Шапкозакидательство и завет адмирала Макарова » Военное обозрение

На калининградском АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в канун нового 2018 года – 27 декабря, что называется «под елочку», – состоялась церемония поднятия Андреевского флага на фрегате «Адмирал Макаров» проекта 11356Р/М разработки Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). А двумя днями ранее был подписан приемопередаточный акт, то есть корабль был зачислен в состав ВМФ России – в 30-ю дивизию Черноморского флота.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОКЕАНСКОЙ ЗОНЫ


«Адмирала Макарова» – третий фрегат в серии из шести единиц – заложили 29 февраля 2012 года. Его появление в составе ВМФ планировалось к концу 2015 года. Однако по разным причинам строительство корабля затянулось. В их числе можно назвать несвоевременные поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами, а также многочисленные перемены в руководстве самого калининградского завода. Фрегат спустили на воду только 2 сентября 2015 года. 29 июля 2016 года он вышел на заводские ходовые испытания, которые проходили довольно успешно. Так, в сентябре того же года «Адмирал Макаров» зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Штиль-1» в Балтийском море успешно поразил крылатую ракету-мишень, запущенную малым ракетным кораблем «Гейзер».

В ноябре 2016 года «Адмирал Макаров» уже в рамках программы государственных испытаний в Баренцевом море завершил тестирование комплексов ракетного, зенитного и артиллерийского вооружения, в том числе выполнил успешную стрельбу многофункциональным ракетным комплексом «Калибр-НК» по береговой цели. Казалось, что корабль вот-вот пополнит флот. Но, вернувшись на Балтику, фрегат продолжил испытания ЗРК. В минувшем году они возобновились. И практически каждый раз сообщалось, что стрельбы выполнены успешно. Командование ВМФ объявляло, что «Адмирала Макарова» зачислят в состав флота в мае, потом в сентябре, затем в ноябре. Но случилось это, как мы знаем, лишь в конце декабря. Чем вызваны эти многочисленные переносы и задержки? Прежде чем ответить на данный вопрос, стоит ближе познакомиться с самим кораблем.

«Адмирал Макаров» – корабль 2 ранга дальней морской и океанской зон. Он предназначен для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения, как самостоятельно, так и в составе соединений. Его полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная энергоустановка суммарной мощностью 56 000 л.с., состоящая из двух газотурбинных агрегатов М7Н1 производства украинского предприятия «Зоря – Машпроект», позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Главное оружие – 24 зенитные ракеты ЗРК «Штиль-1» в вертикальной пусковой установке сотового типа 3С90М, обеспечивающей круговую защиту корабля (сектор ведения огня – 360 градусов) и одновременный обстрел от 2 до 12 воздушных целей с высокой вероятностью их поражения, и 8 крылатых ракет многоцелевого комплекса «Калибр-НК». Вместо ракет «Калибр» класса «корабль–корабль» и «корабль–земля» или их части в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или противолодочные ракеты 91Р. Не исключено, что в перспективе фрегаты проекта 11356Р/М получат гиперзвуковые ракеты «Циркон», которыми можно стрелять из все тех же пусковых установок 3С-14. Этот арсенал дополняют универсальная автоматическая артиллерийская установка А-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, два двухтрубных противолодочных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-956 и бомбометная установка РБУ-6000, предназначенная для противоторпедной и противолодочной обороны. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Вместо него корабль может принимать штурмовой вертолет Ка-52 «Катран». Разнообразно электронное оснащение корабля. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, гидроакустический комплекс (ГАК), средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Архитектурно фрегат выполнен с использованием технологий малой заметности.

На первых двух кораблях серии – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» – в составе зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» используются зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М317М с дальностью поражения воздушных целей 2,5–50 км. А вот на «Адмирале Макарове» решили испытать новейшую модификацию этой зенитной ракеты – 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения, что обеспечивает более высокую точность поражения целей, и увеличенной до 70 км дальностью стрельбы. Другими словами, «Адмирал Макаров» использовался в качестве опытового корабля. Этим-то обстоятельством и была вызвана годовая задержка передачи фрегата флоту.

Очевидно, более эффективными ЗУР 9М317МФА будут переоснащены «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», которые отличились высокоточными ударами «Калибрами» по объектам террористов в сирийской кампании. Их получат и три последующих фрегата серии. Впрочем, их судьба до сих пор окончательно не определена, поскольку возникли проблемы с достройкой кораблей.

В ЧЕМ ВЫГОДА?

События, связанные с государственным переворотом в Киеве в 2014 году, возвращением Крыма в лоно России и гражданской войной на востоке Украины, привели к волне санкций западных государств против Москвы. К ним подключилась и Украина. В том числе были остановлены поставки газотурбинных агрегатов М7Н1, причем даже несмотря на то, что они были своевременно проплачены.

Довольно быстро возник вопрос: что же делать с тремя недостроенными фрегатами проекта 11356Р/М? Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой входит и ПСЗ «Янтарь», приняла решение как можно быстрее избавиться от этого «актива». Тем паче что у «Янтаря» уже имелся печальный опыт содержания недостроенных корпусов сторожевого корабля «Туман» проекта 11540 и фрегата «Новик» проекта 12411. Судя по всему, такая позиция нашла понимание Министерства обороны. Взоры обратились в сторону Индии, военно-морские силы которой уже успешно эксплуатируют 6 фрегатов типа «Тальвар» проекта 11356, на базе которого, собственно, и был создан проект 11356Р/М для российского Военно-морского флота. Первая тройка этих фрегатов была построена на Балтийском заводе в Петербурге за 1 млрд долл., а вторая – на ПСЗ «Янтарь» за 1,6 млрд долл. Разница в цене объясняется не только постепенной девальвацией американской валюты, но и тем, что вторая подсерия несколько отличается от первой составом вооружения.

20–22 сентября 2015 года Калининград посетила делегация индийских бизнесменов во главе с послом этой страны в России Пунди Шринивасан Рагхаваном. После посещения «Янтаря» он сообщил, что индийские власти имеют намерение выкупить три корабля, которые строятся в Калининграде, и заявил: «Мы должны найти способ, как поставить эти фрегаты ВМС Индии, и мы обязательно это сделаем всеми возможными способами». В свою очередь, президент ОСК Алексей Рахманов подчеркнул: «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем».

В декабре 2015 года во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Похоже, не сошлись в цене. Москва просила более 3 млрд долл. Дели же, учитывая сложное положение ОСК, хотел купить корабли по цене чуть выше стоимости металлолома.


У каждой стороны были весомые резоны. Во-первых, проект требовал серьезной переработки. И не только потому, что на российских кораблях используется ряд систем, которые на экспорт не поставляются, а потому, что индийская сторона в соответствии с девизом Make in India («Делай в Индии») потребовала внедрить как можно больше вооружения и оборудования, изготовленных на индийских предприятиях. «Фрегаты будут оснащены индийским оборудованием, – сказал тогдашний министр обороны Индии Манохар Паррикар. – Это версия фрегатов со стелс-технологиями, и мы можем принять участие в проектных работах». Кстати, конвертация «индийского» проекта 11356 в российский 11356Р/М тоже в свое время потребовала немало времени и средств. Во-вторых, Дели хотел достроить фрегаты на своих верфях. То есть их надо было доставить в Южную Азию через несколько морей и два океана. Но прежде соответствующую верфь еще надо было найти, а потом модернизировать ее для завершения сборки кораблей. А это все деньги. И немалые.

С другой стороны, фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» до недавних пор были единственными новыми боевыми кораблями океанской зоны в российском флоте. Их эксплуатируют, как говорится, и в хвост и в гриву, гоняя то парой, то по отдельности в Средиземное море. И высока вероятность того, что их просто загонят, как лошадь. Такое уже случилось со сторожевым кораблем «Неустрашимый» и большим противолодочным кораблем «Адмирал Чабаненко». В результате нещадной эксплуатации у них полетели газотурбинные агрегаты, изготовленные украинским предприятием «Зоря – Машпроект». Теперь они в ремонте, и неизвестно, когда из него выйдут. Вот почему потребность в кораблях проекта 11356Р/М чрезвычайно высока. Поступление в состав ВМФ «Адмирала Макарова» было воспринято с воодушевлением. Однако и трех таких фрегатов явно недостаточно для нормального функционирования Средиземноморской оперативно-тактической эскадры ВМФ РФ.

Необходимость же затратной сделки по приобретению кораблей проекта 11356Р/М для ВМС Индии дискуссионна. В соответствии с реализацией принципа Make in India в этой стране уже построены три фрегата проекта 17. Они являются дальнейшим развитием «Тальваров», но имеют большее водоизмещение и оснащены не украинскими, а более надежными газовыми турбинами LM2500+ американской корпорации «Дженерал Электрик». При этом по цене они получились даже дешевле второй тройки фрегатов проекта 11356 (360 млн долл. за единицу). Теперь на очереди реализация при техническом содействии итальянской фирмы «Финкантьери» более совершенного проекта 17А длиной 149 м и полным водоизмещением 6670 т. Эти фрегаты лаконичной стелсовской архитектуры будут оснащены самыми продвинутыми средствами обнаружения противника и вооружены российско-индийскими крылатыми ракетами «Брамос» класса «корабль–корабль» и «корабль–земля», ЗУР «Барак-8» (LR-SAM) израильской разработки и израильско-индийского производства с дальностью поражения целей от 0,5 до 90 км, а также 127-мм артиллерийской установкой, противолодочными торпедными аппаратами и двумя вертолетами.

То есть изначально ни Россия, ни Индия не получили бы выгоды от новой фрегатной сделки. Ее с полным на то основанием можно назвать взаимоневыгодной. Более того, в отношении ВМФ РФ, а значит, и Российской Федерации она стала бы актом предательства национальных интересов.

Однако переговоры продолжались. «Вопрос передачи и перепродажи тройки (фрегатов – А.М.) является самым высоким приоритетом того, что мы сейчас делаем, – заявил в марте 2016 года на встрече с коллективом ПСЗ «Янтарь» Алексей Рахманов. – Такое количество «ритуальных танцев» мы совершили вокруг министра обороны Индийской Республики, что, в общем и целом, решение о том, что эти корабли им нужны, – оно есть. И с учетом того, что завод заплатил за уже построенное у нас и кроме передачи заказчику нет других вариантов».

«В общих чертах планы таковы: два фрегата мы достраиваем для них сами, – разъяснил в апреле 2016 года начальник отдела маркетинга ПСЗ «Янтарь» Илья Пантелеев, – плюс передаем один корпус с высокой степенью насыщения, еще один корабль будет полностью строиться на индийской верфи под нашим техническим наблюдением». Как сообщили индийские СМИ, в Дели приняли решение закупить газотурбинные двигатели непосредственно на Украине. Для «Зори – Машпроекта» это была бы прямая выгода. Да еще какая! Ведь сначала это предприятие получило деньги от России и второй раз получит за то же самое от Индии.

По результатам встречи президента Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Гоа 15 октября 2016 года было подписано межправительственное соглашение о строительстве фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии. Но, как вскоре выяснилось, это был не твердый контракт, а нечто вроде протокола о намерениях. И опять потянулись переговоры. Но стороны по-прежнему никак не могли договориться о стоимости сделки.

ЗИГЗАГИ МАРКЕТИНГА

В канун санкт-петербургского Международного военно-морского салона прошлого года Алексей Рахманов вдруг сообщил сенсационную новость о том, что окончательная сборка фрегатов «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» проекта 11356Р/М будет все-таки осуществлена для ВМФ РФ по откорректированному проекту с оснащением отечественными ГТУ производства НПО «Сатурн». Эту информацию на МВМС-2017 подтвердил и заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

На кораблях предусматривается размещение всережимной главной энергетической установкой в составе двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых будет состоять из двух газотурбинных двигателей М70ФРУ максимальной мощностью по 14 000 л.с. каждый. То есть суммарная мощность ГЭУ составит 56 000 л.с. Казалось бы, здравый смысл возобладал!

Но оказалось, что радоваться преждевременно. Заявления о достройке фрегатов для ВМФ РФ были своеобразным маркетинговым шагом, а точнее, зигзагом. Расчет делался на то, что под влиянием информации о «переводе стрелок» по кораблям проекта 11356Р/М на российского заказчика в Дели дрогнут и пойдут на уступки Москве. Но очевидно, наши «маркетологи» забыли, что индийцы начали заниматься торговлей за несколько тысячелетий до того, как появились первые славянские племена. И обыграть их на этом поле чрезвычайно трудно.

Переговоры вяло продолжались. Но без результата – до тех пор, пока не стало известно о начале строительства головного фрегата проекта 17А на верфи «Мазагон Док». Его официальная закладка состоялась 28 декабря прошлого года. Всего планируется построить 7 таких кораблей, в том числе 3 на верфи «Гарден Рич Шипбилдерс энд Инжинирс». Но фрегаты эти весьма недешевы. Каждый из них обойдется примерно в 1 млрд долл. И похоже, правительство Индии использовало переговоры с Россией для давления на отечественных производителей, дабы те несколько сбросили цены на свою продукцию.

В результате, как поведал агентству «Интерфакс» в конце минувшего года генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов, «на сегодня контракт «Янтаря» с Минобороны продолжает действовать, однако строительство «адмиральской» серии приостановлено в ожидании двигателей российского производства либо какого-нибудь иного решения заказчика».

И О ДЕЛАХ ДОМАШНИХ

Минувший год оказался не просто неудачным, а провальным для российского кораблестроения. В строй вошло всего два (!) боевых корабля: фрегат «Адмирал Макаров» и корвет «Совершенный», который, как мы знаем, не доукомплектован вооружением (см. «Ждет ли нас новая Цусима», «НВО» от 22.12.17). Еще флот пополнился 8 боевыми катерами специального назначения проекта 03160 «Раптор» и противодиверсионными проекта 21980 «Грачонок» водоизмещением от 23 до 140 т. К ним еще можно присовокупить 6 10-тонных десантно-штурмовых лодок проекта 02800. Совсем негусто.

Не впечатляют и поставки флоту вспомогательных судов. Единственное своевременное пополнение в соответствии с контрактными обязательствами – вспомогательный ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Спасательные буксиры «Полярный конвой» (СБ-736) и СБ-737 проекта 02980, а также спасательно-буксирное судно СБ-739 проекта 22870 перешли из программы 2016 года. Остальные 9 так называемых судов обеспечения – небольшие рейдовые буксиры и водолазные катера.

В строй не вошли большой десантный корабль «Иван Грен», строящийся 14-й год (!), фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который 1 февраля отметит 12-й год со дня закладки, судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120, заложенное в ноябре 2012 года с контрактным обязательством передачи флоту до 25 ноября 2014 года. К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать. Между тем 18 декабря прошлого года президент ОСК Алексей Рахманов заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «В этом году по нашей линии мы скорее всего не успеем сдать один корабль, точнее, одно судно, которое мы строим для Военно-морского флота. На сегодняшний день сдано четыре (очевидно, корабля. – А.М.), еще будет сдано два и два останутся «в долгах». Вы что-нибудь поняли?

Все это – следствие обычного шапкозакидательства со стороны руководителей судостроительной отрасли и отсутствия должного контроля и умелого управления со стороны соответствующих подразделений Министерства обороны РФ. Адмирал Степан Макаров – выдающийся теоретик военно-морского строительства и практик военно-морского искусства, в честь которого назван фрегат, вступивший недавно в боевой состав ВМФ, не уставал напоминать своим подчиненным латинскую мудрость: Si vis pacem, para bellum – «Если вы хотите мира, готовьтесь к войне». Этот завет ныне захлебывается в море речей, бравурных маршей и парадных шоу.

topwar.ru

как новейшие российские корабли изменят баланс сил в Средиземноморье — РТ на русском

В Калининграде в среду прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага на фрегате «Адмирал Макаров». Новый сторожевой корабль, как и его «близнецы» — «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», — вошёл в состав Черноморского флота. До 2022 года российская флотилия должна пополниться ещё тремя судами этой серии. По мнению экспертов, «адмиралы» существенно усилят позиции Москвы в Средиземноморье. О боевых возможностях современных фрегатов — в материале RT.

Фрегат «Адмирал Макаров» проекта 11356 официально вошёл в состав Черноморского флота России. В среду в Калининграде состоялась торжественная церемония поднятия на судне Андреевского флага. 25 декабря Минобороны и судостроительный завод «Янтарь» подписали приёмо-передаточный акт на новый сторожевой корабль.

«Фрегаты (проекта 11356. — RT) уже зарекомендовали себя на Средиземном море и на других морских театрах. Приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королёва «Адмирал Макаров» включён в состав соединения надводных кораблей Черноморского флота с дислокацией в городе Севастополь», — заявил на церемонии начальник Управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников.

  • Торжественная церемония подъёма военно-морского флага на сторожевом корабле «Адмирал Макаров»
  • РИА Новости

Испытательный период

 

«Адмирал Макаров» был заложен 29 февраля 2012 года на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». 3 сентября 2015 года фрегат был спущен на воду, а с июля по октябрь 2016 года прошёл процедуру заводских испытаний.

30 октября 2016 года главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв заявил, что «Адмирал Макаров» войдёт в состав флота в декабре 2016 года. Однако государственные испытания затянулись более чем на год.

Также по теме

«Форпост возможностей»: как будет происходить формирование постоянной группировки России в Сирии

Россия начала формирование постоянной группировки на базах Тартус и Хмеймим в Сирии. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу….

В марте 2017 года замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов пояснил, что сроки передачи «Адмирала Макарова» сдвинулись по причине несвоевременного выполнения концерном «Алмаз-Антей» опытно-конструкторских работ по зенитному ракетному комплексу (ЗРК) «Штиль».

По информации СМИ, государственные испытания фрегата проекта 11356 затянулись из-за решения командования ВМФ провести на корабле испытания новой зенитной управляемой ракеты 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета должна расширить арсенал ЗРК корабельного базирования «Ураган-1».

С апреля по сентябрь 2017 года «Адмирал Макаров» прошёл завершающий этап государственных испытаний. Как сообщают открытые источники, проблемы с ЗРК «Штиль» были устранены. В апреле фрегат поразил крылатые ракеты — мишени, а в ноябре успешные испытания прошли все виды вооружения судна.

Наследники «Буревестника» и «Нерея»

 

Проект 11356 предполагает строительство шести фрегатов дальней морской зоны для Черноморского флота. Ранее «Янтарь» передал Минобороны два сторожевых корабля — «Адмирал Григорович» (11 марта 2016 года) и «Адмирал Эссен» (7 июня 2016 года). Оба фрегата неоднократно несли боевое дежурство у берегов Сирии и наносили удары по террористам.

  • Головной сторожевой корабль Черноморского флота ВМФ РФ «Адмирал Григорович» проекта 11356
  • © Василий Батанов / РИА Новости

В 2013 году на «Янтаре» были заложены ещё три корабля проекта 11356 — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». В 2015 году калининградский завод был вынужден прекратить строительство фрегатов из-за отказа Украины продавать газотурбинные установки.

Также по теме

«Чёрные дьяволы»: как морская пехота России будет наращивать свой боевой потенциал

27 ноября в России отмечается День морской пехоты. Этот род вооружённых сил был создан немногим более 300 лет назад. В то время…

Ситуацию спасли специалисты подмосковного ПАО «ОДК-Сатурн», которые разработали аналогичные по характеристикам установки М70ФРУ и М90ФР. Работы на «Адмирале Бутакове», «Адмирале Истомине» и «Адмирале Корнилове» должны возобновиться в 2018 году. В состав ЧФ корабли войдут в 2020—2021 годах.

Суда проекта 11356 являются усовершенствованными аналогами сторожевых кораблей проекта 1135 «Буревестник» и проекта 11351 «Нерей». В СМИ проект 11356 нередко называют «Буревестником» из-за внешнего сходства с советскими фрегатами.

Корабль проекта 11356 имеет водоизмещение около 4 тыс. тонн, дальность плавания — 4,8 тыс. миль, автономность — 30 суток, скорость хода — 30 узлов (55 км/ч). Длина фрегата — 124,4 м, ширина —  15,2 м, осадка — 4,2 м. Экипаж корабля составляет 180 человек.

На вооружении «адмиралов» стоят ракетные комплексы «Калибр-НК», 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190 «Универсал», два спаренных торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна бомбомётная установка РБУ-6000. Средства ПВО представлены ЗРК «Штиль» и 30-миллиметровой артиллерийской установкой АК-630.

  • Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» проекта 11356
  • © Пресс-служба Минобороны России

Оборудование и вооружение позволяют кораблям проекта 11356 поражать цели на расстоянии до 300 км, а также вести круговую оборону от авиационной техники, кораблей, подводных лодок и ракет противника.

На палубе «адмиралов» могут разместиться многоцелевой вертолёт Ка-27 или вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. По информации СМИ, корабли проекта 11356 оснастят многофункциональными беспилотными комплексами «Орлан-10», которые будут использоваться для проведения разведки и целеуказания.

Усиление позиций

 

Новейшие сторожевые корабли должны усилить позиции России на Средиземном море. Подобная задача была прописана в принятой в июле 2015 году обновлённой Морской доктрине РФ.

В ближайшие годы Россия должна обрести постоянную военно-морскую базу в сирийском Тартусе. 26 декабря 2017 года Совет Федерации ратифицировал соглашение между Москвой и Дамаском, которое позволяет России вести строительные работы в акватории порта и на прибрежных территориях.

Также по теме

Первый в истории ВМФ России парад за пределами страны прошёл в сирийском Тартусе

В сирийском порту Тартус состоялся военно-морской парад в честь Дня ВМФ. Корабли прошли кильватерной колонной, не покидая свою зону…

Москва получила право единовременно держать в Тартусе до 11 боевых кораблей, то есть почти весь состав средиземноморского оперативного объединения ВМФ. Российско-сирийский договор будет действовать в течение 49 лет с возможностью автоматической пролонгации на 25-летние периоды.

Кроме того, «адмиралы» должны поддержать боеспособность ВМФ в сегменте кораблей второго ранга (водоизмещением менее 6 тыс. тонн) до реализации проекта 22350, который предполагает строительство 15 фрегатов. Перспективные сторожевые корабли проекта 22350, по планам Минобороны, станут основой присутствия надводного флота РФ в дальней морской зоне и в Мировом океане.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что с окончанием строительства оставшихся трёх «адмиралов» Россия существенно усилит свои позиции в Чёрном и Средиземном морях. Боевые возможности ЧФ с учётом шести подлодок проекта 636.3 вырастут в несколько раз по сравнению с началом 2000-х годов.

«Однозначно можно сказать, что Россия потеснит НАТО в Чёрном и Средиземном морях. После завершения строительства базы в Тартусе и передачи ВМФ остальных фрегатов Российская Федерация получит возможность надёжно защищать интересы у своих берегов и постоянно присутствовать в Средиземном море. Значение этого факта невозможно переоценить», — сообщил Мураховский в беседе с RT.

По словам эксперта, фрегаты проекта 11356 — это корабли с самым современным радиоэлектронным оборудованием, которое позволяет им действовать в едином контуре обороны. Ещё одна особенность «адмиралов» — универсальная пусковая установка для противолодочных и противоореольных ракет, а также для ракет «Калибр-НК», предназначенных в том числе для поражения наземных объектов.  

russian.rt.com

Фрегат «Адмирал Макаров» уйдет из Калининграда в Севастополь — Российская газета

Торжественная церемония подъема военно-морского флага прошла на новом сторожевом корабле (СКР) «Адмирал Макаров», построенном в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» для Черноморского флота.

Согласно приказу главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева, зачитанному на церемонии, СКР включен в состав соединения надводных кораблей Черноморского флота с дислокацией в Севастополе.

Ритуал первого подъема Андреевского флага произвел командир сторожевого корабля капитан 2 ранга Григорий Бреев. Экипаж для нового корабля давно сформирован и обучен, служить здесь будут только контрактники.

— Завод «Янтарь» освоил серийное строительство фрегатов проекта 11356. Флоту корабли нужны. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время на заводе «Янтарь» будет развернуто серийное строительство более мощных кораблей, в которых так нуждается флот, — подчеркнул начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников.

По его словам, фрегат «Адмирал Макаров» прошел все этапы государственных испытаний, в ходе которых были окончательно и детально проверены материальная часть и вооружение корабля, навигационные и гидроакустические средства, системы жизнеобеспечения на предмет соответствия требованиям Главного командования ВМФ к кораблям этого класса.

Как сообщили в отделе отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту, испытывали «Адмирала Макарова» в Балтике и Баренцевом море. За время испытаний корабль прошел свыше 20 тысяч миль.

Были выполнены десятки ракетных, зенитно-ракетных, артиллерийских и торпедных стрельб. В их числе — ракетные стрельбы из комплексов «Калибр-НК» и «Штиль», артиллерийских установок А-190 и АК-630, реактивно-бомбовых установок РБУ-6000, а также торпедного оружия.

Вместе с летчиками вертолетов Ка-27 морской авиации Балтийского флота экипаж «Адмирала Макарова» отработал противолодочные задачи и поисково-спасательное обеспечение. Совершено более 50 посадок корабельных вертолетов на палубу СКР.

Справка «РГ»

Многоцелевой фрегат дальней морской зоны «Адмирал Макаров», заложенный на ПСЗ «Янтарь» в феврале 2012 году и спущенный на воду в сентябре 2015 года, — третий в серии сторожевых кораблей проекта 11356. Два первых СКР — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» — вошли в состав ВМФ России в 2016 году.

Скорость — 30 узлов. Автономность — 30 суток. Дальность плавания — 4850 миль при скорости 14 узлов. Экипаж — 180 человек и 20 морских пехотинцев. Полное водоизмещение — 4035 тонн, стандартное — 3620 тонн, длина — 124,8 метра, ширина — 15,2 метра, осадка — 4,2 метра. На борту базируется 1 вертолет Ка-27ПЛ или Ка-31.

rg.ru

что умеет «Адмирал Макаров» — Российская газета

В конце 2018 года третий фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров» отправился во второй за год службы дальний поход — в Средиземное море. Эти корабли долго у стенки не стоят, но это не единственная их особенность. Командир «Адмирала Макарова» капитан второго ранга Григорий Бреев рассказал о возможностях своего фрегата.

— Дальность действия нашего бортового вооружения больше, чем у кораблей предыдущих поколений, а боевые возможности шире. Фрегат по многим параметрам превосходит крупные надводные корабли стран НАТО в Черноморском регионе. В принципе, по спектру решаемых задач «Адмирал Макаров» сопоставим с нашими крейсерами недавних серий: мы можем наносить удары по кораблям и береговым целям, искать подлодки с помощью вертолета и бортовой аппаратуры, следить за ними и атаковать торпедами, — рассказал Бреев «Красной звезде».

Главное ударное вооружение корабля — универсальные пусковые установки на восемь крылатых ракет «Калибр» и «Оникс». Первые способны поражать морские цели на дистанции 400 километров, а сухопутные — на 2000 км. Сверхзвуковые «Ониксы» доставляют к цели 300-килограммовую боеголовку и перехватить ракету, летящую на скорости 2,6 Маха практически невозможно.

Противовоздушная оборона фрегата организована в несколько эшелонов. На дальних подступах угрозу нейтрализуют зенитные ракеты комплекса «Штиль-М», ближние цели  сбивают шестиствольные автоматические пушки АК-630М. На полубаке установлена 100-миллиметровое орудие  АК-190 с дальностью стрельбы до 21 километра. Для борьбы с подводными лодками корабль оснащен 12-ствольным реактивным бомбометом и четырьмя торпедными аппаратами, способными стрелять высокоточными боеприпасами последнего поколения.

— Автоматизация фрегата — высочайшая. В качестве «мозга» всех кораблеьных систем используется боевая информационно-управляющая система «Требование-М». Она разработана специально для кораблей данного проекта, что положительно сказалось на ее эффективности. Система управляет всеми боевыми и оборонительными ресурсами фрегата, обеспечивая автоматическое применение всего спектра вооружения, — отметил командир.

Суммарная мощность энергетической установки 56 тысяч лошадиных сил — этого хватает, чтобы разогнать корабль водоизмещением в четыре тысячи тонн до 30 узлов и обеспечить дальность плавания в 5000 морских миль. Кстати, за время службы «Адмирал Макаров» уже прошел 30 тысяч миль.

Андреевский флаг на фрегате был поднят в декабре 2017 года. Летом 2018-го корабль совершил переход с Балтики на Черноморский флот, по дороге поучаствовав  в масштабных учениях группировки ВМФ России в Средиземном море. 5 октября «Адмирал Макаров» пришел в Севастополь, а через месяц отправился обратно в Средиземное море.

— Моряки нового фрегата отличаются высокой слаженностью в решении задач, — отметил заместитель командира соединения капитан первого ранга Сергей Радаускас. А значит, Андреевский флаг в Средиземноморье они будут демонстрировать достойно.

rg.ru

Российский флот получил «Адмирала Макарова»

Российский флот пополнился новым фрегатом. Вчера, 25 декабря, информационное агентство ТАСС сообщило о том, что Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» передал заказчику корабль «Адмирал Макаров».

«25 декабря на ПСЗ «Янтарь» подписан приёмопередаточный акт на фрегат «Адмирал Макаров». Акт подписали генеральный директор завода Эдуард Ефимов и председатель комиссии государственной приёмки Минобороны РФ капитан 1-го ранга Алексей Потешкин. Тем самым утверждено, что третий корабль проекта 11356 передан заказчику», — сообщил пресс-секретарь завода «Янтарь» Сергей Михайлов.

Фрегат «Адмирал Макаров».
tass.ru

По словам Михайлова, государственные испытания фрегата (сторожевого корабля) «Адмирал Макаров» начались в октябре 2016 года и проходили в Балтийском и Баренцевом морях. Во время выходов в море корабль показал хорошие мореходные качества и слаженную работу систем. В итоге было подтверждено полное соответствие его тактико-технических характеристик спецификационным данным техпроекта.

Фрегат «Адмирал Макаров» был заложен на ПСЗ «Янтарь» 29 февраля 2012 года и спущен на воду 2 сентября 2015 года. Это третий корабль в серии сторожевых кораблей проекта 11356 строящихся по заказу Минобороны РФ. Первые два корабля серии — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» — были сданы в 2016 году. На 27 декабря намечено поднятие на «Адмирале Макарове» Андреевского флага, что будет официально означать принятие корабля в состав ВМФ РФ.

«Адмирал Макаров» является сторожевым кораблём многоцелевого назначения водоизмещением в 4000 т, скоростью хода до 30 узлов и автономностью плавания до 30 суток. Фрегат оснащён артиллерийским и ракетным вооружением и способен наносить удары по воздушным, надводным, подводным и наземным целям. В частности, корабль вооружён новейшими российскими противокорабельными ракетами «Калибр-НК» и «Оникс». Кроме того, он способен нести на борту вертолёт Ка-27, Ка-28 или Ка-31. Экипаж корабля составляет 180 человек.

warspot.ru

Адмирал Макаров. Гений русского флота » Военное обозрение

31 марта (13 апреля) 1904 года, 114 лет назад, погиб адмирал Степан Макаров. Россия знала много талантливых флотоводцев, побеждавших врага в морских сражениях, но Макаров был не просто героическим офицером, а блестящим теоретиком – новатором, во многом опережавшим свое время.
Степан Осипович Макаров был потомственным морским офицером. Его отец Осип Фёдорович Макарова (1813-1878) служил в Николаеве, а затем в Николаевске-на-Амуре. Степан Осипович родился в 1849 году в Николаеве и, как и его отец, избрал для себя карьеру морского офицера. В 1865 году Степан Макаров окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, где готовили кадры для Корпуса флотских штурманов.

После окончания училища 16-летнего унтер-офицера назначили на корвет «Варяг», которым командовал капитан 2-го ранга Роберт Александрович Лунд – выдающийся человек, мореплаватель и участник кругосветного путешествия. Командир отозвался о юном Макарове как об очень перспективном моряке, демонстрировавшем прекрасные успехи в морском искусстве. Два года прослужил Макаров на корветах – сначала на корвете «Варяг», затем на корвете «Аскольд», которым командовал капитан-лейтенант Петр Иванович Полозов. В 1867 г. его произвели в гардемарины Морского кадетского корпуса и только в 1869 году присвоили первое офицерское звание мичмана российского флота. Уже в то время молодой мичман не просто нес службу, как большинство других морских офицеров, а стремился совмещать ее с научно-исследовательской работой.

Броненосная лодка «Русалка», на которую получил назначение Макаров, представляла собой новый для России того времени тип кораблей береговой обороны. Во-первых, корпус «Русалки» был бронирован, а во-вторых орудия главного калибра были размещены во вращающейся башне. Когда корабль следовал по узким шхерам, он столкнулся с подводным камнем. На корабль попало большое количество воды, после чего командир решил посадить «Русалку» на мель и приступить к водолазным работам. Молодого штурмана очень заинтересовали причины затопления «Русалки» и вскоре в «Морском сборнике» появилась статья мичмана Степана Макарова «Броненсоная лодка «Русалка». Исследования плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества». В ней мичман предложил свое видение решения проблемы в детальных рекомендациях, которые получили одобрение в российском Морском министерстве. Суть предложений мичмана Макарова сводилась к разделению корабля непроницаемыми перегородками, что позволило бы сохранить его плавучесть даже в случае затопления отдельных отсеков судна. Кроме того, с помощью стационарной системы откачки воды экипаж получал возможность максимально быстро удалять воду, которая проникала на корабль через поврежденный корпус.

Дальнейшая служба Макарова была связана с многочисленными войнами, которые вела Российская империя. Молодой офицер, будучи неплохим командиром, не забывал о технических новшествах. Когда во время русско-турецкой войны Морское министерство мобилизовало для военных нужд гражданские пароходы, один из них – «Великий князь Константин» — получил под свое командование лейтенант Макаров. Он произвел масштабное переоборудование судна, превратив его в базу для минных катеров. Именно пароход «Великий князь Константин» после начала войны первым вышел для выполнения боевых задач в Черное море. Во время боевых действий в декабре 1877 – январе 1878 гг. в районе Батума Макаров успешно использовал преимущества парохода, в том числе и минные катера, впервые применив самодвижущиеся мины – торпеды.

В 1880-1881 гг. Россия предприняла знаменитую Ахал-текинскую экспедицию с целью покорения воинственного туркменского племени текинцев. Основную роль в Ахал-текинской экспедиции играли сухопутные войска, но нашлись боевые задачи и для флота. Корабли осуществляли снабжение русских войск в Туркмении, перевозя грузы из Астрахани в Красноводск. Служил на Каспийском море в это время и Макаров. Он даже удостоился чести обменяться георгиевскими крестами с генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, командовавшим русскими войсками в Ахал-текинской экспедиции. Участие в русско-турецкой войне, в Ахал-текинской экспедиции, технические изобретения позволили Макарову сделать быструю карьеру. В 1881-1882 гг. он командовал пароходом «Тамань», а в 1885 – фрегатом «Князь Пожарский», затем в 1886-1889 гг. командовал корветом «Витязь», совершив кругосветное плавание.

Участие Макарова в кругосветном плавании – еще одна замечательная страница жизни легендарного моряка. В 1886 году 37-летний Макаров был капитаном 1-го ранга – очень неплохая для того времени морская карьера. Получив под командование корвет «Витязь», он повел его в кругосветное путешествие через Атлантический океан, затем обогнул Южную Америку и прибыл в Иокогаму, а далее, спустя почти год плавания, прибыл во Владивосток. Во время кругосветного путешествия экипажем корабля были осуществлены бесценные океанографические и другие исследования. Так, температура и удельный вес морской воды измерялись во время путешествия каждые четыре часа. Экипаж промерял глубины в разных частях океана, исследовал морские течения.

После кругосветного путешествия, во время которого Морское министерство получило огромный объем ценнейшей информации, авторитет капитана 1 ранга Макарова и на флоте, и в научной среде вознесся на небывалую высоту. Заслуги выдающегося офицера оценили по достоинству. Уже в 1890 году его произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота. Макарову был всего 41 год. Спустя год службы в должности младшего флагмана Балтфлота, Степана Макарова перевели на должность главного инспектора морской артиллерии. Это было очень серьезное назначение – артиллерия всегда играла ключевую роль в морских сражениях, а Макарову предстояло отвечать за боеспособность и повышение эффективности всей морской артиллерии российского флота. И он с этим заданием с честью справился, внеся и личный вклад в укрепление флотской артиллерии. Например, именно Степаном Макаровым были разработаны т.н. «макаровские колпачки» — наконечники для бронебойных снарядов, которые флот принял на вооружение уже после гибели адмирала. Прослужив около двух лет главным инспектором морской артиллерии, контр-адмирал Макаров в 1894 году принял командование эскадрой в Средиземном море, а в следующем году был во главе эскадры переведен на Тихий океан.

Отношения Российской империи с соседней Японией обострялись. «Страна Восходящего солнца» имела свои далеко идущие планы относительно тихоокеанского побережья Китая и Кореи, которые рассматривала в качестве своей потенциальной сферы влияния и Российская империя. Поскольку Макаров был прекрасно знаком с военно-политической ситуацией на Тихом океане, он настаивал на необходимости укрепления российских военно-морских сил в этом регионе. Еще за десять лет до начала русско-японской войны контр-адмирал Макаров прекрасно понимал, что рано или поздно Российская и Японская империи вступят в стадию прямой военной конфронтации, и считал, что флот России должен к неминуемой войне очень хорошо подготовиться. По мнению Макарова, японские военно-морские силы не стоило недооценивать. Адмирал хорошо понимал, что Япония стремится к модернизации своих вооруженных сил и флота в первую очередь, поэтому Россия не должна игнорировать тихоокеанское направление, занимаясь лишь развитием Балтийского и Черноморского флотов.

Однако, проконтролировать собственноручно ситуацию с развитием флота на Тихом океане Макарову не удалось. В 1896 году его вновь перевели в Европейскую часть России – на Балтийское море, где Макаров был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. Это была, прежде всего, административная должность, но и с такой работой адмирал прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В 1896 году Степану Макарову было присвоено звание вице-адмирала флота.

Еще в 1895 году адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте. Азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве или условному знаку в семафорной азбуке соответствует определенное положение рук с флажками, а семафорное сообщение, соответственно, включает в себя слова, составляемые из букв, обозначаемых положениями рук с флажками. Лишь в 2011 г. семафорная азбука была исключена из учебных программ подготовки младших специалистов связи ВМФ России.


Примечательно, что именно адмирал Макаров стал одним из наиболее горячих сторонников развития Северного морского пути, о котором передовые умы русского флота говорили все чаще и чаще. Путешественник и флотоводец, Степан Макаров понимал, что именно обход через северные моря является наиболее быстрым и наиболее безопасным с военно-политической точки зрения морским путем с Балтийского моря на Тихий океан. Однако, для открытия Северного морского пути требовались особые условия в прохождении кораблей сквозь льды, и Макаров приступил к активной разработке теории ледокольных судов. Он принимал самое активное участие в руководстве строительством ледокола «Ермак», а в 1901 году, находясь на этом ледоколе, совершил экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа.

В должности главного командира Кронштадтского порта вице-адмирал Макаров прослужил более четырех лет – до февраля 1904 года. В начале февраля он составил аналитическую записку, в которой подчеркивал, что через несколько дней Япония начнет войну против Российской империи. Как оказалось, вице-адмирал действительно был прав. 27 января (9 февраля) 1904 года началась Русско-японская война. Морское министерство сразу же вспомнило о «гении русского флота» — вице-адмирале Степане Макарове, командовавшем Кронштадтским портом. Как ценнейшего специалиста, его перевели на Дальний Восток — 1 (14) февраля 1904 года вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. 24 февраля (8 марта) 1904 года он прибыл в Порт-Артур – на одну из главных баз русского флота на Тихом океане.

Степан Макаров буквально вдохнул новую жизнь в русские экипажи, дислоцировавшиеся в Порт-Артуре. Он сразу же приступил к организации регулярной боевой подготовки экипажей – начали проводиться учебные выходы в море, маневрирование и стрельбы, постановка мин, траление мин. Степан Макаров сумел убедить русских морских офицеров и матросов в возможности победы над японским флотом, хотя прежде в экипажах господствовали достаточно пессимистичные настроения. Два раза флот под командованием Макарова предотвращал попытки японского адмирала Того блокировать русские корабли на внешнем рейде и начать блокаду Порт-Артура. Вице-адмирал требовал от Морского министерства прислать по железной дороге в Порт-Артур 8 миноносцев и 40 миноносок в разобранном виде, но руководство министерства так и не удовлетворило требования адмирала. Флагманским кораблем вице-адмирала Макарова стал броненосец «Петропавловск», на котором Степан Макаров лично участвовал в боевых действиях.

30 марта 1904 года вице-адмирал Макаров выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а утром 31 марта узнал, что миноносец «Страшный» вступил в неравное сражение с японскими кораблями. Командующий выслал на помощь «Страшному» крейсер «Баян», а затем решил отправиться на помощь миноносцу и сам. Командующий эскадрой вышел в море на флагманском броненосце «Петропавловск» и сумел отогнать японские корабли, но вскоре столкнулся с главными силами японского флота. Уходя от превосходящего по силам противника, броненосец «Петропавловск» повернул в сторону Порт-Артурской гавани, но в двух с половиной милях от берега флагманский корабль подорвался на якорной мине. От взрыва мины детонировал боезапас в носовом артиллерийском погребе. Броненосец «Петропавловск» затонул. С других кораблей, экипажи которых наблюдали взрыв «Петропавловска», спустили спасательные шлюпки. Удалось подобрать 80 человек, среди которых были командир «Петропавловска» капитан 1-го ранга Николай Матвеевич Яковлев и начальник военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитан 2-го ранга Великий князь Кирилл Владимирович (двоюродный брат императора Николая II). Но вице-адмирала Степана Макарова не нашли – он пропал без вести. Гениальный русский флотоводец погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами и 650 или 652 матросами броненосца «Петропавловск». Трагическая гибель 55-летнего вице-адмирала Макарова, который мог еще долго служить России и внести еще больший вклад в развитие русского флота, стала колоссальной потерей для страны.

Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю русского флота, в его честь названы учебные заведения морского флота – и военные (Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке), и гражданские (Государственный университет морского и речного флота и Санкт-Петербургский колледж государственного университета морского и речного флота в Санкт-Петербурге), улицы российских городов, корабли. В ряде городов страны в память об адмирале Макарове поставлены памятники.

topwar.ru

Военное обозрение: «Адмирал Макаров»: «Штиль» теперь стреляет хорошо — Свободная Пресса

Фрегат проекта 11365 «Адмирал Макаров», проходящий на Балтийском море заключительный этап государственных испытаний, уничтожил воздушную мишень при помощи ракеты ЗРК «Штиль», сообщил ТАСС официальный представитель Балтийского флота Роман Мартов. Что подтвердило нормальное функционирование системы противовоздушной обороны корабля.

В обеспечении ракетных стрельб принимали участие более десяти кораблей и судов Балтийского флота, а также самолеты морской авиации. Пуск ракеты-мишени, перехваченной ЗРК «Адмирала Макарова», произвел ракетный катер «Кузнецк».

Государственные испытания фрегата начались в октябре прошлого года, и проходили в Балтийском и Баренцевом морях. В их процессе корабль показал хорошие результаты. За исключением стрельб ЗРК «Штиль-1», которые были нестабильными. К весне этого года проблема была устранена, и экипаж фрегата полностью справился с задачами ведения надежной противовоздушной обороны.

Читайте также

Россия не сможет сделать ПАК ДА «невидимкой»

Китайские СМИ: наши северные друзья сильно отстают в стелс-технологиях

Фрегат или же сторожевой корабль «Адмирал Макаров» — третий и последний корабль проекта 11365. Два других — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» — были сданы весной и летом прошлого года. Корабли были построены на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». Они получили только российское новейшее оборудование, у них дополнительно уменьшена заметность за счет более широкого применения стелс-технологий.

Надо сказать, что данные фрегаты — это, по сути, заплатка для ВМФ России. Потому что совсем недавно их строить не собирались. Они стали нужны в связи с катастрофическим затягиванием сроков строительства фрегатов проекта 22350, которые должны стать первыми, созданными в современной России кораблями дальней морской зоны. Проект был создан в Северном проектно-конструкторском бюро в 2003 году. Первоначально он предполагал строительство порядка 20 кораблей к 2025 году. Головной фрегат «Адмирал Горшков» был заложен в Санкт-Петербурге на Северной верфи в 2006 году. Через 4 года был спущен на воду. После чего дела пошли все медленнее и медленнее. Сейчас фрегат проходит испытания.

Следующий фрегат — «Адмирал Касатонов» — был спущен на воду три года назад. О сроках его готовности нельзя сказать ничего определенного. Еще более туманны перспективы двух уже заложенных кораблей — «Адмирала Головко» и «Адмирала Исакова».

«Реанимация» проекта 1135 (в обновленном виде — 11365) в 2011 году была неизбежной в связи с тревожным положением по кораблям данного ранга. Хоть еще совсем недавно, в конце прошлого века, вопрос так остро не стоял в связи с чисто оборонительной концепцией ВМФ. То есть считалось, что в далеком море делать российским кораблям нечего.

Теперь география российских интересов расширилась. Для реализации их необходимы многоцелевые — ударные, противолодочные, противовоздушные и противоракетные — корабли, способные действовать в дальней морской зоне. А лучше — в океане. То есть как минимум фрегаты и эсминцы.

У американцев эти задачи решают 22 крейсера и 62 эсминца с управляемым ракетным оружием.

У нас ситуация в этом сегменте довольно грустная. Есть два очень серьезных тяжелых атомных ракетных крейсера — «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», который с 2014 года модернизируется. Три ракетных крейсера проекта 1164. Два сравнительно молодых фрегата проекта 11540 с устаревшим ракетным вооружением — «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Два фрегата проекта 1135, из которого «вырос» «Адмирал Макаров», успешно поразивший на днях воздушную мишень в Балтийском море. Ну, и три фрегата проекта 11365. А также один проекта 22350 — «Адмирал Горшков», который этим летом все-таки должен войти в строй. Еще два, как было сказано выше, достраиваются. Но остальные фрегаты, включенные в контракт, «повисли в воздухе», поскольку Украина отказалась продавать для них двигатели. Идут разговоры о создании собственных двигателей, но они могут появиться на свет лишь в начале следующего десятилетия.

Да, конечно, затормозившиеся фрегаты проекта 22350 по ударной мощи сильнее фрегатов проекта 11365. За счет того, что на «Адмирале Горшкове» вдвое больше крылатых ракет оперативно-тактического уровня. Есть определенная разница и в приборном оборудовании, которое было разработано не более пяти лет назад. И это при том, что фрегаты имеют примерно одинаковое водоизмещение.

Тем не менее, и эта «заплатка», будем надеяться, что временная, для российского ВМФ полезна и необходима. Поскольку об устаревании фрегатов проекта 11365 говорить преждевременно. Более того — на «Адмирале Макарове» установлен новейший зенитно-ракетный комплекс, пока еще не внедренный на корабли ВМФ.

Следует учитывать и то, что данные фрегаты приписаны к Черноморскому флоту, и, следовательно, не претендуют на действия на океанских просторах. В конце концов, корабли Каспийской флотилии, несущие службу в замкнутой акватории, проявили доблесть, нанеся ракетные удары по террористам в далекой Сирии.

Полное водоизмещение «Адмирала Макарова» и других фрегатов проекта 11365 — 4035 тонн. Длина — 125 метров. Скорость — 30 узлов. Дальность на 14 узлах — около 5 тыс. миль. Экипаж — 180 человек.

При строительстве были использованы стелс-технологии, снижающие заметность. Также у корабля в сравнении с базовым проектом 1135 снижены электромагнитный и акустический фоны.

На фрегате присутствуют вся триада вооружения — ударное, противовоздушное и противолодочное. Работу оружейных систем, а также навигацию обеспечивают 6 РЛС. Они решают задачи обнаружения и сопровождения надводных целей, а также управляют зенитным и артиллерийским огнем. К радиоэлектронному оборудованию относится также комплекс радиоэлектронной борьбы.

Обнаруживает и сопровождает цели двухканальная РЛС кругового обзора «Фрегат-М2ЭМ», имеющая дальность 300 км. Это РЛС нового поколения, имеющая высокую помехозащищенность и повышенную скрытность работы. Так, рабочая частота постоянно перестраивается в широком диапазоне, производится нелинейная компьютерная обработка принимаемого сигнала, блокируются эхо-сигналы от объектов с большой площадью, принятые боковыми лепестками антенн.

В качестве «мозга» всех корабельных систем выступает боевая информационно-управляющая система «Требование-М». Она не универсальная, а специально разработанная для фрегатов данного проекта, что сказывается на ее высокой эффективности. Система управляет всеми боевыми и оборонительными ресурсами корабля, реализуя автоматическое проведение стрельб из всего спектра вооружения и отстреливания от торпед противника.

Главное ударное вооружение фрегата — крылатые ракеты: универсальная «Калибр», работающая и с надводными, и с наземными, и с подводными целями, и противокорабельная «Оникс». «Оникс» — сверхзвуковая ракета, ее дальность полета в зависимости от траектории лежит в пределах от 120 км до 500 км. Скорость на высоте — 2,6 М, у поверхности — 2 М. Радиолокационная головка самонаведения захватывает цель на удалении до 50 км.

Дозвуковая ракета «Калибр» со сверхзвуковым финишным ускорителем обладает повышенным интеллектом, прорывая ПРО противника. При обстреливании надводных целей ее дальность лежит в пределах 400 км, при атаке на наземные объекты «Калибр» способен преодолеть 2600 км.

Задачи противовоздушной и противоракетной обороны решает ЗРК «Штиль-1». Его принятие на вооружение состоится после окончания государственных испытаний фрегата «Адмирал Макаров». Относится к средствам ПВО средней дальности, отражая воздушные атаки самолетов и крылатых ракет на расстоянии до 50 км. Высота стрельбы — 15 км. Причем нижняя граница поражаемых целей — 5 м.

Читайте также

Обновленный «Белый лебедь» оснастят кошмарной для США ракетой

Х-БД не имеет аналогов в мире

ЗРК многоканальный. Одновременно может обстреливать до 12 целей. Боезапас — 36 ракет, которые являются модифицированными ракетами наземного ЗРК «Бук». От всех предыдущих корабельных ЗРК «Штиль» отличается повышенной скорострельностью, пуски ракет могут осуществляться попарно с интервалами в 2 секунды.

На корабле имеются также автоматические артиллерийские установки двух типов: одно орудие А-190 калибра 100 мм и две зенитные 6-ствольные скорострельные зенитные установки АК-630 калибра 30 мм.

Для противолодочной борьбы используются торпеды калибра 533 мм. Также имеется 12-ствольная реактивно-бомбовая установка РБУ-6000 «Смерч-2», которая позволяет отражать торпедные атаки.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *