идет столь стремительно, что уже через 10-15 лет США вынуждены будут потесниться. По крайней мере, в некоторых частях мирового океана.
Когда проводят сравнение между флотами США и России, всегда подчеркивают колоссальный перевес первых в авианосцах и надводных кораблях, забывая, что перед флотом США стоит задача контроля американских интересов во многих критически важных точках мира, что само по себе требует колоссальных затрат, а перед флотом Российской Федерации такой задачи никогда не ставилось.
С учетом того, что большинство эсминцев и крейсеров США выполняют задачи по охране авианосных ударных групп (АУГ), следует рассмотреть не численность кораблей, а их функциональность и способность выполнять те или иные задачи.
Сравнение крейсера типа «Тикондерога» и малого российского ударного корабля типа «Буян-М» некорректно. Подойдя к российскому берегу на расстояние удара, «Тикондерога» будет наверняка уничтожена, с другой стороны «Буян» к американскому берегу никогда не пойдет. Нет у него такой задачи и никогда не будет. Поэтому предлагаю оценивать флот США с точки зрения его опасности для своего главного противника (России), а флот России… по тому же критерию.
1990-е и начало 2000-х для флота США стали временем поиска концепции развития, оптимального численного состава флота и выработки требований к кораблям. Возможно еще и поэтому первоначально большая серия эсминцев «Зимволт», предназначенных на роль корсаров 21 века, так и не была построена, а флот получит только три подобных корабля.
Пока построен вообще только один, но и он пока обходится без своего главного оружия: суперсовременной пушки. На этом концептуально новом корабле вообще целый комплекс проблем, которые выяснились только после закладки. Ситуация очень напоминает историю с его воздушным «аналогом» В-2. Судя по всему, три корабля, которые достроят, станут испытательными полигонами для отладки технологии и никогда так и не станут полноценными боевыми единицами, что бы там ни говорили рекламные плакаты Пентагона. Прекращение их строительства вызвано не финансовыми, а нерешенными техническими проблемами. Причем, похоже, неразрешимыми, как и в случае с «самолетами-невидимками».
А между тем, денег у флота тоже нет. Именно ставка на проектирование «Зимволта» и фиаско программы не позволили создать для ВМФ США новые крейсера ПВО/ПРО, и флоту пришлось довольствоваться постройкой новых серий относительно старых и не совсем удачных эсминцев «Орли Берк».
Согласно новой концепции применения флота «Морская мощь 21», основной ударной силой флота будут АУГ на базе тяжелых атомных авианосцев типа «Нимитц» и «Джеральд Р. Форд» (10 АУГ) и экспедиционные ударные группы (ЭУГ) на базе универсальных десантных кораблей типа «Уосп» с постепенной их заменой на корабли типа «Америка» (8 ЭУГ, в перспективе до 10 ЭУГ). Для того чтобы обеспечить прикрытие всех вышеперечисленных групп от подводных лодок и авиации противника в условиях экономии финансовых средств и ухода на тот момент из океана главного противника в лице ВМФ СССР, было принято решение
снизить численность кораблей эскорта с шести до трех-четырех.Также второй важнейшей задачей флота США с 2020-х годов станет обеспечение задач ПРО (противоракетной обороны) США и их военных объектов за рубежом. Предполагается развертывание по периметру России эскадренных миноносцев типа «Орли Берк» III серии (серия из 22 кораблей, постройка будет начата в 2017 году), которые по замыслу должны будут перехватывать выжившие после упреждающего удара российские стратегические ракеты на начальном и среднем участке траектории.
Пока непонятно, как предполагается обеспечить скрытность развертывания десятка-двух кораблей по периметру границ. Само такое развертывание уже будет равносильно команде «готовность номер один», но мы это опустим пока, а попробуем разобраться, насколько американские корабли готовы к выполнению столь амбициозных задач.
После вывода в досрочный резерв в 2013-14 гг. (из-за финансовых затруднений) семи крейсеров типа «Тикондерога» в составе ВМС образовался количественный разрыв по надводным кораблям. По планам их минимальная численность должна составлять 85-88 штук. На сегодня кораблей УРО ПВО типа эсминец-крейсер в боевом составе насчитывается 77 единиц (62 эсминца типа «Орли Берк» и 15 крейсеров типа «Тикондерога). Картина начнет понемногу исправляется с вводом в состав флота очередной серии эсминцев «Орли Берк» серии II+ (9 единиц, первые три должны войти в состав флота в 2016 году) и третей серии с 2020 года.
Авианосцы
По данной компоненте США имеет тотальное преимущество: десять тяжелых атомных авианосцев, способных взять на борт одновременно до 600 ударных самолетов. Против одного «Адмирала Кузнецова», используемого сегодня в основном в качестве учебного корабля для обучения будущих асов мирового океана.
Однако вот какое дело… США морская страна, расположенная очень далеко от главных кризисных точек мира и ей просто необходимо иметь плавучие аэродромы. Вторая война против Ирака (2003 год), когда Турция и Саудовская Аравия отказала в предоставлении аэродромов своему союзнику, это показала — во многом именно авианосцы решили исход борьбы в пользу США.
У России таких проблем нет. Даже внутренние флоты (Черноморский, Каспийский, Балтийский) уже в мирное время находятся на переднем краю. Их действия поддерживаются береговой авиацией, что намного дешевле и эффективнее.
Тем не менее, планы российского руководства иметь в своем составе современные атомные авианосцы показывают, что Россия пытается реализовать себя как сверхдержава и желает иметь свои мощные ударные группы кораблей в любой точке мира, для отстаивания своих национальных интересов.
Между прочим, точно та же задача стояла и перед СССР 25 лет назад. И именно поэтому облик американского и российского авианосцев был совершенно разным.
Авианосцы США со временем переродились в площадки для размещения нескольких десятков штурмовиков с ограниченными истребительными функциями (а против кого?), а советские авианосцы должны были обеспечивать локальное превосходство в воздухе вдали от родных берегов. Поэтому в первую очередь руководство СССР, а затем и России, придавали внимание разработке палубных перехватчиков: Су-33, Миг-29, Т-50. Кроме этого, советские авианосцы имели очень мощную систему ПВО/ПЛО и комплекс ударного оружия, являясь одновременно и ударным кораблем и кораблем эскорта.
На вооружении «Адмирала Кузнецова» (и атомного «Ульяновска») находились противокорабельные комплексы «Гранит» и мощная ПВО ближнего боя: 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов), 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), а также довольно мощный комплекс противоторпедной обороны 2×10 РБУ-12000. В свою очередь отряд вертолетов могут обеспечить противолодочную оборону группы кораблей.
Россия уже объявила о разработке своего нового атомного авианосца (вероятнее всего на базе так и недостроенного атомного авианосца проекта «Ульяновск»).
Насколько это возможно технически и в какие сроки?
Единственный стапель, на котором можно строить корабли данного типа в России — это стапель «А» Балтийского судостроительного завода длиной 350 метров. Стапель по плану будет занят до 2019 года постройкой серии атомных ледоколов типа «Арктика». Потому самый ранний срок закладки головного корабля — 2019 год, что даст ввод его в строй к 2026-28 году. Если будет принято решение постройки атомного ледокола ЛК-110, то это еще сдвинет сроки постройки авианосца на три-четыре года. Правда в 2016-17 году в строй должен войти стапель нового супер-мощного судостроительного завода «Звезда» на Дальнем Востоке для крупных судов, и суперледокол могут заложить и там.
Озвученные планы до семи авианосцев вероятнее всего так и останутся планами, но два-четыре корабля (по два для ТОФ и СФ) вполне возможны. С учетом разработки для них перехватчиков на базе самолета пятого поколения Т-50, концепция вероятно останется та же: авианосец в первую очередь является дальним рубежом ПВО группы кораблей и будет иметь возможность наносить ограниченные ракетно-бомбовые удары вдали от основных мест базирования ВМС РФ.
Десантные корабли
Концепция применения десантных кораблей у США и России так же принципиально разные. Подразделения Корпуса морской пехоты (КМП) США должны быть готовы к переброске значительного числа солдат и на большие расстояния. Высадившиеся части будут постоянно требовать как авиационной, так и тыловой поддержки. Именно поэтому США создали целый флот быстроходных кораблей снабжения, а их универсальные десантные корабли скорее напоминают легкий авианосец, чем корабль, предназначенный для высадки десанта. Россия, имея значительное количество удобных баз по всей Евразии, выстроили иную концепцию применения десантных морских сил.
С учетом выхода флота Российской Федерации в большой океан и превращения страны в империю, задач для десантных кораблей будет много. Мы это уже видим на примере Сирии. У империи будут интересы по всему миру, и их надо будет защищать. Метрополия обеспечивает стратегическую поддержку (РВСН), а на местах должны находиться корабли, способные поддерживать возможность ведения локальных боевых операций ограниченного масштаба. Кстати, уже сейчас очевидно, что Россия не собирается проводить вторжение в далеком заокеанье. Ее корабли, даже те, которые проектируются, к выполнению данных задач просто не приспособлены. А вот эффективная поддержка дружественных стран — другое дело. Это очень важное отличие между десантными кораблями России и США, которое сразу бросается в глаза.
В Санкт-Петербурге Невским проектно-конструкторским бюро был разработан проект УДК «Лавина», как возможный вариант замены «Мистралей». Корабль имеет практически те же самые параметры по численности и номенклатуре перевозимых вооружений и авиационно-десантной группе, что и не полученный французский «Мистраль» (500 человек и 60 единиц легкой либо 20-30 тяжелой бронированной техники), но вдвое меньше их по водоизмещению и поэтому имеющий гораздо меньшую осадку: всего пять метров (что очень важно для десантного корабля, оснащенного выдвижным 25 метровым трапом для десантирования). Для этого пожертвовали дальностью плавания, которая составила всего 5000 миль. При этом вдвое было увеличена автономность плавания по запасам провизии и воды, что наводит на мысль о том, что данный тип корабля сможет решать тот же круг задач, что и французский «Мистраль», но стоит будет намного дешевле. В случае дальних переходов, группа кораблей будет просто дополнятся кораблем снабжения, что позволит им расширить радиус действия. Эти корабли будут строиться для океанских флотов (ТОФ и СФ).
Кстати, уменьшением размеров решается и еще одна принципиальная для России проблема. В РФ нет большого количества стапелей или сборочных доков для секционной сборки кораблей класса «Мистраль». А для УДК типа «Лавина» есть, что сразу решает массу организационных проблем, удешевляет проект и на много лет ускоряет ввод в строй кораблей. Стапели Балтийского судостроительного завода, на которых можно было собирать «Мистрали», завалены заказами на годы вперед и только на них можно строить атомные эсминцы и авианосцы. А других таких пока нет. Между тем закладка кораблей намечена на 2016 год. Мне кажется, удобнее всего это сделать в Выборге или на «Адмиралтейских верфях». Как раз там сейчас освобождаются стапеля и их размер вполне подходит для закладки подобных судов.
Вторым (малым) типом десантного корабля (для закрытых морей БФ и ЧФ) является большой десантный корабль (БДК) проекта 11711. Головной корабль «Иван Грен» на начало 2016 года проходит испытания. Заложен второй корабль. Вся серия (6 кораблей) будет построена в случае успешного проведения испытаний головного корабля.
Новый БДК построен по стандартной для советской школы десантного кораблестроения схеме, на базе хорошо себя зарекомендовавшего большого десантного корабля проекта 1174 непосредственной высадки десанта. Корабль рассчитан либо на переброску усиленной роты морской пехоты с полным вооружением, либо военной техники (до танковой роты за раз). Отличительной особенностью корабля является возможность высадки тяжелой не плавающей военной техники практически на любое необорудованное побережье (при помощи имеющегося на корабле понтонного моста).
В США же достроили головной корабль новой серии УДК «Америка». При водоизмещении более 45 000 тонн корабль может иметь разный состав авиагруппы: десантный, с преобладанием вертолетной техники для десантирования личного состава и ударный, до 22 истребителей-бомбардировщиков F-35B. Корабль может перевозить 1850 человек десанта со штатным вооружением и до 60 единиц бронетехники практически в любую точку мира (9500 миль). Они постепенно сменят в составе флота УДК типа «Уосп».
Также в составе американского флота, есть более простые и дешевые корабли:
— десять десантных транспортов-доков типа «Сан-Антонио» (водоизмещение 25 000 тонн)
— восемь десантных кораблей-доков типа «Уидби Айленд» (водоизмещением 16 000 тонн)
В целом сравнивать корабли, предназначенные для решения абсолютно разных задач бессмысленно. Можно только констатировать, что благодаря географическому расположению России и меньшей амбицозности, это Москве обходится на порядок дешевле.
Стоит подчеркнуть, что американские УДК типа «Уосп» так ни разу и не были применены по своему прямому назначению: высадке десанта или снабжение экспедиционного корпуса (как и корабли типа «Уидби Айленд»). С учетом того, что армия США в это время провела массу военных операций, в том числе и на побережье морей, можно сделать вывод, что руководство ВМФ США при создании концепции десантных кораблей в 1970-80-е, неверно оценило задачи флота и концепцию будущих войн, что привело к бессмысленному расходу огромных средств.
Американский флот десантных кораблей строился с оглядкой на Вьетнамскую войну, где они в последний раз были применены массово. Имея возможность одновременно высадить на необорудованном побережье до 30 000 морских пехотинцев, США за последние 40 лет так ни разу и не использовала эту возможность.
Единственный случай представился во время войны в Персидском заливе в 1991 году, где США сосредоточили 22 000 морских пехотинцев. Подрыв на иракских минных полях УДК «Триполи» и крейсера «Принстон» имел следствием фактический отказ американских адмиралов от разработанной ими же операции «Сабля в пустыне».
В итоге ошибки американских адмиралов имеем: за 40 лет было построено около сорока крупных боевых десантных кораблей и создан флот кораблей снабжения стоимостью десятки миллиардов долларов. 40 лет десятки тысяч членов экипажей кораблей и десятки тысяч морских пехотинцев бесцельно «съедали» средства, которых так не хватало. И они ни разу не были применены. А когда представился случай, адмиралы включили «заднюю», потому что выстроенный ими флот был не сбалансирован. Применить десантную армаду стало невозможным в виду минной угрозы. В 1991 году, имея почти 600 кораблей основных классов, США располагали только 11 старыми тральщиками. И даже помощь союзников по коалиции не смогли обеспечить высадку запланированного десанта.
Еще очень важный момент. Самолет F-35В требуется исключительно для оснащения десантных сил (для Корпуса морской пехоты США). Именно из-за него была выбрана ущербная схема самолета (требование вертикального взлета-посадки). Не будь их — самолет однозначно вышел бы и дешевле и лучше, и главное быстрее был бы поставлен в войска. Таким образом, ошибочная концепция сыграла против армии США и тут. Одна ошибка накладывается на другую и образуют клубок проблем, который чем дальше, тем сложнее решать.
Контрастом здесь служат российские БДК, уже не первый год обеспечивающие российские интересы в Сирии. Благодаря их работе производится скрытная переброска техники и производится обеспечение группировки российских войск в Сирии боеприпасами, что в конечном итоге и стало важной составляющей перелома в войне.
Продолжение следует…
topru.org
Подводные флота Россия и США: на чьей стороне превосходство
Министр обороны США Эштон Картер 25 мая заявил о «совершенной уверенности» в превосходстве американского подводного флота, охарактеризовав Россию и Китай как страны, обладающие «сравнительно высокотехнологичным потенциалом», но не более того. Он также выразил уверенность в том, что Штаты будут сохранять свое превосходство и далее.
Давайте внимательно посмотрим на обоснованность заявления главы Пентагона. Сразу стоит отметить, что ельцинские времена для армии точно нельзя назвать временем благоухания. И ситуация на подводном флоте ничем принципиальным не отличалась: то же уничтожение военной мощи страны, то же аккуратное прозябание и тот же внезапный для потенциального противника рост количества и качества вооружений в последние годы.
Так, в настоящее время судостроение в РФ вообще по большей части работает на оборонку:
Причем выпускается военная продукция массово. В качестве наглядного примера можно привести реализацию контракта на строительство субмарин проекта 636.3 на «Адмиралтейских верфях» Санкт-Петербурга — в последний день весны там на воду была спущена шестая подлодка Б-271 «Колпино» (названа, как и другие лодки этой серии, в честь города воинской славы) из серии из шести подлодок для Черноморского флота.
Полгода назад именно подлодка этого проекта «Ростов-на-Дону» из акватории Средиземного моря нанесла удар ракетами «Калибр-ПЛ» по террористам в Сирии.
И это не единственный удачный запуск: в мае, проходя испытания, подлодка того же проекта 636.3 «Старый Оскол» выполнила учебные стрельбы «Калибром» в Баренцевом море.
Таким образом, проект поставлен на поток, сейчас «Адмиралтейские верфи» будут строить ещё 6 подводных лодок проекта 636.3, уже для Тихоокеанского флота.
Краткие характеристики:
Надводное водоизмещение — 2350 тонн, подводное — 3950 тонн; скорость надводная — 17 узлов, подводная — 20 узлов; глубина погружения рабочая — 240 метров, предельная — 300 метров. Автономность — 45 суток.
На вооружении состоят, помимо 4-х крылатых раект «Калибр», 6 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины. Зенитная артиллерия: ПЗРК «Стрела-3» или «Игла», 8 ракет.
Подробно с проектом можно ознакомиться с помощью видео:
Однако, понятно, одна удачная серия не решает проблем противостояния. Посмотрим на сравнение подводных сил России и США в настоящее время.
Если кратко, то у нас на вооружении находятся три подлодки проекта 955 и 955А «Борей» (всего планируется до десятка), 7 подлодок проекта 667БДРМ «Дельфин» (на вооружении — баллистические ракеты Р-29РМУ2 «Синева»), три проекта 667БДР «Кальмар» с жидко-топливными ракетами Р-29Р (постепенно будут заменены на «Бореи»), 8 подлодок проекта 949А «Антей» («убийцы авианосцев» с противокорабельными ракетами «Гранит»), также в составе подводного флота находится 21 многоцелевая атомная подводная лодка, включая лодки четвертого поколения проекта 885 «Ясень», оснащенные так полюбившимся Западу «Калибром» (запланировано 8 субмарин, включая модификацию 885М). Также имеется 20 дизель-электрических подводных лодок.
В прямом сравнении «по мощи оптом» подводный флот США выглядит солиднее. В его состав входят атомные подводные лодки «Огайо» с баллистическими ракетами «Трайдент-2» — 14 штук, атомные подлодки с крылатыми ракетами «Томагавк» — 4 штуки (переоборудованы из «Огайо»), многоцелевые атомные подводные лодки в ассортименте: 41 лодка типа «Лос-Анджелес», 11 типа «Вирджиния», предназначенные для действий в прибрежной зоне, 3 «Морских волка» (впрочем, этот мега-проект имеет стандартные в последние годы недостатки для американской военной промышленности: распиаренные характеристики и множественные дефекты при заоблачной стоимости).
Дизель-электрических подлодок США не строили с 1958-го года, флот имеет исключительно атакующий состав.
Казалось бы, превосходство налицо: 73 против 64 подлодки. Картер прав, и России остается надеяться только на ядерный щит, сдавая позиции в морях и океанах? Но не всё так просто: ведь никто же не собирается устраивать «стенка на стенку» — всеми подлодками против всех других подлодок».
Несмотря на заявляемое преимущество, американцы опасаются наших субмарин. Военно-политический журнал The National Interest год назад опубликовал статью о самых опасных с их точки зрения российских подлодках. Первое место было отдано подлодкам проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО — «Акула»), предназначенных для перехвата вражеских кораблей, включая подлодки.
Игорь Коротченко: «Ударим так, что мало не покажется»
Адмирал Джереми Бурда признает: «Американские корабли не в состоянии обнаружить «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов».
Скрытность субмарины иллюстрируют события 1996 года.
На борту нашей лодки у матроса обнаружился перитонит, и срочно требовался медицинский стационар. Российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой о помощи, и больной был доставлен в госпиталь: прислали эсминец с вертолетом, никаких проблем. Но был нюанс: в это самое время и в этом самом регионе бравурно проходили маневры НАТО по обнаружению подлодок условного противника, а нашу подлодку заметили лишь тогда, когда она всплыла на поверхность для передачи больного на вертолет.
При этом наша техника постоянно совершенствуется, «Щука-Б» весьма отличается от простой «Щуки»: уровень шумов меньше в 4-4,5 раза, дальность гидроакустического обнаружения противника больше в 3 раза, имеется система обнаружения кораблей противника, включая подводные лодки, по кильватерному следу(причем спустя часы после их прохождения), не имеющая мировых аналогов. И, понятно, модифицируются не только «Щуки».
Второе и третье места The National Interest поделил между «Палтусом» и «Варшавянкой», также опасаясь их малошумности. «Варшавянка», кстати говоря, давно получила в НАТО незаслуженное прозвище «Черная дыра» — черную дыру легко обнаружить по воздействию на окружающее, в отличие от нашей подлодки.
На четвертом месте расположился стратегический подводный ракетоносец «Борей». Между прочим, он уже целиком спроектирован и построен в РФ, а значит, можно приятно констатировать, что конструкторская школа у нас имеется, как и производственные возможности. Вооружена субмарина ракетами морского базирования Р-30 «Булава», дальность стрельбы которой равна 8000 км, а на испытаниях даже был показан результат в 9100 км — по США можно стрелять, не выходя из порта базирования.
Всего лишь на пятое место The National Interest почему-то поставил проект 885 «Ясень». Эксперт по военным разработкам журнала Эванс Готтесман указывает на такие его преимущества, как корпус из маломагнитной стали с покрытием, делающий подлодку практически невидимой, мощный и современный гидроакустический комплекс, подводную скорость в 35 узлов и возможность нырять на 600 метров.
Все это правильно, однако все равно создается ощущение, что The National Interest решил все же сильно не пугать читателей: мол, на первом месте у русских «Щука-Б», а новая конструкция — лишь на пятом, не обращайте внимания.
Реально же «Ясень» — это прорыв. Проект разработан по сути с нуля, аппаратура не имеет аналогов (у «Борея» такой, к примеру, лишь 40%). Обычно подлодки погружаются на глубины до 300 метров, проект 855 — на 600. А это означает не только сложность ее обнаружения, но и относительную безопасность — системы борьбы с подводными лодками не рассчитаны на такие глубины. У «Огайо», например, рабочая глубина 365 м, а предельная — 550 м.
Вооружение разнообразное, позволяющее выполнять весь спектр теоретически возможных для субмарин боевых задач: противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 с дальностью до 5500 километров (вариант: ЗМ-14Э), шесть 650 и 533-мм торпедных аппаратов. Цели могут быть надводные, подводные или даже на берегу — мало не покажется никому.
Военный эксперт Александр Мозговой в интервью телеканалу «Звезда» указывает, что четырех-пяти ракет «Оникс» вполне достаточно для того, чтобы отправить на дно крупный боевой корабль.
«Зачем гоняться по океану за каким-то кораблем, можно выстрелить с дальней дистанции по танкеру-газовозу, последствия будут не меньше чем от ядерного взрыва. Да, по количеству мы пока отстаем, у американцев 11 лодок такого типа, у нас одна «Северодвинск», но они реально боятся, что наших «Ясеней» станет гораздо больше, не зря американские военные сообщают, что новая русская лодка создаст проблемы в обеспечения зашиты США от российских крылатых ракет».
Таким образом, у нас на вооружении имеются современные подводные лодки, которые весьма мощны и способны обеспечить безопасность под водой, даже несмотря на меньшее количество. Да и паритета с Пентагоном даже в варианте «куча на кучу» мы можем достичь, если будет нормальное финансирование.
Более того, уже начинаются разработки подлодок пятого поколения, хотя о них, понятно, ещё нет никаких достоверных данных. При этом речь идет именно о дизель-электрических, а не атомных проектах (условное название «Калина»). Вооружены они будут «Калибром» (это, похоже, становится стандартом, что правильно), а энергетическая установка будет воздухонезависимой.
Почему речь идет не об атомных крейсерах? Сегодня меняется концепция ведения войны. Суперкорабли, как подводные, так и надводные, — это солидно, внушительно и полезно для распила средств. Однако уже сейчас военные действия становятся сетецентричными, отдельные корабли, машины, соединения действуют не сами по себе, а в единой системе, и в этом режиме несколько небольших субмарин полезнее одного издали видимого гиганта, который может находиться лишь в одном месте.
Глобальные проблемы будут решаться межконтинентальными стратегическими ракетами с ядерными сверхзвуковыми боеголовками, а для относительно малых конфликтов лучше много пусковых установок вразброс, чем сосредоточение их в одном месте. Особенно с учетом действий от обороны.
Как Россия «незаметно» развернула противоракетную оборону
Говоря о подлодках 5-го поколения, можно прогнозировать полный переход на водометные движители, оснащение ракетного вооружения гиперзвуковыми боеголовками, интеграцию в «общевойсковую» сеть — все эти наработки у России уже имеются, надо их только воплощать в жизнь. Вероятно, также будет осуществлен постепенный переход торпедных аппаратов калибра 533-мм на универсальные пусковые установки калибра 650-мм.
Итак, России надо лишь строить то, что уже разработано (ну и продолжать разработки, разумеется), но что можно сказать об угрозе безопасности страны со стороны подводного флота США прямо сейчас, когда у нас ещё нет паритета, образно говоря, «в лоб»?
Здесь надо учесть интересный факт: специфику размещения ядерного оружия. США уже давно делают акцент на атаку и предполагаемую скрытность. Из 14-ти «Огайо» на дежурстве обычно находятся 12, на борту которых находится по 20-24 «Трайдента». Исходя из среднего количества в 4 боеголовки на ракету, получаем 1152 боезаряда. Другими словами, больше половины ядерного арсенала США плавает под водой.
Второй факт: «Огайо» – это вам не «Катюша», залпом не стреляет, промежуток между стартами ракет — 20-30 секунд, при этом, в отличие от российских подлодок, испытания полного отстрела боекомплекта американцы не проводили, максимум четыре ракеты за раз. То есть вообще не известно, будет ли штатно работать запуск всех 20-24 ракет подряд.
А главное, первый же старт демаскирует подлодку полностью. Отслеживали мы «Огайо» при желании ещё в 90-е, и никто не помешает в случае обострения отношений прикрепить к каждой субмарине «Огайо» российского сопровождающего, который в случае чего немедленно атакует агрессора. Таким образом, речь о запуске всех ракет уже идти не будет. Да и следует учесть, что с 90-х годов средства обнаружения сильно усовершенствовались, так что надеяться на скрытность столь больших подводных крейсеров становится все менее целесообразно.
Но, возразят некоторые читатели, то же самое можно сказать и про наши подлодки!
Сказать-то можно, конечно. Но у нас на них расположена куда меньшая доля ядерного арсенала, и при этом мы можем ходить у себя в Арктике — попробуй-ка обнаружь русских подо льдом, который все время трещит, ломается и сдвигается. Да переплетение течений с отличающейся температурой и соленостью снится гидроакустикам в кошмарах. Это, конечно, не гарантия, но шансы на обнаружение снижает очень сильно. Не с ледоколов же российские подлодки отслеживать, особенно с учётом количества таковых у других стран.
Итого
Россия, уступая в настоящее время по формальной мощи подводного флота США, имеет эффективную методику противодействия в обороне, а также отличные перспективы развития подводного флота в ближайшем будущем — проблема находится исключительно в противодействии либерально-экономического блока развитию России в целом.
Автор: Борис Степнов
Подписывайтесь на канал «Stockinfocus» в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
stockinfocus.ru
Новости: «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее — Свободная Пресса
Министр обороны США Эштон Картер во время посещения базы субмарин в Гротоне (шт. Коннектикут) заявил о мировом превосходстве американского подводного флота. Это превосходство относится в первую очередь к главным конкурентам — ВМФ России и Китая. Но при этом продемонстрировал дипломатическое благоразумие, выразив надежду на то, что «эти страны никогда не станут агрессорами».
Картер подчеркнул, что, несмотря на «сравнительно высокий технологический потенциал России и КНР, США сохранят превосходство и в будущем».
У высших военных американских чиновников есть два типа заявлений «для общественности». Причем противоположной направленности. Когда они выступают перед Конгрессом с целью повысить размер оборонного бюджета, то утверждают, что русские и китайцы сильны сверх меры, и необходимо срочно догонять их. При выступлении перед военнослужащими какой-либо базы для поднятия их военного духа требуется говорить о мощи американского оружия, пред которым бессильны коварные русские и китайцы. Истина, разумеется, находится посередине.
Развитие атомных подводных флотов России и США, которые в качестве главной задачи предполагают ядерное сдерживание, шло с различными скоростями. И у России, а ранее — у СССР, еще и в рваном темпе. Происходило это от того, что концепции развития ядерных триад — наземные МБР, подводный флот, стратегическая авиация — у США и СССР были разными. Изначально мы сделали ставку на мощные баллистические ракеты шахтного базирования. США же с начала 60-х годов планомерно развивали атомный подводный флот, который имеет громадное преимущество — скрытность даже в современных условиях, когда космос «бороздят» многочисленные шпионские спутники.
К середине 60-х годов в составе ВМС США находилась 41 ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами). Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда (по 200 кт) боеголовками. Советский Союз бросился в погоню. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.
По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. Максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.
В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар. Нанесли его не американские ВМС, а «родное» руководство страны. Логика была примерно такая: зачем иметь мощную армию, если Ельцин регулярно летает к другу Биллу? Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.
Но при этом необходимо учитывать, что существенное ослабление подводной составляющей ядерной триады не стало драматичным. Поскольку в 90-е годы стали появляться наземные мобильные МБР «Тополь», обладающие значительной скрытностью. У США же наземные ядерные средства существенно слабее и уязвимее российских.
Сейчас дело выправляется. Но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент ВМФ России располагает 14-ю ПЛАРБ. 11 из них досталось в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин». «Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел. На нем применяются все те же, вышеупомянутые жидкотопливные ракеты Р-29Р. Правда, есть сведения о том, что эта ракета вскоре будет заменена на Р-29РМУ2.1 «Лайнер», обладающей значительно большей боевой мощью.
Читайте по теме
Курилы не продаются. И не завоёвываютсяНа острова перебазируют часть сил Тихоокеанского флота России
«Дельфин» — более подвинутая лодка. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», которые обладают абсолютным мировым рекордом по энергонасыщенности — это отношение энергии ракеты к ее массе. Ракета была принята на вооружение в 2007 году. Ее дальность 11500 км. Вооружена десятью разделяющимися боеголовками по 100 кт каждая. У «Лайнера», принятого на вооружение в 2014 году, количество разделяющихся боевых блоков доведено до 12-и.
А совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сейчас их три — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». До 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок. Ну, или из 17-и, возможно, будет списана пара «Кальмаров».
На вооружении ВМС США находятся 18 ПЛАРБ. Это лодки «Огайо», относящиеся к третьему поколению. Самой молодой из них 20 лет, самой старой — 35. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено. В середине нулевых годов в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». И, следовательно, у американцев в действительности 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. А к 2020 году будет меньше.
Однако у американских субмарин более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16-ю МБР, американские имеют на борту 24 ракеты «Трайдент-2». При этом «Трайдент» улетает на пару тысяч километров дальше, чем «Булава», устанавливаемая на «Бореях». И имеет большую мощность: 8×475 кт против 15×150 кт. Однако «Булава» менее уязвима для средств ПРО, обладая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Правда, «Булава» пока еще проходит испытания, и они далеко не идеальные. Так что тут масса нюансов.
Но сама лодка «Борей» однозначно совершеннее, чем «Огайо». Она меньше шумит: на ней использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом имеется водометный движитель. У лодки «Борей» более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации.
Подводя итог, необходимо признать, что за счет того, что в ВМФ России бОльшую долю составляют лодки более старые, чем «Огайо», стратегический сегмент подводного флота США, действительно, имеет превосходство. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, когда будут достроены все заложенные «Бореи», ситуация изменится на противоположную.
USS Georgia (SSGN-729) класса «Огайо» (Фото: wikipedia.org)
ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»
Длина: 170 м — 170 м
Ширина: 13,5 м — 12 м
Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т
Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т
Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов
Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов
Рабочая глубина — 400 м — 375 м
Предельная глубина: 600 м — 550 м
Экипаж: 107 человек — 155 человек
Автономность: 90 суток — 70 суток
Силовая установка: 190 МВт — н/д
Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды
Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»
Многоцелевые
Существуют еще один тип атомных подводных лодок, перед которыми ставятся не стратегические, а оперативные и оперативно-тактические задачи. То есть они должны уничтожать надводные корабли и субмарины противника и наносить удары по береговым целям, используя при этом крылатые ракеты и торпеды. Такие лодки делятся на подклассы в зависимости от используемого типа вооружений — либо с крылатыми ракетами, либо с торпедами, либо и с крылатыми ракетами, и с торпедами. Именно эти субмарины и должны принимать участие в боевых действиях на море в ходе локальных войн.
В этом сегменте у ВМС США «масса» однозначно выше, чем у российского подводного флота. Что предопределено концепцией построения флота для страны, считающей себя мировым жандармом. Правда, по части качества последнего поколения многоцелевых субмарин вполне можно говорить о паритете. Именно это и имел в виду министр обороны Картер, говоря о нашем высоком технологическом потенциале.
ВМС США располагает 56-ю многоцелевыми ПЛА. 39 из них это «старослужащие» лодки «Лос-Анджелес», они начали поступать в подводный флот в 1976 году. Относятся к третьему поколению. Вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» (в общей сложности на борту у каждой от 12 до 20 ракет), а также торпедами. Всего были построены 62 лодки, сейчас они выбывают со скоростью 1−2 в год. К концу 30-х годов все субмарины этого типа будут выведены из состава ВМС. И останутся только лодки 4-го поколения в количестве тридцати штук.
Упор сделан на лодки нового, четвертого, поколения. К ним относятся «Вирджиния» (12 штук) и «Сивулф» («Морской волк») (3 штуки).
ПЛА «Сивулф» начали штучно выпускаться в конце 90-х годов. Каждая лодка стоит 4,5 млрд. долларов. Поэтому серия была ограничена тремя субмаринами. Дороговизну вполне оправдывает качество лодки. Она самая бесшумная в мире. И имеет самый большой боезапас крылатых ракет и торпед. Причем от лодки к лодке производились определенные доработки, в связи с чем первая субмарина серии («Морской волк») проигрывает по возможностям третьей («Джимми Картер»). Да и наш «Ясень» практически не уступает в возможностях первенцу серии.
Что же касается «Вирджинии», то она, хоть и была разработана позже, уступает «Сивулфу». Соответственно, и стоит дешевле — 1,8 млрд. долларов. Российский «Ясень» по боевым возможностям находится где-то посередине между «Морским волком» третьей модификации и «Вирджинией», выигрывая у последней по малошумности и используемому вооружению. Однако разрыв невелик, поскольку обе лодки относятся к четвертому поколению. При этом следует учитывать и качество вооружения. Установленные на «Ясене» крылатые ракеты «Калибр» более эффективны, чем американские «Томагавки», оружие далеко не первой свежести.
Это, конечно, прекрасно. Однако в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одной лодкой этого проекта — «Северодвинск». На подходе еще три. Всего же к 2020 году предполагается довести количество «Ясеней» до восьми. К этому моменту американцы построят еще пару «Вирджиний». Счет не в нашу пользу.
Не в нашу пользу и счет лодок третьего поколения. У американцев это 39 вышеупомянутых ПЛА «Лос-Анджелес». У нас — «Щука-Б», «Кондор», «Барракуда» и «Антей». И лодки второго поколения «Щука». В общей сложности их 36. Приплюсовав сюда один «Ясень» получаем 37. У США — 56.
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Северодвинск» класса «Ясень» (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)
Так что по части этого сегмента атомного подводного флота министр обороны Картер прав: США впереди. Однако помимо атомных лодок существуют еще и дизельные, от которых американцы отказались в 60-е годы. У нас же дизельные лодки не только сохранились, но и продолжают строиться и развиваться. В составе ВМФ России находятся 23 лодки. Значительная часть которых — модернизированная «Варшавянка». Да, она уступает по возможностям атомным лодкам. Однако на ней установлена грозная крылатая ракета «Калибр». И это самая бесшумная в мире дизель-электрическая лодка. Так что определенный вклад в потенциал подводного флота они вносят. И соотношение сил между России и США отнюдь не критическое.
Необходимо также сказать, что с 2025 года предполагается начать строительство дизельной лодки «Калина» с двигателем, которому для работы не требуется кислород. Это так называемый двигатель Стирлинга. Такая лодка сможет находиться под водой без всплытия порядка месяца. И, соответственно, по своим возможностям будет приближаться к ПЛА.
SSN-776 Гавайи класса «Вирджиния» (Фото: wikipedia.org)
И в заключение о том, что Картер постоянно сравнивает мощь ВМС США с подводными флотами России и Китая, разделяя их запятой. Можно ли будет говорить о превосходстве, если сложить потенциалы РФ и КНР? Вот в чем вопрос. Китай в настоящий момент располагает 14-ю атомными подводными лодками. И с большим энтузиазмом строит новые.
МПЛАТРК «Сивулф» (Фото: wikipedia.org)
ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»
Длина: 140 м — 115 м — 108 м
Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м
Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т
Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т
Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов
Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла
Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м
Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м
Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек
Автономность: 100 суток — н/д — н/д
Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 КР.
svpressa.ru
Сравнение подводного флота России и США: чей сильнее?
Между Америкой и Россией давно ведется борьба практически во всех сферах деятельности. Гонка вооружений является постоянным спутником соперничества стран. Абсолютного лидера выявить так и не удалось за многие годы. Первенство в секторе военной промышленности постоянно переходит от одного государства к другому. В такой специфической отрасли, как подводный флот, на данный момент первое место занимают Соединенные Штаты.

Однако так дела обстояли далеко не всегда, в советское время пальму первенства держал отечественный производитель. Благодаря мощной базе, созданной советскими конструкторами, даже на данном этапе в базе российского флота существуют такие исключительные экземпляры, аналогов которым нет во всем мире. Так все-таки, чей подводный флот сильнее — России или США? Кто является победителем в гонке – российская эксклюзивность или американская техничность.
Первый проект подводной лодки
Сравнение, чей подводный флот сильнее (России или США), началось еще с восемнадцатого века. Тогда предметом спора была первая подводная лодка военного назначения. Долго не могли определиться, кто же стал тем самым первым разработчиком такого аппарата.
Конструктором и испытателем первого же подводного судна являлся Корнелиус Дреббель. Это физик и механик из Голландии. Тестирование своей разработки он провел на реке Темзе. Судно представляло собой лодку. Её обшивкой была кожа, пропитанная маслом. Управление и движение осуществлялось благодаря веслам. Они выступали на небольшое расстояние в подводное пространство. В состав экипажа могло входить три офицера и двенадцать гребцов. Согласно историческим данным на испытаниях присутствовал король Яков I. Технические характеристики построенного судна позволяли находиться ему в подводном пространстве на протяжении нескольких часов. Предел глубины погружения был равен пяти метрам.

Но дальнейшие разработки прервала смерть Дреббеля. Его последователем и продолжателем идей стал другой ученый из Франции, который написал практическое руководство по построению подводных суден. Согласно его рекомендациям, лодка должна быть изготовлена из металла (преимущественно меди), формой она должна походить на рыбу, однако края должны быть заостренными. Совершенствовать данный аппарат в размерном плане не нужно.
Разработки стран-соперников
Сравнение подводного флота России и США начинается еще с первых аппаратов. К тому же построены они были с разницей в полвека. Это дает право говорить, что начало истории подводного флота у обеих стран приблизительно одинаковое.

Современный подводный флот России во многом обязан своему соотечественнику Ефиму Никонову, с судна которого и началось освоение технологий и методов сооружения подводных лодок. Это был простой плотник из подмосковной деревни Покровское. Он хотел воплотить свою разработку в жизнь и направил прошение к Петру I, в котором предлагал проект подводной лодки. Идея тайного судна, которое будет способно громить вражеские корабли, очень привлекла царя. По его приказу Никонов явился в Санкт-Петербург и приступил к строительству аппарата. Проект был воплощен в жизнь за три года. На первых испытаниях присутствовал лично Петр I. В скором времени, дорабатывая и совершенствуя проект, талантливый плотник приспособил к кораблю пороховые огнеметы. Царь, видя такие успехи, предложил начать постройку аналогичного судна большей конфигурации. Но перспективу в этом деле видел лишь Петр I и после его кончины освоение подводного пространства прекратилось. Так и не завершенная лодка сгнила в сарае.
Совершенствование процессов в производстве
Сравнение подводного флота России и США невозможно без упоминания достижений ученых и инженеров, разработки которых стали основой современной деятельности. Впервые данный проект был запущен в производство в тридцать четвертом году девятнадцатого века. Руководителем проекта был К. А. Шильдер, который являлся военным инженером по образованию.
Конструкция судна включала в себя специальные гребки, с помощью которых осуществлялось перемещение аппарата под водой. При их разработке был взят принцип бионики, то есть для создания технического оснащения были приняты во внимание законы природы. В данном случае инженер обратил внимание на строение гусиных лапок. Такие приспособления были размещены попарно по обеим сторонам корпуса. Для того чтобы запустить такие «лапки», необходимо было приложить усилия матросов-гребцов. Это было очень неудобно, ведь при неимоверных усилиях экипажа скорость не была слишком впечатляющей. Она могла развиваться максимум до полукилометра в час. Для того чтобы усовершенствовать данный процесс и сделать его более производительным и эффективным при меньших затратах, руководитель проекта планировал применять электротехнические устройства. Но развитие данной отрасли шло семимильными шагами, и это сильно тормозило внедрение новых идей.
Лодка была военного образца. На её вооружении находились пусковые ракетные установки. Многочисленные проблемы свели на нет данную задумку, и работы по модернизации судна были прекращены.
Использование двигателя в подводном флоте
Следующим этапом в развитии подводного флота является внедрение в конструкцию суден двигателей. Первым к такому решению пришел изобретатель И. Ф. Александровский. Для реализации своей задумки он избрал мотор, работающий на сжатом воздухе. Изобретатель воплотил свою идею в жизнь. По его проекту была произведена лодка. Но сам проект оказался не особенно успешным, так как продуктивность все равно оставляла желать лучшего. Двигатель позволял на скорости в полтора узла проплыть всего лишь три мили.

Успехов в реализации данной задумки достиг только лишь другой российский изобретатель С. К. Джевецкий. Сравнение подводного флота России и США дает право говорить, что на данном этапе российские изобретатели сделали прорыв, ведь Джевецкий установил на своей лодке двигатель, который приводила в работу аккумуляторная батарея. На тот момент в мире еще не было аналогов такому судну, которое могло передвигаться от электричества. При этом аппарат мог развивать скорость в четыре узла.
По проекту этого же изобретателя была построена лодка «Почтовый». Её главной особенностью, которая при сравнении подводного флота России и США вновь отдает лидерство русским (такого судна больше нигде в мире на тот момент не было), является единый двигатель. Единственным недостатком аппарата является след в виде пузырьков, который она оставляет после себя. То есть из-за низкого уровня маскировки она не может использоваться в военных целях.
В то время в данной отрасли активно шло развитие и внедрение энергетических установок. Именно в тот период были сформированы такие схемы и принципы, которые используются при проектировании лодок до сих пор. Разработки проводились и в секторе вооружения. Джевецким были сконструированы торпедные аппараты, которые стояли на вооружении подводного флота долгий период времени. Но отсталость таких отраслей, как электротехника и двигательная промышленность, не позволяло создать полноценный боевой корабль.
Подводная лодка «Дельфин»
Сравнить подводный флот РФ и США можно именно по этому аппарату. Судно было возведено в начале двадцатого века по проекту Бубнова и Горюнова Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Двигательная система состояла из двух частей. Первой был мотор, работающий от бензина, а второй – электрический двигатель. Разработка была настолько мощная и нестандартная, что по техническим характеристикам превосходила американский аппарат «Фултон».

Начиная с этого момента, развитие подводного флота Российской Федерации пошло очень быстрыми темпами. Подготавливались квалифицированные кадры. Из проектных разработок данная отрасль превратилась в надежный род боевых войск страны. Правительством всячески поддерживался данный сектор. А после введения специального нагрудного знака для офицеров-подводников желание служить в этих войсках возросло, как и авторитет сферы в целом.
Современный состав ВМФ России
На данный момент в Военно-Морской Флот Российской Федерации входит пять подразделений. Каждое из них состоит из надводных и подводных сил. Выделяют следующие составляющие данного подразделения армии:
- Балтийский флот. Главная база этой составляющей находится в Балтийске. Флагманом является эскадренный миноносец «Настойчивый». Подводные силы Балтии характеризуются тремя дизельными лодками. Кстати, сравнение подводного флота России и США (2016) говорит о том, что данный тип аппаратов существует лишь на российской территории. В Соединенных Штатах от производства такого рода суден давно отказались.
- Северный флот. Главная база этой составляющей находится в Североморске. Флагманом является тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Северный подводный флот России отличается большим разнообразием технических средств. На базе этого подразделения находится три тяжелых ракетных подводных крейсера и восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Подводные лодки северного флота России представлены моделями с крылатыми ракетами (3 единицы), многоцелевыми атомными (12 единиц), дизельными (8 единиц), специального назначения (2 единицы).
- Черноморский флот. Главная база этой составляющей находится в Севастополе. Флагманом является ракетный крейсер «Москва». Подводная составляющая представлена двумя дизельными подводными лодками.
- Тихоокеанский флот. Главная база этой составляющей находится во Владивостоке. Флагманом является ракетный крейсер «Варяг». Подводные силы имеют на балансе 5 ракетных подводных крейсеров, 6 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 7 многоцелевых атомных подводных лодок и 8 дизельных моделей.
- Каспийская флотилия. Главная база этой составляющей находится в Астрахани. Флагманом является сторожевой корабль «Татарстан». Это подразделение не имеет в своем составе подводных сил.
Многоцелевые аппараты
Сравнение подводного флота России и США (2016, как и другие года, не принес значимых прорывов в этой сфере) позволяет в целом оценить потенциал военно-морских сил. Одни из наиболее важных аппаратов, стоящих на техническом оснащении армии любой мощной морской державы – это лодки, перед которыми стоит решение задач оперативно-тактического характера. Цель таких суден – это уничтожение надводных целей противника и нанесение поражения по объектам береговой линии. В качестве оружия используются крылатые ракеты и торпеды. В зависимости от типа вооружения подводные лодки бывают:
- с крылатыми ракетами;
- с торпедами;
- с крылатыми ракетами и торпедами.
Подводный флот ВМС США обладает большим количеством субмарин именно оперативно-тактического характера. Именно на такие судна нацелена общая военная концепция Америки. Если брать другой классификационный признак, такой как качество, то тут нельзя выделить явного лидера. Это обусловлено высоким техническим потенциалом обеих стран.
Лодки оперативно-тактического характера США
Чем опасен подводный флот США, так это именно субмаринами такого типа. На базе американских военно-морских сил находится пятьдесят девять моделей такого типа. Большая их часть (а это тридцать девять суден) поступили на баланс еще в семьдесят шестом году прошлого столетия. Они носят название «Лос-Анджелес» и относятся к третьему поколению. По типу вооружения они относятся к смешанному типу. В их состав входят противокорабельные ракеты «Гарпун» и торпеды. В перспективе планируется постепенно выводить эти судна из оборота и заменять их более новыми моделями. Планируется осуществить такую модернизацию до тридцатых годов.
Ставка делается на лодки четвертого поколения. Именно ими собираются заменить «Лос-Анджелес». К ним относятся такие модели, как «Вирджиния» и «Морской волк». Последняя была разработана еще в девяностых годах. Её построение стоит четыре с половиной миллиарда долларов. Но цена оправдана техническими параметрами. Она оснащена мощным комплексом из крылатых ракет и торпед. Также её особенностью является низкий уровень издаваемого шума. С выпуском каждой модели лодка становится все совершеннее. Однако сравнение подводного флота России и США (2017) дает право говорить, что отечественный «Ясень» ничем не уступает «Морскому волку» первой серии.

Американское преимущество
Подводный флот США и России на 2016 год отличается не только количественным составом, но и поколениями моделей. Американская подводная лодка «Вирджиния» была спроектирована гораздо позже, чем «Морской волк». Но, несмотря на это, по техническим характеристикам «Сивулф» гораздо опережает своего последователя. Если сравнивать обе эти американские модели с отечественным «Ясенем», то он находится где-то между ними. Отличительной особенностью и преимуществом российской субмарины является качество вооружения. Крылатые ракеты «Калибр» по своей эффективности являются гораздо лучше американского «Томагавка».
Среди российских моделей на уровне лучших американских лодок находится лишь «Северодвинск». Но он только один, хотя проектом предусмотрено возведение еще трех. Но к тому моменту, когда они будут построены, Америка перейдет на новый этап развития.
Дизельные модели
Подводный флот России (фото ниже) представлен мощным комплексом дизельных моделей. Этим и отличается отечественный сектор от американского. В Соединенных Штатах от выпуска лодок этого типа отказались еще в середине прошлого столетия. В России такие субмарины не только не собираются снимать с баланса, но и продолжают их активно выпускать и совершенствовать. Большая часть суден такого типа представляет собой модернизированную модель «Варшавянка». По своей техничности они уступают атомным лодкам, но по вооружению – нисколько.

В перспективе планируется запуск дизельного судна «Калина». Его отличием является двигатель, работающий без кислорода. Такая модель может находиться в подводном пространстве около месяца, и ей не нужно будет всплывать.
Итак, ВМС США сейчас находятся на пике развития. Военно-морской флот России же несколько отстает в качественном смысле, хотя в настоящее время ведется активная исследовательская работа по нескольким направлениям. Правда, пока неизвестно, какая именно разработка окажется наиболее удачной.
fb.ru
СССР и современная Россия — сравнение сил ВМФ
Сравнительные данные по составу Военно-морского флота СССР и России взяты из иностранных источников. Так НАТОвцы нас представляли и представляют.Сразу оговорюсь, что есть некоторые неточности в количественном и классификационном составе. Но эти неточности не имеют значительных расхождений. Например, из того, что мне известно лично, и где мне пришлось самому проходить военную службу, это количество авианесущих кораблей. Все перечисленные здесь суда, дествительно, были частично или полностью построены. Но не все успели войти в состав ВМФ из-за предательства Горбачева и Ельцина.
Были в составе флота и несли полноценную боевую службу «Киев», «Минск» и «Адмирал Кузнецов». Такр «Новороссийск» готовился к полноценной боевой работе. «ТАКР «Баку» оставался еще на стапелях Николаевкого судоремонтного завода, а затем продан на металлолом…
Есть и другие неточности и шероховатости. Но в целом сравнительная характеристика флотов Советского и Российского отражена верно.
Итак приступим к сравнению:
Советский флот в несколько раз превосходил современный российский по количеству кораблей и подводных лодок. Об этом свидетельствует инфографика, опубликованная французским офисом Международного центра морской безопасности (CIMSEC).
Согласно данным CIMSEC, по состоянию на 1990 год военно-морской флот СССР насчитывал 657 кораблей и подлодок, тогда как современный ВМФ Российской федерации — лишь 172 единицы.
Благодаря подробной инфографике можно не только получить представление о количественном соотношении двух флотов, но и познакомиться с основными типами кораблей и подлодок Советского Союза и РФ.
В американской классификации Ship Submarine Ballistic Nuclear (SSBN) соответствует
отечественным классам ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН)
и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ)
SSGN (Ship Submarine Guided (missile) Nuclear) — это ПЛАРК (атомные подводные лодки с крылатыми ракетами)
Американский тип субмарин SSN (Ship Submarine Nuclear) объединяет отечественные подводные лодки классов ПЛАТ(подводная лодка атомная торпедная) и МПЛАТРК (многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми)
Класс SSK (Ship Submarine Killer) применительно к этой инфографике обозначает дизель-электрические подводные лодки
CV в американской классификации — это авианосцы, CGHMN — тяжёлые атомные ракетные крейсера
CGHM — ракетные крейсера
В этой сборной группе, по американской классификации относящейся к DDG (эсминцам с управляемым ракетным вооружением), собраны большие противолодочные корабли и эсминцы
В американской классификации FFG — это фрегаты с управляемым ракетным вооружением. Сюда авторы инфографики отнесли сторожевые корабли
По американской классификации LST — танкодесантные корабли, которым в отечественной классификации соответствуют большие десантные корабли
Вот так либералы и нынешние внезапно перекрасившиеся в Кремле дерьмократы, сами сделали себе харакири, ублажая США.НАТО и Запад…
Жаль, что из-за них в возможную лихую годину погибнет много наших матросов и офицеров… ребят жаль…
В других видах и родах войск сравнительная картина не лучше…
sokolov9686.livejournal.com