Ту-134 — Общественный транспорт Самарской области



Материал из SamaraTrans.

В статье используется материал русской Википедии!
Ту-134АТу-134БТу-134Ш
Габариты
Длина 37,1 м 37,1 м 37,1 м
Размах крыльев 29 м 29 м 29 м
Высота 9,02 м 9,02 м 9,02 м
Диаметр фюзеляжа 2,9 м 2,9 м 2,9 м
Число мест
Экипажа
4
3 3
Максимальное 68 96 12
1-й класс 8 8
Масса и нагрузки
Взлетная 43 т 47,6 т 47 т
Коммерческая 8,2 т 9 т
Посадочная 43 т 43 т 43 т
Запас топлива 14,4 т 13,2 т 16,5 т
Лётные данные
Крейсерская скорость 850 км/ч 880 км/ч 885 км/ч
Дальность полета 2100 км 2020 км 1890 км
Эксплуатационный потолок 12 100 м 10 100 м 11 900 м
Потребная длина ВПП 2400 м 2850 м 2400 м

[править] Основные сведения

Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty — «Дерзкий») — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 годы на Харьковском авиационном производственном объединении. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего было построено 852 самолёта всех модификаций. Первый полёт выполнил 29 июля 1963, в эксплуатации с сентября 1967 года. Ту-134 поставлялся на экспорт в страны Соцлагеря.

Благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателей в среде авиаторов Ту-134 получил неофициальное название «Свисток».

К началу 1960-х годов основу парка ближнемагистральных самолётов в СССР и социалистических странах составляли поршневые Ил-14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это время гражданская авиация вступала в реактивную эпоху. Первый в СССР реактивный самолёт Ту-104 использовался только на международных и особенно загруженных внутрисоюзных линиях, тогда как на региональных маршрутах использовались морально устаревающие самолёты. Появилась потребность в реактивном самолёте с дальностью до 2000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч и пассажировместимостью не менее 40 человек, которой можно было бы использовать на коротких ВПП.

Принято считать, что Ту-134 обязан своим появлением непосредственно Никите Хрущёву. В 1960 году Генеральный Секретарь ЦК КПСС стал гостем на презентации во Франции нового реактивного самолёта Сюд-Авиасьон «Каравелла». Самолёт произвёл на советского лидера впечатление, и по возвращении в СССР Хрущёв велел ОКБ Туполева заняться разработкой аналога.

Первоначально Ту-134 не проектировался, как новый самолёт. В КБ была идея модернизации Ту-124. У самолёта удлинили фюзеляж, перенесли двигатели в хвостовую часть, а также заменили оперение на Т-образное. Проект под обозначением Ту-124А был разработан в 1961 году. Первые два опытных экземпляра (б/н СССР-45075, −45076) были изготовлены в 1963 году. В июле того же года самолёт впервые поднялся в небо.

Лётные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. В 1965 году самолету было присвоено обозначение Ту-134. В это же время было прекращено производство Ту-124. Серийный выпуск начался в 1966 году. Ту-134 выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение 18 лет (с 1966 по 1984).

Самолёт был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолёте 56 мест для пассажиров (50 в двухклассовой компоновке). Но от первого класса на тех самолётах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счёт этого число мест удалось довести до 72.

В 1965 году было изготовлено 9 предсерийных самолётов (б/н СССР-65600 … −65608) специально для лётных испытаний. На этих самолётах отсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. Интересно, что в КБ планировали установить на Ту-134 тормозные парашюты подобно Ту-104. Однако, от этой идеи вскоре отказались. В то же время, двигатели с реверсом на Ту-134 стали устанавливать лишь в 1970 году. Были переоборудованы все ранее выпущенные экземпляры. До этого самолёту «помогал» тормозить специальный щиток под фюзеляжем — очень редкое явление в гражданской авиации.

[править] Начало эксплуатации и дальнейшая модернизация

Первые серийные самолёты были переданы Аэрофлоту в 1966 году. В сентябре 1967 года на Ту-134 был совершён первый коммерческий рейс Москва-Адлер. Однако, почти три года Ту-134 использовались только на международных линиях и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва-Ленинград и Москва-Киев. Ту-134 стал первым отечественным самолётом, прошедшим сертификацию за рубежом, и в 1968 году первые машины были проданы Восточногерманской авиакомпании «Интерфлюг», а чуть позже — польской «ЛОТ».

В 1970 году была разработана модификация Ту-134А. Фюзеляж самолёта был удлинён на полметра, на двигателях установлен реверс, снят тормозной щиток, число мест увеличено до 76. В результате максимальная дальность полёта с 3100 км сократилась до 2770 км, а с максимальной коммерческой нагрузкой — до 2100 км. На самолётах, предназначенных для экспорта, было решено отказаться от штурмана и установить РЛС.

К началу 1972 года большая часть Ту-134 продолжала использоваться на международных линиях, тогда как регулярных рейсов внутри СССР было всего 12: из Москвы в Баку, Ереван, Киев, Кишинёв, Краснодар, Ленинград, Омск, Ригу и Сочи. Однако, 18 мая 1972 под Харьковом разбился Ан-10. В катастрофе погибло 116 человек, и полёты самолетов этого типа были немедленно прекращены. В 1973 году из-за выявленных ошибок в конструкции от эксплуатации Ан-10 отказались вообще. Во многих советских аэропортах началось срочное переоборудование взлётно-посадочных полос для приема Ту-134. Из-за нехватки самолётов на региональных линиях бо́льшую часть Ту-134 Шереметьевского и все без исключения Внуковского авиаотрядов решили заменить на только что разработанный Ту-154 и дальнемагистральный Ил-62.

В 1980 году начался выпуск самолёта Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Кроме того, была увеличена пассажировместимость до 96 мест. Взлётная масса доведена до 47 тонн. Начались также разработки варианта Ту-134Д с увеличенной тягой двигателей (8400 кгс), однако работы по самолёту были прекращены.

Ту-134 выполнен по схеме цельнометаллического двухмоторного низкоплана со стреловидным крылом (угол стреловидности — 35°). Механизация крыла — в виде однощелевых закрылков, элеронов и воздушных тормозов; предкрылки отсутствуют. Площадь крыла — 127,3 м². Фюзеляж «заимствован» от Ту-124 и удлинён на 7 метров. Оперение — Т-образное. Шасси — убирающееся, трёхопорное. Передняя стойка убирается в нишу в фюзеляже, основные — в специальные гондолы на крыле. Основные стойки имеют по две оси.

К конструктивным особенностям ранних версий Ту-134 относятся остеклённый нос (место штурмана), тормозной щиток под центропланом. На более современных версиях самолёта установлена радиолокационная система «Гроза-134». Ту-134 стал также первым реактивным самолётом в СССР, на котором отказались от канатного привода к рулям направления (как это было на предшественниках Ту-134 — бомбардировщике Ту-16 и пассажирских Ту-104 и Ту-124), и установили гидравлический.

[править] Силовая установка

Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа. Серийные Ту-134 оснащались турбореактивными двухконтурными двигателями конструкции Соловьёва Д-30 (ПС-30). Двигатель выполнен по двухвальной схеме, состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства, оснащен реверсивным устройством. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 свечи поверхностного разряда.

Самолёты семейства Ту-134 производились в Харькове в 1966—1984 годах. Всего за 18 лет было произведено 852 самолёта. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал вторым по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолётом (уступая лишь Як-40) и самым массовым магистральным.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надёжность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. По показателям коэффициента надёжности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным. После вступления в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ. После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолётов этой модели будет прекращена. 1 января 2008 года обладатель одного из крупнейших флотов Ту-134, Аэрофлот, прекратил их эксплуатацию.

До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевёз около 500 млн пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС.[4] На начало 2006 года в эксплуатации находилось 245 Ту-134, из них 162 — в России. К середине 2007 года число российских Ту-134 сократилось до 146, еще через год — до 117. Они заменяются на Boeing 737, Airbus A320, Ан-148. В перспективе на смену последним Ту-134 должны придти самолёты проекта SSJ. Среди крупнейших пользователей Ту-134 — UTAir, Аэрофлот-Норд, «Ямал», «Самара».

Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации Ту-134 используются в военной и сельскохозяйственной авиации. Так, на Ту-134УБЛ проходят тренировку лётчики дальней авиации, на Ту-134Ш — штурманы.

[править] Ту-134 (1966—1970)

Базовая проектная модификация с застеклённым носом. Самолёты первой серии могли взять на борт до 64 пассажиров, позже число возрастает до 72. Первые Ту-134 были оснащены двумя двигателями Д-20П-125 (2 х 5800 кгс). Изначально самолёт выпускался под обозначением Ту-124А. Весной 1969 года Ту-134 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Всего самолётов базовой версии было выпущено 78 штук, включая 2 опытных (1963 год) и 9 предсерийных (1964—1965 годы). 30 из них были поставлены на экспорт в ГДР и Польшу.

[править] Ту-134А (1970—1980)

Ту-134А — первая серийная модификация. Самолёт выпускался с апреля 1970 года до 1980 года. На Ту-134А установили более совершенные двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, благодаря чему от тормозных парашютов, которыми оснащали опытные экземпляры, удалось отказаться. Кроме этого, фюзеляж Ту-134А стал длиннее на 2,1 м для размещения дополнительных рядов кресел.

  • Ту-134А-2 — самолёт с переделанным стеклянным носом.
  • Ту-134А-3 — вторая серия, с усовершенствованными турбовентиляторными двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.
  • Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС.
  • Ту-134А «салон» — аналог Ту-134АК с одной дверью.

[править] Ту-134Б (1980—1984)

Модернизированный Ту-134А-3. Серийное производство началось в марте 1980 года. Пассажировместимость была увеличена до 80 мест. Застеклённый нос убран, а вместо него установлена радиолокационная система «Гроза-134». Некоторые модели Б имеют увеличенный запас топлива.

  • Ту-134Б-3 — самолёт с увеличенной до 96 мест пассажировместимостью и новыми двигателями Д-30 третьей серии.
  • Ту-134БВ — модификация для доставки челноков на большую высоту с последующим запуском их в космос.
  • Ту-134Б «салон» — самолёт повышенной комфортности на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).

[править] Прочие

Модификация, представляющая собой летающую лабораторию для отработки космических программ и тренировки космонавтов.

Проект модернизированного Ту-134Б. На самолёт предполагалось установить двигатели Д-436Т1-134 и новое оборудование. Разработан в 1993 году.

Проект грузового самолёта на базе Ту-134А.

Самолёт для сельскохозяйственных нужд.

Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

  • Ту-134Ш (Ту-134Уч)

Самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена радиолокационная система «Рубин-1» или «Инициатива». Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения пилотированию и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).

Летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.

VIP-модификация. Всего существует 5 таких самолетов. Некоторые из них переделаны из Ту-134СХ.

[править] Ту-134 в популярной культуре

В честь Ту-134 была названа марка болгарских сигарет с фильтром, пользовавшихся популярностью в Советском Союзе.

Ту-134 фигурирует в одном из самых известных «ляпов» советского кино: в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» пьяный Евгений Лукашин, как известно, садится в Москве на Ил-62, в Ленинграде выходит из Ту-154, а в полёте показывают Ту-134. В то же время, по компоновке салона легко угадывается Ту-154.

В другом культовом советском фильме, «Мимино», эпизод на Ту-144 снимался в кабине Ил-62.

[править] Посадка на «шоссе»

Самой известной «ролью» Ту-134 (б/н СССР-65748) в кино был эпизод из кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Съёмки проводились летом 1973 года на учебном аэродроме Ульяновского авиационного училища «Баратаевка». На самом деле посадка совершалась не на шоссе, а на взлётно-посадочную полосу, на которую была нанесена автодорожная разметка. За рулём автомобилей, сновавших по шоссе, также находились лётчики, но во время непосредственного касания автомобилей на полосе не было: в фильме отчетливо видно, как автомобили движутся по обочинам, вероятно, по соображениям безопасности. Для съёмок вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, а также указатель «Москва — 140 км». Самолёт, «снявшийся» в фильме, в настоящее время является экспонатом в ульяновском музее истории авиации.

[править] Где можно увидеть

Самолёты Ту-134 можно увидеть в качестве музейных экспонатов в ульяновском музее авиации, а также в частном музее в немецком городе Зинсхайм в Баден-Вюртемберге. В экспозиции Музея дальней авиации на авиабазе Энгельс находится учебный Ту-134УБЛ. На вечной стоянке у здания аэровокзала Кишинева стоит Ту-134 авиакомпании «Air Moldova».

www.samaratrans.info

технические характеристики, история создания и фото

Более полувека назад в Советском Союзе был создан самый массовый, узкофюзеляжный пассажирский самолет Ту-134.

Как создавался и начал летать

Для популяризации внутренних воздушных перевозок, которые становились все более востребованными, необходим был новый реактивный лайнер. Такой самолет появился, и свой дебютный полет совершил в 1963 году. Это совершенно новый, автономный авиалайнер, хотя и задумывалось лишь обновить Ту-124.

В отечественном самолетостроении уже имелся опыт проектов подобного рода, это Ту-104/124. Теперь ОКБ Туполева разработал новейшую, ближнемагистральную реактивную машину.

Сертифицирован Ту-134 в 1965 году, а двумя годами позже вышел на регулярные рейсы. Первый полет состоялся по маршруту Москва – Адлер. Практически сразу были определены и международные направления. Устойчивые и простые в обслуживании машины практически сразу были куплены ГДР и Польшей. Почти все страны социалистического лагеря, впоследствии летали на советском авиалайнере.

Несмотря на то, что ближе к восьмидесятым годам начали выпускаться Ту-154, самолеты семейства 134 еще были в строю. В 1989 была произведена последняя единица этого достойного воздушного судна.

Много прозвищ и названий самолета прижилось в обиходе, учитывая внешний облик и неподражаемое звучание двигателей. По Натовской кодировке Ту-134 обозначался «Crysty» (дерзкий, жесткий). По характерному тону моторов именовался «свистком», а за длинный неширокий фюзеляж – «стилягой». Еще одно название — «дьявол небес» или «самолет дьявола».

Друг за другом появлялись новые улучшенные модели этой линейки. На базе Ту-134 сделаны учебные экземпляры для подготовки пилотов и штурманского состава, а также летающие лаборатории для опытных испытаний в области космоса и авиации.

Удачный в техническом смысле лайнер имел модификационный ряд из двенадцати видов, серийно изготавливался в Харькове с 1966 по 1989 год, количество выпущенных экземпляров 852.

Модификации

Более десятка модификаций самолета создано за период выпуска этой серии. Эти модели также имели не один вариант воплощения. Восхищает факт того, что все они имели реальные исполнения, успешно работали, а многие и работают, по сей день.

  1. Базовый экземпляр Ту-134, вместимость от 64 до 72, носовой отсек остеклён, вмонтирован парашют для сокращения тормозного пути.
  2. Ту-134А – этот самолет оснастили прогрессивными моторами, позволившими избавиться от парашюта. Увеличили число принимаемых пассажиров, за счет наращения длины воздушного судна. Благодаря новым моторам повысилась и эксплуатационная экономичность.
  3. Модель Ту-134Б обладает дополнительным объемом топлива, увеличенной дальностью, имеет массу поменьше базовой версии. Здесь выполнен более удобный салон и аварийные выходы. Экипажи стали летать по три человека, вместо четырех. На ее базе выполнен экземпляр Ту-134М, оборудованный новыми двигателями.
  4. Опытная лабораторная машина Ту-134ЛК создана для космической отрасли.
  5. Модель Ту-134С представляла собой грузовую машину для технических нужд.
  6. Ту-134СХ – сельскохозяйственная вариация.
  7. Ту-134УБЛ – учебно-испытательный тип самолета для тренировки летного состава бомбардировщиков и штурмовиков.
  8. Ту-134УБЛ-Ш — специальная модификация вышеупомянутой модели, для подготовки штурманов ВВС и ВМФ.
  9. Для учебных подготовок штурманов дальней и фронтовой авиации создан вид Ту-134Ш.
  10. Ту-134Ш-СЛ. На этом самолете расположена воздушная лаборатория для выверки и апробации радиоэлектронного спецоборудования.
  11. Премиум-модель Ту-134А-3М насчитывает шесть построенных единиц.

Технические параметры

Аэродинамические особенности: цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом и заднерасположенными моторами. Хвостовое оперение в форме буквы Т.

Заимствованный у Ту-124 фюзеляж, удлинен на семь метров. Шасси трехопорное, складывающееся.

Некоторые отличительные особенности:

  • На первых машинах остекленный нос,
  • Под центропланом тормозной щиток,
  • Жесткая тяга и гидроусилитель штурвала заменили тросовое управление,
  • В некоторых самолетах серии, первые кресла (по типу железнодорожного транспорта) обращены спинкой вперед, и между ними и следующим рядом расположен столик.

В хвостовой части расположены две силовые установки Д-30 I, Д-30 II, Д-30 III (в зависимости от моделей машин). Есть вспомогательная силовая установка ТА-8.

Имеется трехочередная противопожарная система, а в салоне несколько переносных огнетушителей.

Фюзеляж имеет круглое сечение, его диаметр 2,9 метра.

Летные характеристики Ту-134А

  • Длина воздушного судна – 37,1 метра
  • Высота самолета – 9 метров
  • Размах крыла – 29 метров
  • Диаметр фюзеляжа – 2,9 метра
  • Ширина пассажирского помещения – 2,6 метра
  • Высота салона – 2 метра
  • Экипаж – 4 пилота
  • Пассажироемкость – 76 человек
  • Топливный запас – 13,2 тонны
  • Взлетный вес – 47000 килограммов
  • Скорость парения – 850 км/час
  • Расстояние перелета – 2100 километров
  • Длина разбега – 2200 метров
  • Потолок, высота – 12100 метров
  • Моторы тяга – 6800 кгс каждый из двух реактивных Д‑30‑II

Расположение мест в пассажирском салоне

Самолеты семейства Ту-134 могут принимать на борт разное количество пассажиров: от 12 до 96 человек. Более распространены были всегда двухклассовые компоновки салона.

2 и 3 ряд отданы под бизнес-класс. Кресла на удалении друг от друга, мягкие, раскладные. В третьем ряду расположение более комфортное, он находится в отдалении от подсобных помещений и санузла.

В экономическом классе лучшими и выгодными местами считаются ряды 5 и 13. Здесь больше места для ног. Расположение кресел в этом салоне 2/2 и один проход между ними.

Неудачные места в конце помещения, ввиду близости к туалетам.

Выработанный ресурс

Четверть века продолжалось серийное производство машин этой яркой линейки. За это продолжительное время Ту-134 показал себя как надежный, безотказный самолет.

Появление его в авиации дало мощный толчок советскому самолетостроению, увеличило число пассажирских перевозок.

Ресурс лайнера значительный: от 25 лет до 40-летнего налета. Важным является и то, что опыт, полученный при эксплуатации данного воздушного судна, был перенесен на новейший «народный» самолет Ту-154.

Факты

На выставке «Джет-экспо» выставлена машина Ту-134 (RA-65995), выпущенная в октябре 1984 года. Принадлежала ранее ФСБ, а сейчас находится в распоряжении корпорации «Космос» (с 2017 года). Самолет выполняет перевозки первых лиц компании и имеет налет всего 3700 часов из объективных 40 тысяч часов. Рейсы большей частью совершаются в Казахстан на «Байконур». Комфортабельность салона на высоком уровне, иметь такой бизнес-джет может позволить себе только богатый владелец.

Еще десятка два машин этого семейства в наши дни обслуживают высокопоставленных клиентов различных корпораций.

На балансе Минобороны все еще находится более тридцати машин семейства Ту-134. Пилотами отмечается их управляемость и надежность. Постепенно происходит замена устаревшего парка, новыми магистральными «Суперджетами».

vpolete.online

Ту-134А Википедия

Ту-134

Ту-134АК российских ВВС
(Левашово, 2009 год)
Тип пассажирский самолёт
Разработчик КБ Туполева
Производитель Харьковский авиационный завод
Первый полёт 29 июля 1963 год
Начало эксплуатации 1966 год
Конец эксплуатации нет
Статус частично эксплуатируется
Эксплуатанты / Аэрофлот (бывший)
ВВС СССР (бывший)
Air Koryo
Алроса (бывший)
Годы производства 1966 — 1989
Единиц произведено 854[1]
Базовая модель Ту-124
Варианты Ту-134УБЛ
Ту-324
 Медиафайлы на Викискладе

Ту-134 (по ификации НАТО: Crusty — «Резкий») — советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году[1]. Ту-134 поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора.

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-20П-125 на опытном самолёте и Д-30 на серийных. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значите

ru-wiki.ru

Учебно-тренировочный самолет Ту-134Ш. — Российская авиация

Учебно-тренировочный самолет Ту-134Ш.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1971 г.

Первой модификацией самолета Ту-134А для Вооруженных Сил стал учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш. Самолёт создавался для замены учебной машины аналогичного назначения Ту-124Ш, строившейся Харьковским авиационным заводом имени Ленинского Комсомола.

В декабре 1967 года, в связи с нехваткой штурманов в ВВС и авиации ВМФ, в г. Луганске приказом главкома ВВС было организовано высшее военное училище штурманов (в дальнейшем Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса). Своё имя новое учебное заведение унаследовало от находившейся здесь до войны 11-й военной авиационной школы лётчиков, свыше двухсот выпускников которой стали Героями Советского Союза, а десятерым из них это высокое звание было присвоено дважды. Среди наиболее известных воспитанников названной школы — Н.Ф.Гастелло и космонавт Г.Т.Береговой. Училище должно было готовить штурманов для морской разведывательной, противолодочной и военно-транспортной авиации.

Челябинцы, которые испытывали затруднения с авиационной техникой (в то время в училище ещё использовали для обучения и учебно-штурманские Ли-2). передали своим коллегам часть учебных машин, в том числе и Ту-124Ш. Поэтому проблема с учебными машинами для подготовки штурманов была острой.

Ту-134Ш разработали в инициативном порядке в отделе главного конструктора (ОГК) харьковского завода на базе Ту-134А. Идею переноса учебного оборудования с Ту-124Ш на новый самолёт поддержал главный конструктор Ту-134 Л.Л.Селяков, но предупредил, что выпускать техническую документацию на модификацию придётся самим харьковчанам, так как им хорошо знакомы обе машины. Со своей стороны он пообещал содействие в согласовании этой документации в туполевском ОКБ и с заказчиком. Работу ОГК поддержало и руководство завода, так как для изготовления Ту-134Ш требовалась технологическая оснастка, занимавшая значительные производственные площади, которых предприятию не хватало. В то время ХАЗ изготавливал четыре самолёта в месяц, с большим напряжением работали цеха агрегатной сборки, поэтому у предприятия появился филиал в городе Конотопе.

Для того чтобы учесть пожелания будущих эксплуатационников Ту-134Ш, конструктора ОГК по бортовому радиоэлектронному оборудованию Н.Г.Янатьева отправили в командировки в штурманские училища и учебные центры ВВС: от 6-го учебного авиационного полка в Ворошиловграде до строевого 64-го авиационного полка ПВО в Омске. Во время встреч с преподавателями и инструкторами штурманских училищ и строевыми лётчиками был собран и систематизирован ценный материал, который лёг в основу технического задания на разработку летающего класса — Ту-134Ш.

От базового Ту-134А машина отличалась усиленной конструкцией крыла и оперения, что объяснялось большим количеством взлётов и посадок, по сравнению с машинами, выполнявшими пассажирские перевозки. Кроме того, к усиленным лонжеронам крепились многопозиционные балочные держатели, рассчитанные на подвеску восьми практических бомб калибра от 50 до 250 кг. Самолёт позволял производить учебное бомбометание с использованием оптического прицела, установленного на рабочем месте штурмана, и радиолокационного — с рабочих мест курсантов. В пассажирском салоне оборудовали 12 рабочих мест с удобными креслами для курсантов. Первоначальный состав навигационного оборудования соответствовал сверхзвуковому дальнему бомбардировщику Ту-22. В дальнейшем комплектация оборудования уточнялась в процессе заказа очередной серии машин в соответствии с учебными программами штурманских училищ.

12 февраля 1971 года заводской лётчик-испытатель Ф.Ф.Доценко поднял в воздух первый серийный Ту-134Ш. В заводских испытаниях машины, кроме него, участвовали лётчик М.В.Петляков, штурманы А.И.Давыдов и В.И.Губарев, бортрадисты А.И.Курченко и В.Я.Ряховский, бортинженеры Ю.И.Наливайко и А.Е.Тайцлин.

Машина выпускалась в двух основных вариантах: Ту-134Ш-1 с БРЛС «Рубин» — для подготовки штурманов дальней и морской авиации, эксплуатирующих самолёты Ту-22М и Ту-134Ш-2 с БРЛС «Инициатива-2» — для подготовки штурманов фронтовой авиации.

Внешне учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш-1 с БРЛС «Рубин-1» отличается от пассажирского варианта Ту-134А обтекателем большего размера, чем у радиолокационного визира РОЗ-1; смонтированными под центропланами четырьмя узлами подвески двух многопозионных балочных держателей; тросовой антенной КВ-радиостанции, двумя обтекателями оснований усечённых шестигранных призм астрономического секстанта звёздно-солнечного ориентира БЦ-63, установленными на левой стороне фюзеляжа в районе центроплана. Балочные держатели позволяли подвешивать до восьми практических авиабомб ПБ-50-75 или ПБ-120. Оба основных варианта под обозначением Ту-134Ш (вне зависимости от состава навигационного и специального оборудования) строились с 1971-го до начала 1980 года.

Основными потребителями 54 учебных машин на базе Ту-124 и 90 на базе Ту-134А были штурманские училища — челябинское и ворошиловградское. На Ту-124Ш и Ту-134Ш обучались курсанты с первого по третий год обучения в 46-м учебном авиаполку (УАП) в Ворошиловграде до 1984 года, когда училище было переориентировано на подготовку в основном штурманов для военно-транспортной авиации. Свои машины оно передало челябинцам, получив от них взамен учебно-штурманские машины на базе Ан-26. В 108-м УАП челябинского училища на аэродроме Шагол Ту-124Ш использовались до середины 1980-х годов. В 1972 году в г. Шадринске сформировали второй учебный полк училища на Ту-124Ш-1.

Вдохновлённое лозунгом «Экономика должна быть экономной». Министерство обороны в феврале 1977 года расформировало 457-й УАП на Ту-16 ворошиловградского училища в Миргороде, а в 1980 году — 45-й УАП в Кустанае. Вновь изготовленные самолёты Ту-134Ш поступали в учебные полки в 604-й (с 1980 г.) в Челябинске и 108-й (с 1974 г.) в Шадринске. В 1982 году в соответствии с директивой Генштаба ВС СССР сформировали 607-й УАП на Ту-134Ш на базе двух эскадрилий 108-го УАП в г. Южно-Уральске на аэродроме Упрун. В годы перестройки начался процесс обвального сокращения Вооруженных Сил и военно-учебных заведений. В 1989 году расформировали учебно-авиационный полк в Шадринске, в 1992 году прекратил существовать 607-й УАП. В настоящее время сохранившиеся учебно-штурманские Ту-134Ш базируются на аэродроме Шагол в единственном учебном полку Челябинского Краснознаменного высшего военного авиационного училища, сумевшего вернуть в 2001 году своё историческое название. Училище по-прежнему готовит специалистов для ВВС, ПВО, ВМФ, пограничных войск и других силовых ведомств. Ту-134Ш используются до настоящего времени в качестве машин для группового обучения будущих штурманов самолётовождению в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, отработки навыков практического бомбометания, а также для выполнения служебных перевозок пассажиров.

В годы перестройки и расформирования учебных авиационных полков, вооружённых Ту-134Ш, часть самолётов попала в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Марины Расковой, где они использовались для подготовки лётчиков бомбардировочной авиации. Одному из Ту-134Ш при подготовке к 75-летию училища присвоили имя знаменитого штурмана, инициатора и организатора женских авиационных полков, одного из первых Героев Советского Союза — Марины Михайловны Расковой.

 

Ту-134Ш считался надёжной машиной и за время эксплуатации редко подводил свои экипажи. До 1984 года в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов не потеряли ни одного самолета этого типа.

«Беда подступила, как слёзы к глазам»: во время перелёта с аэродрома ждановского учебного полка 25 мая 1984 года разрушился в воздухе на высоте 2750 м над Пролетарским районом города Донецка Ту-134Ш 46-го УАП. Погибли экипаж опытного командира В.Сюткина и единственный пассажир — начальник училища генерал-майор авиации Ю.Марченко. Как показало расследование, Ту-134Ш был изготовлен в августе 1972 года, налетал с начала эксплуатации 3173 часа и произвёл 2370 посадок, а после последнего планового ремонта на челябинском авиаремзаводе в ноябре 1979 года — ещё 1034 часа и 773 посадки. На 12-й минуте полёта, над Донецком, самолёт, следуя в заданном эшелоне на высоте 4200 м, попал в тяжёлые атмосферные условия: повышенную турбулентность с мощными вертикальными порывами и вышел на перегрузки, значительно превышающие не только предельно допустимые эксплуатационные, но и расчётные, в результате чего произошло разрушение конструкции. Изучение записей «чёрного ящика» в люберецком НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники выявило, что углы отклонения руля направления с точки зрения осмысленного поведения опытного лётчика и его физических возможностей труднообъяснимы. Фактической причиной этого, как показало моделирование, явилось перепутывание проводов электропитания включения резервного преобразователя на основную шину, при выполнении ремонта самолёта челябинским АРЗ. При запитке основной шины от резервного преобразователя произошло неправильное чередование фаз переменного тока, что привело к изменению направления вращения гиромоторов приборов и гиродатчиков.

После планового ремонта машина длительное время летала, используя основной преобразователь. Дефект проявился в чрезвычайных условиях полёта, когда автоматически переключилось электропитание на резервный преобразователь — и последовавшая за этим неправильная работа демпфера вызвала сильную раскачку самолёта, скольжение с большими углами и потерю высоты. Экипаж в течение 38 секунд пытался парировать возникшие колебания по крену и перегрузке. При достижении приборной скорости 550 км/ч экипаж задросселировап двигатели, но это не помогло… Самое печальное в изложенной истории то, что на возможность неправильного подключения проводов к преобразователю обратили внимание специалисты чехословацкой авиакомпании ЧСА ещё в начале февраля 1984 года, согласовав с ОКБ А.Н.Туполева бюллетень на доработку принадлежащих им самолётов. У нас это сделали по рацпредложению семь лет спустя после описанных событий.

На базе Ту-134Ш были созданы многочисленные летающие лаборатории различного назначения. Особенно много было радиотехнических ЛЛ. Так, в начале 1978 года НПО «Ленинец» получило Ту-134Ш-1 (заводской № 73550815), который был переделан в Ту-134СЛ (самолет-лаборатория; он же СЛ-134Ш) и получил номер СССР-65098. Сначала на нем испытывали радар ПНА для Ту-22М3. Самолет имел характерный носовой обтекатель, за что его прозвали «Буратино». (Позже этот нос перекочевал на Ту-134УБ-Л, поэтому на Западе борт СССР-65098 принимали то за прототип Ту-134УБ-Л, то за Ту-134УБК). Штатный радар «Рубин-1Ш» заменили радаром РОЗ-1 с антенной под маленьким «ашным» обтекателем. Под центропланом установили съемный контейнер с аппаратурой. Позже на СССР-65098 испытывали радар Н001 «Меч», разработанный НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова для

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Ту-134 Википедия

Ту-134

Ту-134АК российских ВВС
(Левашово, 2009 год)
Тип пассажирский самолёт
Разработчик КБ Туполева
Производитель Харьковский авиационный завод
Первый полёт 29 июля 1963 год
Начало эксплуатации 1966 год
Конец эксплуатации нет
Статус частично эксплуатируется
Эксплуатанты / Аэрофлот (бывший)
ВВС СССР (бывший)
Air Koryo
Алроса (бывший)
Годы производства 1966 — 1989
Единиц произведено 854[1]
Базовая модель Ту-124
Варианты Ту-134УБЛ
Ту-324
 Медиафайлы на Викискладе

Ту-134 (по ификации НАТО: Crusty — «Резкий») — советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году[1]. Ту-134 поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора.

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-20П-125 на опытном самолёте и Д-30 на серийных. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *